Лицензирование предпринимательской деятельности осуществляется. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы. Срок и правила действия лицензии

Лицензирование отдельных видов деятельности, в том числе предпринимательской , осуществляется на основании федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с многочисленными последующими изменениями (от 13. 03. 2002г.; от 21.03. 2002 г.; от 09. 12. 2002 г.; 10. 01. 2003г.; от 27. 02. 2003 г.; от 11. 03. 2003г.; от 26. 03. 2003 г.; от 23.12. 2003 г.; от 02.11. 2004 г.), в связи с чем пользоваться этим законом при изучении данной темы следует по ЭПС КонсультантПлюс или Гарант.

Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, именуется лицензиатами.

Лицензия включает в себя перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, лицензионные требования к работникам юридического лица, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в которых или при помощи которого осуществляется такой вид деятельности. Эти требования связаны, прежде всего, с потенциальной возможностью нанесения вреда законным интересам, нравственности и здоровью граждан, интересам общества и государства в случае, если подобная деятельность будет производиться неквалифицированно или малоквалифицированно.

Лицензирование является видом государственного контроля. Выдачу лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий осуществляют лицензирующие органы, т.е. ораны федеральной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством о лицензировании (например, лицензионные палаты субъектов РФ).

Постановлением Правительства РФ утверждены Перечень федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих лицензирование, и Перечень видев деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

На федеральном уровне лицензирующими органами являются министерства - транспорта, сельского хозяйства, культуры, внутренних дел, и некоторые государственные комитеты - каждый в рамках своей компетенции.

Органами исполнительной власти субъектов РФ лицензируются такие виды деятельности, как производство дезинфекционных средств, ветеринарная деятельность, заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов, публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.


Положения о лицензировании отдельных видов деятельности (предусмотренных заранее в федеральном законе!) принимаются на уровне Правительства РФ, а по некоторым видам деятельности - на уровне министерств федерального уровня.

Законом о лицензировании установлен единый перечень лицензируемых видов деятельности (в п. 17 Закона их перечислено более ста видов). Кроме того, некоторые иные виды деятельности, подлежащие лицензированию, дополнительно к перечню, данному в ст. 17 Закона о лицензировании, могут устанавливаться на уровне иных федеральных законов - это касается банковской, страховой и ряда иных видов деятельности.

Если тот или иной вид деятельности в силу федерального закона не подлежит лицензированию, никакие другие органы, в том числе на региональном уровне, не могут предусмотреть лицензирование этой деятельности.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В частности, подлежит лицензированию деятельность, связанная с туризмом, перевозками, оружием и военной техникой, медицинскими, ветеринарными услугами, негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность и другое. Перечень видов деятельности, требующей получения лицензии на её осуществление, содержится в ст. закона о лицензировании. Кроме того, отдельные виды деятельности, подлежащей лицензированию, указываются в иных федеральных законах.

Так, специальным федеральным законодательством регулируется лицензирование деятельности кредитных организаций. деятельности в области производства и оборота алкогольной продукции, деятельности в области связи, таможенного дела, внешнеэкономических операций и другой деятельности, указанной в п. 2 ст. 2 Закона о лицензировании. Количество видов лицензируемой деятельности действующим законодательством значительно сокращено, что само по себе направлено на развитие предпринимательства, ограничение произвола чиновников, но в то же время нельзя не отметить, что на некоторые виды деятельности лицензирование отменено явно преждевременно (например, это касается риэлторской деятельности или деятельности арбитражных управляющих).

На каждый вид деятельности, предусмотренный законом, предоставляется отдельная лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию субъектом - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ, может осуществляться на всей территории России. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. По окончании срок действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата путем переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица , места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

Копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом), а для индивидуального предпринимателя - копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

Копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

Сведения о квалификации работников соискателя лицензии или о квалификации самого индивидуального предпринимателя.

Кроме указанных документов, в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом о лицензировании и иными федеральными законами.

Все документы принимаются лицензирующим органом от соискателя по описи с выдачей её копии соискателю.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующий орган обязан в тот же 60-дневный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об обоснованном отказе в предоставлении лицензии - в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии (если решение положительное). Таким образом, при положительном решении пошлину платить придется дважды - за рассмотрение лицензии и за выдачу лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии, в котором обязательно указывается лицензиат, его местонахождение (местожительство), ИНН и срок действия лицензии.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на те виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют.

