Конспект занятия «Как коза избушку строила. Сценарий театральной постановки «Как коза избушку построила по мотивам русской народной сказки

  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  1. развивающие:
  1. воспитательные:

Оборудование:

  1. учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс
  2. использование ПК и интерактивной доски
  3. зеленые кружки для каждого ученика

Ход урока

  1. Оргмомент
  1. Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему

Слайд 1:

Слайд 2:

Слайд 3:

Чтение с остановками

- Как же жилось козе? (плохо)

-

-

  1. Чтение 2 части (по цепочке)
  1. Чтение 3 части (по цепочке)

А яблонька что ответила?

Физкульминутка

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

  1. Чтение 5 части
  1. Чтение 6 части

Как тогда она могла сказать?

  1. Чтение 7 части
  1. Чтение 9 части
  1. Чтение 10 части

Как она могла отказать?

Как поступит коза?

  1. Чтение 11 части
  1. Чтение 12 части

Почему шиповник отказал?

Физкульминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Давайте проверим.

  1. Проверка усвоения

Слайд 4

  1. Анализ

-

  1. Домашнее задание

Ход урока

  1. Оргмомент

Звенит звонок- начинается урок.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. (представляю)

Восточная мудрость гласит: «Гость в дом – радость в дом». Я надеюсь, что урок у нас будет радостным и интересным.

  1. Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему

Сегодня мы будем знакомится с новым литературным произведением.

Ребята, какие литературные произведения вы знаете? (стихи, сказки, рассказы)

А какие из этих произведений вы больше любите? (сказки)

  • Хотите узнать, почему я люблю сказки?

Лучше всего ответ передаст пословица::

Слайд 1: «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Ложь- это плохо. Что же, выходит, я люблю плохое?

Что значит «ложь» в пословице? (Ложь- значит вымысел, а это не плохо)

Я знаю, что вы любите сказки, поэтому мы прочитаем интересную сказку и очень поучительную.

А вас я попрошу подумать и попытаться сказать, какой намек в этой сказке?

  • Ведение главных героев сказки через проблемную ситуацию и классификация видов сказок по авторству

Слайд 2: старуха, коза с козлятами, яблоня, дуб, осина, шиповник, береза.

Это главные герои сказки. Назовите их.

Видите, здесь персонажи: и люди, и животные, и растения. Как вы думаете, кто написал эту сказку? (русский народ)

А кто еще может писать сказки? (писатель)

Молодцы, вы угадали, это действительно народная сказка.

Слайд 3: «Как коза избушку построила»(русская народная сказка)

Открываем книгу на странице 86.

  1. Восприятие, осмысление, и первичное запоминание

Как вы думаете, где живет коза? (в хлеву)

Что вы о ней знаете? (домашнее животное, дает молоко, ест траву и кусты, у нее есть козлята)

Как вы думаете, как живется козе? (хорошо)

Хотите узнать, правы вы или нет?

Чтение с остановками

  1. Чтение 1 части (хорошо читающим учеником)

- Как же жилось козе? (плохо)

- Что бы вы посоветовали козе? (…)

- А хотите узнать, как поступила коза?

  1. Чтение 2 части (по цепочке)

Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?

А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?

  1. Чтение 3 части (по цепочке)

Коза захотела построить избушку под деревом. (Тень, зелень, красиво, можно от дождя укрыться)

Как вы думаете яблонька разрешила?

  1. Чтение 4 части (самостоятельно)

Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?

Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?

А яблонька что ответила?

На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?

А может она хотела, но боялась за козлят?

Как тогда она могла сказать?

Очень опасно, если яблоко упадет? (возможно, будет шишка, но зато всегда есть еда)

На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе? (Мы не знаем правильный ответ)

Вот и в жизни бывает трудно понять, хочет человек по-настоящему помочь или нет?

Как вы думаете, как поступит коза? (попросит еще кого-нибудь)

Физкульминутка

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

  1. Чтение 5 части

Как вы думаете, что ответила елка?

  1. Чтение 6 части

Может, она не хотела помочь козе?

Как тогда она могла сказать?

Как вы думаете, как поступит коза? (обратится еще к кому-нибудь)

  1. Чтение 7 части

Как вы думаете, что ответит дуб?

  1. Чтение 8 части (жужжащее чтение)

Почему дуб не разрешил строить избушку?

