Принципы планирования воспитательно образовательной работы в доу. Перспективное и календарное планирование образовательной работы в ДОУ в летний период (Методические рекомендации). Планирование образовательного процесса
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.
контрольная работа , добавлен 23.08.2013
Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа , добавлен 06.03.2014
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
отчет по практике , добавлен 31.01.2011
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.
курсовая работа , добавлен 12.06.2009
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.
отчет по практике , добавлен 24.06.2010
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
института переподготовки и повышения квалификации
работников образования;
, учитель-дефектолог;
, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,
г. Архангельск
(УДОУ, № 3-12)
В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к планированию образовательной деятельности. Дошкольным учреждениям следует проанализировать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплексно-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов деятельности. Однако не стоит одномоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необходимо внести изменения в существующее планирование. При этом стоит помнить, что педагогу сейчас намного труднее. Авторские коллективы выпустили новые редакции программ, мониторинг, но методические пособия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке информации?
Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.
«Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы» .
«Планирование - принятие решений на основе соотношения результатов педагогического анализа с поставленной целью» .
«Планирование в ДОУ деятельность участников образовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достижения посредством совокупных средств, способов и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .
«Планирование работы воспитателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуществляется непосредственно воспитателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .
Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, определение наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований. Планирование отражает реализацию образовательной программы с учетом специфики группы. Таким образом, педагог заблаговременно определяет порядок, последовательность осуществления образовательной работы, отмечает необходимые условия, используемые средства, формы и методы работы с детьми конкретной группы. От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность образовательной работы в целом.
Любая деятельность, в том числе и планирование, основывается на определенных принципах:
- коллегиальности (планирование осуществляется совместно педагогами группы, во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
- систематичности, последовательности, регулярности педагогических воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
- непрерывности;
- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содержания образовательных областей);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий.
Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реальным и прогностичным, экономичным, максимально ясным, удовлетворять требованию единства и непрерывности, точным и гибким.
Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.
§ Не все задачи образовательной программы проходят через планирование. Зачастую выпадают целые направления, например, формирование «искусствоведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, писателей, композиторов и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что программа реализуется не полностью.
§ Планирование часто осуществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не предусматривает интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий).
§ Цели и задачи часто ставятся нечетко, без учета специфики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической литературы.
§ Педагоги, как правило, планируют однообразные формы и методы работы - рассматривание, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцированный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.
С позиции менеджмента в образовании планирование должно быть представлено со стратегического, тактического и оперативного направлений.
Стратегическое планирование включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования, модель выпускника.
Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитанников.
Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диагностические карты развития детей.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.
АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Аналитический этап:
- изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
2. Организационный этап:
Разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной непосредственной организованной деятельности;
Разработка циклограмм совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов с учетом режима дня, возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
Создание циклограмм деятельности специалистов сопровождения, системы взаимодействия с педагогами групп;
Разработка календарно-тематического планирования (годового, недельного и пр.).
3. Практический этап:
Ведение календарного планирования;
Семинары, консультации по содержанию календарных планов.
4. Заключительный этап:
Анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений;
Рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.
На первом этапе целесообразно создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и разработка проекта положения о планировании.
На этапе анализа существующего планирования важно обратить внимание на следующие моменты:
Перечень программ, реализуемых в образовательном учреждении;
Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направление развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или нескольких парциальных программ;
Обоснование обеспечения целостности педагогического процесса, единства принципов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимодействия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образовательная программа по одному или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо установить, что содержание, методы и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат противоречий в основных концептуальных принципах, исключают дублирование содержания;
Набор программ, используемый в педагогическом процессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ребенка в соответствии с требованиями СанПиН. Необходимо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения перегрузки и выполнения программы.
В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие условия.
Соответствие уровня квалификации и компетентности педагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую программу по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации образовательной деятельности, методами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следует учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение курсов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.
Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать оптимальное расположение оборудования, детской мебели для развития воспитанников в организованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспеченности образовательного процесса дидактическим и методическим материалом по реализуемой программе.
На втором этапе разрабатывается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
Например, в Положении может быть определена документация педагогов по следующим разделам.
Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень нормативных документов, регламентирующих деятельность педагога: Закон РФ «Об образовании», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инструкция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.
Второй раздел «Организационно-методические основы деятельности». Учебный план с пояснительной запиской , расписание периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГТ, циклограммы совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкретной группы.
Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержденной форме.
Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:
Организованная (все периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности);
Совместная по основным направлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное);
Самостоятельная (создание условий, пополнение предметно-развивающей среды в разных видах деятельности).
Планирование на день также осуществляется в утвержденной в ДОУ форме. Планируется первая и вторая половина дня, где указываются следующие формы организации деятельности:
Работа с родителями, совместная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с книгой, ситуация общения);
Организованная деятельность (периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности согласно расписания);
Прогулка (все пять обязательных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуальная работа по развитию движений, самостоятельная деятельность; 1 раз в неделю планируется целевая прогулка или экскурсия).
Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического планирования на неделю. Для удобства и обеспечения полноты реализации программы целесообразно разработать и принять в установленном порядке табличную форму планирования.
Согласно Закону РФ «Об образовании» учебный план - составляющая часть образовательной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.
Учебный план - нормативный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-технического оснащения. Он составляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирующими образовательную деятельность ДОУ.
Учебный план состоит:
Из таблицы, в которой определены образовательные области, рассчитано количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, объем образовательной нагрузки;
Пояснительной записки.
Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвязанные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реализуемой программой. В вариативной части отражаются дополнительные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, региональными особенностями. В соответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основной общеобразовательной программы.
Основные компоненты структуры пояснительной записки:
Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализуемые программы);
Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);
Распределение недельной нагрузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;
Обоснование формы организации образовательного процесса в группах ДОУ;
Обоснование содержания инвариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности, рекомендуемых примерной общеобразовательной программой , полнота реализации конкретной образовательной области обеспечивается за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;
Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреждения. Ее содержание органично дополняет инвариантную часть.
Заключительная ступень второго этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления циклограмм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов).
На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образовательного процесса.
В соответствии с ФГТ планирование образовательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детей и родителей, отраженного в разных формах:
Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
Самостоятельную деятельность детей;
Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родительской позиции.
На четвертом этапе педагогическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсуждается и принимается Положение о планировании.
Предлагаем вашему вниманию примерный вариант положения.
Положение
о планировании образовательного процесса
в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска
1. Общие положения
1.1. Данное Положение устанавливает единые требования к форме и содержанию планирования образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой общеобразовательной программы.
1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. Основа планирования педагогического процесса - примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (название программы) .
2. Цели и задачи
2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения с учетом направленности групп.
2.2. Осуществление системности и последовательности в организации образовательного процесса.
2.3. Обеспечение взаимодействия между педагогами ДОУ.
3. Принципы планирования
3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
3.2. Учет конкретный педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
3.3. Интеграция образовательных областей.
3.4. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
4.1. С целью обеспечения единых требований к структуре и форме планирования в дошкольном учреждении утвердить документацию следующих видов:
Нормативно-правовые основы деятельности педагога;
Организационно-методические основы деятельности;
Планирование (перспективное и календарное) в утвержденной форме.
4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.
4.3. Планирование реализуется педагогами группы совместно.
4.4. В плане должны учитываться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.
5. Документация и ответственности
5.1. План является обязательным документом педагогов.
5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.
Литература
1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.
2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988
3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года.
2. Годовой план ДОУ.
3. Тематические планы (по основным видам деятельности).
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации.
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
4. Учет местных и региональных особенностей климата.
5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий , занятий по экологии.
6. Учет индивидуальных особенностей.
7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ООД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование ООД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
9. Учет уровня развития детей (проведение ООД, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только для ООД, но и для других видов деятельности).
11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка и др.).
13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов). Мотивация познавательная (интерес к новой информации).
15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?». Выполнение домашней работы в тетрадях, если это необходимо, дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом. Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы. Если задача используется на занятиях более 4 раз - выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обоими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
· игровая деятельность;
· социальное развитие ;
· физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
· подвижные игры);
· познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);
· художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);
· элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Цель : организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом.
