Тарифная сетка мчс. Установлены условия оплаты труда работников противопожарной службы — Российская газета. Заработок вольнонаемных работников

Федеральная служба Министерства чрезвычайных ситуаций – это структура, функции которой напрямую связаны с обеспечением безопасности россиян, спасением их жизни и имущества в случае возникновения внештатных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий. Вполне естественно, что такая опасная и напряженная работа требует достойного вознаграждения, ведь МЧС-ники – это люди, которые подвергают себя рискам практически каждый день.

К сожалению, разразившийся в стране привел к тому, что в течение нескольких лет заработная плата сотрудников МЧС не подвергалась индексации. В 2018 году власти изыскали средства и смогли откорректировать показатели, подняв оклады на 4% (показатель обесценивания денег за 2017 год). Тем не менее, вопрос о жаловании сотрудников МЧС в 2019 году остается открытым. Давайте узнаем, как может измениться ситуация в ближайшем будущем!

Власти обещают, что уже в 2019 году зарплаты МЧС-ников начнут расти

Особенности формирования зарплат МЧС

Многие думают, что МЧС представлено только пожарными службами, но на самом деле в эту структуру входит гораздо большее число подразделений, каждое из которых имеет определенные функции. Изначально МЧС было основано на базе структур, относящихся к Государственному комитету по гражданской обороне, поэтому в нее входят множество мобильных отрядов, в том числе – военизированных частей. Руководящие функции выполняет общефедеральный центр, а за отдельные операции отвечают такие подразделения:

  • сотрудники центрального аэромобильного отряда обеспечивают поиск людей и выполнение спасательных работ;
  • представители центра «Лидер» отвечают за спасение россиян при возникновении чрезвычайных ситуаций, требующих спецподготовки;
  • авиационные и вертолетные отряды выполняют функции, связанные с эвакуацией людей, транспортировкой грузов, быстрой доставкой мобильных частей к нужному месту;
  • пожарные службы, которые есть в любом региональном подразделении МЧС, отвечают за борьбу с огнем;
  • спецподразделения проводят мониторинг объектов, которым присвоен уровень повышенной опасности, а также контролируют санитарное состояние, сырьевые источники и качество продуктов питания.

Такое разделение функций и повышенная мобильность подразделений дают возможность оперативно и эффективно ликвидировать последствия форс-мажорных обстоятельств. Заработная плата МЧС-ников складывается из таких компонентов:

  • оклад по должности (устанавливается в каждом отдельно взятом территориальном округе и корректируется на региональный коэффициент, если работа осложняется климатическими условиями);
  • надбавка, положенная за отработанные годы (достигает 10% оклада для тех, кто имеет стаж 2-5 лет, и 40% при выслуге более 25 лет);
  • квалификационные выплаты – специалисты от 1 до 3 категории получают дополнительную надбавку в размере 5-20%, а мастера (высшая категория) – 40%;
  • дополнительные выплаты, связанные с особенными условиями и интенсивностью труда;
  • надбавки, положенные служащим, которые работают в зонах с повышенными рисками и имеют доступ к государственным тайнам;
  • поощрительные вознаграждения за примерное выполнение работ;
  • компенсационные выплаты за труд в праздничные дни и выходные, переработки и работу в ночное время.

Ситуация с зарплатами в 2018 году


Похоже, повышения окладов добьются путем сокращения числа сотрудников

Напомним, что в 2012 году президент РФ издал указ, согласно которому заработные платы большинства (в том числе – сотрудников МЧС) должны были повысить в два раза до 2018 года. В 2015 году работникам данной службы обещали провести перерасчет, увеличив младшему составу жалование (оклад) в 2,5 раза, а руководителям и старшему составу – в 1,5 раза. Затем повышения приостановили, а в 2018 году оклады все-таки проиндексировали на 4%. При этом командному составу МЧС пригрозили сокращениями – в процессе оптимизации число руководителей будет уменьшено на 10%.

Впрочем, это далеко не первое сокращение количества сотрудников в службах, отвечающих за сохранность жизни и имущества россиян. Еще в 2013 году число сотрудников этой структуры было «оптимизировано» путем сокращения на 28%, а в 2017 – еще на 6% (в среднем по 74 субъектам РФ). В итоге число работников территориальных подразделений МЧС составило чуть больше 17000 человек (без учета пожарных и лиц, представляющих гражданский персонал). Отметим, что наиболее существенные сокращения были зафиксированы:

  • в Ставрополье – только в 2017 году тут сократили около 40% сотрудников МЧС, а за четыре года сокращение достигло отметки в 54%;
  • в Хабаровском крае – сокращение достигло отметки в 35,7% в 2017 году. Всего за 4 года было уволено около 60% сотрудников;
  • в Нижегородской области – сокращение составило 34,2% в 2017 году (53% за 4 года). Теперь тут работает всего 335 сотрудников службы спасения;
  • на Рязанщине – тут уволили около 25% сотрудников;
  • в Свердловской области – сокращение коснулось 17,6% сотрудников за 2017 год и около 50% – за четырехлетний период;
  • в Татарстане – 31% за четыре года.

Только в 8 субъектах РФ произошло увеличение кадрового состава МЧС – например, на Камчатке дополнительно набрали почти 300 человек. Если остановиться на показателях, которые демонстрируют число сотрудников МЧС в разных регионах и городах России, можно привести несколько цифр:

  • на сегодняшний день в РФ осталось всего 17,043 тыс. МЧС-ников (против 24,83 тыс. в 2013 году);
  • в столице работает 952 представителей МЧС (на 626 сотрудников меньше, чем в 2013 году);
  • в Питере – 761 (на 363 сотрудников меньше);
  • в Тюменской области – 624 (на 343 сотрудников меньше);
  • в Московской – 592 (на 113 сотрудников меньше);
  • в Красноярском крае – 501 (на 303 сотрудников меньше);
  • в Ростовской области – 360 (на 192 сотрудников меньше);
  • в Иркутской области – 347 (на 175 сотрудников меньше).

Из-за резких сокращений спасательные службы в РФ постепенно “вымирают”

Большинство экспертов считают, что такие сокращения проводились без малейшей корреляции с численностью персонала, необходимой для функционирования той или иной территориальной единицы РФ. Некоторые прямо заявляют, что увольнения проведены только с одной целью – чтобы обеспечить анонсированное правительством повышение окладов. Та же ситуация коснулась врачей и педагогических работников школ, о чем не раз писали разные источники.

Руководство МЧС пыталось оправдать свои действия распоряжениями президента. В указах 2016 года действительно была прописана оптимизированная численность МЧС-ников – 20,3 тыс. человек вместо 26,3 тыс., однако 17,043 тысячи – это на 3257 человек меньше указанного кадрового лимита. И это без учета 10%, которых обещают сократить в течение 2018 года! Даже если действительно будет уменьшено лишь число руководителей, территориальные подразделения спасательного ведомства окажутся существенно недоукомплектованными.

