Как создавать атмосферные портретные фотографии. Атмосферные фото Атмосферные фотографии

Стоки постепенно уходят от слишком открыточного вида. Премиум стоки, вроде Stocksy, Offset , изобилуют изображениями, про которые мы говорим “атмосферные ”. Более того, одним из трендов 2016 года шаттерсток называет именно атмосферные фото.


В атмосферных сценах свет тусклый, туманный, драматичный и даже мрачный. Там “туча мглою небо кроет” - и это очень нравится премиум покупателям, которые готовы выложить за такие сцены приличные суммы (от 200 долларов и выше).


В этой статье вам предлагается 10 советов по созданию атмосферных снимков (а также снимки, которые хочется рассматривать из-за их атмосферности).

1. Снимайте при недостаточном освещении днём

Свет - это всегда ключевой параметр хорошей фотографии. И сейчас в дорогой стоковой фотографии свет можно описать фразой: “Чем меньше - тем лучше”.

Пусть не печалит вас отсутствие солнышка за окном. Выходите и снимайте - у вас всё равно получится зрелищное фото, которое будет иметь высокий коммерческий потенциал. Причем не факт, что с солнышком потенциал будет выше. В общем, питерцам и бритишам несказанно повезло: с их туманной погодой - им и все карты в руки.

Если вы привержены солнечным открыточкам, и для вас переход к туманам - это сильный выход из зоны комфорта, то первым шагом к новым фотографиям в вашем портфолио может быть вот что: съёмка ранним утром, когда уже светло, но солнце ещё за горизонтом. Тогда вы можете перехватить первые лучики солнца. которые деликатно и выборочно подсвечивают сцену. И таким образом одним щелчком затвора прихлопнете двух зайцев: у вас и солнце будет в кадре, и атмосферность.

Таким же образом можно поснимать поздним вечером, когда солнце почти зашло. Только помните, что вечером вы догоняете солнце, а не оно вас - можно быстро упустить красивый момент.

2. Туман

Для атмосфернейших из атмосферных снимков лучше всего подходит туман. Ещё пару лет назад нельзя было и помыслить, что туманные фотографии будут пользоваться спросом. Но времена меняются, туман становится трендом и писком моды. Поэтому важно воспользоваться моментом. И радостно бежать на улицу с фотиком, когда туманно и сыро - это с недавних пор самые благоприятные условия для стокового фотографа!

Но вместо того, чтобы полагаться на волю случая, ваши шансы заснять атмосферные фото увеличатся, если вы проведете дополнительную работу. Как это банально ни звучит, но выбрать правильное время для съёмки помогает просмотр метеосводок и простое наблюдение за погодой в той местности, где вы живёте. Туманности часто скапливаются в одних и тех же местах, в одно и то же время - шаблоны такого погодного поведения достаточно легко отследить.

Расследуйте места “обитания” тумана, посвятите этому время. Потому что туман обычно долго не держится - и очень важно не теряя времени застать его “с поличным” в самом лучшем виде. Излюбленными местами тумана являются: долины среди гор и холмов, лес, у водоёмов, луга.

3. Тучи, кудрявые насупленные тучи

Тяжёлые тучи добавляют атмосферу снимкам, да ещё как! Они как бы подчёркивают мощь стихии и беспомощность окружающей среды - эта драма заставит дрогнуть даже самое бесстрашное сердце.

Темное небо создаёт потрясающий задний план для объектов в пейзажном снимке. Оно делает кадр более “мясистым” и наполненным. Да даже в классических стоковых фото "одинокое дерефо в поле на фоне неба" выигрывают те изображения, где на небе облака.

Попробуйте снять на фоне тёмного неба одинокое дерево, путника или какое-либо архитектурное сооружение. А можно запечатлеть красоту туч, сняв их без каких-либо объектов на переднем плане - тоже получится интересный кадр.

