Проводки по ндс. Налог на добавленную стоимость в бюджетных организациях Бухгалтерская проводка учета ндс в бюджетном учреждении

Статья 143 НК РФ относит к плательщикам НДС российские организации, в частности автономные учреждения. Порядок налогообложения платных услуг, оказываемых государственным (муниципальным) учреждением, достаточно четко регламентирован действующими нормативными документами. В рамках данной статьи мы рассмотрим бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой НДС, с учетом изменений, внесенных в Инструкцию №  157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 № 89н.

Счета для учета НДС

Если автономное учреждение совершает операции, являющиеся объектом обложения НДС, оно должно отразить в учете начисление данного налога и его уплату.

В соответствии с п. 158 Инструкции № 183н для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ применяется счет 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты». Данный счет детализирован счетом для учета операций по НДС - 303 04 000 .

По кредиту этого счета отражается начисление налога, по дебету - его уплата.

Дополнительно к счету 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» предусмотрен счет 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС», который, в свою очередь, детализирован счетами:

  • 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;
  • 0 210 12 000
Приведенные выше счета были введены в Инструкцию № 157н Приказом Минфина РФ № 89н. Напомним, что ранее автономные учреждения при отражении операций по НДС в части налоговых вычетов использовали счет 0 210 01 000 .

По дебету счета 210 10 000 отражается входной НДС, по кредиту - использование (закрытие) налогового вычета.

Начисление НДС (кредит счета 303 04 000)

Как уже было отмечено выше, по кредиту счета 303 04 000 отражается начисление налога. Начисление налога производится в тех случаях, когда автономное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Их перечень приведен в ст. 146 НК РФ . К ним, в частности, относятся операции по:
  • реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории РФ;
  • передаче на территории РФ товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Перечень операций, которые не являются объектом обложения НДС, приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ . К ним, в частности, относится выполнение работ (оказание услуг) автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого служит субсидия, выделяемая из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ ). В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке (Письмо Минфина РФ от 18.03.2014 № 03‑07‑15/11691 ).

Добавим, что положения пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не применяются автономными учреждениями при реализации товаров (в том числе собственного производства). В данном случае НДС они исчисляют и уплачивают в общем порядке (Письмо ФНС РФ от 17.07.2012 № ЕД -4-3/11763@ ).

Учреждение, выступающее продавцом при осуществлении операций, облагаемых НДС, дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) обязано предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ ). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 166 НК РФ ).

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Сумма НДС выделяется в счетах-фактурах отдельной строкой (п. 3 , 4 ст. 168 НК РФ ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ операции налогоплательщиков - государственных (муниципальных) автономных учреждений по НДС и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей статье КОСГУ (130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 180 «Прочие доходы») согласно решению учреждения, принятому в рамках его учетной политики.

В бухгалтерском учете суммы НДС, выставленные учреждением при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), отражаются следующей бухгалтерской записью (п. 159 Инструкции № 183н ):

Дебет счета 0 401 10 130 (180) «Доходы от оказания платных услуг» («Прочие доходы»)

Кредит счета 0 303 04 000

Педагогический колледж, имеющий статус автономного учреждения, реализовал макулатуру, образовавшуюся в организации в результате списания библиотечного фонда. Макулатура была оприходована по рыночной стоимости в сумме 3  000 руб. Стоимость реализованной макулатуры специализированной организации составила 3 540 руб. (в том числе НДС - 540 руб.).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные от реализации макулатуры, относятся на подстатью 172 «Доходы от операций с активами» КОСГУ. Для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья не применяется. Начисление денежных средств, полученных от реализации макулатуры, следует отражать по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества (макулатуры) автономным учреждением осуществляется по рыночной стоимости и подлежит обложению НДС. При этом текущая рыночная стоимость в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива определяется на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Принята к учету макулатура по рыночной стоимости

2 105 36 000

2 401 10 172

Начислен доход, полученный от реализации макулатуры

2 205 74 000

2 401 10 172

Начислен НДС

2 401 10 130

2 303 04 000

Поступила выручка, полученная от реализации макулатуры, на лицевой счет АУ

2 201 11 000

2 205 74 000

Отражено списание реализованной макулатуры с балансового учета

2 401 10 172

2 105 36 000

Автономное учреждение сдает в аренду временно свободные помещения торговой организации. Согласно условиям договора аренды сумма ежемесячной арендной платы составляет 17  700 руб. (в том числе НДС - 2 700 руб.). Арендные платежи не включают в себя коммунальные расходы, которые несет арендодатель.

Оплата по выставленному счету-фактуре произведена в течение одного дня.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы, полученные автономным учреждением от сдачи недвижимого имущества в аренду, относятся на статью 120 «Доходы от собственности» КОСГУ.

Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ средства, полученные от сдачи в аренду имущества, относятся к внереализационным доходам налогоплательщиков и подлежат учету учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Что касается НДС, то АУ, оказывающее услуги по сдаче закрепленного за ним имущества и выступающее арендодателем такого имущества, является плательщиком НДС в общеустановленном порядке. Каких‑либо особенностей по исчислению и уплате НДС в отношении данных учреждений гл. 21 НК РФ не предусмотрено (письма Минфина РФ от 10.05.2012 03‑07‑11/140 , от 30.05.2012 03‑07‑11/158 , от 28.12.2012 03‑07‑
14/121
, от 11.03.2012 03‑07‑11/66 ).

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход, полученный от сдачи имущества в аренду

2 205 20 000

2 401 10 120

Начислен НДС

2 401 10 130

2 303 04 000

Поступили денежные средства на счет автономного учреждения от арендодателя

2 201 11 000

2 205 20 000

Произведена оплата НДС в бюджет

2 303 04 000

2 201 11 000

Начислен налог на прибыль

(17 000 ‑ 2 700) руб. x 20%

2 401 10 130

2 303 03 000

Перечислен налог на прибыль в бюджет

2 303 03 000

2 201 11 000

Уплата НДС (дебет счета 303 04 000)

По дебету счета 303 04 000 отражается его уплата (перечисление в бюджет) либо уменьшение начисленной суммы налога на налоговый вычет.

В соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ , и увеличенная на суммы налога, восстановленного в силу гл. 21 НК РФ .

Операции по перечислению НДС в бюджет с лицевых счетов учреждений отражаются следующей бухгалтерской проводкой (п. 161 Инструкции № 183н ):

Дебет счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (у автономных учреждений)

Кредит счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»

Воспользуемся условиями примера 1. Предположим, что сумма налога, начисленная при реализации макулатуры, была перечислена в бюджет в полной сумме - 540  руб.

В бухгалтерском учете учреждения были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Операции по «входному» НДС (счет 210 12 000)

Как уже было отмечено выше, сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на сумму налоговых вычетов, которые сконцентрированы на счете 210 10 000 «Расчеты по налоговым вычетам по НДС».

На основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг).

В отношении сумм НДС, предъявленных автономному учреждению поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав), необходимо иметь в виду следующее, что право на налоговый вычет по НДС возникает только в случае выполнения условий, перечисленных в п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ , а именно:

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены учреждением для использования в облагаемых НДС операциях;
  • приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету;
  • у учреждения имеется в наличии правильно оформленный счет-фактура поставщика.
Как разъяснил Минфин в Письме от 08.08.2014 № 03‑07‑09/
39449
, в случае если счет-фактура выставлен налогоплательщиком-продавцом в одном налоговом периоде, а получен налогоплательщиком-покупателем в следующем налоговом периоде, вычет суммы НДС следует производить в том налоговом периоде, в котором получен счет-фактура.

В бухгалтерском учете для отражения сумм «входного» НДС предназначен счет 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам».

Суммы НДС, предъявленные автономному учреждению поставщиками (подрядчиками) по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам), не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются в бухгалтерском учете следующей записью:

Дебет счета 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Кредит счетов 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам»

При списании сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, делается бухгалтерская запись:

Дебет счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счета 0 210 12 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»

Автономное учреждение в рамках приносящей доход деятельности изготовило продукцию, предназначенную для продажи. Для этого были закуплены различные материалы у поставщиков на сумму 11  800 руб. (в том числе НДС (18%) - 1 800 руб.), начислены заработная плата основному персоналу - 5 600 руб. и страховые взносы во внебюджетные фонды - 1 680 руб.

Продукция была реализована на сумму 59 000 руб. (в том числе НДС (18%) - 9 000 руб.). Оплата от покупателя поступила на лицевой счет организации.

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

2 105 36 000

2 302 34 000

2 210 12 000

2 302 34 000

2 109 60 272

2 105 36 000

2 303 04 000

2 210 12 000

Начислена заработная плата основному персоналу, изготавливающему продукцию, предназначенную для продажи

2 109 60 211

2 302 11 000

Начислены страховые взносы на заработную плату основного персонала

2 109 60 213

2 303 00 000

2 105 37 000

2 109 60 211

2 109 60 213

2 109 60 272

2 205 30 000

2 401 10 130

Начислен НДС

2 401 10 130

2 303 04 000

2 401 10 130

2 105 37 000

Перечислен НДС в бюджет

(9 000 ‑ 1 800) руб.

2 303 04 000

2 201 11 000

Если права на налоговый вычет по НДС у учреждения нет, то сумма «входного» НДС относится им на увеличение стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 2 ст. 170 НК РФ ).

Операции по НДС по авансам полученным (счет 210 11 000)

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налогоплательщик должен включить в налоговую базу сумму полученной предоплаты. Напомним, что в силу п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС признается наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров или день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. Таким образом, продавец (в данном случае АУ), получив аванс, обязан выставить счет-фактуру, зарегистрировать его (в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур и книге продаж) и уплатить НДС в бюджет.

Срок выставления продавцом покупателю счета-фактуры определен в п. 3 ст. 168 НК РФ и составляет не более пяти календарных дней с момента получения сумм оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Отметим, что при авансовых платежах налоговая база по НДС рассчитывается как сумма предоплаты с учетом налога. Налог с нее исчисляется в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ , то есть сумма налога определяется расчетным методом, налоговая ставка рассчитывается как процентное отношение налоговой ставки (18% или 10%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

В бухгалтерском учете операции по начислению сумм НДС по полученным предварительным оплатам в счет предстоящей реализации нефинансовых активов (работ, услуг) отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»

Кредит счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

Далее отметим, что в соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ НДС, исчисленный налогоплательщиком с сумм предоплаты, полученной в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежит вычету в том налоговом периоде, в котором произведена отгрузка этих товаров (работ, услуг).

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета, отражается следующей корреспонденцией счетов:

Дебет счета 0 303 04 000 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»

Кредит счета 0 210 11 000 «Расчеты по НДС по авансам полученным».

Автономное учреждение в рамках приносящей доход деятельности изготовило продукцию, предназначенную для продажи. В месяце заключения договора оно получило предоплату в сумме 118  000 руб. Общая сумма договора составляет 236 000 руб. (в том числе НДС (18%) - 36 000 руб.). Поставка продукции заказчику осуществлена по истечении трех месяцев с момента подписания договора.

Стоимость закупленных материалов на изготовление составляет 177 000 руб. (в том числе НДС (18%) - 27 000 руб.).

В бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила на лицевой счет предоплата в счет предстоящего заказа на поставку продукции

2 201 11 000

2 205 30 000

Начислен НДС с поступившей предоплаты

118 000 руб. x 18/118

2 210 11 000

2 303 04 000

Приняты к учету материалы, закупленные у поставщиков

2 105 36 000

2 302 34 000

Отражены суммы НДС, предъявленные продавцом

2 210 12 000

2 302 34 000

Списаны материалы на изготовление продукции собственного производства, предназначенной для продажи

2 109 60 272

2 105 36 000

Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом материалов

2 303 04 000

2 210 12 000

Принята к учету изготовленная продукция, предназначенная для продажи

2 105 37 000

2 109 60 272

Начислены доходы, полученные от реализации готовой продукции по цене реализации

2 205 30 000

2 401 10 130

Начислен НДС

2 401 10 130

2 303 04 000

Принят к вычету НДС, выделенный ранее с полученной предоплаты

2 303 04 000

2 210 11 000

Произведено списание готовой продукции при отпуске покупателю

2 401 10 130

2 105 37 000

Перечислен НДС в бюджет

(36 000 + 18 000 ‑ 27 000 ‑ 18 000) руб.

2 303 04 000

2 201 11 000

* * *

В заключение отметим и другие важные моменты, которые связаны с отражением операций по НДС.

Во-первых, в силу п. 3 ст. 169 НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж:

  1. при совершении операций, признаваемых объектом налого­обложения в соответствии с настоящей главой, за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения);
  2. в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Формы и порядок заполнения документов по НДС утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 .

Во-вторых, ст. 149 НК РФ предусмотрено, что, в случае если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ , он обязан вести раздельный учет таких операций. Поскольку порядок ведения раздельного учета данных операций в Налоговом кодексе не прописан, следовательно, его нужно разработать самостоятельно, закрепив в учетной политике.

Процедура ведения учета в бюджетных учреждениях имеет свои особенности и специфику. В данной статье мы познакомим Вас с основными бухгалтерскими операциями бюджетных учреждений и механизмом их отражения.

Бюджетными учреждениями называют организации, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств и на основе утвержденных смет. Принадлежность организации к бюджетному учреждению определяется соответствующим финансовым органов и фиксируется в учредительных документах.

Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.

Ведение учета в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, отличных от процедуры учета на производственных и коммерческих предприятиях. К ним относят наличие утвержденных смет расходов и контроль их исполнения, а применение бюджетной классификации, которая является основой для организации учета в учреждении.

Финансирование бюджетных учреждений осуществляется при соблюдении таких основных принципов:

  1. Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
  2. Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
  3. Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.

Соблюдение бюджетными учреждениями основных принципов финансирования контролируется законодательно.

Ведение учета в бюджетных организациях

Проводки по типовым операциям, осуществляемых в бюджетных учреждениях, рассмотрим на примерах.

Взаиморасчеты с поставщиком

Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть ( 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.

В учете бюджетного учреждения «Больница» данные операции были отражены так:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.206.34.560 2.201. .610 Перечислена предоплата 20% в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету НДС 18% от суммы перечисленного аванса 1 952 руб. Счет-фактура
2.105.36.340 2.302.34.730 Оприходованы поступившие материалы (64 000 руб. — НДС 9 762 руб.) 54 238 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.302.34.730 Учтен входной НДС от суммы оприходованных материалов 9 762 руб. Товарная накладная
2.210.01.560 2.303.04.730 Восстановлен 1 952 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 2.210.01.660 Принят к вычету входящий НДС 9 762 руб. Счет-фактура
2.302.34.830 2.206.34.660 Зачтена сумма предоплаты, перечисленной в пользу ООО «Магнит» 12 800 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 2.201. .610 Перечислена сумма окончательного расчета за материалы (64 000 руб. — 12 800 руб.) 200 руб. Платежное поручение
2.302.34.830 18 (код КОСГУ 340) Отражено выбытие средств со счета бюджетного учреждения 200 руб. Платежное поручение

Расчеты с арендодателем

Допустим, бюджетное учреждение «Университет» и ООО «Статус» заключили договор аренды, согласно которому арендатор ООО «Статус» ежемесячно оплачивает арендную плату 74 000 руб., НДС 288 руб., а также возмещает стоимость коммунальных услуг. В мае 2015 на счет «Университета» поступили средства за аренду, а также возмещение коммунальных услуг в размере 000 руб., НДС 3966 руб. Поставщиком коммунальных услуг был выставлен общий счет на сумму 115 00 руб., НДС 17 542 руб. «Университет» осуществляет распределение входного НДС по коммунальным услугам в соответствии с удельным весом сдаваемой в аренду площади. Удельный вес — 10%.

В учете у «Университета» были сделаны такие проводки:

Дт Кт Описание Сумма Документ
2.205. .560 2.401.10.120 Арендатору ООО «Статус» предъявлена арендная плата 74 000 руб.
2.401.10.120 2.303.04.730 Начислен НДС от суммы арендной платы 288 руб. Счет-фактура
4.401.20.223 4.302. .730 Учтена стоимость коммунальных услуг в части деятельности по выполнению государственного задания 115 000 руб. Счет-фактура
2.205.31.560 2.401.10.130 Арендатору ООО «Статус» предъявлена стоимости коммунальных услуг к возмещению 000 руб. Счет-фактура, акт выполненных работ
4.210.01.560 4.302. .730 Учтен НДС от поставщика коммунальных услуг 17 542 руб. Счет-фактура
2.303.04.830 4.210.01.660 Учтен вычет по НДС (17 542 руб. * 10%) 1 754 руб. Расчет
4.401.20.223 4.210.01.660 НДС учтен в составе расходов по основной деятельности 15 788 руб. Счет-фактура, расчет
2.303.04.830 2.201. .660 Сумма НДС перечислена в бюджет 15 788 руб. Платежное поручение
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за аренду 74 000 руб. Банковская выписка
2.201. .550 2.205. .660 От ООО «Статус» поступили средства в счет оплаты за коммунальные услуги 000 руб. Банковская выписка

Проводки по основным средства бюджетного учреждения

Рассмотрим пример отражения в учете операций по . Бюджетная организация «Школа» приобрела мебель на сумму 127 000 руб., НДС 19 373 руб. Доставка мебели обошлась «Школе» 6 200 руб., НДС 946 руб.

