Планирование перевозок грузов (4 ч). Алгоритмы планирования грузоперевозок Факторы, влияющие на объем грузооборота железных дорог

3.1. Принципы планирования грузовых перевозок

Планирование грузовых перевозок подразделяется на перспективное, текущее и оперативное.

Перспективное (стратегическое ) планирование включает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. При этом расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры.

Текущее планирование составляется на год. В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров. При расчете ресурсов используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения внеплановых заказов.

При составлении годового плана работы АТО рассчитываются следующие показатели (по типам ПС): 1) коэффициент выпуска и использования парка АТС; 2) автомобиле-дни в работе; 3) возможные объемы перевозок; 4) годовой пробег, в том числе с грузом; 5) требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном состоянии; 6) расход топлива и ГСМ; 7) себестоимость перевозок.

Оперативное планирование это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологии и т.д.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю и смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

 расчет провозных возможностей АТО;

 расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

 составление почасовых графиков работы ПС;

 составление плана работ по клиентуре;

 расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

 составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие показатели: номер заявки или договора на перевозку; наименование заказчика; наименование груза, расстояние и объем перевозки; пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения ПРР; время подачи ПС под первую погрузку; количество выделенных АТС по маркам по плану и фактически (фактические показатели заполняются после обработки путевой документации); объем выполненной работы (количество ездок, перевезенных тонн груза, общий пробег и пробег с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

3.2. Задачи оптимизации и их место в планировании перевозок

Одним из главных путей повышения эффективности работы AT является выбор из множества вариантов использования АТС оптимального, т.е. наилучшего. В зависимости от вида решаемой задачи принимается показатель, для которого стремятся найти наилучшее значение (например, минимальный пробег АТС, максимальная прибыль и т.д.). Такой показатель называется критерием оптимальности и является функцией независимых параметров (исходных данных) задачи F = F (x 1 , x 2 ,..., х п ).

Показатели и характеристики, на значения которых наложены ограничения, являются также функциями независимых параметров и называются функциями ограничений, которые могут задаваться в виде равенств и неравенств:

R i = R i (х 1 , х 2 ,..., х n ) = 0; R i = R i (х 1 , х 2 ,..., х n ) 0; x k  0.

Совокупность формул, позволяющая для заданного набора значений параметров х 1 , х 2 ,... , х n рассчитать значения функций ограничений и критерия оптимальности, называется математической моделью .

Для получения оптимальных решений применяют различные математические методы. В связи с тем, что в качестве критерия оптимальности, как правило, используют экономические показатели, такие методы носят название экономико-математических . Классификация методов, применяемых при оптимизационном планировании перевозок, представлена на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Классификация основных методов оптимального

планирования перевозок

Линейное программирование – это математическая дисциплина, с помощью которой выполняются анализ и решение экстремальных задач с линейными связями и ограничениями. Здесь термин «программирование» является синонимом термина «планирование», т.е. подразумевается составление плана оптимального решения задачи.

Таким образом, экономическое содержание задач линейного программирования – отыскание наилучших способов использования наличных ресурсов, когда условия задачи выражаются системой линейных уравнений, содержащих неизвестные только первой степени. Многие задачи планирования грузовых автоперевозок имеют именно такое содержание. Например, закрепление грузополучателей (ГПП) за грузоотправителями (ГОП), распределение автомобилей по объектам и маршрутам и т.д.

В математической форме общая задача линейного программирования состоит в максимизации или минимизации линейной функции

F = с 1 х 1 + с 2 х 2 +... + с п х п

от п вещественных переменных х 1 , х 2 ,... , х п , удовлетворяющих условиям неотрицательности (х 1 > 0, х 2 > 0,..., х п > 0) и т линейным ограничениям

Среди ограничений могут одновременно встречаться знаки «», «» и «=». Значения с i , а ij , b j предполагаются известными.

К математическому программированию относятся также и методы нелинейного программирования. Соответствующие задачи в этом случае описываются нелинейными уравнениями. Для решения задач, относящихся к классу задач нелинейного программирования, приходится применять сложные алгоритмы, на практике реализуемые только при помощи ЭВМ.

Некоторые задачи планирования грузовых автоперевозок связаны с принятием ряда последовательных и поэтапных решений. Для решения таких задач используются методы динамического программирования, в основе которых лежит совокупность приемов, позволяющих находить оптимальные решения, основанные на вычислении последствий каждого из принятых решений и выработке оптимальных стратегий для последующего решения.

