Основные подходы к управления персоналом. Основные подходы к управлению персоналом: органический подход. Рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом

Управление представляет собой обширное понятие, которое включает в себя в себя весь спектр действий и всех лиц, которые принимают решения. В эти решения входят различные процессы, такие как оценка, планирование, реализация проекта и т.д. Изначально теория управления в качестве науки появилась в конце прошлого века и с того времени перетерпела существенные изменения. Первым понятие «научное управление» ввел Луис Брандейс в 1910, являющийся представителем фрахтовых компаний в Америке, а не Фридерик У. Тейлор, хоть он и является создателем теории управления. Тейлор потом часто пользовался этим определением, говоря, что управление представляет собой настоящую науку, которая основана на точных принципах, правилах и законах.

Как управление персонала влияет на работу компании? Почему она является актуальной сейчас? Потому что, кадры являются одним из самых важных ресурсов компании, и потому так нужны знания и навыки грамотного руководства, для того чтобы все сотрудники работали слаженно и во благо цели организации. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее и попробуем разобраться, что же такое управление персоналом.

Управление персоналом

За последние пятьдесят лет определение «управление персоналом» применялось для описания функционала управления, который посвящен найму, обучению, развитию, и обеспечению безопасности персонала. Это вид деятельности по управлению людьми, который нацелен на достижение целей компании за счет применения опыта, труда и навыков этих людей. При этом процесс управления учитывает и уровень удовлетворенности людей от труда. Сейчас наиболее современный подход к этому термину предполагает акцентирование на вкладе сотрудников, которые удовлетворены трудом, в достижение целей компании, таких как лояльность клиентов, снижение уровня издержек, а также рентабельность.

Это обуславливается новым взглядом на саму концепцию управления персоналом в течение последних десяти лет двадцатого века. Взамен противоречивому характеру отношений между работниками и работодателями, в случае чего в организации осуществлялась жесткая регламентация процессов взаимодействия с персоналом, появилась атмосфера сотрудничества, для которой характерен следующий ряд особенностей:

  • Нацеленность на удовлетворение клиентов;
  • Сотрудничество небольшими рабочими группами;
  • Расслоение организационных структур с иерархией и назначение лидеров рабочих групп ответственными;
  • Существенное направление внимания на цели компании и вовлечение сотрудников в достижение этих цел

По своему смыслу определение «Человеческие ресурсы» достаточно тесно связано с таким термином, как «кадровый потенциал», интеллектуальный потенциал» и «трудовой потенциал», но превосходит каждое из них. При этом анализ содержания вакансий в такой категории говорит о том, что нет принципиальной разницы между специалистом по человеческим ресурсам и специалистом по персоналу.

Современный подход к управлению персоналом подразумевает:

  • Анализ качества работы и контроль;
  • Планирование потребности в высококвалифицированном персонале;
  • Составление расписания персонала и составление должностных инструкций;
  • Разработка программ повышения квалификации и профессиональной подготовки;
  • Аттестация сотрудников;

Мотивация сотрудников:

  • премии,
  • льготы,
  • заработная плата,
  • продвижение по карьерной лестнице.

Модели управления персоналом

Современные условия управленческой практики применяют различные технологии управления персоналом и модели кадрового менеджмента, которые нацелены на более полную реализацию творческого и трудового потенциала сотрудников для достижения, как экономического успеха компании, так и удовлетворенности сотрудников. Можно выделить несколько типов моделей управления персоналом:

  • современные,
  • экономические,
  • технократические.

Исследователи и специалисты сферы бизнеса развитых стран различают следующие модели по управлению персоналом:

  • Предпринимательское управление;
  • Рамочное управление;
  • Управление по целям;
  • Партисипативное управление;
  • Управление посредством мотивации;
  • Управление на основе делегирования.

Управление посредством мотивации основывается на изучении интересов, потребностей, личных целей и настроений персонала, а также на возможности интеграции целей компании и производственных целей с мотивацией персонала. Кадровая политика в таком случае сориентирована на развитие трудовых ресурсов, реализацию социальных программ и укрепление психологического климата среди персонала. Мотивационным менеджментом называется построение управления основанного на выборе действенной мотивационной модели.

  • Управление, основанное на делегировании, является более совершенной системой управления персоналом. В этом случае сотрудники получают ответственность и компетенцию, право самостоятельно принимать и осуществлять решения.
  • Рамочное управление основано на создании условий для развития ответственности, инициативы и самостоятельности персонала. Рамочное управление направлено на повышение уровня коммуникаций и организованности, оно способствует повышению удовлетворенности работников трудом и благоприятно сказывается на развитии корпоративного стиля руководства.
  • Предпринимательское управление основано на концепции интрапренерства, которая получила свое название от двух терминов «интре» - внутренний и «антрепренерство» - предпринимательство. Суть этой концепции заключена в развитии активности предпринимательства внутри компании, которая может быть представлена как сообщество новаторов, предпринимателей, творцов.

Современная практика и наука менеджмента, как показывает проведенный выше анализ, постоянно совершенствуется, обновляется и ищет новые пути, подходы, идеи и концепции в области управления сотрудниками, как стратегическим и ключевым ресурсом компании. Выбор какой-то конкретной модели управления зависит от типа бизнеса, организационной среды, корпоративной культуры и стратегии. Модель, которая успешно функционирует в одной компании, может совершенно н подходить для другой, поскольку может не быть возможностей ее интеграции в организационную систему управления этой компании.

