Планирование образовательного процесса в доо. Теоретические основы планирования воспитательно-образовательной работы в доу. Ежедневный план подразумевает

Учебно-воспитательная деятельность в образовательных заведениях не может существовать без предварительного профессионального планирования работы педагога. Правильная организация труда позволяет выделить цели и задачи, отметить результаты, достижения воспитанников за определенный период. О том, как методически верно составить тематический учебного процесса в дошкольном образовательном учреждении, речь пойдет в этой статье.

Что такое планирование и для чего оно нужно?

Планирование в педагогике - это построение образовательного процесса таким образом, чтобы задачи учебной программы в конкретном детском коллективе были решены с максимальной эффективностью. Для чего необходимо планировать образовательную деятельность в детском саду? Для того чтобы:


Виды планирования

В дошкольном образовательном учреждении, согласно федеральному государственному стандарту, обязательными документами являются такие виды планов, как:

  • перспективный;
  • календарно-тематический план группы.

К первому виду относится годовой план ДОУ, который составляется администрацией и утверждается О втором подробнее рассказано в следующем разделе статьи.

Календарно-тематический план

Что представляет собой календарно-тематический план ДОУ? Это такой педагогической деятельности, в котором подробно описывается ежедневная работа воспитателя с детьми. Этот документ составляется педагогом на каждый рабочий день с указанием дат и тем на основе годового и перспективного плана дошкольного учреждения. В свою очередь, главным документом, являющимся опорой для планирования, является учебно-воспитательная программа.

Важно также учесть направленность детского садика (например, с углубленным изучением иностранных языков) и наличие материально-технической базы учреждения. То есть те задания, которые воспитатель отображает в календарно-тематическом планировании, должны быть реализованы в практической деятельности в рамках единого образовательного процесса в конкретном детском саду.

Тематический календарный план также является обязательным документом в ДОУ.


Виды тематического календарного плана

Согласно федеральному образовательному стандарту, нет четких указаний относительно формы ведения такой документации. Администрация дошкольного учреждения или непосредственно сам воспитатель имеют право выбрать наиболее удобный способ отображения ежедневной работы с детьми. Государственным стандартом рекомендуются такие виды календарно-тематических планов:

  1. Текстовый. В нем подробно описывают ежедневную образовательную деятельность педагога в течение рабочего времени. Часто такой вид документа предлагается вести молодым неопытным специалистам.
  2. Схематический - составляется в виде таблицы, графами которой являются различные виды педагогической работы в течение дня (игровая, образовательная, познавательная, коммуникативная, трудовая, самостоятельные игры детей, физическая активность, работа с родителями).

В государственном документе об образовании указано, что каждый воспитатель имеет право самостоятельно выбрать наиболее удобную для него форму ведения документации. Но для эффективной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ практичнее определить единый стандарт ведения планирования. Такое решение может быть принято на педагогическом совете.

Для того чтобы правильно составить календарно-тематический план по ФГОС, воспитателю следует придерживаться определенных педагогических рекомендаций:

  • содержание должно соответствовать образовательной программе;
  • необходимо учитывать возрастные, психологические и индивидуальные возможности группы детей;
  • работа должна планироваться по всем основным направлениям педагогической деятельности (образовательной, игровой, познавательной и т. д.);
  • важно придерживаться принципов последовательности, систематичности, усложнения материала;
  • следует гармонично объединить образовательную, развивающую и воспитательную функцию учебного процесса в тематическом содержании плана;
  • учитывать время года, климат, традиции местности;
  • интегрировать темы в разные виды деятельности (например, тема «Животные леса» обсуждается на занятии по развитию речи, затем детям предлагают нарисовать зайчика на образовательной деятельности, после чего изготовить его из пластилина на лепке).

Планирование работы кружка

Руководителю так же как и воспитателям, необходимо составить календарно-тематический план. Это отдельный документ, который состоит из таких разделов:

  • пояснительная записка, в которой указываются общие сведения о направлении кружковой работы;
  • актуальность;
  • поставленные цели и задачи;
  • тематические разделы;
  • формы работы;
  • количество учебных часов, расписание;
  • описание хода занятия с указанием темы, даты, цели, оборудования, литературы;
  • мониторинговая работа достижений воспитанников за определенный период.

Таким образом, календарно-тематический план кружка имеет более объемное содержание и большее количество разделов.

Примерный календарно-тематический план для младшей группы ДОУ

Перед тем как составить календарно-тематический план младшей группы детского сада, следует внимательно ознакомиться с содержанием учебной программы для данной возрастной категории воспитанников, а также с методической документацией дошкольного учреждения. После заполнения и внесения сведений о родителях и детях, можно приступать к составлению расписания занятий. Обычно указанной деятельностью занимается методист или старший воспитатель.

Опираясь на утвержденное администрацией ДОУ расписание, можно продумать сетку занятий с указанием дат и тем. В качестве примера предлагаем ознакомиться с фрагментом такого документа для младшей группы на декабрь:

Затем в тематический календарный план следует внести запланированную деятельность с родителями, а также комплексы гимнастики и работу по охране жизнедеятельности.

Планирование — это не просто ведение документации, которую можно предъявить контролирующим органам. Тематический календарный план — это большая помощь в организации практической ежедневной работы воспитателя в ДОУ, эффективный способ систематизации разнообразных форм педагогической деятельности.

Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами, а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:

  • Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Конституцией РФ;
  • Трудовым Кодексом РФ;
  • Законом РФ «Об образовании» ;
  • Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ;
  • федеральными и региональными программами образования;
  • типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
  • санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
  • региональными нормативно-правовыми документами;
  • нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
  • локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией) .