4. Заблудитесь в лесу

Глухой лес великолепно подходит для атмосферных фото. Деревья можно использовать для создания объёма и глубины в кадре. Можно найти необычные обьекты: кривые деревья на фоне прямых, рвы, поваленные деревья и т.д.

Лес (как и любой другой объект съёмки) принимает совсем иной вид, если менять угол съёмки. Например, можно снимать близко к деревьям снизу вверх - и это даст ощущение высоты.

Не забывайте об экспозиции, когда в кадр попадает небо. Небо, даже за тучами, является гораздо более контрастным объектом, чем деревья. Из-за чего деревья могут быть недоэкспонированными. Если вам нужны силуэты деревьев, то экспонируйте по небу, если же нужны детали в деревьях - то придётся пожертвовать деталями на небе.

5. Одинокие деревья - кошмар стокового инспектора

Когда-то одинокие деревья настолько набили оскомину, что их даже упомянул стоковый инспектор в своём жизнеописании . Но ведь красиво же! И одинокие деревья с триумфом возвращаются в атмосферные снимки!

Снимайте с низкой точки, чтобы на горизонте маячило только одинокое дерево и ничего больше. А если в сцене присутствует туман, то он ещё больше поспособствует сокрытию раздражающих объектов из поля зрения. Бонус: низкая точка съёмки поможет также добавить больше деталей на передний план.

Выработайте в себе привычку делать несколько кадров по мере приближения к одинокому дереву. И вы можете получить совершенно разные кадры (ещё бы!) Следующие две картинки были сделаны как раз-таки по мере приближения к дереву. Первое фото включает дорогу, ведущую к дереву:

Во втором кадре дерево является доминирующим объектом:

6. Добавьте людей в кадр

Когда вы включаете людей в пейзажный кадр, то вы лучше подчёркиваете и масштаб сцены, и… атмосферу.

Можно использовать язык тела модели, чтобы подчеркнуть настроение кадра. Люди с опущенной головой, люди задумчиво глядящие вдаль, люди опирающиеся об одинокое дерево, - это всё разные настроения и разные истории. Силуэты тоже хорошо работают в атмосферных снимках, поскольку придают сцене эффект мистики.

Для того, чтобы снять силуэт при атмосферной погоде, нужно снимать против того слабого источника света, что всё равно присутствует в кадре (хотя его частенько и не хватает, чтобы получить силуэт). Поскольку естественность в моде, то люди в кадре не должны позировать (по крайней мере, не слишком явно). Если они бегают, прыгают, то можно использовать серийную съёмку, чтобы выбрать наиболее удачный кадр. Если уж надо попросить кого-то попозировать в кадре, то добейтесь, чтобы поза выражала некую историю, несла некий посыл зрителю.

7. Добавьте точку входа на передний план

Точки входа на переднем плане большой сцены тоже создают атмосферу и настроение. Точкой входа могут быть сухие растения, паучья сеть, пёрышки и т.д.

Если сфокусироваться на близком предмете, то будет создана небольшая ГРИП, то есть фоновые объекты будут красиво размываться, добавляя дополнительный эффект мистичности в ваши снимки.

8. Ищите интересные структуры

Сделать хороший кадр требует работы. Как минимум нужно уметь остановиться в привычном месте и хорошенько осмотреться вокруг себя. Очень много люди упускают из виду, если речь идёт о привычных локациях (скажем, недалеко от дома). Например: электрические столбы красиво выстроились в линию вдоль поля, заброшенные здания, остатки старых ограждений.

Все эти объекты добавляют сильную точку интереса в вашем снимке. Они также помогают рассказать более интересную историю о снимаемом пейзаже. Именно привычные объекты, грамотно включенные в кадр, дают настроенческий результат.

9. Тонируйте

В результате мы получаем картинку в монохромном стиле (см тренды 2015 года). напомним, что монохромность - это не ЧБ и его тонировки. В изображении могут быть разные цвета - важно, чтобы они гармонировали между собой.