Если приводить конкретные цифры, то сегодня укомплектованность структур МЧС выглядит так (на примере регионов с самой низкой укомплектованностью по стране):

  • в Республике Саха – 76,2%;
  • на Магадане – 76,3%
  • в Мурманской области – 77,7%
  • в Тверской области – 78,9%;
  • в Приморском крае – 79,5%;
  • в Крыму – 80,4%;
  • в Курганской области – 82,4%;
  • в Вологодской области – 82,8%;
  • в Амурской области – 83,3%.
  • в Кемеровской области – 84,6%.

Напомним, что именно в последнем регионе произошла печально известная трагедия в ТРЦ «Зимняя вишня», в результате которой погибло шестьдесят человек. Сокращение штата спасательных служб в данном территориальном подразделении составило более 32% (за три последних года). Более того – руководство МЧС в Кемеровской области назвало причиной недостаточной оперативности спасательных работ именно недостаточное количество сотрудников!

Нужно сказать, что еще четыре года назад худший показатель укомплектованности по областям равнялся 86,8% (в Республике Саха), а в большинстве субъектов существенно превышал 90%. Сейчас похвастать высокими показателями (т.е. достаточным числом штатных работников) могут только Карачаево-Черкесия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Ульяновская и Орловская области, где данный показатель составляет от 96,6 до 98%. Регионов со стопроцентной укомплектованностью штатов МЧС с 2017 года в Российской Федерации нет.

Что касается непосредственно зарплаты, то многие регионы отчитались о повышении финансирования труда МЧС-ников. Однако рядовые сотрудники жалуются, что их жалование иногда не дотягивает и до 20 тысяч рублей в месяц, что совершенно не отвечает опасностям такого труда. Именно поэтому уменьшение числа сотрудников спасательной службы поясняется не только сокращениями, инициированными руководством, но и добровольным увольнением из МЧС.


Судя по многочисленным жалобам, рядовые сотрудники спасательных служб за свой опасный труд нередко получают менее 20 тыс. рублей в месяц

Статистические ведомства утверждают, что средняя заработная плата в подразделениях данной службы составляет 63 тысячи рублей (увеличение за год составило порядка 6%), а за четыре прошедших года их оклады подросли на 9%. Впрочем, если учитывать реальный уровень в стране, то в действительности зарплаты сотрудников МЧС сократились чуть ли не на 30%. Также стоит рассмотреть ситуацию с зарплатами в разрезе отдельных регионов:

  • на общефедеральном уровне средняя зарплата управленческого состава МЧС составляет 164,4 тысячи рублей в месяц;
  • надбавка за сложные климатические условия обеспечивает обитателям Чукотки зарплату, выраженную суммой в 132,8 тысяч рублей;
  • чуть меньший коэффициент применяется в Магадане – тут МЧС-никам выплачивают в среднем 120,5 тысяч в нацвалюте;
  • Якутия обеспечивает своим подразделениям зарплату в 110,6 тысяч рублей. Интересно, что при этом в двух последних регионах самые недоукомплектованные штаты. Вполне возможно, что такие высокие зарплаты поясняются жалованием высшего состава или же существенными переработками;
  • МЧС-ники, работающие на территории Мурманской области, а также в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономном округе, получают в среднем 100 тысяч рублей;
  • спасателям из Татарстана платят около 52,6 тысяч рулей (за год уровень их зарплат вырос всего на 1,5%, что гораздо ниже среднего показателя инфляции);
  • МЧС-ники, работающие на территории Ульяновской области, получают 52,2 тысячи рублей;
  • подразделения, расположенные в Марий Эл, имеют в качестве жалованья 50 тысяч в нацвалюте;
  • спасатели в Башкортостане получают 60,6 тысяч рублей в месяц;
  • пермским спасателям в среднем платят по 58,9 тысяч;
  • МЧС-ники Кировской области получают 58,7 тысяч рублей;
  • нижегородские службы отчитались о средней зарплате в размере 52,8 тысяч рублей.

Впрочем, средняя зарплата – все равно что средняя температура по больнице. Если говорить конкретнее, то оклад рядового служащего составляет в среднем 5200 рублей (без надбавок), оклад младшего командного состава – 6200-8800 рублей, среднего командного состава – 9800-11400 рублей, старшего командного состава – 12000-13500 рублей, а генералов МЧС – 20800-26000 рублей. К счастью, большая часть зарплаты МЧС-ников состоит именно из надбавок.

Из приведенных данных можно сделать выводы, что, во-первых, только оклад старшего начальства и генералов превышает утвержденный в мае 2018 года , а во-вторых – у тех, кто недавно пришел в МЧС, еще не набежали существенные доплаты за выслугу лет и прочие характеристики. В итоге молодой человек, который желает посвятить себя столь опасной и ответственной работе, на первых порах даже не может претендовать на надбавку за квалификацию и стаж.

Он может повысить свою зарплату, выполняя особо рискованные задания. В итоге он будет получать на руки 15-20 тысяч рублей, что вряд ли окупает риск для здоровья. При этом самые высокие зарплаты получают аттестованные «кабинетные» работники старших званий, которые не принимают участия в операциях, во время которых приходится по-настоящему рисковать своей жизнью.

Повысятся ли зарплаты в 2019 году?

Правительство неоднократно говорило о том, что в 2019 году заработная плата сотрудников МЧС будет выражаться достойными суммами. Например, в 2018 году на финансирование жалования данных служб из выделили 2,5 миллиарда рублей, а в 2019 и 2020 годах обещают дополнительно выделить еще 3,1 и 5,8 миллиардов. Рядовые сотрудники при этом выражают надежду, что удастся хотя бы избежать очередных сокращений и такого «повышения» заработных плат, как раньше – вследствие переработок и перехода на полторы ставки.


Правительство предлагает МЧС частично перейти на самофинансирование

Может, хотя бы трагедия в «Зимней вишне» наглядно продемонстрирует правительству, что МЧС – это не та структура, на которой можно экономить. Было обещано, что премии руководства МЧС и статьи внебюджетных доходов с 2019 года станут открытой информацией, чтобы повысить прозрачность распределения финансов внутри данного ведомства. А в отношении заплат было сказано, что теперь они будут иметь привязку к численности населения в пунктах, в которых работает то или иное подразделение спасательной службы.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 6

В Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545 "О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны" (далее - Приказ МЧС России N 545), регулирующий установление систем оплаты труда работников учреждений МЧС, Приказом МЧС России N 680 <1> внесены многочисленные дополнения и изменения. Например , изменились размеры окладов некоторых категорий работников, тарифных ставок по группам профессий работников, доплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Рассмотрим отдельные нововведения.

<1> Приказ МЧС России от 23.12.2010 N 680 "О внесении изменений в Приказ МЧС России от 22.09.2009 N 545". Зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 N 19987.

