Разница между профессиональным и карьерным ростом. Профессиональный рост и личностный: что это? Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Так ли нам необходим карьерный рост? На первый взгляд, это достаточно странный вопрос, особенно, если он задан в коллективе молодых и амбициозных людей. И ответ вроде бы очевиден. Ну кто же не жаждет быть успешным в своей карьере? Это абсолютно естественно, что каждый хотя бы раз задумывался о своем карьерном росте. Я бы сказала, что практически нет человека, который бы не планировал построить успешную карьеру в начале своего трудового пути. Вторым после уровня зарплаты фактором, который мы оцениваем при устройстве на работу, является именно возможность карьерного роста. И это правильно! Это здоровое стремление для амбициозных, перспективных, умных и способных людей. Но, тем не менее, вопрос этот у меня все-таки возник. Сразу хочу заметить, это не анализ какой-то конкретной ситуации или четкая характеристика процессов, это одна из точек зрения, основанная на среднестатистичких ситуациях, которую не стоит расматривать как единственную истину и неоспоримое правило. Итак, давайте разбираться, а так ли нужна нам карьера или мы хотим что-то другое?

Карьерный рост

Прежде чем ответить на тот вопрос, давайте разберемся, что же такое этот самый рост и почему мы к нему стремимся.

Когда мы говорим о карьере, мы условно имеем в виду не только повышение в должности и ответственности, но и повышение оплаты труда, социального статуса, получение привилегий и пр.

Определения карьеры и карьерного роста звучат так:

  • Карьера- это успех, продвижение по карьерной лестнице. Другими словами, это результат определенного поведения и позиции человека в трудовой деятельности, связанный с его профессиональным ростом. Каждый человек строит карьеру сам, и это зависит от его желаний, целей и установок.
  • Карьерный рост - это расширение полномочий и ответственности сотрудника, движение вверх, переход с одного уровня управления на другой.

Карьерный рост это закономерный процесс для развивающихся профессионалов. Это в идеале. А всегда ли это происходит именно так?

Итак, движение вверх! Молодой специалист приходит на свою первую работу (если мы говорим об ИТ) и начинает строительство своей карьеры с junior специалиста. Работает, развивается и потихоньку карабкается вверх, становится специалистом уровня middle, потом senior, а может даже и team lead.... Потом понимает, что эта работа его уже не устраивает, потому что карабкаться некуда, все уже занято и не известно, когда освободится (особенно это касается небольших и средних ИТ компаний). Он начинает искать другие возможности. Другую возможность он видит, как правило, в смене компании.

Теперь уже проще найти новую компанию, уже есть опыт работы, багаж знаний и арсенал навыков. Очень часто, правда, случается так, что новая компания не готова брать на должность выше, так как, по их мнению, багаж легковат, а арсенал не такой уж и полный, поэтому предлагается должность пониже (но есть бонус в зарплате). Да это и не важно!!! Ведь молодой специалист опять начинает свое движение вверх. Очень часто, на этой компании также дело не заканчивается, ведь там тоже есть потолок...

Какой-то замкнутый круг. Другими словами, все, что нас привлекает, именно в карьерном росте, это повышение оплаты труда и приобретение регалий или определенного положения или статуса, ну или, в крайнем случае, полномочия, позволяющие править (такое тоже имеет место быть). Карьерный рост просто заметен окружающим невооруженным глазом вот и все! То есть мы размениваемся и теряем время просто для того, чтобы окружающим было заметно, что мы двигаемся вверх. Об этом ли мы мечтали, на заре своей трудовой деятельности? Удовлетворить свои амбиции или самоутвердится в глазах окружающих?

Сразу возникает справедливое замечание о том, что с карьерным ростом приходит и профессиональный, а значит мы развиваемся. Ведь именно отсутствие развития профессионального и личностного тяготит больше всего и именно из-за отсутствия такого развития человек чувствует себя несостоявшимся, неудовлетворенным своей работой, ненужным в этой среде. Не отсутствие карьерного роста, а отсутствие профессионального развития заставляет нас искать новую работу. Поэтому такое утверждение не совсем верно. Карьерному росту не всегда соответствует профессиональный, и часто карьерный рост также не приносит удовлетворения (это понимание приходит со временем, когда проходит эйфория от новой атмосферы), потому что это не тождественные понятия (карьера и профессиональный рост), это процессы параллельные и могут двигаться в противоположные стороны. Ведь, правда, ну кто из нас никогда не сталкивался с руководителем полным бездарем, самодуром и с совершенно несоответствующими своему положению знаниями и навыками? В какую сторону ушел его профессиональный рост?