Опасны ли для козлят маленькие желуди?

На самом деле хотел ли дуб помочь козе?

Как тогда он должен был сказать?

Как вы думаете, как поступит коза? (снова будет искать)

  1. Чтение 9 части

Как вы думаете, что ответит осинка?

  1. Чтение 10 части

Мешает ли спать шелест листвы?

Тогда почему осинка отказала?

Как она могла отказать?

Как поступит коза?

  1. Чтение 11 части

Как вы думаете, что ответит шиповник?

  1. Чтение 12 части

Почему шиповник отказал?

Действительно ли он беспокоился за козлят?

Что он мог предложить козе? (построить избушку немного в стороне)

Физкульминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ребята, можно ли осудить растения за отказ?

Имеют ли они право отказать, если не хотят помочь?

Представьте себе ситуацию: вы торопитесь домой, там мама ждет, волнуется. А друг попросил попускать кораблики в луже. Как вы поступите?

Ребята, если бы вам раз отказали, другой, третий, четвертый, какие чувства вы испытывали?

Как бы вы поступили, отказались бы искать помощника или продолжили поиск?

Как вы думаете, а коза как поступила?

Давайте проверим.

  1. Чтение 13 части (пауза после чтения)
  1. Проверка усвоения

Можно ли сказать, что козе повезло? (она искала, трудилась, поэтому нашла.)

Слайд 4 : «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Ребята, в начале урока мы говорили, что нам надо узнать из этой сказки намек, мораль. Чему же она учит?

У вас иногда не получается, например, когда нужно было искать помощи не один раз, и, наконец, нашли того, кто вам помог? Расскажите.

  1. Анализ

- Ребята, я предлагаю продолжить фразу тому, кому я брошу мяч. (игра)

Если в жизни у меня не будет чего-то получаться, то я …(попрошу кого-нибудь помочь)

Я имею право отказать в помощи, если я …(не могу, не хочу)

Отказывая в помощи, я постараюсь…(не обидеть, объяснить)

Ребята, поступки каких героев вам нравятся, и другом кого вы хотели бы быть?

Положите зеленые кружки в карманчики под картинками. (на доске)

Цель задания: увидеть социальную ценность поступков героев сказки

  1. Домашнее задание

Нарисуйте картинки к сказке, чтобы получился картинный план. Можно собраться группами, где каждый нарисует свой рисунок. А потом на уроке попробуем пересказать с опорой на ваш рисунок.

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Русская народная сказка « Как коза избушку построила»

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. дидактические:
  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  1. развивающие:
  • развивать навык анализа текста
  • развивать умение объяснять поступки героев
  • развивать умение сравнивать объекты, поступки
  • развивать коммуникативные навыки
  1. воспитательные:
  • воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход
  • развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь
  • формировать понимание того, что человек вправе отказать
  • учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)

Этапы урока

формы

методы

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

1.Оргмомент

Фронтальная

Здоровается, эмоционально настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку

Проверяют готовность к уроку

Подготовить учеников к работе

2. Актуализация опорного материала

Фронтальная

Проблемная беседа

Предлагает вспомнить, какие виды произведений читали, кто автор этих произведений. Предлагает предположить, что будут читать и к какому жанру относится произведение

Вспоминают и называют известные жанры: сказка, рассказ, стихотворение, называют виды сказок (авторские, народные)

Эмоционально настроить на чтение сказки и выявление ее основной идеи, сформировать потребность в чтении сказки.

Повторить основные жанры литературных произведений и виды сказок по авторству

3. Восприятие, осмысление, первичное запоминание

Индивидуальная, фронтальная

«Чтение с остановками» (Вопросы Блума)

Основа – проблемный метод

Организует чтение текста сказки по частям, задает вопросы к тексту.

Читают текст сказки по частям (13 уч-ся), остальные - слушают

Выдвигают гипотезы, проверяют свои предположения, анализируют поступки героев сказки, сравнивают с ситуациями из собственной жизни

4.Проверка усвоения, закрепление.