Педагогическая документация

в детских дошкольных учреждений:

  • Для воспитателей - план воспитательно-образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению и ежедневного ведение табеля посещаемости детей.
  • Для старшего воспитателя – план работы с воспитателями на месяц или неделю.

При этом планирование своей работы воспитатели, старшие воспитатели ведут в произвольной форме.

Обязательная документация по организации воспитательно-образовательного процесса включает в себя:

  1. календарно-перспективный план воспитательно-образовательной работы
  2. ежедневный план или план на неделю
  3. дидактический материал
  4. табель посещаемости детей.

Документация может быть систематизирована в следующих папках:

  • информационно-нормативная,
  • планирования и анализа,
  • организации воспитательно-образовательной работы

1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:

  • Служебные и должностные инструкции:

1. 1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.

1. 2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.

1. 3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.

  1. 4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
  2. Общие сведения о группе:
  3. 1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ) .
  4. 2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года) .
  5. 3. Сетка занятий (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках) .
  6. 4. Листки адаптации (для вновь поступивших детей) .
  7. 5. Сведения о детях и их родителях.
  8. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
  9. 1. Основные направления работы и годовые задачи МДОУ на текущий год.
  10. 2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем.
  11. 3. Перспективное планирование по разделам программы.
  12. 4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
  13. 5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения) .

Планирование - основа содержания

воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Планирование позволяет устранить отрицательный эффект неопределенности, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться экономичного функционирования и облегчить контроль. Планирование связано с предупреждением ошибок - с одной стороны, и с необходимостью использования всех возможностей - с другой.

План - это условие целеустремленности и организованности труда воспитателя, защита от самотека, от плена мелких текущих дел, однобокости и пропуска каких-то существенных задач развития.

План - это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.

Правильно составленный план работы вносит ясность, предсказывает трудности, экономит время, повышает ответственность, облегчает работу. План - не просто отчетный документ, главное в нем - рабочая ценность, заблаговременный преднамеренный подбор содержания и форм предстоящей работы с детьми, четкие ориентиры в использовании служебного времени.

Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.

План - это не формальность, а необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное не схема, форма, а содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Но знание программы не является единственным условием успешного планирования. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.

Успешно спланировать работу воспитателю помогут также методические пособия, рекомендации, полученные на педсовете, методическом объединении, курсах и прочее.

Обязательным условием является совместное составление плана двумя воспитателями, работающими в одной возрастной группе. Выполнение этого условия обеспечит единый подход к детям, единые требования к ним, повысит ответственность каждого воспитателя за выполнение плана и программы. У сменных воспитателей должен быть повседневный контакт в работе, постоянный обмен мнениями по результатам наблюдения за детьми: как они усваивают программный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культурного поведения, черты характера, кто, как и с кем играет и прочее.

Календарный (ежеждневный) план составляется на основе годового перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе программы и, хотя не отрицает ведущей роли взрослого, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями. Благодаря такому характеру планирования реализуется дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку.

Существуют общие требования к календарному плану в разновозрастной группе детского сада.

Планов должно быть на каждую группу. Основное различие в планах разных возрастных групп - в программном материале, в методике ведения работы (количество и длительность занятий, приемы обучения и прочее) .

В основе любого планирования лежат следующие принципы:

  • учет конкретных педагогических условий, возрастного состава группы, уровня развития детей;
  • взаимосвязь процесса воспитания и обучения;
  • регулярность, последовательность, цикличность воспитательных воздействий.

Технология разработки календарных планов

  • Общий алгоритм - канва.
  • Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
  • Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
  • Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
  • Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры - очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности) .
  • Соответствие программно-методическому обеспечению.
  • Включать все виды деятельности.
  • Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.

Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт) .
  • Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
  • Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия) .
  • Учтены время года и погодные условия.
  • Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3-4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
  • Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости.
  • Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
  • Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
  • Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
  • Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
  • Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
  • Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
  • Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
  • В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
  • Должна быть прослежена работа с родителями.

Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения:

  1. Титульный лист
  2. Список детей группы
  3. План работы с родителями
  4. (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.4. 1. 1249-03)
  5. (с указанием дня и даты)
  6. Планирование самостоятельной деятельности детей
  7. Планирование гимнастик
  8. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности
  9. Рекомендации специалистов

Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПинов (2. 4. 1. 1249-03)

В группе детей ясельного возраста - не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие - во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек.

В младшей группе проводится 11 занятий в неделю.

В средней группе проводится 12 занятий в неделю.

В старшей группе проводится 15 занятий в неделю.

В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по допобразованию.

Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий.

Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)

Занятие планируется в соответствии с сеткой.

Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы) .

Как сочетать общие требования к планированию и проведению занятий

с особенностями работы в условиях разновозрастной группы

При планировании и организации занятий в разновозрастной группе педагогу необходимо прежде всего соблюдать перечень, состав занятий в неделю, установленный в программе для детей каждого года жизни. Это значит, что еженедельно со всеми возрастными подгруппами надо проводить занятия по всем разделам обучения (ознакомление детей с окружающим и развитие речи, развитие элементарных математических представлений, рисование, лепка, конструирование и аппликация, физкультурные и музыкальные занятия) .

Необходимо стремиться к реализации и других важных требований дошкольной педагогики: о соблюдении времени проведения занятий (утром или вечером) , их последовательности в утреннее время (какое будет первым, какое вторым) , о сочетании занятий по характеру умственной задачи и деятельности детей и др.

На занятии используются физкультминутки (ФКМ) проводятся систематически в процессе занятий. Упражнения подбираются в зависимости от характера занятий и проводятся в игровой форме («считалки» ) .

В ФКМ можно использовать упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты туловища, подскоки, упражнения для кисти руки с шарами, массажными мячами.

Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

  • Утренний отрезок времени.
  • Прогулка.
  • Вечерняя прогулка.

Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Именно в процессе совместной деятельности взрослый работает над закреплением, уточнением, углублением представлений, понятий, умений.

Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.

Для оптимизации планирования целесообразно иметь в группе ритуалы (на каждый день или на неделю, месяц)

Перечень основных «необходимостей» каждого дня:

  • индивидуальный диалог с каждым ребенком;
  • совместная двигательная деятельность (на улице, в группе) ;
  • чтение или рассказывание;
  • дидактические упражнения, развивающие игры;
  • творческие игры;
  • наблюдения (в группе, на воздухе) ;
  • психогимнастика, упражнения на релаксацию, театр;
  • труд (различные виды) ;
  • художественно-продуктивная деятельность;
  • музыка;
  • познавательная пятиминутка.

Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы.

Зная их перечень, педагог,

  • во-первых, не упустит основных доминант в работе с ребятами,
  • во-вторых, сможет планировать совместную деятельность достаточно кратко, указывая основное содержание.

При этом педагог находится в партнерской позиции с ребенком.

Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно) расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.

Планирование утреннего отрезка времени

Необходимо запомнить, что утро - это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий ритм жизни детского сада, создать у них бодрое, жизнерадостное настроение. Здесь очень важно провести эмоционально-стимулирующую гимнастику. Работа проводится по подгруппам и индивидуально. Если говорить о фронтальной работе, это могут быть хороводы и спокойные виды деятельности.

Утренний прием - наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребенком. В эти часы успешно ведется индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Отличительной особенностью ее является непринужденность, опора на интерес и любознательность ребенка, на занимательность формы и содержания проводимых мероприятий. Это работа по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения, по развитию устной речи и выработке правильной интонации, по физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности) . При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.

  • игровую деятельность,
  • беседы с детьми,
  • рассматривание предметов и иллюстраций,
  • короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.

Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. Так, в календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе и бабушке, о младших братьях и сестрах, об игрушках, книгах, объектах природы и многом другом. Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций. В календарных планах старшей группы намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города.

Намечая конкретные мероприятия, важно учитывать характер предстоящих занятий.

Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, как, например, занятия по формированию элементарных математических представлений, разучивание стихотворения, пересказ, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные) , то утренняя деятельность должна быть более спокойной.

Количество видов деятельности в утренние часы:

  • в младшей и средней - 3-4 вида,
  • в старшей подготовительной группе - 4-6 видов в зависимости от детей группы.

Воспитатель сам определяет, сколько должно быть видов деятельности оперяясь на примерные каноны

Планирование второй половины дня

Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.

После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей:

  • уборку групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
  • стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
  • кукольный, настольный, теневой театры;
  • концерты;
  • спортивные, музыкальные и литературные досуги;
  • слушание аудиокассет и многое другое.

В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.

Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами

Формы работы,

которые можно запланировать и в первой половине дня, и во второй

Формы и методы работы по основам безопасности жизнедеятельности. (Убережем, поможем, покажем, научим) :

  • Ознакомление с художественной литературой (рассказы, стихи, стихи-добавлялки, загадки, каламбуры, песенки) .

Для детей подбирается литература, в которой в доступной форме идет знакомство с правилами безопасности жизнедеятельности. Детям читают сказки, в которых есть хотя бы один элемент грубого нарушения правил безопасности.

  • Рифмованные правила поведения безопасности.
  • Рассматривание картин, предметных и сюжетных картинок, альбомов, плакатов, иллюстраций, муляжей, макетов.

При рассматривании картинок детям должна предоставляться возможность оценить поступок сверстника, изображенного на картинке; рассказать, как бы они поступили в данной ситуации.

  • Экскурсии, целевые прогулки.
  • Продуктивные виды детской деятельности - изготовление плакатов, макетов вместе с детьми.
  • Беседы с детьми: по профилактике ложных вызовов, обсуждение опасных ситуаций (в старших группах) .
  • Тренинги (игровые) .

В результате проведенной деятельности дети учатся обращаться за помощью в случае необходимости, вызывать по телефону необходимую службу помощи, запоминают домашний адрес.

Ознакомление детей с художественной литературой

Чтение художественной литературы является одной из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, и эта форма не может быть продолжена детьми самостоятельно, перейти в их свободную деятельность, так как дети в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя в плане подбора художественных текстов для чтения.

Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе.

Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней) , так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения.

В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы) .

  • Художественные тексты для длительного чтения и их последовательность воспитатель может наметить на 2-3 месяца вперед с учетом интересов детей группы.
  • Короткие художественные произведения для непродолжительного чтения подбираются на неделю - месяц.

При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты) , тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой.

В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов.

В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения.

В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения

Организация работы по театрализованной деятельности

  • Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время.
  • Театрализованная деятельность, может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности
  • Театрализованная деятельность, может быть запланирована как специальное занятие.

Виды театрализованной деятельности:

  • Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним.
  • Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации.
  • Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной) .
  • Отдельные упражнения по этике.
  • Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Познавательно-речевое развитие

Работа по познавательно-речевому развитию направлена на активизацию речи, речевого общения, речевого творчества, а также на закрепление, повторение речевого программного материала, и должна строиться на интересных формах и способах работы.

Виды совместной деятельности детей и воспитателя:

  • Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
  • Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней.
  • Подвижные игры со звукоподражаниями.
  • Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия («Мяч в воздухе» , «Ловишка из круга» , Найди себе пару», «Мяч в кругу» ) .
  • Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи («Земля, вода, огонь, воздух» , «Прятки» и другие) .
  • Беседы.
  • Викторины, конкурсы с речевым материалом.
  • Игры с природным материалом.
  • Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
  • Игры-эксперименты (Например: тонет - не тонет, бьется - не бьется, катится - не катится) .

Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя:

  • Специальные речевые занятия.
  • Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием.
  • Игры с передачей по кругу мяча, картинок.
  • Игры «Живые слова» , «Телефон» .
  • Игры-драматизации.
  • Беседы с детьми.
  • Народные игры.
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Этюды, импровизации.
  • Наблюдения, прогулки, экскурсии.
  • Рассматривание рисунков и фотографий.
  • Свободное и тематическое рисование, лепку.
  • Чтение художественных произведений.
  • Рассказы педагога и рассказы детей.
  • Сочинение историй.
  • Мини-конкурсы, игры-соревнования.

Планирование самостоятельной деятельности детей.

Планирование самостоятельной деятельности детей кажется невозможным, однако взрослые могут непосредственно побуждать ее, создавая необходимые условия для ее возникновения и развития.

Планирование гимнастик

Утренняя гимнастика проводится ежедневно.

Планируя утреннюю гимнастику необходимо обратить внимание на правильное написание планирования. Его можно написать на карточке, а можно внести в план. Вне зависимости от этого, в планировании гимнастики должна быть выдержана структура:

  • 1 часть – вводная, в которой выполняются разнообразные виды ходьбы и бега,
  • 2 часть – средняя, включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений с указанием И. п.,
  • 3 часть – заключительная.

Обязательно должна быть указана дозировка выполнения всех движений и упражнений.

Дыхательная гимнастика проводится 3 раза в день. Лучше всего проводить перед приемом пищи, перед сном, после сна.

Пальчиковая гимнастика проводится 2 раза в день. Лучше проводить во время занятий или в перерывах между ними.

Зрительная гимнастика занимает 3-5 минут и проводится в свободное время от занятий, минимум - 2 раза в день.

Артикуляционную гимнастику лучше проводить индивидуально или с подгруппой детей во второй половине дня. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, начиная с младшей группы.

Гимнастика после сна проводится ежедневно во второй половине дня в течение 5-7 минут с применением дыхательных упражнений, которые способствуют нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы, тренировке навыков правильного дыхания.

Существует также сопряженная гимнастика - театр пальчика и языка. Такая гимнастика может проводиться начиная со средней группы со второго полугодия, когда у ребенка сформировались навыки артикуляционной и пальчиковой гимнастик. Эти упражнения выполняются в достаточно быстром темпе, в веселом настроении и со сменой поз.

Гимнастика мозга направлена на координацию движений по мелкой и общей моторики, левого и правого полушария. Проводятся перекрестные движения, выполняются обеими руками сразу. Гимнастику мозга проводят начиная со старшего дошкольного возраста. Длительность комплекса составляет 5-7 минут.

Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки,

включая мероприятия по безопасности

Режим представляет собой наглядную модель того, как организована жизнь детей в течение недели. День «разбивается» на временные периоды (режимные отрезки) и указывается, что в этот период будут делать дети, в какой форме будет организована эта деятельность. План-график позволяет увидеть, не перегружен ли день, и скорректировать календарный план образовательной работы с детьми.

Практический материал:

  • План коррекционно-педагогической и социально-психологической работы с детьми.
  • План оздоровительно-воспитательной работы с детьми на летний период.
  • Модели и варианты режимов двигательной и интеллектуальной активности для детей от 2 до 7 лет

План работы с родителями

Содержание работы с родителями планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены. Причем писать надо не только те мероприятия, которые проводятся воспитателем, но и специалистами, работающими на этой группе. Вне зависимости от того, кто проводит занятия, организатором его будет в любом случае воспитатель.

Работа может быть расписана в различных формах проведения:

  • родительские собрания,
  • консультации (индивидуальные, групповые) ,
  • семинары-практикумы,
  • тематические выставки,
  • эпизодические беседы с родителями,
  • клубы по интересам,
  • совместные праздники,
  • развлечения и досуги,
  • анкетирование,
  • родительские посиделки,
  • экскурсии,
  • туристические походы,
  • участие родителей в общественной жизни группы.

Сколько мероприятий планировать, это каждый сам определит. Работа в детском саду с родителями должна планироваться в соответствии с годовыми задачами учреждения.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана, - это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных - вот педагогическое кредо настоящего воспитателя.

Для успешного планирования целесообразен традиционный порядок работы воспитателей в группе: один день с утра, другой - со второй половины дня. Тогда между воспитателями равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, каждый имеет возможность систематически наблюдать детей во всех видах деятельности.

Любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.

Преимущества картотеки:

  • Идет накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы с детьми, в том числе и со взрослыми. В нужный момент педагог использует из своего «банка» то, что лучше всего позволит ему решить воспитательно-образовательные задачи.
  • Картотека позволяет многократно использовать накопленный материал, по необходимости корректируя его. Это дает возможность педагогу экономить силы и время для общения с ребятами.
  • Хранение информации в форме картотеки позволяет понять систему, логику, зависимость между различным материалом.
  • Педагог учится моделировать педагогический процесс с детьми, ведь вариантов объединения готовых карточек бессчетное множество.
  • Педагог имеет возможность накапливать материалы «впрок» без большого напряжения.

При наличии блочного календарного планирования на неделю в сочетании с карточным на день у педагога имеется целостное представление о педагогическом процессе, возможность динамично и с наименьшими затратами реагировать на изменяющуюся обстановку в группе.

Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) - не исключение. С его помощью администрация и методисты определяют порядок выполнения образовательной и воспитательной работы, выделяют необходимые для ее реализации средства, формы и методы.

