Норма часов аккомпаниатора клубной системы. IV. Особенности введения типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа. Учреждения клубного типа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕДИЦИНСКИХ, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ И РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ

В соответствии со статьей 282 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч. I, ст. 3) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 15, ст. 1368) Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством образования Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством культуры Российской Федерации постановляет:

1. Установить следующие особенности работы по совместительству педагогических , медицинских, фармацевтических работников и работников культуры:

А) указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения);

б) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

для медицинских и фармацевтических работников - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

для медицинских и фармацевтических работников, у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, - 16 часов работы в неделю;

для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели. При этом продолжительность работы по совместительству по конкретным должностям в учреждениях и иных организациях федерального подчинения устанавливается в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти, а в учреждениях и иных организациях, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, - в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления;

для младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) - половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

Для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю - 16 часов работы в неделю;

для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, - месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;

в) педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условиях совместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочее время с сохранением заработной платы по основному месту работы.

2. Для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ:

а) литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу и рецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности;

б) проведение медицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;

В) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

г) осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

д) осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации), руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем;

е) педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;


*Перечень работ (функций, осуществляемых работниками) по подготовке и проведению мероприятия может быть расширен, для чего могут быть использованы «Примерные укрупнённые нормы времени на подготовку и проведение культурно-массовых мероприятий» (п. 2.1.3.1. настоящих рекомендаций).Так, например, кроме генеральной репетиции могут быть включены дополнительные репетиции и т.д.

** Реальная норма времени устанавливается при помощи соответствующих методов, применяемых при разработке местных норм труда в учреждении. Наиболее сложной из работ по подготовке и проведению мероприятия является составление (написание) сценария, нормы времени на которую могут варьироваться от15 до120 час. К примеру, написание авторского сценария, включающего сбор и анализ документального, краеведческого материала, разработку тематических эпизодов может составлять 100-120 час.

*** Специалисты, в обязанности которых входит выполнение работы (функции) определяются на основании структуры учреждения и определения обязанностей конкретных специалистов в соответствии с их должностными обязанностями.
2.1.3.3.При разработке трудоемкости культурно-массовых мероприятий в КДУ могут быть так же использованы следующие примерные нормативы продолжительности культурно-массовых мероприятий:


Форма мероприятия

Продолжительность

Фестиваль, театрализованный праздник, народное гуляние

(городской / районный и т.д.; 1 – 2 дня)


5 – 16 часов

Концерт (1 отделение)

1 – 1,5 часа

Концерт (2 отделения)

2 - 3 часа

Театрализованное представление, театрализованная игровая программа

1 – 2 часа

Тематический вечер

1 – 2 часа

Танцевально-игровая программа, вечер отдыха,

шоу-программа


от 2 -х часов

Конкурс по жанрам

от 2-х часов

Спектакль

от 1часа

Спектакль (детский, кукольный)

от 40 минут

Игровая, конкурсная, конкурсно-игровая программа

от 40 минут

Детский утренник

от 1часа

Дискотека:

-детская

1,5 - 2 часа

-подростковая

2-3 часа

-молодежная

3-4 часа

-праздничная

от 3-х часов

Открытие тематической выставки

от 40 минут

Лекция, беседа

от 40 минут

2.2.Рекомендуемые нормативы должностной нагрузки на штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий устанавливаются на основании нормативов времени на подготовку и проведение мероприятий (нормативов трудоемкости).

2.2.1. Предлагаются примерные нормативы должностной нагрузки по основным должностям работников, занятых подготовкой и проведением мероприятий:

(на 1 штатную единицу)


Должности

Нормативы должностной нагрузки

Режиссер; режиссер

массовых

представлений


В среднем 2-3 культурно-массовых мероприятия в месяц. Не менее 20 мероприятий в год.*

Культорганизатор

В среднем 3 культурно-массовых мероприятия в месяц. Не менее 30 новых мероприятий в год.

Норматив может быть снижен в период проведения крупных массовых мероприятий, если культорганизатор задействован в его подготовке и проведении (включен в состав режиссерско-постановочной группы).**


Методист (занятый организацией и проведением

мероприятий)


Принимает участие в организации в среднем 3-5 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-50 мероприятий в год).

Методист (занятый

и методическим обеспечением

мероприятий)


Обеспечивает рекламно-информационное и методическое сопровождение в среднем 3-5 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-50 мероприятий в год).

