Вес подводной лодки. Самые большие подводные лодки. Размеры подводных лодок. Удар в спину, или Современное положение дел

Россия больше не может себе позволить содержание самых крупных в мире подводных лодок проекта 941. Это не только слишком дорого, но и совершенно бессмысленно – данные АПЛ не имеют вооружения, уничтоженного по договору, заключенному с США. Испытатель ракетного комплекса лодки рассказал, почему все равно считает это решение неверным.

Две самые большие в мире атомные подлодки «Северсталь» и «Архангельск» (проект 941 «Акула») до конца этого года будут выведены из состава ВМФ России и до 2018 года утилизированы, сообщил во вторник источник РИА «Новости» в оборонной промышленности.

«До конца 2013 года эти лодки, базирующиеся в Северодвинске, будут выведены из состава ВМФ, и далее предприятия приступят к их утилизации. До 2018 года, максимум до 2020-го, этот процесс необходимо будет завершить», – сказал источник.

Эти «Акулы», по его словам, устарели, а переоборудовать их себе дороже. Что касается третьей лодки этого класса, модернизированной и прошедшей ремонт, то она в ближайшие годы будет использоваться для испытаний нового вооружения. Речь идет о «Дмитрии Донском», на котором испытывали ракету «Булава».

Представитель Центра судоремонта «Звездочка» пояснил, что три лодки этого проекта уже утилизированы: первая в 2007 году на «Севмаше», вторая в 2008 году по контракту с «Севмашем» на «Звездочке», третья – там же в 2009 году. Пока никакой конкретной информации о «Северстали» и «Архангельске» на верфи нет.

Финансирование утилизации всех АПЛ в России ведется частично по госзаказу, частично – в рамках материально-технической помощи от 23 стран-доноров в рамках международной программы «Глобальное партнерство». Субмарины 941-го проекта утилизировались при финансовой помощи США и Канады. Стоит заметить, что на момент утилизации это были одни из самых современных АПЛ российского ВМФ.

«Принципиальное решение о списании этих подлодок было принято еще в начале 2000-х годов, – пояснил ИТАР-ТАСС бывший начальник Главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко. – В его основе лежал тот факт, что после потери промышленной кооперации с Украиной «Акулы» остались без своего главного вооружения – ракет Р-39 (РСМ-52 по международным договорам), которые там производились. После всестороннего анализа ситуации было принято решение перейти от украинских ракет к отечественным «Булавам», создаваемым для новых ракетоносцев проекта 955 класса «Борей». Это решение было вынужденным, но с учетом необходимости не допустить попадания страны в стратегической сфере в зависимость от другого государства выбора тогда у нас не было».

«Теперь это принципиальное решение окончательно оформлено, это, если сказать честно, давно ожидалось. Ведь есть предельные возможности государства, есть оставляющий желать лучшего потенциал промышленности, которые не могут обеспечить бесцельное дорогостоящее сохранение безоружных крейсеров проекта 941 класса «Акула». Если уж выбирать из двух возможных вариантов один, то лучше иметь «Бореи» с нашими «Булавами», хотя с учетом начавшихся более 10 лет назад работ по их созданию они, еще не вступив в строй, уже морально и физически устарели по сравнению с сегодняшним днем», – заявил адмирал. «Особенно заметно отставание наших подводных крейсеров от американских в оснащении современным радиоэлектронным оборудованием. Американские подлодки по радиоэлектронике значительно превосходят наши, поэтому значительное количество электронных плат и схем, установленных на российских лодках, даже стратегических, произведены за рубежом, в частности на Западе», – отметил Кравченко.

Он сообщил, что, как ожидается, остающийся в составе ВМФ в качестве испытательного корабля подводный крейсер «Дмитрий Донской», модернизированный на «Севмаше» по проекту 941У, способный нести на борту ракеты «Булава», после выполнения своих задач и производства достаточного для «Бореев» количества ракет «Булава» войдет в состав группировки морских стратегических ядерных сил Северного флота.

«Конечно, понятно чувство сожаления военных моряков, а особенно подводников, которые хотят, чтобы подлодок на флоте было как можно больше. Однако информация об уникальности наших «Акул» и их превосходстве над американскими лодками класса «Огайо» при действиях в северных широтах несколько преувеличена», – сказал адмирал.

