Виды государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд. Основные особенности внебюджетных фондов

В финансовой системе России создаются на основании Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 17.10.1991г, Бюджетного Кодекса РФ, а так же других нормативно-правовых актов, в том числе законов о бюджете Росийской Федерации на текущий год. При этом хотя внебюджетные фонды и находятся с собственности государства, но являются автономными от федерального и местных бюджетов.

Как мы уже отметили, внебюджетные фонды образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенны для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на фонды экономического и социального назначения.

Социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Для лиц, моложе 1967 года рождения и моложе страховая часть составляет 10%, а накопительная - 4%, 6% из ЕСН (26%) направляется в федеральный бюджет.

Соответственно с 1 января 2002 г. средства, направляемые работодателями на пенсионное обеспечение, распределены на три потока.

Фонд социального страхования РФ является вторым по значению социальным внебюджетным фондом. Создан 1 января 1991 года в соответствии с Постановлением Совета министров РФ от 25.12.90 № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся в РСФСР» в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств, ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, санаторно-курортного лечения, для оздоровления трудящихся и членов их семей, а также других целей.

Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г. К основным задачам Фонда, кроме обеспечения гарантированных государством пособий, относятся участие в разработке и рационализации государственных программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального страхования.

Фонд социального страхования образуется за счет:

Страховых взносов предприятий, учреждений и организаций, а также иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

Доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

Добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ассигнований из республиканского бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим от радиации, а также другими целями.

Для юридических лиц установлен норматив отчислений в Фонд социального страхования в размере 3,2% по отношению к начисленной оплате труда. Работающие в этот фонд отчисления не производят.

Для обеспечения деятельности Фонда создан центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях действуют аппараты органов Фонда.

Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) образован в соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в РСФСР» от 28 июня 1991 г. № 499-1. Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Фонд создается на республиканском и территориальном уровне. Через него средства направляются страховым компаниям, учредителями которых выступает местная администрация. Страховые компании могут работать только при наличии соответствующих лицензий на обязательное медицинское страхование. Страховые компании, отбирая дееспособные медицинские учреждения, оплачивают их услуги.

Средства Фонда используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программы и другие цели.

ФОМС формируется за счет страховых взносов и бюджетных ассигнований. Плательщиками выступают предприятия, организации, учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи за неработающих граждан (детей, учащихся, студентов, пенсионеров и др.)

Тариф страховых взносов определяется верховной законодательной властью по представлению Правительства РФ. С 2005 года он составляет 2,8% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, причем в федеральный фонд - 0,8 %, в территориальные фонды - 2%. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов возложен на Федеральную налоговую службу РФ. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Всем гражданам России по месту жительства или по месту работы вручается страховой полис. Этот полис означает, что лицо получает бесплатно «гарантированный объем медицинских услуг». В этот объем войдет как минимум «скорая помощь», лечение острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

