Принципы планирования воспитательно образовательной работы в доу. Перспективное и календарное планирование образовательной работы в ДОУ в летний период (Методические рекомендации). Планирование образовательного процесса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2010

    Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 06.03.2014

    Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.

    отчет по практике , добавлен 31.01.2011

    История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.

    курсовая работа , добавлен 12.06.2009

    Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2012

    Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.

    отчет по практике , добавлен 24.06.2010

    Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

института переподготовки и повышения квалификации

работников образования;

, учитель-дефектолог;

, заведующий МДОУ д/с № 000 «Ягодка»,

г. Архангельск

(УДОУ, № 3-12)

В связи с введением феде­ральных государственных требо­ваний к структуре основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования (ФГТ) возникла необходимость пересмотра подходов к плани­рованию образовательной дея­тельности. Дошкольным учреж­дениям следует проанализиро­вать планирование педагогов с учетом принципов, заложенных в ФГТ: интеграции и комплекс­но-тематического подхода; с учетом десяти образовательных областей и восьми видов дея­тельности. Однако не стоит од­номоментно ломать и рушить то, что наработано годами. Необхо­димо внести изменения в суще­ствующее планирование. При этом стоит помнить, что педаго­гу сейчас намного труднее. Ав­торские коллективы выпустили новые редакции программ, мо­ниторинг, но методические по­собия остались прежние. Как педагогу сориентироваться в таком большом потоке инфор­мации?

Понятие «планирование» ши­роко представлено в методичес­кой литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.

«Планирование - заблаго­временное определение порядка, последовательности осущест­вления программы воспитатель­но-образовательной работы с указанием необходимых усло­вий, используемых средств, форм и методов работы» .

«Планирование - принятие решений на основе соотноше­ния результатов педагогическо­го анализа с поставленной це­лью» .


«Планирование в ДОУ деятельность участников обра­зовательного процесса по оптимальному выбору реальных целей, программ, их достиже­ния посредством совокупных средств, способов и воздей­ствий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние» .

«Планирование работы вос­питателя - вид планирования работы в ДОУ, который осуще­ствляется непосредственно вос­питателем применительно к его работе в конкретной возрастной группе» .

Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, оп­ределение наи­более точно характеризует сущ­ность планирования в соответ­ствии с учетом современных требований. Планирование от­ражает реализацию образова­тельной программы с учетом специфики группы. Таким об­разом, педагог заблаговременно определяет порядок, последова­тельность осуществления обра­зовательной работы, отмечает необходимые условия, исполь­зуемые средства, формы и мето­ды работы с детьми конкретной группы. От того, насколько про­думано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффек­тивность образовательной ра­боты в целом.

Любая деятельность, в том числе и планирование, основы­вается на определенных прин­ципах:

- коллегиальности (планиро­вание осуществляется совмест­но педагогами группы, во вза­имосвязи с педагогами ДОУ и родителями);

- систематичности, последо­вательности, регулярности педа­гогических воздействий; взаимодействия разных ви­дов детской деятельности;

- непрерывности;

- интегративности (ребенок видит мир целостно, поэтому необходима интеграция содер­жания образовательных облас­тей);

- практичности, реальности;

- учета конкретных условий.

Таким образом, план должен быть: целенаправленным, реаль­ным и прогностичным, эконо­мичным, максимально ясным, удовлетворять требованию един­ства и непрерывности, точным и гибким.

Анализ планов педагогов ДОУ позволил выявить недостатки планирования.

§ Не все задачи образователь­ной программы проходят через планирование. Зачастую выпада­ют целые направления, напри­мер, формирование «искусство­ведческих» знаний. Знакомство с творчеством художников, пи­сателей, композиторов и пр. Та­ким образом, можно сделать вывод, что программа реализу­ется не полностью.

§ Планирование часто осу­ществляется по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, педагог не пре­дусматривает интеграции содер­жания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комп­лексных и интегрированных мероприятий).

