Исполнительный орган нко. Дистанционный курс управление и развитие некоммерческой организации. Управление на основе членства

В соответствии со ст. 28 Закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с действующим законодательством.

Высшими органами управления некоммерческими организациями являются:

Для автономной некоммерческой организации - коллегиальный высший орган управления;

Для некоммерческого партнерства - общее собрание членов;

Для ассоциации и союза - общее собрание членов.

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, ради которых она была создана.

К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

Изменение устава некоммерческой организации;

Определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

Утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

Создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

Участие в других организациях;

Реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда, который может быть ликвидирован только на основании судебного решения).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение таких вопросов, как утверждение финансового плана и внесение в него изменений, создание филиалов и представительств, участие в других организациях, а также утверждение годовой отчетности.

Прочие вопросы относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией считается правомочным, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам, входящим исключительно в компетенцию высшего органа управления некоммерческой организацией, принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами.

Нетрудно убедиться, что высший орган управления некоммерческой организации и ее исполнительные органы решают меньше вопросов, нежели те же органы коммерческой организации. Это связано, прежде всего, с двумя причинами.

Во-первых, состав и сложность задач, решаемых некоммерческими организациями, существенно уступает составу и сложности задач, стоящих перед организацией, созданной для систематического получения и распределения прибыли.

Во-вторых, решения, принимаемые органами управления некоммерческой организацией, практически не могут повлиять на уровень личного благосостояния ее участников или членов. Все принимаемые ими решения должны быть направлены на достижение целей, поставленных перед некоммерческой организацией в момент ее создания.

Пунктом 5 ст. 29 Закона «О некоммерческих организациях» запрещено осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную действующим законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Специфика формирования и представления некоммерческими организациями отчетности заинтересованным пользователям состоит в том, что законодательством существенно ограничены права таких организаций по закрытию определенных видов информации (которая в организациях иных организационно-правовых форм относится к категории коммерческой тайны).

В соответствии со ст. 32 Закона «О некоммерческих организациях» не могут быть предметом коммерческой тайны следующие данные:

Размеры и структура доходов некоммерческой организации;

Сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации;

Сведения о расходах организации;

Сведения о численности и составе работников;

Сведения об оплате труда работников;

Сведения об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.

Для сравнения: организации, не относящиеся к некоммерческим, не могут относить к категории коммерческой тайны только сведения о численности, составе работающих, их заработной плате.

Лилия Фиргатьевна

Заместитель директора по развитию НО «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», Москва
В некоммерческом секторе с 2005 года. Практикующий фандрайзер, консультант, тренер, автор книг и статей по фандрайзингу. Автор проекта «Фандрайзинг в стиле FUN» (fundraising-fun.ru).

Балакирев

Владимир Павлович


Управляющий партнер ООО «Процесс Консалтинг»
Член правления Ассоциации специалистов по оценке программ и политик, руководитель московского отделения АСОПП. Один из основателей Международной Сети «Оценка Программ», действовавшей на территории СНГ с 2000 по 2015 год. С 1991 года работает как консультант по организационному развитию, тренер и специалист по оценке проектов и программ.

Бахмин

Вячеслав Иванович


Независимый эксперт
Председатель Экспертного совета Политехнического музея, председатель Общественной комиссии по сохранению наследия академика Сахарова. Эксперт в сфере благотворительности и развития гражданского общества. Автор нескольких статей и книги «О фондах в России».

Баханькова

Екатерина Рудольфовна


Старший преподаватель РАНХиГС
Член экспертного совета Клуба бухгалтеров некоммерческих организаций. Член экспертного совета по некоммерческим организациям при Министерстве Финансов Российской Федерации. Член экспертного совета по методологии учета некоммерческих организаций при Институте профессиональных бухгалтеров России.

Бевза

Мария Олеговна


Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров
В некоммерческой сфере с 2012 года. Принимала участие в реализации социального проекта «Музейный инспектор». Участвует в программе наставничества «Большие Братья Большие Сестры».

Боровых

Александр Эдуардович


Директор отдела стратегий благотворительного фонда «Даунсайд Ап»
С 1993 года работал в различных проектах, направленных на развитие некоммерческих организаций в России и странах СНГ. В течение 10 лет был одним из руководителей Центра Поддержки НКО (Москва), а позднее - Института Общественного Развития. Является разработчиком ряда курсов по темам организационного развития СО НКО.