В учете операции были отражены так:

Также рассмотрим ситуацию, когда бюджетное учреждение осуществляет ликвидацию или списание основных средств. Бюджетная организация «Академия» списала основные средства (копировальное оборудование), балансовая стоимость которого составляет 88 000 руб., сумма амортизации, начисленной за период использования — 79 000 руб. При ликвидации оборудования были оприходованы запчасти, рыночная стоимость которых составляет 355 руб.

В учете «Академии» были сделаны такие проводки.

Согласно ст. 143 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Из этого следует, что учреждения любого типа, в том числе и образовательные, признаются плательщиками НДС.

Ст. 145 НК РФ предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. При этом в НК РФ отсутствуют требования о том, каким образом должна определяться выручка от реализации товаров (работ, услуг). Очевидно, руководствоваться следует положениями ст. 39 НК РФ. Однако, в числе операций, не признаваемых реализацией в соответствии со ст. 39 НК РФ, отсутствуют государственные (муниципальные) работы и услуги, выполняемые (оказываемые) в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Согласно этой статье, казённые учреждения освобождены от обязанностей налогоплательщика НДС, так как, в рамках их деятельности, выручка отсутствует – финансирование учредителем производится лимитами и ассигнованиями, которые не подпадают под определение дохода. А денежные средства, поступающие от клиентов (например, родительская плата) перечисляются в бюджет учредителя и далее – в Федеральный Бюджет или Бюджет Субъекта Российской Федерации в качестве компенсации расходов, что тоже не может классифицироваться как доход.

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, то субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, в случае первых, и доходы от платных услуг, в большинстве своём, значительно превышают указанную сумму. Следовательно, бюджетные учреждения являются налогоплательщикам НДС при любом стечении обстоятельств, а автономные учреждения могут быть освобождены от данной обязанности в случае, если имеют низкую выручку и, в данном случае, должны применять одну из специальных систем налогообложения (к примеру, УСН).

Объектом налогообложения НДС признаются (п. 1 ст. 146 НК РФ):

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях налогообложения НДС передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

В п. 2 ст. 146 НК РФ перечислены операции, объектом налогообложения НДС не признаваемые. В их числе есть подпункты, касающиеся учреждений бюджетной системы:

  • операции, не являющиеся реализацией в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ (пп.1 п. 2 ст. 146);
  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации (пп.3 п. 2 ст. 146);
  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления (пп.4 п. 2 ст. 146);
  • выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (пп.4.1 п. 2 ст. 146);
  • передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп.5 п. 2 ст. 146);
  • оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего казну, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну (пп. 10 п. 2 ст. 146);
  • операции по реализации (передаче) на территории РФ государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями составляющего государственную казну, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и -арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Подпункт 4.1 внесен в п. 2 ст. 146 НК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ и вступил в силу с 1 января 2012 г. Он содержит один важный момент, который легко выпустить из внимания: работы, выполняемые в рамках государственного (муниципального) задания, должны оплачиваться субсидией из бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Это важно, так как в государственное (муниципальное)задание могут так же входить платные услуги, которые должны облагаться НДС.

Кроме случаев, в которых учреждение является плательщиком НДС, встречаются случаи, в которых оно выполняет функции налогового агента по НДС – обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в Бюджет суммы налога. Порядок определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами определяется ст. 161 НК РФ.

Наиболее часто встречающимися операциями, по которым образовательные учреждения признаются налоговыми агентами, является «Предоставление на территории РФ органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества». В данном случае налоговой базой для исчисления налога является сумма арендной платы с учетом налога.

Для отражения и фиксации в учёте НДС в 1С:БГУ 2.0 реализован целый ряд документов и отчётов. Их можно обнаружить в подсистеме «Учёт и отчётность»:

Документы можно найти в разделе «Учёт НДС».

Журналы учёта выданных и полученных счетов-фактур, а так же, Книги покупок и продаж реализованы в виде отчётов и доступны через пункт панели навигации «Регистры учета и отчёты», подраздел «Учет НДС».

Налоговую декларацию по НДС можно обнаружить, выбрав в разделе «Регламентированная отчётность» пункт «Налоговая и статистическая отчетность».

Какие действия необходимо выполнить в информационной базе 1С:БГУ 2.0, чтобы в учреждении корректно высчитывалась налогооблагаемая база, корректно принимались к зачёту и вычету счета-фактуры, формировались Книги покупок и продаж и Декларация по НДС:

1. Налоговый учёт и порядок приёма счетов-фактур должен быть прописан в учетной политике учреждения. Для того, чтобы сделать это (или проверить корректность сделанных настроек) необходимо открыть элемент справочника «Организации», перейти по навигационной ссылке в раздел «Учетная политика». Переключатель «Система налогообложения» должен быть установлен в положение «Общая». На вкладке «Учет НДС» необходимо указать налоговый период, за который оформляются Декларации по НДС и порядок регистрации счетов-фактур на аванс.

В применении учётной политики с указанием даты начала её действия существует один нюанс: документы, которые были введены позднее даты начала действия учётной политики необходимо перепровести, иначе они не будут содержать необходимых для учёта налога на добавленную стоимость проводок.

2. Реализация товаров, работ или услуг должна оформляться документами «Акт об оказании услуг», «Накладными на реализацию» либо иными документами, предусмотренными в системе. В документе обязательно необходимо указать ставку НДС, по которой производится реализация – для услуг, освобожденных от уплаты НДС указывается ставка «без НДС», для всех прочих случаев указывается соответствующая процентная ставка. Если конечная сумма включает НДС, то дополнительно необходимо установить флажок в соответствующем поле.

Проводки по документу выглядят следующим образом:

Как мы видим, Проводка по кредиту полностью повторяет таковую по бухгалтерскому учету, за тем исключением, что сумма разделена на 2 части: 1 часть идёт в зачёт прибыли, а вторая – сумма НДС.

