Логистическая интеграция. Интеграция функциональных областей логистики Складское хозяйство, грузопереработка и упаковка

Рис. 6.1

2. Текущая система (pull system) , при которой предметы труда на технологический участок поступают по мере необходимости. Она способствует сокращению производственных запасов при одновременном увеличении гибкости производства (рис. 6.2.).

Рис. 6.2

Эта система предполагает получение изделий с предыдущего участка по мере необходимости. Центральная система управления не вмешивается в обмен материальными потоками между различными участками предприятия, не устанавливает для них текущих производственных заданий. На промышленных предприятиях план имеет только линия окончательной сборки, и отсюда информация о необходимости производить нужные детали поступает на предыдущие участки посредством специальных карточек. План на участках формируется каждый день, что и обеспечивает гибкость системы.

Особое внимание производственной логистикой уделяется принципам организации производственного процесса , а именно:
1) обеспечению ритмичной согласованной работы всех звеньев производства по единому графику и равномерного выпуска продукции. Ритмичная работа предполагает организацию во времени и пространстве единичных, частичных и частных процессов в единый непрерывный производственный процесс, обеспечивающий своевременный выпуск каждой конкретной продукции в установленных объемах с минимальными затратами производственных ресурсов;
2) обеспечению максимальной непрерывности процессов производства. Непрерывность заключается в движении предметов труда и загрузки рабочих мест. Общий критерий оптимизации – минимум затрат производственных ресурсов в условиях непоточного производства может быть обеспечен за счет организации непрерывной загрузки рабочих мест, тогда как в поточном производстве – выбор варианта с минимальным временем межоперационного прослеживания деталей;
3) обеспечению максимальной надежности плановых расчетов и минимальной трудоемкости плановых работ. Нужно разрешить следующие проблемы:

· дефицит производственных мощностей;

· субоптимальность календарных планов производства;

· большие длительности производственных циклов;

· неэффективное управление запасами;

· низкий КПД оборудования;

· отклонения от технологии производства;

· достаточная гибкость и маневренность в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана;

· непрерывность планового руководства;

· соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства;

· прямоточность;

· пропорциональность, т.е. выполнение обеспечения равной пропускной способности разных рабочих мест одного процесса, а также пропорционального обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д.;


· параллельность;

· концентрация однородных предметов труда в одном месте.

11.Особенности этапов развития логистики и функции которые они выполняли в данный период своего развития.

Первый этап (60-е годы XX ст.) – характеризуется использованием логистического подхода при управлении материальными потоками в сфере обращения. В этот период формируются два ключевых положения:

1) существующие, как бы отдельно, потоки материалов в производстве, хранении и транспортировке могут быть взаимосвязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Задачи оптимизации физического распределения решались и раньше. Например, оптимизация частоты и размера поставляемых партий, оптимизация размещения и функционирования складов, оптимизация транспортных маршрутов, графиков и т.д. Однако традиционно эти задачи решались по отдельности, что не могло обеспечить надлежащего системного эффекта.

Специфика логистического подхода состоит в совместном решении задач управления материальными потоками, например, совместном решении задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, ранее связанные лишь операциями загрузки и разгрузки, получают тесные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отправляется груз, выбирается с учетом специфики транспорта, в свою очередь, характеристики перевозимого груза определяют подбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Второй этап (80-е годы) характеризуется расширением интеграционной основы логистики. Логистика начала охватывать производственный процесс. В этот период происходит:

– быстрый рост стоимости физического распределения;

– рост профессионализма менеджеров, которые осуществляют управление логистическими процессами;

– долгосрочное планирование в сфере логистики;

– широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля за логистическими процессами;

– централизация физического распределения;

– четкое определение действительных расходов распределения;

– определение и осуществление мероприятий по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства, что позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к современности и может быть охарактеризован следующим образом:

– появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами в мировой экономике;

– современные коммуникационные технологии, которые обеспечивают быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз перемещения продукта от первичного источника к конечному потребителю;

– развиваются отрасли, которые предоставляют услуги в сфере логистики;

– концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепочки поставок, производства и распределения;

– совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостных характер.

12.Охарактеризуйте основные принципы логистики.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами.

1. Принцип рациональности. Характерной чертой развития логистической системы предприятия является выбор наиболее подходящего варианта логистической системы. Выбираются такие управленческие решения, которые являются оптимальными по комплексу показателей для заданных условий. Задача заключается не в том, чтобы найти решение лучше существующего, а в том, чтобы найти лучшее решение из всех возможных. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т.е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей.