«Да, наши «Акулы» проламывали в Арктике лед толщиной 2,5 метра, чтобы образовывать полыньи для ракетной стрельбы через Северный полюс. Они это делали за счет усиленной прочности ограждения рубки при быстром продувании цистерн главного баласта. Но неверно, что американские «стратеги» патрулировали только в средних и южных широтах. Они, как и наши ракетоносцы, действовали и в Северном Ледовитом океане подо льдами, но взламывали их не ограждением рубки, а особо прочной носовой частью с целью образования тех же полыней для пусков ракет», – пояснил Кравченко.

Тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (по классификации НАТО – «Тайфун») – самые большие в мире атомные подводные лодки. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Первый корабль этого типа был заложен на «Севмаше» в 1976 году и вступил в строй в 1981 году. Было построено шесть кораблей. Экипаж – 160 человек, длина корпуса – около 173 метров, ширина – 23,3 метра, осадка – более 11 метров, мощность на валах – 100 тысяч лошадиных сил. Основное вооружение – ракетный комплекс Д-19 с 20 трехступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Также «Акулы» несли ракето-торпеды «Водопад». Противовоздушная оборона обеспечивалась восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

В прошлом году посольство США в Москве объявило, что в России и США завершена ликвидация целого класса баллистических ракет, к которым относятся РСМ-52. «В рамках 12-летнего проекта было уничтожено 78 ракет РСМ-52», – отметили в посольстве.

«Лодка огромная, уникальная. Это признают все во всем мире. Недаром она занесена в Книгу рекордов Гиннесса. У нее огромный потенциал. И при своих огромных габаритах – 48 тыс. тонн водоизмещения – эта лодка очень маневренная в подводном положении, – сказал бывший начальник управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ контр-адмирал Вячеслав Апанасенко, награжденный орденом Красной звезды за испытания ракетного комплекса для лодок 941 проекта. – У нее очень оригинальное решение. Это последняя разработка генконструктора «Рубина» Сергея Никитича Ковалева. Там ракетные шахты находятся вне прочного корпуса, то есть между двух прочных корпусов в воде.

Лодка могла бы очень долго служить. Там есть много новинок по борьбе за живучесть. Рубка лодки окружена полусферическим поясом. Это две большие всплывающие камеры, в которые переходит весь личный состав, и они безопасно всплывают с больших глубин – до 600 метров».

«Эти лодки проектировали на 30 лет эксплуатации, – продолжил он. – Как показывает опыт, если заложено 30 лет эксплуатации, она прослужит и 50, настолько надежная и крепкая конструкция. Планировалось, что стоящий на ней ракетный комплекс Д-19 будет заменен новым совершенным комплексом Д-19УТТХ (с улучшенными тактико-техническими характеристиками, по классификации НАТО – РСН-52-Вариант) в тех же габаритах, весом 92 тонны с новым оснащением. Это была ракета XXI века, никакое ПРО для нее вообще не существовало, дальность стрельбы была чуть ли не в полтора раза больше, чем у нынешней «Булавы». Было проведено всего три пуска, два из которых были полностью неудачными и один частично неудачным. Мы во всех трех случаях быстро находили отказы. На мой взгляд, там было просто вредительство или, по меньшей мере, халатность. Это послужило поводом к тому, что тогдашний министр обороны Игорь Сергеев в угоду Московскому институту теплотехники приказал закрыть это дело и поручил им делать «Булаву». Я был единственным, кто не подписал акт, несмотря на угрозы, я сказал: если мы эту ракету не будем делать, у нас шесть ракетоносцев окажутся бесполезными. Меня уговаривали, что мы эти ракетоносцы перевооружим «Булавой», и даже на переоборудованную лодку «Дмитрий Донской» установили опытную шахту для испытаний «Булавы». Но потом тихой сапой эту идею ликвидировали».

Контр-адмирал привел пример, свидетельствующий о надежности этого типа кораблей. «Вышли в море на стрельбу. И из-за ошибочных действий ракета при старте взорвалась прямо на выходе из шахты. Это была старая ракета, стреляли по программе утилизации. Взрыв на подводной лодке в надводном положении, горящее твердое топливо посыпалось, загорелась резина на подводной лодке. Командир дивизии Владимир Иванов скомандовал срочное погружение. Лодка погрузилась. Все погасло. Всплыли. И весь ущерб был только в том, что надо было покрасить крышку шахты, где все горело. С жидкостной ракетой все было бы совсем по-другому», – сказал он.