После проведения документа необходимо кликнуть на ссылку «Ввести счет-фактуру», которая автоматически откроет новый документ «Счет-фактура выданный». После проверки полноты заполнения, документ необходимо провести и, при необходимости, распечатать.

В данном документе будут сформированы проводки по начислению (зачёту) НДС по реализации.

Как можно видеть, в первой проводке происходит начисление НДС за счёт уменьшения дохода от реализации, а во второй со счёта Н90.01 убирается сумма НДС, что приводит по данной реализации счета 401.10 и Н90.01 в полное соответствие друг другу.

Реализация товаров, работ и услуг, освобожденных от уплаты налога так же обязательно сопровождать созданием счетов-фактур, которые должны попадать в Книгу продаж.

Выше приведён пример сформированной Книги продаж, в которой, на первой строке сделана запись по услугам, облагаемым налогом по ставке 18%, а на второй – по услуге, не облагаемой налогом.

3. Поступление материалов, основных средств, услуг и работ, приобретённых за счёт средств от приносящей доход деятельности, так же должно сопровождаться формированием счета-фактуры и, соответственно, регистрироваться в Книге покупок.

К примеру, возьмём документ «Поступление услуг, работ». На вкладке «Услуги и работы» заполнена поступившая услуга и заполнены реквизиты, отвечающие за учет НДС.

Важно!: флажок «НДС к распределению» указывается в том случае, если поступившие услуги, участвуют в операциях как облагаемых, так и не облагаемых НДС (Например: коммунальными услугами учреждение пользуется независимо от вида оказываемых ей услуг. Следовательно, и плата за коммунальные услуги закладывается в себестоимость услуг, как облагаемых, так и не облагаемых НДС).

В программе БГУ2 предусмотрено автоматизированное распределение входящего НДС. Распределение входящего НДС производится в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Таким образом, если, организация приобрела товар, который одновременно используется в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, то в книге покупок нужно зарегистрировать счет- фактуру не на всю сумму НДС, а лишь на ту часть, на которую учреждение вправе произвести вычет.

Определить такую сумму нужно исходя из пропорции, установленной п. 4 ст. 170 НК РФ.

Стоит обратить внимание на то, что для принятия к распределению НДС организация обязана вести раздельный учет сумм «входящего» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для облагаемых и необлагаемых операций. В противном случае, НДС вычету не подлежит и в расходы при исчислении налога на прибыль не включается (п. 4 ст.170 НК РФ).

Суммы, принятого к распределению НДС учитываются на счёте 210.Н2 и автоматически распределяются документом «Распределение входящего НДС» в конце квартала. При этом часть суммы будет принята к вычету, а часть отнесена на увеличение себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг.

Вернёмся к заполняемому документу поступления услуг, работ. Для упрощения примера уберём флажок «НДС к распределению» и перейдём на закладку «Бухгалтерская операция». Она должна быть оформлена следующим образом.

В данном случае следует обратить внимание на группу реквизитов «Учет НДС». В актуальном релизе План счетов ЕПСБУ приведён в соответствие с изменениями, внесёнными Приказом Минфина РФ от 29 августа 2014 г. № 89н “О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению». Соответственно по умолчанию в полях «Счет учета НДС» и «Счет НДС к распределению» стоят актуальные субсчета счёта 210.12, который пришёл на смену счёту 210.01. Если это не так, то необходимо поменять счета, как показано на скриншоте.

Важно! Флажок «Принять НДС к вычету» ставится в том случае, если услуга приобретена за счёт доходов, не освобожденных от налогообложения, либо НДС будет распределяться. В ином случае сумма НДС не может быть принята к вычету.

Формируемые документом проводки выглядят следующим образом:

Проводка №2 отражает принятие НДС к вычету (распределению). Разница в операциях будет только в указании счета 210.Н2 вместо 210.Р2 в случае, когда НДС принимается к распределению.

Внимание: номер и дата счета-фактуры полученного в Книгу покупок берётся не из системных реквизитов «Номер» и «Дата», а из данных, находящихся на вкладке «Дополнительно», следовательно, чтобы отчёт формировался корректно, необходимо заполнить эти реквизиты данными документа, переданного поставщиком.

После проведения документ сделает следующую запись в регистре бухгалтерии:

Иными словами, сумма НДС, принятого к вычету полностью уменьшает сумму исчисленного налога на добавленную стоимость. При этом остаток на счёте 210.Р2 равен 0. В случае, когда НДС принят к распределению, документ «Счет-фактура полученный» проводок не формирует.

В глобальном смысле счёт 210.12 с его субсчетами должен «обнуляться» с периодичностью, равной налоговому периоду, за который формируется Декларация по налогу на добавленную стоимость. В общем случае – это квартал, следовательно, и самая простая проверка корректности и полноты принятия к вычету «входящего НДС» заключается в формировании Оборотно-сальдовой ведомости по счёту 210.12 с разбивкой по субсчетам за квартал. Если за этот период имеются остатки, то, в зависимости от субсчёта, НДС либо не принят к вычету, либо не распределён.

По данной операции запись в книге покупок выглядит следующим образом.

В том случае, если по тем или иным причинам данные о выданных или полученных счетах-фактурах отсутствуют в Книге покупок или Книге продаж, либо необходимо внести изменения в записи Книг, в 1С: БГУ 2.0 реализована ручная регистрация строк Книги продаж и Книги покупок, а также формирование записей Книг покупок и Продаж. Документы находятся в разделе «Учет и отчетность» в подразделе «Учет НДС».

Документ «Регистрация строки книги продаж» выглядит следующим образом:

Частным случаем применения данного документа является принятие НДС к зачёту сумм реализации в неавтоматизированных торговых точках, отражённых в программе документом «Отчёт о розничных продажах». В этом случае в поле «Документ-основание» указывается документ из списка Отчётов о розничных продажах, а таблица «Суммы НДС» заполняется из данных по этому документу.

Документ «Регистрация строки книги покупок» выглядит следующим образом:

Тут обязательно для заполнения поле «Счёт-фактура», который необходимо скорректировать либо аннулировать.