Гамольский

Павел Юрьевич


Президент Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций»
В некоммерческом секторе с 1988 года. С 2002 по 2003 год являлся членом рабочей группы Минфина России по налоговой реформе. С 2011 года под редакцией Гамольского издается серия книг «Некоммерческие организации», в которой планируется выпускать книги по всем направлениям деятельности некоммерческих организаций.

Гарифулина

Эльвира Шамильевна


Руководитель проектов Фонда Елены и Геннадия Тимченко
С 1999 года работает в некоммерческом секторе. Занималась развитием корпоративной социальной ответственности и GR-направления в международных финансовых и промышленных корпорациях. В Фонде Тимченко курирует направление «Семья и дети».

Голубев

Сергей Викторович


Генеральный директор Фонда социальных инвестиций
Соавтор модели Школы социального предпринимательства – первой российской акселерационной программы для социальных предпринимателей, активно тиражируемой в регионах России в рамках создания Центров инноваций социальной сферы. Руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по развитию экосистемы социального предпринимательства.

Даушев

Дмитрий Адгамович


Директор по фандрайзингу и коммуникациям МБОО Российский комитет «Детские деревни SOS»
Фандрайзер-практик, 10 лет занимался привлечением частных пожертвований во Всемирном фонде дикой природы (WWF) в рамках работы программы «Сторонники». С 2012 года является директором по фандрайзингу в благотворительной организации «Детские деревни - SOS. Россия». Автор и соавтор ряда пособий по фандрайзингу.

Демёнова

Снежана Анатольевна


Руководитель программы «Фандрайзинг и продвижение социальных инициатив», эксперт в области маркетинга и PR «Лаборатория социального предпринимательства»
В 2013 году была организатором Федерального конкурса инициатив по повышению финансовой грамотности Минфина Российской Федерации. Эксперт по разработке и реализации фандрайзинговых и краудфандинговых проектов.

Ефремова-Гарт

Ирина Юрьевна


Независимый эксперт
Эксперт в области оценки социальных программ. С 1999 года работает в международных и российских некоммерческих организациях, программах развития и фондах, включая: Национальный Демократический Институт, Фонд «Евразия», Фонд «Право и справедливость».

Задирако

Татьяна Гавриловна


Сопредседатель Комитета по взаимодействию бизнеса и НКО Американской Торговой Палаты
С 1996 по 2002 год - административный директор Российского Представительства организации «Врачи мира». С 2002 года - исполнительный директор благотворительного фонда «Дорога вместе». В 2013-2014 г.г. - председатель Совета Форума Доноров. С 2014 по 2015 гг. - председатель Совета ассоциации фандрайзеров России.

Зайцев

Илья Владимирович


Руководитель Управления по работе с персоналом ООО «Открытие Факторинг» (Финансовая группа «Открытие»), кандидат психологических наук
В 2008-2013 гг. руководил службой управления персоналом благотворительного детского фонда «Виктория»

Куратова

Алёна Александровна


Председатель правления Фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки»
С 2011 г. является учредителем и председателем правления фонда «Б.Э.Л.А. Дети-бабочки». С 2014 г. - член ревизионной комиссии Совета Ассоциации фандрайзеров России.

Мартыщенко

Сергей Викторович


Независимый эксперт в сфере управления и оценки социальных проектов
С 2002 года работает в сфере корпоративной социальной ответственности. Эксперт – аналитик, активно участвует в разработке программ по эффективному развитию некоммерческого сектора России через распространение международного опыта и обмен знаниями.

Медюх

Татьяна Олеговна


Руководитель дирекции фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций, член правления Благотворительного детского фонда «Виктория»
С 2011 года занимается освещением деятельности благотворительного детского фонда «Виктория» в СМИ, а также взаимодействием с корпоративными и крупными частными донорами.

Меньшенина

Ирина Леонидовна


Директор по развитию Благотворительного фонда «Даунсайд Ап», основатель проекта «Спорт во благо»
В сфере благотворительности с 1995 года. С 2001 года профессионально занимается привлечением средств, консультированием и обучением фандрайзеров в России. С 2014 по 2015 год занимала пост исполнительного директора Ассоциации фандрайзеров России.

