О порядке определения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг. Стандарты и нормативы оказания социальных услуг населению: как их сделать, и с какой целью Расчет подушевых нормативов социальных услуг

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Сферу социального обслуживания ждут большие изменения в 2015 году. Предоставление социальных услуг будет регулироваться новым федеральным законом. Кроме того, вводятся подушевые нормативы финансирования данных услуг. При этом регионы будут определять перечень оказываемых услуг из числа типовых, а также устанавливать плату и регулировать другие важные вопросы социального обслуживания.

Новый закон о социальном обслуживании

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 442-ФЗ). С этого момента утрачивают силу Федеральные законы от 02.08.1995 № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и от 10.12.1995 № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Закон № 195-ФЗ).
Под социальным обслуживанием граждан теперь понимается деятельность по предоставлению гражданам социальных услуг (п. 1 ст. 3 Закона № 442-ФЗ). Социальной услугой являются действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой, в том числе срочной, помощи гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (п. 2 ст. 3 Закона № 442-ФЗ).
Получателем социальных услуг являются граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги, а поставщиком социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики в сфере социального обслуживания, является Минтруд России. В частности, к его полномочиям в данной сфере относятся утверждение примерного порядка, номенклатуры, методических рекомендаций для организаций социального обслуживания, а также рекомендации расчета норм питания, обеспечения и индивидуальных потребностей получателей услуг.
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, согласно статье 8 Закона № 442-ФЗ, в том числе относятся:
- утверждение нормативов штатной численности организаций социального обслуживания субъекта РФ, нормативов обеспечения мягким инвентарем и площадью жилых помещений при предоставлении социальных услуг указанными организациями;

Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по применению методических рекомендаций , утвержденных настоящим постановлением.

1. Настоящий документ разработан в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - подушевые нормативы финансирования).

2. Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

3. Подушевые нормативы финансирования могут устанавливаться субъектами Российской Федерации дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

4. Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

5. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

6. К косвенным расходам на предоставление социальных услуг относятся необходимые для предоставления социальной услуги расходы, которые нельзя учесть в себестоимости социальных услуг методом прямого счета (поскольку они не зависят от численности получателей социальных услуг) и которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала;

б) общехозяйственные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

7. Подушевой норматив финансирования i-й социальной услуги () рассчитывается по формуле:

,

Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги;

Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги.

8. Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги () рассчитывается исходя из величины (в среднем по субъекту Российской Федерации) указанных в пункте 5 настоящего документа расходов государственных организаций социального обслуживания на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

Начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги;

Прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

9. Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги () рассчитывается по формуле:

,

Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг, которые нельзя учесть методом прямого счета;

Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги.

10. Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг (), рассчитывается по формуле:

Расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Косвенные общехозяйственные расходы, включающие расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

11. Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги (), рассчитывается по формуле:

,

где - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги.

12. Величина прямых общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с предоставлением i-й социальной услуги (), рассчитывается по формуле:

,

Общехозяйственные расходы;

Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги.

13. Общехозяйственные расходы () включают расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, а также материальные затраты и прочие расходы и рассчитываются по формуле:

Расходы на оказание услуг связи;

Расходы на оказание коммунальных услуг;

Материальные затраты;

Расходы на оказание транспортных услуг;

Прочие расходы.

14. Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги (), определяется по формуле:

,

Расходы на оплату труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год.

д) прочие работы (услуги), включающие в том числе работы (услуги) по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание - дератизация, дезинфекция, вывоз мусора, техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт зданий и оборудования, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы), по установке и монтажу локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, а также услуги вневедомственной, пожарной охраны, услуги по страхованию, по изготовлению и (или) приобретению бланочной продукции и услуги в области информационных технологий.

17. Расходы на оказание услуг связи, осуществляемые как для предоставления социальной услуги получателю социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщиков социальных услуг, могут включать расходы на аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь, подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, пользование радиоточкой, а также расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений, осуществлением почтовых переводов денежных средств, и другие аналогичные расходы.

18. Транспортные расходы поставщиков социальных услуг могут включать расходы, связанные с оказанием транспортных услуг для обеспечения проезда получателя социальных услуг либо для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

19. Расходы поставщиков социальных услуг по оплате договоров на оказание коммунальных услуг для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг или для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг могут включать затраты на отопление и технологические нужды, потребление газа, электроэнергии, водоснабжение, канализацию, ассенизацию и др.

