Шесть самых мощных флотов в мире. ВМФ России против США и Запада. Пример из недавних операций Американские и русские корабли

Способность проникать в морские глубины и незаметно вклиниваться в оборону противника. Выбирать наилучшее место и время для атаки. Выживать без значительных затрат на оборону, используя неопределенность и неоднозначность водной среды. Уникальные свойства подводных лодок позволяют обеспечить беспрецедентный эффект присутствия и сдерживания, далеко не пропорциональный размерам и количеству самих субмарин.

На сегодняшний день ВМФ России и ВМС США являются крупнейшими в мире операторами подводных лодок. На вооружении каждого из флотов находятся лучшие образцы подводного вооружения, представленные многочисленными типами подводных кораблей.

Подводная компонента ВМФ России

Ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН). Носители межконтинентальных баллистических ракет подводного базирования, основа "ядерной триады" России.

Проект 955 и 955А "Борей"

В строю - 3, строятся - 3, планируемый состав серии - 8...10 подлодок.

Самый новый и современный проект подводного стратегического ракетоносца во всем мире. Конструктивные особенности и шумовые характеристики РПКСН пр. 955 позволяют отнести их к новому, четвертому поколению подводных атомоходов. Вооружение: ракетный комплекс Д-30 с 16-ю баллистическими ракетами подводного базирования Р-30 "Булава". Новые лодки "Борей" и твердотопливные ракеты открывают новую эпоху в отечественного подводного .

Проект 667БДРМ "Дельфин"

В строю - 7 единиц (1981-90 гг.).

Боевое ядро морских стратегических ядерных сил. Носители трехступенчатых баллистических ракет подводного базирования Р-29РМУ2 "Синева". Главным козырем "Синевы" по сравнению с твердотопливными "Трайдентом" и "Булавой" являются их выдающиеся энергомассовые характеристики (стартовая масса/дальность стрельбы/забрасываемый вес), обусловленные фундаментальными свойствами жидкого топлива.


К-407 "Новомосковск" (пр. 667БДРМ) после прохождения ремонта и модернизации

Проект 667БДР "Кальмар"

Три лодки, вступившие в строй в 1980-82 гг., вооруженные комплексом Д-9Р (16 пусковых установок шахтного типа с жидко-топливными ракетами Р-29Р). Ожидается, что устаревшие "Кальмары" будут постепенно выведены из боевого состава и заменены новейшими "Бореями".

Проект 941УМ

ТК-208 "Дмитрий Донской" - последний из тяжелых РПКСН типа "Акула", переоборудованный в пусковой стенд для испытаний БРПЛ "Булава".

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (ПЛАРК) - 8 единиц, все принадлежат к проекту 949А "Антей" (1986-96 гг.). Знаменитые "убийцы авианосцев", каждый из которых несет по 24 противокорабельные ракеты "Гранит".

Многоцелевые атомные подводные лодки - 21 единица. Разношерстое семейство, представленное представителями пяти проектов:

Пр. 671РТМ(К) - четыре подлодки. Запланирован вывод из состава флота;

Пр. 945 и 945А - четыре подлодки с корпусами из титана. Ведется глубокая модернизация с установкой современных систем и . Все "Кондоры" и "Барракуды" вернутся в строй к началу следующего десятилетия;

Пр. 971 "Щука-Б" - двенадцать кораблей. Девять в боевом составе, три в резерве и в затянувшемся на десятилетие ремонте. Еще одна подлодка (К-152 "Нерпа") передана в лизинг Индии. На момент постройки (80-90 гг.) "Щуки-Б" были самыми грозными и совершенными субмаринами в своем классе. Таковыми остаются и сегодня, с поправкой на возраст. Имеется несколько модификаций ("Улучшенная Щука"), некоторые представители проекта в настоящий момент проходят модернизацию по различным программам;

Пр. 885 "Ясень". Многоцелевая АПЛ четвертого поколения, оснащенная ракетным комплексом "Калибр". Лодка "Ясень" претендует на звание лучшей в своем классе среди всех зарубежных аналогов. В настоящий момент в строю находится один корабль этого типа (К-560 "Северодвинск"). На верфях - еще три корпуса, строящиеся по обновленному проекту 885М "Ясень-М". Планируемый состав серии - 8 субмарин;


К-560 "Северодвинск"

Атомные подводные лодки специального назначения - 2 единицы:

Носитель глубоководных станций БС-136 "Оренбург" (переоборудована из ракетоносца пр. 667БДР);

Атомная глубоководная станция АС-12 "Лошарик" (пр. 10831), предельная глубина погружения 6000 м, вооружение отсутствует.


Лодка-носитель БС-136 "Оренбург"

В настоящий момент по специальному проекту переоборудуют еще один недостроенный атомный ракетоносец К-139 "Белгород" (пр. 09852).

20 единиц, среди которых:

18 "Варшавянок" (пр. 877 и 636.3);

1 Б-585 "Санкт-Петербург" (пр. 677 "Лада") - в опытной эксплуатации на СФ;

1 Б-90 "Саров" (пр. 20120) - экспериментальная ДЭПЛ для испытания новых образцов вооружений.

В ближайшие годы отечественный ВМФ должен пополниться еще шестью ДЭПЛ, среди которых будут две "Лады"и четыре "Варшавянки".

Щука, Борей, Варшавянка!

Подводная компонента ВМС США

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ - соответствуют отечественным РПКСН). На вооружении единственный тип - "Огайо" . В строю 14 лодок, построенных в период с 1981 по 1997 г.

Связка "Огайо" - "Трайдент-2" может считаться эталоном морских ядерных вооружений. Носитель - уникальная лодка, до недавнего времени считавшаяся самой скрытной из существующих АПЛ. И твердотопливная ракета с непревзойденными массогабаритами и ТТХ (неслучайно, на борту не самой крупной "Огайо" поместились 24 БРПЛ).

Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами (SSGN) - 4 единицы. Были переоборудованы из ПЛАРБ типа "Огайо". На борту каждой 154 "Томагавка".

Многоцелевые атомные подводные лодки (или, по оригинальной классификации, fast attack submarine - скоростные подводные охотники). В настоящий момент на вооружении ВМС США находятся три основных типа многоцелевых АПЛ, среди которых:

41 лодка типа "Лос-Анджелес" (1981-96 гг.). Небольшие по размерам, скрытные и надежные подводные охотники уже 30 лет составляющие основу подводных сил США. Большая часть из сохранившихся "Лос-Анджелесов" принадлежит к подсерии "Улучшенный ЛА". Оснащены вертикальными пусковыми установками для хранения и запуска КР "Томагавк";

11 лодок типа "Вирджиния" трех разных подсерий (1997-2014 гг.). Новые американские лодки специализируются на боевых действиях в прибрежной зоне: разведка, проведение диверсионных операций и нанесение ударов по берегу. Как у их предшественников, "Лос-Анджелесов", в носовой части "Вирджиний" установлено 12 ракетных шахт для "Томагавков". Всего запланировано построить 30+ АПЛ данного типа, последние лодки (подсерия 5) получат возможность нести до 40 крылатых ракет;

Три "Морских волка" . Белые слоны американского флота, формально считающиеся самыми совершенными подводными охотниками и первыми в мире многоцелевыми АПЛ 4-го поколения. Фактически же представляют собой предельно дорогие, штучные конструкции, страдающие от множества "детских болезней". Последний корабль типа "СиВулф", "Джимми Картер", был введен в строй в 2003 г. в виде лодки для специальных операций.

Дизель-электрические подводные лодки

В связи c ярко выраженной наступательной направленностью американский флот полностью отказался от дизель-электрических подлодок. Последняя ДЭПЛ "Гроулер" была построена в 1958 году.


Экстренное всплытие АПЛ типа "Лос-Анджелес"


Американский авианосец «Гарри Трумэн» входит в Средиземное море, а вместе с ним еще полтора десятка грозных боевых кораблей. Иначе говоря, США получают новый, еще более мощный инструмент для нанесения ударов по Сирии. Что могли бы – хотя бы теоретически – противопоставить этому Россия и ее Военно-морской флот?

