Разница между стратегией и политикой. Клейн. О стратегии и политике Краткое описание утвержденной политики стратегии

    То, что написано во всех энциклопедиях – что «стратос» по древне-гречески означает «войско» – это все позднейшие измышления. В славянско-балканско-греческих языках сохранился корень «вой»: воин, войско, воевать. Он же произносится как «бой»: боец, борец, Борис, Беотия («равнины эти были причиной того, что Беотия так часто служила местом сражений греков»). Также есть слово «махИя» - битва. Известна, например, ТитаномахИя. Слово «промах» означает «воин в передней линии фаланги», имя «Промах» было довольно распространенным в Древней Греции («этот парень не Промах!»).
Я хочу рассказать тебе о стратегии и политике. Прояснить смысл этих понятий в их взаимном соотношении.

И политика, и стратегия как слова, как понятия, появились еще в Древней Греции. Стратегами стали называть военачальников в Афинах в середине V века до нашей эры. Слова «стратег, стратегия» произошли от слова «страта» – полоса. Здание в Афинах, в котором заседали члены военного совета, называлось «стратегий». Так оно называлось не потому, что «там заседали стратеги», а потому, что достраивалось оно, как и городские стены, из материалов, заготовленных для строительства храма Зевса Олимпийского, которое было, как известно, прервано, – а они были несколько иного цвета. И чтобы не было видно, что это просто достраивание, Иктин посоветовал камни разного цвета укладывать полосами. Ну, а потом уже, в народе, это здание стали называть «стратегий» – «полосун».

Слово «писистратегий», данное шутниками тогда же этому зданию – не прижилось, также как и прозвище «иоладий», хотя членов совета какое-то время называли «иолаидами». Так что «стратег» – это «полосатик», по-русски.

Позже тот, кого выбирали военачальником, одевал плащ с полосой, каймой. Военные трибуны Римской Империи носили плащи с тонкой красной полосой по краю. Сейчас это сохранилось в лампасах генералов.

Слово «политика» и само понятие «политика» образовалось примерно в те же времена там же. Почему мы начинаем именно с истории? В те времена политика и стратегия разделялись очень явно и ясно. Политика – это то, что в мирное время, стратегия – то, что во время войны.

За 2 с половиной тысячи лет эти понятия усложнились, размылись, появились новые формы, новые применения, и теперь сложнее разделить, где политика компании, например, а где стратегия компании. И во взаимном соотношении, которое идет от исторических корней и по нынешнее время, мы сейчас дадим более или менее четкие границы этих понятий.

Итак, чем отличаются политика, как управление чем-то во время мира, и стратегия, как управление во время войны?

Следует сказать, что управление всегда предполагает траекторию. Управление – это руление, которое предполагает некую траекторию. Которую, соответственно, можно разбивать на шаги, на этапы, стадии, но в любом случае – это траектория. Есть управление – есть траектория.

Соответственно, если есть траектория, по которой нужно пройти, то есть по которой нужно рулить, то всегда есть субъект политики, и всегда это – тот, от кого исходит управленческий импульс. Политики не бывает без субъекта. Когда мы говорим, например, о «политике по отношению к малому бизнесу», то мы должны тут же понимать – это политика государства, а это политика местной администрации, например, правительства Москвы. Или политика какой-либо партии. Т.е. политика всегда имеет субъекта.

И политика всегда имеет объект. Объект пока определим так – «то, что рассматривается субъектом», то, к чему он собирается что-то применить.

Вернемся. Чем мирное время отличается от времени войны? Чем пространство политики отличается от пространства стратегии? Я говорю о том, что перенесемся на те 2 с половиной тысячи лет назад, когда понятия были еще достаточно простыми, пока они не усложнились.

Они отличаются тем, что в пространстве политики существует множество субъектов. Вот моя политика, например, греческого государства, вот политика римлян, вот политика парфянского царства, вот еще. – То есть, субъектов политики и, следовательно, потоков этих политик, переплетается множество на неком поле, в неком пространстве, и я их все должен учитывать, проводя свою траекторию, проводя свою политику.

Во время войны ситуация всегда другая. Во время войны всегда есть два врага. Даже если воюет много государств, всегда есть линия фронта. Есть один лагерь и есть другой лагерь. Война – это всегда два. Есть враг, есть линия фронта и есть два враждебных лагеря. И если какие-то силы еще есть, они определяются по отношению к линии фронта: за красных или за белых. Если кто-то ни за красных, ни за белых, то это он просто не определился пока. Он будет вынужден определиться.

Другими словами, пространство войны – это экстремальная зона политики. И экстремальная она не по виду используемых инструментов – там слова, здесь штыки – а тем, что поле с извилистыми и множественными потоками политик приобретает предельную ясность. Вот трещина, вот два лагеря. И вот они делают стойку друг на друга. Экстремальность ситуации заключается в том, что она предельно упрощается в своем экстремуме, – доразвившись, доопределившись до этого экстремума. Докристаллизовавшись. Вот, фиксируем такое отличие политики от стратегии.

Продолжая тему войны и мира, мы говорим, что политика – это всегда вопрос о власти. Прямо, косвенно, с большей силой, с меньшей силой, явно, неявно. Стратегия – это вопрос о победе. В таком масштабе, на таком уровне и так далее. Вопрос о власти и вопрос о победе. И этим еще характеризуется, что это – два разных пространства.

Когда армии воюют, они не решают вопросов власти. Этот принцип сохраняется до тех пор, пока армии являются частью государства и не вмешиваются в политику. «Вопрос о власти» означает – существует некое поле, на котором действуют несколько субъектов политики, несколько партий. В самом простом виде – это претенденты на трон, вокруг которых существуют сподвижники. Это тоже партии. Слово «партия» происходит от слова «part» – часть, порция, парцелла, т.е. часть чего-то. В этом смысле, это часть людей, которые объединяются по принципу общих политических взглядов.

Политические взгляды – это по сути «отношение к власти». То есть: я за то, чтоб был этот претендент, была власть из этого источника, а я за то, чтоб был этот претендент на трон, власть из этого источника. Партия – это в пределе, это когда носители политических взглядов уже не в одиночку глядят, а объединились с себе подобными. Понятно, что речь может не идти о власти прямо, просто может обсуждаться некий вопрос, и одна партия имеет одно мнение, другая – другое, но даже это в пределе всегда сводится к источнику власти кого и, соответственно, чего. Власть «кого и чего», потому что власть олицетворяется царем, вождем, человеком, – но этот «кончик власти», этот человек, является олицетворением некой системы ценностей, некой системы представлений. Некое «что» воплощается, олицетворяется в некое «кто».

Любой вопрос, который разбирает политические партия – это все подчинено, в конечном итоге, вопросу о власти, – неважно, захват власти, баланс власти, противостояние чему-то власти.

Именно оттуда – и Ленин очень правильно это формулировал – появляется, например, такая штука: «политика партии в аграрном вопросе». То есть, некая проекция вопроса о власти применительно к конкретной области человеческой деятельности или применительно к организации человеческой деятельности. – Политика, например, по отношению к союзникам, попутчикам, политическим партиям, у которых сходная идеология, по отношению к рабочим, международному пролетариату и так далее и так далее.

Точно так же есть политика царя – политика царя по отношению к этому царству, политика царя по отношению к любому вопросу, – вот он проводит такую-то политику. И, соответственно, становится понятно с учетом всего, что я сказал, вот есть царь, вот есть партии как более продвинутая, более свободная, более демократическая штука. И там, и там остаются вопросы о власти – и там, и там правомерно применение слова «политика». И в конце XIX-го века, скорее всего, даже в начале XX-го, уже появляются такие словосочетания, как «политика компаний» по отношению к чему-то. Одновременно появляется «стратегия компаний».

Повторю, раньше слово «политика» применялась исключительно в мирном государственном поле, а «стратегия» – в военном (Клаузевиц, Мольтке, Сун Цзы). В XX-м веке мир приобретает дополнительную сложность, он становится более свободным, демократизируется – (что такое «свобода»? – это «больше субъектов, которые хотят и могут это сделать») – и такие понятия, как «политика» и «стратегия» выходят из узкого круга царей и полководцев, верховных политических деятелей, и начинают распространяться вширь. Точно так же, как, впрочем, грамотность, или хороший стандарт жизни, или возможность путешествовать, или возможность получать образование, или возможность быть избранным.

Политика компании. В данном случае «субъект политики» можно определять не как субъект «поля, где идет речь о власти в государстве», а как субъект достаточно мощного действия. Политические действия пространства власти характеризуются неким уровнем мощности. Возникновение крупных компаний – это возникновение центров мощности, не находящихся напрямую в гнезде власти. Тем не менее, их воздействия могут быть достаточно мощными. Одновременно с этим появляются и такие словосочетания, как «политика компаний». Например, «политика компании по вопросу экологии». Одна политика, например, «всячески использовать очистные сооружения», вторая политика – «всячески делать вид, что ты чистишь» (и лить беспрестанно).

Политики могут существовать по любому вопросу, их много, и политики могут быть разные. Они могут сводиться к пяти видам или к двум видам – это как посмотришь, как захочешь увидеть.

И вот мы берем такой объект, как компания, не такой жестко определенный, как армия или как царь, и рассматриваем, – а какое же там соотношение политики и стратегии?

Перед этим нужно сказать, что когда партия говорит «у нас есть такая вот политика»… – возьмем ту же ВКП(б) или РСДРП, – партию, которую возглавлял Ленин, партию нового типа.

Почему она «нового типа»? Она представляет хорошо организованную группу людей. Организованную как на уровне идеологии, самоопределения, так и на уровне действий. В этом смысле, это отличается от толпы последователей какого-то царя или политического деятеля, то есть то, что представляли из себя партии «старого типа».

Так вот, эта партия имеет стратегию. Стратегия, в частности, ВКП(б), была выражена в программе-максимум и программе-минимум. Стратегическая цель программы-максимум – это построение коммунизма и социализма как первой части, а программа-минимум и, соответственно, цель, определенная в ней – это свержение царизма. И как раз после того, как была достигнута первая цель, т.е. выполнена программа-минимум, после 1917-го года, уже в 18-м году состоялся VIII-й съезд партии, на котором была принята новая программа партии, – именно потому, что программа-минимум была выполнена. Для справки нужно сказать, что следующая программа партии была принята в 1961 году.

Так вот, какая связь на примере ВКП(б) таких понятий как стратегия, тактика и политика? Вот эти цели, как программа-минимум свержения царского строя и программа-максимум построения коммунизма – это стратегические цели партии. Меньшая стратегическая цель, большая стратегическая цель. Соответственно, все, что дальше делает партия, если стратегия определена таким образом, – это тактические задачи.

Например: организовываться или не организовываться? Должны ли все члены партии разделять идеологию и участвовать в жизни партии и подчиняться решениям партии или не должны? Партия – это просто некое сообщество людей, имеющих сходные взгляды на происходящие политические события или отряд организованно действующих людей?

Ленин настаивал на том, что партия должна состоять из людей, у которых не просто «общие» взгляды, а «единые» взгляды. Другими словами, признающих программу партии, а программа партии выстроена достаточно отчетливо и жестко; второе – участвуют постоянно в жизни партии, включая уплату членских взносов, и третье – подчиняются решениям партийных органов.

Что это значит? Это значит, идет обсуждение – каждый волен высказывать точку зрения. Понятно, что она задана в неком коридоре, она не может бесконечно плавать от одной крайности к другой, т.е. если это все-таки люди со сходными политическими взглядами, и вот этот коридор, если мы берем его как целое, мы говорим о единстве политических взглядов. Но если мы увеличиваем масштаб, то внутри этого коридора могут существовать разные точки зрения. А решение – это не коридор, это тонкая, четкая линия. Поэтому принцип такой: вот существует время обсуждения, время разбрасывать камни, и есть время собирать камни, когда принято решение и нужно ему следовать, его выполнять.

И поэтому принцип «демократического централизма». Суть его заключается в том, что ведется обсуждение, и это демократическая часть, но когда решение принято, оно должно быть выполнено, это централизм. То есть, на самом деле речь идет о балансировке 2-х векторов, 2-х потоков. – Это «жизнеспособность», в смысле, насколько широк круг этого явления, жизнеспособность явления, которая определяется количеством участников этого явления, если оно уменьшается со временем – явление погибает, если увеличивается – явление живет. И «организованность» – способность к действию, дисциплина, сплоченность и, следовательно, сужение круга участников. Поэтому любая политическая сила – это с одной стороны всегда явление, это некий поток в некой социальной среде. С другой стороны это организация, формализация, запирание потока в некоторые рамки. Поэтому принцип демократического централизма – его философия, его принципиальная суть, сводится к тому, чтобы найти правильный баланс между жизнеспособностью этого потока как явления (чтобы не уменьшалось) и жизнеспособностью этого потока как организации (чтобы действовала).

Чем более четко выстроена «организация», тем более она эффективна. Но там нет речи о том, что должно расти количество ее сотрудников. И, наоборот, чем больше людей привлекается в «поток», чем он более привлекателен, тем это явление более жизнеспособно как «социальное явление». Партия – это одновременно «явление», потому что люди там собираются разделяющие взгляды и хотящие чего-то, объединяются по принципу взглядов и желаний, и одновременно это «организация», потому что люди объединяются по принципу функциональному, т.е. по принципу, что они должны что-то сделать, исходя не только из «хотят», но и из «должны».

В этом суть демократического централизма – баланс, чтобы обеспечить выживаемость потока, явления, и выживаемость организации.

Так вот, стратегия определена партией, все остальное является тактикой. Как мы, например, будем относиться к членству в партии – определяется, исходя из стратегии. Или, другими словами, – «тактика партии в этом вопросе должна быть такой-то».

И Ленин в этом вопросе жестко стоял на этом принципе, что партия – это… ну, я уже перечислил эти раз, два, три. И это выразилось в очень жесткой идейной борьбе на 2-м съезде партии в 1903-м году, именно первый вопрос съезда был по первому пункту Устава «Членство в партии». Но, как это сейчас понятно, это не просто формальный какой-то вопрос, а это имеющий в виду, что такое партия и, в глубине, что такое баланс между «явлением» и «организацией». И Ленин настаивал на правильной позиции. Была часть съезда, которая настаивала на противоположной позиции. Победила точка зрения Ленина. Что значит, победила? Это на съезде проголосовало большинство. Соответственно, было меньшинство, которое не победило. Именно оттуда родились такие всем известные термины, как «большевики» и «меньшевики». Большевиками называли членов большинства съезда по этому вопросу, а меньшевиками – меньшинство съезда по этому вопросу. Вот такая история.

Так вот, у партии есть стратегия, у партии есть тактика, это понятно, и у партии есть политика. Чем политика отличается от тактики? Я не даром говорил: «политика по вопросу такому-то». Можно сказать по-другому. Например, политика по отношению к партиям со сходной идеологией. Можно сказать не «по вопросу», а политика «по отношению» к париям со сходной идеологией.

Почему я так переформулировал сейчас? Нужно понимать, что политика – это «отношение» в том смысле, что когда ты определяешься в политическом пространстве, то будучи субъектом политики, ты определяешь свою позицию – ключевое слово! – ПО ОТНОШЕНИЮ к какому-то объекту. Ты определяешь свое отношение. Ты решаешь вопрос. Политика по аграрному вопросу. Какой вопрос ты решаешь? Ты решаешь вопрос, как ты относишься к некоторому комплексу идей по, например, вопросу распределения земли. И ты определяешь свою позицию. И выражаешь ее в понятных формулировках, словах – аудитории, внешнему миру. И в этом смысле политика, любая политика, она, в общем-то, заканчивается определением своей позиции, своего отношения. Вот этих нужно поддерживать, вот это нужно поддерживать, вот все, что говорится, фигня, нужно вот так вот делать, или, другими словами, «поддерживать сформулированную мной точку зрения, позицию».