Напомним, что Приказом МЧС России N 545 утверждены четыре Приложения:

  • Приложение 1 "Размеры окладов (тарифных ставок) работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны, а также порядок определения и утверждения должностных окладов руководителей бюджетных учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны, их заместителей и главных бухгалтеров";
  • Приложение 2 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны";
  • Приложение 3 "Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны";
  • Приложение 4 "Порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны".

Практически во все из них внесены различные дополнения и изменения.

Изменения, внесенные в Приложение 1

Изменения по окладам в зависимости от группы учреждения. До внесения изменений в пп. "а" п. 5 Приложения 1 должностные оклады работников (осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах), таких как начальник пожарной части Государственной противопожарной службы, центра управления силами, производственно-технического центра федеральной противопожарной службы, испытательной пожарной лаборатории федеральной противопожарной службы, учебного центра федеральной противопожарной службы были установлены следующих в размерах в зависимости от отнесения учреждений к определенным группам:

В результате внесенных изменений из вышеперечисленных категорий и должностей была выделена отдельной строкой должность начальника пожарной части Государственной противопожарной службы и в эту позицию введены должности командира военизированного горноспасательного взвода, горноспасательного военизированного пункта с установлением им следующих окладов:

Остальным категориям и должностям ранее действовавшей позиции, таким как начальник центра управления силами, производственно-технического центра федеральной противопожарной службы, испытательной пожарной лаборатории федеральной противопожарной службы, учебного центра федеральной противопожарной службы, а также добавленной в эту позицию должности начальника отряда технической службы, сохранены ранее установленные оклады.

Увеличение окладов произошло по позиции "Оперативный дежурный по отряду Государственной противопожарной службы".

К таблице Приложения 1, в которой приведены категории и должности работников и размещены утвержденные размеры окладов в зависимости от отнесения учреждения к соответствующей группе, введено примечание. Согласно ему отдельным руководителям бюджетных учреждений МЧС центрального подчинения могут устанавливаться должностные оклады в повышенных размерах независимо от группы учреждения. Конкретный размер должностного оклада определяется министром МЧС.

При этом следует учитывать, что в этом случае должностные оклады руководителя (начальника) филиала учреждения, заместителей руководителя (начальника) учреждения, филиала учреждения, главных специалистов учреждения, помощников руководителя (начальника) учреждения устанавливаются в зависимости от группы учреждения центрального подчинения без учета повышенного должностного оклада соответствующего руководителя, то есть исходя из оклада, который был бы им установлен согласно окладам, указанным в таблице Приложения 1.

Напомним, что отнесение учреждений к определенным группам по оплате труда зависит от численности работников по штату с разделением по учреждениям, входящим в систему МЧС, их подразделениям, от наличия у них единиц поднадзорных судов, количества посетителей и количества экспонатов основного фонда, среднегодового числа читателей и среднегодового количества книговыдач и т.д.

Например :

  • отряды Государственной противопожарной службы МЧС, центры управления в кризисных ситуациях, учебно-спасательные центры исходя из численности работников по штату могут быть отнесены к следующим группам:
  • центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС по субъектам РФ в зависимости от количества условных единиц поднадзорных судов могут быть отнесены к следующим группам:
  • музеи и другие учреждения музейного типа:

В пп. "а" п. 6 Приложения 1 в отношении установления должностных окладов медицинских и фармацевтических работников также внесены изменения. Так, позиция "Заведующий аптечным учреждением" заменена позицией "Главная медицинская сестра". При этом для них не утверждены конкретные размеры окладов, они им должны утверждаться в пределах установленных границ.

Изменения, внесенные по окладам вне зависимости от группы учреждения. Ознакомимся с изменениями, внесенными в таблицу пп. "б" п. 5 Приложения 1, в которой для отдельных категорий и должностей утверждены должностные оклады. Например , повышены оклады:

  • начальнику караула пожарной части Государственной противопожарной службы - с 7500 руб. до 8000 руб.;
  • командиру отделения пожарной части (отдельного поста) Государственной противопожарной службы, военизированной горноспасательной части - с 6840 руб. до 7440 руб.;
  • пожарным Государственной противопожарной службы 1-го, 2-го, 3-го класса и пожарным без присвоения класса для этой категории работников - с 6860, 6240, 5680, 5120 до 7460, 6840, 6280, 5720 руб. соответственно.

Кроме того, таблица дополнена позицией "Респираторщик военизированной горноспасательной части" 1-го, 2-го, 3-го класса и "Респираторщик" без присвоения класса, которым установлены должностные оклады в размере 7460, 6840, 6280, 5720 руб. соответственно.

В пп. "б" п. 6 Приложения 1 в отношении установления должностных окладов медицинским фармацевтическим работникам в таблицу внесена дополнительная позиция с установлением следующих окладов:

Таблица п. 7 "Должностные оклады работников сферы научных исследований и разработок" Приложения 1 дополнена позицией "Руководитель (начальник) научно-исследовательского центра" с утвержденным окладом в размере 12 860 руб.

Изменения также внесены в пп. "б" п. 8 Приложения 1. Если ранее позиция "Воспитатель и младший воспитатель" имели должностные оклады в размере 6230 и 5160 руб. соответственно, то теперь эта позиция заменена следующим содержанием:

В пп. "б" п. 14 Приложения 1 также внесены изменения. В таблицу этого подпункта введена новая позиция "Менеджер: по персоналу, по продажам, по рекламе" с окладом в размере 7500 руб.

До издания Приказа МЧС России N 680 в таблице этого пункта присутствовали такие позиции, как "Мастер участка, в том числе старший мастер участка и мастер участка" и "Специалист по кадрам", однако им не были утверждены оклады. После внесенных изменений этот пробел был ликвидирован. Для старшего мастера участка утвержден оклад в размере 6840 руб., для мастера участка - 6230 руб., а для специалиста по кадрам - 5670 руб.

Существенные изменения произошли в установлении размеров тарифных ставок работников, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих. Если ранее размеры окладов были утверждены в зависимости от разряда работ рабочего в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (было восемь разрядов), то теперь им определены размеры тарифных ставок в зависимости от групп (стало девять групп), к которым относятся профессии рабочих. Размеры окладов для восьми разрядов аналогичны размерам тарифных ставок в отношении восьми групп, а для девятой группы утвержден предел от 6850 до 8100 руб.

Сориентироваться в отнесении конкретных профессий рабочих к определенной группе можно при использовании Перечня профессий рабочих по отнесению к группам по размерам тарифных ставок.

В примечании к таблице указано, что конкретная группа размеров тарифных ставок по профессиям рабочих устанавливается руководителем учреждения в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником в зависимости от разряда или сложности выполняемых работ, а также с учетом напряженности нормированных заданий и норм обслуживания.

Изменения, внесенные в Приложение 2

Напомним, что выплаты компенсационного характера, размеры и условия их реализации работникам бюджетных учреждений МЧС и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

  • занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

При этом следует соблюдать условие, чтобы размеры выплат компенсационного характера были не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Выплаты компенсационного характера ежегодно устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Приказом МЧС России N 680 в отношении выплат компенсационного характера внесены следующие изменения.