Распорядитель

танцевального

вечера, ведущий дискотеки


Организует проведение 3-5 культурно-массовых мероприятий данной направленности в месяц (26-50 мероприятий в год).

Киномеханик

В среднем 2 кино-видео сеанса в день (400 кино-видео сеансов в год).

*в соответствии с квалификационными характеристиками режиссер массовых представлений осуществляет режиссерско-постановочную работу массовых представлений, мероприятий, концертов и концертных программ в соответствии с планом работы культурно-досуговой организации, а культорганизатор разрабатывает и проводит игровые, конкурсные программы и тому подобные мероприятия, как самостоятельные виды досуга, так и в составе массовых театрализованных представлений.

Примечание : нормативы должностной нагрузки специалистов, в обязанности которых наряду с подготовкой и проведением мероприятий входят так же другие функции, должны учитывать все виды нагрузки и соответствующим образом корректироваться.

Так, на пример, нормативы должностной нагрузки менеджера по культурно-массовому досугу в части подготовки и проведения культурно-массовых мероприятий зависят от общей нагрузки по должности с учетом возложенных на него других обязанностей, так как в соответствии с квалификационными характеристиками он обеспечивает комплекс услуг по культурно-массовому досугу населения.
2.2.2. Примерные нормативы должностной нагрузки работников художественно-постановочной части:

(на 1 штатную единицу)


Должности

Нормативы должностной нагрузки*

Художник-постановщик**

Обеспечивает изготовление рекламы и оформление в среднем 3-10 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-100мероприятий в год).

Художник,

дизайнер**


Изготавливает рекламу и оформление в среднем 3-10 культурно-массовых мероприятий в месяц (30-100 мероприятий в год).

Звукооператор

1-2 зала, репетиционных помещения, сценических площадок

Звукорежиссер

2-3 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Светооператор, осветитель

4 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Художник по свету

3-4 зала, репетиционных помещения, сценических площадки

Машинист сцены

5-6 залов, репетиционных помещений, сценических площадок

* Должности вводятся при наличии в учреждении (данных помещениях) соответствующего оборудования и проведении не менее 30 культурно-массовых мероприятий в год, которые обслуживают данные специалисты;

при количестве обслуживаемых мероприятий в год более 100 в норме численности применяется коэффициент корректировки 1,5, более 150 мероприятий - коэффициент корректировки 2;

**при расчете норматива должностной нагрузки на данных специалистов так же учитываются работы по оформлению помещений, фасадов зданий учреждений (их филиалов), информационных стендов и т.п.

Примечание: нормативы должностной нагрузки специалистов, работающих в учреждении на не полную ставку, предлагается устанавливать пропорционально нормативам выработки на 1 штатную единицу.

При наличии сменной работы по отдельным должностям, должностная нагрузка определяется так же исходя из загруженности работников, а их численность зависит от количества смен.

Нормативы должностной нагрузки могут определяться не только по количеству задействованных помещений, но и по должностным обязанностям работника и реальной нагрузки по их осуществлению.
2.3. Нормы численности штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий определяются исходя из нормативов времени на подготовку и проведение мероприятий (нормативов трудоемкости) и нормативов должностной нагрузки на штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий с учетом их должностной нагрузки по другим должностным обязанностям, установленным должностной инструкцией.

2.3.1.Нормы численности штатных работников, занятых подготовкой и проведением культурно-массовых мероприятий, по должностям с широким спектром обязанностей (разноплановой деятельностью) можно определить следующим образом:

(штатные единицы)


Должности

Нормы численности штатных работников

Художественный руководитель

учреждения*


1,0 на учреждение. При наличии 15 и более филиалов (обособленных структурных подразделений) может быть дополнительно введена 1,0 ставка художественного руководителя**

Художественный руководитель

филиала


1,0 на филиал (в филиалах: дом культуры, центр досуга, дом народного творчества, социо-культурный центр и т.п.);

в клубах (домах посиделок и т.п.) – не вводится


Заведующий (руководитель) филиалом (обособленным подразделением)

1,0 на филиал (обособленное подразделение)

Заведующий

(руководитель) структурным подразделением

(отделом,

сектором,

мастерской)


1,0 на отдел (отдел создается при численности специалистов по направлению деятельности 3,0***-5,0 и более штатных единиц, включая заведующего);

1,0 на сектор (сектор создается при численности специалистов по направлению деятельности 2,0-3,0*** штатных единиц, включая заведующего);

заведование сектором возможно устанавливать по совмещению на 0,25 штатной единицы;

1,0 на мастерскую (мастерская при численности специалистов по направлению деятельности 3,0-5,0 и более штатных единиц приравнивается к отделу, при 2,0-3,0 штатных единиц – к сектору)


Заведующий

(руководитель) автоклубом


1,0 на автоклуб

*Должность художественного руководителя не вводится в домах (центрах) ремесел и кинотеатрах.

