Почтовая связь в средние века. Сочинение «Один день из жизни крестьянина

Дата публикации: 07.07.2013

Средние Века берут свое начало от падения Западной Римской империи в 476 г. и заканчиваются примерно XV - XVII вв. Средневековью присущи два противоположных стереотипа. Одни считают, что это время благородных рыцарей и романтичных историй. Другие же считают, что это время болезней, грязи и аморальности...

История

Сам термин «средние века» впервые был введен в 1453 г. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. До этого использовали термин «темные века», который на данный момент обозначает более узкий отрезок временного периода средневековья (VI—VIII века). В оборот данный термин был введен профессором Галльского университета Христофором Целлариусом (Келлером). Этот человек также разделил всемирную историю на античность, средневековье и новое время.
Стоит сделать оговорку, сказав, что речь в данной статье пойдет именно о европейском средневековье.

Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны:
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры - готики (в искусстве в том числе).

В период с Х по ХII вв. увеличивается численность населения европейских стран, что приводит к изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. Начиная с XII - XIII вв. в Европе произошел резкий подъем развития технологий. За столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. В период средневековья развиваются и богатеют города, активно развивается культура.

За исключением Восточной Европы, которая подверглась нашествию монголов. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.

Жизнь и быт

Люди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 - 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.

В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей.

Также как и климатические условия, ландшафт определял основное занятие людей: в горных районах преобладало скотоводство, а равнинных - земледелие.

Все беды средневекового человека (болезни, кровопролитные войны, голод) приводили к тому, что средняя продолжительность жизни составляла 22 - 32 года. До 70-летнего возраста доживали единицы.

Образ жизни средневекового человека зависел во многом от места его обитания, но, вместе с тем, люди того времени были достаточно мобильны, и, можно сказать, постоянно находились в движении. Сначала это были отголоски великого переселения народов. Впоследствии в дорогу людей толкали уже другие причины. По дорогам Европы двигались крестьяне, поодиночке и группами, искали лучшей доли; «рыцари» - в поисках подвигов и прекрасных дам; монахи - переходя от монастыря к монастырю; паломники и всевозможные нищие и бродяги.

Лишь с течением времени, кода крестьяне обзаводились определенным имуществом, а феодалы большими землями, тогда начали расти города и на тот момент (примерно XIV век) европейцы становятся «домоседами».

Если говорить о жилье, о домах, в которых жили средневековые люди, то большинство зданий не имело отдельных комнат. Люди спали, ели и готовили еду в одной и той же комнате. Лишь со временем зажиточные горожане начали отделять спальню от кухонь и столовых.

Крестьянские дома строились из дерева, местами предпочтение отдавалось камню. Крыши были соломенными или из камыша. Мебели было очень мало. В основном сундуки для хранения одежды и столы. Спали на скамьях или кроватях. Постелью служил сеновал или матрас набитый соломой.

Отапливались дома очагами или каминами. Печи появились лишь в начале XIV века, когда их позаимствовали у северных народов и славян. Освещали жилье сальными свечами и масляными лампами. Дорогие восковые свечи могли приобрести только богатые люди.

Пища

Большинство европейцев питалось очень скромно. Ели обычно дважды в день: утром и вечером. Повседневной пищей были ржаной хлеб, каши, бобовые, репа, капуста, зерновая уха с чесноком или луком. Мяса потребляли мало. Тем более что в течение года было 166 дней поста, когда мясные блюда запрещалось есть. Значительно больше в рационе было рыбы. Из сладостей был только мед. Сахар попал в Европу с Востока в XIII в. и был очень дорогим.
В средневековой Европе много пили: на юге - вино, на севере - пиво. Вместо чая заваривали травы.

Посуда большинства европейцев - миски, кружки и т.д. были очень простыми, изготовленным из глины или олова. Изделиями из серебра или золота пользовалась только знать. Вилок не было, за столом ели ложками. Куски мяса отрезали ножом и ели руками. Крестьяне ели пищу из одной миски всей семьей. На пирах знати ставили на двух одну миску и кубок для вина. Кости бросали под стол, а руки вытирали скатертью.

