В чем суть профессиональной деятельности. Основы профессиональной деятельности. Отсутствие единой классификации

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру (по Е. А. Климову) (Рис.2).

Рис.2. Структура профессиональной деятельности по Е.А. Климову.

Цели труда, представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним.

Однако не в каждой деятельности образец задается при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях таким «живым образцом» профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области. Молодой, начинающий работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профессионального общения и поведения, а также целостный образ жизни даже во внерабочее время.

Кроме того, во многих профессиях невозможно точно и алгоритмизирование описать представление о конечном результате труда. Это относится в первую очередь к управленческим и творческим профессиям.

Необходимо различать цели профессиональной или трудовой деятельности и цели специалиста, который будет эту деятельность выполнять, занимая данное должностное место. При условии, если данное рабочее место является вакантным, цели указанной профессиональной деятельности являются объективными и могут быть строго фиксированы. Однако в тот момент, когда данное место займет конкретный специалист, цели профессиональной деятельности становятся субъективными, усвоенными и принятыми данным специалистом.

Такие рассогласования объективных и субъективных профессиональных целей могут быть как положительными, так и отрицательными. В первом случае специалист осуществляет творческую деятельность, создает нечто новое и преобразует собственную профессиональную сферу. И если до его прихода нормы работы в данной профессии были приняты в определенных, заданных границах, то в результате деятельности новатора такие границы расширяются с появлением новых возможностей для других работников.

Во втором случае, если рассогласование объективных и субъективных целей дает отрицательный результат, работник должен пройти курс профессионального обучения с тем, чтобы «дорастить» уровень собственного профессионализма до объективно заданных требований той сферы деятельности, в которой он работает.

Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка, как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту. Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, он должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности. Предмет труда фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т. п. Но не всегда можно точно описать предмет труда.



Например, предметом труда может быть ситуация, характеризующаяся определенным уровнем информационной неопределенности. Водитель автобуса совершает рейс с пассажирами по определенному маршруту. Предметом его трудовой деятельности выступают некоторые последовательности или «цепочки» дорожных ситуаций, характеризующиеся высоким уровнем неопределенности. В педагогической деятельности предметом труда учителя начальных классов выступает ребенок, точнее уровень его развитости и воспитанности. В процессе обучения в начальной школе учитель формирует у ребенка навыки правописания, счета, чтения, произвольной деятельности: внимания, самоконтроля, самооценки. Следовательно, предметом труда для учителя выступает психика ребенка, его личностные, интеллектуальные и эмоциональные функции и процессы.

Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его.

Вещественные средства труда - это аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными, непрерывными процессами.

Внешние функциональные средства труда - это выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Например, в работе руководителя, диктора, артиста данные невещественные средства труда имеют большое значение.

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека-профессионала. Так, для спортивного тренера его организм есть особое, функциональное «орудие» труда.

Для руководителя внешним функциональным средством труда может выступить работающая команда, трудовой коллектив, группа единомышленников одновременно как предмет и средство его организационно-управленческой деятельности.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ «Я» в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка.

Существует сложная система взаимосвязей и взаимозависимостей между внешними и внутренними функциональными средствами трудовой деятельности. Проявляется следующая тенденция взаимосвязи между этими двумя факторами: чем менее выражены внешние средства профессиональной деятельности и чем они проще в техническом отношении, тем более сложной оказывается система внутренних средств, тем более высокие требования со стороны профессии предъявляются к уровню образованности, квалификации, интеллектуального и эмоционального развития работника, специалиста, профессионала.

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

Система прав отражена в нормативных документах, принятых в системе законодательства, и определяет права работника в отношении здоровых и безопасных условий работы, оплаты труда, возможностей бесплатного повышения квалификации, пользования медицинской помощью, различными формами бытовой помощи, участия в жизнедеятельности работающей команды и трудового коллектива.

