Главная цель профессиональной деятельности врача. Профессиональная этика врача. Чем является клон

    Биомедицинская этика как форма профессиональной защиты личности врача.

    Этические кодексы в медицине (“Нюрнбергский кодекс” (1947), “Конвенция о правах человека и биомедицине” (Cовета Европы, 1997)

    Современные взгляды на взаимоотношения врача и больного

    Этические комитеты: цели, задачи, полномочия.

    Исторические аспекты развития взаимоотношений врача и больного

    Биомедицинская этика и медицинское право: проблемы взаимоотношения.

    Этика светского «платья эскулапа» и студента.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы:

1 . Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека

2) социальное доверие к профессии врача

3) уважение коллег

4) материальная выгода

5) личностный рост

2. Основным отличительным признаком профессиональной этики врача является:

1) право на отклоняющееся поведение

2) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения

3) уголовная ответственность за несоблюдение профессиональных этических норм

4) безусловная необходимость подчинять личные интересы корпоративным

5) приоритет интересов медицинской науки над интересами конкретного больного

3. Медицину и этику объединяет:

1) человек как предмет изучения

2) методы исследования

3) овладение приемами преодоления конфликтов в человеческих взаимоотношениях

4) стремление к знанию механизмов человеческого поведения и к управлению им

5) ориентация на достижение финансового благосостояния человека

4. Правильным определением биомедицинской этики как науки является:

1) наука об отношении живых существ между собой

2) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

3) наука о должном

4) наука об умении правильно себя вести в обществе

5) наука о социальных, правовых, этических последствиях новой биомедицинской технологии

5. Нравственность – это понятие, определяющее:

1) совокупность субъективных реакций и форм поведения человека

2) склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

3) часть философии

4) отклассифицированные культурой нравы

5) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку

6. Этикет - это форма поведения, означающая

1) признание значения особых правил поведения в социальных и профессиональных отношениях

3) особая условная вежливость

4) наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов

5) способность человека к социальной адаптации

7. Мораль – это:

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

2) совокупность научных фактов

3) строгое соблюдение законов и конституции

4) игра ума

5) область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества

8. Основные принципы биоэтики:

1) не навреди, делай благо

2) принцип информированного согласия

3) принцип справедливости

4) уважение автономии пациента

5) все перечисленное верно

9. Моральное регулирование медицинской деятельности от правового отличает:

1) свобода выбора действия

2) произвольность мотива деятельности

3) уголовная безнаказанность

4) социальное одобрение

5) наличие денежной заинтересованности

10. К ятрогениям в настоящее время относят нарушения связанные с:

1) отрицательным словесным воздействием на больного

2) нерациональным применением лекарственных средств

3) неправильным производством диагностических манипуляций

4) неправильным производством лечебных манипуляций

5) все перечисленное верно

Эталоны ответов:1 – 1 2 – 2 3 – 1 4 – 5 5 - 1 6 – 1 7 - 1 8 – 5 9 - 1 10 - 5

7. Самоконтроль по ситуационным задачам

1. Бригада «скорой помощи» выехала на вызов: женщине 40 лет оторвало 2 пальца правой кисти, которые висят на кожном лоскуте (на руку упала бетонная плита). Врач «скорой помощи», будучи сам нездоров, естественно хотел закончить работу побыстрее. Но, когда женщину привезли в больницу, и оказалось, что там не производят микрохирургию кисти, он отказался оставить женщину в этом стационаре и, превозмогая собственное нездоровье, дал указание ехать в другую больницу, где женщина могла получить действительную помощь.

Какие морально-этические представления лежали в основе действий врача?

Ответ: Морально-этические представления, характерные для модели Гиппократа и Парацельса.

2. Большинству больных, находящихся в клинике по поводу критической ишемии нижних конечностей, обусловленной выраженным их атеросклеротическим поражением, показано оперативное лечение – шунтирующая операция по восстановлению кровотока в артериальном русле. Однако примерно половине больных лечение ограничивают консервативным методом, так как предпочтение отдают молодым платежеспособным больным, которые будут в дальнейшем соблюдать предписанный режим, откажутся от курения, будут в состоянии приобретать дорогостоящие антиагрегатные препараты, т.е. оправдают затраты государства, на деньги которого приобретаются дорогие протезы.

Чем определяется такой подход?

Ответ: Такой подход определяется экономической целесообразностью, что противоречит основополагающим принципам биомедицинской этики.

3. Врач-реаниматолог рекомендует родителям для улучшения состояния новорожденного с респираторным дистресс-синдромом приобрести сурфактант импортного производства, за который получит материальное вознаграждение от представителей фирмы-производителя. При этом он не сообщает родителям информацию о существовании других столь же эффективных и более дешевых аналогов отечественного производства.

Ответ: материальные стимулы.

4. Объем средств выделяемых на обследование и лечение больных лимитирован рамками закона об обязательном медицинском страховании. В ряде случаев это приводит к тому, что пациент не может пройти такое обследование. Этот закон ограничивает также и действия врача, который вынужден либо отказаться от назначения необходимого, с его точки зрения обследования, либо искать пути, как обойти этот закон.

Особенно негативно он отражается на пациентах больших больниц, куда приезжают люди со всех городов страны.

Каковы этические основания этого закона?

Ответ: этическим основанием является необходимость обеспечить медицинскую помощь всем больным исходя из экономических возможностей здравоохранения (прагматический тип этических теорий).

5. Работая в Институте хирургии им. А.В. Вишневского, молодой ординатор был свидетелем следующего случая. Во время дежурства случился рецидив кровотечения у больного, перенесшего 3-4 дня назад сложную операцию на бедре. Оперировавший его врач незамедлительно прибыл в отделение, хотя и жил на другом конце Москвы, а операцию по остановке кровотечения мог бы выполнить и дежуривший тогда хирург, грамотный специалист, кандидат медицинских наук. И лишь через некоторое время выяснилось, что из-за этого приезда врач с семьёй не попали на интереснейший спектакль, билеты на который практически невозможно было достать, и на который он очень хотел попасть.