Одежда

Что касается одежды, то она была во многом унифицирована. В отличие от античности, прославление красоты человеческого тела церковь считала греховным и настаивала на том, чтобы его прикрывали одеждой. Лишь к XII в. стали появляться первые признаки моды.

Изменение стиля одежды отражали тогдашние общественные предпочтения. Возможность следовать моде имели преимущественно представители зажиточных слоев.
Крестьянин обычно носил льняную рубашку и штаны до колен или даже до щиколоток. Верхней одеждой был плащ, стянутый на плечах застежкой (фибулой). Зимой носили или грубо вычесанный овечий тулуп или теплую накидку из плотной ткани или меха. Одежда отражала место человека в обществе. В наряде состоятельных преобладали яркие цвета, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Беднота довольствовалась темной одеждой из грубого домотканого полотна. Обувью мужчин и женщин были кожаные остроносые ботинки без твердой подошвы. Головные уборы возникли в XIII в. и с тех пор непрерывно менялись. Привычные перчатки приобрели при средних веках важное значение. Пожать руку в них считалось оскорблением, а бросить кому перчатку было проявлением презрения и вызовом на поединок.

Знать любила добавлять к своей одежде различные украшения. Мужчины и женщины носили кольца, браслеты, пояса, цепочки. Очень часто эти вещи были уникальными ювелирными изделиями. Для бедноты все это было недостижимым. Значительные средства тратили состоятельные женщины на косметику и парфюмерию, которую привозили купцы с восточных стран.

Стереотипы

Как правило, в общественном сознании укоренены определенные представления о чем-либо. И представления о средневековье не являются исключением. В первую очередь это касается рыцарства. Порой бытует мнение, что рыцари были необразованными, тупыми мужланами. Но было ли это в действительности так? Это утверждение слишком категорично. Как и в любой общности, представители одного и того же сословия, могли быть людьми абсолютно разными. К примеру, Карл Великий строил школы, знал несколько языков. Ричард Львиное Сердце, считающийся типичным представителем рыцарства, писал стихи на двух языках. Карл Смелый, которого в литературе любят описывать эдаким хамом-мачо, прекрасно знал латынь и любил читать античных авторов. Франциск I покровительствовал Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Многоженец Генрих VIII знал четыре языка, играл на лютне и любил театр. Стоит ли продолжать список? Это все были государи, образцы для своих подданных. На них ориентировались, им подражали, и уважением пользовались те, кто мог и противника с коня сбить, и оду к Прекрасной Даме написать.

Касательно тех же дам, или жен. Бытует мнение, будто бы к женщинам относились как к собственности. И снова-таки, все зависит от того, каким был муж. К примеру, сеньор Этьен II де Блуа был женат на некой Адель Норманнской, дочери Вильгельма Завоевателя. Этьен, как это и было положено тогда христианину, отправлялся в крестовые походы, а жена его оставалась дома. Казалось бы, что ничего особенного во всем этом нет, но до нашего времени дошли письма Этьена к Адель. Нежные, страстные, тоскующие. Это свидетельство и показатель того, как средневековый рыцарь мог относиться к собственной жене. Можно также вспомнить Эдуарда I, которого погубила смерть его любимой жены. Или к примеру, Людовик XII, который после свадьбы из первого развратника Франции превратился в верного мужа.

Говоря о чистоте и уровне загрязненности средневековых городов, тоже зачастую перегибают палку. Вплоть до того, что утверждают, будто бы отходы жизнедеятельности человека в Лондоне сливались в Темзу, вследствие чего она была сплошным потоком нечистот. Во-первых, Темза не самая маленькая река, а во-вторых, в средневековом Лондоне количество жителей было около 50 тыс. Так что подобным образом загадить реку они попросту не смогли бы.

Гигиена средневекового человека была не столь ужасна, как нам представляется. Очень любят приводить в пример принцессу Изабеллу Кастильскую, которая дала обет не менять белье, пока не будет одержана победа. И бедная Изабелла держала свое слово три года. Но этот ее поступок вызывал большой резонанс в Европе, в честь нее был даже придуман новый цвет. Но если посмотреть статистику производства мыла в Средние Века, то можно понять, что утверждение о том, что люди не мылись годами, далеко от истины. Иначе для чего было бы необходимо такое количество мыла?