Документы «Формирование записей книги покупок» и «Формирование записей книги продаж» выполняют те же функции, что и предыдущие документы, но для группы документов.

Внимание: в общем случае данные документы вводить не требуется, следовательно, при возникновении ошибок формирования Книги покупок (продаж) и(или) Декларации по налогу на добавленную стоимость, необходимо проверить и, при необходимости, перепровести введённые документы и(или) ввести недостающие.

Декларация по НДС доступна для заполнения и выгрузки в разделе «Учет и отчетность» в подразделе «Регламентированная отчетность», пункт меню «Налоговая и статистическая отчетность».

В случае, если Книга покупок и Книга продаж сформированы корректно и остатки по счету 210.12 отсутствуют, Декларация заполняется автоматически после нажатия кнопки «Заполнить».

Дополнительной обработки Декларация, в общем случае, не требует. После заполнения и записи отчёт можно либо выгрузить, нажав на соответствующую кнопку, для передачи в ИФНС через стороннее приложение, либо отправить, воспользовавшись соответствующей кнопкой, используя для отправки в ИФНС сервис 1С: Отчетность.

Бюджетным организациям труднее вести учет НДС, чем коммерческим. Это связано с законодательной базой. За свое длительное существование этот налог до сих пор является предметом споров законодателей, хлебным вопросом для юристов, для судов лидером по количеству дел, а для бухгалтеров головной болью. И вот почему.

Если Вам требуется автоматизация ресторана - кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые цены и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Согласно законодательству абсолютно все организации являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) в том числе бюджетные. Тут и начинается самое интересное. При этом сам закон гласит, что у организации обязательно должна быть эта самая добавленная стоимость или иными словами прибыль. Прибылью считается разница между реальной стоимостью услуг либо товаров и стоимостью, по которой они были реализованы. Именно при наличии такого зазора с него взимается налог. Но при этом, по закону, постановка на учет в налоговом департаменте обязательна для всех организаций без исключения. Бюджетная организация обязательно становится на налоговый контроль по месту своего фактического адреса.

Теперь следует отметить, что бюджетная организация изначально не подразумевает производства каких-либо коммерческих оборотов с целью получения прибыли. Они создаются государственными или местными органами власти для осуществления не коммерческой деятельности, а управленческой, социальной либо научной. Их организация подразумевает финансирование за счет бюджетных средств. Тут и заключается самое интересное. Получается, эти организации должны платить налог государству с государственных же средств. Получается некоторая неувязка.

Еще одна нестыковка находится в разделе закона, где прописаны пункты по поводу освобождения от НДС. Здесь оговаривается сумма, которая не облагается данным налогом, она составляет до 1 млн. рублей, сроки за которые эта сумма получена – три месяца или квартал. Одним из условий является отказ от оборотов подакцизной продукции и НДС обязательно придется платить, если организация ввозит товары на территорию таможенного контроля. Но по поводу случаев, при которых бюджетная организация может быть освобождена от уплаты НДС, не сказано ни слова. Получается, эти организации приравниваются к коммерческим, да и ко всем остальным в целом и имеют право заниматься такими же видами деятельности, и в такие же самые права по освобождению от уплаты НДС.

Несовершенство законодательства и отсутствие четких формулировок по поводу бюджетных организаций делают затруднительным учет в них НДС, а если быть точным то и вовсе невозможным. Только законодатели могут разрешить такого рода нестыковки. Но до сих пор этого не произошло.

Источник: mosinvestor.ru


После завершения процесса по демонтажу изношенного либо морально устаревшего оборудования, полученный в результате ее осуществления металлолом подлежит передаче на хранение в...


Прежде чем учреждение будет учитывать обязательства, оно должно четко разграничивать темы обязательств бюджетного и денежного типов. К бюджетным относятся обязательства по...

"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 10

Налоговое законодательство не содержит положений об освобождении бюджетных организаций от уплаты НДС, оно освобождает от обложения данным налогом только отдельные товары и операции (ст. ст. 146, 149, 150), а также предусматривает определенные условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145). Знание основ обложения НДС, в частности вопросов его возмещения, - залог правильного отражения операций в бюджетном учете.

Учет НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов

Существует три варианта учета НДС при формировании первоначальной стоимости нефинансовых активов бюджетных учреждений.

  1. Суммы НДС учитываются в первоначальной стоимости нефинансовых активов. По правилам бюджетного учета нефинансовые активы принимаются к учету по их первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление, с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками и подрядчиками (п. 11 Инструкции N 148н <1>). Это правило относится к учету нефинансовых активов, приобретенных или созданных за счет бюджетного финансирования, а также к учету работ, услуг, полученных в рамках бюджетной деятельности.
<1> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Пример 1 . Бюджетному учреждению здравоохранения поставщиком перевязочных материалов предъявлен счет-фактура на сумму 34 000 руб., в том числе НДС - 5185 руб. Материальные запасы приобретаются за счет бюджетных средств.

В бюджетном учете будут сделаны следующие проводки:

  1. Суммы НДС подлежат возмещению и не включаются в первоначальную стоимость нефинансовых активов (работ, услуг). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками товаров (работ, услуг), относятся на счет 2 210 01 000 "Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам". В дальнейшем учтенные на данном счете суммы принимаются к вычету. Это правило распространяется на приобретение материальных ценностей (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.

Применение налогового вычета означает уменьшение суммы налога, начисленной учреждением к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Вычетам подлежат суммы налога по товарам (работам, услугам), а также имущественным правам, приобретенным (п. 2 ст. 171 НК РФ):

  • для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • для перепродажи.

Существуют также определенные правила (условия) применения налоговых вычетов, о них будет сказано ниже.