«После того как их не стали модернизировать под «Булаву», они стали бесполезными, – считает контр-адмирал Апанасенко. – Мы пытались сделать из них подводные танкеры, но почему-то Газпром отказался от этого, государство и частные фирмы отказались, и оставшиеся лодки доживают свой срок. Это боль и потеря для государства. На мой взгляд, можно попробовать их хотя бы для истории сохранить».

Причиной, по которой лодки не стали модернизировать под «Булаву», эксперт считает проблемы с испытаниями этой ракеты и долгий срок ее разработки. «Официально не было «Булавы». Ее и сейчас нет – она не принята на вооружение, там целая куча недоработок. А лодки 955 проекта уже строятся: «Юрий Долгорукий» ходит, еще две на подходе, а ракет к ним нет. А так было бы еще шесть лодок. Государству невыгодно тратить деньги на переоборудование этих лодок под комплекс, который еще не идет. Представляете – переоборудуют 941 проект, а потом скажут: «Булава» не летает. Ошибка изначально была заложена в том, что отказались от продолжения испытаний Д-19УТТХ. До окончания испытаний этой ракеты тогда оставалось не более двух лет. И тогда сейчас эти лодки были бы вооружены», – заключил контр-адмирал.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении

Проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения. Разработаны в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире.

История создания

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа.. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

23 сентября 1980 года на судостроительной верфи города Северодвинска, на гладь Белого моря была спущена первая советская подводная лодка класса «Акула». Когда корпус ее был еще в стапелях, на его носу, ниже ватерлинии, виднелась нарисованная оскалившаяся акула, которая обвивала трезубец. И хотя после спуска, когда лодка встала на воду, акула с трезубцем скрылась под водой и больше ее никто не видел, в народе крейсер уже окрестили «Акулой». Все последующие лодки этого класса продолжали именовать так же, а для их экипажей была введена особая нарукавная нашивка с изображением акулы. На Западе же лодке присвоили кодовое имя «Typhoon». Впоследствии Тайфуном эту лодку стали называть и у нас.Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС. Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 - самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз»., а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки - 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий - стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т. По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу - 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения - два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав - в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна - для офицеров, другая - для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном"».

Вооружение

Основное вооружение - ракетный комплекс Д-19 с 20-ю трёхступенчатыми твердотопливными баллистическими ракетами Р-39 «Вариант». Эти ракеты обладают наибольшей стартовой массой (вместе с пусковым контейнером - 90 т) и длиной (17,1 м) из принятых на вооружение БРПЛ. Боевая дальность ракет - 8300 км, боевая часть - разделяющаяся: 10 боеголовок с индивидуальным наведением по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте каждая. Из-за больших габаритов Р-39 лодки проекта «Акула» были единственными носителями этих ракет. Конструкция ракетного комплекса Д-19 испытывались на специально переоборудованной по проекту 619 дизельной субмарине К-153, но на ней смогли разместить только одну шахту для Р-39 и ограничились семью запусками бросковых макетов. Старт всего боекомплекта ракет «Акулы» может быть осуществлён одним залпом с малым интервалом между стартом отдельных ракет. Запуск возможен как из надводного, так и из подводного положений на глубинах до 55 м и без ограничений по погодным условиям. Благодаря амортизационно ракетно-стартовой системе АРСС старт ракеты осуществляется из сухой шахты с помощью порохового аккумулятора давления, что позволяет уменьшить интервал между запусками и уровень предстартового шума. Одна из особенностей комплекса - с помощью АРСС ракеты подвешиваются у горловины шахты. При проектировании предусматривалось размещение боекомплекта из 24 ракет, но, по решению главнокомандующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, их число было сокращено до 20.