В решении планово-экономических задач находят также применение методы, базирующиеся на теории вероятностей, математической статистике и теории массового обслуживания. При построении стохастических моделей исходят из вероятностной трактовки экономического процесса и его параметров. При этом каждой входящей в модель величине приписывается не одно какое-либо число, а указывается вероятностный закон распределения значений этой величины и характеристики этого распределения (математическое ожидание, дисперсия и т.д.).

Важным моментом транспортного процесса является планирование грузоперевозок. Это характеризуется как сокращением длительности циклов коммерческих операций, так и увеличением стоимости хранения, необходимостью реагирования на изменение потребительского спроса. Заметим, что затраты на производство некоторых товаров составляют 10% стоимости товара, в то время как цена доставки может составлять до 50%. Для этого в условиях конкуренции, для привлечения покупателей является оптимизация проектирования доставки и планирование перевозок.
Проектированием планирования доставки занимается логистика.
Логисты занимаются конкретизацией и детализацией организационных мероприятий, связанных с перевозкой, это выбор маршрута и вида транспорта в зависимости от типа груза. Их целью является снижения транспортных затрат, доставка грузов точно в срок, максимальное удовлетворение требований заказчика перевозок.
В основу планирования перевозок входит расписание и графики перевозок, составленные на основе систематизации заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков. Обследование грузопотоков может быть сплошным и опросом. Сплошное обследование осуществляется в одно и тоже время на всех маршрутах, выборочное - на отдельных маршрутах. Основные способы получения данных о грузопотоках делятся на два вида: отчетно-статистические и натурные. Отчетно–статистический способ применяется при анализе данных о прибыли от перевозки грузов на маршрутах и массы перевезенных грузов. Натурное обследование проводится анкетным или же счетно–табличным способом.
Этот материал служит основанием для корректировки маршрутной схемы и расписания и графики движения.

Расписания и графики обеспечивают:
удовлетворение потребностей наибольшего числа заказчиков перевозок;
максимальное использование вместимости транспортных средств по установленным нормам;
минимизацию затрат времени на перевозку;
регулярность перевозок;
эффективность использования транспортных средств;
взаимосвязь с графиками и расписаниями других видов транспортных средств;
минимизацию порожних пробегов транспортных средств.

Виды расписаний:
сводное расписание в табличной форме (для всех маршрутов за определенный период времени);
станционное расписание по контрольному пункту (для конечных и промежуточных пунктов маршрутов);
рабочие маршрутные расписания (для перевозки грузов по разовым заявкам или же особенных грузов).

Качественным показателем планирования является регулярность движения. Движение считается регулярным, в том случае если транспортные средства выпущены в рейс точно по расписанию, своевременно проследовали через контрольные пункты и прибыли в конечные пункты по расписанию (графику) или же в пределах разрешенных временных отклонений.
При планировании перевозок так же нужно составлять систематический резерв автотранспортных средств на случай непредвиденных обстоятельств. Такой резерв составляет до 5% от количества машин, запланированных в рейс расписанием.
Помимо этого необходимо еще разрабатывать перспективные планы, позволяющие оперативно реагировать на перемены ситуаций на рынке грузоперевозок.
Эти планы базируются на аналитическом учете уже выполненных перевозок и включают в себя:
динамику перемены объемов перевозок;
классификацию заказчиков перевозок на сезонных, постоянных, разовых;
группировку грузополучателей по направлениям, дальности, объему перевозок;
анализ перемены себестоимости перевозок (с учетом амортизации);
анализ недостатков предыдущего планирования перевозок.

На этих основах вырабатываются концептуальные подходы к глобальному планированию, вырабатываются рекомендации по маршрутизации и модернизации имеющегося списочного состава автопарка.

Как спланировать потребность транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота (пассажирские перевозки)?

Как организовать бесперебойное обеспечение производственных процессов транспортными средствами?

На транспортном предприятии формирование плана производственной деятельности основывается на расчете потребности в транспортных средствах для исполнения плана поставок или плана транспортных перевозок. Рассмотрим один из вариантов расчета потребности в транспортных средствах для обеспечения плана транспортных перевозок.

Расчет любого плана производства следует начинать с плана реализации. На транспортном предприятии им является план поставок или план транспортных услуг, который формируется на основании заключенных договоров на оказание транспортных услуг. Предположим, на транспортном предприятии, рассматриваемом в нашем примере, план транспортных услуг формируется на основании плана поставок грузов и перевозки пассажиров до места назначения (см. таблицу на рис. 1).

