Авиационная транспортная система. Авиационная транспортная система Авиационная система определение

Предприятие "Научно-Производственное объединение "Авиационные системы" специализируется на разработке и производстве полнофункциональных тренажеров летной и наземной техники, пилотажно-навигационных комплексов, летательных аппаратов (вертолетов). Наше предприятие основано в 2000 году. Главная задача с момента образования - освоение технологии проектирования и производства сложных систем технического обучения - в первую очередь, тренажеров. Сегодня мы - это: три инженерных центра, собственная научно-производственная база, современная система управления предприятием, компетентный мотивированный персонал. Все это в совокупности дает нам возможность выполнять инженерные и производственные задачи в установленные сроки и по высоким стандартам. Наше предприятие располагает собственными производственными мощностями. Высокий уровень качества технической документации, технологическое оснащение и компетенция сотрудников Инженерного центра НПО АС позволяют выполнять самые сложные работы и обеспечивать высокое качество выпускаемой продукции. Авиационные тренажеры предприятия НПО АС решают широкий спектр задач для авиационных учебных центров разного уровня. На сегодняшний день нами реализованы проекты различной сложности от обучающих стендов до авиационных тренажеров уровня FFS. Стратегические цели предприятия Цели в области персонала: Обеспечить ориентированность персонала на выполнение миссии предприятия, поддерживать высокий уровень профессионализма, эффективности, всемерно поощрять инициативу, товарищество, инновационность, ответственность, обеспечить успешность каждого сотрудника, формировать достойные условия труда, в том числе мотивированность на достижение целей предприятия. Цели в области маркетинга: Активно продвигать продукты предприятия, применяя формулу: Мы не продаем изделие - мы предлагаем функцию - безопасность в воздухе. Формировать имидж предприятия - как высокотехнологического, клиентоориентированного, креативного; продуктов - как высокотехнологичных, конкурентоспособных, высшей ценовой категории. Цели в области финансов: Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов, обеспечивать их рациональное использование. Цели в области внутренних процессов и ресурсов: Добиваться конкурентных преимуществ за счет применения новых технологий управления, проектирования и производства. Постоянно поддерживать технологический отрыв от конкурентов. Применять нестандартные подходы для решения стандартных задач и добиваться финансовых целей за счет повышения качества продуктов и снижения издержек. Развивать высокооснащённую, эффективную производственную базу. Внедрять принципы бережливого производства, точно и в срок. Производить продукцию, превосходящую по своим характеристикам аналоги, имеющую безупречное качество, высокие эксплуатационные характеристики. Развивать службу сервиса и клиентской поддержки. Развивать технологию управления предприятием, анализировать, формализовывать, автоматизировать процессы и процедуры, выявлять проблемные места и скрытые резервы, добиваться синергетического эффекта за счет умного управления. Мы даем людям возможность безопасно летать! Создание продукции, которая расширяет возможности пилота в диалоге человек-машина, позволяет использовать все возможности воздушного судна в любых, даже самых сложных ситуациях. Мы с уверенностью смотрим в будущее!

ВВЕДЕНИЕ

В выполнении задач, стоящих перед гражданской авиацией, важное место принадлежит инженерно-авиационной службе (ИАС), основным назначением которой является решение комплекса задач технической эксплуатации летательных аппаратов и обеспечение технического прогресса в авиации.

Под технической эксплуатацией летательных аппарате принято понимать комплексную систему инженерно-технических и организационных мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование возможностей летательных аппаратов, высокую их надежность и безопасность полетов, минимальные простои при техническом обслуживании и ремонте, а также высокий процент исправности и готовности к полету и снижение себестоимости технического обслуживания.

Техническая эксплуатация включает: техническое обслуживание и подготовку летательных аппаратов к полету; обеспечение технически грамотной с максимальной экономической эффективностью эксплуатации авиационной техники в полете; научно-исследовательские работы, направленные на совершенствование организационных форм и методов технической эксплуатации летательных аппаратов.

Наряду с решением задач в области технической эксплуатации летательных аппаратов ИАС гражданской авиации принимает непосредственное участие в со­вершенствовании авиационной техники и прежде всего в повышении ее надежности и улучшении эксплуатационно-ремонтной технологичности. Эта работа проводится путем разработки и предъявления требования к ОКБ на летательные аппараты, участия в доводке повой техники на стадии приема в эксплуатацию и в процессе эксплуатации. ИАС призвана также совершенствовать организационные формы и методы технического обслуживания и подготовки летательных аппаратов к полету, внедрять новые средства механизации и автоматизации производственных процессов, совершенствовать управление производством.

