Виды образовательных продуктов. Образовательный продукт ученика на уроке. Программа научно-методического сопровождения Умения в сфере

ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ УЧЕНИКА НА УРОКЕ"

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКИМКУМА

  • Каковы типы и виды образовательных продуктов учеников?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был именно по изучаемой теме, а не стал «довеском» к ней? Как изучать тему, раздел, учебный предмет, чтобы через создание образовательных продуктов ученик осваивал тему, выполнял требования стандарта и реализовывал свой потенциал?
  • Как работать с материалом учебников, электронными ресурсами, чтобы они помогали создавать ученикам свой образовательный результат?
  • Как сделать, чтобы образовательный продукт ученика был уникальным? И одновременно относился к общему для всех предмету изучению?
  • Как работать с разными продуктами разных учеников? Чтобы не приводить их к одному единому результату, а сохранять многообразие индивидуальных траекторий учеников?
  • Как диагностировать и оценивать разные образовательные продукты учеников? Какой должна быть структура ученического портфолио, чтобы в нём отражались как формальные, так и содержательные результаты?

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

УЧАСТНИКИ

1. Физлица - учителя начальной школы общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений.

2. Юрлица, при оплате учреждениями в Программе участвует группа педагогов количеством от 3 человек .

ОБЪЕМ (для получения официального Свидетельства) - 72 ч (24 часа в месяц).

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКУМА

Дистанционное научно-методическое сопровождение очной деятельности участников программы. Участники ведут очный образовательный процесс с включением в него предлагаемых методик, сообщают результаты, получают экспертные комментарии, корректируют учебный процесс.

А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, руководитель Научной школы человекосообразного образования.

ЧТО ПОЛУЧАЮТ УЧАСТНИКИ:

  • Структурную основу плана своей практической работы по теме Практикума.
  • Организационно-методические рекомендации по освоению базовых инноваций программы.
  • Комментарии и консультации персонального куратора и привлекаемых специалистов.
  • Экспертизу текущих и итоговых результатов освоения программы.

А также, по отдельному заказу:

  • Удостоверение об освоении программы Практикума.
  • Сертификат учителя-экспериментатора.
  • Сертификат участника инновационной деятельности Научной школы.
  • Свидетельство автора педагогических разработок.
  • Методическую литературу.

ПРОГРАММА ПРАКТКУМА

В программу Практикума входят следующие темы и вопросы:

Тема 1. Регистрация. Предварительное целеполагание участников Практикума

1.1. Краткая характеристика проблем и ожиданий участников по отношению к теме Практикума.
1.2. Диагностика происходящей практики с позиций продуктивного обучения.
1.3. Предварительные цели в форме ожидаемых результатов учеников и педагога.

Тема 2. Виды и типы образовательных результатов учащихся. Диагностика практики.

2.1. Виды образовательных результатов ученика: внешние (созданные учеником образовательные продукты); внутренние (личностные качества ученика).
2.2. Типы комплексных образовательных продуктов ученика: предметный; метапредметный; методологический.
2.3. Диагностика образовательной практики: первичный срез. Пробные задания ученикам на создание продуктов. Выявление уровня владения учениками универсальными действиями (УУД) по созданию образовательных продуктов. Анализ результатов первичного среза (в конце практикума срез повторите, чтобы определить приращения).

Тема 3. Учебные задания по созданию учениками предметных образовательных продуктов

3.1. Типы учебных заданий на создание учениками предметных продуктов.
3.2. Формы предметного продукта ученика (идея, образ, рисунок, поделка, вопрос, текст, условие задачи и т.п.);
3.3. Подбор и разработка учебных заданий по созданию учениками предметных образовательных продуктов на уроках.
3.4. Применение предметных продуктивных заданий на уроках. Анализ результатов.

Тема 4. Проблемы реализации принципа продуктивности при разработке и проведении урока.

4.1. Продолжение разработки и применения учебных заданий разных типов на создание учениками предметных образовательных продуктов.
4.2. Рефлексия происходящей практики. Фиксация основных успехов и затруднений учеников и учителя. Поиск путей их решения.

