Изделие н 2. Почему презерватив называется «резиновое изделие номер два»? Оборудование и вооружение

Существует несколько мнений относительно происхождения названия. Одно из них говорит о том, что в СССР нумеровали различные виды резины, отличающиеся друг от друга плотностью. Так, «Резиновым изделием № 1» называли , «Резиновым изделием № 2» - презерватив, № 3- ластик, а «Резиновым изделием № 4» - галоши. Еще есть версия, что в фармацевтике знаком «№» указывалось количество штук товара в упаковке. Например, если таблеток в пластине – 10 штук, то на блистере будет стоять №10, а в те времена одна упаковка содержала 2 презерватива. Но на самом деле №2 обозначала всего лишь размер изделия.

Первые презервативы стали выпускать в 1936 году на Баковском заводе. Связано это было с указом Сталина о запрете абортов. Всего было три вида изделий, различавшихся размерами: №1 – маленький, №2 – средний, и №3 – большой. Изделия №1 спроса не имели по понятным причинам: не каждый спокойно признается в том, что его достоинство ниже среднего размера, а женщинам в те времена приобретать этот товар считалось зазорным. Презервативы под номером три были слишком большими, так что презерватив №2 стал самым ходовым товаром, и остальные виды, скорее всего, просто перестали завозить, а потом и выпускать. К слову, средний размер подходил почти всем мужчинам, т.к. был рассчитан на длину 180 мм и ширину 54 мм, что сопоставимо с европейским XXL– .

Презервативы были примерно в 2-3 раза толще современных, зато выдерживали нагрузку до 200 кг на квадратный сантиметр.

Формы выпуска

Качество товара и упаковка не менялись десятки лет, как и технология производства. Изделие продавалось только в аптеках, было сделано из плотной, жесткой резины, а для предотвращения склеивания посыпалось тальком. По цвету резина была желтоватой и пахла довольно неприятно. Презервативы фасовались по 2 в картонную упаковку, которая стоила 43 копейки, а после реформы 1961 года – 4 копейки. В народе их в то время так и называли – «4 копейки». В середине 60-х годов средства защиты стали делать в индивидуальных упаковках, а в 70-х появились первые отечественные экземпляры, похожие на современный вариант: со спермонакопителем, в силиконовой смазке и упаковке из фольги. Новый ГОСТ на презервативы был принят в 1981 году – теперь маркировка размеров была буквенная – А, Б и В. А во времена перестройки стали выпускать разноцветные варианты: красные, синие и зеленые.

В нашей стране в конце 1980-х годов ежегодно продавалось около 200 млн. штук резиновых изделий.

«Резиновое изделие №2» пользовалось огромным спросом, несмотря на все неудобства и недостатки, особенно во времена дефицита. Презервативы покупали впрок, по 10 и более штук. Если была возможность достать импортные аналоги, то их даже преподносили в качестве презента на праздники.

Первые советские управляемые ракеты «воздух-земля» малой дальности позволили заметно поднять ударные возможности фронтовой . При этом их использование было связано с определенными трудностями. В частности, ракеты Х-66 и Х-23 требовали от летчика контролировать полет ракеты до момента попадания в цель. Кроме того, они несли сравнительно легкую боевую часть, из-за чего не могли поражать укрепления противника и т.п. объекты. В 1970 году министерство обороны СССР инициировало начало разработки нового авиационного управляемого боеприпаса, который смог бы эффективно решать поставленные задачи, но при этом не унаследовал бы недостатки своих предшественников.

Проект новой управляемой ракеты получил обозначение Х-29. Разработку этого изделия поручили конструкторскому бюро «Молния» (ныне НПО «Молния»), главным конструктором стал М.Р. Бисноват. Специалисты «Молнии» выполнили большую часть работ, однако в середине семидесятых годов были вынуждены прекратить свое участие в проекте. Из-за массы заказов по программе «Буран» КБ «Молния» передало документацию по проекту Х-29 в МКБ «Вымпел» (ныне ГосМКБ «Вымпел»). Эта организация уже имела большой опыт создания управляемого вооружения, в том числе авиационных систем. Сотрудники «Вымпела» под руководством А.Л. Ляпина завершили разработку проекта и наладили серийное производство новых боеприпасов. В настоящее время производство и сопровождение ракет Х-29 осуществляется корпорацией «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), в состав которой входит ГосМКБ «Вымпел» и другие профильные организации.

Существующие управляемые ракеты наводились на цель при прямом участии пилота или автоматики самолета. Для упрощения боевой работы требовалось отказаться от радиокомандных и т.п. систем, создав новые головки самонаведения, работающие в режиме «запустил-забыл». Новое изделие Х-29 было решено оснастить перспективной ГСН, обеспечивающей такое применение. Ввиду требований по дальности пуска (до 10-12 км) появилась возможность оснастить ракету оптической системой наведения. В результате решили делать две модификации боеприпаса с максимальной степенью унификации, оснащенные разными ГСН – телевизионной и лазерной.

Унифицированные агрегаты

В силу некоторых причин ракета Х-29 получила такую же аэродинамическую схему, что и предыдущие управляемые вооружения этого класса, – «утка». Ракета имеет цилиндрический корпус длиной 3875 мм и диаметром 400 мм. В носовой части корпуса имеется набор Х-образных дестабилизаторов, за которыми располагаются рули схожей конструкции размахом 750 мм. На хвостовой части корпуса закреплены Х-образные крылья с элеронами размахом 1,1 м. Конструктивно корпус разделен на пять отсеков, вмещающих то или иное оборудование. В головном находится головка самонаведения, из-за чего ракеты различных модификаций отличаются формой головного обтекателя. За головным отсеком находится объем с системой управления. Среднюю часть корпуса занимает осколочно-фугасная боевая часть, за которой помещен твердотопливный ракетный двигатель. В хвостовом отсеке располагается сопло двигателя, вокруг которого размещены приводы элеронов.

Во втором отсеке корпуса ракет семейства Х-29 находится унифицированный автопилот, обеспечивающий удержание ракеты на заданном курсе и управляющий рулями. Он получает данные от используемой ГСН и на их основе вырабатывает команды для рулевых машинок. Для управления по крену используются элероны на крыльях. За управление в каналах тангажа и рысканья отвечают две пары рулей. Рули связаны попарно (по каналам управления) и приводятся в движение двумя рулевыми машинками (по одной на каждый канал). При запуске рули переводятся в положение, обеспечивающее отдаление ракеты от самолета-носителя. В составе электрооборудования ракеты имеется ампульная батарея постоянного тока с форсированным обогревом. Для запуска и обеспечения работы батареи используется отдельный пироблок, вырабатывающий горячий газ. Заряда батареи хватает для работы всех систем в течение 40 с, что значительно превышает максимально возможную продолжительность полета.

Ракеты Х-29 оснащаются твердотопливным двигателем ПРД-280 с тягой до 225-230 кН. В отличие от ракет Х-66, Х-23 и Х-25, изделие Х-29 имеет одно сопло двигателя, находящееся на хвостовом торце корпуса. Такие отличия конструкции обусловлены отсутствием полноценного приборного отсека в хвосте корпуса более новой ракеты. Запуск двигателя осуществляется с небольшой задержкой после отцепки от самолета-носителя, благодаря чему раскаленные газы двигателя не повреждают конструкцию последнего. Заряд двигателя сгорает за 3-6 с, разгоняя ракету до скоростей порядка 600 м/с. При этом средняя скорость полета с учетом планирования при отцепке и планирования после сгорания заряда твердого топлива находится на уровне 300-350 м/с.

Управляемые ракеты Х-29 оснащаются бронебойно-фугасной боевой частью 9Б63МН весом 317 кг, что составляет примерно половину от стартового веса изделия. Боевая часть выполнена в виде стального корпуса весом 201 кг, имеющего конусообразную головную часть с утолщенными стенками. Внутри корпуса находятся 116 кг взрывчатого вещества. Конструкция боевой части рассчитана с учетом необходимости поражения как живой силы или незащищенной техники, так и укреплений, построек или кораблей. По некоторым данным, конструкция боевой части позволяет пробить до 3 м грунта и 1 м бетона. Во избежание отскока при попадании под острыми углами к поверхности цели боевая часть оснащена противорикошетным устройством. Взрыватель боевой части КВУ-63 может работать в контактном режиме или производить подрыв с замедлением. Контактные датчики имеются в головной части ракеты, рядом с рулями, а также на передних кромках крыльев. Режим работы взрывателя выбирается пилотом перед пуском. Контактный подрыв предназначен для уничтожения техники и живой силы, а замедление используется для атаки бункеров, бетонных сооружений и т.п. объектов.