Накал страстей вокруг второй ракетной атаки Трампа на Сирию практически сошёл на нет, напряжение спало, и при трезвом взгляде стали отчётливо видны два бесспорных факта: 1) ракетный удар был выстрелом в воздух с целью напомнить миру о том, что Запад во главе с США силён, един, и что у него всё под контролем; 2) США и другие страны НАТО категорически не хотят (боятся) прямого военного столкновения с Россией. Казалось бы, можно успокоиться и жить дальше.

Но геополитический противник явно испытывает нас на прочность, нащупывает границы дозволенного. И никто не может дать гарантии, что через неделю, месяц или год, в Сирии или где-то ещё агрессор не нападёт снова, но с гораздо более тяжёлыми последствиями. В связи с этим, в частности, было бы интересно понять, какую роль могут сыграть в очередной кризисной ситуации, случись она в самое ближайшее время, боевые корабли ВМФ России на сирийском театре военных действий (ТВД).

Авангард противника

В непосредственной близости от берегов Сирии в настоящее время находится эсминец ВМС США «Дональд Кук», постоянно базирующийся в Роте - на атлантическом побережье Испании близ Гибралтара (в атаке 14 апреля участия не принимал). Где-то поблизости (скорее всего, восточнее Пелопоннеса) на дальности пуска «Томагавков» (1600 км) патрулирует многоцелевая АПЛ «Джон Уорнер» типа «Вирджиния» (14 апреля она выпустила шесть ракет). Данные о других американских АПЛ на ТВД отсутствуют.

В зоне ответственности 5-го флота США развёрнуты крейсер «Монтерей», эсминцы «Лабун» и «Хиггинс». 14 апреля «Монтерей» и «Лабун» нанесли удар 37 «Томагавками» из акватории Красного моря, «Хиггинс» выпустил 23 ракеты из Персидского залива. Других боевых кораблей ВМС США в зоне 5-го флота, по имеющимся данным, нет (за исключением десантной группы во главе с УДК «Иводзима», которая применительно к Сирийскому кризису интереса не представляет).

Резерв

Помимо «Кука», в Роте базируются ещё три эсминца. «Карни» 4 апреля находился в базе, «Росс» 16-го числа прибыл в ВМБ Клайд (Фаслейн, Шотландия) для участия в международных военно-морских учениях, «Портер» 18-го зашёл с визитом в Хельсинки. «Потерю» двух боевых единиц отчасти компенсировал однотипный «Уинстон Черчилль», прибывший в Роту 16 апреля (по одним данным, корабль осуществляет независимое развёртывание, по другим, входит в состав АУГ «Трумэна»). Получив соответствующий приказ, «Карни» и «Черчилль» могут дойти до Сирии за четверо суток.

Союзники

Великобритания и Франция могут оказать американским союзникам чисто символическую поддержку. Краса и гордость Royal Navy - новейший авианосец «Куин Элизабет» - будет введён в эксплуатацию только в 2020 г. За вычетом проблемных «Дэрингов» (которым к тому же просто нечем стрелять по берегу), остаются АПЛ типа «Астьют» и «Трафальгар», в боезапасе которых есть некоторое количество «Томагавков». Тем не менее, в атаке 14 апреля английские лодки не участвовали, что наводит на мысль об их отсутствии на ТВД.

Французский авианосец «Шарль де Голль» выйдет из ремонта месяца через четыре, поэтому французы отправили к берегам Сирии фрегаты - три многоцелевых, один ПВО и один ПЛО, из которых стрелял только «Лангедок», выпустив всего три ракеты MdCN (SCALP Naval). Отказавшиеся воевать немцы послали в США фрегат «Гессен» (для моральной поддержки?), который пересекает океан в составе АУГ «Трумэна».

Главные силы

11 апреля из Норфолка (военно-морская база на Восточном побережье США) вышла АУГ во главе с авианосцем «Гарри Трумэн». В охранении «Трумэна» идёт крейсер «Нормандия» и четыре эсминца («Арли Бёрк», «Балкли», «Форест Шерман» и «Фаррагут»), ещё два «Бёрка» («Джейсон Данхэм» и «Салливанс») должны присоединиться к АУГ позднее. Присутствие в составе группы АПЛ не афишируется, но оно, безусловно, имеет место.

В среду авианосная ударная группа «Гарри Трумэна» вошла в операционную зону 6-го флота ВМС США, западная граница которой на широте Норфолка и Гибралтара проходит примерно посередине Атлантического океана. Предположительно 22-24 апреля АУГ проследует Гибралтарским проливом в Средиземное море и ближе к концу месяца прибудет к сирийским берегам.

В результате, с учётом авангарда и резерва, американская армада в водах вокруг Сирии будет состоять из авианосца, двух крейсеров, 11 эсминцев и минимум двух АПЛ.

15 надводных и подводных кораблей охранения могут произвести одну массированную ракетную атаку либо несколько менее массированных атак. Теоретически, крейсер типа «Тикондерога» может принять на борт 122, а эсминец типа «Арли Бёрк» 90/96 «Томагавков» (во все ячейки УВП), но тогда нарушится баланс состава их вооружения и резко снизится боевая устойчивость, что решительно недопустимо при наличии на ТВД серьёзной авиационной группировки и подводных сил противника.

Типовой боекомплект установок вертикального пуска (УВП) MK 41, установленных на «Бёрках», состоит из 48 ЗУР «Стандарт», 16 ПЛУР «Асрок» и 32 КР «Томагавк» (число КР косвенно подтверждается количеством ракет, выпущенных с двух эсминцев по сирийской авиабазе год назад). Предположив, что крейсера несут такое же количество «Томагавков», и добавив УВП АПЛ типа «Вирджиния» (по 12), получаем 440 ракет в одном залпе. А такое количество представляет большую проблему даже для самой совершенной в мире системы ПВО.

Кроме того, в следующем «ударе возмездия» может быть применена и палубная авиация. Несмотря на отсутствие точных данных о наличии в боезапасе авианосцев типа «Нимиц» и в «рабочем» боекомплекте F/A-18E/F крылатых ракет большой дальности JASSM-ER (около 1000 км), такую возможность следует иметь в виду. В этом случае три ударных эскадрильи «Трумэна» (четвёртая обеспечивает авиационное прикрытие АУГ) численностью в 36 «Супер Хорнетов» могут выпустить в одном вылете минимум 72, максимум 144 КР по любой цели на территории Сирии, находясь вне зоны действия сирийской ПВО.

ВМФ России: «пассив»

К сожалению, геополитический кризис застал отечественный ВМФ в ситуации, когда два его самых мощных надводных корабля не могут быть задействованы для выполнения задач боевой службы в дальних водах. «Адмирал Кузнецов» де-факто стал в средний ремонт с модернизацией ещё в октябре прошлого года, а «Пётр Великий», судя по всему, уже выработал эксплуатационный ресурс (не выходит в море около 7 месяцев) и тоже нуждается в ремонте. В 2016 г. наш нерасторопный судпром сотворил настоящее чудо, восстановив техническую готовность обоих крейсеров и обеспечив не только блестящую демонстрацию, но и применение их военной силы в ходе Сирийской кампании, однако на сей раз чудес ждать не приходится. Именно поэтому в будущем у нас должно быть две постоянно действующих оперативных эскадры, способных в течение одной-двух недель прибыть в любую «горячую точку» Мирового океана.

Определённым утешением является тот факт, что на сирийском ТВД у России есть свой «непотопляемый авианосец» - авиабаза Хмеймим, расположенная всего в 2,5 километрах от побережья Средиземного моря. В связи с приближением американской армады имеет смысл перебазировать туда все МиГ-29К(УБ), находящиеся в состоянии лётной годности (из 23 машин в составе 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, базирующегося в Североморске-3).