Чем был определён поступок врача, пожертвовавшего семейным праздником?

Ответ: Врач выполнил свой врачебный долг следуя деонтологическому подходу в отношении к пациенту.

6. У 35-летней больной с доброкачественной опухолью шейного отдела спинного мозга во время операции произошел полный перерыв спинного мозга. У больной действуют только черепно-мозговые нервы и полностью сохранено сознание. В течение 2 лет продолжается искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ), и больная категорически настаивает на её прекращении. Врач принимает решение не продолжать ИВЛ.

Какими этическими представлениями определялось решение врача?

Ответ: В основе действий врача – прагматические представления о профессиональной этике, что не соответствует законодательству РФ.

7. В приемное отделение больницы с места ДТП машиной «скорой помощи» в тяжелом состоянии доставлена девушка 25 лет. Во время операции была констатирована клиническая смерть, проведение реанимационных мероприятий не приносило положительного эффекта. Из донорского центра поступило предложение об изъятии неповрежденных органов для трансплантации, однако реаниматологи продолжали реанимационные мероприятия.

Какими морально-этическими взглядами руководствовались врачи реаниматологи?

Ответ: Изъятие органов возможно лишь при констатации смерти мозга, реаниматологи руководствовались принципами деонтологии и законом РФ.

8. В поликлинику поступил вызов на дом к мужчине 47 лет, страдающему артериальной гипертонией. Был осмотрен участковым терапевтом, выставлен диагноз «Гипертонический криз». Назначена консультация невролога. При осмотре неврологом было заподозрено субарахноидальное кровоизлияние, но больной категорически отказывался от госпитализации, говоря, что это обычный криз и всё обойдется. Только благодаря настойчивости невролога и заведующего поликлиникой больного уговорили лечь в больницу, где диагноз субарахноидального кровоизлияния был подтверждён, назначено соответствующее лечение, и после курса терапии больной был выписан практически здоровым.

С какими моральными представлениями была связана настойчивость врачей?

Ответ: С деонтологическими представлениями.

9. В скоропомощной больнице отсутствует круглосуточная эндоскопическая служба, но больные с экстренной хирургической патологией, в том числе и с желудочно-кишечными кровотечениями, поступают круглосуточно. Наиболее эффективным и безопасным способом остановки кровотечения признан эндоскопический гемостаз. При отсутствии последнего больного пытаются лечить консервативно и при неэффективности выполняют хирургическое вмешательство, что для нег в условиях анемии, нарушения водно-электролитного баланса крайне неблагоприятно.

При поступлении пациента с желудочно-кишечным кровотечением ответственный хирург звонит эндоскописту, который в любое время суток приезжает в клинику и останавливает кровотечение. Следует отметить, что ночная работа эндоскописта не оплачивается.

Какие морально-этические представления определяют поведение эндоскописта?

Ответ: Врачи следуют принципам модели Гиппократа, Парацельса, деонтологии.

10. Старшая сестра отделения страдает демиелинизирующим заболеванием головного мозга. На фоне проводимой терапии удается добиться минимально прогрессирующих изменений, однако необратимые изменения уже есть, и они ограничивают трудовой режим. Она продолжает работать в отделении, однако не справляется со своими обязанностями. Часть коллектива жалеет ее, часть считает, что она должна перейти на должность ниже или уволиться. Каждый день возникают конфликты на фоне несогласованности в работе персонала отделения. Врачи, оценивая конфликтную ситуацию, посоветовали ей покинуть пост. В условиях нехватки и отсутствия кадров заведующая отделением оставила женщину исполнять обязанности старшей сестры.

Какие мотивы определили решение заведующей отделением?

Ответ: Решение продиктовано прагматическим подходом, производственной необходимостью.

I. ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

  1. Предметом особой заботы государства и общества являются обеспечение, сохранение жизни и здоровья граждан. Полноценная охрана здоровья народа и обеспечение условий, позволяющих ему достойно существовать и развиваться, являются критериями нравственной политики государства. В осуществлении этой социальной задачи большая роль принадлежит врачу, его профессиональной деятельности и нравственной позиции.
  2. Главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) - сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ "О праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь".
  3. Врач несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. Для этого он обязан систематически профессионально совершенствоваться, памятуя, что качество оказываемой больным помощи никогда не может быть выше его знаний и умений. В своей деятельности врач должен использовать последние достижения медицинской науки, известные ему и разрешенные к применению МЗ РФ.
  4. Мотивы материальной, личной выгоды не должны оказывать влияния на принятие врачом профессионального решения.
  5. Врач не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
  6. Врач должен при назначении лекарств строго руководствоваться медицинскими показаниями и исключительно интересами больного.
  7. Как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
  8. Врач должен добросовестно выполнять взятые на себя обязательства по отношению к учреждению, в котором он работает.
  9. Врачи, обучающие студентов и молодых специалистов, своим поведением и отношением к исполнению своих обязанностей должны быть примером, достойным подражания.
  10. Врач обязан доступными ему средствами (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.) пропагандировать здоровый образ жизни, быть примером в соблюдении общественных и профессиональных этических норм.
  11. Врач может заниматься какой-либо иной деятельностью, если она совместима с профессиональной независимостью, не унижает достоинства врача и не наносит ущерба пациентам и его врачебной деятельности.
  12. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ в условиях государственных лечебно-профилактических учреждений врач оказывает пациентам помощь бесплатно.
  13. Право на частную практику врача регулируется законом.
  14. Бесплатное лечение других врачей и их ближайших родственников, а также вдов и сирот является долгом российского врача и элементом профессиональной нравственности.
  15. Гуманные цели, которым служит врач, дают ему основание требовать законной зашиты его личного достоинства, достаточного материального обеспечения, создания условий для осуществления профессиональной деятельности как в мирное, так и в военное время.
  16. Участвуя в организационных (предусмотренных законодательством РФ) формах протеста, врач не освобождается от обязанности обеспечивать необходимую медицинскую помощь пациентам, находящимся под его наблюдением.
  17. Врач обязан содействовать врачебным объединениям и ассоциациям, активно участвуя в их работе, а также выполняя их поручения.
  18. За свою врачебную деятельность врач прежде всего несет моральную ответственность перед больным и медицинским сообществом, а за нарушение законов Российской Федерации - перед судом. Но врач прежде всего должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть.
  19. Контроль за соблюдением врачебной этики осуществляют профессиональные ассоциации и созданные при них этические комитеты (комиссии).
  20. Российская медицинская ассоциация и ее этический комитет (ЭК) отстаивают и защищают в СМИ, обществе (государстве) и в суде честь и достоинство врача, если коллегиально принято такое решение.

II. ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

  1. Врач отвечает за качество оказываемой пациентам медицинской помощи. В своей работе он обязан руководствоваться законами Российской Федерации, действующими нормативными документами для врачебной практики (медицинскими стандартами), но в рамках этих предписаний, учитывая особенности заболевания, выбирать те методы профилактики, диагностики и лечения, которые сочтет наиболее эффективными в каждом конкретном случае, руководствуясь интересами больного. При необходимости врач обязан воспользоваться помощью своих коллег.
  2. Врач не должен подвергать пациента неоправданному риску, а тем более использовать свои знания в негуманных целях. При выборе любого метода лечения врач прежде всего должен руководствоваться заповедью "Non nocere!".
  3. За исключением случаев неотложной помощи, когда он обязан предпринимать меры, не усугубляющие состояние больного, врач имеет право отказаться от лечения больного, если уверен, что между ним и пациентом нет необходимого взаимного доверия, если чувствует себя недостаточно компетентным или не располагает необходимыми для проведения лечения возможностями. В этих и подобных случаях врач должен принять все меры к информированию об этом соответствующего органа здравоохранения и порекомендовать больному компетентного специалиста.
  4. Врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
  5. Врач должен уважать честь и достоинство пациента, относиться к нему доброжелательно, уважать его права на личную тайну, с пониманием воспринимать озабоченность родных и близких состоянием больного, но в то же время он не должен без достаточных на то профессиональных причин вмешиваться в частные дела пациента и членов его семьи.
  6. Если пациент не способен осознанно выразить свое согласие, его должен выразить законный представитель или лицо, постоянно опекающее пациента.
  7. Пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход.
  8. По желанию пациента, врач не должен препятствовать реализации его права на консультацию другим врачом.
  9. Самореклама при общении врача с больным недопустима.
  10. При совершении ошибки или развитии в процессе лечения непредвиденных осложнений врач обязан проинформировать об этом больного, в необходимых случаях - орган здравоохранения, старшего коллегу и немедленно приступить к действиям, направленным на исправление вредных последствий, не дожидаясь указаний на это.
  11. При отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
  12. Врачебную практику врач может осуществлять только под собственной фамилией, не используя псевдоним и не указывая не присвоенных официально титулов, степеней, званий.

III. КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ ВРАЧЕЙ

  1. В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и чувство благодарности к тому, кто научил его искусству врачевания.
  2. Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательностью.
  3. Врач не вправе публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача или каким-либо иным образом его дискредитировать. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, сделаны в неоскорбительной форме, желательно в личной беседе, прежде чем о них будет проинформировано медицинское сообщество или вопрос будет вынесен на обсуждение этического комитета (комиссии). Медицинское сообщество обязано оказывать помощь врачу в восстановлении его профессиональной репутации.
  4. В трудных клинических случаях опытные врачи должны давать советы и оказывать помощь менее опытным коллегам в корректной форме. Но за процесс лечения всю полноту ответственности несет только лечащий врач, который вправе принять рекомендации коллег или от них отказаться, руководствуясь при этом исключительно интересами больного.
  5. Врачи-руководители научных и лечебных учреждений обязаны заботиться о повышении профессиональной квалификации своих коллег-подчиненных.
  6. Врачи обязаны с уважением относиться к другому медицинскому и вспомогательному персоналу учреждения, постоянно заботясь о повышении его квалификации.

IV. ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА

  1. Каждый пациент имеет право на сохранение личной тайны, и врач, равно как и другие лица, участвующие в оказании медицинской помощи, обязан сохранять врачебную тайну даже после смерти пациента, как и сам факт обращения за медицинской помощью, если больной не распорядился иначе.
  2. Тайна распространяется на все сведения, полученные в процессе обращения и лечения больного (диагноз, методы лечения, прогноз и др.).
  3. Медицинская информация о пациенте может быть раскрыта:
    - по ясно выраженному письменному согласию самого пациента;
    - по мотивированному требованию органов дознания, следствия, прокуратуры и суда;
    - если сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и (или) других лиц (опасные инфекционные заболевания);
    - в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых эта информация является профессионально необходимой.
  4. Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну.
  5. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны сохранять в тайне все полученные о пациенте сведения.
  6. В процессе научных исследований, обучения студентов и усовершенствования врачей должна соблюдаться врачебная тайна. Демонстрация больного возможна только с его согласия.

V. НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И БИОМЕДИЦИНСКИЕ ИСПЫТАНИЯ

  1. Перед началом биомедицинских исследований, в том числе апробации новых лекарственных средств, биологически активных добавок, способов обследования и методов лечения врач должен получить согласие на их проведение этического комитета (комиссии или ученого совета) учреждения с утверждением плана (протокола) предполагаемого исследования, в котором должны быть четко определены цели и этические аспекты, ход эксперимента, возможные осложнения.
  2. Испытуемый после ознакомления с целями, методами, потенциальной пользой и возможным риском должен дать свое явно выраженное письменное согласие на участие в исследовании, которое по желанию пациента может быть беспрепятственно на любом этапе денонсировано им.
  3. В отношении пациентов, неспособных дать осознанное согласие на участие в исследовании, согласие должно быть получено в письменной форме от родителей или другого законного представителя - юридически ответственного лица. Подобные исследования могут проводиться только в интересах спасения жизни, восстановления или поддержания здоровья исследуемого, без нанесения ему вреда, ухудшения здоровья и течения имеющегося заболевания.
  4. Биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях:
    - если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте;
    - если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику;
    - если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений.
  5. Биомедицинские исследования на людях должны проводиться квалифицированными в научном плане врачами-исследователями под наблюдением компетентных специалистов. Исследователи обязаны прервать испытание в случаях появления признаков, опасных для жизни и здоровья испытуемого. Испытания на беременных женщинах, на плодах и новорожденных запрещаются.
  6. Испытатели обязаны застраховать свою ответственность на случай причинения неумышленного вреда здоровью испытуемых.
  7. В экспериментах на животных врач-исследователь должен соблюдать принципы гуманности, облегчая по мере возможности их страдания, стремиться к сокращению числа экспериментальных животных в максимально возможной степени.
  8. О результатах своих исследований врач после оформления авторского права на открытие, изобретение и др. должен через доступные ему средства профессиональной информации оповестить своих коллег.
  9. Врачи, особенно руководители научных коллективов, в научных публикациях должны строго соблюдать авторские права. Включение себя без достаточных оснований в авторский коллектив, либо умалчивание фамилий лиц, активно участвовавших в исследованиях, является нарушением принципов профессиональной этики.

VI. ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ В ТЕРМИНАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ

  1. Врач должен приложить все усилия к тому, чтобы обеспечить больному необходимую медицинскую помощь в экстремальных условиях.
  2. Врач не должен прибегать к эвтаназии, равно как и привлекать к ее исполнению других лиц, но обязан облегчить страдания больных, находящихся в терминальном состоянии, всеми доступными, известными ему и разрешенными способами.
  3. Вопрос о прекращении реанимации, особенно в случаях, если нет энцефалографических подтверждений полного прекращения мозговой деятельности, следует по возможности решать коллегиально.
  4. Врач должен способствовать пациенту в осуществлении его права воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.

VII. ТРАНСПЛАНТАЦИЯ, РЕПРОДУКЦИЯ, ГЕНОМ ЧЕЛОВЕКА

Действия врача, его морально-этическая ориентация при трансплантации человеческих органов и тканей, вмешательстве в геном человека, в репродуктивную функцию определяются этико-правовыми и законодательно-нормативными актами РФ, Всемирной медицинской ассоциации и Всемирной организации здравоохранения.

Врач не должен эти области науки и практики использовать для извлечения личной финансовой выгоды.

  1. Врач не должен участвовать в рекламировании средств и методов профилактики, диагностики, лечения и особенно лекарственных препаратов, не разрешенных к применению федеральными органами здравоохранения, равно как и наркотических средств, алкоголя, табачных изделий.
  2. Публикации медицинского характера, выступления врачей на научных форумах, просветительская деятельность в прессе, на радио и телевидении должны быть безупречными в этическом плане, ограничиваться объективной научно-практической информацией и не содержать элементов недобросовестной конкуренции, рекламы и саморекламы.
  3. Врач обязан сообщать в Фармакологический государственный комитет МЗ РФ или в Федеральный центр по изучению побочных действий лекарств МЗ РФ о наблюдаемых им всех неизвестных, нежелательных побочных действиях лекарственных препаратов.
  4. В информационных мероприятиях, организованных с участием фирм-производителей лекарственных средств и медицинской техники, врач должен, прежде всего, ориентироваться на информационные цели и лично не проводить рекламную работу среди больных по покупке указанных средств до их государственной регистрации в установленном порядке.
  5. В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан России врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методов и средств оккультно-мистического и религиозного характера.

IX. ВРАЧЕБНЫЕ СПРАВКИ

Врачебные справки врач может выдать только в соответствии с действующими законодательными, нормативно-методическими и инструктивными документами.

Настоящий кодекс действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения (филиалы), а также профессиональные объединения, признавшие Этический кодекс врача официально.

Врач, не входящий в профессиональные ассоциации, объединения, может лично принять Этический кодекс врача и руководствоваться им в своей профессиональной деятельности.


В современном обществе одним из важнейших качеств человека, как и основным компонентом образования высококвалифицированного специалиста, является его профессионализм, который нераздельно связан с понятием профессиональной этики.

Итак, этикой называют философскую науку, которая исследует вопросы морали и нравственности. Переходя к понятию профессиональной этики, прежде всего, стоит отметить, что она сложилась в тех профессиях, которые охраняют жизнь, здоровье и свободы человека: медицине, юриспруденции и педагогике. Одним из видов профессиональной этики является медицинская этика, которая участвует в регуляции взаимодействий между врачами - «по горизонтали», между пациентом и врачом – «по вертикали» и между врачом и родственниками пациента – «по диагонали». Качественной характеристикой этической составляющей медицины является деонтология, которая определяет соответствие какого-либо действия установленным правилам. В медицинской деонтологии в первую очередь поднимаются вопросы исполнения врачами своего профессионального долга, нравственные нормы работников медицинских учреждений и особенности их взаимодействия между собой и с пациентами.

