Рабочая программа по стратегии управления человеческими ресурсами. Дисциплина: «Управление человеческими ресурсами. Общие сведения о курсе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Управление человеческими ресурсами

Направление подготовки

080200.62- « Менеджмент»

Профиль подготовки

Менеджмент организаций

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

1. Цели освоения дисциплины

Управление человеческими ресурсами – дисциплина, изучающая сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития человеческих ресурсов организации

Объектами изучения являются:

Человеческие ресурсы организации в их интегральной связи с человеческими ресурсами общества

Предметом изучения курса являются:

Отношения складывающиеся на микроуровне экономики по поводу определения потребности, формирования, организации, развития, оценки и мотивирования человеческих ресурсов организации;

Цели изучения дисциплины – сформировать знания и представления, навыки об управлении формированием человеческих ресурсов для организации и их эффективном использовании, создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.

Задачами курса управления человеческими ресурсами являются получения знаний и навыков в следующих аспектах:

анализ спроса и предложения на рынке труда;

прогнозирование и планирование потребности в работниках;

привлечение, подбор и отбор кадров;

адаптация вновь прибывших работников;

повышения эффективности использования человеческих ресурсов;

повышение качества деятельности работников;

повышение качества деятельности организации в целом;

рост уровня жизни работников;

совершенствование систем мотивации;

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Управление человеческими ресурсами» является дисциплиной профессионального цикла и предусматривает использование знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении таких курсов как «Экономика», «Микроэкономика» «Маркетинг», «Теория менеджмента» и другие. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Управление человеческими ресурсами», являются базой для изучения курсов «Инновационный менеджмент», «Управление качеством», «Маркетинговые коммуникации».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Управление человеческими ресурсами.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13)

владеет современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16)

информационно-аналитическая деятельность

имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами

Типы организационной культуры и методы ее формирования;

Роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации

Бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

Уметь

-анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

-оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

-проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

-разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации

-разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

-использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

-разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации

-идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции

-диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

Владеть

Современным инструментарием управления человеческими ресурсами

Методами формирования и поддержания этичного климата в организации;

Навыками деловых коммуникаций

Методами планирования карьеры

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Управление человеческими ресурсами Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Самостоят

Тема 1. Человеческие ресурсы организаций

Тема 2.Методология управления человеческими ресурсами

Домашние работы

Тема 3.Система управления человеческими ресурсами

Презентации по кейсу

Домашние работы

Контрольная работа

Тема 4. Стратегическое управление человеческими ресурсами

Домашние работы

Тема 5 Планирование работы с персоналом организации

Итоги решения задач и обсуждения ситуаций

Тема 6. Технология и этапы управления персоналом организации

Итоги деловой игры

Презентация планов и мероприятий

Тема 7. Технология управления развитием человеческих ресурсов

Итоги деловой игры

рефераты

Тема 8. Управление поведением персонала организации

Рефераты

Тема 9. Оценка результатов деятельности персонала организации

Контрольная, тест

Тема 1. Человеческие ресурсы организаций дисциплины . Цель изучения дисциплины – подготовка студентов к управленческой...

  • Рабочая программа дисциплины управление конфликтами

    Документ

    ... __" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ Направление подготовки... управления» , «Управление человеческими ресурсами» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление ...

  • Аннотации к программам дисциплин (модулей) гуманитарный социальный и экономический цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа

    Структура дисциплины Управление человеческими ресурсами ... управления КГУ. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Управление земельными ресурсами» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор института экономики,

    менеджмента и информационных технологий

    С.А. Баркалов
    «____» _________________ 2015 г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    дисциплины

    Направление подготовки бакалавра 38. 03.02 «Менеджмент»

    Профиль Нет

    Квалификация выпускника Бакалавр

    Нормативный срок обучения 4/5 года

    Форма обучения очная/заочная

    «____ » ______________ 2015 года, Протокол № __

    Зав. кафедрой д.т.н., проф. _____________________ С.А. Баркалов

    Воронеж 2015


    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

      1. Цель дисциплины
    Целью освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»» является подготовка обучающихся к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное и компетентное управление персоналом организации.