20. Материальные затраты при оказании социальных услуг могут включать расходы на приобретение продуктов питания, а также горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов как для оказания социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Установить, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д. Медведев

1. Настоящий документ разработан в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - подушевые нормативы финансирования).

2. Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

3. Подушевые нормативы финансирования могут устанавливаться субъектами Российской Федерации дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

4. Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

5. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

6. К косвенным расходам на предоставление социальных услуг относятся необходимые для предоставления социальной услуги расходы, которые нельзя учесть в себестоимости социальных услуг методом прямого счета (поскольку они не зависят от численности получателей социальных услуг) и которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала;

б) общехозяйственные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

7. Подушевой норматив финансирования i-й социальной услуги (НП суi) рассчитывается по формуле:

НП суi = Р прi + Р косвi ,

Р прi - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги;

Р косвi - величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги.

8. Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги (Р прi) рассчитывается исходя из величины (в среднем по субъекту Российской Федерации) указанных в пункте 5 настоящего документа расходов государственных организаций социального обслуживания на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

Р прi = ЗП i + H i + ОХ рпрi + ПР pi ,

H i - начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ОХ рпрi - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги;

ПР pi - прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

9. Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги (Pкосвi) рассчитывается по формуле:

P косвi = P косв х К крi ,

Р косв - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг, которые нельзя учесть методом прямого счета;

К крi - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги.

10. Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг (P косв), рассчитывается по формуле:

Р косв = ЗП у + Н у + ОХ ркосв,

ЗП у - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

H у - начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ОХркосв - косвенные общехозяйственные расходы, включающие расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

11. Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги (К крi), рассчитывается по формуле:

К крi = Р прi / Сумма Р прi ,

где Р прi - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги.

12. Величина прямых общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с предоставлением i-й социальной услуги (OX рпрi), рассчитывается по формуле:

OX рпрi = ОХ р х К i ,

К i - коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги.

13. Общехозяйственные расходы (ОХ p) включают расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, а также материальные затраты и прочие расходы и рассчитываются по формуле:

ОХ p = З с + З к + З м + З т + З пр,

З с - расходы на оказание услуг связи;

З к - расходы на оказание коммунальных услуг;

З м - материальные затраты;

З т - расходы на оказание транспортных услуг;

З пр - прочие расходы.

14. Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги (K i), определяется по формуле:

K i = ЗП i / (Сумма ЗП i + ЗП у),

ЗП i - расходы на оплату труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

ЗП у - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год.

15. Величина косвенных общехозяйственных расходов (ОХ ркосв) рассчитывается по формуле:

ОХ ркосв = OX p - Сумма ОХ рпрi ,

ОХ р - общехозяйственные расходы;

ОХ рпрi - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

16. Косвенные общехозяйственные расходы включают расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг, в том числе:

а) услуги связи;

б) коммунальные услуги;

в) транспортные услуги;

г) материальные затраты;

д) прочие работы (услуги), включающие в том числе работы (услуги) по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание - дератизация, дезинфекция, вывоз мусора, техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт зданий и оборудования, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы), по установке и монтажу локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, а также услуги вневедомственной, пожарной охраны, услуги по страхованию, по изготовлению и (или) приобретению бланочной продукции и услуги в области информационных технологий.

17. Расходы на оказание услуг связи, осуществляемые как для предоставления социальной услуги получателю социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщиков социальных услуг, могут включать расходы на аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь, подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, пользование радиоточкой, а также расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений, осуществлением почтовых переводов денежных средств, и другие аналогичные расходы.

18. Транспортные расходы поставщиков социальных услуг могут включать расходы, связанные с оказанием транспортных услуг для обеспечения проезда получателя социальных услуг либо для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

19. Расходы поставщиков социальных услуг по оплате договоров на оказание коммунальных услуг для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг или для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг могут включать затраты на отопление и технологические нужды, потребление газа, электроэнергии, водоснабжение, канализацию, ассенизацию и др.

20. Материальные затраты при оказании социальных услуг могут включать расходы на приобретение продуктов питания, а также горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов как для оказания социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

Сама мысль о том, что органы власти оказывают услуги гражданам, безусловно верна, как и верен принцип оказания услуг на основании задания, сформулированного государственным или муниципальным органом власти. При правильном подходе к расчету стоимости услуги, формированию задания на оказание услуги, определению требований к качеству оказания услуги появляется возможность выставить задания на оказание услуг на торги. А к торгам допустить не только государственные и муниципальные бюджетные, автономные и казенные учреждения, но и бизнес.