Фронтальная

Эвристическая беседа

Задает вопросы причинно-следственного характера, направленные на осмысление основной идеи сказки

Высказывают свое мнение о поступках героев сказки, проецируют ситуацию сказки на реальные жизненные ситуации,

Формировать коммуникативные умения, учить анализировать поступки героев сказки, понимать причины поступков героев, анализировать эти поступки

5. Анализ, рефлексия

Фронтальная

Эвристическая беседа

Проектируют собственное поведение в подобных ситуациях, дают оценку поступкам героев сказки

Учить планировать и анализировать собственные поступки, находить выход из различных сложных ситуаций, видеть различные способы решения проблем, развивать навыки связного высказывания.

Подписи к слайдам:

«Как коза избушку построила» Выполнила: Даникова Н.В.

Цели дидактические: развитие речевых навыков развитие навыка чтения развивающие: развивать навык анализа текста развивать умение объяснять поступки героев развивать умение сравнивать объекты, поступки развивать коммуникативные навыки воспитательные: воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь формировать понимание того, что человек вправе отказать учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер

Оборудование учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс использование ПК и интерактивной доски мяч зеленые кружки для каждого ученика

Что значит «ложь» в пословице? Ложь- значит вымысел, а это не плохо

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила» Как вы думаете, где живет коза? Что вы о ней знаете? Как вы думаете, как живется козе? Хотите узнать, правы вы или нет?

Чтение 1 части Как же жилось козе? Что бы вы посоветовали козе? Хотите узнать, как поступила коза? Чтение 2 части Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему? А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?

Чтение 3 части Коза захотела построить избушку под деревом. Почему? Как вы думаете яблонька разрешила? Чтение 4 части (самостоятельно) Как вы думаете, почему яблонька не разрешила? Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан? Что ответила яблонька? На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе? А может она хотела, но боялась за козлят? Как тогда она могла сказать? Очень опасно, если яблоко упадет? На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе?

Чтение 5 части Как вы думаете, что ответила елка? Чтение 6 части Может, она не хотела помочь козе? Как тогда она могла сказать? Как вы думаете, как поступит коза? Чтение 7 части Как вы думаете, что ответит дуб?

Чтение 8 части Почему дуб не разрешил строить избушку? Опасны ли для козлят маленькие желуди? На самом деле хотел ли дуб помочь козе? Как тогда он должен был сказать? Как вы думаете, как поступит коза? Чтение 9 части Как вы думаете, что ответит осинка?

Чтение 10 части Мешает ли спать шелест листвы? Тогда почему осинка отказала? Как она могла отказать? Как поступит коза? Чтение 11 части Как вы думаете, что ответит шиповник? Чтение 12 части Почему шиповник отказал? Действительно ли он беспокоился за козлят? Что он мог предложить козе?

Итог «Без труда не выловишь рыбку из пруда»


  • Рассказывание русской народной сказки «Как коза избушку построила».
  • Закрепление знаний о домашних животных.
  • Рисование нетрадиционным методом

Программное содержание: побуждать к эмоциональному восприятию содержания сказки.

Формировать умение передавать характерные особенности домашних животных (козы), используя структурно - логическую схему.

Уточнить и закрепить знание о домашних животных, их характерных признаков особенностях строения тело. Развивать слуховое внимание, память.

Формировать у детей фонематический слух. Закреплять навыки и умение рисовать нетрадиционным методом. Воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы до конца.

Материал: Плоскостные фигуры деревьев: яблони, ели, березы; козы с козлятками, мнемотаблица, контурные изображение собак и кошек, фломастеры голубые и коричневые.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, хочу пригласить вас в деревню «Сказкино».

Садитесь на наш волшебный поезд и он отвезет вас в сказку.

Все дети удобно сели в вагончиках ,

Наш поезд отправляется.

Вагончик~ вагончики

По рельсом тарахтят,

Везут в деревню «Сказкино».

Компанию ребят.

Дети: (двигаясь паровозиком) чух-чух-чух

Вот мы и приехали! Проходите, проходите,

Очень рады видеть вас

С интересной новой сказкой

Познакомлю вас сейчас

Все удобнее садитесь ,

Свои глазки покажите

Послушайте сказку, дети.

Я вам расскажу русскую народную сказку. Она называется «Как коза избушку построила».

Воспитатель: (рассказывает сказку )

Дети, какой народ сочинил эту сказку?

Значит, это- русская народная сказка.

Как называется сказка?

Как вы думаете, почему коза с козлятками убежала от старушки?

Вспомните, какие деревья встречались на пути козе с козлятками?

Какое дерево согласилось приютить козу с козлятками? (опросить 2-3реб.)