**Художественный руководитель для работы с филиалами в учреждении вводится в том случае, если данной должности нет в методической службе, обеспечивающей методическое сопровождение культурно-досугового учреждения.

Должность художественного руководителя вводится для координации и взаимодействия филиалов учреждения по творческим направлениям деятельности, реализации межпоселенческих мероприятий и культурно-творческих проектов, обеспечения контроля за разнообразием форм, содержанием и качественным уровнем проведения культурно-массовых мероприятий филиалов, повышением уровня и качества работы клубных формированиях и т.д.

***При численности в структурном подразделении специалистов по направлениям деятельности в количестве 3,0 штатных единиц:

в подразделении с большим объемом внешних связей, в т.ч. функциональное взаимодействие с большим количеством филиалов, структурных подразделений учреждения (для отделов, секторов снабжения, кадров, маркетинга, методических служб, мастерских и т. д.) создается отдел;

в подразделении с небольшим объемом внешних связей создается сектор.

2.3.2.Примерные нормы численности работников занятых обслуживанием культурно-массовых мероприятий:

2.3.2.1.Примерные нормы численности администраторов

(штатные единицы)


Наименование должностей

Площадь зданий и сооружений, в м 2

до 1000

от 1000 - 2000

от 2000 - 4000

4001 и выше

Администратор

не вводится

1,0 на смену

2,0 на смену

2,0 + (1,0 - на каждые 2000) на смену

Режим рабочего времени творческих работников, а конкретно работников театров, кино, концертных организаций, значительно отличается от общепринятого восьмичасового рабочего дня, поскольку зависит от графиков спектаклей, выступлений и репетиций. Кроме этого, таким работникам приходится часто ездить на гастроли в другие города. О том, какой режим рабочего времени и какими документами может устанавливаться творческим работникам и каким образом он учитывается, расскажем в этой статье.

Об особенностях регулирования труда и отдыха творческих работников в Трудовом кодексе говорится не так уж много. Основное положение, которое есть в каждой статье, имеющей отношение к деятельности творческих работников, — это то, что все особенности трудовой деятельности, касающиеся регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, рабочего времени, и времени отдыха, продолжительности рабочего дня (смены), оплаты труда могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 351 ТК РФ).

К творческим Трудовой кодекс относит работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, перечисленных в перечне профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее — Перечень должностей).

Таким образом, при установлении продолжительности рабочего дня (смены) времени, времени отдыха, порядка привлечения к ночной работе и работе в выходные и праздничные дни приоритет в каждой организации, занимающейся творческой деятельностью, будет иметь локальный нормативный акт, их устанавливающий. Если то или иное положение в таком акте не нашло отражения (например, некоторые работодатели не устанавливают свой порядок привлечения к работе в ночное время и праздничные и выходные дни), будут применяться положения трудового законодательства.

В отличие от продолжительности рабочего дня (смены), норма рабочего времени по общему правилу одинакова для всех работников, в том числе творческих, и не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), если только творческий работник не относится к категории лиц, которым установлена сокращенная продолжительность рабочей недели. Это:

— работники в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;

— работники в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;

— работники, являющиеся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

— лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

В настоящее время продолжает действовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список). Разделом XXXVI Списка установлена сокращенная продолжительность рабочего дня при 36-часовой неделе и для некоторых категорий творческих работников СМИ, например:

— диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания — шесть часов;

— звукорежиссер на телевидении и радиовещании — шесть часов.

Режимы рабочего времени

Продолжительность рабочего дня (смены) прежде всего зависит от того, какой режим рабочего времени установлен в организации. В зависимости от творческой направленности организации и должностей режимы рабочего времени могут быть разными. Напомним, что Трудовым кодексом установлены следующие режимы:

— пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

— шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

— работа в режиме гибкого рабочего времени;

— работа с ненормированным рабочим днем;

сменная работа;

— разделение дня на части.