Основанием для отказа в предоставлении лицензии являются:

Наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

Несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии. Соискатель лицензии во всех случаях имеет право обжаловать в суд отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места его нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях, лицензиат - юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель - обязан не позднее чем через пятнадцать дней подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа, подтверждающего наличие лицензии.

Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение десяти дней со дня получения лицензирующим органом соответствующего заявления. За переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, взимается государственная пошлина.

Лицензирующие органы вправе (и обязаны) осуществлять контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в пределах компетенции, предоставленной им Законом о лицензировании. Эти органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения (оценочная категория!) лицензиатом лицензионных требований и условий на срок до шести месяцев. Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган вправе (и обязан) обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Аннулировать лицензию может только суд, но есть исключение: лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Суд может аннулировать лицензию на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации или если лицензиат не устранил нарушений после приостановления действия лицензии Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо в случае прекращения (по любым основаниям!) действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, а также в силу вступившего в силу решения суда об аннулировании лицензии.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Эта информация в виде выписок из реестра о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам по их заявлениям в трехдневный срок, причем на платной основе.

Ответственность за правонарушения в области государственной регистрации и лицензирования

Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства о лицензировании при осуществлении предпринимательской деятельности в установленных законом случаях влечет административную и уголовную ответственность виновных лиц за незаконное предпринимательство.

Так, частью 2 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно. Наказание предусмотрено в виде штрафа, размер которого установлен для каждого из указанных субъектов отдельно. Возможна также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. При буквальном толковании данной формулировки из этого как будто бы следует, что конфискация может быть применена только к субъектам, изготовившим продукцию для продажи без лицензии на изготовление и продажу. Представляется, что к торговым предприятиям в данном случае конфискация также может быть применена, если продавец реализует продукцию без необходимой лицензии.

Частью 3 ст. 14. 1 КоАП РФ предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц в виде штрафов различных размеров, налагаемых за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий , предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

За те же правонарушения (деятельность без лицензии, когда она необходима, или с нарушением условий лицензирования) предусмотрена и уголовная ответственность - ст. 171 УК РФ.

Статья содержит три самостоятельных состава преступлений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности: занятие такой деятельностью без государственной регистрации юридического или физического лица; без получения ими в необходимых случаях лицензии; с нарушением условий лицензирования.

Совершение соответствующих правонарушений может повлечь уголовную ответственность лишь в том случае, если они повлекли причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо полученный в результате этих действий доход является крупным. Наказание за такие преступления установлено в виде штрафов различного размера, обязательных работ, ареста либо лишения свободы на срок до трех лет.

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;

б) фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, – для индивидуальных предпринимателей;

в) лицензируемая деятельность;

г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;

д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;

е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;

ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

17.2. Порядок лицензирования

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы .

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов . Перечень лицензирующих органов определен в Постановлении Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии , в котором указываются:

Полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;

Фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

Лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы :

Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;

Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии . Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии , в котором указываются:

1) наименование лицензирующего органа;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);

5) срок действия лицензии;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) номер лицензии;

8) дата принятия решения о предоставлении лицензии.

17.3. Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятия «лицензия», «лицензирование».

2. Какие нормативно-правовые акты регулируют в настоящее время отношения, связанные с лицензированием?

3. В каком порядке осуществляется лицензирование?

4. Назовите основания и охарактеризуйте порядок приостановления действия и аннулирования лицензии.

5. В каких случаях лицензирующий орган вправе отказать в выдаче лицензии?


http://ivtrikotaj.ru/catalog/peignoirs ночные сорочки и комплекты.

Организация или ИП могут работать на территории России только после государственной регистрации в налоговом органе.

В процессе оформления нового бизнеса нужно учитывать, что на некоторые виды работ и услуг требуется специальное разрешение - лицензия. Как она оформляется и какие виды предпринимательской деятельности требуют лицензирования, расскажем далее.

Какие работы и услуги нужно лицензировать?

Лицензия требуется на такие виды деятельности, которые могут нанести ущерб законным интересам и правам, жизни и здоровью населения РФ, а также обороне и безопасности страны, ее экологии и культурному наследию.

