Построение карьеры в современном обществе. Путь к профессиональной карьере. Этапы служебно-профессионального продвижения

О построении карьеры написано достаточно. Советы относительно применения различных техник и методик построения карьерной стратегии иногда даже противоречат друг другу. Но общие принципы и подходы, как правильно строить карьеру, все-таки существуют. Попытаемся объединить их в конкретные шаги и дать краткую характеристику.

Определение цели

Как правильно определить успешную карьеру? Большинство обывателей связывают её со значительными заработками или доходами, высоким статусом и управленческой должностью, адекватным балансом между интенсивностью деятельности и получаемыми вознаграждениями, управлением коллективом, принятием ключевых решений.

Также, множество сопутствующих успеха – полезность собственной деятельности, уважение от окружающих (специалистов и профессионалов, знакомых и родственников), стабильность и влиятельность. Хотя добавить можно еще несколько обстоятельств, в целом – эта полная картина.

Принципы построения карьеры

Успешные люди в своих биографиях, как и специалисты-психологи по достижению успеха выделяют 12 принципов (шагов) правильного построения карьеры.

  1. Любовь к делу, которым занят человек . Речь идет об эмоциональном отношении к своей деятельности: человек, своим упорным и интенсивным трудом, может достичь достаточно многого в плане карьеры, даже если собственное занятие не очень по душе. Но при условии позитивного отношения к деятельности, которую можно назвать любимым делом, человек достигнет значительно большего. Именно такое дело будет достаточной мотивацией для достижения высот, значительно повысит заинтересованность в конечном результате.
  2. Низшая должность – первая ступенька карьеры . Начиная с низов можно всесторонне, изнутри освоить тот вид деятельности, в котором строиться карьера. В большинстве крупных фирм и компаний склонны повышать собственный персонал, имеющий опыт работы (хоть и на низших должностях), чем брать людей извне. Заинтересованность в деятельности, даже на незначительной позиции, должна быть обязательно – именно это условие будет способствовать продвижению вверх.
  3. Воспитание настойчивости и упорства . Эти особенности характера очень помогают в построении
    успешной карьеры – они способствуют в поиске подходящей должности в начале пути, заставляют идти вперёд и не топтаться на месте, преодолевать препятствия и обходить преграды на карьерной лестнице. Человек, опускающий руки не найдёт своего пути.
  4. Нужно помнить всё . Любая важная информация обязательно должна фиксироваться – если не в собственной памяти, то в ежедневнике (на бумаге или в компьютере). Это существенно для точности и обязательности в выполнении заданий, в деятельности вообще. Нужно приучить себя соблюдать все тонкости – так достигается безупречная репутация как работника и профессионала.
  5. Обращение за помощью . Будьте любознательными, особенно на начальных этапах карьеры: не следует стесняться возникших вопросов – они способны сориентировать в нужном направлении при выполнении задания. Конечно, вопросами не следует злоупотреблять, но самые необходимые нужно уметь вовремя задать. Не следует также пренебрегать обращаться за помощью – главное, быстро всему учиться и становиться самостоятельным.
  6. Командные навыки работы . При построении карьеры важным является не только собственные умения и навыки, но и умение работать в коллективе и «не выпадать» из команды. Особенно это существенно при выполнении какого-либо проекта: специалисты, объединённые в команду способны дать намного больший результат – при условии слаженной работы. Здесь необходимы: умения эффективно взаимодействовать в команде; видеть общий результат и работать на него, забывая (на время) индивидуальный интерес; адекватно реагировать на запросы коллектива.
  7. Активное налаживание контактов . Это обязательно пригодиться в будущем: те, с кем вместе учились, работали, совместно решали проблемы тоже достигают успеха и окажут необходимое содействие. При адекватной коммуникации, к ним можно будет обратиться и за советом, и за помощью, и за сотрудничеством при выполнении поставленной задачи. Да и просто, через них найти новое место работы.
  8. Умение учиться систематично . Ориентация на непрерывный поиск нужной для деятельности информации, периодическое её обновление с целью быть всегда «в модной струе». Повышение
    профессиональной квалификации, расширение диапазона выполняемых функций, освоение новых профессий – это только поможет постоянно быть на волне успеха.
  9. Вредные привычки – недопустимы . Они только мешают, занимают время и отнимают здоровье. Наличие подобных привычек – показатель для работодателей в сторону негативной характеристики работника, претендующего на должность (то же курение отнимает рабочее время, мешает сосредоточиться, т.к. приходиться делать вынужденные перерывы).
  10. Инициативность, но не «взваливание» всего на себя . Необходимо определить оптимальный баланс между инициативностью и тотальной загруженностью. Повышенная инициативность (на уровне суетливости) даст очень много заданий, с которыми человек физически просто не будет справляться, кроме того – карьере будет мешать имидж «выскочки».
  11. Умение предвидеть ситуацию . Это касается и сферы деятельности – области индустрии, в которой строится карьера, и непосредственно фирмы или компании – есть ли здесь перспективы или постепенно происходит угасание деятельности. Во втором случае нужно немедленно искать более перспективную должность в другой организации.
  12. Бесперспективная должность – опасна . Должность без возможности роста – первый шаг к краху карьеры. Лучше начинать из самого низа, но в организации с динамикой в перемещении персонала, чем оставаться в стабильной и небольшой организации, где профессионалы работают годами без изменений и ротации. При переходе на другую должность также следует быть внимательным – повышение и улучшение может быть мнимым (с точки зрения динамики карьеры).

Перечисленные принципы должны задавать правильный тон карьере, устанавливать приоритеты и ключевые точки в её развитии.

Лекция о карьере

Имя: Светлана Бергер, профессиональный еxecutive и карьерный коуч (PCC ICF)

Справка.Профессиональный еxecutive и карьерный коуч (PCC ICF).

Эксперт в области управления карьерой (CMF) с 15-летним опытом работы в России и Канаде.

Представитель Международной Ассоциации Карьерных Профессионалов в России, АСР Russia

Специализируется на внедрении системы управления карьерой в организации и обучении карьерному коучингу руководителей.

Н.Г. Что такое карьера? Как лучше начинать поиск работы, своего места?

С.Б. Карьера рассматривается как последовательность профессиональных занятий и ролей, которые выражают приверженность человека действовать в соответствии с его личной стратегией саморазвития и самореализации. Современное понятие карьеры очень широкое:это может быть работа в найме или контракту, самозанятость или создание собственного бизнеса. Однако многие традиционно в начале своего профессионального пути рассматривают карьеру внутри какой-либо организации. От того, насколько человек правильно выбрал направление для своего профессионального движения и готов инвестировать свое время в построение собственной карьеры — от этого, собственно, и будет зависеть его успех. За карьеру отвечает сам человек. Организация может предоставить только какие-то возможности, а все решения, все выборы — осознанные или неосознанные — лежат в зоне ответственности каждого человека. Поэтому начать поиск работы или поиск «своего места» — это значит взять отвественность за свою карьеру на себя и развивать необходимые для этого навыки.

Н.Г. С чего лучше начинать молодому специалисту, чтобы двигаться своим путем в карьере?

С.Б. Для начала определиться, что для него успех в карьере.

Например, герой мюзикла «Jersey boys » об известной музыкальной группе 60-х годов, так определил, что нашел свое дело в жизни: «Я понял, что достиг успеха не тогда, когда заработал свой первый миллион в жизни, а когда мои родители перестали настаивать на том, чтобы я пошел в ремесленное училище». Для человека важно не только материальное, но и внутреннее ощущение себя, своего пути, реализация своего потенциала, потребность делать позитивные изменения в окружающем его мире.

