В каком случае создается обособленное подразделение. Организация деятельности обособленного подразделения. Правовое положение обособленных подразделений

Структурное территориально обособленное подразделение организации

В рамках деятельности организации часть ее функционала может передаваться структурным подразделениям. При этом важно соблюсти грань между выделением части компании в качестве нового юридического лица и территориально-организационным перемещением подразделения, которое останется составной частью фирмы.

Одно из отличий между такими действиями заключается в сведениях, которые вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ): о создании фирмы в порядке реорганизации вносится новая запись, а об обособленном подразделении налоговые органы вносят пометки в строки, отведенные для информации о головной организации.

Из этого очевидно подчиненное положение подразделений. Оно подчеркивается и законом. В ст. 55 ГК РФ указано, что обособленные подразделения — это не юридические лица, хотя им и присущ ряд индивидуализирующих признаков.

Перечень обязательных признаков короткий:

  • административное обособление, выраженное в наличии у выделенной части компании собственного руководства, действующего в соответствии с предписанием ст. 55 ГК РФ на основании доверенности;
  • территориальное обособление, по которому юридический адрес выделенного отделения фирмы отличается от адреса исполнительного органа юридического лица.

По внутреннему решению часть компании может наделяться и иными обособляющими признаками. К примеру, такими признаками могут стать:

  • отдельный баланс;
  • собственный лицевой счет;
  • личное начисление выплат работникам и иным лицам.

Правовое положение выделенных частей фирмы в предпринимательстве и трудовых отношениях

Правовое положение обособленного подразделения вытекает его зависимого статуса:

  1. Права выделенной части фирмы существенно ограничены по сравнению с функционалом головной организации.
    Например, обособленные подразделения вправе подавать исковые заявления в суд только в том случае, если действуют от имени организации. Обособленные подразделения не признаются надлежащим ответчиком, хотя ст. 29 ГПК РФ и допускает предъявление иска в суд по месту их расположения.
  2. Деятельность обособленных подразделений — это та же работа, которую компания выполняет в соответствии с присвоенными ей кодами видов экономической деятельности, а также деятельность сотрудников (секретарей, юристов, бухгалтеров и т. д.) по созданию условий для совершения такой работы либо только часть такой деятельности. Предоставление обособленным подразделениям полномочий по выполнению установленных видов деятельности осуществляется юридическим лицом.
  3. Обособленные подразделения — это посредники в трудовых правоотношениях, а не их стороны. Выделенная часть компании не наделена правоспособностью юридического лица, а потому обособленные подразделения не могут выступать работодателями.

Если трудящийся направляется для ведения трудовой деятельности в обособленное подразделение, то это квалифицируется как направление в командировку (см. Положение об особенностях направления в командировки, утв. Постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749).

Виды обособленных подразделений по ГК и НК РФ

Гражданский кодекс (ст. 55) и законы об отдельных видах юридических лиц признают существование 2 видов обособленных подразделений:

  1. Филиал компании — это обособленное подразделение, созданное для выполнения деятельности организации вне места ее расположения, функций представительства или только части из указанных функций в зависимости от переданного фирмой объема правомочий.
  2. Представительство фирмы — это обособленное подразделение, выделенное для защиты и представления интересов компании. Представительства особенно распространены в организациях, действующих в нескольких странах.

Налоговый кодекс (ст. 11) признает обособленными подразделениями любые территориально отделенные части юридических лиц, если в них есть стационарные рабочие места. Место работы по ст. 209 ТК РФ представляет собой место, где работник осуществляет свои трудовые обязанности или в котором ему необходимо находиться, чтобы выполнять работу. Место работы должно контролироваться нанимателем.

Рабочее место является стационарным, если оно создано более чем на месячный срок. Последнее требование связано со сроком постановки обособленного подразделения на налоговый учет. В соответствии со ст. 23 НК РФ юридическое лицо уведомляет налоговые органы о выделении филиалов или представительств в месячный срок с момента их создания. Если рабочее место создано на более короткий срок, то не имеет смысла осуществлять его налоговый учет в качестве обособленного подразделения. Если же оно создано на период больше месяца, то налоговая служба признает его обособленным подразделением.

Что значит признание обособленного подразделения таковым для целей налогового учета

Несмотря на то что в соответствии с указанием ст. 11 НК РФ территориально отграниченная часть компании с созданным на месяц и более рабочим местом признается обособленным подразделением, его правоспособность отличается от прав и обязанностей филиала или представительства.

Не знаете свои права?

Выделенная часть компании, признанная таковой в целях налогообложения, обычно не имеет административного аппарата управления, собственного имущества и средств, не может самостоятельно осуществлять полномочия компании или защищать ее интересы. Причина этого заключается в цели признания органами ФНС подразделением компании территорий с наличествующими рабочими местами.

Как сказано в ст. 11 НК РФ, признание обособленного подразделения таковым производится с целью исполнения законодательства о налогах и сборах.

Например, если организация осуществляет разработку недр на Дальнем Востоке, а ее исполнительный орган расположен в Центральной России, то платить налоги по месту нахождения юридического лица нецелесообразно для осуществления налогового контроля, а также по иным причинам. По ст. 335 НК РФ компания встает на учет по месту добычи ископаемых. Очевидно, что их добыча растягивается больше чем на месяц, а рабочим местом сотрудников будет шахта, карьер и т. д. Тогда для целей уплаты налога на добычу полезных ископаемых налоговые органы могут признать наличие у компании обособленного подразделения.

Порядок создания обособленного подразделения

В отличие от обособленных подразделений, которые приобретают такой статус по указанию налогового органа, филиалы и представительства создаются по более сложной процедуре. Выделяют следующие этапы:

  1. Принятие по установленной законом или внутренними актами компании процедуре решения о выделении части фирмы.

