Техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники. Особенности планирования и организации технического обслуживания и ремонта ВВТ в условиях выполнения ГОЗ. Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования
Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях
304. Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях включает:
определение сроков, выбор и подготовку мест (районов) развертывания и путей перемещения ремонтных органов;
определение объёма, порядка и сроков ремонта техники;
постановку задач и контроль выполнения заданий ремонтными органами;
организацию материально-технического обеспечения ремонтных органов.
305. Основными принципами ремонта техники в полевых условиях являются следующие:
в первую очередь ремонтируется наиболее важная для поддержания боеготовности войск техника (автомобильные и прицепные кухни, хлебопекарные блоки, хлебопекарные печи, тестоприготовительные агрегаты), а также техника, имеющая наименьший объём работ;
ремонт техники проводится в сокращенном объеме, по упрощенной технологии, обеспечивающей в первую очередь восстановление ее работоспособности и безопасное использование по прямому назначению, когда по условиям обстановки не представляется возможность производить ремонт в полном объёме; завершение работ в полном объёме осуществляется при наличии времени, сил и средств;
ремонт производится преимущественно на готовых агрегатах и комплексно.
306. Непосредственно в войсках выполняется только текущий ремонт техники. Для его проведения используются запасные части, имеющиеся в комплекте ЗИП техники. Пополнение запасных частей и материалов производится по заявкам воинских частей довольствующим органом.
Текущий ремонт производится в местах выхода техники из строя или в ближайших укрытиях силами специалистов продовольственной службы (поваров, пекарей и др.).
Командиры подразделений обеспечения и начальник продовольственной службы воинской части обязаны обучить личный состав выявлению и устранению неисправностей при эксплуатации и текущем ремонте техники.
307. Ремонтные органы продовольственной службы, как правило, осуществляют ремонт техники в полном составе в подразделениях материального обеспечения. Для проведения срочных ремонтных работ в местах выхода техники из строя или в местах сосредоточения поврежденных машин, а также для осуществления комплексного ремонта из ремонтных подразделений могут выделяться выездные бригады с необходимым количеством сил и средств.
Ремонтная мастерская техники продовольственной службы (РМТП), как правило, выездные бригады не выделяет. При крайне важно сти она может выделить часть сил и средств для работы в составе отделения продовольственного склада.
308. Ремонт техники организуется в соответствии с планом-заданием продовольственной службы объединения (приложение 21).
309. Для поддержания техники в высокой готовности к использованию по назначению в соответствии с требованиями Руководства по организации комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники Советской Армии и Военно-Морского Флота проводятся комплексное техническое обслуживание и ремонт.
Комплексный ремонт техники - это такой вид ремонта͵ при котором совмещается по месту и времени проведения восстановление всей номенклатуры составных частей образца техники.
Комплексному ремонту подвергаются технические средства продовольственной службы, смонтированные на шасси автомобилей и прицепов.
Основной метод ремонта при комплексном виде ремонта обезличенный. Снятые с неисправной техники поврежденные сборочные единицы и детали в последующем восстанавливаются и используются как обменный фонд.
В полевых условиях комплексный ремонт техники производится по возможности непосредственно в местах выхода ее из строя, в ближайших укрытиях или в местах сосредоточения поврежденных машин.
310. Сдача техники в ремонт осуществляется по распоряжению начальника продовольственной службы объединения или по нарядам, выписанным продовольственной службой на основании актов технического состояния или донесений и заявок воинских частей.
Техника сдается в ремонт с положенным комплектом принадлежностей и инструмента. Запрещается перед сдачей в ремонт заменять исправные детали, сборочные единицы, приборы и автошины неисправными (негодными).
Вместе с техникой в ремонт направляются формуляр (паспорт), техническое описание и инструкция по эксплуатации, а также другая эксплуатационная документация. В формуляре (паспорте) должны быть записаны все данные по состоянию техники на последний день работы.
311. Техника, сданная в средний ремонт, с учета воинской части не исключается, а техника, сданная в капитальный ремонт, исключается. На каждую единицу техники, сдаваемую в ремонт представителями воинской части и ремонтного органа, составляется акт (форма 12), который командиром воинской части может не утверждаться. При отсутствии представителя воинской части акт составляется в одностороннем порядке ремонтным органом.
