Техническое обслуживание и ремонт вооружения и военной техники. Особенности планирования и организации технического обслуживания и ремонта ВВТ в условиях выполнения ГОЗ. Продовольственная служба вооруженных сил и направления ее совершенствования

Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях

304. Организация ремонта техники продовольст­венной службы в полевых условиях включает:

определœение сроков, выбор и подготовку мест (районов) развертывания и путей перемещения ре­монтных органов;

определœение объёма, порядка и сроков ремонта техники;

постановку задач и контроль выполнения зада­ний ремонтными органами;

организацию материально-технического обеспече­ния ремонтных органов.

305. Основными принципами ремонта техники в полевых условиях являются следующие:

в первую очередь ремонтируется наиболее важная для поддержания боеготовности войск техника (авто­мобильные и прицепные кухни, хлебопекарные бло­ки, хлебопекарные печи, тестоприготовительные аг­регаты), а также техника, имеющая наименьший объём работ;

ремонт техники проводится в сокращенном объе­ме, по упрощенной технологии, обеспечивающей в первую очередь восстановление ее работоспособности и безопасное использование по прямому назначению, когда по условиям обстановки не представляется воз­можность производить ремонт в полном объёме; за­вершение работ в полном объёме осуществляется при наличии времени, сил и средств;

ремонт производится преимущественно на готовых агрегатах и комплексно.

306. Непосредственно в войсках выполняется только текущий ремонт техники. Для его проведения ис­пользуются запасные части, имеющиеся в комплекте ЗИП техники. Пополнение запасных частей и мате­риалов производится по заявкам воинских частей до­вольствующим органом.

Текущий ремонт производится в местах выхода техники из строя или в ближайших укрытиях сила­ми специалистов продовольственной службы (пова­ров, пекарей и др.).

Командиры подразделœений обеспечения и началь­ник продовольственной службы воинской части обя­заны обучить личный состав выявлению и устранению неисправностей при эксплуатации и текущем ре­монте техники.

307. Ремонтные органы продовольственной служ­бы, как правило, осуществляют ремонт техники в полном составе в подразделœениях материального обеспечения. Для проведения срочных ремонтных ра­бот в местах выхода техники из строя или в местах сосредоточения поврежденных машин, а также для осуществления комплексного ремонта из ремонтных подразделœений могут выделяться выездные бригады с необходимым количеством сил и средств.

Ремонтная мастерская техники продовольственной службы (РМТП), как правило, выездные бригады не выделяет. При крайне важно сти она может выделить часть сил и средств для работы в составе отделœения продовольственного склада.

308. Ремонт техники организуется в соответствии с планом-заданием продовольственной службы объ­единœения (приложение 21).

309. Для поддержания техники в высокой готов­ности к использованию по назначению в соответст­вии с требованиями Руководства по организации комплексного технического обслуживания и ремон­та вооружения и военной техники Советской Армии и Военно-Морского Флота проводятся комплексное тех­ническое обслуживание и ремонт.

Комплексный ремонт техники - это такой вид ре­монта͵ при котором совмещается по месту и времени проведения восстановление всœей номенклатуры со­ставных частей образца техники.

Комплексному ремонту подвергаются технические средства продовольственной службы, смонтированные на шасси автомобилей и прицепов.

Основной метод ремонта при комплексном виде ремонта обезличенный. Снятые с неисправной техни­ки поврежденные сборочные единицы и детали в последующем восстанавливаются и используются как обменный фонд.

В полевых условиях комплексный ремонт техни­ки производится по возможности непосредственно в местах выхода ее из строя, в ближайших укрытиях или в местах сосредоточения поврежденных машин.

310. Сдача техники в ремонт осуществляется по распоряжению начальника продовольственной служ­бы объединœения или по нарядам, выписанным продовольственной службой на основании актов техни­ческого состояния или донесений и заявок воинских частей.

Техника сдается в ремонт с положенным комплек­том принадлежностей и инструмента. Запрещается перед сдачей в ремонт заменять исправные детали, сборочные единицы, приборы и автошины неисправ­ными (негодными).

Вместе с техникой в ремонт направляются форму­ляр (паспорт), техническое описание и инструкция по эксплуатации, а также другая эксплуатационная документация. В формуляре (паспорте) должны быть записаны всœе данные по состоянию техники на по­следний день работы.