Тема 5. Отражение принципа продуктивности в учебной программе по предмету.

5.1. Анализ предметного содержания образовательных продуктов учеников. Соответствие организуемой практики учебной программе по предмету.
5.2. Креативные УУД как условие создания образовательного продукта.
5.3. Модернизация учебной программы по предмету: фиксация в учебной программе вопросов и тем, которые будут изучены через продуктивную деятельность учеников. Планирование перечня типов и форм продуктов, которые будут созданы учениками в данный период.

Тема 6. Формы образовательных продуктов: элементарные и комплексные.

6.1. Составление оптимального списка элементарных образовательных продуктов учеников для создания на уроках по предмету. Реализация списка на уроках. Учёт ученических результатов.
6.2. Формы комплексных образовательных продуктов: Исследование (эксперимент, анализ, решение проблемы, доказательство теоремы); Проект (модель, макет, сайт, книга, мероприятие, акция); Произведение (литературное, художественное, техническое, педагогическое, методологическое).
6.3. Участие учеников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, предметных неделях ЦДО «Эйдос» с целью освоения форм образовательных продуктов (отдельная регистрация). Анализ образовательных результатов учеников. Корректировка программы занятий.

Тема 7. Типы уроков по созданию учениками предметных продуктов. Диагностика и оценка образовательных результатов ученика.

7.1. Виды учебной деятельности, приводящие к созданию учениками предметных продуктов.
7.2. Универсальные учебные действия, обеспечивающие создание учеником предметного продукта.
7.3. Разработка и проведение типов уроков, обеспечивающих наиболее продуктивные результаты учащихся.
7.4. Диагностика и оценка внешних образовательных продуктов. Диагностика и оценка действий, умений, компетентностей учащихся по созданию образовательных продуктов.

Тема 8. Рефлексивный анализ. Оформление и представление результатов.

8.1. Рефлексия учащихся и учителя по итогам экспериментальной работы. Оформление выполненных разработок (учебных заданий, уроков, их результатов) для представления на Педсовет ЦДО «Эйдос» (отдельная регистрация).
8.2. Обсуждение полученных результатов на дистанционном заседании Педсовета ЦДО «Эйдос». Получение рекомендаций Педсовета для последующей деятельности.
8.3. Подготовка индивидуальных педагогических разработок к публикации в журнале «Эйдос». Заказ и получение Удостоверений, Свидетельств, Сертификатов.

«Проектирование образовательной деятельности» - Задачи Григория Остера. Задания на метапредметные умения. Результат. Математика. Площадь и периметр квадрата. Проверочные работы. Мартовский предметный мониторинг. Профиль учащегося. Математика и информатика. Особенности предметных проверочных работ. Выбор задний учащимися. Задания. Проектирование деятельности.

«Проектная деятельность учеников» - Способы и критерии оценки проекта. Один из важных вопросов - оценка проекта. Критерии оценки проекта. Проектная деятельность с учащимися. Метод проектов. Актуальность. Основные требования к использованию метода проектов по Е.С. Полат. Задачи. Проблемы. Дидактическая типология проектов. Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта.

«Проектная деятельность в образовании» - Формулировка гипотезы. Современная система образования. Паспорт проектной работы. Персональный проект. Историческая справка. Экологический проект. Прикладной проект. Алгоритм проектной деятельности. Идеи проектного обучения. Прикладные проекты. Ролевые, игровые проекты. Проекты. Исследовательские проекты.

«Проектная деятельность ФГОС» - Возрастные психолого-физиологические особенности. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Занятия до ФГОС НОО второго поколения. Основные требования к использованию метода проектов. Суть метода. Проектная деятельность является основной.

«Значение проектной деятельности» - Подготовка презентаций по отчёту о проделанной работе. Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся. Формирование групп для проведения исследований. Этапы проектной деятельности. Формы классно-урочной системы образования. Приобщение учащихся к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности.

«Проектная деятельность учащихся» - Система проектной деятельности в школе. Задачи исследования. Внеучебная деятельность. Причины. Ожидаемые результаты: Формирование системы специальных знаний и умений учащихся. Формирование ключевых компетентностей. Создать отдельную страницу школьного сайта в рамках проектной деятельности. Учебный процесс.