Принятая в ремонт техника записывается в книгу учета ремонта (обслуживания, обработки) вооружения, техники и имущества (форма 36).
312. Неисправная (поврежденная) техника, которая не должна быть отремонтирована в ремонтных органах продовольственной службы, эвакуируется в ремонтную мастерскую довольствующего продовольственного склада или в ремонтные предприятия центра (военного округа).
Техника, не подлежащая восстановлению, разбирается в установленном порядке. Годные детали используются при ремонте техники.
313. Эвакуация техники продовольственной службы состоит в выводе неисправных (поврежденных) образцов техники в ближайшие укрытия, на пути эвакуации, в места ремонта или отгрузки, на СППМ.
Продовольственная служба своими эвакуационными средствами не располагает. По этой причине эвакуация поврежденной техники осуществляется транспортом подвоза продовольствия, попутным транспортом и эвакуационными средствами воинских частей, соединений и объединений.
Эвакуация образцов техники, смонтированных на прицепах, имеющих исправную ходовую часть, осуществляется, как правило, штатными тягачами, а при выходе их из строя - эвакуационными средствами или попутным транспортом.
Эвакуация образцов техники, имеющих исправные автомобильные средства подвижности, осуществляется своим ходом в соответствующий ремонтный орган исходя из характера повреждений основной составной части образцов техники.
Автомобильные средства подвижности, имеющие незначительные повреждения, в случае если позволяет боевая обстановка, должны оперативно восстанавливаться силами войсковых ремонтно-эвакуационных групп в целях последующей эвакуации своим ходом в ремонтные органы соответствующего звена продовольственной службы для проведения ремонта основной составной части образца техники.
314. Материально-техническое обеспечение ремонта техники осуществляется в целях создания, хранения, рационального расходования и пополнения до установленных норм запасов материальных средств, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт техники.
315. Основными мероприятиями по материально-техническому обеспечению являются:
обоснованное и своевременное истребование и получение материальных средств;
правильное хранение, учет, распределение, выдача, транспортирование и рациональное использование материальных средств;
сбор, учет и целесообразное использование исправных деталей, сборочных единиц и приборов со списанной техники, а также децентрализованные заготовка материальных средств;
контроль за правильностью расходования материальных средств, их хранения и учета.
316. Основными источниками материально-технического обеспечения являются: плановое обеспечение; изготовление и ремонт деталей в ремонтных органах службы; использование деталей и сборочных единиц, снятых со списанной техники; децентрализованные заготовки.
317. Номенклатура материальных средств для планово-централизованного обеспечения устанавливается Центральным продовольственным управлением Министерства обороны СССР. Обеспечение материальными средствами, по которым Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР не является фондодержателем, производится по линии той службы, к номенклатуре которой они относятся.
318. Истребование и распределение материальных средств реализуются на базе данных прогнозирования выхода техники из строя с учетом возможностей ремонтных органов службы, норм содержания запасов и фактической обеспеченности.
319. Для обеспечения нормальной эксплуатации и непрерывной работы ремонтных органов заблаговременно создаются и содержатся запасы материальных средств.
320. Эшелонирование запасов материальных средств, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд, осуществляется на основании решения начальника продовольственной службы объединения.
Планирование ремонта техники в полевых условиях
321. Планирование ремонта в продовольственной службе объединения осуществляется в целях наиболее рационального использования ремонтных органов для своевременного и качественного ремонта техники продовольственной службы.
Основой планирования ремонта являются решение командира на проведение операции, а также указания, выписки из приказов, директив или распоряжения по вопросам технического обеспечения старших начальников по подчиненности.
Задачи ремонтным органам соединений материального обеспечения доводятся соответствующими распоряжениями на основании решения заместителя командующего войсками по тылу.
322. Планирование ремонта техники предусматривает:
определение потребности в ремонте; равномерную загрузку и полное использование ремонтных органов;
очередность выполнения ремонта исходя из задач, решаемых войсками в планируемом периоде, и предназначения техники;
определение потребности в запасных частях, инструменте и материалах на ремонт.