Как видим, предприятие осуществляет два вида перевозок: перевозка грузов и пассажирские перевозки. Данные о перевозках грузов и пассажиров отражены в диапазоне ячеек Н5:Q22. Они будут использованы для дальнейших расчетов в качестве исходных. Исходными данными для дальнейших расчетов также являются данные о расстоянии до пункта назначения (диапазон ячеек Н5:Н22).

Рис. 1. План поставок

На основании данных о расстоянии до пункта назначения (см. таблицу на рис. 1), а также дополнительных исходных данных о средней скорости в пути и времени на погрузку-разгрузку (выгрузку) рассчитаем время, которое потребуется для совершения одной плановой поездки.

Для расчета времени на одну поездку необходимы следующие исходные данные:

  • средняя скорость перевозки;
  • нормативное расчетное время, необходимое для погрузки и разгрузки грузов или выгрузки пассажиров;
  • расстояние до пункта назначения.

Рис. 2. Расчет времени на 1 поездку

Следующим шагом на пути к расчету потребности в количестве транспортных средств для выполнения плановых перевозок является расчет количества поездок.

При расчете количества поездок нам потребовался новый важный показатель в качестве исходных данных — грузоподъемность. Под этим показателем в нашем примере в случае грузоперевозок подразумевается максимальный вес груза, который может перевезти грузовой транспорт определенной категории, используемый для определенного заказчика, в случае пассажирских перевозок — максимальное количество пассажиров без учета водителя, предназначенных для перевозки автобусом, закрепленным за заказчиком этого вида перевозок.

Далее с использованием полученных данных рассчитаем требуемое количество машино-часов для выполнения плана поставок-перевозок. Обратите внимание на таблицу на рис. 4. Здесь в диапазоне ячеек Н71:Q88 рассчитано время, требуемое для выполнения плановых заданий.

Необходимо еще обратить внимание на особенности представленных в статье расчетов, и в первую очередь на то, что рассматриваемое в нашем примере транспортное предприятие работает в одну смену. Это видно из графы «Сменность» (таблица на рис. 5.1). Далее, в нашем расчете предполагается, что срок доставки не регламентирован, то есть не важно, к какому времени будет доставлен груз либо пассажиры. Следующее допущение: средняя скорость транспортного средства одинакова независимо от дня недели и времени перевозки. И наконец, за каждым потребителем транспортных услуг закреплено определенное (одно или несколько единиц) транспортное средство. Если какое-то из этих допущений не выполняется, то расчет должен быть более детализированным.

Резюме

Транспортные операции очень важны в технологическом процессе производства. Оптимизация использования транспортных средств является важным условием снижения себестоимости продукции и сокращения длительности производственного цикла. Безусловно, рассмотренный в статье простой пример формирования расчета потребности в транспортных средствах не может являться регламентом, но может стать основой для формирования собственной методики расчетов.

О. С. Илюшина,
ведущий экономист ЗАО «Спецнефтетранс»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