Список работ и услуги, на которые требуется разрешение, весьма внушителен и часто меняется. Он содержится в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»:

  • производство лекарственных препаратов;
  • перевозка пассажиров и грузов водным, железнодорожным или воздушным транспортом;
  • пассажиров автотранспортом, вместимостью более 8 человек;
  • частная охранная и детективная (сыскная) деятельность;
  • услуги связи, телевизионное и радиовещание;

Это исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности. Работы и услуги, не входящие в этот список, не требуют оформления специального разрешения.

В законе четко прописаны виды деятельности, требующие получения лицензии.

Каким лицам разрешено заниматься отдельными видами деятельности, указанными в Законе 99-ФЗ?

Получить разрешение вправе организации разной правовой формы и индивидуальные предприниматели. Обычные граждане не имеют права выполнять работу и предоставлять услуги, перечисленные в законе. Следовательно, без регистрации ИП или юрлица лицензию не оформить.

Лицензию могут получить только ИП и организации.

Требования к соискателям на получение лицензии

Организации и ИП, желающие оформить лицензию на какой-либо вид деятельности, обязаны соответствовать определенным требованиям. Они перечислены в ст. 8 Закона № 99-ФЗ:

  • наличие недвижимости, оборудования и технических средств, необходимых для выполнения заявленных видов деятельности (в собственности или аренде);
  • наличие штатных сотрудников, имеющих подходящее образование, квалификацию и опыт работы по специальности;
  • наличие на предприятии системы производственного контроля;
  • соответствие организационной формы бизнеса требованиям закона. Это правило актуально не для всех работ. В качестве примера можно привести деятельность по производству алкоголя, которой могут заниматься только организации.

Список требований может быть расширен, так как для каждого вида работ и услуг разработано свое законодательное положение, описывающее нюансы оформления лицензии.

Для каждого лицензируемого вида деятельности свой список требований.

Порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Алгоритм оформления лицензии можно разделить на три основных этапа:

  1. Сбор и подача документов в лицензирующий орган

Чтобы узнать, куда обращаться за лицензией в каждом конкретном случае, нужно заглянуть в Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». В нем перечислены все инстанции.

  1. Рассмотрение заявления и принятие решения

После передачи пакета документов в лицензирующий орган, его сотрудники начинают проверку сведений. Срок рассмотрения документов зависит от вида лицензии и обычно составляет 45-60 дней. Если все соответствует закону, выносится решение о выдаче лицензии. При наличии нарушений в выдаче лицензии отказывают.

  1. Уведомление заявителя

В случае положительного решения соискателю направляется извещение с указанием реквизитов счета и срока на уплату лицензионного сбора.

Отрицательный ответ также в письменном виде направляется в адрес заявителя. В документе указываются причины отказа и ссылки на подходящие нормы закона.

Лицензирующий орган обязан письменно вас уведомить о принятом решении.

Срок действия разрешения напрямую зависит от вида деятельности, на который оно выдается. Минимальный период - 3 года, если заявитель не указал меньший срок. Лицензия продлевается по ходатайству ее владельца. Разрешительный документ актуален на всей территории РФ.

Документы для лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Вам потребуется собрать и подать в лицензирующий орган следующие бумаги:

  • заявление о предоставлении лицензии;
  • учредительные документы организации или свидетельство о регистрации ИП (копии);
  • ИНН (копия);
  • документы, подтверждающие ваше соответствие требованиям Закона № 99-ФЗ;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • опись подаваемых документов;
  • доверенность на представителя, если от вашего имени действует другой человек.

Перечень документов зависит от вида лицензируемой деятельности и может быть расширен.

Документы можно подать тремя способами:

  1. принести в лицензирующий орган лично;
  2. направить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении;
  3. через интернет - в формате электронного документа, подписанного ЭЦП.

Если сотрудники лицензирующего органа выявили ошибки в вашем заявлении, либо вы приложили не все бумаги, вас известят об этом течение 3-х дней с момента подачи документов. Устранить нарушение нужно в месячный срок. Помните, что при каждой повторной подаче документов придется заново оплачивать госпошлину.

Размер госпошлины за предоставление лицензии - 7500 руб.

Причины отказа в выдаче лицензии

Основанием для отказа в выдаче лицензии может послужить:

  • информация, указанная в документах заявителя, не соответствует действительности;
  • кандидат не подходит под требования Закона № 99-ФЗ;
  • ранее выданная лицензия была отозвана (касается видов деятельности, перечисленных в п. 38 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Неправомерный отказ можно оспорить в суде. Аналогично можно поступить в случае бездействия лицензирующего органа и затягивания сроков рассмотрения заявки.