323. Планирование ремонта техники в ремонтном органе состоит в составлении документов, в которых указывается распределение полученного плана-задания по ремонту техники между подразделениями. План-задание разрабатывает продовольственная служба объединения на месяц или в соответствии с обстановкой и решаемыми войсками задачами - на определенный период.
В плане-задании (приложение 21) указываются наименование, марка и количество образцов техники, вид ремонта͵ сроки поступления и окончания ремонта. Утверждает план-задание начальник продовольственной службы объединения.
324. В ремонтных органах продовольственной службы разрабатываются производственный план, график ремонта техники, рабочая карточка.
Исходными данными для разработки производственного плана (приложение 22) являются план-задание и производственные возможности ремонтных подразделений за период или месяц. Производственный план разрабатывает начальник РМТП (командир ремонтного взвода) и утверждает начальник продовольственного склада (командир ремонтно-восстановительного батальона, роты).
Производственные возможности ремонтных подразделений определяются исходя из укомплектованности их личным составом, действительного фонда рабочего времени, а также из трудоемкости ремонта техники.
На основании производственного плана составляется график ремонта техники (приложение 23), который в виде выписок доводится до командиров ремонтных подразделений. В графике ремонта указываются наименование работ (вид ремонта) и планируемое их выполнение по дням месяца или периода. График ремонта разрабатывает техник РМТП (командир взвода) и утверждает начальник РМТП (командир взвода).
Командиры ремонтных подразделений составляют ежедневно рабочие карточки (приложение 24) для исполнителей работ, в которых указываются наименование и объём выполняемых работ, а также начало и конец их выполнения.
Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях" 2017, 2018.
1. Понятие о единой системе комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.
Успешное решение задач боевой подготовки войск в мирное время, а тем более современного боя и операции в военное время зависит от совокупной и одновременной готовности образцов ВВТ. Поэтому система технического обслуживания ВВТ должна быть единой и комплексной для всех образцов различных радов войск. Она должна определять не только техническое, но и организационные аспекты проведения комплексного технического обслуживания. Такая система в настоящее время установлена "Руководством по организации комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники Советской Армии и Военно-Морского Флота".
В основе любой системы технического обслуживания лежит непосредственно техническое обслуживание - комплекс работ, проводимых на объектах ВВТ для поддержания исправности или только работоспособности с целью обеспечения боевой готовности (ГОСТ В 19819-84).
В настоящее время, как в России, так и за рубежом для военной техники основной системой технического обслуживания является планово-предупредительная. Она предусматривает своевременное проведение на объектах профилактических работ определенной технологической направленности (заправочных, настроечных, контрольно-проверочных, промывочных, смазочных, крепежных и др.), а также замену эксплуатационных материалов и износившихся или израсходовавших свой ресурс деталей, узлов, механизмов. В зависимости от целевого назначения объектов (бронетанковой или автомобильной техники, ракетно-артиллерийского вооружения и др.), характера применения и условий эксплуатации сроки проведения их обслуживаний устанавливаются с учетом наработки или календарного времени. Поэтому планово-предупредительные СТО ВВТ подразделяются на три системы: по наработке; календарным срокам и смешанную. Наиболее широкое распространение получила планово-предупредительная система технического обслуживания смешанного типа, когда при использовании объектов ВВТ они обслуживаются по наработке, а при хранении - по календарным срокам.
Данным положениям в полной мере соответствует единая система комплексного технического обслуживания и ремонта (ЕС КТОР) ВВТ, являющаяся планово-предупредительной системой, основанной на обязательном проведении установленных видов ТО для всех составных частей образца ВВТ в зависимости от величины наработки (километров пробега, количества выстрелов, циклов, пусков, часов работы) или календарных сроков (дней, месяцев, лет) с учетом условий эксплуатации.
Принципиально новым положением (сущностью) ЕС КТО является то, что она впервые предусматривает единые наименования видов ТО для всех образцов ВВТ различных родов войск (как при хранении, так и при использовании) и одновременное (комплексное) проведение работ по ТО для всех составных частей образца ВВТ совмещение по месту и времени. Кроме того, она определяет общие организационные формы и принципы проведения работ по КТО образцов ВВТ в различных звеньях войск в мирное время и военное время для поддержания их в высокой готовности к использованию по назначению.
Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ включает в себя следующие виды:
а) техническое обслуживание при использовании:
Контрольный осмотр (КО);
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);
Техническое обслуживание №1 (ТО-1);
Техническое обслуживание №2 (ТО-2);
Сезонное техническое обслуживание (СО);
Регламентированное техническое обслуживание (РТО);
Время и периодичность проведения технического обслуживания БМП-2 и БТР-80 при использовании представлены в таблице:
б) техническое обслуживание при кратковременном хранении:
в) техническое обслуживание при длительном хранении:
Техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);
Техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х);
Регламентированное техническое обслуживание (РТО).
Контрольный осмотр (КО) - проводится с целью проверки готовности к использованию систем, агрегатов, механизмов аппаратуры для обеспечения надежной работы и безопасности движения машины. КО проводится экипажами (водителями) перед выходом из парка и на марше во время остановок (привалов), перед стрельбой, занятиями и учениями.
Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится с целью обеспечить последующую надежную работу машины при пробеге не менее 250-300 км. ЕТО проводится экипажами (водителями) с участием специалистов подразделений технического обеспечения в конце дня после каждого выхода из парка независимо от пробега (в конце суток боевых действий).ЕТО включает общий контроль технического состояния машины, дозаправку ГСМ, боеприпасами (во время боевых действий), мойку (чистку) и проверку комплектности.
Номерные ТО (ТО №1, ТО №2) проводятся с целью обеспечения надежной работы машины в пределах установленного до очередного ТО пробега (наработки). Объем, периодичность и продолжительность КО, ЕТО, ТО1 и ТО2 определяются нормативно-технической документацией (НТД) для каждого вида (типа) образца ВВТ.
Сезонное техническое обслуживание (СО) - проводится с целью подготовки машин в соответствии с условиями предстоящей эксплуатации. СО проводится экипажами (водителями) с привлечением специалистов подразделений технического обеспечения два раза в год при переводе машин на зимнюю и летнюю эксплуатацию. В объем СО входят работы номерных ТО в зависимости от наработки, а также дополнительные работы, связанные с заменой эксплуатационных материалов, предписанных НТД.
Регламентированное техническое обслуживание (РТО)_. проводится с целью поддержания боеспособности ВВТ в течении последующих 5-7 лет. РТО проводится с специально подготовленными бригадами с участием экипажей (водителей) через 5-7 лет длительного хранения ВВТ. Сущность РТО заключается в определенных технических воздействиях на механизмы, узлы, агрегаты, системы, которые содержат материалы, подверженные изменениям (старению) в процессе хранения. Номенклатура заменяемых деталей (резинотехнических изделий, электронных приборов и т.д.) и технология их замены разрабатываются заводами-изготовителями машин на основе проведенных испытаний. РТО проводится под контролем и с участием представителей заводов-изготовителей.
Кроме перечисленных видов ТО на машинах проводится техническое обслуживание при подготовке к эксплуатации в особых условиях (подготовка к преодолению водных преград, эксплуатация в условиях высокогорья, подготовка вооружения к стрельбе и обслуживание после стрельбы и т. д.). Объем операций в этих случаях определяется НТД.
Преподаватель: Гасюк Дмитрий Петрович — д.т.н., профессор, ведущий специалист в области менеджмента качества, разработки теоретических основ стандартизации и методических основ сертификации, эксперт высшей квалификационной категории системы сертификации «Военный регистр», эксперт системы сертификации «ГОСТ Р».
1 день:
«Нормативно-правовые основы организации и проведения технического обслуживания и ремонта ВВТ».
— Место и роль технического обслуживания (ТО) и ремонта в системе эксплуатации вооружения. Основные термины и определения в соответствии с ГОСТ 18322-2016 и Р 50-605-80-93.
— Виды ТО и ремонта ВВТ. Цели, задачи и содержание видов ТО и ремонта. Возможность и целесообразность проведения ремонта. Система ТО и ремонта. Методы ремонта.
— Нормативная база, регламентирующая порядок и содержание работ по ТО и ремонту. Комплексы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП ВТ, системы ТО и ремонта техники и их содержание в контексте задания требований и обеспечения ремонтопригодности образцов ВВТ в процессе их создания и постановки на производство.