В Средние века не было такой необходимости в частом мытье, как в современном мире - окружающая среда не была так катастрофически загрязнена как сейчас... Не было промышленности, пища была без химикатов. Потому, с человеческим потом выделялись вода, соли, а не все те химикаты, которых полно в организме современного человека.

Еще один стереотип, закрепившийся в общественном сознании о том, что от всех ужасно воняло. Русские послы при французском дворе жаловались в письмах, что от французов «ужасно смердит». Из чего был сделан вывод, что французы не мылись, воняли и пытались заглушить запах духами. Духами они действительно пользовались. Но объясняется это тем, что в России было не принято сильно душиться, тогда как французы просто обливались духами. Потому для русского человека обильно воняющий духами француз был «смердящим аки дикий зверь».

В заключение можно сказать, что реальное Средневековье сильно отличалось от сказочного мира рыцарских романов. Но вместе с тем и некоторые факты во многом искажены и преувеличены. Думается что правда, она как всегда где-то посередине. Также как и всегда, люди были разными и жили они по-разному. Некоторые вещи по сравнению с современными, действительно кажутся дикими, но все это происходило столетия назад, когда нравы были другими и уровень развития того общества не мог позволить себе большего. Когда-нибудь для историков будущего и мы окажемся в роли «средневекового человека».


Последние советы раздела «История»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

Крестьянин был в большой зависимости от господина. В средние века часто случались внешние и внутренние воины, которые разоряли крестьян и уничтожали все полученное нелегким трудом. Часто приходилось просить защиту у сеньора во время побегов и грабежей. Тогда земля переходила феодалу, а крестьянин становился земельно зависимым. Но были и те, которые вообще не имели личных прав.

Рассказ «Один день из жизни крестьянина» следует начать с условий проживания крестьян. Сеньор крестьянина проживал в замке на горе. Обычно его окружал лес, где было достаточно дичи для охоты хозяина. У подножья горы располагались деревни, которыми управлял сеньор.

Деревня состояла из 10-15 домов. С самого утра на улице стоял детский гомон и кудахтанье кур.

Крестьянин проживал в небольшом домике с соломенной или камышовой крышей. Иногда в доме могла быть печь для выпечки хлеба. Дымоходов не было – стены были черные от клубившегося дыма. Окна часто вообще отсутствовали в доме или были очень маленькие. Они не были застеклены, так как стекло было дорогим для крестьянина. Зимой небольшое отверстие в стене затыкали тряпкой. В зимний период скотина могла жить в доме с хозяином. Свечи стоили дорого, поэтому крестьянин мастерил в свободное время при естественных источниках освещения – солнце или луне. Женщины зимой занимались шитьем и пряжей.

День в крестьянской семье начинался очень рано. Нужно было успеть многое. Ведь крестьянин платил не только налоги, но и за пользование печью, мельницей, виноградным прессом и другими приспособлениями, которых не было у него. Некоторые сеньоры могли брать плату натуральными продуктами. Все желающие могли получить свободу после внесения большого выкупа. Однако земля оставалась в собственности феодала. Очень рано пастухи гнали скот на пастбище. Сами хозяева коров и коз шли на работу в поле. Некоторые крестьяне отрабатывали свои повинности у сеньора в определенные дни.

Один день из жизни крестьянина был намного тяжелее и суровее, чем привычная городская жизнь. Даже большой труд не гарантировал высокую урожайность. Иногда погодные условия сводили всю работу к нулю. Дополнительной угрозой могли стать уход хозяина и сыновей на войну, набеги лесных животных, вытаптывание урожая свитой феодала во время охоты, пожар или завистливые соседи, способные напакостить. Земля обрабатывалась плугом, бороной и граблями. Урожайность была низкой – 2-3 объема от посеянного. Собранный урожай не позволял досыта накормить семью: большая часть уходила феодалу, часть сохранялась для посадки в следующем году, а оставшееся оставалось семье. Семья состояла из крестьянина с женой и почти десятком детишек разного возраста.