При постобработке также убедитесь, что ключевые объекты композиции (например, на переднем плане) “подсвечены”, чтобы создать эффект глубины (чем дальше в лес, тем толще партизаны темнее)

Обращайте внимание на экспозицию и на те части кадра, которые вы хотите наполнить деталями - экспонируйте по ним. И не забывайте подчеркивать атмосферу при помощи пост-обработки: цветокоррекция, тоновая коррекция и текстурирование, - ваши основные инструменты.

Какую бы сцену вы ни фотографировали, если вы добавите туда атмосферный свет и настроение, она станет гораздо интереснее. Именно это и позволит вашим изображениям выделиться.

Мы покажем и расскажем, как, выйдя за «пределы» классического студийного портрета, вы можете создать «атмосферные» фотографии. Запечатлеть обстановку - дух - какого-либо места в её неразрывной связи с людьми, отношениями между ними и их занятием повседневным трудом.

Попробуйте создать «иные» , добавьте им свежести и новаторства. Взгляните на мир заново, покинув стены привычной студии и окунувшись в его широкие объятия. Атмосферная фотография - это стиль создания портретов. Его идея заключается в том, чтобы показать людей, находящихся в своём привычном окружении. Где они живут, трудятся и играют.

Обычно, атмосферная фотография пользуется спросом в журнальной и газетной прессе . Снимки, включающие детали чьей-либо «среды обитания», могут «рассказать» о ней больше, чем классические портреты.

Создание фотоистории в стиле атмосферной фотографии прекрасно подходит как для выполнения коммерческого заказа (съёмка бизнес-процесса в заведении, на предприятии), так и для творческих экспериментов, чтобы «открыть второе дыхание» в съёмке портретов.

Серьёзным преимуществом репортажа в таком стиле является расслабленное состояние героев. Ведь они находятся в своём повседневном окружении. Как следствие, их будет проще запечатлеть в естественных позах. Чтобы создать эффектные «атмосферные» снимки вам понадобится ваша цифровая зеркальная камера, укомплектованная стандартным объективом, и немного терпения. Мы покажем вам, как всем этим воспользоваться для съёмки репортажа в стиле атмосферной фотографии.

Мы направились в Общественное Кафе в Бате (Society Café in Bath), чтобы сфотографировать персонал за работой. Место идеально подходит для тренировки. В нём непрерывно «кипит» жизнь, а окружающая обстановка привлекательна деталями и создаёт контекст для фотоистории.

Секрет хорошей атмосферной фотографии кроется в поиске «золотой середины» между героем и окружающей его обстановкой. Помните, что смысловым центром вашего кадра является человек. Окружающая его обстановка намекает, «приоткрывая», на его индивидуальность и особенности жизни.

Ознакомьтесь с нашим руководством, посвящённым применению реквизита, различным съёмочным ситуациям, в которых вы можете заполучить отличные портреты. Узнайте, как разнообразить кадры с помощью съёмки с широкоугольным объективом (прим. переводчика - подробнее о видах и параметрах объективов Вы можете узнать во второй части серии ) и эффектов чёрно-белой фотографии. А также, какие настройки фотоаппарата выбрать для создания качественных снимков в каждой из съёмочных ситуаций.

  • Узнайте больше: «10 распространённых ошибок в портретной фотографии»

«Разогрейтесь», запечатлев несколько спонтанных сюжетов . Снимайте то, чем герои занимаются каждый день. Например, на фото выше бариста Эш (Ash) готовит кофе. Оставайтесь слегка «в стороне». Чем меньше вы навязываетесь своим героям, тем более они расслаблены. Людям требуется несколько минут, чтобы исчезло чувство неловкости, возникающее при осознании того, что их фотографируют.

Дополнительные принадлежности могут подчеркнуть индивидуальность героя и «занять руки», создать условия более комфортному позированию. Пример - фотография Кэти (Katie) с тортом. Реквизит помогает сделать фотографию осмысленной, когда фон скучный. Продаваемая продукция, инструменты, даже части униформы, такие как шефский колпак, мгновенно пробуждают интерес к происходящему на изображении, снабжая его деталью.