В электронном виде – не значит задешево

В последнее время часто приходится слышать, будто электронные услуги должны быть дешевле, чем услуги, оказываемые традиционным способом. И, что характерно, такие утверждения не подкреплены никакими аргументами. А стоимость услуги надо просто взять и подсчитать.

Для начала несколько постулатов. Чтобы права граждан не были ущемлены, любая услуга должна оказываться на основании стандарта. Т.е. основной смысл стандарта в том, чтобы в любой точке страны одна и та же услуга оказывалась в одном и том же объеме и с одинаковыми требованиями к оказанию услуги. Стандарт должен включать в себя:

  • описание услуги, в том числе ее объем в натуральных показателях;
  • сроки предоставления услуги;
  • показатели качества и оценку результатов предоставления услуги;
  • условия предоставления услуги, в т.ч.– бесплатно или на платной основе, или с частичной оплатой,
  • иные необходимые для предоставления услуги положения, например, соблюдение требований законодательства, СанПиНов, ГОСТов, обеспечение требований к помещениям, необходимому оборудованию и т.д.

На основании стандарта и требований, сформулированных в нем, а также объемов в натуральных показателях рассчитывается нормативная стоимость предоставления услуги (например, в расчете на душу населения). Этот норматив будет использоваться при планировании затрат бюджета на оказание услуги, а также при определении платы за услугу при оказании услуг на платной основе, как при полной, так и при частичной оплате.

Таким образом, наличие стандарта является ключевым моментом в расчете стоимости услуги. Без стандарта, а именно определенных в нем объемов в натуральных показателях, рассчитать стоимость услуги нельзя. А с ними – можно, и даже несложно. Учитывается время работы специалистов, задействованных при оказании услуги, наличие специального оборудования, мебели, специального инвентаря, расходных материалов, накладные расходы учреждения, необходимых для оказания услуги и т.д. Причем следует учесть, что стандарт оказания услуги должен приниматься на отрасль в целом, а не для каждого отдельного учреждения. Например, образовательные стандарты должны приниматься для всех школ, а не для каждой в отдельности. Стандарт на то и стандарт, что он один и обязателен для всех. Нельзя принять стандарт в сфере образования на муниципальном уровне. А нормативная стоимость же оказания услуги, рассчитанная по стандарту, может быть разной для разных учреждений, допускаю, что даже в одном муниципалитете. Допустим, в сфере образования это зависит от уровня зарплат педагогов, который в свою очередь зависит от того, сельская это школа или городская, или специализированная для детей с задержкой в развитии, наполняемости классов, районного коэффициента на заработную плату и т.д. Скажем, стоимость питания школьников на Камчатке и в средней полосе России неодинакова, и никого это не удивляет. Оказанная гослуга тоже может стоить по-разному. Так что вносить норматив стоимости услуги в стандарт ее описания, на мой взгляд, абсолютно неверно.

На примере

С разработкой стандартов на услуги у нас, мягко скажем, дела обстоят неважно. До сих пор отсутствуют внятные единые перечни государственных с муниципальных услуг. Соответственно, с расчетом стоимости услуг дело обстоит еще хуже.

Давайте попробуем разобраться со стоимостью и формированием государственного задания на примере социальных услуг. Большинство из того, что будет сказано ниже, можно отнести вообще к любым услугам хоть в сфере образования, хоть в сфере медицины, а также к другим государственным и муниципальным услугам.

28 декабря 2013 года был принят федеральный закон N442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», некоторые положения которого с точки зрения вышесказанного не совсем логичны. Например, принятие стандартов социальных услуг делегировано на уровень субъектов РФ, хотя в обосновании принятия этого закона указывалось как раз на то, что он призван ликвидировать неравенство в сфере оказания социальных услуг от региона к региону. Ну раз так хочет регулятор – пусть будет так. Хотя у меня есть ряд предположений, которые я выскажу в конце статьи, почему делается именно так. В остальном закон вполне вменяем и его принятие только приветствуется.

