Классное руководство как оплачивается. Классное руководство. Компенсационные выплаты работникам здравоохранения

Вознаграждение за классное руководство. Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, доплаты работникам устанавливаются локальными нормативными актами учреждения. К ним относится и доплата за классное руководство. Кроме нее работнику - классному руководителю выплачивается соответствующее вознаграждение. Но только уже из средств федерального бюджета. Данная выплата начисляется в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. № 850 и № 854 . Этими нормативными актами определен перечень образовательных учреждений, педагогические работники которых должны получать указанные средства. К ним относятся, в частности, общеобразовательные учреждения всех типов и видов, кадетские школы, образовательные учреждения для детей-сирот и др.

Вознаграждение выплачивается тем работникам, на которых приказом администрации учебного заведения возложены функции классного руководителя.

Размер выплаты зависит от числа учеников

Сумма вознаграждения за выполнение функций классного руководителя определяется с учетом количества обучающихся. Выплату начисляют из расчета 1000 руб. в месяц при наполняемости класса (группы) не менее той, что установлена соответствующим Типовым положением об учреждении. Например, для общеобразовательных школ она составляет 25 человек. При расчете вознаграждения эта норма берется для городской школы, а для сельской школы принята «условная» наполняемость - 14 человек (если Типовыми положениями не предусмотрена меньшая). Если наполняемость меньше установленной, сумма вознаграждения определяется пропорционально численности учащихся.

Что такое доплата из федерального бюджета по своей сути

Вознаграждение за классное руководство - это составная часть заработной платы педагогического работника. В размере средств, предоставляемых субъекту РФ на реализацию указанных выплат, учитываются: районные коэффициенты; отчисления по ЕСН; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Указанное вознаграждение выплачивается одновременно с остальной суммой зарплаты работника. При определении налоговой базы по НДФЛ его также следует учесть.

Кроме того, за период школьных каникул (когда он не совпадает с отпуском педагога), а также в случаях, если занятия отменены в связи со стихийным бедствием, рассматриваемые доплаты следует начислять. Ведь эти периоды - рабочее время педагогов.

Сумма вознаграждения влияет на размер иных выплат

Вознаграждение за классное руководство выплачивается пропорционально отработанному времени.

Учителю установлено вознаграждение за классное руководство - 1000 руб. В апреле он отработал 10 дней из 22. В остальное время находился на больничном. Размер вознаграждения за классное руководство составит 454,55 руб. (1000 руб.: 22 дн. х 10 дн.). За дни болезни учитель получит соответствующее пособие.

Кроме того, сумма вознаграждения за классное руководство учитывается при исчислении:
- пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам;
- среднего заработка для начисления отпускных;
- среднего заработка, сохраняемого за педагогами, направленными на повышение квалификации с отрывом от основной работы.

Занятие в сфере образования никогда не отличалось высоким уровнем заработной платы, и правительство РФ поставило перед собой задачу повысить зарплату педагогам в 2019 году.

А пока что статистика продолжает показывать, что избегают работы в школе именно из-за низкой оплаты труда.

Даже стимул, в виде дополнительных проплат не влияет на показатели, поскольку доплаты мизерные, а критерии выполнения далеки от жизни.

Напомним, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08. 2008 была произведена реструктуризация оплаты труда бюджетников. В данном постановлении упоминается термин «стимулирующие выплаты». Изучим его подробнее.

В чем заключается данная господдержка

Стимулирующие выплаты – это доплаты материального характера, которые назначаются некоторым работникам в качестве вознаграждения за успехи и достижения на трудовом поприще. Перечень достижений оговаривается трудовым договором или законодательством.

Например, отметим следующие выплаты :

Все виды доплат прописываются в трудовых договорах или в приказе , который утверждается руководителем. Осуществляется привилегия без ущерба правам работника. Премия или доплата не вычитается из зарплаты.

