Как сделать проект по экологии студенту. Творческие проекты учащихся по экологии. Экологическое сопровождение проектов и предприятий

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • 2-11-2017, 15:10

    Сегодня в нашей стране экологии уделяют большое внимание. Разработка законов в области природоохраны и регулярное обновление требований в области контроля за экологической ситуацией, обязывает каждое предприятие следовать этим правилам для функционирования своей деятельности. Чтобы выполнять обязанности по экологическому проектированию, в штате может быть предусмотрен специальный отдел или один специалист.

    Цели и особенности экологического проектирования

    Экологическое проектирование - ряд действий, включающих разработку и согласование пакета документов в контролирующих инстанциях с целью соблюдения закона и получения разрешающего документа для правомерной работы предприятия. Промышленные, строительные и другие компании, действующие на окружающую среду негативно, не могут работать без согласованного экологического проекта.

    Экопроект - документ, включающий в себя расчеты по конкретному объекту, проведенные на основе собранной информации на предприятии. Этот документ и дает право на осуществление деятельности в рамках установленных законов.

    Главная цель экологического проектирования - минимизировать негативное влияние на ОС, а также восстановить экосистему путем проведения ряда мероприятий.

    Виды экологических проектов

    Исходя из от рода деятельности, предприятия должны иметь следующие виды экопроектов:

    1. Проект нормативов образования отходов (ПНООЛР) устанавливает количество и состав отходов предприятия с целью выбора оптимального способа их утилизации для контроля за экосистемой. Обращение с вредными для окружающей среды отходами включает работы по их образованию, устранению, транспортировке, сбору и размещению. Это один из главных экологических проектов, сопровождающий производственные процессы каждой компании. Исключение составляют фирмы малого и среднего бизнеса. Они могут не разрабатывать проект, но обязаны ежегодно подавать отчеты в установленной форме с данными по образованию отходов.

    Виды экологических проектов:

    • работа без отрыва от производства,
    • получение допуска на размещение отходов,
    • снижение суммы экоплатежа в 5 раз.

    2. Проект допустимых выбросов (ПДВ) разрабатывается на каждом предприятии, чьи техпроцессы приводят к загрязнению воздуха. Норматив загрязняющих масс устанавливается для каждого источника. Источник не должен превышать установленный предельно допустимый уровень и оказывать критическую нагрузку на ОС.

    • утвержденное разрешение на выбросы,
    • уменьшение расходов на штрафы за нанесение вреда ОС,
    • возможность разработать стратегии по снижению количества вредных выбросов.

    3. Проект нормативов допустимых сбросов (НДС) необходим организациям, использующих водные ресурсы для утилизации сточных вод. Нормативы устанавливаются по каждому опасному веществу, находящемуся в сбрасываемой массе.

    • проект является основанием для выдачи допуска к водным ресурсам,
    • наличие проекта исключает уголовные или административные наказания,
    • контроль за соблюдением нормативов.

    Это далеко не все виды проектов, также разрабатываются и другая экологическая документация: санитарно защитная зона (СЗЗ), проект освоения лесов, проект зоны санитарной охраны, экологический аудит и другие.

    Экологическое сопровождение проектов и предприятий

    Предприятие может самостоятельно проводить экологическое проектирование или обратиться в компанию, специализирующуюся на данном типе услуг. Последний вариант более выгоден, тем, что вы сэкономите на содержании штата сотрудников и будете уверены, что работы будут выполнены в установленный срок с исполнением предписанных требований в области природоохраны. Экологическое сопровождение включает, как составление проекта, так и его согласование в контролирующих органах, получение разрешающего документа и составление отчетности.

    Экологическое проектирование доверьте профессионалам из компании "Экосфера ", которая более 6 лет предоставляет услуги в области охраны окружающей среды и реализовала сотни успешных проектов. Опытные специалисты высокой квалификации предоставляют качественные услуги с соблюдением сроков и законодательных норм.

    Педагогический проект по развитию и ознакомлению детей младшего школьного возраста с экологией родного края посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир»

    Паспорт проекта
    Название проекта «Рисуем ЭкоМир»
    Нормативные основания реализации проекта
    Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" Принят Законодательным Собранием Свердловской области 9 июля 2013 год Статья 4. Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Статья 44. Пра-ва, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
    Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение 2011.
    Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
    Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726 – «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
    Основные идеи проекта Познакомить детей школьного возраста с экологической культурой родного края и создать полноценную иллюстрированную книгу «Рисуем ЭкоМир».