В проекте Х-29 изначально предусматривалась модульная конструкция с возможностью установки головки самонаведения нужной модели. По заказу Минобороны сотрудники КБ «Молния», а затем МКБ «Вымпел» сначала разработали два варианта ГСН: лазерную и телевизионную. Вариант ракеты с наведением по отраженному свету лазера получил обозначение Х-29Л или «Изделие 63», с телевизионной головкой – Х-29Т или «Изделие 64». Внешне ракеты этих двух типов отличаются только формой головного обтекателя, внутри которого размещаются агрегаты головки самонаведения. При этом существует небольшая разница в стартовом весе изделий. Готовая к применению ракета Х-29Л весит 660 кг, Х-29Т – на 20 кг больше.

Ракеты Х-29 обоих типов поставлялись в транспортных контейнерах размерами 4,5х0,9х0,86 м (Х-29Л) и 4,35х0,9х0,86 м (Х-29Т). Ракета с лазерной ГСН в контейнере весит 1000 кг, с телевизионной – 1030 кг. Для подвески на самолеты и запуска могут использоваться катапультные устройства АКУ-58 и их модификации.

Головки самонаведения

Головная часть ракеты Х-29Л имеет форму, образованную двумя коническими поверхностями, на которых имеются трапециевидные аэродинамические дестабилизаторы, улучшающие управляемость и маневренность в полете. В головной оконечности обтекателя предусмотрен прозрачный участок, через который ГСН «следит» за пятном лазерной подсветки. С целью упрощения конструкции и удешевления производства Х-29Л получила полуактивную лазерную ГСН типа 24Н1, разработанную ЦКБ «Геофизика» под руководством Д.М. Хорола для ракеты Х-25. Для проведения атаки самолет-носитель или наземный наводчик должен был подсвечивать выбранную цель лазерным лучом. Головка самонаведения в таком случае должна засекать отраженный целью свет и наводить ракету методом пропорционального сближения.

Способ применения ракеты с лазерной ГСН зависел от типа бортовой аппаратуры самолета-носителя. Так, в случае с подвесным контейнером «Прожектор-1», обеспечивавшим перемещение лазерного луча только в вертикальной плоскости, автоматика ракеты должна была сразу работать в режиме наведения с управлением по двум каналам. В случае использования более совершенных систем «Кайра» или «Клен» с двухплоскостным наведением луча появлялась возможность подъема на некоторую высоту относительно самолета-носителя и последующего выполнения «горки», повышавшей эффективность атаки при запуске с малых высот.

В зависимости от типа используемой аппаратуры подсветки самолет-носитель после сброса ракеты мог выполнять маневрирование в определенных пределах. При использовании наземной аппаратуры целеуказания летчик после запуска мог покидать район цели, не рискуя попасть под огонь зенитных средств противника. Ракету Х-29Л можно было запускать на высотах от 200 м до 5 км при скорости носителя от 600 до 1250 км/ч. При этом минимальная дальность стрельбы равнялась 2 км, максимальная – до 10 км. Следует отметить, ввиду использования лазерной ГСН фактическая дальность стрельбы зависела от метеорологических условий и других факторов, мешающих захвату лазерной метки.


Головка самонаведения 24Н1 ракеты Х-29Л

Использование нового автопилота в сочетании с существующей лазерной головкой самонаведения 24Н1 дало весьма интересный результат. Круговое вероятное отклонение ракеты Х-25, для которой создавалась эта ГСН, достигало 10 м. Новые приборы смогли довести КВО ракеты Х-29Л до 3,5-4 м, что позволяло с высокой вероятностью поражать помеченные лазером цели. Тем не менее, реальные характеристики в условиях боевого применения могли серьезно отличаться от указанных из-за различных причин технического и тактического характера.

Управляемая ракета «воздух-земля» Х-29Т получила более сложную и дорогую телевизионную головку самонаведения «Тубус-2», созданную в НПО «Импульс». Проигрывая изделию 24Н1 в стоимости и простоте, система «Тубус-2» упрощала атаку целей за счет полноценной реализации принципа «запустил-забыл». При сборке ракеты телевизионная ГСН устанавливается на те же крепления, что и лазерная головка ракеты Х-29Л.


Головка самонаведения «Тубус-2» ракеты Х-29Т

ГСН «Тубус-2» имеет цилиндрический корпус с полусферическим головным обтекателем, выполненным из прозрачного материала. В составе головки имеется оптико-электронная часть и координатор цели, установленный на подвижном карданном подвесе. Кроме того, предусмотрена аппаратура для обработки видеосигнала и передачи данных на автопилот ракеты. Видеосистема изделия «Тубус-2» в режиме поиска цели обеспечивает обзор зоны размерами 12°х16°. В режиме автоматического сопровождения цели поле зрения ограничено углами 2,1°х2,9°. Координатор способен обеспечивать слежение за целями, движущимися с угловой скоростью не более 10 град/с. Видеокамера выдает изображение с качеством 625 строк, 550 линий, 50 Гц.

Методика боевого применения ракеты Х-29Т выглядит следующим образом. Летчик, визуально или используя бортовые средства наблюдения, должен обнаружить цель и поместить ее в сектор наблюдения телевизионной ГСН. Далее при помощи видеосистемы ракеты, в том числе с использованием увеличения, он должен выбрать цель и навести на нее прицельную марку. Для захвата цели ГСН «запоминает» ее особенности, такие как сочетание контрастных светлых и темных участков. После выхода на разрешенную дальность пуска летчик может осуществлять отцепку ракеты. Дальнейший полет ракеты осуществляется автоматически. Ракета самостоятельно следит за целью и наводится на нее. Перед поражением выполняется «горка», чтобы ракета могла поразить цель, например укрепленное сооружение, сверху, с наибольшей эффективностью.

Из-за максимально возможной унификации ракеты семейства Х-29 имеют схожие характеристики. Х-29Т с телевизионной ГСН может запускаться с высоты от 200 м до 10 км при скорости полета самолета-носителя в пределах 600-1250 км/ч. При этом обеспечивается стрельба на дальность от 3 до 12 км. Круговое вероятное отклонение не превышает 2-2,5 м. При этом реальные характеристики ракеты Х-29Т напрямую зависят от различных условий и могут варьироваться в широких пределах.


Устройство ракеты Х-29Т: I - головка самонаведения: 1 - объектив «Гранит-7Т-М1»; 2 - телевизионная камера с видиконом; 3 - гиростабилизатор; 4 - блоки пассивного телевизионного координатора цели «Тубус-2»; 5 - дестабилизатор; 6 - блок питания; II - отсек управления: 7 - реакционные контактные датчики системы СКД-63; 8 - газовые приводы рулей; 9 - рулевые поверхности; 10 - ампульная электрическая батарея 8М-БА; 11 - электропреобразователь; 12 - блок управления (аппаратура и фильтры); 13 - отрывной штепсельный разъём; III - боевая часть: 14 - алюминиевые обечайки; 15 - стальной корпус боевой части 9Б63МН; 16 - взрывчатое вещество боевой части 9Б63МН; 17 - передний узел крепления; 18 - детонаторы с предохранительно-дистанционными устройствами 3В45.01; IV - двигатель: 19 - блок коммутации контактного взрывательного устройства КВУ-63; 20 - пиропатроны УПД2-3 поджига двигателя; 21 - чеки запуска двигателя и КВУ-63; 22 - воспламенитель; 23 - ракетный двигатель твёрдого топлива ПРД-280; 24 - реакционные кабельные контакты контактного взрывного устройства КВУ-63; 25 - крыло; 26 - задний узел крепления; 27 - газогенератор блока газоснабжения; V - сопло и хвостовое оперение: 28 - фильтры и регуляторы давления блока газоснабжения; 29 - элерон; 30 - привод элеронов; 31 - сопло двигателя.

Новые модификации

Разработка проекта Х-29, начатая в КБ «Молния», была завершена сотрудниками МКБ «Вымпел». Эта же организация занималась проведением испытаний. В конце семидесятых годов оба предлагаемых типа ракет прошли весь комплекс испытаний и необходимых доводок. В 1980 году изделия Х-29Л и Х-29Т были приняты на вооружение военно-воздушных сил Советского Союза.