Отдельная больная тема - гвардейский ракетный крейсер «Москва», долгие годы игравший роль «крейсера быстрого реагирования» на средиземноморском направлении. В конце 2012 г. корабль уже участвовал в противостоянии у берегов Сирии с АУГ во главе с «Дуайтом Эйзенхауэром». По отношению к России США вели себя тогда не столь агрессивно, как сейчас, и противостояние закончилось вполне благополучно (что ничуть не умаляет мужества, проявленного нашими военными моряками, оказавшимися, по сути, один на один с превосходящими силами потенциального противника, о намерениях которого они ничего не знали). Будь «Москва» сейчас на ходу, ей понадобилось бы всего трое суток, чтобы прикрыть собой Тартус, Хмеймим и всю Сирию. В данном контексте два года и три месяца, в течение которых жизненно необходимый России боевой корабль находится в небоеготовом состоянии, вполне можно приравнять к государственному преступлению.

ВМФ России: актив

Несмотря на то, что силы ВМФ России и ВМС США несоизмеримы, нам есть кого послать на сирийский ТВД. В лучшем случае, для того, чтобы охладить горячие головы, в худшем, чтобы погибнуть героями на закате мировой истории.

Прежде всего о тех, кто уже на месте (и может хоть как-то противостоять американской агрессии). Это дизель-электрические подводные лодки Черноморского флота (никогда не бывавшие в Чёрном море) «Великий Новгород» и «Колпино» и СКР (фрегаты) ЧФ «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен». И те, и другие являются носителями противокорабельных ракет (ПКР) 3М54 комплекса «Калибр» со сверхзвуковой скоростью на конечном участке полёта. Больше из Севастополя послать некого - кто-то только что вернулся с БС, кто-то не на ходу, кто-то будет в СЗМ совершенно бесполезен (малые ракетные корабли и ракетные катера ближней морской зоны и пр.). Четырём новым лодкам мешает пройти проливы статья 12 конвенции Монтрё (только в ремонт) - по большому счёту, тут всё зависит от доброй воли Эрдогана, но он вряд ли захочет ссориться с НАТО.

Можно сказать, что 14 апреля корабли оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море свою задачу выполнили, поскольку из зоны их ответственности кораблями противника было выпущено всего девять ракет из 69 (13%). Американцы предпочли стрелять «из-за угла» - оттуда, где наших не было.

На Севере заканчивает курс боевой подготовки (сдаёт курсовые задачи) после докового ремонта однотипный с «Москвой» ракетный крейсер «Маршал Устинов» - один из наших козырей («убийца авианосцев» с мощнейшим противокорабельным комплексом «Вулкан»). На ходу и, судя по всему, боеготовы и два БПК - «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Из трёх этих боевых единиц получилась бы отличная корабельная ударная группа (КУГ), которая, выйди она из Североморска одновременно с АУГ «Трумэна», прибыла бы на ТВД раньше неё.

Балтийский флот, уже направивший в Средиземное море СКР «Ярослав Мудрый», мог бы усилить оперативное соединение ещё и парой корветов. Несмотря на то, что эти корабли вооружены скромными дозвуковыми ПКР комплекса «Уран» (аналог «Гарпуна»), в режиме слежения на дальности прямой радиолокационной видимости будет полезен и «Уран», и ЗРК, и 100-мм артустановки. Очень жаль, что страшное оружие ближнего боя - эсминец «Настойчивый» с четырьмя 130-мм автоматическими пушками и сверхзвуковыми ПКР комплекса «Москит» выйдет из ремонта только осенью. Наконец, на Балтике всё ещё находится новый СКР «Адмирал Макаров», переданный ВМФ в самом конце прошлого года.

В свою очередь, не так скоро, как хотелось бы (в срок до 20 суток), с Дальнего Востока может подтянуться КУГ в составе ещё одного ракетного крейсера («Варяга»), и двух БПК (на выбор: «Адмирал Виноградов», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц»). Все корабли на ходу и, судя по высокой активности в полигонах боевой подготовки в марте месяце, вполне боеготовы. В зависимости от обстоятельств, тихоокеанская КУГ может оперировать и в Красном море, и в Персидском заливе, и в восточной части СЗМ.

Относительно подводных сил (помимо двух ДЭПЛ в Тартусе) можно лишь предположить, что они в Средиземном море есть. При всей критичности ситуации с атомной многоцелевой компонентой Северный флот располагает несколькими боеготовыми лодками, к числу которых относятся новейший «Северодвинск», «Гепард», «Псков», «Обнинск». Не столь велика уверенность в отношении «Нижнего Новгорода», ещё меньше - «Пантеры». Кроме того, с Севера можно (и даже необходимо) отправить в СЗМ один из трёх противоавианосных крейсеров - «Орёл», «Воронеж» или «Смоленск».

В итоге, против 16 боевых кораблей ВМС США теоретически может быть задействовано примерно столько же НК и ПЛ ВМФ России. Даже с учётом гораздо более высокого боевого потенциала американской группировки соотношение сил не представляется совсем уж безнадёжным. Это обусловлено двумя обстоятельствами.

Во-первых, противокорабельные возможности армады, скорее всего, ограничены устаревшими ПКР «Гарпун», массированное применение которых едва ли возможно, а серийное производство новых ПКР LRASM (малозаметных, большой дальности, но опять же дозвуковых) ещё только начинается. Во-вторых, режим слежения, отработанный в годы предыдущей Холодной войны, когда советские корабли неотступно следовали за кораблями противника, готовые, по сути, к морскому рукопашному бою с применением всего имевшегося вооружения, не оставляет американцам шансов выйти из боя целыми и невредимыми. Они это помнят, они это знают, и, скорее всего, воздержатся от резких движений.

В заключение, имеет смысл обозначить ещё один реальный способ, которым ВМФ может помочь Родине в угрожаемый период. А именно - вывести в море из пунктов постоянного базирования все ракетные подводные крейсера стратегического назначения, что, без сомнения, будет замечено разведкой противника.

Пустые причалы в Гаджиево и Вилючинске на спутниковых снимках должны подействовать отрезвляюще на разжигателей конфликта.

В целом же, будем надеяться, что разум восторжествует, и мы, миновав необязательный и досадный период конфронтации с американскими коллегами, рано или поздно придём к сотрудничеству на благо друг другу и всему человечеству.

Александр Шишкин,
инженер-кораблестроитель

Об этом заявили научные сотрудники Центра военно-морского анализа США Майкл Кофман и Джеффри Эдмондс в своей статье для издания The National Interest .

Россия по-прежнему зависит от кораблей, унаследованных от Советского Союза. Но их место постепенно занимает новый флот - как надводный, так и подводный. Значительно отличаясь от прежнего, этот флот будет иметь собственную стратегию.

Бояться российского ВМФ Соединенным Штатам не следует, однако с уважением относиться стоит, как и изучать то, что Москва делает со своим ВМФ.

Незнание способностей противника и лежащей в основе его шагов логики в какой-то момент может обернуться неприятным сюрпризом. За такой опыт обычно приходиться расплачиваться жизнью.

Представьте себе, как в недалеком будущем несколько ракет "Калибр" приближаются на сверхзвуковой скорости к американскому эсминцу. В этот момент командир корабля вряд ли будет успокаивать себя выдержками из статей, утверждающих, что российского флота больше нет. Потом у экспертов найдется повод порассуждать, когда выяснится, что России потратила на корветы, осуществившие ракетный залп, не так много денег, а США потеряли корабль, который обошелся в огромную сумму, - пишут аналитики.

По мнению авторов публикации, современный Военно-морской флот РФ призван не конкурировать с Военно-морскими силами США, а противодействовать им. Еще он предназначен для обеспечения стратегии евразийской сухопутной державы XXI века. Россия остается великой державой, а ее вооруженные силы способны нанести противнику существенный урон. Флот играет в этой стратегии важную роль. Его не следует недооценивать, несмотря на имеющиеся недостатки.

Эксперты выделяют четыре основные задачи ВМФ РФ: защита морских подходов и прибрежных вод, нанесение высокоточных ударов на большие расстояния с применением ядерного и обычного оружия, демонстрация мощи с помощью подводного флота и защита ядерных средств сдерживания морского базирования. Еще одно назначение, по их мнению, находится в области дипломатии.