§ Цели и задачи часто ста­вятся нечетко, без учета специ­фики группы. Иногда это просто переписывание задач из имеющейся методической ли­тературы.

§ Педагоги, как правило, пла­нируют однообразные формы и методы работы - рассматрива­ние, внесение игрушки и пр. Отсутствует дифференцирован­ный подход, разноуровневые задания не находят отражения в планах педагогов.

С позиции менеджмента в образовании планирование дол­жно быть представлено со стра­тегического, тактического и опе­ративного направлений.

Стратегическое планирова­ние включает программу разви­тия ДОУ, основную общеобра­зовательную программу до­школьного образования, модель выпускника.


Тактическое планирование включает годовой учебный план учреждения, рабочие программы специалистов, индивидуальные программы развития воспитан­ников.

Оперативное планирование включает календарно-тематические планы педагогов и диаг­ностические карты развития де­тей.

При выборе модели планиро­вания следует учитывать профес­сиональную подготовку каждо­го педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятель­ности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представ­ляем вашему вниманию разрабо­танный нами алгоритм планиро­вания.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Аналитический этап:

- изучение вариантов существу­ющего планирования, выявле­ние положительных и отрица­тельных моментов;

2. Организационный этап:

Разработка проекта Положе­ния о планировании образо­вательного процесса;

Составление и утверждение учебного плана, расписания периодов непрерывной не­посредственной организован­ной деятельности;

Разработка циклограмм со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педаго­гов с учетом режима дня, воз­растных и индивидуальных особенностей воспитанников;

Создание циклограмм дея­тельности специалистов со­провождения, системы взаи­модействия с педагогами групп;

Разработка календарно-тематического планирования (го­дового, недельного и пр.).

3. Практический этап:

Ведение календарного плани­рования;

Семинары, консультации по содержанию календарных пла­нов.

4. Заключительный этап:

Анализ планирования, выявле­ние недостатков, внесение изменений;

Рассмотрение Положения о планировании на педагоги­ческом совете, утверждение приказом заведующего.

На первом этапе целесообраз­но создать в ДОУ творческую группу по разработке системы планирования, в задачи которой входит изучение вариантов су­ществующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов и раз­работка проекта положения о планировании.

На этапе анализа существую­щего планирования важно обра­тить внимание на следующие моменты:

Перечень программ, реализу­емых в образовательном уч­реждении;

Обоснование соответствия выбранных программ виду ДОУ. Приоритетное направле­ние развития воспитанников в ДОУ может обеспечиваться реализацией одной или не­скольких парциальных про­грамм;

Обоснование обеспечения це­лостности педагогического процесса, единства принци­пов и подходов в процессе воспитания и образования при использовании набора программ. Принципы взаимо­действия взрослых и детей в педагогическом процессе, предусмотренные различными программами должны быть идентичными; в тех случаях, когда образова­тельная программа по одно­му или нескольким разделам дополняется парциальной программой, необходимо ус­тановить, что содержание, ме­тоды и приемы организации развития ребенка в данном виде деятельности дополняют друг друга, не содержат про­тиворечий в основных кон­цептуальных принципах, ис­ключают дублирование содер­жания;

Набор программ, используе­мый в педагогическом про­цессе, должен обеспечивать оптимальную нагрузку на ре­бенка в соответствии с требо­ваниями СанПиН. Необходи­мо предусмотреть интеграцию видов детской деятельности и образовательных областей с целью исключения пере­грузки и выполнения про­граммы.

В каждом ДОУ должны быть созданы соответствующие ус­ловия.

Соответствие уровня квали­фикации и компетентности пе­дагогических кадров. Педагоги должны знать реализуемую про­грамму по всем возрастным группам, владеть методикой и технологией организации обра­зовательной деятельности, мето­дами диагностики, обеспечивать предполагаемую программой модель взаимодействия. Следу­ет учитывать, что ряд программ («Развитие», «Детский сад - Дом радости») предполагает обязательное прохождение кур­сов повышения квалификации педагогов непосредственно у авторов программ.