Так, в пп. 1.1.1 п. 1 Приложения 2 введен новый абзац, согласно которому за проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу учреждений МЧС производится оплата из расчета четырехкратной ставки (оклада) за каждый час работы. Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям, а также изолирующих средств приведен в Приложении к указанному подпункту.

Внесены изменения и в пп. 1.2.2 п. 1 Приложения 2. До этого выплаты компенсационного характера, устанавливаемые на постоянной основе, производились как за работу в тяжелых, вредных, так и в особо тяжелых и особо вредных условиях труда в размере 12% оклада. Размер выплат компенсационного характера за работу в тяжелых и вредных условиях труда в соответствии с изменениями, внесенными Приказом МЧС России N 680, остался прежним (12% оклада), а за работу в особо тяжелых и особо вредных условиях труда размер выплаты увеличился вдвое и составляет 24% оклада.

При отнесении работ к работам с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда следует воспользоваться приведенным к пп. 1.2.2 п. 1 Перечнем.

Произошли изменения в отношении установления размера надбавок компенсационного характера медицинским работникам (пп. 1.2.4 п. 1 Приложения 2). Так, за работу, связанную с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, надбавка устанавливается в размере 15 - 60% оклада в зависимости от того, в каких медицинских учреждениях (подразделениях) и должностях они работают. Установить конкретный размер таких компенсационных выплат можно благодаря вновь введенному к этому подпункту Перечню медицинских учреждений (подразделений) и должностей, работа в которых дает право на компенсационную выплату в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.

Ранее надбавка за работу, связанную с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, была им установлена в размере 15% оклада.

Изменения затронули и выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей)), сверхурочную работу, работу в ночное время и работу в других условиях, отклоняющихся от нормальных. Надбавки компенсационного характера, выплачиваемые на постоянной основе работникам медицинских учреждений (подразделений), расположенных на территории Москвы, можно устанавливать в размере до 30% оклада.

Изменения, внесенные в Приложение 3

Напомним, что выплаты стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К ним относятся:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами РФ.

В данное Приложение также внесены изменения. Они касаются определения стажа непрерывной работы, теперь его следует рассчитывать в соответствии с Перечнем периодов работы для исчисления стажа работы, дающего работнику право на получение процентной надбавки за выслугу лет, приведенным в Приложении к п. 3.

Изменения, внесенные в Приложение 4

До внесения изменений в это Приложение фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны формировался в расчете на штатную численность работников. Теперь фонд оплаты также формируется в расчете на штатную численность работников, но в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Согласно изменениям годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты окладов (должностных окладов, тарифных ставок), в том числе должностных окладов руководителей учреждений, выплат компенсационного характера, за исключением тех, которые связаны с работой в местностях с особыми климатическими условиями, выплат стимулирующего характера, а также из объема единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

Введенными в пп. 2.2 п. 2 абзацами определено, что:

  • фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств на основании решения главного распорядителя бюджетных средств и в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели;
  • фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера устанавливается исходя из среднего размера указанных выплат за два предыдущих года без учета его увеличения, произведенного по решению главного распорядителя.

На выплаты стимулирующего характера теперь направляется 100% окладного фонда вместо ранее установленных 90%.

Согласно внесенным в п. 6 изменениям фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке не только в результате увеличения (индексации) окладов, изменения штатов (штатных расписаний, перечней), существенных изменений условий оплаты труда, но также в случаях:

  • принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера;
  • принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера;
  • установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

При замещении должностей военнослужащих (сотрудников Государственной противопожарной службы) гражданским персоналом оплата работников производится за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников учреждения.

Введенным п. 7 определено, что из фонда оплаты труда работникам учреждения может быть оказана материальная помощь. Условия выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

И.Зернова

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Сотрудник МЧС - одна из самых благородных профессий в РФ. Карьеристов здесь очень мало. Сотрудники Министерства по чрезвычайным ситуациям идут на эту работу не из-за больших денег, а по призванию. Но эти люди постоянно рискуют своей жизнью и спасают чужие, поэтому тем, кто решил связать судьбу с этой профессией, стоит знать, какова зарплата сотрудников МЧС и какие льготы им полагаются.

Повышение заработных плат пожарным и спасателям выполнено в 2017 году

Средняя зарплата работника МЧС в 2020 году составляет 40 000 рублей . Но это довольно условная величина, ведь оплата труда напрямую зависит от того, какие функции выполняет специалист и насколько велик риск для его жизни и здоровья.

Надо сказать, что понятия «сотрудник» и «работник» в этой структуре имеют разное значение. Сотрудник МЧС в России - это человек, который имеет на данной службе определенное звание, входит в состав рядовых специалистов или руководителей ведомства.

Заработок вольнонаемных работников

Наряду с ними, в структуре трудятся и гражданские лица, которые относятся к вольнонаемным. Поскольку их работа считается обычной гражданской службой, привилегий и льгот у них нет. Оклад у них меньше, чем у людей, находящихся непосредственно в штате (как правило, это 10 000–12 000 рублей), права на большинство надбавок они тоже не имеют.

Такую сумму может получать, например, диспетчер. Руководящий состав ведомства также формируется исключительно из числа сотрудников, которые состоят в штате.

Как попасть на работу в МЧС

Требования к тем, кто хочет работать в МЧС, предъявляются строгие. Нередко человек, который трудится в этом ведомстве, владеет несколькими специальностями. Попадая в сложную ситуацию, он может одновременно быть пожарным, водителем, а также оказать медицинскую помощь.

Среди прочих требований: совершеннолетний возраст, хорошее состояние здоровья, устойчивая психика. Высшее образование требуется далеко не всегда, это зависит от должности, на которую претендует соискатель. Как правило, среди пожарных и рядовых специалистов спасательных бригад в основном трудятся люди со средним образованием. Зато прохождение воинской службы и безупречная репутация играют важную роль.

Принимают на работу в ведомство, как правило, на конкурсной основе. Специфика работы такова, что, кроме диплома, важную роль будут играть справки о полученных раньше наградах, грамоты со спортивных соревнований, характеристики с прежних мест работы.

Огромную роль играют личные качества соискателя: собранность, хладнокровие, умение быстро реагировать и четко действовать в стрессовых ситуациях.

Из чего состоят зарплаты сотрудников

Заработная плата каждого работника МЧС складывается из трех элементов, куда входят:

  1. Должностной оклад.
  2. Доплата за звание.
  3. Различные надбавки.

Рабочий оклад зависит от нескольких факторов, например, от региона, где проходит работа российского специалиста.

Зависимость зарплаты от звания

Со званием тоже все понятно: как и в других службах, в МЧС зарплата младшего сержанта будет меньше, чем заработок лейтенанта. К военнослужащим специалисты этого ведомства не относятся, ведь они не проходят воинскую службу. Но несмотря на то что офицерами их назвать нельзя, они носят погоны и получают звания наравне с военными.