Таким образом, в соответствии с концепцией российский флот должен сочетать в своем составе средства эшелонированной обороны, противокорабельные ракеты большой дальности, наземную авиацию, подводные лодки, береговые ракетные установки и мины. Далее ВМФ получает все новые возможности для нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на большие расстояния с применением обычного оружия, - заявляют авторы.

Они также подчеркивают, что Россия является самым передовым в техническом оснащении оппонентом США под водой и обладает вторым в мире подводным атомным флотом.

Модернизацию флота РФ начала с программы строительства корветов и фрегатов. Этот шаг аналитики называют "логичным", отмечая, что "в этих кораблях много того, что не бросается в глаза".

Русские хорошо усвоили, что кораблю не нужно большое водоизмещение для установки мощных ракетных комплексов. Надводный флот строится по принципу интегрированных боевых возможностей. Эта структура включает пусковые установки с ракетами "Оникс", "Калибр", зенитные ракетно-пушечные комплексы "Панцирь-М" для объектовой ПВО, ЗРК "Редут" для обеспечения ПВО, а также комплексы противоторпедной защиты "Пакет-НК". Более крупные суда для расширения круга задач оснащаются ЗРК "Полимент-Редут" и РЛС с фазированной антенной решеткой. У корветов небольшая продолжительность автономного плавания, но соотношение "огневая мощь - цена" очень хорошее. Они могут спокойно выполнять свои задачи, едва выйдя с базы, - считают авторы статьи.

Программа кораблестроения в РФ имеет отставание от планов в связи с санкциями и прекращением военного сотрудничества с Украиной, но пережила самые трудные времена. Российская оборонная промышленность сумела изыскать возможности для начала производства собственных комплектующих.

Флот РФ, считают аналитики, продолжает страдать от строительство небольшими партиями судов разных типов, схожих по задачам и водоизмещению. Однако этот подход дает оборонному комплексу возможность обеспечивать работой кораблестроителей.

Лучшими кораблями российского Военно-морского флота авторы статьи называют подводные лодки: атомные субмарины проектов 671РТМ(К) и 945 "Барракуда", 941 "Акула", 949 "Гранит" и "Антей", подводные крейсеры стратегического назначения проектов 667БДРМ "Дельфин", 667БДР "Кальмар", 955 "Борей". Дизель-электрические подлодки представлены проектами 877 и 636.3. Кофман и Эдмондс обращают внимание на бытующее мнение о том, что в ближайшие 13 лет большинство из этих субмарин устареет, а заменить их не удастся.

Если вдруг эти эксперты ошибаются, скажем: тот, кто считает, что ему легко удастся победить российский атомный флот, должен взять с собой побольше спасательных плотов, - пишут аналитики, приводя факты о модернизации, которая позволит большинство подводных кораблей РФ избежать списания.

Точно останутся лодки проекта 945 "Барракуда", поскольку их титановые корпуса переживут многих читателей этой статьи, - иронизируют авторы.

Кроме того, Россия строит новые подлодки, в числе которых корабли проекта "Ясень", и проектирует субмарину пятого поколения, которая станет основой для других подводных крейсеров стратегического назначения. Строительство, отмечают авторы, идет "очень даже неплохо".

Кораблестроители РФ способны сдать дизель-электрическую лодку проекта 636 примерно за полтора года и довольно быстро выполнить заказ на шесть таких субмарин с ракетами "Калибр", которые могут поразить значительную часть важных объектов в Европе. Но особое внимание следует обратить на класс "Ясень". Россия может построить небольшое количество таких лодок, но это не причина для самоуспокоения. Одна-единственная такая подлодка, находясь в Атлантике, может нанести удар по США 32 ядерными зарядами, - утверждают Кофман и Эдмондс.

В Военно-морском флоте РФ множество недостатков, продолжают аналитики. Но его перспективы выглядят очень позитивно, поскольку создается флот, оптимально подходящий под стратегию страны.

Россия вкладывает деньги в системы, позволяющие ей сдерживать и устрашать более мощные морские державы на протяжении многих десятилетий. Поэтому, когда вы в очередной раз услышите, что российский флот исчезает, потому что у государства заканчиваются деньги, и захотите проверить эту теорию, мы вам очень советуем захватить с собой спасательный круг, - резюмировали аналитики.

Мощнейших ВМС, сухопутных войск и ВВС мира. Везде фигурируют виды вооруженных сил США, Китая и России.

По версии журнала, сильнейшими военно-морскими силами обладают США, Китай, Россия, Великобритания и Япония. Как отмечает автор статьи Кайл Мизоками , Россия занимает третье место потому, что основу ее нынешнего ВМФ до сих пор составляют советские корабли, а постройка новых и их принятие на вооружение идут довольно медленно.

В список лучших сухопутных войск вошли США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. Издание предсказуемо считает самыми сильными американские СВ с численностью 535 тысяч человек. Пехота Народно-освободительной армии Китая, в свою очередь, может похвастаться численностью в 1,6 млн. военнослужащих. Индийские СВ с 1,12 млн. военнослужащих зажаты между традиционными конкурентами — Пакистаном и Китаем, им приходится постоянно доказывать свою способность защищать протяженные территориальные границы. Сухопутные войска ВС РФ в настоящее время получают новое современное вооружение — они достаточно хорошо оснащены и полностью механизированы, а главное — имеют солидный боевой опыт. Численность СВ РФ достигает 285 тысяч человек — половина армии США, говорится в статье. Автор материала также подчеркивает, что на вооружение российской армии скоро поступит универсальная боевая платформа «Армата», которая сможет выполнять функции танка, боевой машины пехоты и артиллерии.

В рейтинг лучших ВВС планеты National Interest включил только четыре страны — США, Россию, Китай и Японию. При этом Мизоками внес в список не только американские ВВС, но и авиацию флота и Корпуса морской пехоты. ВВС США насчитывают 5,6 тысяч самолетов, а ВМФ располагает авиапарком, в который входят 3,7 тысячи машин.

Как пишет NI, у России в состав ВКС входят 1500 боевых самолетов и 400 военных вертолетов. Несмотря на то, что авиапарке хватает старых МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, российская авиация вступила в период устойчивой модернизации. Одним из примеров является Су-35, который сочетает в себе лучшие качества. Кроме того, российские военные в настоящее время работают над истребителем пятого поколения Т-50 и над новым стратегическим бомбардировщиком ПАК-ДА.

— Рейтинг NI сильнейших флотов мира предполагает, что в Китае в последнее время были стремительно реализованы программы по созданию и обновлению ВМС, которые в настоящее время оцениваются как силы, способные вести операции вдали от своих берегов и противостоять США, — говорит военный эксперт, заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев . — Да, действительно — новые подводные и надводные корабли — эсминцы и фрегаты, строятся сериями. Китайский подводный флот вообще крупнейший в мире — в его составе более 70 дизельных и атомных подлодок.

Однако ВМФ РФ имеет превосходство по подводным лодкам в плане противокорабельных ракет большой дальности и совершенства баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), которые могут поразить любой участок земного шара. Кстати, по этому показателю американские БРПЛ «Trident-2 D5» с максимальной дальностью стрельбы с полной нагрузкой в 7800 км, которыми оснащены британские ПЛАРБ типа Vanguard, превосходят китайские ракеты. Кроме того, китайский авианосец «Ляонин» (советский «Варяг») сложно назвать полноценной боевой единицей — исходя из совокупности факторов, он может эффективно выполнять задачи только в прибрежных районах. А для ВМС Великобритании все-таки строятся два авианосца типа Queen Elizabeth.

— Здесь на второе место я бы поставил все-таки Россию — по боевым и техническим показателям, по возможности информационного обеспечения. На мой взгляд, в режиме реального времени сейчас могут воевать только США и Россия. Кроме того, по высокоточному оружию Китай отстает от России. Да, на вооружении Сухопутных войск НОАК состоят ракеты, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками, но точность отечественных систем вооружения на порядок выше.

Численность армии — важный показатель, но далеко не главный, он компенсируется применением тактического ядерного оружия (ТЯО), которого у российской армии довольно много. Кроме того, обратим внимание на эффективность боевого применения сил и средств, способность вести боевые действия в разных условиях, а также — наличие боевого опыта. В этом плане, например, китайцы и индийцы уступают тем же британцам.