Чтобы более наглядно это продемонстрировать давайте разберемся, что такое рост профессиональный и сравним его с карьерным.

Профессиональный рост

Профессиональный рост - это рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов труда человека, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Профессиональный рост не так заметен, как карьерный, его можно заметить по более качественному и быстрому выполнению поставленных перед специалистом задач, по росту его показателей, по повышению востребованности среди клиентов и т. д. Профессиональный рост, как правило, не сопровождается повышением статуса, зарплаты и пр. Хотя для руководителей специалисты, которые развиваются профессионально, более востребованы, и в конце концов получают то, к чему стремятся карьеристы — хорошую зарплату, должность, а самое главное приобретают профессиональный авторитет.

Именно потому, что большинство людей путают или смешивают понятия карьерного и профессионального роста, они начинают неправильное движение. Некоторые настолько зациклены на карьерном росте при непонимании сути этого процесса, что совершенно неадекватно оценивают свои успехи и стремления в профессиональной плоскости.

Здесь опять возникает закономерное замечание по поводу того, что ведь есть же предел и профессиональному росту? Не могу с этим согласиться. Нет предела совершенству. Развитие профессиональное может осуществляться в нескольких направлениях, причем вы сами определяете это направление. Развиваться можно вглубь профессии, становясь уникальным, неповторимым знатоком своего дела, востребованным профессионалом или же расширять свою профессиональную компетентность и осваивать профессию в целом и получать при этом навыки и знания для решения сложнейших задач, осведомленность обо всех процессах, возможность качественно анализировать свои и чужие действия/операции. Карьерный же рост требует не столько повышения уровня имеющейся компетенции, сколько получение новых компетенций. И это не процесс ради процесса как у профессионалов, а процесс ради необходимости.

Куда расти?

Как видим понятия эти совершенно разные. Не лучше и хуже, а разные. И только мы сами можем выбрать, что нам необходимо: зарплата, регалии, положение, признание, знания, авторитет и т. д. Самое важное не путать эти понятия, тогда понимание наших потребностей приобретет более четкие очертания.

При правильном подходе профессиональный рост действительно сопровождается карьерным, и тогда довольны остаются все: специалист, получивший заслуженное повышение, и работодатель, получивший ценного сотрудника. И я еще раз хочу подчеркнуть не карьерный рост сопровождается профессиональным, а именно профессиональный — карьерным (в большинстве случаев). Это важно осознавать.

Часто специалисты жалуются, что на текущем месте работы возможности профессионального роста им недоступны. Однако, если посмотреть «глубже», может оказаться, что это далеко не так. Ведь критерии своего профессионального роста каждый специалист определяет самостоятельно.

Так, для одних профессиональный рост — это достижение целей с минимальными затратами ресурсов, для других — признание в профессиональных кругах, третьим важнее всего повышение заработной платы, четвертым важно иметь рычаги воздействия на подчиненных. Поэтому важно установить определенные критерии профессионального роста именно для себя, чтобы понять, насколько активно происходит профессиональное развитие и происходит ли вообще.

Вот несколько простых вопросов:

  1. Приносит ли вам удовлетворение то, чем вы занимаетесь, правильно ли вы выбрали профессию?
  2. Считаете ли вы полезной для себя и других ту деятельность, которой занимаетесь?
  3. Чувствуете ли вы, что внутри выбранной деятельности еще есть место для личностного и профессионального роста для вас?
  4. Вы хотите совершенствоваться и оттачивать свое мастерство?

Если вы утвердительно ответили на все, то вы занимаетесь тем, что любите, и нет никаких преград для роста и совершенствования никогда, нигде и не при каких обстоятельствах.

А для того чтобы не оказаться на месте того специалиста, который теряет время на бессмысленный танец «2 шага вперед и 1 шаг назад» определитесь, что для вас важно. Я уверена, после этого станет понятно, как двигаться дальше, развиваться и расти профессионально, чтобы неминуемо получить более высокую зарплату, хорошую должность и уважение коллег (может быть даже на новом месте работы, но планомерно и естественно) или рискнуть уже сейчас. Заодно придет и осознание того, остановилось ли ваше профессиональное развитие или оно еще и не набрало нужные обороты, есть ли, куда расти и что нужно менять.