Стратегия компании всегда начинается – мы говорим уже не о пространстве войны и мира – с политики, с отношения. С позиции. Она всегда начинается с того, что к этому мы относимся так-то, и теперь давайте посмотрим, что мы здесь должны сделать. Например, вот компания, и она набирает какие-то кадры. Пусть это сталелитейная компания, например. И возникает вопрос: эмигрантов брать, мексиканцев? Сенат против, не важно, или за он, а я не хочу. Конгресс против, а я хочу, потому что я мексиканец. Совет директоров…

О чем я говорю? – О том, что есть причины, чтобы определиться в каком-то вопросе. Когда их нет – то мы на это и не обращаем внимание. Но вот появилась причина определиться в чем-то. Появился вопрос или, другими словами, появилась необходимость дать ответ. Или, что то же самое – сформулировать свою позицию, свое отношение.

И вот ты говоришь, например: «Политика компании по отношению к эмигрантам как к рабочей силе такая, что не просто широко раскрыть двери, но и всячески стимулировать этот процесс». Это отношение, это политика. И теперь начинается стратегия. Я сейчас не говорю, где стратегия, где тактика, потому что здесь вопрос только об иерархии целей. Верхняя – назовем стратегией. Все, что ниже – мы называем тактикой. Если мы забываем о верхних целях, мы можем то, что мы называем тактикой, назвать стратегией. Это иерархия, масштабирование. И вот говорим: «Стратегия компании в этом поле набора рабочей силы, или кадровой политики, она не только широко раскрыть двери эмигрантам, но и всячески их обучать». И тогда мы формируем стратегию.

Если речь идет о действии, оно должно иметь хотя бы колышки, пунктиры определенности. И она, стратегия, говорит, что мы должны через 5 лет выйти на такой вот показатель. Например, что каждый день у нас у дверей стоит 2-3 мексиканца. Ну, к примеру. Или, что к этому моменту у компании нет проблем с рабочей силой.

Или лучше так: Все меньше и меньше люди хотят этим заниматься. Не хотят на сталелитейном заводе работать. И тогда мы говорим: ок, вот у нас стратегия такая, она имеет такой-то срок, она имеет целью всячески в эмигрантской среде пропагандировать авторитет этой профессии, а следовательно, она должна рассматриваться в таких аспектах, как донести до них эту информацию, как готовить кадры, как давать льготы, как добиваться, чтобы льготы давало правительство, как донести до правительственных чиновников, что по-другому сталелитейность нашу американскую мы не поднимем и так далее. И формируется стратегия. Но суть этой стратегии – это некое действие. В свернутой форме – что я хочу?

Стратегия всегда начинается с того, «что я хочу». Но перед этим «что я хочу» находится позиция – «как я к этому отношусь?» Там еще нет вектора хотения, желания, действия. И, соответственно, пространство политики заканчивается вопросом «как я к этому отношусь?» – а пространство стратегии начинается с вопроса «как я к этому отношусь?». – Причем, это мгновенно форматируется в вопрос «что я хочу, что я собираюсь со всем этим отношением к этому делать?»

Лекция окончена.

Стратегия и тактика, политика, в военном деле известны уже в глубокой древности, в менеджменте эти понятия существуют всего лишь пятьдесят лет. И часто возникают вопросы о том, что является стратегией, что тактикой, а что политикой.

В менеджменте первое определение стратегии дал Альфред Чандлер в 1962 г.:«Стратегия, - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» . А в 1980 г. Джеймс Куинн так определил стратегию и ее составляющие: «Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочивать и распределять всегда в той или иной мере ограниченные ресурсы организации предельно эффективным и единственно верным образом. Стратегия должна содержать в себе три важнейшие составляющие: (1) основные цепи деятельности; (2) наиболее существенные элементы политики, направляющие или ограничивающие поле деятельности; и (3) программы основных действий, направленных на достижение поставленных целей и не выходящих за пределы избранной политики» .

Основной целью деятельности коммерческих организаций является прибыль, без нее не могут также существовать и развиваться некоммерческие организации. Политика определяет направление деятельности (миссию) коммерческих организаций, исходя из которой разрабатывается стратегия: стратегические цели, программы их достижения, установка частных целей подразделениям и распределение ресурсов.

Чаще под стратегией понимают программы и планы по достижению целей организации в целом и определение частных целей структурных подразделений, распределение ресурсов по частным целям. А реализацию стратегии, т.е. достижение частных целей – понимают как тактику. При этом цели организации во многом определяются ее политикой, тем направлениям деятельности, которые она считает приоритетными и наиболее выгодными.

Так мы имеем цепочку: основная цель - политика (миссия) – стратегия – тактика.

При этом стратегия – это уровень организации, уровень планирования достижения конечных целей организации с горизонтом планирования в несколько лет, вплоть до 5-10 лет, а тактика – это уровень структурных подразделений. Но в большинстве организаций имеется целая иерархия подразделений. Каждое подразделение, получая цель, фактически также разрабатывает свою стратегию ее достижения: свои частные стратегические цели, программы их достижения, проводит установку частных целей подчиненным подразделениям и распределение ресурсов. И так вплоть до конкретных сотрудников, перед которыми также ставится цель, выделяются ресурсы. При этом каждое подразделение, каждый сотрудник, имеет и свои политики.

Фактически мы имеем иерархию стратегий, то, что для любого вышестоящего подразделения кажется тактическим вопросом, для нижестоящего, для его решения, требует разработки своей частной стратегии. И никакой принципиальной разницы в разработке стратегии организации, и разработке стратегии ее структурного подразделения не существует. Разница только в масштабах.

Таким образом, мы уже имеем следующую цепочку: основная цель организации – иерархия стратегий.