    Цель проекта Создать условия для формирования и развития художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством создания иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Задачи проекта
    I. Обучающие:
    - приобщать детей к книжной культуре, повышать интерес к стремлению получать знания через книгу;
    - формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам;
    - систематизировать имеющие знания детей о природе родного края в иллюстративной форме;
    -формировать образное, пространственное мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.
    II. Развивающие:
    - способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, умение отражать это в художественно продуктивной деятельности;
    - способствовать развитие у детей навыков исследовательской и творческой работы при изучении экологической культуры родного края;
    - способствовать развитие творческого потенциала ребенка, внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии.
    III. Воспитательные:
    -воспитывать любовь к книгам, бережное отношение к ним;
    - воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
    Задачи по работе с родителями:
    - создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей;
    - заинтересовать родителей актуальностью данной те-мы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
    - привлечь родителей к непосредственному участию в совместной практической деятельности с детьми и участию в мероприятиях, согласовать формы их совместной деятельности тем самым сблизить интересы детей и родителей.
    Объект и предмет педагогической деятельности
    Объект: процесс создание иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Предмет: процесс формирования художественно-творческих способностей детей посредством создания иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Принципы реализации проекта
    - последовательность;
    - доступность материалов и заданий;
    - учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
    - право на самостоятельную деятельность ребёнка в процессе реализации проекта;
    - право возможности выбора участия в проекте;
    - творческое самовыражение (речевое, изобразительное, эмоциональное);
    - тесное взаимодействие с родителями воспитанников.
    Срок реализации проекта сентябрь-май 2017-2018уч.год
    Участники проекта Дети младшего школьного возраста, педагог, родители
    Ожидаемые результаты и социальный эффект реализации проекта:
    Участники проекта – дети, педагоги, родители – приобретут опыт по ознакомлению с природой родного края. Проект будет способствовать развитию бережного и чуткого отношения к миру природы, животных, насекомых, птиц через изобразительное творчество.
    Проявится активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, что вызовет у ребёнка положительные эмоции, гордость за свою семью.
    Педагог сможет выявить творческие способности детей, выявить одаренных детей.
    Дети познакомятся с книжной графикой, с процессом создания иллюстраций для книг, познакомятся с особенностями природы родного края.
    Источники финансирования Привлечение спонсорских средств, добровольные по-жертвования родителей

    Актуальность проекта
    На сегодняшний день проблема отношения человека к природе является одной из наиболее актуальных. С каждым днем воздух, водоемы, леса и другие экосистемы становятся все более загрязненными, исчезают растения и животные и все эти беды случаются по причине неправильного отношения человека к природе, причем неважно, делает ли это он осознанно или нет. Именно поэтому воспитание экологической культуры у подрастающего поколения очень важной задачей для современного общества.
    Начинать это воспитание необходимо в раннем детстве. И в таком случае, возможно, нам удастся привить школьникам интерес к природе, научить ее любить и беречь. Необходимо, чтобы дети поняли, что человек является не главным действующим лицом в природе, а всего лишь ее частичкой. Поэтому он обязан соблюдать основные законы природы и всеми силами пытаться изменить свое потребительское отношение к ней.
    Для воспитания экологической культуры у детей можно использовать самые разнообразные методы, но без чтения книг по экологии в любом случае не обойтись. Эффективнее процесс знакомство с экологической культурой будет, если дети создадут эту книгу сами. Ведь книга является одним из главных источников информации ребенка, а при создании книги самими детьми процесс изучения экологии родного края будет им очень интересен и полезен. К положительным сторонам знакомства с экологией с помощью книг является также то, что ученики 1-4классов уже могут делать это самостоятельно.
    Родителям, которые пока еще не понимают, зачем ребенку раннего школьного возраста необходимы книги по экологии, следует знать, что этот период - наиболее подходящий для экологического воспитания. Ведь упомянутый возраст является важным этапом в формировании личности и ее ценностных ориентаций. А это значит, что глубинное восприятие окружающего мира и отношение к нему закладывается именно в этом возрастном периоде.
    В ранний школьный период у ребенка формируются первые эмоциональные впечатления о природе, накапливаются представления о разных фактах жизни, особенно это интересно происходит через рисунок. Все это подтверждает факт формирования экологического сознания и культуры. Однако для того, чтобы все это происходило, родителям необходимо уделять должное внимание ребенку, а также на собственном примере показывать каким должен быть экологически культурный человек, говорить о проблемах человечества, восторгается природой, и относиться бережно даже к самым крохотным ее жителям.
    Таким образом, работа по наблюдению природы родного края у детей младшего школьного возраста очень актуальна, но не эффективна. Беседы с детьми показали, что дети недостаточно знают о природе родного края.
    Следовательно, необходимо создать условия для знакомства детей с природой родного края. Такие условия может создать дополнительное образование, так как дети могут уделить исследовательской работе по ознакомлению с природой родного края большое внимание. Поэтому и возникла идея создать проект по созданию иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Для создания книги детям необходимо будет познакомиться с окружающей их природой, выявить особенности изучаемой области и запечатлеть это на листе бумаге. Тем самым у ребенка процесс знакомства с природой родного края будет очень эффективен и результативен.