Поскольку в театральных и концертных организациях творческая деятельность (концерты, спектакли, выступления) осуществляется в том числе по субботам и воскресеньям, то во многих из них устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем — понедельником. Продолжительность ежедневной работы при этом определяется в соответствии с утвержденными работодателем графиками репетиций и спектаклей (выступлений). Поскольку в основном и репетиции, и спектакли проводятся в утреннее и вечернее время, при шестидневной рабочей неделе можно установить такой режим, как разделение дня на части.

В силу ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Обратите внимание ! Одновременно с установлением продолжительности рабочего времени творческим работникам, в частности артистам музыкальных и танцевальных коллективов, театров, устанавливаются нормы выступлений, а художественному персоналу — нормы постановок. Например, по Нормам выступлений артистов в спектаклях и норм постановок художественного персонала театров, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 21.07.1983 N 414, артисты кукольных театров могут проводить не свыше трех спектаклей в день продолжительностью до 1 ч 15 мин. Равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах нормы должна обеспечивать администрация учреждения.

Творческим работникам может быть установлена и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, когда выходным может стать любой день недели. Этот режим рабочего времени удобен, когда работники задействованы в спектаклях, концертах, репетициях не каждый день, а также согласно графику.

Скользящий график является основным элементом гибкого рабочего времени, когда регулируется начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены), которая определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работникам, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время, можно установить ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Работающие в таком режиме согласно ст. 119 ТК РФ получают дополнительный отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Устанавливая такой режим рабочего времени, следует помнить, что привлекать к выполнению трудовых обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени можно эпизодически и по распоряжению работодателя. Если же работник привлекается к такой работе систематически, такое время может быть признано сверхурочной работой.

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При таком режиме оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени. При этом работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Обратите внимание, что если режим рабочего времени одинаков для всех работников, он устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а если для отдельных работников режим отличается от общих правил, тогда его нужно установить трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Рабочее время

Рассмотрим, что включается в рабочее время творческого работника, на примере сотрудников концертных организаций. В соответствии с Положением об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 29.12.1976 (далее — Положение об оплате), в рабочее время засчитывается:

— время, затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

— время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы (по фактической длительности, но не менее двух часов в один вызов);

— время, затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения концертной организации (но не более семи часов в сутки на проезды в оба конца);

— время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного концерта, и продолжительность концерта;

— перерывы между концертами в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними концертами);

— время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности (не более семи часов в сутки);

— половина времени, установленного для проведения данного концерта или репетиций, в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене концерта или репетиции.

Примечание . Артист музыкального и танцевального коллектива может быть вызван на репетиции один раз в течение дня, а при незанятости в концертах — два раза.

Время подготовки, проведения и завершения концертов засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза, за каждый концерт в отдельности. Это время по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов — до трех часов, для рабочих и младшего обслуживающего персонала — до шести часов.

Кроме этого, в рабочее время засчитываются перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия):

— артистам-вокалистам (солистам), артистам хора, балета и эстрадно-спортивного жанра — 20 минут после каждого часа работы;

— остальным артистам — 15 минут после каждого часа работы.

К рабочему времени также приравнивается время простоя, о котором говорится в ст. 157 ТК РФ. Статьей устанавливается размер заработной платы за время простоя в зависимости от того, по чьей вине он произошел. Поскольку при осуществлении творческой деятельности не всегда работники могут быть задействованы на все 100%, в ч. 5 ст. 157 отдельно отмечено, что если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Получается, что, с одной стороны, творческим работникам предоставлена гарантия получить какой-то заработок, когда они остаются не у дел, но, с другой стороны, выбор, оплачивать или нет такое время, предоставлен работодателю.

Например, в силу Положения об оплате при отмене назначенного концерта не по вине артиста — концертного исполнителя, если он не был своевременно предупрежден и явился на концерт, ему засчитывается половина нормы выступлений либо 0,5 разовой концертной ставки, а при отмене сольного концерта в двух отделениях — одна разовая концертная ставка с соблюдением установленного порядка учета норм выступлений или учета по заработной плате (п. 69).

А работникам музыкальных и танцевальных коллективов, не занятым в гастрольной поездке, которым администрация не может предоставить работу, оплата простоя производится в размере 50% оклада (тарифной ставки), но не ниже минимума заработной платы (п. 83 Положения об оплате).