Михайлова

Марина Евгеньевна


Директор РБОО Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Член общественного Экспертного совета по здравоохранению при Архангельском областном Собрании депутатов. Один из организаторов Попечительского Совета в Архангельске, который является одной из первых успешно работающих моделей системной благотворительности в России.

Орачева

Оксана Ивановна


Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина
С 2012 по 2014 гг. – исполнительный директор благотворительного фонда Владимира Потанина. С 2014 году – член Совета Форума Доноров, а с января 2015 года является его председателем. Автор более 50 научных публикаций по проблемам федерализма, взаимоотношения центра и регионов.

Склоцкий

Роман Сергеевич


Директор по развитию ООО «Инфраструктура благотворительности»
С 2008 по 2014 год - исполнительный директор Международной программы наставничества для детей в трудной жизненной ситуации Big Brothers Big Sisters of Russia. Председатель совета директоров Big Brothers Big Sisters of Russia. В 2012 году принял участие в международной лидерской программе обмена «Волонтерство в США».

Слабжанин

Николай Юрьевич


Исполнительный и национальный директор Межрегиональной общественной благотворительной организации Российский комитет - «Детские деревни SOS»
Соучредитель и глава ревизионной комиссии российской Ассоциации фандрайзеров. Эксперт Координационного совета при Президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 год.

Телицына

Александра Юрьевна


Исполнительный директор программы «Старшие Братья Старшие Сестры»
Руководитель программы наставничества для детей, оставшихся без попечения родителей, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры». Ведет активную волонтерскую деятельность: участвует в социально значимых проектах.

Темичева

Елена Викторовна


Директор по коммуникациям и стратегическому планированию Центра «БлагоСфера»
Эксперт в области эффективных коммуникаций, межсекторного взаимодействия и партнерства, социальной ответственности бизнеса. В некоммерческом секторе более 20 лет.

Тополева-Солдунова

Елена Андреевна


Директор АНО «Агентство социальной информации»
С 1994 года является директором Автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» (АСИ). Имеет многолетний опыт управления социальными и коммуникационными проектами. Автор многих публикаций по социальной тематике, деятельности НКО, социальной ответственности и устойчивому развитию.

Тюшкевич

Наталия Борисовна


Директор стипендиальных и грантовых программ «РЫБАКОВ ФОНД»
Член правления российской Ассоциации специалистов по оценке программ и политик. Член рабочей группы Российской Школы Грантменеджеров. Член конкурсной комиссии по отбору социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий из федерального бюджета.

Фреик

Наталия Викторовна


независимый эксперт, аналитик в сфере социальных инноваций, благотворительности, КСО
Специалист по оценке социальных программ и проектов с успешным опытом экспертной поддержки крупных российских благотворительных фондов (включая организацию, сопровождение и оценку грантовых конкурсов), а также небольших региональных НКО.

Хромов

Владимир Викторович


Директор Ассоциации некоммерческих организаций «Союз волонтерских организаций и движений»
Член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Департаменте здравоохранения г. Москвы. Член Общественного совета при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы. Заместитель председателя Общественного совета ЮАО г. Москвы.

Шумбурова

Ольга Владимировна


Исполнительный директор Ассоциации «Юристы за гражданское общество»
В некоммерческом секторе более 10 лет. С ноября 2012 г. занимает пост советника по правовым вопросам в филиале Международного центра некоммерческого права в России. Имеет большой опыт консультирования некоммерческих организаций по правовым вопросам, выступления на мероприятиях различного уровня.

Якимец

Владимир Николаевич


Главный научный сотрудник ИППИ РАН
В 2013 -2015 гг. - председатель Экспертного совета при правительстве Москвы по Конкурсу субсидий для социально ориентированных НКО. В 2011-2014 - членм экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий федерального бюджета для субъектов РФ и членом экспертного совета Минэкономразвития РФ по определению субсидий инфраструктурным НКО.