      1. Задачи освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам, необходимым для:

    • разработки стратегии и концепции управления персоналом на предприятии;

    • построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом;

    • проектирования систем и технологий управления персоналом;

    • решения проблем, связанных с «человеческим фактором» на основе современных знаний о закономерностях, принципах и методах управления персоналом.

    2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
    Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана.

    Изучение дисциплины «Управление человеческими ресурсами» требует основных знаний, умений и компетенций студента по курсам: «Теория менеджмента», «Социология», «Психология», «Управление конфликтами».

    Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» является предшествующей для дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность».
    3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


    результаты освоения образовательной программы
    Процесс изучения дисциплины «Основы управления персоналом» направлен на формирование следующих компетенций:

    результаты обучения

    по дисциплине
    В результате изучения дисциплины студент должен:


    ОК-1 знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

    знать:

    • базовые ценности мировой культуры;
    уметь:

    • использовать базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

    ОК-5 владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

    знать:

    • способы анализа информации
    уметь:

    • воспринимать и обобщать информацию;

    • ставить цели и выбирать пути их достижения;
    владеть:

    • культурой мышления

    ОК 7 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

    знать:

    • принципы формирования команды
    уметь:

    вести переговоры

    владеть:


    • методами решения конфликтов

    ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

    знать:

    • методы принятия управленческих решений
    уметь:

    • оценивать последствия принимаемых решений
    владеть:

    • навыками принятия организационно-управленческих решений

    ОК-12 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

    знать:

    • основы современной философии и концепций управления персоналом;
    уметь:

    • выполнять
    владеть:

    ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

    знать:

    • факторы, влияющие на систему управления персоналом;
    уметь:

    • определять причину и следствие социально значимых проблем и процессов в системе управления персоналом
    владеть:

    • методами контроля и оценки социальной эффективности системы управления персоналом

    ОК-21 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

    знать:

    • правила охраны труда персонала;
    владеть:

    • методами организации труда персонала

    ПК-1 знание основных этапов эволюции управленческой мысли

    знать:

    • основные положения научных школ управления;

    • эволюцию концептуальных подходов к управлению персоналом;

    • особенности кадрового менеджмента на разных стадиях развития организации;
    уметь:

    • применять основные теории мотивации персонала;
    владеть:

    • методами управления персонала

    ПК-2 способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

    знать :

    • преимущества и недостатки различных организационных структур управления;

    • принципы распределение полномочий и ответственности;
    уметь: владеть:

    • функционально-стоимостным методом проектирования системы и технологии управления персоналом

    ПК-3 готовность к разработке процедур и методов контроля

    знать:

    • роль и функции контроллинга в системе управления персоналом;

    • локальные нормативные акты, регламентирующие процессы управления персоналом компании;

    • правовые механизмы воздействия на работников, материальная ответственность
    уметь:

    • разрабатывать порядок контролирующих процедур;

    ПК-4 способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

    знать:

    • основные теории мотивации;

    • принципы формирования системы мотивации и стимулирования на предприятии;
    уметь:

    • выявлять мотиваторы персонала
    владеть:

    • методами мотивации персонала;

    ПК-5 способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

    знать :

    • принципы и методы формирования команд в трудовом коллективе;
    уметь:

    • организовывать групповую работу;
    владеть:

    • навыками планирования и организации работы команды

    ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций

    знать :

    • взаимосвязь корпоративной культуры и стратегии компании;

    • виды и модели корпоративной культуры.
    владеть:

    • методами диагностики существующей корпоративной культуры;

    ПК-7 способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

    знать :

    • форматы внутренних коммуникаций в компании.
    уметь : владеть:

    ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

    знать :

    • показатели эффективности системы управления персоналом.
    уметь :

    • оценивать эффективность решений в области управления персоналом;

    ПК-9 способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

    знать :

    • основы стратегического управления организацией;

    • функции управления персоналом;

    уметь :

    • определять цели и задачи системы управления персоналом в соответствии со стратегией организации;
    владеть:

    • методами принятия решений в сфере управления персоналом

    ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом

    знать:

    • функции управления персоналом;

    • сущность, задачи, закономерности, принципы и методы управления персоналом
    уметь:

    • ставить цели и задачи управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации;
    владеть:

    • технологиями отбора и найма персонала, развития и обучения персонала, оценки различных категорий персонала

    ПК-17 готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям

    знать:

    • основные элементы и порядок разработки концепции управления персоналом на предприятии;

    • цели и задачи кадровой политики организации;

    • элементы кадровой политики и этапы ее проектирования;
    уметь:

    • разрабатывать элементы проектов в сфере управления персоналом;
    владеть:

    • методами управления персоналом организации

    ПК-25 знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде

    знать :

    • функции и методы управления персоналом организации;

    • особенности взаимодействия в межкультурной среде;
    уметь:

    • предлагать решение проблем в сфере управления персоналом с учетом особенностей межкультурной среды;
    владеть:

    • методами урегулирования конфликтов и преодоления сопротивления;

    ПК-37 умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

    знать:

    • понятие, направления, методы и алгоритм проведения аудита персонала;
    уметь:

    • рассчитывать показатели эффективности систему управления человеческими ресурсами в организации;
    владеть:

    • методами диагностики организационной культуры.

    4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

    Общая трудоемкость дисциплины «Управление человеческими ресурсами» составляет 4 зачетных единицы.


    Вид учебной работы

    Всего

    часов


    Семестры/курсы

    6 /4

    Аудиторные занятия (всего), в том числе:

    54 /18

    54 /18

    Лекции

    36/6

    36/6

    Практические занятия (ПЗ)

    18/12

    18/12

    Лабораторные работы (ЛР)

    -/-

    -/-

    Самостоятельная работа (всего), в том числе:

    54 /117

    54 /117

    Курсовая работа

    -/-

    -/-

    Контрольная работа

    -/-

    -/-

    Вид промежуточной аттестации - экзамен

    36 /9

    36 /9

    Общая трудоемкость

    час

    144 /144

    144 /144

    зач. ед.

    4 /4

    4 /4

    Примечание : здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
    5. содержание дисциплины,

    структурированное по темам (разделам) с указанием

    отведенного на них количества академических часов и

    видов учебных занятий
    5.1. Учебно-тематический план


    п/п

    Наименование разделов и тем

    дисциплины


    Лекц.

    Практ.

    зан.


    Лаб.

    зан.


    СРС

    Всего

    час.


    Раздел 1. Основы Современной философии и концепциЙ управления персоналом

    1.1

    Персонал предприятия как объект управления. (ОК-12)

    2/0,5

    1/1

    -/-

    2/8

    5/9,5

    1.2

    Кадровая стратегия и кадровая политика организации (ОК-1, ОК-5, ОК-12, ПК-17)

    2/-

    1/-

    -/-

    4/8

    7/8

    1.3

    Основы разработки и реализации концепции управления персоналом (ОК-13, ПК-1, ПК-17)

    2/0,5

    2/1

    -/-

    4/8

    8/9,5

    Раздел 2. Методы и технологии управления персоналом

    2.1.

    Технологии отбора и найма персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-14)

    4/0,5

    2/2

    -/-

    4/8

    10/10,5

    2.2

    Развитие и обучение персонала. (ПК-14)

    2/0,5

    2/-

    -/-

    2/7

    6/7,5

    2.3

    Принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования персонала. (ОК-7, ПК-4, ПК-14)

    4/0,5

    2/2

    -/-

    4/7

    10/9,5

    2.4

    Технологии оценки различных категорий персонала. (ПК-14)

    4/0,5

    2/-

    -/-

    2/7

    8/7,5

    2.5

    Формирование корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций в компании (ОК-1, ОК-7, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-25)

    2/-

    -/-

    -/-

    2/8

    4/8

    2.6

    Процедуры перемещения и адаптация персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-6, ПК-14)

    2/0,5

    -/-

    -/-

    2/8

    4/8,5

    раздел 3. Организационное проектирование системы управления персоналом

    3.1

    Место системы управления персоналом в структуре организации. (ОК-7, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-17)

    2/-

    1/-

    -/-

    2/8

    5/8

    3.2

    Организационная структура службы управления персоналом. (ОК-8, ПК-2, ПК-8)

    2/0,5

    1/2

    -/-

    2/8

    5/10,5

    раздел 4. Нормативно-правовое и документационное обеспечение процессов управления персоналом

    4.1

    Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом (ПК-14)

    2/0,5

    -/-

    -/-

    2/8

    4/8,5

    4.2

    Документационное обеспечение процессов управления персоналом (ПК-14)

    2/0,5

    2/2

    -/-

    2/8

    6/10,5

    раздел 5. Оценка эффективности системы управления персоналом.