    Основное содержание проекта
    Проект, направлен, на формирование экологического сознания и обогащения знаний детей младшего школьного возраста о природе родного края, города. Знание детей приблизятся к системным. Дети проявят устойчивый, познавательный интерес к познанию природы нашего края, создадут эскизы и наброски рисунков для создания книги. Смогут прогнозировать негативные воздействия человека. Проявят чувства гордости и восхищения малой Родиной.
    Проект является интегрированным. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность, игровую. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений на лист бумаги. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы, стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Реализация проекта осуществляется в тес-ном сотрудничестве с семьями воспитанников.
    Основные этапы реализации проекта «Рисуем ЭкоМир»:
    I этап – подготовительный (сентябрь)
    Цель этапа: определение перспектив. Постановка цели и задачи, определение направлений, объектов и методов исследования. Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов. Составление перспективно - творческого плана по ознакомлению детей с природой родного края.
    II этап - основной (октябрь - май).
    Это наиболее важный этап - непосредственная реализация самого проекта, в рамках которого будет проведена работа по трём направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей.
    Работа педагога с детьми включает специально организованную деятельность (беседы, наблюдение, чтение художественной литературы, рассматривание картин, продуктивная деятельность, эскизы, наброски и т.д), со-здание условий для самостоятельной деятельности детей.
    Работа детей и родителей заключается в совместном выполнении творческих заданий, исследовательской проектной деятельности.
    Работа педагогов с родителями включает в себя проведение консультаций для родителей, родительское собрание по теме проекта, целью которых будет объяснить актуальность, важность проводимой работы по экологическому воспитанию детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
    III этап - заключительный (май).
    Цель: Анализ и подведение итогов работы. Итоговый этап заключается в со-здании и выпуску полноценной иллюстрированной книги по природе родного края.

    План- график реализации проекта

    Сентябрь «Рисуем Эко Мир»
    - Изучение и анализ литературы по проблеме, просмотр интернет ресурсов, выбор оптимальных для работы в данной группе.
    - Систематизация материалов программно-методического обеспечения, создание условий для реализации проекта
    - Разработка плана реализации проекта.
    - Разработать цикл занятий и бесед опытно - экспериментальной деятельности (направления работы, тематика). Подбор методической литературы
    План реализации проекта
    Цикл занятий

    Сентябрь –октябрь
    «Мир вокруг нас»
    - «Учитесь жалеть и беречь».
    - «Земля – наш общий дом».
    - Пленэры на свежем воздухе
    - Оформление фотовыставки «Природа просит помощи».
    - «Художественное творчество. Знаки природы».
    -Рассматривание иллюстраций «Красота родного края». Цикл рисунков на данную тему.
    Работа с родителями.
    - Анкетирование родителей на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»
    Знакомство с красной книгой
    Составление экологических сказок-рисунков.
    Наброски
    Фотовыставка
    Рисунки детей на тему «Красота родного края»

    Ноябрь «Птицы»
    - Перелетные и зимующие птицы». Беседа «Жизнь птиц зимой».
    - Презентация «Птицы зимой».
    - Прогулки на свежем воздухе
    - Цикл рисунков «Зимующие птицы».
    - Выставка «Птицы зимой»
    - Операция «Подарок птицам» развешивание кормушек.
    Работа с родителями.
    - Акция «Покормите птиц зимой»
    - Конкурс на лучшую кормушку.
    Беседа Презентация
    Рисунки зимующих птиц
    Выставка рисунков
    Изготовление и развешивание кормушек для птиц

    Декабрь «Зимушка - зима»
    - Беседа «Зима пришла».
    -Эксперимент «Свойства снега»
    -Дидактическая игра «Зима в лесу»
    - Художественное творчество. Рисуем зимний лес.
    - Эксперименты «Превращение снега», «Иней».
    - «Чудеса зимы». Цикл рисунков.
    -Презентация «Ёлочка – хозяйка леса».
    Работа с родителями.
    Фотоконкурс «Елочка красавица» Беседа
    Опыт, эксперимент
    Игра
    Рисуем зимний лес.
    Эксперимент
    Нетрадиционное рисование
    Фотовыставка

    Январь «Наши братья меньшие»
    - Беседы «Животные нашего края», «Животные зимой».
    - Чтение художественной литера-туры: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки»; Г. Скребицкий «Бел-ка», «Заяц»; И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Лоси»; А. Клыков «Лисицаи ворона».
    - Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кто, чем питается?», «Кто, где живет?», «Назови детеныша?».
    - Викторина «Дикие животные нашего края». Отгадывание за-гадок о животных.
    - Цикл рисунков «Животные нашего края» (рисуем разными техниками, воскография, граттаж, ниткографика)
    - Беседы «Где и как живут дикие животные», «Животные зимой».
    - Опыт «Как маскируются животные»
    Работа с родителями : Конкурс на лучший плакат, памятку-призыв, рекламный щит о бережном от-ношении к природе родного края.
    Беседа
    .
    Дидактическая игра
    Викторина
    Нетрадиционное рисование. Выставка рисунков
    Беседа
    Опыт
    Конкурс-выставка с участие родителей.