Оклады за специальное звание устанавливаются постановлением правительства. Они всегда фиксированные и не зависят от региона. Например, полковник получает оклад за звание в сумме 13 000 рублей, подполковник - 12 000 рублей. Лейтенанту причитается 10 000 рублей, сержанту - 6500 рублей, рядовому - 5000 рублей.

Дополнительные надбавки

Дополнительных надбавок, которые могут существенно повлиять на зарплату, существует много:


Кроме того, доплаты производятся, если работа проходит в особо опасных для здоровья и жизни условиях.

Самый большой размер надбавки назначается в последнем случае. Если работник постоянно рискует жизнью и здоровьем, размер такой доплаты составляет 100 %. Как правило, такие выплаты полагаются сотрудникам боевых подразделений. В остальных случаях сумма доплат будет несколько скромнее.

Например, надбавка за стаж при 25-летней выслуге составит 40 %. Премия за добросовестный труд, которую выплачивают не больше 3-х раз в год - от 50 до 100 %.

Материальная помощь

Еще одна важная составляющая денежного вознаграждения специалистов МЧС - материальная помощь. В год ее размер не может составлять менее одного месячного оклада. Большинство сотрудников пишет заявление на материальную помощь на имя начальника при уходе в очередной отпуск, но в принципе получить ее можно в любое время года. Более того, если сотрудник подаст мотивированный рапорт, размер материальной помощи может быть увеличен до 5 окладов денежного содержания.

Есть среди специалистов ведомства и сотрудники, имеющие ученые степени и звания. За это государство тоже поощряет. Кандидаты наук дополнительно получают 3000 рублей, доктора - 5000 рублей. Те, кто имеет ученое звание доцента или старшего научного сотрудника, вправе рассчитывать на 10 % к окладу ежемесячно. Для профессоров эта сумма увеличивается до 20 %.

Зарплаты специалистов МЧС в 2020 году по регионам

Зарплата всех работников МЧС в зависимости от региона отличается довольно сильно. Как видно из таблицы, которую можно составить на основании изучения зарплат по регионам, самый высокий уровень доходов - в Москве и Московской области. Средние зарплаты там достигают 60 000 рублей. Там же открыто и самое большое количество вакансий, потребность в этих специалистах есть всегда. К тому же Москва предлагает им повышенные региональные надбавки до 20 %.

На втором месте находятся Санкт-Петербург и Ленинградская область. Средний уровень заработка здесь составляет 48 000 рублей. На третьем месте - Татарстан: 45 000 рублей.

Довольно высокие доходы у спасателей и пожарных в Сибири и на Дальнем Востоке. Хабаровский край и Новосибирск предлагают сотрудникам этого ведомства по 40 000 рублей. Во Владимирской области зарплата специалистов МЧС - 30 000 рублей, в Краснодарском крае - 38 000 рублей.

Таблица: оклады сотрудников МЧС

Должность

Оклад сотрудника, работающего в подразделении МЧС в городе с населением свыше 2.5 миллионов граждан

Оклад сотрудника, работающего в подразделении МЧС в городе с населением меньше 2.5 миллионов граждан

Первый заместитель начальника 31 000 28 000
Заместитель начальника главного управления 28 000 25 000
Помощник начальника главного управления 25 000 23 000
Главный бухгалтер 21 500 20 000
Заместитель главного бухгалтера 19 000 18 500
Начальник отделения 20 000 18 500
Начальник группы 18 500 18 500
Главный инспектор 19 000 18 000
Старший инспектор 18 500 17 500
Старший инженер 18 500 17 500
Старший юридический консультант 18 500 17 500
Старший дознаватель 18 500 17 500
Инспектор 18 000 17 000
Начальник отделения 20 000 20 000
Главный специалист 18 000 18 000
Начальник пожарной части 19 000 18 500
Инспектор 15 000 15 000
Командир отделения 10 000 10 000
Старший пожарный 9 500 9 000
Пожарный 9 000 9 000

Настоящий Порядок определяет порядок формирования и использования фонда оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России (далее - работники).

Фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера может быть увеличен распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств на основании решения главного распорядителя бюджетных средств и в пределах дополнительных лимитов бюджетных обязательств, доведенных на эти цели.

Фонд оплаты труда в части выплат компенсационного характера устанавливается исходя из среднего размера указанных выплат за два предыдущих года без учета его увеличения, произведенного по решению главного распорядителя.

2.3. Выплат стимулирующего характера для учреждений и организаций МЧС России в размере до 100 процентов окладного фонда (кроме Авиационно-спасательной компании).

2.4. Единовременных выплат стимулирующего характера, осуществляемых на основании решения главного распорядителя бюджетных средств, в размере дополнительных лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на эти цели распорядителем (главным распорядителем) бюджетных средств.

3. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Руководители учреждений при необходимости вправе перераспределять средства между выплатами, предусмотренными пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, с учетом безусловного обеспечения выплат компенсационного характера, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Главный распорядитель бюджетных средств может устанавливать повышающий коэффициент к фонду оплаты труда.

6. Фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях:

Увеличения (индексации) окладов;

Изменения штатов (штатных расписаний, перечней);

Существенных изменений условий оплаты труда;

Принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на единовременные выплаты стимулирующего характера;

Принятия главным распорядителем бюджетных средств решения о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств на выплаты компенсационного характера;

Установления главным распорядителем бюджетных средств повышающего коэффициента к фонду оплаты труда.

При замещении должностей военнослужащих (сотрудников Государственной противопожарной службы) работником оплата производится за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников учреждения.

7. Из фонда оплаты труда работникам учреждения может быть оказана материальная помощь.

Условия выплаты материальной помощи и ее конкретные размеры устанавливаются локальными нормативными актами учреждения.

Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

8. Экономия средств по фонду оплаты труда может направляться руководителем учреждения на осуществление выплат стимулирующего характера.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" <*> приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852, N 40, ст. 4544.

1. Установить для работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, новые системы оплаты труда в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 .

2. Утвердить:

2.1. Размеры окладов (тарифных ставок) работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны, а также порядок определения и утверждения должностных окладов руководителей бюджетных учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны, их заместителей и главных бухгалтеров (приложение N 1).

2.2. Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны (приложение N 2).

2.3. Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны (приложение N 3).

2.4. Порядок формирования фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны (приложение N 4).

3. Новые системы оплаты труда вводятся в пределах лимитов бюджетных обязательств, установленных бюджетным учреждениям МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны на оплату труда.

4. Начальникам территориальных органов МЧС России, командирам соединений и воинских частей войск гражданской обороны, руководителям бюджетных учреждений МЧС России центрального подчинения:

4.1. Организовать работу по введению новых систем оплаты труда в отношении работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны с привлечением профсоюзных органов (при их наличии).

4.2. Осуществить перевод работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны на новые системы оплаты труда с учетом рекомендаций Минздравсоцразвития России по заключению трудового договора и его примерной форме.