Обычно успех определяют две вещи: это внешние факторы и внутренние факторы. Внешние факторы — это то на какой машине мы едем, где мы живем, часы, которые мы носим и т.д. Если молодой человек определяет свою успешную карьеру в большей степени через внешние факторы, то он должен понимать и изнаночную сторону такого «успеха». Люди, успешные с внешней точки зрения, бывают иногда очень несчастными внутри. Молодому специалисту надо понять, готов ли он заплатить высокую цену в погоне за внешним успехом, например, это может быть отсутствие времени на личную жизнь и интересы, потеря контакта с близкими людьми, постоянные внутренние конфликты и др. Словом, стать заложниками своего внешнего успеха или ему нужно что-то большее. Люди, оглядываясь на свою прожитую жизнь, вспоминают не о часах, проведенных на работе, а о тех позитивных изменениях, которые привнесли в жизнь других людей.

Говоря об успешной карьере, попробуйте перенести себя на 30-50 лет лет вперед и ответьте на вопрос: о чем из вашей жизни вам приятно будет вспомнить? И тогда вы поймете, что для вас является истинным успехом.

Н.Г. Как Вы считаете, могут ли молодые люди осознать глобальность темы?

С.Б. Если человек хочет управлять собственной карьерой, то ответы на вопросы он начинает искать самостоятельно. И в итоге понимает, что выстраивая свою жизнь на основе своих способностей, ценностей, есть больше вероятности не просто добиться успеха, но и быть счастливым, жить в соответствии со своими целями, добившись этого внешнего успеха.

Когда я работаю с участниками программы по карьерному коучингу, то мы очень внимательно исследуем внутренние факторы. Что такое внутренние факторы? Это жизненный баланс. Это внутренняя удовлетворенность, это чувство самореализации, соответствие того, что вы делаете вашим персональным ценностям. Отсутствие внутреннего конфликта, забирающего энергию и радость жизни, когда каждый рабочий день начинается с мысли: «опять понедельник, опять идти на работу». Думаю, что если эту мысль доносить до молодых людей, то представители поколения «Y », для которых очень важен определенный образ жизни — свобода, независимость, гибкость, откликнутся на это, и им будет любопытно узнать больше о себе, структурировать и прояснить свои собственные намерения. И тогда возникнет внутренняя потребность и вопрос: как это сделать?

Н.Г. Да, это так. И как люди могут сами себе помочь в этой жизни?

С.Б. Люди могут начать задавать себе сложные вопросы, осмысливать свои шаги, а не просто «плыть по течению». Например, подумайте о том, какой деятельностью вы готовы долго, к чему возвращаются ваши мысли. Фактически мы начинаем говорить об алгоритме построения карьеры. С одной стороны алгоритм построения карьеры удивительно прост, но его очень трудно осуществить, потому что он требует дисциплины. Многие из нас ставят себе задачу заняться фитнесом и иногда нанимают фитнес-тренера- человека, который с них спросит. В жизни много отвлекающих факторов. Многие знают, как поступать в определенных ситуациях, как начинать новый год, как начинать новую неделю, но почему-то не делают этого. То же самое происходит с построением карьеры.

Алгоритм построения карьеры можно было бы описать через создание вектора, проходящего через две точки. Первая точка― где человек находится в текущий момент, вторая — где человек хочет быть, его видение карьеры в будущем. Таким образом у нас получается некая карьерная траектория. С этого начинается работа над построением собственной карьеры. Иногда бывает сложно понять, где «ты сейчас» изнутри себя, нужен взгляд со стороны.

Но самая сложная задача — нарисовать точку номер два. Выбор направления в карьере во многом зависит от видения, карьера строится из будущего. В моей практике как карьерного специалиста часто приходится слышать: « знаю, чего не хочу, но совершенно не знаю, чего хочу». Чтобы ответить на этот вопрос, нужно а) определенное исследование себя, б) пройти проверку реальностью — рынок меняется, ничего не стоит на месте.

Карьерный специалист становится тем самым зеркалом, которое отражает, где человек сейчас, куда он двигается, и фактически помогает понять человеку его собственную цель. Получается, что карьеру строить просто, но самый главный момент в ней — формулировка карьерной долгосрочной цели.

Н.Г. Если человек сформулировал цель, придерживаться этого вектора ему будет легко?

С.Б. Действительно это так, потому что это его внутренняя цель, этот вектор соотносится с его внутренними потребностями, и тогда начинается целенаправленное движение, есть ориентиры. Работа, которую человек ищет, должна быть максимально приближена к этому вектору. Назовем карьеру «вектором», а работу — «точка». Идеальный вариант — когда эта точка лежит на карьерном векторе или приближена к нему. Иначе это движение не к вашим целям. Каждое предложение о работе необходимо рассматривать относительно вашего карьерного вектора. Наличие такого вектора помогает быстро принимать решение.

Н.Г. Что поможет сделать верный выбор в условиях, когда точка не приближена к вектору?

С.Б. Во-первых, это должен быть осознанный выбор человека. Если на сегодняшний день он находится в ситуации, когда для него важно зарабатывание денег — это осознанное решение. Но такое состояние будет не всегда. Этот период закончится, и может начаться другой период, когда человек будет свободнее, когда у человека появится желание что-то найти для себя. Я говорю про то, что неважно даже, на каком этапе находится человек. Важно понимать, что может наступить другой период, и мы должны быть к этому готовы. Мы должны знать, что мы будем делать. Люди, которые не готовятся заранее, к сожалению, пройдя период «выживания и зарабатывания денег», бывают не готовы взять новый этап в своей карьере. Начать думать про то, что они могут реализовать, что они могут сделать лучше, какая работа больше для них подходит.

Мало построить карьеру, мало нарисовать вектор — по нему надо двигаться. Не случайно, когда мы строим карьеру, проговариваем очень многие вещи. Говорим о том, насколько человек осознает свои цели, таланты, сильные стороны. Потом мы смотрим, какие у него есть возможности, какие варианты, где бы он мог их применить. Рассматриваем рынок труда в широком смысле, неважно, есть ли опыт, соответствует ли образование, чтобы увидеть все возможности. И последнее — действительно ли это выбор самого человека, насколько он доверяет своему выбору. После этого начинается движение в выбранное направление. Оно может осуществляться самостоятельно или при поддержке карьерного специалиста. Главное — не терять скорость, а для этого человек должен взять на себя ответственность и определенные обязательства. Иногда бывает гораздо проще обвинять плохую ситуацию на рынке труда, плохого начальника, организацию, которая не дает каких-то перспектив роста.

Н.Г. Как понять, это поиск или движение, методом проб и ошибок, без цели?

Существует ли алгоритм успешного движения в карьере?

С.Б. Многое зависит от уникальности самого человека и его ситуации. Например, один человек может менять области своей деятельности, потому что просто не знает, как это сделать по-другому, пытается идти методом «проб и ошибок», тратит на это очень много времени — и в итоге жизнь, так и не найдя смысл, того, что он хотел. Другой — делает изменения в своей профессиональной жизни осознанно: меняет сферы деятельности, т.к. это соответствует его внутренней потребности к разнообразию, начинанию чего-то нового. И это осознанный выбор, на основании чего выстраивается его траектория карьеры. Я знаю людей, которые примерно каждые два года меняют компанию. Дело в том, что приходя в компанию, они очень быстро помогают достигать компании хорошего уровня. Им становится неинтересно поддерживать, сопровождать достигнутое — и они уходят в другие компании и там начинают этот процесс заново. Эта та карьера, которую он для себя выбрал. Так что причины смены компании, области деятельности могут быть очень разными.