    Февраль «Волшебница – вода»
    - Беседа «Кто живет в воде?»
    - Д/игра «Аквариум». Использование метода моделирования.
    - «Кто живет в воде». Цикл рисунков «Подводный мир».
    -Опыты «Свойства воды»
    - Беседа «Значение воды в нашей жизни».
    -Беседа «Берегите воду». Беседа
    Дидактическая игра
    Рисунки детей
    Опыт
    Беседа
    Беседа

    Март «Весна –красна»
    - «Весеннее путешествие» Игра-путешествие.
    - «Художественное творчество». Рисование «Весна красна».
    - Чтение художественной литера-туры.Г.Скребицкий «Счастливый жучок».
    -Рисуем «Перелетные птицы».
    -Чтение художественной литера-туры. А Толстой «Сорока».
    - Опыт «Встреча с ручейком», «Радуга»
    Работа с родителями:
    Изготовление поделок из бросового материала на тему: «Вторая жизнь упаковки» Игра-путешествие.
    Рисунки детей
    Просмотр иллюстрация книги.
    Рисунки детей
    Просмотр иллюстрация книги.
    Опыт
    Выставка поделок Педагог

    Апрель «Растения и грибы»
    - Беседы «Путешествие в мир растений», рассматривание иллюстраций и беседы с детьми по энциклопедии «Растения». Цикл рисунков на данную тему.
    - Пленэры на природе
    - «Растения как живое существо», «Лекарственные растения нашего края»
    -Поисково-познавательная деятельность: «Может ли растения дышать?», «Нужен ли корешкам воздух?», «С водой и без воды». Наблюдение за растениями в объединении.
    -Чтение художественной литера-туры: стихотворение Павловой «Зеленое платье планеты».
    -Дидактические игры: «Что лишнее», «Назови плод».
    - Цикл рисунков «Цветы», «Деревья».
    -Викторина «Лучший знаток деревьев».
    Работа с родителями: Оформление проекта «Моя семья и при-рода» Беседа
    Наброски
    Конспект-сценария мероприятия
    Просмотр иллюстраций к книгам
    Игра
    Рисунки детей
    Викторина
    Проект «Моя семья и природа»

    Май «Насекомые»
    - Беседа «Таинственный мир насекомых». Наблюдения за насекомыми, просмотр иллюстраций, прогулки в парк.
    - Рисование: коллективная работа: «Полянка», «Букашечки-таракашечки».
    -Беседа «Насекомые и цветы со-зданы друг для друга».
    -Художественное творчество «Рисуем насекомых».
    -Чтение художественной литера-туры. М.Михайлов «Лесные хоромы»
    -Книжная графика. Процесс со-здания книги. Сбор иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир». Беседа
    Коллективный рисунок
    Беседа
    Рисунки насекомых
    Просмотр иллюстраций к книгам
    Иллюстрированная книга «Рисуем ЭкоМир»

    Ресурсы обеспечения проекта
    - Информационные: детские энциклопедии, книги, интернет сайты о природе, животных, растениях, презентации.
    - Организационные: мероприятия и консультации, которые предложат социальные партнеры.
    - Материальные: спонсорская помощь родителей в опубликовании кни-ги.
    Предполагаемые промежуточные продукты проекта:
    Итоговыми продуктами проекта являются: создание иллюстрированной книги «Рисуем ЭкоМир».
    Для педагогов планируется разработать методические рекомендации; конспекты занятий; сценарии совместных развлечений.
    Для детей. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Умение различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Сформируется понимание детьми неразрывной связи человека с природой; Сформируется стремление к исследованию объектов природы.. Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Узнают растения родного края, нуждающиеся в защите и охране, занесенных в красную книгу; Узнают значение воды и воздуха, почвы в жизни всех живых объектов при-роды, их свойства. Научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять правила по-ведения и безопасности в природе. Научатся проводить простейшие, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
    Для родителей.. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей. У родителей сформируется желание быть активным соучастником ребенка в его деятельности и творчестве.

    Перспективы дальнейшего развития.
    Опыт внедрения проекта по созданию иллюстративной книги «Рисуем ЭкоМир» эффективен и результативен, так как это непрерывный педагогический процесс, который позволяет познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить помогать природе оставаться прежней. А использование метода проекта играет важную роль в развитии познавательной активности детей, в социализации личности школьников.
    Считаю, что применение таких проектов позволяет не только сформировать осознанно правильное отношение к природе и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие художественно- творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств школьника, тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение воспитанников ко всему окружающему. В доступ-ной, увлекательной форме дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, закрепляя пройденный материал рисунком, эскизом, наброском.
    Тематика мероприятий может расширяться, дополняться. Материал будет подбираться в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей, потребностей детей и родителей.
    Особую роль в данном проекте играют родители. Без родительского внимания и участия проект не будет столь эффективен, так как родители являются примеров для своих детей. Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

    Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»

    Актуальность проекта состоит в том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, её решение должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем больше будет ее педагогическая результативность. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества.

    Проблема: низкий уровень осведомленности детей начальной школы и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.

    Цель: повысить уровень знаний учащихся начальной школы о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и сформировать у детей ответственное и бережное отношение к окружающему миру в целом.

    Задачи:

    1. Провести анкетирование среди учащихся и их родителей с целью выявления уровня осведомлённости об экологических проблемах, происходящих в мире.
    2. Осуществить выбор предметных направлений, тем и видов деятельности.
    3. Разработать тематическое планирование по разным предметным направлениям с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
    4. Осуществить контроль над реализацией данного проекта.
    5. Обобщить итоги по внедрению проекта.

    Методы: анкетирование, игровые практикумы, беседы, лекции, тренинги общения и т.д.

    Формы : индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Индивидуальная форма также предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

    Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. Это клубные, секционные занятия юных друзей природы, кинолектории, экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

    В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные мероприятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы, работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании, конференции, экологические фестивали.

    Средства: методические пособия, игры, комплекты заданий, презентации, учебные фильмы и т.д.

    Этапы проекта:

    1 этап - подготовительный: постановка цели и задач, определение круга проблем (анкетирование), предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов.

    2 этап - формирующий: практическая деятельность по формированию высокого уровня осведомлённости учащихся начальной школы о законахживой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, ответственного и бережного отношения к природе в целом.

    3 этап - обобщающий: подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.

    Ожидаемые результаты. Реализация проекта работы по экологическому воспитанию и образованию учащихся начальной школы, позволит в дальнейшем:

    • создать условия для эффективного формирования у учащихся и их родителей культуры познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей и основе экологических условий жизни, культуры духовного общения с природой, культуры труда, формирующейся в процессе деятельности;
    • достичь положительного результата при участии детей в различных мероприятиях экологической направленности;
    • активизировать систему работы с родителями и общественностью по формированию у детей ответственного отношения к природе в целом.

    Приложение 1. Проект по экологии.

    Приложение 2. Презентация проекта.

    Учителя начальных классов МБОУ СОШ № 3, г. Алатырь Республики Чувашии: Михайлова Елена Петровна, 1 категория, стаж 17 лет, Самойлова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 16 лет, Иванова Наталья Викторовна, 1 категория, 16 лет, Селиверстова Наталья Викторовна, 1 категория, стаж 24 года, Андоськина Светлана Валерьевна, 1 категория, стаж 15 лет, Мащиц Людмила Александровна,стаж 41 год, Щитова Ольга Евгеньевна, 2 категория, стаж 14 лет, Парфенова Ольга Алексеевна, стаж 17 лет.

    Экологический проект в подготовительной к школе группе


    Автор публикации: Антонова Татьяна Геннадьевна.

    Цель публикации: распространение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников.

    Описание материала: Проект направлен на формирование экологической грамотности дошкольников. Публикация адресуется педагогам дошкольного образования.
    Авторы проекта: воспитатели подготовительной к школе группы МАДОУ ДС "Дарование" с. Ташла Оренбургской области Антонова Т.Г., Амирова Г. Р.

    Краткая аннотация к проекту:

    Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
    средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.
    Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля –стало целью данной педагогической работы.
    В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
    с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
    Участниками проекта являются дети, педагоги ДОУ, родители.

    Актуальность темы:
    Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
    экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

    Тип проекта:
    Краткосрочный(апрель- май), исследовательский, практико-ориентированный.

    Цель проекта:
    Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

    Задачи проекта:
    Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
    процессе общения с ними.
    Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
    Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.
    Охранять и укреплять здоровье детей.
    Принять участие в озеленении территории детского сада.
    Совершенствовать навыки детей по уходу за растениями.

    Ожидаемые результаты:
    у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
    дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
    у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
    дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
    повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
    создано единоое воспитательно - образовательноое пространство ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

    Этапы реализации проекта:
    1 этап – Подготовительный
    2 этап – Основной
    3этап –Заключительный

    Подготовительный этап
    Сбор и анализ литературы по данной теме.
    Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
    Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
    проекта.
    Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
    Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
    Основной этап
    Занятие по рисованию в подготовительной группе на тему: «Лесное царство».
    Цель: закрепить знания о лесе, как о экосистеме.
    Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
    Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    Воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.

    Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
    Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

    Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
    Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

    Беседы:
    Беседа «Помогите птицам»
    Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

    Беседа «Как образуется иней?»
    Беседа «Елкины иголки»
    Цель: расширять представление детей о деревьях. Способствовать развитию познавательного интереса. Учить детей внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованное дополнение; логически мыслить, четко формулировать свои ответы; составлять сложносочиненные предложения.

    Беседа «Кто в лесу вредный, а кто полезный?»
    Беседа по экологии для детей старшего дошкольного возраста: Наша «Красная Книга».
    Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

    Беседа: «Вода – это жизнь»
    Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

    Беседа об охране природы.
    Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

    Дидактические игры:
    Дидактическая игра: «Четвертый лишний».
    Цель: закреплять знания Детей о насекомых.

    Дидактическая игра: «Чудесный мешочек».
    Цель: закрепить знания у Д, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

    Дидактическая игра: «Ходят капельки по кругу»
    Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

    Дидактическая игра: «Назови растение».
    Цель: уточнить знания о комнатных растениях.

    Дидактическая игра: «Кто где живет».
    Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

    Дидактическая игра: «Живое – неживое».
    Цель: закреплять знания о живой и неживой природе.

    Приметы, пословицы, поговорки и загадки о природных явлениях.
    Чтение художественной литературы:

    Взаимодействие с родителями, по озеленению территории детского сада и
    Изготовлению интерактивных папок – лэпбуков «Экология», «Времена года».

    Заключительный этап
    Подведение итогов
    Презентация проекта

    Участники проекта:
    Воспитатели, дети и их родители.

    Срок реализации проекта: апрель-май 2017г.

    Принципы реализации проекта:
    Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
    условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
    своевременной воспитательно-образовательной работы.
    Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
    образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
    внешним условиям.
    Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
    взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
    взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
    воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
    Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
    работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
    индивидуальных особенностей и психического развития детей.
    Принцип системности Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
    Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
    требований в процессе экологической деятельности.

    Формы реализации проекта:
    Беседы,
    Непосредственная образовательная деятельность;
    Наблюдения и экологические экскурсии;
    Познавательное чтение.
    “Уроки доброты”.
    Лаборатория “Опыты” (опыты и эксперименты).
    Практическая деятельность в цветнике.
    Подвижные, дидактические, имитационные игры,
    инсценировки
    экологической направленности.

    Ресурсное обеспечение проекта:
    Уголок экологии и экспериментирования в группе.
    Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.).
    Библиотечка юного эколога.
    Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.
    Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.

    Ожидаемые результаты:
    1. У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
    2. Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
    поисково-познавательной деятельности.
    3. Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

    Продукты проекта:
    1. Цветник на участке детского сада.
    2. Интерактивные папки – лэпбуки «Экология», «Времена года»

    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Литературное сопровождение проекта:
    Константин Ушинский. Спор деревьев (рассказ)
    Заспорили деревья промежду себя: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
    – Я всем деревам царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

    Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

    – Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
    Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

    – Погодите, – говорит, – похваляться; вот придет зима, и будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

    Стихи про экологию для детей
    Птичка
    Она шоссе перелетала.
    Водитель не затормозил,
    И птичка бедная попала

    Под тяжело груженный ЗИЛ.

    Возьми она чуть-чуть повыше –
    Она б себя уберегла:
    Она не только что над крышей,
    Над лесом пролететь могла!

    Был майский вечер тих и светел,
    В сиренях пели соловьи.
    И этот случай не отметил
    Дежурный местного ГАИ.
    (С. Михалков)

    Вишня
    В ясный полдень, на исходе лета,
    Шел старик дорогой полевой;
    Вырыл вишню молодую где-то
    И, довольный, нес ее домой.

    Он глядел веселыми глазами
    На поля, на дальнюю межу
    И подумал: «Дай-ка я на память
    У дороги вишню посажу.

    Пусть растет большая-пребольшая,
    Пусть идет и вширь и в высоту
    И, дорогу нашу украшая,
    Каждый год купается в цвету.

    Путники в тени ее прилягут,
    Отдохнут в прохладе, в тишине,
    И, отведав сочных, спелых ягод,
    Может статься, вспомнят обо мне.

    А не вспомнят - экая досада, -
    Я об этом вовсе не тужу:
    Не хотят - не вспоминай, не надо, -
    Все равно я вишню посажу!»
    (М. Исаковский)

    На городском субботнике
    На городском субботнике
    Отличные работники.
    Прибрать сегодня город
    Пришли и стар и молод.

    Собрали́сь пенсионеры
    Чистить улицы и скверы.
    – Вам помощники нужны?
    Предложения слышны.

    Это вышел третий класс
    На уборку в первый раз.
    Только слышится: – Давай!
    На работу налетай!

    Кто-то мусор собирает,
    Кто-то деревца сажает,
    Кто-то в клумбах копошится,
    Всюду радостные лица.

    На городском субботнике
    Все дворники, все плотики.
    Даже беспокойный мэр
    Помогать пришёл в наш сквер.

    Никто ни с кем не ссорится,
    У всех работа спорится.
    Третий класс решил на «пять»
    Город к празднику прибрать.
    (Н. Анишина)

    Обращение дерева к Человеку
    – Эй, Человек, я – ДЕРЕВО!
    Высокое, могучее!
    Пока еще в лесу стою
    И шелестю пока.
    Лесная вся промышленность
    Ждет не дождется случая
    Свалить, срубить, спилить меня –
    Ищите дурака!