Такой вид мотивации давно используется на частных предприятиях в качестве премиальных, но у государственных служащих стимул появился недавно. Теперь воспитатели детских садиков, санаториев, преподаватели учебных заведений смогут довольствоваться этой привилегией.

Законодательная основа

Опираясь на статью 129 Трудового кодекса РФ и положения Постановления Правительства «О введении новых систем оплаты труда…» от 05.082008 №583, зарплата педагогов с 1 декабря 2008 года будет формироваться с таких частей:

  • базовая ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • стимулирующие доплаты.

В понятие «базовой ставки» входит расчет труда, который зависит от нескольких факторов: квалификации и отработки взятого количества часов. Компенсация выплачивается исходя из трудовых условий. Критерии и объем поощрения четко формулируются деловыми бумагами отдельного учреждения (детсад, школа, гимназия, лицей).

Проплаты стимулирующего характера формируются в соответствии с аналогичным списком, на основе приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2007 №818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…»:

Основные критерии оплат устанавливаются и прописываются каждым учебным заведением отдельно, но при работе над документом нужно следовать условиям законодательства. Приказ Минтруда России от 26.04.2013 №167н рекомендует устанавливать требования индивидуально для каждого преподавателя в трудовом документе. Список для учителей указан в письме Минобрнауки РФ от 20.06.2013 № АП-1073/02.

Условия получения

Мы уже упоминали, что список условий разрабатывается руководством, опираясь на требования Трудового кодекса.

Основные критерии , которые регламентированы государством по отношению к педагогам :

Немного иначе начисляются стимулирующие проплаты воспитателям дошкольных учреждений и учителям подготовительных и младших классов . Их финансирование осуществляется из средств, которые выделяют из фонда учебного заведения: 60% идет на выплаты квалифицированному персоналу, остальные 40% – остальному штату.

Касательно критериев, то здесь берут во внимание эффективность проведения факультативов и кружковых занятий, их число, разработка и внедрение учебных программ образования и воспитания, эффективное взаимодействие с воспитанниками.

Библиотекарей тоже не обделили вниманием и прописали пару-тройку условий:

  • активное формирование библиотечного фонда;
  • развитие и сохранение фонда;
  • справочно-библиографическая работа;
  • повышение профессионализма;
  • постоянная работа с читателями.

Так же в учет идут награды, ученые степени.

К сожалению, некоторые случаи показывают, что критерии требуют доработки. Например, такой пункт как добросовестное выполнение обязательств, качество труда может быть истолковано сотрудниками по-разному, поэтому желательно вносить больше ясности и конкретики.

Бывает и так, что параметры указаны четко, но не представляется возможным адекватно оценить результат.

Предусмотрены ли доплаты руководителям

А что же руководители учебных заведений? Государство позаботилось и о них. Требований больше и регулируются предложениями Минобрнауки.

При назначении премии руководителям школ и ДОУ оценивают такие параметры:

Оценочный лист — как он работает

Оценочным листом называют документ, в котором четко обозначены вышеперечисленные задачи для начисления мотивации к работе с использованием бальной системы.

Срок выполнения этих задач тоже устанавливается в оценочном листе, например, за неделю, месяц, год.

Оценочный лист выглядит как список критериев с обозначением общих положений, порядком стимулирования и оценивания результатов сотрудников учебного заведения. Кроме того, отводится место для выставления баллов, полученных в процессе работы. Баллы ставятся за выполнение определенного пункта, соответственно, невыполнение – снимает дополнительные отметки.

Другими словами, этот документ служит основанием для начисления надбавок и содержит итог работы учителя.

Порядок начисления и расчета

Мы уже говорили о том, что представляет собой оценочный лист. Этот документ является основой при начислении доплат.

Чтобы определить размер мотивации , используется система баллов. Каждый критерий оценивается количеством баллов и записывается в уже известный нам оценочный листок. Чем больше пунктов будет соблюдено, тем больше баллов получит учитель.