  • цикличным;
  • блочно-схематическим (документ разбит на блоки и схемы);
  • табличным (документ строится в виде таблицы);
  • текстовым (даны текстовые описания всех этапов).
  • занятость детей вне занятий (игры, труд, знакомство с окружающим миром, воспитание культурно-гигиенических навыков, физкультурно-оздоровительные минутки);
  • индивидуальная работа и групповые занятия;
  • работа с родителями
Календарный План-конспект на одну-две недели, который освещает детскую занятость на протяжении дня. Включает цель, содержание видов деятельности согласно программе, формы и методы работы, результат.
  • индивидуальная работа по утрам;
  • тема, программное содержание занятий днем;
  • подвижные игры, труд, наблюдение во время прогулки;
  • вечером и во второй половине дня - развлечения и игровая деятельность
Ежедневный План-конспект на рабочие сутки, регламентирующий образовательную и воспитательную работу с воспитанниками. Он призван помогать педагогу в планомерном осуществлении воспитательных задач
  • воспитательные и обучающие занятия;
  • прогулки, дневной режим;
  • свободное время;
  • дополнения
Тематический , полугодие или четверть по организации развлекательно-воспитательной деятельности, игр, встреч, выставок.
  • встречи с писателями, художниками, ветеранами, представителями разных профессий;
  • выставки, мастерские, викторины, конкурсы;
  • подвижные игры;
  • музыкальные и театрализованные мероприятия.

Планирование работы педагогов детского сада

Традиционно, педагоги детского сада используют следующие формы планирования:

1. Календарно-тематическое

Определяет порядок реализации воспитательно-образовательной работы, а самое главное - необходимые для этого методы, формы и средства. Каждый сад принимает особую форму календарно-тематического плана. Его составляют на две недели, учитывая чередование индивидуальной и организованной деятельности дошкольников. Оно предусматривает , свободное время и нерегламентированные виды занятости детей.

2. Перспективно-календарное

Разрабатывается на каждый месяц, определяя последовательность реализации воспитательно-образовательного процесса. В плане важно отобразить задачи и содержание работы на каждый месяц.Работа над ним базируется на основной программе дошкольного образования и комплексно-тематическом планировании. Педагоги составляют документ на год, полугодие, квартал или месяц для каждой возрастной группы детей.

3. Блочное планирование в ДОУ по ФГОС.


Скачать в.docx

Дата Календарь знаменательных дат Суть Содержание
Сентябрь 1 - День знаний Важно адаптировать детей в детском саду, создать у них положительное отношение к учебе, учительскому труду. Сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, рассказы, загадки, песни на тему школы, проектная работа.
9 - День красоты Формирование представлений о красоте, внешней и внутренней красоте человека. Украшение комнаты букетами из цветов и осенних листьев, наблюдение осенней природы, мастерская декорирования предметов быта, решение ситуаций морального выбора.
27 - День воспитателя и всех дошкольных сотрудников Формирование положительного отношения ко всем педработникам детского сада. Наблюдение за трудом воспитателя, развивающие игры, посильная помощь воспитателю.
Октябрь 1 - Международный день музыки Приобщение к музыкальному искусству, создание положительного представления о нем.
Беседы на тему праздника, знакомство с музыкой разных направлений, подвижные игры под музыку.
4 - Всемирный день животных Создание положительного как наших меньших братьях. Игры-драматизации, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов и песен на тему животных,беседы, рассказы о домашних животных.
28 - День анимации Формирование ценностных представлений, приобщение к искусству анимации. Просмотр мультфильмов с проблемными ситуациями, проектная деятельность.
Ноябрь 1 - Всемирный день толерантности Создание представлений о способах общения, взаимоотношениях с представителями разных национальностей. Ситуативные разговоры, игровые ситуации, театрализованные игры.
25 - День матери России Воспитание чувства уважения и любви к матери, желания заботиться о ней и помогать. Сюжетно-ролевые игры, слушание музыки и стихотворений о маме, мастерская по изготовлению подарков для мам.
Декабрь 10 - День прав человека Знакомство детей с основами правовой сферы, ключевыми правами человека. Беседы, фотовыставки, проблемные и педагогические ситуации.
28 - Международный день кино Формирование эстетического вкуса, положительного отношения к миру кино Просмотр фильмов и короткометражек с проблемными ситуациями, сюжетно-ролевые игры.
Январь 11 - Международный день Спасибо Неделя вежливости, развитие у детей навыков толерантного общения, пополнение словарного запаса вежливых слов. Педагогические ситуации, разучивание стихотворений на тему вежливости, ситуации морального выбора.
18 - День рождения Алана Александра Милна Знакомство с произведениями и биографией писателя. Прослушивание отрывков из произведений Милна, просмотр мультфильмов, снятых на их основе.
Февраль 10 - День памяти Александра Сергеевича Пушкина Знакомство с произведениями и биографией поэта. Прослушивание стихотворений Пушкина, выучивание некоторых на память,сюжетно-ролевые игры, викторины.
17 - День рождения Агнии Барто
17 - День доброты
Формирование представлений о доброте на основании произведений писательницы. Чтение по теме праздника, ситуативные разговоры, знакомство с иллюстрациями к сказкам, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельнсть.
Март 1 - День кошек в России Способствовать развитию заботливого отношения к кошкам, воспитывать желание оберегать природу. Беседы на тему, просмотр презентаций, подвижные игры.
8 - Международный женский день Воспитании уважительного отношения к женщине, расширять гендерные представления. подарков для мам, бабушек и сестер, все виды детской деятельности, знакомство с историей праздника, чтение произведений о мамах.
31 - День рождения Корнея Ивановича Чуковского Знакомство с произведениями и биографией писателя, формирование потребности в прочтении добрых книг и бережном отношении к ним. Сюжетно-ролевые игры, исполнение песен, экскурсия в библиотеку, викторина, выставка книг.
Апрель 7 - Всемирный день здоровья Формирование привычек здорового образа жизни, стремления к занятиям спортом, привитие культурно-гигиенических навыков. Спортивные игры, загадки и викторины о гигиене, теле человека.
12 - День авиации и космонавтики Расширение представлений воспитанников о космосе, формирование представлений о выдающихся россиянах Сюжетно-ролевые игры, конструирование ракеты, конкурс рисунков, .
Май 1 - Праздник весны и труда Развитие положительного уважения к труду, природе, окружающим. Творческие мастерские, подвижные игры, мероприятия на свежем воздухе.
9 - День победы Систематизации знаний дошкольников о Великой отечественной войне, подвиге людей в те годы. Знакомство с ветеранами, изготовление подарочных открыток для них, проблемные ситуации.