Личностный и карьерный рост - это два, казалось бы, разных понятия, которые, тем не менее, психологи всегда рассматривают в неразрывной связке. Часто у людей появляется гнетущее ощущение, что их профессиональная деятельность застряла на месте, и ни занимаемая должность, ни положение больше не удовлетворяют их амбиций. Осознание данного факта - это признак того, что вам пора задуматься о своем карьерном росте. О нем говорят много, но чаще на поверхностном уровне, не до конца вникая в сложную суть этого понятия.

Отправить заявку на консультацию психолога

Полная конфиденциальность

Профессионализм


Индивидуальный анализ нестандартных ситуаций


Выбор места проведения консультации

Виды и цели карьерного роста

Стандартное понимание этого явления сводится к метафоре карьерной лестницы: начать с низов и достичь руководящих должностей. Но это лишь одна из сторон многогранного понятия. Современные психологи выделяют три вида карьерного роста, каждый из которых имеет свои цели:

Должностной рост

Его суть как раз наиболее точно отражает та самая метафора карьерной лестницы, когда человек продвигается вверх по должностной иерархии с целью получения более высокой заработной платы и повышения своей социальной важности. Смена должностей может происходить размеренно и поэтапно, а также, наоборот, скачкообразно или стремительно.

Профессиональный карьерный рост

Он предполагает совершенствование (углубление и расширение) имеющихся навыков и знаний, получение нового опыта, ценного с профессиональной точки зрения. Как правило, такое карьерное продвижение сопровождается увеличением зарплаты, но это не является приоритетной и мотивирующей целью.

Социальный карьерный рост

Желание занимать такие должности, которые позволят в том числе принадлежать к определенной социальной группе. Для таких людей перспективы карьерного роста неразрывно связаны с социализацией и поиском своего места в общественной жизни.

Таким образом, можно понять, для чего разным людям нужен карьерный рост. Для кого-то основным мотивирующим фактором выступают деньги, для кого-то совершенствование себя как специалиста в конкретной сфере, а кто-то рассматривает успешную карьеру как возможность получить значимый социальный статус и найти свое место в жизни.

Новые статьи на сайте

Личностные качества, необходимые для карьерного роста

Люди, планирующие построить успешную должностную карьеру, должны не только демонстрировать бескомпромиссный профессионализм в своей области, но и отличаться рядом важных личностных черт.

  • Иметь универсальные коммуникативные задатки, т.е. уметь налаживать эффективное межличностное общение с коллегами, вне зависимости от их места в должностной иерархии.
  • Умение оказывать влияние на других людей, активность и целеустремленность - это также важные личностные черты, для тех, кто строит карьеру.
  • Достичь самого верха невозможно без высокого самоуважения (реалистично сопоставленного с вашими возможностями и способностями), надлежащего уровня самоконтроля и умения с холодной головой решать наиболее нестандартные проблемы.

Если к должностному росту (вертикальному) больше тяготеют люди с системным и аналитическим мышлением, то профессиональный карьерный рост (горизонтальный) больше присущ творческим личностям. Людей добивающихся успехов в этом направлении отличают такие личностные черты как дипломатичность, неконфликтность, постоянная открытость к новым знаниям, отсутствие заносчивости.

Консультация онлайн: задать вопрос психологу

Планирование карьерного роста всегда должно включать в себя работу с личностными качествами. Выстраивание грамотной стратегии начинается с понимания сильных и слабых сторон своего характера. Сформулировать задачи карьерного роста, стоящие перед вами, четко продумать стратегию и проработать свои личностные качества на соответствие своим планам, вы обязательно удовлетворите свои амбиции и достигнете успеха.

Время чтения 10 минут

Никто не станет спорить о том, как важен личностный рост в профессии. Если человек занят любимым делом, у него появляется чувство самоуважения, он способен видеть мир в более ярких тонах. Каждому человеку, чтобы найти себя, нужна как поддержка семьи, так и самореализация в работе.

Сейчас эксперты по профессиональному определению выделяют следующие критерии удачного карьерного выбора: это сочетание интересов человека, его интеллектуальных возможностей, личностных характеристик, а также потребностей рынка труда. В этой статье мы рассмотрим связь социального статуса с профессиональным уровнем, роль способностей в построении карьеры, методы саморазвития в профессии.

Профессиональный рост, возраст и статус

Разговор о профессии охватывает достаточно продолжительный период жизни. Некоторые считают, что о проблеме самоопределения можно судить, начиная от возникновения первых мыслей на тему «Кем я стану, когда вырасту?» и вплоть до того момента, когда человек прекращает трудовую активность, переставая быть личностью.

