Социальные проблемы профориентации учащихся протокол. Курсовая работа проблема профориентации школьников и пути ее решения в педагогической науке. Отечественная история становления

В подростковом возрасте у детей обычно отсутствует готовность к профориентированию. Влияние сверстников и учителей на низком уровне, а также мало информации о разнообразии профессий, их характере и особенностях. Можно признать недостаточную информированность старшеклассников о понятии профессионально-значимые качества. Ограничения выбора профессии, связанные с состоянием здоровья, подростками просто не учитываются. С давних времён профориентация в школе занимала огромное место в будущей жизни ребёнка. Затронув времена советского союза, сразу бросается тот факт, что ребята ещё с начальной школы решали для себя дальнейшие пути продвижения в самостоятельную жизнь. Многие задавались определёнными целями и алгоритмом продвижения к определённому результату. У многих, кто точно для себя определил дальнейшее будущее, конечно же не без усилий, мечта сбылась. Они выучились на ту профессию, которая не только будет финансово обеспечивать их дальнейшую жизнь, но и будет приносить им удовольствие от проделанной работы. Другие же, переосмыслив своё решение или понимая, что они не смогут выполнять ту или иную деятельность, выбирали другие дороги в будущее. В наши дни становится актуальной именно эта проблема- проблема профориентирования детей в школе. Сейчас многие из детей мало того, что не знают, кем они будут в дальнейшей жизни в старших классах, но так же и после окончания школьного образования. Из этого следует, что можно выделить три направления: 1. Проблема в самостоятельном осмыслении будущего самими детьми. 2. Недостаточность информации о профориентации в самой школе. 3. Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. 1. Проблема в самостоятельном осмыслении будующего самими детьми. Эта проблема в основном исходит из самоопределения. Человек ещё не достиг зрелости в самостоятельном принятии решений, поэтому ему сложно сделать выбор в профессии. Так же это в основном зависит от воспитания родителями. Если родители с детских времён не приучали ребёнка к самостоятельному принятию решений, то ему сложно будет за короткий срок научиться этому качеству. Так же нужно заметить, что многие подростки просто не задумываются о своём будующем. Они живут одним днём и не думают об дальнейшем обеспечении себя и своей семьи. По мнению Н.С. Пряжниковa, в нaстоящее время все более распространённым становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы. С позиций проблемы формирования личности профессионала личностное самоопределение приобретает черты профессионального самоопределения, которое сводится к формированию внутренней готовности к осознанному и самостоятельному представлению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. 2. Недостаточность информации о профориентации в самой школе. Это тоже не мало важный аспект деятельности педагогов. В его обязанности входит не только проведение определённых мероприятий по профориентированию, но и принимать во внимание индивидуальные особенности старшеклассников. Ведь в их возрасте очень распространены различные изменения, а также изменяются психологические особенности. Некоторые могут впадать в депрессию, некоторые ведут разгульный образ жизни, а некоторые вовсе забрасывают учёбу. Несмотря на большинство хороших результатов, профориентация в современных условиях всё ещё не достигла главных целей: формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего личностным особенностям каждого и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному работнику. Профориентации рассчитана на усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой всё это является существенным тормозом её развития. Большинство городов и районов не обеспечены текущей информацией о профессиях, имеющих спрос на рынке труда; слабо осуществляется подготовка квалифицированных профессионалов, помогающих правильно выбрать нужный путь в самостоятельную жизнь. 3. Недостаточная информированность со стороны родителей о деятельности различных профессий и их сферах деятельности. В родительском контроле над детьми должна присутствовать не только воспитательная деятельность, но и профориентационная. В наше время - это основная ошибка в воспитании детей родителями. Старшеклассник в своём возрасте 15-16 лет уже должен сам размышлять над своим будующем. Ставить перед собой конкретные задачи и их пути решения. Родители стараются делать упор лишь на образовательный процесс, забывая, что нужно проводить беседы со старшеклассником на счёт самостоятельной жизни в обществе. А это, мне кажется, самый главный аспект в воспитании- развитие самостоятельности и принятии решений. Подростку будет гораздо интереснее узнать о профессиях от родителей нежели от чужих людей. Родитель пояснит все плюсы и минусы определённой профессии и, возможно, поможет ребёнку встать именно на тот путь, который будет более подходящим для него. Если же родители не будут принимать никаких действий в этом процессе, то подросток не сможет полноценно жить в обществе. Исходя из всех этих проблем можно выделить, что подросток уже вроде и не ребёнок, но ещё и не взрослый человек. Поэтому нужно понимать, что ему нужна помощь, а именно в профориентации. Помощь должна заключатся не в выборе профессии для подростка, а в толчке в нужную сторону. Человек не может сразу понять кем он хочет быть или чего хочет, ему нужно более углублённо разобраться в своих желаниях, силе и качествах, чтобы понять, что ему нужно. Эта проблема, по моему мнению, достаточно актуальна, чтобы рассматривать её более углублённо и начинать искать более современные пути решения. К таким решениям можно отнести: 1. Каждому из старшеклассников как можно чаще раздавать различные анкеты и тесты, основанные на выявлении профориентированности и профпригодности; 2. Проводить различные мероприятия с акцентом на разнообразные профессии и их виды деятельности. 3. Очень полезно было бы водить подростков на разнообразные экскурсии в места самых различных профессий, чтобы подросткам интересно рассмотреть ту или иную деятельность не только с положительных сторон, но и указать на трудность той или иной профессии. С помощью таких несложных методов можно гораздо больше увеличить кругозор старшеклассников в сфере профессиональной деятельность, а так же повысить продуктивность, то есть профориентированность, среди большинства подростков, тем самым решить эту достаточно важную проблему нашего времени.

В условиях рынка труда становится более понятным то, что наступившие и вновь возникающие трудности являются следствием изменений условий жизни людей, человеческих отношений, особенностей гражданского и профессионального развития самого человека.

И вполне естественно встаёт проблема подготовки молодёжи и особенно подросткового и раннего юношеского возраста к самостоятельной жизни в этих условиях. И мощным средством для оптимальной подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности наших юных людей является профессиональная ориентация.

Разумеется, успешность любого дела зависит от понимания его сути, значимости для человека и общества.

В своё время, работая директором центра занятости города Иваново, немало внимания уделял развитию системы профессиональной ориентации.

Собственные наблюдения

Пришел работать в службу занятости из школы. Стал свидетелем того, что сотни юных людей, окончив школу, профессиональное учебное заведение, просто теряются, столкнувшись с требованиями рынка труда.

Причин на то немало.

Во-первых, даже выпускник профессионального учебного заведения еще слаб по профессии. Сложно стало и профессиональным учебным заведениям организовывать качественную производственную практику, а без практики специалиста не подготовить. А работодателям непременно нужен опытный специалист. Немало молодых людей по окончании того или иного учебного заведения не желают работать по полученной специальности. Это, как правило, следствия ошибок профориентации или её полное отсутствие.

Во-вторых, узкий диапазон практических специализаций даже в рамках полученной профессии. Например, технолог швейного производства, но «шить не могу и не хочу, считаю, что это ниже моего достоинства».

В-третьих, отмечается идеалистическое представление о жизни и работе, завышенные требования к условиям труда и первоначальному размеру заработанной платы. У немалого числа молодёжи силён инфантилизм, причём чаще всего социального происхождения, отсутствует уверенность в своих профессиональных возможностях. Всё это, конечно же, затрудняет социальную и профессиональную адаптацию. Тревожит то, что у отдельных незанятых молодых людей отмечаются опасные тенденции в настроениях, то есть заметна склонность к криминальным действиям. У длительно не работающих молодых людей с течением времени сокращаются ресурсные возможности потенциальных работников, рождается и укрепляется идеология иждивенчества, что ещё больше снижает конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Это тоже является следствием отсутствия должной профориентации в школьный период.

Школа без труда

К сожалению, часто встречаемся с такими фактами: уроки труда в школе не ведутся почти год из-за отсутствия учителя. И это не воспринимается администрацией школы как ЧП. Часы замещают то информатикой, другими предметами, но не трудом и не подготовкой к труду. И это одна из веских причин, по которым общество теряет качественный потенциал трудовых ресурсов. Не обладая элементарными начальными трудовыми навыками, учащиеся в силу индивидуальных типологических особенностей становятся нерешительными и опасаются трудовых нагрузок, избегают их, что является причиной затруднений в их самостоятельной жизни (в семье, на работе и так далее).