Чтобы усилить ощущение «документальности» фотографии, трансформируйте её в чёрно-белое изображение на этапе обработки. Чёрно-белая фотография всегда актуальна. К тому же обесцвечивание «разгружает», делает более лёгким для восприятия, снимок, изобилующий действующими лицами. Пример - фотография выше.

  • Узнайте больше: «10 типичных ошибок позирования»

Когда несколько спонтанных сюжетов «запечатлено» на карте памяти, попросите героев попозировать вам.

Расположите модель в смысловом центре кадра, в фокусе, на фоне происходящего вокруг. Поддерживайте беседу с героем, пока делаете снимки. Это позволит оставаться лицу портретируемого расслабленным, а эмоциям - живыми. Если задний план «загромождён» событиями, уменьшите значение диафрагмы, например, до 3,5, чтобы сильнее «размыть» фон.

  • Узнайте больше: «17 советов к съёмке моделей “в теле”»

Для взгляда на происходящее под «другим углом» позаботитесь о наличии в вашей сумке с фотооборудованием широкоугольного объектива, например, Sigma 10-20 мм. Включите в кадр больше деталей окружающей обстановки. Съёмка с широкоугольным объективом особенно удобна, когда требуется запечатлеть одним кадром нескольких человек, толпящихся рядом друг с другом.

Если вы фотографируете внутри помещения, как мы, попросите модель встать около источника естественного света. Мы попросили бариста Алистэйра (Alistair) стать рядом с окном, чтобы итоговая картинка получилась более светлой. При низком уровне освещённости может помочь отражатель, например, «золотой». Попросите друга подержать отражатель так, чтобы направить больше света на лицо портретируемого.

Настройки фотоаппарата

Переключитесь в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»)

Вам придётся фотографировать «с рук» в быстро меняющейся обстановке, поэтому съёмка в ручном режиме («M») может быть не лучшим выбором для создания качественных снимков. Переключившись в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»), вы будете управлять значением диафрагмы. Остальные настройки «возьмёт на себя» камера.

Повысьте чувствительность

Если вы снимаете внутри помещения, то вам придётся повысить чувствительность, например, до 1600 ISO, чтобы скомпенсировать недостаточную интенсивность освещения . На итоговых изображениях будет видны «зерна». Но «плата» оправдана свободой перемещения и возможностью в любой съёмочной ситуации получать резкие снимки.

Старайтесь фотографировать с большим значением диафрагмы

Вполне естественно в портретной фотографии, если вы будете стремиться к малой глубине резко изображаемого пространства (прим. переводчика - подробнее о глубине резко изображаемого пространства Вы можете узнать в третьей части серии ). Однако, когда вы снимаете «атмосферные» фотографии, старайтесь избегать сильного «размытия» заднего плана. Если вы снимаете с объективом, комплектующим вашу камеру, установите достаточно большое значение диафрагмы, например, равное 8. Тогда большая часть окружающей обстановки останется в «ясности» и насытит вашу фотоисторию деталями.

Мы покажем и расскажем, как, выйдя за «пределы» классического студийного портрета, вы можете создать «атмосферные» фотографии. Запечатлеть обстановку - дух - какого-либо места в её неразрывной связи с людьми, отношениями между ними и их занятием повседневным трудом.

Попробуйте создать «иные» , добавьте им свежести и новаторства. Взгляните на мир заново, покинув стены привычной студии и окунувшись в его широкие объятия. Атмосферная фотография - это стиль создания портретов. Его идея заключается в том, чтобы показать людей, находящихся в своём привычном окружении. Где они живут, трудятся и играют.

Обычно, атмосферная фотография пользуется спросом в журнальной и газетной прессе . Снимки, включающие детали чьей-либо «среды обитания», могут «рассказать» о ней больше, чем классические портреты.