История создания требований, предъявляемых к врачам, берет свое начало до нашей эры, когда был принят свод правил «Законы Хаммурапи». Они были достаточно жестоки по сравнению с ныне существующими. Так, например, если врач случайно наносил вред больному, согласно документу, созданному Вавилонским царем, ему надлежало отрезать руку. Однако и поощрения со стороны вылеченных пациентов были достаточно щедрыми. Если врачу удавалось успешно провести операцию, то вылеченный или его семья должны были выплатить медицинскому работнику сумму, на которую можно было бы год кормить несколько человек. В дальнейшем Гиппократом создаются нормы медицинской этики, именуемые «Клятвами», в которых он придерживался трех базовых этических установок: высоконравственный облик врача распространяется не только на профессиональную деятельность, врач не имеет права совершать деяния, угрожающие жизни пациента, медицина – бескорыстное служение обществу. В рассвет эпохи Возрождения происходит пересмотр базисов медицинской этики, на первый план выходит новая парадигма – «делай добро». Гарантом профессиональный этичности, по мнению Парацельса, выступает патернализм (от лат.paternus – отеческий), регулирующий взаимодействие врача с пациентом, коллегами и родственниками больного. Главный кризис медицинской этики порождается капиталистической моделью общественных отношений, когда качество оказания медицинской помощь напрямую зависит от уровня достатка пациента и его социального статуса. И лишь в конце ХХ века появляется документ, определяющий круг его ответственности врача перед пациентами, другими врачами и окружающими людьми, указывающий на права и обязанности пациентов – Этический кодекс врача Российской Федерации.

В преамбуле вышеназванного кодекса говорится о его создании на основе клятвы Гиппократа, с учетом документов международного уровня аналогичного содержания и законов, принятых на территории Российской Федерации. Особое внимание уделяется целям его создания, которые включают в себя определение положения врача в обществе, здравоохранении, в его отношениях с больными. Отмечается наличие ответственности медицинского работника за деятельность, совершаемую во время работы, а также ответственность самого медицинского общества за входящих в него членов. Для объединения вышеназванных положений и их раскрытия был создан Этический кодекс российского врача. Что касается его структуры, он включает в себя пять разделов: «Общие положения (врач и общество)», «Врач и права пациента», «Отношения с коллегами и другим медицинским персоналом», «Врач и прогресс медицины», «Пределы действия этического кодекса, порядок его пересмотра и ответственность за его нарушения». Кодекс представлен двадцатью двумя положениями, которые регламентируют главную цель профессиональной деятельности врача, условия его врачебной деятельности. В соответствии с данным документом запрещается злоупотребление своим положением и знаниями, не допускается причинение вреда пациенту, определяется ответственность медицинского работника за качество медицинской помощи, оглашается право врача быть свободным и отказываться от работы с больным. В этическом кодексе российского врача определяются права пациента на свободу и независимость личности, получение сведений о собственном здоровье и соответствующей помощи, которая ничем не будет ограничена, на лечение или отказ от всех его видов, на соблюдение лечащим врачом тайны его болезни, на собственную психическую и физическую целостность, на достойную смерть и свободный выбор врача. В документе определяются такие обязанности врача, как сохранение и поддержание благородных традиций медицинского общества, взаимоуважение в общении с коллегами. Любые исследования должны проводиться исключительно с добровольного согласия пациента и при условии одобрения их этическим комитетом, врачу следует соблюдать максимальную осторожность при использовании новых методов. Заключительные статьи повествуют о территории, на которой действует данный кодекс, о его толковании и пересмотре, об ответственности врача за какие-либо нарушения профессиональной этики.

Основной задачей врача является обеспечение сохранности жизни других людей и улучшение ее качества. Особенно важен уровень профессиональной компетентности специалиста, который достигается путем длительного обучения в медицинских высших учебных заведениях, а также регулярного повышения квалификации. При этом необходимо получать не только наиболее актуальные и современные научные знания, но и повышать уровень владения информацией по вопросам медицинской этики.

Каждый медицинский работник должен обладать определенными качествами, которые будут ему позволять устанавливать доверительные отношения с пациентом, способствующие развитию их максимальной результативности. К таким качествам относятся следующие: доброта, сострадание, понимание, сопереживание, участие в проблемах пациента и внимание к больному.

При этом совершенно недопустимым для врача считается причинение как физического, так и морального вреда больному. Врачу следует излагать пациенту факты о его болезни на понятном для больного уровне и в позитивном ключе, объяснять все возможные последствия лечения патологии и бездействия по отношению к ней. Пациент должен быть осведомлен о положительных и отрицательных сторонах назначенного лечения, его стоимости. При оказании помощи пациенту на первом месте для врача должны быть интересы больного, ему следует ставить диагноз и назначать дальнейшее лечение опираясь на собственный опыт.

В обязанности врачей входит хранение медицинской тайны. Недопустимо разглашение результатов обследований без особых причин, обнародование факта обращения пациента в медицинское учреждение. Летальный исход не является основанием для снятия с работника медицинской сферы обязательства хранения медицинской тайны.

Наиболее важной особенностью, характеризующей профессиональную этику врача, по сравнению с этическими нормами людей других профессий, является выраженность таких человеческих качеств как нравственность и справедливость. При следовании научно обоснованным принципам врачебной этики и обладая вышеназванными качествами, работник медицинской сферы будет максимально верно ориентирован в своей профессиональной деятельности.

Особое значение в процессе подготовки будущих медицинских работников имеет область практической профессиональной этики, которая регламентирует требования к профессиональной деятельности врачей. Она базируется на принципах гуманизма и регулирует особенности морально-этического выбора и поведения медика в конкретных ситуациях. Безусловно, основополагающими критериями готовности будущих медицинских работников к профессиональной деятельности являются медицинские компетенции и самокритичность поведения, но стоит отметить и высокую значимость нравственно-этических установок в формировании личности высококвалифицированного специалиста.