Соответствие развивающей среды, материально-технической базы требованиям программы. Предметно-развивающая среда должна предусматривать опти­мальное расположение оборудо­вания, детской мебели для раз­вития воспитанников в органи­зованных формах обучения и свободной деятельности. Кроме того, дается оценка обеспечен­ности образовательного процес­са дидактическим и методичес­ким материалом по реализуемой программе.

На втором этапе разрабаты­вается проект Положения о планировании образовательного процесса, устанавливающей еди­ные требования к форме и со­держанию планирования обра­зовательной работы в ДОУ с целью обеспечения полноты выполнения реализуемой обще­образовательной программы.

Например, в Положении мо­жет быть определена докумен­тация педагогов по следующим разделам.

Первый раздел «Нормативно-правовые основы деятельности педагога». Перечень норматив­ных документов, регламенти­рующих деятельность педаго­га: Закон РФ «Об образова­нии», СанПиН 2.4.1.2660-10, приказы Минобрнауки России «Об утвер­ждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основ­ной общеобразовательной про­граммы дошкольного образова­ния», «Об утверждении федеральных го­сударственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования»; Устав ДОУ, должностная инст­рукция педагога, локальные акты учреждения по профилю педагогической деятельности.

Второй раздел «Организаци­онно-методические основы дея­тельности». Учебный план с пояснительной запиской , распи­сание периодов непрерывной непосредственно образователь­ной деятельности в соответ­ствии с ФГТ, циклограммы со­вместной и самостоятельной деятельности детей и педагогов, взаимодействия педагогов ДОУ, работающих с детьми конкрет­ной группы.

Третий раздел «Планирование образовательной деятельности» включает в себя календарно-тематический план в утвержден­ной форме.

Планирование осуществляется на неделю, где прописываются все виды деятельности:

Организованная (все периоды непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности);

Совместная по основным на­правлениям (познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физическое, соци­ально-личностное);

Самостоятельная (создание условий, пополнение предмет­но-развивающей среды в раз­ных видах деятельности).

Планирование на день также осуществляется в утвержден­ной в ДОУ форме. Планирует­ся первая и вторая половина дня, где указываются следую­щие формы организации дея­тельности:

Работа с родителями, совмест­ная деятельность с детьми (например, работа и труд в уголке природы, работа с кни­гой, ситуация общения);

Организованная деятельность (периоды непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности согласно расписания);

Прогулка (все пять обязатель­ных частей: наблюдение, труд, подвижная игра, индивидуаль­ная работа по развитию дви­жений, самостоятельная дея­тельность; 1 раз в неделю пла­нируется целевая прогулка или экскурсия).

Планирование реализуется педагогами группы совместно на основе циклограммы и ка-лендарно-тематического пла­нирования на неделю. Для удобства и обеспечения полно­ты реализации программы це­лесообразно разработать и принять в установленном по­рядке табличную форму пла­нирования.

Согласно Закону РФ «Об об­разовании» учебный план - составляющая часть образова­тельной программы. Именно его разработка наиболее сложна для ДОУ.

Учебный план - норматив­ный документ, отражающий структуру образовательного процесса данного ДОУ с учетом его специфики, методического, кадрового и материально-техни­ческого оснащения. Он состав­ляется на каждый учебный год в соответствии с нормативными документами, регламентирую­щими образовательную деятель­ность ДОУ.

Учебный план состоит:

Из таблицы, в которой опреде­лены образовательные обла­сти, рассчитано количество периодов непрерывной не­посредственно образователь­ной деятельности, объем обра­зовательной нагрузки;

Пояснительной записки.

Он включает инвариантную и вариативную части, взаимосвя­занные и дополняющие друг друга. В инвариантной части обозначены образовательные области в соответствии с реали­зуемой программой. В вариатив­ной части отражаются дополни­тельные образовательные услуги с соответствии со спецификой и возможностями ДОУ, регио­нальными особенностями. В со­ответствии с ФГТ инвариантная часть составляет не менее 80%, вариативная часть - не более 20% от общего нормативного времени, отводимого на освое­ние основной общеобразова­тельной программы.