Создание фотоистории в стиле атмосферной фотографии прекрасно подходит как для выполнения коммерческого заказа (съёмка бизнес-процесса в заведении, на предприятии), так и для творческих экспериментов, чтобы «открыть второе дыхание» в съёмке портретов.

Серьёзным преимуществом репортажа в таком стиле является расслабленное состояние героев. Ведь они находятся в своём повседневном окружении. Как следствие, их будет проще запечатлеть в естественных позах. Чтобы создать эффектные «атмосферные» снимки вам понадобится ваша цифровая зеркальная камера, укомплектованная стандартным объективом, и немного терпения. Мы покажем вам, как всем этим воспользоваться для съёмки репортажа в стиле атмосферной фотографии.

Мы направились в Общественное Кафе в Бате (Society Café in Bath), чтобы сфотографировать персонал за работой. Место идеально подходит для тренировки. В нём непрерывно «кипит» жизнь, а окружающая обстановка привлекательна деталями и создаёт контекст для фотоистории.

Секрет хорошей атмосферной фотографии кроется в поиске «золотой середины» между героем и окружающей его обстановкой. Помните, что смысловым центром вашего кадра является человек. Окружающая его обстановка намекает, «приоткрывая», на его индивидуальность и особенности жизни.

Ознакомьтесь с нашим руководством, посвящённым применению реквизита, различным съёмочным ситуациям, в которых вы можете заполучить отличные портреты. Узнайте, как разнообразить кадры с помощью съёмки с широкоугольным объективом (прим. переводчика - подробнее о видах и параметрах объективов Вы можете узнать во второй части серии ) и эффектов чёрно-белой фотографии. А также, какие настройки фотоаппарата выбрать для создания качественных снимков в каждой из съёмочных ситуаций.

  • Узнайте больше: «10 распространённых ошибок в портретной фотографии»

«Разогрейтесь», запечатлев несколько спонтанных сюжетов . Снимайте то, чем герои занимаются каждый день. Например, на фото выше бариста Эш (Ash) готовит кофе. Оставайтесь слегка «в стороне». Чем меньше вы навязываетесь своим героям, тем более они расслаблены. Людям требуется несколько минут, чтобы исчезло чувство неловкости, возникающее при осознании того, что их фотографируют.

Дополнительные принадлежности могут подчеркнуть индивидуальность героя и «занять руки», создать условия более комфортному позированию. Пример - фотография Кэти (Katie) с тортом. Реквизит помогает сделать фотографию осмысленной, когда фон скучный. Продаваемая продукция, инструменты, даже части униформы, такие как шефский колпак, мгновенно пробуждают интерес к происходящему на изображении, снабжая его деталью.

Чтобы усилить ощущение «документальности» фотографии, трансформируйте её в чёрно-белое изображение на этапе обработки. Чёрно-белая фотография всегда актуальна. К тому же обесцвечивание «разгружает», делает более лёгким для восприятия, снимок, изобилующий действующими лицами. Пример - фотография выше.

  • Узнайте больше: «10 типичных ошибок позирования»

Когда несколько спонтанных сюжетов «запечатлено» на карте памяти, попросите героев попозировать вам.

Расположите модель в смысловом центре кадра, в фокусе, на фоне происходящего вокруг. Поддерживайте беседу с героем, пока делаете снимки. Это позволит оставаться лицу портретируемого расслабленным, а эмоциям - живыми. Если задний план «загромождён» событиями, уменьшите значение диафрагмы, например, до 3,5, чтобы сильнее «размыть» фон.

  • Узнайте больше: «17 советов к съёмке моделей “в теле”»

Для взгляда на происходящее под «другим углом» позаботитесь о наличии в вашей сумке с фотооборудованием широкоугольного объектива, например, Sigma 10-20 мм. Включите в кадр больше деталей окружающей обстановки. Съёмка с широкоугольным объективом особенно удобна, когда требуется запечатлеть одним кадром нескольких человек, толпящихся рядом друг с другом.