В сфере расчетов нормативов государственных и муниципальных услуг и формирования государственного/муниципального задания будем руководствоваться двумя документами — совместный приказ Министерства финансов №137н и Министерства экономического развития №527от 29 октября 2010 года «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений», а также, раз мы живем в Свердловской области, постановление правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 года №76-ПП «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений свердловской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

Очень коротко расскажу, какой подход с использованием информационных технологий мы реализуем при расчете нормативов услуг и формировании государственного задания в сфере оказания социальных услуг.

Сами по себе нормативы стоимости услуг являются составной частью многоэтапной технологии в рамках реализации 442-ФЗ. Укрупненно эти этапы можно представить в виде следующей таблицы:

Описание этапа

Примечание

Утверждение субъектом РФперечня социальных услуг

Формируется перечень конкретных социальных услуг , являющихся гарантией и расходным обязательством государства перед гражданином (при наличии у последнего индивидуальной нуждаемости )

Принятие государственного стандарта на каждую услугу, включенную в перечень социальных услуг

Государственный стандарт в составе порядка предоставления услуги определит гарантированный объем каждой услуги , входящий в перечень социальных услуг , то есть что из себя представляет конкретная услуга как «ресурс процесс результат» или как лот , который может быть выставлен на свободные торги и подвергнут последующему контролю исполнения

Включение социального обслуживания в региональные программы социального обслуживания

Объем ресурсов , включаемых в региональные программы , формируется исходя из прогнозируемой потребности в услугах и подушевых нормативов финансирования на каждую услугу , включенную в перечень , которые исчисляются на основании государственного стандарта на услуги

Доведение государственного задания, либо открытое конкурсное размещение заказа на исполнение мероприятий региональной программы (на оказание государственных социальных услуг)

Перечнем закупаемых услуг станет перечень социальных услуг , а техническим заданием по каждой услуге государственный стандарт .

Исполнителем на конкурсной основе может стать организация любой формы собственности

На самом деле, этапы выделены чисто формально, и при решении задачи в комплексе придется неоднократно переходить от этапа к этапу, совершая нескольких итераций.

Как уже сказано ранее, нормативы стоимости услуг невозможно рассчитать без стандартов. О существующей на сегодня ситуации со стандартами в сфере социальных услуг я раньше писал с статье « », повторяться не буду, напомню только вывод: применить эти стандарты на практике не представляется возможным, по ряду причин.

В качестве исходного перечня услуг и проектов стандартов в сфере оказания социальных услуг берем информацию, расположенную . Над этими проектами стандартов работали практики в течение более чем полутора лет, они до сих пор открыты для общественного обсуждения и на сайте (насколько мне известно, выложены не последние версии). Так что к содержательной части стандартов лично у меня претензий нет, единственная задача – это нормализовать эту информацию для размещения в базе данных, особенно в части натуральных нормативов.

Из представленной информации видно, что структура стандарта отражает требования принятого закона и, укрупненно, состоит из таких разделов:

  • Форма социального обслуживания: …
  • Вид социальной услуги: …
  • Наименование социальной услуги: …
  • Категория получателей: …
  • Качество услуги: …
  • Гарантированный уровень услуги: …

Порядок оказания услуги (состав и элементы услуги )

Объем предоставления
услуги

Условия оказания социальной услуги , определяющие качество социальной услуги

1. Норматив предоставления услуги :

2. Периодичность предоставления услуги :

3. Единица услуги : …

4. Подушевой норматив финансирования социальной услуги (нормативная стоимость услуги ):

1.Условия размещения учреждения :

2. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация :

3. Специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование , приборы , аппаратура и т . д .):

Услуг, если посчитать по указанной ранее ссылке на проекты стандартов и их элементов – простых слуг (подуслуг), получается порядка тысячи. Учреждений, оказывающих услуги, порядка 150. Естественно, разные учреждения оказывают различные, но пересекающиеся наборы услуг. Все услуги из перечня услуг, наверное, не оказывает ни одно учреждение.

Теперь о применяемой технологии расчета нормативной стоимости услуги. Она проводится в несколько этапов.

Первый этап – подготовительный. Производится сбор информации со всех учреждений по ряду форм, включающих в себя планы финансово-хозяйственной деятельности, штатные расписания, планируемые объемы оказания услуг (на базе статистики прошлых лет и на основании проектов стандартов). Также сбору подлежит ряд форм с расчетными затратами на оказание каждой описанной стандартом подуслуги в разных разрезах. Сегодня из-за того, что перечень стандартов новый, оказываемые услуги отличаются от указанных в перечня. Скорее всего, возникнут некоторые сложности, связанные с разнесением затрат учреждения по услугам. Здесь также следует обратить внимание на тот факт, что даже в рамках одного учреждения одна и та же услуга может оказываться разными подразделениями. Соответственно, с разными затратами на оказание услуги, обусловленными разными накладными расходами.