311. Техника, сданная в средний ремонт, с учета воинской части не исключается, а техника, сданная в капитальный ремонт, исключается. На каждую еди­ницу техники, сдаваемую в ремонт представителями воинской части и ремонтного органа, составляется акт (форма 12), который командиром воинской ча­сти может не утверждаться. При отсутствии предста­вителя воинской части акт составляется в односто­роннем порядке ремонтным органом.

Принятая в ремонт техника записывается в книгу учета ремонта (обслуживания, обработки) вооруже­ния, техники и имущества (форма 36).

312. Неисправная (поврежденная) техника, кото­рая не должна быть отремонтирована в ремонтных ор­ганах продовольственной службы, эвакуируется в ре­монтную мастерскую довольствующего продовольст­венного склада или в ремонтные предприятия центра (военного округа).

Техника, не подлежащая восстановлению, разби­рается в установленном порядке. Годные детали ис­пользуются при ремонте техники.

313. Эвакуация техники продовольственной служ­бы состоит в выводе неисправных (поврежденных) образцов техники в ближайшие укрытия, на пу­ти эвакуации, в места ремонта или отгрузки, на СППМ.

Продовольственная служба своими эвакуационными средствами не располагает. По этой причине эвакуация поврежденной техники осуществляется транспортом подвоза продовольствия, попутным транспортом и эвакуационными средствами воинских частей, соеди­нений и объединœений.

Эвакуация образцов техники, смонтированных на прицепах, имеющих исправную ходовую часть, осу­ществляется, как правило, штатными тягачами, а при выходе их из строя - эвакуационными средствами или попутным транспортом.

Эвакуация образцов техники, имеющих исправные автомобильные средства подвижности, осуществляет­ся своим ходом в соответствующий ремонтный орган исходя из характера повреждений основной составной части образцов техники.

Автомобильные средства подвижности, имеющие незначительные повреждения, в случае если позволяет боевая обстановка, должны оперативно восстанавливаться силами войсковых ремонтно-эвакуационных групп в целях последующей эвакуации своим ходом в ремонт­ные органы соответствующего звена продовольствен­ной службы для проведения ремонта основной со­ставной части образца техники.

314. Материально-техническое обеспечение ремон­та техники осуществляется в целях создания, хра­нения, рационального расходования и пополнения до установленных норм запасов материальных средств, обеспечивающих эксплуатацию и ремонт техники.

315. Основными мероприятиями по материально-техническому обеспечению являются:

обоснованное и своевременное истребование и по­лучение материальных средств;

правильное хранение, учет, распределœение, выда­ча, транспортирование и рациональное использование материальных средств;

сбор, учет и целœесообразное использование исправ­ных деталей, сборочных единиц и приборов со списан­ной техники, а также децентрализованные заготовка материальных средств;

контроль за правильностью расходования мате­риальных средств, их хранения и учета.

316. Основными источниками материально-техни­ческого обеспечения являются: плановое обеспечение; изготовление и ремонт деталей в ремонтных органах службы; использование деталей и сборочных единиц, снятых со списанной техники; децентрализованные за­готовки.

317. Номенклатура материальных средств для пла­ново-централизованного обеспечения устанавливает­ся Центральным продовольственным управлением Министерства обороны СССР. Обеспечение матери­альными средствами, по которым Центральное продо­вольственное управление Министерства обороны СССР не является фондодержателœем, производится по линии той службы, к номенклатуре которой они относятся.

318. Истребование и распределœение материаль­ных средств реализуются на базе данных прог­нозирования выхода техники из строя с учетом воз­можностей ремонтных органов службы, норм содер­жания запасов и фактической обеспеченности.

319. Для обеспечения нормальной эксплуатации и непрерывной работы ремонтных органов заблаговре­менно создаются и содержатся запасы материальных средств.

320. Эшелонирование запасов материальных средств, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд, осуществляется на основании решения начальника продовольственной службы объединœе­ния.

Планирование ремонта техники в полевых условиях

321. Планирование ремонта в продовольственной службе объединœения осуществляется в целях наибо­лее рационального использования ремонтных органов для своевременного и качественного ремонта техники продовольственной службы.

Основой планирования ремонта являются реше­ние командира на проведение операции, а также ука­зания, выписки из приказов, директив или распоря­жения по вопросам технического обеспечения стар­ших начальников по подчинœенности.

Задачи ремонтным органам соединœений матери­ального обеспечения доводятся соответствующими распоряжениями на основании решения заместителя командующего войсками по тылу.