Тематическое планирование в ДОУ , которое рекомендовано, может не совпадать с официальной датой празднования того или иного дня. Перенос некоторых дат способствует оптиматизации процесса образования, потому педработники самостоятельно определяют даты проведения торжеств и тематических недель.

Особую роль приобрели тематические недели в организации воспитательно-образовательной среды в детском саду. Благодаря тематическому жизнь воспитанников ДОУ становится увлекательной и разнообразной. В качестве комплексной формы методической работы, администрация детского сада все чаще выбирает тематические недели. Они позволяют объединить усилия педработников, родителей и детей, создав активную творческую и поисково-исследовательскую деятельность.

Отличаются высокой эффективностью, поскольку способствуют гибкости мышления, вовлекают в активную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса, позволяют воспитанникам проявить свои творческие способности. Таким образом методисты вовлекают в практику детского сада интегрированные формы работы, им удается сплотить коллектив педагогов и детей для осуществления поставленных целей, обогатить предметно-развивающую среду.

Задачи и цели тематических недель имеют практический характер, а потому развивает профессиональные черты педагогов, налаживает , способствуют повышению педагогической грамотности родителей. Главное подобрать социально и образовательно важную, педагогически целесообразную тематику, которая будет актуальна и интересна всем участникам процесса.

Ежедневное планирование в ДОУ

Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха на подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОУ позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.

При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, план воспитательно-образовательной работы.

Ежедневный план подразумевает:

  • групповую двигательную активность (разминки, подвижные игры);
  • индивидуальный диалог с воспитанником;
  • пересказ или чтение книг, актуальных для решения проблемных или педагогических ситуаций;
  • развивающие, творческие игры и дидактические упражнения;
  • творческую, художественную и музыкальную занятость;
  • познавательные пятиминутки;
  • труд;
  • упражнения на релаксацию, психогимнастику.

Воспитатели анализируют , систематизируют результаты наблюдений, делают выводы на основании результатов прошлых периодов, чтобы сделать новый ежедневный план наиболее эффективным и действенным.

Виды и формы планирования в ДОУ

Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных документов, но и, главным образом, деятельности педагогов с детьми. Известно, что первым шагом к деятельности должно стать планирование.

Неизменным остался документ, на который мы ориентируемся в первую очередь при составлении планирования ДОУ. Это приказ Министерства народного образования РСФСР от 20.09.1988 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений».

Согласно этому документу в ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план .

Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.

Форма написания Годового плана ДОУ может быть различной.

    календарной (разбитой по месяцам),

    цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),

    текстовой (иметь текстовое описание содержания),

    табличной (иметь табличную форму написания),

    блочно – схематичной ( разбитой на определенные блоки работы).

Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».

Сейчас мне хотелось бы поподробнее рассказать о планировании педагогов ДОУ.

Педагогами традиционно используются такие виды планирования как календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование. Рассмотрим каждый вид отдельно.

Комплексное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это пла­нирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ по всем образовательным областям и является его составной частью.

Такое планирование составляется методистом и педагогами каждой возрастной группы совместно и разрабатывается до начала учебного года (с сентября по май включительно).

Часто этот вид планирования называют комплексно-тематическим. Такое планирование оформляется в печатном виде и должно иметь титульный лист.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательного процесса на учебный год с определением задач и содержания на каждый месяц. Основой его является основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения. Перспективный план составляется педагогами каждой возрастной группы на месяц, квартал, полгода или год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). Перспективный план разрабатывается воспитателями и специалистами самостоятельно на один учебный год и осуществляется на основе учебного плана, утвержденного заведующим.

Перспективное планирование НОД составляется для каждой возрастной группы с учетом комплексно-тематического планирования.

Теперь о Календарно-тематическом планировании воспитательно-образовательного процесса в возрастных группах. Э то заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. В ДОУ устанавливается единая структура календарно-тематического планирования.

Данный план составляется на две недели и предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.

Такой вид плана воспитательно-образовательной работы должен предусматривать разумное чередование организованной и самостоятельной деятельности детей основанной на детской инициативе и активности, а также должен обеспечивать организацию детской жизни в трех формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Нерегламентированные виды деятельности;

Свободное время, предусмотренное для ребенка в ДОУ в течение дня для свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками.

Блочно-схематичное планирование может быть представлено на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно отдельно выписывать для педагогов мероприятия на месяц. Такой вид планирования чаще используется старшими воспитателями, методистами ДОУ.

А теперь о технологии модульного планирования. При составлении плана на основе модуля создается единая схема распределения форм работы с дошкольниками на неделю, педагогу остается лишь записать название игр, темы бесед, указать объекты наблюдения, конкретизировать задачи работы на данный период.

Создание модуля плана начинается с распределения видов деятельности, организуемых воспитателем с детьми, поиска их места в режиме дня.