Учет рабочего времени

Необходимо вести учет рабочего времени каждого творческого работника. При этом основным документом учета, как и во всех организациях, является табель учета рабочего времени. При составлении табеля используются графики работы (репетиций, спектаклей) и журналы фактического учета прихода-ухода работников. В соответствии с разделом "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" ЕКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н, учетом рабочего времени в учреждениях культуры, искусства и кинематографии занимается заведующий художественно-постановочной частью.

Говоря об учете рабочего времени, отметим, что если графики репетиций и выступлений для артистов невозможно составить так, чтобы соблюдалась ежедневная или еженедельная норма рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для работников данной категории еженедельной продолжительности рабочего времени. Для лиц, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ст. 104 ТК РФ). Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом суммированный учет может устанавливаться как артистам, так и другим работникам. Согласно Положению об оплате месячный суммированный учет устанавливается работникам концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием концертов и репетиций (монтировщики сцены, костюмеры, гримеры, электроосветители, контролеры, билетеры, гардеробщики, рабочие сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных концертах, и др.). Месячная норма их рабочего времени определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

Работа ночью и в праздники

В силу ст. 96 и 97 ТК РФ порядок работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни творческим работникам может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Напомним, что по общим правилам привлечение к работе в ночное время и к работе в выходные или праздничные дни осуществляется с согласия работника.

Обратите внимание ! Продолжительность ночного времени установлена ст. 96 ТК РФ и составляет период с 22.00 до 6.00. Изменить эту продолжительность локальным актом невозможно.

Таким образом, творческого работника можно привлекать к такой работе без его согласия, если это предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, ст. 268 ТК РФ как исключение установлено, что к работе в ночное время и в выходные и праздники могут привлекаться творческие работники, не достигшие 18 лет. Однако в любом случае нельзя привлекать к такой работе беременных женщин (ст. 259 ТК РФ).

Положения Трудового кодекса при работе в ночное время и выходные и праздничные дни также применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (ст. 259), и работникам других категорий, указанных в ч. 5 ст. 96 ТК РФ, даже если они занимают должности из Перечня должностей. Они могут привлекаться к работе в названные периоды времени только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Поскольку определять самостоятельно работодатель может только порядок привлечения к ночной работе, для оплаты труда творческих работников в ночное время применяются общие правила ст. 154 ТК РФ — о повышенной оплате каждого часа работы в ночное время, но не ниже минимума, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время", или иных размеров, установленных трудовым законодательством и другими актами, содержащими нормы трудового права.

При этом конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором и не могут быть ниже размеров, определенных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Что касается оплаты работы в выходные и праздничные дни, для творческих работников она может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 153 ТК РФ). Так, сотрудникам концертных организаций оплачиваются фактически проработанные в праздничный день часы. Когда на праздник приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, выпавшие на праздничный день (от 00.00 до 24.00).

С согласия работника денежная компенсация за работу в праздничный день, если она не включалась в норму рабочего времени, заменяется предоставлением другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздник производится в одинарном размере сверх причитающейся зарплаты. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Такой же порядок оплаты работы в праздники применяется при гастрольных поездках и выездных спектаклях (п. 61 Положения об оплате).

Итак, рассмотрев положения о регулировании рабочего времени творческих работников, установленные Трудовым кодексом, можно сделать вывод, что имеющегося законодательного регулирования недостаточно. Эту функцию в основном выполняют работодатели. Не хватает и отраслевых нормативных актов, регулирующих деятельность творческих работников, а некоторые из документов уже давно устарели и требуют доработки, в том числе Перечень должностей творческих работников: профессии и должности, существующие в настоящее время и не включенные в этот перечень, не подпадают под действие положений Трудового кодекса, регламентирующих деятельность творческих работников. В результате сохраняется вероятность ущемления их прав по сравнению с другими. И здесь остается надеяться только на порядочность и сознательность работодателей, устанавливающих нормы трудовой деятельности.

Рабочее время работников культуры не совпадает с графиком обычных служащих. Это становиться понятно при ознакомлении с перечнем профессий, относящихся к творческим. Это служащие СМИ, кинематографии, театров, концертов, цирков, кино, теле- и видеосъемок.

Режим работы напрямую связан с выступлениями, гастролями, репетициями. Именно поэтому графики устанавливаются актами самого предприятия и отражаются в коллективных договорах (ст. 351 ТК).