Денежные вознаграждения корректируются каждым учреждением исходя из его бюджета. Различие состоит в том, что в школе А вознаграждение может составить 900 р., а в школе Б за такие же критерии начислится только 400 р.

Распределяется стимулирующая оплата в несколько способов:

В данную комиссию предоставляют оценочный лист, который подвергается детальному анализу на объективность, после чего обобщаются данные для предложений доплаты сотрудникам.

  1. Происходит суммирование баллов, которые заработал каждый педработник.
  2. Высчитывают стоимость одного балла. Для этого общий бюджет, отведенный для этих целей, делят на количество набранных баллов всеми сотрудниками заведения.
  3. Дальше следует простая математика: стоимость одного балла умножается на общее количество баллов, набранных учителем.

После согласования всех моментов, утверждается решение и директор образовательного заведения подписывает приказ о соответствующих выплатах .

Частота доплат зависит от работодателя и может быть установлена как на каждый месяц, так и четверть, семестр, год.

Субсидия на исполнение обязательств субъекта РФ по выплате вознаграждения за классное руководство с 1 января отражается по новому направлению расходов "С 1 января 2014 года действуют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н.". Напомним, как рассчитать и отразить в учете затраты на эту выплату в образовательном учреждении.

В каких случаях начисляется вознаграждение

Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам утверждены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. № 1238 (далее - Правила № 1238)

Предусмотрено, что вознаграждение за выполнение функций классного руководителя педагогам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, выплачивается в учреждениях следующих типов и видов:

а) общеобразовательные учреждения;

б) вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения;

в) кадетские школы и кадетские школы-интернаты;

г) общеобразовательные школы-интернаты;

д) образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

е) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (кроме специальных (коррекционных) профучилищ);

ж) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы);

з) образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

и) образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

к) оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

л) общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.

Размер выплат

При определении размера субсидии учитываются установленные трудовым законодательством РФ гарантии, отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы и выплачивается одновременно с заработной платой, учитывается при определении НДФЛ, а также профсоюзных взносов, если классный руководитель - член профсоюза. Это определено пунктами 4 и 9 Рекомендаций по выплате такого вознаграждения, приведенными в письме Минобрнауки России от 25 апреля 2006 г. № АФ-100/03.

В случае нахождения классного руководителя на больничном ему оплачивается за счет федеральных средств три дня, а за остальные дни временной нетрудоспособности пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за счет выделенных денежных средств из федерального бюджета на уплату страховых взносов по классному руководству в части ФСС России.

Следует также учитывать, что вознаграждение за классное руководство включается в расчет среднего заработка, в том числе при оплате отпуска (подп. «м» п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922).

Расчет вознаграждения

Вознаграждение педагогам за счет средств федерального бюджета устанавливается из расчета 1000 руб. в месяц за классное руководство в классе с наполняемостью не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Либо в классе с наполняемостью 14 человек и более в учреждениях, расположенных в сельской местности (п. 3 Порядка № 1238). Расчет выплаты рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Преподавателю муниципального образовательного учреждения в городе выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Количество учащихся в классе составляет 22 (плановая наполняемость класса - 25 учеников), сотрудник отработал полный месяц. В этом случае размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя будет равен 880 руб. (1000 руб. : 25 чел. x 22 чел).

Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. В результате болезни классный руководитель отсутствовал на работе 11 рабочих дней в декабре 2013 года (общее количество рабочих дней в декабре - 22). В этом случае размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя за отработанные дни составит 440 руб. (880 руб. : 22 дн. x 11 дн.).

Пример 3. Преподавателю муниципального образовательного учреждения в сельской местности выплачивается вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Количество учащихся в классе составляет 13 (плановая наполняемость класса - 14 учеников). Он отработал весь месяц.

В данной ситуации размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя будет равен 928,57 руб. (1000 руб. / 14 чел. x 13 чел).