Те люди, которые просто двигаются по рынку труда неосознанно, не отдавая отчета себе, почему они покидают одну компанию или переходят на другую работу, с меньшей вероятностью найдут подходящую для себя работу — они сами не знают чего хотят.

Н.Г. Мне кажется, что очень тяжело так менять профессии.

С.Б. Во-первых, это очень тяжело. Во-вторых, не очень понятно зачем. Но если человек понимает, зачем он это делает, это становится осознанным решением, он управляет своей карьерой.

Относительно смены вузов — это совершенно другая ситуация. Обычно, профессия определяется до поступления в вуз. Когда мы заходим в вуз, вуз — это уже некое средство, с помощью которого мы обретаем профессию. Задача вуза — не помочь нам ответить на вопрос, та эта профессия или не та. Задача вуза — научить. И вуз к молодым людям и людям среднего возраста относится как к людям, которые способны брать на себя ответственность за этот выбор, способны самостоятельно принимать решения. В данном случае попытка определить за счет вуза, та ли это профессия или нет — ставит человека в зависимость от очень многих факторов. В одном вузе попадутся хорошие преподаватели, и мы полюбим этот предмет. Тогда встанет вопрос: от чего же будет зависеть наш выбор профессии. От других людей? Или это будет наш внутренний выбор, который будет базироваться на наших интересах, на наших ценностях, на том, как мы видим свою будущую карьеру?

Второй момент. Очень часто обучение в нескольких вузах без выхода после окончания на профессиональную деятельность, говорит о том, человек, получив знания, откладывает для себя столкновение с реальностью и заменяет поступлением в следующий вуз. Но этап прохождение реальности в построении карьеры очень важен, без него невозможно выйти на самореализацию. Реальность становится проверкой вашего профессионального выбора.

Если я бы работала с этим человеком, то обратила бы внимание на повторяющиеся факты в его жизни, задала бы вопросы: что заставляет человека чередовать вузы? А почему привлекали именно эти, а не другие? А что случится, если бы список вузов для обучения закончится? Это очень интересный процесс исследования, который мог бы нас вывести на определенную тему, решение которой могло бы очень сильно изменить не только карьеру, но и жизнь человека.

Карьерный специалист, профессионал своего дела, никогда не будет давать рекомендаций, готовых решений. Он будет слушать вас, возвращать услышанное, помогать исследовать ваш потенциал и ситуацию с разных сторон, искать вместе с вами альтернативы, задавать вопросы, которые помогут вам найти собственные ответы и решения.

Н.Г. Как человеку выбрать карьерного специалиста? Интуитивно?

С.Б. С одной стороны, очень важно доверять себе при выборе специалиста. Прислушиваться к рекомендациям других. Лично я очень серьезно отношусь к рекомендациям. И если я кого-то рекомендую, то я понимаю, что за это тоже несу часть ответственности. С другой стороны, когда мы выбираем какого-то специалиста, то помимо интуиции, мы должны хорошо понимать, что мы ожидаем в принципе от этого специалиста. Нам никакой специалист не будет сильно подходящим, если мы сами не знаем, чего мы от него хотим.

Н.Г. Самообман, когда мы уверены в чем-то насчет себя…

С.Б. Работа по построению карьеры начинается с некоего стоп-момента, когда человек останавливается и задает себе вопрос: куда дальше?

Ответив на этот вопрос, мы решаем массу других вопросов: в чем смысл жизни? что такое самореализация? Эти вопросы перестают так тревожить, потому что ответы на них находятся.

Приходя к карьерному специалисту, человеку нельзя надеяться на то, что он получит готовые ответы. Он получит новые вопросы, но которые приведут его к той цели, которую он действительно хочет: его таланты будут соотноситься с его функционалом, и это действительно будет работа в той организации, в которой он будет чувствовать себя хорошо.

Однажды, когда я выступала на одной очень крупной конференции для финансовых директоров в Москве, меня спросили: «Вы говорите о таких сложных вещах. Наверное, это занимает очень много времени?». Процесс построение карьеры занимает два-три месяца, и уже в конце последнего месяца начинается реализация вашего карьерного плана. Просто многие не знают как начать этот процесс, какие важные элементы учесть и, в итоге, попробовав многие варианты работы, так и не находят для себя то, что принесло бы удовлетворение.

Если снять напряжение в вопросах выбора профессии, смены работы или карьеры за счет применения той технологии, о которой идет речь, то вы обнаружите, что это приятный и интересный процесс по поиску профессиональной ниши для себя. Да, можно довериться воле случая и сказать: «Случайно я найду такую работу». Можно идти методом проб и ошибок, но часто это забирает время. А можно просто взять управление своей жизнью в свои руки и, если угодно, просчитать, проверить, продумать и найти «свое место», понять свой карьерный вектор. Это не значит, что нарисованный вектор никогда в жизни не меняется. Меняется. Человек переехал в другую страну — вектор поменялся. Человек поменял область деятельности — вектор тоже может быть скорректирован. Есть определенные внешние или личные обстоятельства, которые тоже могут влиять. Просто этот вектор можно корректировать по ходу. Если мы знаем, что корректировать, если мы владеем теми ориентирами, которые у нас есть для коррекции. И тогда это осознанный подход к построению карьеры, и тогда то, о чем мы говорим, аутентично-гармоничная карьера для себя, которая действительно приносит радость в жизни. Для меня успешная карьера всегда связана с внутренним ощущением счастья.

Мы слишком много тратим времени на работе, чтобы заниматься той деятельностью, от которой нам плохо. И счастлив тот человек, который реализует себя, нашел свое место, нашел свое призвание. Вопрос — как его найти? Существуют определенные технологии, которые работают много лет на Западе, которые работают активно последние несколько лет в России. И людей, которые используют эти технологии, становится все больше. Когда человек сам попробовал это на себе, начинает это рекомендовать другим. Меняется поведение, появляется легкость, удовлетворенность от деятельности, которой человек занимается. все окружающие это начинают видеть и у них тоже появляется желание привнести позитивные изменения в свою жизнь.

Н.Г. Как можно влиять на свое развитие, на продвижение внутри компании?

С.Б. В данной ситуации важно понять: что вы хотите изменить? к чему вы хотите придти и откуда вы идете? Практика показывает, что люди не всегда имеют достаточно информации о той должности, о том месте, о той компанию, куда они хотят прийти. Многие компании поощряют внутренню мобильность — чем больше информации будет собрано, например, перед переходом из одного департамента в другой, тем меньше риск ошибки такой смены карьеры.

То, о чем я сейчас рассказываю, это понятие, которое отсутствует на российском рынке. Оно называется информационное интервью. Есть определенная технология проведения информационных интервью. Задача их — не устроиться на какую-то работу, а получить максимум информации о том месте, о той должности, о той роли, о той области, куда мы хотим прийти.