Еда на столе была очень однообразна и скудна – овощи, лепешки, каши, похлебки. Хлеб часто заканчивался задолго до сбора следующего урожая. Крестьянин экономил на всем. Что бы ни арендовать за высокую цену мельницу у сеньора, он толок зерна в деревянной ступе. Но иногда феодал мог издать указ об обязательном платном использовании только печей, мельниц и кузней хозяина.

В жаркий полдень крестьяне возвращались с поля домой. Женщины загоняют на место скот, кормят свиней и доят коров. Мужчины были одеты в рубахи, шерстяные шляпы, обуты в грубые толстые башмаки. Все они были грязные, потные, бородатые и загорелые от тяжелого труда на земле. К их возращению жены готовили полдник: суп да овощи с кашей. После полдника наступает полная тишина – все отдыхают. Родители спали на одной широкой кровати, а дети - на лавках у стены, покрытых тюфяками с сеном. Все дети были при деле. Старшие сыновья помогали отцу на земле, дочери – матери справляться по хозяйству, а младшие – пасли гусей и смотрели за курами.

Следует хорошо отдохнуть – завтра следует переделать много дел и выплатить налоги феодалу.

Письмо жены Маргариты своему мужу Франческо Датини, написанное ею в сентябре 1402 года, вызвало вчера после его прочтения во мне бурю чувств, поэтому я решила познакомить с письмом моих читателей.

Это письмо молодой женщины, любящей своего мужа не за богатства и положение в обществе, что он ей дал, а за что-то другое, гораздо более ценное. Прочтите и восхититесь! Письмо можно видеть во дворце Датини в тосканском городе Прато.



2. Оригинал письма Маргариты


Франческо Датини - самый знаменитый гражданин города. За его предпринимательские способности и заработанные богатсва его называют "средневековым Рокфеллером". Самой большой заслугой Датини было изобретение векселя, который произвёл настоящую революцию в банковском деле.


3. Вид на дворец Датини


На одной из самых красивых площадей в исторической части города жители поставили памятник Франческо Датини.



4. Памятник Франческо Датини в Прато


Будучи уже сорокалетним мужчиной, Франческо Датини женился на молодой флорентийке Маргарите Бандини.

Деятельность коммерсанта заставляла Датини часто и подолгу быть в отъезде. Его молодая жена приняла на себя все обязанности по руководству его делами в Прато. Чтобы отчитываться о состоянии дел, Маргарита выучилась читать и писать. Фактически, жизнь этой семьи историки изучили через их письма друг к другу.

Бог не дал им детей, не смотря на все усилия врачей. Маргарита приняла и воспитала внебрачную дочь Франческо Джиневру, рождённую от служанки.

Джиневра потом вышла замуж за достойного человека, получив в приданное огромную по тем временам сумму в тысячу фьоринов. Гастрономии же в наследство остался знаменитый торт Джиневра, разработанный специально для её свадьбы.



5. Фигуры Франческо и Маргариты в зале дворца Датини


Как Маргарита и Франческо относились друг к другу, можно узнать из нескольких строк письма Маргариты, которые я взяла на себя смелость перевести.

"Если я скажу что-то неприятное вам, прошу извинить меня: моя большая любовь позволят сказать это.

С этим тяжело жить, поэтому я живу в депрессии, не чувствуя себя спокойной, как мне бы этого хотелось.

Я замечаю, что в каждом письме ты смеёшься надо мной, но это мне нравится.

Я чувствую тяжесть твоих переживаний и от этого внутренне расту: не могу к ним привыкнуть.

Если бы мы знали, сколько нам дано времени в этом мире, и если бы мы думали о смерти, то не беспокоились бы о пустяках.

Мне хотелось бы знать, спишь ли ты один или нет, мне важно знать, кто спит с тобой.

Не беспокойся о доме: о нём позабочусь я, и всё будет хорошо.

Наслаждайтесь и проводите хорошо время для души и тела потому, что на тот свет мы не сможем унести ничего.

Добро и зло, что есть в этом мире, мы делаем сами."

Это надо же так любить своего мужа, чтобы писать такие строчки, в которых нет ревности, а лишь забота о том, хорошо ли ему в разлуке. Часто ли мы сейчас встречаем подобные отношения?!