322. Планирование ремонта техники предусматри­вает:

определœение потребности в ремонте; равномерную загрузку и полное использование ре­монтных органов;

очередность выполнения ремонта исходя из задач, решаемых войсками в планируемом периоде, и предназначения техники;

определœение потребности в запасных частях, ин­струменте и материалах на ремонт.

323. Планирование ремонта техники в ремонт­ном органе состоит в составлении документов, в которых указывается распределœение полученного плана-задания по ремонту техники между подразделœени­ями. План-задание разрабатывает продовольственная служба объединœения на месяц или в соответствии с обстановкой и решаемыми войсками задачами - на определœенный период.

В плане-задании (приложение 21) указываются наименование, марка и количество образцов техни­ки, вид ремонта͵ сроки поступления и окончания ремонта. Утверждает план-задание начальник продо­вольственной службы объединœения.

324. В ремонтных органах продовольственной слу­жбы разрабатываются производственный план, гра­фик ремонта техники, рабочая карточка.

Исходными данными для разработки производст­венного плана (приложение 22) являются план-зада­ние и производственные возможности ремонтных подразделœений за период или месяц. Производственный план разрабатывает начальник РМТП (командир ре­монтного взвода) и утверждает начальник продоволь­ственного склада (командир ремонтно-восстановительного батальона, роты).

Производственные возможности ремонтных под­разделœений определяются исходя из укомплектован­ности их личным составом, действительного фонда рабочего времени, а также из трудоемкости ремонта техники.

На основании производственного плана составля­ется график ремонта техники (приложение 23), кото­рый в виде выписок доводится до командиров ремонт­ных подразделœений. В графике ремонта указываются наименование работ (вид ремонта) и планируемое их выполнение по дням месяца или периода. График ремонта разрабатывает техник РМТП (командир взвода) и утверждает начальник РМТП (командир взвода).

Командиры ремонтных подразделœений составляют ежедневно рабочие карточки (приложение 24) для исполнителœей работ, в которых указываются наиме­нование и объём выполняемых работ, а также начало и конец их выполнения.

Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация ремонта техники продовольственной службы в полевых условиях" 2017, 2018.


1. Понятие о единой системе комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения и техники.

Успешное решение задач боевой подготовки войск в мирное время, а тем более современного боя и операции в военное время зависит от совокупной и одновременной готовности образцов ВВТ. Поэтому система технического обслуживания ВВТ должна быть единой и комплексной для всех образцов различных радов войск. Она должна определять не только техническое, но и организационные аспекты проведения комплексного технического обслуживания. Такая система в настоящее время установлена "Руководством по организации комплексного технического обслуживания и ремонта вооружения и военной техники Советской Армии и Военно-Морского Флота".

В основе любой системы технического обслуживания лежит непосредственно техническое обслуживание - комплекс работ, проводимых на объектах ВВТ для поддержания исправности или только работоспособности с целью обеспечения боевой готовности (ГОСТ В 19819-84).

В настоящее время, как в России, так и за рубежом для военной техники основной системой технического обслуживания является планово-предупредительная. Она предусматривает своевременное проведение на объектах профилактических работ определенной технологической направленности (заправочных, настроечных, контрольно-проверочных, промывочных, смазочных, крепежных и др.), а также замену эксплуатационных материалов и износившихся или израсходовавших свой ресурс деталей, узлов, механизмов. В зависимости от целевого назначения объектов (бронетанковой или автомобильной техники, ракетно-артиллерийского вооружения и др.), характера применения и условий эксплуатации сроки проведения их обслуживаний устанавливаются с учетом наработки или календарного времени. Поэтому планово-предупредительные СТО ВВТ подразделяются на три системы: по наработке; календарным срокам и смешанную. Наиболее широкое распространение получила планово-предупредительная система технического обслуживания смешанного типа, когда при использовании объектов ВВТ они обслуживаются по наработке, а при хранении - по календарным срокам.

Данным положениям в полной мере соответствует единая система комплексного технического обслуживания и ремонта (ЕС КТОР) ВВТ, являющаяся планово-предупредительной системой, основанной на обязательном проведении установленных видов ТО для всех составных частей образца ВВТ в зависимости от величины наработки (километров пробега, количества выстрелов, циклов, пусков, часов работы) или календарных сроков (дней, месяцев, лет) с учетом условий эксплуатации.

