Бизнес в развитых странах. Опыт малого и среднего бизнеса в развитых зарубежных странах. Малый бизнес в Японии

во всем мире является сегодня неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса, главного работодателя во всех отраслях экономики. И я решил написать серию статей, в которых рассмотрим роль малого бизнеса в экономике некоторых развитых стран. Этими статьями я хочу развеять мнения многих скептиков, считающих, что малый бизнес себя изжил, что он поглощается крупным бизнесом. В статьях приведены только факты, которые говорят сами за себя.

Малый бизнес в США.

К относят хозяйственные субъекты, на которых работает менее 500 человек и объем производства или продаж которых не превышает 7000000 долларов. При этом все малые предприятия подразделяются на фирмы с количеством работников до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, среди малых предприятий выделяют те, на которых используется труд наемных работников, и те, где владелец малого бизнеса обходится без привлечения наемного персонала.

Малый бизнес в США — основной источник рабочих мест.

Малый бизнес в США всегда расценивается как основной источник новых рабочих мест и инноваций. Малый бизнес – это 99% фирм страны, которые обеспечивают более половины всех рабочих мест. Малые бизнесы экспортируют более четверти товаров и услуг из США, регистрируют в 13 раз больше патентов, чем их крупные конкуренты. Сегодня в США насчитывается около 10 млн. предприятий с численностью наемных работников менее 500 человек. Большинство из них имеет численность работников менее 20 человек.

Примерно одна из каждых трех американских семей вовлечена в малый бизнес. То есть малый бизнес в США - не просто один из видов предпринимательства, а, в сущности, образ жизни. Американское малое предпринимательство развито во всех сферах экономики: малый бизнес действует и в торговле, и в производственной сфере. Он и в финансовом секторе, и в консалтинге, и в сфере инноваций, и в области социальных услуг. Некоторые американские источники утверждают, что до 20% малых фирм США начинают свою деятельность с капитала $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Господдержка малого бизнеса в США входит в компетенцию специальной государственной организации - Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена обязанность оказывать малому бизнесу финансовую и консультационную помощь, содейство­вать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

Господдержка малому бизнесу в США.

Малому бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чем при получении на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных зай­мов АМБ предоставляет кредиторам государственные гарантии на часть ссужаемо­го капитала (до 90%), что снижает риск кредитования. АМБ сотрудничает с ведомствами федерального правительства, осуществляющими закупку товаров и услуг. АМБ сотрудничает и с крупными частными подрядчиками федерального правительства. Особенно при разработке политики, способствующей расширению участия малого бизнеса в получении правительственных контрактов.

Управление администрации и менеджмента Администрации проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации управленческого персонала предпринимательских структур малого бизнеса. Проводит организацию и финансирование специальных учебных курсов, семинаров и конференций. Производит выпуск информационных материалов и пособий, выделение материальных средств для исследований в области управленческих проблем малого бизнеса.

Семинары и консультации проводятся как на групповой, так и на индивидуальной основе. Кроме того, Администрация взаимодействует с университетами, исследовательскими центрами и организациями, которые включают в свои курсы менеджмента и организации производства специальные разделы для представителей малого бизнеса. Практикуется также предоставление целевых стипендий для получения университетского образования одаренным соискателям из среды малого бизнеса.
Реализуется специальная правительственная программа содействия малому бизнесу, принадлежащему национальным меньшинствам. В ее основе лежит Закон о равных возможностях 1964 г. и Закон об общественных работах и экономическом развитии 1965 г.
Поэтому малый бизнес дал возможность всем категориям населения (национальным меньшинствам, женщинам, гражданам с невысоким образовательным уровнем) быть конкурентоспособными на рынке труда, занимать должности, недосягаемые ими в крупных компаниях. Это подтверждается существенным приростом таких предприятий в последние годы. Например, количество фирм, владельцами которых являются испаноязычные граждане, выросло с 5,6 % в 2000 г. до 10,7% в 2012 г.

Как видим, экономика США немыслима без малого бизнеса, и поддержка, оказываемая малому бизнесу, способствует этому.

Малый бизнес в Японии.

К малому бизнесу в Японии относят предприятия с числом работающих менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг. Есть и другой показатель, определяющий принадлежность к малому бизнесу. Это величина капитала данного предприятия. В подавляющем большинстве случаев он не должен превышать 100 млн. иен, для оптовой торговли - 50 млн. иен, а в розничной торговле - 10 млн. иен. В сферу мелкого и среднего бизнеса, таким образом, попадает огромный слой предприятий - от крайне примитивных надомных хозяйств семейного типа до оснащенных современной техникой фирм.

Экономика Японии отличается от других развитых экономик минимальным участием государства. Государству принадлежит только монетный двор. Все остальное принадлежит частному капиталу. В хозяйстве Японии мелкие предприятия играют важнейшую роль: на их долю приходится до 99% общего числа компаний, около 55% реализованной продукции и 80% численности занятых в промышленности и торговле.

Поддержка малого бизнеса в Японии.

Малое предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных органи­заций, но и сo стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

Государственная политика содействия малому бизнесу вклю­чает следующие направления:

— обеспечение конкурентоспособности путем выделения субсидий и ссуд - пря­мых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функцио­нирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных кредитов. Благо­даря введению коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес. В 1994 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

— поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятель­ности, улучшения условий труда, содействие торговле;

— сбор и анализ информации об экономических показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий для оценки эффективности господ­держки.

Система финансирования малого бизнеса в Японии.

Существующая в Японии система финансирования малого бизнеса гарантиру­ет предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной влас­ти. При необходимости - с привлечением частных кредитных учреждений.

Финансовая поддержка технического перевооружения производств малых бизнесов осуще­ствляется за счет выделения ссуды из местного бюджета. Проводится реализациия оборудования в рассрочку или предоставление его в наем арендодателями префектур.

Широкое распространение получило выделение субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних бизнесов, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых пред­приятий.

Неотъемлемый элемент японской системы финансирования малого бизнеса - это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров. Компенсация составляет 2/3 расходов на повы­шение квалификации работников.

Правительственная поддержка малого бизнеса в Японии.

Японское правительство заботится об обновлении предпринимательского сектора и облегчает создание нового бизнеса. В 2003 году принят закон, по которому можно открывать малое предприятие без начального капитала – только с одной йеной! И 32 000 предприятий уже создано таким путем.