руководитель юридического отдела
автономной некоммерческой организации
«Региональный финансово-экономический институт» (РФЭИ), г. Курск

Подготовить указанную статью автора побудило ознакомление с материалами одного судебного дела, причиной которого послужил конфликт между учредителями автономной некоммерческой организации в сфере издательской деятельности по поводу ее имущества и порядка управления. Решение подобных вопросов затруднительно для суда в силу неясности и нечеткости ряда норм, недостаточно однозначно регулирующих отношения внутри автономной некоммерческой организации . И хотя дело еще не завершено, но все же уже можно сформулировать ряд рекомендаций и предложений, которые помогут более детально регламентировать правовой статус автономной некоммерческой организации (АНО) и ее органов управления, а также других видов отношений, складывающихся в процессе реализации компетенции подобной организации.

В связи с этим хотелось бы обратить внимание читателей на ряд вопросов, правильное, более точное и детальное урегулирование которых силами самих учредителей может снизить степень риска возникновения подобных конфликтов.

Правовое положение системы органов управления АНО в основном закреплено в Федеральном законе «О некоммерческих организациях » (далее — Закон), в частности в ст. 29, 30 Закона. Причем правовая регламентация создания и деятельности органов управления АНО намного более детализирована, чем, например, фондов и некоторых иных некоммерческих организаций .

Ключевым вопросом организации и деятельности любой организации является система организации управления и компетенция ее органов. Рассмотрим особенности правового положения органов управления АНО. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона в АНО обязательно должен быть сформирован высший орган управления. Особенностью этого органа управления АНО является то, что он обязательно должен быть коллегиальным, то есть состоять не менее чем из двух лиц. Второе обязательное требование к структуре органов управления АНО — обязательность создания исполнительного органа управления АНО. Указанный орган, в свою очередь, может быть как коллегиальным, так и (или) единоличным.

Особенность правового регулирования деятельности по управлению АНО состоит в том, что п. 3 ст. 10 Закона установлено, что за деятельностью АНО его учредителями осуществляется надзор. Порядок и условия осуществления такого надзора должны устанавливаться учредительными документами АНО. Механизм реализации учредителями АНО права осуществлять контроль над деятельностью АНО Законом не урегулирован. Поэтому данный вопрос относится с компетенции учредителей АНО. Из сравнения п. 3 ст. 10 с п. 3 ст. 7 Закона следует, что по своему назначению надзорный орган АНО, которым являются учредители АНО, представляет собой аналог попечительского совета, существующего в фондах.

Статья 28 Закона устанавливает порядок закрепления в Уставе системы управления любой некоммерческой организацией, в том числе и АНО. В частности, согласно ст. 28 Закона в отношении каждого из органов управления некоммерческой организацией в Уставе некоммерческой организации обязательно должен быть определен ряд обязательных положений.

В частности, должна быть закреплена структура и компетенция органов управления организации (то есть перечень органов управления, их иерархия, соподчиненность, зависимость, взаимосвязи, подотчетность, механизм взаимодействия различных подразделений и т.п.).

Анализ ряда уставов АНО показывает, что уставы большинства АНО в разных сферах услуг содержат, как правило, эти положения, причем в большинстве случаев воспроизведенные дословно.

Однако при закреплении данных положений следует иметь в виду, что при выборе правовой конструкции органов управления некоммерческой организации важно учесть, что компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена п. 3 ст. 29 Закона императивно. Поэтому при конструировании объема компетенции любого из органов управления следует отслеживать недопустимость дублирования либо противоречий в компетенции различных органов управления.

Следующим обязательным условием является регламентация порядка формирования органов управления некоммерческой организацией (то есть кем и из числа кого избираются (назначаются) члены каждого из органов управления, в каком порядке и с использованием каких процессуальных процедур), поскольку от уровня детализации этих особенностей зависит чёткость создания и работы различных органов управления организации.

Важным, а иногда решающим для совершения определенных действий органов и должностных лиц организации является регламентация сроков полномочий (то есть на какой срок избирается, назначается каждый из органов управления некоммерческой организации, порядок пролонгации и досрочного прекращения полномочий органов управления некоммерческой организации).

Обязательным условием также является регламентация порядка принятия решений органами управления некоммерческой организации. Причем для коллегиального органа здесь важны следующие критерии: кворум, число голосов, необходимое для принятия того или иного решения, в каких случаях требуется абсолютное большинство голосов членов органа управления, кто и в каких случаях пользуется правом «вето», может ли иметь место кумулятивное, дистанционное, заочное голосование, какова процедура оповещения о заседаниях органа управления некоммерческой организации).

