Г. Пилипчук - Таможенное право. Краткий курс. Учебное пособие. Международные договоры по таможенным вопросам В решении каких проблем и вопросов сможет помочь таможенный юрист

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Таможенное право как комплексная отрасль российского права. Предмет таможенного права

Таможенное право – комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Помимо правовых норм таможенного законодательства, таможенные правоотношения регулируются нормами конституционного, международного, административного, налогового, финансового права.

Таможенное право подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть включает в себя такие правовые институты, как понятие и источники таможенного права, основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, понятие таможенного органа и др.

К Особенной части относятся такие подотрасли таможенного права, как таможенные режимы, таможенное оформление, таможенные платежи и др.

Предметом таможенного права являются таможенные правоотношения. Таможенное правоотношение – это общественное отношение, возникающее в связи с реализацией субъектами таможенного права своих прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

Предметом таможенных правоотношений является:

транспортное средство.

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств – членов Таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров Таможенного союза;

изготовленные на территориях государств – членов Таможенного союза из полностью произведенных на территориях государств – членов Таможенного союза и ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза и (или) иностранных товаров.

Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав, единица железнодорожного подвижного состава) или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или техническими формулярами запасными частями, принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами.

Транспортные средства международной перевозки – транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

Субъектами таможенных правоотношений являются таможенные органы, должностные лица таможенных органов, юридические и физические лица, декларант, таможенный перевозчик, таможенный брокер, специалист по таможенному оформлению, владелец таможенного склада, владелец склада временного хранения, заинтересованные лица.

Объектом таможенных правоотношений является деятельность субъектов таможенного права по реализации прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

1.2. Понятие и правовой режим таможенной территории Таможенного союза и таможенной границы Таможенного союза

Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом члены Таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

С момента создания единой таможенной территории члены Таможенного союза не применяют во взаимной торговле таможенные пошлины, количественные ограничения и эквивалентные им меры. Члены Таможенного союза могут применять во взаимной торговле специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, а также запреты и ограничения импорта или экспорта, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей, при условии, что такие запреты и ограничения не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.

С момента создания единой таможенной территории режим в отношении таможенных пошлин и сборов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, методов взимания таких пошлин и сборов, правил и административных процедур, применяемых в связи с импортом или экспортом товаров, который каждый из членов Таможенного союза предоставляет любой третьей стране на основе международного договора или фактически, не может быть более благоприятным, чем режим, который члены Таможенного союза предоставляют другим членам Таможенного союза.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами государств – членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств – членов Таможенного союза.

1.3. Таможенное регулирование и таможенное дело

Таможенное регулирование в Таможенном союзе – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории Таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами. Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, – в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

Своевременное обращение к юристу позволит Вам предотвратить риски и конфликты, которые могут возникнуть в процессе трудовой деятельности, связанной с зарубежными рынками. В процессе экспортных и импортных операций нередко возникают конфликты и споры с работниками таможни.

Если вовремя посоветоваться с экспертом, можно сохранить время и добиться значительной финансовой экономии, что актуально для любого предпринимателя, независимо от сферы деятельности. Юрист по таможенным вопросам знает внутреннюю структуру системы, а также разбирается в её особенностях и нюансах, благодаря чему он сможет оказать помощь в определении наиболее эффективного алгоритма действий и минимизации рисков.

В решении каких проблем и вопросов сможет помочь таможенный юрист?

Квалифицированный юрист расскажет о том, какой порядок дальнейших действий будет наиболее эффективным, если принять во внимание действующее таможенное законодательство. Наши специалисты готовы бесплатно проконсультировать Вас по вопросам, связанным с таможней, предоставить персональную или дистанционную консультацию, провести анализ имеющейся документации и дать заключение.

Общение с нашими экспертами позволит Вам оперативно узнавать о таможенных нововведениях и быстро получать ответы на все вопросы, касающиеся данной сферы. Юрист также изучит таможенную схему, которой Вы отдали предпочтение, и представит заключение, касающееся последствий её использования.

Для каждой конкретной ситуации, специалист подберёт оптимальное решение и разработает подходящую схему транспортировки товаров через государственную границу. Все услуги, оказываемые нашими юристами, полностью соответствуют таможенному законодательству, действующему сегодня в России.