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали сказку. А сейчас, становитесь все в круг, немного разомнемся (музыкальная физкультминутка )

Воспитатель: садитесь

Дети, как вы думаете, коза домашние или дикое животное?

Докажите, что она домашние животное.

Правильный ответ дан в таблице, которую нужно разгадать.

К .- коза (первое буква слова) Дом .- Домашние Ж. - животные (первое буква слова)

А сейчас, по этой таблице нужно составить рассказ о козе, (рассказ 2-3 детей ).

Молодцы, дети! Опираясь на нашу таблицу, вы составили полный рассказ о козе.

Назовете, каких еще домашних животных на звук «к» вы знаете? (кошка, кролик, корова, конь)

А сейчас послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить, каких домашних животных я перечислю?

Люди животных приручали

И они домашними стали.

Человек им строит жилище,

Каждый день готовит пищу,

Чистит, моет, если надо лечить

Кошечку, крольчиху и теленка

Курицу, гуся и петуха:

Жизнь у них, конечно, неплохо

И за это люди получают

Молоко, чтоб пить его за чаем

А еще любовь и доброту.

Каких домашних животных вы знаете?

Как вы думаете, каким образом домашние животные благодарят своего

хозяина?

Корова дает молоко

Собака сторожит дом

Овца и коза дают шерсть

Лошадь возит груз

Кошка ловит мышей

Кролик дает пух

Давайте, мы тоже выразим свою любовь и доброту к домашним животным и наденем шубки кошечкам и собачкам. Проходите за столы, усаживайтесь поудобнее . Перед вами рисунки и фломастеры. Какого цвета шубки будут у кошек? А у собак?

Шубки будем рисовать петелькой (напомнить прием рисования петелькой)

Возьмите фломастеры, покажете в воздухе, как будем рисовать петельки

Приступайте.

Дети рисуют, воспитатель при необходимости помогает .

Берите свои рисунки, подайте ко мне, встаньте в круг.

Молодцы, все справились, вот какие шубки мы одели кошечкам и

собакам. Я думаю, им очень понравились, и они говорят вам спасибо.

Что вам запомнилось на занятии?

Мне очень понравилось, как вы занимались, были внимательны, активны. Особенно меня порадовали Ярослава, Снежена, Эмиль, Настя.

А сейчас садитесь в волшебные вагончики, и поедем обратно в группу:

Вагончики, вагончики

По рельсом тарахтят,

Везут обратно в группу

Компанию ребят.

Светлана Исмаилова
Конспект занятия «Как коза избушку строила»

«Как коза избушку строила »

Интегрированное занятие на раннем возрасте .

Цели :

Познакомить детей с новой сказкой,учить слушать и понимать сказку, сопровождаемую показом театра игрушки.

Продолжать формировать у малышей представления о берёзе,ёлке, осине (выделять ствол, ветки, листья, иголки) и понятия «один» , «много» .

Закреплять умение создавать из строительного материала законченную постройку и обыгрывать ее .

Активизировать словарь, ввести в него слова «коза » , «козлята» , «дерево» , «ствол» , «ветки» , «листья» , «иголки» , «маленький» , «большой» , «толстый» , «тонкий» , «один» , «много» .

Воспитывать отзывчивость и доброжелательность.

Материал : игрушки- коза , козлята, кот, мелкие фигурки животных для обыгрывания построек ; набор строительного материала , (на каждого ребенка) ; картинки с изображением елки, березы, осины.

Ход занятия .

Воспитатель вносить в группу игрушку- кота.

Посмотрите, ребята, кто к нам пришел. Кто это?

Верно, кот. Какой он? Да, большой, пушистый и серый.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Глазки смелые.

А мы позовем котика в гости? Конечно, позовем :

«Котик, иди к нам!» А чем мы будем котика угощать? Да, молочком. (Дети имитируют угощение котика молочком из ладошки –тарелочки.) Котик говорит вам спасибо за угощение и хочет рассказать для вас сказку. Садитесь и слушайте сказку.

Жила-была коза . Вот какая : белая,большая, рога длинные, копытца острые. И были у неё, кто? (Показывает игрушки – козлят) Правильно, козлята. Сколько было козлят? Верно, много. А коз? Конечно, одна.