Следующим шагом подготовительного этапа является импорт данных в централизованное хранилище и проверка их на достоверность по неким контрольным соотношениям, для чего и используются планы ФХД и штатные расписания, а также другая финансовая информация, например, отчеты об исполнении государственного задания за предыдущие периоды.

Второй этап – на базе полученного хранилища данных строятся OLAP-кубы и средствами Data Mining, включая очистку данных и методы математической статистики, проводится интеллектуальный анализ с элементами «а что если». На данном этапе аналитиком (экономистом или финансистом) используются различные средства визуализации данных. Конечной целью данного анализа является выведение нормативов на каждую услугу для группы услуг или группы учреждений через решение промежуточных задач:

  • выделение однотипных по составу затрат услуг, к которым может быть применен принцип формирования стоимости на основании нормо-часа, условной единицы услуги и т.п.;
  • выделение однотипных групп учреждений и признаков их объединения для введения нормативов на группы учреждений (территорий) с дифференцированными условиями (например, городские-сельские);
  • определение нормативов в выделенных группах и обработка отклонений рассчитанных учреждениями значений;
  • и т.п.

Естественно, на первый план здесь выходит качество работы аналитика.

Теперь, имея стоимость каждой услуги для каждого учреждения и перемножив на планируемый объем ее оказания, получим предполагаемые затраты бюджета.

Вот именно это, на мой взгляд, и является сдерживающим фактором принятия стандартов по услугам на федеральном уровне. Все прекрасно понимают (и опасаются), что если произвести такой расчет, то затраты бюджета увеличится на порядок, а то и более. Попытаемся этого избежать цивилизованным способом.

Как избежать роста стоимости услуг

Третий этап – это балансировка бюджета. Изначально расчет стоимости производился из предположения, что все услуги у нас являются гарантированными, т.е. оказываются даром для населения за счет средств бюджета. Чем мы можем «играть», уже имея рассчитанные нормативы?

Первое — право на бесплатное получение государственных услуг. Платность, бесплатность, частичная оплата услуг для различных категорий получателей социальных услуг. Здесь нужно учитывать требования законодательства. Т.е. есть такие категории, как ветераны войны и боевых действий, инвалиды, др., где требования о гарантиях в получении социальных услуг напрямую определяются законодательством. Также примером прямого законодательного регулирования могут являться дети в трудной жизненной ситуации, всегда получающие гарантированные социальные услуги бесплатно.

Второе. Перечнем и составом гарантированных услуг, включая подуслуги. Например, услуга «содействие в уборке и ремонте жилого помещения» может включать в себя – мытье полов, мытье окон, влажная уборка и т.д. Так вот, допустим, мытье полов может быть бесплатным, а мытье окон только платным для всех категорий.

Третье. Грубое применение коэффициента, выведенного от возможностей бюджета к рассчитанным нормативам. Я бы не рекомендовал этим пользоваться.

Четвертое. Объемом услуг, включенных в госзадание. Тоже этакий самообман. Утвердили норматив, заранее зная заниженный объем услуг. А потом в конце года экстренно ищем деньги. От этого решения допустим, количество бомжей на улице не уменьшится, а помощь в разумных пределах – помыть, накормить, дать временно переночевать, помочь в восстановлении документов все равно придется оказывать всем выявленным и обратившимся.

Могут быть и другие варианты. Тут принятие решения зависит от конкретной ситуации, как социальной, финансовой, так и политической, и в каждом конкретном случае может быть разным.

Вот такие принципы мы закладываем в определение норматива стоимости услуг в разрабатываемый сейчас нами программный продукт. На выходе из него должны быть получены следующие документы (файлы для обмена с другими информационными системами):

  • Приложения к нормативно-правовым актам (НПА) субъекта федерации по перечню оказываемых социальных услуг
  • Приложение (файл для импорта в другие информационные системы) к НПА субъекта федерации со стандартами социальных услуг
  • Приложение к НПА субъекта федерации для утверждения подушевых нормативов на оказание социальных услуг
  • Приложение (файл для импорта в другие информационные системы) к НПА субъекта об утверждении и доведении государственного задания для каждого учреждения
  • Определение размера субсидии для каждого учреждения на содержание учреждения.