По рейтингу ВВС я, наверное, соглашусь с экспертом американского издания. Все-таки у ВВС НОАК, несмотря на огромный скачок вперед, есть проблемы с двигателестроением, с транспортной авиацией, топливозаправщиками, а также со стратегической авиацией, ведь китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Позиции Японии в этом «воздушном» рейтинге спорные: их ВВС технически хорошо оснащены, но по численности вряд ли могут претендовать на четвертое место.

«Cтратег» ВВС НОАК Xian HY-6 (Фото: ru.wikipedia.org)

— Без учета ядерного оружия список стран по силе ВМС составлен правильно, — полагает военный историк Александр Широкорад . — Но вообще по числу вымпелов самый большой флот у Китая, у которого очень много малых кораблей, находящихся в боевом составе. Что касается сухопутных войск, то по их численности, огневой мощи и ТЯО Россия находится на втором месте.

Но существует такое понятие Льва Николаевича Толстого как «дух в войсках». По этому показателю вперед я бы поставил японцев, китайцев и израильтян, а только потом русских (к слову, самая большая по численности армия мира — китайская — в основном все-таки состоит из контрактников, причем с большим конкурсом на место). Боевой дух американцев, несмотря на огромное количество конфликтов, в которых США участвовали все эти годы, оставляет желать лучшего. Они привыкли к тому, что на переднем крае воюют местные, как это было в Афганистане, а также к полному превосходству над противником в небе и на земле — в артиллерии. Конечно, у США есть мотивированные и сильные подразделения спецназа, но в общевойсковом бою этого мало. Правда, у Штатов есть Национальная гвардия — действующий резерв ВС США, который также привлекается к зарубежным операциям.

— На мой взгляд, в рейтинге ВМС первое место без вопросов должны занимать США, второе — Китай, третье — Япония, четвертое — Южная Корея и пятое — Россия, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — Я беру в расчет именно флот как таковой, морская компонента стратегических ядерных сил — это отдельная история.

Формально российский флот можно поставить даже на второе место, но в силу географического положения страны наш ВМФ раскидан по нескольким театрам военных действий (ТВД), которые между собой вообще никак не соединяются. Между европейскими флотами теоретически возможен переход по внутренним водным путям кораблей малого водоизмещения, и то — именно теоретически. Кстати, ВМС Индии могут даже поспорить с флотом Южной Кореи (самые сильные надводные неавианосные корабли — это как раз южнокорейские эсминцы), но Великобритания здесь даже в десятку не входит. ВМС Великобритании уже давно не правят морями. Британские военные возможности в целом за последние годы существенно сократились. Но, в принципе, это нормальное состояние, которое укладывается в общеевропейский тренд всеобщего и полного разоружения.

«СП»: — По сухопутным войскам пятое место Великобритании в рейтинге NI также выглядит натянутым, если не брать отдельные подразделения спецназа…

— Я думаю, что сегодня английские сухопутные войска даже в тридцатку сильнейших не входят. На первом месте здесь США, второе и третье делят Россия и Китай, а на четвертом должна быть Индия. Пятое и шестое места я бы отдал Южной Кореи и КНДР, а седьмое — Израилю. Сухопутные войска Североатлантического альянса — это вообще мифическая вещь, в котором реальны только американские и турецкие войска.

Что касается ВВС, то второе-третье опять-таки делят РФ и Китай (по численности боевых самолетов ВВС НОАК занимают второе, но по качеству — третье), а четвертое — Индия. Причем здесь Япония — непонятно: основу ее авиапарка составляют F-15, и, наверное, ее можно поставить только в конец десятки. Индия, несмотря на часть устаревших самолетов и вывод их из боевого состава, имеет огромные ВВС, которые по численности, вероятно, превосходят даже ВКС РФ.

Истребители F-15 (Фото: Zuma/TASS)

Отмечу, что Северная и Южная Кореи по всем видам вооруженных сил должны находиться в десятке. Конечно, у КНДР достаточно специфичный флот — «москитный», тем не менее, его нельзя назвать слабым.

Александр МОЗГОВОЙ

СТРАШНЫЕ «ПАЛТУСЫ»

Переход «Старого Оскола» сопровождался аккомпанементом западных средств массовой информации, стращавших мир растущей российской подводной угрозой. Впрочем, так было и во время плаваний первых двух «палтусов». Только акценты несколько сместись. При переходе ДЭПЛ «Новороссийск» – головной в серии – ажиотаж в зарубежных СМИ вызвал заход лодки для пополнения запасов и отдыха экипажа в испанский порт Сеута на африканском берегу (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №10/2015). Особенно усердствовали британские издания. Они усмотрели в действиях Мадрида провокацию, направленную против Гибралтара – анклава Великобритании на Пиренейском полуострове. Мол, возмутительно, что страна НАТО предоставляет свои услуги военному кораблю России, которая обложена санкциями Запада, как стая волков красными флажками. А тут такой непозволительный либерализм!

Поход «Ростова-на-Дону» (подробнее см. журнал «Национальная оборона» №1/2016) вызвал оторопь и шок на Западе после того, как эта лодка 8 декабря прошлого года нанесла крылатыми ракетами 3М-14 комплекса «Калибр-ПЛ» мощный удар из-под воды по целям запрещенной в России террористической организации Исламское государство. В США и других странах НАТО не без оснований сочли, что это была не только атака объектов преступной банды, но и предупреждение Североатлантическому блоку о том, что с Россией шутки плохи, поскольку ракеты 3М-14 могут оснащаться не только обычными, но и ядерными боевыми частями.

Незадолго до начала перехода на Черное море и «Старый Оскол» выполнил ракетные стрельбы. 6 мая лодка успешно поразила объект на полигоне Чижа в Архангельской области. А днем ранее Б-262 ракетами 3М-54 с высокой точностью нанесла удар по морской цели.

Тут надо заметить, что для экономии моторесурса, российские ДЭПЛ проекта 06363 после глубоководных и стрельбовых испытаний совершают переходы с Баренцева моря на Черное на экономической скорости. Большая часть пути преодолевается в надводном положении, а нередко вообще на буксире. Вот и в этот раз «Старый Оскол» сопровождал буксир «Алтай».

И вдруг поднялась буря. Но не на море, а в западных СМИ, прежде всего британских. «Фрегат Королевского флота перехватил русскую субмарину неподалеку от Английского канала» под таким заголовком появилась публикация в лондонской The Telegraph 8 июня. Эту тему дружно подхватили другие издания Соединенного Королевства, а также некоторые европейские и американские СМИ. Популярный на Британских островах таблоид The Sun даже назвал экипаж фрегата Kent «английскими героями». Командир этого корабля Ее Величества коммандер Даниэль Томас скромно заметил, что «российская подлодка была обнаружена благодаря предпринятым совместными с союзниками по НАТО усилиями». Действительно, как только Б-262 вошла в Северное море ее «взял на сопровождение» голландский фрегат Tromp. А «перехватчику» Kent уже досталась вторая партия. Между тем министр обороны Великобритании Майкл Фэллон заявил: «Это означает, что Королевские ВМС сохраняют бдительность в международных и территориальных водах, чтобы обеспечить безопасность Великобритании и защитить нас от потенциальной угрозы». Вообще-то «Старому Осколу» для создания угрозы безопасности Соединенного Королевства вовсе не требовалось пробираться к Английскому каналу. Лодка могла нанести удар «калибрами» по берегам Туманного Альбиона, находясь еще в Баренцевом море. И «английские герои», понятное дело, не спасли бы страну. То есть «перехватывать» российскую подлодку на подходе к Ла-Маншу в случае военных действий – занятие бесполезное и даже, не побоимся этого слова, архаичное, откуда-то из 60-80-х годов прошлого века.