Нормы рабочего времени работников культуры

Продолжительность рабочего времени работников культуры за день, перерывы, отдых, работа в субботу, воскресенье, ночью могут не отражаться во внутренних документах. Такие случаи редки, но вполне возможны. Тогда необходимо основываться на Трудовом кодексе.

Нормы рабочего времени работников культуры согласно законодательству едины для любой категории работников. Основываясь на ст. 91 ТК, устанавливается максимальная нагрузка в неделю, она составляет 40 часов, за исключением тех, кому положен сокращенный режим. Служащим на опасных и вредных производствах срок сокращен на 4 часа (36), инвалидам 1 и 2 групп, не достигшим 18 лет на 5 часов (35), тем, кому не исполнилось 16 на 16 часов (24).

Согласно Постановлению от 25.10.1974 №298/П-22 продолжительность трудового дня составляет 6 часов для:

  • директоров телевидения, радиовещания центральных станций;
  • звукорежиссеров.

Не для всех сотрудников нормы устанавливают в часах. Художественный персонал имеет нормы постановок, для коллективов, театров – проведенных мероприятий.

Для работников культуры допустимо выбрать работу по совместительству. Тогда норма не может составить более 20 часов в неделю.

Каждая должность имеет свои особенности. Рабочее время музыкального руководителя как для педагогических работников не может быть выше 36 часов за неделю. Но согласно приказу Минобрнауки от 24.12.10 №2075 за ставку зарплаты на должности музыкального руководителя 24 часа в неделю.

Но допустимо установить более длительное рабочее время музыкального руководителя ДОУ, в таком случае 24 часа он работает с детьми, а еще 12 с оплатой на условиях совместительства с документацией.

Что относится к рабочему времени?

В рабочее время работников культуры включают не только период фактической деятельности. На основании Положения об условиях и оплате труда к нему отнесут:

  • подготовительные мероприятия для выступления, включая нанесение грима, установление, снятие декораций, переодевание;
  • репетиции, тренировки по фактическому времени с периода прихода и до освобождения (от 2 часов);
  • время поездки в назначенный пункт с момента сбора (до 7 часов в день в обе стороны);
  • перерывы между спектаклями, если сотрудники остаются на работе;
  • пребывание в пути до 8 часов на гастролях;
  • если работник пришел на отмененное выступление или репетицию, о чем не был уведомлен, то половина такого времени;
  • простой согласно ст. 157 ТК РФ;
  • перерывы при репетициях вокалистам, участникам балета, эстрадно-спортивных выступлений по 20 минут за час работы и по 15 минут прочим;
  • подготовка, организация, окончание концертов учитываются индивидуально по внутренним документам за каждое выступление, артистам до 3 часов, работникам, помогающим в организации до 6.

Учет ведется индивидуально по каждому работнику, аналогично иным предприятиям на основании табеля. Он основывается на:

  • графиках проводимых мероприятий и репетиций;
  • журналах учета пребывания служащего на работе по факту.

Законодательно за учет рабочего времени назначается ответственное лицо. На основании квалификационных характеристик это заведующий художественно-постановочной части. Естественно, что соблюсти норму каждого дня, недели для артистов и иных работников культуры затруднительно. Поэтому предпочтительно применять суммированный учет времени. Основываться он будет на норме часов за неделю, компенсироваться, добавляться по итогам учетного периода.

Такой учет допускается вводить не только для артистов, но и прочих работников. Суммированный месячный учет ведется для служащих музыкальных коллективов, концертных работников, которые напрямую связаны с организацией мероприятий, таких как монтировщики, гримеры, водители, костюмеры и иные. Нормальное рабочее время им определяется как произведение длительности рабочего дня и их количества (при этом учитываются сокращения в предпраздничные дни).

Выбор режима работы

Для работников культуры, как и иных областей допустимо установить один из следующих режимов:

  • 5 рабочих дней и 2 выходных;
  • 5 рабочих дней и 1 выходной;
  • гибких график;
  • ненормированный рабочий день;
  • работа по сменам;
  • деление дня на части.

Стандартный «офисный» график 5 через 2 для работников культуры неприемлем. А вот 6 через 1 допустим. Но выходной смещен на понедельник, так как в субботу и воскресенья часто проводят различные спектакли и мероприятия. Продолжительность рабочего дня индивидуальна для каждого учреждения по внутреннему распорядку.