Эксперты готовы проконсультировать Вас по вопросам заключения договора и могут лично присутствовать при процедуре. При необходимости, таможенный юрист самостоятельно подготовит все бумаги, необходимые для подписания договора, отвечающего нормам и требованиям действующего законодательства.

Почему нашим таможенным юристам можно доверять?

Наша коллегия адвокатов состоит исключительно из профессионалов своего дела, готовых в любую минуту оказать вам квалифицированную помощь. Наши эксперты регулярно проделывают колоссальную работу, общаясь с людьми, чья деятельность напрямую связана с таможенным законодательством. Консультацию может получить как обычный гражданин, так и представитель компании. В работе таможенного подразделения нашей коллегии бывают случаи, когда специалисты лично ведут переговоры с работниками таможни.

Наш юрист по таможенным вопросам может предоставить подробную консультацию по вопросам, связанным с логическими схемами, импортом товаров и экспортными операциями. Он может проанализировать бумаги, которые уже есть в наличии и провести проверку наиболее актуальных документов, включая договора, соглашения и прочее.

У нас работают профессионалы, для которых нет нерешаемых вопросов. Сложно найти ситуацию, из которой нельзя найти выход, и эксперты готовы доказать это. Опытный специалист всегда сможет подобрать оптимально решение вопроса и даст дельный совет. А если обратиться к юристу заблаговременно, то проблем и вовсе удастся избежать, заблаговременно приведя документы в соответствие таможенному законодательству.

Тем, кто стремится всегда быть в курсе событий и находиться на шаг впереди конкурентов, мы предлагаем заключить договор на юридическое обслуживание. Благодаря ему вам больше не придётся волноваться о законности и правомерности международных операций.

Как внешние факторы влияют на таможенное законодательство?

Несложно заметить, что таможенная сфера развивается значительно быстрее других отраслей. Это обусловлено тем, что любые перемены в политической или экономической области оказывают влияние на таможенное законодательство.

Присоединение нашей страны к таможенному союзу и её вхождение в ВТО, стало своеобразным катализатором для внесения регулярных коррективов и дополнений в ряд документов. Однако следует понимать, что постоянные перемены в таможенном законодательстве, общий подход к регулированию данной сферы правоотношений остаётся неизменным.

Корректировке подверглись многие таможенные процедуры, что не могло не отразиться на организациях, принимающих непосредственное участие в международной торговле. На сегодняшний день, практически любой участник данной отрасли может столкнуться с целым спектром проблем, разобраться в которых самостоятельно будет крайне сложно.

Наш специалист всегда готов прийти вам на помощь. Заручившись поддержкой профессионала, вы легко докажете свою правоту представителям таможни и решите все проблемы максимально оперативно.

1. Понятие, предмет и метод таможенного права. Соотношение таможенного права с другими отраслями права

Таможенное право – это комплексная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, которые устанавливаются государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Основным для таможенного права является императивный метод – метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля.
Кроме императивного, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод , однако пределы его действия существенно ограничены. Учитывая, что диспозитивный метод является доминантой в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско-правовыми нормами. Например, предприниматель обращается за помощью в таможенном оформлении к посреднику (таможенному брокеру) и заключает с ним договор об оказании услуг. Возможность выбора как самого таможенного брокера, так и согласования условий договора характеризуют наличие диспозитивного метода.
Систему таможенного права составляют Общая и Особенная части. В Общую часть входят положения, касающиеся предмета и метода права, его принципы, источники, субъекты, определения таможенных органов, объектов таможенного права и т. д. Особенная часть посвящена правовым основам перемещения товаров и транспортных средств через границу, видам таможенных режимов, формам таможенного контроля, таможенным платежам и т. д.
Таможенное право находится в тесной взаимосвязи с другими отраслями права.
Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент всего таможенного механизма.
Административное право нередко называют управленческим правом. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме то, нарушения таможенных правил представляют собой разновидность административных правонарушений.
Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы, наряду с правоохранительной, осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности – немалая составляющая казны Российской Федерации.
Уголовное право включает в себя нормы, характеризующие общественно опасные деяния, именуемые преступлениями, а также основы и условия привлечения к ответственности данного рода.
Гражданское право , являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства – все это сфера регулирования гражданского права.