У этой истории был и другой аспект. «Перехват» происходил незадолго до Brexit – референдума по поводу выхода или невыхода Британии из Европейского Союза. Как дал понять министр иностранных дел Соединенного Королевства Филипп Хэмонд (в кабинете Терезы Мэй он пересел в кресло министра финансов): «Честно говоря, единственная страна, которая хотела бы, чтобы мы вышли из ЕС, – это Россия. И это о многом говорит». То есть субмарину коварная Москва послала для того, чтобы оказать давление на островных жителей. И успех был достигнут! Подданные Елизаветы II большинством голосов сказали «Good bye!» Европейскому Союзу.

ЧЕТВЕРТАЯ БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

Но если отбросить шутки в сторону, то картина, по мнению ряда западных военно-морских экспертов, вырисовывается нерадостная. В июньском номере за этот год журнал Proceedings, который выпускает Военно-морской институт США, опубликовал статью командующего 6-м американским флотом, одновременно командующего ударными ВМС НАТО и морскими силами поддержки в Европе вице-адмирала Джеймса Фогго и ведущего специалиста американского Центра военно-морского анализа доктора Элерика Фрица. Их публикация, вызвавшая заметный резонанс не только в специальных, но и в популярных средствах массовой информации, называется весьма красноречиво – «Четвертая битва за Атлантику».

Что под этим имеют в виду авторы, понятно. Под первой битвой подразумевается жесткое противостояние германских подводных лодок с ВМС Антанты и США, которая закончилась победой последних. Под второй, естественно, – труднейшая борьба противолодочных сил Великобритании и Соединенных Штатов против фашистских субмарин. И в том и в другом случае битвы за Атлантику сопровождались огромными потерями торгового тоннажа союзников. Дважды Англия чуть не была поставлена на колени. Противолодочная война потребовала сосредоточения больших финансовых и материальных ресурсов по обе стороны Атлантики. И только «подключение» США позволило Лондону выжить и одержать победу.

Под третьей битвой, как нетрудно догадаться, подразумеваются годы холодной войны. Мощнейшим флотам США и НАТО Советский Союз противопоставил сотни атомных и дизель-электрических подводных лодок. И хотя это сражение не вылилось в настоящую войну, США и их союзники по НАТО, по мнению авторов Proceedings, одержали верх за счет своего высококлассного противолодочного потенциала. Тезис в высшей степени спорный, поскольку такие АПЛ третьего поколения, как советские атомоходы проектов 941, 667БДРМ, 949, 945, 671РТМ и 971, а также ДЭПЛ проекта 877 не уступали, а по ряду характеристик превосходили зарубежные аналоги. Да и противолодочное вооружение Североатлантического альянса нельзя назвать потрясающим воображение. Советский Союз проиграл третью битву за Атлантику не из-за технического несовершенства советских подлодок, а в связи с крушением самой страны, которая их строила. Здесь, мы считаем, не место останавливаться на причинах распада СССР, но скажем только, что в ряду этих причин были и чрезмерные военные расходы, приведшие к банкротству великой державы.

И вот теперь Джеймс Фогго и Элерик Фриц, а вместе с ними десятки других американских и западноевропейских военно-морских авторитетов провозглашают пришествие четвертой битвы за Атлантику. В интервью изданию The National Interest, специализирующемуся на вопросах национальной безопасности Соединенных Штатов, дуэт авторов Proceedings развил свои идеи. Они утверждают, что «самую серьезную угрозу военно-морским силам США и НАТО в Европе создают мощный подводный флот России и ее новые бастионы системы воспрещения доступа (A2/AD) в Калининградской области и в других регионах».

Здесь адмирал и военно-морской эксперт прибегают к американской несколько мудреной терминологии, ставшей популярной за океаном за последние три-четыре года. Anti-access/area-denial (A2/AD) – дословно переводится как «воспрещение доступа/блокирование зоны». По-простому это означает, что вооруженные силы США и НАТО не могут беспрепятственно развертывать свои корабли, авиацию и воинские части в тех или иных районах мира без угрозы быть уничтоженными. Впервые его употребили в отношении Китая, поставившего на вооружение противокорабельные баллистические ракеты

DF-21D, которые сделали бессмысленным присутствие американских авианосцев у берегов КНР, поскольку они способны поразить плавающие аэродромы на дальности до 2000 км. А вот теперь, по словам зарубежных военных экспертов, такие же зоны воспрещения доступа создала и Россия вокруг Калининградской области, у берегов Крыма, в районе Камчатки, вокруг сирийских городов Тартус и Латакия. По нашему мнению, в этих районах до полноценных зон воспрещения доступа еще далеко, но основы для их создания, безусловно, имеются.

Обратим внимание на саму постановку вопроса. Если какая-то страна заботится о своей безопасности и выстраивает рубежи обороны, то она тем самым создает угрозу США и их союзников по НАТО. То есть военное строительство во всем мире должно быть подчинено исключительно интересам Вашингтона и его партнеров. И никак иначе. Это даже не парадокс, а паранойя.

Как утверждает Фогго, «русские строят серию малозаметных дизель-электрических подводных лодок, которые являются элементом российской стратегии воспрещения доступа». И в самом деле, ДЭПЛ проекта 06363 – отличные субмарины, способные выполнять широкий круг задач: осуществлять патрулирование, вести разведку, наносить удары по береговым и морским целям, ставить мины, транспортировать боевых пловцов и т.д. Очевидно, им по силам «воспрещать доступ» враждебным России силам в те или иные акватории, примыкающие к берегам страны. Но, наш взгляд, в данном конкретном случае «палтусы» притянуты к «российской стратегии воспрещения доступа» явно за уши, поскольку та не имеет никакого отношения к четвертой битве за Атлантику.

Не были забыты американскими экспертами и российские многоцелевые атомоходы проекта 885 «Ясень». «АПЛ «Северодвинск» производит сильное впечатление», – с явным сожалением констатирует командующий 6-м флотом. «Имеющиеся у русских подводные лодки вызывают у нас серьезную обеспокоенность, – подпевает адмиралу Элерик Фриц, – так как они очень боеспособны и являются чрезвычайно маневренным инструментом российских Вооруженных Сил».

Аналогичного взгляда придерживается и британский вице-адмирал Клайв Джонстон, возглавляющий Военно-морское командование НАТО. Ряд его высказываний на этот счет привел широко известный международный военно-технический и военно-политический журнал Jane"s Defence Weekly. Этот адмирал говорит, что Североатлантический альянс обеспокоен рекордно высоким уровнем активности российских подводных лодок в Северной Атлантике: «Деятельность русских подводных лодок в Северной Атлантике в настоящее время равняется или даже превосходит уровни холодной войны. Русские подводные лодки не только возвращаются к уровню холодной войны в оперативной деятельности, но они также совершили большой скачок в своих технологических характеристиках и демонстрируют уровень русского потенциала, который мы не видели прежде».

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ

Однако далеко не все западные военно-морские специалисты демонстрируют столь откровенные алармистские настроения. Имеется довольно значительная группа экспертов, которая не разделяет взглядов своих коллег.

«Российский подводный флот, двадцать лет пребывавший в спячке без морских походов и денег на боевую службу, снова начинает подавать признаки жизни, – отмечает сотрудник Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман в статье, размещенной на сайте телекомпании CNN. – Россия долгое время отсутствовала в подводном мире, из-за чего большинство стран НАТО либо сократили свой подводный флот, либо полностью отказались от сил и средств ведения подводной войны. Отношения с Россией были в политическом плане раздражительными, но в военной сфере стабильными, а российский подводный флот стоял у стенки и во многих случаях ржавел и тихо умирал у пирсов».