Для того чтобы упорядочить эти произвольные виды планирования, целесообразно ввести единые подходы к планированию в дошкольном учреждении. Это можно сделать в виде локального акта, принятого и утвержденного в ДОУ.

Не секрет, что оформлению документов часто отводится второстепенная роль. Однако оформленный своевременно и корректно план может стать нашим первым помощником.

Вы знаете, подыскивая цитаты великих умов о планах и планировании, я с некоторым разочарованием поняла, что большинство из них планирование высмеивают, мол, мы планы строим, а кто-то решает за нас каков будет конечный итог. Но есть один человек, американский автор книг и аудиопрограмм на темы Брайан Трейси, который о планах сказал следующее: «Помните, что каждая минута, потраченная на планирование, экономит десять минут вашего труда». И я с ним полностью согласна.

Благодарю вас за внимание! И желаю, чтобы ваши рабочие планы совпадали с требованиями ФГОС ДО и действующему законодательству.

На чтение 11 мин.

Образовательная деятельность в ДОУ — перспективное и календарное планирование

Строится на основе планирования, перспективное и календарное планирование образовательной работы в летний период осуществляют согласно тех же требований, что и в течение учебного года.

Однако, составляя план, следует учитывать специфику организации и содержание образовательной работы с детьми в летние месяцы (максимальное пребывание детей на свежем воздухе, наличие сводных разновозрастных групп, усиленное внимание к проведению закаливающих процедур и тому подобное).

Образовательная деятельность в ДОУ отражается воспитателем в летний оздоровительный период в перспективном плане работы на месяц и в календарном плане работы на день/неделю. При этом педагоги могут самостоятельно выбирать удобную для себя форму графического или текстового планирование с режимными моментами, видами деятельности и т.п., которая должна быть одобрена педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения.

Что входит в перспективный план ДОУ?

В перспективном плане работы на месяц следует предусмотреть:

  • распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня (режим дня);
  • расписание занятий;
  • закаливающие мероприятия с указанием названий процедур и норм закалки;
  • комплексы упражнений утренней гимнастики и гигиенической гимнастики после сна на каждые две недели;
  • содержание образовательной работы на каждую неделю месяца — тематика занятий, другие формы работы (беседы, труд в природе, наблюдения, ДПД, художественный труд, пешие переходы, детский туризм, развлечения, экскурсии, СХД, творческие игры и т. п.);
  • формы взаимодействия с родителями.

Содержание образовательного процесса

В календарном плане отражают содержание образовательного процесса с группой детей на каждый день. При этом воспитателю необходимо обеспечить чередование спокойной и активной деятельности, правильное распределение физической, психической нагрузки и отдыха в течение всего дня.

С этой целью в календарных планах образовательной работы воспитатель должен предусмотреть на каждый день рациональное сочетание различных видов и форм проведения организованной и самостоятельной (игровой, двигательной, познавательной, трудовой, коммуникативно-речевой, художественной и др.) деятельности детей.

Планирование режимных моментов

Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.

Утреннее время

В утреннее время целесообразно планировать:

  • индивидуальную работу (с указанием имен воспитанников, цели, необходимых материалов);
  • беседы на морально-этические и познавательные темы с небольшой группой детей;
  • игровую деятельность (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, дидактические, подвижные игры малой и средней подвижности);
  • наблюдения за объектами и явлениями окружающей среды;
  • трудовые поручения и дежурство;
  • работу с привития культурно-гигиенических навыков;
  • различные виды самостоятельной деятельности детей (изобразительная, двигательная, художественно-речевая и тому подобное).

В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.

Пребывание на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:

  • сильный ветер;
  • температура воздуха выше +35С в тени;
  • ливень, гроза.

Организация УПД в первой половине дня

В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.

Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.

В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.

Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).

На прогулке

На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.

Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.

Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.

В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).

Мероприятия во время прогулок

В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:

  1. закаливающие процедуры с использованием стационарного и выносного оборудования на площадках теневых навесов, надувных бассейнов, индивидуальных ковриков и тому подобное;
  2. наблюдения за предметами, явлениями окружающего мира и экскурсии в природу, в музеи, других учебных заведений (аптека, библиотека, магазин, поликлиника и тому подобное);
  3. создание условий для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, познавательной, поисково-исследовательской и тому подобное);
  4. привлечение детей к различным видам коллективной трудовой деятельности (со всей группой или с подгруппами), индивидуальных и групповых поручений, в частности:
  • уборка групповой комнаты;
  • ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр и тому подобное;
  • стирка кукольного белья, носовых платков, лент;
  • изготовление игрушек-самоделок;
  • труд в природе (на площадке, в саду, цветнике, на огороде);

Развлекательные мероприятия

Также разрабатываются различные развлечения, в частности:

  1. физкультурные развлечения (два раза в месяц);
  2. кукольный, настольный и другие виды театра;
  3. детские концерты;
  4. музыкальные и литературные досуги;
  5. инсценировки литературных произведений и тому подобное.
  6. индивидуальную работу с отдельными воспитанниками или работу с подгруппами по двое-четверо детей с разными смысловыми направлениями педагогической деятельности (при планировании стоит указывать имена детей, направление работы, цель, необходимый материал);
  7. детский туризм (пеший, велосипедный), экскурсии, целевые прогулки планируются один раз в неделю при наличии надлежащих естественных условиях (лес, парк, водоем и тому подобное).

В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.

Детская образовательная деятельность в ДОУ после обеда и вечером

Детская образовательная деятельность в ДОУ в вечерние часы планируется с учетом содержания всей деятельности детей в течение дня. На вечер целесообразно планировать те виды деятельности, что по смыслу способствовали бы обобщению, уточнению и закреплению знаний и умений, которых дети приобрели в течение дня, в частности такие, как:

  • наблюдение;
  • творческие и дидактические игры;
  • коллективный труд и поручения;
  • физические упражнения и подвижные игры малой и средней подвижности;
  • индивидуальная работа;
  • работа с родителями воспитанников (беседы, консультации и т. п.).