В 2000 году был принят закон, максимально упрощающий процедуру банкротства именно в сфере малых предприятий. По этому закону разрешается обращаться в суд для защиты от кредиторов еще до того, как обязательства превысили активы, чтобы предотвратить их распыление. Это поддерживает , позволяет быстро возобновлять его деятельность, но никак не добавляет радости кредиторам.

Такая поддержка малому бизнесу позволяет ему играть все более растущую роль в экономике Японии. В Японии успешно существуют более 6,5 миллионов малых бизнесов. И не случайно Япония является одним из мировых лидеров по развитию малого бизнеса.

В этом году исполняется 10 лет федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Но бизнес малых и средних компаний все это время развивался темпами, которые не превышали скорость роста экономики в целом, и к настоящему моменту роль МСБ в России не выросла. По-прежнему он создает лишь около 20% ВВП (и примерно такую же долю рабочих мест). По-прежнему лишь малая часть таких предприятий выходит на международные рынки. Инвестиции в этой сфере невелики: заметные средства в развитие вкладывают не более 9% предприятий, а две трети вообще не занимаются инвестиционной деятельностью.

Введение упрощенной системы налогообложения стало огромным подспорьем, но способствовало скорее выходу МСБ из тени, чем его качественному прорыву. Типичное малое предприятие в России - это торговая компания, следующая за конъюнктурой рынка и не помышляющая об инновациях. Этот портрет должен очень сильно измениться, чтобы малый и средний бизнес для России стал тем, чем является для развитых стран или быстрорастущих развивающихся - таких как Китай.

В Европе МСБ обеспечивает 67% рабочих мест и 58% добавленной стоимости в экономике. За последние 5 лет 85% новых рабочих мест было создано именно в секторе МСБ. Больше половины малых предприятий осуществляли международную деятельность. Да, в случае с ЕС это куда проще благодаря открытым границам, общей валюте и территориальной близости стран-участников союза. Но более 20% предприятий МСБ осуществляли экспорт и за пределы ЕС - преимущественно в США. Наибольшая доля экспорта приходится на высокотехнологичное оборудование и товары промышленного производства. В США ситуация еще более впечатляющая: 43% экспорта обеспечивают именно малые и средние предприятия (МСП). В Китае - по разным оценкам, от 50% до 70% экспорта. В развитых странах и Китае это не только самый крупный сектор экономики, но и драйвер инноваций, инвестиций, экспорта.


Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

В ближайшем будущем выйграют те предприятия малого и среднего
бизнеса, которые ориентируются на экспорт и инновации

Малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка. У нас 1 миллион 600 тысяч корпоративных клиентов, и 95% из них - это малый и средний бизнес. Правительством поставлена задача увеличить долю МСБ в ВВП в два раза. Таким образом, малый и средний бизнес - основной клиент правительства. За 2016 год число МСП увеличилось на 6%. Наша задача - дать им открыть и вести бизнес с минимумом проволочек и затрат

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров


Доля субъектов МСБ в общем числе корпоративных клиентов Сбербанка

Процент, на который увеличилось количество субъектов МСБ за 2016 г.

Такое разительное отличие от России - во многом результат исторически сложившегося развития экономики. Львиная доля экономики РФ - это наследие СССР, ориентированное на крупные предприятия. В странах Запада искусственного укрупнения компаний не наблюдалось, преобладание малого бизнеса - это естественное их состояние. Но в любом случае во многих странах мира давно действуют масштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса. По данным ОЭСР, поддержка в виде гарантий по кредитам, например, осуществляется практически во всех странах-членах организации (а это несколько десятков наиболее развитых стран со всех концов мира).

Распространено (особенно в Европе) и прямое кредитование МСБ, специальные условия для стартапов и компаний, работающих в сфере «зеленой энергетики». Применяются товарные кредиты, госгарантии по экспортным контрактам, порой налоговые вычеты и отсрочки, консалтинговые услуги, субсидирование процентной ставки по кредитам. Как показывает опыт Китая и стран Восточной Европы, при правильном подходе малые предприятия очень быстро вырастают даже на почве, которую долго возделывали в традициях плановой экономики.

Плановый процент доли
ВВП, которую создаёт
малый и средний бизнес

В 2016 году поддержка российского МСБ, основанная на опыте других стран, получила новый импульс. Для начала была принята стратегия - план развития на срок до 2030 года, а потом и тактика - например, приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В «Стратегии развития МСП до 2030 года» поставлены амбициозные цели: увеличение оборота МСП в 2,5 раза, а производительности их труда - в 2 раза; рост доли занятого в МСБ населения до 35%, а доли обрабатывающего производства в структуре МСБ - до 20%. Ну и по традиции в целях - удвоение ВВП, точнее говоря, той доли ВВП, что создает малый и средний бизнес: с 20% до 40%. Это обозначено как главный стратегический ориентир программы.

В Европейских странах распространены специальные условия кредитования
для полезных компаний, например в сфере зелёной энергетики

Три важнейших решения были приняты правительством и реализованы в 2016 году. Первое - это увеличение порога по упрощенной системе налогообложения до 150 млн рублей. Если оборот компании в пределах 150 млн, то она платит только 6% с этого оборота. До этого порог был 60 млн. Намного меньше компаний могли рассчитывать на льготы. Второе - теперь нарушение со стороны МСБ, если оно не повлекло за собой значительных последствий и является первым, наказывается предупреждением, а не более серьезными мерами. И третье - увеличение квоты МСБ на государственные закупки и закупки госкорпораций. Уже сейчас МСБ получил госконтрактов на 1,5 млрд рублей

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные контракты

Гарантии по кредитам - очень эффективный способ поддержки, так как позволяет улучшить финансовую ситуацию с минимальными затратами со стороны государства. В ЕС с конца 1990-х гарантии поддержали почти полмиллиона предприятий на сумму более 20 млрд евро. При этом средств из бюджетов стран-участников было выделено примерно на 600 млн (и деньги эти по большей части вернулись в казну). Наибольший рост (в разы) был отмечен в период мирового кризиса в 2008-2010 годах - тогда это стало действенным средством помощи в тяжелой экономической ситуации. В США гарантии Администрации малого бизнеса (SBA) постоянно растут - примерно двукратно за 10 лет. Точных данных по Китаю нет, но последние приблизительные подсчеты говорили о $93 млрд как о гарантированных государством кредитах МСБ - это больше, чем у всех европейских стран и США вместе взятых.