В соответствии с п. 177 Инструкции N 148н суммы налога, предъявленные поставщиками, подрядчиками по приобретенным нефинансовым активам (выполненным работам, оказанным услугам) либо фактически уплаченные при ввозе нефинансовых активов на территорию РФ, не включаемые в стоимость таких нефинансовых активов (работ, услуг), отражаются проводкой:

Дебет счета 2 210 01 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"

Кредит счетов 2 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", 2 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (по соответствующим счетам аналитического учета).

Списание сумм НДС, принятых учреждением в качестве налогового вычета в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, отражается проводкой:

Дебет счета 2 303 04 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"

Кредит счета 2 210 01 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Пример 2 . Учреждение здравоохранения приобрело томограф за счет внебюджетных средств, который предполагается использовать в деятельности, облагаемой НДС. Стоимость томографа - 448 400 руб., в том числе НДС - 68 400 руб.

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующим образом:

Если приносящая доход деятельность не облагается НДС, то суммы налога, предъявленные поставщиками (подрядчиками) нефинансовых активов, работ, услуг, учитываются в их стоимости. В бюджетном учете операции по их приобретению отражаются так же, как и в случае приобретения за счет бюджетного финансирования, с той лишь разницей, что в 18-м разряде счета указывается код 2 - приносящая доход деятельность, а оплата товаров (работ, услуг) отражается на счете 2 201 01 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".

  1. Суммы НДС учитываются в стоимости нефинансовых активов, работ, услуг пропорционально стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период. Другими словами, если нефинансовые активы, работы, услуги приобретаются для использования в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, то к возмещению принимается налог, рассчитываемый пропорционально выручке (доходу) от реализации облагаемых НДС товаров (работ, услуг) в общей сумме выручки за налоговый период.

Невозмещаемая сумма НДС в этом случае должна быть включена в первоначальную стоимость имущества (дебет счета 2 106 01 310), а оставшаяся часть выделена на счет 2 210 01 560.

Обратите внимание! Налогоплательщик имеет право не применять вышеуказанное правило к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Пример 3 . Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Рассчитаем сумму НДС, предъявленную продавцом томографа, которую надо будет принять к вычету. Она составит 60% от всей предъявленной суммы НДС, или 41 040 руб. (68 400 x 60%). Указанную сумму надо выделить на счет 2 210 01 000, а оставшуюся (27 360 руб.) учесть в первоначальной стоимости томографа. В нашем случае первоначальная стоимость томографа составит 407 360 руб. (380 000 + 27 360).

В бухгалтерском учете указанные операции отражаются следующим образом:

Условия применения налоговых вычетов

Основным условием применения налоговых вычетов считается наличие счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Кроме того, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации необходимо наличие документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Следующее условие (не менее важное) - это использование товаров (работ, услуг) в деятельности, облагаемой НДС.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) после принятия на учет указанных товаров, работ, услуг.

При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг) иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав. Налоговым законодательством не предусмотрена корректировка сумм налоговых вычетов по НДС на возникающие у покупателя суммовые разницы. Все вышеуказанные условия обозначены ст. 172 НК РФ.

Есть мнение налоговых и финансовых органов, что вычет по НДС предоставляется только в том налоговом периоде, в котором осуществляются налогооблагаемые операции (Письма Минфина России от 01.10.2009 N 03-07-11/245, от 30.03.2010 N 03-07-11/79, УФНС России по г. Москве от 02.12.2009 N 16-15/126829). Так финансовое ведомство трактует п. 1 ст. 171 НК РФ, в котором говорится, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ. Поскольку на основании п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, то, не имея налоговой базы, нельзя применять налоговые вычеты.

Однако судебная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика. По мнению судей, нормами гл. 21 НК РФ не установлена зависимость вычетов НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) от фактического исчисления налога по конкретным операциям, для осуществления которых приобретены данные товары (работы, услуги) (Постановления Президиума ВАС РФ от 03.05.2006 N 14996/05, ФАС МО от 26.01.2010 N КА-А41/15377-09).

Налоговый кодекс предоставляет плательщику возможность возмещения сумм превышения налоговых вычетов над общей суммой начисленного налога за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ). При этом Минфин России рекомендует трехлетний срок исчислять после окончания налогового периода, в котором возникли налоговая база по налогу и сумма налога, исчисленная с этой налоговой базы. Условием возмещения указанных выше сумм является наличие полученных налогоплательщиком счетов-фактур и соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие на учет приобретенных им товаров (работ, услуг) (Письмо N 03-07-11/79).

Возмещение НДС с полученных авансов

По правилам Налогового кодекса при получении аванса (предоплаты) в счет будущей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) организация обязана начислить НДС к уплате в бюджет. День получения предоплаты считается моментом определения налоговой базы, если он наступил раньше, чем были отгружены товары, выполнены работы, оказаны услуги (пп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ).

При получении аванса сумма НДС должна определяться расчетным методом. Налоговая ставка в этом случае устанавливается как процентное отношение действующей налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ). В 2010 г. налоговая ставка в отношении авансов равна 15,25% (18/118 x 100).

После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг и начисления НДС к уплате в бюджет с выручки налог, начисленный с предоплаты, необходимо поставить к возмещению (п. 8 ст. 171, п. 6 ст. 172 НК РФ).

Счета-фактуры на сумму НДС, начисленного с полученной предоплаты, выставляются покупателю товаров (работ, услуг) не позднее пяти календарных дней считая со дня получения сумм частичной оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ). Они регистрируются в книге продаж. После отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг счет-фактура, выставленный на полученный аванс, регистрируется в книге покупок и является основанием для возмещения НДС с полученного аванса.

В счете-фактуре, выставляемом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

  • порядковый номер и дата выписки;
  • наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
  • номер платежно-расчетного документа;
  • наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
  • сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  • налоговая ставка;
  • сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Вместе с тем если в счетах-фактурах по авансовым платежам заполнены дополнительные реквизиты, то такие счета-фактуры не рассматриваются как составленные с нарушением требований закона (Письмо Минфина России от 24.07.2009 N 03-07-09/33).