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.
Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени возможно планировать:
Совместная деятельность.
Утро.
Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например, сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую
Подготовку.
3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.
4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
Комплекс меняется через две недели.
Прогулка.
Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:
1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.
2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь», соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон , баскетбол , футбол, хоккей, городки).
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.
6. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.
7. Планируются беседы по культуре общения , по воспитанию нравственных качеств.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
Вечер.
Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу). Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
3. Труд (ручной труд, хоз.-быт. (уборка, стирка), коллективный , по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
5. Чтение художественной литературы .
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
1. Тема.
2. Задачи (программное содержание) - обучающая, развивающая и воспитательная. Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
3. Оборудование.
4. Активизация словаря.
5. Методы и приемы.
6. Источник.
В методической литературе подробно указываются обучающие и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи. Что мы можем воспитывать? Доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка: 1 страница – список детей, 2 страница – сетка занятий, 3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности. Например: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей. В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема. Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах. Например: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка», Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , приказом Минобрнауки России (далее - ФГТ) планирование образовательного процесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе.
Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый - принцип тематического планирования - предусматривает, что тема заимствуется из программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдения, экскурсия, беседа и т. д.).
Принцип рациональности - понимается, как умение определять такие способы и формы организации образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат - усвоение воспитанниками материала.
Тематический принцип построения должен учитывать этнокультурные компоненты, а также специфику дошкольного учреждения.
Приведу пример комплексно-тематического планирования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Умейка» (МАДОУ №13 «Умка». В нём одной теме уделяется 1 неделя. Тема отражается не только в содержании психолого-педагогической работы и организованной образовательной деятельности, но и в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
В рамках выбранной темы интегрируются цели и задачи из разных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формированию в сознании ребенка целостной картины мира.
Планирование образовательного процесса на учебный год может быть составлено на основе:
· лексических тем , повторяющихся из года в год ("Осень", "Профессии", "Опасные предметы", "Новый год", "Мой дом, моя семья", «Домашние и декоративные птицы» и т. д.)
· на основе празднично-событийного цикла , базу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения детского сада, Новый год, Коляда, Масленица и т. д.).
После определения основы происходит распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Планирование тематической недели основывается на определенной системе общих требований. Прежде всего, определяются задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве - столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".
Далее выделяется содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумываются формы, методы и приёмы работы с детьми по реализации программных задач. Подготавливается оборудование и анализируется, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т. д.).
1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ
В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.
Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности .
План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.
Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:
Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);
Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);
Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).
Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.
годовой план работы подразделения
перспективный план работы подразделения
годовой план работы специалиста
календарный план работы специалиста
календарный план работы воспитателя
планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)
Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:
Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):
Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):
При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.
Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.
Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.
Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.
1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:
1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);
1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.
2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);
2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);
2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;
2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;
2.4. Контингент.
3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.
· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);
· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);
· Тематический или перспективный план работы специалистов.
4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:
Используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);
Результаты за предыдущий учебный год;
Результаты проведенных обследований.
4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.
4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.
4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.
5. Условия реализации Программы.
5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.
5.2. Работа с родителями:
· Формы и методы;
· Тематика консультаций, вопросы при обращении.
5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:
· Кабинеты специалистов (какие);
· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);
· Перечень игрушек и пособий.
5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).
1. Приложения (по усмотрению).
Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой , невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.
На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.
Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.
Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).
Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ , в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами .
Годовой план работы включает следующие разделы:
Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп ределенный порядок, последовательность осуществления воспи тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус ловий, средств, форм и методов.
Основой для планирования педагогического процесса явля ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Пла нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст ной группе. Основной Целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи вающих выполнение программы.
Принципы планирования: научность, перспективность, конк ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж но отвечать определенным Требованиям:
- 1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
- 2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
- 3. Планирование воспитательной работы должно предусматри вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
- 4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.
Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.
Годовой план - это совмест ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет ского сада.
Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:
- 1. Деятельность детей вне занятий
- 2. Обучение на занятиях.
- 3. Индивидуальная работа с детьми.
- 4. Работа с родителями.
- 5. Учет работы.
- 6. Дополнения.
К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.
Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.
Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.