Сумма, на которую субъекты МСБ получили государственные гарантии в странах ЕС с конца 1990-х годов

В России активно заговорили о гарантийной поддержке и льготном кредитовании МСБ в 2013 году, какие-то действия стали предприниматься в 2014-2015 годах, и вот в 2016-м наконец окончательно оформилась и заработала трехуровневая модель, в которой участвуют «Корпорация МСП», «Банк МСП» и региональные гарантийные организации (РГО). РГО и «Банк МСП» работают «на местах» (за 2016 год ими обеспечено гарантий примерно на 35 млрд рублей), а «Корпорация МСП» реализует проекты на федеральном уровне (30 млрд в 2016 году) - такие как «Программа 6,5».

«Корпорация» может дать гарантию под 50% суммы кредита при работе с банками-партнерами (крупнейшим из которых является Сбербанк). С привлечением РГО объем гарантии может вырасти до 70%, РГО в данной схеме выступает как поручитель - что помимо прочего ведет и к снижению ставки по кредиту. А не секрет, что именно ставка и является основным препятствием для развития кредитования, особенно для малых предприятий. Когда мы говорим о том, что средняя ставка для МСБ составляет около 15%, надо иметь в виду, что это 13-14% для средних предприятий, но 20% и выше для малых. Зная это, можно назвать «Программу 6,5» революционной для российского рынка.

Процент, на который может вырасти объем гарантии с привлечением Региональных гарантийных организаций

Текущие ставки под 20% годовых это очень много, малый и средний
бизнес практически не может позволить себе такой кредит

Программа 6,5» - это важнейший проект, который Сбербанк делает совместно с «Корпорацией МСП», - мы предоставляем кредиты среднему бизнесу по ставке 9,6%, малому - 10,6%. За 2016 год мы выдали таких кредитов на 20 млрд рублей. Малый бизнес получил очень дешевые кредитные ресурсы под свои инвестиционные проекты, создал рабочие места в регионах

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Сумма, на которую Сбербанк выдал кредитов субъектам МСБ в 2016 г.

«Шесть с половиной» - потому что именно под такой процент ЦБ РФ кредитует банки. К нему прибавляется не более 3% в случае, если речь идет о среднем бизнесе, и не более 4% - если о малом. Плюс комиссия на операционные расходы в размере 0,1%. Получается, малые предприятия могут получать финансирование под 10,6% годовых - совершенно небывалая еще в России ситуация. Это в два раза дешевле существующих сейчас для таких предприятий ставок. Согласно программе, такое финансирование можно получить, если есть потребность в кредите для инвестиционных нужд. Если сумма не превышает 500 млн рублей, то она может быть покрыта средствами кредита полностью. Если превышает, то на 80%. Предприятие из числа малых или средних обращается в уполномоченный банк (на данный момент это Сбербанк или ВТБ), тот отправляет одновременно запрос на соответствие условиям программы в «Корпорацию МСБ» и запрос на получение кредита в ЦБ РФ. В течение нескольких дней документы проверяются и выдается кредит под небывало низкие проценты. В 2016 году решено было расширить программу с 75 млрд до 125 млрд и снизить порог кредита с 50 млн до 10 млн, чтобы максимально включить малые предприятия.

Минимальная сумма кредита, которую субъекты МСБ могут получить по программе

Еще одна масштабная программа направлена на определенный сегмент - сельхозпроизводителей, включая и МСП. В 2017 году стартует с участием Сбербанка программа субсидирования ставок компаниям агропромышленного комплекса, в рамках которой можно будет получить кредит по ставке не выше 5% годовых. Разницу с рыночными ставками (ее измеряют по размеру ключевой ставки ЦБ РФ) банку будет компенсировать государство. Выдавать будут два типа кредитов: краткосрочные (до 1 года) и инвестиционные (до 2-15 лет). Льготы по кредитам существовали и прежде, но компании приходилось сначала брать кредит на рыночных условиях, а потом уже пытаться получить компенсацию. Сейчас сельхозпроизводители смогут сразу понимать, получится ли взять кредит по сниженной ставке. Ни в какие ведомства и организации помимо банка обращаться не придется. Программа подразумевает, что не менее 20% кредитов будет выдано «малым формам хозяйствования».

Льготное кредитование работает не только в рамках федеральных инициатив. К примеру, на Дальнем Востоке в прошлом году стартовала собственная программа с участием Сбербанка и Фонда развития Дальнего Востока, в рамках которой кредиты могут выдаваться под 12,5-13,5% годовых. Всего предполагается выдать 10 млрд рублей на срок до 10 лет. Ожидается, что это создаст дополнительно 1,3 тыс. рабочих мест в регионе, обеспечит прирост регионального валового продукта на 27 млрд рублей и принесет в бюджет регионов почти 7,6 млрд дополнительных налогов.

Кредитные льготы можно назвать опосредованными способами помощи, а есть и прямые. С недавних пор введены жесткие правила по доступу к госзакупкам компаний малого и среднего звена. Квоты МСБ постоянно и быстро расширяются. Если в 2015 году было предусмотрено, что только 9% всех закупок бюджетами разных уровней придутся на МСБ, то в 2016-м - уже в 2 раза больше: 18%. К 2018 году этот уровень должен дойти до весомых 25%.

Финансирование может быть самой сложной, но далеко не единственной проблемой. Существуют проблемы юридические, организационные, проблемы с уровнем информированности и образования самих предпринимателей. Ими тоже занимаются вплотную. По всей России создается сеть МФЦ, призванных создать систему «одного окна» для предпринимателей, обеспечить их всей информацией и поддержкой. Зарождаются и масштабные программы обучения предпринимателей - такие как совместный проект Сбербанка и Google «Бизнес-класс». В 2016 году стартовал пилот в Татарстане, где участвовали около 30 тыс. человек. В 2017 году география проекта должна расшириться, планируется обучить 100 тыс. предпринимателей. Из ближайших планов - 15 февраля программа стартует в Свердловской области. Для участия уже зарегистрировались 6 тыс. предпринимателей.