2. Принцип эмерджентности. Чем крупнее логистическая система предприятия, и чем больше различие в размерах между частью и целым, тем выше вероятность того, что свойства целого могут сильно отличаться от свойств частей. Возможно несовпадение локальных оптимумов целей отдельных частей с глобальным оптимумом цели логистической системы предприятия. Сумма оптимальных решений, принимаемых сотрудниками отдельных подразделений, не гарантирует оптимизации логистической системы предприятия в целом. Эмерджентность (целостность) – свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами

3. Принцип системности. Предполагает подход к логистической системе как к объекту, представленному совокупностью взаимосвязанных частных элементов, реализация которых обеспечивает достижение нужного эффекта в требуемые сроки, при необходимых трудовых, финансовых и материальных затратах. Принцип системности предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.

4. Принцип иерархии. Иерархия – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням и переход от низшего к высшему уровню. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы, на этих уровнях принимаются решения относительно логистической системы в целом.

5. Принцип интеграции. Интеграция – объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект. Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих элементов, действующих независимо, т.е. усиливающая связь элементов системы.

· конкретности: четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

· конструктивности: диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;

· надежности: обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;

· вариантности: возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы.

13.Охарактеризуйте основные принципы построения информационной логистической системы.

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения по этапам создания системы, должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем.

С позиций системного подхода в процессах логистики выде­ляют три уровня.

Первый уровень - рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т. е. передви­гается, разгружается, упаковывается и т. п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.

Второй уровень участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие мес­та.

Третий уровень - система транспортирования и перемеще­ния в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчи­вается эта цепь при поступлении готовых изделий в конечное потребление.

В плановых информационных системах решаются задачи, связывающие логистическую систему с совокупным материаль­ным потоком. При этом осуществляется сквозное планирова­ние в цепи «сбыт-производство-снабжение», что позволяет со­здать эффективную систему организации производства, постро­енную на требованиях рынка, с выдачей необходимых требова­ний в систему материально-технического обеспечения предпри­ятия. Этим плановые системы как бы «ввязывают» логистиче­скую систему во внешнюю среду, в совокупный материальный поток.

Диспозитивные и исполнительные системы детализируют на­меченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.

В соответствии с концепцией логистики информационные си­стемы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. Различают вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальной интеграцией считается связь между плановой, диспозитивной и исполнительной системами посредством верти­кальных информационных потоков.

Горизонтальной интеграцией считается связь между отдель­ными комплексами задач в диапозитивных и исполнительных системах посредством горизонтальных информационных пото­ков.

В целом преимущества интегрированных информационных систем заключаются в следующем:

o возрастает скорость обмена информацией,

o уменьшается количество ошибок в учете,

o уменьшается объем непроизводительной, «бумажной» работы,

o совмещаются ранее разрозненные информационные блоки.

При построении логистических информационных систем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:

o обеспечить совместимость вычислительной техники и программного обеспечения на разных уровнях управления;

o повысить эффективность функционирования логистических информационных систем;

o снизить их стоимость;

o ускорить их построение.

2. Принцип возможности поэтапного создания системы.

Логистические информационные системы, построенные на ба­зе ЭВМ, как и другие автоматизированные системы управления, являются постоянно развиваемыми системами. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т. е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической ин­формационной системы и на эффективность ее функционирования.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных задач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфиче­ских требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диа­лога «человек -машина».

Интеграционная логистика

Логистика предполагает наличие устойчивых хозяйственных связей между участниками товародвижения. Лишь у постоянных партнеров по бизнесу возникает необходимая прозрачность систем учета издержек, появляется возмож­ность разработки и применения согласованных технологий переработки грузов и информации.

В конце 90-х гг. центробежные настроения, порожден­ные стратегией приватизации, начинают уступать место осознанному стремлению к интегрированию хозяйственной деятельности различных торговых структур в рамках об­щих организационных форм.

Выделяют внешние и внутренние факторы развития интег­рации в отрасли.

^ Внешние для торговли факторы, стимулирующие развитие интеграционных процессов в отрасли:

Рыночная неопределенность; - падающий по различным причинам спрос; - обострение проблемы реализации товаров; - многочисленные осложнения на пути движения то­варов к потребителям, вызванные неразвитостью инфраструктуры торговой деятельности.