— Конструкторская подготовка ТО и ремонта. Определение ремонтопригодности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 27.002-2015. Основные показатели технологичности изделия при ТО и Р и их содержание. Количественная оценка технологичности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79. Правила обеспечения ремонтопригодности изделия на этапах разработки конструкторской и ремонтной документации. Порядок разработки программы обеспечения ремонтопригодности изделия при его создании в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79.
— Отработка «технологической рациональности» конструкции изделия. Технологическая унификация и стандартизация. Типизация технологических процессов. Агрегатирование и стандартизация оборудования. Производственная технологичность. Эксплуатационная технологичность.
2 день:
«Содержание работ по организации и проведению ТО и ремонта ВВТ. Ремонтная документация».
— Подготовка и освоение ремонтного производства в соответствии с требованиями Р 50-601-4-89.
— Организация технологической подготовки ТО и ремонта (ТП ТО и Р). Выверка и отладка запроектированной технологии и изготовленного технологического оснащения. Нормирование расхода материалов и трудовых затрат. Аттестация рабочих мест и персонала на соответствие технологическому процессу ремонта. Критерии завершенности подготовки ремонта.
— Структура и организация производственного процесса ремонта. Этапы процесса ремонта. Порядок сдачи в ремонт и приёма из ремонта техники в соответствии с требованиями Р 50-609-30-87.
— Метрологическое обеспечение ТО и ремонта.
— Документирование процесса ТП ТО и Р. Стадии разработки РД в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 2.902-2005. Виды и комплектность ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-2013. Требования комплекса стандартов ЕСКД по оформлению ремонтной документации. Правила выполнения работ по разработке ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-601-2008. Этапы разработки РД. Особенности нормоконтроля ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.111-2013 и ГОСТ 3.1116-2011. Особенности ремонтной документации, выполненной в системе электронного документооборота в соответствии с ГОСТ 2.051-2013.
— Технический контроль качества ремонта ВВТ. Технологическое проектирование технического контроля в соответствии с требованиями Р 50-609-40-01. Правила оформления документации технического контроля. Правила выбора средств технического контроля. Контроль технологической дисциплины в соответствии с требованиями Р 50-609-48-88. Оценка качества отремонтированных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ 20831-75.
— Оптимизация ТП ТО и Р. Технико-экономический анализ и обоснование выбора ресурсосберегающего технологического процесса ремонта ВВТ. Организационно-экономические пути сокращения времени на ТП ТО и Р.
— Особенности постановки оборонной продукции (ОП) на ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.301-2003. Требования к ТП ТО и Р ОП в соответствии с положениями ГОСТ РВ 0015-002-2012.
297. Командиры воинских частей (соединений) и подразделений несут полную ответственность за своевременное проведение в полном объеме технических обслуживании и контроля технического состояния РАВ. Техническое обслуживание организуется заместителем командира соединения (воинской части) по вооружению. Его распоряжения по видам организации технического обслуживания обязательны для начальников родов войск и служб, командиров воинских частей (подразделений).
298. Начальник службы РАВ организует и обеспечивает техническое обслуживание и контроль технического состояния ракетно-артиллерийского вооружения, состоящего на учете в службе РАВ, и принимает меры по своевременному техническому обслуживанию его составных частей. Он организует и обеспечивает техническое обслуживание РАВ, входящего составной частью в образцы вооружения других родов войск и служб (по согласованию с соответствующими начальниками родов войск и служб).
Командиры воинских частей и подразделений обязаны планировать и выделять необходимое время и личный состав на проведение технического обслуживания и требовать точного выполнения всего объема работ в установленные сроки.
299 . Техническое обслуживание вооружения и контроль технического состояния проводится на местах хранения вооружения или на ПТОР ремонтного подразделения, оснащенных в соответствии с действующими нормами содержания технологического оборудования.
Подвижные ремонтные средства для проведения технического обслуживания используются только во время сборов, учений, маневров, полевых выходов или по решению заместителя командующего округа по вооружению в пределах установленных норм расхода ресурса.