5. Разрешить руководителям бюджетных учреждений МЧС России и командирам соединений и воинских частей войск гражданской обороны:

в учредительных документах которых предусмотрено получение средств от приносящей доход деятельности, самостоятельно определять размеры и порядок направления указанных средств на осуществление выплат стимулирующего характера в соответствии с генеральным разрешением (разрешением) МЧС России, а также сметами доходов и расходов, утверждаемыми в установленном порядке;

направлять экономию средств по фонду оплаты труда на осуществление выплат стимулирующего характера.

6. Признать утратившим силу Приказ МЧС России от 28.08.2008 N 508 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 октября 2008 г., регистрационный N 12446).

Выплаты компенсационного характера, размеры и условия их реализации работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны (далее - работники) устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера:

занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;

за работу в местностях с особыми климатическими условиями;

за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);

за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выплаты компенсационного характера ежегодно устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) (далее - оклад) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда

1.1. Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ:

1.1.1. За проведение аварийно-спасательных работ в особо сложных и особо опасных условиях выездному составу учреждений МЧС России:

1.1.2. За тушение пожаров 3-й и более высокой категории сложности работникам ГПС МЧС России:

без применения изолирующих средств - из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час работы;

с применением изолирующих средств - из расчета четырехкратной часовой тарифной ставки за каждый час работы.

1.1.3. За выполнение работ спуска и подъема на борт вертолета на специальных спусковых и подъемных устройствах работникам поисково-спасательных служб, Центрального аэромобильного спасательного отряда, членам экипажей воздушных судов - до 5 процентов оклада спасателя.

1.1.4. За выполнение служебных обязанностей, которые связаны с систематическим выполнением прыжков с парашютом и беспарашютным десантированием, в соответствии с условиями и размерами согласно приложению к настоящему пункту.

1.1.5. Надбавка пожарным, водолазам и водителям автомобилей при выполнении особо важных и особо ответственных работ (работа по тушению пожаров с использованием специальных агрегатов, механизмов и изолирующих аппаратов; управление пожарным автомобилем, оборудованным выдвижной автолестницей, коленчатым подъемником; обследование, локализация и ликвидация потенциально опасных объектов и др.) - до 20 процентов оклада.

1.1.6. За перевозку взрывоопасных веществ и сжиженного газа членам экипажей морских и воздушных судов - до 25 процентов оклада.

1.1.7. За время работы за пределами открытых морских рейдов; морских (рейдовых) водолазных судов (катеров) и других плавсредств за время выполнения работ в опасных условиях; дноуглубительных судов за время выполнения дноуглубительных работ на участках с выделением вредных газов и в опасных условиях; ассенизационных рейдовых (речных) судов и нефтемусоросборщиков, непосредственно участвующим в работах по сбору фекалий с судов, сбору нефти, нефтепродуктов и мусора и перекачке (передаче) их в приемные береговые пункты, а также в разборке, ремонте и сборке фекальных насосов и систем членам экипажей рейдовых водолазных судов (катеров) - до 12 процентов оклада.

1.1.8. За уничтожение отходов радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ и их захоронение - до 15 процентов оклада.

1.1.9. За обследование, локализацию и ликвидацию подводных потенциально опасных объектов (затопленные бомбы, снаряды, мины и другие боеприпасы) в опасных и особо опасных условиях (предельной и средней степени коррозии металла корпусов боеприпасов) - из расчета четырехкратной тарифной ставки за каждый час работы.

1.2. Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые на постоянной основе.

1.2.1. За работу на пораженных радиацией территориях работникам Брянского управления по вопросам Чернобыля и Управления по радиационной реабилитации Уральского региона - 25 процентов оклада.

1.2.2. За работу в тяжелых, вредных, особо тяжелых и особо вредных условиях труда - 12 процентов оклада.

Порядок оценки условий труда на рабочих местах при проведении аттестации рабочих мест и применения перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, по которым могут устанавливаться надбавки и доплаты за условия труда, а также размеры этих надбавок, доплат в зависимости от фактического состояния условий труда, определяются в установленном порядке на основе соответствующих нормативных правовых актов и утверждаются приказом руководителя (начальника) бюджетного учреждения, организации и командира воинской части МЧС России.

Конкретные размеры доплат определяются по результатам аттестации рабочих мест и оценке условий труда в соответствии с перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда и утверждаются приказом руководителя.

1.2.3. Работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, могут устанавливаться иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.2.4. Медицинским работникам в соответствии с перечнями подразделений и должностей, работа в которых дает право на повышенную оплату труда в связи с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, устанавливается дополнительная оплата труда - 15 процентов оклада.

2. Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями

К заработной плате работников учреждений, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в порядке и размерах, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

К заработной плате работников учреждений могут быть применены повышенные размеры районных коэффициентов в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий.

Размеры районных коэффициентов к заработной плате работников учреждений, установленные законодательными и иными нормативными актами бывшего Союза ССР и действующие на территории Российской Федерации, применяются в пределах и порядке, не противоречащих законодательству Российской Федерации (приложение к настоящему пункту).

При этом расходы на указанные цели производятся в пределах фонда оплаты труда, утвержденного соответствующим распорядителем средств федерального бюджета.

3. Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей)), сверхурочной работе, в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных

3.1. Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ:

3.1.1. За работу в ночное время производится доплата в следующих размерах:

работникам за непосредственное участие по ликвидации чрезвычайных ситуаций, медицинскому персоналу, занятому оказанием экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи, выездному персоналу дежурных частей и выездному персоналу реанимационных бригад - из расчета 50 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время;

работникам учреждений здравоохранения, в том числе водителям санитарного автотранспорта, медицинскому персоналу - из расчета 40 процентов часовой ставки за каждый час работы в ночное время;

остальным работникам - из расчета 35 процентов часовой тарифной ставки за каждый час работы в ночное время.

3.1.2. За время вождения и обслуживания безэкипажных несамоходных судов боцманам, матросам 1 и 2 классов - до 25 процентов оклада.

3.1.3. За фактическое время перевозки или хранения нефтепродуктов первой категории членам экипажей судов - до 15 процентов оклада.

3.1.4. За проведение тренировок в изолирующих средствах выездному составу учреждений с применением изолирующих средств - из расчета двойной часовой тарифной ставки за каждый час тренировки.

3.1.5. Водолазам 1 и 2 классов за время пребывания под водой не менее 1500 часов производится дополнительная ежемесячная выплата в размере 5 процентов к установленному окладу.

За время пребывания под водой на глубинах свыше 20 метров указанная выплата производится:

за 1200 часов пребывания под водой, из них не менее 100 часов на глубинах свыше 20 метров;

за 1000 часов пребывания под водой, из них не менее 100 часов на глубинах свыше 60 метров.

3.1.6. Водолазам 3, 2 и 1 классов и другим работникам, спускающимся под воду для выполнения служебных обязанностей, при общей продолжительности пребывания под водой, в том числе под повышенным давлением, с начала водолазной практики не менее 500 часов производится единовременная выплата, равная 5 минимальным размерам оплаты труда.