В ходе дальнейшего развития проекта в МКБ «Вымпел» были разработаны несколько новых ракет, отличающихся от базовых Х-29Л и Х-29Т некоторыми параметрами, использованным оборудованием и назначением. На данный момент известно о следующих модификациях:
- УХ-29. Учебный вариант ракет, предназначенный для подготовки летчиков. Представляет собой обычное серийное изделие с яркой окраской. Вместо стандартного белого цвета окрашиваются в красный (полностью) или в красный с белой центральной секцией. При испытаниях ракет Х-29 в составе комплекса вооружения бомбардировщика Су-24М использовалась ракета с красной головной и хвостовой частью и «шахматной» красно-белой окраской центрального отсека;
- Х-29МЛ. Ракета с обновленной лазерной системой наведения, обеспечивающей большую точность попадания;
- Х-29ТМ. Модернизированный вариант ракеты с новой телевизионной ГСН;
- Х-29ТЭ. Модернизированный экспортный вариант Х-29Т. По некоторым данным, дальность стрельбы увеличена до 30 км;
- Х-29ТД. Модификация с обновленной системой наведения. По некоторым данным, оснащается телевизионной ГСН с тепловизионным каналом, обеспечивающим применение в ночных условиях;
- Х-29МП. Ракета с пассивной радиолокационной головкой самонаведения.

В арсеналах

Ракеты Х-29 были приняты на вооружение в 1980 году, уже после начала войны в Афганистане. Первое боевое применение новых боеприпасов состоялось только в 1987 году. С апреля 87-го советские летчики регулярно использовали такое против различных сложных целей. Использование оптических систем наведения сказалось на эффективности ракет. Так, в апреле 1987 года штурмовики Су-25 378-го ошап, вооруженные ракетами Х-25 и Х-29Л, впервые получили приказ уничтожить вырубленные в скалах склады. Для подсветки цели использовались самолетные системы «Клен-ПС». Из-за дыма, образовавшегося во время атаки, две из четырех запущенных Х-29Л не смогли навестись на цель. Кроме того, определенную сложность представляла подсветка цели в условиях боя.

Для повышения эффективности применения управляемых ракет в 378-м отдельном штурмовом авиаполку при содействии специалистов, приехавших из СССР, построили т.н. БОМАН – «Боевую машину авиационного наводчика». На БТР-80 позади башенки установили дальномер-целеуказатель «Клен-ПС», снятый со списанного штурмовика Су-25. В дальнейшем появилась «модификация» БОМАН, в которой дальномер-целеуказатель мог убираться внутрь бронекорпуса. Для поиска цели на таких машинах использовался оптический прицел от пулемета НСВ-12,7.

Появление машин авианаводчика вскоре сказалось на эффективности применения управляемого авиационного вооружения. При использовании такой техники пилотам-штурмовикам приходилось только выходить на рубеж пуска, производить захват цели и запускать ракеты. Поиск и подсветка цели возлагались на экипаж БОМАН, причем машина могла выполнять свою работу, находясь на безопасном расстоянии от цели. Кроме того, во время боевой работы машина стояла на одном месте и не двигалась, благодаря чему наводчик имел возможность четко и точно подсвечивать выбранную цель. При подсветке с самолета пятно лазера могло значительно смещаться от предполагаемой точки прицеливания.

За оставшиеся годы войны в Афганистане советские летчики израсходовали около 140 управляемых ракет нескольких типов. Это оружие в основном применялось для поражения защищенных сложных целей, например, складов и т.п. объектов в горных пещерах. Характеристики лазерной ГСН 24Н1 позволяли попасть ракетой прямо во вход в пещеру. Если внутри находился склад боеприпасов, то 317-килограммовая боевая часть ракеты Х-29Л не оставляла никаких шансов припасам и живой силе противника. Кроме того, практиковалась стрельба по своду пещеры над входом при установке взрывателя на подрыв с задержкой. За счет высокой скорости и прочного корпуса боевая часть ракеты заглублялась в камень и обрушивала свод, запирая внутри врагов и их имущество.

Во время двух войн в Чечне российские ВВС тоже ограниченно использовали ракеты Х-29Л и Х-29Т. Сравнительно малое количество использованных ракет обуславливалось сложной метеорологической обстановкой. Плохая погода просто не позволяла в полной мере использовать все возможности управляемого оружия.

В восьмидесятых годах ракеты Х-29 начали поставляться зарубежным странам. Такое оружие в разное время закупалось Алжиром, Болгарией, Венесуэлой, ГДР, Ираком, Ираном и другими странами, приобретавшими советскую авиационную технику. В общей сложности, с учетом бывших республик Советского Союза, ракеты семейства Х-29 использовались и остаются на вооружении в 26 странах.

Некоторые зарубежные государства имели опыт применения советских управляемых ракет «воздух-земля». Первыми из зарубежных стран ракеты Х-29 в бою использовал Ирак во время войны с Ираном. Ввиду наличия у противника в достаточной мере развитой системы ПВО иранские военно-воздушные силы были вынуждены активно использовать высокоточное управляемое вооружение, пригодное для нанесения ударов без входа в зону поражения ракет противника. Носителями ракет Х-29Л были самолеты МиГ-23БН советского и Mirage F1 французского производства. Смешанным был и состав вооружения самолетов, поскольку они применяли как советские, так и французские ракеты. Кроме того, вместе с ракетами с лазерным наведением использовалась французская лазерная аппаратура.

Во второй половине 2000 года, во время Эфиопо-эритрейского конфликта, ВВС Эфиопии использовали ракеты Х-29МП и Х-29Т для подавления вражеской ПВО. Самолеты Су-25, каждый из которых нес по две ракеты с радиолокационными и телевизионными ГСН, с истребительным сопровождением смогли прорваться на рубеж запуска и уничтожить РЛС эритрейских ЗРК «Квадрат» при помощи Х-29МП. Далее ракетами Х-29Т были «добиты» оставшиеся средства зенитного комплекса. Немного позже Эфиопия предприняла попытку аналогичного удара, однако на этот раз противнику удалось вовремя засечь атаку и провести пуск зенитных ракет, которые повредили один из вражеских Су-25. Тем не менее, штурмовики смогли уничтожить РЛС ЗРК, после чего «ослепшие» комплексы были поражены свободнопадающими бомбами истребителей-бомбардировщиков.



Ракеты семейства Х-29 можно считать удачным представителем отечественных управляемых вооружений класса «воздух-земля». Они имеют высокую точность наведения и большое могущество боевой части, позволяющие уничтожать различные цели, в том числе укрепленные постройки и подземные сооружения. Тем не менее, это оружие не было лишено недостатков. Лазерное и телевизионное наведение могли осуществляться только в хороших погодных условиях, при отсутствии искусственных помех наподобие дыма или различных аэрозолей. Кроме того, со временем малая дальность пуска, закладывавшаяся в требования к изделиям, стала недостаточной для защиты самолета от позднее появившихся средств ПВО малого радиуса.

Хотя ракеты семейства Х-29 имеют как положительные, так и отрицательные особенности, их можно считать, как минимум, одними из самых удачных разработок своего класса, созданных в нашей стране. Более того, на момент своего появления и в течение некоторого времени после этого они были самыми совершенными отечественными управляемыми ракетами «воздух-земля».

По материалам:
http://airwar.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://militaryparitet.com/
http://airforce.ru/
http://aviaros.narod.ru/
Марковский В.Ю., Приходченко И.В. Штурмовик Су-25 «Грач». Бронированный наследник Ил-2 – М.: Яуза: ЭКСМО: 2011

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Ми-28Н "Ночной охотник" / изделие 294 / ОКР "Авангард-2" - HAVOC-B
Ми-28НМ

Всепогодный ночной-дневной ударный вертолет. В 1993 г., после окончания первого этапа государственных испытаний ударного вертолета Ми-28А было получено предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов, оснащенных комплексом оборудования и вооружения для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Однако М.В. Вайнберг, ставший к тому времени генеральным конструктором «МВЗ им. М.Л. Миля», принял решение прекратить разработку Ми-28А на заключительном этапе государственных испытаний и сосредоточить все силы и финансовые возможности на разработке боевого вертолета Ми-28Н («Н» - ночной) - ОКР "Авангард-2" - круглосуточного и всепогодного, с принципиально новым интегрированным комплексом бортового оборудования пятого поколения.