При проведении технического обслуживания вооружения непосредственно на местах хранения все работы выполняются экипажем машины (расчетом) под руководством командира подразделения с привлечением специалистов ремонтного подразделения, которые включаются в состав создаваемых специализированных бригад и постов.
Для организации технического обслуживания в ремонтном подразделении разрабатывается план-график технического обслуживания и ремонта вооружения на месяц. Порядок разработки план-графика приведен в ст. 358 настоящего Руководства. В ходе ТО изделия проводятся работы предусмотренные ЭД. С целью контроля выполнения всего перечня работ по ТО изделий в подразделении может разрабатываться «План – календарь выполнения работ по ТО изделий». В План-календаре указываются перечень работ, плановые и фактические сроки их выполнения и ставится роспись исполнителя работ, его подписывает командир подразделения и заместитель командира по вооружению.
Работы по техническому обслуживанию вооружения, поступившего в ремонтное подразделение, производятся под руководством командира (начальника) ремонтного подразделения.
300 . Личный состав ремонтных подразделений, участвующих в проведении технических обслуживании, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность. Использовать специалистов-ремонтников, а также личный состав расчетов в период проведения технического обслуживания и ремонта для выполнения хозяйственных и других работ запрещается.
Время для проведения номерных технических обслуживании предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РАВ, а также расписаниями занятий подразделений.
Техническое обслуживание вооружения в случае его продолжительности менее 8 ч целесообразно проводить в парковые и парково-хозяйственные дни.
Техническое обслуживание образца вооружения должно быть спланировано так, чтобы к исходу рабочего дня образец вооружения был боеготовым.
301 . Обслуживание начинается с подготовки изделия, рабочего места, ЗИП, документации и эксплуатационных материалов. Подготовка изделий заключается в проверке его на заряженность, удалении влаги, очистке от грязи и проверке комплектности. Если образец вооружения находился на хранении, то проводится его расконсервация.
Подготовка рабочего места заключается в уборке помещений, рациональной расстановке технологического оборудования (верстаков, козелков, подкладок, ЗИП и др.), подготовке грузоподъемных средств и другого оборудования.
Подготовка ЗИП включает проверку его комплектности, отбор и расконсервацию (чистку) приборов, инструмента и приспособлений, необходимых для проведения данного вида ТО. Проверяется исправность, а для измерительных приборов, кроме того, своевременность их проверки в подразделениях метрологической службы.
Подготовка документации включает в себя: проверку технической документации на образец, сверку данных формуляра с планами ТО и Р. проверку наличия технологических карт проведения ТО образца и составление план-графика проведения работ по ТО-2 образцов в подразделении с включением в него перечня мероприятий по ТО на данном образце и на все его составляющие в соответствии с эксплуатационной документацией.
Подготовка эксплуатационных материалов включает расчет потребного количества, получение на складе и доставку к месту выполнения работ. При необходимости проверяется качество материалов.
302 . Ответственным этапом технологического процесса ТО является определение технического состояния изделия.
Разборка выполняется в объеме, установленном инструкцией по ТО. Если параметры составных частей изделия в пределах требований эксплуатационной документации, состояние поверхностей и качество смазки хорошие, допускается не проводить полную разборку таких устройств. Решение, как правило, принимает командир ремонтного подразделения. После разборки проводится обслуживание.
Оно включает:
контроль технического состояния деталей;
замену неисправных деталей или деталей с ограниченными сроками службы или хранения на заведомо исправные;
чистку и мойку деталей;
смазывание деталей.
303 . Наиболее ответственным этапом ТО является сборка и регулировка. Работы по сборке выполняются наиболее подготовленными специалистами ремонтных подразделений и командирами орудий (при ТО и ТО-1) под руководством командиров подразделений. После сборки все параметры изделия должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации.
Разборку, обслуживание и сборку отдельных узлов и механизмов артиллерийских систем желательно выполнять в течение одного дня, что позволяет исключить потери деталей и, особенно, элементов крепежа, а также предотвращает коррозию деталей. Это требование особенно актуально для деталей гидравлических устройств. Если работы, связанные с обслуживанием силовых цилиндров, штоков, поршней и других деталей гидравлических и гидропневматических устройств, не завершены в течение одного дня, то для предотвращения коррозии их необходимо помещать на кратковременное хранение в ванны с той рабочей жидкостью, которой они заполняются.