  • 2.4. Материальные и информационные потоки в логистических системах
  • Т е с т
  • 3. Закупочная логистика
  • 3.1. Цель закупочной логистики
  • 3.2. Формы снабжения
  • Промежуточный склад
  • Рис 3.1. Транзитная (а) и складская (б) формы снабжения
  • Преимущества транзитной формы снабжения:
  • Недостатки транзитной формы снабжения:
  • Преимущества складской формы снабжения:
  • Общие затраты включают:
  • Основные задачи снабжения:
  • 3.3. Определение метода закупок
  • 3.4. Документальное оформление заказа
  • Основные элементы контракта:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 4. Запасы в логистике
  • Назначение и сущность запасов
  • 4.2. Виды запасов
  • Место логистики запасов в логистической системе
  • 4.3. Издержки управления запасами
  • 4.4. Модели управления запасами
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа
  • Расчет параметров системы управления запасами с фиксированной периодичностью заказов.
  • Основные преимущества и недостатки систем:
  • Т е с т
  • Тренировочные задания
  • 5. Производственная логистика. Производственные системы
  • 5.1. Содержание производственной логистики
  • 5.2. Варианты управления материальными потоками
  • Микрологистическая система - метод дрп
  • Примеры Отечественные логистические производственные системы.
  • 5.3. Методы определения потребностей предприятия в материальных ресурсах
  • 5.3.1. Определение потребности в оборудовании и запасных частях к нему
  • 5.3.2. Расчеты потребности в материалах на ремонтно-эксплуатационные нужды
  • 5.3.3. Определение потребности в материалах на изменение незавершенного производства
  • 5.3.4.Определение переходящих запасов, ожидаемых остатков и составление плана мобилизации внутренних ресурсов
  • 6. Распределительная логистика
  • 6.1. Понятие распределительной логистики
  • 6.2. Основные формы организации распределительной логистики
  • 6.3. Логистические цепи
  • Организация и управление системой распределения на предприятии
  • Планирование распределения
  • Оптимизация распределительной деятельности
  • Т е с т
  • 7. Транспортная логистика
  • 7.1. Сущность и задачи транспортной логистики
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт.
  • Перспективы развития транспортной логистики
  • Транспортная логистика в сети Internet. Перспективы развития и проблемы.
  • 7.2. Выбор вида транспортного средства
  • 7.3. Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.3.1 Процесс перевозки грузов
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок
  • 7.4. Транспортные тарифы
  • Основным элементом транспортной логистики является транспорт:
  • 8. Информационная логистика
  • 8.1. Теоретические основы построения информационных систем
  • 8.1.1. Виды логистических информационных систем
  • 8.1.2. Принципы построения логистических информационных систем
  • 4.Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения.
  • 5.Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек – машина».
  • 8.2. Информационное обеспечение логистического управления
  • 8.2.1. Информационные технологии в логистике
  • 8.2.2. Дистанционная передача данных
  • 8.2.3. Информационная инфраструктура
  • 9. Сервис в логистике
  • 9.1. Понятие логистического сервиса
  • 9.2. Формирование системы логистического сервиса
  • 9.3. Показатели качества логистического обслуживания
  • 9.4. Уровень логистического обслуживания
  • От величины уровня обслуживания
  • Обслуживания от величины уровня обслуживания
  • От величины уровня обслуживания (функция f3)
  • Т е с т
  • 10. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине «Логистика»
  • 10.1.Структура курсового проекта
  • 10.2. Методические рекомендации по выполнению основных разделов курсовой работы Введение
  • Характеристика предприятия
  • 10.2.2.Описание основных материальных потоков логистической системы предприятия
  • Нормы расхода сырья
  • Обоснование потребности в материальных ресурсах в сфере закупочной логистики
  • Основные показатели деятельности предприятия
  • Выбор оптимальных хозяйственных связей в сфере закупок
  • Данные для расчета оптимальных хозяйственных связей
  • Описание внутрипроизводственной логистической системы
  • Построение дистрибьюторской сети
  • Список теоретических вопросов по вариантам
  • Задание 2 Расчет величины суммарного материального потока на складе
  • Факторы объема складской грузопереработки (факторы, влияющие на величину суммарного материального потока на складе)
  • Расчет величины суммарного материального потока и стоимости грузопереработки на складе
  • Группы материальных потоков на складе
  • Данные факторов объема складской грузопереработки
  • Задание 3 Определение оптимального числа постов приема/выдачи груза на складе
  • Исходные данные (общие для всех вариантов)
  • Переменные величины для вариантов
  • Результаты расчетов по каждому пункту
  • Задание 4 Лимитирующие факторы
  • Параметры товаропроводящей системы
  • Продолжение табл. 9
  • Окончание табл. 9
  • Краткий словарь терминов
  • Библиографический список
  • 7.3.2 Планирование и организация грузоперевозок

    План перевозок строится на определении рационального объема и направлений перевозок. Для определения рациональных направлений надо изучать производственную деятельность поставщиков, их связи и т.д. Для определения рационального объема необходимо установить количество груза.

    На рисунке 7.3.3. показана принципиальная схема организации перевозки груза.

    Рис7.3.3 Принципиальная схема грузоперевозок.

    Здесь обозначено:

    I – грузообразующий пункт;

    II – грузопоглащающий пункт;

    III – перевозочный комплекс;

    W(t) – грузопоток перевозочного комплекса;

    W Q – транспортная продукция;

    W г – потребности грузополучателя;

    W’ k – плановая провозная возможность перевозочного комплекса;

    W k - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса;

    О 1 ,О 2 ,О 3 - операторы.

    Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.

    Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.

    Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой – более или менее случайными факторами.

    Одно и тоже предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Например, завод железобетонных изделий, как вывозящий готовую продукцию является грузообразующим пунктом, а как ввозящий сырье – песок, щебень, цемент, и т.д. – грузопоглощающим.