Испытания . Первый опытный вертолет Ми-28Н был построен в августе 1996 г. и совершил первый полет 14 ноября 1997 г. (летчик-испытатель В.В.Юдин и штурман С.В.Никулин), а с 30 апреля 1997 г. начал проходить заводские летные испытания. Через четыре года Ми-28Н поступил на государственные совместные испытания (2001 г.). Учитывая большую потребность в военных машинах подобного типа, командование ВВС РФ в 2002 г. приняло Ми-28Н как основной перспективный боевой вертолет будущего, не дожидаясь завершения испытаний. В июне 2005 г. к программе испытаний приступил второй опытный прототип Ми-28Н. 4 марта 2006 г. после успешного окончания первого этапа государственных совместных испытаний государственная комиссия под председательством главнокомандующего ВВС Российской Федерации генерала армии В.С.Михайлова выдала заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н. В мае 2006 г. к госиспытаниям присоединился первый серийный Ми-28Н борт №32. Государственные совместные испытания Ми-28Н завершены 26 декабря 2008 г. подписанием акта об их окончании. В ГСИ приняли участие 2 опытных и 7 предсерийных вертолетов. 15 октября 2009 г. распоряжением Президента России Ми-28Н официально принят на вооружение в качестве основного ударного вертолета.


Вертолеты Ми-28Н бортовые №№09 и 10 желтые, лето 2012 г. (фото - A.Blogin, http://ruforces-com.livejournal.com).


Ми-28Н постройки 2012 г. на аэродроме ПО "Роствертол", г.Ростов-на-Дону, 9 марта 2012 г. (фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net/).


Первый прототип Ми-28Н - вертолет ОП-1, бортовой №014 после доработок на авиашоу МАКС-2003, 23.08.2003 г. (фото - Flavien Breitenmoser, http://www.airliners.net).


Вертолет Ми-28Н - прототип вертолета Ми-28НЭ участвовавший в показательных полетах в Индии на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. (фото - VLAS, ).


Динамическая схема Ми-28Н послужила основной для разработки на МВЗ им. М.Л. Миля проектов новых вертолетов: воздушной боевой машины пехоты Ми-40 и транспортно-пассажирского вертолета Ми-58.

Серийное производство . Учитывая положительные результаты совместных госиспытаний первого опытного образца Ми-28Н, Правительство РФ 14 декабря 1997 г. выпустило постановление о завершении работ по Ми-28 и начале серийного производства на Ростовском вертолетном заводе. Однако из-за тяжелого экономического положения в стране завершить постройку первого предсерийного вертолета ростовчанам удалось только в марте 2004 г., уже в варианте модификации Ми-28Н «Ночной охотник» - первый вертолет ростовской сборки (борт №02, позже - 024) совершил первый полет 24 марта 2004 г. До официального решения 27 декабря 2005 г. первый полет совершил первый серийный вертолет борт №32. Выданное 4 марта 2006 г. государственной комиссией заключение о выпуске установочной партии Ми-28Н явилось официальным разрешением ОАО «Роствертол» начать серийный выпуск вертолетов Ми-28Н, а для подразделений заказчика - осуществлять их эксплуатацию. В том же году первые серийные «Ночные охотники» начали поступать в состав ВВС РФ и подписан контракт на поставку до 2015 г 67 вертолетов Ми-28Н. Ранее в СМИ заявлялось о планах до 2010 г. поставить 50 таких машин. Всего же потребность отечественных ВВС оценивается в 300 «Ночных охотников». Заинтересованность в приобретении вертолетов выразили военные министерства ряда стран дальнего зарубежья. Ежегодно запланировано поставлять Вооруженным Силам России по десять Ми-28Н. По состоянию на 2010 г. серийное производство ведется заводоа ОАО "Роствертол" в г. Ростов-на-Дону.


Предистория Ми-28 (размещена до публикации отдельной статьи ):
К углубленной проектной разработке боевого вертолета Ми-28 сотрудники «МВЗ им. М.Л. Миля» под руководством главного конструктора М.Н. Тищенко приступили в 1972 г. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета Ми-28. Все работы возглавил заместитель главного конструктора А.Н. Иванов, ответственным ведущим конструктором был назначен М.В. Вайнберг. Поиск наиболее рационального внешнего облика и работа по улучшению технических и летных показателей вертолета проводились в сотрудничестве со специализированными научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и летно-испытательными организациями.
К концу 1977 г. конструкторы МВЗ им. М.Л. Миля закончили эскизный проект, а в 1979 г. ОКБ приступило к рабочему проектированию винтокрылой машины и испытаниям первых экспериментальных образцов агрегатов и систем. В августе 1980 г. правительственная Комиссия по военно-промышленным вопросам, ознакомившись с ходом разработки перспективного боевого вертолета Ми-28, приняла решение о строительстве опытно-экспериментальных образцов, не дожидаясь официального утверждения окончательного макета. Поэтому первый образец Ми-28, собранный в июле 1982 г., дорабатывался до требуемого уровня в процессе доводки и летных испытаний.
10 ноября 1982 г. экипаж в составе ведущего летчика-испытателя завода Г.Р. Карапетяна и штурмана-испытателя В.В. Цыганкова впервые оторвал новый вертолет от земли, а 19 декабря того же года - осуществил первый полет по кругу. Вертолет поступил на совместные сравнительные государственные испытания, В сентябре 1983 г. опытное производство МВЗ завершило сборку второго летного экземпляра. Он использовался для испытания вооружения.
В 1986 г. Ми-28 успешно прошел основную часть программы госиспытаний, и в следующем году последовало правительственное постановление о запуске вертолета в серийное производство. Тогда же МВЗ им. М.Л. Миля завершил постройку предсерийного прототипа, названного Ми-28А. Вертолет получил высокую оценку как отечественных, так и зарубежных специалистов. Он полностью соответствовал своему назначению и превосходил по многим показателям все вертолеты аналогичного класса. Пилотажные и маневренные характеристики уникальны и гарантируют высокую степень выживаемости в воздушном бою. 6 мая 1993 г. летчик-испытатель Карапетян впервые выполнил на Ми-28 «петлю Нестерова», а спустя несколько дней - «бочку».
Всего включая Ми-28А в 1982-1991 г.г. построено и летало 4 вертолета Ми-28.

Конструкция :
Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с рулевым винтом, двумя ГТД, трехопорным шасси и вспомогательным крылом.
Фюзеляж цельнометаллический, полумонококовой конструкции, включает в себя носовую и центральную части, а также хвостовую и килевую балки. В носовой части находятся два раздельных бронированных отсека кабины экипажа, в которой размещены спереди кресло штурмана-оператора, а сзади и выше кресло пилота. Для повышения боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа имеется бронезащита кабины, в которую входит набор керамических плиток, наклеенных на каркас носовой части фюзеляжа. Ми-28Н - единственный в мире вертолет, оснащенный боковыми бронестеклами. Летчик и штурман разделены бронеперегородкой. Дверь штурмана находится на левом борту, а летчика - на правом. Двери и стекла оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании кабин под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси. Спереди внизу к носовой части крепится на стабилизированной платформе обзорно-прицельная станция и рама пушечной установки. Под полом летчика размещены блоки электрооборудования и прицельно-пилотажно-навигационного комплекса.

Бронирование - полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания пуль калибром до 12,7 мм, броня кабины выдерживает попадания снарядов 20 мм пушки "Вулкан".


Задний отсек радиооборудования имеет достаточно вместительные свободные объемы, позволяющие использовать его в качестве грузового (для перевозки аэродромного оснащения при передислокации вертолета либо эвакуации экипажа другого вертолета). Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность задевания за нее лопастью несущего винта при резком маневре. Задняя часть килевой балки выполнена в виде фиксированного руля. В верхней части килевой балки крепится стабилизатор. Под ее нижней частью находится хвостовая опора шасси.


