Профессиональный рост и профессиональное развитие. Чем отличается карьерный рост от профессионального? Бизнес или карьерный рост

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Построить карьеру можно в достаточно короткие сроки, если приложить к этому много усилий. Если правильно понимать и использовать свои возможности, развиваться и заводить полезные знакомства, можно быстро стать уважаемым профессионалом и обеспечить карьерный рост.

Зачем нужно развивать карьеру

Стремительный карьерный рост, высокооплачиваемая должность, кресло руководителя – вот о чём мечтает большинство работников. Однако получить это можно только прилагая определённые усилия. Придётся постоянно учиться, совершенствоваться и развивать и навыки в выбранной и смежной областях.

Определите цель профессионального роста – что движет вами? Некоторые хотят стать руководителями, другим надоело сидеть на одном и том же месте, и они жаждут развития, для третьих основополагающими являются материальные цели. Только после того, как вы определитесь со стимулами, которые вами движут, можно .

Если вы хотите получить руководящую должность, вам придётся учиться управлять людьми. Это целое искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Талантливый руководитель – не тот, кто говорит подчинённым, что делать, а тот, кто может быстро вникнуть во все процессы, грамотно выстроить систему работы и распределить обязанности. Также нужно уметь мотивировать персонал на достижение общих целей.

Те, кто засиделся на одном месте и хочет двигаться вперёд, должны чётко представлять свой план профессионального роста. Необходимо понять, хотите ли вы дальше продолжать свой карьерный и профессиональный рост в выбранной области или хотите заняться чем-то новым. Нужно искать возможности, которые могут – курсы повышения квалификации, тренинги, второе образование. Изучайте литературу, общайтесь с коллегами, ходите на тематические выставки – всё это внесёт свой вклад в ваш рост профессионального мастерства.

Если ваша цель – высокий заработок, нужно думать не только о деньгах, но и о качестве работы. Показывайте стабильно высокий KPI, совершенствуйтесь, выполняйте любой проект на высоком профессиональном уровне. Хорошие работники не остаются незамеченными, вскоре вам будут доверять более сложные и ответственные задачи, которые будут лучше оплачиваться. При должном усердии, умении правильно применять свои навыки и распределять рабочее время ваш карьерный рост будет развиваться достаточно быстро.

Нужно ли образование

Многие задаются вопросом – нужно ли образование как форма профессионального роста, поможет ли оно в дальнейшем развитии карьеры, или всё решает опыт? Образование однозначно нужно, ведь вы перенимаете опыт и знания, которые пригодятся в . К тому же, работодатель смотрит не только на навыки в резюме, но и на основное и дополнительное образование.

Однако к выбору образовательной программы нужно отнестись очень внимательно. Если вы хотите поступить в высшее учебное заведение, выбирайте лучшие вузы с самым высоким рейтингом, иначе рискуете потерять несколько лет впустую. Университет – это не только знание, но и новые полезные знакомства. Чем выше рейтинг вуза, тем больше там профессионалов высокого уровня, не только теоретиков, но и практиков.

Узнайте о курсах повышения квалификации и возможностях дополнительного профессионального образования в вашем городе. Возможно, стоит освоить новую компьютерную программу, выучить иностранный язык или узнать о том, как вести крупные проекты.

Общение с профессионалами из вашей области стоит также рассматривать как возможность профессионального роста. Вы всегда можете наладить полезные контакты, завести новые знакомства, которые могут способствовать достижению профессиональных целей.

Система профессионального роста обязательно должна включать образование. Черпайте информацию из разных источников – общение, профессиональная литература, деловые встречи. Свой образовательный процесс стоит выстроить чётко в соответствии со своими карьерными целями.

Какие личностные качества вам понадобятся

Карьерный рост требует развития таких личностных качеств, как:

  • целеустремлённость;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

«Встречают по одёжке» - в профессиональном мире этот принцип также действует. Научитесь следить за своим внешним видом, одевайтесь соответственно случаю, всегда приходите в чистой и опрятной одежде. Вещи совсем не обязательно должны быть дорогими – можно подобрать вещи средней ценовой категории, главное, чтобы они выглядели презентабельно.

Саморазвитие

– один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.

Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.

Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.

Бизнес или карьерный рост

Бизнес как форма профессионального роста – выбор тех, кто готов брать на себя ответственность за все процессы и понимает, готов на риски и понимает, что для успешного развития понадобится много времени. Начиная своё дело, в выбранной области, чтобы укрепить позиции своей компании на рынке.

Выстройте план профессионального роста не только для себя, но и для . Подумайте, каких целей вы хотите достичь, сколько планируете зарабатывать, как собираетесь развиваться. Найдите единомышленников, ходите на профессиональные встречи.