Я помню забавный случай: когда я пять лет назад работала в Торонто, ко мне обратилась очень милая девушка и сказала, что она хочет быть адвокатом. На мой вопрос: «А что такое для тебя работа адвоката?» она ответила, что это выступление перед аудиторией, красивое говорение, установление каких-то логических связей, убеждение других, большое количество контактов. В общем, все выглядело очень красиво и привлекательно. Через две недели проведения информационных интервью, встреч со специалистами, посещения судебного заседания, она узнала, что 95 % работы адвоката — это работа с документами, а не публичные выступления. Когда идет выбор профессионального пути, нужно опираться на факты, информацию, нетворкинг,а не на представление, которое спонтанно сформировалось о какой-либо профессиональной деятельности в течение жизни.

Н.Г. Как организовать свое передвижение внутри компании? Ведь работодатель может и уволить из-за такой инициативы.

С.Б. Если человек провел достаточно исследований, которые дали ему уверенность в данном переходе внутри организации, важно подготовиться к этому изменению.

Приведу пример человека, который работал в международной компании в Москве и в течение двух лет создал для себя условия для перехода в этой же компании во Франции. На той же самой позиции, с тем же самым функционалом, с той же самой зарплатой (в итоге перехода зарплата была увеличена на 30% . Что он для этого делал?

Во-первых, чтобы сделать такой переход, человек должен стать видимым внутри компании. Пока мы молчим о своих намерениях, боясь реакции нашего руководителя, коллег, переход будет невозможным. Важно не только озвучить свое намерение, но и подготовить его обоснование для других: какие ваши сильные стороны позволяют вам справляться с данным функционалом максимально эффективно? Какие результаты работы уже доказали эту эффективность? Какие результаты может ожидать руководство от вас в случае вашего перехода? Все эти и другие вопросы могут быть вам заданы со стороны руководства, и ответы должны быть четкими, заранее продуманными, учитывающие и цели компании и ваши личные цели. Все это возможно, если вы создали новые контакты, построили отношения, собрали достаточно информации о потребностях, ценностях той дочерней организации, куда хотите перейти.

Во-вторых, нужно уделить внимание своему персональному брендингу внутри компании и определить тех, для кого в первую очередь он должен начать работать.

Переход в главный офис международной компании (внутренний переход) стал возможен, так как человек смог донести до компании свои цели, показать преимущества для организации, акцентировал внимание на тех ценностях, которые он может дополнительно привнести в свою роль. И в итоге руководство приняло положительное решение и поддержало инициативу человека.

Если мы вернемся к случаю, когда человек хочет перейти, но боится об этом сказать в компании, то этот переход действительно невозможен: о вашем намерении просто никто не узнает и следовательно, не сможет вас поддержать. Человек сам ограничивает себя.

Н.Г. Если правильно подать свое стремление, всегда найдутся люди в компании, которые поддержат?

С.Б. Во многих компаниях есть тенденция готовить «играющих тренеров» из состава тех руководителей, которые есть в компании. И это очень интересно, потому что любая компания заинтересована в аккумулировании и передаче знаний. Знания — это большая ценность, накопленная внутри компании. Можно выступить с подобной инициативой, проявить себя, продемонстрировать внутренние резервы, достигнутые результаты. Этот переход вполне мог бы стать реалистичным. Мы не говорим о том, что это 100%-ая вероятность. Существуют, безусловно, риски и определенная политика внутри компании, которая может не поддержать ваши инициативы. Но в любом случае за вами остается свобода выбора, главное, чтобы ваши выборы были осознанными.

Многие компании, с которыми я работаю, особое внимание уделяют внутренней мобильности сотрудников. (Новый сотрудник, взятый извне, требует больших временных и материальных вложений). Для компании это возможность сохранить знания и опытных сотрудников, для уже работающих сотрудников, не покидая компанию, — привнести изменения в свою роль, функции, повседневную деятельность. Эти изменения будут более реалистичными, если прежде всего у сотрудника будет ясность собственной профессиональной цели, и он будет готов к разговору с руководством, опираясь на уже проявленные позитивные результаты в компании, знание своих сильных сторон, и понимание того, как они могут быть проявлены в будущем и поддерживать цели компании. Однако прежде чем озвучивать свои цели руководству будьте готовы провести самостоятельное исследование своей будущей области, роли и проверить, действительно, ли это ваша цель.

Н.Г. А если опыта не хватает, но желаемая позиция соотносится с сильными сторонами?

Карьера – это осознанная траектория движения человека в рамках профессии или организации.

Виды деловой карьеры

Выделяют такие виды, как внутриорганизационная и межорганизационная карьера. Первая предполагает, что человек развивается и совершенствуется как специалист и профессионал в рамках одной компании, вторая же – это карьера в одной области, но в разных компаниях.

Как первый, так и второй виды карьеры реализуются в 3 :

Вертикальное направление карьеры – подъем на более высокую ступень структурной иерархии.

Горизонтальное – перемещение сотрудника в другую функциональную область деятельности. Горизонтальная карьера – это карьера специалиста.

Центростремительное – движение работника к руководству организацией.

Человек в процессе трудовой деятельности осознанно движется по той траектории в рамках профессии или организации, которая им однажды выбрана и соответствует его навыкам, способностям, квалификационным возможностям, амбициям и ожидаемым вознаграждениям.

Типы карьеры

Можно выделить 7 типов профессиональной карьеры:

  1. Суперавантюрная карьера предполагает очень высокую скорость продвижения с пропуском некоторых этапов карьерного развития, либо резкую смену сферы деятельности.
  2. Случайная – как основа стечение обстоятельств.

    Совместная – продвижение с лидером.

  3. Традиционная карьера – постепенное продвижение вверх, когда все зависит от управленческих качеств человека, в малой степени от протекции и связей.
  4. Последовательная карьера – кризисный тип, характерен для периодов изменений, которые предполагают приспособление руководителя.
  5. Прагматичная карьера – смена сферы деятельности в связи с изменениями внешней среды.
  6. Отбывающий тип карьеры – свойственен руководителю, когда удержать занимаемую должность единственная цель.
  7. Преобразующий тип карьеры – смена сферы деятельности с высокой скоростью продвижения, целеустремленность.
  8. Эволюционный тип карьеры – ростом организации обусловлен должностной рост.

В зависимости от социально-экономической ситуации формы собственности и сферы деятельности формируется преобладание типов карьеры.

Этапы карьеры

В ходе деловой карьеры человек обычно проходит через 5 ее этапов:

  1. Предварительный этап – если вам до 25 лет и вы готовитесь к трудовой деятельности, а также озабочены выбором области, то вы точно на этом этапе.
  2. Этап становления – если вам до 30 лет, вы осваиваете работу и развиваете профессиональные навыки.
  3. Этап продвижения – вам до 45 лет, вы профессионально развиты и самореализуетесь.
  4. Этап завершения – вы уже старше 60 лет, готовитесь к переходу на пенсию, озабочены поиском и обучением собственной смены.
  5. Пенсионный этап – после 65 лет, вы заняты совершенно другой деятельностью, и вовсе не обязательно трудовой.

Это Ваши активные действия к достижению успехов в профессиональной деятельности. Она тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Это не только сама цель, сколько движение к этой цели. Удачной карьера оказывается в том случае, когда человек заранее не просто знает, что он хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели.