Список литературы:

  1. Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. - 2011. - №6.-С. 59-60. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16500938 (дата обращения:05.12.2017)
  2. "Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации" [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174773/ (дата обращения: 04.12.2017)
  3. Кондрашова Р.А. Современные проблемы медицинской деонтологии / Р.А. Кондрашова // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 9. - С. 49-51.
  4. Костомарова Е.В. Деонтологическая компетентность студента-медика как фактор успешности профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / Е.В. Костомарова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2014. - № 4(89). - С. 134-138.
  5. Саперов В.Н. История развития врачебной этики / В.Н. Саперов //Здравоохранение Российской Федерации. - 2012. - № 3.- С. 53-55.
  6. Шамов Т.А. О взаимоотношении этики, деонтологии, биомедицинской этики и медицинского права [Электронный ресурс] / Т.А. Шамов // Верхневолжский медицинский журнал. - 2012. - Т. 10, № 3. - С. 51-55. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17942492 (дата обращения: 04.12.2017)
  7. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 400 с.

ЦЕЛЬ: сформировать представление о предмете изучения и основных категориях педагогики, о значении педагогических знаний в профессиональной деятельности врача, о содержании педагогической функции медицинских работников.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1.Объект изучения и проблемы исследования, основные категории педагогики.

2. Педагогическая компетентность врача.

3. Педагогическая функция врача.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: педагогика, воспитательные отношения, развитие, психолого-педагогическая компетентность, педагогическая функция.

1. В условиях врачебной деятельности педагогические знания становятся неотъемлемой частью профессиональной компетентности врача. Педагогика лечебной деятельности отражает гуманитарный и клинический стили профессионального мышления врача. Она занимается исследованием формирования и развития человеческой личности и разрабатывает на этой основе теории и методики воспитания. Областью исследования педагогики являются следующие проблемы:

Изучение педагогических закономерностей развития и формирования личности;

Определение целей воспитания;

Разработка содержания воспитания;

Исследование и разработка методов воспитания.

Для создания педагогической теории используются знания других наук. Педагогика обнаруживает связи, прежде всего с психологией – наукой, изучающей закономерности развития и функционирования психики человека. Прослеживается связь педагогики с биологией - наукой, изучающей процессы, которые происходят в организме человека и оказывают влияние на степень восприимчивости к педагогическому воздействию. Знания физиологии и неврологии позволяют учитывать в педагогике особенности строения тела и закономерности развития нервной системы человека, а также обозначить их роль в обучении, воспитании и развитии людей. В свою очередь педагогические знания востребованы во многих областях знания и видах деятельности (например, в медицине).



Педагогика (В. С. Безрукова) определяется как наука о воспитательных отношениях, направленных на развитие человека и возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования, обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением. Объектом изучения педагогики является человек, развивающийся в процессе воспитательных отношений. В этой связи предметом изучения этой науки являются воспитательные отношения. Под воспитательными отношениями понимают разновидность отношений между людьми, направленные на развитие человека посредством воспитания, образования и обучения. Развитие есть объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Физическое развитие связано с изменением роста, веса, силы, пропорций тела человека. Физиологическим развитием является изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной, пищеварительной и репродуктивной систем. Под психическим развитием понимают усложнение у человека процессов отражения действительности (ощущения, восприятия, памяти, мышления и т. д.), а также таких психических образований как потребности, мотивы деятельности, интересы и ценности. Социальное развитие характеризуется постепенным вхождением человека в общество в его идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Человек, усвоив эти отношения и свои функции в них, становится членом общества. Венцом развития личности является духовное развитие , которое заключается в осмыслении человеком своего высокого предназначения в жизни, появлении чувства ответственности перед настоящим и будущим поколениями, понимании сложной природы мироздания и стремлении к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие признается ядром становления личности в человеке. Важнейшим свойством личности является способность к развитию, которая обнаруживается у человека в процессе обучения и воспитания. Физическое, психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Оно происходит в процессе усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих обществу на данном этапе развития. Если говорить о духовном развитии, то его осуществление в большей степени зависит от наличия внутренней потребности человека духовно развиваться.

К категориям педагогики относятся наиболее емкие и общие понятия, отражающие сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют ведущую роль, пронизывая все научное знание и связывая его в целостную систему. Основными категориями педагогики являются обучение, преподавание, учение, образование и воспитание.

В педагогической литературе существует множество определений категории обучения , которое рассматривается с позиций и результата и процесса. Обучением называют процесс, направленный на формирование определенных знаний, умений, навыков, социального опыта и личностных качеств человека. Под обучением понимают взаимодействие между обучающими и обучаемыми, целью которого является непосредственный обмен опытом (ценностями, нормами, знаниями, умениями, навыками) поколений. Обучение определяется как способ организации образовательного процесса. Оно является самым целесообразным способом получения систематического образования, включающим преподавание и учение. Преподавание –деятельность преподавателя, направленная на передачу информации, организацию учебно-познавательной деятельности, оказание помощи при затруднении в процессе обучения, стимулирование интереса, самостоятельности и творчества обучающихся, а также оценку учебных достижений. Учением называется деятельность обучаемого, которая заключается в освоении, закреплении и применении знаний, умений и навыков; в поиске и решении учебных задач, самооценке учебных достижений; в осознании личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Следует отметить, что эффективность обучения определяется степенью взаимных усилий обучающего и обучаемого.

Цели и содержание обучения реализуются посредством педагогических технологий. Одним из определений понятия «педагогическая технология» является совокупность психолого-педагогических установок, предлагающих специальный набор форм, методов, приемов обучения и воспитательных средств, представленных в определенной последовательности. Медицинская технология, как и педагогическая, включают систему способов воздействия, соответствующих ее цели и назначению. В здравоохранении используют следующие медицинские технологии:

- профилактика предназначена для защиты от болезней путем предупреждения их возникновения, снижения риска заболевания и для борьбы с их распространением и последствиями;

- скрининг нацелен на выявление болезней, а также факторов риска при отсутствии признаков заболевания в состоянии предболезни;

- лечение направлено на улучшение или сохранение клинического состояния пациента, предупреждение прогрессирования заболевания или достижение временного облегчения;

- реабилитация предназначена для восстановления соматического, личностного и социального статуса пациента.

Образование – процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков и отношений данного общества.

Воспитание заключается в целенаправленном формировании личности человека, которая характеризуется определенным отношением к предметам, явлениям окружающего мира, мировоззрением и поведением как проявлением отношения и мировоззрения (воспитание, если это не насилие, невозможно без самовоспитания).

В понятиях «самообучение», «самообразование», «самовоспитание» в педагогике описывается внутренний мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Воспитание, образование и обучение являются внешними условиями и средствами пробуждения способности человека самостоятельно развиваться. В этой связи философы, психологи и педагоги утверждают, что движущие силы развития человека, мотивирующие самообучение, самообразование и самовоспитание, заложены в его внутреннем мире.

Самообучением называют процесс непосредственного получения человеком опыта с помощью собственных устремлений и самим выбранных средств. Под самообразованием понимают систему внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленную на собственное развитие человека. Самовоспитание определяется как процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих его развитие.

Врачу, в силу особенностей профессиональной деятельности, связанной с повышенной ответственностью не только за собственные действия, но и за жизнь и здоровье другого человека, необходимо заниматься самообразованием и самовоспитанием в течение всей жизни, чтобы совершенствовать специальные знания, умения и навыки, а также духовные аспекты личности.

2. В истории медицины существует две доктрины здоровья: западная и восточная. Западная (рационалистическая) опирается на сократовский тезис: человек познай самого себя. Восточная доктрина (эмпатичная, чувственная) основана на конфуцианском тезисе: человек, сотвори себя сам. Вероятно, врач должен согласиться с необходимостью объединить подходы этих доктрин к лечению. Современному врачу, сочетающему функции исцелителя и воспитателя необходимо осуществлять лечение человека с позиции познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» является главным в деятельности врача. Следовательно, ближайшая задача медицины заключается в использовании и стимулировании функциональных резервов человека традиционными и нетрадиционными методами, что позволит реализовать основополагающий принцип медицины - лечить не болезнь, а больного. В этой связи обнаруживается необходимость психолого-педагогической подготовки врача.

Педагогическая компетентность врача является одной из составляющих его профессиональной компетентности, что соответствует требованиям не только Государственного образовательного стандарта, но и реальной жизни. Она формируется в процессе педагогической подготовки врача. Педагогическая подготовка представляет собой непрерывный управляемый процесс формирования готовности к педагогической деятельности. Этот вид подготовки обладает интеграционным свойством, которое позволяет определять его как систему, объединяющую основные знания и умения врача в медицине с возможностями его специального и педагогического взаимодействия с пациентами, на основе использования опыта и традиций народов, проживающих в данной местности. Сформированность педагогической компетентности позволит врачу более эффективно решать проблему оздоровления населения и, таким образом, будет способствовать активизации внутренних сил, как самих пациентов, так и общественного потенциала страны.

Уровень сформированности педагогической компетентности врача определяется объемом педагогических знаний, умений и навыков. Педагогическая компетентность включает три структурных компонента:

1) профессионально определенная концепция Я-врач-педагог (в профессиональной деятельности, в общении, в системе собственной личности), которая обеспечивает позиционное самоопределение в трех составляющих: в системе профессиональной деятельности, в системе профессионального общения и в понимании своего внутреннего мира;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности (нормативная, эвристическая, творческая – как проектирование собственной деятельности);

3) профессионально-деятельностное сознание врача , ориентированное на ценности развития личности и понимание средств (норм) педагогической деятельности.

Педагогическая компетентность позволяет реализовать педагогическую функцию врача.

3. Педагогическая функция врача обусловлена особенностями профессии врача. Она заключается в необходимости воспитания, развития и обучения пациентов в процессе лечения, так как выздоровление зависит от усилий обеих сторон взаимодействия. Речь идет об обучении пациентов элементарным действиям, способствующим выздоровлению и воспитании у них стремления к здоровому образу жизни. Врачу необходимо доступно объяснить человеку особенности течения его заболевания, обучить пациента лечебным и профилактическим действиям, научить родственников пациента правильному уходу за больным человеком, уметь составлять и реализовать медико-профилактические и реабилитационные программы, обмениваться опытом с коллегами, обучать средний медицинский персонал, а также продолжать самообразование.

Педагогическая функция врача реализуется в профессиональном общении. Под профессиональным общением понимают общение врача с пациентами и их родственниками, с коллегами и населением. В процессе профессионального общения врач оказывает влияние на пациентов посредством не только клинических умений и навыков, но и с помощью психологических приемов: манерой держаться, мимикой, тембром голоса, темпом и динамикой речи, жестами и др. Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

Осознать и обозначить цель своего воздействия;

Учесть возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

Выбрать средства воздействия исходя из цели и особенностей тех, на кого будет оказываться воздействие.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу, являются:

Личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

Речь (слово) (выражает профессиональную компетентность медицинского работника);

Внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

На процесс реализации педагогической функции врача оказывает влияние его педагогическая культура. Педагогическая культура врача в индивидуально-личностном плане рассматривается как сущностная характеристика целостной личности, представляющая собой динамическую систему сформированных ценностей деятельности и профессионального поведения. Отличительными чертами педагогической культуры врача являются: активная личностная позиция, широкий профессиональный кругозор, современное медицинское мышление, высокий уровень компетентности в профессиональной и педагогической деятельности, истинный профессионализм в комплексном решении духовно-физиологических проблем, творческое отношение к делу, способность к нравственной саморегуляции и саморазвитию. В педагогической культуре в противовес авторитарно-бюрократическим отношениям с пациентами, проявляется интеллигентность врача, которая формирует восприятие страдающего человека как субъекта врачевания, а не объекта медикаментозного воздействия.

1. Медицина относится к одному из следующих типов знания :

1) естественно-научному

2) гуманитарному

3) междисциплинарному =

2. Философским основанием медицинской профессии является:

1) экономическое

2) познавательное (гносеологическое) =

3) моральное =

3. Главной целью профессиональной деятельности врача является:

1) спасение и сохранение жизни человека =

2) уважение своих коллег

3) материальная выгода

4. Отличительным признаком медицинской этики является :

1) осознанный выбор моральных принципов и правил поведения =

2) безусловное подчинение личных интересов корпоративным =

3) приоритет интересов медицины над интересами больного

5. Медицину и этику объединяет :

1) человек как предмет профессионального воздействия на него =

3) приемы преодоления конфликтов в человеческих отношениях

4) достижение финансового благополучия человека

6. Правильным определением этики как науки является:

1) этика - наука об отношении живых существ между собой

2) этика - наука о природе и смысле моральных взаимоотношений и нравственных принципов =

3) этика - наука об умении правильно себя вести в обществе

7. Соотношение этических учений и биоэтики имеет характер:

1) регулятивный =

2) определяющий

3) информативный

8. Нравственность – это понятие, определяющее :

1) совокупность индивидуальных форм поведения человека =

2) способность переносить все тяготы и лишения в повседневной жизни

3) стремление человека оказывать помощь другому человеку

9. Этикет - это форма поведения, означающая

1) опору на гуманные правила при общении с другими людьми =

2) народный обычай уважительного отношения ко всем людям =

3) воспитанную условную вежливость =

10. Мораль –это формы общественного сознания и поведения :

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” =

2) особое философское учение

3) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное в поведении 11. Мораль и право по Канту находятся в соотношении :

1) мораль подчиняется праву

2) мораль и право не противостоят друг другу, ибо это – родственные сферы духа

3) мораль противостоит праву =

12. Ценность жизни людей в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) уникальностью и неповторимостью человеческой личности =

13. Долг - то, что предписывается личности для исполнения в силу:

1) профессиональных обязанностей

2) требования совести и следствия морального идеала =

3) идеологического понимания общественного прогресса

14. Нравственный идеал – это:

1) образ высшего личного совершенства и высшего блага людей =

2) образец профессионального мастерства

3) герой, пожертвовавший собой ради спасения другого человека

15. Благотворительность – это:

1) бескорыстная деятельность в целях удовлетворения интересов людей, нуждающихся в содействии =

2) проявление равенства в жизнедеятельности

3) языческая добродетель

16. Проявление милосердия заключается в следующем:

1) обладании чувством и способностью к состраданию =

2) готовности оказать помощь тому, кто в ней нуждается =

3) готовности выполнить любую просьбу человека =

17. В гиппократовской морали основным принципом является:

1) «не навреди» =

2) «не убий»

3) приоритет интересов врача перед пациентом

18. Для деонтологической морали основным принципом является:

1) исполнение своего профессионального долга =

2) сохранение врачебной тайны

3) принцип невмешательства

19. Вмешательство в организм человека осуществляется :

1) на основании информированного согласия пациента =

2) на основании медицинских показаний

3) на основании требования родственников

20. Моральной санкцией для искусственного прерывания беременности являются следующие факторы:

1) желание женщины =

2) личные этические убеждения врача =

3) медицинские показания =

21. Этическая неприемлемость применения «аномальной техники деторождения» связана :

1) с нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем =

2) с уничтожением “лишних” человеческих эмбрионов =

3) с обесцениванием ценности и значения материнства и материнской любви в случаях легализации “суррогатного материнства” =

22. Медицинская неприемлемость идеи эвтаназии определяется:

1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента =

2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь =

3) нарушением моральной заповеди “не убий” =

23. Активная эвтаназия отличается от пассивной:

1) отсутствием согласия пациента о лишении его жизни =

2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента =

3) активным, деятельным вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента =

24. Решение о допущении пассивной эвтаназии зависит от :

1) определения мотивов деятельности и поступка врача

2) объективной картины заболевания

3) универсального права человека распоряжаться своей жизнью =

25. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:

1) отсутствие моральных и законодательных ограничений =

2) условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора =

3) отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у его трупа =

26. Формирование современных медицинских критериев смерти человека обусловлено:

1) морально-мировоззренческим пониманием сущности человека =

2) развитием медицинской техники =

3) уважением чести и достоинства человека =

27. При выявлении наследственного заболевания у развивающегося плода судьбу этого плода (продолжение беременности или аборт) вправе решать:

1) только врачи-профессионалы =

2) только родители

3) только мать

28. Генная терапия должна осуществляться:

1) только в лечебных целях =

2) для построения здорового общества здоровых граждан

3) в целях изменения генома наследников пациента

29. Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:

1) юридического положения об информированном согласии =

2) моральной заповеди “не лжесвидетельствуй” =

3) разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности =

30. Максима “решение пациента - закон для врача” нравственно оправданна только в том случае, если это решение:

1) не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказанных пациенту) =

2) мотивировано “информированным согласием” и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, принудительная эвтаназия по желанию родственников пациента) =

3) вписывается в нормы поведения, провозглашаемые средствами массовой информации =

31. Оказание медицинской помощи является формой проявления:

1) привилегии для определенных слоев общества

2) милосердия и социальной справедливости =

3) экономической заинтересованности профессионалов

32. Идея справедливости в медицине реализуется в форме:

1) милосердия врачей =

2) безвозмездной помощи больному человеку =

3) одинаково высокого уровня медицинской помощи всем людям =

33. К проявлению справедливости как идее равенства и милосердия относятся две формы организации здравоохранения:

1) добровольное (частное, коммерческое) медицинское страхование

2) формы государственного страхования

3) национально-государственная система здравоохранения и обязательное (всеобщее) медицинское страхование =

34. В чем заключается особенность оказания психиатрической помощи:

1) некомпетентность многих пациентов =

2) не адекватное поведение некоторых пациентов =

3) возможность недобровольного обследования и лечения =