За каждые последующие 500 часов пребывания под водой единовременная выплата увеличивается на 5 минимальных размеров оплаты труда, при этом максимальная единовременная выплата, произведенная за каждые последующие 500 часов, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда. Часы пребывания под водой за время учебной подготовки и переподготовки для выплаты единовременной выплаты не учитываются.

3.1.7. Нештатным водолазам морских (рейдовых) судов обеспечения за время пребывания под водой с целью выполнения водолазных работ (для глубин погружения до 20 метров) к окладу, установленному по его основной должности, производится дополнительная почасовая оплата, как для штатных водолазов.

За тренировочные и квалификационные спуски почасовая оплата производится в половинном размере.

Организация водолазных спусков и работы нештатных водолазов должна соответствовать Правилам водолазной службы ВМФ, а учет их работы производится в журнале водолазных работ в порядке, установленном для штатных водолазов.

3.2. Выплаты компенсационного характера, устанавливаемые на постоянной основе.

3.2.1. За ненормированный рабочий день водителям автомобилей - до 25 процентов оклада.

3.2.2. За выполнение обязанностей артельщика членам экипажа морского (рейдового) судна - до 50 процентов оклада.

3.2.3. Рабочим, не освобожденным от основной работы, за руководство бригадой (звеном), иным подразделением:

с численностью до 10 человек - 15 процентов оклада;

с численностью 10 человек и более - 25 процентов оклада.

3.2.4. Водителям:

на автомобилях с прицепами - до 20 процентов оклада;

работающим в г. г. Москве и Санкт-Петербурге - 10 процентов оклада;

обслуживающим медицинские учреждения - 20 процентов оклада;

за трехсменный и особый режим работы, на оперативных и персональных автомобилях обслуживающим центральный аппарат МЧС России - до 30 процентов оклада;

при работе на автомобилях, оборудованных аппаратурой связи "РОСА" и "КАВКАЗ", - до 25 процентов оклада.

3.3. Работникам производятся иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами

Работникам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе <*>, выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

<*> от 18 сентября 2006 г. N 573 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 39, ст. 4083; 2008, N 24, ст. 2727).

Работникам структурных подразделений по защите государственной тайны выплачивается ежемесячная процентная надбавка к окладу за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

5. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера определяются руководителем учреждения с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году.

6. Порядок, условия и размеры выплат компенсационного характера руководителям учреждений определяются коллективным договором применительно к условиям оплаты труда, действующим для учреждения в целом.

Приложение
к подпункту 1.1.4 пункта 1
Условий, размеров и порядка
осуществления выплат компенсационного
характера работникам бюджетных
учреждений МЧС России и гражданскому
персоналу воинских частей войск
гражданской обороны

Выплаты стимулирующего характера работникам бюджетных учреждений МЧС России и гражданскому персоналу воинских частей войск гражданской обороны (далее - работники) устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

К видам выплат стимулирующего характера относятся:

выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

выплаты за качество выполняемых работ;

выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;

премиальные выплаты по итогам работы.

К основным показателям оценки эффективности труда работников относятся следующие показатели:

успешное, добросовестное и качественное исполнение профессиональных и должностных обязанностей;

профессионализм и оперативность при выполнении трудовых функций;

применение в работе современных форм и методов организации труда.

Конкретные показатели стимулирования работников устанавливаются коллективными договорами, трудовыми соглашениями, локальными нормативными актами.

Выплаты стимулирующего характера устанавливаются к окладам (должностным окладам, тарифным ставкам) (далее - оклад) в виде надбавок, доплат, если иное не установлено законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы:

1.1. Выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые за фактическое время выполнения работ:

надбавка за непосредственное участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций (за время выполнения этих работ) - до 50 процентов оклада.

1.2. Выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые на постоянной основе:

1.2.1. Надбавка за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы, сложность, напряженность и особые условия труда) работникам учреждений МЧС России и воинских частей войск гражданской обороны - до 50 процентов оклада;

1.2.2. Надбавка за особый характер и условия труда работникам летного и летно-инспекторского состава - до 50 процентов оклада;

1.2.3. Надбавка за обучение и обслуживание иностранных военнослужащих - до 15 процентов оклада;

1.2.4. Надбавка за обеспечение деятельности российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования работникам Центрального аэромобильного спасательного отряда - до 50 процентов оклада;

1.2.5. Работникам (кроме переводчиков иностранного языка), владеющим иностранными языками и повседневно применяющим их в практической работе, решением руководителя может устанавливаться надбавка за знание одного языка в размере 10 процентов, за знание двух и более языков - 15 процентов оклада;

1.2.6. Надбавка за работу в сельской местности работникам медицинских, педагогических и культурных учреждений (подразделений) - 25 процентов оклада;

1.2.7. Надбавка работникам, непосредственно занятым ведением учета вооружения, боеприпасов, боевой техники, имущества и денежных средств по перечням, утверждаемым МЧС России, - от 20 до 30 процентов оклада;

1.2.8. Надбавка за класс квалификации работникам летного состава, диспетчерского состава, непосредственно занятого управлением воздушным движением, инженерно-технического состава, занятого на оперативных и периодических формах технического обслуживания воздушных судов:

2 класс - 20 процентов оклада;

1 класс - 40 процентов оклада;

бортовым проводникам:

2 класс - 10 процентов оклада;

1.2.9. Надбавка за присвоенную квалификационную категорию водителям автомобилей 2-го класса - 10 процентов, 1-го класса - 25 процентов оклада.

Квалификационные категории "водитель автомобиля второго класса", "водитель автомобиля первого класса" могут быть присвоены водителям автомобилей, которые прошли подготовку или переподготовку по единым программам и имеют водительское удостоверение с отметкой, дающей право управления определенными категориями транспортных средств ("B", "C", "D", "E") <*>.

<*> Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. N 1396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 52, ст. 6396; 2000, N 38, ст. 3805; 2001, N 48, ст. 4526).

2. Выплаты за качество выполняемых работ:

2.1. Выплаты стимулирующего характера, устанавливаемые на постоянной основе:

2.1.1. Надбавка за обслуживание авиационной техники - до 40 процентов оклада.

2.1.2. Надбавка за освоение новой авиационной техники летному и инженерно-техническому составам - до 50 процентов оклада.

2.1.3. Надбавка за работу на судах, зачисленных в компанию при внутреннем плавании членам экипажей морских (рейдовых) судов, - до 30 процентов, заграничном и дальнем плавании - до 50 процентов оклада.

2.1.4. Надбавка за класс квалификации водолазам:

3 класс - 10 процентов оклада;

2 класс - 15 процентов оклада;

1 класс - 25 процентов оклада.

2.1.5. Работникам образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования), имеющим почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, соответствующие профилю выполняемой работы, или ученую степень кандидата наук по профилю выполняемой работы, устанавливается надбавка в размере 15 процентов оклада.