    Пусть только хоть попробует!
    Хочу ее заранее
    Предупредить по-дружески,
    Министра – в том числе:
    Что б из меня ни сделали –
    Напрасны все старания!
    Я это с виду смирное,
    Пока стою в земле.

    Но только преврати меня
    В различные изделия –
    Я шкафом с диким ужасом
    Вдруг заскриплю в ночи!
    Занозой табуреточной
    В твоем зароюсь теле я!
    Паркетом под тобой сгнию –
    Хоть падай, хоть кричи!

    Случайно в унитаз спущусь
    Зарплатой за три месяца!
    Столом я рухну на гостей,
    Министра – в том числе...
    Не проще ль, чем рубить меня,
    Взять сразу и повеситься?
    Веревку можешь не искать –
    Она лежит в дупле!
    (И. Шевчук)

    Прогулка
    Мы приехали на речку
    Воскресенье провести,
    А свободного местечка
    Возле речки не найти!

    Тут сидят и там сидят:
    Загорают и едят,
    Отдыхают, как хотят,
    Сотни взрослых и ребят!

    Мы по бережку прошли
    И поляночку нашли.

    Но на солнечной полянке
    Тут и там – пустые банки
    И, как будто нам назло,
    Даже битое стекло!

    Мы по бережку прошли,
    Место новое нашли.

    Но и здесь до нас сидели;
    Тоже пили, тоже ели,
    Жгли костер, бумагу жгли –
    Насорили и ушли!

    Мы прошли, конечно, мимо...
    – Эй, ребята! – крикнул Дима. –
    Вот местечко хоть куда!
    Родниковая вода!
    Чудный вид!
    Прекрасный пляж!
    Распаковывай багаж!

    Мы купались,
    Загорали,
    Жгли костер,
    В футбол играли –
    Веселились, как могли!
    Пили квас,
    Консервы ели,
    Хоровые песни пели...
    Отдохнули – и ушли!

    И остались на полянке
    У потухшего костра:
    Две разбитых нами склянки,
    Две размокшие баранки –
    Словом, мусора гора!

    Мы приехали на речку
    Понедельник провести,
    Только чистого местечка
    Возле речки не найти!
    (С. Михалков)

    Хоть трава не расти
    Всё меньше нетронутых мест на планете.
    По тундре разлиты озёра из нефти.
    И вихри враждебные вьются из труб...
    Живая природа – уже полутруп.

    Унылый гражданин
    Жужжит пчела – она летит
    На свой медовый луг.
    Передвигается, кряхтит,
    Ползет куда-то жук.

    Висят на нитке паучки,
    Хлопочут муравьи,
    Готовят на ночь светлячки
    Фонарики свои.

    Остановись! Присядь!
    Нагнись
    И под ноги взгляни!
    Живой живому удивись:
    Они ж тебе сродни!

    Не так ли щепочку свою
    Мы тащим в общий дом
    И шепчем брату-муравью:
    – Крепись, браток! Дойдем!

    Иной, что сеть свою плетет,
    Не схож ли с пауком?
    Вот этот ползает, а тот
    Порхает мотыльком.

    А ты меж них и мимо них,
    А иногда по ним
    Шагаешь на своих двоих,
    Унылый гражданин...
    (С. Михалков)

    Плохой дядя
    Этот дядя не жалеет
    Что в лесу окурок тлеет...
    На такого дядю глядя,
    Мы, ребята, скажем речь:
    – Как же вам не стыдно, дядя?
    Лес нам надо уберечь!

    Деревце
    Была горячая пора:
    Всё лето жарила жара,
    И я про клён не забывал,
    Пять раз в неделю поливал.

    И выжил в это лето клён!
    Меня повыше ныне он,
    И зеленеет по весне.
    Иду – он веткой машет мне.

    Привет, привет, дружок! Расти!
    Рад, что помог тебя спасти.
    Не зря прожита жизнь моя:
    Хоть что-то с пользой сделал я!
    (А. Дмитренко)

    Огонь – это не игрушка!
    За окном мороз трещит,
    Спит на печке Мурка,
    В печке жар – огонь горит,
    Греет Мурке шкурку.

    Поскользнулся рыбачок,
    Промочил одежду,
    Живо сделал костерок,
    Стал сухим, как прежде!

    Возле леса на заре
    Шумные туристы,
    Кашу варят на костре,
    Чай с травой душистой.

    От огня – тепло и свет!
    Он, как друг хороший!
    Но, наделать много бед
    Без присмотра может!

    Незаметно подползёт,
    Жгучий и опасный,
    Кустик тут же обовьёт
    Лентой ярко – красной.

    Затрещит и запоёт,
    Силу набирая.
    Зверь лесной из нор уйдёт,
    Жизнь свою спасая.

    Укротить и потушить
    Пламя очень трудно!
    Где теперь лисичке жить?!
    Нет норы уютной!
    Не вернётся больше в дом
    Зайка и лягушка!