Процесс личностного и профессионального роста, становления карьеры, с одной стороны, тесно связаны с возрастом человека. Принадлежность к возрастной категории часто означает не столько биологический возраст, сколько положение в иерархии. Слово «отрок» на Руси имело следующие значения: «слуга», «раб», «воин княжеской дружины». Такая связь существует и между профессиональными навыками и возрастом. Солдат, который отслужил два года, не зря называется «дедом». Для умаления и подчеркивания незрелости, напротив, используют другие слова – «салага», «малец», «зеленый».

Психологическая наука накопила немало знаний о том, какие факторы влияют на личностный рост в профессии. На жизненном пути человек подвергается воздействию разнообразных факторов, но определяющее значение имеют три из них .

Это биологический фактор (наследственность, возраст, состояние здоровья), социальная среда (начиная от семейного окружения и заканчивая государством), активность личности (зависит от самооценки, уровня притязаний и пр.)

Профессиональное развитие человека разбивается на категории, соответствующие возрасту либо стажу. Например, выделяют следующие стажные категории : от 1 до 5 лет (первая), от 6 до 10 (вторая), от 11 до 15 (третья), и так далее. Популярностью пользуется и рассмотрение этапов, длящихся по 10 лет.

Также о профессиональном развитии говорят без привязки к определенному сроку, выделяя студентов, специалистов, пенсионеров. Каждый этап профессионального становления заканчивается кризисом – происходит переосмысление своей профессиональной деятельности, выбор новых путей самореализации.

Интересы, склонности, способности…

Термины «склонности» и «интересы», хотя они и связаны между собой, являются разными понятиями. Интерес к предметной области может порождать склонность. Некоторым людям нравится музыка – они проявляют к ней интерес. Но один человек будет склонен исполнять музыкальные произведения, другой обнаружит в себе композитора, третьему понравится преподавать игру на инструменте детям.

Различна деятельность радиомонтажников, инженеров, настройщиков аппаратуры, несмотря на то, что их интересы лежат в одной профессиональной плоскости. Если интересы обладают динамикой, могут меняться на протяжении жизненного пути, то склонности говорят о заложенных способностях, являясь более устойчивыми.

Исследователи считают, что каждая профессия требует от человека определенных склонностей, набора качеств – они определяют, пригоден человек к этой профессии, или нет. Способности также облегчают личностный рост в профессии, прохождение всех этапов карьерного пути.

В обыденной жизни слово «способности» может наделяться разным смыслом. Иногда говорят о физических возможностях человека: «Он способен пробежать 10 километров». Иногда – об интеллектуальных – «Он не способен решить это уравнение». Но в психологии к категории способностей относят только те свойства, которые являются психологическими и которые варьируют от человека к человеку. Например, каждый человек умеет разговаривать и способен к прямохождению. Однако речь не относят к категории способностей, она не является психологическим свойством. Прямохождение свойственно всем людям, поэтому оно не относится к способностям. Это качество не варьируется.

Личностный рост в профессии будет очень затруднен без наличия у человека определенных задатков. Поэтому круг умений ограничивают только теми, которые будут приносить человеку пользу во время работы. Неспособные люди отличаются от способных. Последним освоение профессии дается легче и быстрее, результаты их работы – качественнее.

Способности являются комплексным образованием. Они включают не только природную предрасположенность к деятельности, но и уровень развития личности. Если возникают сложности с определением своих наклонностей, можно обратиться к психологу, специализирующемуся на профориентации, или же к представителям профессии «Тренер личностного роста». Тренинги помогают узнать о себе немало новой информации.

Способности и личностный рост в профессии

Однако способности еще не являются гарантом того, что человек будет иметь успех на своем поприще. Они являются некой потенциальной возможностью того, что может произойти, а, может быть, и нет. Способности можно сравнить с зерном. Внутри него заложены все свойства, которые позволят ему вырасти, стать колосом. Однако для того, чтобы это произошло, должны соблюдаться немало условий. Точно также наличие у ребенка музыкальных талантов еще ни в коей мере не говорит о том, что он станет великим музыкантом. Если не будет адекватных условий – возможности заниматься творчеством, благоприятной атмосферы дома, специального образования – расположенность к музыке заглохнет, никогда не став чем-то большим.

Кроме этого, наклонности могу реализовываться по-разному. Общительный человек, обладающий задатками лидера, может провести полжизни в недостойной компании; или же его заинтересует профессия «тренер личностного роста». Увлекающийся преступным миром может нарушить закон и получить срок заключения, а может стать следователем уголовного розыска. Мы никогда не узнаем об истинном количестве одаренных людей и гениев, которые не были признаны обществом.