Всего в теме 13 презентаций

Задумывались ли вы о создании собственного короткого или масштабного обучающего курса? Для конференции или серии мероприятий онлайн-продукт может стать возможностью для расширения линейки услуг, и, соответственно, аудитории. Онлайн-курс может быть направлен и на внутреннее обучение. Если вы планируете использовать в своем мероприятии волонтеров, то подробный видеокурс-инструктаж сэкономит время на их подготовку, а серия практических тестовых заданий поможет оценить готовность к работе.

«В обучении важно все, с виду простой вебинар состоит из множества компонентов. Поэтому, делаете ли вы прикладной продукт, ориентированный на узкую аудиторию или обучающий курс для широкой аудитории, начните с малого. Не делайте сразу большой проект, потренируйтесь на «пилоте».

20–21 марта в Москве состоится первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf 2018 . Экспертными знаниями в области создания обучающих продуктов поделятся самые известные российские образовательные бренды.

Алексей Полехин

Операционный директор университета IT-профессий «Нетология»

Timepad попросил одного из ключевых спикеров конференции Алексея Полехина рассказать о том, как запустить собственный обучающий курс.

Планирование

Определите тему обучающего продукта. Проанализируйте аудиторию, в которую вы целитесь, составьте список навыков, которым вы будете ее обучать и определите, специалиста с какими навыками вы хотите получить «на выходе». Все должно быть очень конкретно.

Составьте подробный план программы. Опишите в нем основные показатели вашего курса: название, аудитория, продолжительность курса в часах. Сюда же войдет список экспертов, которых вы привлечете для участия в курсе, если вы собираетесь воспользоваться помощью приглашенных специалистов в нужной области.

Процесс обучения традиционно состоит из теоретической и практической частей. Вы даете слушателям какой-либо объем информации и затем проверяете как они его усвоили. В плане советую кратко отразить смысловые блоки теоретической части, чтобы стала понятна логика развития вашей учебной программы. Действуйте по схеме от большого к детальному: название блока, список занятий или микро-уроков.

Оптимальный объем пилотной программы - от трех до пяти тематических блоков, состоящих из двух-четырех занятий в каждом. Всегда двигайтесь от простого к сложному, увеличивая смысловую нагрузку постепенно.

Сформулируйте планируемый результат, достигаемый во время практических занятий или частей занятий. Это может быть разработанный слушателем проект, стратегический план, графический макет или какая-то другая практическая работа, отражающая полученные навыки.

Разработка образовательного продукта

Теперь можно приступать к сборке самого образовательного продукта. Начинаем с посадочной страницы, в основе которой -- ваш план (всего учебного процесса); именно на него будут ориентироваться потенциальные слушатели при выборе курса. Отсчитайте два месяца с момента запуска страницы - это и будет дата старта вашего курса. Этого времени достаточно, чтобы начать общаться с потенциальными слушателями, анализировать их потребности и ожидания и, одновременно, заниматься производством контента.

Говоря о двух месяцах и учитывая, что это ваш «пилотный» образовательный проект, я также подразумеваю, что он будет проходить в форме вебинаров. Это самая удобная форма проведения занятий, для тех, кто делает первые шаги в онлайн-обучении. В то же время, «живое» общение с преподавателями способствует вовлечению слушателей в процесс.

Выберите форму подачи вашего материала: простой рассказ с опорой на презентацию или демонстрация рабочих процессов в сервисах/приложениях. Технические аспекты принципов работы с приложениями и демонстрацию настроек чего-либо можно записать отдельно (в виде скринкаста) и приложить к материалам курса.

Помните, что мы начинаем с простого: не старайтесь вложить все свои знания в одно занятие. Слушатели попросту могут не справиться с тем объемом, который вы предлагаете. Рассчитывайте время вашего урока из правила: «на один слайд в среднем уходит две минуты». Отсюда, часовая лекция - это двадцать-двадцать пять слайдов плюс время на вопросы и ответы.