    В данной принципиальной схеме можно выделить два контура. 1 – количество груза, доставленного грузополучателю W Q , должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t).

    Разница между входом и выходом ΔW=W(t)-W Q подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора О 1 изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О 1 приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W’ k в свою очередь преобразуется в действительную провозную возможность W k с помощью оператора О 2 .

    Второй контур представляет собой изменение в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз). Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи на грузообразующий пункт и на перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором О 3 .

    Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.

    Отраслевая структура грузопотока определяется принадлежностью груза к какой-либо отрасли народного производства, например, машиностроительной, текстильной, горнорудной или другой отрасли промышленности. Групповая структура характеризуется принадлежностью грузов к определенной группе по их общему назначению (строительные материалы, топливо и т.п.), а родовая - распределением грузов по свойствам, только им присущим, например зерновые, нефтепродукты, овощи. Родовой тип структуры позволяет наиболее правильно решать вопросы планирования и организации перевозок, а также выбирать подвижной состав для выполнения транспортной работы.

    Для доставки груза потребителю необходимо учитывать условия доставки, считая, что груз - продукт производства (сырье, полуфабрикаты, готовая продукция), принятый транспортом к перевозке.

    Если груз упакован в соответствующую по условиям перевозки тару, замаркирован согласно правилам, находится в надлежащем кондиционном состояния и может быть сохранно перевезен, то считается, что он находится в транспортабельном состоянии.

    Совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения, носит название транспортной характеристики груза. Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузка и перевозка, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

    Способ транспортировки, погрузочно-разгрузочные механизмы, а также тип вагона, судна, автомобиля, режим хранения груза, меры по технике безопасности и пожарной безопасности определяются физико-химическими свойствами груза и формой предъявления его к перевозке. С учетом особенностей грузов созданы соответствующие грузовые устройства (транспортеры, насосы, грейферы и др.) и транспортные средства (вагоны, суда, автомобили).

    Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, которая на всех видах транспорта одинаковая. Маркировкой называют различного вида знаки, рисунки, надписи или условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Поэтому маркировку наносят так, чтобы она была видна и сохранялась до конца перевозки.

    Различают маркировку товарную, отправительную, специальную и транспортную.

    Товарная (фабричная) маркировка содержит наименование изделия и название производителя товара, его адрес, заводскую марку, указание сорта, ГОСТ и другие необходимые сведения о товаре.

    Отправительская маркировка содержит номер места (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

    Специальная (предупредительная) маркировка указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций. На опасные грузы наносят дополнительную маркировку знаками, надписями и цветными наклейками согласно правилам о перевозке этих грузов.

    Транспортная маркировка наносится отправителем в виде дроби (в числителе - порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправления, в знаменателе - число мест данной отправки), рядом с дробью - номер грузовой накладной. Транспортную маркировку наносят на грузовые места независимо от отправительской маркировки. На тарно-штучных грузах указывается масса брутто и нетто.

    Маркировка транспортных средств (ТС) подразделяется на основную и дополнительную

    Основная маркировка ТС и их составных частей является обязательной и осуществляется их производителями. В случае изготовления ТС последовательно несколькими предприятиями допустимо нанесение основной маркировки ТС только изготовителем конечного изделия.

    Основную маркировки выполняют на следующих изделиях:

      грузовых автомобилях, в том числе специализированных и специальных;

      легковых автомобилях;

      автобусах;

      троллейбусах и т.д.

    При отправлении продукции большое значение имеет определение массы груза. Для этого пользуются различными способами: прямым взвешиванием, счетом грузовых мест, обмером штабелей, а на водном транспорте и по осадке судна.

    Задачи, решаемые транспортной логистикой, и выработку по ним стратегий можно в основном разделить на три группы:

    1. Задачи, связанные с формированием рыночных зон обслуживания, прогнозом материалопотока, обработкой материалопотока в обслуживающей системе (склад поставщика/потребителя, предприятия оптовой торговли) и другими работами по оперативному управлению и регулированию материалопотока.

    2. Задачи, включающие разработку системы организации транспортного процесса (план перевозок, план распределения вида деятельности, план формирования грузопотоков, график движения транспортных средств и др.).

    З. Задачи, связанные с управлением запасами на предприятиях, фирмах, складских комплексах, размещение запасов и их обслуживание транспортными средствами, информационными системами.

    Основой решения всех этих задач является разработка стратегии и логистической концепции построения модели транспортного обслуживания потребителей и фирм, которая основывается на рациональных маршрутах перевозки и составлении графиков (расписания) доставки продукции потребителям, т.е. маршрутизация перевозок.

    Маршрутизация перевозок - это наиболее совершенный способ организации материалопотоков грузов, оказывающий существенное влияние на ускорение оборота автомобиля при его рациональном и эффективном использовании.

    Осуществляется по планам маршрутизации, составленным на железных дорогах. Маршруты подразделяются на:

    отправительские, организуемые из вагонов, погруженных одним отправителем на одной станции (пристани или в порту);

    ступенчатые - из вагонов, погруженных разными отправителями на одной или нескольких станциях (пристанях или в портах) одного или двух участков;

    формируемые на специализированных маршрутных базах, которые создаются на выходах из районов массовой погрузки.

    Создание маршрутов позволяет точно определить объем перевозок грузов, количество автомобилей, способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава, высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок дает возможность повысить производительность автомобилей.

    Таким образом, разработка обоснованных маршрутов и проектов планов перевозок будет способствовать своевременному и бесперебойному выполнению поставок продукции потребителям, эффективному взаимодействию снабженческо-сбытовых и автотранспортных организаций.

    Для разработки маршрутов необходимо использовать экономические и математические методы, методы сетевого планирования, графы, практические материалы, а также литературные и методологические источники. Конечным результатом должен стать документ, который характеризует согласованный график работы снабженческо-сбытовых, автотранспортных организаций и предприятий.

    На железных дорогах России М. п. стала осуществляться в начале 20 века, но носила случайный характер. Даже перевозки таких массовых грузов, как каменный уголь, железная руда, зерно, почти не маршрутизировались.

    С первых лет Советской власти вопросам М. п. уделялось большое внимание. В 1926 Наркомат путей сообщения созвал съезд по маршрутизации, сыгравший важную роль в М. п. Развитие получила ступенчатая маршрутизация, предложенная в 1932 Героем Социалистического Труда В. Т. Осиповым. С 1944 план организации формирования маршрутов с мест погрузки - неотъемлемая часть общего плана формирования грузовых поездов. В 1971 перевозка грузов маршрутами на железных дорогах СССР возросла в 3 раза по сравнению с 1951.

    М. п. - одно из важнейших средств ускорения продвижения вагонов через сортировочные и участковые станции, сокращения времени оборота вагонов; снижения транспортных затрат за счёт уменьшения маневровой работы на станциях; сокращения потребности в капиталовложениях на развитие железнодорожных станций; рационального использования технических средств железных дорог. Отправление грузов маршрутами способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств в народном хозяйстве, так как в маршрутах грузы продвигаются значительно быстрее, чем при следовании в других видах грузовых поездов.

    "

    Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

    Классификация перевозок и перевозимых грузов

    Классификация грузовых перевозок и перевозимых грузов

    Задачи Грузовой и Коммерческой работы.

    Логистика, грузовая и коммерческая работа

    Логистика есть процесс планирования, выполнения и контроля эффективного с точки зрения снижения затрат потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки его зарождения до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для полного удовлетворения требований потребителей.

    Другими словами:

    Логистика – это эффективное управление материальным и сопутствующими потоками.

    Логистика оптимизирует следующую цепь

    · снабжение;

    · производство;

    · транспортировка;

    · сервис;

    · распределение и сбыт;

    Грузовую и коммерческую работу можно рассматривать как неотъемлемую часть логистического процесса.

    1. Оперативное планирование перевозок грузов.

    2. Оформление и учет всех документов, связанных с приемом, сдачей, обработкой и переработкой грузов.

    3. Прием, сдача, хранение, погрузка груза в вагоны и выгрузка, сортировка в пути следования.

    4. Механизация погрузочно-разгрузочных работ на всех этапах продвижения грузов.

    5. Организация пакетных и контейнерных перевозок.

    6. Организация перевозок с участием нескольких видов транспорта (интермодальные и мультимодальные перевозки).

    7. Тарифы и расчеты за перевозку грузов.

    8. Арендное и договорное дело.

    9. Взаимодействие с железнодорожными путями необщего пользования.

    10. Подготовка предложений в правила и условия перевозок грузов, а также технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах.

    11. Эксплуатация складского и весового хозяйства.

    12. Транспортно-экспедиционное обслуживание.

    13. Организация перевозок скоропортящихся грузов.