Безусловно, каждый специалист должен знать нормативные акты о собственном труде и умело ими пользоваться. При этом важно отметить, что существует определенная зависимость между заинтересованностью работника, его активностью и инициативой, с одной стороны, и уровнем регламентации его профессиональной деятельности - с другой. А именно: чем меньше функций имеет возможность выполнять работник в процессе реализации своих профессиональных намерений и интересов, тем менее привлекательной становится для него данная профессия. И наоборот, чем больше профессиональных возможностей и свободы предоставляет для него данный труд, тем больше заинтересованности и активности профессионал может проявлять.

Предметные и социальные условия труда составляют среду на рабочем месте профессионала. К первым относятся витальные (жизненно важные) и санитарно-гигиенические условия трудовой деятельности: температура, влажность и давление воздушной среды, пыль, шумы и различные звуковые условия, различные виды лучистой энергии, вибрации, ультразвуки, инфекции, вероятность получения физических и психических травм, динамические нагрузки.

Социальные условия труда - это социальная значимость данной профессии, социально-психологический климат в трудовом коллективе и в организации (фирме, банке, предприятии) в целом, коллективные трудовые и профессиональные традиции, корпоративная культура в данной профессиональной сфере, система деловых взаимодействий и норм деловой активности, принятая в обществе в данный исторический и экономический период его развития.

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель - человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность - это производство либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.

Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности - это в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области и которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.

Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, которого не поддается оценке.

Будущее - за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда.

Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией все- го трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В “Четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами ^внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-

51 ^*«П^!СИХО/ЮП!ЯПРО^ деятельности

лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями - сознания, личности, поведения, общения и другими, - яркий пример этого. Деятельность - предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность - это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются ва первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого - деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержаний.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания.

В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо - это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность - это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.)> но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и ди намики. И в этом заключается важнейшее отличие деятель- ности от форм активности человека (например, от им

пульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо про-

’ и пр.). То, почему

Не совпадает с тем,

53 ?лл чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен - явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава- емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: -

предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного* по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности; -

адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации; -

системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудии, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных

средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной -

55 сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Литература

Климов ЕА. Психология труда - М., 1998.

Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984 .

Рубинштейн СМ. Основы общей психологии, - М., 1946.

Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Вопросы для самопроверки 1.

Каковы основные функции понятия деятельности в психологии? 2.

Каковы основные психологические особенности профессиональной деятельности? 3.

Что такое внешний и внутренний планы профессиональной деятельности? 4.

В чем заключается свойство системности профессиональной деятельности? 5.

Каковы взаимоотношения между общей психологией и психологией труда при изучении профессиональной деятельности?

Темы рефератов 1.

научная проблема.

2 Основные психологические свойства деятельности. 3.

Взаимосвязь психологии и других в&ук в изучении деятельности.

1. Понятие профессиональное становление личности

2. Основные этапы становления профессионала

3. Возрастные и биографические кризисы.

4. Психология профессиональной пригодности.