Бизнес – это прекрасная перспектива профессионального роста, если вы готовы постоянно совершенствоваться. Необходимо быть готовым к тому, что вам никто не будет указывать, что делать, но и ответственность за все действия вы полностью берёте на себя. Следите за новыми тенденциями, не упускайте из внимания конкурентов, контактируйте с как можно большим количеством профессионалов в своей области.

Не бойтесь рисковать – это придётся делать постоянно. Любой опыт, даже негативный – это ваш толчок к развитию. В бизнесе профессиональный рост и риски – взаимосвязанные понятия, поэтому чем больше вы , пробуете что-то новое и неизведанное, тем больше информации получается. Разумеется, риски должны быть обоснованными – нужно понимать, что вы можете получить либо, наоборот, потерять от совершения того или иного действия.

Важный вопрос для многих – в каком возрасте можно в бизнесе. Это сугубо индивидуально, ведь кто-то начинает своё дело ещё со студенческой скамьи, а кто-то решает работать на себя спустя достаточно много лет профессиональной деятельности. Успех в бизнесе зависит не столько от возраста, сколько от скорости вашей реакции на любые рыночные события, умение быть в тренде и готовности к постоянному развитию.

Говоря о том, как взаимосвязаны профессиональный рост и бизнес, можно привести в пример пару молодых предпринимателей, которые решили открыть своё дело ещё со школьной скамьи. Они пробовали себя в разных видах деятельности, но в итоге остановились на агентстве праздников. Открывая компанию, они параллельно получали образование в сфере менеджмента, изучали новые тенденции в своей профессиональной деятельности, заводили много новых знакомств. В итоге маленькая компания выросла в достаточно серьёзную организацию, которой доверяет всё больше клиентов.

Как быстро можно вырасти профессионально

У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.

  • Из каких ступеней складывается профессиональный рост.
  • Что мешает добиться профессионального роста.
  • Какие условия нужны для профессионального роста.
  • Профессиональный и карьерный рост это одно и тоже.
  • В чем схожесть профессионального и личностного роста.

Какие условия нужны для профессионального роста

  1. Культурные условия. Инновационная культура организации способна поддерживать инициативу работников в их совершенствовании и стимулировании профессионального роста. Тогда как бюрократическая – может её полностью блокировать.
  2. Личностные условия. Руководитель способен быть саморазвивающимся новатором или осторожным консерватором. Тот или иной стиль руководства предприятием играет исключительную роль в этом аспекте и в стимулировании профессионального роста сотрудников. Если директор стимулирует сотрудников на участие в обсуждении вопросов компании и выявления проблем, поощряет инициативу, проявляет интерес в участии сотрудников для решения насущных проблем, не отвергает риск и не возражает против критики, создается благоприятная среда для саморазвития в коллективе.

Для решения выше поставленной задачи необходимо быть обеспеченным следующими ресурсами:

  • время на саморазвитие,
  • доступ к информации,
  • методическое оснащение (мероприятия, обучающие программы и технологии, способные работнику помочь в его развитии и достичь профессионального роста. Здесь важно отметить, что это индивидуальные методы, которые менеджер, заинтересованный в своём самосовершенствовании, видит полезными для себя и соответствующими его планам профессионального роста).

Создание хорошей почвы для саморазвития сотрудников в компании иногда значительно затратно. Но это своего рода способ инвестирования в будущее своей компании и собственное развитие. Менеджеры, имеющие серьёзный потенциал профессионального роста, представляют серьёзную опору для развития фирмы, которую уже можно назвать обучающей организацией.

Как выглядит план профессионального роста

  1. Формирование качеств, умений, каких нет, но они необходимы. Их нужно выявлять и развивать. Эта задача не из лёгких и, как правило, предполагает помощь специальных тренеров, консультантов, наставников. Но организация усилий в данном направлении сможет дать наиболее значимый эффект в саморазвитии и стремлении к профессиональному росту.
  2. Развитие уже существующих навыков и личных качеств, которые можно усилить. Да, это можно сделать, усердно совершенствуя и уделяя должное внимание. Это легко решаемо без внешней помощи.
  3. Устранение недостатков, барьеров, снижающих эффективность деятельности и мешающих профессиональному росту. Здесь тоже часто нужна помощь и консультация тренеров, так как задача достаточно сложна.

Конечно, очень эффективно идти одновременно по всем перечисленным направлениям. Но, как показывает практика, такая попытка осуществления плана профессионального роста считается невозможной. Работа в каждом из них отдельно психологически сложна.

