Классификация складов в логистике и их характеристика. Классификация складов. Складские помещения. Закрытые сооружения –

Классификация складов необходима для удобства управления логистическими процессами, оптимального выбора и рационального использования складских помещений.

Потребность в складировании запасов возникает на всех этапах товародвижения, начиная от хранения сырья и кончая реализацией продукта. Отсюда великое множество разнообразных видов таких помещений, что обусловило необходимость разработки классических стандартов по каждой группе хранилищ.

Рассмотрим, какие бывают склады, их виды и параметры.

Определение

Прежде чем анализировать классификации и виды складских помещений, разберем, что это такое. Следует отметить: сегодня его законодательное определение отсутствует. Существуют отдельные нормы о требованиях к складской деятельности для предпринимательских структур. Они касаются норм и правил в сфере строительства, санитарии и пожарной безопасности.

Понятие склада прописано в ГОСТе 51303 2013, посвященном расшифровке терминов в торговой отрасли. Под складом понимается специальные строения, здания, помещения, открытые площадки, обустроенные для целей хранения товарных ценностей и проведения складских операций.

Приведем определение на основе публикаций, взятых из различных ведомственных актов.

Под складом понимают нежилое помещение или земельный участок, предназначенные для приемки, хранения и отгрузки материальных запасов на различных стадиях производства и передачи товара потребителю.

Существует также такое понятие, как складское хозяйство. Оно представляет собой совокупность основных и вспомогательных помещений, подсобных строений, грузоподъемного оборудования, систем управления и поддержки надлежащих условий хранения.

Функциональные виды

Основное назначение склада заключается в содержании различного вида продукции. Остальные функции вытекают из него. Для того, чтобы поместить материал на хранение, сначала осуществляют приемку груза, затем производят рассортировку, обеспечивают условия для надлежащего содержания. В завершении процесса товар отгружают потребителю.

Сегодняшние тенденции развития складской деятельности предусматривают производство на этапе складирования дополнительных видов работ, прибавляющих стоимостную оценку товару. Например, оказание заказчикам услуг по предпродажной подготовке продукта (упаковка, расфасовка товара, тестирование, обработка материала под нужный размер и создание должного товарного вида), таможенно-брокерские услуги, транспортная доставка продукта и др.

Складской комплекс представляет собой концентрацию материальных ресурсов. Здесь происходит прием грузовых партий и формирование новых. В целях уменьшения транспортных расходов объединяют малые объемы грузов для разных заказчиков, группы товаров от разных поставщиков в одну партию (унитизация), полностью загружая транспорт.

Сама функция хранения товара уже давно переросла простое складирование материала по стеллажам. Сегодня с помощью высоких технологий, достижений цифровой электроники, на обширных площадях распределительных центров материальные ресурсы с огромной скоростью перемещаются от производителя к потребителю. Совершенствуются условия для надежного хранения товаров, возрастает скорость складских операций, постоянно расширяется ассортимент обрабатываемого товара.

Назначение складов сегодня состоит в том, что они становятся важнейшим и выгодным элементом логистической цепи. Одним из ключевых показателей работы терминалов является минимальное нахождение ресурса на стеллажах, что позволяет увеличивать товарооборот, эффективнее использовать площади.

По основным сферам логистики терминалы подразделяются на:

  • производственные;
  • снабженческие;
  • логистические центры.

Каждому из этих видов предназначена определенная роль в товаропродвижении по цепочке и исполнение набора возложенных на него функций.

Структура и функциональные зоны

Построение оптимальной структуры терминала необходимо для его эффективного функционирования. Планировка складских помещений предусматривает зоны различного назначения, каждая из которых оборудуется соответствующей техникой. Как правило, выделяют зоны:

  1. погрузки-выгрузки . В отдельных случаях может состоять из двух разных частей. Например, выгрузка производится на железнодорожной платформе, отгрузка – на автомобильной рампе с использованием автотранспорта;
  2. отделение приемки груза . Здесь проверяют количественные и качественные параметры поступившего товара, распределяют и направляют в основное подразделение;
  3. главная зона – хранение продукции . Её оснащают специальным оборудованием, обеспечивающим соответствующие условия содержания товара. Подразделяется на зоны сортировки отпускаемых материалов;
  4. отправочная экспедиция . Оформляет и ведет учет отгружаемых изделий.