Например, законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ определена следующая процедура принятия решения:

  • вынесение вопроса на рассмотрение Общего собрания дольщиков за 30 дней до его созыва;
  • рассмотрение вопроса;
  • согласие 2/3 участников собрания с открытием обособленного подразделения.

В ст. 65 закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ сказано, что создание филиалов и представительств может относиться к компетенции совета директоров, если это предусмотрено уставом общества.

  1. Принятие локального акта, регламентирующего работу обособленного подразделения компании. Обычно это положение о филиале/представительстве.
  2. Назначение приказом руководителя головной организации руководства обособленного подразделения. Обычно одновременно оформляется доверенность на имя начальника подразделения, поскольку без нее руководитель не сможет управлять отделением фирмы (ст. 55 ГК РФ).
  3. Подача в ФНС заявления по форме Р14001, утв. приказом ФНС «Об утверждении форм и требований…» от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, о внесении в ЕГРЮЛ сведений о подразделении. Как указано в письме департамента налоговой политики Минфина РФ от 16.12.2009 № 03-02-07/1-541, обособленное подразделение юридического лица считается созданным с момента внесения дополнений в государственный реестр.
  4. Подача в ФНС бланка С-09-3-1, утв. приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ в течение месяца после выделения части организации. Это делается для постановки обособленного подразделения на учет в налоговой службе.

Образец положения об обособленном подразделении ООО, АО

В ст. 5 закона № 14-ФЗ определено, что ООО действует на основании утвержденного головной фирмой положения. Обычно ситуация обстоит аналогично и с иными юридическими лицами (см. ст. 91 закона № 208-ФЗ и т. д.).

  • общие положения как совокупность информации о головной организации и выделяемой части, как-то: наименования, адреса и т. д.;
  • цель создания, к примеру обеспечение соблюдения интересов юридического лица;
  • правовой статус как объединение прав, обязанностей и ответственности;
  • порядок контроля, осуществляемого головным офисом;
  • данные о порядке управления, компетенции руководства;
  • участие в трудовых отношениях;
  • порядок расформирования подразделения;
  • иные положения по мере необходимости.

Отчетность обособленных подразделений в 2020 году

Одним из проявлений контроля над филиалами и представительствами со стороны юридического лица и государственных органов является проверка отчетности.

Для внешней отчетности обособленное подразделение юридического лица в 2020 году ежемесячно предоставляет документы:

  1. Налоговые декларации, если на подразделение наложена обязанность:
    • уплачивать транспортный налог и налог на имущество организации;
    • перечислять удержанный с заработка сотрудников налог на их доходы.
  2. Форму по КНД 1151111, утв. Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@, об уплате страховых взносов в ФНС.
  3. Бланк 4-ФСС, утв. приказом ФСС от 26.09.2016 № 381, для отчета перед Фондом социального страхования о выплате взносов на страхование риска профессиональных травм.
  4. Формуляр СЗВ-М, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п, для информирования Пенсионного фонда о взносах на пенсионное страхование работников.
  5. Другие документы.

Внутренняя отчетность определяется в соответствии с указанием головной компании. Она включает передачу бухгалтерской документации, сведений о выполнении планов и т. д., что значит для обособленного подразделения организации появление необходимости составлять дополнительные отчеты в установленных в организации формах.

Подытожим. Обособленное структурное подразделение юридического лица — это часть фирмы, которая отделена территориально и административно с целью осуществления деятельности, аналогичной направлению работы головной компании, а при необходимости также представления ее интересов.

Помимо выделяемых в гражданском праве филиалов и представительств как видов обособленных подразделений, налоговые органы для исполнения НК РФ и иных актов о налогообложении могут признавать обособленными подразделениями территориально выделенные части юридического лица, если в них оборудованы стационарные рабочие места.

В.Э. Полякова юрисконсульт
Д.И. Парамонов адвокат МКА
А.А. Сусарова юрист
«ФБК Право »
Cтатья из журнала "Финансовые и бухгалтерские консультации", № 6 (46), 2013

Нередко компании сталкиваются с необходимостью создания обособленного подразделения. И в этом случае ключевым является вопрос о выборе правовой формы, в которой может функционировать соответствующее подразделение: филиал, представительство, иное. Рассмотрим данную ситуация на конкретном примере.

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение. Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество. В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации - филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений. Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства.

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса.
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации.
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением.
    Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования.
    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  1. Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  2. Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  3. Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  4. Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.

Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения. Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя). Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества). Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

Счет обособленного подразделения

Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов).

Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты. Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке. В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом. Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения. По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

  • территориальная обособленность от головной организации;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

При этом НК РФ не ставит признание того или иного подразделения организации обособленным в зависимость от наличия у последнего отдельного баланса и расчетного счета (см. письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/513 и от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149).

В соответствии с п. 33 ПВБУ и п. 8 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Как указал Минфин России в письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Таким образом, решение о необходимости выделения обособленного подразделения на отдельный баланс, а также определение показателей, которые будут установлены для него, должно быть принято самим обществом, законодательство не содержит требования об обязательном выделении обособленных подразделений на отдельный баланс.

Отметим, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по местонахождению такого обособленного подразделения. Вместе с тем, наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по местонахождению обособленного подразделения.

Порядок налогообложения обособленного подразделения

Постановка на учет обособленного подразделения в налоговых органах. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, общество будет поставлено на налоговый учет в Москве в том налоговом органе, который отвечает за территорию, где будут организованы рабочие места для сотрудников общества.

Налог на добавленную стоимость (НДС). Действующими правилами главы 21 НК РФ уплата НДС и представление деклараций по НДС по местонахождению обособленных подразделений не предусмотрены.

Как указано в письме МНС России от 4 ноября 2002 г. № ВГ-6-03/1693@, вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно по месту постановки на учет головной организации без распределения налога по обособленным подразделениям.