Теоретические подходы к изучению понятия «профессиональное становление» достаточно многообразны. В.Д. Шадриков становление профессионала определяет, как процесс освоения профессиональной деятельностью и развития профессионально значимых качеств. К профессионально значимым качествам автор относит личностные качества субъекта деятельности, способствующие эффективности деятельности. Профессиональное становление Ю.П. Поваренковым определяется как форма активности личности, форма её социализации и индивидуализации, как часть жизненного пути личности и специфическая форма научения и развития. Существенное значение в своих исследованиях автор отводит процессу профессионализации на стадии обучения студента, выделяя два основных периода: учебно-академический (1-3 курсы) и учебно-профессиональный (3-5 курсы). В публикациях Е.А. Климова профессиональное становление анализируется как последовательность взаимосвязанных стадий от профессионального самоопределения до полной реализации личности в профессиональной деятельности. Э.Ф. Зеер профессиональное становление рассматривает как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде. Становление личности автор определяет как непрерывный процесс целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий и собственной активности, который осуществляется через взаимодействие человека с другими в процессе его деятельности. С.Б. Елканова, Л.М. Митина, Л.Ф. Обухова и др. рассматривают профессиональное становление личности в контексте становления его личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Становление профессионала начинается с профессионального самоопределения в соответствии с уже имеющимися профессиональными намерениями личности. На определение себя в профессии могут оказывать влияние: личность учителя-профессионала, которая формирует интерес к преподаваемому предмету, мнение родителей, родственников или знакомых, мнение сверстников о престижности той или иной профессии. В последнее время определиться с профессией помогают школьные психологи, которые в рамках профориентационной деятельности выявляют направленность личности школьника. Несмотря на то, что под профориентацией понимают – «целенаправленную деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями», в современной профориентациионной работе отсутствуют системность и комплексность мер при работе со школьниками и их родителями. Новые условия зачисления в высшие учебные заведения показали отсутствие профессионального самоопределения у многих абитуриентов: выбор разноплановых специальностей и вузов, определение специальности в процессе подачи заявления, предпочтение специальности в соответствии с результатами ЕГЭ. Возможность поступления на бюджетные места в последнее время является доминирующим мотивом для абитуриентов, выбирающих не престижные специальности.



Получение высшего профессионального образования - необходимый этап в длительном процессе становления профессионала. На первых курсах происходит переход от школьных форм идентичности и учебной деятельности к вузовским. Во второй половине обучения у студентов происходит саморазвитие, формируется система профессиональной деятельности. На третьем курсе повышается успеваемость студентов, формируется активная позиция по отношению к предлагаемому учебному материалу и складывается определенная структура интеллекта. На четвертом-пятом курсах формируются навыки профессиональной деятельности, появляется готовность к вступлению в самостоятельную профессиональную жизнь. Наиболее сложным является первый год обучения, что связано с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения.

Переход на многоуровневую систему образования будет способствовать формированию профессионала, ориентированного на созидательную и творческую работу, нацеленного на получение высоких результатов в работе. Вариативность многоуровневой системы образования позволяет обучающему после получения четырехлетнего базового высшего образования продолжить обучение, остановить или временно отложить. Выпускникам, получившим полное высшее образование с дипломом магистра, предоставляется возможность осуществлять профессиональное становление в любых учебных учреждениях. Следует отметить, что современные выпускники высших учебных заведений помимо профессиональной грамотности должны иметь высокий уровень конкурентоспособности, коммуникативной компетентности и толерантности. личностизованияинимум процессыы становления, я личносиваетсяься в профессии приводит к более глубокому обострению образователь

На этапе адаптации в профессиональной деятельности осуществляется освоение профессиональных норм, требований, технологий. Профессионализация личности – продуктивный процесс развития и саморазвития, процесс реализации себя в проф. деятельности и достижение вершин профессионализма. Попадая в коллектив квалифицированных специалистов, где доминирует инициативность, творческий подход, требовательность, принципиальность, начинающий специалист стремиться соответствовать высоким профессиональным нормам и требованиям. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение квалификации, поиск путей реализации себя в профессии. При успешной профессионализации личность вступает в фазу мастерства. Обладая богатым опытом профессионал может передавать навыки, опыт и знания начинающим специалистам.

Таким образом, становление профессионала опирается на два основных понятия: профессионализация и профессионал. Профессионализация – это формирование специфических профессиональных качеств личности. Профессионал – это специалист в определенной области трудовой деятельности.

Процесс профессионализации можно рассматривать в четырех направлениях:

1. Как процесс его социализации – усвоение индивидом его социальных норм, преобразования социального опыта, принятие социальной роли, установки, приспособление к определенной социальной среде.