Открытый задний отсек радиооборудования со свободными объемами. Вертолет Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Система пассивной защиты вертолета обеспечивает безопасность членов экипажа при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12 м/с. При этом величины перегрузок снижаются до уровня физиологически переносимых. Механизмы, приводившие в действие систему защиты, установлены на цилиндрах амортизаторов основных опор шасси. С их помощью осуществляется просадка энергопоглощающих кресел экипажа и отклонение вперед ручки продольно-поперечного управления, что исключает возможность травмирования летчика. Энергогасящие кресла "Памир-К" разработки КБ "Звезда", опускающиеся на 30 см, защищают экипаж от перегрузок, возникающих при аварийной посадке. В аварийной ситуации также обеспечивается принудительное травмобезопасное притягивание летчиков к спинке кресла привязной системой.


Крыло свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового вооружения и дополнительных топливных баков. По концам крыла в обтекателях располагаются устройства для отстрела помеховых патронов. В аварийной ситуации крыло может сбрасываться. Управление стабилизатором соединено с ручкой общего шага несущего винта.

Несущий винт пятилопастный. Лопасти имеют прямоугольную форму в плане. Лонжерон лопасти - из полимерных композиционных материалов образует носовую часть по форме профиля. К нему крепятся хвостовые отсеки, выполненные в виде обшивки из полимерных композиционных материалов с полимер-сотопластовым заполнителем. Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки используются металлофторопластовые и тканевые подшипники.

Хвостовой винт четырехлопастной. Для снижения шума и повышения эффективности спроектирован по Х-образной схеме. Его втулка состоит их двух модулей, установленных один над другим на шлицах ступицы. Каждый модуль представляет собой сочленение двух рукавов лопастей. Лопасть состоит из стеклопла-стикового лонжерона и хвостовой части из сотового блока и стеклопластиковой обшивки. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащаются электротепловой противообледенительной системой.

Шасси трехопорное с хвостовым колесом. В конструкцию опор основного шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным аварийным ходом. Устройство основных опор рычажного типа позволяет изменять клиренс вертолета. Топливная система выполнена в виде двух самостоятельных симметричных систем питания каждого двигателя с автоматическим перекрестным питанием и перекачкой. Она состоит из трех баков (двух расходных на каждый двигатель и одного общего), находящихся в контейнере топливных баков, стенки которого протестированы пенорезиной. Сами топливные баки заполняются предохраняющим от взрыва пенополиуретаном.

Трансмиссия состоит из многопоточного главного редуктора ВР-29, двух угловых редукторов УР-28, служащих для передачи крутящего момента от двигателей к главному редуктору, промежуточного редуктора, редуктора рулевого винта и трансмиссионных валов привода.

Система управления - бустерная, состоит из четырех установленных на главном редукторе комбинированных рулевых приводов, которые выполняют функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление вертолетом максимально скомплексировано: в кабине летчика размещены органы управления полетом, в кабине штурмана-оператора - управление вооружением.

Гидравлическая система состоит из двух независимых систем для питания комбинированных рулевых приводов и гидродемпферов. Электрическая система переменного тока питается от двух генераторов с приводом от главного редуктора.
Гидравлическая система состоит из двух независимых систем, служащих для питания комбинированных рулевых приводов систем управления и гидродемпфера в системе путевого управления.

Система жизнеобеспечения включает систему кондиционирования воздуха и кислородное оборудование.


Двигатели : 2 х турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА (ВМ модификация "А") мощностью по 2200 л.с. (2500 л.с. по западным данным - en.wikipedia.org ) разработки ОКБ им.В.Я.Климова, в серии с 1986 г. На вертолеты выпуска 2010 г. и позже (начиная с борта №01 белого) устанавливаются двигатели ВК-2500-02 - модификация двигателя ТВ3-117. Мощность двигателя на чрезвычайном режиме - 2700 л.с. Информация по новой модификации двигателя подтверждена в интервью Главкома ВВС России от 13.02.2012 г.

Независимая работа двиагетелей обеспечивает возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. На входах двигателей стоят грибовидные пылезащитные установки. Двигатели оборудованы экранно-выхлопными устройствами, снижающими тепловую заметность вертолета - как минимум с 2003 г. используются ЭВУ нового современного типа. Система впрыска воды обеспечивает беспомпажную работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. В качестве вспомогательной силовой установки использован двигатель АИ-9В, который также обеспечивает привод систем при проверках на земле и подачу теплого воздуха для обогрева кабин. В подкапотном пространстве редукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа, располагаются вентилятор и маслорадиатор.


Экранно-выхлопные устройства старого типа на Ми-28А (фото из архива Дмитрия Миронова, http://forum.eagle.ru и http://airbase.ru).


Экранно-выхлопные устройства нового образца на Ми-28Н борт №37 на выставке МАКС-2007, Раменское, 26.08.2007 г. (фото - Федор Борисов, http://www.airliners.net).


ТТХ вертолета :

Экипаж - 2 чел (пилот и штурман)

Длина - 21155 мм
Длина фюзеляжа без винтов - 17010 мм
Диаметр несущего винта - 17200 мм
Размах крыла - 4880 мм
Высота - 4800 мм

Масса взлетная максимальная:
- 12100 кг (боевая)
- 12139 кг (перегоночная)
Масса взлетная нормальная - 10700 кг
Масса пустого - 8550 / 8590 кг (по разным данным)
Масса полезной нагрузки - 2300 кг
Масса топлива:
- боевая - 634-1271 кг
- перегоночная - 3029 кг (включая 4 ПТБ)
Запас топлива во внутренних баках - 1900 л

Типовые варианты полезной нагрузки и заправки топливом (источник - ED forums ):

ПТУР "Атака" 8 8 8 16 16 8 16 8
УР "Игла" 4 4 4 4
НУР 2 х Б-8В20А 2 х Б-8В20А 4 х Б-8В20А 2 х Б-13Л1 2 х Б-13Л1 4 х Б-13Л1
Наличие боекомплекта НППУ и БКО без БКО без БКО и бк НППУ
ПТБ 4 ПТБ
Масса полезной нагрузки (кг) 2250 2382 2081 2530 2831 3517 3216 3305 3550 3550 3550 3509
Масса топлива (без 30 кг расходуемых до взлета, кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 3029
В т.ч. в основных баках (кг) 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 1271 960 1261 828 1294

Скорость:
- максимальная - 324 км/ч
- крейсерская - 265 км/ч
- боковая, задняя - до 100 км/ч
- угловая разворота на зависании - до 90 град/с
- угловая рыскания на зависании - до 117 град/с
- угловая крена на зависании - 100 град/с
Дальность:
- перегоночная - 1100 км
- практическая - 460 км
Потолок:
- динамический - 5700 м
- статический - 3700 м
- минимальный - 5 м

Вооружение :
- артеллирийское - состоит из несъемной подвижной пушечной установки НППУ-28 с пушкой 2А42 калибра 30 мм. Диапазон отклонения НППУ-28 составляет: по азимуту ±110°; по углу места +13...-40 град. Боезапас пушки в 250 снарядов располагается в двух ящиках с селективной двухсторонней подачей на поворотной части турели. Штатно артиллерийской установкой управляет штурман-оператор.


Артиллерийская установка НППУ-28 вертолета Ми-28Н борт №38 - прототипа вертолета Ми-28НЭ - на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г. Пушка находится в крайнем левом положении (фото - VLAS, ).


- ПТУР - на внешних балочных держателях может осуществляться подвеска до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120 комплекса « » или 9М114 комплекса « » (с радиокомандными системами наведения).

Ракеты "воздух-воздух" - на Ми-28Н предусмотрена установка ракет типа «Игла» класса «воздух-воздух» с ИК-головкой самонаведения с командно-аппаратными модулями - пусковыми установками "Стрелец". По состоянию на весну 2011 г. КАМ "Стрелец" поставлены на авиабазу в Буденновск.


Блок НАР Б-13 и пусковая установка "Стрелец" с ракетами "Игла" под Ми-28Н борт №38 на экспозиции авиасалона МАКС-2011, август 2011 г. (фото - VLAS, ).


- прочее подвесное вооружение - на внутренних держателях крепятся блоки неуправляемых ракет , или , унифицированные вертолетные гондолы ГУВ в пулеметном и гранатометном вариантах, контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Арсенал вертолета также включает тяжелые неуправляемые ракеты , пушечные контейнеры УПК-23-250 и зажигательные баки ЗБ-500.

Типовые варианты полезной нагрузки и вооружения, узлы подвески слева-направо по ходу вертолета (источник - ED forums , предположительно данные устаревшие ):

№ пп
узел подвески №1 узел подвески №2 узел подвески №3 узел подвески №4 Масса топлива
1 КМГУ
КМГУ КМГУ КМГУ 634 кг
2
698 кг
3
8 ПТУР "Атака"
КМГУ
КМГУ
8 ПТУР "Атака" 818 кг
4
8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 850 кг
5 1062 кг
6 8 ПТУР "Атака" 8 ПТУР "Атака" 1210 кг
7 ПТБ ПТБ ПТБ ПТБ 3017 кг

Оборудование :
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования включает в свой состав:
- навигационная система в составе высокоточной инерциальной системы ИНС-2000 и бесплатформенной курсовертикали СБКВ-2В-2 с комплексированием со спутниковой навигационной системой, доплеровским измерителем скорости и сноса (ДИСС) и системой воздушных сигналов (СВС), радиотехнической системы дальней навигации (РСДН);
- пилотажный комплекс
- бортовая вычислительная система на базе ЭВМ "Багет-53"
- информационно-управляющая система
- многофункциональная система отображения информации на ЖК-индикаторах МФИ-10-6М с многофункциональным пультом ПС-7В с устройством регистрации видеоинформации;
- система управления оружием
- обзорно-прицельная станция оператора - для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам. В состав входят: система стабилизации линии визирования, система автоматического сопровождения целей, оптико-телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- обзорно-пилотажная система летчика с очками ночного видения, предназначена для круглосуточного обзора местности, поиска и обнаружение объектов (ориентиров и препятствий). Состав: низкоуровневый телевизионный канал, тепловизионный канал, лазерный дальномер;
- АТТ (автомат теплотелевизионный) семейства "Охотник", разработки ФГУП "ГРПЗ" - обеспечивает интеллектуальную обработку видеоизображений, в результате чего становится возможным видение фоноцелевой картины при любых погодных условиях в любое время суток. В АТТ впервые из всех моделей "Охотник", реализован высокоскоростной цифровой интерфейс для передачи видеосигналов при вибрациях и крене вертолета, также обеспечивается автоматическое обнаружение и сопровождение целей;
- бортовая радиолокационная станция кругового обзора
- система управления ракетным вооружением
- нашлемная система целеуказания и индикации
- бортовой комплекс средств связи КСС-28Н-1, обеспечивает автоматический телекодовый обмен данными с наземными пунктами управления и другими летательными аппаратами, оборудованными аппаратурой, обеспечивающей встречную работу; дальнюю и ближнюю открытую и засекреченную радиосвязь через изделие криптозащиты и КВ-модем. Комплекс обеспечивает одновременную работу (прием - передача) по трем каналам связи, в том числе по двум телефонным каналам и одному телекодовому;
- система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении, пеленгатор УФ-излучения
- радиоаппаратура опознавания.

Оптико-электронная обзорно-прицельная станция с гиростабилизированными полями зрения ОПС-28 "Тор", разработанная Красногорским ОМЗ им. Зверева, имеет оптический, низкоуровневый телевизионный и тепловизионный каналы наблюдения. Со станцией конструктивно совмещены лазерный определитель дальности и система управления ПТУРами. Для облегчения пилотирования применяется турельная оптико-электронная система ТОЭС521 разработки Уральского ОМЗ им. Э.С.Яламова. Эта система так же оборудована лазерным дальномером, тепловизионным и телевизионным каналами. Вся обобщенная информация поступает на многофункциональные цветные жидкокристалические индикаторы - по два в кабинах летчика и штурмана-оператора, кроме того у летчика индикатор на лобовом стекле. На Ми-28Н освоена единая вычислительная среда в составе трех центральных БЦВМ и целого ряда перефирийных вычислителей, существенно упростившая бортовое программное обеспечение. На вертолете внедрена разветвленная система внутреннего контроля.
Дальность обнаружения целей - 10 км


Приборы в кабинах пилота (слева) и штурмана-оператора (справа) вертолета Ми-28Н. (фото - Алексей Михеев, Фомин А. Ми-28Н - поставки растут. // Взлет. №1-2 / 2011 г.).


Бортовые средства наблюдения и наведения систем вооружений вертолета Ми-28Н (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


На вертолет планировалось установить надвтулочную РЛС Н025. На прототипах вертолета (ОП-1 и ОП-2) устанавливались только массо-габаритные макеты РЛС. К 2007 г. основным разработчиком - Рязанским Приборным Заводом - изготовлено три опытных РЛС. Один из трех изготовленных прототипов РЛС Н025 впервые поднялся в воздух 16 февраля 2007 г. на вертолете Ми-28Н борт №36. По состоянию на середину 2008 г. испытания РЛС на данном вертолете продолжались в Чкаловском. Испытания РЛС проводились в режиме висения на высоте 8 м - проведено испытание работы РЛС в различных режимах полета, изучалось воздействие механических воздействий на работу РЛС результаты испытаний признаны положительными. Доработана конструкторская документация. Штатная установка надвтулочной РЛС планируется на модификацию Ми-28НМ. Предназначение РЛС:
- картографирование земной поверхности;
- обнаружение подвижных и неподвижных наземных целей;
- измерение координат целей;
- обеспечения безопасности полета (обнаружение опасных для полета препятствий, в т.ч. проводов и опор ЛЭП);
- обнаружения воздушных целей;
- обнаружения опасных для полета метеообразований, измерение их интенсивности и дальности до них.

ТТХ РЛС Н-025Э (2011 г.):
Частотный диапазон - Ка
Количество одновременно сопровождаемых целей - 4
Дальность действия - 20 км
Дальность обнаружения опасных метеобразований - до 100 км
Время обзора - не более 1 сек
Зона обзора по азимуту - сектор 180 град
Зона обзора по углу места - от -25 до + 15 град.
Сектор поиска наземных целей по азимуту - 90 град
Сектор поиска наземных целей по углу места - 35 град
Сектор поиска воздушных целей по азимуту - 180 град
Сектор поиска воздушных целей по углу места - 4-12 град


Ми-28Н борт №036 на испытаниях первого варианта РЛС Н025 (Взлет. №5 / 2008 г.).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода, 2008 г. (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).


РЛС Н025 производства Рязанского Приборного завода (http://www.grpz.ru).


Надвтулочная РЛС Н025НЭ на авиасалоне МАКС-2011, август 2011 г. (фото - SV, http://forums.eagle.ru).


Ми-28Н борт №36 желтый, вероятно, с обновленной надвтулочной РЛС. 1-2 апреля 2012 г. (фото - kabuki, http://russianplanes.net/).


Для защиты от средств ПВО на вертолете установлены: аппаратура "для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения"; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.


Ми-28Н бортовой №16 синий выпуска 2010 г. с полным штатным комплектом бортового комплекса обороны, 17.01.2011 г. (фото - Сергей Аблогин, http://www.airliners.net).


Блок отстрела помех на конце консоли крыла вертолета Ми-28Н борт №12 кореновской эскадрильи, авиабаза в Буденновске, лето 2011 г. (http://4044415.livejournal.com).


Модификации :
- Ми-28 / изделие 280 - HAVOC / HAVOC-A - исходная опытно-экспериментальная модификация вертолета, предназначенного для применения в дневных и ограниченно-сложных метеоусловиях. Выпущена в двух экземплярах, проходивших испытания с 1982 по 1987 г.

- Ми-28А / изделие 286 - HAVOC-A - модернизированный, модификация Ми-28 создана в 1985-1987 г.г. В конструкции учтены все замечания и изменения, вносимые в опытно-экспериментальные образцы по мере их доводки. Вертолет отличается модернизированными высотными двигателями ТВЗ-117ВМА мощностью 2200 л.с. каждый, улучшенным приборным оборудованием, измененной конструкцией эжекторных выхлопных устройств и модифицированным главным редуктором. На концах крыльев установлены контейнеры с кассетами инфракрасных и радиолокационных пассивных помех. Модификация выпущена в двух опытных экземплярах.

- Ми-28Н «Ночной охотник» / изделие 294 - HAVOC-B - созданная в 1997 г. новейшая глубоко модернизированная модификация с интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования и вооружения, обеспечивающим круглосуточное боевое применение в сложных метеоусловиях и на предельно малых высотах (5 - 15 м) с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом (обходом) препятствий с использованием картографической информации и трехмерного синтезирования изображения местности. С 2006 г. находится в серийном производстве на ОАО «Роствертол».

- Ми-28НЭ / изделие 296 - экспортный вариант Ми-28Н. Специалисты ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля» продолжают работы по совершенствованию Ми-28Н «Ночной охотник», внедряя в конструкцию его агрегатов и систем новейшие достижения отечественной и мировой вертолетной науки и техники. Готовится ряд новых модификаций вертолета для ВВС РФ и экспортных поставок, в том числе варианты с агрегатами и системами иностранного производства. Осенью 2010 г. вертолет заявлен на тендер ВВС Индии. Прототип - Ми-28Н борт №38 - переоборудован к осени 2010 г., совершал показательные полеты в Индии. Вертолет №38 показан на авиасалоне МАКС-2011 16-21 августа 2011 г.

- Ми-28УБ / изделие 298 - в начале 2010 г. начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора. По состоянию на лето 2011 г. идут работы по изготовлению прототипа ОП-1. 9 августа 2013 г. ОП-1 совершил первый полет на территории летно-испытательной станции ОАО «Роствертол» и планируется демонстрация вертолета на авиасалоне МАКС-2013. Основным отличием нового Ми-28УБ от вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» является двойная гидромеханическая система управления, которая позволяет управлять вертолетом как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. В новом вертолете кабина инструктора увеличена, расширена верхняя часть фонаря кабины летчика, изменена конфигурация энергопоглощающих кресел (). ВВС России планируют приобретение до 2020 г. от 40 до 60 вертолетов Ми-28УБ. "Четыре-шесть машин будем брать на каждую воинскую часть, которая эксплуатирует вертолеты" ().


Первые публичные фотографии опытного прототипа Ми-28УБ - вертолета ОП-1, 09.08.2013 г. (фото - ОАО "Вертолеты России", http://www.russianhelicopters.aero).


- Ми-28Н серийный образца осени 2011 г. - вертолеты серии отличаются улучшенным охлаждением двигателей и другими доработками. Согласно источника (ист. - Пилотажная группа... ) в модели 2011 г. исправлена недоработка в конструкции главного редуктора вертолета, приводившая к проблемам и даже аварийным ситуациям - при работе более 2 часов редуктор перегревался, что приводило к остановке винта.


Вертолет Ми-28Н борт №50 желтый из партии вертолетов, переданной ВВС на авиабазу 344 ЦБПиПЛС АА 8 октября 2011 г., г.Торжок, Тверская область (автор фото - Сергей Аблогин, http://ablogin.ru/).


Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий в Ростове в День Воздушного Флота России, 19.08.2012 г. (фото - ErikRostovSpotter и Андрей Котков, http://aviaforum.ru и http://forums.airforce.ru).


- Ми-28НМ - 25.12.2008 г. сообщено, что ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России. Вертолет будет штатно оснащен надвтулочной РЛС. Серийное производство модификации планируется начать в 2015 г.

25 октября 2013 г. командир 344-го Центра боевой подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в Торжке полковник Андрей Попов сообщил СМИ, что Ми-28НМ будет существенно отличаться от Ми-28Н - в т.ч. и внешне. Вертолет будет оснащен дублированным управлением, новым оборудованием и вооружением. Проектирование вертолета ведется, сроки готовности не называются.

19 декаюря 2013 г. замгендиректора по производству холдинга "Вертолеты России" Андрей Шибитов заявил СМИ, что испытания Ми-28НМ начнутся через 3 года - т.е. в 2016 г.

Статус и хронология : Россия
- 1996 г. 14 ноября - первый полёт опытного Ми-28Н / ОП-1 - борт №014.

2002 г. 24 апреля - возобновление испытаний Ми-28Н (№014) после оснащения его новым главным редуктором ВР-29 (вместо ВР-28).

2004 г. 24 марта - первый полет второго прототипа Ми-28Н - ОП-2, борт №02, позже 024. Вертолет собран на ростовском заводе "Роствертол".

2005 г. - между МО России и ОАО "Роствертол" заключен контракт сроком на 9 лет о поставках в ВВС 67 вертолетов Ми-28Н. В 2005-2007 г.г. построены и поставлены первые 7 предсерийных вертолетов Ми-28Н.

2006 г. май - серийныйо Ми-28Н борт №32 присоединился к программе государственных совместных испытаний.

2006 г. 17-25 июня - 2 вертолёта Ми-28Н (№14 и 32) приняли участие в учениях "Щит Содружества -2006".

2008 г. 15 января - в Ростове-на-Дону состоялась торжественная церемония передачи в Военно-воздушные силы Российской Федерации двух серийных вертолетов Ми-28Н «Ночной охотник» (бортовые №№42 и 43).

2008 г. 8 августа - вероятно еще 2 серийных вертолета поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава №344 в Торжке (в/ч 32882). Всего в 2008 г. поставлено в ВВС 4 вертолета.

2009 г. 17 марта - на авиабазу в Буденновске поступили первые 6 серийных Ми-28Н производства ОАО "Роствертол". Авиабаза №6972 (в/ч 40491-Д).

2009 г. лето - 2 вертолета из центра в Торжке приняли участие в маневрах "Запад-2009" проходивших в Белорусии.

2009 г. 19 июня - вертолёт Ми-28Н (борт №43) потерпел аварию на Гороховецком полигоне Московского военного округа. При стрельбе из пушки в висении из-за сбоя в автоматике произошёл пуск НУР. Пороховые газы попали в двигатель, вызвав его помпаж. В связи с потерей мощности двигателей пилоты приняли решение совершить экстренную посадку. При касании земли левая стойка шасси попала в яму, вертолет опрокинулся на левый борт, в результате чего оказались разрушены несущий винт и хвостовая балка. Экипаж машины не пострадал, оба пилота успели выбраться из аварийного вертолета.


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (нижнее фото - Сергей Суворов, из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Авария Ми-28Н борт №43 на Гороховецком полигоне, 19.06.2009 г. (http://www.ntgs.ru).


Вертолет Ми-28Н борт №43 после аварии на Гороховецком полигоне, на первом фото видно сработавшее средство покидания вертолета - надувной трап штурмана, фото 19-20.06.2009 г. (http://www.liveinternet.ru).


- 2009 г. 15 декабря - на летно-испытательной станции "Роствертола" состоялась отправка очередной партии из 4 вертолетов Ми-28Н в строевые части ВВС. Всего за год поставлено 10 машин (12 по др.данным). Вертолеты поступили на вооружение строевой эксадрильи на авиабазе Буденновск.

2009 г. 25 декабря - ВВС России приступили к реализации проекта модернизации вертолета Ми-28Н и созданию вертолета Ми-28НМ, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы ВВС РФ. Проект тактико-технического задания на опытно-конструкторскую работу по модернизации вертолета Ми-28НМ прошел предварительное согласование в Главном командовании ВВС России

2010 г. начало года - начата разработка (присвоен шифр изделия) для учебной версии Ми-28Н. С идентичными кабинами летчика и оператора.

2010 г. 18-22 июня - на полигоне около Приморско-Ахтарска эскадрилья Ми-28Н с авиабазы в Буденновске отрабатывала применение ПТУР "Атака".

2010 г. 30 июня - 3 июля - летно-тактические учения в которых приняла участие эскадрилья из 10 Ми-28Н с авиабазы в Буденновске.

2010 г. октябрь - завод "Роствертол" в г.Ростов-на-Дону построил и сдал ВВС России 15 Ми-28Н. 4 вертолета поступили на авиабазу в Буденновске, остальные поступали на авиабазу в Кореновске (8 вертолетов с белыми номерами, временно находятся в Буденновске). Авиабаза №393 в Кореновске (в/ч 35666).

2010 г. осень - заключен новый контракт между МО России и ОАО "Роствертол" на поставку до 2015 г. дополнительно 30 вертолетов Ми-28Н (в дополнение к 67 шт контракта 2005 г.).

2011 г. 15 февраля - во время проведения тренировочного полёта разбился Ми-28Н (борт №05). В редуктор двигателя попала стружка, после чего экипаж принял решение совершить вынужденную посадку. При посадке машина ударилась кабиной о землю. Лётчики были доставлены в госпиталь Буденновска, где от полученных травм скончался командир экипажа подполковник Андрей Глянцев.


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (из архива Дмитрия Миронова, http://military.tomsk.ru/forum).


Ми-28Н борт №05 после катастрофы, 15.02.2011 г. (фото опубликованы Денисом Мокрушиным, http://twower.livejournal.com).


- 2011 г. 8 апреля - с аэродрома ОАО «Роствертол» в Ростове-на-Дону поднялся в первый полет очередной, 34-й по счёту, серийный вертолет Ми-28Н. Машина отличается рядов усовершенствований, в т.ч. новыми воздухозаборниками двигателей.


По неподтвержденной информации на фото вертолет Ми-28Н борт №43 желтый, восстановленный после аварии 19.06.09 г. На вертолете установлены нового типа теплообменники для главного редуктора, оборудование бортового комплекса обороны - так же будут доработаны все ранее выпущенные вертолеты. Снимок сделан на испытательной базе ОАО "Роствертол" в пос.Крестовка, г.Ростов-на-Дону, 10.05.2011 г. (автор фото - Михаил Мизикаев, http://russianplanes.net).


- 2011 г. август - появилась неподтвержденная информация о том, что инфраструктура авиабазы №393 в Кореновске не готова к приему вертолетов выпуска 2010-2011 г.г. предназначенных для базирования там. В итоге, простояв в Буденновске, с июля 2011 г. вертолеты переводятся в центр обучения в Торжке и в связи с выходом календарного ресурса после замены бортовых номеров на "торжковские" желтые используются для обучения пилотов. В таком ключе "перенумерованы" как минимум машины с бортовыми номерами от 109 по 112 - новые номера от 09 до 12 желтые (см так же - ).

2011 г. 04 октября - в СМИ (газета "Известия") со ссылкой на источник в ВПК заявлено, что вместо вертолетов Ми-28Н будут закуплены вертолеты Ми-35М. Речь идет о закупках 2011 г. или о плане на 2012 г. не уточняется, но вероятно секвестирован заказ на часть 2011 и на 2012 г.г.

2011 г. 08 октября - компанией "Росвертол" поставлены в ВС России 6 вертолетов Ми-28Н. Вертолеты поставлены в рамках ГОЗ-2011.

2012 г. 02 января - объявлено в СМИ о том, что 12 вертолетов Ми-28Н в первом квартале 2012 г. поступят на вооружение базы авиации в Смоленске.

2012 г. 16 августа - при выполнении учебного полета в Моздоке совершил жесткую посадку Ми-28Н. Жертв нет, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения ().


- 2012 г. 19 августа - в День Воздушного Флота в Ростове представлен вертолет Ми-28Н серийный №07-01 борт №26 синий, который по неподтвержденным данным является одним из 6 вертолетов постройки 2012 г. переданных в завода "Роствертол" в 546-ю авиабазу армейской авиации (управление - Ростов).

2012 г. 5 ноября - в Ростове совершил первый полет 15-й вертолет Ми-28Н выпуска 2012 г., серийный №07-07.

2013 г. 16 июля - Министерство обороны России сообщает, что до конца лета Западный военный округ получит в Ростове очередную партию вертолетов Ми-28Н и один транспортный вертолет Ми-26 ().

Экспорт : по состоянию на начало 2012 г. поставок на экспорт не производилось.

Алжир :
- 2007 г. июль - Ми-28Н прошел серию демонстрационных полетов в стране. Алжир проявляет интерес к приобретению вертолета, но изложил требования к вертолету, которые требуют его доработки.

Венесуэла - по состоянию на июль 2007 г. проявляет интерес к приобретению вертолета.

Индия :
- 2010 г. осень - вертолет Ми-28НЭ заявлен на тендер ВВС Индии госкомпанией "Росвооружение" и ОАО "Вертолеты России". Индия планирует закупить 22 вертолета такого класса. В течение 2010 г. Ми-28Н борт №38 "желтый" прошел испытания в Индии.

2010 г. сентябрь - прототип Ми-28НЭ - борт №38 - совершил несколько демонстрационных и испытательных полетов в Индии.

2011 г. 25 октября - в СМИ объявлено о завершении конкурса на поставку 22 ударных вертолетов в ВВС Индии. Победителем после сравнительных испытанияй 2010 г. признан вертолет Apache Longbow. По данным индийских военных, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам. При этом Apache показал превосходство по таким характеристикам как всепогодность и возможности применения. Позже - в 2012 г. - в СМИ появилась информация (ист. - Пилотажная группа... ) о том, что причинами неудачи Ми-28Н стали технические проблемы с главным ротором и системой вооружения.

Ирак :
- 2012 г. 9 октября - СМИ сообщают, что возможно в апреле, июле или в августе 2012 г. подписан ряд соглашений с Ираком о поставке техники. В т.ч. возможно планируется поставка 30 вертолетов Ми-28Н.

2013 г. 17 июня - РИА "Новости" сообщают о подписании соглашения на поставку Ка-52 - корреспондент РИА некорректно понял высказывание представителя "Рособоронэкспорта". На самом деле речь была о Ми-28Н. Позже появилась информация о том, что подписан контракт на поставку более 10 вертолетов Ми-28НЭ.

2013 г. 20 октября - СМИ сообщают , что Ми-28НЭ будут поставлены в Ирак до конца октября 2013 г.

Источники :
АРМС-ТАСС, информационное агентство. Сайт http://armstass.su/ , 2011
Барабанов М.С. ВВС России получают пополнение. // Независимое военное обозрение. 18.03.2011 г.http://www.airliners.net/ , 2011 г.
ED forums.Сайт http://forums.eagle.ru , 2011 г.
. Сайт

Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Возможна адаптация на носители иностранного производства.

Головной разработчик - Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова. Экспортное обозначение РВВ-СД.

"Изделие 170-1" представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. фото ) и бомбардировщике Су-34 (см. фото ). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. фото1 , фото2 ). Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.

Задание на разработку "Изделия 170-1" было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ "Вымпел".

Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ "Вымпел" стало "Изделие 180", предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения - Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.

Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ "Вымпел" , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.

Состав

РВВ-СД - ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.

Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом "Агат". У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.

АРГСН 9Б-1103М (см.) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне "Фарнборо-1998" и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.

На Международном форуме "Технологии в машиностроении 2014" МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180:

  • АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. )
  • АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. ).

По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН.

Двигательная установка ракеты - однорежимный РДТТ. Взрыватель - лазерный неконтактный. Боевая часть - стержневая, мультикумулятивная.

По сравнению с РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей.

Подвеска авиационной ракеты РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е - поршневого типа, тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.

АКУ-170Е обеспечивает:

  • многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок;
  • принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
  • применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.

Всем известно, что в Союзе презервативы называли «Резиновое изделие номер два». По широко распространённому мнениню «в СССР разные виды резины отличались по плотности, эту плотность различали по номерам № 1, № 2 и т. д., и такие же номера присваивали изделиям в зависимости от того, из какой резины они изготовлены». Мол, «Резиновое изделие № 1» - это противогаз, «Резиновое изделие № 2» - презерватив, «Резиновое изделие № 3» - ластик, «Резиновое изделие № 4» - галоши.

Это мнение ошибочно . Всё дело в застенчивости (ведь СССР был очень целомудренной страной). Просто в аптеках стеснялись писать на ценниках: «Презерватив. Размер № 2. Цена 2 коп.», вот там и писали «Резиновое изделие. № 2. Цена 2 коп.» - отсюда и пошло.

А почему размер именно № 2? Первоначально размеров презервативов было три: № 1 - маленький, № 2 - средний, № 3 - большой. А поскольку маленькие размеры спроса не имели (кто же из мужчин не под пытками признается, что у него маленький?), то они постепенно исчезли из продажи. Большой размер презерватива тоже производить было неэкономно (а «Экономика должная быть экономной», помните?), на один презерватив № 3 уходило чуть больше резины, что в масштабах всей страны давало большой расход, и поэтому они их тоже со временем перестали выпускать. Вот средний размер № 2 и стал единственным, тем более что он подходил для почти любого мужчины: был рассчитан на 54 мм. в ширину и 180 мм. в длину, а это приблизительно соответствует европейскому размеру ХХL - выше среднего.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню

10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции

Непривлекательный Тутанхамон

Пеле был так хорош в футболе, что своей игрой «поставил на паузу» войну в Нигерии