Следовательно, независимо от того, есть ли у общества обособленные подразделения, выделены они на отдельный баланс или нет, представление деклараций по НДС и уплата налога производятся обществом по своему местонахождению без распределения по обособленным подразделениям.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, организации выступают в качестве налоговых агентов в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов работников (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, в отношении работников этих подразделений имеет ряд особенностей.

В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российская организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.

Из приведенных норм законодательства следует, что при открытии офиса в Москве, являющегося обособленным подразделением, общество обязано будет производить уплату НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения в Москве в отношении доходов, полученных сотрудниками этого подразделения.

Отметим, что данную обязанность общество должно будет исполнять вне зависимости от наличия либо отсутствия у обособленного подразделения расчетного счета и отдельного баланса, поскольку никаких изъятий п. 7 ст. 226 НК РФ в данном отношении не содержит.

Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в законодательно установленном порядке.

Следовательно, поскольку в состав общества будет входить обособленное подразделение, по истечении каждого отчетного и налогового периода общество должно представлять декларации в налоговые органы, как по своему местонахождению, так и по местонахождению подразделения в Москве. При этом декларации представляются обществом самостоятельно (если только обществом не выдана доверенность руководителю (сотруднику) обособленного подразделения на его представление в налоговых органах).

Указанный порядок представления налоговых деклараций начинает действовать с того отчетного периода, к которому относится дата постановки организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43).

Пунктом 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Если доля прибыли по обособленному подразделению не определяется в связи с тем, что значение показателей для ее исчисления равно нулю, то налоговая база и налог на прибыль, а также авансовые платежи на такое подразделение не распределяются (письмо УФНС России по г. Москве от 6 мая 2008 г. № 14-14/043984).

Транспортный налог. Если общество планирует приобрести автомобили (или иные транспортные средства), которые будут эксплуатироваться сотрудниками подразделения в Москве при выполнении ими своих трудовых обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее.

Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в законодательно установленном порядке.

Пунктом 1 ст. 3631 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по истечении налогового периода представить в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - местонахождение собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ).

В соответствии с п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений.

Следовательно, общество вправе выбрать, где поставить на учет автомобили и (или) иные транспортные средства - по местонахождению общества или обособленного подразделения.

Таким образом, если общество приобретет и зарегистрирует в Москве автомобили (или иные транспортные средства), то оно должно будет представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Москве. Налог подлежит уплате по такому же принципу самим обществом.

Налог на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

В свою очередь, п. 1 и 4 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.

Следовательно, с 1 января 2013 г. объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств.

При этом НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на имущество и его декларирования для организаций, имеющих обособленные подразделения.

В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Следовательно, если обособленное подразделение общества в Москве на отдельный баланс выделяться не будет, то приобретенное для этого обособленного подразделения недвижимое имущество (основные средства) будут стоять на балансе самого общества.

В то же время согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Значит, у общества возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, т.е. в Москве, вне зависимости от того, будет ли обособленное подразделение иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться основные средства в виде недвижимого имущества, используемые таким обособленным подразделением.

В то же время у общества не возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении основных средств в виде движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться обществом в Москве.

Взносы в государственные внебюджетные фонды. В силу п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Таким образом, если обособленное подразделение общества в Москве не будет отвечать установленным в приведенной норме требованиям (оно не будет выделено на отдельный баланс и (или) у него не будет расчетного счета), на него не будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Если же обособленное подразделение общества в Москве будет отвечать установленным приведенной нормой требованиям (оно будет выделено на отдельный баланс и у него будет расчетный счет), на него будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

Рассмотрение споров с участием общества

В отношении обособленных подразделений, имеющих статус филиала, предусмотрены специальные правила подсудности. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

Иски, вытекающие из деятельности иного обособленного подразделения юридического лица, предъявляются по местонахождению общества (ст. 35 АПК РФ). Рассмотрение споров по местонахождению филиала позволяет наиболее оперативным образом обеспечивать предоставление доказательств со стороны общества.

Литература

См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 г. по делу № А42-1739/2008, от 28.11.2005 № А56-45775/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 по делу № А53-22572/2008, ФАС Московского округа от 30.04.2009 № КА-А40/3057-09, ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

См. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу № А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством акционерного общества, однако данная практика применима и к филиалу общества с ограниченной ответственностью).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российской организации по местонахождению их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утвержден письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» (далее - Порядок постановки на учет)). С вступлением в силу Закона № 229-ФЗ была изменена процедура постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Между тем, до настоящего времени не утвержден новый порядок постановки на учет. До утверждения соответствующего порядка налоговым органом рекомендован к применению Порядок постановки на учет, утвержденный письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623.

Обратите внимание, что постановка на учет в фондах требуется только при наличии всех трех перечисленных условий: наличии отдельного счета, баланса, начисления филиалом заработной платы (письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1052н).

Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее - Инструкция об открытии банковских счетов).

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

Многие крупные предприятия открывают обособленные подразделения. Что это такое, разъясняется в ст. 11 п. 2 НК. Рассмотрим далее определение и особенности ОП.

Определение

Обособленное подразделение - это предприятие, территориально отделенное от основной компании и оборудованное по месту своего расположения стационарными рабочими местами. Последние должны быть созданы на период более 1 мес. Место, где находится - это адрес, по которому основная компания ведет свою деятельность через это созданное предприятие.

Ключевые признаки

Основные критерии, по которым определяется обособленное подразделение, - это:

  1. Территориальная отделенность от основного предприятия.
  2. Наличие стационарных мест для осуществления сотрудниками профессиональной деятельности. При этом они должны быть сформированы на период не менее 1 мес.

Указанные критерии имеют свою специфику. Рассмотрим их подробно.