2. Как процесс развития личности, т.е. как специфическую форму активности, целостное, закономерное изменение количественных и качественных характеристик субъекта труда. Профессиональное развитие заключается прежде всего в формировании у человека определенных профессиональных способностей, профессиональных навыков.

3. Как профессиональную самореализацию индивида на жизненном пути, в процессе которой профессионализация происходит благодаря самопознанию, самовоспитанию и самореализации.

4. Как форму активности личности, в плане трудовой деятельности.

Возрастные и биографические кризисы.

В процессе профессионализации происходят кризисные явления, которые могут вызывать замедление профессионального развития личности. Первый кризис, возникающий в период ранней взрослости, связан с окончательным переходом во взрослую жизнь, с вхождением в профессиональный коллектив. Трудность может заключаться в неуверенности в своих силах, в жестком распорядке трудового дня, в сложных взаимоотношениях сотрудников профессионального коллектива, а так же может быть связана со сложностью профессиональной деятельности.

Следующий кризис может наступить после 4-х пяти лет работы, который может совпасть с кризисом «30-летия» и возникает в результате неудовлетворенности личных запросов (прибавка к зарплате, повышение статуса и т.д.). Этот кризис может проявляться в отрицательных эмоциях, снижении профессионального интереса или трудовом перенапряжении.

Нормативный кризис «кризис середины жизни» (40-50 лет) в профессиональной деятельности часто воспринимается как возможность последнего рывка в достижении желаемого профессионального уровня и зачастую сопровождается увеличением темпов работы, дополнительными нагрузками, следствием чего может быть перенапряжение, переутомление, апатия, депрессия или психосоматические заболевания.

Следующий нормативный кризис – «предпенсионный кризис» (55-60 лет), связан с завершением профессиональной карьеры, отсутствием равнозначной её замены другими видами деятельности, естественным снижением функциональных возможностей организма, сопутствующими заболеваниями.

С профессиональной деятельностью связана возможность возникновения биографических кризисов, которые могут изменить самооценку и самоуважения субъекта. Это, например, «кризис нереализованности», который связан с субъективной недооценкой результатов пройденного жизненного пути или с опасением низкой оценки достижений субъекта представителями социальной среды. Другой биографический кризис, это «кризис опустошенности», который возникает вследствие слабой связи в сознании субъекта прошлого, настоящего и будущего. Он проявляется в переживаниях, в отсутствии конкретных целей, задач. И, наконец, третий биографический кризис – «кризис бесперспективности», который связан с неясностью планов, проектов, путей самоопределения, самореализации и т.д..

Стадии профессионализации:

I. Допрофессиональное развитие

1. Стадия предыгры (от 3-х лет)

2. Стадия игры (дошкольное детство 3 – 7 лет)

3. Стадия овладения учебной деятельностью (7-12 лет)

II Развитие в период выбора профессий.

4. Стадия оптации (период осознанной подготовки к жизни, труду,

планирования профессионального пути, выбора профессии).

III Развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала.

5. Стадия профессионального обучения (от 15 до 23 лет)

6. Стадия профессиональной адаптации (от 17-21 до 24-27 лет)

7. Стадия развития профессионала (от 21-27 до 45-50 лет)

8. Стадия реализации профессионала (от 46 до 65 лет)

9. Стадия спада (свыше 61-65 лет).

Успешность профессиональной деятельности зависит от работоспособности человека, которая определяется личностными качествами, физиологическим состоянием.

Динамика работоспособности меняется в течении дня и в течении недели.

В течении рабочего дня: наиболее эффективен субъект труда после первого часа работы, в течении последующих 2-3-х часов, после обеда спад и подъем происходит через час, последующие два часа и снова спад к концу рабочего дня.

В течении недели: небольшой подъем ко вторнику, максимум работоспособности в среду и потом в последующие дни постепенный спад работоспособности.

Профессиональная надежность субъекта труда – это уровень безотказности, безошибочности и своевременности его рабочих операций при взаимодействии с техникой и другими сотрудниками. Надежность определяется индивидуально-личностными характеристиками личности, опытом работы, его профессиональными качествами, его позитивной направленностью на профессиональную деятельность.