Принципиально новым положением (сущностью) ЕС КТО является то, что она впервые предусматривает единые наименования видов ТО для всех образцов ВВТ различных родов войск (как при хранении, так и при использовании) и одновременное (комплексное) проведение работ по ТО для всех составных частей образца ВВТ совмещение по месту и времени. Кроме того, она определяет общие организационные формы и принципы проведения работ по КТО образцов ВВТ в различных звеньях войск в мирное время и военное время для поддержания их в высокой готовности к использованию по назначению.

Единая система комплексного технического обслуживания и ремонта ВВТ включает в себя следующие виды:

а) техническое обслуживание при использовании:

Контрольный осмотр (КО);

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО);

Техническое обслуживание №1 (ТО-1);

Техническое обслуживание №2 (ТО-2);

Сезонное техническое обслуживание (СО);

Регламентированное техническое обслуживание (РТО);

Время и периодичность проведения технического обслуживания БМП-2 и БТР-80 при использовании представлены в таблице:

б) техническое обслуживание при кратковременном хранении:

в) техническое обслуживание при длительном хранении:

Техническое обслуживание №1 при хранении (ТО-1х);

Техническое обслуживание №2 при хранении (ТО-2х);

Регламентированное техническое обслуживание (РТО).

Контрольный осмотр (КО) - проводится с целью проверки готовности к использованию систем, агрегатов, механизмов аппаратуры для обеспечения надежной работы и безопасности движения машины. КО проводится экипажами (водителями) перед выходом из парка и на марше во время остановок (привалов), перед стрельбой, занятиями и учениями.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) проводится с целью обеспечить последующую надежную работу машины при пробеге не менее 250-300 км. ЕТО проводится экипажами (водителями) с участием специалистов подразделений технического обеспечения в конце дня после каждого выхода из парка независимо от пробега (в конце суток боевых действий).ЕТО включает общий контроль технического состояния машины, дозаправку ГСМ, боеприпасами (во время боевых действий), мойку (чистку) и проверку комплектности.

Номерные ТО (ТО №1, ТО №2) проводятся с целью обеспечения надежной работы машины в пределах установленного до очередного ТО пробега (наработки). Объем, периодичность и продолжительность КО, ЕТО, ТО1 и ТО2 определяются нормативно-технической документацией (НТД) для каждого вида (типа) образца ВВТ.

Сезонное техническое обслуживание (СО) - проводится с целью подготовки машин в соответствии с условиями предстоящей эксплуатации. СО проводится экипажами (водителями) с привлечением специалистов подразделений технического обеспечения два раза в год при переводе машин на зимнюю и летнюю эксплуатацию. В объем СО входят работы номерных ТО в зависимости от наработки, а также дополнительные работы, связанные с заменой эксплуатационных материалов, предписанных НТД.

Регламентированное техническое обслуживание (РТО)_. проводится с целью поддержания боеспособности ВВТ в течении последующих 5-7 лет. РТО проводится с специально подготовленными бригадами с участием экипажей (водителей) через 5-7 лет длительного хранения ВВТ. Сущность РТО заключается в определенных технических воздействиях на механизмы, узлы, агрегаты, системы, которые содержат материалы, подверженные изменениям (старению) в процессе хранения. Номенклатура заменяемых деталей (резинотехнических изделий, электронных приборов и т.д.) и технология их замены разрабатываются заводами-изготовителями машин на основе проведенных испытаний. РТО проводится под контролем и с участием представителей заводов-изготовителей.

Кроме перечисленных видов ТО на машинах проводится техническое обслуживание при подготовке к эксплуатации в особых условиях (подготовка к преодолению водных преград, эксплуатация в условиях высокогорья, подготовка вооружения к стрельбе и обслуживание после стрельбы и т. д.). Объем операций в этих случаях определяется НТД.

Преподаватель: Гасюк Дмитрий Петрович — д.т.н., профессор, ведущий специалист в области менеджмента качества, разработки теоретических основ стандартизации и методических основ сертификации, эксперт высшей квалификационной категории системы сертификации «Военный регистр», эксперт системы сертификации «ГОСТ Р».