Планирование профессионального пути - это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом "человеческого фактора" (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т. д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1

Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2

Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3

Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4

Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

Горизонтальная и вертикальная карьера

Различают горизонтальную карьеру - это рост профессионального мастерства. Она может развиваться в двух направлениях: углубление и расширение. В первом варианте Вы будете стараться освоить более сложные формы работы, и в результате сможете выполнять такие операции, которые другим специалистам не по силам. При этом Вас будут уважать, ценить и руководство и коллеги по работе. Если Вы будете расширять профессиональные возможности, Вами могут быть освоены смежные профессии, что придаст Вам независимости от других и универсальности при выполнении работ. Этот путь так же приветствуется руководством и коллегами.

Кроме горизонтальной, есть вертикальная карьера или административная - это рост в должности и связан с умением организовывать работу. Качества, которые определяют карьерный успех в профессиях - это:

  • образованность;
  • системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;
  • коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
  • высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
  • деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
  • реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоуничижения).

Шаги построения профессиональной карьеры

Планирование профессиональной карьеры - непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей профессиональной жизни.Какие шаги Вам надо осуществить, чтобы построить свою карьеру?

Первый шаг - это осознанный и самостоятельный выбор профессии, что требует от Вас непрерывного трудового напряжения, творческого поиска самого себя, знания своих индивидуальных возможностей, своего призвания и своих пределов.

Второй шаг - продумывание и составление (самостоятельно или с помощью специалистов) личного профессионального и жизненного плана с учетом Ваших способностей и возможных препятствий и с проработкой запасных вариантов на случай неудачи.

Третий шаг - получение Вами профессионального образования, что оказывает большое влияние на успешность самореализации, успешность карьеры, получение общественного признания, развития своих способностей, в достижении материального благополучия и тому подобное. Кроме того, в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Все настойчивее звучит сегодня требование готовности и способности к переобучению, повышению квалификации. Без этого условия невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте.

Четвертый шаг - это умение найти и получить работу. При этом важно наличие:

  • позитивной установки на трудоустройство;
  • умения эффективно искать и находить информацию о рабочих местах;
  • навыка грамотно составлять документы, необходимые при поиске работы и трудоустройстве, умения правильно составить резюме;
  • умения предоставить по телефону о себе информацию, чтобы с Вами захотелось встретиться и познакомиться поближе;
  • умение построить беседу с потенциальным работодателем так, чтобы он захотел принять Вас на работу, предложить достойные условия труда и оплаты.

Карьера - это субъективно осознанные собственные представления человека о своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения своей трудовой деятельностью. Это поступательное продвижение по служебной лестнице; изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на карьеру и является ее частью. Карьера - продвижение вперед по выбранному пути деятельности, иначе говоря, это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.

«Сделать карьеру» - значит добиться престижного положения в обществе и больших полномочий, более высокого статуса, власти, высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Существует тесная связь между понятиями «карьера» и «успех».

Стремясь к признанию и успеху, необходимо объективно оценивать свои силы и возможности на этом пути. И совсем не лишним будет следующий вопрос: досягаема ли выбранная цель. Только трезвый анализ собственных желаний и своего внутреннего потенциала позволит добиться реальных достижений.

Развитие карьеры - непрерывный процесс, на протяжении которого человек узнает себя для того, чтобы выбрать свою область деятельности, а затем и конкретную профессию. Подыскивая направление своей профессиональной карьеры и профессию, следует обратить внимание на три существенных аспекта:

    Профессия должна быть интересной и увлекательной,

    Профессия должна отвечать способностям,

    Возможность нахождения работы по этой профессии.

Карьеру - траекторию своего движения - человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри и внеорганизационной реальности и главное - со своими собственными целями, желаниями и установками. Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).

Внутриорганизационная карьера - связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:

    Вертикальной карьеры - должностной рост;

    Горизонтальной карьеры - продвижение внутри организации, например работа в разных подразделениях одного уровня иерархии;

    Центростремительной карьеры - продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.

Существуют определенные этапы карьеры, в основу классификации которых обычно закладывают целый комплекс различных признаков: возраст, накопленный опыт, уровень развития личности и др. Можно дать общую характеристику этапов, опираясь на то, что на разных стадиях карьеры человек удовлетворяет различные потребности (табл. 8).

Таблица 8

Этапы карьеры менеджера и удовлетворяемые потребности

Untitled Document

Этапы
карьеры

Возраст, лет

Достижения, цели

Моральные потребности

Физиологические и материальные потребности

Предварительный

Учеба, испытания на разных работах

Начало самоутверждения

Безопасность существования

Становление

Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя

Самоутверждение, начало достижения независимости

Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда

Продвижение

Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации

Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения

Здоровье, высокий уровень оплаты труда

Сохранение

Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя. Повышение своей квалификации. Обучение молодежи

Стабилизация независимости, рост самовыражения, начало уважения

Повышение уровня оплаты труда, интерес к другим источникам дохода

Завершение

Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка смены и к новому виду деятельности на пенсии

Стабилизация самовыражения, рост уважения

Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода

Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который тот проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное - специфику индивидуальной мотивации.

Этапы карьеры не всегда связаны с этапами профессионального развития. Человек, находящийся на этапе продвижения, в рамках другой профессии может не быть еще высоким профессионалом. Поэтому важно разделять этап карьеры - временной период развития личности и фазы развития профессионала - периоды овладения деятельностью.

В соответствии с фазами развития профессионала различают:

    Оптант (фаза оптации). Человек озабочен вопросами выбора или вынужденной перемены профессии и делает этот выбор. Точных хронологических границ здесь, как и в отношении других фаз, быть не может, поскольку возрастные особенности задаются не только физиологическими, но и многоаспектными условиями культуры;

    Адепт (фаза адепта). Это человек, уже вставший на путь приверженности профессии и осваивающий ее. В зависимости от профессии это может быть и многолетний, и совсем кратковременный процесс (например, простой инструктаж);

    Адаптант (фаза адаптации, привыкания молодого специалиста к работе). Как бы ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, он никогда не подходит «как ключ к замку» производственной работе;

    Интернал (фаза интернала). Опытный работник, который любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями, что признают коллеги по работе, по профессии;

    Мастер (продолжающаяся фаза мастерства). Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу;

    Авторитет (фаза авторитета, как и фаза мастерства, суммируется также с последующей). Мастер своего дела, уже хорошо известный в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации;

    Наставник (фаза наставничества). Авторитетный мастер своего дела в любой профессии «обрастает» единомышленниками, перенимателями опыта, учениками.

Планирование карьеры - одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии, этапов развития и продвижения специалистов. Это процесс сопоставления потенциальных возможностей, способностей и целей человека с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста.

Перечень профессиональных и должностных требований, фиксирующий оптимальное развитие профессионала для занятия им определенной позиции в организации, представляет собой карьерограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овладеть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в организации могут заниматься: менеджер по персоналу, сам сотрудник, его непосредственный руководитель (линейный менеджер). Основные мероприятия по планированию карьеры, специфичные для разных субъектов планирования, представлены в табл. 9.

Таблица 9

Специфика мероприятий по планированию карьеры

Untitled Document

Продвижение по службе определяется, как правило, не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными условиями. Среди важнейших объективных характеристик карьеры выделяют:

    Высшую точку карьеры - высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации;

    Длину карьеры - количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки;

    Показатель уровня позиции - отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры;

    Показатель потенциальной мобильности - отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.