Функциональная надежность субъекта труда – это свойство функциональных систем человека обеспечить его динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи в течение определенного времени и с заданным качеством.

ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

Для определения профессиональной пригодности субъекта труда на первом этапе выделяют основные профессиональные качества, на следующем этапе осуществляю психодиагностику этих качеств у субъектов труда. Профотбор – это комплекс мероприятий, направленных на выявление лиц, в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретной специальности по своим индивидуальным качествам. В качестве методик используемых при проведении профотбора используют большой арсенал тестов, пиходиагностических бесед. По способу получения информации психодиагностические методики разделяют на объективные – стандартизированные испытания (тесты) и клинические методы, ориентированные на понимание и интерпретацию - беседа. В стандартизированных методах преобладает количественный подход, в клинических – качественный. Методики, используемы при профотборе должны отвечать требованиям валидности, надежности и дифференцированности. Валидность методики указывает насколько точно она измеряет. Надежность методики определяется постоянством результатов при повторых использованиях. Дифференцированность методики означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной психической функции или их совокупности. При классификации профессиональных качеств использую разделение на познавательные способности субъекта труда; диагностика специальных способностей, личностных черт, самосознания, мотивационной сферы, эмоциональности.

Важную роль в эффективности субъекта труда играет правильный выбор профессии, трудовой деятельности, которая наиболее целесообразна для личности в силу его индивидуальных характеристик. Поэтому значимым является помощь при выборе будущей профессии, т.е. профориентационная работа. Профессиональная ориентация – это система мероприятий по ознакомлению с миром профессий и содействию в выборе профессии сообразно желаниям, склонностям и интересам человека, с учетом его способностей. Профессиональное самоопределение – это выбор профессии на основании анализа и оценки внутренних ресурсов субъекта труда.

Процесс профессионального самоопределения состоит из следующих стадий:

1. возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

2. профессиональное обучение как освоение выбранной профессии;

3. 3профессиональная адаптация – формирование индивидуального стиля деятельности и включение в систему производственных и социальных отношений;

4. самореализация в труде – выполнение или невыполнение тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом.

Работу по профориентации должны проводить среди старшеклассников психолог, классный руководитель, представители различных учебных заведений. Профориентация предполагает наличие системы мероприятий, направленных на разработку и реализацию рекомендаций по профессиональному самоопределению. Это:

· психологическое изучение профессий – профессиография, психография, обоснование профессиональных требований к субъекту;

· профессиональное воспитание – развитие интересов, склонностей, способностей, личностных качеств в различных видах деятельности (познавательной, коммуникативной, игровой, учебной и трудовой);

· профессиональное просвещение – обеспечение формирования знаний о мире профессий и условиях правильного выбора, информирование о способах и условиях овладения профессией.

· Профессиональная консультация – система психолого-педагогических и медицинских мероприятий по изучению и оценке способностей и функциональных возможностей человека;

· Профессиональная адаптация – приспособление человека к профессиональным, социальным и психологическим факторам трудовой деятельности.

Карьера

Профессиональная деятельность - это что такое? Профессиональная деятельность: сферы, цели, виды, особенности

18 декабря 2014

Профессиональной можно назвать сферу социально ориентированной, предметной деятельности. В зависимости от целевой направленности и системы критериев можно по-разному ограничить предмет этой области.

Что такое профессиональная деятельность?

Выделим только существенные признаки, которые очевидны, и при наличии которых есть смысл называть деятельность профессиональной.

  • Система знаний и опыта. Прежде всего, если речь идет о профессионализме, в основе должна быть осведомленность, некоторые навыки и умения, без совокупности которых невозможно стать профессионалом.
  • Понятийная система. Невозможно соотнести человека с предметной сферой, если он не владеет профессиональным языком.
  • Методология. Умение применить приобретенные знания в действительности.