Следует детально регламентировать порядок выступления от имени некоммерческой организации (то есть какой орган управления представляет организацию в деловом обороте и действует от ее имени без доверенности либо на основании каких документов).

Учитывая то обстоятельство, что АНО, как и сходный ей в этой части фонд, являются организациями, не имеющими членства, и что они могут существовать независимо от лиц, их создавших, учредителям АНО необходимо при решении вопроса о создании организации, не имеющей членства, сформировать первоначальный состав высшего органа управления АНО в порядке, определенном Уставом АНО. С целью избежания возможных конфликтов в сфере управления АНО в будущем целесообразно максимально детально регламентировать в Уставе дальнейшие выборные процедуры органов управления.

Высший орган управления АНО

Основная функция высшего органа управления АНО состоит в обеспечении соблюдения АНО целей, в интересах которых она была создана. Указанные цели могут быть самыми разнообразными. Основное требование к ним — они должны быть детально регламентированы в Уставе АНО. Иначе возрастает риск того, что отдельные виды деятельности АНО при расширении масштаба деятельности АНО могут быть признаны не соответствующими целям деятельности, указанной в Уставе АНО.

Законом в отношении АНО в отличие от организаций, основанных на членстве (некоммерческого партнерства, ассоциации (союза), не определен состав, порядок и условия формирования высшего органа управления применительно к механизму его образования. Ст. 29 Закона в этой части устанавливает лишь одно обязательное условие: такой орган управления АНО должен быть коллегиальным. А порядок его формирования и срок полномочий ст. 28 Закона предписывает определить в Уставе.

Поскольку наименование для высшего органа управления АНО не установлено Законом, можно самостоятельно установить какое-либо наименование. По аналогии с существующими наименованиями это может быть совет, правление, президиум, высший орган и т.п.

В литературе предлагается несколько возможных способов формирования высшего органа управления АНО. В частности, авторы книги предлагают следующие конструкции:

а) высший орган управления АНО может состоять из числа учредителей АНО (их представителей), поскольку права учредителей по надзору над деятельностью АНО не относятся к имущественным правам. В силу чего учредители могут осуществлять свои права по управлению организацией как лично, так и через своих представителей (при этом в уставе следует предусмотреть такой порядок формирования высшего органа управления, который учитывал бы случаи отказа учредителя участвовать в управлении, порядок назначения (избрания) члена высшего органа управления в случае смерти, прекращения деятельности учредителя).

Мне представляется, что в дополнение к этому предложению следует определить и критерии, предъявляемые к возможным представителям учредителей;

б) высший орган управления АНО может состоять из конкретных, указанных в Уставе, лиц. В этом случае авторы рекомендуют определить в Уставе порядок формирования высшего органа управления АНО, в случае выбытия из этого органа лица, определенного Уставом, что, на наш взгляд, достаточно сложно, поскольку при значительном составе участников, их сменяемости придется довольно часто вносить изменения в Устав.

в) комбинированный способ формирования высшего органа управления АНО, совмещающий случаи а) и б). В таком варианте при создании АНО учредители формируют высший орган управления АНО, состоящий из числа учредителей и (или) их представителей либо (и) конкретных лиц. При этом устанавливается срок полномочий высшего управления АНО в избранном составе. А в дальнейшем (либо в случае досрочного выбытия одного из членов высшего органа управления АНО) сам высший орган управления АНО избирает какое-либо лицо в состав своих членов (кооптация).

На мой взгляд, этот комбинированный вариант не самый лучший, поскольку также предполагает включение в состав органа управления АНО конкретных лиц, в случае выбытия которых снова придется вносить изменения в Устав.

При большом количестве учредителей АНО такая процедура может повторяться довольно часто, а следовательно, потребует значительных дополнительных затрат времени и денежных средств. Хотя следует оговориться, что при определенных условиях и особенностях, связанных с включением в состав органа управления АНО особо значимых для организации лиц, приемлемым может быть именно такой вариант.