В зависимости от объективных условий внутриорганизационная карьера может быть перспективной или тупиковой - у сотрудника может быть либо длинная карьерная линия, либо очень короткая. Менеджер по персоналу уже при приеме кандидата должен спроектировать возможную карьеру и обсудить ее с кандидатом, исходя из индивидуальных особенностей и специфики мотивации. Одна и та же карьерная линия для разных сотрудников может быть и привлекательной, и неинтересной, что существенным образом скажется на эффективности их дальнейшей деятельности.

Практически каждый человек сталкивается в своей жизни с такой проблемой, как выбор карьеры. При этом каждый стремится достичь в жизни определенных успехов: покорить какие-либо вершины, достичь наилучших результатов, стремиться к совершенству и профессионализму в какой-либо области и, несомненно, получению удовлетворения от работы.

Выбор профессии - очень важное решение, поскольку ошибки на этом пути могут привести к самым негативным результатам. Сам выбор профессии зависит только лично от человека, так что необходимо иметь представление о собственных склонностях и способностях, а также о существующих профессиях. Чтобы обойти конкурентов на рынке труда и получить интересующую работу, с которой человек будет успешно справляться, мало иметь непреодолимое желание ее получить - необходимо обладать определенными качествами и личными характеристиками, специальными знаниями, хорошим образованием и правильно ориентироваться в конкретной ситуации. И необходимо помнить, что главным в работе является не только заработок, но и удовольствие, получаемое от нее.

Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которые человек принимает в своей жизни, так как достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.

На рынке труда присутствует напряженная конкурентная борьба между желающими занять наиболее «выгодное» рабочее место. В таких условиях достижение карьерных целей невозможно без своевременно разработанного стратегического плана. Это особенно значимо на первоначальном этапе поиска работы, где можно применить свои профессиональные способности.

Каждый человек выделяет в качестве приоритетов несколько ориентиров, «задающих тон» всей стратегии построения карьеры. Когда люди осведомлены о факторах, влияющих или «прикрепляющих» их к тому или иному карьерному пути, то становится возможным осуществлять наиболее эффективный поиск значимой для них работы. Чтобы правильно построить (выбрать) карьеру, надо верно оценить свой потенциал и личные качества.

Надо не бояться выявить у себя сильные и слабые стороны. К сильным сторонам относят: уровень образования, навыки и способности, опыт, физические показатели; все эти аспекты находятся под контролем самого человека. К слабым сторонам относятся негативные аспекты профессиональной подготовки (которые можно устранить), неуверенность в себе, нежелание работать.

Обладая возможностью самооценки, человек сам лучше других способен осознать свои сильные и слабые стороны. Поэтому он может принять наиболее эффективное решение для увеличения своих шансов на успех. Планировать то, что вряд ли будет достигнуто, не является разумным.

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Консультант по персоналу Дж. Голланд утверждает, что индивидуальность личности (ценности, мотивы и потребности) является одним из важных факторов выбора карьеры. Он определил, что имеется шесть основных личностных ориентаций, которые определяют виды карьер, к которым люди наиболее склонны. Основываясь на исследованиях с применением своего профессионально-технического теста, Дж. Голланд выделил следующие основные индивидуальные ориентации (рис. 6, табл. 10):

    1. Реалистическая ориентация . Люди, обладающие такой ориентацией, склонны к занятиям, связанным с физическим трудом, требующим навыка, силы и координации: лесоводство, фермерство и сельское хозяйство.

    2. Исследовательская ориентация. Эти люди склонны к карьере, связанной, скорее, с интровертной деятельностью (размышление, организация, интерпретация), чем аффективной (чувство, межличностное общение и эмоции): биологи, химики, преподаватели.

    3. Артистическая ориентация . Здесь люди склонны к карьере, которая требует самовыражения, артистического созидания, выражения эмоций и индивидуальности: художники, музыканты, создатели рекламы.

    4. Социальная ориентация . Эти люди склонны к карьере, которая подразумевает скорее межличностное, чем интеллектуальное или физическое взаимодействие: дипломатическая служба, социальная работа.

    5. Предпринимательская ориентация . Эти люди склонны к карьере, которая подразумевает вербальную активность, связанную с влиянием на других: менеджеры, адвокаты.

    6. Конвенциональная ориентация . Эти люди предпочитают карьеру, обеспечивающую структурированную, регулируемую деятельность, а также профессии, в которых необходимо, чтобы подчиненный сопоставлял свои персональные потребности с организационными: бухгалтеры, финансисты.

Рис. 6. Типология личностей Дж. Голланда

Большинство людей имеют несколько ориентаций, и Голланд полагает, что чем более похожи или совместимы эти ориентации, тем меньше внутренний конфликт и легче принимать решение о выборе карьеры.

Согласно исследованию Голланда, две наиболее близкие ориентации на схеме соответствуют наиболее совместимым. Голланд полагает, что если у человека две ориентации находятся рядом, он будет иметь меньше проблем при выборе карьеры. Однако, если ориентации окажутся противоположными (например, реалистическая и социальная), человек может иметь большее количество неопределенностей при выборе карьеры и дальнейшей работы, потому что его интересы предполагают различные типы карьеры.

Таблица 10

Сводная таблица типологии личностей Дж. Голланда

Untitled Document

Хотя по концепции Голланда один из типов ориентации личности всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов. Чем ближе секторы круга доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем целостнее личность. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирующая и последующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.Л. Климова. Предложенная им методика помогает осуществить выбор профессиональной карьеры на основе тех навыков и умений, от реализации которых человек получает наибольшее удовлетворение, что является важнейшей предпосылкой роста производительности труда, надежной гарантией от разнообразных ошибок и упущений. Все виды деятельности разделены здесь по предметам труда:

    Тип П - «человек - природа», если главный, ведущий предмет труда - растения, животные, микроорганизмы.

    Тип Т - «человек - техника» , если главный, ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

    Тип Ч - «человек - человек» , если главный, ведущий предмет труда - люди, группы, коллективы, общности людей.

    Тип З - «человек - знак» , если главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

    Тип X - «человек - художественный образ» , если главный, ведущий предмет труда - художественные образы, условия их построения.

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с человеком, уже имеющим профессию, однако важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

    Традиция - вопрос о выборе не возникал в силу традиции, обычаев;

    Случай - выбор произошел случайно, в силу некоего события;

    Долг - выбор профессии связан с представлением о долге, о своей миссии, призвании или обязательствах перед людьми;

    Целевой выбор - выбор связан с сознательным определением целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения (до момента выбора уже известно о будущей профессиональной деятельности).

Каким же образом обычно осуществляется выбор карьерного пути на практике? Если вы не определились с самого начала (скажем, в ходе обучения в вузе), каким будет ваш профессиональный путь, то одним из наиболее важных решений, которое вам предстоит принимать в своей жизни, станет решение о выборе рода деятельности. Если вы достаточно серьезно обдумали этот вопрос, то к моменту окончательного выбора имеете в голове несколько идей, которые, впрочем, еще предстоит уточнить. Навести необходимые справки можно из ряда источников знаний и опыта. Одним из таких источников являются ваши связи.

На этапе перехода к трудовой деятельности в вашем распоряжении имеются:

    Домашние и семейные связи;

    Связи, возможно, установившиеся в процессе занятий спортом и хобби;

    Многочисленные контакты, которые в перспективе могут стать основой ваших профессиональных связей (контакты с преподавателями вуза, людьми, с которыми и на которых вы работали в процессе учебы, на каникулах и т. д.).