Подведем итог: профессиональная деятельность - это система знаний, основанная на опыте её применения. Практика является, с одной стороны, результатом развития, а с другой - основой для дальнейшего роста.

Сферы профессиональной деятельности

Для того чтобы классифицировать области специального знания, должны быть заданы строгие критерии отбора. Иначе возникает риск непоследовательности в изучении предмета, который достаточно обширен. Возьмем за основу самые очевидные постулаты.

Можно сказать, что существует труд интеллектуальный и физический. Понятно, что физическая работа, даже самая грубая, требует интеллектуальных ресурсов, но не ограничивается ими.

Сферы профессиональной деятельности:

  • гуманитарная (цель - человек);
  • естественнонаучная (природа);
  • социальная (общество).

Профессиональная деятельность - это производство социально значимого продукта либо услуги в общественных сферах.

Цели и мотивы

Цель - определенное временем и пространством представление о конечном результате работы. Она может быть личная и профессиональная. Интересы могут совпадать, и в этом случае появляется сильная личная мотивация для профессионального развития. Цели профессиональной деятельности - этоважнейший индикатор в определении уровней квалификации специалистов. Если нет понимания назначения и ориентира деятельности, то не имеет смысла говорить о профессионализме. Даже если работа осуществляется в узком поле предметной среды, в этом случае цель ограничена объемами и является этапом для выполнения более глубокой, фундаментальной задачи.

Психология профессиональной деятельности - это наука о закономерностях развития человека в предметной среде, которая придает большое значение постановке цели.

Целью учителя, к примеру, может стать победа его учеников в областной олимпиаде по предмету. Здесь соединяются и личная цель, и профессиональная, которая строго определена предметом обучения и объемом работ. Она оформлена во времени (датой олимпиады) и в пространстве (областной уровень). Цель удовлетворяет амбиции педагога и личные амбиции человека, который делает социально важную работу и получает за это соответствующее вознаграждение.

Кто может называться профессионалом?

Попробуем разобраться с этим вопросом. Тренер, который знает от «А» до «Я» правила и приемы, позволяющие достичь высоких результатов пловцу, но сам не умеет плавать - он профи в своем деле? Вопрос не праздный, часто в жизни видим, как человек учит чему-либо других, не имея личных результатов на практике.

Особенно это стало заметно в эпоху интернета. Великое количество участников виртуального пространства взяли за правило учить массу людей какой-либо сфере, самонадеянно называя себя профессионалами… Новоявленные ораторы, которые пересказывают известные учения, пытаются среди толпы слушателей снискать лавры «гуру». Знакомая картинка?

С другой стороны, рассмотрим человека, имеющего хорошие результаты в предметной среде. Тот, кто производит социально востребованный продукт, знает ремесло. Он не всегда может объяснить, как это делает, изложить теоретически процесс производства, но выдает желаемый результат лучшим образом. Профессионал в своем деле этот человек? Ответ будет положительным.

Поэтому известное выражение «по делам судите» имеет место в данном контексте. Практика в данном случае есть критерий истины.

Виды профессий

Профессиональная деятельность - это область компетенции, которая ограничена сферой применения. Например, социальная сфера предполагает найм специалиста с соответствующим профилем обучения. Каждая из сфер, в свою очередь, включает массу узких направлений, профессий.

Пофессия - это ограниченная стандартами область деятельности, которая предполагает определенный объем, уровень знаний и навыков их практического применения. Существует мировой классификатор профессий, который дает их описание - в нем более девяти тысяч наименований. В России подобный документ содержит семь тысяч названий.

Сферы профессиональной деятельности - это предметные области, в которых работают специалисты. Перечень сфер не является статичным. Из года в год появляются новые области трудовой деятельности и исчезают профессии, которые становятся невостребованными. Это напрямую зависит от развития технических возможностей общества.