Основные компоненты струк­туры пояснительной записки:

Нормативные, на основании которых составлен учебный план (СанПиН, ФГТ, реализу­емые программы);

Обоснование сочетания комплексных и парциальных программ (в том числе коррекционных);

Распределение недельной на­грузки с учетом содержания инвариантной и вариативной
частей плана;

Обоснование формы органи­зации образовательного про­цесса в группах ДОУ;

Обоснование содержания ин­вариантной части плана. При сокращении числа периодов непрерывной непосредствен­но образовательной деятель­ности, рекомендуемых при­мерной общеобразовательной программой , полнота реализа­ции конкретной образова­тельной области обеспечива­ется за счет ее интеграции с другими образовательными областями и видами детской деятельности;

Обоснование содержания вариативной части плана. Вариативная часть должна соответствовать виду учреж­дения. Ее содержание орга­нично дополняет инвариан­тную часть.

Заключительная ступень вто­рого этапа - координация педагогической деятельности с помощью составления цикло­грамм (взаимодействие между участниками образовательного процесса; совместной и само­стоятельной деятельности детей и педагогов).

На третьем этапе вводится принятая форма планирования, проводятся промежуточные опросы, заслушиваются мнения педагогов, вносятся изменения с целью достижения единства и полноты планирования образо­вательного процесса.

В соответствии с ФГТ плани­рование образовательной рабо­ты основывается на сотрудни­честве педагога, детей и роди­телей, отраженного в разных формах:

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследователь-ской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

Образовательную деятель­ность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

Самостоятельную деятель­ность детей;

Взаимодействие с семьями детей по реализации основ­ной общеобразовательной программы дошкольного об­разования.

В процессе планирования учитываются потребности всех участников образовательного процесса, создаются условия для реализации активной родитель­ской позиции.

На четвертом этапе педаго­гическим советом проводится анализ планирования педагогов, заслушиваются отчеты членов творческой группы о положительных моментах новой формы планирования и подводятся итоги. Рассматривается, обсужда­ется и принимается Положение о планировании.

Предлагаем вашему внима­нию примерный вариант поло­жения.

Положение

о планировании образовательного процесса

в МДОУ д/с № 000 «Ягодка» г. Архангельска

1. Общие положения

1.1. Данное Положение уста­навливает единые требования к форме и содержанию планиро­вания образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении с целью обеспечения полноты выполнения реа­лизуемой общеобразовательной программы.

1.2. Система планирования отражает требования Закона РФ«Об образовании», федеральных государственных требований к структуре основной общеобра­зовательной программы до­школьного образования.

1.3. Основа планирования пе­дагогического процесса - при­мерная основная общеобразо­вательная программа дошколь­ного образования (название программы) .

2. Цели и задачи

2.1. Обеспечение полноты реализации основной общеоб­разовательной программы до­школьного учреждения с учетом направленности групп.

2.2. Осуществление системно­сти и последовательности в организации образовательного процесса.

2.3. Обеспечение взаимодей­ствия между педагогами ДОУ.

3. Принципы планирования

3.1. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач про­цесса образования детей до­школьного возраста.

3.2. Учет конкретный педаго­гических условий: возрастного состава группы, условий разви­тия детей.

3.3. Интеграция образователь­ных областей.

3.4. Регулярность, последова­тельность, повторность воспита­тельных воздействий.

4.1. С целью обеспечения еди­ных требований к структуре и форме планирования в до­школьном учреждении утвер­дить документацию следующих видов:

Нормативно-правовые осно­вы деятельности педагога;

Организационно-методичес­кие основы деятельности;

Планирование (перспектив­ное и календарное) в утверж­денной форме.

4.2. Планирование работы на день осуществляется на основе циклограммы и календарно-тематического планирования на неделю.