Курс технической эксплуатации летательных аппаратов является специальной научной дисциплиной широкого профиля, завершающей формирование будущего авиаспециалиста. Он базируется на знании у обучающихся предшествующих спе­циальных. Эти дисциплины находят в курсе технической эксплуатации свое логическое воплощение.

ТЕМА 1.1. АВИАЦИОННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА

Интенсивное развитие авиации обусловливает разработку методов комплексной оценки ВС на безопасность на всем пути его создания и эксплуатации, которые позволили бы количественно оценить степень влияния на безопасность полетов различных факторов. Для этой оценки необходимо прежде всего рассмотреть структуру и характеристики АТС.

Структурно АТС включает следующие элементы (рис. 1.1): экипаж, ВС, систему летной и технической эксплуатации, систему обеспечения полетов, систему УВД. Применяя далее системный подход к рассмотрению проблемы безопасности полетов, отдельные элементы АТС или их сочетание, в свою очередь, можно рассматривать как самостоятельную систему, например «Экипаж - ВС» («Э - ВС»),


В течение всего времени полета в тесной взаимосвязи с системой «Э- ВС»,

Рис.1.1. Структура авиационно-транспортной системы

Техническая сложность современной АТС, многочисленность личного состава служб, участвующих в организации, подготовке, выполнении и обеспечении полетов, эксплуатация самолетов в широком диапазоне погодных и климатических условий порождают многообразие факторов, влияющих на конечный исход полета.

При рассмотрении влияния этих факторов на безопасность полетов в АТС необходимо познакомиться с понятием «авиационная эргономика».

Понятия об авиационной эргономике

Это научная дисциплина, объектом исследования которой является эргатическая система «Оператор - машина - среда». Под понятием «оператор» понимается действующее лицо, вовлеченное в управление самолетом с его системами. Понятием «машина» определяются устройства, предназначенные для преобразования информации, энергии, вещества. Понятие «среда» включает все внешнее окружение, воздействующее на оператора и машину. Среда - это микроклимат, световой и цветовой кли­мат, внешняя информация и др.

Эргономика рассматривает во взаимосвязи технические объекты и психофизиологические возможности человека- оператора, управляющего системой. Таким образом, авиационная эргономика - это специфическая ветвь кибернетики, изучающая общие принципы, процессы и законы управления в эргатических системах в целях наиболее эффективного построения и применения этих систем.

Главная цель авиационной эргономики - научное обоснование и выработка для конструкторов, проектировщиков, технологов, организаторов производства и эксплуатационников рекомендаций по созданию и применению оптимальных эргатических систем, исходя из технических требований на систему.

Факторы, влияющие на безопасность полетов

АТС может рассматриваться как сложная система, каждый элемент (подсистема) которой включает машинные и человеческие звенья, то есть является типичной человеко-машинной подсистемой с ее специфическими свойствами. Практически для всех элементов АТС могут быть названы общие факторы, определяющие надежность функционирования этих элементов, а следовательно, и влияющие на безопасность полетов. К ним относятся:

· уровень технической оснащенности подсистемы (службы); функциональная эффективность технических средств; надежность технических средств;

· уровень организации функционирования подсистемы (службы) ;

· профессиональная подготовка операторов; уровень дисциплины операторов; психофизиологическое состояние операторов; уровень контроля качества функционирования элементов и системы (службы) в целом.

Многочисленную совокупность факторов, влияющих на безопасность полетов, можно представить тремя группами: технические, человеческие ивнесистемные.

Эти факторы, соответственно, определяются надежностью или отказами авиационной техники, ошибками авиационного персонала и неблагоприятными внешними условиями полета.

Все подсистемы АТС вносят определенный вклад в обеспечение безопасности полетов. Но вместе с тем в этом обеспечении нужно учитывать особую, определяющую роль подсистемы «Э - ВС». Это обусловлено тем, что, во-первых, эта подсистема непосредственно выполняет полет и она самая сложная из всех подсистем в техническом отношении; во-вторых, все остальные подсистемы (службы) в своем влиянии на безопасность полетов опосредствованы действиями летного экипажа.

Вторую группу системных факторов - человеческие - можно определить как нарушения, ошибочные действия или бездействие лиц, связанных с организацией, подготовкой, выполнением и обеспечением полетов. В таком понимании эти небла­гоприятные факторы выступают как следствие вполне конкретных причин, заложенных в индивидуальных характеристиках людей. Применительно к подсистеме «Э - ВС», в соответствии с общей схемой подхода к установлению факторов, в качестве этих причин рассматриваются такие, которые определяют возможности членов экипажа успешно управлять ВС, а именно - профессиональный уровень, психофизиологическое состояние, дисциплинированность, личные качества членов экипажа.