Уставом могут быть установлены различный порядок и условия для избрания (назначения) лица в состав высшего органа управления АНО. Они зависят от опыта, знаний и воли учредителей.

Порядок формирования и сроки полномочий, компетенция высшего органа управления АНО (его членов) должны быть детально определены Уставом. Судебная практика свидетельствует о том, что именно отсутствие закрепления этих процедурных вопросов может впоследствии привести к серьезным конфликтам и разладу среди учредителей АНО и их представителей. При формировании высшего органа управления автономной некоммерческой организации нужно помнить и учитывать ограничения, установленные п. 5 ст. 29 Закона, согласно которым лица, являющиеся работниками АНО, не могут составлять более чем 1/3 общего числа членов высшего органа управления АНО. Санкций за нарушение этого правила Закон не устанавливает, в связи с чем появляется соблазн в нарушении этой нормы, особенно при небольшой численности учредителей АНО и при нежелании привлекать силу со стороны. Однако в случае возникновения спора, нарушение указанного ограничения может явиться основанием для судебного иска с целью признания незаконным порядка формирования такого органа управления АНО.

Компетенция высшего органа управления АНО в отличие от фонда однозначно определена Законом и содержит исчерпывающий перечень вопросов (п. 3 ст. 29 Закона), а именно:

  1. Изменение Устава АНО.
  2. Определение приоритетных направлений деятельности АНО, принципов формирования и использования имущества АНО.
  3. Образование исполнительных органов управления АНО и досрочное прекращение их полномочий.
  4. Утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса АНО.
  5. Утверждение финансового плана АНО и внесение в него изменений.
  6. Создание филиалов и открытие представительств АНО.
  7. Участие АНО в других организациях.
  8. Реорганизация и ликвидация АНО.

Особенность компетенции высшего органа управления АНО состоит в том, что в отличие от фонда приведенный перечень вопросов, относящихся к компетенции высшего органа управления АНО, установлен императивно, то есть не может изменяться и (или) дополняться Уставом АНО.

Относительно обеспечения необходимого количества участников высшего органа управления АНО, которые должны присутствовать на заседании этого органа, п. 4 ст. 29 Закона в части кворума высшего органа управления АНО закрепляет: «...заседание... правомочно, если на указанном... заседании присутствуют более половины его членов». Эта норма является императивной и также не может быть изменена путем внесения изменений в Устав АНО.

Пунктом 4 ст. 29 Закона регламентирован порядок принятия решений высшим органом управления автономной некоммерческой организации.

Им установлено, что:

а) по вопросам, не относящимся к исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается большинством голосов членов, присутствующих на... заседании»;

б) по вопросам исключительной компетенции органа управления АНО: «Решение... принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами».

Это означает, что в части порядка принятия решений высшим органом управления АНО Уставом АНО не может быть установлен иной порядок или изменена процедура принятия указанных решений. Нормы Закона лишь предоставляют возможность альтернативного выбора из двух предложенных законодателем вариантов: либо единогласно, либо квалифицированным большинством голосов — только по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Уставом также должно быть установлено, какое большинство голосов является квалифицированным, а именно, например 60%, 2/3, 75%, 90%, 100%, и при решении каких именно вопросов квалифицированное большинство необходимо.

Члены высшего органа управления АНО осуществляют свои функции по участию в управлении на безвозмездной основе, т. к. в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона: «Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления». Но с другой стороны, если членами высшего органа управления АНО являются чьи-либо представители (например, представители учредителей АНО), то ничто не мешает доверителю за свой счет установить вознаграждение своему представителю за выполнение последним представительских функций в высшем органе управления АНО. В целом этот вопрос является достаточно сложным, противоречивым и мало исследованным.

«Промежуточный» орган управления

Учредительными документами АНО может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления АНО (который не является ни высшим, ни исполнительным, ни контрольным, ни надзорным; поэтому для удобства условно его иногда называют «промежуточным», «межуровневым» и «дополнительным» органом управления). К ведению данного органа управления АНО может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления АНО. Объем полномочий этого органа управления АНО определяется в Уставе организации.

Перечень вопросов, отнесенных к компетенции такого «промежуточного» органа управления АНО, также определен как исчерпывающий. Но в части кворума и процесса принятия решений данным органом управления Устав АНО может содержать разные варианты, поскольку для «промежуточного» органа управления АНО Законом не установлены какие-либо условия, а следовательно, дается простор для комбинирования различных подходов.