    5.1

    Система показателей эффективности управления персоналом. (ОК-8, ПК-3, ПК-8)

    2/0,5

    2/2

    -/-

    2/8

    6/10,5

    5.2

    Основы проведения аудита и контроллинга персонала. (ПК-3, ПК-8)

    2/0,5

    -/-

    -/-

    2/8

    4/8,5

    Экзамен

    36/9

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Российская академия народного хозяйства и государственной службы

    при Президенте Российской Федерации»

    ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

    Факультет управления

    Кафедра менеджмента

    Учебно-методический комплекс дисциплины «управление человеческими ресурсами»

    Направление 38.03.02 «Мееджмент»

    Профили «Управление проектами», «Финансовый менеджмент»

    Квалификация бакалавр

    Форма обучения

    очная, заочная форма обучения

    Ростов-на-Дону – 2015

    Южно-российский институт управления ранХиГс

    Кафедра менеджмента

    Новиков В.М., Баева В.Д.

    Управление человеческими ресурсами: Учебно-метод. комплекс. Ростов н/Д: Изд-во ЮРИУ РАНХиГС, 2015. – 77 с.

    Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ООП ВПО.

    Предназначен для подготовки бакалавров по направлению: 38.03.02 «Менеджмент» (для очной и заочной форм обучения), профиль «Финансовый менеджмент», «Управление проектами».

    Печатается по решению кафедры.

    Протокол № от «_____» ______________ 2015г.

    Общие сведения о курсе …………………………………………………………………

    Учебно-тематический план………………………………………………………………

    Программа курса………………………………………………………………………….

    Семинарские занятия……………………………………………………………………

    Вопросы к экзамену………………………………………………………………………

    Темы рефератов………………………………….……………………………………….

    Глоссарий………………………………………………………………………………….

    Общие сведения о курсе

    Учебная дисциплина «Управление человеческими ресурсами» входит в число обязательных дисциплин профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению «Менеджмент». Непрерывные перемены во внешней среде, растущая конкуренция на всех ресурсных рынках, модернизация российской экономики, глобализация общества, стремительное развитие научно-технического прогресса, качественное усложнение и дифференциация труда, рост его интеллектуальной составляющей в совокупном общественном производстве предъявляют более жесткие требования к современным менеджерам любого звена в управленческой иерархии. Применительно к линейным и функциональным менеджерам в структурных подразделениях организации актуальной становится их способность не только принимать грамотные управленческие решения, но и воздействовать на своих подчиненных с учетом реализации интересов всех участников производственных отношений. Применительно к менеджерам по управлению человеческими ресурсами компетенция эффективного руководства работниками является определяющей и отличается стратегической нацеленностью на кадровую политику организации.

    Объектом изучаемого курса выступает система управления человеческими ресурсами в организации.

    Предметом курса является эффективность управления человеческими ресурсами с позиции достижения целей менеджмента и коллектива, а также отношения, возникающие между собственниками, менеджментом и подчиненными.

    Ц ель дисциплины - изучение студентами принципов, функций, методов управления человечскими ресурсами, анализ концепций управления человеческими ресурсами, а также формирование навыков эффективного воздействия на персонал в современных организациях с учетом согласования интересов менеджмента и коллектива в условиях реальной российской практики.