Пока человек не осваивает определенные навыки, самореализация остается для него недоступной. Способности могут быть обнаружены только в процессе деятельности личности. По мере же освоения новых знаний формируется личность. Никак нельзя обнаружить у ребенка способности к математике, если не дать ему возможности обучиться числам, математическим правилам.

Если человек не справляется с учебой или рабочей нагрузкой, это не всегда говорит об отсутствии способностей. Возможно, ему необходимо дольше времени на освоение нужных навыков и умений. Однажды В. Немировичу-Данченко задали вопрос: каждый ли может освоить режиссерскую профессию? На это драматург и режиссер ответил: каждый, однако одному потребуется для этого три года, другому – три десятка лет, а третьему – все триста.

Наследственность и одаренность

Существует тип семей, где родителей слабо интересует самореализация ребенка, его личные предпочтения и склонности. Родители говорят ребенку: «В нашем роду все были врачами», «Ты пойдешь по стопам отца» и т. д. Таким детям впоследствии бывает очень тяжело поменять свой карьерный путь.

Однако этот подход не является полностью безосновательным, хотя сама по себе ситуация с подобными семьями требует психологического вмешательства. Мнения о наследуемости способностей придерживался еще Платон. Он был уверен, что способности имеют исключительно биологическое происхождение, и зависят только от того, кем были родители ребенка. Обычно, чтобы доказать наследуемость талантов и способностей, указывают на их проявление в раннем детстве. Ведь воздействие воспитания и обучения еще не столь сильно у маленьких детей, чтобы определить проявившиеся таланты.

Известно, что у Моцарта способности к музыке проявились уже в возрасте 3 лет. У Гайдна – в 4 года. Идеи наследования способностей придерживался английский ученый Ф. Гальтон. По его мнению, этот подход был логическим продолжением теории эволюции Дарвина.

В исследованиях, посвященных наследуемости талантов, особенно поразителен пример семьи Баха. Музыкальные способности в семье Бахов проявились в 1550 году. Т. Рибо в своей книге «Наследственность душевных расстройств» писал о том, что булочник В. Бах снимал напряжение после работы при помощи пения и музыки. У булочника было два сына, с которых начался род музыкантов. Всего в немецкой семье было 60 музыкантов, и 20 из них достигли значительных высот. Лишь И. С. Бах стал известен на весь мир.

Также учеными был установлен любопытный факт: Л. Н. Толстой и А. С. Пушкин были дальними родственниками. Их прабабушки – Ольга и Евдокия Трубецкие – были сестрами.

Пятеро выдающихся представителей немецкой культуры также были связаны родственными связями. Это Иоганн Шиллер, произведения которого стали частью всемирной драматургии; поэт Фридрих Гельдерлин; Гегель и Шеллинг, стоявшие у истоков классической немецкой философии; а также ффизик-теоретик Макс Планк. У всех этих людей был один предок – Иммануил Кант.

Развитие профессиональных способностей

Регулярное занятие определенным видом деятельности способствует тренировке психических функций, обеспечивает стабильный личностный рост в профессии. Было установлено, что уже на первом этапе профессионального становления молодые психиатры развивают способность чутко улавливать эмоциональное состояние больного. Для определенных навыков наиболее сензитивными оказываются определенные возрастные периоды. Отечественный психолог Б. Г. Ананьев установил, что лучший возраст для развития способностей к запоминанию – это 18-24 года, а также 29-33 лет.

Интересные исследования были проведены психологами университета в Бристоле. Проработав порядка 5 лет на борту самолетов, бортпроводницы начинали жаловаться, что им сложно ориентироваться в пространстве и запоминать новую информацию. Психологи обследовали стюардесс до 28 лет, и сделали выводы: их объем мозга действительно уменьшен, а когнитивные способности ослаблены. Здесь разумно утверждать, что немолодые бортпроводницы мыслят хуже, чем их более юные коллеги, и не совсем понятно, кто кого обязан обучать.

К 30 годам постепенно человек освобождается от иллюзий и чувственных бурь, начинает смотреть на события жизни более реалистичным взглядом. Исследователи отмечают, что 15-17-летние юноши, которые были склонны к опрометчивым и даже предосудительным действиям, к 30 годам становятся организованными и вполне компетентными людьми. В 30 лет человек впервые подводит итоги: молодость миновала, и теперь впереди – серьезная жизнь. Если ранее выбор пути был совершен правильно, то теперь человек не думает о смене занятий, он продолжает свой профессиональный рост.

А в каком возрасте можно забыть о карьере?