1 день: «Нормативно-правовые основы организации и проведения технического обслуживания и ремонта ВВТ».
— Место и роль технического обслуживания (ТО) и ремонта в системе эксплуатации вооружения. Основные термины и определения в соответствии с ГОСТ 18322-2016 и Р 50-605-80-93.
— Виды ТО и ремонта ВВТ. Цели, задачи и содержание видов ТО и ремонта. Возможность и целесообразность проведения ремонта. Система ТО и ремонта. Методы ремонта.
Нормативная база, регламентирующая порядок и содержание работ по ТО и ремонту. Комплексы стандартов ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, СРПП ВТ, системы ТО и ремонта техники и их содержание в контексте задания требований и обеспечения ремонтопригодности образцов ВВТ в процессе их создания и постановки на производство.
— Конструкторская подготовка ТО и ремонта. Определение ремонтопригодности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 27.002-2015. Основные показатели технологичности изделия при ТО и Р и их содержание. Количественная оценка технологичности конструкции изделия в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79. Правила обеспечения ремонтопригодности изделия на этапах разработки конструкторской и ремонтной документации. Порядок разработки программы обеспечения ремонтопригодности изделия при его создании в соответствии с требованиями ГОСТ 23660-79.
— Отработка «технологической рациональности» конструкции изделия. Технологическая унификация и стандартизация. Типизация технологических процессов. Агрегатирование и стандартизация оборудования. Производственная технологичность. Эксплуатационная технологичность.

2 день: «Содержание работ по организации и проведению ТО и ремонта ВВТ. Ремонтная документация».
— Подготовка и освоение ремонтного производства в соответствии с требованиями Р 50-601-4-89.
— Организация технологической подготовки ТО и ремонта (ТП ТО и Р). Выверка и отладка запроектированной технологии и изготовленного технологического оснащения. Нормирование расхода материалов и трудовых затрат. Аттестация рабочих мест и персонала на соответствие технологическому процессу ремонта. Критерии завершенности подготовки ремонта.
— Структура и организация производственного процесса ремонта. Этапы процесса ремонта. Порядок сдачи в ремонт и приёма из ремонта техники в соответствии с требованиями Р 50-609-30-87.
— Метрологическое обеспечение ТО и ремонта.
— Документирование процесса ТП ТО и Р. Стадии разработки РД в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 2.902-2005. Виды и комплектность ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602-2013. Требования комплекса стандартов ЕСКД по оформлению ремонтной документации. Правила выполнения работ по разработке ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 0015-601-2008. Этапы разработки РД. Особенности нормоконтроля ремонтной документации в соответствии с требованиями ГОСТ 2.111-2013 и ГОСТ 3.1116-2011. Особенности ремонтной документации, выполненной в системе электронного документооборота в соответствии с ГОСТ 2.051-2013.
— Технический контроль качества ремонта ВВТ. Технологическое проектирование технического контроля в соответствии с требованиями Р 50-609-40-01. Правила оформления документации технического контроля. Правила выбора средств технического контроля. Контроль технологической дисциплины в соответствии с требованиями Р 50-609-48-88. Оценка качества отремонтированных изделий в соответствии с требованиями ГОСТ 20831-75.
— Оптимизация ТП ТО и Р. Технико-экономический анализ и обоснование выбора ресурсосберегающего технологического процесса ремонта ВВТ. Организационно-экономические пути сокращения времени на ТП ТО и Р.
— Особенности постановки оборонной продукции (ОП) на ремонт в соответствии с требованиями ГОСТ РВ 15.301-2003. Требования к ТП ТО и Р ОП в соответствии с положениями ГОСТ РВ 0015-002-2012.

297. Командиры воинских частей (соединений) и подразделений несут полную ответственность за своевременное проведение в полном объеме технических обслуживании и контроля технического состояния РАВ. Техническое обслуживание организуется заместителем командира соединения (воинской части) по вооружению. Его распоряжения по видам организации технического обслуживания обязательны для начальников родов войск и служб, командиров воинских частей (подразделений).

298. Начальник службы РАВ организует и обеспечивает техническое обслуживание и контроль технического состояния ракетно-артиллерийского вооружения, состоящего на учете в службе РАВ, и принимает меры по своевременному техническому обслуживанию его составных частей. Он организует и обеспечивает техническое обслуживание РАВ, входящего составной частью в образцы вооружения других родов войск и служб (по согласованию с соответствующими начальниками родов войск и служб).

Командиры воинских частей и подразделений обязаны планировать и выделять необходимое время и личный состав на проведение технического обслуживания и требовать точного выполнения всего объема работ в установленные сроки.

299 . Техническое обслуживание вооружения и контроль технического состояния проводится на местах хранения вооружения или на ПТОР ремонтного подразделения, оснащенных в соответствии с действующими нормами содержания технологического оборудования.