Структура любого складского комплекса включает: основной склад, вспомогательное складское помещение, а также различные подсобные сооружения.

Классификация

Классификация складов в логистике производится по характерным признакам, которые приведены ниже.

Таблица 1

№/п Признаки классификации Виды складских помещений
1 По виду продукции Склады материальных ресурсов, сырья, комплектующих, готовой продукции, инструментов.
2 По функциональному назначению Транзитные, распределительные центры, сезонного хранения, таможенные.
3 По температурному режиму содержания Неотапливаемые, отапливаемые, холодильники, с климат- контролем.
4 По внешней конструкции складских сооружений Открытые, полузакрытые (оборудованные навесом), закрытые.
5 По форме собственности Собственные, арендуемые, государственные и муниципальные.
6 По классам складских помещений Шесть классов (от А+ до D)
7 По степени механизации складских операций Механизированные, немеханизированные, автоматизированные, автоматические.

Как выбрать склад, ориентируясь на проведенный анализ? Исходят, прежде всего, из его предназначения. Если, например, он нужен для снабжения производственного процесса, то срок хранения продукции в нем минимален. Складское хозяйство должно максимально быстро перенаправлять содержимое в производство, поэтому для него будет востребован высокий уровень технического оснащения.

Важна такая характеристика, как площадь помещения с учетом рациональной разбивки её по функциональным зонам. Она рассчитывается на максимальную заполняемость при средних производственных показателях. Для расчетов используют нормативные коэффициенты по разным видам материалов.

Деление складских помещений по классам

Наибольшее распространение на рынке логистики получила классификация складов по классам. Она разработана и апробирована в России иностранной компанией. В основу положена западная классификация, учитывающая универсальный набор факторов, воздействующих на работу терминалов.

В данном случае склады подразделяются на шесть классов, каждому из которых присвоено свое литерное обозначение. Рассмотрим подробнее описание складских помещений и требования к ним.

Склад класса А+

Общая характеристика склада класса A+:

  • Строения специально возводятся для терминалов. Материалом являются легкие металлоконструкции высокого качества.
  • Высота внутри терминала позволяет поднимать палеты на 13 м (семь ярусов).
  • Пол из бетона способен выдержать максимальную нагрузку в 5 т. на кв. метр. Обязательно присутствие антипылевого покрытия.
  • Склад класса А+ оснащается мощными устройствами кондиционирования и вентиляции, предназначенными для поддержки заданного температурного и влажностного режима.
  • Охрана объекта обеспечивается видеоустройствами с системой сигнализации, а также службой безопасности.
  • Склады класса А+ оснащены средствами автоматического пожаротушения.
  • Бесперебойная подача электроэнергии, отопление строения осуществляются благодаря собственной независимой электроподстанции и отопительному узлу.
  • Обязательное оснащение воротами так называемого докового типа. На каждые 500 кв. метров приходится по одному комплекту ворот. Въезды имеют погрузочные площадки.
  • В здании расположен офис администрации, комнаты для отдыха сотрудников, столовая.
  • Работает связь с Интернетом, данные передаются по оптоволокну.
  • Используется автоматическая система учета товара и его передвижения. Работники пользуются портативными сканерами, все товары имеют штрих-коды.
  • Площадь вокруг терминала оборудована под стоянки для большегрузов и легковых автомобилей. Имеются железнодорожные подъездные пути, подъездные автострады.

Склад класса А

Объекты категорий А и А+ имеют много общего. Отличия состоят в размерах земельного участка, выделенного под терминал, и высоте помещений. Склады класса А имеют высоту потолков не менее 10 метров, а площадь застройки у их равняется 55%. Несколько меньше у них требования по стратегическому расположению объекта относительно транспортных магистралей.

Сегодня крупные логистические центры страны делают ставку на высокие технические характеристики. В частности, наливные полы с антипылевым покрытием имеются в 40% столичных складских комплексах, а в Санкт-Петербурге – в 44% терминалов.

Наличие на складах железнодорожной ветки очень важно в российских условиях. Пока в Санкт-Петербурге только треть терминалов могут воспользоваться железнодорожными путями, а в Москве лишь 15% имеют доступ к ж/д ветке.

Несколько лучше ситуация с беспроводным интернетом по оптоволокну: подобная связь проложена в 31% петербургских складов и в 59% складских комплексов Москвы.

Склады класса B+

Сооружения этого типа построены на основе бывших строений промышленного значения. Их основные достоинства – приемлемая цена и наличие всех необходимых параметров для ведения складской деятельности.

Склады класса Б обязательно оснащены погрузочно-разгрузочным пандусом для транспортных средств. Используются ворота докового вида, они установлены из расчета один комплект на 1000 кв. метров комплекса. Достаточная площадь для стоянки большегрузов.

Общее с элитными терминалами у них – наличие современных телекоммуникаций, позволяющих обеспечить функционирование средств автоматизации.

Склады класса B

Помещения данного класса располагаются нередко в многоэтажных строениях, которые оборудованы мощными грузовыми лифтами. Полы асфальтовые. Условия хранения обеспечиваются обыкновенной отопительной системой и средствами вентиляции.

На участке имеется как минимум одно вспомогательное складское помещение. Сотрудники конторы размещаются в зданиях, находящихся рядом. Контроль за нахождением грузов осуществляется в автоматизированном режиме.

Склады класса C

Размещаются в утепленных ангарах или производственных строениях. Высота потолков при этом не должна быть меньше 4-х метров. Ворота в здании должны обеспечить проезд внутрь грузовых автомобилей. Полы, как правило, из асфальта. Внутри строения поддерживается температура не ниже 8 градусов.

Склады класса D

Для сооружений этого класса характерны минимальные требования к их размещению. Они могут располагаться в ангарах, подвалах, производственных сооружениях. Основные требования – наличие освещения, стабильной температуры, обусловленной влажности и нормального подъезда грузового транспорта.

На складах подобного типа стремятся временно хранить малые партии груза. Естественно, что цена аренды помещения данного класса самая низкая.

В зависимости от местоположения склада в логистической цепи или его специализации на выполнении отдельных функций логистики складирования, выделяют:

1) Логистический центр. По существу является полным синонимом понятия «склад». Будем определять его как место хранения и грузопереработки широкого ассортимента продукции, которое может находиться на разных стадиях движения материального потока от поставщика до конечного потребителя.

2)Распределительный центр – это место хранения и грузопереработки товаров в период их движения от места производства до оптовой или розничной торговой точки.

3)Терминал – складское хозяйство, расположенное в конечном или промежуточном пункте транспортной сети, организующий мультимодальные перевозки грузов с участием воздушного, железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.

Функции логистики складирования делятся на:

1. Основные;

2. Обеспечивающие (поддерживающие).

1. Основными функциями логистики складирования являются:

1.1. Управление выгрузкой товара с транспортных средств и организация приемки. Выгруженные товары доставляются в зону приемки склада, где производят их проверку (количество и комплектность, выявление недостачи, повреждений, низкого качества или некомплектности товаров).

1.2. . Организация размещения, укладка и хранения. После окончания проверки товара, наклейки маркировочных этикеток шаблон приходного ордера передается для размещения поступивших грузов в зоне хранения.

1.3. Управление консолидацией грузов(Функция, связанная с грузопереработкой). Подразумевает объединение грузов в более крупную смешанную партию отправки потребителям, территориально расположенным в одном районе сбыта.

1.4. Управление разукрупнением грузов (функция, противоположная консолидации –break-bulk – разрознивание опта). Реализуется через сортировку грузов на более мелкие партии, предназначенные нескольким заказчикам.

1.5. Управление комплектацией или комиссионированием (Отборка товара по заказу покупателя). Подразумевает пересортировку грузов, полученных от поставщиков, и их консолидацию в партии отправки конкретным потребителям.

1.6. Организация перевалки грузов (cross-docking). В некоторых случаях на складах выполняют некоторые виды работ, но при этом материалы не попадают на хранение. Такой вариант называется перевалкой (cross-docking).В этом случае поступление товаров на склад координируется с моментом отправки их заказчикам, чтобы они передавались непосредственно из зоны поступления в зону погрузки и тут же отправлялись для доставки потребителям.

2. Обеспечивающими (поддерживающими - сервисными) функциями логистики складирования являются.

Основные функции и задачи складов в логистической системе

Существует два подхода к определению термина «склад».

Во-первых, под складом понимается сложное техническое сооружение, которое состоит из множества вза­имосвязанных элементов, имеющих определенную структуру и объ­единенных для выполнения конкретных функций по накапливанию и преобразованию материального потока.

Во-вторых, склад - это эф­фективное средство управления запасами на различных участках ло­гистической цепи и управления материальным потоком в целом.

При анализе роли и места складов целесообразно рассматривать их на разных уровнях иерархии - общегосударственном, региональ­ном, локальном и производственном.

На обще государственном, уровне проблемы создания складской системы имеют в зна­чительной степени не технические, а экономические, стратегические и социальные аспекты. Они связаны с созданием общих струк­тур системы материально-технического снабжения промышленно­го и сельскохозяйственного производства продукцией производственно-технического назначения, единой транспортной системы страны и т. д. Общегосударственная транспортно-складская инфра­структура - это разветвленная система, соединяющая региональные инфраструктуры крупных экономических районов, которые включа­ют соответствующие инфраструктуры промышленных узлов и пред­приятий. (1, с. 9)

На региональном уровне значение складов велико в связи с развитием и созданием новых территориально-производ­ственных комплексов, в которых целесообразно создавать крупные объединенные складские базы по видам продукции производствен­но-технического назначения (для снабжения промышленных узлов и производственных предприятий) и по видам товаров народного потребления (для снабжения населения). (1, с. 12)

На локальном уровне складской инфраструктуры размещение и работа складов существен­но влияет на грузопотоки и транспорт промышленных районов и узлов, на общую эффективность работы промышленных предприятий и транспорта.

Важную роль играют склады на промышленных пред­приятиях (производственный уровень). Они влияют на общий ритм и организацию основных процессов производства на предпри­ятиях, на размещение и работу внутризаводского и внешнего транс­порта, себестоимость промышленной продукции и другие показате­ли эффективности производства и деятельности предприятий.(3, с. 10)

Основные причины использования складов в логистической системе:

1) уменьшение логистических издержек при транспортировке за счет организации перевозок экономичными партиями;



2) координация и выравнивание спроса и предложения в снабжении и распределении за счет создания страховых и сезонных запасов;

3) обеспечение бесперебойного процесса производства за счет создания запасов материально-технических ресурсов;

4) обес­печение максимального удовлетворения потребительского спроса за счет формирования ассортимента продукции;

5),создание условий для поддержания активной стратегии сбыта;

6) увеличение географи­ческого охвата рынков сбыта;

7) обеспечение гибкой политики об­служивания.

Основные функции склада

К основным функциям склада относятся (6, с.38):

1) консолидация грузов. Для сокращения транспортных расходов и предотвращения транспортных заторов на разгрузочной площади потребителя склад может осуществлять функцию консолидации грузов в более крупную смешанную партию отправки в определенный район сбыта;

2) разукрупнение грузов. Склад получает грузы от производителей, предназначенные нескольким заказчикам, сортирует их на более мелкие партии в соответствии с заказами и отправляет (доставляет) каждому потребителю;

3) концентрация и хранение запасов. Обеспечение концентрации и хранения запасов позволяет осуществить непрерывное производство или снабжение в условиях ограничений, связанных с источниками ресурсов и колебаниями потребительского спроса;



4) управление ассортиментным составом. Формирование ассортимента продукции в ожидании заказов потребителей ведет к эффективному выполнению заказов и осуществлению более частых поставок в объеме, который требуется клиенту;

5) комплектация партии груза. Если предприятия территориально рассредоточены, то пересортировка и транзитное комплектование грузов удобно осуществлять на промежуточном складе.

6) сглаживание асинхронности производственного процесса. Для достижения согласованности между отдельными операциями процесса производства на складе формируется запас материально-технических ресурсов;

7) предоставление услуг. Выделяют четыре основные группы услуг, осуществляемые складом: материальные услуги (доставка, маркировка, фасовка, упаковка и т. д.); организационно-коммерческие (заключение договоров с транспортными агентствами, подготовка и доставка, товаросопроводительных документов, информирование о кредитовании, и т. п.); складские (прием на временное хранение материальных ценностей, сортировка; сдача в аренду складских площадей и др.); транспортно-эксплуатационные (экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки).

Классификация складов в логистике

Признак классификации Виды складов
По отношению к функциональным областям логистики Логистики снабжения Логистики производства Логистики распределения
По отношению к участникам логистической системы Склады производителей Склады торговых компаний Склады транспортных компаний Склады экспедиторских компаний Склады логистических операторов
По форме собственности Собственные склады Склады коммерческие Арендуемые склады Склады государственных или муниципальных предприятий
По функциональному назначению Длительного хранения (сезонного, резерва) Транзитно-перевалочные (склады-платформы, груз. терминалы) Распределительные (дистрибьюторские центры) Таможенные склады
По виду продукции Сырья - Материалов --- Комплектующих Незавершенного производства – Готовой продукции Тары --- Остатков и отходов --- Инструментов
По режиму хранения Неотапливаемые Отапливаемые Склады-холодильники Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом
По технической оснащенности Немеханизированные Механизированные Автоматизированные Автоматические
По виду складских зданий и сооружений Открытые площадки Площадки под навесом Закрытые сооружения – а) многоэтажные б) одноэтажные: - с высотой до 6м. - высотные под одной крышей; - высотностеллажные (более 10м.) ; - с перепадом высот
По принадлежности материального потока Закрытые склады (хранение продукции 1-го предприятия и торговой сети) Открытые склады (склады коллективного пользования, склады отели)
По наличию внешних транспортных связей С причалами С ж/д подъездными путями С автодорожным подъездом Комплексные
По масштабу деятельности Центральные Региональные Местные

Система складирования.

Складирование - это логистическая операция, заключающаяся в содержании запасов участниками логистического канала и обеспечивающая сохранность запасов, их рациональное размещение, учет, постоянное обновление и безопасные методы работы. (6, с.49)

Складское хозяйство охватывает множество разнообразных компонентов логистической системы и по этой причине не попадает под строгие классификационные схемы, применяемые к таким видам деятельности, как обработка заказов, управление запасами или транспортировка. Обычно склад рассматривают как место хранения запасов. Но во многих логистических системах роль его заключается не столько в хранении, сколько в распределении продуктов, обеспечивая тем самым демпфирование (сглаживание) несоответствий на различного рода стыках между темпом и характером поступления этих продуктов, с одной стороны, и потребления - с другой. На складах выполняются также погрузочно-разгрузочные, сортировочные, комплектовочные и некоторые специфические технологические операции.

К основным задачам логистики складирования относятся:

Размещение складской сети;

Складирование и подготовка груза к поставкам (производственные и другие услуги),

Управление товарными запасами;

Организация складских поставок.

Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им.

Структуру системы складирования образуют технико-экономическая, функциональная и поддерживающая подсистемы. (5, с.19)

Технико-экономическая подсистема состоит из совокупности элементов, характеризующих технические и технологические параметры складского помещения и оборудования, виды товароносителей. Среди них различают:

1) складируемые грузовые единицы - груз, скомпонованный и сформированный на внешних товароносителях, таких, как плоские, ящичные, стоечные, сетчатые поддоны и полуподдоны, кассеты и т. д.;

2) здания и сооружения, которые предназначены для складирования и различаются по конструкции и этажности (закрытые, полузакрытые площадки, открытые площадки, многоэтажные, одноэтажные высотой до 6 м, высотные, высотно-стеллажные, с перепадом высот и т. п.);

3) подъемно-транспортное оборудование - технические средства, предназначенные для перемещения груза на территории склада.

Элементы функциональной подсистемы определяют процесс грузопереработки на складе. К ним относятся:

а) вид складирования - единство технологического оборудования, предназначенного для складирования груза со способом размещения товаров на складе и их хранением;

б) система комиссионирования - комплекс операций по подготовке, отбору и комплектации товаров и их доставке в соответствии с требованиями клиента;

в) управление перемещением грузов, обусловленное возможностями технологического и обслуживающего оборудования.

Элементы поддерживающей подсистемы оказывают информационно-компьютерную поддержку, правовое, организационно-экономическое, экологическое и эргономическое обеспечение эффективного функционирования складской сети.

Структура системы складирования проектируется с учетом места склада в логистической системе, целей и задач ее создания, номенклатуры перерабатываемого материального потока. Организация связей между элементами каждой подсистемы должна обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов системы складирования, их оперативное и надежное взаимодействие. (5, с. 41)

Всякий процесс управления на складе независимо от его конструктивных особенностей и уровня механизации и автоматизации можно разделить на три группы:

1. Управление поступлением и размещением грузоединиц.

2. Управление внутрискладскими операциями.

3. Управление сбытом и отгрузкой.

Эффективное управление операциями складирования может осуществляться только при соответствующем уровне информационного обеспечения всех стадий и видов этих операций. Информационное обеспечение операций складирования может выполняться традиционными методами с использованием различных структур и форм документооборота, ведущегося в той или иной степени вручную. В настоящее время во все более широком масштабе применяются различные компьютеризованные системы информационного обеспечения функционирования современных складов. Это требует соответствующего технического и программного обеспечения.

С точки зрения структуры управления, основными определяющими факторами являются уровень иерархичности системы складирования, степень ее децентрализации и архитектура. Здесь под архитектурой понимается строение управляемой системы. (6, с.54)

С точки зрения архитектуры наиболее простой является структура, представляющая собой совокупность не связанных между собой однородных структурных элементов (СЭ). Такая структура способна решать лишь относительно простые и не требующие взаимной координации задачи.

Следующим шагом является специализация СЭ. При этом среди СЭ предусматривается специальный элемент, выполняющий функции координатора. Этот элемент наряду с тем или иным объемом возложенных на него собственных задач выполняет задачи по обеспечению согласованного функционирования остальных СЭ. Дальнейшее усложнение задачи и повышение требований к эффективности приводит к углублению специализации СЭ, увеличению их количества и развитию взаимосвязей между ними. Если задачи управления комплексным объектом оказываются слишком сложными и требуют соответствующего расчленения, то применяется многоуровневая система управления. (4, с.63)

В настоящее время известны следующие типы структур компьютерного управления складами: линейная, линейно-централизованная, радиальная, сетевая.

Следует сделать следующее замечания об устройствах, которые называются контроллерами нижних уровней. В общем смысле - это совокупность технических средств, в той или иной мере компьютеризованных, которые обеспечивают непосредственное взаимодействие с управляемым объектом, будь то оборудование или персонал. Во многих случаях аппаратура управления нижнего уровня представляет собой специальные серийно выпускаемые управляющие устройства, которые в отечественной литературе называются программируемыми логическими контроллерами (ПЛК), а в англоязычной литературе - устройствами типа PLC (Programmable Logical Controller).

Сущность подобных устройств заключается в том, что они в основном используют архитектуру универсального компьютера, но выпускаются в защищенном исполнении, предназначенном для использования в производственных условиях и снабжены необходимыми устройствами для взаимодействия с объектами управления и ведения интерактивного диалога с персоналом. Будучи универсальными, устройства такого рода приобретают возможность управления конкретным объектом после того, как силами пользователя в их память будет занесена программа управления этим объектом. Программируемые командоаппараты построены таким образом, что для составления и занесения такой управляющей программы у пользователя нет необходимости в специальном обучении в области вычислительной техники и программирования. Достаточно знать управляемые устройства и процедуры их функционирования.

Обмен информацией между уровнями системы управления складом, так же, как и с вышестоящими компьютерами интегрированной системы управления, осуществляется в соответствии с принятыми протоколами обмена. В целом разнообразные предприятия складирования, входящие в последовательность производственно-сбытовой деятельности, образуют логистическую цепочку.

На пути продвижения товаров от производителя к потребителю большое значение имеет система складов, которые осуществляют накопление, распределение и хранение запасов товаров. А оптимизацией этого продвижения товаров занимается складская логистика .

Склад – это техническое сооружение, здание, устройство, которое состоит из взаимосвязанных элементов и предназначено для хранения, накопления, подготовки к личному и производственному потреблению продукции (напр. фасовка), а так же распределения грузов между потребителями.

В свою очередь, складская логистика – это организованное и систематизированное управление запасами, при котором осуществляется оптимизация финансовых и информационных потоков.

Говоря о складской логистике в первую очередь нужно обратить внимание на то, что склады в логистической системе выполняют определенныефункции :

1. Комплектование ассортимента в зависимости от заказов потребителей – склады торговли производят преобразование производственного ассортимента в торговый (когда груз распаковывают, сортируют, формируют новые партии).

2. Складирование, хранение и концентрация запасов . Эта функция связана с проведением ряда работ по размещению товаров на хранение, а так же по обеспечению необходимых условий для сохранности грузов.

3. Утилизация партий отгрузки товаров . Т.е. объединение мелких партий в крупные, которые доставляются нескольким клиентам одновременно.

4. Предоставление логистических услуг . К ним относятся такие услуги как подготовка товаров к последующей продаже.

Кроме того, в логистической системе, в зависимости от основных функциональных областей логистики, склады бывают следующих видов : склады снабженческой логистики, склады логистики производства, склады распределительной логистики и склады транспортных организаций. Каждый из этих видов складов выполняет определенную роль в логистической цепочке и осуществляет ряд возложенных на него функций.

Если говорить непосредственно о логистическом процессе на складе, то следует отметить, что этот процесс требует значительных затрат труда и средств. А значит все действия по снабжению запасами, переработке груза и выполнению заказов должны быть четко согласованы. Поэтомулогистический процесс на складе условно делится на следующие три этапа :

1. Операции, связанные с обеспечением склада запасами товаров . Сюда входит обеспечение склада запасами, а так же учет и контроль над поступлениями запасов.

2. Операции по переработке груза и оформлению документации . К этим операциям относится приемка грузов, внутрискладская транспортировка и перевалка, складирование и хранение груза.

3. Операции, направленные на реализацию товаров с учетом заказов потребителей. Это операции по комплектации заказов, доставке товаров потребителю, сбор и возврат пустой тары, контроль выполнения заказов потребителей, информационное обслуживание склада, обеспечение обслуживания клиентов.

Классификация складов

Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях движения материальных потоков, начиная от первичного источника сырья и кончая конечным потреблением. Этим объясняется наличие большого количества видов складов.

В зависимости от места в логистической цепи и роли в процессе товародвижения они разделяются на следующие группы:

· Склады предприятий-производителей (в сфере снабжения) специализируются на хранении сырья, материалов, комплектующих и другой продукции производственного назначения и осуществляют снабжение прежде всего производящих потребителей.

· Склады потребителей продукции (в сфере производства) предназначены для обеспечения непрерывности протекания технологических процессов. На этих складах хранятся запасы незавершенного производства, такие как приборы, инструменты, запчасти и др. В зависимости от роли в процессе производства и подчиненности склады промышленных организаций разделяются на снабженческие (подчиняются отделу материально-технического снабжения), питающие производство материалами, комплектующими изделиями, покупными полуфабрикатами и т.п.; производственные (подчиняются планово-производственному или планово-диспетчерскому отделу), предназначенные для хранения полуфабрикатов собственного производства и технологической оснастки; сбытовые (подчиняются отделу сбыта), в которых хранятся материальные ценности, подлежащие реализации. В зависимости от сферы обслуживания склады предприятий подразделяются на общезаводские (центральные), прицеховые (филиалы центральных складов) и цеховые, подчиняющиеся начальникам цехов.

· Склады сбытовых организаций (в сфере распределения) служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Основное их назначение заключается в преобразовании производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении различных потребителей, включая розничную сеть.

· Склады посреднических (прежде всего транспортных) организаций предназначены для временного складирования, связанного с экспедицией материальных ценностей. Сюда относятся: склады железнодорожных станций; грузовые терминалы автотранспорта, морских и речных портов; терминалы воздушного транспорта. По характеру выполняемых операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным. Группа этих складов может находиться в рамках как снабженческой, так и распределительной логистики.

По функциональному назначению все склады делятся на пять разновидностей:

1. склады перевалки (оборота) грузов в транспортных узлах при выполнении смешанных, комбинированных и других перевозок;

2. склады хранения , обеспечивающие концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционирования производства;

3. склады комиссионирования , предназначенные для формирования заказов в соответствии со специфическими требованиями клиентов;

4. склады сохранения , обеспечивающие сохранность и защиту складируемых изделий;

5. специальные склады (например, таможенные склады, склады временного хранения материалов, тары, возвратных отходов и т.д.).

По конструктивным характеристикам склады подразделяются на:

-- закрытые ,

-- полузакрытые (имеющие только крышу или крышу и одну, две или три стены),

-- открытые площадки .

В зависимости от специфики и номенклатуры хранимых материалов склады подразделяются на универсальные и специализированные . В универсальных складах хранятся материальные ресурсы широкой номенклатуры. Специализированные склады предназначаются для хранения однородных материалов (например, склад чугуна, лакокрасочных материалов и т.д.).

Различают склады и по степени механизации складских операций:

-- немеханизированные ,

-- механизированные ,

-- автоматизированные ,

-- автоматические .

Функции складов

К основным функциям склада можно отнести следующие:

1. Создание необходимого ассортимента в соответствии с заказом потребителей . В закупочной и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства. В распределительной логистике данная функция имеет особое значение. Склады торговли осуществляют преобразование производственного ассортимента в потребительский, в соответствии с заказом клиента. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объеме, который требуется клиенту.

2. Складирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.

3. Унитизация партий отгрузки и транспортировка грузов . Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания потребителей склады могут оказывать клиентам различные услуги: подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.); проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж; придание продукции товарного вида; транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Логистики снабжения

Логистики производства

Логистики распределения

По отношению к участникам логистической системы

Склады производителей

Склады торговых компаний

Склады транспортных компаний

Склады экспедиторских компаний

Склады логистических операторов

По форме собственности

Собственные склады

Склады коммерческие

Арендуемые склады

Склады государственных или муниципальных предприятий

По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного, резерва)

Транзитно-перевалочные (склады-платформы, груз. терминалы)

Распределительные (дистрибьюторские центры)

Таможенные склады

По виду продукции

Сырья - Материалов --- Комплектующих

Незавершенного производства – Готовой продукции

Тары --- Остатков и отходов --- Инструментов

По режиму хранения

Неотапливаемые

Отапливаемые

Склады-холодильники

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом

По технической оснащенности

Немеханизированные

Механизированные

Автоматизированные

Автоматические

По виду складских зданий и сооружений

Открытые площадки

Площадки под навесом

Закрытые сооружения –

а) многоэтажные

б) одноэтажные:

- с высотой до 6м.

- высотные под одной крышей;

- высотностеллажные (более 10м.) ;

- с перепадом высот

По принадлежности материального потока

Закрытые склады (хранение продукции 1-го предприятия и торговой сети)

Открытые склады (склады коллективного пользования, склады отели)

По наличию внешних транспортных связей

С причалами

С ж/д подъездными путями

С автодорожным подъездом

Комплексные

По масштабу деятельности

Центральные

Региональные

Местные

Управление складом в логистической системе

Цель управления складом заключается в создании взаимосвязан­ной системы, потоков и организации управления ею на основе прин­ ципов устойчивости и адаптивности для достижения максимальной эффективности логистической системы в целом. Объектом логисти­ ческого управления складом являются потоки, проходящие и цир­ кулирующие на складе. Выделяют три основных вида потоков - ма­ териальные, информационные и финансовые .

На складе обрабатываются по крайней мере три вида потоков - входные, выходные и внутренние. Наличие входного потока означает необходимость разгрузки транспорта, проверки количества и каче­ ства прибывшего груза,- проверки товаросопроводительных докумен­ тов и т. д. Выходной поток обусловливает необходимость погрузки транспорта, подготовку товаросопроводительных и грузовых доку­ ментов. Внутренний поток обусловливает необходимость перемеще­ ния и грузопереработки товарно-материальных ценностей внутри склада и оформления складских документов. На складе входные по­токи преобразуются в выходные, т. е. в результате переработки гру­зов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметр отдельных грузовых складских-единиц, время приема и выдачи и др. Характеристики входного грузопотока складской системы формиру­ ются под влиянием специфических особенностей работы грузоот­ правителей или предприятий - изготовителей продукции и системы транспорта, доставляющего грузы на склады. Параметры выходного грузопотока склада зависят от типа и характеристик снабжаемых че­ рез склад потребителей, специфики работы транспорта, доставляю­щего грузы со склада потребителям, организации складирования и переработки грузов. Управление складом заключается в поддержании стабильности выходных параметров потоков, определенных услови ями договора и т. п.

Для организации системы управления складом существует авто­ матизированная система управления складом (АСУС; computerised warehouse management system ), основанная на использовании вычис­ лительной техники и ЭВМ. Это система планирования, контроля приемки, размещения и выдачи продукции со склада, которая состо­ ит из различных функциональных подсистем (контроля за состояни­ ем запасов, контроля поставок, управления технологическими про цессами грузопереработки и др.). Управление складом на базе АСУС