Если вы фотографируете внутри помещения, как мы, попросите модель встать около источника естественного света. Мы попросили бариста Алистэйра (Alistair) стать рядом с окном, чтобы итоговая картинка получилась более светлой. При низком уровне освещённости может помочь отражатель, например, «золотой». Попросите друга подержать отражатель так, чтобы направить больше света на лицо портретируемого.

Настройки фотоаппарата

Переключитесь в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»)

Вам придётся фотографировать «с рук» в быстро меняющейся обстановке, поэтому съёмка в ручном режиме («M») может быть не лучшим выбором для создания качественных снимков. Переключившись в режим съёмки с приоритетом диафрагмы («A»), вы будете управлять значением диафрагмы. Остальные настройки «возьмёт на себя» камера.

Повысьте чувствительность

Если вы снимаете внутри помещения, то вам придётся повысить чувствительность, например, до 1600 ISO, чтобы скомпенсировать недостаточную интенсивность освещения . На итоговых изображениях будет видны «зерна». Но «плата» оправдана свободой перемещения и возможностью в любой съёмочной ситуации получать резкие снимки.

Старайтесь фотографировать с большим значением диафрагмы

Вполне естественно в портретной фотографии, если вы будете стремиться к малой глубине резко изображаемого пространства (прим. переводчика - подробнее о глубине резко изображаемого пространства Вы можете узнать в третьей части серии ). Однако, когда вы снимаете «атмосферные» фотографии, старайтесь избегать сильного «размытия» заднего плана. Если вы снимаете с объективом, комплектующим вашу камеру, установите достаточно большое значение диафрагмы, например, равное 8. Тогда большая часть окружающей обстановки останется в «ясности» и насытит вашу фотоисторию деталями.

Артем Кашканов, 2012

Наверно, не все знают, что такое "атмосферная фотография". Вообще, сложно дать четкое определение понятию "атмосферность". В общем случае - это набор изобразительных средств, погружающих зрителя в атмосферу картины, фотографии, фильма, компьютерной игры. Иногда изображения и фотографии, выполненные в подобном стиле имеют очень мало общего с реальностью, но при этом не теряют своей исключительной эмоциональности и притягательности.

Первое, что приходит в голову при просмотре этих фотографий - "ух ты!!!", или "ну, без фотошопа здесь явно не обошлось!". Насчет второго утверждения, готов спорить на что угодно, но для получения большинства подобных изображений Фотошоп не нужен. Максимум, что потребуется из программного обеспечения - это RAW-конвертор, в котором имеется базовый набор инструментов для коррекции изображения - регулировка баланса белого, уровней, насыщенности и прочих базовых настроек.

В получении "сюрреалистичных" фотографий есть два основных подхода:

1. Сфотографировать обычный пейзаж и в Фотошопе (или другом подобном ему редакторе) придать картинке сюрреалистичность при компьютерной обработке . Под эту же категорию попадает .

2. Заставить фотоаппарат увидеть картинку такой, какой мы хотим ее получить благодаря применениею некоторых вспомогательных устройств.

У обоих подходов есть свои достоинства и недостатки. В первом подходе самый большой минус - вы должны виртуозно владеть Фотошопом, уметь замечать недостатки, вылезающие при обработке и грамотно их исправлять. Дело усложняется тем, что приходится довольствоваться характеристиками фотоаппарата - фотоширотой (динамическим диапазоном), набором настроек чувствительности, выдержек, диафрагм. Какой бы совершенной техника ни была, все равно регулярно возникают такие кадры, которые невозможно запечатлеть за 1 срабатывание затвора - приходится включать брекетинг, и потом сводить полученные изображения в одно, используя специальный и не всегда бесплатный софт. Зачастую, это длительная и не всегда творческая работа. Что касается уровня владения Фотошопом, он должен быть исключительным. К сожалению, большинство фотолюбителей не обладают таким багажом знаний (я не исключение!), который позволил бы превращать обычные фотографии в шедевры сюрреализма, при этом сохраняя безупречное качество изображения.