Технологический процесс завершается подкраской изделия при ТО-1 и окраской в один слой при ТО-2.
304. Контроль полноты и качества технического обслуживания осуществляется командиром подразделения, за которым закреплен образец вооружения и начальниками родов войск (служб), в ведении которых находятся образцы вооружения и соответствующие составные части, а также командир (начальник) ремонтного органа.
305. ТО-2 является одним из трудоемких обслуживании, поэтому для его выполнения обычно привлекаются специалисты ремонтных подразделений и личный состав расчетов.
Нормы времени на проведение ТО-2 основных образцов РАВ приведены в Приложении 26.
306 . Сезонное обслуживание РАВ проводится два раза в год при подготовке вооружения к летнему или зимнему периодам эксплуатации в сроки, устанавливаемые командующими войсками военных округов.
Переводом вооружения и военной техники на сезонный режим эксплуатации руководит лично командир воинской части. Сезонное обслуживание совмещается по времени и месту проведения с очередным контрольно-техническим осмотром или с техническим диагностированием. Объем сезонного обслуживания может уточняться по результатам контроля технического состояния образцов РАВ.
При сезонном обслуживании выполняются:
работы, предусмотренные для очередного ТО-1 или ТО-2, если срок их проведения совпадает с сезонным обслуживанием;
замена смазки с переборкой узлов и механизмов в необходимых случаях;
проверка работоспособности систем отопления (обогрева) и вентиляции;
проверка наличия ЗИП;
устранение выявленных неисправностей и недостатков.
Планирование и организация работ при проведении сезонного обслуживания РАВ в воинской части аналогичны организации работ по постановке РАВ на хранение. При этом особое внимание уделяется проведению занятий с личным составом воинской части по соблюдению мер безопасности, предупреждению гибели и увечья военнослужащих, связанных с особенностями эксплуатации вооружения в летних (зимних) условиях.
В воинской части разрабатываются:
приказ о подготовке вооружения и военной техники к сезонной эксплуатации;
план перевода вооружения на сезонный режим эксплуатации воинской части и подразделений;
план-графики перевода на сезонный режим эксплуатации в ротах (батареях);
график работы специализированных постов и бригад.
Качество сезонного обслуживания техники в воинской части проверяет комиссия, назначенная командиром воинской части. По результатам проверки в воинской части издается приказ о готовности вооружения и техники и допуске личного состава к сезонной эксплуатации.
О проведенном сезонном обслуживании образца РАВ делается запись в его формуляр (паспорт).
307 . При техническом обслуживании особое внимание обращается на состояние пломб.
На образцах РАВ могут быть установлены четыре категории пломб:
конструктивные IK устанавливаются на блоки, узлы и механизмы, которые ремонту в войсковых условиях не подлежат. Пломбы снимать в войсках запрещается;
режимные IP устанавливаются на органы управления и перестройки, обеспечивающие определенный режим работы. При переходе на другой режим пломбы вскрываются по разрешению командира воинской части (соединения) с обязательной отметкой в формуляре;
II категория (запрещающие - гарантийные) устанавливаются на узлы, блоки и механизмы, ремонт, настройка и регулировка которых не может быть осуществлена специалистами войск до истечения гарантийного срока образца РАВ. Пломбы снимаются и восстанавливаются только в присутствии представителя завода-изготовителя. После истечения гарантии необходимость в этих пломбах устанавливается командиром подразделения;
III категория (ограниченного доступа) устанавливаются на узлы, блоки и механизмы, ремонт, монтаж, настройку и регулировку которых можно осуществлять в войсках. Пломбы снимаются по разрешению командира подразделения с последующим восстановлением;
В случае нарушения пломб I и II категорий на гарантийных образцах командиром воинской части проводится расследование.
Техническое обслуживание ВиТ осуществляется в целях обеспечения постоянной их готовности к боевому применению и надежной работы в ходе выполнения боевых задач.
Сроки проведения ТО ВиТ подразделения определяются “Планом эксплуатации и ремонта ВиТ”, разрабатываемым в части (соединении) ежегодно.
Техническое обслуживание ВиТ планируется исходя из установленной периодичности и годовых норм расхода ресурсов.
