Презентация по мхк на тему готический стиль. Средневековье романский и готический

1 из 17

Презентация - Готическая архитектура

2,342
просмотра

Текст этой презентации

Готическая архитектура

Готическая архитектура - период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью (с конца XII по начало XVI века). Готическая архитектура сменила архитектуруроманской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистикиДревнего Рима.

Появление во Франции
Готика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIII в. Центром религиозных реформ в средневековой Франции было аббатство Клюни, что в Бургундии, - старейший из монастырей ордена бенедиктинцев. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Именно здесь уделяли большое значение укреплению церкви как духовного учреждения и разработали свой тип базилики, которая наилучшим образом соответствовала условиям реформированной католической мессы.

План аббатства в Клюни

Так возникла в 1088 году пятинефная базилика Клюни с двумя трансептами, алтарная часть которой была расширенавенком часовен. После достройки в 1220 г. трёхнефного помещения с запада базилика в Клюни сравнялась в размерах с главным храмом католичества - базиликой Св. Петра в тогдашнем Риме. Длина базилики Клюни достигла 187 метров.

Во Франции зрелую готику с середины XIII по середину XIV века называют «лучистой». Помимо Амьенского собора, наиболее чистый образец этого стиля - Святая капелла Людовика IX в Париже. В XV веке на смену лучистой приходит «пламенеющая готика»
Тульский сабор
Собор Парижской Богоматери

Ланский собор

Готика Англии
Готика Англии возникла очень рано (в конце XII в.) и существовала до XVI в. Вялое развитие городов привело к тому, что готический собор здесь стал не городским, а монастырским, окруженным полями и лугами. Отсюда, очевидно, его «распластанность» по горизонтали, растянутость в ширину, наличие множества пристроек. Доминанта собора - огромная башня. Чистейший образец ранней английской готики - собор в Солсбери. Он станет темой полотна Джона Констебла - хранится в музее искусства Метрополитен, Нью-Йорк.

Главный готический собор Англии - Кентерберийский, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне - место коронации и погребения английских королей со временВильгельма Завоевателя, впоследствии усыпальница великих людей Англии - близок к французской готике.
Собор в Уэллсе

Готика Германии
Немецкая готика складывалась под влиянием готики Франции, но имела региональные особенности. Недостроенные романские постройки достраивают в новом стиле или добавляют к ним лишь готические детали и элементы, не изменяя конструктивную базу сооружений. Возникает целый ряд сооружений романско-готического, переходного стиля, не лишённых выразительности, монументальности и достаточно отличных от готических сооружений Франции, Испании, Британии. Среди значимых сооружений этого периода: Церковь св. Михаила, 11 ст., Хильдесхайм, Нижняя Саксония Часовня св. Варфоломея, 1017 г., Падерборн, Северный Рейн-Вестфалия Собор св. Килиана, 1042-1188 гг, Вюрцбург, Бавария Собор свв. Петра и Георгия, 1186-1237 гг, Бамберг, Бавария

Ульмский собор

Готика в Чехии
В эпоху готики (13-14 - частично 15 вв.) Чехия вошла в круг развитых и культурных стран Европы, что имела значительную самостоятельность несмотря на формальное подчинение Священной Римской империи германской нации. Здесь активно развивались торговля, ремесла, городская жизнь, архитектура.

Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя, Кутна-Гора.
Собор святого Вита, Прага.

Испанская готика
Арабы привнесли в искусство Испании развитую культуру орнамента и оставили ряд прекрасных памятников архитектуры, среди которых мечеть в Кордове (XVIII ст.) и дворец Альгамбра в Гранаде (XIII-XV ст.) - мавританский стиль. В XI-XII вв. на территории Испании развивается романский стиль в архитектуре, лучшая достопримечательность стиля - собор в городе Сантьяго-де-Компостела. В XIII - первой половине XV в. в Испании, как и во всей Западной Европе, формируется готический стиль.

Башня кафедрального собора
Кафедральный собор в Толедо - среди крупнейших в Европе. Его заложили около 1227 года. Имеет пять нефов и напоминает французские модели. Толедо был центром католицизма в Испании, поэтому собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал). Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора). По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Но построили только одну, и такую высокую, что она стала доминантой исторического центраТоледо.