2. Понятие и принципы таможенного дела

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, утверждает членов коллегий федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее – ФТС России) , обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.
Таможенное дело основывается на следующих принципах:
1) принцип законности имеет общеправовой характер и означает, кто действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международно-правовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, согласно ч. 2 ст. 12 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – ТК РФ) , должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством;
2) принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров нa внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
3) принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества и развития экономических отношений. В области таможенного дела, согласнo ч. 1 ст. 12 ТК РФ, все лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление ВЭД на условиях, не противоречащих действующему законодательству;
4) принцип охраны государственной и общественной безопасности, согласно ст. 13 ТК РФ, означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов;
5) принцип защиты экономического суверенитета России выражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России;
6) принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК РФ характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любой таможенный режим для таких товаров.

3. Источники таможенного права

В ст.71 Конституции РФ таможенное дело относится к исключительному ведению Российской Федерации, а также закрепляющая в ч.1 ст.8. единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Основным источником таможенного права является Таможенный кодекс РФ . Он определяет правовые и организационные основы таможенного дела и направлен на защиту национального суверенитета Российской Федерации, развитие экономических отношений, закрепляет основные понятия, дает определение и виды таможенных режимов, процедур, порядок взимания таможенных платежей и проведение таможенного контроля.
Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) наделяет таможенные органы статусом налоговых органов, т. е. полномочия налоговых органов распространяются и на таможенные органы.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с посл. изм. и доп.) (далее – КоАП РФ) устанавливают виды преступлений в сфере экономической деятельности и правонарушения в области таможенного дела.
Большое значение имеет Закон РФ от 21.05.1993 г. № 500-3 «О таможенном тарифе» (с посл. изм и доп.) (далее – Закон о таможенном тарифе) , где содержатся основы для взимания таможенных платежей.
Правовые основы финансовой деятельности таможенных органов содержатся в Федеральном законе от 14.04.1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами» (с посл. изм. и доп.).
Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с посл. изм.) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами, услугами и иными объектами.
Наиболее важные вопросы таможенной политики регулируются указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, например, постановление Правительства РФ от 21.09.2004 г. № 429 «О федеральной таможенной службе» (далее – постановление № 429) , где подробно излагаются полномочия и организация деятельности ФТС России.
Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы.
Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
ФТС России также издает нормативные акты, например, Приказ от 15.03.2005 г. № 198 «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание».
К международно-правовым актам относятся:
1) Конвенция о временном ввозе (Заключена в Стамбуле 26.06.1990), которая раскрывает основные понятия в области таможенных правоотношений, порядок ведения документации по таможенному оформлению;
2) Таможенная конвенция о международной перевозки грузов с применением книжки МДП (конвенция МДП) (Заключена в Женеве 14.11.1975), раскрывающая правила перевозки товаров при наличии книжки МДП, а также содержащая приложения для определения технического состояния транспортного средства для перевозки грузов с книжкой МДП и др.

4. Таможенная территория и таможенная граница

Таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территории России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 2 ТК РФ). Сухопутная территория – вся суша, находящаяся в пределах границ Российской Федерации. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.
На территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны , являющиеся частью таможенной территории России. Товары, помещенные на территории таких зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.
Свободная таможенная зона – разновидность особой экономической зоны. В классическом международном понимании особая экономическая зона – это территория, исключаемая из действия обычного таможенного, налогового, а в некоторых случаях валютного и банковского законодательства.
Особенность таможенного права состоит в том, что, распространяясь на всю территорию государства, оно действует лишь в процессе или в связи с переходом таможенной границы или перемещением через нее товаров и транспортных средств.
Согласно ст. 5 Закона о таможенном тарифе таможенной территорией Российской Федерации признается территория, на которой государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Таможенная граница – линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.)).
Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам :
1) государственная граница – реальная линия на местности, а таенная граница – условная, воображаемая линия;
2) государственная граница устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;
3) государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства.
Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние таможенные границы (образуют периметры особых экономических зон), таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т. е. без взимания таможенных платежей. Нормой ст. 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

5. Понятие, особенности, состав таможенных правоотношений

Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и урегулированные нормами таможенного права.
Из данного определения вытекают следующие особенности таможенных правоотношений :
1) эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера;
2) таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны;
3) указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Иными словами, эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Эта особенность вытекает из специфики предмета правового регулирования таможенного права;
4) таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц;
5) таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства.
Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, включающую в себя: объект правоотношения, его субъектов и содержание.
Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
Субъекты правоотношений – это их конкретные участники. Для того, чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубьектностью, т. е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения. Правовой статус субъектов таможенных правоотношений находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под таможенной правосубъектностью понимается способность быть участником правоотношений в области таможенного дела.
Следует отличать субъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты права – потенциальные участники правоотношений, а субъекты правоотношений – их конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения.
Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и обязанностями, что составляет содержание правоотношения . Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