Время практики

Практические задания потребуют от вас детальной проработки и постоянной работы. Слушатель должен получить задание в виде: формулировка цели, описываемый навык, суть задания и алгоритм выполнения. На выполнение одного задания он должен потратить от одного до трех часов, в первый или второй день после его получения. Если срок не соблюден, напомните человеку о том, что ждете от него результата.

Дипломный проект - первая «осознанная» возможность слушателя на практике применить полученные знания и навыки. Формат проекта может быть разным - от компиляции проделанной работы до разработки собственного проекта под руководством наставника. Сделайте защиту диплома событием, оно придаст дополнительную значимость пройденному курсу.

Дело техники

В зависимости от того, как глубоко вы хотите «прокачать» ваш образовательный продукт, вы можете использовать в качестве технической базы Google Docs и таск-мессенджеры. Если ваше занятие состоит из вебинара, дополнительных текстовых или презентационных материалов, теста и опросника, то вам будет достаточно инструментария GoogleDocs, Trello или Basecamp.

Если у вас есть достаточно времени и желание сделать все красиво, попробуйте поставить курс на обучающую платформу (анг. LMS - learning management system). В качестве вебинарной платформы можно использовать проверенные Webinar.ru или Clickmeeting.com, добавьте к ним сервис по работе с рассылками и вы готовы к работе.

Старт

В образовании, как и везде, встречают по первому впечатлению. Нужно максимально серьезно отнестись к подготовке первого занятия. После того, как вы набрали группу, вышлите слушателям установочное письмо о том, что ваш семинар начнется буквально через пару дней. Включите в него короткое описание курса, напишите о том, как будут строиться занятия, познакомьте студентов с сотрудниками, которые будут сопровождать программу. Я рекомендую отправлять ссылку на вебинар за два часа до его начала и еще раз за пятнадцать минут до старта.

И снова, о технике. Вам потребуется хорошая HD-камера и хорошая гарнитура или микрофон, а также LED-панель для освещения места съемки. Если качество картинки и звука будут препятствовать восприятию информации, вы потеряете слушателя. Фон «задника» - однотонный, подойдет и стена, но только не домашние или офисные интерьеры. Камера должна находиться на уровне глаз, ваш ориентир - дикторы в программах новостей. Осуществите проверку связи и работоспособность вашей техники за полчаса до начала занятия. Скорость соединения должна быть на уровне 2-3 Мб/c, еще лучше, если вы подключитесь к интернету по кабелю.

И так, мы начинаем… Помните, что одиноко стоящая перед вами камера смотрит на вас глазами ваших слушателей. Улыбайтесь, шутите, задавайте вопросы. А главное, как можно больше смотрите в объектив. Старайтесь говорить без пауз и называйте слушателей по именам.

Сопровождение

Кроме непосредственного общения на вебинарах, поддерживайте интерес к учебе за пределами уроков. Создайте закрытую группу слушателей в Facebook, пригласите в нее слушателей, спланируйте регулярные публикации по вашей тематике. Напоминайте о занятиях, провоцируйте дискуссии, проводите конкурсы. Сервис Kuku.io вам в помощь! Начать общение можно с рассказа о себе.

Среди ваших слушателей обязательно найдутся те, кто больше других вовлечен в учебный процесс. Именно они в будущем будут рекомендовать ваши курсы и станут вашими «амбассадорами» и даже наставниками для новых слушателей, если вы планируете развивать свой образовательный продукт.»

Что осталось за кадром?

В этой статье мы не коснулись вопросов построения бизнес-плана, расчета расходной части, маркетингового бюджета и стратегии продвижения. На их обсуждение нам потребуется много часов. И такая возможность появится совсем скоро.

Все тонкости создания онлайн-курсов, их продвижения, технологии корпоративного образования будут детально рассмотрены в рамках практической конференции по онлайн-образованию EdmarketConf 2018 , на которую Timepad приглашает вас 20 и 21 апреля. Используйте промокод edm_timepad2000, чтобы получить скидку. Онлайн- и офлайн-форматы участия, быстрая регистрация и доступ к материалам конференции для всех участников.