Готика в Италии
Искусство заняло особое место в сознании и деятельности небольших княжеств Италии. Не только сакральная архитектура, но и создание бронзовых монументов, общественно значимых светских сооружений, фресок, икон - стало предметами внимания как простого люда или купцов, так и правительственных чиновников или аристократии, что искала политической поддержки и популярности. Уже в 12-13 вв. Византийская империя и арабские страны были значительно ограничены в использовании торговых путей Средиземноморья, которые взяли на себя города Италии. Итальянские города-государства Пиза, Генуя, Венеция чрезвычайно обогатились в посреднической торговле между странами Востока и слабой Византией и странами Европы. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. Черты своеобразия имела уже архитектура романской эпохи Италии и так называемый инкрустационный стиль. Последний возник в Италии благодаря наличию разноцветных залежей камня и мрамора и любви итальянцев к орнаменту.

Готика - художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Устремление собора ввысь выражено ажурными гигантскими башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом.

Трудно найти подходящие слова, чтобы описать впечатления от готического собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов, заостренных арок. Но больше поражает не столько высота, сколько богатство аспектов, открывающиеся, когда обходишь кругом собора.

Готические соборы не только высоки, но и также очень протяженны: например Шартрский имеет в длину 130 метров, а длина трансепта - 64 метра, и чтобы обойти вокруг него требуется пройти по меньшей мере полкилометра. И с каждой точки собор смотрится по-новому. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно сложная, ажурная игра ажурных форм. И все это пространство обитаемо - собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Они занимают не только порталы и галереи, но их можно найти также и на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают на водосточных трубах, на консолях.

Словом, готический собор - это целый мир.

Он и действительно вобрал в себя мир средневекового города.

Если даже сейчас, в современном Париже, собор Парижской Богоматери царит над городом, и перед ним меркнет архитектура барокко, ампира, классицизма, то можно представить, как еще более внушительно он выглядел тогда, в том Париже, среди кривых улочек и маленьких двориков по берегам Сены.

Тогда собор был чем-то большим, чем просто местом церковной службы. Вместе с ратушей, это был центр всей общественной жизни города. Если ратуша являлась центром деловой деятельности, то в соборе, кроме богослужения происходили театральные представления, читались университетские лекции, иногда заседал парламент и даже заключались мелкие торговые договоры. Многие городские соборы были так велики, что все население города не могло его заполнить. Возле собора, как правило, располагались торговые ряды.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстостенный, крепостного типа романский собор вот в такой пространственный, открытый вовне. Но для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией произошло и изменение архитектурного стиля.

Поворот к готике начался с архитектуры, и лишь потом стал распространяться на скульптуру и живопись. Архитектура неизменно оставалась основой средневекового синтеза искусств. Если сравнивать типичные сооружения романского стиля и готики, то кажется, что они противоположны. Одни - представители массивности, другие - легкости. Но если взять сооружения переходного периода, то видно, что готика берет свое начало из романских корней.

Началось все это с простейшей клетки, с ячейки, покрытой сводом, травеи. Они были квадратными, и это ставило определенный предел по расширению главного нефа. Храм при такой системе перекрытий не мог быть достаточно просторным внутри - он оставался узким и темным.

Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок. Вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Исходя из этого, стена в соборе ничего не несет, и, следовательно, ее незачем делать сплошной и глухой. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна. Галереи используются для установки статуй, а окна - для монументальной живописи из цветных стекол. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Это сказалось и в витражах, и в миниатюрах, и в раскраске скульптур. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. "Святилище" перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл.

Что же представляли собой средневековые города? Основная масса городского населения представляла собой самые мятежные, самые свободные слои общества. Ремесленники уже не были чьими-то слугами, они объединялись в самостоятельные союзы, цеха.

Во многих городах возникли университеты.

Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Строились и достраивались они долго - десятилетиями, а то и веками. Все изобразительное убранство готических соборов, включая статуи, рельефы, витражи и алтарную живопись, все это мыслилось как своеобразная энциклопедия средневековых знаний - конечно подчиненных богословию. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. К примеру, Парижский - посвящался богоматери, и всему, что с ним связано; Амьенский - выражал идею мессианизма: на его фасаде фигуры пророков.

Но замыслы этих изобразительных богословских энциклопедий были, в общем, столь расплывчаты и аллегории настолько условны, что под их сенью находили себе место самые разнообразные сюжеты и мотивы, в том числе и очень далекие от церковной концепции мироздания.

Под руками средневековых камнетесов мертвый камень оживает и расцветает тысячами соцветий. Трудно найти в истории более органические формы синтеза искусства, возникающие на этой основе.