    14. Обеспечение сохранности грузов и ускорение их доставки.

    1. Совершенствование технологии с целью увеличения прибыли и сокращения транспортных расходов.

    2. Повышение сохранности перевозимых грузов

    3. Соблюдение установленных сроков доставки

    4. Безопасность перевозок

    5. Фирменное транспортное обслуживание

    6. Сокращение расходов за счет улучшения использования грузоподъемности и вместимости вагонов, концентрации грузовой работы, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ, маршрутизации перевозок, внедрения АСУ


    7. Эффективное взаимодействие с другими видами транспорта

    8. Выполнение всех заявок на перевозки грузов

    9. Соблюдение транспортного законодательства

    Доставка груза выполняется от склада отправителя до склада получателя различными транспортными средствами в различных условиях.

    Вся сеть железных дорог Российской Федерации разделена на дороги (Октябрьская, Московская и др.). Железные дороги стыкуются с различными видами транспорта: автомобильным, водным, авиационным, трубопроводным.

    1. По видам сообщения

    · Прямое железнодорожное сообщение - перевозки между железнодорожными станциями в Российской Федерации с участием одной или более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

    · Прямое смешанное сообщение - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по единому транспортному документу (транспортная накладная), оформляемому на весь маршрут следования.

    · Перевозки в непрямом смешанном сообщении - перевозки, осуществляемые в пределах территории РФ несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

    · Перевозки в международном сообщении с участием железнодорожного транспорта - перевозки в прямом* и непрямом* международном сообщении - между РФ и иностранными государствами, в том числе транзит по территории РФ, в результате которых пассажиры, груз и т.д. пересекают Государственную границу РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ

    *в прямом международном сообщении перевозки осуществляются между железнодорожными станциями в различных государствах или несколькими видами транспорта в различных государствах по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования.

    * в непрямом международном сообщении перевозки осуществляются через расположенные в пределах приграничной территории железнодорожные станции и порты по перевозочным документам, оформленным в государствах, участвующих в перевозках, а также перевозки несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

    · Специальные железнодорожные перевозки - перевозки, предназначенные для удовлетворения особо важных государственных и оборонных нужд, а также перевозки осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

    · Воинские железнодорожные перевозки - перевозки воинских частей и подразделений воинских грузов, воинских команд и отдельных лиц, проходящих военную службу.

    2.По виду отправки

    · Мелкая – по массе груза от 20 кг до 20 т, занимающая не более половины объема кузова крытого вагона или контейнера, половину площади полувагона или платформы.

    · Сборная повагонная отправка – состоит из грузов, допущенных к совместной перевозке в универсальном вагоне по одному перевозочному документу.

    · Групповая – груза достаточно для загрузки двух или более вагонов (однородные грузы с мест необщего пользования, в адрес одного получателя).

    · Маршрутная – для перевозки груза требуется состав поезда определенной массы и длины, проходящий не менее 1 технической сортировочной станции без переработки, т.е. сортировки.

    · Контейнерная - партия груза, размещенная в 3,5,10,21,24,30 т контейнере.

    3. По скорости доставки (срочности перевозки)

    · Грузовая скорость – скорость приведена в «Правилах перевозок грузов железнодорожным транспортом» и зависит от дальности перевозки

    · Большая скорость в ускоренных поездах V=500 км/сут

    4. По способу упаковки или физическим свойствам груза.

    · Тарные упаковочные – принимаются по счету мест

    · Штучные – без тары по счету мест

    · Навалочные - без счета мест, но, при необходимости, можно сосчитать количество мест, исключение составляют уголь, руда, кокс.

    · Насыпные (зерновые)

    · Тяжеловесные, у которых масса одного места больше 500 кг

    · Негабаритные

    · Сверх негабаритные

    · Живность

    · Опасные

    · Смерзающиеся

    5. По месту выполнения грузовых операций.

    · Места общего пользования.

    · Места необщего пользования.

    6. По способу выполнения грузовых операций

    · Силами и средствами железнодорожного транспорта (МЧ перевозчика)

    · Силами и средствами грузоотправителей, грузополучателей

    · Силами и средствами предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на местах необщего пользования

    · Силами и средствами транспортно-экпедиторских компаний

    7. По принадлежности вагонов, контейнеров

    · Общий парк (собственность ОАО «РЖД»)

    · Собственность частных компаний.

    · Собственность компаний зарубежных стран

    Определяет права, обязанности и ответственность перевозчика, инфраструктуры, владельцев МНОП (предприятий, организаций, учреждений) и граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

    Краткий исторический обзор.

    1885 г. – Общий устав Российских железных дорог

    1920 г. – Устав железных дорог РСФСР

    1927 г. – Устав железных дорог СССР

    1998 г. – Транспортный устав железных дорог РФ (Федеральный закон)

    2003 г. – Устав железнодорожного транспорта РФ (Федеральный закон)

    1. Общие положения

    Даны определения перевозчика, инфраструктуры, владельцев, МОП, МНОП, приведены виды перевозок.

    2. Перевозки грузов, контейнеров и повагонными отправками грузобагажа

    3. Взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчиков при подготовке и осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа

    4. Железнодорожные пути необщего пользования

    5. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.

    6. Перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа.

    7. Ответственность перевозчиков, владельцев инфраструктур, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), пассажиров

    8. Акты, претензии, иски.

    9. Заключительные и переходные положения.

    Планы перевозок грузов в современных условиях разрабатываются на месячный период.

    «Месячный план перевозок» является оперативным планом перевозок

    Обеспечивает:

    1. Полное и своевременное удовлетворение платежеспособного спроса на услуги железнодорожного транспорта по перевозкам груза с наименьшими транспортными затратами.

    2. Эффективное использование подвижного состава

    3. Четкое взаимодействие с другими видами транспорта

    Месячное планирование перевозок грузов служит основой для технического нормирования эксплутационной работы и определения следующих показателей:

    · Размеры движения по железной дороге и по направлениям

    · Нормативы содержания локомотивов и локомотивных бригад

    · Расходы топлива и электроэнергии

    · Параметры регулирования вагонных парков по роду подвижного состава для каждой железной дороги, по каждому междорожному стыковому пункту.

    · Финансовые расходы на приобретение оборудования и подвижного состава

    · Провозная способность железной дороги

    Месячное планирование осуществляется на основании данных:

    · договоров об организации перевозок грузов, заключается между крупными ГО и ж.д;

    · на основании заявок ГО на перевозку грузов по всем видам сообщений;

    · на основании маркетинговых исследований и прогнозирования погрузки по номенклатурным группам грузов.

    Заявки предоставляются в систему фирменного транспортного обслуживания или напрямую от крупных грузоотправителей через систему ЭТРАН-клиент. Все заявки в системе фирменного транспортного обслуживания классифицируются:

    · По каждой станции отправления

    · По каждой номенклатуре грузов

    · По виду отправки (повагонная, мелкая, контейнерная, маршрутная)

    · По принадлежности вагонов

    · По видам сообщения

    Заявки на перевозку грузов в прямом и непрямом международном сообщении через пограничные станции представляется отдельно по каждой пограничной станции, а при смешанном сообщении (железнодорожно-водном) по каждому пункту перевалки.

    Грузоотправитель отправки составляет заявку на перевозку груза в необходимом количестве и предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки в прямом сообщении и за 15 дней во всех видах международного и смешанного сообщений (в бумажном виде). Срок действия заявки не более 45 дней.

    Перевозчик обязан рассмотреть заявку в двухдневный срок с момента поступления и дать решение:

    · Согласовано

    · Отказать

    · Согласовано частично

    Заявка передается владельцу инфраструктуры, рассматривается:

    · не более 5 дней – при перевозке в прямом сообщении

    · не более 10 дней – во всех видах международного и смешанного сообщения

    и возвращается грузоотправителю.

    В целях организации своевременного выполнения принятых заявок на перевозку грузов перевозчик осуществляет непрерывное оперативное планирование на погрузку по конкретным дням срока действия заявки.

    Заявка содержит следующие данные:

    · перевозчик – наименование и его код согласно ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций)

    · период – срок действия заявки

    · вид отправки (повагонная, контейнерная, мелкая, маршрутная)

    · станция отправления, код

    · номенклатурная группа груза

    · вид сообщения

    · грузоотправитель – полное наименование и код ОКПО

    · плательщик

    · принадлежности вагона, контейнера

    · дата погрузки

    · станции назначения, коды вагона, род страны назначения

    Учет выполнения заявки производится по «Учетной карточке» формы ГУ-1. Она ведется представителем перевозчика по каждому грузоотправителю на основе согласованных заявок. Подписывается ежедневно или в дни погрузки обеими сторонами (грузоотправителем и перевозчиком)

    Грузовые железнодорожные тарифы,
    их значение и система построения.