В 1986 году было принято постановление правительства о разработке усовершенствованного варианта ракеты - Р-39УТТХ «Барк». В новой модификации планировалось увеличение дальности стрельбы до 10 000 км и реализация системы прохождения через лёд. Перевооружение ракетоносцев планировалось проводить до 2003 года - срока истечения гарантийного ресурса произведённых ракет Р-39. В 1998 году после третьего неудачного пуска Министерство обороны решило прекратить работы над готовым на 73 % комплексом. Разработать другую твердотопливную БРПЛ «Булава» поручили Московскому институту теплотехники, разработчику «сухопутной» МБР «Тополь-М».

Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

Боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;
аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);
гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
эхоледомер МГ-518 «Север»;
радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
навигационный комплекс «Симфония»;
комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
телевизионный комплекс МТК-100;
две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Условия экипажа

На «Тайфуне» экипажу были обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок бытовые условия. Такое, пожалуй, можно было бы ожидать от «Наутилуса», но никак не от настоящей лодки. За небывалый комфорт «Тайфун» прозвали «плавучей гостиницей». При проектировании «Тайфуна», по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда была размещена в обшитых пластиком под дерево 2-, 4- и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.

Был на «Тайфуне» и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело– и гребными тренажерами, беговыми дорожками. (Правда, кое-что из этого – чисто по-советски – не работало уже с самого начала.) Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Сравнительная оценка

У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок - «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных сое­динений, к тому же им приходилось преодолевать противолодоч­ный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.

В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные РВСН.

После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.

3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в т.ч. 52 офицера)
Размеры
Водоизмещениенадводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м
Силовая установка

2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый.
2 турбины по 45000 - 50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение
Торпедно-
минное вооружение 6 ТА калибра 533 мм;
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М,УСЭТ-80 или ракето-торпеды«Водопад»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.

23.02.2016 в 22:08 · Pavlofox · 35 890

Самые большие подводные лодки в мире

Подводные лодки стоят на вооружении многих стран мира. Есть среди них небольшие суда, экипаж которых состоит из 1-2 моряков и самые большие подводные лодки в мире . О последних мы и расскажем в статье.

Самыми большими субмаринами являются подводные крейсеры, подводное водоизмещение которых может достигать 48 тысяч тонн и длины в 172 метра.

10. Навага | Длина 128 метров

На 10 месте среди самых больших подводных лодок в мире находятся советские субмарины проекта 667А «», оснащенные баллистическими ракетами. Длина подлодки составляет 128 метров, ширина – 11,7 метра. Оснащение – 16 пусковых установок с ракетами Р-27. Дальность действия – 2400 километров. Общий боевой комплект субмарины – 22 торпеды, из них две – ядерные.

Разработка подлодок серии «Навага» началась в 1958 году.

9. Триумфан | Длина 138 метров


Французские подводные лодки типа «» входят в число самых больших субмарин в мире. Строительство первой подлодки началось в 1986 году. Распад СССР внес коррективы в количество построенных субмарин – вместо 6 было создано 4 подводных лодки.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 14 335 тонн, длина корпуса – 138 метров, ширина – 12, 5 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса М45. Девятое место в нашем рейтинге.

8. Цзинь | Длина 140 метров


Поражают своими размерами и китайские подлодки проекта 094 «». Они занимают 8 место в рейтинге самых больших подводных лодок в мире. Они пришли на смену лодкам класса 092 «Ся». Строительство новых подлодок началось в 1999 году. Поскольку Китай предпочитает держать втайне все свои военные разработки, о субмаринах нового поколения известно мало. Длина подлодки – 140 метров, ширина – около 13 метров, подводное водоизмещение – 11500 тонн. Вооружение – 12 баллистических ракет с дальностью действия до 12 тысяч километров.

В 2004 году на воду была спущена первая субмарина серии «Цзинь». По информации китайской стороны, сейчас на вооружении Китая находятся 6 подводных лодок этого типа. К боевому патрулированию они должны были приступить в 2014 году.

7. Вэнгард | Длина 150 метров


В число самых больших субмарин в мире входят британские подлодки типа «». В 1990 годах они пришли на смену лодкам типа Resolution. Появление новых субмарин у США и СССР заставили Англию приступить к созданию нового типа подлодки, с такими же высокими боевыми характеристиками. Первоначально было решено построить не менее 7 подлодок, но с распадом Советского Союза необходимость в таком количестве ракетоносцев отпала. Всего на вооружение поступило 4 подлодки типа «Вэнгард». Строительство первой из них началось в 1986 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение – 15 900 тонн, длина корпуса – 150 метров, ширина – 12,8 метра. Вооружена 16 баллистическими ракетами системы «Trident-2 D5».