Отказ в выдаче лицензии - повод обратиться в суд.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии

Нарушителей ждут административные, налоговые или уголовные санкции:

  1. Административная ответственность

Осуществление предпринимательской деятельности без разрешения грозит ответственностью по ст. 14.1 КоАП РФ. Юрлицу придется заплатить штраф до 50 тыс. руб., должностным лицам - до 5 тыс. руб., гражданам - до 2,5 тыс. руб. У вас также могут конфисковать изготовленную продукцию, орудия производства и сырья.

  1. Налоговая ответственность

Некоторые виды деятельности освобождены от налогообложения (ст. 149 НК РФ). Если вы занимаетесь ими без лицензии, то придется заплатить подоходный налог за все операции.

  1. Уголовная ответственность

Если работа без лицензии причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо принесла вам крупный доход, наказание последует по ст. 171 УК РФ. Минимальная санкция - штраф до 300 тыс. руб., максимальная - тюремное заключение до 5 лет.

За работу без лицензии грозит штраф, а иногда и тюремный срок.

Оформление лицензии на любой вид предпринимательской деятельности - сложный и длительный по времени процесс, требующий глубоких познаний в области законодательства. Для успешного и быстрого прохождения процедуры лучше обратиться за помощью к юристу.

В нашей стране начинающие предприниматели вправе свободно выбирать сферу своей будущей деятельности. Однако со стороны органов государственной власти к гражданам, выступающим в таком качестве, предъявляется ряд требований. Для осуществления отдельных видов предпринимательства требуется специальное разрешение от уполномоченных органов. Это касается тех сфер, которые напрямую связаны с риском для жизни и здоровья людей. Стоит остановиться подробнее на том, что представляет собой процедура лицензирования, для каких видов деятельности она обязательна и каков порядок получения этого документа.

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности

Отдельные виды предпринимательской деятельности на территории нашей страны подлежат специальному лицензированию. Это означает, что предприниматель вправе осуществлять подобную деятельность только после получения разрешения (лицензии), выдаваемого уполномоченными органами власти.

Лицензия - специальный документ, наделяющий соискателя правом заниматься конкретным видом деятельности.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что лицензированием называют предоставление лицензий субъектам предпринимательской деятельности. Однако это не единственная функция лицензирующих органов.

Реализация алкоголя является одним из видов деятельности, подлежащим обязательному лицензированию

Лицензирование связано также с такими действиями:

  • переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановлением действия лицензий в случае нарушения предпринимателями лицензионных требований и условий;
  • возобновлением или прекращением действия лицензий;
  • аннулированием лицензий;
  • контролем лицензирующих органов за соблюдением предпринимателями соответствующих лицензионных требований и условий;
  • ведением реестров лицензий;
  • предоставлением заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, обороне и безопасности государства.

Процедура лицензирования отдельных видов деятельности регулируется рядом нормативно-правовых актов.

Таблица: основные документы, регламентирующие лицензирование в РФ

Наименование нормативного акта Характеристика
Гражданский кодекс РФ. Содержит положение, согласно которому юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании лицензии (ч. 3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности.
ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основной законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» Регламентирует предоставление лицензии на медицинскую деятельность.
  • Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» (ред. от 19.07.2007);
  • ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Постановление и федеральные законы регулируют фармацевтическую деятельность.
ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395–1 (действующая редакция от 04.10.2014). Согласно этому закону лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдаётся Центральным банком РФ после её государственной регистрации.
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями от 2 ноября 2013 г.). Предусматривает, что лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции, которые чётко перечислены в ст. 18. В названном Законе определён порядок выдачи лицензий и установлено, что документы, представленные организацией в лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются и подлежат экспертизе лицензирующим органом.
Закон РФ от 27.11.1997 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 г.). Регулирует вопросы лицензирования деятельности субъектов страхового дела.

Перечень документов, регламентирующих лицензирование в нашей стране, не исчерпывается представленным выше. Как правило, каждый вид деятельности имеет собственный свод нормативно-правовых актов, на которые и ориентируется предприниматель.