Отражение в бухучете

Проводки, записанные бухгалтером, будут выглядеть так:

Поддержка классного руководства в рамках национального проекта "Образование" с 2014 г. прекращена в том числе в связи с тем, что учреждения обязаны перейти на эффективный контракт. По сути, произошла передача полномочий из федерального бюджета, так как большинство регионов посчитали необходимым взять на себя объем дополнительной нагрузки в виде доплат учителям, чтобы обеспечить более плавный переход к эффективному контракту.

Классные руководители могут рассчитывать на доплату

Проблема доплат за классное руководство характерна не только для России. Всего полгода назад во Франции шли ожесточенные дебаты по поводу изменений закона об основной школе и гимназии, внесенные в парламентскую комиссию по культуре. Особенно бурно обсуждалась ликвидация доплаты за классное руководство. Высказывались мнения, что такую доплату не только нельзя отменять, а наоборот, необходимо поднять ее размер до минимальной заработной платы, установленной на государственном уровне.
Разработчики изменений, прежде всего, ссылались на то, что по новой редакции указанного французского закона директор учебного заведения сам назначает зарплату своим сотрудникам в зависимости от их эффективности. Таким образом, устанавливая оклад, руководитель вправе учесть все факторы, в том числе и выполнение функции классного руководителя. На эти аргументы директор одного французского лицея ответил так: "Я не бухгалтер, я педагог. Я не хочу этим заниматься. Определять зарплату? На это есть государство!"
В России и раньше некоторые регионы доплачивали классным руководителям 600 и более рублей в месяц сверх федеральной тысячи. Для экономически развитых регионов такая статья расходов затруднений не вызывает, и они без труда продолжают повышать ее по сравнению с другими текущими выплатами.
Дотационные регионы вынуждены вместо усредненной федеральной цифры в тысячу рублей применять дифференцированный подход, то есть при определении размера доплаты учитывать:
- наполняемость класса;
- фактическую численность учеников;
- нагрузку на педагога.
Таким образом, в большинстве регионов поддержка учителей продолжена, и с первого января 2014 г. поменялся лишь источник финансирования. Лишь в некоторых регионах до сих пор продолжаются дебаты между профсоюзами и департаментами образования.
По мнению отдельных руководителей, отмена доплаты за классное руководство не приводит к ухудшению ранее установленных условий оплаты труда работников. В частности, доведение средней заработной платы педагога до средней заработной платы по экономике региона, согласно майским указам Президента РФ, как с данной выплатой, так и без нее, подлежит безусловному исполнению.
У лидеров профсоюзов свои аргументы. Прежде всего они ссылаются на то, что классное руководство - это работа, не входящая в круг должностных обязанностей учителя, и при уменьшении выплат за эту функцию велика вероятность того, что работник может отказаться от классного руководства. В итоге целое направление нацпроекта, финансируемое в течение 8 лет государством, по сути дела сводится на нет.
С большой долей вероятности можно предположить, что аргументы профсоюзов рано или поздно будут приняты во всех российских регионах, ведь передача полномочий по назначению доплат за классное руководство из центра в регионы произошла отнюдь не в негласном порядке, как заявляют некоторые региональные руководители.
В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), доплаты за классное руководство упоминаются в описании целевой статьи 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы".
В целях единства бюджетной политики в регионах были приняты нормативные акты с учетом Указаний N 65н. Например, в Указаниях о порядке применения целевых статей классификации расходов бюджетов для составления областного бюджета начиная с бюджета на 2014 год, утвержденных Приказом Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области от 01.08.2013 N 140, упомянута выплата "ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных учреждений". На Белгородчине указанная выплата отражается по соответствующему направлению 2306 по целевой статье 02 2 0000 "Подпрограмма "Развитие общего образования" государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области на 2014 - 2020 годы".