Ожидаемая динамика процента гос. контрактов, заключенных с субъектами МСБ

Как показывает опыт, в первые 3 года существования с рынка уходит 90% компаний. Если же помогать им - гарантиями, субсидиями, консультациями, - то эту цифру можно снизить вдвое. Образование, которое позволило бы начинающим предпринимателям избегать распространенных ошибок, - очень важное направление помощи. И мы занимаемся этим, мы «выращиваем» клиента. Вместе с компанией Google в 2016-м разработали и успешно протестировали в Татарстане программу «Бизнес-класс», а в этом году тиражируем ее в новые регионы

вице-президент, руководитель
дирекции GR Сбербанка
Андрей Шаров

Правительство ожидает, что результат мер поддержки проявится практически сразу. Задача на 2017–2018 годы - обеспечить занятость дополнительно 1,2 млн человек МСБ и оказать поддержку 336 тыс. субъектов предпринимательства. Опыт других стран подсказывает, что вложения в малый бизнес - благодарное дело, которое быстро дает плоды, создает более устойчивую экономику.

Почему малый и средний бизнес - это основной корпоративный клиент Сбербанка, и как Сбербанк «выращивает» своего клиента.
Рассказывает Андрей Шаров,
вице-президент Сбербанка

Тринадцать лет назад Международный банк запустил проект Doing Business - исследование, помогающее оценить эффективность бизнес-деятельности в разных странах. Ежегодно международная организация публикует результаты исследований, составляя рейтинг стран, в которых удобнее заниматься предпринимательством. Вместе с экспертами изучили первую десятку комфортных для бизнеса государств.

Рейтинг лучших стран для бизнеса показывает, насколько существующие законы способны облегчить ведение предпринимательства - или, наоборот, усложнить бизнес-деятельность. Россия в этом списке занимает, увы, далеко не самые верхние строчки. В опубликованном исследовании за 2016 год нашей стране принадлежит 51 место. Ближайшие соседи РФ и торгово-экономические партнеры по Таможенному союзу - Казахстан и Беларусь - расположились на 41 и 44 местах соответственно. В исследовании участвовали 189 стран.

Светлана Немолина, доцент кафедры экономики Института экономики и статистики: «В ближайшие несколько лет занять значимые места в рейтинге Международного банка нам, как говориться, не светит. Экономика России слишком сильно ориентирована на экспорт ресурсов при невысоком уровне производства, а потому победить зависимость от международных цен на энергоносители нам так просто не удастся».

1 место: Сингапур

ВВП на 2016 год: $142,633 млрд.

Население: 5,703 млн чел.

Несколько лет Сингапур занимает верхние строчки многих рейтингов и гордо несет звание одного из наиболее богатых (по соотношению уровня дохода на душу населения) государств. Экономика Сингапура признана едва ли не самой стабильной в мире.

Александр Арбеков, Институт экономических исследований: «Сингапур - одна из наименее коррумпированных стран в мире, уровень терпимости коррупции нулевой. Кроме того, в этой стране простая одноуровневая система налогообложения».

Организация бизнес-компании в Сингапуре имеет свои особенности. Один из руководителей фирмы обязательно должен быть резидентом государства. Обязательное условие - наличие активного (а не номинального, как это возможно у нас) офиса с секретарем-резидентом страны. Из плюсов: уставной капитал может равняться $1, а при работе исключительно за пределами Сингапура компания освобождается от налогов.

Зарегистрировать компанию можно за один-два дня - все процессы максимально компьютеризированы.

2 место: Новая Зеландия

ВВП на 2016 год: $55,632 млрд.

Население: 4,555 млн чел.

Когда-то Новая Зеландия была исключительно аграрной страной, практически полностью зависящей от Великобритании. За двадцать лет стране удалось невозможное: с самых низов экономических рейтингов она вырвалась в лидеры: в 2012 году Новая Зеландия стояла на первом месте в списке Doing Business, а с 2013 по текущий год - на втором.

Максимально высокие показатели по критерию личных свобод и минимальное вмешательство государства в частный бизнес делают ее привлекательной для ведения предпринимательства.

Новая Зеландия предоставляет возможность зарегистрировать компанию в семи правовых формах, наиболее распространенной из которых считается - Limited Liability Company или Ltd (аналог нашего ООО). Из преимуществ: отсутствие требований об обязательном участии в деятельности фирмы резидентов острова, отсутствие жестко фиксируемой законом величины уставного капитала, низкая налоговая ставка. Новой Зеландией подписано более 30 соглашений, позволяющих избежать двойного налогообложения.

Регистрация компании в государственных органах занимает порядка пяти дней.

3 место: Дания

ВВП на 2016 год: $83,424 млрд.

Население: 5,690 млн чел.

Дания почти всегда опережает страны скандинавского полуострова в экономических рейтингах. Открытая экономика, высокий уровень доходов, но при этом и высокие налоги. Это страна, где начать собственный бизнес можно при минимальных затратах; регистрация и получение всевозможных разрешений в этой стране не требуют капиталовложений. Один из наиболее устойчивых показателей экономики Дании - низкий уровень инфляции и стабильно высокая заработная плата.

Основное преимущество при регистрации компании в Дании - отсутствие требований по руководящему составу. Налоговое законодательство лояльно к начинающим бизнесменам: стандартная ставка налога на прибыль составляет 25%, а при ведении бизнеса за пределами страны деятельность компании налогом не облагается. Но требования к уставному капиталу жесткие - от 50 000 датских крон в зависимости от формы собственности.

Зарегистрировать компанию можно за два-три дня, а при наличии ID резидента страны - на соответствующем сайте буквально за день.

4 место: Корея

ВВП на 2016 год: $706,241 млрд.

Население: 50,513 млн. чел.

Южная Корея - известное «экономическое чудо» азиатского региона. При небогатых природных ресурсах эта страна сумела построить устойчивую экономику по собственной схеме. Второй год подряд Корея остается на стабильном четвертом месте в рейтинге благоприятных для бизнеса стран. Обеспечивает такую стабильность ее система налогообложения и низкий уровень коррупции.

Преимуществ организации компании в Южной Корее велики: минимум документов, требующихся для регистрации юридического лица (правда, для иностранцев необходимы нотариально заверенные переводы документов); отсутствие требований к составу учредителей или директоров; отсутствие ограничений на деятельность иностранцев. Дополнительный плюс: налоговая ставка - 13% при условии прибыли до $100 000.