    В процессе изучения дисциплины ставятся задачи :

      Формирование комплексных представлений об эволюции и современных тенденциях управления человеческими ресурсами;

      Выявление отличий между управлением человеческими ресурсами и управлением персоналом;

      Изучение основных элементов, целей и функций системы управления человеческими ресурсами;

      Анализ роли функции управления человеческими ресурсами в достижении организационных целей;

      Рассмотрение методов управления человеческими ресурсами;

      Формирование представлений о принципах формирования бюджета системы управления человеческими ресурсами в современных организациях;

      Обоснование современных методик оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами;

      Выявление принципов формирования стратегии управления человеческими ресурсами и современных подходов к стратегическому управлению человеческими ресурсами;

      Анализ концепции и практики управления знаниями и компетенциями персонала;

      Исследование процесса формирования человеческих ресурсов в организации;

      Исследование технологий эффективного использования человеческих ресурсов, методов стимулирования и мотивации;

      Выявление роли корпоративного развития человеческих ресурсов в достижении организационных задач;

      Анализ современных подходов к управлению карьерой сотрудников и формированию кадрового резерва;

      Формирование представлений о современных трудовых отношениях в российских организациях;

      Анализ политики здравоохранения и безопасности труда в современных организациях.

    Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    Знание основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1),

    Пособность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-2),

    Способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4).

    Компетенция

    Код по ФГОС/ ООП

    Показатели достижения результата

    Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

    знание основных этапов эволюции управленческой мысли

    Сущность, цели, функции и организационную структуру системы управления персоналом;

    Технологии найма, отбора, приема и расстановки персонала;

    Решение практических задач;

    Выполнение самостоятельно заданий по темам программы.

    Разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и осуществлять программы по их адаптации;

    Разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда персонала;

    Современными технологиями управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала;

    способность проектировать управленческую структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

    Основы профориентации и трудовой адаптации персонала;

    Сущность и принципы организации труда персонала, высвобождения персонала;

    Технологии управления социальным развитием персонала;

    Специфику организации обучения персонала;

    Посещение лекционных занятий;

    Подготовка к семинарским занятиям;

    Участие в дискуссии;

    Использовать различные методы текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) персонала;

    Разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

    Современными технологиями управления обучением и развитием персонала;

    Навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.

    способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

    Сущность технологии текущей деловой оценки персонала, в т.ч. аттестации персонала;

    Основы управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала;

    Технологии управления кадровыми нововведениями.

    Посещение лекционных занятий;

    Подготовка к семинарским занятиям;

    Подготовка рефератов;

    Участие в дискуссии;

    Выполнение самостоятельно заданий по темам программы.

    Разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

    Разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и участвовать в их реализации.

    Современными технологиями управления обучением и развитием персонала;

    Навыками разработки процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала.

    Методика изучения дисциплины построена на последовательном изучении ее путем чтения лекций, проведения семинарских занятий, контрольных работ и самостоятельной работы студентов по определенным направлениям.

    Целью проведения семинарских и практических занятий является закрепление знаний, навыков и умений, полученных на лекциях и в процессе самостоятельной работы студентов с научной и учебной литературой.

    Самостоятельная работа обучающихся имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и итоговому контролю, а также формированию культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний. Она должна носить систематический и непрерывный характер.

    Промежуточная форма контроля знаний – зачет. Итоговая форма контроля знаний студентов - экзамен .

    «1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Управление человеческими ресурсами» является научной дисциплиной, которая изучает феномен человеческих ресурсов в рамках...»

    АННОТАЦИЯ

    РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

    «УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ»

    Направление подготовки – 38.03.01 Экономика

    Профиль подготовки - Экономика организации (предприятия)

    Квалификация (степень) - бакалавр

    Форма обучения - очная, очно-заочная, заочная

    Программа реализуется кафедрой экономики и управления

    1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    «Управление человеческими ресурсами» является научной дисциплиной, которая изучает феномен человеческих ресурсов в рамках определённых организационных структур и его влияние на результативность деятельности.

    Курс направлен на изучение практических и теоретических положений интерактивных методов. Помимо общего ознакомления с проблемой проведения тренинговых занятий, курс преследует цели личностно-профессионального совершенствования будущих экономистов – практиков, а также приобретения ими знаний и навыков, необходимых для ведения эффективного организационного консультирования и самостоятельного руководства группами активного обучения, а также для осуществления психокоррекции персонала в организации.

    Программа курса разработана с учетом потребности современного бизнеса, психологии управления и социальной поддержки сотрудникам предприятий.