Органы, осуществляющие лицензирование бизнеса

Выдачей лицензий занимаются органы исполнительной власти субъектов России или органы местного управления, ответственные за сферу деятельности, подлежащую лицензированию.

Таблица: перечень лицензирующих органов

За выдачу лицензий в сфере медицинской и фармацевтической деятельности отвечают Россельхознадзор и Росздравнадзор

Виды деятельности, подлежащие лицензированию

Исчерпывающий список таких видов деятельности представлен . Рассмотрим наиболее распространённые виды лицензируемой предпринимательской деятельности.

Таблица: перечень видов деятельности, для которых необходима лицензия

Вид деятельности Коды ОКВЭД
Производство, продажа и использование фармацевтических средств и медицинской техники, медицинского обслуживания 46.46, 47.73, 21.20
Воспитательная и образовательная деятельность 85.1–85.42.9
Страховой и таможенный бизнес 69.10, 65
Частные охранные предприятия и детективные агентства 80.1–84.24, 70.90, 80.30
Услуги связи 61.10
Изготовление и продажа алкоголя 51.34
Бизнес, связанный с использованием природных ресурсов 01–09.90
Железнодорожные и международные грузоперевозки 60.10, 63
Архитектурное и инженерное строительство, реставрационные работы 71.1–71.20.9
Бизнес в сфере международного сотрудничества (турагентства, туроператоры) 79.11–79.90.32

Одним из самых распространённых видов деятельности, подлежащих лицензированию, является оказание образовательных услуг

Видео: лицензирование всех видов деятельности по обращению с отходами

Порядок получения лицензии ИП

Получение лицензии на определённый вид предпринимательской деятельности требует от соискателя соответствия некоторым требованиям. В зависимости от статуса юридического лица или ИП, а также вида его предпринимательской деятельности, правила получения могут различаться.

В большинстве случаев лицензирования соискатель лицензии должен удовлетворять следующим определённому требованию или комплексу требований. Например:

  • иметь недвижимость, транспорт, оборудование и т. д.;
  • содержать активный рабочий штаб;
  • иметь профессиональное образование, стаж работы и т. д.;
  • иметь сформированный капитал.

Следует принять во внимание, что некоторые виды деятельности запрещены для индивидуального предпринимательства. Это касается:

  • банковских операций при создании банка;
  • деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Если гражданин зарегистрирован в качестве ИП и соответствует выдвигаемым требованиям, он может приступать к получению лицензии. Процесс можно схематично представить в виде инструкции.

Заявление на предоставление лицензии

На первом этапе предприниматель пишет заявление с просьбой предоставить ему лицензию для выбранного им вида деятельности. Образец заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя .

В заявлении ИП указывает данные такого рода:

  • личные данные предпринимателя (паспортные данные);
  • контактную информацию (номер телефона, электронный адрес);
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • реквизиты документа, подтверждающего факт уплаты госпошлины за предоставление лицензии;
  • вид деятельности с указанием выполняемых работ, услуг.

В заявлении о предоставлении лицензии обязательно указывается идентификационный номер налогоплательщика

Сбор документов

  • паспорта;
  • ксерокопии свидетельства о государственной регистрации ИП;
  • заверенной нотариусом копии ИНН или оригинала ИНН и незаверенной копии;
  • заявления на получении лицензии;
  • данных о квалификации сотрудников (если это требуется).

Стоит иметь в виду, что перечень документов может быть расширен. Поэтому лучше заранее уточнить, какие документы необходимы в этом случае.

Свидетельство о государственной регистрации ИП является одним из документов, предоставляемых гражданином в лицензирующий орган

Оплата госпошлины

Затем ИП оплачивает государственную пошлину за рассмотрение лицензирующим органом его заявки и прикладывает к пакету документов квитанцию об оплате. Размер госпошлины будет зависеть от конкретного вида деятельности. Как правило, госпошлина взимается в размере 7500 руб., но в некоторых случаях лицензия обходится дороже.

Подача документов в лицензирующий орган

Вся документация принимается лицензирующим органом по описи, на копии которой ставится отметка о дате приёма.

Экземпляр описи с отметкой о дате приёма вручается заявителю либо передаётся ему тем способом, каким документы были получены

В течение трёх рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении заявления или о его возврате, если документы не соответствуют требованиям (например, предоставлены не в полном объёме). Если принято решение о возврате заявления, соискателю направят уведомление о необходимости устранения нарушений в течение 30 дней.

Уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений направляется предпринимателю заказным письмом или в форме электронного документа

Получение готового документа

После того как заявление на выдачу лицензии приняли, в срок до 45 рабочих дней выносится решение о выдаче лицензии. Итоговое решение оформляется приказом лицензирующего органа. Лицензию выдадут в течение 3 рабочих дней после её подписания и регистрации.

Решение о выдаче требуемого документа принимается только при соответствии лицензиата всем выдвигаемым требованиям

В случае получения отказа предприниматель имеет право обжаловать такое решение в суде.

Стоит иметь в виду, что лицензия на право ведения определённой деятельности выдаётся конкретному ИП. Закон не предусматривает права её передачи другому лицу.

В случае утери бланка бизнесмен имеет право обратиться в местный распорядительный орган с просьбой о выдаче дубликата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии: понятие, значение, правовые особенности

Договор комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинг) - это предоставление одной стороной (фирмой, продающей свою франшизу) другой стороне (покупателю франшизы) совокупности прав.

Такие права предоставляются за вознаграждение. Они включают право использования фирменного наименования правообладателя, секретов производства, а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т. п.). Договор франчайзинга должен быть также зарегистрирован. Регистрация его производится в том же органе, где зарегистрирован владелец исключительных прав.

Правообладатель комплекса исключительных прав обязан:

  • обеспечить передачу пользователю всего комплекса исключительных прав по договору, проинструктировать пользователя по вопросам осуществления прав, предоставить иную информацию, необходимую для осуществления этих прав;
  • обеспечить регистрацию договора франчайзинга;
  • оказывать пользователю постоянную помощь в использовании переданных по договору исключительных прав, включая содействие в обучении и повышении квалификации персонала;
  • контролировать качество производимых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг пользователем на основании договора франчайзинга.

Пользователь таких прав обязан:

  • использовать комплекс полученных им исключительных прав в строгом соответствии с условиями договора;
  • выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение;
  • производить товары, выполнять работы, оказывать услуги такой же надёжности и аналогичного качества, как это всё делает непосредственно правообладатель;
  • обеспечивать покупателей (заказчиков) всеми теми же услугами, какие следовало бы ожидать и непосредственно от правообладателя;
  • не допускать передачи полученных объектов исключительных прав другим лицам без согласия правообладателя.

Рассматриваемый договор прекращается в результате истечения его срока действия. Возможно также и досрочное прекращение по обоюдному соглашению сторон.

Договор комплексной предпринимательской лицензии расторгается в одностороннем порядке в случаях:

  • неисполнения одной из сторон условий договора;
  • прекращения принадлежащих правообладателю прав на оформленное наименование, товарный знак и т. п.;
  • изменения фирменного наименования и других принадлежащих правообладателю исключительных прав (в этом случае действует односторонний отказ пользователя от исполнения договора);
  • заключения договора без указания срока (расторжение договора при такой ситуации может последовать от контрагента в любое время);
  • невыполнения правообладателем своих обязанностей по обновлению технологий, обучению персонала и т. д.;
  • несоблюдения правил сохранения коммерческой тайны, требований по охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  • несвоевременной уплаты вознаграждения пользователем;
  • объявления правообладателя или пользователя банкротами.

Действие лицензии по времени и территориально

В большинстве случаев лицензия выдаётся на неограниченный срок, т. е. является бессрочным документом. Однако в некоторых случаях предусмотрено ограничение сроков действия лицензий.

Примеры ограничений сроков действия по виду деятельности:

  • на аудиторскую деятельность - 5 лет;
  • на розничную торговлю алкогольной продукцией - от 1 до 5 лет;
  • на работу с государственной тайной - до 5 лет по запросу заявителя;
  • на оказание услуг связи - от 3 до 25 лет;
  • на пассажирские перевозки внутри РФ - 5 лет (при первом обращении);
  • на ношение и хранение оружия - 5 лет.

Срок действия лицензии по его окончании может быть продлён по заявлению предпринимателя.

ИП вправе начать осуществление своей деятельности со следующего дня после утверждения выдачи на него лицензии. Предпринимательская деятельность может осуществляться на всей территории России вне зависимости от места её выдачи, а также в местах юрисдикции РФ.