Регистрации компании займет до 1 месяца.

5 место: Гонконг

ВВП на 2016 год: $164,393 млрд.

Население: 7,338 млн чел.

Главный сектор экономики Гонконга - торговля. Именно это и объясняет слегка пошатнувшиеся позиции в рейтинге по сравнению с прошлыми годами. Активно развивающаяся экономика Гонконга считается одной из самых открытых и интегрированных в международные процессы в мире. Гонконг лидирует по уровню трансграничной торговли и степени защиты интересов финансовых партнеров.

Привлекательность Гонконга в низких налогах. Налог на прибыль равен 16,5%, при условии деятельности компании на территории административной зоны. Если же фирма получает доход за пределами страны, то прибыль налогообложению не подлежит. В стране отсутствует валютный контроль. Стать владельцем собственной фирмы в Гонконге может любой иностранец, достигший 18 лет. Из минусов - обязательное наличие секретаря, на роль которого годится только резидент государства.

Регистрация компании займет от 15 до 25 дней, чуть меньше времени уйдет на открытие счета в одном из банков страны.

6 место: Великобритания

ВВП на 2016 год: $953,130 млрд.

Население: 65,074 млн чел.

Мировой финансовый центр и одна из наиболее стабильных и устойчивых экономик Европы за несколько лет усилила позиции в рейтинге, поднявшись с 10 места в 2012 до 6 в 2016 году. Несмотря на слабые характеристики в области рынка труда и получения разрешений, Британия уверенно лидирует в сфере развития технологий и инноваций.

Наиболее распространенная форма собственности компании в Великобритании - общество с ограниченной ответственностью - Ltd. Минимальный уставной капитал равняется двум фунтам стерлингов. Страна заключила более 100 договоров об исключении двойного налогообложения, в том числе с Россией, Казахстаном, Украиной. Из дополнительных плюсов: сведения о реальном владельце компании защищены законом и не подлежат разглашению без особых причин.

На регистрацию компании законом Великобритании отводится 24 часа, а получить полный пакет готовых документов вы сможете через две недели.

7 место: США

ВВП на 2016 год: $6 941,780 млрд.

Население: 323,888 млн. чел.

Более десятилетия подряд США не выходит из списка Топ-10 стран благоприятных для ведения бизнеса. Но при этом стране ни разу не удалось занять первое место. Причина тому - низкий показатель в области рынка труда и коррупционная составляющая. При этом с США легко зарегистрировать предпринимательство и получить требуемые разрешения.

Регистрация собственной компании в США может потребовать предварительного изучения законодательства разных штатов, где могут различаться ставки налогообложения. Некоторые эксперты называют идеальными условия, предлагаемые иностранным лицам правительством штата Делавер, кто-то считает наилучшей территорией для старта Калифорнию. Вся процедура регистрации проста и недорога. Из минусов - необходимость открытия счета в американском банке. Согласно законодательству, сделать это можно лишь при наличии номера социального страхования. Выдается он гражданам США и обладателям GreenCard.

Регистрация компании при наличии всех необходимых документов занимает от нескольких часов до пары дней в зависимости от штата.

8 место: Швеция

ВВП на 2016 год: $159,510 млрд.

Население: 9,851 млн чел.

Стабильность в банковском секторе, развитый социальный сектор, высокий показатель уровня личностной свободы, высокий уровень оплаты труда, развитые технологии и инновации обеспечили Швеции 8 место в рейтинге Doing Business. О степени развитости и доступности бизнеса говорит и другой показатель: 90% экспорта производится частными предприятиями. Швеция - страна, в которой едва ли не самый высокий уровень жизни не только в Европе, но и в мире. При этом Швеция отличается «негуманным» уровнем налогообложения, что и стало главным препятствием на пути к верхним строчкам рейтинга.

При всей лояльности государства к частному бизнесу иностранцам в Швеции открыты лишь две формы собственности при регистрации предприятий: Privat Aktiebolag (аналог ООО) и Publikt Aktiebolag (аналог ОАО). Минимальный уставной капитал - 100 000 шведских крон. В основу капитала может лечь и имущество, в том числе и интеллектуальная собственность. Одним из самых популярных направлений для деятельности компаний на территории Швеции является IT-сфера. Нет ограничений на состав учредителей; однако должность директора может занимать только человек, имеющий разрешение на работу в стране. При наличии в собственности не менее 50% акций компании и возможности обеспечить себя и свою семью правительство готово предоставить вид на жительство, а затем и гражданство.

Время регистрации компании рекордно низкое - два часа в с момента подачи всех документов.

9 место: Норвегия

ВВП на 2016 год: $144,145 млрд.

Население: 5,268 млн чел.

Так как Норвегия - нефте- и газодобывающая страна, то доход ее напрямую связан с международными ценами на энергоносители. Сокращение нефтедобычи повлекло за собой и понижение в рейтинге - вот уже несколько лет Норвегия не поднимается выше девятого места в Doing Business.

Открытие собственного бизнеса в Норвегии потребует времени. Во-первых, необходимо получать разрешение на любой вид деятельности, а потому определиться со сферой деятельности следует максимально четко. Во-вторых, зарегистрировать компанию можно только при наличии ID, то есть имея вид на жительство. В третьих - все документы необходимо предоставить только на норвежском языке. Уставной капитал начинается от 30 000 шведских крон; сумма должна быть на счете еще до завершения процедуры регистрации.

Сама процедура регистрации занимает три дня с момента подачи полного пакета документов, но компании предварительно необходимо получить регистрационный номер в Центральном координационном регистре компаний (Brønnøysund Register Centre).

10 место: Финляндия

ВВП на 2016 год: $77,358 млрд.

Население: 5,528 млн чел.

Финляндия - страна с одной из самых крепких и устойчивых экономик Европы. Ее в наименьшей степени, по оценкам экспертов, затронул последний экономический кризис, и даже банковская система избежала печальных последствий краха международных финансовых институтов. Отличные показатели в области борьбы с коррупцией - уровень терпимости приближен к нулю, высокие оценки по критериям: инновации, коммуникации, права собственности и личные свободы.