Современный рынок программ дополнительного образования перенасыщен и требует от образовательных организаций постоянных усилий по сохранению лидерских позиций. Одна из первоочередных задач - обеспечение непрерывного потока обучающихся за счет детального понимания потребностей целевой аудитории, создания и продвижения реально востребованных программ обучения, использования современных технологий и методов обучения, обеспечения высокого качества сопровождения на каждом этапе образовательного процесса.

  • Программа поможет вам «перевернуть» процесс проектирования и продвижения образовательных продуктов в области ДПО, сделав его эффективным и конкурентоспособным. Один из лидеров на рынке ДПО Высшая школа экономики поделится профессиональным опытом и секретами успеха.
  • Практическая направленность курса и активные методы обучения позволят слушателям получить знания о действующих требованиях к реализации программ ДПО и отчетности, аналитике в сфере тенденций рынка дополнительных программ для взрослых, эффективных стратегиях вывода образовательных продуктов на рынок, технологиях и инструментах по развитию системы ДПО.
  • Мы поможем вам спроектировать эффективную стратегию реализации системы программ ДПО с учетом вашей предметной области и специфики вашей образовательной организации.

За время обучения Вы получите:

Знания в области:

  • специфики государственной поддержки, правового обеспечения и профессиональных стандартов в области ДПО;
  • инновационных технологий организации образовательного процесса;
  • эффективного маркетинга и технологий продаж в ДПО;
  • управления качеством учебного процесса в ДПО.

Умения в сфере:

  • проведения анализа конкурентной среды в профессиональном образовании,
  • определения и привлечения новой целевой аудитории;
  • разработки актуального и востребованного образовательного контента;
  • управления системой ДПО в образовательном учреждении;
  • обеспечения взаимодействия с внешней средой для организации системы ДПО.

Навыки в области:

  • создания инновационных технологий организации образовательного процесса в ДПО на основе реализации проектного подхода;
  • анализа кейсов участников образовательного процесса;
  • работы как с потенциальными клиентами, так и с выпускниками образовательных программ;
  • оценки профессиональных квалификаций выпускников после прохождения программ ДПО.

Особенности обучения

  • Большой блок вебинаров - консультаций по индивидуальному проекту: стратегия развития системы ДПО.
  • Проектный подход. Вы получите конкретный результат: стратегия развития системы ДПО с учетом вашей предметной области и специфики вашей образовательной организации.

Целевая аудитория

Курс рассчитан на широкую аудиторию и будет полезен всем, кто работает в системе образования, в частности - в сфере дополнительного образования, кто занимается созданием и разработкой образовательных проектов и продуктов, и тем, кто просто интересуется этой сферой. Приглашаются руководители и сотрудники факультетов ДПО вузов, Центров прикладных квалификаций техникумов и колледжей, а также учебных центров / HR- подразделений предприятий и корпораций.

  • Режим занятий по согласованию с заказчиком
  • Выдаваемый документ Удостоверение о повышении квалификации
  • Реализующее подразделение
  • Направление подготовки
  • Место проведения занятий Москва, Потаповский переулок, д. 16, стр. 10. (м. Китай-город; Тургеневская/Чистые пруды/Сретенский бульвар). Возможно на территории заказчика.
  • Анализ конкурентной среды в профессиональном образовании и мировые тренды в ДПО. Специфика государственной поддержки в дополнительном профессиональном образовании. - В чём заключается специфика государственной поддержки в ДПО? Как её померить?
  • Правовое обеспечение и профессиональные стандарты в области ДПО как основа построения образовательной программы. - Вы познакомитесь с нормативно-правовыми актами по организации дополнительного профессионального образования, рассмотрите соответствие квалификационных требований к профессиям и должностям, специфику и содержание профессиональных стандартов.
  • Создание системы управления ДПО в образовательном учреждении. - Как пройти путь от получения лицензии на образовательную деятельность до выдачи пользующегося спросом документа об образовании и не сойти с ума?
  • Определение целевой аудитории. Создание образовательного контента. Упаковка образовательного продукта. Успешные продажи и эффективный маркетинг в ДПО, работа с выпускниками. - Как определить целевую аудиторию конкретной программы? Как создать контент, который привлечёт целевую аудиторию? В чём заключается специфика работы с выпускниками образовательных учреждений?
  • Инновационные технологии организации образовательного процесса в ДПО. - Вы узнаете, как пройти путь от неделимых курсов к микроформатам, от слушания к активному деланию, от единых учебников к персонифицированным траекториям.
  • Организация взаимодействия с внешней средой. - В чём состоит специфика работы с индивидуальными и корпоративными заказчиками? Как организовать сетевое взаимодействие для успешной организации образовательного процесса?
  • Эффективная реализация системы программ ДПО с учетом предметной области. Анализ кейсов участников образовательного процесса. - Вы узнаете, как совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение; как мотивировать обучающихся и как грамотно реализовывать метод активного обучения на основе решения реальных ситуаций?

