Повышение эффективности распределения складской логистики. Шамис В.А. Некоторые аспекты повышения эффективности складской деятельности. Как же определить имеющийся потенциал склада

Логистика- наука управления материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными, финансовыми и другими потоками. С понятием логистики тесно связано понятие логистическойсистемы илогистического процесса.

Логистический процесс-последовательная смена состояний, стадий развития, совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, производственный процесс - последовательная смена операций и т.п.). Это определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, реализующая заданные на плановом периоде цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений .

Сложностью и разносторонним влиянием на всю деятельность субъекта характеризуются логистические процессы на предприятии. На предприятиях разных типов сферы материальных и информационных логистических процессов различны. В связи с чем, помимо шаблонных функций и сфер деятельности, таких как закупка, транспортировка, хранение, продажа и т. п., на них выполняются характерные или уникальные функции, что способствует необходимости вырабатывать определенные организационные решения и формировать нужную инфраструктуру. Промышленные и торговые предприятия могут иметь выработанную структуру распределения, а строительные предприятия ее вообще не имеют. Управление логистическими процессами должно учитывать конкретные условия работы определенного предприятия.

Логистические процессы тесно связаны с функционированием предприятия, они не формируют самостоятельную сферу деятельности, но должны подчиняться основным целям предприятия и обеспечивать их достижение.

В идеальных условиях единый логистический процесс компанииестественным образом разбит на отдельные, смежные подпроцессы (закупок и поставок сырья для собственного производства, поставок готовой продукции с производства на накопительные склады, внутрискладские перемещения и предпродажная обработка, комплектация заказов и отгрузка продукции потребителям).Но несмотря на обилие задач и подходов ученые считают, что основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистических процессах является материальный поток, а информационные, финансовые, сервисные и другие потоки рассматриваются в подчиненном плане.



Управление материальным потоком на отдельных этапах его прохождения имеет определенную специфику, в соответствии с которой выделяют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную, информационную.

Несмотря на то, что все области логистики имеют свои специфические методы, не следует забывать, что они взаимосвязаны, а общая концепция логистики осуществляет управление сквозным материальным и информационным потоком. Удачное решение логистических задач возможно только при тесном взаимодействии всех участников логистического процесса.

Решения, которые связаны с логистической деятельностью, для компаний имеют большое значение, так как влияют на эффективность всего бизнеса, а так же повышают конкурентоспособность компании.

Конфликт.

Конфликт в отношениях происходит, когда цели вовлеченных сторон противоположны или неясны. Существует внутренний конфликт интересов, когда оптимальный курс действий для отдельной фирмы в цепи поставок может отличаться от оптимального курса действий для всей цепи. Конфликт также часто возникает из-за конкуренции при распределении прибыли. И даже внутренние, межличностные конфликты между департаментами или отдельными лицами могут помешать производительности. Может происходить и ролевой конфликт, который возникает из-за разногласий по поводу целей, методов, интерпретации договоров.

Безопасность.

Проблемы безопасности связаны с утечкой информации. Потеря товаров и кража груза приводит к остановкам производственных мощностей, некомплектам, а также к излишним затратам при заказе дополнительных партий груза.

Несвоевременность.

Задержки поставок и выбор неэффективного транспортного маршрута могут иметь серьезные последствия и даже приводить к остановке производства в цепях поставок, где используется JIT. К тому же они отрицательно сказываются на удовлетворенности клиентов, так как одним из наиболее важных факторов удовлетворенности является выполнение обязательств по срокам доставки. Если информация поступает уже после того, как она была необходима, если решение уже принято, эта информация становится бесполезной. Задержки могут повлиять на снижение эффективности планирования, привести к несвоевременному контролю.

Колебания спроса.

Неожиданные колебания спроса приводят к излишним или, напротив, недостаточным запасам. На оперативном уровне проблемы возникают в том случае, когда спрос меняется слишком быстро и непредсказуемо для компании, чтобы отреагировать на него. Даже когда производство может реагировать на неожиданные колебания спроса, это может привести к побочным эффектам, таким как увеличение дефектов продукта.

Неточность.

Информационная неточность по своей природе снижает ценность информации, а также целесообразность решений, принимаемых с ее помощью.Логистическая информация должна точно отражать и текущие значения, и динамику функциональных показателей. Более высокая точность информации уменьшает неопределенность и потребность осуществлять дополнительные шаги.

Недостаток ресурсов.

Дефицит товара происходит, если спрос превышает имеющееся предложение. Недостаток информации возникает, если слишком мало данных доступно для оптимизации процесса принятия решений. Это может быть результатом измерения слишком малого количества переменных или плохого обмена данными между организациями и отделами. В этом вопросе очень важны возвратные информационные потоки. Недостаток навыков и знаний, а также низкая квалификация сотрудников приводят к чрезмерным трудозатратам и невысокой производительности труда.

Недоиспользование ресурсов.

Высокий уровень запасов связан с высокой неопределенностью, большим размером партии, колебаниями спроса, сезонностью, высоким уровнем обслуживания. В условиях неопределенности высокий уровень запасов позволяет сгладить случайную неравномерность потребления запасов, а также защищает от двух видов неопределенности: превышение спроса над ожидаемым уровнем в рамках функционального цикла (покупатель заказывает больше, чем планировалось) и колебания продолжительности функционального цикла (вследствие задержек поставок товара, сбоев) Однако высокий уровень запасов может оказывать и отрицательное влияние на деятельность организации, поскольку он включает расходы на хранение, снижает ликвидность и приводит к риску повреждения и морального износа.