На организациях, где установлены особые условия труда, а нагрузка в различное время отличается, согласно ст. 105 ТК РФ сутки разделяют на части. Если выступления происходят по графику, то рекомендуют выбирать скользящий. В таком случае выходным днем назначается произвольный на неделе.

Если установить рабочее время затруднительно, то используется ненормированный рабочий день в культуре. Он применяется к тем, чье рабочее время регламентировать затруднительно. Категориям работников на неполном рабочем дне выплаты производятся за отработанное время.

Тем, работникам, которые участвуют в спектаклях, могут разделить день. К рабочему времени отнести дневные репетиции, вечерние выступления.

Ненормированный рабочий день в культуре

Список должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором или иным внутренним документом. Служащие, которые работают по такому режиму, имеют дополнительные гарантии по ст. 119 ТК РФ. Им назначают дополнительный отпуск (конкретное время указывается в договоре) от 3 дней и более.

Ненормированный рабочий день работников культуры не значит, что их можно привлекать к постоянному труду сверх нормального времени. Такие обязанности в нерабочее время должны иметь эпизодический характер и производится на основании решения начальника. Систематическое выполнение обязанностей признается сверхурочными часами и подлежит соответствующей оплате.

Если особенные условия относятся ко всем служащим, то режим устанавливается нормативным актом и коллективным договором, а если ненормированный рабочий день у части сотрудников, то такие условия указаны в индивидуальном трудовом договоре (ст. 100 ТК РФ).

При этом необходимо учитывать, что отдельные категории служащих не могут осуществлять деятельность в ночное время, это беременные. Согласно ст. 268 ТК РФ в отличие от иных сфер допустимо привлекать несовершеннолетних (до 18 лет). Женщины, имеющие ребенка до 3 лет, обязаны предоставить свое письменное согласие и не иметь медицинских противопоказаний. А для иных необходимо согласие самого работника.

Просмотров: 2

Арфа

Здравствуйте. Я являюсь руководителем кружка в сельском доме культуры. Оформлена я по совместительству на 0,5 ставки с количеством часов в месяц 38,1- это всё прописано в трудовом договоре. Буквально сегодня поступило сообщение от коллег,что " На основании методических рекомендаций по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного художественного творчества, утвержденных приказом Минкультуры России от 25 мая 2006 г. №229. В этой связи, с 13 марта необходимо пересмотреть каждому свой график работы. На сегодняшний день продолжительность рабочего времени на ставку должна составлять 40 ч. в неделю, т.е 8 часов в день (из них 48 мин. обеденный перерыв). Вы должны определиться с рабочими часами: сколько часов в неделю отводится для занятий с участниками коллектива, сколько организационно-методической работы, сколько для подготовки мероприятий, подбора репертуара и т.д. и т.п. + часы обеденного перерыва. " Хотелось бы понять, законно ли такое скоротечное изменение графика труда? Должен ли работодатель уведомить сотрудника заранее в официальной форме,приказом или каким-либо другим документом? При этом у меня двое детей: 4года посещает дет.сад и 2 года не посещает дет сад,влияет ли это на режим труда, и сколько часов должен отрабатывать руководитель кружка? И должен ли был работодатель ознакомить меня под роспись с должностной инструкцией при приеме на работу?

Вопрос относится к городу Воскресенск, МО

Получен запрос на уточнение вопроса. 11 марта 2017 - 00:54
Ничего не путаете по режиму работы, установленному в трудовом договоре. Как это на 0,5 ставки у вас 38.1 часов в месяц получается?

Ответы:

Здравствуйте!

Приказ Минкультуры РФ от 25.05.2006 N 229

"Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества" не затрагивает вопросы рабочего времени работников клуба, там описаны виды услуг, которые предоставляет клуб.

Возможно, имелись ввиду пересмотры графиков работы тех же кружков, чтобы они работали в более удобное для населения время (например, вечерами или по выходным дням).

Что касается продолжительности рабочего времени.

Согласно ст.92 Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

Согласно Постановлению ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1

(ред. от 24.08.1995)

"О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе", которое действуйте в части не противоречащей нормам ТК РФ, женщинам, работающим в сельской местности, установлена 36-часовая

рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы

Так что Ваше время работы по совместительству должно составлять не более половины месячной нормы рабочего времени

Статья 284. Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 44] [Статья 284]

Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников.

Итак, мы выяснили, что руководитель сельского кружка (женщина) на полную ставку должна работать 36 часов в неделю или 18 часов, если она работает по совместительству.