Дифференцированный подход к расчету

Одно из условий доплаты за классное руководство даже в экономически развитых регионах - наполняемость класса не менее той, которая установлена для образовательных учреждений соответствующими типовыми положениями. Если установлены основания для уменьшения доплаты, то в нормативном акте должен быть установлен и порядок расчета.
Чаще всего региональные власти узаконивают уже сложившийся порядок, например установленный Письмом Минобразования России от 08.02.2006 N 17ю-50-93 "О расчете размера вознаграждения за выполнение функций классного руководства в классах с пониженной наполняемостью". Как правило, в расчетах используют свойства пропорций (см. пример 1). Для наглядности установим допущение, что доплата за классное руководство составляет по-прежнему 1 тыс. руб.

Пример 1. Предположим, что учитель муниципального образовательного учреждения выполняет функции классного руководителя с плановой наполняемостью класса 24 человека. При этом занятия посещают 20 человек. Размер доплаты за классное руководство будет рассчитываться следующим образом: 1000 руб. : 24 чел. x 20 чел. = 833,33 руб.
Однако 833,33 руб. классному руководителю можно доплатить только в том случае, если он отработал полный месяц. Если же предъявлен листок нетрудоспособности, то доплата будет меньше.
Например, в январе 2014 г. классный руководитель в результате болезни отсутствовал 4 рабочих дня. Общее количество рабочих дней в январе 2014 г. при 6-дневной рабочей неделе - 20. Таким образом, отработка составила 16 дней (20 дн. - 4 дн.), а размер вознаграждения за выполнение функций классного руководителя - 666,67 руб. (833,33 руб. : 20 дн. x 16 дн.).
В бухгалтерском учете операции по начислению заработной платы будут отражены следующими записями:
Дебет счета 0 40120 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 0 30211 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
- начислена заработная плата работникам образовательного учреждения, в том числе и вознаграждение за выполнение функций классного руководства.
С начисленного вознаграждения в 666,67 руб. будет удержан НДФЛ в сумме 87 руб. (13% с округлением до целых рублей). Удержание НДФЛ отражается следующим образом:

Кредит счета 0 30301 730 "Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц".
Из кассы учреждения следует выплатить 579,67 руб. (666,67 руб. - 87 руб.) Отметим, что, как правило, вознаграждение за классное руководство выплачивается вместе с заработной платой:
Дебет счета 0 30211 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 0 20134 610 "Выбытия средств из кассы учреждения".
Кроме того, в бухгалтерском учете необходимо отразить начисления страховых взносов и прочие стандартные для заработной платы проводки.

Наполняемость классов должна определяться на установленное локальным нормативным актом конкретное число каждого месяца, например на 1-е, 5-е и т.д. Показатель наполняемости класса не более 25 учеников установлен в соответствии с:
- п. 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (далее - Типовое положение N 196);
- п. 2.3.1 Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п. 27 Типового положения N 196). Как правило, для сельских школ характерен показатель наполняемости 14 человек. Соответственно, если нагрузка на классного руководителя возрастает, то региональными (муниципальными) нормативными актами может быть предусмотрено увеличение доплаты за классное руководство.
Отметим, что при расчете доплат за классное руководство в рамках национального проекта "Образование" ни о каком превышении до 1000 руб. в месяц речи не шло, в том числе и в сельской местности. Наполняемость классов рассматривалась как условная норма для расчета объема субсидий субъектам РФ с учетом реально складывающейся наполняемости классов.
При этом порядок, установленный на федеральном уровне, не исключал возможности принятия иного решения на уровне субъекта РФ. Таким образом, и до 1 января 2014 г. выплата вознаграждения в повышенном размере за счет средств субъекта РФ нередко осуществлялась в случае фактического превышения по каким-либо причинам установленной нормативно-правовыми актами наполняемости классов.
Также на увеличение размера доплаты за классное руководство влияют районные коэффициенты к заработной плате, установленные за работу:
- в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями.
Причем оснований для отказа работникам в выплате районных коэффициентов быть не может, так как отказ противоречит ст. 317 Трудового кодекса РФ.
В то же время не может быть и переработки по времени, затраченному на классное руководство и подлежащему оплате. Дело в том, что для выполнения функций классного руководителя действующим законодательством не установлено каких-либо норм времени работы в день (неделю, месяц). Порядок выполнения указанной работы определяется:
- общешкольными планами и графиками;
- личными планами педагогического работника.
Указанные мероприятия зависят от конкретных обстоятельств и мероприятий, связанных с воспитательной работой, и нормированию не подлежат.
Другой пример, когда "обратное" правило не работает, - классное руководство одновременно в двух классах и противоположное ему возложение обязанностей классного руководства на двух педагогических работников в одном классе. Поскольку каких-либо ограничений по выполнению функций классных руководителей более чем в одном классе не установлено, то обязанности по классному руководству могут возлагаться на одного работника (с его согласия) в нескольких классах:
- при недостаточном количестве педагогических работников, в том числе временно в связи с болезнью педагогического работника;
- при отсутствии желания у отдельных педагогических работников выполнять работу по классному руководству.
Размер доплаты за классное руководство в таких случаях определяется с учетом количества обучающихся в каждом классе. В то же время имеющаяся практика возложения функций по классному руководству в одном классе (классе-комплекте) на двух и более педагогических работников с целью разделения между ними вознаграждения за классное руководство не имеет правовых оснований и применяться не должна.