К внесистемным факторам - факторам внешней среды - относятся такие, которые не зависят от внутренних свойств АТС. К ним можно отнести:

· сильный ветер, гроза, кучево-дождевая облачность, град, туман, пыльная буря, интенсивное обледенение самолета, атмосферная турбулентность и др.;

· наличие в воздушном пространстве (зоне, где осуществляются полеты) птиц, радиозондов, летательных аппаратов, других инородных тел, создающих опасность столкновения с ними.

К внесистемным факторам также относятся факторы, природа которых не установлена.

Следует отметить, что во многих случаях выделить строго, где виновата техника, провоцирующая ошибки человека, а где виноват сам человек, не представляется возможным. Поэтому все авиационные происшествия, произошедшие из-за ошибок, часто квалифицируются по категории человеческого фактора, то есть часть вины с техники человек берет на себя.

Авиационное происшествие происходит, как правило, в результате возникновения в полете нескольких неблагоприятных факторов, последовательно усложняющих ситуацию и приводящих в конечном счете к потере ВС с гибелью или без гибели людей, то есть к катастрофе или аварии.

Таким образом, авиационное происшествие является в большинстве своем сложным событием, то есть чаще всего оно возникает не по простейшей схеме: причина - следствие, а является замыкающим событием в цепочке причинно-следственных связей.

Нормирование летной годности

Авиационная транспортная система (АТС) - это совокупность совместно действующих воздушных судов, комплекса наземных средств по подготовке и обеспечению полетов, личного состава, занятого эксплуатацией и ремонтом ВС и наземных средств, а также системы управления процессом эксплуатации.

Для АТС характерны особенности технических систем: единая цель (эффективность и безопасность полетов); управляемость системы, которая имеет иерархическую структуру; взаимосвязь подсистем. которые состоят из большого количества взаимодействующих элементов; наличие разнообразных источников информации; уязвимость во время действия случайных факторов; черты самоорганизации.

Особое место в АТС занимает система безопасности полетов .

Комплексное рассмотрение вопросов безопасности полетов на основе изучения свойств авиационной транспортной системы обусловило необходимость использования исследовательских приемов надежности сложных технических систем, а также надежности человека как оператора в человеко-машинной системе.

С точки зрения обеспечения безопасности полетов, АТС - это совокупность подсистем, которые взаимодействуют в процессах подготовки и выполнения полетов. Каждая подсистема имеет признаки сложных систем и в процессе анализа может рассматриваться как самостоятельная система, в состав которой входят авиационная техника, авиационный персонал и нормативно-техническая документация.

Система «экипаж-ВС» - основное звено АТС, которое обеспечивает использование ВС по назначению. Экипаж, как конечное звено АТС, выполняя полет, ощущает недостатки конструкции ВС, управления воздушным движением, организации и обеспечения полетов, а также отрицательные внешние воздействия.

Функциональная эффективность экипажа зависит преимущественно от уровня профессиональной подготовки, дисциплины и психофизиологического состояния.

Функциональная эффективность ВС определяется его проектно-конструкторским и эргономическим совершенством, живучестью и эксплуатационной технологичностью. Проектно-конструкторское и эргономическое совершенство ВС формируется в процессе предварительных исследований на стадиях разработки технических решений. изготовления пробных образцов и серийного производства АТ.

Надежность и безотказность в работе являются характеристиками, которые формируются на этапах проектирования, изготовления, испытаний, серийного производства ВС и в процессе его эксплуатации.

Система летной эксплуатации ВС определяет деятельность экипажа и других элементов АТС с использованием нормативных документов, которые содержат соответствующие рекомендации относительно подготовки и выполнения полетов в ожидаемых и особых условиях полета.

Эффективность системы определяется регламентацией подготовки и выполнения полетов, подготовки и эксплуатации ВС, а также нормированием летной деятельности, допуска к полетам в установленных условиях и допуска к выполнению авиационных работ.

Система организации воздушного движения обеспечивает движение летательного аппарата по заданным маршрутам в соответствующих зонах полета, а также на подходе к аэродрому и в районе аэродрома.

Эффективность системы организации воздушного движения определяется ее совершенством, надежностью и безотказностью технических средств, профессиональной подготовкой диспетчеров, организацией, дисциплиной и профессиональной подготовкой обслуживающего персонала. Эффективность зависит от показателей качества функционирования названных составных - точности, надежности и полноты отображения информации о состоянии воздушного пространства, объема выполняемых задач и др.

Система технической эксплуатации воздушных судов по своей сути является планово-предупредительной и строится на основе таких принципов, как соблюдение плановости во время проведения форм технического обслуживания (ТО), своевременное предотвращение отказов функциональных систем и их наиболее важных элементов и обеспечение экономической эффективности технической эксплуатации.