6. Товары и транспортные средства как предметы таможенных правоотношений

Согласно ст. 11 ТК РФ товар – это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.
Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 ТК РФ).
Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими товарами (п. 3 ст. 11 ТК РФ).
Для того чтобы разграничить два основных предмета таможенного правоотношения, необходимо уяснить, что понимается под транспортными средствами . ТК РФ относит к ним любые средства, которые непосредственно используются для международных грузовых и пассажирских перевозок (п. 5 ст. 11 ТК РФ). Иными словами, единица транспорта в области таможенного дела может выступать как в качестве товара, так и в качестве транспортного средства. Основополагающим фактором является частота пересечения границы. Если машина пересекла границу 1 раз (например, ввоз иномарки гражданином из-за рубежа), она является товаром. Это значит, что ее перемещение связано с прохождением всех таможенных формальностей: оформлением, уплатой таможенных платежей, как и при ввозе-вывозе любого товара. В случае пересечения машиной границы два и более раза, она выступает в таможенном правоотношении в качестве транспортного средства.
Специфика перемещения всех транспортных средств такова :
1) транспортные средства, следующие через таможенную границу Российской Федерации, а также транспортные средства, перемещаемые через эту границу в качестве товара, обязаны останавливаться в местах, определенных таможенными органами Российской Федерации. В случаях несоблюдения указанных требований таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств;
2) продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным органом Российской Федерации совместно с перевозчиком и не может быть сокращена в ущерб осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля;
3) отправление транспортных средств с их стоянки производится с разрешения таможенного органа Российской Федерации.
Предметы таможенных правоотношений могут перевозиться в сопровождаемом багаже (непосредственно при следовании лица через границу) и в не сопровождаемом багаже (при перемещении их перевозчиком по договору о перевозке).
Разновидностью перевозки товаров в сопровождаемом багаже является пересылка в международных почтовых отправлениях (письмах, бандеролях, мелких пакетах, посылках и др.) (гл. 24 ТК РФ).
Организации почтовой связи по требованию таможенных органов представляют такие отправления для проведения таможенного досмотра. Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа.
Не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных к ввозу-вывозу или пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза, а также тех, в отношении которых применяются установленные законодательством ограничения.
Отдельные виды товаров перемещаются через границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередач (гл. 26 ТК РФ).

7. Классификация товаров

Все товары, перемещаемые через таможенную границу России, можно классифицировать по следующим основаниям:
1) в зависимости от направления следования товары дифференцируются на ввозимые, вывозимые и транзитные. Ввозимые товары поступают на территорию России из другого государства. При этом страной их происхождения может быть как другая страна, так и Российская Федерация при условии их предыдущего вывоза. Вывозимые товары чаще всего производятся в России и перемещаются на территорию другого государства. Транзитные товары следуют из одной страны в другую, перемещаясь при этом по таможенной территории Российской Федерации;
2) в зависимости от страны происхождения товары делятся на российские и иностранные. Российские товары имеют статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории России, т. е. это товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные да свободного обращения на территорию Российской Федерации, в также товары, изготовленные из перечисленных ранее. Все остальные товары имеют статус иностранных;
3) товары могут быть прошедшими таможенную «очистку» и условно выпущенными в свободное обращение. Если таможенные органы своими действиями разрешили заинтересованным лицам пользоваться и распоряжаться товарами в соответствии с условиями определенного таможенного режима, такие товары называются выпущенными или прошедшими таможенную «очистку». Если в отношении товаров не были уплачены таможенные платежи, либо не представлены необходимые документы, либо не выполнены иные требования, установленные законодательством, они подлежат условному выпуску, пользование и распоряжение ими допускается с соблюдением определенных ограничений (например, с условием невозможности отчуждения);
4) в зависимости от эффективности достижения целей таможенного дела, можно выделить три категории товаров:
· товары, во ввозе которых Россия абсолютно не нуждается (например, вино-водочные изделия, продукты питания, нефть). Здесь необходим эффективный барьер против проникновения аналогичных товаров на российский рынок путем установления высоких тарифных импортных ставок;
· товары, где возможна конкуренция с отечественными производителями (например, кондитерские изделия, трикотаж, автомобили, парфюмерные товары). Здесь тарифные ставки должны быть сбалансированы, чтобы обеспечить наличие импорта на рынке и дать возможность конкуренции;