Для регистрации компании иностранцам необходимо получать специальное разрешение на занятие предпринимательской деятельностью. Минимальный уставной капитал - 2 500 евро; в числе директоров компании желательно иметь резидента Европейского экономического пространства, в противном случае придется получать разрешение на занимаемую должность от Бюро патентов и регистраций. В стране действуют постоянные центры поддержки бизнеса, где можно получить бесплатную консультацию на шведском, английском, а в некоторых районах и на русском языках. Начинающим бизнесменам, не имеющим иного источника дохода, кроме собственного стартапа, государство выплачивает «стартовые» деньги - вид материальной помощи, призванной поддержать предпринимателя до того момента, как компания начнет приносить прибыль.

Регистрация компании займет от двух дней, при условии электронной подачи документов - около 24 часов.

о роли малого бизнеса в развитых странах. Рассмотрим состояние малого бизнеса еще в двух странах. Именно на примерах этих стран можно проследить зависимость состояния экономики от развития малого бизнеса. И, если в Китае получает поддержку и бурно развивается, то во Франции наоборот, малый бизнес теряет поддержку.

Малый бизнес во Франции.

Малый бизнес в развитых странах это прежде всего относится к Франции. Ведь малый бизнес во Франции существует уже много веков, имеет свои традиции. И во многом способствовал многовековому экономическому развитию страны. Во Франции к категории малого бизнеса относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников. Число таких предприятий превышает 3 млн. Около 1,5 млн. малых предприятий относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, на 1,2 млн. предприятий трудится менее чем по 10 человек.

В стране создана внушительная государственная система стимулирования малого бизнеса. Новые малые предприятия на 2 года освобождаются от налога на акционерные общества и от местных налогов. Для них снижаются подоходный налог и налог с инвестируемой части прибыли.

Особую помощь государство оказывает предпринимателям, открывающим свой бизнес в зонах экономического развития. Для таких предпринимателей распространяются скидки и отмены выплат в фонды социального обеспечения (здравоохранения, пенсионного фонда, фонда для многосемейных, в кассу пособий для безработных). Для некоторых, особо требуемых видов бизнеса, предпринимателям выплачиваются подъемные.

Для безработных, решивших создать собственный бизнес, создана особая система поддержки бизнеса. Они освобождаются от налогов не на 2, а на 3 года и на год от обязательных выплат в фонды национального страхования. Безработным, ставшим предпринимателями, выдаются специальные книжки, отрывными чеками из которых можно расплачиваться за консультации по менеджменту, юриспруденции, бухгалтерскому учету и т.п.

Практически все владельцы малых предприятий могут рассчитывать на получение , ссуд и субсидий. Государственная программа, поддерживающая малый бизнес во Франции, привела к стремительному росту количества частных фирм в предкризисный период. Кроме того, малый бизнес стал достаточно конкурентоспособным, т.к. оснащается современным оборудованием, использует новейшие технологии и материалы.

Малый бизнес в развитых странах — малому бизнесу во Франции уже сотни лет.

Сейчас широкое распространение получили комбинированные предприятия по оказанию услуг. Так небольшой частный магазин может иметь пекарню и кафе, заправка включает маленький магазинчик. Быть бизнесменом во Франции, значит быть уважаемым человеком, особенно в глубинке, где уровень безработицы наиболее высок.

Именно во Франции, особенно в глубинке, существуют малые предприятия с многовековой историей, переходящие по наследству из поколения в поколение. Малый бизнес создает во Франции около 50% новых рабочих мест. Это неоценимый вклад в экономику и социальную политику государства. Ведь до 15% трудоспособного населения Франции являются безработными, что является одной из главных проблем государства.

Но в последнее время, особенно после прихода к власти социалистов (правительство, предшествующее нынешнему) и, проводимой ими , положение малого бизнеса существенно усложнилось. Налоговый пресс сильно ударил по бизнесу во Франции. Количество французских фирм, которые находятся на грани банкротства, бьет все рекорды, отмечают французские источники. И в первую очередь это относится к представителям малого бизнеса. В последнее время количество предприятий, которые находятся на пороге банкротства, достигло рекордного уровня. И 90% из этих компаний являются мелкими, то есть количество работников у них меньше 10. Банкротство большого количества частных фирм может больно ударить по стабильности экономики Франции.

Малый бизнес в Китае.

Малый бизнес в развитых странах — это рассказ и о малом бизнесе Китая. В гигантском росте китайской экономики очень существенную роль играет и быстрый рост малого бизнеса. Испокон веков китайцы считались очень предприимчивым, трудолюбивым и организованным народом.

А мелкое кустарное производство развивалось в Китае с древности. Именно с кустарного производства начиналось современное китайское частное предпринимательство. И в последнее время частные предприятия, особенно мелкие, растут как грибы. По данным Государственного комитета статистики КНР в стране насчитывается более 3 млн. малых предприятий и более 32 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составляют подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Именно считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на предприятиях малого бизнеса трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

Кроме того, малые предприятия являются в Китае двигателем научно-технического прогресса. Именно в этом секторе производится больше всего инноваций, изобретений и технических новинок. Проектные бюро, исследовательские лаборатории, дизайнерские агентства, различные малые предприятия в области новых технологий и программирования производят самую современную продукцию. Для таких компаний созданы многочисленные технопарки, где власти создают для инновационного бизнеса необходимую инфраструктуру. Для многих китайских компаний крупного бизнеса характерен старт именно с малого бизнеса в таких технопарках.

В настоящее время доля малого бизнеса составляет 55% национального производства. Это меньше, чем в странах Евросоюза, но следует учесть, что малый бизнес Китая достиг таких показателей только за последние 32-33 года и с каждым годом все более и более увеличивает свою долю в национальной экономике.

Малый бизнес в развитых странах — фонды по поддержке малого бизнеса в Китае.

Правительство Китая уделяет развитию малого бизнеса очень большую поддержку. Оно старается различными способами содействовать экономическому росту малого предпринимательства, совершенствуя законодательные акты, направленные на регулирование экономики, налогообложения, улучшения условий кредитования, инвестирования субъектов малого бизнеса. В Китае активно функционируют государственные фонды по поддержке и развитию деятельности малого бизнеса, основная направленность которых заключается в обеспечении гарантийными обязательствами предприятий малого бизнеса, с целью получения банковских кредитов на развитие бизнеса.