За годы независимости в Туркменистанесложилась практика, что все вопросы, пусть даже мелкие, локального характера, решает только один человек – президент страны. Визиты в кабинеты чиновников и письма с жалобами (в том числе и коллективные) в их адрес не помогают – в лучшем случае, ответ будет «обращайтесь в вышестоящие инстанции». Чиновники на местах не способны решить бытовые проблемы населения, потому что боятся проявлять инициативу, а правоохранители не реагируют на многочисленные жалобы в адрес работодателей и государственных органов, потому что оказываются некомпетентны. В результате письма населения уходят в никуда. В ситуациях, когда выхода нет, остается одно – написать письмо президенту. Об особенностях современного туркменского эпистолярного жанра – в материале Тойлы Аширмурадова.

Некоторое время назад в редакцию проекта «Альтернативные новости Туркменистана» поступила копия одного такого письма. Написал его коллектив сотрудников одного из государственных предприятий в одной из областей страны. Мы специально не указываем названий и закрасили их в письме. Проблему этих людей уже решили, вернее – нашли компромисс в министерстве, и дальше жаловаться не было смысла, но письмо Гурбангулы Бердымухамедову все же было отправлено. Отметим только, что люди жаловались президенту на областное управление одного из министерств. Чиновники управления, несмотря на указ президента о повышении размера зарплат и пенсий, поняли и исполнили его по-своему, в результате чего сотни работников ведомства не только не получили свои законные 10% надбавки, но и ощутимо потеряли часть старой зарплаты.

Авторы письма считают, что местные чиновники просто решили залатать дыры в своем бюджете, но не в этом суть. Этим письмом мы хотим показать, как сегодня принято писать президенту, как к нему обращаться. Письмо составлено профессиональным юристом (!), которого авторы специально наняли для этого дела. Предлагаем вашему вниманию отрывок из письма на русском языке.

«Президенту Туркменистана, покровителю туркменского народа

Гурбангулы Бердымухамедову Мяликгулыевичу!!!

От *** *** велаята [области]

Заявление

Уважаемый наш Покровитель!!!

В счастливую эпоху суверенного государства, в результате Вашей последовательной заботы о своем народе, туркменский народ живет в мире и спокойствии, в благополучии. Как и в других уголках нашей страны, и в нашем велаяте [области] в результате вашей неустанной заботы, уважаемый наш Покровитель, ведется большая работа по повышению уровня жизни и благосостояния народа. Воодушевленные Вашим лозунгом «Государство для человека», отвечая на Вашу неустанную заботу о своем народе, мы, ***, любим свою профессию и круглосуточно служим своему народу.

От чистого сердца, выражая свою благодарность за Вашу отеческую заботу, радуясь тому, что с 1 января 2013 года Вы на 10 процентов повысили размеры заработной платы всем работникам нашего государства, мы желаем Вам крепкого здоровья и долголетия, пусть голова Ваша всегда будет поднятой высоко».

Только с третьего параграфа начинается описание сути проблемы. В тексте еще не раз встречаются дифирамбы, мол, чиновники неправильно интерпретировали Вашу неустанную заботу о своем народе…

Юрист из Ашхабада, пожелавший остаться неназванным, говорит, что без предисловия в таком ключе никто письмо главе государства не станет даже рассматривать.

«Такие письма стало принято писать еще Сапармурату Ниязову где-то во второй половине девяностых, – говорит юрист. – Моду пустили чиновники, желавшие как можно слаще выразить свое отношение к президенту, показать свою полную лояльность. Обширные тексты приветственных обращений к президенту по случаю издания его очередной книги или, скажем, присвоения ему какой-то безделушки от международной или частной организации, подписанные вице-премьерами, председателем Меджлиса (парламента), сотрудниками Аппарата президента Туркменистана, хякимами и министрами, как образец для подражания, печатались на страницах центральных газет «Туркменистан» и «Нейтральный Туркменистан», занимая чуть ли весь номер. Тему подхватили и журналисты, не скупившиеся на красивые слова при перечислении заслуг Ниязова», – говорит он.