Убеждён, пора службе занятости заниматься активно профилактикой безработицы, в том числе и среди молодёжи при содружестве с системой образования. На местах это приживается с трудом. Думаю, это возможно, если на уровне Министерства образования и Министерства труда будет Договор содружества о реализации профессиональной ориентации. В этом случае по вертикали будут обязаны работать в этом направлении совместно и система образования, и служба занятости на местах. Это позволит формировать должную систему профессиональной ориентации, нарабатываться теоретический и практический опыт.

В своё время наша служба занятости стала инициатором совместной работы по профессиональной ориентации с образованием в г. Иваново. Создали центр «Ресурс», выходили в школы, даже издавали ежегодно путеводители по профессиональным учебным заведениям города. Совместно проводили научно практические конференции с участием работодателей.

Какие функции в профессиональной ориентации молодёжи подросткового и раннего юношеского возраста мы взяли на себя?

Разъяснение сути профессиональной ориентации как мощного средства защиты от безработицы

В первую очередь, мы об этом говорили со взрослыми, которые окружают ребят, и от которых во многом зависит их будущее. Это родители учащихся, классные руководители, школьные психологи. В ряде школ города мы провели «круглые столы» с педагогами и психологами, с родителями встречались на информационных встречах. В ходе работы «круглых столов» решали такие проблемы, как пути осознания ребятами минусов и плюсов безработицы, как явления в условиях рынка труда, и их следствий для человека; условия успешной адаптации на рынке труда; принципы профессиональной ориентации в школьные годы с учётом требований современного рынка труда и так далее.

Важно не пугать ребят безработицей

Необходимо настраивать школьников на то, что от них самих будет зависеть, столкнутся ли они с безработицей. И, конечно, очень важно укреплять веру в то, что не бояться безработицы надо, а предпринимать всё необходимое для усиления своей конкурентоспособности.

Исключить манипуляцию

Следует полностью исключить из практики профориентации методы манипулирования и директивы в ситуации выбора будущего профессионального пути. Выбор профессии не следует рассматривать как компенсацию беспомощности («тебе там не трудно будет учиться, а там тебе не осилить).

Прямые и однозначные советы с благой якобы целью строятся, как правило, на бытовом субъективном мнении. Такой подход в профориентации вреден и недопустим! Нам, педагогам, часто кажется наше решение верным, так как мы знаем способности ребят в учёбе. Но человек может реализоваться по иному, перейдя в другую стадию личностного развития. Если мы своевременно профессионально поработаем в школьные годы с ним, то он способен будет более осознанно оценивать и при необходимости корректировать свои ожидания.

Продолжение следует...

1

Рассмотрены подходы и исторические аспекты выбора профессии молодым поколением в разных странах; трудности профориентации и недостатки методик изучения профессиональной направленности; раскрыты этапы системы профориентации молодежи в нашей стране; подвергнуто анализу отношение педагогов и ученых нашей страны к профессиональной ориентации и возможности реализации потенциальных возможностей молодого поколения; отражены результаты изучения профориентации современных школьников и их отношение к выбору профессии; проанализированы итоги исследования привлекательности педагогической профессии на основании выявления коэффициента значимости факторов привлекательности у абитуриентов и студентов (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана); сделан анализ основных негативных и позитивных факторов для студентов педагогического вуза; проанализирована роль профориентационных служб; сделан анализ ошибок молодежи при выборе профессии и предложены рекомендации по организации диагностической и консультативной помощи до поступления в учебное заведение и во время приобретения профессии.

этапы развития системы профориентации

трудности профессионального выбора

профориентация

профессиональный выбор

привлекательность профессии

коэффициент значимости

1. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1983. – 542 с.

2. Климов Е.А. Как выбрать профессию. – М.: Просвещение, 1990. – 541 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004. – 304 с.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с.

5. Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. Профессиональное самоопределение студентов педвуза как показатель удовлетворенности выбранной профессией // Вестник Челяб. гос. пед. ун-та. –2013. – № 1. – С. 141-149.

6. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. – 96 с.

Проблема подготовки молодого поколения к практической деятельности всегда стояла перед человечеством, но в различное время, в разных социально-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием, и обретала новые формы реализации. В конце XIX - начале XX в. ученые и общественные деятели, наблюдая рост крупного производства, пришли к мысли о том, что для выполнения человеком каждой конкретной работы необходима не только выучка, но и вполне определенные способности. В связи со сложностью самоопределения и необходимостью подготовки к деятельности молодым людям, выбирающим профессию, необходима помощь. Уже в XIX веке появились первые литературные источники, раскрывающие отдельные вопросы профессиональной ориентации молодежи. Например, во Франции вышло «Руководство по выбору профессий» (1849); в Петербурге была издана книга профессора университета Н.И. Кареева «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (1897). Зародившееся движение профориентации началось по требованию самой жизни. В начале XX века в США, Англии, Германии были впервые организованы справочно-информационные бюро для молодежи при биржах труда. Школьники могли советоваться о возможности дальнейшего образования и подготовке к будущей работе. Деятельность таких бюро принято считать началом профориентационного движения, которое способствовало осуществлению серьезной работы по изучению различных профессий с технической, гигиенической, психологической, социальной и экономической точек зрения. Бюро не ограничивались отдельными индивидуальными консультациями: проводили пропаганду разумного выбора профессии с помощью издания профориентационных листков, брошюр. В Нью-Йорке изучались требования, предъявляемые человеку различными профессиями (1910). Так складывался первый опыт профориентации учащихся, который включал предварительное изучение профессиональных склонностей подростков в школе, проведение бесед, заполнение анкет, опрос родителей и педагогов, консультации и посредничество в определении выпускников. Такого же рода деятельность развернулась и в Бельгии, Испании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции, Дании, Финляндии. Профориентационные учреждения того времени пользовались слабо разработанной методикой изучения учащихся, что часто приводило к неправильному определению пригодности молодых людей к той или иной профессии. Профессиональная ориентация была новым направлением в общественной практике, шла неизведанными путями, а поэтому возникало много трудностей.

В начале ХХ века работа активизировалась: в некоторых странах стали создаваться психологические институты и лаборатории по исследованию вопросов профориентации, проблема профессиональной ориентации молодежи решалась по-разному. Однако ведущей основой осуществления этой деятельности стала социально-экономическая потребность развивающегося производства. В середине 20-х годов прошлого века в СССР по образцу западной была создана специальная психотехника, включающая в себя и профориентацию, которая, однако, не просуществовав и десяти лет, была запрещена. В 70-х гг. ХХ века профессиональная ориентация в нашей стране была реабилитирована и вступила в новую фазу своего развития. Необходимо отметить, что профориентация в советский период истории страны была восстановлена благодаря трудам знаменитого психолога Е.А. Климова. Именно он активно занялся теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Сложную и достаточно противоречивую историю системы профориентации молодежи в нашей стране можно условно разделить на несколько этапов:

  • период с начала 20-х до конца 30-х гг. ХХ века характеризуется зарождением и становлением профориентационной работы, поиском форм и методов этой работы, осмыслением накопленного экспериментального и практического материала;
  • период с конца 30-х до конца 50-х гг. прошлого века отличается эпизодическим функционированием, даже забвением прежнего опыта, это был этап ухода от решения проблем профориентации;
  • с начала 60-х и до начала 80-х гг. происходит активный поиск в решении задач профориентации;
  • в период с 1984 по 1990 г. осуществляется теоретическое и организационно-методическое обеспечение развития государственной службы профориентации .