Второй способ удобен тем, что вы сами при помощи управления глубиной резкости, светофильтров, отражателей и прочих "примочек" уже на входе в объектив формируете такую картинку, которая не будет нуждаться в дальнейшей обработке (или, достаточно будет ограничиться базовыми операциями - яркость, контраст, ББ). Недостаток - нужно иметь в арсенале целый набор дополнительных аксесуаров, иногда недешевых - во первых, и во-вторых - уметь этим пользоваться. В этой статье пойдет речь именно об этом подходе применительно к пейзажной съемке. За наглядный материал будут взяты фотографии, сделанные мной во время недавной утренней "экспедиции" с фотоаппаратом в пойму реки Оки (в районе города Павлово Нижегородской области).

Какую технику я брал с собой на съемки?

  • Фотоаппарат Canon EOS 5D . Пусть новичков не смущает класс техники, любительским зеркалкам такие вещи тоже вполне "по зубам".
  • Объектив Canon EF 24-105mm 1:4L IS USM . Для кропнутых аппаратов рекомендую эквивалентный широкоугольник, например Canon EFS 15-85mm.
  • Поляризационный фильтр HOYA HD CIR-PL (77 мм) - купил недавно в интернет-магазине Softmarket за 3790 рублей, сейчас он там подорожал, но все равно стоит намного дешевле, чем в магазинах.
  • Градиентный фильтр - иногда очень помогает, иногда портит - пока окончательно его не распробовал:)
  • Штатив - не пригодился, так и провалялся в багажнике.

Прежде чем ехать на съемки...

Нужно сделать две вещи - определиться с временем фотосессии и ее местом. Самое ценное время - с момента восхода солнца до тех пор, пока оно не поднялось высоко. Как правило, это около двух часов. Время восхода солнца в вашем регионе можно посмотреть в интернете - очень много сайтов содержит такую информацию, например этот - travel.org.ua/sunrise . Есть подобные программы для мобильных телефонов и планшетов, очень удобно!

Лучшая погода для съемок - это утром в ясную безветренную погоду. Предсказать утреннюю погоду можно по ряду простых примет - обильная роса на траве с вечера, чистый горизонт на закате. Если на закате поднимается ветер - это плохой знак, даже если он не надует туч, то разгонит туман - это может здорово подпортить результаты фотоэкспедиции. Контрольная проверка погоды - за час до рассвета. Если небо чистое, с легкими перистыми облаками, и ветра нет, то можнго смело ехать. Если небо затянуло пеленой облаков или поднялся ветер - можно смело спать дальше.

При выборе места съемки лучше отдать предпочтение тем местам, где по утрам стоит густой туман. В основном, это заливные луга с небольшими озерами и редко растущими деревьями. Такой ландшафт, часто встречаются в поймах рек. В лесу делать нечего (равно как и на лесных озерах) - все прелести утренней природы - туман, огромные капли росы на траве в лесу найти сложно. Максимум, что сможете увидеть - это легкий туман, стелящийся от берегов лесных озер.

Красиво, конечно, но ясным летним утром можно найти пейзажи поинтереснее!

Как ни странно, на рассвете красивые пейзажи можно встретить там, где днем мы привыкли видеть весьма унылый ландшафт. Как я уже говорил, едем на заливные луга. Естественно, воды на них уже нет - с момента окончания весны на них вымахала высокая трава. Итак, рассмотрим типичных сюжетов из категории "рассвет над лугом" и посмотрим, как их лучше фотографировать.

Солнце в кадре

Как бывает обычно? Вот типичный пример с Яндекс-фоток - правда не рассвет, а закат. Искал рассветы - сплошное "торжество Фотошопа", но меня интересовали "сырые кадры".


« » на Яндекс.Фотках

Знакомая ситуация, правда? Выбеленное небо, солнце размазалось в огромный блин, земля почти черная. Динамического диапазона катастрофически не хватает. Эту неприятность можно обойти двумя способами:

1. Штатив, брекетинг, HDR - долго, муторно и хороший результат не гарантирован. Вот неплохой пример, но, тем не менее картинка выглядит немного искусственной. Тем не менее, времени на обработку было потрачено, на мой взгляд немало.