Организация работ по ТО ВиТ должна обеспечить быстрое их выполнение и боевую готовность подразделения (части).
Организация ТО предусматривает выполнение организационных и технических мероприятий. Условно эти мероприятия делятся на три этапа.
На первом (подготовительном) этапе организационными мероприятиями являются:
определение потребности в эксплуатационных материалах и личном составе;
постановка задач исполнителям;
разработка планов подготовки и проведения ТО графиков выполнения работ;
подготовка личного состава.
Расчет потребности эксплуатационных материалов и личного состава проводят командиры подразделений и начальники технических служб.
Командиры подразделений, начальники расчетов не позднее чем за две недели до начала ТО подают в технические и тыловые службы заявки на требуемые для данного вида обслуживания материальные средства.
Наименование материальных средств и нормы их расхода для каждого образца и вида ТО определены в инструкции по эксплуатации (техническому обслуживанию) образца ВиТ.
Начальники служб определяют необходимое количество материальных средств подразделению на проведение ТО и количество необходимых специалистов из ОТО и ремонтной роты.
Постановка задач на ТО определяется в приказе командира части на проведение ТО ВиТ.
В приказе обычно указываются:
сроки проведения (дата проведения для каждого подразделения и для части в целом);
материальное обеспечение;
сроки готовности к проведению ТО;
лица, ответственные за проведение ТО;
состав комиссии по проверке полноты и качества проведения ТО.
В качестве приложения к приказу командира части на проведение ТО технической частью разрабатываются:
1) план мероприятий по подготовке ТО (сроки и объем получения материальных средств, мероприятия по подготовке личного состава, показные и инструкторско-методические занятия по выполнению работ по ТО);
2) план-график проведения ТО, в котором определяются сроки ТО ВиТ подразделений и время работы специалистов ОТО, ремонтной роты в подразделениях.
Основными мероприятиями по подготовке личного состава являются:
изучение ЭД по объему и технологии выполнения операций ТО;
изучение правил безопасной работы на ВиТ;
проведение показных и инструкторско-методических занятий по порядку и правилам выполнения наиболее сложных и ответственных работ.
Основными техническими мероприятиями на первом этапе являются:
подготовка приборов и инструмента (проверка работоспособности СИ, если необходима их поверка и ремонт);
осмотр средств защиты, специальных ключей и приспособлений;
получение эксплуатационных материалов по накладным соответствующих служб или раздаточным ведомостям;
подготовка образцов ВиТ (выявление недостатков в техническом состоянии, расконсервация в необходимом объеме, если ВиТ находятся на хранении).
На втором (основном) этапе главным является выполнение работ по проводимому виду ТО на всех его составляющих элементах: специальной аппаратуре, базовой машине, средствах связи, агрегатах питания, техническая поверка средств измерений. Работы проводятся соответствующими специалистами подразделений ТОиР и личным составом расчетов. На всех составляющих комплексного образца вооружения проводится тот же вид ТО, что и на основной составляющей. Разрешается на не основных комплектующих проводить ТО на одну ступень ниже, если наработка или срок до данного вида ТО составляет менее 50% от установленных.
Из организационных мероприятий на данном этапе основными являются проверка командирами батарей, начальниками технических служб полноты и качества выполнения работ по ТО и обеспечения мер безопасности, а также оказание методической помощи в выполнении наиболее сложных и ответственных работ.
При выполнении работ на ВиТ командиры подразделений обязаны принять меры к недопущению несанкционированного срыва пломб I и II категории. К категории 1 относятся пломбы, запрещающие вскрытие блоков в войсках, и режимные, к категории ІІ - гарантийные пломбы.
На третьем (заключительном) этапе основными техническими мероприятиями являются:
перевод образцов ВиТ в заданное состояние и положение (консервация ВиТ, находящихся на хранении, перевод в транспортное положение при отправке из воинской части и т.д.);
заполнение эксплуатационной документации. Все работы по ТО записываются в формуляр (заполняются разделы формуляра, сведения о наработке, обнаруженных недостатках, отказах, причинах их возникновения, способах устранения);
уборка рабочих мест (стеллажей);
оформление материалов на списание израсходованных материальных средств.