  • 9. Система таможенных органов рф.
  • 10. Функции таможенных органов.
  • 11. Таможенные правонарушения.
  • 12. Страна происхождения товара (понятие, назначение, порядок определения).
  • 13. Таможенные операции и таможенное процедуры (понятие, виды, соотношение).
  • 14. Понятие, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
  • 15. Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
  • 16. Понятие, содержание и сроки таможенного декларирования товаров и транспортных средств.
  • 17. Формы таможенного декларирования и порядок их применения.
  • 18. Понятие и статус таможенного брокера.
  • 19. Понятие и статус таможенного перевозчика.
  • 20. Понятие и статус владельца склада временного хранения.
  • 21. Понятие и статус владельца таможенного склада.
  • 22. Прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию рф и порядок убытия за ее пределы.
  • 23. Понятие и классификация документов, необходимых для таможенных целей.
  • 24. Таможенный контроль товаров и транспортных средств (начало, периоды, завершение). Таможенный контроль товаров выпущенных для свободного обращения.
  • 25. Формы таможенного контроля и критерии их применения.
  • 26. Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств).
  • 27. Таможенный контроль товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
  • 28. Основания и порядок проведения личного досмотра. Участники личного досмотра.
  • 29. Понятие и статус зон таможенного контроля. Виды зон таможенного контроля.
  • 30. Общий порядок исчисления таможенных платежей, формы и валюта уплаты.
  • 31. Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения.
  • 32. Возникновение, исполнение и прекращение обязанности по уплате таможенных платежей. При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает:
  • 33. Понятие таможенной пошлины, виды ставок и содержание таможенного тарифа рф.
  • 34. Понятие, виды и порядок предоставления льгот по таможенным платежам.
  • 35. Содержание и виды льгот по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров и транспортных средств.
  • 36. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных в рф с нарушением таможенных правил.
  • 37. Взыскание таможенных платежей и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм.
  • 38. Обеспечение уплаты таможенных платежей (основания применения, способы и размер обеспечения).
  • 39. Понятие, содержание и особенности применения таможенных режимов выпуска для внутреннего потребления и экспорта.
  • 40. Понятие и содержание международного таможенного транзит. Международный таможенный транзит отдельных видов товаров.
  • 41. Таможенные режимы переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления: общие и отличительные характеристики.
  • 42. Понятие и порядок применения режима таможенного склада.
  • 43. Таможенная стоимость товаров: (назначение, методы определения, порядок заявления и контроля).
  • 44. Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании.
  • 46. Таможенный режим переработки вне таможенной территории: понятие и порядок применения.
  • 47. Таможенный режим временного ввоза и временного вывоза: общие и отличительные характеристики.
  • 48. Таможенные режимы реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования.
  • 49. Правовой статус специалиста по таможенному оформлению. Порядок получения квалификационного аттестата и основания его аннулирования.
  • 50. Таможенный режим уничтожения: понятие, порядок заявления, требования.
  • 51. Таможенный режим отказа в пользу государства: понятие, порядок заявления, требования.
  • 52. Таможенный режим беспошлинной торговли: понятие, порядок применения, требования.
  • 53. Таможенный режим перемещения припасов и специальные таможенные режимы (понятие и содержание режимов).
  • 54. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях.
  • 55. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф товаров и наличной валюты.
  • 56. Перемещение физическими лицами через таможенную границу рф транспортных средств.
  • 59. Способы таможенного декларирования товаров участниками вэд (предварительное, периодическое, неполное и др.). Предварительное декларирование товаров
  • Периодическое временное декларирование российских товаров
  • 60. Таможенное декларирование товаров в электронной форме.
  • 1. Таможенное регулирование и таможенное дело в рф.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (далее - таможенная граница).

    Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

    Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

    Российская Федерация участвует в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой.

    2. Таможенное право: понятие и сущность.

    Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

    Таможенное право регулирует таможенное оформление, таможенные тарифы, специальные таможенные процедуры, платежи, контроль, ответственность в таможенной сфере. Данная отрасль права является комплексной отраслью, так как включает в себя положения многих правовых отраслей: конституционного, административного, гражданского, финансового, налогового, уголовного, международного.

    Среди российских юристов нет единого мнения о месте таможенного права в единой правовой системе.

    Таможенный кодекс РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

    Действует таможенный кодекс принятый Гос. Думой 25 апреля 2003года, одобрен советом федерации 14 мая 2003 года.

    3. Таможенно-правовая терминология и ее значение.

    ТАМОЖЕННАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ - совокупность профессиональных терминов, употребляемых в правовых актах, регулирующих порядок управления таможенным делом, а также в процессе практической реализации таких актов.

    Товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

    Российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ, то есть не вывезенные с таможенной территории РФ товары, полностью произведенные в РФ, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории РФ, и товары, изготовленные в РФ из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории РФ;

    Иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами.

    Товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории РФ до фактического пересечения таможенной границы;

    Транспортные средства - любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;

    Статус товаров и транспортных средств для таможенных целей - наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами.

    Перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств любым способом.

    Ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию РФ - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы.Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории РФ - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка.

    Таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы РФ.

    Лица - юридические и физические лица.

    Российские лица - юридические лица с местонахождением в РФ, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также физические лица, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные на территории РФ в качестве индивидуальных предпринимателей.Декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории РФ или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

    Таможенный брокер - посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции.

    Заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортных средств непосредственно и индивидуально.Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

    Таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии при таможенном оформлении товаров и транспортных средств.Таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей.

    Таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

    Выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом.

    Свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РФ.

    Налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    Внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров на территории РФ.

    Таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган.

    Транспортные документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках.

    Коммерческие документы - счет-фактура, отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

    Таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    1. Дать сравнительную характеристику правового положения таможенного брокера и декларанта

    Одним из главных действующих лиц в таможенных правоотношениях является декларант. Действующее таможенное законодательство определяет декларанта как лицо, перемещающее товары, и таможенного брокера (посредника), декларирующего, представляющего и предъявляющего товары и транспортные средства от собственного имени. Декларирование (в таможенном праве) - это заявление таможенному органу по установленной законодательством форме о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах.

    Таким образом, в качестве декларанта, в общем случае, могут выступать два лица - лицо, перемещающее товары и самостоятельно их декларирующее, и таможенные брокер, являющийся декларантом товаров, которые непосредственно перемещались через границу другим лицом.

    В отношении таможенного брокера (представителя) идентификационными признаками выступают:

    а) наличие статуса российского юридического лица, но не казенного предприятия;

    б) включение в Реестр таможенных брокеров;

    в) совершение таможенных операций от имени декларанта или других заинтересованных лиц по их поручению на договорной основе (оказание услуг или выполнение работ), представление интересов во взаимоотношениях с таможенными органами в силу обязанности, вытекающей из закона или договора;

    г) возможность ограничения сферы своей деятельности по совершению таможенных операций;

    д) наличие в штате не менее двух работников - специалистов по таможенному оформлению, имеющих квалификационный аттестат.

    Даже поверхностное исследование действующего таможенного законодательства показывает, что в настоящее время законодатель в принципе стремится отделить статус таможенного брокера от статуса представляемых лиц - декларанта и лиц, несущих обязанности по совершению таможенных операций для выпуска товаров: таможенный брокер (представитель) не приобретает статус представляемого лица. Однако при ближайшем рассмотрении такая позиция законодателя оказывается недопустимо противоречивой, так как в таможенных правоотношениях декларант отделяется от таможенного брокера не более чем представляемое лицо от своего представителя в любых правоотношениях. Противоречие объясняется недостаточно четкими определениями, содержащимися в таможенном законодательстве, а именно - декларантом выступает не лицо, осуществляющее декларирование товаров, что было бы наиболее логичным, а лица, имеющие обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством России распоряжаться товарами на таможенной территории.