Одним из самых популярных является Государственный фонд развития малого и среднего предпринимательства, создание которого финансировалось за счет бюджетных средств страны. Данный фонд способствует защите интересов предприятий малого бизнеса, обеспечивает определенные налоговые льготы и дополнительное финансирование. Поддержкой малого предпринимательства также занимается Китайский центр по координации и кооперации бизнеса, основная задача которого заключается в создании специальных условий для сотрудничества китайских и зарубежных организаций по поддержке малого бизнеса.

Во многих китайских университетах уже более 15 лет каждый студент может бесплатно прослушать практический курс о том, как начать свое дело. В рамках таких проектов китайские университеты сотрудничают с ведущими американскими университетами. Этот курс дает базовые знания, необходимые для успешного ведения бизнеcа.

Малый бизнес в развитых странах — поддержка малого бизнеса правительством Китая.

В последние годы правительство Китая приняло ряд дополнительных мер по развитию малого бизнеса. В качестве меры по стимулированию экономики введены для малого бизнеса. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого бизнеса, чей ежемесячный объем продаж не превышает 20 тысяч юаней (приблизительно 3,3 тыс. долларов). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых предприятий.

Как видим, именно малый бизнес создает новые рабочие места в экономике Китая, активно участвует в освоении инновационных технологий. Китайское правительство, в свою очередь уделяет большое внимание развитию малого бизнеса в стране путем совершенствования правового законодательства в области регулирования деятельности и налогообложения малого бизнеса, создания фондов поддержки малого бизнеса, привлечения инвестиций, расширения программ кредитования малого бизнеса.

В данной статье представлена специфика малого бизнеса в зарубежной практике. Даны определения понятий «предпринимательство» и «малый бизнес» . Так же, в статье отражены главные аспекты, выделены роль и значение, рассмотрены опыт поддержки и пути развития малого бизнеса в зарубежных странах.

  • Социально-психологический феномен руководящей деятельности
  • Проблемы бедности и социальной справедливости в Российской Федерации
  • Прожиточный минимум в системе показателей уровня жизни населения

Развитие малого бизнеса в России является одним из ключевых направлений развития экономики страны в целом. Но, к сожалению, оно неизбежно сопровождается такими проблемами как недостаток финансирования, коррупция, нестабильность в налогообложении и другие. В связи с этим, актуально рассматривать зарубежную практику государственной поддержки и налогообложения малого бизнеса, опыт введения которой будет способен вывести российский малый бизнес на новый качественный уровень.

В первую очередь рассмотрим, что такое предпринимательство и малый бизнес. Итак, предпринимательство, предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Виды предпринимательской деятельности классифицируются:

  • по форме собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность: частная, государственная, муниципальная ;
  • по количеству участников: индивидуальная, коллективная ;
  • по характеру деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. .

Малое предпринимательство - сектор экономики, который определяется деятельностью субъектов малого предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг. Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.

Как свидетельствует мировая практика, основным показателем, позволяющим признать хозяйствующие субъекты малыми предприятиями, является численность работников за определённый период времени. Наряду с указанным показателем используются также такие критерии, как ежегодный оборот предприятия, величина его активов, размер уставного капитала.

В РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно-технических и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел.

В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. .

  • количество занятых работников до 50 чел.;
  • годовой оборот менее 4 млн.евр;
  • сумма баланса менее 2 млн.евр.

В США федеральным законом о малом бизнес е установлено, что малая фирма – это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.$ и годовой прибылью не свыше 2 млн.$.,а так же что малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках. Следует отметить и то, что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других – величина оборота (строительство, торговля, услуги).

Сектор малого бизнеса представляет самую разветвленную сеть предприятий и индивидуальных предпринимателей, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами МП, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Малый бизнес также является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут процветать и развиваться.

Малый бизнес в странах с развитой рыночной экономикой выполняет ряд важных функций как экономического, так и социального характера:
1. Малое предпринимательство создает конкурентные рыночные отношения, что всегда на руку потребителям; Малый бизнес за рубежом стимулирует развитие конкуренции. Поэтому, развитые страны осуществляют политику поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса.

Малое предпринимательство является основой совершенствования и развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Огромные транснациональные корпорации нуждаются в поставщиках и предпочитают работать с малыми организациями, ведь множество небольших поставщиков гарантируют конкуренцию между собой за объемы заказов, если кто-то из них не справится, всегда найдется замена. Таким образом, малый бизнес в своей совокупности выступает надежным поставщиком высококачественной продукции для крупного бизнеса.

2. Оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителя; Примерное время жизни МП - около 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся. Все предприятия малого бизнеса довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию.

МП в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Они специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

3. Децентрализованность размещения создает рабочие места не зависимо от экономической развитости территорий;

4. Малое предпринимательство как налогоплательщики формируют не малую часть отчислений в бюджеты всех уровней; В Германии в легальном малом бизнесе занято 65% рабочей силы, отсюда бюджет получает примерно половину налогов. В Венгрии, Чехии, Польше и других странах с переходной экономикой именно благодаря развитию малого и среднего бизнеса спад производства продолжался всего несколько лет.

Деятельность МП в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

5. Малое предпринимательство поддерживает творчество, ремесла, промыслы и традиции многих народов.

6. Высокая «инновационность», т.е. открытие инноваций и/или их внедрение. Зарубежный опыт показывает, что в сфере малого предпринимательства осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу.

Малый и средний бизнес в большинстве ведущих стран способствовал политической и социально-экономической стабилизации, а также:

  • созданию среднего класса (Франция, Великобритания, Бельгия, Германия, Канада, Испания);
  • преодолению рецессии (Израиль, США);
  • созданию новых рынков (Мексика, Канада, Сингапур, Япония);
  • последовательному проведению реформ (Китай, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия).

В основе любого развитого государства,помимо крупных корпораций, также находится малый бизнес,так как является массовой, динамичной и гибкой формой экономической деятельности. Именно в секторе малого бизнеса сосредоточивается основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

По количеству МП в мире лидирует США, за ними следует Япония, и далее идут Италия, Великобритания, Германия, Франция. Так, например, свыше 20 млн. фирм функционирует в США. В странах Европейского союза насчитывается 23 млн. фирм (из них 4 млн. - мелкие и средние). Примерно 5 млн. фирм - в европейских государствах, не входящих в Европейский союз, - Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Азии (без Японии), на Ближнем и Среднем Востоке и в Африке (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество МП и ИП в разных странах

Рассмотрим роль малого бизнеса в зарубежных странах. Малый бизнес пронизывает все сферы экономики, даже те, в которых на первый взгляд есть место только крупным корпорациям.