Подвижные ремонтные средства для проведения технического обслуживания используются только во время сборов, учений, маневров, полевых выходов или по решению заместителя командующего округа по вооружению в пределах установленных норм расхода ресурса.

При проведении технического обслуживания вооружения непосредственно на местах хранения все работы выполняются экипажем машины (расчетом) под руководством командира подразделения с привлечением специалистов ремонтного подразделения, которые включаются в состав создаваемых специализированных бригад и постов.



Для организации технического обслуживания в ремонтном подразделении разрабатывается план-график технического обслуживания и ремонта вооружения на месяц. Порядок разработки план-графика приведен в ст. 358 настоящего Руководства. В ходе ТО изделия проводятся работы предусмотренные ЭД. С целью контроля выполнения всего перечня работ по ТО изделий в подразделении может разрабатываться «План – календарь выполнения работ по ТО изделий». В План-календаре указываются перечень работ, плановые и фактические сроки их выполнения и ставится роспись исполнителя работ, его подписывает командир подразделения и заместитель командира по вооружению.

Работы по техническому обслуживанию вооружения, поступившего в ремонтное подразделение, производятся под руководством командира (начальника) ремонтного подразделения.

300 . Личный состав ремонтных подразделений, участвующих в проведении технических обслуживании, должен пройти необходимую подготовку и специализироваться по видам работ, за полноту и качество проведения которых он несет ответственность. Использовать специалистов-ремонтников, а также личный состав расчетов в период проведения технического обслуживания и ремонта для выполнения хозяйственных и других работ запрещается.

Время для проведения номерных технических обслуживании предусматривается планом боевой подготовки, планами эксплуатации и ремонта РАВ, а также расписаниями занятий подразделений.

Техническое обслуживание вооружения в случае его продолжительности менее 8 ч целесообразно проводить в парковые и парково-хозяйственные дни.

Техническое обслуживание образца вооружения должно быть спланировано так, чтобы к исходу рабочего дня образец вооружения был боеготовым.

301 . Обслуживание начинается с подготовки изделия, рабочего места, ЗИП, документации и эксплуатационных материалов. Подготовка изделий заключается в проверке его на заряженность, удалении влаги, очистке от грязи и проверке комплектности. Если образец вооружения находился на хранении, то проводится его расконсервация.

Подготовка рабочего места заключается в уборке помещений, рациональной расстановке технологического оборудования (верстаков, козелков, подкладок, ЗИП и др.), подготовке грузоподъемных средств и другого оборудования.

Подготовка ЗИП включает проверку его комплектности, отбор и расконсервацию (чистку) приборов, инструмента и приспособлений, необходимых для проведения данного вида ТО. Проверяется исправность, а для измерительных приборов, кроме того, своевременность их проверки в подразделениях метрологической службы.

Подготовка документации включает в себя: проверку технической документации на образец, сверку данных формуляра с планами ТО и Р. проверку наличия технологических карт проведения ТО образца и составление план-графика проведения работ по ТО-2 образцов в подразделении с включением в него перечня мероприятий по ТО на данном образце и на все его составляющие в соответствии с эксплуатационной документацией.

Подготовка эксплуатационных материалов включает расчет потребного количества, получение на складе и доставку к месту выполнения работ. При необходимости проверяется качество материалов.

302 . Ответственным этапом технологического процесса ТО является определение технического состояния изделия.

Разборка выполняется в объеме, установленном инструкцией по ТО. Если параметры составных частей изделия в пределах требований эксплуатационной документации, состояние поверхностей и качество смазки хорошие, допускается не проводить полную разборку таких устройств. Решение, как правило, принимает командир ремонтного подразделения. После разборки проводится обслуживание.

Оно включает:

контроль технического состояния деталей;

замену неисправных деталей или деталей с ограниченными сроками службы или хранения на заведомо исправные;

чистку и мойку деталей;

смазывание деталей.

303 . Наиболее ответственным этапом ТО является сборка и регулировка. Работы по сборке выполняются наиболее подготовленными специалистами ремонтных подразделений и командирами орудий (при ТО и ТО-1) под руководством командиров подразделений. После сборки все параметры изделия должны соответствовать требованиям эксплуатационной документации.