Ценообразование.

Проблема ценообразования на продукцию в цепи поставок, как правило, кроется в несовершенных процессах между предприятиями, приводящих к повышению цены конечного продукта, который теряет свое ценовое преимущество по сравнению с продуктом конкурента. Еще одной проблемой является неправильное соотношение затрат и прибыли. Проблема ценообразования может также возникать из-за ценового давления со стороны партнеров. Приходится приступать к поиску новых партнеров, что предполагает новые затраты.

Основными логистическим проблемами являются: низкая логистическая производительность, неэффективное управление логистическими активами, низкое качество производимых товаров, высокие логистические издержки, недостаточно высокий логистический сервис и другие.

На данный момент существует множество моделей и методов, которые решают основные проблемы, возникающие в процессе логистической деятельности. Рассмотрим основные функции логистики, в которых возникают проблемы, а так жеметоды и алгоритмы решения данных проблем.

а) Управление закупками. Основная проблема - неэффективное удовлетворение потребности производства в сырье и материалах. Основные методы решения:

Алгоритмы выбора поставщика;

Методы прогнозирования;

Модель ABC;

Модель «сделать или купить».

б) Управление процедурами заказов. Основные проблемы - неэффективное организации получения заказов, планирования процесса реализации, организации доставки и так далее. Основные модели и методы, применяемые для решения:

Выбор логистических посредников;

Алгоритм выбора оптимального варианта распределения материального потока;

Метод определения координат склада.

в) Организация складских процессов. Основные проблемы - неправильное и неэффективное складирование и хранение, утилизация и транспортировка товаров. Методы решения:

Метод Парето;

Модель выбора оптимального варианта размещения складов;

Методика принятия решения об аренде или строительстве склада.

г) Управление запасами. Основные проблемы: неэффективность создания и поддержания уровня запасов сырья и материалов в логистических каналах снабжения и производства, а так же готовой продукции в дистрибутивных каналах. Основные алгоритмы решения:

Модель EOQ;

Модели контроля и управления запасами;

ABC-XYZ анализ;

Стахостические и нестационарные модели управления запасами.

д) Транспортировка. Основные проблемы: неэффективность созданных транспортных систем, выбранного автопарка, маршрутов доставки, перевозчиков, экспедиторов и так далее. Основные методы решения :

Модели выбора перевозчиков;

Маршрутизация перевозок;

Модель «точно в срок»;

Модель логистических центров - производство - транспорт - потребление;

Экономико-математическая модель макрологистической системы.

е) Поддержка производственных процессов. Основные проблемы - неэффективное планирование выпуска готовой продукции, поставки сырья и материалов, производство некачественного товара, прогнозирование расходов сырья и материалов и другие. Методами решения данных проблем являются:

Концепции «точно в срок»;

Модели и методы «исследования операций»;

Методы теории прогнозирования;

Модель EOQ;

Методы объёмно-календарного и объёмно-динамического планирования хода производства;

Модели управления запасами материальных ресурсов, незавершённого производства и готовой продукции.

Анализ систем, оценка эффективности;

Синтез (проектирование).

Основными моделями являются:

Модели выбора поставщика, посредника, перевозчика и т. д.

Модели прогнозирования;

Модели выявления номенклатурных групп;

Модели управления запасами;

Адаптивные временные модели («точно в срок»).

Модели выбора.

Рассмотрим модели выбора на примере выбора поставщика. Выбор поставщика важен для компании, не только потому, что на рынке функционирует большое количество поставщиков одинаковой продукции, но и тем, что поставщик должен стать для компании надежным партнёром в бизнесе.

Всех новых поставщиков компании нужно оценивать с точки зрения целесообразности, то есть позволяет ли потенциал поставщика рассматривать возможность сотрудничества. Основные методы, которые при этом используется это методы экспертных оценок и аналитический. Аналитический метод при выборе поставщика, основывается на использовании формул, которые включают в себя параметры, характеризующие логистических посредников. Метод экспертных оценок - метод, при котором между собой сравниваются противоречащие по содержанию друг другу параметры. В основу данного метода положены оценки экспертов для параметров, которые характеризуют логистических посредников.

Оценка поставщиков это непрерывный процесс, вследствие этого компании необходимо отслеживать деятельность в настоящий момент существующих поставщиков. Это поможет выявить соответствует ли их деятельность ожиданиям.

Модели прогнозирования.

Часто использование в логистике методов прогнозирования обусловлено тем, что полученные при прогнозе значения являются основой для принятия решений при тактическом, стратегическом и операционном планированиях. Методы прогнозирования базируются на двух основных подходах: математическом и эвристическом.

Эвристические методы включают в себя построение интуитивных прогнозных моделей. Данные модели формируются за счёт целевой установки, а так же опыта, интуиции, имеющейся информации и знаний эксперта. Данные экспертные оценки подразделяются на

Индивидуальные (интервью, генерация идей);

Коллективные (методы задания весовых коэффициентов, простого ранжирования, парных сравнений, последовательных сравнений);

Комбинированные (метод «Дельфи» и его модификации).