Самое известное несчастливое число – «13» – в последнее время с успехом можно заменить на «45». Этот возраст прочно осел в сознании народных масс, как своеобразная граница «до» и «после». Уже не первое поколение оказалось под влиянием бесчеловечного явления эйджизма – дискриминации по возрасту. Несмотря на это, постепенно поколение, для которых карьера заканчивается в 50 лет, сменяется другими людьми, которые упорно не желают стареть ни в 50, ни в 60, ни в 85. Это говорит о прогрессе.

По мнению некоторых ученых, этап молодости длится от 25 до 44 лет. За ним следует средний возраст, длящийся до 60. Однако жизнь в российских условиях имеет некоторые особенности. Они тормозят личностный рост в профессии, не позволяют сравнивать развитие людей одной возрастной категории, живущих в разных странах. Например, пенсионный возраст у немки составляет 67 лет. В 50 лет жительница Германии чувствует себя на пике карьеры – ведь до пенсии ей еще целых 17 лет. Для сравнения, в России ощущение «осталось 17 лет до пенсии» возникает уже в возрасте 38-40 лет.

Ученые отмечают, что тренд стремления к молодости и к тем возможностям, которые она дает, становится все более устойчивым. Многие понятия сейчас уходят в прошлое – например, сложно назвать «домохозяйкой» ухоженную женщину, которая помимо домашних хлопот успевает вести свой бизнес. А профессиональное развитие тех, кто сейчас очень молод, будет продолжаться в течение всей жизни – возможно, в будущем исчезнет и понятие пенсии.

Саморазвитие в профессии

Люди, занимающиеся умственным трудом, хорошо осознают необходимость самосовершенствования. Не всегда, однако, у них получается достичь определенного результата – намерения так и остаются намерениями.

Личностный рост в профессии можно значительно ускорить при помощи специальных методов. Они являются двигателями саморазвития даже в тех случаях, когда уровень мотивации оставляет желать лучшего. Рассмотрим эти методы.

1. Оценка и контроль профессиональных качеств, приобретенных навыков.

Оценивать прогресс можно при помощи ведения регулярных записей, или используя специальные тесты. При этом важно не измерение приобретенных навыков, а наблюдение за положительной динамикой, качественными достижениями. Так можно отслеживать личностный рост в профессии, его реальные показатели. Самооценка приобретенных качеств не должна проводиться с помощью самонаблюдения – для этого лучше использовать специальные инструменты. Планирование также является одной из форм контроля.

2. Составление профессиональных целей.

Создание целей и периодическое их редактирование помогают лучше осознать свои внутренние мотивы – понять, зачем необходимо профессиональное развитие, чего оно позволяет добиться.

3. Развитие мотивации.

Необходимо брать на себя полную ответственность за собственную жизнь и карьеру. Чем больше контроля человек ощущает над собственной жизнью, тем счастливее и продуктивнее он становится. Также необходимо прорабатывать психологические установки относительно кризисов. Трудные периоды нередко несут в себе возможности для развития. В особенности необходимо поддерживать высокий уровень мотивации тем, чья работа связана с общением: это работа преподавателя, HR-менеджера, профессия «тренер личностного роста».

4. Самодисциплина.

Минимальный срок для того, чтобы стать профессионалом, составляет от 3 до 5 лет. Успех не приходит случайно, он представляет собой следствие сделанного человеком выбора. Поэтому для того, чтобы достичь профессиональных высот, просто необходимо развивать имеющиеся навыки.

Заключение

Мастерство дает человеку возможность повысить самооценку, наполнить жизнь смыслом, обрести социальный статус. Самореализация и развитие заложенных в человеке способностей, происходит через профессиональную деятельность. Таланты не могут реализоваться самостоятельно – для этого необходимо благоприятное окружение. Каждый человек ответственен за то, чтобы его умения и навыки нашли приложение. Личностный рост в профессии открывает перед человеком широкие горизонты для достижения поставленных целей, реализации своего потенциала, преобразования жизни.

Время чтения 7 минут

Стремления становиться лучше, достигать новых высот – это вполне закономерное желание любого человека, который хочет быть успешным «по всем фронтам». Личностный и профессиональный рост – это стремление человека к саморазвитию, а также трезвой оценке своих сил и возможностей. Вы сможете ознакомиться с ведущими терминами, чтобы понять, с чего начать личностный рост и как не остановиться на достигнутом результате.