Юрист отмечает, что какой бы острой ни была проблема, описываемая в письме, ни один заявитель не берет с места в карьер и не вываливает сразу все на бедную голову президента. По традиции, твердо устоявшейся за двадцать с лишним лет независимости, составитель письма просто обязан сначала выразить достойное уважение главе государства, перечислить его заслуги перед народом и страной, подчеркнуть его неустанную заботу о людях, все эти слова подкрепить цитатами или конкретными примерами в виде подписанных указов или постановлений. Одним словом, должен использовать все возможности красноречия и весь арсенал эпитетов, от которых у адресата и в самом деле создалась иллюзия собственного величия и всесилия. Помните, как в басне у Крылова «Ворона и Лиса». Эффект от хвалебных слов должен быть таким, что «с похвал вскружилась голова, чтобы в зобу дыхание сперло». Только после ушата лести можно рассчитывать, что всесильный хан-повелитель-покровитель проникнется чувством сострадания и справедливости, распорядится решить все проблемы несчастного горемыки.

Составление письма, обращения или заявления на имя президента – это, по словам граждан, целая наука. Например, каждый абзац должен обязательно начинаться с обращения. Во времена Сапармурата Туркменбаши абзацы обычно начинались со слов «великий вождь», «вечно великий Сердар», «много и глубокоуважаемый президент», «Мяхрибан атам» (родной отец). К Гурбангулы Бердымухамедову обращаются пока скромно – «хорматлы президент» («уважаемый президент»), «великий Аркадаг», «Покровитель народа», «досточтимый лидер нации». Однако ограничений нет, поэтому в частном обращении допускаются использование эпитетов «самый справедливый хан», «мудрейший правитель», «великий государственный деятель», «великий сын народа» и т.д.

Источники АНТ сообщают, что в некоторых этрапах (районах) и городах есть грамотные люди, которые за определенную плату оказывают нуждающимся услугу по написанию письма. Малограмотные, не знающие своих законных прав жители провинций часто обращаются к местным грамотеям за подобной услугой, надеясь, что письмо-жалоба, написанное «умно, красиво, как положено и по всем правилам» обязательно попадет в руки самого президента и он обязательно поможет в беде, накажет виноватых, обеспечит справедливость.

«Таких случаев, когда покровитель смилуется, очень мало, если они сейчас вообще есть, – говорит туркменский журналист, помогавший отчаявшимся людям грамотно составлять письма президенту, как Ниязову, так и Бердымухамедову. – При режиме С.Ниязова была так называемая «президентская почта» – специальный охраняемый ящик, установленный в зданиях велаятских и городских хякимликов (администраций). Люди вначале поверили было в то, что обращение к президенту и в самом деле доходит до него и по жалобам принимаются действенные меры. Вначале так и было. Кто-то смог восстановиться в очереди на получение муниципального жилья, кого-то восстановили на работе. Но потом первоначальный ручеек писем и заявлений превратился в поток, люди стали в массовом порядке жаловаться на произвол правоохранителей, на бездействие местных чиновников, на коррумпированных судей и прокуроров, на отсутствие справедливости. И «президентская почта» в буквальном смысле захлебнулась, помощники президента просто-напросто решили оградить главу государства от этого потока жалоб и стали переправлять заявления в местные органы власти, в министерства для принятия мер. Заявители стали получать банальные отписки, и на этом все закончилось» – говорит он.

По его словам, схематично движение письма выглядит так: заявитель – администрация президента – верховный суд или генеральная прокуратура – заявитель. Несмотря на все красноречие, использованное в письме, заявитель получает сообщение, в котором ему с данной жалобой рекомендуется обратиться в суд или в органы прокуратуры по месту жительства. Все, как говорится, возвращается на круги своя. Если ответы и поступают, то, как правило, от тех же органов, на которые изначально посылались жалобы. В редких случаях вопрос решался в пользу отправителя письма.

Необходимо отметить, что к этой крайней мере прибегают далеко не все, ищущие справедливость, и причина тому – боязнь усугубить ситуацию, «подставить» своих родных, выглядеть в их глазах «самым умным». Именно по этой причине многие туркменистанцы предпочитают ограничиваться визитами и письмами местным чиновникам: помогут – замечательно, а нет – переживем. Обратиться за помощью к правозащитникам или независимым СМИ, тем более под собственным именем – для этого вообще нужно быть «безбашенным».