Решила коза построит для своих козлят домик и пошла в лес место искать. Шла она, шла и увидела елочку (Показ картинки) Что это? (Елочка) На ветках елочки что? Да, иголочки колючие. Говорит коза елочке : «Можно возле тебя домик для моих козлят построить ? А елочка отвечает : «Что ты! На моих веточках иголочки колючие растут. Могут твоих козлят уколоть. Не надо возле меня домик построить ». Пошла коза дальше . Смотрит, стоит осинка. (Показ картинки) Есть у осинки иголочки? (Нет) Вот и говорит коза : «Осинка, можно возле тебя домик для моих козлят построить ?» Осинка отвечает : «Что ты! Мои листочки день и ночь шумят, будут твоим козляткам спать мешать».

Пошла коза дальше . Видит, стоит березка белая. (Показ картинки) У березки ствол какой? (Белый) Веточки длинные, а иголочки есть? (Нет) Спрашивает коза : «Березка, можно мне возле тебя дом для моих козлят построить ?» Березка отвечает : «Конечно, можно. Строй возле меня домик . А я твоих козлят от солнышко укрою,от дождя спрячу, от холода спасу».Стала строить коза домик для своих козлят. Сначала взяла толстые бруски и сделала стены. (Воспитатель показывает, как из толстых брусков получается стена.) Потом взяла тонкие брусочки и сделала потолок, окошечко и дверь. Поверх потолка крышу поставила и трубу. Вот какой дом красивый получился! Посмотрели лесные звери на этот дом и тоже захотели себе такие домики построить . Только не умеют. Давайте поможем. Построим домики для всех зверь. Сначала что делаем? Верно, стеночки. Затем потолок, окно, дверь, крышу и трубу.

Дети строят домики . Затем обыгрывают постройку ,населяя мелкими фигурками животных.

Занятие можно закончить , прочитав детям отрывок из стихотворения «Леса- чудеса»

У каждого зверя там домик есть свой,

С теплою печкой и трубой.

В нем они принимают гостей,

С друзьями на свете жить веселей.

Публикации по теме:

Конспект досуг «Пришла коза рогатая» для детей 2–3 лет. Досуг «Пришла коза рогатая» в младшей группе, демонстрирует формы работы для формирования интереса детей к художественному слову. Цель:.

Конспект музыкальной деятельности в старшей группе «Какая бывает Коза» Музыкальный руководитель: Цыпышева М. Д. Интеграция образовательных областей: «Художественно–эстетическое развитие» «Познавательное развитие»,.

Конспект НОД по лего-конструированию «Мама коза и ее козлята» Организация непрерывной образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Мама коза и ее козлята» Автор конспекта ННОД: воспитатель.

Конспект развлечения с участием родителей «Коза, козлята и волк» Развлечение с участием родителей. Тема: «Коза, козлята и волк» Инсценировка сказки, придуманной детьми средней группы №6 «Пчелки по «Детскому.

Конспект занятия по развитию речи «Коза с козлятами» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "центр развития ребенка - детский сад №191" конспект нод в младшей группе.

Драматизация русской народной сказки "Как коза избушку построила"

Автор : Москвина Надежда Васильевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Путинский детский сад".
Сценарий русской народной сказки "Как коза избушку построила" предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Инсценировку можно использовать как развлечение в группе и как показ театрализованного представления на фестивале сказок.
Цель: Расширять представления детей о живой природе.
Задачи:
1.Учить детей диалогической речи.
2.Развивать интерес к театрализованной постановке. Поддерживать желание детей выступать перед другими детьми и сотрудниками детского сада.
3.Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Действующие лица:
Ведущий (воспитатель), Коза (воспитатель), дети - Козлятки, Яблонька, Ёлочка, Берёза.
Предварительная работа: чтение сказки "Волк и семеро козлят", рассматривание иллюстраций к сказке, изготовление костюмов.
Ход представления :
На сцене макет избы старухи-говорухи, хлев (в хлеву коза с козлятам).
Ведущий : Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха говорит, говорит, говорит – и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятками в хлеву заперты. Вот как-то и говорит коза козляткам….
Коза : Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Ведущий : Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятками из хлева – они и побежали. Только старуха их и видела!
(Коза с козлятками убегают и идут по лесу, повстречалась им яблонька) .
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит…
Коза : Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить? Нам с козлятками негде жить.
Яблонька : Нет. Не строй подо мною избушку. Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.
Ведущий : Пошла коза дальше, повстречалась им на пути ёлка.
(Коза с козлятками подходит к елке).
Коза : Ёлка, ёлка! Можно мне под тобой избушку построить? Нам с козлятками негде жить.
Ёлка : Не строй подо мною избушку. Шишки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ищи местечко получше.
Ведущий : Пошла коза с козлятками дальше и повстречалась им на пути берёза.
(Коза с козлятками подходит к березе) .
Коза : Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить? Нам с козлятами негде жить.
Берёза : Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Ведущий : Обрадовалась коза. Построила под березой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
(Дети-козлятки из модулей строят избушку) .