Форма обучения: очно-заочная с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Лекция 6.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

План лекции

6.1. Образовательный продукт: структура, особенности.

6.2. Образование: общественное или частное благо.

6.3. Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг.

Образовательный продукт: структура, особенности

В последние годы повышенный интерес вызывает проблема правового регулирования сфер деятельности, объединяющих разнородные по своей природе отношения. К ним, несомненно, относится и сфера образования, в рамках которой возникают разнообразные правоотношения, деятельность субъектов которых их права и обязанности регулируются нормами многих правовых отраслей.

Ключевое место среди указанных отношений занимают образовательные, которые являются формой социального взаимодействия лиц по удовлетворения общественных потребностей в образовании.

В современном мире стратегия правового регулирования образовательных и других смежных с ними отношений должна быть строго выверенной и построенной с учетом роста роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире. Под влиянием глобализации происходит капитализация знаний и формирование международного рынка высшего образования, где знания рассматриваются как основная экономическая составляющая конкуренции.

Рассматривая процесс предоставления образовательных услуг с экономической и юридической точек зрения, можно заметить различия в содержании и толковании определений (дефиниций) конечного результата обучения.

В преамбуле Закона Украины «Об образовании» закреплено понятие образования как основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития личности, общества и государства.

В то же время у экономистов для раскрытия содержания понятия образования существуют другие подходы, определяющие образование как вид хозяйственной деятельности, который предоставляет потребителю определенный результат (продукт): с одной стороны – диплом как товар, с другой – процесс обучения, т.е. образовательную услугу .

Однако с юридической точки зрения данный аспект может быть разный, так как эти процессы могут регулироваться различными нормами права.

Диплом в экономическом смысле является результатом образовательной деятельности и выступает одновременно и материальным благом (товаром ) и нематериальным, потому что олицетворяет результат развития человека как личности и профессионального работника.

При этом диплом как товар довольно специфический, поскольку, с одной стороны, практически лишен экономических характеристик товара: веса, размера, цвета, упаковки, способа применения, срока службы или годности, гарантий качества. С другой стороны, имея все экономические признаки товара, диплом способен приобретать потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности его получателя (приобретателя).

Однако в случае недобросовестного приобретения диплома и определение его в качестве товара, речь может идти о его «покупке». Хотя в этом случае нельзя говорить о соблюдении нормы Закона Украины «Об образовании» (п. 15), что касается качества образования, а также применять к этому процессу, например, нормы гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу. Речь в данном случае, скорее всего, может или должна идти о применении к таким «покупателей» норм-запретов, характерных для административного или уголовного права.

Поэтому очевидно, что образовательная деятельность регулируется нормами комплексной правовой отрасли – образовательного права, применяет к ним, кроме образовательных, гражданско-правовые нормы о договоре по оказанию услуг.

Экономисты же выделяют особенности, которые присущи всем продуктам человеческой деятельности, получаемым в результате взаимодействия услугодавателя и услугополучателя.

К ним относятся такие основные характеристики услуг:

Неосязаемость,

Неотчужденность от источника,

Непостоянство качества

Несохранения.

В полной мере их можно отнести и к образовательным услугам.

Процесс предоставления образовательных услуг может быть отнесен к сфере услуг условно за ряд присущих ему принципиальных различий.