Разборку, обслуживание и сборку отдельных узлов и механизмов артиллерийских систем желательно выполнять в течение одного дня, что позволяет исключить потери деталей и, особенно, элементов крепежа, а также предотвращает коррозию деталей. Это требование особенно актуально для деталей гидравлических устройств. Если работы, связанные с обслуживанием силовых цилиндров, штоков, поршней и других деталей гидравлических и гидропневматических устройств, не завершены в течение одного дня, то для предотвращения коррозии их необходимо помещать на кратковременное хранение в ванны с той рабочей жидкостью, которой они заполняются.

Технологический процесс завершается подкраской изделия при ТО-1 и окраской в один слой при ТО-2.

304. Контроль полноты и качества технического обслуживания осуществляется командиром подразделения, за которым закреплен образец вооружения и начальниками родов войск (служб), в ведении которых находятся образцы вооружения и соответствующие составные части, а также командир (начальник) ремонтного органа.

305. ТО-2 является одним из трудоемких обслуживании, поэтому для его выполнения обычно привлекаются специалисты ремонтных подразделений и личный состав расчетов.

Нормы времени на проведение ТО-2 основных образцов РАВ приведены в Приложении 26.

306 . Сезонное обслуживание РАВ проводится два раза в год при подготовке вооружения к летнему или зимнему периодам эксплуатации в сроки, устанавливаемые командующими войсками военных округов.

Переводом вооружения и военной техники на сезонный режим эксплуатации руководит лично командир воинской части. Сезонное обслуживание совмещается по времени и месту проведения с очередным контрольно-техническим осмотром или с техническим диагностированием. Объем сезонного обслуживания может уточняться по результатам контроля технического состояния образцов РАВ.

При сезонном обслуживании выполняются:

работы, предусмотренные для очередного ТО-1 или ТО-2, если срок их проведения совпадает с сезонным обслуживанием;

замена смазки с переборкой узлов и механизмов в необходимых случаях;

проверка работоспособности систем отопления (обогрева) и вентиляции;

проверка наличия ЗИП;

устранение выявленных неисправностей и недостатков.

Планирование и организация работ при проведении сезонного обслуживания РАВ в воинской части аналогичны организации работ по постановке РАВ на хранение. При этом особое внимание уделяется проведению занятий с личным составом воинской части по соблюдению мер безопасности, предупреждению гибели и увечья военнослужащих, связанных с особенностями эксплуатации вооружения в летних (зимних) условиях.

В воинской части разрабатываются:

приказ о подготовке вооружения и военной техники к сезонной эксплуатации;

план перевода вооружения на сезонный режим эксплуатации воинской части и подразделений;

план-графики перевода на сезонный режим эксплуатации в ротах (батареях);

график работы специализированных постов и бригад.

Качество сезонного обслуживания техники в воинской части проверяет комиссия, назначенная командиром воинской части. По результатам проверки в воинской части издается приказ о готовности вооружения и техники и допуске личного состава к сезонной эксплуатации.

О проведенном сезонном обслуживании образца РАВ делается запись в его формуляр (паспорт).

307 . При техническом обслуживании особое внимание обращается на состояние пломб.

На образцах РАВ могут быть установлены четыре категории пломб:

конструктивные IK устанавливаются на блоки, узлы и механизмы, которые ремонту в войсковых условиях не подлежат. Пломбы снимать в войсках запрещается;

режимные IP устанавливаются на органы управления и перестройки, обеспечивающие определенный режим работы. При переходе на другой режим пломбы вскрываются по разрешению командира воинской части (соединения) с обязательной отметкой в формуляре;

II категория (запрещающие - гарантийные) устанавливаются на узлы, блоки и механизмы, ремонт, настройка и регулировка которых не может быть осуществлена специалистами войск до истечения гарантийного срока образца РАВ. Пломбы снимаются и восстанавливаются только в присутствии представителя завода-изготовителя. После истечения гарантии необходимость в этих пломбах устанавливается командиром подразделения;

III категория (ограниченного доступа) устанавливаются на узлы, блоки и механизмы, ремонт, монтаж, настройку и регулировку которых можно осуществлять в войсках. Пломбы снимаются по разрешению командира подразделения с последующим восстановлением;

В случае нарушения пломб I и II категорий на гарантийных образцах командиром воинской части проводится расследование.

Техническое обслуживание ВиТ осуществляется в целях обеспече­ния постоянной их готовности к боевому применению и надежной работы в ходе выполнения боевых задач.

Сроки проведения ТО ВиТ подразделения определяются “Планом экс­плуатации и ремонта ВиТ”, разрабатываемым в части (соединении) еже­годно.