В настоящее время, такие развитые страны,как Япония, США, страны ЕС, Юго-восточной Азии и латинской Америки стремятся создавать и поддерживать экономический климат, что позволяет расти и развиваться малому предпринимательству. Малому бизнесу уделяется огромное внимание, так как очень велико его влияние на различные микро- и макроэкономические показатели, такие показатели как ВВП, спрос на кредиты, конкурентоспособность государства, занятость населения и другие крайне важные экономические величины (Таблица 1).

Таблица 1. Основные показатели роли малого бизнеса в разных странах (2015 г.)

В европейских странах, по данным на 2015 год, преобладает торговля, за ней следуют промышленность, транспорт и связь, строительство, что представлено на рис.2.


Рисунок 2. Структура малых предприятий по отраслям экономики в ЕС

В азиатских же странах (Китай, Тайвань, Южная Корея, Япония, Сингапур) на первом месте стоит промышленность, за ним сельское хозяйство, торговля,транспорт, строительство (см. рисунок 3).


Рисунок 3. Структура малых предприятий по отраслям экономики в странах Азии

На МП отмечается более высокая эффективность труда, данные субъекты с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Кроме того, развитие малого бизнеса рассматривается в качестве мощного экономического и социального противодействия нищете и терроризму. В развивающихся государствах малый бизнес считается решающим фактором, способным снизить остроту таких социальных проблем, как бедность и безработица (Индия, Албания, Бразилия). .

Развитые страны давно осознали колоссальную роль малого бизнеса в своей экономике и осуществляют тонко продуманную поддержку малого предпринимательства. В Российской Федерации на долю малого предпринимательства приходится около 22% ВВП. Поэтому, основная роль в поддержке малого бизнеса в данный момент отводится государству. Для сравнения: в странах Европейского Союза, США, Японии такой показатель составляет около 60% ВВП (см. рис.4).


Рисунок 4. Доля малого бизнеса зарубежных стран в составе ВВП, %

Цели поддержки малого бизнеса – это найти оптимальное соотношение интересов общества, бизнеса и государства. Важная задача такой политики заключается в придании ей инвестиционной направленности. Инвестиции распределяются по отраслям экономики неравномерно, в зависимости от целей государственной политики.

Государственная поддержка является решающим фактором развития предпринимательства в индустриально развитых странах. Практически все развитые страны с рыночной экономикой используют различные методы и формы административной, правовой и экономической поддержки: создание государственных структур, ведающих делами мелких и средних предприятий; программы финансовой помощи малому бизнесу; налоговые льготы для МП; помощь государства в получении заказов мелкими фирмами; оказание управленческой и технической помощи; антимонопольное регулирование.

Механизм стимулирования включает в себя, прежде всего, законодательно-правовые акты, обеспечивающие разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, льготные субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров. Не менее важным направлением стало оказание консультационных услуг и информационное обеспечение предприятий.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии для МП составляют около 4 млрд. евро ежегодно. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне. В Японии, где особенно высоко количество МП, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Эффективность МП в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства, поэтому число субъектов малого бизнеса растет.

Экономически развитые государства поддерживают малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики. Налоговая политика государства является стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса, суть которого заключается в постепенном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения МП. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34%.

Существуют меры поддержки малого бизнеса, направленные на решение проблем, возникающих по поводу небольших размеров компаний, посредством:

  • облегчения доступа к новым технологиям (предоставление технологий и экономической информации, консультации и обучение);
  • облегчения доступа к рынкам капитала (налоговые льготы, особые нормы амортизации, государственные инвестиционные субсидии, льготное кредитование в виде финансирования разницы между рыночной и льготной кредитными ставками);
  • внедрения кластерно-сетевого подхода, который содействует развитию инфраструктуры предпринимательства.

Системы поддержки и развития малого бизнеса в ведущих странах перешли в фазу обновления и саморегуляции, в этих странах создана система банков, фондов, инновационных центров и научных парков, работающих на развитие малого бизнеса.

Таким образом, в статье рассмотрены суть, роль и некоторые функциональные особенности малого бизнеса за рубежом. Эти данные нельзя на прямую применить к российской экономике, с ее особенностями и тонкостями такая модель окажется нежизнеспособной. Но можно извлечь не мало опыта, который позволит создать и успешно развивать малый бизнес с корректировкой на реальности российской экономики. В сложившейся геополитической ситуации, а точнее зарубежной политике санкций и российской политике импортозамещения, необходимо рассмотреть зарубежную государственную политику поддержки малого бизнеса и постараться реализовать лучшее из ее практики в национальной экономике.

Список литературы

  1. Батычко В.Т. Предпринимательское право. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
  2. Ежова М.Б. Основные правовые направления поддержки малого предпринимательства. Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник, 2008. № 5.
  3. Зангеева С.Б. Польза и преимущества зарубежного опыта поддержки и развития малого и среднего бизнеса применительно к России// Финансы и кредит.-2004.-.№14
  4. Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебное пособие. 9 издание. -М., Academia, 2014.
  5. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. – Киров: АСА, 2013. - 285 с.
  6. Лапуста М.Г. Предпринимательство. -М., Дрофа, 2013.
  7. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Дело, 2003. – 520 с
  8. Мурыгина Л.С. Транснациональный бизнес в условиях глобализации мирового хозяйства. Научно-практический журнал "Управление инвестициями". ЮУрГУ. – 2009. - №2. С.10-17.
  9. Райзберг. Б. А. Лозовский Л. Ш, Старобудцева Е. Б. Современный экономический словарь Издательство: «Инфра-М» 2015 г.
  10. Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России. 2015. Росстат. - M., 2015. – 96 с.
  11. Тихомирова О.Г. Глобализация и малый бизнес: новые возможности для малых и средних предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. – 2011. - №3. – С. 79
  12. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
  13. Филатова А.В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. - 2008. - № 3.
  14. Халимова С.Р. Влияние характеристиrк национальной инновационной системы на особенности развития малого инновационного бизнеса // ЭКО. – 2011. - №8. – С. 35-44.
  15. Чернобродова Л.А. Институциональное обеспечение формирования и развития малого инновационного предпринимательства // ЭПОС. – 2011. - №2. – С. 43-49.