По данным источников в государственной компании почтовой связи «Туркменпочта», в последние годы количество писем и телеграмм на имя главы государства увеличилось в разы. Как и в период правления Сапармурата Туркменбаши, вся почта, адресованная президенту Туркменистана, сначала попадает в местные управления МНБ и перлюстрируется, а сами отправители письма берутся на заметку в зависимости от содержания и характера письма. Если в заявлении есть нотки протеста или недовольства существующими порядками в стране, то автор заявления берется в плотную разработку. Если же жалоба касается какой-то бытовой проблемы или частного случая и не критикует внутреннюю политику властей, то у заявителя не возникнет особых проблем со спецслужбой. Лидером по жалобам, как ни странно, является более-менее благополучный Ашхабад, в котором и расположены все властные министерства и ведомства, куда, казалось бы, проще достучаться, нежели откуда-то из провинции. Второе место делят между собой Балканский и Дашогузский велаяты (области).

Конечно, в средние века, как и в предыдущие эпохи, начиная с древности люди писали письма. И по своему характеру и назначению эти письма бывали разными.
Во-первых, были официальные письма, которыми обменивались король и его чиновники. В этом случае письмо короля вполне могло стать законом. Между дворами Европы велась и активная дипломатическая переписка, особенно с классического средневековья. Именно при помощи писем обычно распространялась информация, подготавливались договоры, заключались политические
союзы.
Во-вторых, составлялись послания, которые, с нашей современной точки зрения, больше походят на трактаты. Традиция письма как наставления или рассуждения на определенную тему, чаще всего богословскую, пришла в средневековье из античности. Подобные письма преследовали и проповеднические цели. Их писали отцы церкви, папы, ученые-богословы.
В-третьих, существовала обширная деловая переписка между торговыми домами Европы, между монастырями, купцами и их
конторами и т. д.
Кроме того, писались и самые обыкновенные частные письма. Правда, дошло их до нас не очень много. Так, нам известны письма знатной франкской дамы Дуоды, которая писала своему несовершеннолетнему сыну, уехавшему из дома ко двору короля. Эти письма представляют собой наставления матери сыну с самыми разнообразными практическими советами, вплоть до касающихся фехтовального мастерства.
Очень интересен и дошедший до нас целый фонд семейной переписки семьи Пастонов, англичан, живших в XV в. Члены этой семьи, уезжая из дома, писали своим родным об обычных хозяйственных делах и домашних заботах.
Из писем юного флорентийща XV столетия мы узнаем о его занятиях в школе, о его книжных пристрастиях, спортивных успехах; и хотя ему очень хочется выглядеть ученым и взрослым, даже сквозь латинский текст пробивается его живость и непосредственность.
Яркий пример любовной переписки - письма известного средневекового философа Пьера Абеляра и его возлюбленной, а потом жены, Элоизы (XII в.) . С его стороны письма кажутся скорее хорошо продуманными литературными произведениями, рассчитанными на широкий круг читателей, ее письма имеют сугубо личный характер и проникнуты настоящим чувством и лиризмом. Поэтому не случайно, что именно письма Элоизы в следующем столетии считались подлинным произведением литературы и легли в основу сборников, которые учили юных влюбленных искусству эпистолы - письма.
Подобные сборники не были редкостью и составлялись на протяжении всех средних веков под названием «формуляриев» или «письмовников» . Они давали подробные рекомендации и примеры по написанию писем разного назначения и имели существенное практическое значение, если учесть, что до XIII в. вся переписка велась на латинском языке. В большом количестве письма на национальных языках появляются только в XIV в. Особенно они были распространены в Италии. В период Возрождения гуманисты, с их: любовью к классическим языкам, снова стали писать на латыни, но это уже скорее были изящные произведения искусства, а не частные письма.
По канону формуляриев письмо начиналось с приветствия и добрых пожеланий адресату. Затем можно было указать, от кого оно. Заканчивалось письмо указанием даты и места написания и препоручения адресата покровительству Господа. Целые фразы, обращения, риторические фигуры, принятые в средневековых письмах, были столь известными и обязательными, что уже в классическое средневековье стали сокращаться. Принятые сокращения были хорошо понятны современникам и заменялись на полный вариант только в особых случаях.