Математические методы можно подразделить на:

Простые методы экстраполяции по временным рядам (экспоненциальное сглаживание, метод наименьших квадратов и другие);

Статистические методы (факторный, корреляционный, регрессорный анализы и другие);

Комбинированные методы, представляют собой синтез различных вариантов прогнозов.

Модели выявления номенклатурных групп.

Основными моделями выявления номенклатурных групп являются модели ABC и XYZ. Модель ABC предполагает выделение групп из всей совокупности запасов, а модель XYZ исследует каждую позицию номенклатуры, вне зависимости от принадлежности к группе.

Модель ABC является модификацией «правила Парето» и представляет собой способ формирования и контроля за состоянием запасов. Данный способ представляет собой разделение номенклатуры товаров на три неравномерных множества на основании некоторого алгоритма.

Модель XYZ позволяет анализировать и прогнозировать стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес объектов. Методика данной модели заключается в присвоении каждой товарной позиции коэффициента вариации.

Модели управления запасами.

Управление запасами - одна из важнейших функций в логистике. Процесс управления запасами подразумевает решение двух основных задач:

Определение размеров запаса;

Разработка системы контроля фактического размера запаса и его своевременного пополнения.

Основным методом управления запасами являются методы расчёта текущего и страхового запаса. Данные методы могут быть подразделены на:

Методы, основанные на обработке статистических данных;

Аналитические методы;

Методы имитационного моделирования и обработки результатов.

Адаптивные временные модели («точно в срок»).

Модель «точно в срок» применяется к логистическому циклу компании, который является одним из основных объектов интегрированной логистики. Основная цель модели снизить задержки, обусловленные отклонением фактического времени выполнения логистического цикла от планового.

Существуют два варианта модели точно в срок - аналитическая и имитационная. Формируется модель «точно в срок» по следующим этапам:

а) Сбор и обработка данных о временных параметрах каждого этапа логистического цикла.

б) Расчёт основных статистических параметров всего логистического цикла, таких как среднее значение времени логистического цикла и среднего квадратического отклонения.

в) Определение То (продолжительности логистического цикла), с заданной доверительной вероятностью Р.

г) Определение времени выполнения логистического цикла «точно в срок».

д) Расчет вероятности выполнения данного цикл точно в срок.

е) Предложения по минимизации задержек на этапах логистического цикла.

Каждая компания сама выбирает методы и модели, которые будет применять для оптимизации логистической деятельности, основываясь на анализе основных логистических проблем, а так же показателях логистической эффективности, существующих в компании.

Введение.

1. Виды, функции и классификация складов.

2. Принципы организации складского хозяйства.

3. Эффективность функционирования складов.

Заключение.

Список литературы.

Введение

Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения. Функцию хранения принимают на себя производители продукции, предприятия оптовой и розничной торговли. В цепи движения сырья и готовой продукции склад служит стационарным пунктом, где товар дожидался своевременной "встречи" с потребителем. Соответственно, нередко склады воспринимаются как "неизбежное зло", добавляющее дополнительные издержки к процессу физического распределения продуктов, но с другой точки зрения - складское хозяйство играет жизненно важную роль. Долгое время недооцененной оставалась существенная функция складов по накоплению и формированию нужного потребителям ассортимента продуктов. Предприятия часто видят свою главную цель в налаживании эффективных и экономичных процессов снабжения, производства и потребления, не придавая должного значения внутренним складским операциям. Склады признаются необходимым средством выживания, но при этом мало внимания уделяется совершенствованию процессов хранения и обработки запасов. Недостаточное внимание уделяется эффективности использования складских площадей, технике и приемам грузопереработки.

В 1990-х годах главным направлением развития складского хозяйства стало повышение гибкости и эффективности использования информационных технологий. Гибкость необходима для удовлетворения растущих требований потребителей к ассортименту и условиям поставок. Совершенствование информационных технологий увеличивает гибкость, давая возможность складским операторам быстрее реагировать на изменения и оценивать результаты деятельности в самых разных условиях. На оптовом уровне канала распределения склад стал опорным пунктом розничной торговли.

    Виды, функции и классификация складов.

Современный склад - это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов, склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Склады представляют собой один из важнейших элементов логистических систем. Необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материального потока. Этим объясняется большое количество разнообразных видов складов. Склады различаются по:

    размерам - от небольших помещений до складов-гигантов (площадью в несколько сотен тысяч квадратных метров);

    высоте укладки грузов (существуют склады, в которых специальные устройства способны поднять и уложить груз в ячейку на высоте более 24 м);

    конструкции - закрытые, размещаемые в отдельных помещениях; полузакрытые, имеющие только крышу и неполное количество стен; открытые, представляющие собой специально оборудованные площадки;

    параметрам содержания (хранения), где поддерживается специальный режим температуры и влажности;

    степени механизации складских операций;

    наличию железнодорожных путей или водно-пристанционных или портовых складов;

    широте ассортимента хранимого груза;

    признаку места - склады на участке движения продукции
    производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

В логистических процессах склады выполняют следующие
функции:

    временное размещение и хранение материальных запасов;

    преобразование материальных потоков;

    обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.

Любой склад обрабатывает три материальных потока: входной, выходной, внутренний.

При обслуживании входного потока выполняются работы по разгрузке транспорта, проверке количества и качества прибывшего груза. Обслуживание выходного потока включает погрузку транспорта. Внутренний поток перемещается внутри склада.