Территориальная отделенность

В НК не содержится разъяснение этого понятия. О территориальной отделенности можно говорить после определения соответствующей (наименьшей) единицы деления. В данном случае целесообразно обратиться к другому близкому понятию. В Уставах регионов РФ используется такой термин, как административно-территориальная единица. В эту категорию относят районы в городах, населенные пункты районного подчинения, сельские поселения, поселки. Однако из анализа положений Уставов следует, что используемое в них определение нельзя применять при разъяснении налоговых вопросов. Рассматривая обособленные и структурные подразделения, территориальная единица устанавливается в соответствии с целями обложения. В данном случае речь идет о расположении предприятия географически отдельно от основной компании, за границами административной единицы, в которой была произведена регистрация и которая подконтрольна конкретной налоговой инспекции. Таким образом, можно сделать следующий вывод. Обособленное подразделение - это фирма, созданная головным офисом на территории, где надзор осуществляется иной ИФНС, чем та, в которой последний зарегистрирован как налогоплательщик.

Рабочие места

Их наличие является вторым обязательным признаком обособленного подразделения. При этом рабочие места должны являться стационарными. Для разъяснения понятий следует обратиться к ст. 209 ТК. В соответствии с нормой, рабочим считается такое место, в которое сотруднику надлежит прибыть или где ему необходимо находиться в связи с исполнением им его профессиональных функций и которое контролируется нанимателем косвенно либо прямо. В определении ключевым звеном выступает служащий предприятия. Соответственно, если нет сотрудников, то и нет рабочих мест и обособленного подразделения. Если отсутствуют служащие, либо деятельность не осуществляется, то нельзя определить и место нахождения предприятия. Из этого следует, что речь о создании ОП не идет.

Нюанс

С учетом вышесказанного возникает вопрос, касающийся момента, в который создается обособленное Данный нюанс в НК не разъясняется. Однако представляется, что логичным в качестве момента образования ОП будет считать дату начала осуществления рабочей деятельности. При этом соответствующую информацию необходимо брать не по адресу расположения главного офиса, а открытого им территориально отделенного предприятия.

Важный момент

Признание предприятия в качестве ОП не зависит от того, присутствуют ли в учредительной документации указания, что было создано и работает обособленное подразделение. Отдельный баланс и р/с также не выступают как неотъемлемые признаки созданной фирмы. Как указано в Правилах ведения бухгалтерской отчетности, документация должна включать в себя данные о работе всех имеющихся у предприятия ОП. Это, в том числе, относится к тем, которые были выделены на отдельные балансы. Разъяснения по этому понятию даны в Письме Минфина № 04-05-06/27 от 29.03.2004 г. Отдельным балансом является перечень показателей, которые установлены главным предприятием для своих подразделений. Из этого следует, что решение вопросов, касающихся выделения ОП, установления расчетных величин, принимается обществом самостоятельно. В законе нет требований об обязательном создании конкретных перечней для каждой фирмы в составе корпорации.

Регистрация в ИФНС

Рассмотрим, как осуществляется постановка на учет обособленного подразделения. В соответствии со ст. 83 п. 1 НК, компания, в составе которой есть открытые ею территориальные отделения, находящиеся в пределах РФ, обязана зарегистрироваться в налоговой инспекции по адресу расположения каждого из них. Для этого необходимо подать в контрольный орган соответствующее заявление. Его следует направить в течение месяца с момента создания предприятия. Такая необходимость возникает в случае, если основная компания не зарегистрирована в ИФНС, расположенном в пределах муниципального образования, в котором создано обособленное подразделение. К заявлению прилагаются копии учредительной документации и св-ва о регистрации в налоговой инспекции. КПП обособленного подразделения - код причины регистрации предприятия в ИФНС. Он привязывается к месту расположения фирмы. При регистрации ОП имеет ИНН, идентичный номеру главной компании. Однако КПП обособленного подразделения будет отличаться от кода основного предприятия.

Ответственность

В случае нарушения срока подачи установленного перечня бумаг на плательщика налагается штраф в сумме 5 тыс. р. Если субъект опоздал более чем на 90 дней, ему вменяется взыскание в размере 10 тыс. р. Данные правила установлены ст. 116 НК. Кроме того, субъект может привлекаться к административной ответственности пор ст. 15.3 КоАП. Также в месячный срок главное предприятие должно сообщить об образовании подразделения в ИФНС по месту своего нахождения. Это правило предусматривается ст. 23, п. 2.3 НК. Сообщение составляется по специальной форме С-09-3. Если указанный срок будет пропущен, предприятию грозит штраф величиной в 1 тыс. р., а руководителю - 300-500 р. Данные санкции предусмотрены ст. 15.6 КоАП.

Дополнительные сведения

Если предприятие создало подразделение и оно стоит на учете в налоговой инспекции по месту его расположения, при образовании последующих обособленных фирм в пределах этого же муниципалитета повторно направлять заявление нет необходимости. В этом случае компания направляет письменное сообщение в соответствии со ст. 23 п. 2 НК. Оно адресуется в ИФНС по месту расположения главного офиса.

Прекращение деятельности ОП

Предприятие должно сообщить о закрытии подразделения в ИФНС по адресу своего расположения. В ст. 23 п. 2.3 НК установлен месячный срок для этого. Представляется, что этот период должен исчисляться в даты фактического прекращения работы через ОП. В качестве ключевого признака закрытия подразделения будет выступать увольнение или перевод всех сотрудников. Это мероприятие приравнивается законом к ликвидации ОП. Кроме этого, о закрытии следует сообщить в ИФНС, где была произведена постановка на учет обособленных подразделений (по адресу их расположения). Для этого направляется соответствующее заявление. При этом законодательство не устанавливает конкретный срок для его направления.