Помехи профессионального роста

  1. Плохая теоретическая подготовка. К сожалению, не многие студенты отличаются рвением к учёбе и стремлением к личностному и профессиональному росту. Распространено мнение, что теория не пригодится в деле. Хотя, к примеру, профессиональное образование в сфере менеджмента даёт возможность свободно освоиться в своей специализации сразу после окончания ВУЗа.
  2. Незнание взаимосвязей в компании. К сожалению, очень немногие выходят за пределы своей деятельности и не поднимаются по ступеням профессионального роста. Многие думают, что понимание функционирования фирмы, в которой они работают, приходит с опытом и при этом предпочитают не поднимать голову, спрятавшись за монитор своего компьютера.
  3. Неумение себя позиционировать. Многие думают, что профессиональный и карьерный рост появляются сами, считая это само собой разумеющимся. Чаще всего эти люди заблуждаются.
  4. Деньги на первом месте. Часто люди ставят материальные блага на первое место, подчиняя им свою мотивацию. Они не понимают, что именно профессиональный рост и развитие влекут за собой денежные потоки, а вовсе не наоборот. Это недостаток многих работников, особенно сейчас, в условиях кризиса, когда жажда лёгких денег вредит карьере. Работодатель порой вынужден прибегать к экстренным мерам и иногда менять прежние обязательства. Сотрудники начинают пренебрегать собственной активностью, таким образом, останавливая своё развитие, профессиональный рост и достижения.
  5. Синдром «пятничного менеджера». Многие люди полагают, что их ждёт особенный фатум, и их сегодняшняя работа «на дядю» всего лишь временная необходимость, при этом ещё и совершенно несолидная. Такой настрой губит личностный рост и не стимулирует к реальным делам.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки менталитета

Сергей Нищев ,

коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines

Сегодня рынок труда в СНГ перегрет. На порталах по предложениям работы соотношение вакансии/резюме составляет 1/50! В среднем конкурс – 50 человек на место. А в свете последних мировых событий, в офисах большинства (если не сказать всех) компаний не спадает напряженность. Как будут резать «косты», будут ли сокращения? Единственный способ не переживать, работая в компании – быть действительно эффективным, стремиться к профессиональному росту.

Согласно выводам исследования «Влияние национальных культур на становление и развитие менеджмента в разных странах», начало которому положил еще вначале 80-х голландский социолог ГиртХофстед, "…в мире происходит сближение взглядов в оценке эффективных стилей управления. Эффективный «мировой» лидер – это менеджер, который заслуживает доверия, энергичный, решительный, умный, надежный, способный планировать заранее и создавать мотивацию. В России эффективный лидер выглядит по-иному - это противоречивая личность с явно выраженным жестким автокритичным стилем поведения. Его основными чертами являются: способность принимать индивидуальные решения и отвечать за них; открытость, быстрота и компетенция в нестабильной внешней среде; ориентация на процесс, а не на конечный результат; агрессивность и забота о статусе; отсутствие видения будущего.

Россия в «менеджерском табеле о ранге» находится рядом с такими странами, как Венесуэла, Иран, Турция, Мексика. Неутешительный вывод. В особенности для многих российских менеджеров, привыкших сравнивать себя с европейцами и североамериканцами…». Так описал результаты исследования известный бизнес-тренер Михаил Колонтай.

Желающим стать эффективными приходится преодолевать установки нашего менталитета, которые с детства прививают родители, соседи, среднее образование и т.п.).

  • Как руководителю заслужить авторитет в коллективе: 9 качеств

Мотивация профессионального роста: что движет саморазвитием

  1. Познавательный мотив – связан с процессом выполнения учебной деятельности, со стремлением узнать и понять как можно больше, в получении удовольствия от процесса получения новых знаний.
  2. Общесоциальный мотив – состоит в стремлении быть полезным обществу, а также получать знания, которые нужны человеку для этого. По-другому его можно назвать мотив пользы.
  3. Мотив сотрудничества – связан со стремлением действовать в команде. Здесь важно наличие понимания того, что работа над усвоением и приобретением новых знаний будет более эффективной, если сложности выносятся на обсуждение и рассматриваются с преподавателем и в команде.
  4. Мотив совместного достижения – желание сообща с преподавателем или с командой искать свежие способы разрешения профессиональных вопросов, способы развития профессионального роста. Здесь присутствует твёрдое желание добиваться результатов вместе, а не в одиночку.
  5. Мотив творческой деятельности – связан с большой привлекательностью творческих видов, деятельности и задач. Здесь можно чётко выделить активное желание находить необычные, креативные результаты в работе. Это творческий подход к работе и процессу профессионального роста.
  6. Мотив самоактуализации – стремление человека максимально раскрыть и выразить внутренние возможности и способности. Здесь важно развитие внутреннего потенциала.
  7. Престижный мотив – стремление занять чёткое место в отношениях с окружением, соответствовать ожиданиям людей, жажда одобрения и необходимость в статусе авторитета. Данный мотив профессионального роста отражается также в стремлении продемонстрировать личные знания и способности. Этот фактор помогает достичь авторитета, желание оправдать надежды окружающих. Иначе говоря, это своего рода соревновательный мотив.
  8. Прагматический мотив - мотив извлечения выгоды для удовлетворения в будущем потребностей, в том числе и материальных, вклад в своё будущее.