4.3. Планирование реализует­ся педагогами группы совмес­тно.

4.4. В плане должны учиты­ваться особенности развития детей данной группы и конкретные условия ДОУ.

5. Документация и ответственности

5.1. План является обязательным документом педагогов.

5.2. Контроль за планированием осуществляется заместитель заведующего МДОУ ежемесячно с соответствующей пометкой в листе контроля за состоянием планирования.

Литература

1. Дошкольное образование: Словарь терминов / Сост. и др. М., 2005.

2. Дошкольная педагогика/ под ред. . М., 1988

3. Управление дошкольным учреждением: Словарь-справочник/ Сост. . М., 2008.

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года.

2. Годовой план ДОУ.

3. Тематические планы (по основным видам деятельности).

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации.

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).

2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).

3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.


4. Учет местных и региональных особенностей климата.

5. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий , занятий по экологии.

6. Учет индивидуальных особенностей.

7. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (ООД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).

8. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование ООД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).

9. Учет уровня развития детей (проведение ООД, индивидуальной работы, игр по подгруппам).

10. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только для ООД, но и для других видов деятельности).

11. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

12. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка и др.).

13. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов. Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

14. Планируемая деятельность должна быть мотивирована. Мотив – это интерес, желание. Мотивация практическая – научиться сделать. Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов). Мотивация познавательная (интерес к новой информации).

15. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка. Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран. возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

16. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?». Выполнение домашней работы в тетрадях, если это необходимо, дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом. Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы. Если задача используется на занятиях более 4 раз - выносить ее в нерегламентированную деятельность.


4. Совместное составление плана обоими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

· игровая деятельность;

· социальное развитие ;

· физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

· подвижные игры);

· познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты, эксперименты);

· художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая, изобразительная);

· элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

1. Установить объем плана в условно-учебных часах.

2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

3. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель : организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс - это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата. Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом.

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

2. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.

3. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели.

Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени возможно планировать:

Совместная деятельность.

Утро.

Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Например, сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.

2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

Подготовку.

3. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается использование колющих и режущих предметов труда.

4. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.

5. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

Комплекс меняется через две недели.

Прогулка.

Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся чаще.

2. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь», соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в старших группах (бадминтон , баскетбол , футбол, хоккей, городки).

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6. Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей необходимо формировать потребность в труде.

7. Планируются беседы по культуре общения , по воспитанию нравственных качеств.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

Вечер.

Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.

В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные, подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз в неделю (в четверг или пятницу). Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

3. Труд (ручной труд, хоз.-быт. (уборка, стирка), коллективный , по подгруппам. Планировать знакомый вид дежурства нет необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

5. Чтение художественной литературы .

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

1. Тема.

2. Задачи (программное содержание) - обучающая, развивающая и воспитательная. Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

3. Оборудование.

4. Активизация словаря.

5. Методы и приемы.

6. Источник.

В методической литературе подробно указываются обучающие и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи. Что мы можем воспитывать? Доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка: 1 страница – список детей, 2 страница – сетка занятий, 3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности. Например: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей. В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема. Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах. Например: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка», Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПЛАНИРОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Согласно Федеральным государственным тре­бованиям к структуре основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования , приказом Минобрнауки России (далее - ФГТ) планирование образовательного про­цесса в ДОУ должно основываться на комплексно-тематическом принципе.

Такое планирование предполагает соблюдение определенных принципов. Первый - принцип те­матического планирования - предусматривает, что тема заимствуется из программы. Она реализуется через разнообразные виды детской деятельности с инте­грацией в содержании нескольких образовательных областей и с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдения, экскур­сия, беседа и т. д.).

Принцип рациональности - понимается, как уме­ние определять такие способы и формы организа­ции образовательного процесса, которые позволяют в пределах определенного времени (день, неделя, месяц) без перегрузки детей получить качественный результат - усвоение воспитанниками материала.

