Конкурентные и неконкурентные способы определения исполнителя по государственному и муниципальному контракту. Способы определения поставщиков Способ определения поставщика подрядчика исполнителя 44 фз

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В отличие от закона № 94-ФЗ, делившего все способы размещения заказа на безусловно разрешенные торги и иные (не торги), использовать которые можно было лишь при определенных, предусмотренных условиях, в законе № 44-ФЗ способы делятся на конкурентные и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - поставщик) (рис. 3.5).

Несмотря на международный опыт закупочной деятельности и мнение российского экспертного сообщества, уже в самом тексте базового закона был заложен механизм, не позволяющий конкурсу стать приоритетным способом закупок в Российской Федерации. С одной стороны, согласно ч. 2 ст. 48 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением предусмотренных данным законом ситуаций ограниченного применения остальных способов закупок 1 . С другой стороны, не были четко ограничены случаи использования электронного аукциона, который должен был проводиться заказчиком в случае включения объекта закупки в перечни, установленные Правительством РФ и, возможно (при наличии нормативных актов субъектов), исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ заказчик получил право путем проведения электронного аукциона осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в вышеуказанные перечни. После этого де-юре конкурс перестает быть единственным приоритетным способом. Если принять во внимание исчерпывающий перечень продукции, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (в настоящее время утратило силу), то становится очевидно, что основной способ закупок уже не конкурс, а электронный аукцион. В качестве базового критерия эффективности

Рис. 3.5.

при этом подразумевается обеспечение максимальной экономии бюджетных средств и, вполне естественно, в ущерб качеству приобретаемой продукции.

Выбор альтернативных способов закупок, как и в законе № 94- ФЗ, определялся преимущественно с использованием ограничительного ценового критерия (табл. 3.1) }