На уровнях структурных подразделений мы имеем частные цели и частные стратегии с более коротким горизонтом планирования. Причем масштаб целей и горизонты планирования уменьшаются при понижении уровня иерархии. Так, на уровне подразделений среднего звена, горизонтом планирования чаще является месяц, квартал или год, а на уровне конкретных работников в серийном производстве, например, изготавливаются элементарные детали, а горизонт планирования работника может составлять всего один день (заказ-наряд на один день).

Разработка стратегии организации – это не два этапа разработки стратеги и разработки тактики, - это многоэтапный процесс разработки стратегии на всех уровнях иерархии, от уровня организации в целом, до уровня конкретных сотрудников.

Собственно говоря, если мы имеем цель, то мы, в своей деятельности, разрабатываем, с учетом своей политики, и свои частные цели, и программы достижения целей. Сознательно или подсознательно, мы занимаемся разработкой и реализацией своей стратегии. Вопрос только в том, насколько она проработана и насколько она эффективна.

Список литературы.

1. Друкер Питер. Практика менеджмента. - М.: Издательский дом "Вильяме", 2001. - 398 с.
2. Куинн Джеймс. Стратегия перемен. // В книге: Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
__________________


Отзывы, комментарии и вопросы по статье:
"Стратегия, тактика и политика"


Спасибо за грамотный текст, только я не понял, а у структурных подразделений, что не может быть долгосрочной стратегии? 19.05.2015 22:44 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегия включает принятые цели деятельности, политики (принципы и нормы) достижения целей, и программы деятельности по практическому достижению целей (Джеймс Куинн).
Подход к разработке стратегии включает:

  1. Разработка системы частных стратегических целей компании, обеспечивающих достижение цели, поставленной перед компанией и постановка их перед менеджерами компании.
  2. Определение политик достижения частных стратегических целей (в рамках заданных политик компании).
  3. Определение программ деятельности по достижению стратегических целей.
И это последовательно разрабатываемая иерархическая система: стратегия компании, стратегия подразделений верхнего уровня, стратегия подразделений нижних уровней иерархии, тактические (операционные) цели нижнего уровня.

Реализация стратегии идет снизу вверх: достигнутые тактические цели нижнего уровня складываются в стратегические результвты более высоких уровней и в результат компании.

03.05.2016 20:35 Консультант Жемчугов Михаил, к.т.н.

Стратегическое управление, как и стратегия, имеет несколько уровней. Высший уровень - это определение стратегических целей компании по основным направлениям: производство и реализация, разработка новой продукции, развитие средств производства, и т.д. и выделение ресурсов под эти направления. Целей, обеспечивающих достижение компанией заданных социально-экономических целей. И управление достижением этих стратегических целей.
Понятно, что данный уровень стратегии и стратегического управления - прерогатива высшего руководства и его нельзя делегировать на нижние уровни (иначе каждое подразделение нижнего уровня будет "тянуть одеяло на себя" стараясь получить наименьшие цели с наибольшими ресурсами).
Однако стратегии достижения заданных конкретных предметных целей с выделенными ресурсами целесообразно делегировать на нижние уровни. На это у высшего руководства не будет ни времени, ни конкретных знаний ситуации нижних уровней.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 5

1.1 Стратегия и политика предприятия 5

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОО « ПАВЛОДАРСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД» 8

Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ТОО «ПТЗ» 13

ЗА ПЕРИОД С 01.01.2008 г. ПО 01.07.2008 г. 13

2.1 АНАЛИЗ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ 13

2.2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 16

2.3 ОЦЕНКА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ (ЛИКВИДНОСТИ) ПРЕДПРИЯТИЯ 21

2.4 АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ВВЕДЕНИЕ

Тема данного курсового проекта посвящена рассмотрению вопросов, которые связаны с выбором стратегии деятельности предприятия.

Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интелектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах. Одним из главных направлений стратегического планирования является бизнес – планирование, которое предусматривает перспективу развития, в случае если он правильно составлен и отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос – стоит ли вкладывать деньги в тот или иной проект, принесет ли он доходы, которые смогут окупить все затраты сил и средств.

Объектом исследования в данном дипломном проекте является существующая система планирования, стратегия и планирование на предприятии. Изучению подлежит оценка финансового состояния предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия; соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; соответствие имеющихся кадров предприятия, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей; состав маркетинговых предприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию; трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес – плана.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством выбора стратегии составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: появляется новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы; изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному для них занятию как борьба с конкурентами; рассчитывая получить иностранные инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Целью данного курсового проекта является разработка мероприятий по устранению недостатков в системе планирования на ТОО «ПТЗ», а также совершенствованию направлений деятельности предприятия на рынке, поиск путей улучшения действующей технологии производства, нормирования охраны труда.

ГЛАВА 1 СТРАТЕГИЯ И ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ


1.1 Стратегия и политика предприятия

Финансовая политика предприятия является составной частью его экономической политики. Если финансы представляют собой базисную категорию, исторически сложившуюся в условиях зарождения и развития товарно-денежных отношений, то финансовая политика выражается совокупностью мероприятий, проводимых собственником, администрацией, трудовым коллективом (в зависимости от форм собственности и хозяйствования предприятия) в целях изыскания и использования финансов для осуществления основных функций и задач.

Мероприятия такого рода включают выработку научно обоснованных концепций организации финансовой деятельности, определение ключевых направлений использования финансовых фондов на долго-, средне- и краткосрочный периоды, а также практическое воплощение разработанной стратегии.

Концепции организации финансовой деятельности предприятия строятся на основе исследования спроса на продукцию и услуги, оценки различных (финансовых, материальных, трудовых, интеллектуальных, информационных) ресурсов предприятия и прогнозирования результатов хозяйственной деятельности.

Направления использования финансовых фондов предприятия определяются исходя из поставленных целей, положения предприятия на рынке, выработанной концепции организации финансовой деятельности. Главной целью финансовой политики предприятия является наиболее полное и эффективное использование и наращивание его финансового потенциала.

Финансовая политика выражает целенаправленное использование финансов для достижения стратегических и тактических задач, определенных учредительными документами (уставом) предприятия. Например, усиление позиций на рынке товаров (услуг), достижение приемлемого объема продаж, прибыли и рентабельности активов и собственного капитала, сохранение платежеспособности и ликвидности баланса.

В условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, кризиса неплатежей, непредсказуемой налоговой и денежно-кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить линию на выживание. Она выражается в решении текущих финансовых проблем как реакции на неопределенные макроэкономические установки государственных властных структур. Такая политика в управлении финансами порождает ряд противоречий между интересами предприятий и фискальными интересами государства; ценой внешних заимствований и рентабельностью производств; доходностью собственного капитала и фондового рынка; интересами производства и финансовой службы и пр.

разработку оптимальной концепции управления финансовыми (денежными) потоками предприятия, обеспечивающую сочетание высокой доходности и защиты от коммерческих рисков;

выявление основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий период (декаду, месяц, квартал) и на ближайшую перспективу (год и более длительный период). При этом учитываются возможности развития производственно-торговой деятельности. Состояние макроэкономической конъюнктуры (налогообложение, учетная ставка банковского процента, нормы амортизационных отчислений по основным фондам и др.);

осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей (финансовый анализ и контроль, выбор способ финансирования предприятия, оценка реальных инвестиционных проектов и финансовых активов и т.д.).

Единство трех ключевых звеньев определяет содержание финансово политики, стратегическими задачами которой являются:

а) максимизация прибыли как источника экономического роста;

б) оптимизация структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости и деловой активности предприятия;

в) достижение финансовой открытости предприятия для инвесторов и кредиторов;

г) использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью финансового лизинга, проектного финансирования;

д) разработка эффективного механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации развития интересов предприятия, наличия достаточного объема денежных ресурсов и сохранения высокой платежеспособности.

Исходя из продолжительности периода и характера решаемых задач финансовая политика классифицируется на финансовую стратегию и тактику.

Финансовая стратегия разрабатывается в соответствии с глобальными задачами социально-экономической стратегии предприятия. Она представляет собой долгосрочную финансовую политику. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками и др.).

Стратегия предполагает выбор альтернативных путей развития предприятия. При этом используются прогнозы, опыт и интуиция специалистов (менеджеров) для мобилизации финансовых ресурсов на достижение поставленных целей. С позиции стратегии формируются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

К важнейшим направлениям разработки финансовой стратегии предприятия относятся:

анализ и оценка финансово-экономического состояния;

разработка учетной и налоговой политики;

выработка кредитной политики;

управление основным капиталом и амортизационная политика;

управление оборотными активами и кредиторской задолженностью;

управление заемными средствами;

управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

ценовая политика;

выбор дивидендной и инвестиционной политики;

оценка достижений предприятия и его рыночной стоимости.

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии являются перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение основных параметров деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль, рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика направлена на решение более частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями. При относительно стабильной финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что вызывается изменением рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал). Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику на предприятиях должны осуществлять профессионалы – главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике организации.

Для принятия управленческих решений они используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности в оперативном финансовом учете, которая служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном планировании денежных потоков.

Внутрифирменное финансовое планирование включает разработку следующих оперативных документов (на месяц, квартал, год):

бюджета доходов и расходов по предприятию в целом и по его филиалам, если они есть;

бюджета по балансовому листу (прогноза баланса активов и пассивов по важнейшим статьям);

капитального бюджета.

Финансовый анализ включает следующие звенья:

оценку финансовых возможностей для определения стратегических целей;

распределение и оценку эффективности движения денежных потокам по сферам деятельности (текущая, инвестиционная и финансовая) исходя из стратегии производства и продаж;

определение дополнительной потребности в финансовых ресурсах и каналов их поступления (банковский кредит, лизинг, товарный кредит и т.д.);

трансформацию денежных ресурсов в форму, которая наглядно показывает финансовые возможности предприятия, что отражается в отчетности;

оценку эффективности принятых финансовых и инвестиционных решений через показатели финансовой устойчивости, платежеспособности, доходности деловой и рыночной активности организации.

Финансовую политику предприятия нельзя рассматривать в отрыве от финансовой политики государства – совокупности мероприятий, направленных на аккумулирование финансов в целях решения общенациональных социально-экономических и политических задач. Внешняя, макроэкономическая среда организации всегда сильнее влияет на хозяйственную деятельность, чем внутренняя, микроэкономическая среда. Поэтому от приоритетов государственной финансовой политики, ее обоснованности и реальности в значительной степени зависит финансовая политика предприятия.

Государственная финансовая политика может создавать более или менее благоприятные условия для хозяйственного процесса.

В доперестроечный период в Казахстане финансовая политика предприятия не могла существенно повлиять на результаты его хозяйственной деятельности. Финансовая самостоятельность хозяйственного субъекта нередко была настолько мала, что основой финансового успеха предприятия являлись факторы, непосредственно не связанные с его производственной деятельностью.

После перехода к рынку предприятия обрели значительную автономность и самостоятельность, при всем том деятельность их по-прежнему во многом определяется государственной финансовой политикой и зависит от нее. В этом смысле финансовую политику предприятия следует рассматривать как динамичную категорию. Она содержательно меняется под влиянием изменений финансовой политики, проводимой областными, республиканскими (областными, райоными) и местными органами государственного управления.

Реферат >> Государство и право

... предприятием Самара 2010 Содержание Введение 1. Разработка антикризисной стратегии организации 2. Реализация выбранной антикризисной стратегии : тактика ...

  • Стратегия деятельности проектируемого предприятия

    Реферат >> Маркетинг

    ... (в случае ТОО, МП, частного предприятия ). 3.4 Стратегия роста предприятия Стратегию выбирают на основе анализа, проведенного... рынок в качестве стратегии и снижение цены в качестве тактики . Задача дальнейшего роста предприятия может быть...

  • Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации

    Дипломная работа >> Менеджмент

    ... предприятия 2.3. Особенности стратегии и тактики управления человеческими ресурсами в ОАО «КамПРЗ» 3. Предложения и рекомендации по совершенствованию стратегии и тактики ... выработанные на предприятии определенные стратегии и тактики управления человеческими...

  • С точки зрения бизнеса, термин « стратегия» относится к уникальному плану, разработанному с целью достижения конкурентной позиции на рынке, а также достижения целей и задач организации. Короче говоря, это план толкования, который направляет предприятие к реализации его цели. С другой стороны, политика относится к набору правил, разработанных организацией для рационального принятия решений.

    Политика устанавливает порядок действий, которые выбираются для руководства текущими и будущими решениями организации. Многие люди путают эти два термина, но они не похожи друг на друга. Здесь нужно знать, что политика подчиняется стратегии. Здесь, в этой статье, мы попытались указать на существенные различия между стратегией и политикой. Посмотри на это.

    Сравнительная таблица

    Определение стратегии

    Стратегия - это план игры, выбранный для достижения целей организации, завоевания доверия клиента, достижения конкурентного преимущества и завоевания позиции на рынке. Это сочетание хорошо продуманных намерений и действий, которые ведут к организации к ее желаемому положению или месту назначения. Это единый и интегрированный план, разработанный для достижения основных целей предприятия, таких как:

    • эффективность
    • Обработка событий и проблем
    • Использование возможностей
    • Полное использование ресурсов
    • Справиться с угрозами

    Стратегия представляет собой комбинацию гибко разработанных корпоративных действий, благодаря которым организация может успешно конкурировать со своими конкурентами. Ниже перечислены особенности Стратегии:

    • Это должно быть сформулировано руководством высшего уровня. Тем не менее, под-стратегии могут быть сделаны руководством среднего уровня.
    • Это должно иметь долгосрочную перспективу.
    • Это должно быть динамичным по своей природе.
    • Основная цель - преодолеть неопределенные ситуации.
    • Это должно быть сделано таким образом, чтобы наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы.

    Определение политики

    Политика также рассматривается как мини-миссия, представляет собой набор принципов и правил, которые направляют решения организации. Политики определяются руководством высшего уровня организации в качестве руководства для принятия оперативных решений. Это полезно в освещении правил, ценности и убеждений организации. В дополнение к этому он служит основой для руководства действиями.

    Политики разрабатываются с учетом мнения и общего мнения ряда людей в организации относительно любой ситуации. Они сделаны из опыта и базового понимания. Таким образом, люди, попавшие под сферу действия такой политики, будут полностью согласны с ее реализацией.

    Политики помогают руководству организации определить, что должно быть сделано в конкретной ситуации. Они должны последовательно применяться в течение длительного периода, чтобы избежать расхождений и совпадений.

    Ключевые различия между стратегией и политикой

    Ниже приведены основные различия между стратегией и политикой.

    1. Эта стратегия - лучший план, выбранный из ряда планов для достижения целей и задач организации. Политика представляет собой набор общих правил и положений, которые служат основой для принятия повседневных решений.
    2. Стратегия - это план действий, а политика - это принцип действия.
    3. Стратегии могут быть изменены в соответствии с ситуацией, поэтому они носят динамический характер. И наоборот, политика носит однородный характер. Тем не менее, расслабления могут быть сделаны для неожиданных ситуаций.
    4. Стратегии сосредоточены на действиях, тогда как политика ориентирована на принятие решений.
    5. Высшее руководство всегда создает стратегии, но подстратегии формулируются на среднем уровне. В отличие от Политики, они, как правило, сделаны высшим руководством.
    6. Стратегии имеют дело с внешними факторами окружающей среды. С другой стороны, политики предназначены для внутренней среды бизнеса.

    Заключение

    Разница между стратегией и политикой немного сложна, потому что политики подпадают под стратегии. Кроме того, политики разрабатываются для поддержки стратегий несколькими способами, такими как достижение организационных целей и обеспечение выгодного положения на рынке. Оба они сделаны высшим руководством, а также сделаны после глубокого анализа.

    Политическое руководство социальными спільностями и массами, что предусматривает сбор и описание эмпирической информации, на базе которой определяются расположение и соотношение соціальнополітичних сил, а также составляется прогноз развития, что предполагает ситуации и предлагает перегруппировка сил, и составляет стратегию и тактику политической деятельности в политическом процессе. Политическая деятельность охватывает все формы политики и имеет свою внутреннюю структуру: политическое руководство государством и обществом; политическое функционирования; участие граждан в политической жизни общества; политический маркетинг, то есть систему рекламованості тому подобное. Деятельность, направленная на определение системы, целей и задач, формирование политической стратегии, политической тактики на основе анализа реальных политических событий и явлений, прогнозирования политического развития и составляет суть политического руководства. Осуществляется политическое руководство преимущественно через основные формы: государственную и политическую партийную деятельность, представительские органы и структуры и др. Политическое руководство формирует и политическую платформу. Политическая платформа - совокупность теоретических и идейных положений, практическая программа, требования, лозунги, которые выдвигаются политическими партиями и государственными структурами и которыми руководствуются в своей деятельности государство, политические партии, политические движения, общественные объединения. Определяются и политическая стратегия и политическая тактика, и политический курс.

    Политическая стратегия - определение долговременной цели, широкой программы действий, повседневных задач, общей долговременной линии политического поведения, основных направлений деятельности, научно обоснованного развития реальных политических событий и явлений и тому подобное. Стратегия определяет и обеспечивает основное направление политической деятельности субъектов власти и политики. Ее объектом является выработка главной цели, программ на определенном этапе политической деятельности субъектов политики, путей и средств их достижения. В условиях демократизации общественной жизни определяются основное звено, главное направление в политическом процессе, очередность политических проблем, которые решаются.

    Тактика - это часть стратегии, политическая линия субъектов политики на сравнительно непродолжительный период, это совокупность путей, форм, приемов, методов и средств реализации политических идей и программ, достижение главной цели и задач стратегии. Политическая тактика вытекает из политической стратегии и подчиняется ей. Политическая стратегия и политическая тактика - составляющие политического руководства, тесно взаимосвязи" связаны между собой. Свобода выбора народом социально-политического строя, деидеологизация международных отношений, приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, отказ от войны как средства и метода решения политических проблем, человеческое измерение политики и др., - все это является характерным для современной политической стратегии и политической тактики. Конструктивная политическая стратегия предусматривает и прогрессивное политическое развитие, конструктивный выбор средств и методов ее осуществления (искусство компромиссов, договорные отношения, предупреждение экстремальных ситуаций, возрастание роли права, осуществление превентивной (упреждающей) дипломатической деятельности, избежание военных действий, учета и обращения к общественному мнению и тому подобное).

    Важным звеном в выработке стратегии и тактики в политике становится процесс принятия решений, постановка цели и задач. Их подготовка связана с выяснением позиций и взглядов основных политических сил страны, которые предлагаются в виде альтернатив. Их уровень - свидетельство о потенциал политических субъектов с правовой точки зрения возлагает на них ответственность за подготовку и реализацию политического решения. Известно, что эффективность так называемой митинговой демократии не высокая. Создавая политический настрой, митинговая демократия не вносит его в пределы народных интересов, которые реализуются, не создает необходимого политического механизма для реализации политического настроения. Важно в политической деятельности четко определить эффективность и реалистичность решений, избегая так называемых закличних, что не является конкретно организованными, хотя существуют лозунги, рассчитанные на формирование необходимых политических ориентиров в общественном сознании.

    Для организации политической деятельности по реализации определенной цели и решений особое значение имеет выбор средств. Известное выражение: политика есть искусство допустимого, искусство компромиссов, имеет условное отношение к средствам реализации стратегических и тактических решений, потому что в политическом решении выбор средств играет решающую роль, от этого зависит успех. Потому-то искусство допустимого - это набор средств, отвечающих стабильности обстановки, но это не экстремальный вариант, когда допустимое решение оперативно меняется, хотя и должно идти в фарватере общечеловеческих представлений. При таком подходе и политический компромисс также имеет конкретное содержание, выступая в значении возможного, но не всегда допустимого средства.

    Нужно уметь политически маневрировать, определять время, поле наступления и отступления, меняя тактику при переходе от атак к обороне и тому подобное. Политический маневр рассчитан на познание возможности удержать позиции, приобретается в процессе реализации той или иной политической акции, необходимого потенциала для реализации и достижения цели. В рационально организованной политической деятельности маневр - постоянное учета возникающих ситуаций, и умение перераспределять политические силы, то есть маневрировать, что характерно для дипломатической деятельности, для тех политических сил, которые пытаются не путем военных средств, а путем учета общей обстановки, расстановки политических сил, перегруппировывать их и достичь политическим путем устранения антинародных режимов и тому подобное. В политической деятельности необходимо уметь наступать и отступать.

    Политическая стратегия наступления, как правило, предусматривает принятие политическими институтами определенных решений о наступление. Немалое политическое нагрузки выполняет и политическое отступление. Вовремя отступить важно для того, чтобы, сохранив силы, набраться новой энергии, затем пойти в наступление и добиться успеха и тому подобное. В политической стратегии и тактике особое место занимают изоляция и нейтрализация оппозиционных сил. Изоляция предусматривает временное прекращение политической деятельности оппозиции. Нейтрализация предусматривает также проверку возможного изменения других политических ресурсов, достижения результативности политической деятельности. Тут-то имеет значение политический контроль. Понятие "ситуация контролируется", распространенное в политической практике, означает локализацию сил, что имеет право контроля политического поведения объекта, стабильность состояния, что находится в центре внимания. Залогом эффективности политической деятельности является организация каналов обратной связи с объ ектом политической деятельности и др. Содержанием и целью стратегии и тактики является влияние на принятие и осуществление политических решений в сфере политического процесса.