Соблюдение методических требований по планированию образовательной работы и организации жизнедеятельности детей летом, эффективное использование оздоровительных сил природы даст педагогам возможность создать необходимые условия для укрепления здоровья и гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Ориентировочное распределение времени при организации жизнедеятельности детей в течение дня в летний период

Режимные моменты
третий год жизни четвертый год жизни пятый год жизни шестой год жизни
Утренняя встреча детей, игры.
Утренняя гимнастика.
07.30-08.15 07.30-08.20 07.30-08.25 07.30-08.30
Подготовка к завтраку. Завтрак. 08.15-08.45 08.20-08.50 08.25-08.50 07.30-08.30
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. 08.45-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00 08.50-09.00
Организованная учебно-познавательная деятельность 09.00-09.30 09.00-09.40 09.00-09.25
09.30-09.55
09.00-09.30
09.35-10.05
Подготовка к прогулке. Прогулка. 09.30-11.30 09.40-12.00 09.55-12.15 10.05-12.25
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. 11.30-11.45 12.00-12.15 12.15-12.30 12.25-12.40
Обед. Подготовка ко сну. 11.45-12.30 12.15-13.00 12.30-13.00 12.40-13.10
Дневной сон. 12.30-15.00 13.00-15.00 13.00-15.00 13.10-15.10
Постепенный подъем.
Закаливающие процедуры.
15.00-15.20 15.00-15.20 15.00-15.30 15.10-15.40
Игры, СХД, развлечения.
Занятия по интересам.
15.20-15.40 15.20-15.45 15.30-16.00 15.40-16.10
Подготовка к полднику.
Полдник.
15.40-16.00 15.45-16.05 16.00-16.20 16.10-16.30
Подготовка к прогулке. Прогулка.
Индивидуальная работа.
Самостоятельная игровая деятельность.
Работа с родителями.
Возвращение детей домой.
16.00-18.00 16.05-18.00 16.20-18.00 16.30-18.00

Недельное распределение организованной учебно-познавательной деятельности дошкольников

Дни недели Ориентировочное распределение времени
Группы детей раннего возраста 2 младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Понедельник 1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)

2. Физкультура
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Музыка
1. Дидактические игры логико-математического содержания
2. Физкультура
Вторник 1. Музыка

3. Физкультура на свежем воздухе
1. Изобразительная деятельность
2. Музыка
1. Физкультура
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
1. Физкультура
2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература
Среда 1. Дидактические игры
2. Физкультура на свежем воздухе
3. Развлечения

1. Физкультура
1. Физкультура
2. Изобразительная деятельность
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура на свежем воздухе
Четверг 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература)
2. Физкультура
1. Физкультура
2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным)
3. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи

4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход)
4. Развлечение
Пятница 1. Музыка
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Музыка
2. Дидактические игры по развитию речи
3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин)

2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным)
2. Физкультура на свежем воздухе

Основные физкультурно-оздоровительные мероприятия, рекомендуемые для проведения с детьми летом

Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает оздоровительные физкультурные мероприятия.

Утренняя гимнастика (с корректировочными и дыхательными упражнениями).

Воздушные ванны (в облегченной одежде с постепенным раздеванием до трусов):

  • младшие группы — длительность от 1мин до 20мин;
  • средние группы — длительность от 1мин до 30мин;
  • старшие группы — продолжительность от 1 мин до 40мин.

(продолжительность приема воздушных ванн ежедневно увеличивать на 2мин для детей второй группы здоровья (ослабленных); продолжительность свето-воздушных ванн начинать с 1мин и увеличивать каждые 2 дня на 1мин).

Хождение босиком в помещении, на улице (по траве, песку, земле, глине, гравию) в конце прогулки.

Оздоровительный бег вокруг дошкольного учреждения по беговым дорожкам (в конце прогулки).

Ходьба (3р\нед. в среднем темпе на расстояние до 700м (младшая группа), 1000 м (средняя группа), 1500 м (старшая группа).

Дыхательные упражнения на свежем воздухе (релаксация);

Бассейн: в жаркие дни при температуре воздуха не ниже +250С, температуре воды +370С и не ниже +200С. Длительность пребывания в воде постепенно увеличивать:

  • младшие группы — от 30 сек до 5мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 30сек);
  • средние, старшие группы — от 30 сек до 10 мин (на каждый день пребывания в воде увеличивается на 1мин).

Полоскание рта водой с крана.

Мытье рук до предплечья и лицо водой из крана (со средней группы).

Точечный массаж, массаж ушных раковин (средний-старший дошкольный возраст).

Пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.

Миогимнастика (упражнения для языка) — со средней группы.

Гимнастика пробуждения под классическую музыку (в сочетании с самомассажем стоп ног, точечным массажем, рефлексогенною «дорожке здоровья», корректирующей гимнастикой, воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой, ходьбой босиком, солевой «дорожке здоровья» и др).

Гимнастика для глаз (2-3 мин с младшей группы).

Игры-медитации, гимнастика для глаз (2-3мин).

Корректирующие упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, подвижные игры (по 4-5 в первую и вторую половину дня).

Пескотерапия, звукотерапия (слушание природных звуков с лечебной целью).

Лечебно-профилактические занятия по физкультуре (2р\нед. с элементами точечного массажа, упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, пластик-шоу, дыхательной и пальчиковой гимнастики и др.).

Физкультура на свежем воздухе (2р\нед.).

Пешеходный переход (с младшей группы 1р\нед.).