2.1.6. Работникам образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования), имеющим ученую степень доктора наук по профилю выполняемой работы, устанавливается надбавка в размере 15 процентов оклада.

2.1.7. Лицам, в том числе допущенным в установленном порядке к медицинской деятельности, занимающим врачебные и провизорские должности, в том числе руководителей, имеющим ученую степень:

кандидата медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук устанавливается надбавка в размере 25 процентов оклада;

доктора медицинских (фармацевтических, биологических, химических) наук устанавливается надбавка в размере 50 процентов оклада.

2.1.8. Работникам, имеющим почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, соответствующие профилю выполняемой работы, устанавливается надбавка к окладу в следующих размерах:

"Заслуженный" - 15 процентов;

"Народный" - 25 процентов.

Надбавка выплачивается только по месту основной работы.

При наличии у работника двух почетных званий надбавка производится по одному из оснований.

2.1.9. Научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования устанавливаются надбавки за должность доцента и должность профессора в размерах, определенных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2.1.10. Работникам образовательных учреждений высшего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и научных учреждений, занимающим штатные должности, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными требованиями, устанавливаются надбавки за ученую степень кандидата наук или доктора наук в размерах, определенных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надбавки устанавливаются приказом руководителя бюджетного учреждения и командира воинской части.

3. Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет

Ежемесячная процентная надбавка за выслугу лет (далее - процентная надбавка) выплачивается к окладам (ставкам) заработной платы работников в следующих размерах при выслуге лет:

свыше 1 года - 5 процентов

свыше 3 лет - 10 процентов

свыше 10 лет - 20 процентов

свыше 15 лет - 30 процентов.

Назначение процентной надбавки производится на основании приказа руководителя по представлению созданной в учреждении комиссии по установлению стажа работы.

4. Премиальные выплаты по итогам работы:

4.1. Выплата премии осуществляется по итогам работы за определенный период (месяц, квартал, иной период текущего года).

Порядок и условия премирования (периодичность выплаты премии, показатели премирования, условия, при которых работникам могут быть снижены размеры премий или работники могут быть лишены премии полностью) устанавливаются положениями о премировании, утверждаемыми руководителями, по согласованию с профсоюзными органами, исходя из конкретных задач, стоящих перед учреждениями.

Конкретные размеры премий работников определяются в соответствии с личным вкладом каждого работника в выполнение задач, стоящих перед учреждениями, в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда, и максимальными размерами не ограничиваются.

4.2. Работникам выплачивается единовременное денежное вознаграждение (премия) за добросовестное выполнение должностных (трудовых) обязанностей по итогам календарного года (далее - годовая премия) в размере 2-х окладов.

Годовая премия выплачивается в целях обеспечения материальной заинтересованности работников в своевременном и качественном выполнении своих должностных (трудовых) обязанностей, повышении ответственности за порученный участок работы.

Право на получение годовой премии имеют все работники, содержащиеся по утвержденным штатным расписаниям (штатам) учреждений, в том числе принятые на работу на условиях совместительства.

Годовая премия выплачивается работнику в размере двух окладов (должностных окладов), фактически установленных ему по занимаемой должности (профессии) на 1 декабря календарного года, за который производится выплата годовой премии.

Работникам, проработавшим неполный календарный год, годовая премия выплачивается пропорционально отработанному времени в году. При этом размер годовой премии исчисляется путем деления полной суммы годовой премии за год на количество календарных дней в этом году и умножения на количество календарных дней периода работы в этом же году.

Работникам, принятым на работу на условиях совместительства, а также работающим неполное рабочее время, размер годовой премии устанавливается исходя из окладов, исчисленных пропорционально отработанному рабочему времени, за которое выплачивается премия.

Годовая премия выплачивается в течение первого квартала года, следующего за истекшим календарным годом.

По решению главного распорядителя кредитов выплата годовой премии может производиться в декабре календарного года, за который она выплачивается.

Годовая премия выплачивается работникам на основании приказа руководителя.

Руководители учреждений имеют право лишать работников годовой премии за ненадлежащее исполнение должностных (трудовых) обязанностей в случаях, предусмотренных коллективными договорами.

Лишение годовой премии оформляется приказом руководителя с обязательным указанием причины.

Годовая премия не выплачивается работникам:

заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев;

выполняющим работу на условиях почасовой оплаты;

находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

5. Работникам могут производиться иные выплаты стимулирующего характера, установленные законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера определяются руководителем учреждения с учетом мнения профсоюзного органа или иного представительного органа работников за счет и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату труда в соответствующем году.

7. Порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера руководителям учреждений определяются коллективным договором применительно к условиям оплаты труда, действующим для учреждения в целом.

Конкретный размер надбавки за особые условия труда (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности, специальный режим работы) и премии руководителю учреждения, предусмотренный пунктами 1.2.1 и 4.1, устанавливается:

учреждений центрального подчинения - приказом МЧС России, изданным по представлению директора департамента, начальника управления МЧС России, курирующего соответствующее учреждение;

учреждений, входящих в состав региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, - приказом начальника регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации по представлению начальника соответствующей службы.

Приложение N 4
к Приказу МЧС России
от 22.09.09 N 545

1. Фонд оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны (далее - работники) формируется в расчете на штатную численность работников.

2. Годовой фонд оплаты труда работников учреждения формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты:

2.1. Окладов (должностных окладов, тарифных ставок), в том числе должностных окладов руководителей учреждений, - в размере 12 окладов.

2.2. Выплат компенсационного характера, за исключением выплат, связанных с работой в местностях с особыми климатическими условиями, от окладного фонда в размере:

Учреждения по видам деятельности Размер выплат компенсационного характера
аварийно-спасательные учреждения до 15%
учреждения Государственной противопожарной службы до 10%
учреждения аварийно-спасательной службы по проведению подводных работ специального назначения до 24 %
учреждения Государственной инспекции по маломерным судам до 7%
научно-исследовательские учреждения до 10%
образовательные учреждения до 6%
воинские части до 11%
авиационные учреждения до 20%
медицинские учреждения до 14%
автотранспортные учреждения до 35%
Брянское управление по вопросам Чернобыля и Управление по радиационной реабилитации Уральского региона до 25%
другие учреждения до 10%

3. Фонд оплаты труда работников учреждения формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Руководители учреждений при необходимости вправе перераспределять средства между выплатами, предусмотренными пунктами 2.2 и 2.3 настоящего Порядка, с учетом безусловного обеспечения выплат компенсационного характера, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Главный распорядитель бюджетных средств может устанавливать повышающий коэффициент к фонду оплаты труда.

6. Фонд оплаты труда работников учреждения подлежит перерасчету и корректировке в случаях:

увеличения (индексации) окладов;

изменения штатов (штатных расписаний, перечней);

существенных изменений условий оплаты труда.

При замещении должностей военнослужащих (сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России) гражданским персоналом оплата работников производится за счет и в пределах утвержденного фонда оплаты труда работников учреждения.