Видимо, такой «промежуточный» орган управления АНО имеет смысл, и (или) по различным причинам достаточно трудно набрать установленный п. 4 ст. 29 Закона кворум для проведения заседания по указанным вопросам. Однако если наличие такого «промежуточного» органа управления необходимо, то для этого в Уставе АНО требуется указать все необходимые сведения, регламентирующие деятельность органа управления, которые установлены п. 1 ст. 28 Закона.

Исполнительный орган автономной некоммерческой организации

Исполнительный орган АНО осуществляет текущее руководство деятельностью АНО и подотчетен высшему органу управления АНО. В его состав входят штатные работники, состоящие с организацией в трудовых отношениях.

Пунктом 1 ст. 30 Закона установлено три варианта системы исполнительных органов некоммерческой организации (в том числе и автономной). В частности, исполнительный орган некоммерческой организации может быть: коллегиальным и единоличным, либо только единоличным, либо только коллегиальным.

Поскольку в соответствии со ст. 28 Закона в Уставе обязательно должен быть указан порядок выступления от имени некоммерческой организации, то возможность представительства в лице коллегиального органа очень проблематична.

К компетенции исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления автономной некоммерческой организации.

Если Уставом АНО предусмотрено наличие одновременно и коллегиального, и единоличного органа управления АНО, то исходя из ст. 28 Закона необходимо во избежание нарушения Закона и дабы не давать поводов для конфликтных ситуаций, четко определить в Уставе АНО компетенцию каждого из органов управления АНО.

При указании в Уставе иных сведений об исполнительных органах управления АНО следует руководствоваться требованиями п. 1 ст. 28 Закона. При определении порядка формирования исполнительных органов также можно использовать различные варианты и комбинации, аналогичные предложенным выше.

Надзор учредителей за деятельностью автономной некоммерческой организации

Для автономной некоммерческой организации в Законе отсутствуют указания на обязательное наличие Попечительского совета. Хотя, возможно, для АНО, как для организации, не имеющей членства, такой орган был бы необходим.

В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусмотрено право учредителей осуществлять надзор за деятельностью АНО в порядке, установленном ее учредительными документами. В связи с этим в Уставе АНО следует предусмотреть один из нескольких возможных вариантов осуществления надзора со стороны учредителей АНО за деятельностью АНО, например:

а) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО сами, непосредственно. Такой вариант наиболее удобен, когда у АНО один или достаточно малое число учредителей. В противном случае у надзорного органа могут быть проблемы с кворумом;

б) учредители осуществляют надзор за деятельностью АНО через созданный ими (в порядке, установленном Уставом) надзорный орган АНО;

в) учредители создают ревизионную комиссию, назначают ревизора или привлекают аудитора, который осуществляет надзор за деятельностью АНО.

В любом случае с целью обеспечения постоянного контроля и надзора за деятельностью АНО целесообразно предусмотреть в Уставе порядок их осуществления, в том числе в случаях отказа учредителя от осуществления функций надзора либо в случае смерти, ликвидации учредителя — юридического лица и иных возможных ситуациях.

Законодателем не установлены формы и способы осуществления надзора за деятельностью АНО со стороны ее учредителей (будет ли это постоянный, систематический надзор, периодические выборочные или внеочередные проверки деятельности органов управления АНО, либо посредством заслушивания отчетов органов управления о своей деятельности, либо через осуществление внешнего аудита). Законом не решен также вопрос о надзорных полномочиях учредителей (надзорного органа), т. е. в полной мере обязательны их решения для исполнения другими органами и самой автономной некоммерческой организацией или же эти решения носят рекомендательный характер. Каковы будут последствия для АНО и ее органов управления, если Попечительский совет выявит различные нарушения в деятельности АНО или органов управления АНО? Какие меры и в отношении кого учредители АНО вправе будут применять, в каком порядке? Эти вопросы, видимо, необходимо регламентировать Уставом АНО.

В противном случае порождаемые конфликты, как следствие несовершенства централизованного и внутреннего локального правового регулирования осуществления учредителями АНО надзора за деятельностью АНО, подскажут вынужденные пути совершенствования этих форм регулирования.