Тема занятия: рассказываем сказку «Как коза избушку построила»

Цели занятия

Воспитательные - продолжать вырабатывать умение внимательно слушать взрослого, ответы сверстников, не перебивать говорящего, сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять активный словарь за счет имен существительных, обозначающих названия деревьев (яблоня, елка, дуб, осинка, шиповник, береза), их плодов (яблоко, шишка, желудь, ягода шиповника); закреплять счет в пределах двух; учить согласовывать имена существительные с числительным «два»; продолжать формировать целенаправленный продолжительный выдох.

Развивающие - развивать слуховую и зрительную память детей.

Оснащение:


    вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза;


    фланелеграф;


    изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 1, 3, 4, 26);


    изображения деревьев (см. рис. 39);


    шапочка козы;


    индивидуальные зеркала для каждого ребенка;


    большое зеркало;


    картинка «Деревья и листочки» (см. рис. 41 );


    карточки для глобального чтения в двух экземплярах со словами: «коза», «козленок», «яблоня», «дуб», «осина», «шиповник», «береза»;


    цветные карандаши.

Ход занятия

    Организационный момент. Предложите детям отправиться в путешествие по лесу на лошадках. Попросите детей-лошадок ехать галопом, цокая копытцами. Останавливайтесь около деревьев, встречающихся на пути. Предложите детям их называть. Спросите: «В какой сказке вам уже встречались эти деревья?» («Как коза избушку построила».)

    ^ Рассказывание сказки. Предложите детям всем вместе рассказать сказку. Скажите, что вы начнете рассказывать сказку, а ребенок, на которого вы укажете рукой, продолжит рассказ.

Если детям трудно продолжить рассказ без наглядности, предложите сопровождать рассказ, выставляя на фланелеграф изображения соответствующих персонажей и деревьев по мере их появления.

Поставьте на пол вырезанные из картона деревья: яблоня, ель, дуб, осина, шиповник, береза.

Если у детей возникает затруднение, то можно предложить повторить текст вместе с вами (сопряженно) или задайте наводящий вопрос, который поможет ребенку продолжить рассказ.

    ^ Запомни и повтори. Предложите одному из детей стать «козой», наденьте ему шапочку козы и посадите на пенек. Предложите детям назвать все деревья, которые коза с козлятами встретили на своем пути. Расскажите правила игры: «Я буду называть два дерева, а вы внимательно слушайте и запоминайте их названия. Потом назовите их козе.» Игру можно усложнить, предложив детям запомнить и повторить название трех деревьев, повстречавшихся козе в лесу.

    ^ Артикуляционная и мимическая гимнастика. Попросите детей вспомнить о характере старухи-говорухи (сердитая, всем недовольная старуха). Предложите детям взять индивидуальные зеркала и изобразить сердитую старуху-говоруху - сдвинуть брови, насупиться, выражение глаз суровое. Предложите по очереди показать всем, какая у него получилась старуха.

Вспомните с детьми, какая была коза (грустная). Предложите взять зеркало и изобразить грустную козу - вытянуть губы «трубочкой», тихо и длительно произносить звук [у-у-у].

Вспомните вместе с детьми, какие были козлята (веселые козлята). Попросите детей взять индивидуальные зеркала и изобразить веселого козленка - на губах улыбочка, глаза веселые.

Предложите детям сесть у большого зеркала и вместе со взрослым выполнить пантомиму по 2 раза. Попросите детей загибать по одному пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

^ 5. Развитие зрительного внимания. Положите перед детьми картинку «Деревья и листочки» (см. рис. 41). Предложите назвать все изображенные на картинке

деревья. Рассмотрите листочки, упавшие с деревьев. Предложите детям вернуть листочки потерявшим их деревьям (березовый лист, дубовый, еловая ветка, лист яблони) - провести карандашом дорожку от листочка к дереву, которое этот листочек потеряло.