  • Финансовая деятельность государства. Общая характеристика финансового права
    • Понятие «финансы». Финансовая система Российской Федерации
    • Содержание и принципы финансовой деятельности государства
    • Финансовое право: понятие, предмет, метод, источники
    • Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
  • Финансовый контроль в Российской Федерации
  • Бюджетные правоотношения в Российской Федерации
    • Понятие «бюджет». Предмет и источники бюджетного права
    • Бюджетная система Российской Федерации
    • Внебюджетные фонды
    • Бюджетные доходы и бюджетные расходы
    • Бюджетный процесс
  • Государственные доходы
    • Государственные доходы: понятие и основы правового регулирования
    • Классификация государственных доходов, источники и формы обращения
    • Налоговые и неналоговые доходы
  • Государственные расходы
    • Государственные расходы: понятие, виды и принципы
    • Правовые формы реализации государственных расходов
    • Расходные обязательства публично-территориальных образований
  • Налоги и налоговые правоотношения
    • Налоги и сборы: понятие и функции
    • Предмет, метод, структура, принципы и источники налогового права
    • Классификация налогов
    • Налоговые правоотношения
  • Государственный кредит и государственный долг
    • Государственный кредит (государственное кредитование)
    • Государственный долг
  • Государственное страхование
    • Страхование: сущность, виды и функции. Государственное страхование как разновидность обязательного страхования
    • Государственное страхование: содержание и правовое закрепление
    • Виды страхования, имеющие государственную основу
  • Правовые основы банковского дела
    • Банковская система Российской Федерации
    • Основные банковские операции. Банковские вклады (депозиты)
    • Центральный банк РФ (Банк России)
    • Банковское регулирование и надзор
  • Банковский кредит и кредиты Банка России
    • Банковский кредит: понятие и финансово-правовая характеристика
    • Банковский кредитный договор
    • Кредиты Банка России
  • Денежная система и денежная политика Российской Федерации
    • Понятия «деньги» и «денежная система»
    • Денежная политика Российской Федерации: законодательное закрепление
  • Правовые основы денежного обращения
    • Понятие «денежное обращение»
    • Наличное денежное обращение (денежный оборот)
    • Безналичное денежное обращение
    • Методы регулирования денежного обращения
  • Правовые основы расчетов в Российской Федерации
    • Понятие «расчетные отношения». Структура расчетной сети в Российской федерации
    • Наличный и безналичный расчет. Кассовые операции
    • Платежная система. Порядок осуществления переводов денежных средств
    • Расчетные операции кредитных организаций
    • Формы расчетов: юридическое закрепление
  • Валютное регулирование и валютный контроль
    • Валютное регулирование и валютные правоотношения
    • Валютные операции
    • Валютный контроль: понятие и содержание

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды - одна из форм организации финансовых ресурсов в масштабе государства или отдельной территории, формируемых целевым образом для решения отдельных проблем, как правило, социальной направленности.

Возникновение внебюджетных фондов в Российской Федерации связано с появлением реальной потребности в значительных объемах денежных средств и целесообразности их концентрации на государственном и (или) территориальном уровне для проведения ряда важных социально-экономических мероприятий.

С помощью внебюджетных фондов можно оказывать социальные услуги населению (выплату пенсий, финансирование социальной инфраструктуры и т.д.), влиять на производственные процессы путем финансирования и кредитования отдельных отечественных предприятий, финансировать различные природоохранные мероприятия и т.д., т.е. внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов для финансирования важнейших общественных потребностей.

Появление внебюджетных фондов и их использование в целях перераспределения публичных финансов одновременно с государственными и местными бюджетами объясняется тем, что при сложном состоянии экономики появляется возможность необоснованного перераспределения имеющихся публичных финансов. Если бы все публичные финансы находились только в бюджетах РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, то в зависимости от текущей ситуации их перераспределение могло бы привести к дефициту в финансировании наиболее важных социальных направлений. Таких направлений сегодня в России выделено три: пенсии, оказание гарантированной медицинской помощи, компенсации в случае временной потери трудоспособности (а значит, и основного средства существования).

Таким образом, государственный внебюджетный фонд представляет собой специализированный денежный фонд, образуемый вне бюджета и предназначенный для исполнения определенных законодательством расходных обязательств РФ, а именно, для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Бюджет территориального государственного внебюджетного фонда формируется для исполнения соответствующих расходных обязательств субъекта РФ. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом.

К государственным внебюджетным фондам относятся:

  • Пенсионный фонд РФ,
  • Фонд социального страхования РФ,
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Выделение этих фондов в качестве самостоятельной бюджетной формы и, следовательно, отсутствие привязки к федеральному бюджету и бюджетам субъектов РФ позволяет сформировать целевой характер доходов в эти фонды (напомним, что все доходы бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, за малым исключением, идут в «общий котел», т.е. нецелевым образом) и тем самым гарантировать финансирование указанных важнейших социальных направлений, поскольку соответствующие взносы в эти фонды (подробнее о них речь пойдет ниже) должны быть использованы только на эти направления.


Для удобства изучения материала статью внебюджетные фонды разбиваем на темы:

Кроме «вычетов» при планировании налоговых платежей используется возможность получения кредитов, отсрочек и полного освобождения от налогов.

Кредиты предоставляются на следующем этапе процесса исчисления налога, когда облагаемый доход уже определен и на его основе рассчитан размер причитающегося налога. Кредиты по своей сути являются тоже вычетами, но уже не из облагаемого дохода, а непосредственно из сумм начисленного налога.

Наиболее известны следующие виды кредитов:

§ кредит для налогов, уплаченных за рубежом. В соответствии с этой льготой налогоплательщик может вычитать из общей суммы своих налоговых обязательств налоги, уплаченные им за рубежом;
§ инвестиционный кредит – позволяет за счет снижения суммы налога финансировать некоторую часть новых инвестиций компаний и др.

Отсрочки или рассрочки по уплате налогов – это изменение сроков уплаты налогов от одного до шести месяцев.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

§ причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
§ задержки этому лицу финансирование из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
§ угрозы этого лица в случае единовременной выплаты им налога;
§ если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
§ если производство и реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
§ если это предусмотрено таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Но одна особенность останавливает предприятие широко использовать возможности получения отсрочки или рассрочки – на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки.

Полное освобождение какого-либо дохода от налогов

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются .

Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно с законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов о налогах и сборах.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а так же иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, но не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено.

Назначение внебюджетных фондов

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется .

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

* Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
* Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
* Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
* Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
* На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
* Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
* Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Связи между внебюджетными фондами

Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

Назад | |


Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Финансировать пенсионное обеспечение.

С помощью целевых государственных внебюджетных фондов можно влиять на регионов путем финансирования отдельных хозяйственных мероприятий, например строительства сети дорог общего пользования и др.

Источники финансирования целевых фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер в зависимости от экономического и финансового состояния страны.

Правом образовывать целевые внебюджетные фонды обладают как федеральные органы власти, так и республиканские и местные органы самоуправления.

Целевые фонды, созданные на федеральном уровне, как правило, передают средства в распоряжение территориальных органов.

Правовой основой образования государственных целевых фондов является, прежде всего Конституция Российской Федерации и Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" № 17341.

Федеральным законом "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации" № 197ФЗ установлены тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:

а) для работодателей организаций — в размере 28%; для работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, — в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;

б) для индивидуальных предпринимателей, в том числе для иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных детективов и занимающихся частной практикой нотариусов — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением; для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории России, занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие по или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд в размере 28% выплат в денежной или натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

в) для родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств — в размере 20,6% выплат.

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере 20,6% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

г) для адвокатов — в размере 20,6% выплат, начисленных в их пользу;

д) для граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

е) для граждан (физических лиц), работающих по трудовым договорам или получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также авторским договорам, — в размере 1% выплат, начисленных в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Иными словами, организации-работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы в размере 1% заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров.

Предприятия и организации-работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в сроки, установленные для получения заработной платы.

Организации и предприятия инвалидов и пенсионеров освобождаются от уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ.

При недостатке поступления средств в пенсионный фонд РФ Банк России обязан предоставлять ему кредит для обеспечения своевременного финансирования выплат пенсий с обязанностью его погашения в конце года.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд РФ перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.

В обязанности Правительства РФ входит выделение для Пенсионного фонда РФ валютных средств, необходимых для приобретения вычислительной техники.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

С 2004 г. отменены начисления страховых взносов на фонд оплаты труда иностранных фирм и физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ, проектов строительства, содержания центров переподготовки военнослужащих (уволенных с военной службы).

Средства Пенсионного фонда РФ используются на:

Выплату государственных , в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

Оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

Выплаты пособий на погребение получателям пенсий;

Материальную базу осуществления этих прав составляет фонд социального страхования.

Фонд государственного социального страхования создан в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР "О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР". Впоследствии в постановление вносились изменения в целях усиления государственных гарантий по социальному страхованию. Фонд начал действовать с 1 января 2001 г. До принятия постановления вопросы социального страхования находились в ведении профсоюзов.

В настоящее время Фонд государственного социального страхования Российской Федерации действует в соответствии с Указом Президента РФ как самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение.

Фонд социального страхования РФ, как и Пенсионный фонд РФ, является автономным и строго целевым фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования.

Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ № 101.

Отделения данного фонда созданы во всех субъектах Федерации и в 14 отраслях народного хозяйства, имеющих межрегиональный характер (железнодорожного, морского транспорта и т. д.).

Управление Фондом государственного социального страхования РФ возложено на правление фонда и его председателя. Председатель Фонда социального страхования РФ и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации.

Социальные страхования РФ выполняет следующие функции:

Концентрацию денежных средств государства на социальное страхование;

Обеспечение гарантированных пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям;

Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;

Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

Частное финансирование санаториев профилакториев, оздоровительных лагерей для детей.

Фонд государственного социального страхования РФ — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения. Создается страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций и лиц, занимающихся .

Денежные средства и санаторно-курортные учреждения фонда являются государственной собственностью.

Источниками образования фонда являются:

Страховые взносы предприятий и организаций;

Средства государственного бюджета (в форме дотаций);

Частичная оплата путевок в санатории и дома отдыха;

Прочие поступления.

Все организации и предприятия независимо от вносят взносы в Фонд государственного социального страхования РФ в размере 5,4% к начисленной оплате труда.

Размер взносов, перечисляемых в Фонд социального страхования РФ, начисляется по тарифу, размер которого устанавливается Федеральным законом.

Федеральным законом № 197ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования" установлен тариф страховых взносов в Фонд социального страхования РФ для работодателей — организаций и граждан (физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору, в размере 5,4% выплат в денежной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Инструкция "О порядке начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования" введена в действие с 1 января 2007 г.

В соответствии с действующим порядком формирования бюджета Фонда социального страхования РФ сумма страховых взносов распределяется следующим образом:

74% страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;

26% страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях.

Контроль за полнотой и своевременностью уплаты взносов на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ и Государственную налоговую службу РФ.

Средства Фонда социального страхования РФ используются на следующие цели:

На выплату пособий по больничным листам (по временной нетрудоспособности, беременности и родам), а также пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Доля этих расходов составляет около 70%;

Финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся;

Частичное финансирование содержания санаториев профилакториев и оздоровительных детских лагерей;

Выплаты пособий сверх норм на лечение и оздоровление трудящихся;

Финансирование исполнительной дирекции фонда. Поступление и расходование средств Фонда социального страхования РФ см. в табл. 11.2.

До 2004 г. система социальных пособий и комиссионных выплат семьям, имеющим детей, насчитывала 17 видов социальных выплат.

Указом Президента РФ "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров" введена усовершенствованная система государственных ежемесячных пособий семьям, имеющим детей, четко разграничивающая назначение ежемесячных пособий:

1. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения на ранних сроках беременности.

4. Единовременное пособие при рождении ребенка.

5. Единое ежемесячное пособие на ребенка.

Компенсационные выплаты лицам, состоящим в с предприятием и осуществляющим уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет, на период дополнительного отпуска по уходу за ребенком (от 1,5 до 3 лет) производятся за счет средств предприятия, направляемых на оплату труда.

Выплата ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет работающим матерям осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Выплата пособий производится по месту основной работы лица, имеющего право на пособие, либо в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Контроль за расходованием средств на социальное страхование возложен на Фонд социального страхования РФ с участием профсоюзов.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются Федеральным законом. Бюджеты региональных отделений фонда и отчеты об их исполнении рассматриваются и утверждаются правлением фонда.

Государственный фонд занятости населения, его функции, формирование и использование

На Западе в 90-х годах насчитывалось около 30 млн. чел. безработных. По расчетам международных экспертов, уровень безработицы за рубежом составляет 6—8%.

По данным Госкомстата России, опубликованным в статистическом сборнике "Россия в цифрах", в 2005 г. численность безработных в России составила 6,4 млн. чел., к началу 2010 г., по данным печати, она увеличилась до 9 млн. чел., что составляет 12,4% экономически активного населения России.

Для решения проблем занятости в России создана специальная служба. Правовые и организационные основы деятельности службы занятости закреплены в Законе РСФСР "О занятости населения в РСФСР", которым предусмотрены механизм регулирования занятости населения, меры социальной защиты трудящихся, принципы выплаты пособия безработным.

В функции службы занятости входит:

Трудоустройство граждан;

Обеспечение профессионального переобучения и переподготовки кадров;

Создание новых ;

Организация и содержание бирж труда;

Материальная поддержка безработных.

Для материальной поддержки безработных в России в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" образован Государственный фонд занятости населения РФ.

Государственный фонд занятости населения является самостоятельным государственным внебюджетным фондом. Он образуется на местном (краевом, областном) уровне, уровне республик в составе РФ и федеральном уровне.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ находятся в и распоряжении Федеральной службы занятости населения. Они не входят в бюджетную систему и носят целевой характер.

В соответствии с Положением о Государственном фонде занятости населения Российской Федерации являются:

Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией политики занятости населения (профориентация, обучение профессии, образование, создание рабочих мест);

Выплата пособий по безработице, компенсация затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; оказание материальной помощи членам семьи безработного;

Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, включая приобретение технических средств;

Осуществление информационно-справочной деятельности.

Основными источниками формирования Государственного фонда занятости населения РФ являются:

Обязательные страховые взносы работодателей;

Ассигнования из федерального бюджета, бюджетов региональных и местных;

Добровольные взносы юридических и физических лиц. Тарифы обязательных страховых взносов в Государственный фонд занятости определяются Федеральным законом.

Обязательные страховые взносы работодателей организаций в Государственный фонд занятости населения РФ были установлены с 1 января 2003 г. в размере 1,0%, с 1 января 2006 г. — 1,5% средств, направляемых на оплату труда.

В ст. 3 Федерального закона № 197ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации" установлен тариф страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ для работодателей организаций в размере 1,5% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Освобождаются от уплаты страховых взносов инвалидов, в том числе их предприятия и учреждения, если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%.

Сумма страховых взносов зачисляется в федеральную часть, региональную часть (субъекта Федерации) и местным органам службы занятости населения.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ расходуются на следующие цели:

Финансирование выплат пособий по безработице;

Финансирование расходов по обучению (выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышение квалификации, переподготовка по направлению органов службы занятости);

Возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;

Содержание исполнительной дирекции фонда;

Прочие расходы.

Бюджет Государственного фонда занятости населения (поступления и расходы).

Для получения пособия по безработице безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в службе занятости населения.

Назад | |

По сути, эти финансовые организации помогают государству решить две очень важные задачи: социальную поддержку и защиту граждан, и финансирование наиболее важных направлений в экономике страны.

В зависимости от того, куда направляют свои средства внебюджетные фонды, можно разделить их на две основные группы:

  • фонды социальные, своими средствами обеспечивающие активную социальную политику государства;
  • экономические внебюджетные фонды, разделяющиеся в свою очередь на региональные и ведомственные, помогающие правительству целенаправленно решать наиболее важные экономические задачи.

Социальные внебюджетные фонды

Фонды, помогающие власти обеспечивать социальную политику, относятся к группе государственных внебюджетных фондов. Их источники формирования - обязательные и добровольные взносы, как граждан, так и тех предприятий, на которых они трудятся.

Федеральный бюджет также не оставляет работу этих фондов без внимания и при необходимости выделяет целевые средства под решение каких-то конкретных задач.

Пенсионный фонд Российской Федерации

Основной из них - это Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Он гарантирует каждому работнику, достигшему пенсионного возраста, начисление и выплату трудовой пенсии в размере, соответствующем страховым взносам, учтенным на его персональном счете в ПФР.

Для граждан, родившихся в 1966 году и раньше, весь тариф в размере 22% пойдет на страховую часть пенсии. При этом на лицевой счет попадет 16% от суммы взносов, а 6% пойдет на текущие выплаты пенсий.

Тем же, кто родился в 1967 году или еще позже, из 22% тарифа на страховую часть пенсии отправится 16%, в том числе 10% на индивидуальный лицевой счет и 6% на солидарную часть, из которой выплачиваются пенсии сегодня, а еще 6% - на .

С 1 января будущего года каждый гражданин этого возраста сможет за счет своей накопительной части пенсии увеличить ее страховую сторону на 4% и тем самым пополнить средства ПФР, которые пойдут на выплаты пенсий в 2014 году.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Целевым является и Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС). За расходованием средств этого фонда ведется пристальное наблюдение и строгий контроль со стороны государства.

Взносы, перечисляемые в ФСС работодателем в размере 2,9% от оплаты труда, идут на компенсацию предусмотренных законом страховых случаев : это оплата больничных листов, декретных пособий, в случае рождения или смерти. Причем, стоит заметить, что первые 3 дня больничного листа оплачивает сам работодатель, а все остальные - за счет средств ФСС.

Пополнение ФСС происходит и за счет взносов, удержанных непосредственно из зарплаты работников и направленных на страхование здоровья, которое может пострадать от аварий, полученных травм на производстве и болезней, имеющих профессиональный характер. Величина тарифа напрямую зависит от того, какому риску подвергается здоровье работника на предприятии, и варьируется от 0,2% до 8,5%.

При наступлении страхового случая величина взносов может быть уменьшена на сумму выплат по больничному листу в связи с травмой или на стоимость санаторно-курортного лечения профзаболевания по путевке от ФСС.

Государственный фонд занятости населения РФ

Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН) образовался в связи с появлением и ростом безработицы. Его средства направлены на финансирование мер правительства, связанных с реализацией политики занятости населения.

Фонд обязательного медицинского страхования

Фонд, организованный и на федеральном, и на региональном уровне - это Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Он предоставляет всем гражданам страны, независимо от места проживания, возможность получить помощь врачей и необходимые лекарства за счет фонда.

Взносы, пополняющие его счета, являются обязательными для работодателей и начисляются на базовую сумму заработной платы работников в размере 5,1%.

В эту группу входят фонды, созданные для финансирования программ экономического развития государства. Учитывая интересы регионов, местные органы власти создают территориальные внебюджетные отраслевые фонды.

  • Федеральный и региональные дорожные фонды финансируют проекты по развитию дорожно-транспортной системы субъектов Федерации.
  • Инвестиционные фонды через субсидии и льготные кредиты финансируют государственные и частные компании, чья деятельность направлена на усиление экономической мощи страны.
  • Для финансирования изысканий в крупных научных и промышленных центрах создаются научно-исследовательские фонды .
  • Банковская система может организовывать специализированные кредитные фонды , которые выделяют свои средства на условиях возврата и уплаты процентов тем организациям, которые работают над выполнением государственных заказов.

Отчетность по начислению и уплате страховых взносов

Начисление страховых взносов производится работодателем каждый месяц, но облагаемый доход работников каждый раз берется с начала года. Сумма для их перечисления определяется после вычитания из общей суммы взносов тех, что уже оплачены. Оплата производится не позднее 15-го числа следующего месяца .

При этом взносы в ПФР перечисляются отдельно по накопительной и отдельно по страховой части трудовой пенсии.

Также отдельными поручениями перечисляются взносы в ФСС, начисленные работодателем на доходы работников, и взносы, удержанные из их зарплаты.

Отчетность по страховым взносам в ФСС предоставляется работодателем не позднее 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала, полугодия, 9-ти месяцев или года, а отчетность в ПФР и ФОМС - не позднее 15-го числа второго месяца . В эти же сроки сдаются ведомости с указанием персонально по каждому сотруднику информации о страховых взносах и страховом стаже.

Деятельность внебюджетных государственных фондов направлена на создание в стране ровного политического климата, без социальных взрывов и экономических потрясений. Этому весьма способствует и своевременное перечисление страховых взносов.