Все перечисленные возможные контакты нужны для того, чтобы найти человека, который имеет практический опыт в том виде деятельности, который вы рассматриваете в качестве своей возможной профессиональной карьеры. Например, если вы подумываете о карьере бухгалтера, то нужно найти среди имеющихся в вашем распоряжении связей человека, который смог бы рассказать, что в принципе обещает такая работа. Если такого специалиста среди знакомых нет, то нужно использовать имеющиеся в вашем распоряжении контакты для поиска компетентного человека.

Впрочем, при использовании связей как источника советов при выборе карьеры вы подвергаете себя немалой опасности, поскольку всякий совет, который вы получаете от своих контактов по поводу будущей карьеры, следует оценивать трезво, учитывая эмоциональный аспект, присутствующий в словах советчика. Лучше узнать мнение нескольких человек и выяснить, в чем сходятся их оценки. Сопоставьте то общее, что было высказано вашими знакомыми, с информацией из других источников. Способ поиска совета путем активизации имеющихся в вашем распоряжении связей пригодится и тогда, когда придется решать следующую большую проблему - поиска первого места работы.

В условиях рынка достижение среднестатистических результатов обычно оценивается невысоко. Это же правило действует и в профессиональной деятельности. Поэтому нужно добиваться выдающихся успехов в тех областях, которые, по мнению руководства и клиентов, являются наиболее важными. Секрет профессионального успеха состоит в том, чтобы создать себе славу высококлассного специалиста в деле, которым вы непосредственно занимаетесь, независимо от того работаете ли вы в государственном учреждении или имеете собственное дело. Вы всегда можете внести значительный вклад в успех своего предприятия интенсивностью и качеством своей работы, заметно выделиться из общей массы остальных сотрудников.

Создайте собственную марку

Политика идентичности, или создание брэнда - торговой марки, которую называют основой всех маркетинговых теорий, обращает особое внимание на идентичность и индивидуальность конкретного человека. Марка служит знаком оригинальности и идентичности, которые выделяют продукт или человека из окружающего его миpa. Мы все знаем отдельные известные марки. Их идентичность, как правило, глубоко укоренена в сознании потребителей. В ряде случаев влияние торговой марки так сильно, что ее используют в качестве синонима названия соответствующей продукции, как это произошло, например, с памперсами.

Иногда мы размышляем о каком-нибудь знаменитом человеке, идентичность которого выражена очень ярко. Вы можете достичь такого же успеха. Для этого нужно, чтобы на вашем предприятии вас считали выдающимся, незаменимым сотрудником, который делает свою работу квалифицированно и вносит существенный вклад в процветание фирмы. На языке маркетинга это называется внутренней политикой идентичности. Сотрудник, обладающий собственной идентичностью, делает выдающиеся успехи, одновременно направляя свой труд на усиление идентичности всего предприятия. Повышение уровня идентичности отдельных сотрудников предприятия оказывает мощное воздействие на популярность продукции и услуг, предлагаемых предприятием на рынке.

Что такое собственная марка? Любое имя собственное уже есть марка. У каждого человека есть имя. Каждый человек действует, думает и реагирует на что-то как в общественной, так и в частной жизни. При этом его действия, мысли и реакция могут носить как позитивный, так и негативный характер. Если вы хотите достичь успеха в жизни, то следует смотреть на себя, как на неизменяемый марочный продукт и выстраивать свое поведение в соответствии с этим. Для того чтобы создать собственную марку нужно последовательно сделать шесть шагов.

Первый. Выяснить все, что касается работы вашего предприятия. Одной из промежуточных целей должно стать получение максимальной информации об идентичности брэнда предприятия, его значении и миссии на рынке товаров и услуг. Следует выяснить, пользуется ли предприятие уважением у клиентов, поставщиков, конкурентов и работающих на нем сотрудников. Нужно понять, в чем заключается уникальность предприятия и чем оно принципиально отличается от других организаций такого же профиля.

Второй. Оценить отношение к себе со стороны персонала предприятия. Подробно исследуйте свой собственный вклад в работу предприятия и присмотритесь, как относятся к вам остальные сотрудники. Спросите окружающих, как бы они рассказали о вас третьему лицу. Соответствуют ли полученные данные вашим ожиданиям? Узнайте мнения других о ваших последних успехах, особенно обращая внимание на конструктивную критику.

Третий. Определить идентичность собственного брэнда. Исследуйте свой жизненный стиль, время, в течение которого вы менялись, культурную среду и общество, в которых вы вращались и вращаетесь, свою работу и отношение к вам других людей в разные периоды вашей жизни, когда, как вам кажется, вы брали самую высокую планку. После беспристрастного изучения своей личности у вас должно сложиться представление о том, кто вы есть на самом деле, чего хотите, чем отличаетесь от других и к чему чувствуете склонность. Попытайтесь суммировать все, к чему вы пришли в ходе своих рассуждений, и составьте краткое резюме о своей идентичности.

Четвертый. Составить перечень заданий . Составьте хронологический список выполненных вами заданий, которые получили высокую оценку руководства и кажутся вам наиболее успешными. Сконцентрируйтесь на тех заданиях, которые резко выделяют вас из общей массы сотрудников. Разберитесь, в чем был секрет успеха этих заданий, активизируйте себя, не ждите, что интересные проекты свалятся на вас сами. Старайтесь самостоятельно искать и разрабатывать их, не надеясь на счастливый случай. Поймите, что проекты, разработанные лично вами, будут способствовать созданию и укреплению вашей идентичности.

Пятый. Обещать себе хранить верность своему брэнду. Сумма понятий и качеств, определяющих вашу идентичность, представляет обещание, которое вы должны сделать своим «символом веры». Все будущие действия должны усиливать вашу идентичность.

Шестой. Рассказать всем о своем «символе веры». Когда вы наконец-то нашли свое обещание, разделите его с окружающими. Расскажите о нем внутри предприятия и за его стенами. Не думайте, что речь здесь идет о беззастенчивой саморекламе. Нет, просто вы сообщаете другим о том, что можете, и какими способностями и навыками обладаете.

Только после того, как в своей профессиональной жизни вы расстанетесь с неправильно понятой скромностью и верой в слепой случай и начнете последовательно, с утра до вечера трудиться над созданием собственной идентичности, вы получите шанс достичь желаемого положения внутри предприятия.

Чтобы найти свой брэнд следует поступать так:

    Выяснить, какую политику по созданию собственного брэнда проводит ваше предприятие;

    Научиться смотреть на себя глазами других людей;

    Определить свою собственную идентичность;

    Составить список проектов, которые соответствуют вашей идентичности и которые вы бы сами охотно реализовали;

    Дать себе письменное обещание направлять все свои будущие действия на укрепление своей идентичности.

Итогом непременно станет успешная карьера.

Правильное позиционирование

Если чье-то имя связано с выдающимися успехами, широкой компетенцией и вследствие этого становится известным, маркетинговое значение его обладателя увеличивается. В конце концов любое имя, идет ли речь об отдельной личности, предприятии или социальной группе, становится маркой. То, насколько то или иное имя укрепляется в памяти целевой группы, зависит от того, что данный человек или данная группа людей для этого делают. Секрет сильных сторон любой марки кроется, во-первых, в правильном позиционировании, а во-вторых, в способности влиять на решение потребителя и его готовность совершить покупку.

Успешная брендинговая программа (позиционирование) вырабатывает определенный концепт, который затем навсегда утверждается в сознании целевой группы как неизменный и своеобразный. Это в одинаковой степени относится как к продуктам и услугам, так и к отдельной личности.

Прежде всего необходимо найти верную нишу для правильного позиционирования, имея в виду, что оно в несколько видоизмененном виде использует те же способы, которые применяются в современной рекламе. Каждый человек может разработать собственную стратегию позиционирования, для того чтобы представить продукт, услугу, предприятие, организацию или, наконец, самого себя в лучшем свете.

Правильное позиционирование предполагает, что продвигаемый продукт задерживается и остается в сознании целевой группы. При этом существуют три возможности для того, чтобы заняться собственным позиционированием, одновременно отказавшись от конкуренции:

    - «оптически» изменить себя или свою продукцию;

    Придать ей новое или дополнительное значение;

    Обеспечить более широкий профиль использования продукции.

Когда покупатель оказывается в ситуации выбора между продуктами, он начинает искать в них какие-либо отличительные признаки. Продукт должен обладать такими признаками, которые в результате покупки создают у покупателя ощущение того, что он сделал лучшее приобретение из всех возможных. Можно изменить свое позиционирование в лучшую сторону, внеся в него виртуальные или фактические изменения его качества. Виртуальные изменения предполагают, что человек с помощью тех или иных методов создает в сознании целевой группы новое видение своей личности или своей продукции. Новое позиционирование, созданное с помощью виртуальных, а не фактических изменений, обычно отличается от прежнего большим своеобразием и оригинальностью. Часто для нового позиционирования достаточно изменить упаковку, цену, название и т.д.

Под фактическими или качественными изменениями подразумевается действительное изменение или по меньшей мере принципиальное улучшение продукта.

По сравнению с позиционированием, достигнутым с помощью фактических изменений, виртуальное позиционирование, как правило, сильнее действует и крепче удерживается в сознании людей. Существует множество примеров, которые показывают, что вера и убежденность в качестве того или иного продукта действуют гораздо сильнее, чем голая реальность.

Стратегия позиционирования не обязательно базируется на том, чтобы постоянно создавать что-то новое и особенное. Скорее она связывает и соединяет уже имеющиеся мысли, придает им определенный вид и провоцирует новые ассоциации. Попробуйте и вы, не прибегая к фактическим инновациям, найти иное позиционирование для того, что вас отличает.

Благодаря огромному опыту, накопленному в ходе многочисленных исследований маркетинговых стратегий и интенсивного консультирования, немецкий эксперт Петр Савченко установил, что многие предприятия имеют ряд запоминающихся отличительных качеств, которые при этом не корреспондируются во внешний мир и существуют как бы втайне от потребителя. Поэтому нужно вести себя таким образом, чтобы целевая группа позитивно думала о вас и время от времени с благодарностью и удовлетворением вас вспоминала. Опасайтесь неудовлетворительной коммуникации.

По оценкам специалистов, знания в наше время обновляются раз в два года. А мир меняется практически на глазах. Полученное сегодня образование уже не «образование на всю жизнь» и не гарантия успешной карьеры. Гарантией ее является только «образование через всю жизнь». Это и естественно: если знания быстро устаревают, значит, обновлять их нужно еще быстрее для того, чтобы добиться успехов в своей профессиональной деятельности. Одним из способов обновления уже существующих знаний и получения новых как раз и является самообразование.

Если образование можно охарактеризовать как процесс приобретения систематических знаний и специфического образа мышления, то самообразование специалисты определяют как образование по заочной форме обучения с полным самоконтролем. Сегодня многие люди, стремящиеся добиться карьерных успехов, учатся самостоятельно, осваивая при этом в короткие сроки колоссальный объем информации. Помогает им в этом умение учиться - основное умение, необходимое человеку, занимающемуся самообразованием. Оно проявляется:

    В способности принимать решения относительного собственного процесса обучения, развитой самомотивации;

    В правильном использовании основных приемов умственной деятельности и интеллектуальных стратегий (мыслительных, логических и др.) по отношению к изучаемым предметам, в развитых навыках организации собственного времени, в умении планировать и контролировать свою деятельность;

    В умении находить необходимую информацию и выбирать подходящие методы ее изучения;

    В коммуникабельности - умении завязывать знакомства, планировать общение с интересующими вас людьми, сотрудничать с ними.

Самообразование в принципе может быть двух типов: систематическое и ситуативное, когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них. Особое значение имеет систематическое образование, так как только оно способствует повышению профессиональною уровня человека и приводит к успехам в карьере. Самое главное в этом процессе - привлекать все внешние ресурсы, заниматься самообразованием с помощью различных источников.

Главный и традиционный источник - книги и средства массовой информации. В принципе, занятие по книгам - самоучителям, учебникам, учебным пособиям и т.п. - это классический способ самообразования. Сегодня без труда можно найти необходимую литературу по любой теме. Средств массовой информации сегодня тоже достаточно много, однако, они неоднородны по уровню и качеству подачи материала. Поэтому необходимо критически относиться к публикуемым в них материалам, особенно к новым и необычным.

С развитием глобальной сети интернет появился новый источник для самообразования - возможность пользоваться электронными библиотеками и изучать материалы различных сайтов. Развивается также и дистанционное самообразование через интернет. Еще один источник самообразования - специальные обучающие компьютерные программы. Многие из них вообще предоставляются бесплатно вместе с соответствующим программным обеспечением. Компьютеры, конечно, сегодня есть не в каждом доме, но вполне можно воспользоваться офисным в свободное от paбoты время. Это только повысит вашу привлекательность в глазах руководства.

Посещение различных конференций, семинаров и выставок - еще один весьма полезный, а главное очень интересный источник самообразования. Участие в подобных мероприятиях позволяет всегда быть в курсе событий, вовремя узнавать о новых направлениях, идеях и разработках, которыми занимаются современные ученые и исследователи.

Еще один важный источник самообразования, о котором люди часто забывают, - это окружающая нас действительность. События, которые происходят вокруг нас, и люди, с которыми мы встречаемся и общаемся, могут обогатить наши знания не меньше, а иногда даже больше, чем другие источники. Главное - уметь видеть и слышать, а также понимать, что у любого человека можно чему-то научиться.

Говоря об окружающей действительности, специалисты, в первую очередь, советуют помнить о важности восприятия любой информации, которая попадает в ваше поле зрения. Они рекомендуют научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, «пропускать» через свою профессиональную призму, а также всегда задаваться вопросом, чем данная информация может пригодиться в вашей будущей деятельности. К источникам самообразования можно отнести также всевозможные увлечения и хобби. Особенно, если они прямо или косвенно связаны с профессиональной деятельностью человека.

В любом случае, в процессе самообразования необходимо использовать все вышеперечисленные источники, не забывая ни про один из них и оптимально их комбинируя. Только в этом случае данный процесс будет эффективным.

Специалисты утверждают, что все, кто добился значительных успехов в своей деятельности, независимо от ее вида, очень много занимались самообразованием. Они связывают это не только с приобретением новых знаний, но и с тем, что данный вид образования развивает навыки творческого осмысления действительности и умения самостоятельно анализировать различную информацию, события и явления. Человеку приходится преодолевать неизвестность, поэтому у него развивается самостоятельность и независимость мышления, стойкость в преодолении возникающих трудностей. Кроме того, давно известно, что ничто не усваивается так хорошо, как добытое собственным трудом.