Личностный и профессиональный рост – это одно и то же?

Вспомните ситуацию, когда вам нужно отправить сообщение с поздравлением другу, коллеге или когда Вас самих поздравляют, к примеру, с днём рождения. Одно из самых популярных пожеланий обычно всегда звучит примерно так: «Здоровья, успехов в карьере, счастья в личной жизни!». То есть, чтобы человек был удовлетворён своей жизнью, ему необходимы финансовое благополучие и гармония внутри себя (помимо здоровья). Это важные условия личностного роста и развития и всеобщего благосостояния.

Сами термины «профессиональный рост» и «личностный рост», можно раскрыть как постоянное развитие человека и накопление им богатого разнообразного опыта и знаний на протяжение всей жизни.

Естественное, натуральное собирание жизненного опыта без дополнительного саморазвития личности, без личного вмешательства – процесс сам по себе довольно долгий. И, когда вы, вроде бы, всё поняли что и как, вот оно пришло осознание, но оказывается, что уже поздно.

Как мы понимаем, чтобы значительно ускорить этот процесс, нужно больше времени уделять самообразованию – самостоятельно активно искать, получать информацию по нужным вопросам. Для ускорения профессионального роста важно и необходимо не просто быть в курсе всех тенденций, следить за актуальными новостями и новинками, но и получать дополнительное образование, заканчивать курсы повышения квалификации и т.д. Ну, а для личностного роста – больше читать. Особенно полезна психологическая литература. Конечно, для подобного образования необходимо больше времени, этот процесс требует от вас терпения и трудолюбия.

Можно отметить следующие критерии, определяющие личность:

  • познание себя;
  • побуждение себя;
  • продвижение профессионального и личностного роста;
  • самореализация.

Профессиональный и личностный рост происходит тогда, когда человек научился с успехом применять полученные знания на практике, с пользой для жизни (из книг, курсов, тренингов и т.д.). Здесь не столько важен объём, а именно навык.

К тому же, даже самый образованный в своей профессиональной области человек, без простых навыков общения и ответственности, вряд ли способен постичь все возможности карьерного роста.

Руководитель стремится больше к личностному росту, чем к карьерному

Галина Рогозина ,

руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва

В отечественном бизнесе критериями профессионального роста и успеха становятся оклад и место в должностной иерархии. Большой оклад и высокая должность часто приносят для руководителей и внутреннее удовлетворение. Но предпринимателям и желающим реализовать свой потенциал в любом случае нужно оглядываться на общепринятые стандарты для соблюдения неписаных социальных норм.

Руководитель внутренне стремится попробовать свои способности в различных сферах, осваивая новые для себя навыки и знания. Стремится добиваться в большей мере личностного роста, чем карьерного, рассматривая себя в качестве наставника. Здесь отчетливо видно разногласие – демонстрируется более жесткое, вызывающее и амбициозное поведение, при этом маскируются командные, творческие и лидерские качества.

  • Как выбрать лучший стиль руководства и повлиять на успех всей компании

5 установок личностного роста

1. Баланс работы и жизни.

Всем нам знакома знаменитая русская пословица "Работа не волк, в лес не убежит". Дни на работе проходят для сотрудника в ожидании выходных, а месяцы - в ожидании отпуска. Очень важно понять: работа – тоже составляющая жизни. Она не должна быть для нас обременительной, более того - приносить удовольствие!

Работая, мы развиваемся, познаем возможности профессионального роста. Каждый день приносит новую информацию, контакты, опыт. Научитесь это не просто видеть, а ценить. И крайне ненавистную работу будет легче воспринимать, признавая ее частью своей жизни.

2. Страсть к делу.

Чтобы добиться личностного роста и запланированных целей, нужно научиться трепетно и с любовью относиться к своему делу. Это сложно сделать, если появляются сомнения в правильности выбранного пути. Но каждое дело надо начинатьтак, будто оно судьбоносное и искренне верить в положительный результат. Развивайте в себе заинтересованность к своей деятельности.

3. Персональная ответственность.

Поймите и усвойте важное правило - только Вы в ответе за свои поступки, научитесь брать ответственность на себя, а не перекладывать её на других. Личностный и профессиональный рост даются сильным и ответственным.