Налоговый учет обособленных подразделений

В ст. 288 НК определены правила осуществления отчислений с прибыли ОП в бюджет. В соответствии с общим порядком, предусмотренным в п. 2 указанной нормы, выплата авансовых и основных сумм осуществляется налогоплательщиками по адресу их расположения, а также месту нахождения каждого подразделения. Расчет отчислений осуществляется в соответствии с долями прибыли, приходящимися на эти ОП. Они исчисляются как среднее арифметическое от удельного веса средней (среднесписочной) численности сотрудников и остаточной ст-ти амортизируемого имущества, установленной в ст. 257 (п. 1) НК, по налогоплательщику в целом. Доля прибыли рассчитывается, таким образом, исключительно в части подлежащей зачислению в региональные бюджеты (соответствующей ставке 17.5%).

Юридический статус

Гражданский кодекс предусматривает следующие формы обособленных подразделений: филиал и представительство. Их определения указываются в ст. 55 ГК. Представительство - подразделение, находящееся вне места расположения основной компании. Его деятельность направлена на представление интересов главного офиса и их защиту. В качестве филиала выступает подразделение юрлица, находящееся вне места его расположения и реализующее часть или все его функции. К ним, в том числе относится и представительство. ОП первого типа, таким образом, может:

  1. Вести переговоры.
  2. Заключать сделки.
  3. Проводить рекламные кампании, маркетинговые исследования, ориентированные на изучение рынка в пределах региона своего расположения.
  4. Осуществлять защиту интересов главного офиса в суде.

Филиал, кроме названных функций, ведет непосредственную предпринимательскую, производственную или иную экономическую деятельность в соответствии с учредительной документацией и законодательством.

Налог на имущество

В соответствии со ст. 373, п. 1 НК, в качестве плательщиков выступают лица, имеющие материальные ценности, отнесенные к объектам обложения ст. 374 НК. В п. 1 и 4 указанной нормы предусмотрено, что ими признается недвижимость и движимое имущество, в том числе переданные во временное пользование, распоряжение, владение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность либо приобретенное по концессионному соглашению, проходящие по отдельному балансу как ОС. В норме присутствуют, однако, исключения. Ими являются движимые материальные ценности, принятые с 01.01.2003 г. Соответственно, с указанной даты в качестве объектов обложения выступает только недвижимость, отнесенная к ОС.

Правила отражения в документации

В НК устанавливается особый порядок расчета и уплаты налога с имущества ОП. Кроме этого, предусмотрены правила, в соответствии с которыми составляется декларация по обособленному подразделению. Пример применения положений можно проиллюстрировать следующим образом. По смыслу ст. 384 НК компания, в составе которой присутствуют выделенные ОП, выплачивает налог (суммы аванса) в бюджет по адресу их расположения в отношении имущества, отнесенного к объекту обложения. При этом материальные ценности должны находиться на отдельном балансе. Правила предоставления отчетности установлены ст. 386, п. 1, абз. 1. Согласно норме, плательщики должны по окончании налогового и отчетного периода направить в ИФНС по месту своего расположения, а также по адресу нахождения каждого выделенного ОП, расчеты по авансовым суммам и налогу. К ним прилагается и декларация. Предприятие может и не формировать отдельный баланс для подразделения. В этом случае приобретенное имущество ОП будет отражаться по отчетности главного офиса.

Специфика уплаты

В соответствии со ст. 385 НК, компания, которая учитывает на балансе недвижимость, расположенные вне места нахождения ее самой либо выделенного ОП, отчисляет налог (авансовые суммы) в бюджет на территории, где эти объекты присутствуют. Сумма выплат определяется как произведение ставки, которая действует в данном регионе, и базы (1/4 от средней стоимости недвижимости), установленной за отчетный/налоговый период по правилам ст. 376 НК. Расчет осуществляется по каждому объекту в отдельности. Таким образом, главное предприятие исчисляет, выплачивает и декларирует налог по месту расположения имущества вне зависимости от того, будет ли предусматриваться отдельная отчетность для обособленного подразделения по ОС, которые оно использует.

Взносы во внебюджетные госфонды

В соответствии с федеральным законодательством, для возникновения обязанности обособленных подразделений отчислять указанные платежи, ОП должны соответствовать ряду требований. Взносы во внебюджетные госфонды вносятся, если представительство/филиал:

  1. Начисляет выплаты и прочие вознаграждения физлицам.
  2. Имеют отдельный баланс и р/с.

В этом случае ОП должно предоставлять также расчеты по взносам по месту своего расположения. Если подразделение не отвечает указанным требованиям, соответственных обязанностей у него не возникает.

Электронная отчетность

Как отражается обособленное подразделение в 1С? Рассмотрим бухгалтерию госучреждения. В программе поддерживается отражение двух видов ОП: выделенных и не выделенных на самостоятельный баланс. Отчетность по первым можно вести и в отдельной информационной базе, и в одной с главным предприятием. Вводятся данные как об основном офисе, так и об ОП. Баланс, главная книга и прочие регистры, а также регламентированные отчеты можно формировать консолидировано для определенной группы учреждений или отдельно для главного предприятия и обособленных подразделений. Если ОП не выделены, то отчетность по ним ведется в единой с основным офисом базе. Соответствующие данные вводятся в справочник Подразделения с присвоением категории "Обособленное". По этому параметру программа будет отличать их от иных дополнительных офисов.

Основные сведения

Для выделенных на баланс обособленных подразделений указываются следующие данные:

  1. Наименование для первичной документации.
  2. Данные о регистрации в ИФНС по месту расположения ОП.
  3. Критерий ведения отдельных номеров документов.
  4. Ответственных лиц ОП. Это может быть руководитель обособленного подразделения либо иной сотрудник, имеющий право подписи.
  5. Контактные данные.