Глоссарий основных понятий

В первую очередь, нам все-же необходимо осознать, что же подразумевает по собой понятия «личностный рост». Многие науки, такие как эзотерика, психология и социология предопределяют разные значения для этих понятий. Для удобства обобщим их.

Личность – это симбиоз вместе с совокупностью приобретённых предпочтений, привычек, социокультурный опыт человека, а помимо всего прочего его психофизические особенности, определяющие в будущем модель поведении в социуме.

Личностный рост – это приобретения новых, а также их накопление для дальнейшего использования в саморазвитии и улучшения жизни в конкретной среде. С этим термином проблем не возникает – саморазвитие уже подразумевает приобретения новых, полезных навыков, с помощью которых будет достигнут желаемый результат. Основная же задача личностного и профессионального роста – достижение высокой результативности как в выбранной сфере жизни, так в их комплексе, повышение потенциала в собственной карьере.

Основные цели саморазвития: личностный и профессиональный рост

Сам путь саморазвития – очень тернист. Он требует полной отдачи и работы сверх своих сил, на пределе возможностей. Такого рода путь выбирают далеко не все. Для его преодоления необходимо обладать определенной жизненной целью, быть готовым к трудностям и возможным неудачам. Полное стремление к созданию жизни без влияния типичности, которая зачастую навязывается окружением, в то числе и ближним, тоже является частью саморазвития человека.

Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:

  1. Гармония в соответствии с текущим днем - изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры.
  2. Формирование осознанности – не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту.
  3. Всестороннее развитие – для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных. Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.

Пять важнейших этапов личностного роста

Согласно исследованиям, руководителя кафедры организационного поведения в Школе менеджмента, Ричарда Бояциса – огромный процент людей «воспринимают личностный и профессиональный рост, как некое откровение или озарение, словом катарсис жизненного пути, при всем этом, не задумываясь о его цикличности». Ведь по природе своей, всякое развитие – ни что иное как последовательность определенных этапов, при прохождение которых, вы получаете всю необходимую информацию, которая надобна для старта нового.

Предлагаемые им этапы профессионального развития человека, основаны на изучении таких наук как социология и психология, что дает нам возможность ответить, основываясь на комплексе знаний этих наук, на актуальный во все времена вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост?

5 этапов становления личности:

  1. Бесподобное внутреннее «Я» - наше собственное видение самих себя – идеальная, по своей сути модель существования с окружающим миром и людьми. Такая практика необходима для полной активизации наших внутренних ресурсов, ведь в данном случае, лучший мотиватор - это еще не существующий идеал. Но в этом этапе, основным камнем преткновения является реакция общества – ведь оно часто ожидает от нас диаметрально противоположного. Очень важно, именно в этот момент не поддаться общему влиянию, ведь вам и только вам известна ваша цель, заветная мечта и никто не вправе отговаривать вас от нее;
  2. Анализ и принятие своей сущности – постижения и принятия собственных недостатков и положительных граней личности – этот этап личностного развития, необходим для движения от действительного к желаемому. Однако несмотря на откровенную простоту, сам этап требует очень много внутренних сил, ведь осознать все свои недостатки весьма непросто, не говоря уже о том, чтобы их ликвидировать. Происходит оное по той причине, что еще с самого детства, мы формируемый наш образ, который зачастую состоит только из положительных качеств, отказ от него – значит отречься признать собственную и многолетнюю неправоту. Также, приятия собственной сущности – одна из важнейших ступеней к профессиональному развитию, ведь таким образом мы можем увидеть себя глазами других, что жизненно необходимо для поднятия по карьерной лестнице;
  3. Создание собственной программы самообучения и совершенствования – составления необходимого плана работы над самим собой, его беспеременного исполнения. Направлен этот этап, главным образом на улучшения трудовых показателей, а также личностного удовлетворения собственной жизни. По своей направленности, эта стадия не так значима, как предыдущие две, но все-же необходима для личностного и профессионального развития тем, что помогает нам самостоятельно ставить цели, искать пути к их достижению, развивая умение дисциплинировать самого себя при этом просчитывая всевозможные варианты развития событий;
  4. Применения на практике обретенных знаний и навыков – итак, мы полностью изучили не только теоретическую базу, а помимо всего прочего предполагаемые модели поведения, но все это необходимо применить на практике, ведь без оного – все останется на предыдущих этапах, а дальнейшее самопознание будет невозможным. Разумеется, в самом начале будет нелегко, но в при дальнейшем их применение, они станут естественными, что мы даже не будем раздумывать: использовать их или нет, ведь они станут частью нашей личности. Разумеется, для достижения такого результата, необходимо потратить много сил и энергии. Весь этот процесс можно сравнить с обкатом нового автомобиля – при многоразовом использовании, привыкаешь ко всем нюансам, уже не задумываешься, а просто действуешь по наитию;
  5. Поддержание и создание новых контактов с социумом – разумеется, для профессионального, а также карьерного роста. Активная коммуникация с социумом просто необходима (если только вы не фрилансер). Но и в этом случае вовлечение других людей в свою работу дает вам дополнительную ответственность. А это не позволит вам так просто отказаться от поставленной перед собой цели, ведь иные уже внесли свой вклад в ваше личностное развитие.