4. Сила проигрыша.

Каждая неудача – это шаг вперёд и новый бесценный опыт на собственных примерах. Использование их важно для Вашего мировоззрения. Конечно, это сильно выбивает из колеи, но на пути личностного роста и развития, при подъёме на вершину, неизбежны ошибки и сложности. Путь этот труден и тернист. Но нужно использовать всё с пользой для себя. Никаких депрессий и самобичеваний! Поняли, усвоили – и пошли дальше!

5. Цель первична.

Всегда чётко определяйте свою цель и отметайте всё лишнее. Иногда мы забываем о ней, начинаем размениваться по мелочам и отвлекаться. Не сбивайтесь с программы личностного роста, используйте всё для выполнения цели, любые ресурсы, всегда возвращайте разбегающиеся мысли к главному.

  • Руководитель отдела продаж: как стать отличным управленцем

Профессиональный и карьерный рост: в чем разница

Профессиональный рост – это расширение разнообразных специализированных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие может быть направлено как на узкую специализацию, так и на широкую. Когда человека начинают ценить как профессионала полностью в кругах своей специальности, а не только на конкретном месте работы - это высшая точка успеха.

Карьерный рост – расширение полномочий, усиление ответственности, а не просто увеличение оклада. Подниматься по карьерной лестнице практически невозможно без профессионального развития.

Давайте рассмотрим всё это на примере менеджера по продажам. Учитывая факторы профессиональный роста таких сотрудников, их можно сгруппировать в два типа:

  1. Просто хорошие специалисты, которые закрывают сделки на обычном уровне.
  2. Менеджеры, которые постоянно совершенствуют своё мастерство, и добиваются наивысших результатов.

Чтобы достичь второго уровня, необходимы безупречные знания своего дела. Важно разбираться во всех тонкостях и быть гуру коммуникабельности (необходимо правильно вести диалог с покупателем). Знание психологии клиента – только в плюс.

Именно "умелость" менеджера – основа, на которой строится его профессиональный рост. Знание теории и владение практикой - мощные орудия сотрудника. Хорошие природные данные в системе профессионального роста тоже важны. Согласитесь, обаяние и этикет играют весомую роль при общении.

В общем, человек любой профессии должен стремиться к самосовершенствованию. Совсем не обязательно грезить о том, чтобы подниматься по карьерной лестнице – достаточно преодолевать ступени профессионального роста, ведь порой обычный высококвалифицированный рабочий получает больше, чем его начальник. Просто он имеет свою значимость. К тому же, именно профессиональный рост людей, а не высокая должность заставляет уважать их. Знания важнее ранга.