Трудно не согласиться с оценкой американского эксперта. Подобная картина наблюдалась не только в подводном флоте, но в ВМФ РФ в целом. Швейцарский сайт Offiziere.ch опубликовал 16 декабря прошлого года сравнительную таблицу, составленную Луисом Мартином-Визианом, о корабельном составе ВМФ СССР в 1990 г. и Российского ВМФ в 2015 году. В ней есть незначительные неточности, но они не влияют на общую картину. Из таблицы явствует, что за четверть века количество боевых кораблей в составе флота уменьшилось с 657 единиц до 172, в том числе количество РПКСН сократилось с 59 единиц до 13, включая опытовый «Дмитрий Донской» проекта 941У, АПЛ с крылатыми ракетами с 58 единиц до 6, многоцелевых атомоходов с 64 единиц до 17, ДЭПЛ с 59 единиц до 20, крейсеров (автор таблицы по принятой в НАТО практике включает в их число также большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б) с 30 единиц до 3, эсминцев с учетом БПК проектов 1155 и 11551 с 45 единиц до 14, фрегатов и корветов (сторожевых кораблей) со 122 единиц до 10, больших десантных кораблей с 42 единиц до 19. Общее количество малых ракетных кораблей, ракетных катеров и малых противолодочных кораблей, которые плотно и надежно держали оборону берегов страны, упало со 168 единиц до 68. В таблице не представлены минно-тральные корабли, десантные и артиллерийские катера, но известно, что и их количество катастрофически «обвалилось». Если учесть, что эти силы практически не обновлялись и «растянуты» на пять морских и океанских театров (см. карту-схему разведки ВМС США), говорить о возвращении ВМФ РФ к уровню времен холодной войны просто смешно.

«Реальность такова, – указывает Майкл Кофман, – что российские подводные силы сегодня – это лишь бледная тень грозного советского подводного флота, который насчитывал сотни субмарин. Несмотря на все разговоры о боеготовности, выйти в море в любой момент времени в настоящее время способна лишь половина российских субмарин… И, хотя активность российского подводного флота существенно выросла, по крайней мере, если судить по заявлениям командования ВМФ страны, эти цифры могут произвести впечатление только в сравнении с началом 2000-х годов, когда подводные лодки почти не выходили в море. Заявления о том, что российские подводные силы действуют «на уровне холодной войны», – это в лучшем случае преувеличение. Такое просто невозможно. Эти силы выходят из комы, бросают традиционный вызов НАТО в Средиземноморье и в Северной Атлантике, но у них карликовые размеры по сравнению с советским подводным флотом времен холодной войны».

Майкл Кофман обращает внимание на то, что строительство российских ПЛАРБ и ПЛАРК идет с отставанием от графика, «да и вся программа военного кораблестроения находится под вопросом из-за российских экономических невзгод». В интервью тому же изданию The National Interest Кофман уделил больше внимания АПЛ проекта 885 «Ясень», обратив внимание на то, что головная субмарина этого типа не только слишком долго строилась, но и очень долго испытывалась: «Первая лодка типа «Ясень» проходила морские испытания несколько лет и лишь в этом году вошла в строй».

Тут нельзя не вспомнить, что АПЛ «Северодвинск» была передана в опытную эксплуатацию 30 декабря 2013 г., а 17 июня следующего года ее официально включили в состав ВМФ РФ. Однако в марте текущего года заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что эта субмарина «завершила опытную эксплуатацию». Так когда же это случилось: в июне 2014 г. или в марте 2016-го? Тут надо заметить, что в официальном заявлении пресс-службы Северного флота от 19 марта сего года говорилось не об «опытной эксплуатации», а о «завершении освоения головного корабля проекта «Ясень». Можно предположить, что в июне 2014 г. лодку ввели в строй авансом, поскольку ожидался приезд на Северный флот президента Владимира Путина, а демонстрировать главе государства и Верховному главнокомандующему неготовый боевой корабль, о выдающихся характеристиках которого столь много говорилось и писалось, флотским начальникам было как-то неловко.

Обращая внимание на низкие темпы строительства АПЛ типа «Ясень», Майкл Кофман говорит: «Каждая последующая лодка, по сути дела, строится кустарным способом. Кто знает, какими характеристиками будет обладать следующая лодка «Казань» или та, что будет построена после нее? На их строительство уходит так много времени, что о серийном производстве не может быть и речи». Нельзя не согласиться с этим доводом. При закладке «Казани» в 2009 г. говорилось, что лодка войдет в строй в 2014 году. Потом график сдвинули вправо – до 2017 год. Теперь официально заявлено, что флот получит субмарину в 2018 году.

И все-таки и Майкл Кофман видит угрозу со стороны российских субмарин. «Конечно, – заключает он, – если учитывать сокращение американских ВМС, особенно на европейском театре, а также пробелы союзников по НАТО в строительстве современных сил и средств, даже такой маленький подводный флот может создавать проблемы, поскольку его сложно отследить и сдержать. Так что военные руководители правы, выражая обеспокоенность в обстановке сегодняшней конфронтации и нестабильных отношений с Россией».

НЕ ПРЕУМЕНЬШАЯ И НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЯ

Такого же подхода, то есть не преуменьшая, но и не преувеличивая возможности современного российского флота, прежде всего подводного, придерживается и кэптен в отставке ВМС США Томас Федышин. Он профессиональный военный моряк – служил на разных кораблях американского флота, в том числе командовал ракетным эсминцем William V. Pratt (DDG 44) и ракетным крейсером Normandy (CG 60), был военно-морским атташе в России, – а теперь военно-морской эксперт, директор исследовательской группы «Европа-Россия» Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры Военно-морских сил Соединенных Штатов. В статье под красноречивым заголовком «Путинский ВМФ – больше, чем потемкинские деревни», опубликованной журналом Proceedings в мае этого года Федышин пишет: «Западные эксперты склонны делать поспешные выводы о слабости Военно-морского флота России, когда утверждают, что русские лишь блефуют и пускают пыль в глаза. Хотя многое и делается напоказ, российский флот по-прежнему опасен». В подтверждение этого тезиса он приводит несколько примеров. Так, с 2009 г. заметно увеличилась наплаванность российских моряков. По его словам, хотя информагентство ТАСС наверняка преувеличивает, когда сообщает, что 70 военных кораблей ВМФ постоянно присутствуют на боевом дежурстве в Мировом океане, нельзя не отметить кардинальное увеличение времени, проводимого российскими моряками в походах. «Об этом мало говорят, но на новых российских кораблях и тех, что выполняют наиболее важные задачи, больше нет военнослужащих срочной службы, – подчеркивает автор публикации. – Таким образом, растет уровень подготовки моряков, что, безусловно, положительно сказывается на состоянии ВМФ». Увеличилось количество маневров, в том числе совместных с ВМС других государств. В прошлом году ВМФ РФ и ВМС Китая провели самые большие в своей истории совместные учения в Японском море, а также в Средиземном море.

Особое внимание Томас Федышин обращает на роль ВМФ РФ в сирийском кризисе: «В октябре последовали неожиданные пуски крылатых ракет морского базирования с Каспийского моря и в октябре со Средиземного моря. Российские ракеты пролетели более 1500 км и поразили силы террористов».

И вот какой вывод делает автор: «В конце концов, российский ВМФ стал достаточно большим и сильным, чтобы Россия могла оказывать влияние на международные дела в близлежащих регионах. И это ружье способно выстрелить в цель… Проанализировав ВМФ РФ с точки зрения морской стратегии, проводимых операций и состояния кораблестроения в стране, мы приходим к выводу, что российский флот вернул статус одного из ведущих в мире. Его нынешнее состояние лучше, чем когда-либо со времен окончания холодной войны. Если судить по классическим принципам потенциала и намерений, ВМФ РФ можно считать угрозой интересам Запада – по крайней мере, в прибрежных водах России. Тем не менее, поскольку российский флот заметно уступает силам НАТО в отрытых морях и океанах, маловероятно, что он будет проводить серьезные демонстрации силы или какие-либо наступательные операции вдали от родных берегов».

ВЫБОР ОРУЖИЯ

Подведем некоторые итоги дискуссии о современном состоянии российского флота. Да, сейчас и в обозримом будущем ВМФ РФ не сможет соревноваться с военно-морскими силами США, других стран НАТО, а также их партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе ни по количеству кораблей, ни по типоряду ряда классов надводных кораблей. Для выполнения поставленных перед Военно-морским флотом задач по недопущению агрессии против России с морских и океанских направлений следует максимально точно определиться с составом сил и средств, способных надежно защитить страну, особенно в нынешних весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Сейчас же здесь наблюдаются разброд и шатания. Например, в средствах массовой информации нередко можно встретить высказывания высокопоставленных военных и деятелей судостроительной промышленности о подготовке к строительству атомных эсминцев крейсерского водоизмещения и атомных авианосцев. Кроме огромных затрат и немереных сроков это ни во что не выльется.