Источник финансирования на суть выплаты не влияет

Согласно п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213 (далее - Постановление N 213), при расчете среднего заработка учитывают все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат. Таким образом, доплата за классное руководство является составной частью фонда оплаты труда и учитывается при расчете:
- оплаты за период временной нетрудоспособности;
- среднего заработка;
- при начислении ежегодного основного и дополнительного отпуска;
- компенсации за неиспользованный отпуск;
- дополнительных отпусков в связи с обучением;
- трудовых и прочих пенсий.
Кроме того, в 2014 г. вознаграждение за классное руководство по-прежнему учитывают при определении среднего заработка, который сохраняется за педагогическими работниками по основному месту работы, при направлении в образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов:
- с отрывом от основной работы;
- для повышения квалификации.
Сохранение среднего заработка в указанном случае предусмотрено п. 26 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 610).

Локальные нормативные акты

Порядок начисления вознаграждения должен регулировать соответствующий приказ по учреждению. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяют также:
- в коллективном договоре;
- положении об оплате труда (другом локальном нормативном акте учреждения);
- трудовом договоре с работником.
При регулировании в коллективном договоре вопросов, связанных с возложением на педагогических работников функций классного руководителя, нередко принимают за основу порядок распределения учебной нагрузки (п. 66 Типового положения N 196). В частности, в локальных нормативных актах могут быть предусмотрены положения, связанные с осуществлением следующих функций классного руководителя:
- при возложении на педагогических работников с их согласия функций классного руководителя учитываются обеспеченность общеобразовательного учреждения соответствующими кадрами, а также другие условия работы в данном общеобразовательном учреждении;
- выполнение возложенных в начале учебного года обязанностей по классному руководству не должно прекращаться по инициативе работодателя в течение учебного года, за исключением случаев сокращения количества классов;
- в целях обеспечения стабильности выплаты вознаграждения за классное руководство оно не должно пересчитываться в течение учебного года с увеличением или уменьшением количества обучающихся в классе, поскольку уменьшение или увеличение этой выплаты является изменением существенных условий трудового договора, которое допускается только после предупреждения работника о таком изменении не менее чем за 2 месяца, по истечении которых вновь могут произойти изменения;
- кандидатуры педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять функции классного руководителя, должны определяться одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет выполнять эти функции;
- выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.
С примерным положением о классном руководстве вы можете ознакомиться на нашем сайте www.sovbuh.ru по коду подписчика.