6. Кальмар | Длина 155 метров


Размеры подлодки: подводное водоизмещение 13 050 тонн, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 межконтинентальных жидкостных ракет Р-29Р с дальностью действия более 6 000 км.

На сегодня большая часть подлодок «Кальмар» утилизирована, остальные входят в состав Тихоокеанского флота России.

5. Мурена-М | Длина 155 метров


Подлодки проекта «» входят в число самых больших субмарин. Это модернизация лодок проекта «Мурена». Главное отличие – размещение 16 ракет, а не 12. Для этого корпус лодки был увеличен на 16 метров.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 15 750 тонны, длина корпуса 155 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 ракет Р-29Д с дальностью действия более 9 000 км. Пятое место в рейтинге.

4. Дельфин | Длина 167 метров


Подлодка проекта «», занимающая 4 место в нашем рейтинге, продолжила развитие проекта «Кальмар». Строительство первой субмарины началось в 1981 году. Было построено 7 подлодок. Сейчас все они входят в состав подводного флота России. По своим размерам субмарина того типа входит в число самых больших подводных лодок в мире. Ее подводное водоизмещение составляет 18 200 тонн, длина 167 метров, ширина – 11, 7 метра. Вооружение – 16 баллистических ракет класса Р-29РМ.

3. Огайо | Длина 170 метров


Американские субмарины типа «» входят в число самых больших подводных лодок в мире. Они относятся к подлодкам третьего поколения и оснащены 24 баллистическим ракетами «Трайдент». Их особенность – разделяющиеся головные части и индивидуальная система наведения на цель. Сегодня субмарины типа «Огайо» составляют ядро американских ядерных сил. Они несут боевое дежурство в Атлантическом и Тихом океанах.

Размеры подлодки: подводное водоизмещение – 18 750 тонны, длина корпуса – 170, 7 метра, ширина – 12, 8 метра. Максимальная глубина погружения – 55о метров. Первая субмарина этого типа вступила в строй в 1981 году.

Интересный факт: в 2009 году во время боевого дежурства экипаж субмарины USS Rhode Island спас четырех мужчин и мальчика, которые потерпели крушение и четверо суток находились в море без надежды на спасение.

2. Борей | Длина 170 метров


Российские подводные лодки проекта 955 «» занимают 2 место в рейтинге самых больших субмарин в мире. Построены и вошли в строй 3 подводных крейсера, три находятся в стадии строительства и последний был заложен в декабре 2015 года. Всего к 2018 году планируется построить 8 подлодок «Борей». Разрабатывалась подлодка для того, чтобы заменить субмарины проектов «Дельфин» и «Акула».

Размеры подлодки: подводное водоизмещение 24 000 тонны, длина корпуса 170 метров, ширина – 13, 5 метра. Вооружение – 16 ракет «Булава».

1. Акула | Длина 173 метра


Первое место в рейтинге самых больших субмарин в мире занимает российская подлодка проекта 941 «». Это самый большой подводный крейсер, построенный человеком. Представьте махину высотой с девятиэтажный дом и длиной в два футбольных поля – это и есть легендарная «Акула». С точки зрения боеспособности такие размеры вызывают сомнения, но нельзя не восхищаться мощью этой гигантской субмарины.

Строительство подлодки было начато в 1976 году. «Акула» стала ответом на проект американской подлодки типа «Огайо». Вступил первый подводный ракетоносец в строй в 1980 году.

Размеры субмарины: подводное водоизмещение 48 тысяч тонн, длина корпуса 172, 8 метра, ширина – 23, 3 метра. Вооружен подводный крейсер 20 трехступенчатыми баллистическими ракетами Р-39 «Вариант».

На подлодке созданы улучшенные условия для экипажа. Здесь есть небольшой бассейн, солярий, сауна, спортзал и даже живой уголок.

Размеры позволяют подлодке взламывать лед толщиной более двух метров. А это значит, что она может нести боевое патрулирование в арктических широтах.

Всего на вооружении России находится 6 подлодок класса «Акула».