Техническое обслуживание ВиТ планируется исходя из установлен­ной периодичности и годовых норм расхода ресурсов.

Организация работ по ТО ВиТ должна обеспечить быстрое их вы­полнение и боевую готовность подразделения (части).

Организация ТО предусматривает выполнение организационных и технических мероприятий. Условно эти мероприятия делятся на три этапа.

На первом (подготовительном) этапе организационными мероприятия­ми являются:

    определение потребности в эксплуатационных материалах и личном составе;

    постановка задач исполнителям;

    разработка планов подготовки и проведения ТО графиков выполне­ния работ;

    подготовка личного состава.

Расчет потребности эксплуатационных материалов и личного состава проводят командиры подразделений и начальники технических служб.

Командиры подразделений, начальники расчетов не позднее чем за две недели до начала ТО подают в технические и тыловые службы заявки на требуемые для данного вида обслуживания материальные средства.

Наименование материальных средств и нормы их расхода для каждого образца и вида ТО определены в инструкции по эксплуатации (техническому обслуживанию) образца ВиТ.

Начальники служб определяют необходимое количество материальных средств подразделению на проведение ТО и количество необходимых специалистов из ОТО и ремонтной роты.

Постановка задач на ТО определяется в приказе командира части на проведение ТО ВиТ.

В приказе обычно указываются:

  • сроки проведения (дата проведения для каждого подразделения и для части в целом);

    материальное обеспечение;

    сроки готовности к проведению ТО;

    лица, ответственные за проведение ТО;

    состав комиссии по проверке полноты и качества прове­­дения ТО.

В качестве приложения к приказу командира части на проведение ТО технической частью разрабатываются:

1) план мероприятий по подготовке ТО (сроки и объем получения материальных средств, мероприятия по подготовке личного состава, показные и инструкторско-методические занятия по выполнению работ по ТО);

2) план-график проведения ТО, в котором определяются сроки ТО ВиТ подразделений и время работы специалистов ОТО, ремонтной роты в подразделениях.

Основными мероприятиями по подготовке личного состава являются:

    изучение ЭД по объему и технологии выполнения операций ТО;

    изучение правил безопасной работы на ВиТ;

    проведение показных и инструкторско-методических занятий по порядку и правилам выполнения на­иболее сложных и ответственных работ.

Основными техническими мероприятиями на первом этапе являются:

    подготовка приборов и инструмента (проверка работоспособности СИ, если необходима их поверка и ремонт);

    осмотр средств защиты, специальных ключей и приспособ­лений;

    получение эксплуатационных материалов по накладным соответс­твующих служб или раздаточным ведомостям;

    подготовка образцов ВиТ (выявление недостатков в техническом состоянии, расконсервация в необходимом объеме, если ВиТ находятся на хранении).

На втором (основном) этапе главным является выполнение работ по проводимому виду ТО на всех его составляющих элементах: специальной аппаратуре, базовой машине, средствах связи, агрегатах питания, техническая поверка средств измерений. Работы проводятся соответствующими специалистами подразделений ТОиР и личным составом расчетов. На всех составляющих комплексного образца вооружения проводится тот же вид ТО, что и на основной составляющей. Разрешается на не основных комплектующих проводить ТО на одну ступень ниже, если наработка или срок до данного вида ТО составляет менее 50% от уста­новленных.

Из организационных мероприятий на данном этапе основными явля­ются проверка командирами батарей, начальниками технических служб полноты и качества выполнения работ по ТО и обеспечения мер безо­пасности, а также оказание методической помощи в выполнении наибо­лее сложных и ответственных работ.

При выполнении работ на ВиТ командиры подразделений обязаны принять меры к недопущению несанкционированного срыва пломб I и II категории. К категории 1 относятся пломбы, запрещающие вскрытие блоков в войсках, и режимные, к категории ІІ - гарантийные пломбы.

На третьем (заключительном) этапе основными техническими ме­роприятиями являются:

    перевод образцов ВиТ в заданное состояние и положение (консер­вация ВиТ, находящихся на хранении, перевод в транспортное положение при отправке из воинской части и т.д.);

    заполнение эксплуатационной документации. Все работы по ТО за­писываются в формуляр (заполняются разделы формуляра, сведения о наработке, обнаруженных недостатках, отказах, причинах их возникно­вения, способах устранения);

    уборка рабочих мест (стеллажей);

    оформление материалов на списание израсходованных материальных средств.