Для подразделений, которые на отдельный баланс не выделены, указываются следующие сведения:

  1. Ведение отдельных планов по финансово-хозяйственной деятельности.
  2. Указание реквизитов ОП в документации.
  3. Возможность отдельного документооборота.

В программе также предусматривается опция по настройке ведения аналитики в разрезе ОП по расходно-доходным статьям. В сведениях также указываются платежные документы, которые оформляет обособленное подразделение (счет-фактура и пр.). Они формируются по л/с ОП в казначействе либо в банке.

Регистр

Касса обособленного подразделения ведется в соответствии с нормативными предписаниями и указаниями ЦБ. Согласно распоряжению Центробанка, ОП должны вести книгу и передавать предприятию копию листа по правилам, определенным финансовой политикой компании. При этом учитывается срок формирования отчетности. По каждому подразделению должен вестись отдельный раздел. На ее титульном листе указывается номер или наименование ОП. Бланк обособленного подразделения передается в основной офис. В нем составляется единая книга по всему предприятию. (приходно-расходные ордера) оформляются кассиром подразделения самостоятельно. Их нумерация ведется в порядке, предусмотренном финансовой политикой предприятия. формируется в 2-х экземплярах. Один из них остается в ОП, второй - передается в главный офис с прилагаемой документацией. В 1С предусматривается ведение отдельной книги по ф. 0504514 и регистрационного по ф. 0310003. Они используются подразделениями с установленным критерием обособленной нумерации. Для прочих представительств/филиалов документация регистрируется в книге и журнале, которые оформляются в основном офисе. Необходимо сказать, что в первичных бумагах и отчетности, в которых предусматривается графа "Структурное подразделение", название обособленного подразделения выводится в нем программой. Если отсутствует, оно будет добавляться к наименованию основного предприятия.

"Новая бухгалтерия", 2005, N 5

Создавая обособленное подразделение, организация должна выполнить ряд требований по постановке на налоговый учет. О том, в какие сроки это нужно сделать, какие потребуются документы, как снять с учета подразделение, вы узнаете из этой статьи.

Мы привыкли воспринимать обособленное подразделение как отдельную структуру, созданную организацией в процессе осуществления своей деятельности. Но при этом важно иметь в виду, что определение обособленного подразделения, которое содержится в Налоговом кодексе РФ, значительно шире гражданско-правового определения обособленного подразделения и в большинстве случаев организации необходимо зарегистрировать в налоговом органе создаваемое обособленное подразделение.

Условия создания обособленных подразделений организации

Согласно ст. 11 НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделяется.

С точки зрения Налогового кодекса РФ обособленное подразделение организации характеризуется следующими признаками:

  • территориальная обособленность;
  • наличие оборудованных стационарных рабочих мест;
  • осуществление деятельности организации через обособленное подразделение.

Рассмотрим подробнее эти признаки.

Территориальная обособленность

В связи с тем что критерий территориальной обособленности Налоговым кодексом РФ не установлен, необходимо руководствоваться разъяснениями финансовых и налоговых органов.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 22.12.2004 N 03-03-01-04/1/184, территориально обособленным подразделением организации следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от территории, на которой находится сама организация, т.е. по иному адресу, не указанному в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика. Аналогичное мнение высказывается представителями налоговых органов.

Если организация состоит на учете в налоговом органе по месту своего нахождения и имеет обособленные подразделения на подведомственных другим налоговым органам территориях, то она обязана в установленном порядке встать на учет по месту нахождения каждого из таких обособленных подразделений в этих налоговых органах (см. Письмо Минфина России от 16.02.2005 N 03-06-05-04/35).

Если обособленное подразделение относится к ведению того же налогового органа, что и головная организация, то организация не обязана вставать на учет в том же самом налоговом органе в связи с созданием этого обособленного подразделения (п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Оборудованные стационарные рабочие места

Основным признаком, характеризующим обособленное подразделение организации, является наличие в нем оборудованных стационарных рабочих мест.

Налоговый кодекс РФ не разъясняет, что следует понимать под рабочим местом. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, термины и понятия гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, на котором работник должен находиться или на которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и прямо или косвенно находящееся под контролем работодателя.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ), но Налоговым кодексом РФ не урегулирован вопрос о том, что считается оборудованием рабочего места.

Судебные органы считают, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение работниками таких обязанностей (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.10.2002 N А26-3503/02-02-07/160, Уральского округа от 09.01.2003 N Ф09-2799/02-АК).

Еще один спорный вопрос - образуется ли обособленное подразделение организации при наличии у нее вне места нахождения только одного стационарного рабочего места или таких рабочих мест должно быть два и более.

Ранее судебными органами высказывалось мнение, согласно которому при наличии одного рабочего места обособленное подразделение не образуется (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 03.10.2001 N КА-А40/5441-01).

Однако позднее позиция арбитражных судов в этом вопросе изменилась. Так, например, в Постановлении ФАС Московского округа от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02 указывается, что постановка на учет обособленного подразделения обязательна и в том случае, если в нем создано одно рабочее место. Эту позицию занял и ФАС Центрального округа (см. Постановление от 26.07.2004 N А62-1493/04). ФАС Северо-Западного округа также исходил из того, что создание одного рабочего места является основанием для постановки обособленного подразделения на учет (см. Постановление от 27.05.2002 N А26-6342/01-02-12/178).

Такая же точка зрения изложена в Письме МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением".

По мнению МНС России, такой критерий обособленного подразделения, как оборудование стационарных рабочих мест, указанный в ст. 11 НК РФ, вобрал в себя и понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, полагает министерство, так как в ст. 11 НК РФ понятие "рабочее место" употребляется и в единственном числе, это было бы неправильным по смысловой нагрузке, если законодатель не считал бы обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.