Пример 4 . В августе 2010 г. учреждение здравоохранения получило аванс в размере 20% в счет оказания услуг в сумме 47 200 руб. В сентябре услуги были оказаны и произведен окончательный расчет. Стоимость услуг составила 236 000 руб.

Август 2010 г.

аванс за услуги

Начислен в бюджет НДС с полученного

ранее аванса

(47 200 руб. x 15,25%)

Сентябрь 2010 г.

Оказаны платные услуги (с учетом

НДС) сторонней организации

Начислен в бюджет НДС на стоимость

оказанных услуг

Зачтен ранее начисленный НДС

Получен на лицевой счет учреждения

окончательный расчет за оказанные

Возмещение НДС с перечисленных авансов

Как было указано выше, в случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг поставщик (продавец) обязан предъявить покупателю этих товаров, работ, услуг сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Покупатель имеет право поставить к возмещению сумму, указанную в полученном счете-фактуре, то есть сумму с полученного аванса. Эта норма введена в Налоговый кодекс с 2009 г. Пунктом 12 ст. 171 НК РФ предусмотрено право покупателя на вычет НДС, исчисленного с предварительной оплаты товаров (работ, услуг).

Для того чтобы принять к вычету НДС с перечисленного аванса, учреждение-покупатель должно иметь (п. 9 ст. 172 НК РФ):

  • счет-фактуру, выставленный продавцом;
  • документы, подтверждающие фактическое поступление оплаты;
  • договор, предусматривающий перечисление указанных сумм.

Обратите внимание! Если в договоре условие о предварительной оплате (частичной оплате) не предусмотрено или соответствующий договор отсутствует, а предварительная оплата перечисляется на основании счета, налог по перечисленному авансу к вычету не принимается (Письмо Минфина России от 06.03.2009 N 03-07-15/39).

В том налоговом периоде, в котором произошла реализация товаров (работ, услуг), НДС по перечисленному авансу, принятый к вычету, нужно восстановить (пп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Пример 5 . Учреждение здравоохранения в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС, заключило договор на поставку медикаментов на сумму 180 000 руб., в том числе НДС - 27 450 руб. Согласно условиям договора в апреле 2010 г. поставщику был перечислен аванс в размере 30% - 54 000 руб. Медикаменты были получены и оплачены в мае 2010 г.

В бухгалтерском учете учреждения операции отражаются следующим образом:

Апрель 2010 г.

Перечислен аванс под поставку

медикаментов

Принят к вычету НДС с суммы

перечисленного аванса

(54 000 руб. x 15,25%)

Поставлены на учет медикаменты

Выделен НДС (налоговый вычет)

со стоимости медикаментов

Зачтен ранее перечисленный аванс

Восстановлен НДС, принятый к вычету

с суммы перечисленного аванса

Принят к вычету НДС со стоимости

медикаментов

Произведен окончательный расчет

за медикаменты

В нашем примере НДС поставлен к вычету, а затем восстановлен на расчеты с бюджетом в одном налоговом периоде. По мнению автора, применять такую схему целесообразно, если перечисление аванса и зачет НДС приходятся на один налоговый период, а получение материальных ценностей - на следующий налоговый период. Учреждение может принять решение не использовать право на вычет с перечисленных авансов, поскольку Налоговым кодексом предусмотрено право налогоплательщика на вычет НДС по перечисленным суммам предварительной оплаты, а не обязанность по принятию налога к вычету (Письмо Минфина России от 01.09.2009 N 03-07-14/92).

Обратите внимание! При осуществлении предварительной оплаты (частичной оплаты) наличными денежными средствами или в безденежной форме вычет налога по такой оплате (частичной оплате) не производится, поскольку в данных случаях у покупателя товаров (работ, услуг, имущественных прав) отсутствует платежное поручение (Письмо N 03-07-15/39).

Реализация основных средств бюджетных учреждений и НДС

Реализация имущества подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Совершая операции, облагаемые НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. Если реализуемое основное средство числится на балансе учреждения с учетом НДС (то есть налог не возмещался), налоговая база рассчитывается как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью реализуемого основного средства (п. 3 ст. 154 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118. В случае, когда основное средство, подлежащее реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого основного средства.

Пример 6 . Организация здравоохранения продает магнитно-резонансный томограф (МРТ), приобретенный за счет средств от приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Его первоначальная стоимость - 560 000 руб. (без НДС). Сумма начисленной амортизации - 260 000 руб., остаточная стоимость МРТ - 300 000 руб. На основании акта независимого оценщика установлена продажная цена МРТ - 380 000 руб. (в том числе НДС - 57 950 руб.). Стоимость услуг оценщика - 4800 руб. (без НДС).

В бюджетном учете организации будут сделаны следующие проводки по реализации МРТ:

Отражено начисление дохода

от реализации МРТ

Отражено начисление НДС с выручки

от реализации МРТ

Отражено выбытие МРТ в связи с его

реализацией (сумма фактически

начисленной амортизации)

Отражено списание остаточной

стоимости на расходы по приносящей

доход деятельности

Учтены расходы по оценке МРТ

Списаны расходы, относящиеся

к реализации имущества

(300 000 + 4800) руб.

Поступила выручка от реализации МРТ

Начислен налог на прибыль

((380 000 - 57 950 - 304 800) руб. x

Перечислен НДС в бюджет

Перечислен налог на прибыль в бюджет

<*> Если доходы от реализации облагаются НДС, то для целей исчисления налога на прибыль доходы рассчитывают за минусом НДС (п. 1 ст. 264 НК РФ). Кроме того, при исчислении налога на прибыль бюджетные учреждения могут уменьшить доходы от реализации имущества на сумму расходов, связанных с ней, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (ст. ст. 247, 252 НК РФ). Согласно пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ в случае реализации имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности и используемого для ее осуществления, доходы следует уменьшить на их остаточную стоимость.

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения здравоохранения:

бухгалтерский учет и налогообложение"