Сергей Степаненко «Полевые лампочки»

2. Градиентный фильтр . Пример использования - ниже...

Почти то же самое, но безо всяких танцев с бубном. EXIF-данные: выдержка 1/80 сек, диафрагма 8, фокусное расстояние 28мм, ISO100 - как видите, ничего особенного, такие параметры можно установить на любом аппарате, даже мыльнице! Естественно, можно продолжить обрабатывать изображение в Фотошопе, но я решил, что на достигнутом при съемке вполне можно остановиться.

Утреннее небо

Ранним утром в солнечный день на небе часто бывают очень лекгие перистые облака, образующие интересные завихрения. К сожалению, невооруженным глазом они видны очень слабо, поскольку туман окружает нас и практически скрывает небо. Чтобы его увидеть нам поможет поляризационный фильтр . Напомню, что главное свойство поляризатора - "глушить" отраженный свет. Поляризатор делает туман прозрачным, но делает это очень интересно - туман, лежащий над землей остается плотным, но над нами как бы образуется "окно", через которое видны перистые облака.

Думаю, этого примера достаточно, чтобы понять, как использовать поляризатор при утренней съемке в тумане. Лучше всего поляризатор работает, когда солнце сбоку от нас.

«Другая планета»

Приведенные ниже фотографии являются результатом эксперимента - совместного использования поляризационного и градиентного фильтра.

Результаты действия фильтров наложились друг на друга - поляризатор "пробил" слой тумана и позволил увидеть голубое небо (правда облаков не было), градиентный фильтр сделал это небо более темным и помог чуть высветлить землю. На фотографии была создана мистическая и, я бы даже сказал, неземная атмосфера - другое небо, другая трава, другой воздух!

Как уже говорилось ранее, круговой градиентный фильтр - это вещь, которая может как помочь, так и навредить. Вот пример, когда градиентный фильтр работает "на грани фола" - верхушка дерева тоже "попала под раздачу" и оказалась затемненной.

Есть еще две особенности совместного использования двух светофильтров. Во-первых - виньетирование. При фокусном расстоянии 24 мм по краям кадра видны черные углы. Чтобы от них избавиться, нужно выдвигать зум как минимум до 35 мм.

Вторая особенность - не привинчивайте крепко фильтры друг к другу! Разъединить их потом будет сложнее, чем соединить:)

«Ежик в тумане»

Этот известный мультфильм получил несколько наград «Лучший анимационный фильм», в том числе зарубежных. И это не просто так...

На утренних съемках попадаешь примерно в такую же атмосферу! Я, например, когда лазил по берегу озерца, поскользнулся и чуть не бултыхнулся в воду вместе с фотоаппаратом:) Забавно, но в каждой шутке есть доля правды.

Находясь в густом тумане фотограф получает замечательную возможность построения очень гармоничных и сбалансированных композиций буквально "на ровном месте". Туман скрывает весь фотомусор, давая возможность сконцентрировать внимание зрителя на нужном объекте или их комбинации.

В тумане ломаются многие принципы классической фотокомпозиции и вступают в силу принципы совершенно иные - те, по которым строятся композиции в стиле минимализма . Главный объект не обязан быть на 100% видимым. Если в фотографии остается недосказанность, то она может быть скомпенсирована тем богатством ассоциаций, которые фоторабота может вызывать у зрителя.

Туманная радуга

В этот раз я первый раз в жизни наблюдал это интересное явление. Оно возникло через 1.5 часа после восхода солнца, когда я уже ехал домой. К сожалению, дорога пролегала по чистому полю, поэтому построить какую-то более-менее законченную композицию не удалось, тем не менее, фото прилагаю.

На этой оптимистичной ноте, я считаю, теорию можно закончить и приступить к практике. Желаю всем удачных экспериментов!