    Различие статусов таможенного брокера и декларанта приходится искать в основном в области их обязанностей и ответственности, поскольку при совершении таможенных операций таможенный брокер обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает таможенного брокера представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

    Обязанности таможенного брокера при таможенном оформлении, точнее, в его части, связанной с таможенными режимами и иными таможенными процедурами обусловлены требованиями и условиями, установленными в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру. Совершение таких операций не возлагает на таможенного брокера обязанности по совершению операций, связанных с завершением действия таможенного режима, а также иные обязанности, которые возлагаются только на лицо, обязанное к совершению операций по выпуску товаров, перевозчика или иное лицо. Таким образом, обязанности таможенного брокера определяются законодателем на стадии помещения товаров под таможенные режимы.

    Декларант обязан подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения, по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары, уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. В отношении последней обязанности таможенный брокер уплачивает таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенного режима, определенного для декларирования товаров, предусматривает их уплату. За уплату таможенных платежей при декларировании товаров таможенный брокер несет такую же ответственность, как и декларант.

    Приведенные положения дают возможность утверждать, что, во-первых, различие статуса таможенного брокера и декларанта сводится к ограничению обязанностей таможенного брокера. Во-вторых, на стадии помещения товаров под таможенный режим или иную таможенную процедуру отсутствуют основания отличать права и обязанности рассматриваемых субъектов.

    Отношения таможенного брокера (представителя) с декларантами и другими заинтересованными лицами строятся на договорной основе. Отказ таможенного брокера (представителя) от заключения договора при наличии у него возможности оказать услугу или выполнить работу не допускается. Соответственно, отношения брокера и декларанта строятся на основе заключенного договора комиссии.

    Деятельность брокера по отношению к декларанту носит посреднических характер, экономический статус таможенного брокера как посредника установлен в рамках регулирования таможенного дела и не носит абсолютный характер, а относится исключительно к правоотношениям, возникающим в рамках таможенного дела, а не в рамках имущественного оборота, регулируемого гражданским законодательством.

    2. Рассчитайте таможенную стоимость партии текстильных изделий, поставляемых по договору купли-продажи из Копенгагена в Москву. Базисные условия - ФОБ аэропорт Копенгагена, размер партии - 1000 кг., цена товара - 9 долларов на кг. Транспортные издержки: упаковка 10 долларов, доставка в аэропорт отправления - 25 долларов, перевозка от аэропорта отправления до порта назначения 725 долларов, вывоз из аэропорта назначения 100 долларов, страхование 14 долларов

    Для определения таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются в заданном порядке шесть методов:

    1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

    2) по цене сделки с идентичными товарами;

    3) по цене сделки с однородными товарами;

    4) вычитания стоимости;

    5) сложения стоимости;

    6) резервный метод.

    Основным методом определения таможенной стоимости для сделок купли-продажи (т.е. сделок на стоимостной основе) является оценка по цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1). Поэтому осуществим оценку таможенной стоимости товара исходя из указанного метода.

    Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию

    Размер партии - 1000 кг.* 9 = 9000 долларов

    При определении таможенной стоимости ввозимых товаров по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, должны быть дополнительно начислены:

    1) расходы в размере, в котором они произведены покупателем, но которые не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    на выплату вознаграждений агенту (посреднику), за исключением вознаграждений, уплачиваемых покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг, связанных с покупкой товаров;

    на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с товарами;

    на упаковку, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

    2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате:

    сырья, материалов и комплектующих, которые являются составной частью ввозимых товаров;

    инструментов, штампов, форм и других подобных предметов, использованных при производстве ввозимых товаров;

    материалов, израсходованных при производстве ввозимых товаров;

    проектирования, разработки, инженерной, конструкторской работы, дизайна, художественного оформления, чертежей и эскизов, произведенных (выполненных) в любой стране, за исключением Российской Федерации, и необходимых для производства оцениваемых товаров;

    3) платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (за исключением платежей за право воспроизведения в Российской Федерации), которые относятся к оцениваемым товарам и которые покупатель прямо или косвенно должен уплатить в качестве условия продажи таких товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, при условии, что такие платежи относятся только к ввозимым товарам;

    4) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;

    5) расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

    6) расходы по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

    7) расходы на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

    Соответственно, в цену включается:

    Упаковка - 10 долларов

    Доставка в аэропорт отправления - 25 долларов

    Перевозка от аэропорта до порта - 725 долларов

    Вывоз из аэропорта - 100 долларов

    Страхование - 14 долларов

    Таким образом, таможенная стоимость товара составляет: 9000+10+725+100+25+14=9874 долларов. Подлежит перерасчету в рубли.