Вам нужно изменить продолжительность рабочего времени для женщин (в меньшую сторону) и оптимизировать свою работу. Конкретно расписать в своем рабочем плане, например, "сколько часов в неделю отводится для занятий с участниками коллектива, сколько организационно-методической работы, сколько для подготовки мероприятий, подбора репертуара и т.д."

Здесь нет никаких изменений условий трудового договора.

Ирина Шлячкова

Здравствуйте!

Обязательным для включения в трудовой договор является условие о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) (ст. 57 ГК РФ). Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Следовательно, если в указанном Вами случае меняется режим рабочего времени и отдыха, тогда на работодателе будут лежать определенные обязанности.

Как вариант, работодатель внес изменения во внутренние локальные акты организации (если в них были противоречия), и согласовывает такой режим с Вами путем заключения допсоглашения к трудовому договору. То есть на основании соглашения сторон.

Если же в локальных актах все было по нормам и только в Вашем трудовом договоре были определен режим труда иной чем в таких актах, тогда это будет инициатива работодателя и проводиться в порядке ст. 74 ТК РФ.

В штате муниципального учреждения культурно-досугового типа (сельский дом культуры) есть сотрудники, работающие в должности "руководитель кружка".

Какова норма их рабочего времени?

Если на указанную должность принять внешнего совместителя, какая у него должна быть продолжительность рабочего времени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Работнику культуры, занимающему должность "руководитель кружка", может быть установлена продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. По совместительству работник культуры может работать руководителем кружка не более 20 часов в неделю.

Обоснование вывода:

По общему правилу, установленному частью второй ст. 91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других работников) ТК РФ и иными федеральными законами может быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Должность руководителя кружка отнесена к должностям работников культуры, искусства и кинематографии (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" (далее - ЕКС), утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.03.2011 N 251н; приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 N 570). Федеральным законодательством не установлена сокращенная продолжительность рабочего времени для лиц, занимающих должности работников культуры, искусства и кинематографии. Следовательно, максимальная продолжительность рабочего времени по должности "руководитель кружка" составляет 40 часов в неделю.

По поводу продолжительности рабочего времени работника культуры, выполняющего работу руководителя кружка по совместительству, отметим следующее.

Как следует из части первой ст. 284 ТК РФ, работа по совместительству не должна превышать четырех часов в день, но в дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). В течение одного месяца (или другого учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников. Согласно части второй ст. 284 ТК РФ указанное ограничение не распространяется на работников, приостановивших работу по основному месту работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней (смотрите часть вторую ст. 142 ТК РФ), и на работников, временно отстраненных по основному месту работы от работы в связи с тем, что в соответствии с медицинским заключением они нуждаются во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, но отказываются от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует (смотрите часть вторую и часть четвертую ст. 73 ТК РФ).

Частью шестой ст. 282 ТК РФ определено, что особенности регулирования работы по совместительству педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры помимо особенностей, установленных ТК РФ и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Во исполнение указанной нормы Правительство РФ делегировало полномочия по определению соответствующих особенностей Минтруду России (постановление Правительства РФ от 4 апреля 2003 г. N 197). Согласно подп. "а" п. 1 постановления Минтруда РФ от 30.06.2003 N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" (далее - Постановление N 41) работники культуры вправе осуществлять работу по совместительству. Ограничения по продолжительности такой работы установлены подп. "б" п. 1 Постановления N 41. Так, в частности, продолжительность работы по совместительству работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем и по каждому трудовому договору она не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Как видим, данной нормой не установлено, что продолжительность рабочего времени работника культуры, работающего по совместительству руководителем кружка, может быть более половины месячной нормы рабочего времени. Должность художественного руководителя, также как и должность руководителя кружка, отнесена к должностям работников культуры, искусства и кинематографии (ЕКС), однако данные должности не тождественны. Следовательно, подп. "б" п. 1 Постановления N 41 не распространяется на руководителей кружков.

Таким образом, поскольку специальных норм, регулирующих продолжительность рабочего времени работника культуры, занимающего должность руководителя кружка, не предусмотрено, на такого работника распространяются общие требования ст. 282 ТК РФ, в соответствии с которыми продолжительность его рабочего времени может составлять не более половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующей категории работников, то есть не более 20 часов в неделю.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Цезарева Татьяна

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сутулин Павел