От редакции. В некоторых регионах возникают проблемы с доплатами за классное руководство как по вине местных властей, так и из-за того, что федеральные средства на выплату денежного вознаграждения за классное руководство за ноябрь и декабрь 2013 г. дошли не до всех муниципалитетов в полном объеме. Наш журнал будет отслеживать ситуацию, и если она не изменится, то в скором времени может появиться судебная практика и мировые соглашения с профсоюзными организациями.


Учителя понимают, что от разговоров ничего не изменится, что никто в грядущей перспективе им больше не даст, не проиндексирует и не повысит зарплату. Они ведь не на облаке живут, понимают, что сейчас не те времена, когда можно стучать по столу и требовать. Самое лучшее, если сильно не убавят, не отнимут то, что добавили в 2012 году. Региональные и муниципальные бюджеты трещат по швам и постоянно (не реже раза в квартал) требуют корректировки расходной части - об этом учителя в регионах тоже наслышаны. Тем, кто не следит за экономической ситуацией, ее растолковывают директора - на пальцах буквально, когда объясняют снятие той или иной доплаты. Но объяснениями, как показывает опрос, занимается далеко не каждый директор. Чаще всего недовольных начислениями педагогов посылают в бухгалтерию. Но туда идут немногие: система начисления зарплаты стала снова до такой степени непрозрачной, что концов не найти.

Приведу наиболее показательные комментарии учителей - опять же уточню - из разных регионов:

"Зарплата у меня в этом учебном году стала где-то на 1000 рублей меньше, хотя часы веду те же, что и в прошлом. Почему так, я не выясняла. Я не доверяю «начислителям»: уверена, что обманывают. Схему начисления отследить, как раньше, невозможно. Коллега жаловалась недавно, что ей больше года платили по низшей категории. Теперь разобраться невозможно. Бухгалтерия на школьные приказы стрелки переводит, а школа показывает свои протоколы и на бухгалтерию кивает".
"Нам на совещании в сентябре объявили, что стимулирующих не будет совсем. Раньше, последние 3 года, нам платили стимулирующие осенью и обещали потом (ближе к концу года) заплатить еще. Все учителя бросались во все виды работ, собирали доказательства (портфолио), но больше за весь год начислений не было. Вот такая происходила у нас игра-замануха. Я все равно работаю в своем режиме: мне неважно, есть премия или нет. А вот коллеги были страшно недовольны, потому что в обычном режиме они так не напрягаются.Им и так хватает занятий, а для премии приходилось разрываться, недоделывать основную работу..."

"В этом году зарплата ощутимо меньше. Стали выяснять, почему. Оказалось, убавили оплату по многим направлениям: классное руководство, проверка тетрадей, занятия с надомниками. Совсем не начислили за занятия с группой продленного дня (правда, это объяснили ошибкой бухгалтера). При нагрузке 11 часов без классного руководства у учителя с высшей категорией, имеющего награды и поощрения разного уровня, получилось 8700, из которых 1 тысяча рублей составила премия к Дню учителя. 18 тысяч получила учитель русского языка и литературы высшей категории при 24 часах нагрузки с классным руководством, тетрадями, премией и 0,1 ставки ГПД (ее делят такими долями между учителями, занимающимися подготовкой к ЕГЭ). По ее словам, по сравнению с прошлым годом, она недополучила примерно 1600 рублей. И это при том, что у нас еще так называемый "коэффициент" - 15%. Он тоже входит в состав названных сумм. Вот такие у нас зарплаты. Удивлялись мы всей школой на молодого учителя из Армавира, который долго стеснялся признаться первому лицу, что получает всего 28 тысяч при трехлетнем стаже. А мы бы с удовольствием озвучили ему свои зарплаты".

"Зарплата в школах нашего города стала ниже в январе 2016, затем немного стабилизировалась. Сейчас парадокс состоит в том, что директорам запретили издавать и оплачивать премиальные приказы. От этого пострадали две полярные категории работников: лучшие учителя, которые всегда нарабатывают на премию, и младший обслуживающий персонал, который едва зарабатывает на «минималку», но оклады даже этого не позволяют без премий. После повышения минимальной зарплаты до 7500 рублей появилось понятие "доплата до МРОТ", которое всех причесало под одну гребенку. Начались конфликты, которые неясно пока, чем кончатся".