    3. Определите код товара согласно товарной номенклатуре ВЭД: шины для грузовых автомашин индексом нагрузки более 121:9:00Р200 -4 0

    таможенный брокер декларант законодательство

    Определение кода искомого товара осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

    Искомый товар состоит в группе 40. «Каучук, резина и изделия из них», подгруппе 4011 - шины резиновые новые.

    Имеет код 4011 20 900

    4. Нарядом пограничных войск был задержан гражданин России Шапошников в районе села Кудряевка Исилькульского р-на Омской области, который двигался на автомобиле ГАЗ - 3 110 в направлении села Карагандинское р. Казахстан. При досмотре в багажнике автомобиля был обнаружены запасные части к автомобилям и средства ухода за автомобилем. Материалы по делу об административном правонарушении были переданы на Исилькульский таможенный пост для разрешения по существу. Квалифицируйте деяние. Правомерны ли действия наряда?

    Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных ТК ТС.

    В соответствии с ТК ТС перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу представляет собой совершение действий по ввозу на таможенную территорию РФ или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

    При этом под ввозом понимается фактическое пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами, а под вывозом - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории, а также все последующие предусмотренные ТК ТС действия с товарами и транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

    Можно предположить, что Шапошников проезжал не через пункт пропуска через границу. Соответственно, действия Шапошникова можно классифицировать как совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ - Нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию Таможенного союза путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы Таможенного союза товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории Таможенного союза помимо мест перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза либо иных установленных законодательством государств - членов Таможенного союза мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1 Кодекса, рассматривают таможенные органы.

    В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях вправе:

    1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители;

    2) начальники региональных таможенных управлений, их заместители;

    3) начальники таможен, их заместители;

    4) начальники таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

    Соответственно, данное правонарушение правомерно может быть рассмотрено начальником Исилькульского таможенного поста. Протокол в соответствии с ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ также составляют указанные органы. В соответствии с действующим законодательством пограничные войска не вправе составлять протокол о совершении рассматриваемого правонарушения. Поэтому в этой части (составление материалов дела, протокола) их действия нельзя признать правомерными.

    С писок использованных источников

    1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17))

    4. Бакаева О.Ю. Таможенные фискальные доходы: правовое регулирование / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 2015.

    5. Моисеев В.Н. Таможенная пошлина в системе обязательных платежей М., 2010

    6. Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования М., 2011.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Особенности, формы и порядок таможенного декларирования. Анализ проблемных аспектов правового обеспечения таможенного оформления. Правонарушения, связанные с недостоверным декларированием товаров. Развитие электронного таможенного декларирования в России.

      дипломная работа , добавлен 28.09.2015

      Нормативно-правовое регулирование таможенной процедуры таможенного транзита. Схемы информационного взаимодействия при контроле транзита товаров. Практика применения таможенной процедуры таможенного транзита и совершенствование правового регулирования.

      курсовая работа , добавлен 11.02.2013

      Предмет, понятие и сущность таможенного права. Место таможенного права в системе правовых наук. Соотношение предмета таможенного права с предметом таможенного дела. Установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования.

      реферат , добавлен 04.12.2010

      Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Положения процедуры таможенного оформления, правовая регламентация декларирования товаров. Понятие и виды таможенного режима, его использование во внешнеторговой деятельности.

      дипломная работа , добавлен 27.01.2011

      Путь развития таможенного законодательства. Становление правового регулирования таможенного дела независимого Казахстана. Формирование таможенной инфраструктуры, связанной с безопасностью страны. Создание благоприятных условий для развития торговли.

      курсовая работа , добавлен 22.07.2015

      Особенности правового обеспечения таможенного дела. Источники таможенного права России как совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права, основные критерии их классификации.

      контрольная работа , добавлен 23.12.2010

      реферат , добавлен 01.10.2013

      Таможенное право как комплексная отрасль российского права, его предмет и соотношение с другими отраслями права. Правовое регулирование таможенного дела, источники таможенного права, международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству.

      курсовая работа , добавлен 03.02.2011

      Характеристика Таможенного кодекса Таможенного союза; положения, регулируемые на наднациональном уровне: основные процедуры - транзит, платежи, контроль, временное хранение товаров. Сравнительный анализ ТК ТС и Таможенного кодекса Республики Беларусь.