  1. Достигайте максимально возможного результата. В соревнованиях участвуют сотни, а иногда и тысячи спортсменов, однако, победителем, пришедшим к финишу первым, становится лишь один из всех. Ему достаются все лавры и слава. Какая цена этой победы? Не только природные данные (они есть и у остальных участников), но и постоянные изнурительные тренировки. Профессиональный рост и достижения его на лицо.Каждый навык возможно довести до совершенства, всё дело в практике. Сразу незаменимым стать не получится. Развивайте в себе спортивный дух и терпение.
  2. Научитесь работать в состоянии стресса и неопределенности. Чем выше Ваш профессиональный рост и карьера, тем больше стресса на Вашем пути. Это нужно принять как должное и необходимое составляющее восхождения. Большинство людей этот фактор пугает. Но, главное, правильно настроить себя! Помните, что всё рано или поздно пройдёт, думайте о хорошем и знайте - никто никому ничем не обязан. Ну, и, конечно, старайтесь всегда сохранять спокойствие. И в личном плане и коллективу это качество на пользу.
  3. Соблюдайте целостность. Следите за своим поведением, вы должны быть примером для своих сотрудников. Оно должно быть настоящим, не поддельным, нравиться Вам и заряжать окружающих. Ваш авторитет у коллег будет безупречным. Профессиональный рост руководителя и его харизма выделяют как начальника в команде.
  4. Используйте нетворкинг – успешное налаживание нужных связей. Такое умение - важная часть профессионального и карьерного роста. Наш стандартный и повседневный круг общения - это мы, наша семья, друзья, коллеги. Нонужно строить отношения и с другими людьми, помните - связи решают многое. Для их налаживания необходимы определенные навыки в переговорах. Здесь Вам в помощь постоянная практика общения, вся наша жизнь этому благоволит. Учитесь эффективным диалогам и грамотному общению.
  5. Улучшайте личную эффективность – дополнительный способ Вашего профессионального и карьерного роста. Требует максимальной концентрации и усилий воли.
  6. Работайте «думая». Думать – это такая же работа. Но важно понимать, есть разница между обычным умственным напряжением и напряжением рабочим. Для профессионального развития и карьерного роста это крайне значительно. Очевидные поверхностные решения не приносят успеха, нужно искать альтернативу, а для этого нужно напрягать мозг через силу, заставлять его работать усиленнее. В качестве упражнения в команде эффективен мозговой штурм.
  7. Действуйте здесь и сейчас. Мы привыкли откладывать всё на завтра, размышлять долго над принятием решения. Если нужно кому-то позвонить, в течение всего дня можем возвращаться к этой мысли, но так и не снять трубку. И найдём в оправдание много факторов. Не нужно ждать, учитесь моментальным решениям. Для личностного и профессионального роста этот навык необходим. Всё возможно здесь и сейчас!
  8. Учитесь работать с большими объемами информации. Топ-менеджеру крупной компании каждый день приходится иметь дело с тоннами информации, почтой, профессиональной литературой, работой в Интернете. Рекомендуем 2 действенных метода: тайм-менеджмент и скорочтение. Это мастерство вполне реально изучить самостоятельно – его можно отшлифовывать по книгам. Стремясь к профессиональному росту и развитию, это несложный шаг навстречу цели. Увеличив скорость чтения до пятисот слов/мин., Вы освободите себе около полутора часов, сэкономив хотя бы на разборе входящих писем.
  9. Постоянно учитесь. Век живи – век учись. Знакомо? Процесс активного обучения ведёт сама жизнь. Готовьтесь принимать и впитывать информацию отовсюду - из общения с коллегами, руководителем. Здесь важно побороть свою гордость и отбросить свои амбиции, давая мозгу больше возможности. Пусть он принимает и перерабатывает информацию, это занятие более полезно. Признать пробелы в компетенции сложно, но нужно сделать это ради самого себя.
  10. Расширяйте кругозор. Для профессионального развития и карьерного роста нужно постоянно узнавать что-то новое, искать для этого возможности, а не лениться и не отказываться от них. Вокруг нас многоинтересной информации. Срочно заполучите её! Коллеги просят помочь с проектом, но это не Ваша компетенция? Не отказывайтесь, примите участие – и людям поможете и что-то новое для себя обязательно усвоите. Поверьте, это пойдёт только на пользу!
  11. Обращайте внимание на детали. Это очень важный момент, любой прокол сможет сказаться на Вашей деловой репутации. Действительно, сложно следить за тонкостями и быть в курсе всех деталей, самостоятельно их не выполняя. Создайте систему мониторинга проектов и их показателей, а результаты предоставьте своим нанимателям самостоятельно. Настройте этот процесс, даже находясь на управленческой позиции.

Какие профессиональные навыки помогут в профессиональном росте

  1. Понимание рынка. Вам, как человеку, заинтересованному в профессиональном и карьерном росте, необходимо ориентироваться – каким образом и где ваши клиенты смогут увидеть результат работы компании. Соберите возможные точки соприкосновения с покупателем, проанализируйте их. Откуда клиент узнает о продукции Вашей компании? Где будет её приобретать? Каким способом? Как будет пользоваться товаром? Сколько времени должно пройти перед тем, как станет возможным предложить ему новинку? Подойдите к анализу данной цепочки ответственно. Старайтесь смотреть глазами своего клиента, ориентируйтесь в так называемом рыночном положении фирмы. Это важно при выходе на top-уровень.
  2. Понимание конкурентов и управление взаимоотношениями с ними.

Существует два типа:

  • олигополия. Все крупные магнаты на виду, а их деятельность в свободном доступе. Проследить их результаты совсем несложно.
  • открытая или свободная конкуренция. Здесь есть трудности. Иногда приходится прибегать к приёмам конкурентной разведки. Опросы и анкетирования клиентов также помогут в этом деле.

3. Бенчмаркинг. Не бойтесь осмотреться и учесть опыт компаний других отраслей. Кто и как продвигает свой продукт, работает с клиентами, какие методы продаж использует? Изучайте, сравнивайте, сопоставляйте и адаптируйте удачные примеры, эталоны. Это послужит цели улучшения вашей собственной компании, её профессионального роста.

4. Сформированное понимание рынка – фундамент ваших профессиональных навыков как руководителя. Есть много определений менеджмента и лидерства. Так в чём же их различие? Менеджер способен управлять, а лидер – вдохновлять. Что нужно знать и использовать из менеджмента для успешного профессионального роста? Планирование, организацию, мотивацию и контроль. Это важнейшие функции.