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи: это опять-таки определялось характером архитектуры, сделав стены ажурными и потому - неподходящими для фресок.

Готическая живопись развивалась не в форме стенной росписи, а главным образом в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей. Живопись алтарей больше развивалась в тех странах, где готическая архитектура, по тем или иным причинам сохраняла относительную массивность и гладь стен. Замечательной алтарной живописью обладала, к примеру, средневековая Чехия.

В большинстве европейских стран, лежащих к северу от Италии, готический стиль господствовал долго. XV век в северных странах можно считать или позднеготическим или проторенессансным. Большой разницы нет, т.к. Возрождение, при всем своем безусловном новаторстве, было закономерной стадией средневековой культуры, в которую та перерастала органически.


ГОТИКА Готика период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.


Архитектура готического стиля Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.


Скульптура готического стиля Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Примерно в 1400 г. Клаус Слютер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа и фигуры Колодца Пророков () в Шаммоле около Дижона. В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера, Вита Ствоша и Адама Крафта.


Живопись готического стиля Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре. В Англии и Франции переход от романского стиля к готическому произошел около 1200 г., в Германии в 1220-х гг., а в Италии позднее всего около 1300 г. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около). С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.


Готика в Италии В Италию готика пришла намного позже, только к XV в. и не получила такого же сильного развития как во Франции и Германии. Палаццо Дожей, (Palazzo Ducale). Венеция. Был заложен ещё в IX в. как оборонительное сооружение, но несколько раз подвергался пожарам, вследствие чего, много раз перестраивался. Первоначальный квадратный план здания с большим внутренним двором остался почти без изменений, а нынешние фасады приобрели свой декор, напоминающий орнаменты мусульманских сооружений, к началу XV в. Первый сквозной этаж образуется лёгкой аркадой, на втором этаже подхватываемой ажурными колоннами с удвоенным шагом, на которых покоится огромный блок третьего этажа. На протяжении веков только это здание Венеции именовалось палаццо, все остальные дворцы, носили скромное название Ca (сокращенный вариант от Casa, то есть просто дом). Здесь размещалась не только резиденция дожа, но также совет Республики, суд и даже тюрьма. Ка д Оро (итал. Ca" dOro Золотой дом) в Венеции. Расположенный на Большом Канале этот дворец претерпел множество изменений, а в интерьере осталось очень мало от готического дворца XV века.


Готика в России Уникальный пример готических построек на территории Руси - Грановитая палата 1433 года[источник не указан 172 дня] и, вероятно, звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI-XX вв. В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна. Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля. Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них в разрушенном состоянии. В самом Калининграде сохранился средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).


Готика в Польше Готический стиль распространился в Польше на протяжении XIVXV веков. На юге, в районе Кракова, доминировала готика французского типа. Немецкая готика распространилась на Западе и Севере Польши. Значительное распространение готического искусства имело в городах немецких колонистов. Тевтонские рыцари, большие магистры которых часто были профессиональными строителями, переняли тот специфический стиль готической архитектуры зажиточных городов Ганзы. Некоторые из этих сооружений, церковь Матери Божьей в Данциге () и самое значительное кирпичное сооружение дворец больших магистров в Мариенбурге (), оказали большое влияние на строительство в Северо-восточной Польше. Свое влияние оказало и чешское готическое искусство, представленное учениками Петра Парлержа. Поздний готический стиль расцветет в Польше лишь в XV веке. К лучшим образцам живописи принадлежат миниатюры и орнаменты в манускрипте, который содержит житие св. Ядвиги, созданные Николаем Пруссом (в 1353 г.). Богемское искусство миниатюры, которое было сочетанием французской и итальянской традиций с оригинальными чешскими элементами, достигло Польши лишь в XV ст.


Готика на Украине Один из наиболее интересных периодов истории архитектуры Украины конец XIV первая половина XV века. На западных землях, которые меньше других потерпели от монголо-татарского нашествия, тогда растут города, развиваются ремесла и торговля. В украинские города прибывают многие поселенцы, преимущественно немцы, которые принесли в искусство, а в частности в архитектуру, новые стилевые формы. Среди культовых сооружений преобладали католические костелы. Решающую роль в формировании нового стиля сыграл Львовский кафедральный костел. Строительство Латинского костёла начал львовский архитектор П.Штехер в 1360 году, продолжали работы И.Гром и А.Рабиш, закончил строительство в 1479 году Г. Штехер. Готическую вертикальность здания усиливает высокий щипец крыши. Башня на главном фасаде имеет барочное завершение и расположена асимметрично, так как вторая колокольня осталась недостроенной. В интерьере высокие пучковые колонны поддерживают стрельчатые арки и свод с готическими нервюрами; стены и свод покрыты фресками. В интерьере и внешнем декоре здания сохранилось множество произведений мемориальной скульптуры.


Испанская готика Обстановка, в которой развивалось искусство Испании в Средние века, была сложной. Первоначально на Пиренейском полуострове правили вестготы, ветвь более крупного народа готов. По их имени и назван этот архитектурный стиль во всей Европе. Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для нее характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (про то романский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии в вв., а в Андалузию она проникла только во 2-й половине 15 в. В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не торчат наружу, а часто спрятаны внутрь.


Португальская готика Португальская готика стиль и период в развитии готической архитектуры в Португалии. В политическом отношении это был период освобождения от владычества мавров на Пиренейском полуострове. В Португалии Реконкиста прошла и закончилась раньше, чем в Испании. В вв. на освобожденных землях развернулось интенсивное церковное строительство. Романский стиль, предшествовавший готике, развивался главным образом под влиянием французских монашеских орденов, особенно цистерцианского. Но вот он постепенно сменяется готическим стилем. В отличие от произведений испанской готики в португальских соборах заметен больший пространственный размах в интерьерах. Но в то же время, во внешних фасадах соборы не отличаются подчеркнутым вертикализмом, а остаются приземистыми, как и испанские. В культуре этих соседних стран много общего.


Вывод Готика – первый общеевропейский стиль. По яркости, экспрессивности и парадоксальности ее можно сопоставить разве что с барокко. В ХХ веке готика становится интернациональным эпитетом. Все удлиненное, заостренное, тянущееся вверх изо всех сил воспринимается нами как готическое: древнерусские шатровые храмы, экспрессионизм новгородских икон и, даже, американские небоскребы.


Источники

Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия.

Проектно-исследовательская работа по теме "Готика". В презентации расскрыты основные особенности готического искусства, на примере нескольких архитектурных сооружений-готических храмов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект на тему: «Готический храм – образ мира»

Значимость данной темы в искусстве Тема готический архитектуры актуальна в наши дни. Прекрасные готические соборы, построенные во Ф ранции, Германии и Италии, и по сей день привлекают множество туристов. Возникнув в середине 12 века, этот стиль архитектуры и сейчас представляет интерес как для архитекторов,так и для простых любителей искусства. Сущность христианской церкви выражается в ее внутреннем убранстве. Готический стиль возвел создание христианских храмов на наивысшую ступень его развития,т.к. ни в каком другом архитектурном стиле интерьер церкви не получил такого преимущественного значения перед экстерьером, как в готическом. Именно поэтому мы выбрали эту тему для нашего проекта.

Возникновение готики. Своим названием готический стиль обязан Вазари, итальянскому историку искусств 16 столетия. Для этого писателя прилагательное «готический» или «готский» было равносильно эпитету «северно-варварский». Готика заимствована из Византии. Позднейшие попытки дать стилю более правильное название, руководствуясь его происхождением, как германский или французский,или же на основании одной из его особенностей, как стрельчатый стиль, не имели успеха. Благодаря своей нейтральности название «готический» сделалось общеупотребительным. Самая первая церковь,построенная в готическом стиле - церковь аббатства Сен-Дени в Париже. Церковь построена в 1144-1173 годах.

Церковь аббатства Сен-Дени Эта церковь несет в себе множество элементов готической архитектуры, еще не дошедшей здесь до своего полного развития. Древнее аббатство Сен-Дени посвящено святому Дионисию (Сен-Дени - святой Денис, Дионисий) - «святому патрону и апостолу Франции». Подобно многим храмам раннего Средневековья, здание церкви, как и все аббатство, напоминало небольшую крепость: зодчие предусмотрительно постарались совместить в прочной каменной постройке функции храма и оборонительного замка. Кровли церкви венчали крепостные зубцы, а перед порталом на расстоянии двенадцати метров шел ров, наполненный водой. Подъемный мост, переброшенный через ров, вел к воротам аббатства, защищенным двумя башнями. Официальной датой завершения строительства церкви Сен-Дени считается 1281 год. Но на протяжении многих столетий вокруг главного здания храма строились часовни-капеллы, производились многочисленные «поправки» и достройки, в результате чего церковь Сен-Дени сохранила лишь часть своего первоначального облика. Реставрация церкви Сен-Дени проводилась в 1846-1870-м годах и с конца 1930-х по 1960-е годы.

Развитие готики Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая «Высокая классика», приходится на годы правления Людовика IX Святого (1226-1270), поздняя – Карла V и Карла VII Валуа. В 14 – 15 вв. Готический стиль проник в Северную Италию. Готика явилась результатом длительной, многовековой эволюции Средневекового искусства, его высшей стадией и одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным художественным стилем. Ее позднейшая разновидность так и называется стилем интернациональной готики. Основой готического стиля была архитектура, церковное строительство, связанное с возвышенными идеями христианства. В Византии строились крестово-купольные храмы, на Западе – базилики в форме латинского креста. В связи с усложнением требований, предъявляемых к архитектуре церквей – увеличению внутреннего объема и его выразительности, строители пытались ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так называемыми крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух полуцилиндров под прямым углом. В поисках путей облегчения свода строители укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Постепенное облегчение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к появлению так называемого «переходного стиля», предшественника готики.

Характерные черты готики Главная черта готического стиля – переход от выражения конструкции к ее изображению. Высокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволяли перекрывать гигантские пространства, увеличивать высоту здания и освобождать стены от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены прорезывались огромными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым. Так технологическая необходимость породила новую конструкцию, а та, в свою очередь, оригинальный художественный образ. Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремление ввысь, к небу. Входя в готический собор, человек видит ряд тонких колонн, а над ними – ребра сводов, которые как будто парят в небе. Зрительная конструкция здания здания не совпадает с реальной. Зрительный образ выражает идею Вознесения, устремления души к небу, к слиянию с Богом. В искусстве Готики предмет, форма, объем – символ идеи бесконечности. Собор наполнен скульптурой и снаружи, и внутри. В одном соборе могло быть около двух тысяч различных скульптур.

Оформление соборов В отличие от романского стиля, в готических соборах вертикаль становится окончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги – шпили над порталами и окнами, маскирующие горизонтальные разделения фасадов. Витраж заменяет традиционную роспись и мозаику, вся стена превращается в огромное окно. В готических витражах преобладают красные, синие и фиолетовые краски, а также черный, оранжевый, белый цвета. Переплеты витража имели принципиальное значение – своими узорами они снимали ощущение плоской стены. Готические художники умело уничтожали конструктивность, ощущения целостности и замкнутости.

Скульптура и орнамент отрываются от плоскости стены и становятся все более натуралистичными. В большинстве статуй появляется особенный изгиб, очень мягкая, пластичная линия, получившая название «Готической кривой». К раскрашенным статуям относились, как к живым: фигурам святых поклонялись, а изображения адских сил и фантастических чудовищ наводили ужас. С готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они открывались, состояли из нескольких створок, украшенных скульптурой, ярко расписывались и золотились. Интерьеры дополнялись резной деревянной мебелью. В основе готического орнамента лежали простые фигуры – круг, треугольник, вычерчиваемые с помощью линейки и циркуля. Орнамент, построенный на сочетании этих фигур, называется масверк (от нем. работа по нанесенным размерам).

Собор Святого Вита в Праге Собор Святого Вита (полное название: кафедральный собор св. Вита, Вацлава и Войтех а) - готический католический собор в Пражском Граде, место пребывани я архиепископа Пражского. Собор причисляется к жемчужинам европейской готики, является художественной и национально-исторической святыней Чехии. В приделах собора погребены чешские короли и архиепископы Праги, там же хранятся коронационные регалии средневековой Чехии. Первый храм, как считается, был заложен еще святым Вацлавом в 925 году. В XI веке на этом месте была заложена трехнефная базилика. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года. Покровителями собора были архиепископ Эрнест и Карл IV, король Чехии. Собор должен был стать местом для коронации, фамильным склепом, сокровищницей. Закончено строительство храма в 1929 году.

Оформление собора Уже больше 600 лет крыши Пражского Града приобретают особое очарование благодаря чудесным, старинным шпилям собора святого Вита. Внутри открывается впечатляющая панорама готического кафедрального собора: неоготический архитектурный стиль в области центрального нефа с ребристыми сетчатыми сводами почти незаметно переходит в области хора в средневековую часть, пронизанную светом витражных стрельчатых окон. Вокруг хора и за алтарем имеется овальный проход с венцом капелл. Трехнефное пространство храма с величественными колоннами условно разделяет по вертикали на две сферы, земную и небесную, трифориум (галерея-балкон), проходящий по всему периметру. На нем размещены бюсты основателей и первых строителей собора: чешских королей и королев, пражских архиепископов и архитекторов. Стены капеллы украшены росписями и мозаикой из полудрагоценных камней - агата, сердолика, аметиста, яшмы.