На первом этапе большое внимание уделялось изучению вопросов профориентации, профотбора и консультациям, в разработке которых принимали участие органы просвещения, здравоохранения и Народного комиссариата труда, производившего учет и распределение рабочей силы. Трудовое воспитание и обучение рассматривалось в эти годы как важнейшая часть подготовки подрастающего поколения к производственной деятельности. Этой проблемой стали заниматься целые научные коллективы. В 1922 г. была открыта лаборатория промышленной психотехники Наркомата труда, основной целью которой было изучение профессий с позиции психологии и создание профессиограмм. Своевременным и вполне ответственным шагом на пути развития профориентационной работы было предложение Н.К. Крупской, в котором предлагалось рассматривать выбор профессии не под углом пригодности человека к профессии или специальности, а с точки зрения всестороннего развития человека. В своих работах, посвященных вопросам профессиональной ориентации, российские педагоги отмечают, что данная проблема может быть успешно решена, если внимание будет направлено на то, чтобы система образования и определенная область профессионального труда помогали всестороннему развитию личности, раскрытию ее способностей и дарований, давали человеку возможность удовлетворить свои насущные потребности. Важным фактором всестороннего развития молодого человека является наличие глубоких и обширных знаний. Следовательно, основная обязанность отечественной школы - это вооружение знаниями каждого ученика и удовлетворение требования широкого образования, которое откроет перед ним в будущем все дороги. Известно, что при выборе профессии в любом случае бывают трудности и случаются ошибки. Рассмотрим некоторые типичные ошибки и затруднения:

  • отношение к выбору профессии с позиции высокой квалификации;
  • ориентация на высшее образование и на всю жизнь;
  • выбор профессии, ориентируясь на выбор друзей или родителей;
  • перенос отношения с представителя определенной профессии на саму профессию;
  • знание внешних сторон деятельности, или увлечение частной ее стороной;
  • отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией;
  • устарелые представления о характере труда в некоторых сферах человеческой деятельности;
  • неосведомленность в своих личных особенностях и возможностях;
  • незнание или недооценка своих физических сил;
  • незнание путей и последовательности решения своих профессиональных задач и многие другие.

Цель исследования

Изучить интерес к профессии и значимые факторы привлекательности педагогической профессии для современной молодежи.

Материал, методы и результаты исследования

Абитуриентам естественно-технологического факультета ЧГПУ (2008 г.) была предложена методика выявления факторов привлекательности профессии (В. Ядов, модификация Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) . Анализ ее результатов выявил типичные ошибки, свойственные молодежи. Одной из них является отсутствие учета специфики педагогического учебного заведения и постановка акцента в названии отделения на вторую часть, например: «технология предпринимательства». Отсюда следуют не всегда верные выводы по поводу особенностей деятельности в избираемой профессии. Рассмотрим один из противоречивых факторов - «важнейшая для общества профессия». Коэффициент значимости (КЗ) здесь равен нулю: для одних он значит позитивно, для других негативно. В целом в обследуемой группе этот фактор действительно свидетельствует о низкой значимости. Обнаружена низкая значимость в 4 и 5 факторе («работа не вызывает утомления» - КЗ=-0,1и «большая зарплата»-КЗ=-0,3). Следовательно, можно сказать, что абитуриенты понимают: работа вызывает переутомление и не дает большого материального эффекта. Только вот какая именно работа? Преподавание названной выше дисциплины или практическая деятельность в сфере предпринимательства. Коэффициент значимости 0,1 в девятом и десятом факторе свидетельствует об их низкой значимости для данной выборки. Самым значимым фактором в данной выборке является «» (КЗ=1). Этот фактор имеет особое значение, т.к. позволяет эффективно использовать свои возможности и удовлетворять свои потребности в выбранной деятельности, если человек действительно осознает свой потенциал. Удовлетворяя свои потребности, человек испытывает положительные эмоции, что в свою очередь влияет на результаты труда и вместе с тем вызывает удовлетворение жизнедеятельностью в целом. Из серии всех факторов выявлены, по крайней мере, еще три значимых фактора: «работа с людьми» (КЗ=0,8); «работа требует творческого подхода» (КЗ=0,6) и «возможность самосовершенствоваться» (КЗ=0,5). Устойчивое значение фактора влияет на удовлетворенность выбором и способствует профессиональной стабилизации. Фактор, связанный с возможностью творчества в будущем, характеризует тяготение к нестандартным проявлениям в труде, в частности к творчеству. Ожидание творчества в будущей профессии обусловливает особое к ней отношение. Случится ли это на самом деле - зависит от самой личности. С этим фактором связан другой: «возможность самосовершенствования». Безусловно, данный фактор неоднозначен для всех, но в конкретной выборке он более или менее значим, имеет среднее значение (КЗ=0,5) . Из таблицы 1 можно увидеть, как распределились ведущие факторы отношения к профессии.

Таблица 1

Ведущие факторы отношения к профессии

Факторы отношения к профессии

Позитивные факторы

Негативные факторы

Работа соответствует моим способностям

Работа с людьми

Работа требует творческого подхода

Возможность самосовершенствоваться, возможность достичь социального признания

Работа соответствует моим способностям

Работа вызывает переутомление

Небольшая зарплата

Весьма противоречивым представлен фактор: «важнейшая для общества профессия» в пропорциональном соотношении с фактором «мало оценивается важность труда» (КЗ=0). В нашей выборке у отдельных респондентов обнаруживаются крайние противоречия: с одной стороны, делается выбор: «работа с людьми» и тут же отмечается «отсутствие частого контакта с людьми». Это говорит о том, что абитуриенты слабо владеют информацией о профессии, на которую поступают, а это одно из значимых затруднений при выборе профессии.

Проведен опрос студентов педагогического вуза, в котором были изучены их истинные профессиональные предпочтения (2009). Для этого предложен список учебных заведений, ставший опорой для установления выбора уже обучающейся молодежи. В опросе приняли участие 89 студентов филологического факультета и студенты факультета начальных классов (17 чел.), студенты факультета физической культуры (22 чел.) 2 курса. Анализ результатов опроса дал представление о том, что лишь 59 % (48 чел.) студентов филологического факультета сделали обдуманный выбор - педагогический университет, в котором они обучаются. На факультете учителей начальных классов таких оказалось 64, 7 % (11 чел. из числа опрошенных). На факультете ФФК (со второй специальностью учитель безопасности жизнедеятельности) хотят быть тренерами 9 студентов, учителями физической культуры и БЖ лишь 3 человека, среди них две девушки и один юноша. Вместе с тем 12,35 % (11 чел.) филологического факультета выбрали бы МГУ. Из этой же выборки 7,86 % (7 чел.) филологов отметили юридические учебные заведения; а также среди филологов обнаружилось три человека, которые хотели бы поступить в МГИМО, на факультет журналистики тоже трое, на экономику - двое, в ЧелГУ - 2. По одному человеку - в медицинскую академию, в академию физической культуры и в литературный институт или ГИТИС. Обучение на филологическом факультете некоторым из них позволяет получить качественную подготовку для поступления позднее в другой вуз. Комментарии студентов по поводу выбора адекватно отражают их настроение и предпочтения: юноши (2 чел.) факультета отметили, что не удалось поступить на факультет журналистики и выразили надежду заниматься в будущем любимым делом. Из числа студентов УНК (по 1 чел. заявили об иных предпочтениях), не связанных с настоящим обучением: московский институт культуры, МГИМО, МГУ, юридический, зарубежный вуз (это по 5,9 %). Эти данные говорят о несоотнесённости возможностей с особенностями профессии, о разочарованиях после педагогической практики и невозможности получать желаемую профессию. Не вполне удовлетворительные результаты зачетных мероприятий в вузе части обследованных студентов красноречиво говорят о низком уровне заинтересованности и отрицательной мотивации. Что, впрочем, и подтверждается их предпочтениями и случайным выбором места обучения. Полученные результаты показали, что, несмотря на достижения и накопленный опыт в нашей стране, профориентационная работа в учебных заведениях в настоящее время не занимает почетного места. Отсюда и многие проблемы молодежи при выборе путей самореализации и их успеваемости в вузе.

На факультете дошкольного образования в исследовании приняли участие 30 студентов (2012). Результаты показывают: только у 4 студенток этой группы осознанный выбор профессии, связанный с внутренними побуждениями и в сочетании с социальной значимостью. У большей части выбор связан с внешней мотивацией. Позитивной стороной в данном случае является понимание социальной значимости, что указывает на внешнюю положительную мотивацию. Относительно высокие показатели привлекательности профессии выражены в пунктах «возможность самосовершенствования» - 15 человек; «работа соответствует моим способностям» - 19 ч.; более всего - «соответствует моему характеру» - 23 ч., что говорит о наличии представлений о самом себе и своих качествах, необходимых в профессии, в также «возможность достичь социального признания» - 17 ч.

Внешняя отрицательная мотивация характеризуется пунктами «небольшой рабочий день» - это выбор 4 ч.; «работа не вызывает утомления» - 3 чел. (отсутствие понимания функций и сущности профессии с людьми, суждение по внешним признакам).

Большинство респондентов привлекает работа с людьми (27 ч.); соответствие с собственным характером (23 ч.); социальная значимость профессии (21 ч.); 19 студентов привлекает работа с людьми в сочетании соответствия своим способностям; 17 студентов видят в профессии возможность достичь социального признания. Вместе с тем не привлекает в профессии небольшая зарплата - 29 респондентов; низкая оценка труда - 16 ч. Из этой же группы 16 ч. отмечают недостаточность оценки важности труда; 5 человек понимают возможность переутомления в работе с детьми. Один респондент весьма противоречив в своих выборах по пунктам: 6, 7, 8. На наш взгляд, это говорит о низкой мотивации, о незнании специфики профессии, о личностном кризисе, переходном периоде от ранней юности и личностном росте.

Участие в профориентации и помощь старшеклассникам в обоснованном выборе профессии должны стать важнейшими сторонами работы школьного психолога. В содержание деятельности психолога входит выявление интересов, склонностей старшеклассников, изучение направленности личности, первичных профессиональных намерений и их динамики; определение мотивации выбора и ее структуры; определение выраженности способностей; определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований, внесение корректив в профессиональные намерения старшеклассников и др.

Кроме этого профессиональная ориентация не должна заканчиваться после поступления в учебное заведение. Даже после первых разочарований начинающие студенты, без сомнения, должны продолжать обучение, но перед ними необходимо раскрыть возможные горизонты приложения знаний, умений и навыков, полученных в вузе, стимулировать их, организовывать не только учебный процесс, но и их исследовательскую, общественную деятельность и досуг. Кстати говоря, Челябинский педагогический университет для этого имеет огромные возможности, и его специалисты оказывают реальную помощь в самораскрытии и самореализации молодежи. Без сомнения, обучающимся людям, испытывающим затруднения в учебе и разочарования, необходимо постоянное психологическое сопровождение специалистов, индивидуальное консультирование и реальная помощь в учебной деятельности. В последнее время часто звучат призывы научить студентов организовать свою студенческую жизнь и самостоятельно заниматься с научными дисциплинами. Особенно это актуально для тех, кто обучается вдали от родных, испытывает бытовые трудности и материальные проблемы.

В связи с выявленными особенностями профориентации, предпочтениями абитуриентов и студентов обратимся к анализу профориентационных служб школьников. Профориентационная деятельность специалистов позволила накопить достаточный теоретический материал и методический аппарат, дающие возможность изучить личность, ее способности и склонности (методики А.А. Реана, Л.А. Йовайши, Д. Голланда и др.). Изучив деятельность психологической службы МОУДД «МУК-2» г. Златоуста, убедились в наличии достаточного опыта, который может позволить решать проблемы профессионального самоопределения старшеклассников. Специалисты постоянно проводят беседы, групповые и индивидуальные консультации, в ходе которых по вопросам личного профессионального определения 779 учащихся 10-х и 11-х классов в последние годы получили поддержку. Выпускники школ, имеющие проблемы при выборе профессии, приглашались на индивидуальные консультации. В результате диагностической и консультационной работы реальную помощь в 2008-2009 году получили 52 школьника. Сложности, стоящие перед старшеклассниками, достаточно стабильны: ежегодно до 63 % десятиклассников затрудняются в выборе и до 44 % учащихся одиннадцатого класса сомневаются в правильности своих первых шагов по самоопределению. Несмотря на сомнения и ошибки, определился целый ряд профессий, который характеризует наиболее популярные из них: профессия юриста (16 % - 12 % соответственно учащиеся 10-х и 11-х кл.); деятельность программистов (12 % - 6 %); медицинские специальности разного профиля (11 % десятиклассников, столько же учащихся 11-х классов); бухгалтер-экономист (8 % - 7 % соответственно); дизайнер - выбор сделан только десятиклассниками (4 % от обследованных); профессии военных (3 %); фармацевт (среди десятиклассников выбор сделали 3 %); стилист-визажист (3 %) (10-ый класс); тренер - 1 % от обследованных десятиклассников. У учащихся 11 классов появляются новые предпочтения - инженер (9 %); менеджер (6 %); архитектор (4 %). Удивительно, что в городе с замечательными традициями металлургов, машиностроителей, художников гравюры на стали не обнаружилось ни одного желающего на рабочие профессии или в творческом направлении. Профессиональные планы большинства десятиклассников, почти каждого третьего выпускника на момент опроса оказались не сформированными или непрочно сформированными. Анализ факторов привлекательности профессии (методика Н.В. Кузьминой, А.А. Реана) позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Проанализируем ответы 20 старшеклассников (6 девушек и 14 юношей). Наиболее значимыми из 12 факторов привлекательности профессии старшеклассники считают: соответствие избранной профессии личному характеру - 15 %; возможность достичь социального признания, уважения - 14 %; возможность самосовершенствования - 12 %; большая зарплата - 12 %; соответствие выбранной профессии способностям - 11 %; работа с людьми - 9 %; постоянное творчество - 7 %. Выбор факторов не однозначен, ребята отмечают параллельно несколько сочетающихся, иногда противоречивых факторов. Но здесь, по всей видимости, выбор происходит в опоре на внешние представления о профессии, зависит от профессиональной незрелости, внутренней неготовности самостоятельно совершать выбор. Не вызывает сомнения, что удовлетворение профессией обусловлено множеством факторов, однако, в первую очередь необходимо учитывать интересы, склонности и возможности выпускников школ, степень их подготовленности и мотивацию, уровень соответствия способностей и требований к профессии.

Краткий анализ все-таки позволяет сделать вывод о том, что этот опыт имеет большое значение, в дальнейшем необходимо работу совершенствовать и знакомить с ним специалистов в области профориентационной работы. Внедрение положительного опыта даст возможность не только изучать предпочтения молодежи, их способности, но своевременно готовить к выбору. Вероятно, тогда меньше будет разочарований во время обучения в учебных заведениях. Безусловно, немаловажное значение в профессиональном выборе играют социально-экономическая ситуация в стране, экономический кризис, охвативший многие страны мира, в соответствии с этим безработица (в мире, по последним данным, уже более 40 млн чел.), мода на определенные профессии, реклама, средства массовой информации, пропагандирующие то одни, то другие профессии, беспечный образ жизни и надежду на нечаянный выигрыш.

Заключение

Таким образом, изучив теоретический аспект проблемы, проанализировав планы старших школьников и факторы привлекательности профессии абитуриентов и студентов, мы пришли к выводу, что именно факторы привлекательности профессии в сочетании с личностными особенностями, осознанностью в планировании своего будущего и перспектив развития, реалистичностью и гибкостью личных профессиональных предпочтений, с одной стороны, и относительной их устойчивостью, с другой, могут определить выбор жизнедеятельности старшего школьника, которому, безусловно, нужна помощь. Такую помощь могут и должны оказывать соответствующие профориентационные службы, несмотря на существующую нестабильную ситуацию в стране. Экономические ситуации постоянно меняются, а человек все-таки должен быть готов к осознанному и ответственному выбору и на этой основе активно осуществлять свои жизненные планы, быть конкурентно способным в деятельности, уметь отстаивать свою гражданскую позицию.

Рецензенты:

Тюмасева З.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний Челябинского государственного педагогического университета,
г. Челябинск;

Шумилова Е.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Сибилева Л.В., Артеменко Б.А. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17689 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ 1

© 2014 С. Н. Чистякова1,А. Н. Ходусов2, Т. А. Антопольская3, С. В. Сарычев4

образования Президиума РАО

университета

e-mail: [email protected]

университета

университета

На теоретико-методологическом уровне обоснованы проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства.

Ключевые слова: проблемы, перспективы, развитие, профессиональная ориентация, сетевое социальное партнерство

Сегодня профессиональная ориентация учащейся молодёжи является важнейшей составляющей подготовки будущих квалифицированных кадров в условиях общего среднего и профессионального образования.

Профессиональной ориентация - это система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленного на удовлетворение потребностей личности в профессиональном самоопределении и потребностей общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должно стать сформированное профессиональное самоопределение.

Цель профессиональной ориентации, как отмечено в Федеральных государственных образовательных стандартах, - оказание помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии; создание комплекса условий в осуществлении собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Однако анализ результатов оценки состояния разработанности данной проблемы в практике свидетельствует о её серьёзных недостатках.

По данным Федеральной службы занятости России, молодые люди в возрасте 25-29 лет, среди которых выпускники вузов, средних специальных учебных заведений, а также вчерашние школьники, являются одной из наиболее уязвимых социальных групп из-за отсутствия достаточного профессионального и социального опыта и, в силу этого, менее конкурентоспособными.

Безработица среди молодёжи имеет свои особенности: высокий удельный вес по сравнению с другими возрастными группами (по статистике Минтруда России, более 30% зарегистрированных безработных в возрасте до 29 лет имеют вторичную

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00426А

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

безработицу со сравнительно короткими сроками).

Сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть на то, что обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через десять-двадцать лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека.

По мнению ученых (педагогов и психологов, занимающихся данной проблемой), существующая «лакуна» между общим и профессиональным образованием, реализуемая через подготовку будущих выпускников к принятию решения о построении и реализации образовательно-профессионального маршрута, должна быть заполнена специальной работой в образовательных программах в условиях общего, профессионального и дополнительного образования.

В современном изменяющемся мире выбор профессии перестает быть однократным и статичным, совершаемым на определенном этапе профессионального становления, а превращается в непрерывный процесс, осуществляемый в течение всей жизни.

Многоаспектность, комплексность, сложность данной проблемы,

неудовлетворительное состояние её в практике свидетельствует, что она может успешно решаться только во взаимодействии различных социальных партнёров, заинтересованных в подготовке кадров высокой квалификации. Такими партнёрами должны быть, в первую очередь, система образования, государство, бизнес, служба занятости и другие общественные организации. Социальное партнёрство позволяет действовать эффективно и успешно, имея в виду приоритетную перспективу, общую для всех партнеров, эффективно координировать совместную деятельность с ясным пониманием своей ответственности.

Одним из эффективных средств решения вопросов подготовки квалифицированных кадров является сетевое взаимодействие социальных партнёров.

В условиях сетевого взаимодействия партнёры действуют более эффективно и мобильно, так как сеть, объединяя субъектов - участников профориентационного процесса, позволяет своевременно и качественно осуществлять и фиксировать решение своих индивидуальных задач, при этом работать на общую цель.

В образовании, воспитании и развитии ребенка участвуют разные

образовательные учреждения: детские сады, общеобразовательные школы,

специализированные учреждения, учреждения начального профессионального

образования, учреждения дополнительного образования, которые составляют в регионе разноуровневую систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства. Поэтому наибольшую актуальность приобретают вопросы расширения возможностей общего образования за счет интеграции в системе образования, оптимального использования социально-экономического, кадрового, научно-методического, материально-

технического потенциала в интересах развития личности ребенка.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» среди условий, необходимых для повышения качества общего образования, акцентируется внимание на создании в системе профессиональной ориентации молодежи условий для психологической поддержки молодежи, оказания школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

В условиях массового введения в отечественной школе предпрофильной подготовки и профильного обучения существенно обостряются противоречия между «старыми» и «новыми» целями и ценностями профориентационной работы.

в условиях сетевого социального партнерства

Традиционными целями профориентационной работы в нашей стране были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе одного из типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.

В настоящее время от школы требуется создание условий для формирования у подростка индивидуального образовательного запроса, личностной потребности во взвешенном выборе направления продолжения образования, готовности к последующей самореализации в избранном образовательном профиле и дальнейшей профессиональной самоидентификации в новых экономических и социокультурных условиях.

При этом целесообразно исходить из того, что широко применяемое слово «ориентация» в педагогической практике имеет два различных значения. С одной стороны, это специально организованное манипулятивное воздействие на подростка. С другой, ориентация трактуется как формируемая способность разбираться в сложившихся обстоятельствах, запрашивать и получать психолого-педагогическую и информационную помощь, поддержку (понимаемую как «СО-действие», «САМОпроцесс»).

Становление нового («постиндустриального», «информационного», «сетевого», «инновационного») типа культуры не может не отразиться на изменении методологических, теоретических, технологических приоритетов в образовании в целом и в педагогической поддержке профессионального самоопределения молодежи в частности (как важного условия согласования образовательной и кадровой политики).

Социально-педагогический идеал успешного обретения профессии также меняется в ходе парадигмального сдвига в образовании, обусловленного становлением постиндустриального общества. Педагогические технологии помощи школьнику в выборе способа и места профессиональной самореализации попадают в прямую зависимость от выраженности «постиндустриальных» изменений в стране и регионе.

В отечественной индустриальной культуре государство было единственным заказчиком образовательных услуг и рынка труда. В условиях трансформации индустриальной экономики в экономику постиндустриальную появилось

значительного количество других весомых и влиятельных заказчиков (учебные заведения профессионального образования, представители общественных организаций, производства, инновационной экономики, бизнеса, РК, СМИ и т.д.). Результат общего образования становится важным фактором экономического развития.

В настоящее время требуется разработка новых концептуальных подходов к организации процесса проектирования будущими выпускниками послешкольного образовательно-профессионального маршрута, выявлению новых технологий

педагогической поддержки подростка в жизненном и профессиональном самоопределении, а также реабилитации ряда ранее использовавшихся методических подходов к решению данной проблемы.

Наиболее актуальным для проведения научных исследований в данной области является разрешение противоречий, связанных:

□ с осознанием подростками себя в качестве субъектов профессионального самоопределения;

О с изменениями родительских установок, касающихся оказания подросткам профориентационной помощи;

О с невозможностью выполнения общеобразовательной школой ряда новых профориентационно значимых задач, связанных с профилизацией старшей школы;

□ с существенными деформациями в структуре подготовки кадров в

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

учреждениях профессионального образования.

В среде педагогов и родителей существуют искаженные представления о том, в какой мере нынешний подросток способен ощущать себя взрослым (или взрослеющим) человеком, способным стать субъектом выбора своего образовательного и профессионального маршрута. Значительная часть современных школьников отличается инфантилизмом, зависимостью от чужого мнения, чужой воли. Для многих подростков (и значительной части молодежи) характерно стремление занижать собственный психологический возраст по сравнению с реальным. Шестнадцатилетние считают, что их взрослость наступит примерно в 23 года, двадцатилетние - в 26 лет. С утверждением «я уже взрослый» согласны только 12,9 % юношей и 19,5 % девушек в возрасте семнадцати лет. Три четверти семнадцатилетних учащихся общеобразовательных школ считают, что выбор места их обучения и работы - дело родителей. Вместе с тем как педагоги, так и родители не имеют необходимых способов для преодоления этого инфантилизма, а сами подростки не владеют способами упорядочивания профориентационно значимой информации, несмотря на то что испытывают потребность в такой помощи.

При этом, как отмечает И.В. Дубровина, главным условием успешного профессионального самоопределения школьников является постепенное осознание и принятие растущим человеком особенностей своего психического развития, своей личности, своей индивидуальности [Дубровина 2010: 100]. Психологическое

образование представляется необходимым и естественным для нормального развития молодого человека и эффективности процесса его профессионального самоопределения. Введение в современную общеобразовательную школу психологии в качестве учебного предмета явилось бы важным направлением совершенствования системы образования и повышения уровня готовности выпускников школы к осознанному профессиональному самоопределению.

Значительной части современных родителей свойственен феномен

«программирования» своих детей на те цели, которых они сами не достигли в своей жизни, но считают их «правильными» и достойными для своего ребенка (в особенности - обладание формальными знаками высшего образования).

Профиль выбираемого вуза весьма часто соотносится родителем не с реальными способностями и интересами подростка, а с его достижениями в изучении «основ наук», с победами на предметных олимпиадах.

Педагоги общеобразовательных школ переносят идеалы единого,

универсального, предсказуемого знания (характерные для изучения «основ наук») на профориентационную проблему. При этом не достигается профориентационно значимый образовательный результат - формирование потребности в упорядочивании, систематизации информации о мире профессий и послешкольном образовании, моделирование подростком собственного диалога с трудовой и профессиональной культурой.

На достижение данного результата должно быть ориентировано профильное обучение на старшей ступени общего образования. Оно способствует оказанию подростку педагогической помощи в формировании у него способности увидеть привычный школьный предмет через призму социально востребованной человеческой деятельности (в первую очередь - профессиональной), а также в проектировании версий продолжения образования и послешкольного образовательно-

профессионального маршрута.

К сожалению, весьма часто идея профильного обучения сводится к повышению эффективности подготовки учащихся к преодолению экзаменационных барьеров. В этой ситуации профилизация редуцируется до привычного в последние десятилетия

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи

в условиях сетевого социального партнерства

изучения отдельных предметов на углубленном уровне.

Работа школы по оказанию профориентационной помощи подросткам носит, как правило, диагностико-рекомендательный характер. При этом игнорируется

необходимость преодолеть отсутствие у подростка какого либо запроса на помощь в осмысливании послешкольного будущего, подготовить его к взаимодействию с потенциальными помощниками. Такую задачу мог бы выполнять тьютор. Однако позитивный опыт такого тьюторства в массовой российской школе практически не представлен.

На послешкольном этапе жизни подросток, как правило, сталкивается с выраженными деформациями, происходящими в профессиональном образовании, со снижением статуса и качества среднего и начального профессионального образования, а также с поляризацией высшего образования и девальвацией его качества (появление феномена «общего высшего образования»).

Запрос рынка труда на современного специалиста с каждым годом все больше расходится с существующими возможностями профессионального образования. Неудовлетворенный качеством подготовки специалистов в высшем и среднем профессиональном образовании, современный российский работодатель создает фактически альтернативную систему образования в стране. Уже две трети предприятий (65 %) вообще отказались от сотрудничества с вузами, а от сотрудничества с учреждениями среднего профессионального образования уклонились 71 %.

Значительная часть вузов превратились в места, где родители студентов оплачивают не столько получение их детьми высшего профессионального образования, сколько покупают формальные знаки образованности для своего ребенка, а также обеспечивают его «дозревание» до совершения повторного выбора направления профессионального образования, а юношей защищают от призыва в Вооруженные силы.

При этом в стране сохраняется перепроизводство носителей высшего образования по сравнению не только с текущими, но и с перспективными потребностями экономики страны. Важным условием социализации становится формальное наличие вузовского диплома.

Таким образом, можно утверждать, что имеется реальное неразрешенное противоречие между необходимостью поддержки профессионального самоопределения подростков в условиях индивидуализации образования, обеспечиваемой профилизацией старшей школы и исторически сложившейся практикой школьной и внешкольной профориентации, опирающейся на ценности и традиции невариативных педагогических процессов обеспечения социализации и детерминированного внешними обстоятельствами становления личности как участника общественных отношений.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

как серию задач, которую ставит общество перед личностью (социологический подход);

как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы разделения труда в обществе (социально-психологический подход);

как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность (дифференциально-психологический подход).

С позиций последнего профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я»-концепция индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

условиях.

Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, специальности и профессии, характеризуемых высокой мобильностью; предусматривает широкую ориентировку в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личного развития и саморазвития.

Самоопределение личности в труде и профессии осуществляется в едином контексте жизненного, социального самоопределения.

Профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных потребностей и социально-профессиональных потребностей общества. Он охватывает весь жизненный и трудовой путь человека. При этом учёные считают, что профориентационную работу возможно осуществлять уже с детьми старшего дошкольного возраста, который характеризуется эмоционально-образным отношением к окружающему миру. В этот период у ребёнка формируется положительное отношение к людям труда, их занятиям, первоначальные умения в доступных им видах деятельности.

У младших школьников на этапе пропедевтическом необходимо актуализировать проблему добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развивать интерес к профессиональной деятельности родителей., других родственников, знакомых; включать детей в различные виды познавательной, игровой, трудовой деятельности, в том числе и на компьютерной основе.

У школьников V-VII классов на этапе поисково-зондирующем (он характерен стремлением детей быть взрослыми, самостоятельными) важно вызвать стремление к осознанию своих интересов, способностей, ценностей, связанных с осознанием себя в будущей, взрослой жизни.

Бесспорно, интересы подростков в этом возрасте изменчивы, подвижны, и не нужно ставить задачу ориентации их на конкретные профессии. Однако важно уже в этом возрасте актуализировать саму проблему выбора, связанную с продолжением образования и, возможно, с будущей профессиональной сферой. Этому способствуют встречи с интересными людьми, изучение их трудовых биографий, совместное со сверстниками, родителями посещение выставок, музеев, кружков, занятия в различных студиях и др. На этом возрастном этапе важно продолжить формирование нравственных ценностей труда, практический опыт включения в трудовые процессы.

У подростков VIII-IX классов в период развития их личностного самосознания необходимо сосредоточить внимание на формировании у них способности соотносить свои идеалы (жизненные, нравственные, профессиональные) с их реальными возможностями, запросами рынка труда, профессий, согласованных с рынком образовательных услуг. Для этого школьники овладевают знаниями, ключевыми компетентностями по научным, практическим основам профессионального

самоопределения. Этому способствуют специальные ориентационные курсы, предметные (школьные) курсы по выбору, различные производственные и социальные практики, совместная деятельность школы с системой начального, среднего и высшего профессионального образования. При этом ключевая позиция принадлежит родителям. Они мудро наблюдают, разумно советуют, способствуют приобретению социального и будущего профессионального опыта.

X-XI классы - этот период характерен уточнением старшеклассниками пути продолжения образования, получения соответствующей профессии. Условно этот период можно назвать периодом уточнения социально-профессионального статуса. Этот этап наиболее сложный и волнительный как для выпускника школы, так и родителей. Сложность его заключается в том, что нужно сделать как бы окончательный выбор. И если он будет ошибочным, то такая ошибка может повлиять на реальный ход

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи

в условиях сетевого социального партнерства

жизни. Но это не совсем так, мудрость народная гласит, что человек на ошибках учится, причем, как правило, на собственных. И не нужно их считать роковыми. Ведь это тоже своего рода опыт. Однако ошибиться лучше в начале пути к профессии. А главное, не теряться, а знать, как выйти из этой ситуации на основе знаний, опыта, полученного в ходе предшествующей профориентационной работы. В X-XI классах, как правило, старшеклассники обучаются на конкретном профиле, изучают курсы по выбору. Именно в ходе обучения надо уже не выявлять, а уточнять, какой познавательный интерес устойчивый, к какой области знаний проявляются способности; необходимо сосредоточить внимание на контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избираемой деятельности и самоподготовки к ней. Уточнение, углубление профессионального самоопределения в конкретной, Близкой или совсем другой сфере профессиональной деятельности может осуществляться и на других возрастных этапах в период обучения в системе профессионального образования, повышения квалификации, стажировки, самообразования. И это естественный процесс. Однако человек успешно будет совершать эти шаги, если будет владеть специальными профориентационными компетентностями, приобретенными в школьные годы:

К таким компетентностям относятся:

Испытывать потребность в выборе образовательной и профессиональной сферы, в конструировании версий продолжения образования и профессионального самоопределения;

Ставить и конкретизировать соответствующие ближние и дальние цели; использовать внешние и внутренние ресурсы;

Приобретать опыт создания личностно значимых образовательных продуктов (макеты, профессиональные пробы, модели и др.);

Владеть способами деятельности по обеспечению принятия решения о продолжении образования и профессиональном становлении в условиях изменяющегося общества и рынка труда;

Запрашивать необходимую помощь специалистов.

Выявлены основные ограничители свободы выбора старшеклассниками направления продолжения образования, позволяющие выявить пути и средства, направленные на повышение качества профессиональной ориентации и ее основного результата - профессионального самоопределения:

Недостаток информации о возможных вариантах продолжения образования;

Недостаток информации о потребностях местного и регионального рынка труда в выпускниках учреждений профессионального образования;

Недостаточная успеваемость, неготовность к преодолению экзаменационного барьера;

Недостаточная готовность к обучению в учреждении профессионального образования (неумение слушать лекции, работать с Большими объемами учебной информации, выполнять и защищать проектные работы и т.д.);

Недостаточная готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее;

Невозможность в процессе обучения в школе оценить свою готовность к обучению в учреждении профессионального образования;

Невозможность получить качественную консультацию специалиста в

области профессиональной ориентации (информационную, психологическую,

диагностическую, тренинговую помощь;

Невозможность обсуждения проблемы выбора профессии в школе с

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

учителями и сверстниками;

Трудности, возникающие при разговоре с родителями на эту тему;

Территориальная удалённость желаемого места продолжения

образования;

Ослабленное здоровье или повышенные требования интересующей профессии к особенностям организма;

Особенности местного и регионального рынка труда;

Недостаточный или заведомо низкий уровень подготовки в учреждениях профессионального образования;

Невозможность оплатить обучение (включая «серые» и «черные» затраты) в желаемом учреждении профессионального образования;

Другие жизненные обстоятельства.

Исходя из анализа теории и практики проблемы социально-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников, были выделены следующие её функции: информационная, психологическая (коррекции и

реабилитации), ориентация на успех, правовая защита.

Информационная функция предусматривает обеспечение школьников достоверной и обновляемой информацией о состоянии рынка труда и образовательных услуг; о возможных способах выявления ими информационного дефицита и использовании для этих целей современных информационных технологий.

Психологическая - оказание помощи подросткам в актуализации проблемы переориентации их взглядов и позиций относительно готовности к профессиональному и жизненному выбору, в становлении их субъектной позиции в жизненном и профессиональном самоопределении.

Ориентация на успех - интерпретация результатов образовательной деятельности и жизненных выборов подростков с позиции соответствия индивидуально-педагогических особенностей школьника проектируемому

образовательно-профессиональному маршруту; акцентирование внимания на

возможностях школьника, а не только на ограничениях, поддержка и стимулирование его поисковой активности.

Правовая защита - обеспечение в доступной форме организационной, юридической информацией о способах восстановления правовой защищенности в различных ситуациях, связанных с продолжением образования, получением профессии, трудоустройством и оформлением трудовых отношений.

Изучение запроса учащихся на продолжение образования и избираемую ими профессиональную деятельность;

Оказание психологической, правовой, информационной консультативной помощи;

Создание условий для реализации подростками «пробы сил» и ее рефлексивного осмысления;

Конструирование версий продолжения образования и способов компенсации сопутствующих рисков;

Прогнозирование возможных ограничителей свободы выбора на этапах послешкольного образования и профессионального становления.

Важной составляющей социально-педагогической поддержки жизненного и профессионального самоопределения учащихся являются выявленные на основе функций формы и методы, которые возможно разделить на групповые и

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014.

Чистякова С. Н., Ходусов А. Н., Антопольская Т. А., Сарычев С. В. Современные проблемы и перспективы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи

в условиях сетевого социального партнерства

индивидуальные. К групповым относятся: научно-практические конференции; семинары, групповые консультации; социально-педагогические тренинги; родительский консилиум; круглый стол; педагогическая мастерская. Индивидуальными методами педагогической поддержки являются: диалог; активное слушание;

диагностика; терапевтическое воздействие; анализ кризисных ситуаций; логотерапия; психодрама.

Как к групповым, так и к индивидуальным относятся формы и методы, связанные с компьютерно-опосредованным взаимодействием подростков с

потенциальными защитниками и помощниками в ситуациях образовательнопрофессионального самоопределения.

Для этих целей необходимо создание специализированных элементов сетей образовательных учреждений (ресурсных центров), в том числе для ресурсов, ориентированных на профориентационно значимую работу. Также необходимо предусмотреть создание репозитариев (структурированных банков-хранилищ)

наиболее типичных сценариев оказания социально-педагогической поддержки в жизненном и профессиональном самоопределении подростков.

Таким образом, профессиональная ориентация, результатом которой является сформированное профессиональное самоопределение молодежи, включает: глобальную цель; функции; принципы; ресурсы; формы и методы. В своей совокупности реализация указанных компонентов способствуют выполнению важнейшей миссии -оказание помощи подросткам в определении своих жизненных и профессиональных перспектив.

Библиографический список

Дубровина И.В. Психологические аспекты проблемы профессиональной ориентации школьников // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе. М.-Курск, 2010. С.100-103.

Взаимодействие субъектов социального партнерства в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи: сб. ст. / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2012. 265 с.

Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе: сб. ст. 3-й Всерос. науч.-практич. конф. / под ред. С.Н. Чистяковой, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2010. 328 с.

Научно-методические основы сетевого социального партнерства в

профессиональной ориентации учащейся молодежи: концепция и программа развития: науч.-методич. пособие / под ред. С.Н. Чистяковой, А.Н. Ходусова, Т.А. Антопольской. М.-Курск, 2012. 80 с.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов,.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно-значимые мотивы выбора профессии;особенности профориентации студентов в условиях высшей школы; формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов - профориентаторов.

Возникают противоречия, связанные с профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями, способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениям о престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычек требованиям,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних, личностно-психологических.

Противоречия социально - экономические: между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах - профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны.

Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого - педагогических и медико - физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.

Личностная подсистема - личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию.

Система профориентации выполняет диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Выбор профессии.

Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?, окажет психодиагностика - одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите.

3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать выводы с помощью тестов.

В прошлом веке английский учёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственных способностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощью которых их авторы надеялись выяснить все что угодно - от профессиональной пригодности работника до степени его искренности.

Мотивационно-ценностное отношение в профессиональном становлении студентов.

Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Период ранней юности и зрелости - возраст, когда завершается созревание личности, складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления. И наряду с таким сложным личностным развитием, большое место занимает именно профессиональное становление студентов, которое осуществляется в рамках учебной деятельности.

В исследовании В.А. Якунина, Н.И. Мишкова, «оказалось, что "сильные" и "слабые" студенты отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по мотивации учебной деятельности». Путем экспериментального исследования было получено так же, что максимальная удовлетворенность избранной профессией наблюдается у студентов I курса. В дальнейшем этот показатель неуклонно снижался, вплоть до 5 курса (А. Реан, 1988). Однако, несмотря на то, что незадолго до окончания ВУЗа удовлетворенность профессией оказывается наименьшей, само отношение к профессии становится положительным. Существует так же экспериментальное положение (Н.И. Крылов) о том, что у большинства учащихся интерес к содержательной стороне профессии как ведущий мотив выбора представлен в значительно меньшем числе случаев, нежели побочные основания поскорее стать материально состоятельным, за компанию с друзьями и т.д. .

Основной причиной обращений первокурсников за помощью являются смысложизненные связи "Правильно ли я поступил?", "Ту ли профессию я выбрал?". Как видно из вышеизложенного, у студентов первых курсов наблюдается неустойчивость мотивации и преобладание мотивации боязни неудачи.

Эта динамика при переходе от младших курсов к старшим стабильно снижается доля студентов, руководствующихся мотивом познания, одновременно возрастает доля тех, кто намерен строить свои отношения на основе престижности будущей профессии. Юпитова А.В. и Зотова А.А. указывают так же на то, что с I по V курс растет неудовлетворенность тем, что дал им университет в профессиональном плане. .

Профессиональное самоопределение и самосознание.

Процесс профессионального самоопределения включает развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентации, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального образа профессионала. Личностное самоопределение человека происходит на основе освоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач — уход от проблем, их игнорирование и т.д.

Профессиональное самоопределение и профконсультация.

В современном обществе актуально и остро встает проблема конкретной психологической помощи людям в их профессиональном самоопределении. Задача психолога в этой ситуации состоит в том, чтобы дать человеку психологические средства разрешения его личностных проблем, связанных с профессиональным самоопределением. Психологи могут на основе диагностики этих психологических проблем помочь человеку в совершении профессионального выбора, или обеспечить предпосылки к совершению этого выбора в будущем.

Для решения психологических проблем в профессиональном самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия подходит, а какая не подходит индивиду. Психолог-консультант должен обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего консультируемый сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной профессиональный выбор. Важнейшим моментом профессионального консультирования является поиск индивидуального воздействия, адекватного конкретной психологической проблеме каждого человека. Прежде всего необходимо определить, насколько запрос консультируемого (т.е. то, и чем он видит свою проблему) соответствует реальной проблеме профессионального самоопределения человека, а затем подвести его к этой реальности. Для диагностики психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением, иногда бывает достаточно беседы психолога с консультируемым, но в большинстве случаев требуется проведение комплексного диагностического обследования с помощью психологических методик, позволяющих определить:

  • ценностные ориентации и установки;
  • ближайшие и перспективные жизненные планы и профессиональные намерения;
  • уровень сформированности представлений о профессии;
  • уровень развития самооценки;
  • способности, склонности и интересы;
  • уровень развития профессиональной мотивации;
  • личностные особенности;
  • реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и пр.).

Информации, полученной в результате такого комплексного обследования, как правило, бывает достаточно, чтобы определить специфику психологических проблем данного индивида. Иногда предварительная беседа с консультируемым позволяет ограничить круг необходимых диагностических методик для выявления предполагаемой психологической проблемы. Здесь важным является наблюдение за поведением консультируемого во время общения и обследования (что ему интересно, что неинтересно, что трудно, что непонятно, в чем проявляется его познавательная активность, эмоциональное отношение, отказы и т.д.).

Можно выделить ряд типичных психологических проблем, связанных с профессиональным самоопределением личности. К ним прежде всего относятся:

    1. Рассогласование идеального и реального образа выбираемой профессии.
    2. Представления о своих личных ценностных ориентациях не соответствуют своим представлениям о ценностях, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности в новых экономических и социальных структурах.
    3. Рассогласование реальной и идеальной мотивации профессионального выбора
    4. Неадекватная самооценка.

Решение любых психологических проблем связано прежде всего с осознанием и принятием этих проблем, с развитием самосознания человека. Люди, стоящие на пороге профессионального выбора, обладают особым психологическим настроем к самопознанию. Для них характерны: стремление разобраться в себе, оценка своих возможностей в современном мире, в том числе и в профессиональном, стремление оценить, какие условия могут способствовать, а какие мешать вхождению в мир профессии. Наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной.

В условиях профессионального консультирования, наряду с использованием классических методик, направленных на изучение личностных особенностей, интересов, склонностей и способностей, особое внимание следует уделить методикам, исследующим самосознание и самооценку человека.

Коррекция идеального образа профессии и идеального образа "Я" связана с осознанием профессиональных ценностей и образованием новых ценностных ориентации. Коррекция реального "Я" связана с осознанием своих возможностей, с опытом новых переживаний и новых отношений человека с окружающим миром и с собой.

Методы диагностики профессионального самосознания и ценностных ориентаций

Использование в профессиональном консультировании методик, направленных на выявление самосознания и самооценки человека, дает не только диагностический, но и, в некоторой степени, психокоррекционный эффект.

1). В практике профессионального консультирования применяется, например, методика И. Кона описания себя: "Кто я есть" и "Я через 5 лет". (Инструкция: "Напишите сочинение на тему "Кто я есть" и на тему "Я через 5 лет"). Эта методика позволяет прежде всего выявить содержательные компоненты самосознания, наиболее актуальные его параметры. Самоописание позволяет определить:

1)социально-ролевую самоидентичность (к какой общности человек себя относит в настоящий момент, к какой он хотел бы себя отнести, с кем он себя идентифицирует),

2)ориентацию человека на свои специфические признаки и качества, которые отличают его от других и по которым он сравнивает себя с другими,

3)способность делать прогнозы в отношении себя, место профессии в общем жизненном контексте человека.

У молодых людей, обеспокоенных своим профессиональным будущим, стремящихся учиться в профессиональном учебном заведении или получить профессию в процессе работы, наблюдается опережающее развитие в оценке своих личностных качеств по сравнению с оценкой своих профессиональных качеств. Учащиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я".

Имеющиеся различия в самооценке прежде всего касаются ее содержательных компонентов. Одни знают о себе больше, другие меньше; определенные качества личности, способности, значимые на данный момент, подвергаются анализу и оценке, другие, в силу их неактуальности, человеком не оцениваются (хотя и могут быть оценены по ряду параметров).

2) Для выявления не только содержательных, но и оценочных параметров самосознания можно использовать различные модификации методики Дембо-Рубинштейн для самооценки с помощью размещения себя на шкале. Шкалы самооценки должны включать как профессионально значимые, так и общеличностные качества, что позволяет определить место и значение в структуре самооценки профессионально значимых качеств. Могут быть предложены, например, такие шкалы для оценивания: ум, сила, доброта, способности, воля, ответственность, активность, общительность, успешность, справедливость, смелость, уступчивость, вспыльчивость, упрямство, осторожность, решительность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, здоровье, счастье. Каждая шкала - отрезок длиной 10 см. Результат выражается в баллах, равных числу сантиметров от начала шкалы до отметки испытуемого на шкале.

Инструкция: допустим на этом отрезке расположены все люди:

Результаты самооценки служат основанием для беседы и дальнейшего обследования. Необходимо особенно выделить те параметры самооценки которые вызывают затруднения при их оценивании.

Успех в решении психологических проблем всегда связан с выбором. Выбор происходит на основании того, что человек считает наиболее важным и правильным на основании ценностей, сформированных в его прошлом опыте. Поэтому диагностика ценностных ориентаций человека дает возможность получить представление о его проблемах, сопоставляя ценности между собой и с реальными условиями, в которых эти ценности могут находить, или не находить свое утверждение. Такое сопоставление возможно с помощью методик, позволяющих ранжировать ценности или сравнивать представление о своих ценностях с реальным поведением. Для ранжирования ценностей может быть представлен либо список ценностей (таких, например, как работа, образование, семья, материальное благополучие, здоровье, дружба, хобби, слава, богатство, власть и пр.), либо список высказываний типа: «Я бы хотел, чтобы моя работа...»

  • была по заслугам оценена другими;
  • была для меня интересной;
  • приносила большие доходы;
  • была полезной и нужной людям;
  • доставляла мне радость и удовольствие и т.д.

Ранжирование ценностей позволяет определить, в чем совпадают личные ценности с общественными, с профессиональными и групповыми ценностями. Анализ конкретных ситуаций, связанных с выбором того или иного решения, позволяет сравнить реальные ценности с идеальными представлениями о своих ценностях. Выявление ценностных ориентации позволяет определить взаимоисключающие ценности, что именно человек игнорирует в ситуации выбора альтернативных ценностей, уточнить свои позиции в связи с возникающими проблемами, переоценить свои ценности. Выявление ценностей позволяет определить сферу, в которой человек готов нести полную ответственность за себя и за свои действия в решении своих проблем. В первую очередь необходимо определить, какие ценности человек считает самыми важными. Это проясняет направление развития целей его деятельности. Затем необходимо проанализировать и рассмотреть возможные варианты последствий и сделать выбор, принять определенное решение.

Очень важным методом для диагностики профессиональных ориентаций оптанта является беседа. Представление человека о себе необходимо увязать с представлениями о выбираемой профессии, поэтому вся беседа строится на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Можно попросить консультируемого описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе необходимо определить, по каким причинам консультируемый выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Хорошо использовать конкретные примеры. Например, обсудить, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее консультируемый, какое будущее у этого человека, и как консультируемый видит свое будущее и т.п.

Дальнейшие шаги в диагностике психологических проблем профессионального самоопределения личности связаны с умением консультанта выделить те вопросы для обсуждения, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.

Работа по повышению уровня самосознания и самооценки позволяет учащимся выйти на осознание уровня мотивации профессионального выбора реально действующих и желаемых мотивов труда, обострить психологические противоречия, которые могут заставить учащихся решать проблему профессиональных поисков или профессионального выбора, а не ждать готовых предложений и указаний.

В некоторых случаях человеку бывает недостаточно профессиональной консультации для решения его проблемы и требуется специальная психокоррекционная работа. Особенно эффективными, как показывает опыт, методами психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими трудности в профессиональном самоопределении, являются групповые методы активного обучения и, в частности, социально-психологические тренинги.