Различные склады, встречающиеся, на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя, выполняют различные функции.

На складах готовых изделий предприятий-изготовителей осуществляются складирование, хранение, подсортировка или дополнительная обработка продукции перед ее отправкой, маркировка, подготовка к погрузке и погрузочные операции.

Склады сырья и исходных материалов предприятий-потребителей принимают продукцию, выгружают, сортируют, хранят и подготавливают ее к производственному потреблению.

Склады оптово-посреднических фирм в сфере обращения продукции производственно-технического назначения, кроме перечисленных, выполняют также следующие функции:

    обеспечивают концентрацию товаров, доукомплектовку продукции, ее подборку в нужном ассортименте;

    организуют доставку товаров мелкими партиями, как на предприятия-потребители, так и на склады других оптовых посреднических фирм;

    осуществляют хранение резервных партий.

Склады торговли, находящиеся в местах сосредоточения производства (выходные оптовые базы), принимают товары от производственных предприятий большими партиями, комплектуют и отправляют крупные партии товаров оптовым покупателям, находящимся в местах потребления.

Склады, расположенные в местах потребления (торговые оптовые базы), получают товары производственного ассортимента и, формируя широкий торговый ассортимент, снабжают ими розничные торговые предприятия.

Разнообразие видов складов в логистической системе, выполняемые ими функции и задачи, особенности перерабатываемых грузов и др. требуют их систематизации. Цель классификации складов в логистике состоит в выявлении тех или иных признаков систематизации складского объекта как элемента логистической системы, влияющего на особенности продвижения материального потока. Специалисты классифицируют склады в логистике по основным признакам (табл. 1).

Таблица 1

Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Снабжения

Производства

Распределения

По отношению к участникам логистической системы

Производителей

Торговых компаний

Транспортных компаний

Экспедиторских компаний

Логистических операторов

По форме собственности

Собственные

Коммерческие

Арендуемые

Государственных или муниципальных предприятий

По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного резерва)

Транзитно-перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы)

Распределительные (дистрибьюторские центры)

Таможенные

По ассортиментной специализации

Специализированные

Универсальные

Смешанные

По виду продукции

Материалов

Комплектующих

Незавершенного производства

Готовой продукции

Остатков и отходов

Инструментов

По режиму хранения

Неотапливаемые

Отапливаемые

Холодильники

С фиксированным температурно-влажным режимом

По технической оснащенности

Немеханизированные

Механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По виду складских зданий

Открытые площадки

Площадки под навесом

Закрытые сооружения

Многоэтажные

Одноэтажные

С высотой до 6 м.

Высотные под одной крышей

Высотностеллажные (более 10 м.)

С перепадом высот

По принадлежности материального потока

Закрытые (склады хранения продукции одного предприятия и торговой сети)

Открытые (склады коллективного пользования)

По наличию внешних транспортных связей

С причалами

С ж/д подъемными путями

С автодорожным подъездом

Комплексные

По масштабу деятельности

Центральные

Региональные

Местные

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Складская логистика как элемент логистической системы

1.2 Особенности логистического процесса в функционировании склада

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

2.1 Экономико-организационная характеристика ПАО «КАМАЗ»

2.2 Разработка решений для оптимизации складской логистики Логистического центра ПАО «КАМАЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организация эффективной складской логистики на предприятии требует непосредственного внимания экспертов, топ-менеджеров и специалистов по логистике. Данный вопрос необыкновенно актуален в наши дни в современном бизнесе, ведь во всем мире предприятия стараются оптимизировать бизнес-процессы, максимально отслеживать за технико-экономическими, финансовыми показателями организации, в особенности за показателями рентабельности производства и продаж, за соблюдением планового уровня затрат и повышением выручки. Зона складской логистики практически всегда требует нововведений и совершенствования, данная область зачастую отнимает много бюджетных средств организации из-за незапланированных затрат, различных издержек. Главная задача складской логистики с точки зрения бизнеса – это повышение рентабельности складской сети, что допустимо на предприятии при индивидуальном подходе к совокупному решению проблем склада, учитывая и привлекая во внимание внешние и внутренние факторы, которые влияют на его деятельность.

Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности организации складской логистики на предприятия. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретико-методологические особенности складской логистики.

2. Повысить эффективность работы склада.

3. Провести анализ эффективности внедрения, мероприятий направленных на совершенствование складского процесса.

Объектом исследования является Логистический центр ПАО «КАМАЗ». Предметом исследования является система складирования Логистического центра ПАО «КАМАЗ».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации складской логистики на предприятии, дается определение складской логистики, перечисляются ее основные функции и задачи склада, определяется место и роль складов в логистической системе, а также особенности логистического процесса в функционировании склада.

Во второй главе дается характеристика ПАО «КАМАЗ», а также системы складирования предприятия, выявляются проблемы развития компании, на основе которых разрабатываются рекомендации по оптимизации складской логистики ПАО «КАМАЗ».

Теоретико-методологической базой исследования послужили нормативные документы и акты предприятия, устав предприятия, бухгалтерская отчетность за 2014-2016 года. Были использованы работы Дыбской В.В. «Управление складированием в цепях поставок» и ее совместного проекта с Е.И. Зайцевым, В.И. Сергеевым, А.Н. Стерлиговой «Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок».

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  1. Складская логистика как элемент логистической системы

Современный большой склад - это достаточно сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных разнообразных составляющих, имеющих своеобразную структуру, объединенную для выполнения определенного функционала для преобразования материальных потоков .

Задачи повышения эффективности процессов таможенного оформления и таможенного контроля решаются посредством организации таможенно-логистических терминалов, которые являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры .

Таможенно-логистический терминал - это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги. Расположены таможенно-логистические терминалы в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу.

Для осуществления заложенных возможностей организации новых каналов продвижения грузопотока и услуг на внутреннем и международных рынках таможенно-логистические терминалы реализуют преимущества по снижению затрат по средствам централизованного управления услугами и интеграции и по минимизации временных затрат. Такое повышение эффективности достигается путем внедрения системы информационного обмена, а также уменьшением производственных расходов путем финансовых издержек и оптимизации документооборота.

Ускорение прохождения грузопотока через пункты СВХ повышает эффективность логистических схем.

Преимущества использования таможенно-логистических терминалов проявляются при реализации «прозрачной» информации путем предоставления централизованного и децентрализованного доступа к единой базе данных, по использованию современных логистических подходов для внешнеторговых и транзитных грузов.

Для поддержания высокой конкурентоспособности таможеннологистический терминал должен постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому необходим способ определения таких моментов как степень удовлетворенности работой терминала участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Совершенствование таможенно-логистических терминалов, эффективность модели организации и использования таможенно-логистические терминалов достигаются в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Основными показателями логистической деятельности цепей поставки являются показатели, характеризующие мощность, т.е. пропускную способность таможенно-логистического терминала и его производительности.

Основные направления развития таможенной инфраструктуры заложены в Стратегии развития таможенных органов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Комплексная реализация Стратегии формирует современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывает эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решает социально-экономические задачи, создает благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Современный склад - это весьма сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады временного хранения в отличии от складов, которые существуют на всех этапах движения материальных потоков, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, решают задачи соблюдения таможенного законодательства. Одновременно СВХ являются существенным звеном в ускорении и упрощении всей логистической цепи во внешнеторговом обороте.

Эффективность управления СВХ достигается применением автоматизированной системы учета товаров, ее совместимостью с программными продуктами, разрешенными для использования таможенными органами, производящими таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющими таможенный контроль за ними.

Автоматизированная системы учета товаров предполагает наличие выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении, с необходимой для этих целей скоростью передачи информации; наличие локальной вычислительной сети.

Возможность передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на СВХ, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на СВХ, обеспечивает эффективность управления СВХ.

Наличие электронной системы размещения и учета товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, которая совместима с программными продуктами, используемыми таможенными органами, позволяет таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках . Электронная система в автоматическом режиме позволят проводить осмотр, измерения, пересчет, взвешивание товаров как работниками склада, так и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций.

Временное хранение товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, осуществляется в специально выделяемых, оборудованных и обозначенных соответствующими номерами ячейках, расположенных на многоуровневом стеллажном оборудовании склада . Количество ячеек, определенное для временного хранения товаров и указанное в свидетельстве о включении в Реестр владельцев склада временного хранения, является предельно допустимым. Расположение ячеек, используемых для временного хранения товаров, определяется владельцем СВХ самостоятельно.

Товары после их выпуска могут находиться в ячейках в течение необходимого владельцу СВХ времени. Указанные ячейки на время нахождения в них выпущенных товаров не учитываются владельцем СВХ и таможенным органом в целях контроля использования полезного объема склада. Вместе с тем владелец СВХ вправе размещать товары, находящиеся под таможенным контролем, в другие свободные ячейки, не превышая при этом общего количества ячеек, предназначенных для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный орган контролирует количество ячеек, используемых владельцем СВХ для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и их фактическое расположение.

Применение современных информационных технологий при осуществлении временного хранения товаров повышает скорость проведения таможенного контроля, что значительно снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товара через таможенную границу.

Широкое применение в практике СВХ получил Программный комплекс «Альта-СВХ» . Программный комплекс разработан компанией «Альта-Софт» на основе детального анализа работы наиболее крупных складов, изучения наиболее передовых технологий работы. В конечном итоге был создан не просто продукт для заполнения документов, а система управления СВХ, ориентированная как на коммерсантов, так и на сотрудников таможни.

Типовая технологическая схема таможенного оформления включает все этапы временного хранения товара, начиная с фактической регистрации прибывшего груза и транспортного средства до формирования и предоставления отчетности по установленным формам, которую предоставляет владелец СВХ таможенному органу.

Программа содержит большой «управленческий» функционал. Так, с помощью разнообразных отчетов в «Альта-СВХ» возможно отслеживать этапы оформления грузов, контролировать сроки хранения товаров на складе, анализировать приход денежных средств за оказанные услуги.

Программное обеспечение «Альта-СВХ» позволяет сотрудникам склада временного хранения автоматизировать процесс таможенного оформления при соблюдении всех требований законодательства, а руководство склада и должностные лица таможенного органа в любой момент может получить точную и своевременную отчетность и контролировать все бизнес-процессы.

Технологическое совершенствование складской инфраструктуры является одним из факторов повышения эффективности логистической цепочки в целом.

Автоматизация складов, внедрение передовых технологических решений в процесс временного хранения контролируемых товаров является приоритетным направлением развития для российского рынка логистических услуг. За последние годы многие крупные логистические провайдеры в системе таможенного контроля добились заметных успехов в области внедрения современных технологий.

Оборудование складских помещений и площадок по современным стандартам, автоматизация и роботизация всех процессов, комплексное компьютеризированное управление складскими операциями позволяют значительно сократить издержки и повысить надежность хранения, оптимизировать трудозатраты, обеспечить максимально эффективный таможенный контроль.

Автоматизация систем временного хранения предполагает оснащение складов подъемно-транспортным оборудованием, разработанным на основе новейших технологических решений. Технические средства на современных автоматизированных складах интерактивны и управляются в том числе с помощью устройств радиоуправления.

При стеллажном хранении больших объемов грузов используется система радиошаттлов - роботизированных комплексов с дистанционно управляемыми передвижными платформами .

Радиошаттлы оптимальны при низкотемпературном хранении продовольственных товаров, когда проблематично организовать работу складского персонала. Роботизированные комплексы экономичны, производительны и обеспечивают высокую гибкость хранения. Можно с уверенностью прогнозировать, что данная технология будет востребована и получит дальнейшее распространение в складской логистике.

Челночная система автоматического хранения значительно упрощает процесс сборки партий товаров . Основными преимуществами данной системы являются высокая производительность сотрудников склада, поскольку нет необходимости тратить время на перемещения между стеллажами в процессе подборки товаров, а также более рациональное использование всего объема склада.

Система автоматически направляет челноки с необходимыми для конкретного заказа товарами к станциям сборки. Среди ограничений можно отметить необходимость координации работы всех процессов для достижения высокой производительности системы по количеству «ручьев», поскольку они используются и для закладки товара в систему. Но высокая стоимость оборудования, ограничения по габаритам, весу товаров, недостаточная универсальность сдерживают широкое внедрение системы.

Весьма эффективной технологией обработки товаров является маркировка единиц хранения метками, распознаваемыми с помощью радиосигнала (технологии RFID) .

Технология радиочастотной идентификации рассматривается как замена традиционных штрих-кодов, и в последние годы все больше представлена в сфере производства и хранения товаров массового потребления. RFID-метки обладают повышенной надежностью и информационной емкостью - они считываются с большой скоростью, на значительном расстоянии и вне зоны прямой видимости, что позволяет идентифицировать метки, расположенные внутри упаковки.

Применение технологии RFID позволяет существенно сократить сроки обработки единиц хранения, гарантировать эффективное информационное обеспечение складских операций и получить значительную экономию на техническом персонале. Однако технология RFID-маркировки недостаточно широко распространена, поскольку она применима далеко не ко всем группам товаров. RFID-метки не срабатывают в условиях радиопомех и при операциях с металлическими и экранирующими объектами. Поэтому товары в упаковке из фольги или сложная бытовая электроника не всегда могут быть промаркированы подобным образом.

Скорость обработки грузов - критически важная составляющая современной складской логистики, и технологии, позволяющие оптимизировать этот процесс, вызывают все больший интерес. В связи с этим увеличивается потенциал таких технологических решений, как системы управления складскими процессами с помощью световых и звуковых сигналов (технологии Pick-by-light и Pick-by-Voice) .

Также возрастает роль новых программных разработок автоматизированного хранения, включая ЗБ-моделирование складских процессов - область, в которой отечественные специалисты имеют все шансы выйти с оригинальными и перспективными предложениями, что придаст дополнительный импульс росту эффективности российской логистической сферы.

Скоординированность и скорость складских работ - важная составляющая эффективной складской логистики.

Большие перспективы имеет использование автоматизированной информационной системы управления складом, построенной по трехуровневому принципу .

Первый компонент представляет собой видимую для пользователя часть - интерфейс типа «человек-машина» - «клиентское приложение», с помощью которого пользователь осуществляет ввод, изменение и удаление данных, дает запросы на выполнение операций и запросы на выборку данных (получение отчетов); этот компонент может быть доступен на компьютере, планшете, смартфоне или терминалах для сбора данных.

Второй компонент - это скрытая от пользователей часть системы. Она включает сервер базы данных и осуществляет хранение данных. Пользователь через клиентское приложение инициирует процедуру запроса на выборку, ввод, изменение или удаление данных в базе данных.

Третий компонент- бизнес-логика. Специализированные программы обработки осуществляют инициированную пользователем обработку данных и возвращают обработанные данные в базу данных, сообщая пользователю через экран клиентского приложения о завершении запрошенной обработки.

Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределять сферы ответственности.

На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.

Все поступающие грузы помечены штрих-кодами. Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрих-кодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрих-кодом.

При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных считывают штрих-коды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов. Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров. Например, могут учитываться влажность, температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS (англ. Warehouse Management System) автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радиотерминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника.

Строгая регламентация порядка организации создания СВХ, помещения товаров на склад, виды операций, осуществляемых на складе, порядок учета движения товара, срок нахождения товара на складе и порядок выдачи товара со склада обеспечивает не только эффективность таможенного контроля, но и максимально возможно снижает издержки временного хранения, что способствует повышению эффективности складской логистики в общей системе таможенной логистики.

  • См.: Письмо ФТС России от 21 августа 2009 г. № 21-50/39656 «О направлении Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
  • RFID-технологии в логистических процессах // URL: http://www.idexpert.ru/reviews/3369.
  • Новые и перспективные технологии в составе WMS // URL: http://www.tadviser.ru/index, php/.
  • Система управления складом. Источник http://www.a-ts.ru/intstat/v-pomosch-perevozchikam/sistema-upravleniya-skladom/.

Дальновидные руководители торговых или производственных компаний всегда нацелены на расширение своей деятельности и увеличение товарных объемов. А для этого надо ответить на вопрос: удастся ли справиться с планируемым товарным потоком без ввода в строй новых складских площадей? Можно ли обработать большую товарную массу, не располагая средствами для расширения имеющихся мощностей?

Анализ финансовых результатов деятельности компании за отчетные периоды поможет понять, является ли склад «узким» местом в системе поставок или может стать таковым, почему в системе распределения постоянные сбои и процент материальных потерь не уменьшается, а с ростом объемов увеличивается. И если в период роста и становления компании закладывался определенный процент на убытки в области обработки товаров, то без сокращения логистических издержек выжить в современных условиях не удастся.

Обычно к предложениям со стороны по совершенствованию логистических операций руководство компании относится без должного внимания или же просто их игнорирует. В итоге руководители логистических и складских подразделений, устав биться со «стенкой - руководством компании», перестают разрабатывать меры по оптимизации складских и транспортных операций. Практика общения с руководителями логистических подразделений показывает, что они большей частью способны разработать и предложить способы оптимизации операций при обслуживании товарного потока. Однако эти предложения не находят поддержки у руководителей компании по следующим причинам (см. Схему 2):

Проведение руководством политики экономии во всем.

Отсутствие концепции (стратегии) развития компании и мероприятий по ее реализации.

Мнение помощника руководителя или руководителя другого отдела, имеющего влияние на руководство и не являющегося специалистом в логистике.

Отведенная руководителю по логистике роль в управлении компании.

Многие руководители компаний не понимают, что большинство решений по оптимизации складских операций напрямую зависит от комплексных мер по развитию коммерческого, транспортного, финансового и других подразделений компании.

Так как работе склада практически во всех компаниях раньше не уделялось достаточного внимания, то она строилась на основании имеющихся возможностей. Под склады отводились бывшие производственные помещения или складские объекты, но старой постройки. Система зонирования в таких складах не проработана, а стеллажное оборудование установлено не оптимально. Технология работы с товарами настолько несовершенна, что позволяет осуществлять только самые основные операции с ними.

Для обработки товаров на складе есть только минимум технических средств. И никакой возможности повышения квалификации для сотрудников склада. Все вопросы о совершенствовании складских операций решаются в последнюю очередь, и любые попытки руководителя склада сделать это пресекаются руководством компании.

Как же определить имеющийся потенциал склада?

Прежде всего необходимо провести аудит товародвижения на складе с применением АВС анализа по ряду характеристик товаров. Такой аудит позволит оценить существующие возможности склада и выявить факторы, влияющие на складскую переработку товаров.

Затем провести аудит существующей складской технологии, системы зонирования и размещения стеллажного оборудования. С помощью такого аудита можно выявить «узкие» места в работе с товарами и оценить потенциал имеющихся площадей с точки зрения возможной обработки товарных объемов и условий, при которых это осуществимо.

Далее необходимо разработать модель склада «как должно быть» с учетом обработки планируемых товарных объемов. Если ставится задача создать модель склада без значительных финансовых затрат, то основным решением будет совершенствование складской технологии, оптимизация операций и использование имеющихся площадей.

В завершение определяются потребности в дополнительном складском оборудовании.

Но, как уже говорилось выше, разрабатываются окончательные решения, которые могут быть реализованы только после согласования их с другими подразделениями компании с учетом их возможностей.

Некоторые примеры увеличения пропускной способности склада на имеющихся площадях

А. Сокращение срока товарного запаса

По результатам аудита товародвижения выявляются товарные группы или товары с определенными сроками хранения, скорость их реализации (ухода со склада), реальный срок товарного запаса по всем товарным группам и/или артикулам. Эти данные позволяют увидеть реальную работу сотрудников отдела закупок и продаж, деятельность которых напрямую влияет на работу склада.

Для разработки и утверждения срока хранения товарного запаса необходимо учитывать следующие основные факторы:

Сроки и объемы поставок.

Планируемые сроки продаж и маркетинговые данные на будущие периоды.

Мощность склада по хранению товарных запасов.

Решение вопроса о количестве товарного запаса на складе (двухнедельный, месячный и т.д.) позволяет рассчитать потребность в зоне хранения и в максимальном товарном объеме, который может находиться на складе. Принятое решение должны реализовывать все задействованные подразделения, в первую очередь отделы закупок и продаж, а также подразделения логистики по транспортировке товаров.

Следует ежемесячно выявлять на складе залежалые товары (неликвиды), по которым необходимы оперативные решения (уценка, списание, уничтожение). У некоторых компаний товары на складах лежат от нескольких месяцев до 1 года и более. Это приводит к снижению эффективности использования складских площадей и прямым убыткам компании.

По результатам аудита складской технологии, исходя из величины товарного запаса, используемого стеллажного и подъемно-транспортного оборудования, определяется потребность в площади зоны хранения. В зависимости от результатов АВС анализа определяются участки хранения для каждой категории товаров по скорости их реализации, объемно-весовым характеристикам и принятому порядку их отбора.

Реализация разработанной технологии требует наличия соответствующих возможностей (применение метода штрих-кодирования товаров, адресной системы хранения, формирование необходимых отчетов и др.). Применяемый программный продукт должен позволять проводить ежемесячный АВС анализ по обрабатываемым товарам, чтобы можно было корректировать участки хранения для наиболее востребованных товаров и порядок их размещения на хранение.

Б. Увеличение скорости обработки товаров при их приемке и отгрузке

На постоянно работающем складе средняя величина объемов поступлений и отгрузок примерно одинаковая. Она напрямую зависит от ежедневных объемов продаж, которые могут меняться в силу сезонности и других факторов.

По результатам аудита товародвижения определяются:

величина входящего и выходящего товарного потока;

количество и виды транспортных средств, перевозящих товары;

объемы партий поставок и отгрузок и другие величины.

Полученные данные позволяют проанализировать процессы выполнения операций с товарами при приемке и отгрузке и выявить реальную пропускную возможность склада по этим потокам.

Если количество входных и выходных ворот ограничено и недостаточно площадей для обработки планируемых товарных объемов, то потребуется более детальное изучение всех операций, входящих в процесс приемки и отгрузки. Такое изучение в рамках аудита складской технологии позволяет определить:

какое количество и в какие временные периоды (в течение суток) автомобили прибывают на склад для разгрузки и погрузки;

каким образом загружены автомобили (товар на паллетах или в навал);

какие объемы товаров прибывают на разных видах автомобилей;

сколько времени уходит на разгрузку/погрузку автомобиля вручную и при помощи транспортных тележек или погрузчиков;

другие вопросы.

Способы решения, которые требуют согласования с другими подразделениями компании, участвующими в организации движения товаров, могут быть, например, такими:

Увеличение или переход на доставку всех товаров на европаллетах, что сокращает процесс разгрузки/загрузки автомобиля в 1,5-2 раза.

Приемка всех товаров по состоянию внешней упаковки без пересчета вложений, что сокращает время приемки в несколько раз.

Заблаговременная передача данных от поставщика о поступающих товарах для внесения в базу данных АСУ склада, что позволяет ускорить процесс приемки товаров.

Возможность использования одинаковых штрих-кодов для поставщиков, склада и получателей, что экономит время на распечатку и наклейку складских этикеток со штрих-кодом и ускоряет процесс приема товаров.

Решение этих вопросов выходит за рамки деятельности склада и зависит от возможностей, имеющихся у других подразделений компании и у поставщиков. Если хотя бы часть этих вопросов будет реализована, то площадь зоны приемки сократится, так как потребуется меньше времени на приемку товара. Следовательно, на одной площади можно будет обслужить большее количество товаров.

В. Рациональное использование объема склада

Как правило, возможности объема складского помещения (независимо от вида склада) максимально используются только в зоне хранения, где установлены высотные стеллажи. В остальных зонах (разгрузки, приемки, комплектации, экспедиции и загрузки) высота склада обычно не используется. Конечно, для разных складов, выполняющих разные задачи и имеющих разные операции с товарами, трудно предложить единое унифицированное решение. Но сам принцип использования высоты склада должен быть рассмотрен при оптимизации складских площадей. При жесткой ограниченности площади склада обработку больших товарных объемов можно осуществлять следующим способом:

Установить в зоне комплектации стеллажи для хранения собранных заказов. Такая система может быть актуальна для складов, формирующих и отгружающих многочисленные заказы в течение суток и на следующий день.

Установить в зоне экспедирования стеллажи для хранения партий товаров, подготовленных к отправке. Эта система актуальна для складов, которые готовят заказы в течение длительного времени, а отгружают в течение ограниченного времени.

При использовании стеллажей для хранения заказов в зоне комплектации или экспедирования следует иметь в виду, что могут появиться дополнительные операции по размещению и изъятию паллет с мест хранения в этих зонах. Поэтому необходимо все взвесить и решить, какой способ будет более рациональным.

Выполнение на складе различных дополнительных операций (стикерование, антикражирование и др.) требует складских площадей. Так как подобные операции производятся вручную с каждой товарной единицей, то это требует штучного отбора товаров с мест хранения. Для этого подойдет мезонин, на котором можно установить полочные стеллажи для ручного отбора товаров. На мезонине можно разместить и рабочие места сотрудников, выполняющих данные операции.

Таким образом, мезонины - это дополнительные складские площади, но на их покупку и установку нужны средства.

Сделаем выводы. Возможности по оптимизации работы склада, более рациональному использованию складских площадей не могут быть реализованы без проработанного плана развития всей компании и изучения возможностей в других подразделениях и у партнеров, так как склад является только средством, обеспечивающим движение товаров, а условия и параметры товарных потоков задаются другими подразделениями компании.

Существует два основных способа увеличения пропускной способности склада:

Совершенствование объемно-планировочных решений в имеющихся складских помещениях.

Ускорение выполнения операций с товарами на всех участках склада.

Наиболее полное и квалифицированное обследование и аудит осуществляют специалисты консалтинговых компаний, которые не только делают выводы, но и дают рекомендации о том, что и как надо сделать, чтобы решить стоящие перед компанией задачи.