Уровни освоения предметной сферы

Профессия - узкая область практического применения знаний, умений и навыков для специалиста.
Профессиональная деятельность - это определенные стадии в развитии специалиста в предметной сфере. Специальность можно получить в образовательных учреждениях разного уровня, в центрах, на курсах, дистанционно и иными способами. Основы профессиональной деятельности подтверждаются сертификатом, в котором указан уровень знаний, полученных за определенное количество учебных часов и подтвержденных результатами проверки в зачетной либо экзаменационной форме. Специальность предполагает наличие достаточного объема знаний для применения на практике, в профессиональной сфере производства.

Специалист, профессионал, эксперт

Часто говорят «знаток в своей области». За этой оценкой стоит признание компетентности человека в той сфере, в которой он практикует деятельность. Когда о человеке говорят «он профессионал», это более чем компетентность. Это уже уровень эксперта. Это не только признание компетенции в своей области, но и умение перешагнуть границы собственного знания, способность дать оценочное суждение о предмете деятельности по сравнению с подобными результатами в других специальных областях деятельности.

Специалист, профессионал, эксперт - это ступени освоения предметной сферы в какой-либо области социально значимой деятельности.

Этический кодекс

Профессионализм - это не только высокий уровень экспертности в своей сфере. Этическая составляющая также является значимым показателем качества специалиста. Особенно это касается гуманитарных, направленных на служение человеку областей профессиональной деятельности.

Этический кодекс - свод правил, следование которым является обязательным условием принадлежности к профессиональной среде. Он содержит нормы в качестве категорических предписаний при исполнении функций специалистом.

Существует ряд профессий, для которых обязательно соблюдение норм этического кодекса. Это сферы профессиональной деятельности, так или иначе влияющие на жизнь конкретного человека. Прежде всего - медицина, юриспруденция, государственная безопасность, образование.

Этика профессиональной деятельности проявляется в служении своему долгу. Рассмотрим примеры этого социального феномена.

Служение профессии

Такая область знания, как психология профессиональной деятельности, говорит о том, что служение является часто высшей ценностью человека. Подтверждением тому служат многочисленные свидетельства верности долгу. Иногда врач готов найти способ излечения от тяжелого заболевания ценой своей жизни.

Необязательно жертвенный героизм служит мерой профессионального долга. Великий Мечников сделал за свою жизнь в области медицины ряд открытий, благодаря которым открылись перспективы в создании лекарственных препаратов, помогающих людям побеждать смерть. Вся его жизнь является примером этического служения народу.

Писатель Солженицын Александр Исаевич смог в условиях жесточайшей цензуры и кары за свободное выражение гражданской позиции не изменить своим принципам.

Он превратил свой голос в письменное свидетельство эпохи. Благодаря его силе воли, стремлению к свободе, честности и последовательности в гражданской позиции, мир получил литературные шедевры, оплаченные ценой личной свободы.

Произведения «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», «Один день Ивана Денисовича» дают оценку исторических реалий через взгляд свидетеля той эпохи.

Это живые примеры служения профессии, оставившие человечеству неоценимый результат, социальный эффект которого не поддается оценке.

Будущее - за профессионалами

Для того чтобы понять, в какой профессиональной среде возможно раскрыть свои способности наилучшим образом, важно своевременно осознать свою необходимость для общества. Оценить потребность в своем личном ресурсе и возможностях.
Поэтому выбор профессионального пути - одна из важнейших воспитательных задач системы образования в целом.

В образовательных учреждениях официально введена дисциплина «профессиональное самоопределение учащихся». Предметом её является изучение мира профессий, особенности профессиональной деятельности. Цель дисциплины - помочь учащимся соотнести свои способности с потребностями и запросами общества.

В этом случае человеку открывается смысл жизни, он будет чувствовать востребованность со стороны общества. Соответствующим будет и его социальное вознаграждение. Именно в этой ситуации о человеке говорят «он на своем месте».