Литература

  1. Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» (в редакции на 23 мая 2001 г.) // СЗ РФ. 1996. № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063.
  2. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
  3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.

1. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

2. Иными федеральными законами может предусматриваться формирование органов управления некоммерческой организацией, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другое разграничение компетенции между органами управления некоммерческой организации.

3. В случае, если учредителем автономной некоммерческой организации является Российская Федерация, актом Правительства Российской Федерации о ее учреждении и ее уставом могут предусматриваться:

1) иные порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организацией;

2) не предусмотренные настоящим Федеральным законом органы управления автономной некоммерческой организацией;

3) иное разграничение компетенции между органами управления автономной некоммерческой организацией, чем предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 29. Высший орган управления некоммерческой организацией

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

изменение устава некоммерческой организации;

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).

Учредительными документами некоммерческой организации может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, предусмотренных абзацами пятым — восьмым настоящего пункта.

Вопросы, предусмотренные абзацами вторым — четвертым и девятым настоящего пункта, относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

Статья 30. Исполнительный орган некоммерческой организации

1. Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

2. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации.

Статья 30.1. Ограничения на участие отдельных категорий лиц в деятельности иностранных некоммерческих неправительственных организаций

В состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений не могут входить лица, замещающие государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указанные лица не вправе заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

1. Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются:

коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации;

общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза).

Порядок управления фондом определяется его уставом.

Состав и компетенция органов управления общественными организациями (объединениями) устанавливаются в соответствии с законами об их организациях (объединениях).

(в ред. Федерального закона от 26.11.1998 N 174-ФЗ)

2. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

изменение устава некоммерческой организации;

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Вопросы, отнесенные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, не могут быть переданы им для решения другим органам некоммерческой организации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

4. Общее собрание членов некоммерческой организации или заседание коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией правомочно, если на указанном собрании или заседании присутствует более половины его членов.

Решение указанного общего собрания или заседания принимается большинством голосов членов, присутствующих на собрании или заседании. Решение общего собрания или заседания по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами.

4.1. Правила настоящего пункта применяются, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято без проведения собрания или заседания путем проведения заочного голосования (опросным путем), за исключением принятия решений по вопросам, предусмотренным абзацами вторым - девятым пункта 3 настоящей статьи. Такое голосование может быть проведено путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, обеспечивающей аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Порядок проведения заочного голосования определяется уставом некоммерческой организации, который должен предусматривать обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией предлагаемой повестки дня, возможность ознакомления всех учредителей (участников, членов) некоммерческой организации или членов коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования со всеми необходимыми информацией и материалами, возможность вносить предложения о включении в повестку дня дополнительных вопросов, обязательность сообщения всем учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации или членам коллегиального высшего органа управления некоммерческой организацией до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования.

дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании высшего органа управления некоммерческой организацией;

сведения о лицах, подписавших протокол.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 436-ФЗ)

5. Для автономной некоммерческой организации лица, являющиеся работниками этой некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией.

Некоммерческая организация не вправе осуществлять выплату вознаграждения членам ее высшего органа управления за выполнение ими возложенных на них функций, за исключением компенсации расходов, непосредственно связанных с участием в работе высшего органа управления.

КонсультантПлюс: примечание.

Действие статьи 30 не распространяется на религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке (статья 1 данного документа).

Действие пункта 1 статьи 30 не распространяется на бюджетные и казенные учреждения (пункты 4.1 и 4.2 статьи 1 данного документа).

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» - N 7-ФЗ - устанавливает правовое положение, порядок создания, ликвидации, деятельности, преобразования, использования имущества некоммерческих организаций/компаний/сообществ, как юридических лиц (это касается, в том числе, структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций). Определяет права и обязанности учредителей (участников) некоммерческих организаций, основы менеджмента таких структур, возможные формы их поддержки государственной властью и представительством местного самоуправления. Имеет силу действия по отношению ко всем созданным или создаваемым на территории нашей страны некоммерческим организациям кроме товариществ собственников жилья, потребительских кооперативов, садоводческих/дачных/огороднических некоммерческие объединений населения.