^ Внутренним фактором интеграции в торговле, т.е. ос­новным внутриотраслевым мотивом, является усиление конкуренции, пусть даже в ее неразвитых формах.

С учетом анализа мировой торговой практики предпо­лагается, что интеграционные процессы в торговле будут проходить на фоне возникновения таких видов объедине­ний, как: - цепные торговые организации; - кооперативные объединения торговых структур; - добровольные оптово-розничные цепи.

С организационно-экономической точки зрения разви­тие различных форм интеграции предприятий торговли позволит: - снижать накладные расходы за счет введения цент­рализованных служб управления, централизации снабжен­ческих транспортных и учетных функций; - осуществлять закупки крупными партиями на вы­годных условиях платежа и поставок;

Использовать новейшие информационные техноло­гии для осуществления управления сетью и создания ин­формационных банков данных по номенклатуре продавае­мой продукции; - поддерживать отечественных производителей, пре­доставляя им приоритетность поставок и т. д.

Усложнение рыночных отношений и усиление конкуренции в книжном деле привели к снижению стабильности развития предприятий. Растет скорость изменений покупательского спроса на книжные товары, увеличивается их ассортимент, сокращается жизненный цикл товаров, т.е. среда деятельности предприятий становится все более неопределенной и трудно предсказуемой. Один из способов эффективной деятельности в такой среде - интеграция, координация действий с партнерами по бизнесу.

Интеграция является одной из составляющих методологии логистики. Идея интеграции вытекает из сущности основного объекта логистики - экономического потока. Организация движения по принципу потока требует согласования действий участников этого движения, так как оптимизация одного участка движения может не дать ожидаемых результатов из-за того, что она не согласуется с возможностями других участков. Потоки связывают партнеров, участвующих в организации их движения, требуют совместных скоординированных действий, минимизирующих потери, которые возникают при переходе потоками границ логистических систем.

Необходимость и возможность интеграционных процессов на книжном рынке обусловливаются также быстрым развитием компьютерных информационных систем.

Таким образом, существуют следующие направления интеграции:

· координация движения потоков на всех стадиях их продвижения к конечному потребителю исходя из требований конечных покупателей;

· интеграция экономических потоков разных видов;

· интеграция технологий , используемых участниками процесса движения книжной продукции.

Успех интеграционных процессов возможен, если будут соблюдаться требования:

· информационная открытость партнеров по бизнесу;

· строгое выполнение требований, предъявляемых каждым последующим звеном логистической цепи к результатам работы предыдущего звена;

· координация планирования совместной работы;

· разработка стандартов и других документов, унифицирующих требования к результатам работы.

Основным обстоятельством, препятствующим интеграции, является усиление взаимозависимости фирм, боязнь потери самостоятельности, утраты контроля над теми операциями движения товаров, в которых будут участвовать или которые передаются партнерам. Противостоять этому можно, только развивая информационную открытость фирм, в том числе путем создания и совершенствования интегрированного информационного обеспечения всего движения книжной продукции (электронные базы данных, электронные системы связи, позволяющие, например, отслеживать путь транспортировки товара в реальном масштабе времени).

15 Цепь поставок и маркетинговый канал

Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management , SCM ) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.

Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain ) - это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.

Цепь поставок (объектное понимание) - это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.

…отличие цепи поставок от маркетингового канала состоит в том, что маркетинговый канал сосредоточивается только на существующих продуктах, а цепь поставок обладает возможностями для перепроектирования (производства - Ю.Л.) продуктов и процессов (логистических - Ю.Л.) таким образом, чтобы движение вдоль всей цепи проходило более ровно и гладко».

Маркетинговый канал (канал продаж) – это система экономических институтов и организаций, которая обеспечивает доступность продукта компании потребителям, т.е. система дистрибуции, обеспечивающая доступность продукта потребителю в процессе выбора, физическое получение продукта потребителем и его оплату. Могут называться также каналами дистрибуции, каналами сбыта, дистрибутивной сетью и т.п.
Маркетинговые каналы - это самый стабильный элемент комплекса маркетинга. Их построение является долгосрочным и ресурсоемким процессом, поэтому любое серьезное их изменение требует больших инвестиций и усилий. Этим они в значительной степени отличаются от любого другого элемента комплекса маркетинга, манипулировать которыми можно гораздо оперативнее.

При построении системы маркетинговых каналов, маркетинг компании должен учитывать множество факторов, основными из которых являются:

· особенности конечных потребителей - их количество, концентрация, величина средней разовой покупки, уровень доходов и т.д.;

· возможности самой фирмы - её финансовое положение, конкурентоспособность, основные направления маркетинговой стратегии, масштабы производства;

· характеристики товара - вид, средняя цена, сезонность производства и спроса, требования к техническому обслуживанию, сроки хранения и т.д.;

· степень конкуренции и сбытовая политика конкурентов - их число, концентрация, сбытовая стратегия и тактика, взаимоотношения в системе сбыта;

· характеристика и особенности рынка - фактическая и потенциальная ёмкость, обычаи и торговая практика, плотность распределения покупателей.

16 Сожержание понятия логистика и ее применение в предпринимательсткой деятельности, цели и задачи логистики

Логистика - профессия, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения. Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах. С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки, продажи, и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства,сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

Задачи, решаемые логистикой

1. выбор вида транспортного средства;

2. определение маршрутов;

3. организация транспортировки груза;

4. упаковка товаров в контейнеры;

5. управление запасами;

6. ответственное хранение на складских площадях;

7. маркировка;

8. формирование сборных заказов;

9. таможенные услуги

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляетфизическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворениипотребностей организации в производственных ресурсах. При управлениилогистической системой используются три основные концепции системного подхода:

10. 1) концепция общих затрат;

11. 2) концепция предотвращения подоптимизации;

12. 3) концепция финансовых обменов.

13. Четыре условия, выполнение которых необходимо,

14. чтобы достичь основной цели логистики:

15. 1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

16. 2) определенное договором установленное время;

17. 3) определенное место поставки;

18. 4) минимизация общих затрат.

19. Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

20. Виды логистических потоков:

21. 1) информационные и материальные;

22. 2) транспортные и людские;

23. 3) финансовые и энергетические и др.

24. Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

25. Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

26. 1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

27. 2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

28. 3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

29. 4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

Функциональные области логистики

Замечание 1

Функциональная область логистики – это сфера логистической деятельности предприятия. На практике выделяют три функциональные области логистики предприятии по ходу движения и трансформации материального потока: сфера снабжения, сфера производства и сфера физического распределения (сбыта).

В сфере снабжения предприятием выполняются логистические функции по отбору поставщиков и взаимодействию с ними, организации поставки сырья и материалов необходимых для производства, прием материалов и их хранение до момента вступления в производственный процесс и др.

В сфере производства реализуются логистические функции по обеспечению и поддержки процессов изготовления продукции, в том числе организация работы внутрипроизводственных складов и транспорта, управление информационными потоками в производстве, рациональное планирование операционного цикла и др.

В сфере физического распределения выполняются функции по доведению готовой продукции до конечного потребителя, в том числе управление заказами, комплектация, упаковка и доставка продукции потребителям, организация работы распределительных складов, организация логистического сервиса и др.

Основным критерием эффективности логистической системы предприятия являются общие логистические издержки, то есть суммарные затраты на выполнение логистических операций во всех вышеназванных функциональных сферах.

Замечание 2

Оптимизация общих логистических издержек невозможна без слаженной и согласованной работы функциональных областей, то есть логистической интеграции.

Понятие и виды логистической интеграции

Определение 1

Логистическая интеграция − это согласование функций различных сфер логистики (снабжение, производство и сбыт) и/или объединение действий звеньев логистической цепи (поставщики, склады, оптовые, розничные, транспортные организации и др.) с целью координации движения материального и сопутствующих потоков и минимизации, общих логистических издержек в системе.

Логистическая интеграция может быть внешней и внутренней.

Внутренняя логистическая интеграция - интеграция функциональных областей логистики и потоков в рамках отдельного предприятия. Она предусматривает организацию взаимодействия между подразделениями компании и предполагает межфункциональную координацию снабжения, производства и сбыта на предприятии, их общий контроль и анализ.

Внешняя логистическая интеграция - интеграция логистических функций и потоков различных звеньев цепи поставок (поставщиков, потребителей, производителей, складов, оптовых и розничных торговцев, перевозчиков и др.). Это требует организации тесного взаимодействия между юридически обособленными и самостоятельными предприятиями, что достигается благодаря развитию долгосрочных партнерских отношений, выработке совместных планов, стратегий, стандартов.

Для осуществления внешней логистической интеграции требуется выделение некого интегратора цепи поставок, который будет осуществлять общее управление и координацию потоков и звеньев цепи.

Можно выделить три уровня логистической интеграции:

  1. согласованное выполнение отдельных логистических функций на предприятии (например, интеграции транснпортно-складской системы, интеграция производства и сбыта);
  2. внутренняя интеграция функциональных сфер, когда все логистические функции предприятия объединяются под единым управлением;
  3. внешняя интеграция, когда различные предприятия интегрируют свою логистическую деятельность в общей цепи поставок, при этом конкурируют уже предприятия, а цепи поставок в целом.

Концептуально можно выделить два основных подхода к управлению цепями поставок: вертикальная и горизонтальная интеграция. Интеграция позволяет конфигурировать цепь поставок и координировать её функционирование. При вертикальной интеграции одна организация контролирует напрямую звенья цепи поставок, то есть в этом случае решения по конфигурированию цепи поставок и координации её работы принимаются из единого управляющего центра. При горизонтальной интеграции разные звенья цепи поставок принадлежат разным владельцам, и для координации работы цепи поставок организациям необходимо договариваться о том, как цепь поставок будет функционировать. Иногда при горизонтальной интеграции между предприятиями формируются партнёрские отношения, перерастающие порой в стратегические альянсы. При конфигурировании цепи поставок есть два ключевых вопроса, решение которых имеет стратегическое значение для организации. Прежде всего, это решение о том, какой диапазон звеньев цепи поставок организация контролирует – от контроля одного звена до контроля всей цепи поставок, и насколько важны контролируемые организацией звенья цепи поставок. При контроле всей цепи поставок предприятие полностью вертикально интегрировано. Контроль ключевого звена цепи поставок, в котором создаётся основная ценность продукции для конечного потребителя, позволяет организации иметь сильную позицию с точки зрения определения конфигурации и стиля работы цепи поставок. Контроль ключевого звена цепи поставок обеспечивает организации устойчивую конкурентоспособность. Второй важный для решения вопрос – какое количество связей с другими организациями целесообразно поддерживать, и какова должна быть теснота этих связей – от разовых, транзакционных, до партнёрских. Рассмотрим основные свойства, преимущества и недостатки вертикальной и горизонтальной интеграции. Вертикальная интеграция определяется 3 основными свойствами:

  • направлением;
  • степенью (размахом);
  • балансом между вертикально интегрированными звеньями.

Различают 2 направления вертикальной интеграции – вперёд по цепи поставок и назад по цепи поставок.

Вертикальная интеграция вперёд по цепи поставок означает, что организация охватывает своим контролем (через приобретение существующих предприятий или создание новых предприятий) звенья цепи поставок по направлению к конечному потребителю. Такая форма вертикальной интеграции носит наступательный характер. Основных причин для вертикальной интеграции такого рода может быть несколько:

  • получение той маржинальной прибыли от работы последующих по цепи звеньев, которая ранее доставалась другому собственнику;
  • получение доступа (при покупке следующего по цепи предприятия) к производственной и/или управленческой технологии, которая используется на приобретаемом предприятии;
  • получение более близкого контакта с конечными потребителями.

Вертикальная интеграция назад по цепи поставок означает, что организация охватывает своим контролем (через приобретение существующих предприятий или создание новых предприятий) звенья цепи поставок по направлению к источникам поставки ресурсов. Такая форма вертикальной интеграции носит защитный характер. Основных причин для вертикальной интеграции такого рода может быть несколько:

  • получение той маржинальной прибыли от работы предшествующих по цепи звеньев, которая ранее доставалась другому собственнику;
  • получение преимущества перед конкурентами по издержкам, поскольку для подконтрольных поставщиков можно установить более скромную норму прибыли, чем если бы они были независимы;
  • защита источников поставок ключевых ресурсов от доступа к ним конкурентов;
  • получение доступа (при покупке предшествующего по цепи предприятия) к производственной и/или управленческой технологии, которая используется на приобретаемом предприятии.

Степень (размах) вертикальной интеграции показывает, какую долю всей цепи поставок контролирует организация. Решение здесь может варьироваться от полной вертикальной интеграции до фокусировки только на одном звене цепи поставок. Сейчас непросто найти полностью вертикально интегрированные организации. Скорее, вертикальная интеграция носит частичный характер. Как правило, вертикальная интеграция наименее вероятна в высокотехнологичных отраслях, и более вероятна в отраслях, производящих базовые продукты с долгим жизненным циклом. Можно сказать, что вертикальная интеграция скорее подходит для экономичных цепей поставок, чем для манёвренных.

Баланс между вертикально интегрированными звеньями показывает, в какой мере самодостаточна вертикально интегрированная организация. Он определяется двумя параметрами:

  • доля производственной мощности «внутреннего» поставщика, предназначенная для обслуживания следующих звеньев во «внутренней» цепи поставок;
  • доля потребности «внутреннего» покупателя, покрываемая производственной мощностью предыдущего «внутреннего» звена цепи поставок.

Вертикальная интеграция сопряжена как с позитивными, так и с негативными эффектами.

Позитивные свойства вертикальной интеграции:

  • обеспечение надёжного источника поставок, ведь организация полностью контролирует поставляющее звено;
  • помогает снижать транзакционные издержки, поскольку в вертикально интегрированной организации есть возможность более эффективно «сопрячь» соседние звенья цепи поставок с технологической и с управленческой точки зрения;
  • даёт возможность накопить и повсеместно использовать лучший опыт в управлении цепями поставок;
  • может помочь в совершенствовании качества продукции в силу более тесной координации звеньев цепи поставок между собой;
  • защита от попадания ключевых знаний об операционных процессах в руки имеющихся или потенциальных конкурентов;
  • помогает лучше понимать другие звенья в цепи поставок и использовать это понимание во благо организации.

Негативные свойства вертикальной интеграции:

  • создание внутренней монополии и потеря стимула к совершенствованию и выживанию на рынке;
  • трудно конкурировать по издержкам со специализированными предприятиями, обслуживающими другие цепи поставок, поскольку объёмы производства «внутреннего» поставщика уступают объёмам производства специализированного предприятия (слабый эффект от «экономии на масштабе»);
  • потеря гибкости при конфигурировании цепи поставок в силу трудности переключения на других контрагентов, кроме того, имеет место значительная доля постоянных расходов в себестоимости, вызванная немобильными ресурсами, и больший риск при падении спроса на продукцию;
  • затруднительно использовать инновации, если они созданы за пределами внутренней цепи поставок; при попытке приобретать инновационные компоненты организация оставляет без работы «внутренних» поставщиков – при отказе от инноваций в пользу поставок от «внутренних» поставщиков организация отстаёт в технологическом и управленческом развитии; кроме того, имеет место инерция вследствие крупных инвестиций в технологии производства и управления;
  • потеря фокуса на ключевой деятельности организации, то есть на том звене цепи поставок, где организация обладает наибольшей конкурентоспособностью.

Позитивные свойства горизонтальной интеграции:

  • конкуренция между поставщиками позволяет выбрать каждый раз лучший вариант;
  • поставщики могут использовать эффект «экономии на масштабе», предоставляя организации более привлекательные по цене ресурсы;
  • есть гибкость в использовании различных источников поставки, можно как использовать несколько источников поставки одновременно, так и переключаться между ними;
  • возможность использовать инновационные продукты и услуги, откуда бы они ни исходили;
  • концентрация организации на своих ключевых возможностях.

Негативные свойства горизонтальной интеграции:

  • необходимость работы с неопределённостью во взаимоотношениях «поставщик – клиент», то есть необходимость оценки всех условий поставки и всех связанных с этим рисков (качества, дисциплины поставок, финансовых рисков), особенно для ключевых потребляемых организацией ресурсов. Причём неопределённость может быть как относительно поставщиков и их продукции, так и относительно качества описания потребностей самой организации;
  • высокие издержки организации снабжения, поскольку процесс закупки каждый раз проходит полный жизненный цикл, начиная с описания потребности и поиска поставщиков;
  • стратегический риск усиления сильного поставщика и потери собственного влияния в цепи поставок – если в результате конкурсного отбора один из поставщиков каждый раз выигрывает, и организация начинает от него сильно зависеть, это может привести к перераспределению власти в цепи поставок. Выбор вида интеграции в цепи поставок зависит от ряда факторов.

Рассмотрим 4 ситуации, для каждой из которых есть свои особенности при выборе вида взаимоотношений с контрагентом – вертикальная интеграция или же горизонтальная интеграция (в форме партнёрства или же с использованием чисто рыночных механизмов выбора контрагента).

  1. Множество альтернативных поставщиков и низкие издержки смены поставщика. Как правило, эта ситуация характерна для «стандартных» продуктов и услуг, не требующих специальных компетенций и ноу-хау. В этом случае нет причин ни для вертикальной интеграции, ни для построения долгосрочных партнёрских отношений с контрагентами.
  2. Малое количество альтернативных поставщиков и высокие издержки смены поставщика. Как правило, эта ситуация встречается, когда поставщик располагает специальной компетенцией, причем специфические свойства его продукции или услуг критически важны для конкурентоспособности продукции предприятия. Переход на поставки от другого поставщика сопряжён с серьёзными затратами на изменение конструктива или технологии производства продукции. В этом случае логично обратить внимание на формирование долгосрочных отношений с поставщиком – либо в форме партнёрства, либо в форме вертикальной интеграции.
  3. Множество альтернативных поставщиков и высокие издержки смены поставщика. Здесь предприятие имеет дело с внешней неопределённостью, то есть неопределённостью относительно поставщиков. По причине высоких издержек смены поставщика предприятию важно первый раз сделать правильный выбор, тщательно изучив возможные альтернативы. Возможны как развитие партнёрских отношений, так и вертикальная интеграция.
  4. Малое количество альтернативных поставщиков и низкие издержки смены поставщика. Смена поставщика с технической и экономической точки зрения вроде бы несложна. Однако выбор нового поставщика взамен старого можно выполнить весьма ограниченное количество раз. После того, как предприятие «перебрало» всех возможных поставщиков и пошло на второй круг, ему становится трудно получить от поставщиков хорошие условия поставки – репутация не позволяет. Как правило, на рынках с ограниченным кругом поставщиков они друг друга хорошо знают и общаются друг с другом, несмотря на конкуренцию между собой. Так что есть внутренняя неопределённость на предприятии, связанная с первым выбором поставщика. Возможны как развитие партнёрских отношений, так и вертикальная интеграция.

Горизонтальная интеграция может иметь различные формы – от весьма ограниченной до весьма развитой.

Если предприятие практикует чисто рыночный подход к выбору поставщика и ориентируется только на текущие показатели потенциальных поставщиков при их выборе, не собираясь выстраивать сколько-нибудь продолжительные взаимоотношения с поставщиками, горизонтальная интеграция осуществляется только на оперативной и частично среднесрочной перспективе. То есть поставщикам не даётся никаких гарантий продолжения сотрудничества в будущем.

Если предприятие принимает решение о развитии партнёрских отношений с тем или иным контрагентом, горизонтальная интеграция приобретает стратегический характер. В этом случае стороны договариваются рассматривать сотрудничество в долгосрочной перспективе и воздерживаться от смены контрагента. При партнёрских отношениях встречается развитие поставщиков, когда одно предприятие в цепи поставок помогает в совершенствовании другому предприятию, поскольку улучшение работы поставщика прямо ведёт к улучшению работы его клиента.

Партнёрские отношения означают:

  • доверие к контрагенту – это едва ли не главное условие;
  • долговременные ожидания от сотрудничества, планирование взаимодействия на долгосрочную перспективу; совместные успехи и неудачи;
  • совместное совершенствование работы, обмен информацией о возможностях улучшений;
  • множественные точки контакта между сотрудниками организаций (инженеры с инженерами, логисты с логистами, руководство с руководством, и т.д.).

Партнёрские отношения подразумевают:

  • отказ от альтернативных контрагентов в пользу совершенствования взаимодействия с партнёром;
  • информационная прозрачность – обмен важной информацией различного характера для снабжения ею бизнес-процессов обеих организаций;
  • скоординированные технологии и поддерживающие их основные фонды; совместная координация действий, в том числе совместное планирование на различных уровнях – от скоординированных стратегических планов до координации на уровне оперативного планирования;
  • совместное решение проблем различного вида, в том числе пори помощи формирования совместных рабочих групп по их решению.

При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.

Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.

Перечислим основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия:
1) конфликт целей различных подразделений одного предприятия;
2) затрудняется и замедляется обмен информацией между подразделениями;
3) плохая координация деятельности различных подразделений;
4) излишние запасы всех видов;
5) отсутствие информации по общим логистическим издержкам и как следствие отсутствие возможности управления ими;
6) снижение эффективности деятельности предприятия.

На практике интегрировать всю логистику в рамках предприятия довольно трудно по нескольким причинам:
1) большое разнообразие различных видов логистической деятельности, логистических операций;
2) географический разброс различных подразделений предприятия;
3) отсутствие специалиста, имеющего нужные знания, энтузиазм, способности и авторитет;
4) отсутствие общих систем контроля и недоступность интегрированной информации.

Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.

Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.

При наличии общих систем контроля за логистическими процессами необходимо проводить анализ взаимозависимости между отдельными видами деятельности. Существуют ситуации, когда сокращение затрат на один вид деятельности влечет увеличение затрат на другой, но при этом общие логистические издержки сокращаются. Целенаправленное использование эффекта снижения общих логистических издержек возможно только в интегрированной логистике.


1. Что понимается под фрагментированностью логистического управления?
2. Приведите примеры конфликта целей различных подразделений в рамках предприятия.
3. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри предприятия.
4. Причины трудностей интеграции логистики в рамках предприятия.
5. Понятие внутренней и внешней интеграции.
6. В чем заключается общий подход к объединению логистики в рамках предприятия?
7. В чем суть традиционного подхода к партнерам по ЛЦ как к конкурентам?
8. Основные недостатки фрагментированной логистики внутри ЛЦ.
9. Трудности практической реализации внешней интеграции.
10. Способы организации сотрудничества в ЛЦ, их плюсы и минусы.

Тема 7. Стратегия и планирование в логистике

1. Планирование логистической деятельности.
2. Перечислите требования к системам планирования, поясните их.
3. Перечислите наиболее общие методы разработки планов.
4. Классификация видов планирования в логистике по степени детализации принимаемых решений, охарактеризуйте каждый вид, приведите примеры.
5. Логистическая стратегия.
6. Логистический контроль.
7. Логистический аудит.
8. Охарактеризуйте взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий.
9. На чем сфокусированы организации, использующие динамичную стратегию?
10. Что является ограничением для динамичной и «тощей» логистических стратегий, почему?
11. Виды основных логистических стратегий, их суть, цели, способы реализации, плюсы и минусы.
12. Перечислите и охарактеризуйте участки в ЛЦ, где могут неэффективно тратиться ресурсы.
13. Два аспекта динамичности логистических стратегий.
14. Опишите наиболее часто встречающиеся виды стратегий.
15. Что является ключевым решением, которое необходимо принять в начале разработки логистической стратегии?
16. В чем заключается системность подготовки стратегических решений?
17. Какие факторы следует учитывать при разработке логистической стратегии, почему?
18. Каковы общие рекомендации по разработке логистической стратегии?
19. Какие разделы должен содержать стратегический логистический плана?
20. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные области, в которых, в первую очередь, надо принимать решения при реализации логистической стратегии.
21. Мощность операции, мощность цепи поставок.
22. Цель планирования использования мощностей.
23. Охарактеризуйте проектную, эффективную и фактическую мощность.
24. Узкое место цепи поставок.
25. Приведите примеры бесполезных решений по увеличению мощности, принятые без учета узких мест.
26. Решения какого уровня связаны с планированием использования мощности.
27. Суть двух способов краткосрочной корректировки мощности, их цели и инструменты.
28. Важность решений по выбору места размещения элементов ЛЦ.
29. Какова иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения?
30. Охарактеризуйте факторы, которые следует учитывать при выборе мест размещения.
31. Суть двух подходов к выбору мест размещения. Исключают ли эти подходы друг друга, почему?
32. Методы выбора мест размещения.
33. Чем отличается задача единого среднего от задачи охвата?
34. Обобщенное планирование и соответствующие виды планов.
35. Краткосрочное планирование.
36. Краткосрочные графики и два способа их составления.
37. Понятия толкающей и тянущей систем.
38. Зависимый и независимый спрос.
39. При каком типе спроса становится возможным планирование потребности в материалах?
40. Суть концепций MRP, MRP II, ERP, их преимущества и проблемы.
41. Суть обобщенной концепции "планирования потребностей/ресурсов": идея, цель, необходимые условия.
42. Суть концепций JIT, в чем специфика подхода JIT к работе предприятия, преимущества и проблемы JIT.
43. Охарактеризуйте принципы концепции JIT по основным параметрам деятельности предприятия.
44. Суть концепции ECR, проблемы ее внедрения.
45. Суть обобщенной концепции "точно в срок": идея, цель, необходимые условия.