Следует также отметить, что указанный подход в принципе позволяет сформировать отдельно для каждого учреждения государственное задание в разрезе каждой подуслуги, оказываемой учреждением. Но сделать это сразу, не имея статистики по оказанию услуг в разрезе стандартов, сложно. Поэтому на первоначальном этапе госзадание можно доводить укрупненно, например, агрегировав его по формам социального обслуживания.

Предположительный срок выпуска бета-версии информационной системы, опробованной на реальных данных, обеспечивающей вышеуказанный функционал, ожидается в марте-апреле 2014 года.

Не все услуги могут стать электронными

В заключение хотелось бы сказать еще пару слов об ограничениях, с которыми сталкивается перевод услуг в электронный вид. Прежде всего: не все услуги в такой вид можно перевести. Для оказания основной массы социальных услуг требуется наличие специалиста и соответствующей инфраструктуры. Такова, например, услуга доставки продуктов на дом. И перевод услуги в электронный вид услуг, ложится сверху на стоимость. По, моим оценкам, полностью электронными могут стать только 15-30% услуг. Чтобы больше услуг стали действительно электронными, нужно наконец-то законодательно решить вопрос применения электронных документов. А пока в большинстве случаев правильнее все-таки говорить об электронном обращении за услугой.

Безусловно, от внедрения даже псевдоэлектронных услуг достигается определенный экономический эффект, например, от сокращения затрат на простаивание в очередях в различных государственных и муниципальных учреждениях.

Заключительные замечания

Расчет стоимости услуг, даже оказываемых в традиционном виде – сложная задача, требующая применения самых современных методов анализа информации, и, соответственно, наличия специалистов, владеющих этими методами.

Задача разработки стандартов, а тем более нормативов, на федеральном уровне – вовсе не тривиальна, и требует применения других методик, отличных от обсуждаемых в данной статье. Однако инструментарий, применяемый при анализе, остается тем же. Хватило бы квалификации у госслужащих, задействованных в данном процессе. В чем я лично сомневаюсь. Был бы очень рад ошибиться.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации

постановляет:

2. Установить, что подушевые нормативы финансирования социальных услуг могут использоваться для определения объема финансирования расходов на предоставление социальных услуг в различных формах социального обслуживания при формировании бюджета субъекта Российской Федерации, а также для определения размера компенсации, выплачиваемой поставщикам социальных услуг, указанным в части 8 статьи 30 Федерального закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" .

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации давать разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Методические рекомендации по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2014 года N 1285

1. Настоящий документ разработан в целях содействия субъектам Российской Федерации в определении методологического подхода к установлению подушевых нормативов финансирования социальных услуг (далее - подушевые нормативы финансирования).

2. Подушевые нормативы финансирования устанавливаются в расчете на одного получателя социальных услуг, включенных в перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, утвержденный законом субъекта Российской Федерации.

3. Подушевые нормативы финансирования могут устанавливаться субъектами Российской Федерации дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от форм социального обслуживания.

4. Подушевые нормативы финансирования определяются исходя из прямых и косвенных расходов на предоставление социальных услуг за период (не менее одного года), предшествующий расчетному, с применением индекса роста цен (тарифов) на соответствующие товары и услуги.

5. К прямым расходам на предоставление социальных услуг относятся зависящие от численности получателей социальных услуг расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю, которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего социальную услугу;

б) общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги ее получателю (расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, материальные затраты и др.);

в) прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением социальной услуги.

6. К косвенным расходам на предоставление социальных услуг относятся необходимые для предоставления социальной услуги расходы, которые нельзя учесть в себестоимости социальных услуг методом прямого счета (поскольку они не зависят от численности получателей социальных услуг) и которые включают:

а) расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала;

б) общехозяйственные расходы, необходимые для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

7. Подушевой норматив финансирования i-й социальной услуги (ПН) рассчитывается по формуле:

P - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги;

P - величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги.

8. Величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги (P) рассчитывается исходя из величины (в среднем по субъекту Российской Федерации) указанных в пункте 5 настоящего документа расходов государственных организаций социального обслуживания на предоставление i-й социальной услуги по формуле:

P = ЗП + H + OX + ПР,

где:



Н - начисления на выплаты по оплате труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

OX - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги;

ПР - прочие расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

9. Величина косвенных расходов на предоставление i-й социальной услуги (P) рассчитывается по формуле:

где:

Р - величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг, которые нельзя учесть методом прямого счета;

К - коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги.

10. Величина косвенных расходов, включаемых в себестоимость социальных услуг (Р), рассчитывается по формуле:

Р= ЗП + Н + ОХ,

где:

ЗП - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

Н - начисления на выплаты по оплате труда управленческого персонала, устанавливаемые в процентах от расходов на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ОХ - косвенные общехозяйственные расходы, включающие расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

11. Коэффициент косвенных расходов, включаемых в себестоимость i-й социальной услуги (К), рассчитывается по формуле:

где

Р - величина прямых расходов на предоставление i-й социальной услуги.

12. Величина прямых общехозяйственных расходов, непосредственно связанных с предоставлением i-й социальной услуги (OX), рассчитывается по формуле:

ОХ = ОХ х К,

где:



К - коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги.

13. Общехозяйственные расходы (ОХ) включают расходы на оказание услуг связи, коммунальных и транспортных услуг, а также материальные затраты и прочие расходы и рассчитываются по формуле:

ОХ= З + З + З + З + З,

где:

З - расходы на оказание услуг связи;

З - расходы на оказание коммунальных услуг;

З - материальные затраты;

З - расходы на оказание транспортных услуг;

З - прочие расходы.

14. Коэффициент отнесения общехозяйственных расходов к прямым расходам, непосредственно связанным с предоставлением i-й социальной услуги (К), определяется по формуле:

К = ЗП/(ЗП + ЗП),

где:

ЗП - расходы на оплату труда персонала, предоставляющего i-ю социальную услугу, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год;

ЗП - расходы на оплату труда управленческого персонала, определяемые исходя из количества единиц по штатному расписанию с учетом действующей системы оплаты труда и фактических начислений за предыдущий год.

15. Величина косвенных общехозяйственных расходов (ОХ) рассчитывается по формуле:

ОХ= ОХ - ОХ,

где:

ОХ - общехозяйственные расходы;

OX - прямые общехозяйственные расходы, непосредственно связанные с предоставлением i-й социальной услуги.

16. Косвенные общехозяйственные расходы включают расходы на оплату работ (услуг), необходимых для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг, в том числе:

а) услуги связи;

б) коммунальные услуги;

в) транспортные услуги;

г) материальные затраты;

д) прочие работы (услуги), включающие в том числе работы (услуги) по содержанию имущества (санитарно-гигиеническое обслуживание - дератизация, дезинфекция, вывоз мусора, техническое обслуживание технических средств, текущий ремонт зданий и оборудования, ремонт автотранспорта и другие аналогичные расходы), по установке и монтажу локальных вычислительных сетей, систем охранной и пожарной сигнализации, видеонаблюдения, контроля доступа, а также услуги вневедомственной, пожарной охраны, услуги по страхованию, по изготовлению и (или) приобретению бланочной продукции и услуги в области информационных технологий.

17. Расходы на оказание услуг связи, осуществляемые как для предоставления социальной услуги получателю социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщиков социальных услуг, могут включать расходы на аренду технических средств, телефонную связь, сотовую связь, подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", доступ к телефонной сети (установка телефонов), междугородные и международные соединения, местное телефонное соединение (абонентская и повременная оплата), радиосвязь и другие средства связи, пользование радиоточкой, а также расходы, связанные с пересылкой почтовых отправлений, осуществлением почтовых переводов денежных средств, и другие аналогичные расходы.

18. Транспортные расходы поставщиков социальных услуг могут включать расходы, связанные с оказанием транспортных услуг для обеспечения проезда получателя социальных услуг либо для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

19. Расходы поставщиков социальных услуг по оплате договоров на оказание коммунальных услуг для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг или для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг могут включать затраты на отопление и технологические нужды, потребление газа, электроэнергии, водоснабжение, канализацию, ассенизацию и др.

20. Материальные затраты при оказании социальных услуг могут включать расходы на приобретение продуктов питания, а также горюче-смазочных материалов, канцелярских товаров и прочих материалов как для оказания социальных услуг, так и для обеспечения собственных нужд поставщика социальных услуг.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 08.12.2014,
N 0001201412080016