    Программа курса в основном направлена на проведение практических занятий и минилекций по освоению технологий организационного развития, обеспечивающих современный подход к управлению изменениями, с которыми сталкиваются организации, и по развитию человеческих ресурсов.



    Цель программы – развитие умений и отработка навыков в сфере управление персоналом, формирование базовых представлений по рекрутингу, тренерской деятельности и коуч – консультированию, а также глубинные знания и приобретение навыков по тому или иному направлению, включающие инновационные механизмы в практике.

    Задачи программы:

    Описать базовую технологию механизмов в сфере управления персоналом;

    Осветить назначение HR- службы;

    Обозначить основные аспекты кадровой политики;

    Показать слушателям способы работы HR-консультантов;

    Показать слушателям бизнес- процесс подбора и способы работы рекрутера;

    Информировать участников о методах работы по направлениям рекрутинг, тренерская деятельность, коуч-консультирование;

    Научить методам работы внешних и внутренних HR-консультантов;

    Построить модель взаимодействия «консультант – клиент», как видит ее внутренний HRменеджер и руководитель (клиент, заказчик), так и агентство и консультант;

    Сформировать навыки в области рекрутинга;

    Научить разрабатывать нормативные документы и методические метериалы для осуществления процесса подбора кадров;

    Помочь приобрести навыки проведения телефонного интервью и собеседования;

    Познакомить слушателей с тестовыми методиками и научить определять потребность в 11.

    применении;

    Обозначить важность планирования и прогнозирования потребности в персонале;

    Информировать участников о важности процесса адаптации как завершающего этапа подбора;

    Сформировать навыки планирования и оценки результатов собственной деятельности;

    Сформировать навыки в области тренерской деятельности;

    Определить концепцию организации и проведения тренингов;

    Научить писать сценария тренинговых программ под любой запрос;

    Познакомить слушателей с методом консультирования – коучингом;

    Показать слушателям способы работы коуч-консультантов;

    Научить разрабатывать собственные методические программы и упражнения, как в тренерской деятельности, так и коучинге.

    Определить сущность и содержание инновационных механизмов в направлениях рекрутер, 21.

    тренер-профессионал, коуч-консультант;

    Продемонстрировать те или иные подходы, а также роли в инновационных механизмах по 22.

    данным направлениям;

    Показать особенности корпоративной культуры в работе и применение инновационных механизмов;

    Познакомить с профессиональной адаптации и ориентации персонала;

    Показать значимость работы с мотивацией персонала;

    Научить методам работы психологов и менеджеров со стрессом их клиентов и подчиненных;

    Научить методам профилактики и нивелирования стрессовых ситуаций;

    Научить выявлять ключевые компетенции должности и критерии оценки;

    Показать слушателям место и роль метода Ассессмент Центра в системе оценки персонала 29.

    компании;

    Помочь пробрести навыки наблюдателя Ассессмент Центра.

    2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Аудиторных занятий

    – 54 часа, из них лекции – 18 часов, семинарские занятия – 36 часов, в том числе в активной/интерактивной форме – 12 часов. На самостоятельную работу - 36 часов.

    Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» изучается студентами очной формы обучения направления «Экономики» в 3 семестре 2 курса, студентами заочной формы обучения – в 3 и 4 семестрах 2 курса. «Управление человеческими ресурсами» входит в состав дисциплин вариативной части профессионального цикла при обучении бакалавров экономистов. Совместно с рядом учебных курсов общенаучного профиля «Управление человеческими ресурсами»

    образует основу фундаментальной теоретической подготовки специалистов высшей квалификации.

    Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как «Основы менеджмента». Знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут в дальнейшем использованы студентами при освоении дисциплин «Менеджмент», «Организационное поведение», выполнении дипломных проектов. В преподавании курса используются основные понятия, введенные в вышеперечисленных предметах. Студенты в процессе обучения приобретают навыкам в области HR. Работа в области управления персоналом предполагает интенсивное и напряженное общение, навыки в области инновационных механизмов позволяют психологически сохранно управлять процессами взаимодействия с персоналом.

    Основное внимание в программе уделяется теоретическим и практическим проблемам в сфере управления персоналом. Теоретическая часть данной программы включает обзор психологических школ и теорий, предлагающих различные методологические основания для работы по направлениям рекрутинг, тренерская деятельность и коуч-консультирование.

    Обучение носит инновационный характер, с применением технических средств в обучении, методического обеспечения, занятия проходят в форме семинаров, интерактивных и деловых игр, лекций, тренинговых занятий, с помощью метода воркшопа, мастер – классы, проводящие внешними экспертами практиками в сфере HR и т.д.

    Таким образом, «Управление человеческими ресурсами» имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В силу этого усвоение ее положений является важной задачей студентов, обучающихся по направлению бакалавриата «Экономистов» в Московском гуманитарном институте имени Е.Р. Дашковой.

    Изучение данной дисциплины заканчивается экзаменом.

    3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

    ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    Профессиональные компетенции:

    ПК-11 способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта;

    ПК-13 способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫМ

    ДИСЦИПЛИНОЙ

    В результате освоения дисциплины «управление человеческими ресурсами» обучающийся должен:

    Знать:

    компетенции HR-консультанта в современном бизнес-процессе;

    рганизацию процесса внешнего консалтинга;

    методы взаимодействия с внешним и внутренним высшим руководством;

    методы работы консультанта: оценка, развитие, индивидуальное и групповое;

    юридические и экономические аспекты деятельности.

    особенности метода Ассессмент Центра в системе оценки персонала;

    организацию процесса Ассессмент Центра;

    особенности взаимодействия с участниками оценки (наблюдаемыми);

    особенности работы наблюдателя: наблюдение, обработка собранной информации, составление и написание отчета наблюдения;

    пути применения результатов, полученных в ходе проведения Ассессмент Центра.

    особенности рынка коучинга в России и за рубежом;

    компетенции коуч-консультанта;

    организацию процесса коуч-сессий;

    методы взаимодействия и работы с клиентом;

    основы стресс-менеджмента (виды, формы, механизмы, факторы, реакции, копингстратегии);

    компетенции специалиста, работающего со стрессом;

    организацию процесса работы со стрессом;

    сущность теоретических и методологических основ тренинговой работы;

    методы тренинговой работы: их содержание и особенности применения;

    технологии проведения тренингов в разных областях практической психологии;

    компетенции HR – менеджера в современном бизнес-процессе;

    организацию процесса внешнего отбора кадров;

    поиск и привлечение подходящий кандидатур;

    методы отбора персонала;

    контроль и направление хода интервью;

    методы оценки персонала;

    методы обучения;

    компетенции рекрутера, методы составления профиля должности, методы адаптации новичка,

    Владеть:

    особенности процесса внешнего консалтинга;

    разнообразие консалтинговых слуг, ориентироваться в преимуществах каждого из них;

    важность взаимодействия и построения отношений с заказчиком;

    роль метода Ассессмент Центра для сотрудников компании и самой организации;

    важность проработки модели компетенций с заказчиком процесса;

    роль объективного и беспристрастного наблюдения в ходе проведения Ассессмент Центра;

    особенности процесса коучинга;

    разнообразие услуг коучинга;

    важность взаимодействия и построения отношений с клиентом;

    необходимость системного и безоценочного взгляда на запрос клиента;

    особенности стрессовых явлений и их значение;

    разнообразие стрессовых реакций и причин поведения людей, находящихся в стрессе;

    важность системного и междисциплинарного подхода к проблеме стресса;

    важность разрешения и предотвращения стрессовых ситуаций в организации.

    природу тренинговой деятельности;

    значимость тренера в работе с группой;

    организацию процесса обучения;

    о рекрутменте в целом (цели, задачи, функции), отличительные особенности внутреннего и внешнего рекрутмента,

    Иметь навыки:

    объективного (независимого) и системного мышления;

    целеустремленности, открытости новому, смелости;

    оперативной работы с большим и неструктурным потоком информации;

    построения карт, схем на бумажных и цифровых носителях с применением компьютерных программ;

    построения личного взаимодействия с людьми различного полового, профессионального и социального статуса;

    внедрения инноваций и инновативных тенденций в сложившуюся организационную политику.

    объективного и беспристрастного наблюдения за процессом;

    составления личных и сводных отчетов наблюдения по наблюдаемому участнику Ассессмент Центра;

    рассмотрения запроса клиента в системе и целостно.

    системной проработки алгоритма стресса «вход – выход», конструирование тренинговых программ;

    технология ведения тренинга и групповой динамики;

    профессиональная идентичность и личностный стиль тренера;

    сбор предварительной информации о кандидатах;

    активное слушание;

    оценка невербального поведения;

    организация процесса обучения системы оценки результативности труда.

    разработки программы адаптации и ее проведения, оценки результатов прохождения испытательного срока, оценки результатов собственной деятельности.

    Тема 1. Особенности кадрового и консалтингового бизнеса HR стратегии Тема 2. BSC и KPI. Основные этапы подбора персонала Тема 3. Организация процесса внешнего и внутреннего подбора персонала. Системный подход в подборе персонала Тема 4. Этика делового общения менеджера по персоналу: юридический и психологический аспект Тема 5. Методы оценки персонала. Ассессмент центр в системе оценки персонала Тема 6. Планирование и оценка результатов собственной деятельности. Особенности регулирования организационного конфликта Тема 7. Профилактика стресса в организации. Психокоррекция и профилактика ПДЛ Тема 8. Психологические основы тренинговых программ. Основы конструирования тренинговых программ Тема 9. Особенности планирования и организации тренинговых программ в зависимости от поставленных целей и задач. Особенности и методы работы с групповой динамикой. Личность ведущего в группе

    Тема 1. Современная концепция управления человеческими ресурсами

    Человеческий ресурс современных организаций, его экономическая и социальная ценность. Персонал. Отличительные черты персонала и человеческих ресурсов. Отличие человеческих ресурсов от прочих экономических ресурсов. Кадры. Труд как фактор производства. Трудовой потенциал. Кадровый потенциал. Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Человеческий капитал. Человеческий фактор, определяющий структурные сдвиги в экономической стратегии современных организаций.

    Управление человеческими ресурсами. Управление персоналом. Отличие управления персоналом от управления человеческими ресурсами. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами как фактор повышения экономической эффективности организации. Эффективность человеческого капитала.

    Эволюция процесса управления работником. Технократическая концепция (управление кадрами). Концепция управления персоналом. Концепция управления человеческими ресурсами.

    Современные тенденции управления человеческими ресурсами: управление талантами; повышение гибкости в работе с персоналом; стратегический ориентация работы с персоналом; эффективная организация работы с персоналом; индивидуальный подход; измеримость работы с персоналом; передача ценностей и смысла; развитие руководящих кадров; сохранение продуктивности стареющей рабочей силы.

    Классификация персонала. Производственный персонал. Управленческий персонал. Группы персонала: функциональные специалисты управления, инженеры, служащие.

    Тема 2. Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции

    Система управления человеческими ресурсами. Системный подход в управлении человеческими ресурсами. Цель управления человеческими ресурсами – рациональное формирование, использование и развитие трудового потенциала работников. Экономические и социальные цели управления человеческими ресурсами.

    Функции управления человеческими ресурсами. Формирование человеческих ресурсов. Использование человеческих ресурсов. Развитие человеческих ресурсов. Удержание человеческих ресурсов.

    Роль и место службы по управлению человеческими ресурсами в структуре управления предприятием. Задачи службы управления человеческими ресурсами в реализации миссии организации.

    Функциональное разделение труда. Формирование организационной структуры службы управления человеческими ресурсами. Кадровое, техническое и правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами. Организационная структура службы управления человеческими ресурсами.

    Оптимизация персонала. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций.

    Должностная инструкция менеджера по человеческим ресурсам. Общие квалификационные требования к менеджерам по управлению человеческими ресурсами. Конкретные обязанности менеджера по человеческим ресурсам, их взаимодействие с функциональными и линейными менеджерами.

    Основы формирования бюджета системы управления человеческими ресурсами в современных организациях.

    Критерии эффективности работы современной службы по управлению человеческими ресурсами. Методики оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами: экспертная оценка; оценка отдачи на инвестиции в персонал; метод бенчмаркинга; методика Дж. Филипса; методика Д. Ульриха.