Так, от традиционного классического понимания услуг образовательные услуги отличаются:

Сложностью структуры,

Межсубъектными взаимоотношениями,

Результативностью воздействия на общественные отношения;

Значительным разнесением во времени непосредственной деятельности по предоставлению образовательных услуг;

Результативным эффектом;

Направленностью результата преимущественно на удовлетворения потребностей третьих лиц относительно процесса – работодателей;

А благодаря этому, косвенно, направленностью на повышение цены труда носителя этого результата.

Качество этих услуг неразрывно связано с развитием общества: чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур.

Образовательные услуги заранее неощутимы , так как в момент начала предоставления их нельзя попробовать, увидеть и приобрести. Результат их приобретения не может быть известным заранее, и поэтому услугодаватель может только ожидать желаемый результат, но он не может быть уверенным в их качестве в дальнейшем.

Качество услуг может широко изменяться в зависимости от содержания деятельности самих субъектов образовательного процесса, от времени и места их оказания, поскольку образовательные услуги неотделимы от услугодавателя.

Услуги вообще, и образовательные в частности, не сохраняются , их невозможно заготовить и сложить, ожидая роста спроса, хотя в определенной степени учебная информация может или должна быть материализована еще до начала учебного процесса в виде учебников, пособий, видеоматериалов и других материальных носителей. Вместе с тем эта особенность образовательных услуг имеет свою специфику, которая связана с природными свойствами человека забывать полученную информацию. Кроме того, знания и информация в значительной степени подлежат старению, чему способствует научно-технический прогресс и другие социально-экономические изменения в обществе.

Результат предоставления образовательных услуг в большинстве случаев проявляется в долгосрочном периоде . Он может проявлять себя не прямо и не всегда ощущаться, и, кроме того, он в значительной степени зависит от условий будущей работы и жизни лица, получает образование.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание процесса по предоставлению образовательных услуг с экономической точки зрения представляется целесообразным использовать для него определение «образовательный продукт» , который можно представить в виде совокупности образовательных товаров – конечных знаний, специальной профессиональной информации, квалификации и т. п. И образовательных услуг – непосредственного процесса передачи знаний, умений, навыков.

Конечные нематериальные результаты функционирования института образовательной деятельности представляют собой систему знаний, информации, навыков, умений, усвоенных людьми в процессе обучения. Они могут быть обнаружены или с окончанием учебного заведения, или в течение всей жизни человека, в долгосрочном периоде.

Результаты усвоения знаний , которые даются образованием, становятся экономической основой для формирования конкурентных преимуществ на рынке труда. Совокупность знаний и умений, полученных субъектом института образования, является определяющим фактором при расширении возможности трудоустройства. В то же время потенциальная заработная плата напрямую зависит от способности субъекта применить и использовать полученные знания и навыки. Экономически они и дальше реализуются в определенных достижениях: повышении производительности труда, росте личного дохода и т. Д. Относительно общества в целом эти достижения могут быть выражены в росте совокупных показателей экономического и социального развития страны.

Меновая стоимость образовательных услуг заключается в способности или свойства образования обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях, чаще средства, которые студент платит за получение знаний или работодатель, оплачивает выполнение ряда функций работника в соответствии с полученными им знаний.

По своему характеру образование скорее относится к нерыночным, неприбыльным сферам деятельности. Вместе с тем механизм функционирования образовательной сферы и ее учреждений включает экономические категории :

Покрытие расходов доходами,

Экономия ресурсов,

Эффективное использование средств.

В политэкономическом аспекте при определении образования следует выделять вещественное содержание категории и общественную форму.

К вещественному содержанию необходимо отнести материальные средства – здания, оборудование для учебных аудиторий, учебно-методический инвентарь, информацию.

В сфере образовательного производства – это продолжительность учебного процесса, условия труда, продолжительность рабочего дня;

в сфере обмена – плата за получение образовательных услуг, заработная плата учителей;

в сфере финансирования и распределения – отношения собственности между государством и образовательными учреждениями по поводу получения бюджетных средств, кредитов распределения финансовых ресурсов на обеспечение функционирования образования;