"В квиточках исчез пункт "Стимулирующие выплаты ежемесячные". Кроме того, нам не пересчитывают норматив - учеников в классах прибавилось, а финансы остались прошлогодние, да еще на 10,5 месяцев (так был принят бюджет). Нам пояснили, что других средств не будет и выплаты до первой половины декабря ложатся на ответственность руководителей - преступления еще не совершено, но виновные уже назначены. К дню учителя не было никаких выплат, мало того, именно к празднику пришли угрожающие вести об отмене премий. После чего мы сделали грустный вывод: кнут дешевле пряника и его хватает одного на всех".

"У нас в этом году первая зарплата совпала с днем учителя, и праздник был омрачен. Все получили меньше, чем ожидали: кто на тысячу, а кто и на 3-4 тысячи рублей - в зависимости от нагрузки. Коллектив у нас непокорный, зубастый, мы сразу же все пошли к директору и потребовали объяснений. Оказалось, у всех сняты надбавки за часы в профильных классах. То есть больше всех пострадали учителя высокой квалификации, которые ведут старшие и выпускные классы, готовят к ЕГЭ. Это верх несправедливости. Директор нам стала говорить про перерасход бюджета, его секвестирование на уровне муниципалитета, уговаривала потерпеть. Сказала, что надо дотянуть до конца года, а дальше "все наладится". Мы ей не верим. Написали в городской отдел образования петицию от профсоюза. Результата пока нет, ждем".

"У нас как была непрозрачной система начисления, так и осталась. Выяснить что-то невозможно. Зарплаты получаем в конвертах. На уровне разговоров знаю, что суммы отличаются даже у педагогов с одной и той же нагрузкой, одинаковой категорией, одним и тем же стажем. Почему, непонятно. Портфолио мы не собираем, точнее собираем к аттестации. Никакой системы баллов, как в других школах, у нас нет и не было. Директор поощряет учителей сам на свое усмотрение, сам взвешивает заслуги. Это, само собой, далеко не всегда отражает истинный вклад учителя в имидж школы. Личная симпатия играет гораздо большую роль. Премию платят из внебюджетных средств, собираемых с родителей попечительским советом, два раза в год. Премии в основном смехотворные, чисто символические. Но есть у нас и игра в демократию. Методическое объединение один раз в год должно собраться и выдвинуть кандидатуру на крупную премию - размером примерно в 5 тысяч. У нас сначала были по этому поводу ссоры, потому что если судить "по заслугам", то премии всегда будет удостаиваться один и тот же учитель (если методобъединение крупное, то два). Поэтому мы решили пойти по самому простому пути - выдвигать кандидатуру по очереди: сегодня Иванову, на следующий год Сидорову, потом Петрову и так далее. Никому не обидно, а деньги всем нужны. Так и живем. Но жаловаться грех - родители в основном обеспеченные, многих из нас кормит репетиторство. Директор это понимает - он прекрасно знает, что протестовать мы не будем. Недовольных у нас не держат".

" В этом году у нас по мелочам все отобрали. За тетради не платят, за руководство методобъединение тоже - это теперь общественная нагрузка, за сложность и напряженность труда доплату отменили давно. За классное руководство тоже убавили, несмотря на то, что нагрузка на классных увеличивается с каждым годом. И даже символические 100 рублей "на методическую литературу" и то убрали. Решили, наверное, что на эти деньги уже никакую литературу не купишь, а в масштабе региона это неплохая экономия - мелочь, а приятно".

Думаю, что комментировать эти ответы не нужно. У читателей есть немало собственных примеров муниципальной и региональной экономии на учителях, готовых терпеть и не возмущаться.

Фото Вадима Мелешко