Тематический принцип построения должен учитывать этнокультурные компоненты, а также специфику дошкольного учреждения.

Приведу пример комплексно-тематического планирования в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Умейка» (МАДОУ №13 «Умка». В нём одной теме уделяется 1 неделя. Тема отражается не только в содержании психолого-педагогической работы и организованной образовательной деятельности, но и в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

В рамках выбранной темы интегрируются цели и задачи из раз­ных образовательных областей, которые, обогащая и дополняя одна другую, способствуют формирова­нию в сознании ребенка целостной картины мира.

Планирование образовательного про­цесса на учебный год может быть составлено на основе:

· лексических тем , повторяющи­хся из года в год ("Осень", "Профессии", "Опасные предметы", "Новый год", "Мой дом, моя семья", «Домашние и декоративные птицы» и т. д.)

· на основе празднично-событийного цикла , базу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения детского сада, Новый год, Коляда, Масленица и т. д.).

После определения основы происходит распределение тематики на учеб­ный год с указанием временных интервалов.

Планирование тематической недели основывается на определенной системе общих тре­бований. Прежде всего, определяются задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве - столице России, ее исто­рии", или "формирование первичных представле­ний о себе, семье, обще­стве, государстве, мире и природе".

Далее выделяется содержание образовательного материала соглас­но образовательной про­грамме. Продумываются формы, методы и приёмы работы с детьми по реализации программных задач. Подготавливается оборудование и анализируется, какие измене­ния необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых угол­ков, внесение новых пред­метов, игр и т. д.).

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей. Проблема планирования является актуальной, но вместе с тем одной из сложных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, открывающими на своей базе новые формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты, центры игровой поддержки ребенка, службу ранней помощи, лекотеку.

Планирование – это процесс разработки последовательных действий, сущность которого состоит в построении системы воспитательно-образовательной работы. Следовательно, в планировании нуждаются все виды педагогической деятельности .

План является основным документом, на основе которого организуется вся деятельность специалистов структурного подразделения. Системный подход к планированию обеспечивается строго продуманной структурой и содержанием планов всех задействованных специалистов. Однако допускается, что в процессе реализации планы могут уточняться и корректироваться в зависимости от объективных условий.

Совокупность различных видов планирования, применяемых одновременно в отдельном дошкольном учреждении, называется формой планирования. Соответственно структурное подразделение может так же иметь свою форму. Любая форма планирования может быть рассмотрена с точки зрения содержания, масштаба представления, степени детализации и т.п. С точки зрения временных параметров применяется следующая терминология планов:

Перспективный, составляется на длительный срок (год, квартал, месяц);

Календарный, составляется на короткий срок (неделю, день);

Циклограмма – схема регулярно проводимых мероприятий (в течение года, месяца).

Если рассматривать планирование работы структурного подразделения в общей системе планов дошкольного учреждения, то можно выделить следующие виды планов.

    Планирование работы структурного подразделения в целом, которое составляется руководителем структурного подразделения и утверждается на педагогическом совете дошкольного учреждения:

    • годовой план работы подразделения

      перспективный план работы подразделения

    Индивидуальное планирование специалистов, составляют педагоги и специалисты в соответствии со штатным расписанием (музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог дополнительного образования, специалист):

    • годовой план работы специалиста

      календарный план работы специалиста

    Планирование работы с конкретной группой детей и родителей, составляет воспитатель (для групп кратковременного пребывания и центров игровой поддержки ребенка):

    • календарный план работы воспитателя

      планы индивидуальной, групповой работы (входит в перечень документов на ребенка)

При грамотном планировании у руководителя структурного подразделения появляется возможность рационально распределить во времени работу специалистов и прогнозировать результаты. Это создает предпосылки для успешной организации деятельности новой формы.

Этому так же может способствовать составление Программы – внутреннего документа структурного подразделения. С учетом специфики условий и реальной обстановки конкретного дошкольного учреждения.