Черты готики в соборе На западной стороне возвышаются две неоготические каменные башни с 10-метровым круглым окном в виде розетты между ними. Три портала кафедрального собора богато украшены скульптурами, каменными и бронзовыми рельефами. В интерьере собора Святого Вита все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами витражей, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня. Часть витражей выполнена по эскизам известного чешского художника рубежа XIX-XX веков Альфонса Мухи.

Миланский собор Миланский собор (итал. Duomo di Milano) - кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали доделывались и позже: вплоть до 1965 года. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. Всемирно известная пятая по величине церковь в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье) расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный …

Миланский собор Он четвёртый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов - только собору Святого Петра в Риме. Одних только статуй в соборе насчитывается 3400. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 году Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году. Общая длина храма составляет 158 метров, ширина поперечного нефа - 92 м, высота шпиля - 106,5 м. Собор может вместить до 40 000 человек.

Интерьер собора Внутри собор огромен и торжественен. Величественные своды опираются на могучие колонны, теряющиеся в таинственном полумраке, создаваемом многочисленными цветными витражами. В праздничные дни собор, заполненный народом, не выглядит тесным - кажется, что он огромен. К Миланскому собору более всего подходит определение «великий». Впрочем, он велик не только размерами и обликом, но и всей своей многовековой историей, и своей ролью в жизни Милана в разные эпохи, и своим неслыханным по щедрости убранством, напоминающим музей мраморной скульптуры. Не зря же даже в Италии, чрезвычайно богатой памятниками культуры и искусства мирового значения, Миланский собор называют «восьмым чудом света».

Оформление собора Над алтарём собора находится гвоздь, который, как говорят, был привезён с распятья Христа. Главная достопримечательность внутри собора - золотая статуя покровительницы Милана (« La Madonnina »). К достопримечательностям интерьера надо отнести мавзолей Джан Джакомо Медичи (1563 год), деревянные хоры, порфировую египетскую ванну IV века, которую используют как крестильную купель. Ошеломляет статуя христианского мученика Святого Варфоломея, с которого живьём содрали кожу. Первые шесть окон стены правого нефа забраны витражами XV века - самыми древними в этой базилике. Снаружи и внутри собор украшают более чем три с половиной тысячи мраморных скульптур, среди которых наиболее известна «Золотая Мадонна», увенчивающая центральный портал собора на высоте 108,5 м.

Черты готики в соборе Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал все же итальянец - Симоне де’Орсениго. Строительство началось в 1386 году. Пламенеющая готика – это поздний вид архитектурного готического искусства, популярный в Европе в XV веке. Произошел от т.н. лучистой готики, основным его отличием является особый интерес и внимание к изысканным и мелким украшениям фасада здания. Все они похожи на языки пламени, фронтоны удлинены, шпили заострены и направлены вверх. Глядя на здание, создается впечатление, что все оно словно «тянется» в небо. Лепнина на фасаде очень изысканная, похожая на кружево, с множеством завитков и колечек. Белый мрамор еще более добавляет зданию невесомости и легкости.

Заключение Готический храм действительно является прообразом мироздания. Соборы как бы стремятся вверх, этот эффект достигается за счет огромных окон, витражей, тянущихся в высоту башенок, шпилей и арок. Такое оформление заставляет человека почувствовать себя ближе к Богу, его мысли устремляются к куполу гигантского собора. В таких местах всегда проще сконцентрироваться на молитве. Готические соборы достигают огромных размеров. Они строились такими для того, чтобы вмещать большее количество народа во время служб и праздничных церемоний. Поэтому готический храм можно по праву назвать образом мира.

Использованная литература Стили в искусстве / В.Г.Власов. - М.: АОЗТ « Кольна », 1995г. История искусства / К.Верман http:// www.tourblogger.ru http:// milanru.blogspot.ru http:// ru.wikipedia.org http:// www.countries.ru

Работу выполнили: Гордеева Елизавета и Рулёва Анастасия. Ученицы ГБОУ СОШ №750 г.Москвы