    Будь внимателен с огнём!
    Это не игрушка!
    (Т. Ефимова)

    Кормилец
    Я единственный кормилец
    Всех ворон и голубей,
    Ждёт мой крошечный гостинец
    Каждый крошка-воробей.

    Только выйду на крыльцо,
    Узнают меня в лицо,
    И гурьбой с окрестных крыш:
    – Чем, родимый, угостишь?
    (А. Орлова)

    Окружающая среда
    Всё – от старой сосны у забора
    До большого тёмного бора
    И от озера до пруда –
    Окружающая среда.

    А ещё и медведь, и лось,
    И котёнок Васька небось?
    Даже муха – вот это да! –
    Окружающая среда.

    Я люблю на озере тишь,
    И в пруду отраженья крыш,
    Рвать чернику люблю в лесу,
    Барсука люблю и лису...
    Я люблю тебя навсегда,
    Окружающая среда!
    (Л. Фадеева)

    Экологическая песня-переделка (на мелодию песни «Вышла мадьярка на берег Дуная»)
    Издавна люди повсюду сорили,
    Вот и в Твери мужички
    Выпили дружно, потом покурили,
    Бросили в воду «бычки».

    Нежно течение их подхватило,
    Словно заботливый друг,
    Волга могучие воды катила
    Вместе с «бычками» на юг.

    Припев:
    Река течёт,
    Людей влечёт
    В дальние дали.
    Уже века
    Несёт река,
    Что люди в неё накидали.
    Уже века
    Несёт река,
    Что люди в неё накидали.

    Волга у Сызрани вовсе не Уже
    Той, что была у Твери.
    Жители тоже нисколько не хуже –
    Всюду и сплошь – волгари…

    Глянули в реку – «бычки» увидали
    Со своего бережка.
    Фантики в воду они накидали –
    Их принимала река.

    Припев.

    Дети Самары, резвясь после школы,
    Лепту не меньше внесли:
    Бросили тару из-под кока-колы –
    Волны её унесли.

    В устье волжане хотели бы тоже
    В воду «бычки» покидать,
    Но не везёт им с рекою, похоже, –
    Там уж воды не видать!
    Припев.
    (А. Дмитренко)

    Наша планета
    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелётных,

    Лишь на ней одной цветут,
    Ландыши в траве зелёной,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивлённо.

    Береги свою планету –
    Ведь другой, похожей, нету!
    (Я. Аким)

    О чём просит рыбка

    Удружил бы
    Ты, рыбак,
    Угостил бы
    Просто так:

    Без подвоха,
    Без крючка
    Подарил бы
    Червячка!
    (С. Погореловский)
    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
    Что за чудо-красота!
    Расписные ворота
    Показались на пути!
    В них ни въехать,
    Ни войти.
    Ответ (Радуга)

    В синем небе,
    Как по речке,
    Белые плывут овечки.
    Держат путь издалека
    Как зовут их? …
    Ответ (Облака)

    По небесам оравою
    Бегут мешки дырявые,
    И бывает – иногда
    Из мешков течёт вода.
    Спрячемся получше
    От дырявой …
    Ответ (Тучи)

    На улице рубашка,
    В избе рукава.
    Ответ (Солнечный луч)

    Ты весь мир обогреваешь
    И усталости не знаешь,
    Улыбаешься в оконце,
    А зовут тебя все …
    Ответ (Солнце)

    Голубой платок, алый колобок,
    По платку катается, людям улыбается.
    Ответ (Небо, солнце)

    Это что за потолок?
    То он низок, то высок,
    То он сер, то беловат,
    То чуть-чуть голубоват.
    А порой такой красивый –
    Кружевной и синий-синий!
    Ответ (Небо)

    Ночью на небе один
    Золотистый апельсин.
    Миновали две недели,
    Апельсина мы не ели,
    Но осталась в небе только
    Апельсиновая долька.
    Ответ (Луна, месяц)

    Ночью по небу гуляю,
    Тускло землю освещаю.
    Скучно очень мне одной,
    А зовут меня …
    Ответ (Луной)

    Бежал по тропке луговой –
    Кивали маки головой.
    Бежал по речке голубой –
    Речка сделалась рябой.
    Ответ (Ветер)

    Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь, это - …
    Ответ (Дождь)

    На деревья, на кусты
    С неба падают цветы.
    Белые, пушистые,
    Только не душистые.
    Ответ (Снег)

    Что за звёздочки резные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмёшь - вода в руке.
    Ответ (Снежинки)

    Чьи рисунки на окне,
    Как узор на хрустале?
    Щиплет всякого за нос
    Зимний дедушка …
    Ответ (Мороз)

    Дунул ветер, и мороз
    Снег нам с севера принёс.
    Только вот с тех самых пор
    На стекле моём …
    Ответ (Узор)

    Не снег, не лед,
    А серебром деревья уберет.
    Ответ (Иней)

    Фото работы над проектом.
    Посадка семян цветов на рассаду.