Следовательно, создание одного рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Постановка на учет обособленного подразделения организации

В течение одного месяца после создания обособленного подразделения организация обязана сообщить о его создании в налоговый орган по месту своего нахождения, а также встать на учет по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (ст. 23, п. п. 1, 4 ст. 83 НК РФ).

Дата создания обособленного подразделения

Момент, когда обособленное подразделение считается созданным, в Налоговом кодексе РФ не определен.

По мнению налоговых органов, дату создания обособленного подразделения следует определять по наиболее раннему по дате документу, зафиксировавшему наличие всех признаков обособленного подразделения, установленных ст. 11 НК РФ (см. статью "О постановке организации на налоговый учет по месту нахождения обособленных подразделений", журнал "Налоговый вестник", 2004, N 9).

Так, датой создания обособленного подразделения будет считаться дата решения общего собрания акционеров об открытии филиала в другом городе.

Некоторыми судебными органами высказывается точка зрения, согласно которой датой создания обособленного подразделения в форме филиала является дата внесения изменений в учредительные документы организации (см. Постановление ФАС Центрального округа от 19.08.2004 N А35-7602/03-С4).

Однако в большинстве случаев позиция судебных органов заключается в том, что моментом создания обособленного подразделения следует считать момент оборудования организацией территориально обособленного стационарного места для осуществления деятельности через свое обособленное подразделение (см. Постановления ФАС Дальневосточного округа от 14.01.2005 N Ф03-А04/04-2/3923, Московского округа от 09.09.2004 N КА-А40/7836-04, Волго-Вятского округа от 19.08.2004 N А29-8668/2003а, Западно-Сибирского округа от 28.05.2003 N Ф04/2319-394/А70-2003).

Созданием обособленного подразделения является, например, заключение договора аренды нежилого помещения, используемого в производственной деятельности этого подразделения.

Документы, представляемые при постановке на учет

Рекомендуемая форма сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ, утверждена Приказом МНС России от 02.04.2004 N САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах".

Как следует из названия этой формы, она носит рекомендательный характер, т.е. организация вправе подать сообщение и в произвольной форме, но сделать это нужно обязательно. Срок подачи сообщения о создании обособленного подразделения организации - 1 месяц с момента его создания (ст. 23 НК РФ).

Форма заявления о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории РФ (далее - заявление) и порядок его заполнения содержатся в Приказе МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Срок подачи заявления - 1 месяц с момента создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление заполняется организацией в одном экземпляре и представляется в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения одновременно с копией свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе и копиями документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).

Таким образом, организация может быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения и при отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

К документам, подтверждающим создание обособленного подразделения организации, относятся: положение о филиале (представительстве), приказ о создании филиала (представительства), доверенность, выданная руководителю филиала (представительства), и др. Если обособленное подразделение не оформлено как филиал или представительство, то его создание подтверждается наличием соответствующих документов (положение, приказ, доверенности на право ведения дел, иные документы финансово-хозяйственной деятельности).

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех необходимых документов.

При этом новый ИНН не присваивается. Код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации в налоговом органе как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

При постановке на учет обособленного подразделения организации выдается уведомление по форме N 09-1-3, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.

Постановка на налоговый учет и снятие с учета производятся бесплатно (п. 6 ст. 84 НК РФ).

Ответственность за непредставление сообщения о создании подразделения и нарушение сроков постановки на учет

За непредставление сообщения о создании обособленного подразделения в срок, установленный ст. 23 НК РФ, организация может быть привлечена к ответственности в виде наложения штрафа в размере 50 руб. на основании ст. 126 НК РФ.

Одновременно должностное лицо организации, ответственное за представление в установленный ст. 23 НК РФ срок сообщения о создании обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу на основании ст. 15.6 КоАП РФ в сумме от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда.

При нарушении срока подачи заявления налоговый орган может наложить на организацию штраф в размере 5000 или 10 000 руб. (если просрочка более 90 дней) на основании ст. 116 НК РФ. За это же нарушение руководитель фирмы может быть оштрафован на сумму от 500 до 1000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Если созданным, но не поставленным на учет обособленным подразделением организации велась деятельность, приносящая доходы, то организация может быть привлечена к ответственности по ст. 117 НК РФ, которой предусмотрено взыскание 10% полученных доходов, но не менее 20 000 руб., а при ведении такой деятельности более трех месяцев - в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней. Руководитель организации может быть оштрафован на сумму от 2000 до 3000 руб. (п. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).

Постановка обособленного подразделения на учет во внебюджетных фондах

Для обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и осуществляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предусмотрена постановка на учет в территориальных отделениях Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Фонда обязательного медицинского страхования.

Соответствующие положения содержатся в Федеральном законе от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах данных внебюджетных фондов.

Для постановки на учет в Пенсионном фонде РФ организации необходимо обратиться в соответствующий его территориальный орган. Никаких письменных заявлений подавать не нужно. Территориальный орган делает запрос в налоговый орган, в котором организация зарегистрировала свое обособленное подразделение, и, получив сведения, регистрирует организацию в срок не позднее пяти дней.

После регистрации территориальный орган ПФР направляет организации извещение в двух экземплярах. Один из них необходимо в 10-дневный срок передать в территориальный орган ПФР, в котором стоит на учете сама организация (см. разд. II Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 19.07.2004 N 97п).

Чтобы зарегистрироваться в территориальном отделении Фонда социального страхования РФ, организации необходимо подать заявление по установленной форме. Срок подачи заявления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения.

Одновременно с заявлением представляются заверенные в установленном порядке копии свидетельства о государственной регистрации организации; свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе; уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения; документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (положения об обособленном подразделении, доверенности, выданной организацией руководителю обособленного подразделения); извещения о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения. Если обособленное подразделение имеет открытый банковский счет, также представляется справка из банка об этом счете.

Регистрация производится в течение пяти рабочих дней со дня получения документов. При регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения присваивается расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, и код подчиненности.

Извещение о регистрации организации по месту нахождения обособленного подразделения оформляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется организации, второй - в филиал регионального отделения ФСС РФ, осуществляющий взаимодействие с организацией-страхователем, третий - в региональное отделение ФСС РФ по месту регистрации организации (см. разд. II Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного Постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27).

Для постановки на учет в территориальном отделении Фонда обязательного медицинского страхования РФ организация подает также заявление. Срок его представления - не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения (ст. 9.1 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации").

Порядок регистрации организаций-страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования и форма свидетельства о регистрации страхователя устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен.

Ликвидация обособленного подразделения организации

При ликвидации обособленного подразделения организация обязана сообщить об этом в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения не установлена, поэтому оно подается в произвольной форме.

По месту нахождения обособленного подразделения организация должна подать заявление о снятии его с учета (п. 5 ст. 84 НК РФ). Форма заявления о снятии с учета организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения и порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. Заявление о снятии с учета подается в одном экземпляре.

Снятие обособленного подразделения с учета осуществляется налоговым органом в течение 14 дней со дня подачи организацией заявления.

При ликвидации обособленного подразделения организации не предусмотрено обязательное проведение выездной налоговой проверки. По общему правилу такая проверка проводится при ликвидации организации (ст. 89 НК РФ). В частных разъяснениях налоговые органы высказывают мнение о том, что выездная налоговая проверка ликвидируемого обособленного подразделения может проводиться, но в пределах 14-дневного срока, установленного для снятия подразделения с учета.

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Гражданским и налоговым кодексами выделяются разные подходы к определению, что такое обособленное подразделение организации. ГК РФ опирается на требование внесения в уставную документацию и ЕГРЮЛ сведений о таких структурных образованиях. В НК РФ это условие не принято относить к разряду значимых, обособленное подразделение идентифицируется по наличию или отсутствию стационарного рабочего места и территориальной отдаленности от головного офиса.

Обособленное предприятие – что это?

Обособленное подразделение НК РФ трактует как организацию, относящуюся к конкретному юрлицу, но имеющую отличный от него адрес (п. 2 ст. 11 НК РФ, письмо Минфина, датированное 18 августом 2015 г. под № 03-02-07/1/47702). Вторым обязательным условием является обустройство места для работы на срок, превышающий одномесячный период, и обладающего признаками стационарности.

Постановление от 13.10.2008 № 296п (ст. 12) и нормы закона 167-ФЗ от 15.12.2001 (ст. 11) уточняют, что значит обособленное подразделение при определении структуры, ответственной за уплату страховых взносов. Обособленное подразделение юридического лица законодательство 2017 года выделяет, как отдельного плательщика страховых взносов с обязанностью сдачи отчетности , если выполняются требования:

  • наличие открытого расчетного счета;
  • штатом предусмотрена бухгалтерская должность для начисления заработной платы.

Что такое обособленное подразделение организации относительно понятия стационарности рабочих мест – на этот вопрос отвечают письма Минфина 03-02-07/1-20 и № 03-02-07/01-50 от 18 января 2012 г. и 1 марта 2012 г. соответственно. Место для работы должно отвечать нормативам по обеспечению нормальных условий труда, создавать условия для реализации трудовой функции персоналом. Обособленное подразделение предполагает присутствие на объекте должностных лиц, но количество проведенного времени на протяжении дня не имеет значения.

Функции обособленного подразделения могут выполняться работниками, если:

  • трудовые отношения с сотрудником зарегистрированы официально;
  • персонал подразделение работает за пределами головного отделения;
  • организация может контролировать состояние рабочего места.

Надо ли уведомлять налоговую, когда открывается обособленное подразделение?

Обособленным подразделением организации признается структура, соответствующая требованиям НК и зарегистрированная в ИФНС. Их создание , закрытие или изменение перечня полномочий для них осуществляется при условии обязательного последующего уведомления органов налоговой инспекции (п. 2 ст. 23 НК).

Обособленное структурное подразделение – это отделение организации, о появлении которого налоговые органы должны узнавать в течение месяца. При внесении изменений в информацию о подразделении в ИФНС соответствующие сведения представляются в трехдневный срок. Обособленные подразделения юридического лица это реализуют при помощи специального бланка уведомления, утвержденного в приказе № ММВ-7-6/362@ 9 июня 2011 года.

Виды обособленных подразделений

ГК РФ вмещает понятие обособленного подразделения в двух формах (ст. 55):

  1. Представительство, находящееся на территориальном удалении от головной организации. Его задачей является представление интересов вышестоящего юридического лица и реализация при необходимости их защиты.
  2. Филиал – обособленное подразделение, отличающееся от головной структуры местоположением, наделенное правом выполнения функционала юридического лица или представительств.

Обособленное подразделение ООО подразумевает назначение руководящего звена головной организацией. Правовым основанием для осуществления деятельности во главе филиала или представительства будет доверенность юрлица. Обособленное подразделение не предполагает появления у его руководителя статуса единоличного исполнительного органа, поэтому деятельность будет осуществляться от имени всей организации, а не подразделения.

Когда надо создавать обособленное подразделение?

Главная причина создания любой из форм обособленной структуры заключается в необходимости реализации хозяйственных операций не только по месту регистрации предприятия. Яркий пример – крупная торговая организация со складскими помещениями в разных населенных пунктах. Допускаются ситуации, когда открывается обособленное подразделение в том же городе, что и головной офис. Для этого случая необходимо, чтобы фактический адрес подразделения отличался от юридического.

В каких случаях открывается обособленное подразделение:

  • при торговле в разных городах;
  • при создании нескольких точек хранения товаров с введением в штат должности кладовщика или сторожа для каждого из таких объектов;
  • при организации работы через филиалы и представительства.