Как узнать участников до начала электронных торгов. Госзаказ потерял анонимность. Как действуют участники, незаконно получившие информацию о своих потенциальных конкурентах

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Признаки сговора участников торгов:

    отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя - это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными. Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается. В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

    отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

    причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

    завышенные требования к поставщикам. Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме. Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

    слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

    одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик. Победителями данные исполнители становятся поочерёдно. Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

  • если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Можно спорить на что угодно, но вопросом, кто составляет конкуренцию, задавался любой участник электронного аукциона. Подобная информация может сыграть решающую роль: конкуренты часто хорошо знают друг друга, могут догадаться, что именно включил в заявку другой участник, и попытаться предложить заказчику лучшие условия. Или вовсе, как говорят юристы, вступить в преступный сговор и договориться о «молчании» во время процедуры взамен на вознаграждение, что является нарушением законодательства о защите конкуренции .

Что касается заказчика, то в начале процедуры он в принципе не знает, кому принадлежит то или иное предложение. По требованиям ч. 2 ст. 66 44-ФЗ, первая часть заявки не должна содержать информацию об участнике. Госзаказчик получает предложения под номерами, которые присвоил оператор ЭТП (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ). Кто скрывается под конкретной цифрой, станет известно только из второй части заявки. Об ответственности за разглашение этой информации мы сказали выше.

Способ 1. Смотрим, сколько участников

Способ 2. Изучаем предыдущие закупки заказчика

Как правило, у каждого госзаказчика есть более-менее постоянный набор поставщиков. Изучив его, можно с высокой долей вероятности предположить, кто примет участие на этот раз. Для этого воспользуемся инструментами Единой информационной системы .

Шаг 1. Перейдите в Расширенный поиск ЕИС. Для этого на главной странице нажмите на значок лупы, а затем — на ссылку «Расширенный поиск».

Шаг 2. Укажите такие ключевые параметры:

Дополнительно можно уточнить:

Этот способ занимает меньше времени и не дает информации обо всех потенциальных участниках. Но позволяет понять, кто чаще всего становился победителем, все ли контракты заключались по итогам аукциона, а также получить контактные данные конкурента.

Упростить такую работу можно с помощью платных сервисов для поисков тендеров. Многие из них предлагают инструменты аналитики, которые соберут нужную информацию и выдадут уже готовый результат.

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Сроки проведения аукциона по 44 фз в таблице

Если НМЦК менее и равна 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства менее или равна 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 19 дней.

Если НМЦК более 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства более 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 26 дней.

Сроки подачи заявок на электронный аукцион по 44-ФЗ

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки проведения: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок - 3 рабочих дня . В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день - понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней , с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. В течение 5 календарных дней , с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

Сроки подписания контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе "Госзаказ ". Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Это основные этапы и сроки электронного аукциона по 44-ФЗ, отраженные в табличном схематичном виде. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за статьями на нашем сайте и подписывайтесь на наши новости!

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Здравствуйте, глубокоуважаемый(ая) сотрудник! Меня довольно часто задают вопросы о том, возможно ли определить данные об участниках электронного аукциона до проведения торгов. Этими же вопросами пестрят и “ветки” большинства форумов по госзакупкам.

Вопрос вправду занимательный и актуальный. Но могу сразу же вас огорчить. Определить “в лоб” такую данные законным методом запрещено. Но все же имеется пара способов, благодаря которым возможно в полной мере законно выяснить потенциальных участников аукциона, но об этом мы поболтаем мало позднее.

Сама мысль проведения электронных аукционов именно и пребывает в том, дабы сделать эту процедуру максимально прозрачной и не коррумпированной. Но это лишь в теории, на практике же обстановка обстоит в противном случае. Предлагаю вам выделить пара мин. свободного времени и детально во всем разобраться…

В соответствии с ч. 2 ст. 66 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе складывается из 2-х частей. Первая часть заявки не должна содержать полностью никакой информации об участнике, т.е. клиент не должен знать от кого поступила та либо другая заявка. У каждой заявки имеется только порядковый номер, присвоенный оператором электронной площадки.

Клиент приобретает сведения об участниках аукциона, лишь только в момент получения вторых частей заявок от оператора.

В соответствии с требованиям ч. 15 ст. 66 44-ФЗ оператор электронной площадки ОБЯЗАН обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки до размещения на электронной площадке протокола проведения для того чтобы аукциона. За нарушение указанного требования оператор электронной площадки несет ответственность в правовом поле РФ.

Но, как говорится, спрос рождает предложение. Антропогенный фактор ещё никто не отменял, исходя из этого не редки случаи, в то время, когда операторы электронных площадок попросту “сливают” за вознаграждение данные об участниках, подавших заявки на аукцион. Эта информация может сообщаться как клиенту, так и конкретно одному либо нескольким участникам.

2. Как действуют участники, незаконно взявшие данные о собственных потенциальных соперниках?

Схема действий таких участников достаточно несложна. Имея на руках перечень всех участников аукциона, отечественный участник, обладающий информацией, назовем его Господин “Х” начинает попеременно обзванивать всех участников. В беседе Господин “Х” предлагает каждому участнику “помолчать” на аукционе, т.е. не подавать ценовых предложений в обмен за вознаграждение. Размер для того чтобы вознаграждения, в большинстве случаев, колеблется в пределах от 0,5% до 1% начальной (большой) цены договора (НМЦК).

При маленьком количестве участников такая схема в праве на судьбу, но ожидать 100% гарантии от неё не следует. Кто-то из участников может отказаться от данного незаконного предложения, а кто-то, взяв вознаграждение, все равно будет учавствовать в аукционе.

В моей практике было пара аналогичных случаев. Практически в течение 30-60 мин. по окончании подачи заявки на электронный аукцион, мне звонил человек, что информировал о том, что мы с ним участвуем в одном аукционе и предлагал вознаграждение за то, дабы я не подавал ценовых предложений. За мое “молчание” он предлагал перевести на указанный мной счет 1% от НМЦК.

Я в таких случаях постоянно отвечал окончательным отказом, что и вам советую делать, т.к. участие в таких действиях есть правонарушением.

3. Какие конкретно законные методы определения потенциальных участников аукциона существуют?

С незаконным методом получения информации об участниках аукциона (подкупом оператора электронной площадки) мы разобрались. Сейчас давайте поболтаем о дешёвых законных методах, каковые разрешат вам спрогнозировать

потенциальных участников того либо иного аукциона.

Первый метод. Определить количество потенциальных участников аукциона

При подаче заявки на аукцион, участнику присваивается порядковый номер (ч. 9 ст. 66 44-ФЗ).

В случае если вам присвоен, к примеру, 4 номер, то вы уже осознаёте, что кроме вас имеется еще 3-и потенциальных участника. Многие участники стараются подать собственную заявку за пара часов до окончания срока подачи заявок, дабы примерно выяснить количество потенциальных участников.

Что может дать участнику такая информация? По сути только одно, в случае если участников большое количество, то точно на самих торгах будет идти ожесточенная борьба за договор и, в большинстве случаев, НМЦК будет очень сильно снижена. Исходя из этого как правило участие в таком аукционе не целесообразно. Но имеется одно НО, которое неизменно необходимо учитывать - в любом правиле имеется исключения.

Не факт, что все участники, подавшие заявки, будут допущены до самой процедуры участия в аукционе. Не факт, что все участники будут демпинговать. И, наконец, неизменно имеется возможность, что кое-какие участники смогут быть отклонены клиентом по окончании рассмотрения вторых частей заявок. Исходя из этого целиком и полностью надеяться на данный метод я вам не советую.

Имеется методы значительно действеннее, и о них мы поболтаем ниже.

Второй метод. Ручной анализ подобных закупок клиента за определенный период

Данный метод разрешает с определенной долей возможности спрогнозировать, какие конкретно поставщики будут учавствовать в том либо другом аукционе. Для этого вам нужно зайти на сайт - www.zakupki.gov.ru. И выполнить анализ завершенных аукционов, воспользовавшись инструментом расширенного поиска.

В открывшейся форме нужно заполнить поля в соответствии с параметрами поиска. В большинстве случаев, это:

  • номер ФЗ - 44-ФЗ;
  • метод размещения закупки - электронный аукцион;
  • Дата публикации заказа - указывается необходимый временной промежуток;
  • Федеральный округ Клиента - указывается необходимый;
  • Субъект РФ Клиента - указывается необходимый;
  • Этап закупки - закупка закончена;
  • Район/город - указывается при необходимости;
  • Адрес электронной площадки - указывается при необходимости;
  • Коды ОКПД - указываются необходимые.

Затем производится анализ завершенных электронных аукционов, в частности протоколов подведения итогов.

Кроме этого кроме этого нужно выполнить анализ арестантов контрактов по раздельно забранному клиенту. Зная наименование его ИНН и заказчика возможно отыскать данные о осуждённых им договорах с победителями прошлых закупок, подобных той, в которой вы планируете учавствовать. Эта информация находится на сайте www.zakupki.gov.ru в “Едином реестре национальных и муниципальных контрактов”.

Данный метод достаточно продолжительный и трудоемкий, но при отсутствии в арсенале участника платных аналитических инструментов он есть единственно вероятным.

Третий метод. Программный анализ подобных закупок клиента за определенный период

Обрисованный выше метод обнаружения потенциальных участников аукциона возможно существенно ускорить и упростить, в случае если применять в работе аналитические инструменты, каковые на данный момент имеются в большинстве платных программ по поиску тендеров. К примеру, таких как ist-budget, bicotender, seldon. Неоспоримым фаворитом среди таких программ есть Селдон.

На мой взор, это самая замечательная программа, как по поиску тендеров, так и по их аналитике, которая разрешает делать все нужные аналитические отчеты в считанные секунды. Вы и сами сможете в этом убедиться, испытав эту программу в тестовом доступе. Записаться на “тест-драйв” программы Seldon возможно тут.

Ниже я приложил коротенькое видео о том, как формируются аналитические отчеты в данной совокупности.