Для детей с более низким речевым развитием задание можно упростить. Предложите им найти «такой же» листочек на деревьях.

Покажите на картинке лист березы. Предложите всем детям найти на картинке лист березы. Спросите: «Какое дерево потеряло этот лист?» (Береза.) Предложите найти на картинке березу и подарить лист дереву - соединить карандашом дерево с листочком. Предложите детям выполнить остальные задания самостоятельно.

Если задание вызывает у ребенка затруднение, предложите провести по контуру листочка указательным пальцем, затем повторить движение с листочком, висящим на дереве.

    ^ Глобальное чтение. Проведите работу так же, как в занятии 1, только увеличьте количество карточек.

    Подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ 3

^ Тема занятия: показываем сказку «Как коза избушку построила»

Предварительная работа: подготовьте мнемокарту для рассказывания сюжета сказки: разрежьте картинки и склейте их в одну ленту по порядку.

^ Цели занятия

Воспитательные - продолжать воспитывать умение подражать; умение слушать сказку до конца; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие - продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет глаголов, имен прилагательных; рассказывать сказку с небольшой помощью взрослого (по опорным вопросам, мнемокарте).

Развивающие - продолжать развивать способность детей к использованию заместителей, умение читать символы на мнемокартах; развивать зрительное внимание, память.

Оснащение:


    поднос, 2 яблока, 2 шишки, 2 желудя (большие и маленькие);


    «Чудесный мешочек»;


    карты «Какого дерева нет?» (см. рис. 42);


    мнемокарта (см. рис. 43).

Ход занятия

^ 1. Организационный момент. Предложите детям встать в круг. Прочтите рифмовку:

Встанем дружно мы в кружок,

Встанем мы тихонько.

Ждем, кто в гости к нам придет,

Кто подарки принесет?

Попросите детей пройти на носочках на ковер и тихонько сесть.

^ 2. Развитие тактильных ощущений. Вспомните вместе с детьми, какие деревья росли в лесу, через который шла коза с козлятками. Предложите вспомнить и рассказать о том, что эти деревья дарят людям и животным (яблоки, шишки, ягоды, желуди).

Предложите поиграть в игру «Чудесный мешочек». Поставьте на стол поднос с яблоками (большим и маленьким), шишками (большой и маленькой), желудями (большим и маленьким). Предложите детям назвать каждый предмет на подносе, определить и назвать его величину. Например: большое яблоко, маленькая шишка... Следите за тем, чтобы ребенок правильно согласовывал имя существительное и прилагательным в роде.

Предложите каждому ребенку взять по одному предмету с подноса, назвать его величину и спрятать в «чудесный мешочек». Потрясите мешочек, приговаривая.

Крутись, вертись,

На место ложись.

Предложите каждому ребенку по очереди опустить руку в мешочек. Попросите взять предмет, ощупать его и назвать. Затем - вынуть из мешочка и проверить правильность своего ответа.

Если ребенок ошибся, предложите ему ощупать предмет, называя его форму и тактильные особенности вместе с вами.

^ 3. Что изменилось? Положите перед каждым ребенком карту «Какого дерева нет?» (см. рис. 4 2) стороной с тремя деревьями вверх. Предложите рассмотреть деревья, назвать их. Расскажите, что в лесу часто работают лесорубы. Они рубят деревья.

Предложите детям перевернуть картинку. Попросите рассмотреть изображенные на ней деревья и назвать то, которое срубил лесоруб. Например, первая сторона - елка, береза, дуб; вторая сторона - береза, дуб. Попросите ребенка назвать дерево, которого на картинке нет (елки).

Аналогично проведите игру со второй картой (яблоня, шиповник, осина - яблоня, шиповник).

^ 4. Рассказывание сказки по мнемокарте. Положите перед каждым ребенком мнемокарту (см. рис. 43).

Предложите детям рассмотреть ее. Попросите назвать символы, изображенные на ней.

Предложите детям рассказать сказку с помощью мнемокарты. Попросите вести по карте указательным пальцем (слева направо) и рассказывать сказку по сюжету.

^ 5. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку, похвалите детей.

Рис. 40. Образец выкладывания елки, елочки, еловой ветки