Издавна, процесс общения с людьми был необходим для ориентиров жизненного направления. Мы всегда выбираем общение с теми личностями, с которыми нам будет максимально комфортно, скажем "по пути". Благодаря общению с такой референтной группой людей, у нас появляется возможность увидеть и оценить свои поступки со стороны.

В построении этих элементов профессионального и личностного развития, мы наблюдаем определенную цикличность и зависимость этих этапов друг от друга. Невозможно двигаться дальше, если не будет соблюдено хоть одно условие. Что немаловажно, каждый из этих этапов, отвечает на вопрос: с чего начать личностный и профессиональный рост? Необходимо начать с самого себя в первую очередь, а только потом уже в самом конце, полагаться на взаимопомощь окружающего общества.

6 признаков того, что вы готовы измениться

Перед тем, как начать самосовершенствование, необходимо понять, готовы ли вы к этому сейчас. Если вы к этому морально не готовы, то все ваши старания будут использованы впустую и вероятнее всего, вы просто остановитесь на каком-то этапе. Сейчас, вы узнаете семь явных признаков того, что вы намерены изменить свою жизнь:

  1. Осознание внутреннего дискомфорта – вы самостоятельно! осознаете, что некоторые ваши персональные убеждения не работают, а вероятно даже терпят полный крах во время проверки на прочность. Это яркий пример осознания своей неправоты, что в дальнейшем будет необходимо для прохождения всех этапов профессионального и личностного развития.
  2. Обнаружения зерна собственного дискомфорта . «Что не так?», «Что я делаю неправильно?», «Ошибся ли я?» - чаще всего именно эти вопросы сопутствуют нашим поискам проблемы. Именно они помогают нам осознать, что пора двигаться дальше, не останавливаясь на достигнутом.
  3. Виноват во всем я – возложения ответственности за ошибки на самого себя – яркий признак зрелости личности, полная ее готовность к формированию новых аспектов своей личности.
  4. Поиск ответа на вопрос «Что делать?» - задаваясь этим вопросом, вы уже автоматически начинаете личностный и профессиональный роста, ведь уже находитесь в поиске пути решения возникшей проблемы, а не пускаете все на самотек.
  5. Активное действие – поиск источников информации, как например чтение необходимой литературы либо же посещения тренингов – в комплексе, все это дает очень положительный результат, ведь в таком случае вы уже осознаете, что хотите изменить, а также определить, готовы ли вы сделать шаг в неизвестность.
  6. Доведение действий до автоматизма - вы применяете новую модель поведения на себя, стараясь частично либо же полностью заменить старую. Вы открыты ко всему новому, поэтому не боитесь экспериментировать (в рамках разумного, конечно). Не забывайте, здесь необходима строгая дисциплина собственных действий. Без нее все ваши потуги и движения станут просто хаотичным набором не связанных между собой дел. И коэффициент их полезности будет равен нулю.

Вывод

Можно с полной уверенностью сказать, что человек, который стремиться к личностному и профессиональному развитию, должен постоянно заниматься самообучением! Не останавливайтесь на достигнутом никогда, ведь остановка – это регресс, который исправить не так-то просто. Становление профессионала возможно лишь в случае единства профессионального и внутреннего развития субъекта. То есть грамотном просчете возможных промахов и активного поощрения в случае успеха.

Влияние нашего общества на достижение результата так же важно. Но не стоит забывать и то, что общество должно только помогать увидеть себя со стороны. Не используйте социум как костяк для формирования собственных целей. Ведь если идти на полном поводу у других людей, то мы рискуем. Рискуем стать маловажной частью огромного механизма, а не его сердцем и основным элементом.

Прислушивайтесь к себе, к внутреннему «Я» и добивайтесь того, чего хотите! В этом состоит ваше личностное и профессиональное развитие. Не думайте о том, как воспримет вас социум, ведь как известно, проще негативно принять и осудить, чем помочь и подбодрить.