Программа – это документ, выполняющий различные функции: основание для оплаты, характеристика профессионального уровня педагога, специфика содержания воспитательно-образовательного процесса и психолого-педагогической помощи семье и ребенку.

Программа работы структурного подразделения строится на основе программы развития и образовательной программы ДОУ. Она может иметь, на наш взгляд, аналогичную адаптированную структуру.

1. Пояснительная записка или введение (для постепенного вхождения в содержание программы), в которой отражаются:

1.1. Актуальность (в том числе, востребованность родителями новой формы работы в микрорайоне и возможности конкретного дошкольного учреждения: наличие помещений, материально-техническая база, квалификация и занятость педагогов, приоритетные направления деятельности);

1.2. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность структурного подразделения.

2. Программно-методическое сопровождение работы (на основе образовательной программы ДОУ);

2.1. Цель и задачи (т.е., на что направлена деятельность, конкретный, охарактеризованный качественно образ желаемого результата, определяющий стратегию и тактику образовательного процесса, с учетом интересов родителей и социума);

2.2. Принципы построения воспитательно-образовательной работы;

2.3. Методы, приемы, средства работы с детьми и родителями;

2.4. Контингент.

3. Содержание работы включающей материалы по направлениям деятельности педагогов и специалистов (каков объем информации; каким образом распределяется в течение года; какие сведения включаются в разделы; в какой форме и какими методами ведется работа в зависимости от темы или вида деятельности и т.п.). Материал может быть представлен в виде развернутого текста, сгруппированный по возрастам и разделам с добавлением дополнительных планов-схем, методических рекомендаций.

· Адаптированная модель воспитательно-образовательного процесса в период пребывания детей и родителей (распределение во времени различных видов деятельности);

· Тематический или перспективный план работы воспитателя (для ЦИПР и ГКП);

· Тематический или перспективный план работы специалистов.

4. Диагностика с учетом направлений деятельности структурных подразделений:

Используемые диагностики (название, кем разработаны, критерии оценки);

Результаты за предыдущий учебный год;

Результаты проведенных обследований.

4.1. Диагностика по оговоренным проблемам.

4.1.Диагностика готовности к посещению дошкольного или общеобразовательного учреждения.

4.2. Овладение родителями техниками игрового взаимодействия, и пр.

5. Условия реализации Программы.

5.1.Распределение обязанностей между сотрудниками структурного подразделения.

5.2. Работа с родителями:

· Формы и методы;

· Тематика консультаций, вопросы при обращении.

5.3. Компоненты предметно-развивающей среды:

· Кабинеты специалистов (какие);

· Зоны (для совместной работы, развивающих игр и пр.);

· Перечень игрушек и пособий.

5.4. Взаимодействие с социумом и другими учреждениями (в том числе, учреждениями науки и медицинскими учреждениями).

1. Приложения (по усмотрению).

Программа, как и планы специалистов могут быть представлены в текстовой и графической формах. Это наиболее оптимальное сочетание, что отмечалось многими современными авторами, рассматривающими вопросы планирования. Без текстовой формы, по мнению Л.М. Волобуевой , невозможно оценить полноту и целостность содержания. Без графической – оптимально скоординировать мероприятия в пространстве и времени, чтобы избежать перегруженных недель «столкновения» мероприятий. При графическом планировании можно проанализировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, плотность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

На наш взгляд именно с Программой необходимо согласовывать текущую деятельность и планы специалистов, которые конкретизируют, а в отдельных случаях корректируют или дополняют ее мероприятиями.

Рассмотрим более внимательно две основные формы планирования: годовой и календарный план. И одну и другую форму используют заведующая, методист и воспитатель. Годовой план заведующей и методиста предполагает организацию работы всего коллектива в течение года. В нем выделяются по меньшей мере 3-4 ведущие задачи (количество определяют сами работники). Например: добиться выполнения программы по разделу «Связная речь» на занятиях и в повседневной жизни; внедрять эффективные методы и приемы формирования у дошкольников элементарных математических представлений; формировать основу экологической культуры путем внедрения целостной технологии эколого-личностного подхода к ребенку; систематизировать работу по приобщению семьи к экологическому воспитанию детей.

Затем раскрываются формы, в которых будет выполняться годовой план. Это могут быть семинары-практикумы, смотры-конкурсы, консультации, просмотры, педагогические советы, собрания и т. п. Отдельный раздел плана - организационно-педагогическая работа (темы заседаний педагогических советов, тематические проверки, содержание работы родительского комитета, сотрудничество со школой и др.).

Оформление годового плана работы дошкольного учреждения может быть самым разнообразным. Он может быть составлен в любой удобной для конкретного педагогического коллектива форме: схематично-блочной, календарной (разбитой по месяцам), цикличной по формам работы и т. д. Ориентируясь на основное содержание деятельности и ее направленность на конечные результаты, рассмотрим годовой план работы ДОУ , в котором ежегодно присутствуют одни и те же разделы. Меняются только цели и содержание разделов, которые определяются полученными результатами .

Годовой план работы включает следующие разделы:

    Анализ конечных результатов прошедшего учебного года.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - это заранее оп ределенный порядок, последовательность осуществления воспи тательно-образовательной работы с указанием необходимых ус ловий, средств, форм и методов.

Основой для планирования педагогического процесса явля ется та Программа, по которой работает дошкольное учреждение. Пла нирование направлено на организацию педагогического процесса как в целом по детскому саду, так и отдельно по каждой возраст ной группе. Основной Целью планирования является определение конкретных задач воспитательно-образовательной работы на кон кретный отрезок времени, а также видов деятельности, способов их организации и средств решения поставленных задач, обеспечи вающих выполнение программы.

Принципы планирования: научность, перспективность, конк ретность, регулярность, последовательность, повторность. Ис ходя из принципов планирование всей работы детского сада долж но отвечать определенным Требованиям:

  • 1. Планирование должно исходить из общей цели воспитания и обучения детей, а также соответствующих задан. Исходя из этого планируются содержание жизни детей, формы организации их деятельности, методы работы.
  • 2. Планирование должно быть направлено на организацию педагогического процесса в целом: конкретизацию задач, стоящих перед дошкольным учреждением, отбор содержания и способов пе дагогического воздействия в соответствии с задачами воспитания и возрастом детей.
  • 3. Планирование воспитательной работы должно предусматри вать сохранение основных принципов воспитания и обучения.
  • 4. План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.

Виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.

Годовой план - это совмест ная творческая работа всего коллектива. В нем определяются за дачи работы дошкольного учреждения на год и мероприятия по их выполнению, которые охватывают все стороны деятельности дет ского сада.

Перспективный план составляется на месяц и включает следующие разделы:

  • 1. Деятельность детей вне занятий
  • 2. Обучение на занятиях.
  • 3. Индивидуальная работа с детьми.
  • 4. Работа с родителями.
  • 5. Учет работы.
  • 6. Дополнения.

К плану прилагаются список детей группы, перечень литературы, сетка занятий и схема-памятка по организации деятельности детей и воспитателя на протяжении дня.

Календарный план составляется на 1-2 недели. Формой его написания может быть план-конспект, в котором подробно освещается вся деятельность на протяжении дня: утром (индивидуальная работа с детьми, работа по формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, проведение дидактической игры и др.), на занятиях (вид, тема, программное содержание, методические приемы, наглядный материал и др.), на прогулке (наблюдения, труд, подвижные игры, игровая деятельность, индивидуальная работа), во 2-ой половине дня и вечером (разнообразная игровая деятельность, труд, развлечения). Кроме плана-конспекта календарный план может быть выполнен в форме таблицы-схемы.

Календарно-перспективный план Обычно составляется в виде таблицы-схемы. На неделю планируются занятия, виды деятельности на прогулке и индивидуальная работа с детьми. На месяц планируется работа с родителями, комплексы утренней гимнастики, развлечения.