За двадцать лет фактического простоя судостроительной отрасли утрачены кадры, многие ключевые навыки и технологии. Между тем, флот срочно нуждается в обновлении. Достаточно сказать, что самый крупный и мощный российский Северный флот из надводных кораблей получил за четверть века только тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко», заложенные в советские времена и вошедшие в строй в 90-е годы прошлого века. Правда, в этом году ожидается поступление противодиверсионного катера «Грачонок» проекта 21980 водоизмещением 140 т.

Российская промышленность уже сейчас способна вести серийное строительство тральщиков и малых ракетных кораблей. Последние доказали свою высокую эффективность в сирийской операции. Они не только наносят ракетные удары по террористам, но и несут охрану с моря российских объектов на территории САР. Удачными и сбалансированными получились и фрегаты проекта 11356Р/М. Их строительство, как известно, сдерживают санкции на поставки газотурбинных двигателей. Но рано или поздно эта проблема будет решена. Требуется довести до ума и еще более совершенные фрегаты проекта 22350, а также корветы проекта 20380/20385. Именно фрегаты должны стать верхней планкой в надводном военном кораблестроении России. Эти многоцелевые корабли способны решать все задачи, стоящие перед ВМФ РФ в ближней и дальней зонах.

Ставка на суперкорабли – бесперспективна. И потому, что мы разучились их строить, и потому, что они безумно дороги, и потому, что, несмотря на всю свою сверхвооруженность, ВМС США и НАТО смогут справиться с ними. Далеко за примерами ходить не надо. Официально объявлено, что сроки передачи ВМФ после модернизации тяжелого атомного крейсера «Адмирал Нахимов» сдвинуты с 2018 г. на два года вправо. Напомним, что работы на нем стартовали весной 2014 г., но до сих пор не завершена расчистка старых конструкций. Очевидно уложиться с переоснащением корабля не удастся и к 2020 году. Придется снова «рулить» вправо. Тем временем за те же деньги можно построить несколько так необходимых фрегатов и еще больше корветов, не говоря уже об МРК – их счет пошел бы на десятки.

Как сообщила недавно Lenta.ru, оборонная промышленность и ВМФ России рассматривают возможность оснащения ядерными энергетическими установками всех боевых кораблей 1-2 ранга нового поколения. Такой тренд, дескать, связан с тем, что разработка и производство ядерных энергетических установок налажены в России и не зависят от поставок из-за рубежа. Как поведал источник агентства, «речь идет о создании линейки унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4000 т (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью, условно, от 40 до 200 мегаватт. С учетом того, что потребности ВМФ в ближайшие двадцать лет в кораблях 1-2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества установок не составит особых сложностей».

Складывается парадоксальная ситуация: мол, потому что у нас нет надежных дизелей и в настоящее время вообще нет газовых турбин, давайте оснащать большие надводные корабли АЭУ. А кто-нибудь подсчитывал стоимость этой задумки? У России до сих пор существуют проблемы с утилизацией выведенных из эксплуатации атомных силовых установок, и мы вынуждены обращаться за иностранной помощью, пугая соседей, что без их содействия мы можем отравить радиоактивными отходами полпланеты. Наконец, подумали ли о том, что военный корабль с АЭУ будет бороздить моря и океаны в веселой компании катеров и судов «Гринпис» и его не пустят в большинство портов мира? Поэтому и флаг демонстрировать некому. С помощью ядерных монстров можно лишь пугать зарубежных обывателей и вытрясать из них деньги на военные расходы США, НАТО и иже с ними. А в итоге это приведет к тому, что ВМФ РФ вообще не получит кораблей – ни больших, ни малых.

Опыт эпохи холодной войны и нынешних времен убедительно доказывает, что «достать» враждебные нам страны мы можем только подводными лодками. Поэтому строительство многоцелевых атомных субмарин не должно растягиваться на десятилетия, а стать строго ритмичным. «Ясени» действительно отличные лодки (о них подробнее см. журнал «Национальная оборона» №3/2015). Они не должны устаревать на стапелях.

В марте этого года стало известно о работах по многоцелевой атомной подводной лодке пятого поколения, получившей шифр «Хаски». Ее облик пока еще формируется, но известно, что она станет дальнейшим развитием АПЛ проекта 885 и будет вооружаться гиперзвуковыми ракетами «Циркон», испытания которых уже начались. По компьютерным рисункам этой субмарины, появившимся в Интернете, конечно, трудно судить о будущем корабле, тем паче, что сам этот «образ» может не соответствовать действительности или будет со временем изменяться. И все-таки и по нему можно составить определенное представление о будущей АПЛ. Идеально обтекаемый веретенообразный корпус «Хаски» сильно напоминает опытовую подводную лодку-лабораторию СС-530 проекта 1710, которая в свое время создавалась для исследований в области гидродинамики и акустики перспективных субмарин. Фирменная малахитовская лимузинная форма ограждения выдвижных устройств тоже способствует исключительно «чистому» бесшумному обтеканию. Всю носовую оконечность занимает обтекатель конформной крупногабаритной антенны ГАС. За ним крышки двадцати двух вертикальных пусковых установок для стрельбы ракетами и торпедами. При этом в каждой ПУ могут размещаться по несколько единиц торпедного или ракетного оружия. Они также могут использоваться для размещения необитаемых подводных аппаратов и транспортировщиков боевых пловцов. Движитель лодки опять же для снижения шумности – в кольцевой насадке типа Pump Jet. Хвостовые рули – крестообразные. О ядерной энергетической установке «Хаски» и электронном оснащении можно только гадать. Но, несомненно, эта АПЛ будет высокоавтоматизированным кораблем – дальнейшим развитием высокоскоростных субмарин проекта 705, имевших на Западе обозначение «Alfa».

В конце этого месяца ожидается закладка АПЛ «Пермь» – шестой лодки семейства «Ясень», а через год еще одной, завершающей серию. Затем начнется строительство лодок типа «Хаски».

Подводные лодки с ядерными установками у нас в стране и за рубежом обходятся дорого, даже очень дорого. Часть выполняемых ими задач могут взять на себя ДЭПЛ или НАПЛ. К первым относятся субмарины проекта 06363, шесть из которых предназначены для Черноморского флота и три из которых уже прибыли к месту приписки – Новороссийск. Еще шесть таких лодок будут построены по несколько измененному проекту для Тихоокеанского флота для «охлаждения» антироссийских страстей в Японии.

А в 2018 г. на Адмиралтейских верфях предполагается закладка уже НАПЛ типа «Калина» – неатомной лодки пятого поколения со вспомогательной воздухонезависмой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), которая позволит субмарине несколько недель не всплывать на поверхность. Это станет качественным скачком в развитии подводных сил России.

Как мы знаем, «палтусы» проекта 06363 могут наносить ракетные удары по противнику. Но находиться под водой они способны всего несколько суток. То есть эти субмарины вынуждены всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей и тем самым демаскировать себя. Даже использование устройства работы двигателя под водой (шнорхеля) не позволяет гарантировать незаметность. И только ВНЭУ и литий-ионные аккумуляторы большой емкости, а еще лучше комбинация этих источников энергии, дают возможность неатомным ПЛ быть действительно подводными.

Если все сложится, а мы в это верим, то НАПЛ типа «Калина» и их модификации должны стать самыми массовыми кораблями российского флота, может быть не столь многочисленными, как ДЭПЛ 613 проекта (215 единиц) в советские времена, но о 50-60 единицах говорить можно. И тогда «волчьи стаи» ВМФ РФ, состоящих из «калин», «палтусов», «ясеней» и «хаски», смогут оказать плотный прессинг берегам Америки, европейских государств НАТО и их партнеров в других регионах мира. Это необходимо для того, чтобы отогнать из морей, омывающих Россию, эсминцы типа Arleigh Burke с противоракетами SM-3 и крылатыми ракетами Tomahawk. Они вынуждены будут уйти для обеспечения противолодочной обороны Соединенных Штатов