Стоит иметь в виду, что деятельность, на которую распространяется лицензирование, проверяется контролирующими органами.

В зависимости от типа лицензий государственные структуры проводят проверки ИП с различной интенсивностью. Проверки основаны на обращении физических или юридических лиц по фактам возможных нарушений в работе бизнесмена. По материалам проверки составляется соответствующий акт.

Если в течение 1 календарного года ИП получает более двух негативных отзывов по результатам проверки, местный распорядительный орган имеет право аннулировать выданную лицензию.

Действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом в случаях:

  • нарушения лицензионных требований и условий, создающих непосредственную угрозу жизни или здоровью граждан;
  • невыполнения предпринимателем предписаний лицензирующего органа об устранении выявленных нарушений;
  • непредставления в установленный срок заявления о переоформлении лицензии или выдаче дубликата лицензии взамен утраченной.

Сведения о приостановлении действия лицензии вносятся в реестр лицензий.

Действие лицензии возобновляется после выполнения предпринимателем всех предписаний по решению лицензирующего органа со дня:

  • следующего за днём истечения срока исполнения вновь выданного предписания;
  • следующего за днём подписания акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения вновь выданного предписания.

Сведения о возобновлении действия лицензии также вносятся в реестр лицензий. Если установленные предписания так и не были выполнены, уполномоченный орган выносит решение об аннулировании лицензии.

Ответственность за осуществление деятельности без лицензии

За осуществление деятельности без лицензии законодательство предусматривает различные виды ответственности:

  • штрафные санкции (на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей);
  • конфискацию нелегально полученного дохода;
  • лишение права заниматься определёнными видами деятельности;
  • участие в общественных работах на срок от 180 до 240 часов;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 3 лет.

На предпринимателей за отсутствие лицензий может распространяться не только административная ответственность, но и уголовная

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию.

Если говорить об ответственности, в качестве примера можно привести судебный акт от 1 августа 2006 г. по делу № 3–2/06, согласно которому Архангельская региональная общественная организация «Духовное возрождение северян» подлежала ликвидации. Данная организация, применяя при проведении лекций и медитаций методы психологического и психотерапевтического воздействия, осуществляла медицинскую деятельность, не имея соответствующей лицензии. Таким образом, была нарушена ст. 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Проведение массовых медитаций в целях физического и духовного оздоровления является нарушением ч. 6 ст. 57 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», запрещающей проведение сеансов массового целительства. Данные нарушения закона являются грубыми, что в соответствии со ст. 44 ФЗ «Об общественных объединениях» и п. 2 ч. 2 ст. 61 ГК РФ служат основанием для ликвидации организации.

Процедура лицензирования сочетает в себе совокупность действий, связанных с предоставлением, приостановлением, возобновлением, аннулированием лицензий и переоформлением документов, подтверждающих их наличие. Это вид государственного контроля, направленного на защиту прав и интересов граждан, их здоровья и нравственности, а также национальной безопасности. Для осуществления отдельных видов предпринимательства получение разрешения считается обязательным, отсутствие же лицензии ведёт к административной и уголовной ответственности.

От 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю .

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций ; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ . Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме на позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

а) наименование, организационно-правовая форма и местонахождение - для юридического лица;
б) фамилия, имя, отчество, место жительства , данные документа, удостоверяющего личность , - для индивидуальных предпринимателей;
в) лицензируемая деятельность;
г) номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
д) идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
е) место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
ж) дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.

При получении уведомления лицензирующий орган направляет (вручает) лицензиату расписку в получении уведомления с отметкой о дате приема уведомления.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

В-третьих, лицензия выдается на определенный срок - не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии , в котором указываются:

  • полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица , место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
  • фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя , место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность , основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются следующие документы :

  • копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных законодательством.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии . Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.

В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии , в котором указываются:

  1. наименование лицензирующего органа;
  2. полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;
  3. фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
  4. лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг);
  5. срок действия лицензии;
  6. идентификационный номер налогоплательщика;
  7. номер лицензии;
  8. дата принятия решения о предоставлении лицензии.

Основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

Аннулирование лицензии возможно:

а) во внесудебном порядке. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.
б) в судебном порядке, то есть решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам , законным интересам, здоровью граждан , обороне и безопасности государства , культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушения, в связи с которыми действие лицензии было приостановлено. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации.