Плавучий музей подводной лодки с 189. Четвёртый отсек - аккумуляторный, жилой

У плавучего причала ЛенВМБ на набережной Лейтенанта Шмидта пришвартована подводная лодка-музей С-189 613 проекта. Субмарина построена в 1955 году на Балтийском заводе и является старейшей подводной лодкой послевоенной постройки, остающейся на плаву.

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после Великой Отечественной войны.

Технический проект разработан в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ MT "Рубин") под руководством Я.Е. Ефграфова и утвержден в августе 1948 года. Первая лодка была спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в октябре 1950 года, а вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 годы было построено в СССР 215 лодок данного проекта и ещё 21 единица в Китае. Это самая большая серия в истории советского подводного кораблестроения, в мировом масштабе она уступает только VII-й серии немецких подводных лодок, строившихся во время Второй мировой войны.

В ВМФ СССР эти подводные лодки несли службу на всех флотах. Их основное назначение - ведение боевых действий против боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 80-х годов лодки проекта 613 несли боевое дежурство в морях и океанах, использовались для испытаний нового вооружения, в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты.

Парусник Мир и С-189.

Парусник Мир и С-189.

Данная лодка была построена в 1954-1955 годах на Балтийском заводе и вошла в состав Кронштадтской базы подлодок.

Сегодня это единственный сохранившийся раритет от знаменитого 613-го проекта. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. В 1990-м лодка была выведена из состава флота и вскоре затонула в порту Кронштадта. На её подъём у Ленинградской ВМБ не было средств, своей участи субмарина ждала 6 лет, пока у ветеранов подводников не родилась идея сделать из неё музей. В конце 2005 года при благотворительной помощи бывшего военного моряка Андрея Артюшина субмарину подняли и поставили в док на Канонерский завод. Более двух лет ушло на восстановление внутреннего оборудования. В августе 2007 года подлодка была установлена на набережной лейтинанта Шмидта, началась работа по созданию на её борту музея.

Основные ТТХ:

Длина - 76 м;

Ширина - 6.3 м;

Водоизмещение

надводное - 1050 т;

подводное - 1350 т;

Глубина погружения 200 м;

Экипаж 54 человека (8 офицеров);

Автономность 30 суток;

Максимальная скорость

надводная - 18.25 узлов;

подводная - 13.1 узла;

Время непрерывного пребывания под водой - 200 часов.

Вид на корму.

Вид на корму.

Эту церковь можно увидеть в перископ лодки.

Эту церковь можно увидеть в перископ лодки.

Лодка разделена на семь отсеков. Вход по трапу через 4 отсек. Но пройдусь по порядку, начиная с носовой части. Первый отсек - носовой торпедный, жилой.

Лодка разделена на семь отсеков. Вход по трапу через 4 отсек. Но пройдусь по порядку, начиная с носовой части. Первый отсек - носовой торпедный, жилой.

Четыре 533-мм торпедных аппарата.

Четыре 533-мм торпедных аппарата.

Коек всего 4, хотя в буклете, который выдают вместе с билетом, написано про 16. Остальные, видимо, не стали вешать, чтобы было попросторнее посетителям.

Это, если не ошибаюсь, не торпеда, а имитатор подводной лодки.

Вид на второй отсек. Кстати пролазить в эти гермолюки очень хлопотное занятие.

Вид на второй отсек. Кстати пролазить в эти гермолюки очень хлопотное занятие.

Второй отсек - аккумуляторный, жилой. Аккумуляторные батаре расположены в нижней части отсека и на фотографиях их нет. Обратный взгляд на первый отсек из второго.

Второй отсек - аккумуляторный, жилой. Аккумуляторные батаре расположены в нижней части отсека и на фотографиях их нет. Обратный взгляд на первый отсек из второго.

Здесь расположены кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи.

Из этого телевизора вместе с фотографиями на всю лодку раздавались звуки сонара. Начинал я экскурсию с хвостовой части лодки и сначала я подумал, что мне чудится, что это действует на воображение антураж подводной лодки. Ну или я слишком часто слушаю Echoes Pink Floyd) Но позже, дойдя до этого отсека, все прояснилось.

У плавучего причала ЛенВМБ на набережной Лейтенанта Шмидта пришвартована подводная лодка-музей С-189 613 проекта. Субмарина построена в 1955 году на Балтийском заводе и является старейшей подводной лодкой послевоенной постройки, остающейся на плаву.

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после Великой Отечественной войны.
Технический проект разработан в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ MT "Рубин") под руководством Я.Е. Ефграфова и утвержден в августе 1948 года. Первая лодка была спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в октябре 1950 года, а вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 годы было построено в СССР 215 лодок данного проекта и ещё 21 единица в Китае. Это самая большая серия в истории советского подводного кораблестроения, в мировом масштабе она уступает только VII-й серии немецких подводных лодок, строившихся во время Второй мировой войны.

В ВМФ СССР эти подводные лодки несли службу на всех флотах. Их основное назначение - ведение боевых действий против боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 80-х годов лодки проекта 613 несли боевое дежурство в морях и океанах, использовались для испытаний нового вооружения, в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты.

Парусник Мир и С-189.

Данная лодка была построена в 1954-1955 годах на Балтийском заводе и вошла в состав Кронштадтской базы подлодок.
Сегодня это единственный сохранившийся раритет от знаменитого 613-го проекта.
До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров.
В 1990-м лодка была выведена из состава флота и вскоре затонула в порту Кронштадта. На её подъём у Ленинградской ВМБ не было средств, своей участи субмарина ждала 6 лет, пока у ветеранов подводников не родилась идея сделать из неё музей. В конце 2005 года при благотворительной помощи бывшего военного моряка Андрея Артюшина субмарину подняли и поставили в док на Канонерский завод.
Более двух лет ушло на восстановление внутреннего оборудования. В августе 2007 года подлодка была установлена на набережной лейтинанта Шмидта, началась работа по созданию на её борту музея.
Музей открылся 18 марта 2010 года.

Основные ТТХ:
-длина - 76 м;
-ширина - 6.3 м;
-водоизмещение
надводное - 1050 т;
подводное - 1350 т;
-глубина погружения 200 м;
-экипаж 54 человека (8 офицеров);
-автономность 30 суток;
-максимальная скорость
надводная - 18.25 узлов;
подводная - 13.1 узла;
-время непрерывного пребывания под водой - 200 часов.

Вид на корму.

Эту церковь можно увидеть в перископ лодки.

Лодка разделена на семь отсеков. Вход по трапу через 4 отсек.

Но пройдусь по порядку, начиная с носовой части.
Первый отсек - носовой торпедный, жилой.

Четыре 533-мм торпедных аппарата.

Коек всего 4, хотя в буклете, который выдают вместе с билетом, написано про 16. Остальные, видимо, не стали вешать, чтобы было попросторнее посетителям.

Это, если не ошибаюсь, не торпеда, а имитатор подводной лодки.

Вид на второй отсек. Кстати пролазить в эти гермолюки очень хлопотное занятие.

Второй отсек - аккумуляторный, жилой. Аккумуляторные батаре расположены в нижней части отсека и на фотографиях их нет.

Обратный взгляд на первый отсек из второго.

Здесь расположены кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи.

Из этого телевизора вместе с фотографиями на всю лодку раздавались звуки сонара. Начинал я экскурсию с хвостовой части лодки и сначала я подумал, что мне чудится, что это действует на воображение антураж подводной лодки. Ну или я слишком часто слушаю Echoes Pink Floyd) Но позже, дойдя до этого отсека, все прояснилось.

ОНА УТОНУЛА
Это и к этой лодке относится.

Третий отсек - центральный пост, главный командный пункт.

Этот отсек очень тесный. В какой-то момент стало даже неприятно в нем находится из-за столь замкнутого пространства. Зато узнал, что могу страдать клаустрофобией.

Здесь расположены рубки гидроакустиков и радиометристов, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием.

А ещё много-много всяких вентилей.

Очень много.

Но самое интересное в этом отсеке конечно перископ.

Четвертый отсек - аккумуляторный, жилой. В каютах мичманов расположена касса музея. Билет стоит 300 рублей (студентам и школьникам 200 и 100 соответственно).
Вид из него на пятый отсек.

После Великой Отечественной войны перед советской военной промышленностью была поставлена глобальная задача - обеспечение армии современной боевой техникой, способной противостоять самым сильным противникам и превосходить их. Во многочисленных конструкторских бюро СССР закипела работа по разработке новейших танков, самолетов, кораблей...
Одним из сотен КБ был ЦКБ-18, где разрабатывался совершенно новый тип подводных лодок, получивший название Проект-613.
В 1950 году на воду было спущена первая лодка нового проекта, который стал самым массовым типом торпедных подводных лодок в послевоенной СССР. Всего с 1951 по 1958 гг было построено 215 субмарин этого проекта в СССР и еще 21 - в Китае.

Лодка С-189 проекта 613 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Помимо боевых походов она принимала участие в испытании новых образцов на полигоне Ладожского озера. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров. Прослужив почти 35 лет, была выведена из состава флота в 1990 году и позже, в 1999 году, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадт, погрузившись у причала на грунт из-за потери плавучести.
В 2005 году за счёт средств бизнесмена и бывшего подводника Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и поставлена в док на Канонерском заводе, где обрела второе рождение. После ремонта и восстановления внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года у набережной лейтенанта Шмидта г. Санкт-Петербурга.

3. В 1942 году конструкторы из ЦКБ-18 начали работу над проектом новой средней подводной лодки, предназначенной для замены лодок типа «Щука». Проект получил номер 608, главным инженером был назначен В. Н. Перегудов. В 1944 году оба проекта были представлены в Управление кораблестроения, но поддержки не получили из-за невыполнения требований по вооружению и радиусу действия.
30 июля 1944 года в Финском заливе была потоплена немецкая субмарина U-250 типа VIIC. Затонувшую на глубине 27 метров лодку в октябре подняли и отбуксировали в Кронштадт. Нарком ВМФ Н. Г. Кузнецов в январе 1945 года издал приказ, в соответствии с которым прекращались работы по проекту 608, и начиналось создание проекта 613, который должен быть был основан на конструкции немецкой лодки, но с некоторым увеличением водоизмещения с 770 до 800 тонн. После окончания войны советские специалисты ознакомились с недостроенными германскими «электролодками» типа XXI, которые были захвачены на верфях Данцига. Весной 1946 года из Великобритании были получены четыре достроенных лодки типа XXI. Результатом морских испытаний этих кораблей стало полное изменение технического задания по проекту 613 в августе 1946 года, а тип XXI был взят за основу нового варианта проекта основной советской послевоенной субмарины. Эскизный проект был завершён в октябре 1947 года, рабочие чертежи были готовы к августу 1948 года.
Строительство подводных лодок проекта 613 велось с 1950 по 1957 годы. Годовое производство доходило до 73 единиц.

4. Проект 613 имеет двухкорпусную конструкцию. Цельносварной прочный корпус с внешним размещением шпангоутов разделяется водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков - 2 торпедных жилых, 2 аккумуляторных жилых, центральный пост, дизельный, электромоторный

5. Спуск или, если можно так сказать, "главный вход" в подводную лодку

6. Сразу от входа мы попадаем в четвертый отсек, который является аккумуляторным. Нужно сказать, что каждый из отсеков любой подводной лодки имеет намного больше предназначений, чем может казаться, исходя и его названия.
Так, в 4-м (аккумуляторном) отсеке располагаются 112 аккумуляторов 46СУ (ниже уровня палубы, в аккумуляторной яме), камбуз, кают-компания и каюты мичманов, электрокомпрессор, баллоны воздуха высокого давления и т.д.

7. На камбузе есть даже запасы вяленой воблы....

9. Внутреннее пространство в подводной лодке очень ограничено и высокому человеку здесь находиться достаточно не комфортно. Именно по этой причине в музее многие трубы и коммуникации на уровне головы обшиты мягкими яркими матами. И совсем не зря.. Я тоже приложился

10. Переходим в пятый отсек - дизельный.

11. Управление камерами погружения

12. В дизельном отсеке находятся 2 дизельных двигателя с приборами управления и системами обслуживания; топливный бак, 2 дизель-компрессора и судовые вентиляторы.

13. Основой энергетической установки были два двухтактных дизельных двигателя модели 37Д. В крейсерском положении они разгоняли лодку до максимальной скорости в 18,25 узла. Экономическая надводная скорость составляла 8-10 узлов. Запаса топлива хватало на 8580 миль при 10 узлах или на 13000 миль при 8 узлах.
Кроме того, на лодке есть два главных электродвигателя модели ПГ-101, имевшие мощность по 1350 л. с. и обеспечивавшие скорость полного подводного хода в 13,1 узла, которая могла поддерживаться в течение часа. Два электродвигателя экономического хода модели ПГ-103 имели мощность по 50 л. с. и разгоняли лодку под водой до скорости 1,97 узла. На экономических электродвигателях заряда батарей хватало на 352 мили подводного хода.

14. Узкие проходы между отсеками. Каждый отсек герметичен и в случае необходимости может быть практически моментально изолирован от остальных. Здесь работали и передвигались 54(!!!) члена экипажа лодки

15. Шестой отсек - электромоторный и одновременно являющийся жилым. Здесь располагаются 2 главных гребных электродвигателя с главными ходовыми станциями, два электродвигателя экономического хода, станция объемного пожаротушения и 6 подвесных коек личного состава

16. Чего на лодке очень много - это различных вентилей.

17. Седьмой отсек - торпедный кормовой и одновременно жилой. Здесь располагаются 2 торпедных аппарата с приборами управления стрельбой, ручные приводы управления вертикальными и кормовыми горизонтальными рулями, насосный узел гидравлики, трюмная помпа и 6 подвесных коек. Здесь же аварийный люк

18. Внутри торпедного аппарата.
Торпедное вооружение лодки составляли 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм: 4 носовых и 2 кормовых. Для носовых аппаратов в 1 отсеке на стеллажах хранились 6 запасных торпед. Вместо 10 носовых торпед лодка могла брать 20 мин типа АМД-1000: по две мины в каждый аппарат и 12 мин на стеллажах. Торпедная стрельба осуществлялась с глубин до 30 метров.

19. Коммуникации

20. Переборка между отсеками

21. В носовом торпедном отсеке (первом) находятся четыре торпедных аппарата с приборами управления стрельбой. Здесь же станция пенотушения, приводы носовых горизонтальных рулей, торпедопогрузочный люк, стеллажи с запасными торпедами и 16 подвесных коек.

22. Койки располагаются прямо над торпедами.

23. Приборы управления рулями

24. Второй отсек - аккумуляторный и одновременно жилой. Здесь располагаются помимо еще 112 аккумуляторных батарей кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи и ОСНАЗ и баллоны воздуха высокого давления.

25. Радиорубка. Комплекс радиоэлектронного оснащения проекта 613 в процессе постройки и эксплуатации неоднократно изменялся. Подводные лодки получили радиолокационную станцию обнаружения надводных целей «Флаг». Гидролокатор «Тамир-5Л» и станция шумопеленгования «Марс-24КИГ» (впоследствии заменялась на «Феникс») обеспечивали обнаружение целей в подводном положении.

26. Третий отсек - центральный пост (или главный командный пункт). Здесь располагаются рубки гидроакустика и радиометриста, штурманская выгородка, перископ, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием, гирокомпас, торпедный аппарат стрельбы, подъемно-мачтовые выдвижные устройства, главный осушительный насос, артпогреб, провизионные кладовые, гальюн и нижний рубочный люк

27. Корабельные часы. Они немного отличаются от привычных нам - здесь шкала состоит из 24 часов, а не из 12...

28. Штурманская выгородка. Здесь происходит прокладка курса подводной лодки

29. Бесконечные сине-красные вентили

30. Перископ

31. Кренометр. Прибор очень похожий на обычный строительный уровень.

32. Дальнейшим развитием проекта 613 стал проект 633, таких лодок было построено уже значительно меньше - всего 20...

С-189, ППМ С-189
проект 613


фотография:

ПЛ С-189 проекта 613 в Палдиски (Эстонская ССР). 1984-1985 год.
Фрагмент фотографии из архива Синявского Э.

историческая справка:


1954 год 1 февраля
Зачислена в списки кораблей BMФ СССР;

1954 год 31 марта
Заложена на Балтийском Заводе (ССЗ №189) им. С.Орджоникидзе в г.Ленинград как средняя торпедная подводная лодка. Экипаж подчинен 39-му ДнCПЛ 93-й БpУCПЛ КВМК (с 01.08.1954 - в составе 68-й ДиУK(ПЛ));

1954 год 10 - 23 декабря
Выход на испытания. Переход по маршруту Ленинград-Кронштадт-Гогланд-Таллин-Либава на сдаточную базу завода для окончания швартовых испытаний;

1954 год 29 декабря - 1955 год 21 января
Выполнила программу заводских ходовых испытаний;

1955 год 9 января
Поднят военно-морской флаг (приказ Командующего 4-го ВМФ от 8 января 1955 г.). День считается корабельным праздником;

1955 год 22 января - 9 марта
Выполнила программу государственных испытаний. Временно базировалась на г.Либава (Латвийская ССР) с подчинением 93-й БpУCПЛ 68-й ДиУK(ПЛ) КВМК;

1955 год 17 марта
Вошла в состав 8-го ВМФ. Включена в состав 157-й БрПЛ 17-й ДиПЛ 8-го ВМФ СССР (с 24.12.1955 - 157-я БрПЛ 27-й ДиПЛ КБФ) с базированием на г.Усть-Двинск (Латвийская ССР), затем - г.Палдиски (Эстонская ССР);

1955 год 15 февраля
Переформирована в состав 157-й БрПЛ Восточно-Балтийской флотилии с базированием на г.Палдиски (Эстонская ССР);

1956 год 20 мая
Перечислена в состав 158-й ОБрПЛ 27-й ДиПЛ КБФ с базированием на г.Клайпеда (Литовская ССР);

1956 год 19 ноября - 1957 год 30 апреля
Находилась на заводе №180 (г.Ленинград) для производства модернизационных работ;

1957 год 1 июля
Перечислена в состав 417-го дивизиона 177-й бригады опытовых кораблей Ленинградского BMP с базированием на бухту Владимировская (Приозерский район Ленинградской области);

1958 год 14 октября
Перечислена в состав 39-й ОБрСРПЛ ЛенВМР (с 17.10.1960 или 01.01.1961 - 39-я ОБрСРПЛ ЛенВМБ). Базировалась на г.Ленинград и г.Кронштадт;

1959 год
Экипажу вручено почетное Красное знамя Областного совета ВЛКСМ;

1959 год
Перешла на испытательный полигон на Ладожское озеро для испытаний новых образцов вооружения и техники;

1960 год
При выполнении программы испытаний, при подныривании под обеспечивающй корабль, прозошло касание ограждением рубки днища корабля. Причиной столкновения оказалась нерасчетливость командира. После разбора происшествия он был снят с должности;

1965 год 5 мая
Перечислена в состав 116-го ОДнПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с базированием на г.Кронштадт;

1966 год 31 августа
Переформирована в состав 25-й БрПЛ 4-й УДиК ЛенВМБ с прежним местом базирования;

1968 год июль
В день 50-летия ВМФ выполнила в Ленинграде на Неве специальное задание: по сигналу погрузилась в позиционное положение напротив Горного института, прошла под мостами до Литейного моста и всплыла. Когда поравнялась с кормой крейсера «Киров», с носовой надстройки ПЛ были выпущены сигнальные ракеты;

1968 год 15 декабря - 1969 год 29 апреля

1969 год 24 декабря - 1970 год 27 апреля
Переведена для зимнего базирования в г.Лиепая и г.Балтийск с временным подчинением командиру 37-й ДиПЛ ДКБФ;

1970 год 9 апреля
Приказом командира Ленинградской ВМБ объявлена "Отличным кораблем";

1970 год
За отличные показатели в боевой и политической подготовке в 1970 году занесена в книгу Почета Ленинградской ВМБ (приказ командира Ленинградской ВМБ от 12.11.1970);

1971 год

1972 год
Базировалась на Лиепаю. Участвовала в учениях ДКБФ "Весна-72" и "Балтика-72";

1972 год
Подтвердила звание "Отличный корабль";

1973 год 31 января - 18 апреля
Переведена для зимнего базирования в г.Лиепая и г.Балтийск с временным подчинением командиру 37-й ДиПЛ ДКБФ;

1975 год с мая по сентябрь
Выполнила программу специальных испытаний новых образцов вооружения и техники на полигоне в Ладожском озере;

1977 год январь - 29 апреля
Отрабатывала задачи БП на Южной Балтике базируясь на г.Балтийск. Участвовала в учениях ДКБФ "Север-77";

1977 год 25 декабря - 1978 год 29 апреля
Отрабатывала задачи БП на Южной Балтике базируясь на г.Балтийск;

1978 год октябрь
Приняла участие в торпедных стрельбах на приз ГК ВМФ. Стрельба на "отлично" заняла 2-е место в ВМФ по торпедной подготовке. Приказом командира 25-й БрПЛ от 03.11.1978 за участие в состязательных торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего Военно-Морским Флотом, которые проводились впервые в истории Ленинградской ВМБ и за достойное выполнение служебного Долга всему личному составу подводной лодки С-189 объявлена благодарность;

1978 год

1979 год лето
Перебазирована на Ладожское озеро для участия в испытаниях новых образцов оружия;

1979 год
Признана лучшим кораблем соединения;

1982 год
Признана лучшим кораблем соединения;

1983 год
Участвовала в учениях ДКБФ под руководством ГК ВМФ СССР;

1986 год 1 сентября
Согласно директивы Главного Штаба ВМФ от 14.03.1986 и директивы Начальника штаба Ленинградской ВМБ от 15.04.1986 выведена в резерв 3 категории и законсервирована в составе 25-й БрПЛ в г.Кронштадт. Уход и сбережение за подводной лодкой возложены на 82-й экипаж консервации подводных лодок;

1990 год 19 апреля
Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации (приказ Главнокомандующего ВМФ от 19.04.1990 и командира Ленинградской ВМБ от 28.05.1990). Поставлена на отстой в г.Кронштадт;

1998 год - 1999 год
Затонула из-за неисправности забортной арматуры и находилась в затопленном состоянии на грунте в Купеческой гавани г.Кронштадт у пирса;

2005 год ноябрь
Поднята и отбуксирована в Канонерский завод для переоборудования в музей;

2006 год 22 июня
Выведена из плавдока Канонерского завода и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по восстановлению интерьера;

2007 год 2 августа
Переведена и отшвартована к плавпричалу набережной Лейтенанта Шмидта напротив Морского корпуса Петра Великого (бывшее ВВМУ им. Фрунзе) в г.Санкт-Петербург для постоянной стоянки;

2007 год 3 августа
Торжественный подъем флага и открытие плавучего памятника-музея (подводного плавучего музея " ППМ С-189" по инициативе ветеранских организаций моряков-подводников г.Санкт-Петербурга. Координатором и руководителем работ по воплощению проекта создания плавучего памятника-музея стал Артюшин А.А.;

2012 год
Открыта для посещения в качестве музея;

2016 год
Используется в качестве музея.

дополнительная информация:


1. Фотография ПЛ С-189 с носовой площадкой для дополнительного торпедного аппарата . 1966 год, Кронштадт.
2. Фотография ПЛ С-189 у пирса в 70-е годы из исторической справки ПЛ С-168 .
3. Фотография затопленной ПЛ С-189 в 90-е годы из исторической справки ПЛ С-361 .
4. Фотография подъема корпуса ПЛ С-189 . 2005 год, ноябрь.
5. Фотография ПЛ С-189 у стенки Канонерского завода . 2006 год.
6. Фотография ППМ С-189 и PGY "Prometheus" ВМС Греции в г.Санкт-Петербург. 2007 год.
7. Фотография ППМ С-189 на месте постоянной стоянки в г.Санкт-Петербург.


командиры (в/ч 81302):

1. Караваев Б.А. (02.06.1954-11.11.1955) требует уточнения, возможно ВРИД или ошибочно
2. Мышкин Н.А. (27.07.1953-03.12.1956)
3. Сафронов К.В. (03.12.1956-03.10.1960)
4. Маслич Р.В. (31.10.1960-31.08.1962)
5. Онуфриенко Ю.С. (11.09.1962-28.08.1964)
6. Ходырев В.Я. (21.09.1964-22.08.1967)
7. Пихтелёв М.Х. (11.09.1967-26.06.1975)
8. Плеханов Б.В. (26.06.1975-17.03.1977)
9. Голанд Л.И. (17.03.1977-26.07.1978)
10. Куция А.И. (31.07.1978-04.04.1983)
11. Иванов И.В. (04.04.1983-1984)
12. Ведров С.А. (198?-1990)
13. Чернышев Н.В. (2007-2015-201?) капитан-директор "ППМ С-189"

источники:
1. Пресс-релиз ООО "И.М.С.А." от 01.08.2007г.;
2. Кузин В.П., Никольский В.И. "Военно-Морской Флот СССР 1945-1991", ИМО, Санкт-Петербург, 1996г.;
3. Фотография Николаева А.С.
4. Караваев Б.А. "К-107: первая автономка", ВТА "Тайфун", №3, 2002г.
5. Апрелев С.В. "Советские субмарины в музеях мира", Подводный флот Отечества, №12, 2006г.
6. Козлов В.С. "Средиземноморский экстрим", НИКА, Санкт-Петербург, 2008г.
7. "Кронштадское соединение ПЛ (1918-2008), ВТА "Тайфун", специальный выпуск №7, 2008г.
8. Пихтелев М.Х. "Автобиографические записки", 2001г.
9. Информация с сайта Отдела Санкт-Петербургской епархии по связям с ВМФ.

Большая просьба ко всем, кто может что-либо добавить к приведенным данным или внести поправки, свяжитесь с автором по e-mail:

© 2002-2018 Составители Илья Курганов и . Все права защищены.
Воспроизводство страницы полностью или частично в любой форме или виде только с письменного разрешения авторов.
© 2002-2018 Design by Ilya S. Kurganov and Andrey S. Nikolaev. All rights reserved.
Reproduction in whole or in part in any form or medium without express written permission of author is prohibited.

Подводная лодка "С-189" - новейшая военно-морская достопримечательность Санкт-Петербурга. Музей на борту лодки открылся в 2010 году. Сама же лодка в 2014-м году отпраздновала 60-летний юбилей.

Надо сказать, что перед посетителями музея заслуженный и уникальный корабль предстаёт в отличном состоянии. Ведь лодка была восстановлена с огромной любовью теми, кто всю свою жизнь связал с подводным флотом.

Несмотря на 4-летний возраст музея, даже многие любители техники не успели его посетить, не говоря уже о гостях Санкт-Петербурга. Постараемся восполнить этот пробел, хотя очное знакомство с лодкой окажется гораздо интересней.

"С-189" - историческая справка

Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип подводных лодок, построенных после Великой Отечественной войны.

Первая лодка 613-го проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950-го года.

С 1951-го по 1958-й год в Советском Союзе было построено 215 подводных лодок проекта 613.

В Военно-морском флоте Советского Союза подводные лодки 613-го проекта несли службу на всех флотах. Основное назначение этих лодок - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки и разведка.

Лодки 613-го проекта несли боевое дежурство до конца 1980-х годов. Они использовались для испытания нового вооружения, а также в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из лодок 613-го проекта были перестроены как ракетоносцы.

Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года (всего 5 месяцев!).

В боевом составе Военно-морского флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года.

За этот период службы "С-189" выполняла боевые задачи в Атлантическом и Балтийском морях.

"С-189" неоднократно объявлялась "Отличным кораблем". Лодка награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ. В 1970 году за отличные показатели в боевой и политической подготовке занесена в Книгу Почета Ленинградской Военно-Морской базы.

В октябре 1978 года впервые в истории Ленинградской Военно-морской базы принимала участие в торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ СССР. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок.

"С-189 " участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.

В 1990-м году лодка была исключена из состава флота. В 1998-м году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани Кронштадта. На подъем лодки у Ленинградской ВМБ средств не было.

Итак, что же представляет из себя этот интереснейший музей на подводной лодке, восставшей из глубин, как Феникс из пепла..

"С-189" - фотоэкскурсия

Подводная лодка С-189. Вид с Набережной Лейтенанта Шмидта.

Вид на "С-189" с плавучего причала.

На рубке лодки эмблема подводного флота СССР. Буква "Т" на фоне красной звезды, вероятно, означает победу в торпедных стрельбах на приз главнокомандующего ВМФ в 1978 году.

Спасательный костюм.

Койка на электродвигателе.

Газоанализатор. Таких было по несколько штук в каждом отсеке, так как качественный воздух - основа жизнедеятельности ПЛ.

Таблица перестукивания. При помощи этой "азбуки" задраенные отсеки могут общаться между собой.

Вид из люка дизельного отсека на корму.

Дизельный отсек. Двигатели в процессе переборки.

Если не ошибаюсь, пульт управления топливными цистернами.

Командирские!

В штурманской каюте (вернее, выгородке).

Рубочный люк.

Центральный пост. Количество различных маховиков и штурвальчиков поражает...

Самый правильный вариант часов.

Перископ.

Автомат управления торпедной стрельбой.

Вид в трюм через шахту перископа.

Вид через люк на первый (носовой, торпедный) отсек.

Люк для погрузки торпед в первом, носовом отсеке.

Кстати, кормовые торпедные аппараты заряжались напрямую снаружи и запаса не имели.

Носовые торпедные аппараты.

Прибор управления торпедной стрельбой.

1 отсек. Запасные торпеды, слева вверху - имитатор подводной лодки, подвесные койки. Всего в первом отсеке хранилось 6 запасных торпед и жили 16 моряков.

Вся электропроводка в лодке штатная и штатно же работает.

В отличие от лодки "Д-2", полностью превращённой в музей, "С-189" практически на ходу. Если на "Д-2" при создании музея убирали лишнюю электропроводку, водяную и воздушную арматуру, делая лодку просторней и понятней, то на "С-189" все штатные системы отремонтированны и работают.

По словам экипажа лодки (язык как-то не поворачивается назвать отставных подводников "сотрудниками музея"), лодка находится в отличном состоянии, осталось закончить переборку дизелей и можно отправляться на штурм глубины.