5. Игра в работе, или «геймификация». Искусное применение игровых методов в неигровом процессе очень эффективно. Как правило, люди с охотой и интересом втягиваются в данное действо, ведь присутствуют чёткие правила игры и известно, что нужно делать для получения приза. Создаётся творческая атмосфера в коллективе, среди людей, привыкших к играм. Материальные факторы в таком процессе создают дополнительную значимость.

6. Быстрый анализ показателей эффективности бизнеса. Кто владеет информацией – управляет миром - простая истина, такая важная для вашего профессионального роста и карьеры. Это основа успеха.

7. Постановка системы аналитики. Старайтесь любыми способами ею управлять, формируйте мощную аналитическую команду, следите за тем, что происходит с бизнесом. Используйте быстрый анализ ранних показателей опасности для бизнеса, совершенствуйте его, вовлекайте сотрудников (им этот процесс послужит дополнительным обучением).

Информация об авторах и компаниях

Сергей Нищев , коммерческий директор, Билайн Казахстан fixedlines. Имеет 15-летний опыта работы в области управления маркетингом и развитием бизнеса. Двукратный лауреат и победитель всероссийского конкурса Российской Ассоциации Маркетинг «Маркетинг в России». BeelineKazakhstanfixedlines (ТОО «2Day Telecom») входит в группу компаний «VimpelCom».

Международный телекоммуникационный холдинг «VimpelComLtd»» со штаб-квартирой в Амстердаме (Нидерланды) включает в себя компании из 14 стран, предоставляющие услуги голосовой связи и передачи данных на основе широкого спектра технологий беспроводной и фиксированной связи, а также широкополосного доступа в Интернет в России, Италии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане и Зимбабве.

Галина Рогозина, руководитель практики развития лидерства консалтинговой компании RosExpert, Москва. Окончила Московский институт нефтехимической и газовой промышленности им. И.М. Губкина по специальности «математик-программист». Пять лет работала коммерческим директором издательского дома «Компьютерра». В компанию RosExpert пришла в 2002 году на должность директора по развитию бизнеса; в 2005-м возглавила практику развития лидерства; с 2007-го – партнер компании. Автор нескольких десятков публикаций в бизнес-изданиях («Ведомости», «Компания», «Элитный персонал» и т. д.) по вопросам подбора топ-менеджеров и развития лидерского потенциала.

Профессиональный рост часто отождествляется с карьерным, хотя на самом деле это совершенно разные понятия. Что включает в себя профессиональный рост? Как именно можно «вырастить» профессионала в себе? Обо всем этом подробнее расскажет Страна советов.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным , и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. Однако в некоторых случаях профессиональный и карьерный рост идут не «рука об руку», а порознь. Почему так происходит?

Дело в том, что профессиональный рост и карьерный рост осуществляются, если можно так выразиться, в разных плоскостях. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции сотрудника или же на погружение в одну определенную узкую область профессии. В свою очередь, карьерный рост практически всегда направлен вверх и подразумевает освоение сотрудником новых навыков , расширение его полномочий.

Карьерный рост, как правило, более заметен, чем профессиональный. Ведь профессиональный рост не сопровождается такими значительными изменениями: повышение заработной платы, повышение социального статуса, обретение некоторых привилегий. Заметить профессиональный рост специалиста можно по более качественному или более быстрому выполнению им поставленных задач, повышению востребованности данного специалиста среди постоянных клиентов и т. д.

Многие специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны . Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост - это достижение целей с минимальными затратами ресурсов , для других - признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

С чего должен начинаться профессиональный рост? В идеале - с правильного выбора профессии. Если свою профессиональную деятельность специалист начал не по собственному желанию, а в силу каких-то сторонних обстоятельств, то профессиональный рост в таком случае будет сильно осложнен. Только большая заинтересованность человека в своей профессии способна побудить его развивать свои профессиональные навыки и умения, обретать новые знания, опыт.

Во многих компаниях для повышения профессионального уровня сотрудников проводятся различные семинары и тренинги. Если специалист стремится профессионально вырасти, ему следует принимать участие в подобных мероприятиях, а также самостоятельно развивать собственную базу профессиональных знаний: изучать специализированную литературу, осваивать новые методики и закреплять их на практике.

К примеру, мастер-парикмахер может попробовать себя в новых сложных стрижках и прическах, повар - в приготовлении блюд иностранной кухни, педагог может попробовать новаторские методики обучения. Границ для самосовершенствования нет и каждый специалист, будь он простым механиком или топ-менеджером крупной компании, может начать свой профессиональный рост.

результат осознанной позиции и поведения человека в , связанный с должностным или профессиональным ростом.

  • Должностной рост — изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.
  • Профессиональный рост — рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его , авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Деловая карьера — поступательное продвижение личности, связанное с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения.

  • Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаше всего связывают само понятие деловой карьеры. Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем ).
  • Карьера горизонтальная — вид карьеры, предполагающий либо перемещение в др. функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре; к горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения).

Управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением

Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом.

В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры.

Виды деловой карьеры

Виды и типы карьеры

предполагает прохождение всех ступеней карьерного роста (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию) в рамках одной . Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

  • Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.
  • Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться той же.

Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции . Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года . Так, считается вполне нормальным, если руководитель отдела сбыта меняется местамис руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через пять лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера — вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением .

Ступенчатая карьера — вид карьеры — совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Скрытая (центростремительная) карьера — вид карьеры наименее очевидный для окружающих, предполагающий движение в ядру, к руководству организацией. Скрытая карьера доступна ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные др. сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные, важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени . А потом прыжок с «трамплина» — уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин — личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива — работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам — включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели — возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для , так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на , характерна для совместных компаний.

Карьера и особенности ее формирования

Конфигурация карьеры по Драйверу

Как видно из предыдущего раздела в процессе работы меняется уровень профессионализма и статус, но сочетание этих изменений в карьерах разных людей разное, что и рождает рисунок индивидуальной карьеры специалиста. Существует несколько типовых конфигураций карьеры.

Целевая карьера

Целевая карьера — сотрудник раз и навсегда выбирает профессиональное пространство, планирует соответствующие этапы своего продвижения к профессиональному идеалу и стремиться к его достижению.

Монотонная карьера

Монотонная карьера — работник намечает раз и навсегда желаемый профессиональный статус и достигнув его не стремиться к карьерному продвижению в организационной иерархии даже при наличии возможностей улучшения своего социально профессионального и материального положения.

Спиральная карьера

Спиральная карьера — работник мотивирован к перемене видов деятельности и по мере их освоения продвигается по ступеням организационной иерархии.

Мимолетная карьера

Мимолетная карьера — перемещение с одного вида деятельности в другой происходит стихийно, без видимой логики.

Стабилизационная карьера

Стабилизационная карьера — специалист растет до определенного уровня и остается на нем достаточно долго, более семи лет.

Затухающая карьера

Затухающая карьера — сотрудник растет до определенного статуса, останавливается на нем, затем начинается нисходящее движение.

Типы и этапы карьеры

Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках или , которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

  • вертикальной карьеры — должностной рост;
  • горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
  • центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Этапы карьеры

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:

Потребности человека на этапе карьеры

Этап карьеры

Возрастной период

Краткая характеристика

Особенности мотивации (по Маслоу)

Предварительный

Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности

Безопасность, социальное признание

Становление

Освоение работы, развитие профессиональных навыков

Социальное признание, независимость

Продвижение

Профессиональное развитие

Социальное признание, самореализация

Завершение

После 60 лет

Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены

Удержание

социального признания

Пенсионный

После 65 лет

Занятие другими видами деятельности

Поиск самовыражения в новой сфере деятельности

Предварительный этап

Предварительный этап включает учёбу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет . За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его и отвечающего его возможностям .Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.

Это период, когда закладывается база как общетеоретических, так и практических знаний, человек успевает получить среднее или высшее профессиональное образование.

Этап становления

Далее наступаетэтап становления, который длится примерно пять лет от 25 до 30 . В этот период работник осваивает профессию , приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация , происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Работника беспокоят вопросы, безопасности, здоровья. Появление у большинства работников семьи, рождение детей, приводит к увеличению потребности в более высокой .

Этап продвижения

Этап продвижения длится от 30 до 45 лет . В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе . Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период гораздо меньше внимания уделяется удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.

Этап сохранения характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 45 до 60 лет . Наступает пик совершенствования квалификации. Появляется потребность передачи знаний другим. Для этого этапа характерно творчество в работе, пик самовыражения и независимости, усиливается потребность в уважении. Растет потребность в увеличении оплаты труда и интерес к дополнительным источникам доходов.

Этап завершения

Этап завершения длится от 60 до 65 лет . Работник готовиться к уходу на пенсию, идет поиск замены и обучение претендентов. Это период кризиса, физиологического и психологического дискомфорта. Увеличивается потребность в уважении и самоутверждении. Работник заинтересован в сохранении уровня оплаты труда, но стремятся увеличить другие источники дохода, которые заменили бы им заработную плату данной организации при уходе на пенсию и были бы хорошей добавкой к пенсионному пособию.

Пенсионный этап

На последнем - пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби.Внимание уделяется здоровью и поддержанию финансового положения. Такие специалисты часто с удовольствием соглашаются на временные и сезонные работы в своей организации.

Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.