Современные модели управления

Концепцией управления персоналом называется база тории и методологии, а также система практических средств к созданию механизма управления сотрудников в тех или иных условиях.

На сегодняшний день многий выделяют концепцию управления персоналом ученого из России в области менеджмента Л.И. Евенко, в которой выделены четыре концепции, развивающийся в соответствии с тремя основными подходами к управлению сотрудниками:

  • Органического;
  • Экономического;
  • Гуманистического.

Концепции

20-40-е гг. ХХ века

Использование трудовых ресурсов (labour resources use)

Экономический (работник — носитель трудовой функции, «живой придаток машины»)

50-70-е гг. ХХ века

Управление персоналом (personnel management)

Органический (работник — субъект трудовых отношений, личность)

80-90-е гг. ХХ века

Управление человеческими ресурсами (human resource management)

Органический (работник — ключевой стратегический ресурс организации)

Управление человеком (human being management)

Гуманистический (не люди для организации, а организация — для людей)

Концепции применения трудовых ресурсов дал начало экономический подход. Экономический подход характерен тем, что при нем ведущее место отведено технической подготовке сотрудников, а не управленческой. В начале двадцатого века вместо самого сотрудника на производстве, рассматривалась только его функция, то есть труд, который измеряется заработной платой и затратой рабочего времени. Можно сказать, что организация представляет собой определенный набор механических действий, которые должны работать как механизм: слажено, надежно, эффективно и алгоритмизировано. В западных странах такая концепция прижилась в тейлоризме и марксизме, а в Советском Союзе она отражалась в эксплуатации труда людей государством.

Так же последовательно сложилась вторая управленческая концепция и третья концепция управления персоналом. Концепция управления персоналом, которая развивалась с тридцатых годов, была основана на теории бюрократических организаций, то есть сотрудник рассматривался только через свою формальную роль - занимаемую должность, а для правления им использовались различные административные механизмы.

Концепция управления человеческими ресурсами, в свою очередь, начала предполагать рассмотрение человека не только через должность, которую он занимает, а как своего рода не возобновляемый ресурс, являющийся одним из трех основных элементов социальной организации, состоящей из социальных отношений, трудовой функции и состояния работника. В нашей стране такая концепция применяется фрагментарно более тридцати лет и в период перестройки стала распространенной в «активизации человеческого фактора».

Органический подход позволил заметить новую перспективу в управлении сотрудниками и вывел эту разновидность деятельности по управлению на более высокий уровень, не ограничивающийся только зарплатой и традиционными функциями организации труда.

В конце двадцатого века за счет развития гуманитарных и социальных аспектов в менеджменте была сформирована новая система управления персоналом, где люди воспринимаются основным ресурсом и социальной ценностью компании. Проведя анализ изложенных концепций, можно выявить общие моменты в подходах к управлению сотрудниками и выделить два полюса роли сотрудника в компании: Сотрудник как личность со своими ценностями, мотивами, отношениями, потребностями - основной субъект в управлении; Сотрудник, как ресурс компании, являющийся важным компонентом в управлении и производстве.

Есть и другие исследователи, которые рассматривают сотрудников с точки зрения позиции подсистем, где человек выступает как важная подсистема. Рассмотрев подходы к роли человека в компании можно классифицировать основные концепции в виде следующей схемы:Ось ординат отображает разделение концепций относительно экономической или социальной системы, а ось абсцисс показывает, насколько человек рассматривается как ресурс или как личность.

Внедрение системы управления предприятием, помогут вам повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников учитывая цели вашей организации и ее системой. А так же повысить эффективность всех процессов.

Остались вопросы? Хотите заказать услугу? Звоните по номеру 290-92-14 , напишите нам на или свяжитесь по скайпу: tubr221

Повышая план и укрепляя свои позиции на рынке, каждая компания пользуется определенными навыками и знаниями для достижения поставленных целей. Любой директор и начальник знает, что успех зависит от иерархической цепочки в коллективе. Чем эффективнее работает каждый член большой команды, тем лучше результат.

Компетентный начальник управляет подчиненными и знает, что от того, как он это делает, зависит качество работы. Управление персоналом -- это, в первую очередь, организация труда. Когда начальник владеет организаторскими способностями, он имеет все шансы стать значительно успешнее. Организация -- франц. оrganisation -- совокупность процессов или действий, которые ведут к совершенствованию взаимосвязей, отношений в коллективе. Организовывая, начальник создает нужный климат для работы сотрудников, объединяет их в команды для работы над конкретной задачей. Управление персоналом включает систематизацию и оптимизацию персонала.

В работе очень важно то, как к вам относятся подчиненные. Стиль управления у каждого человека индивидуальный. Если вы начальник-друг, к вам и относиться будут соответственно, что может сказываться на результативности труда. Быть начальником -- другом, возможно, самый лучший вариант из всех стилей управления. Вам не только доверяют, но и стараются сделать все качественнее и быстрее. Лучше всего, когда стиль управления начальника отдела основан не только на взаимной дружбе, но и на уважении. Чем больше вас уважают в коллективе, тем больше у вас авторитет. В общем, золотая середина нужна и таком понятии, как управление персоналом.

Чем больше штат ваших подчиненных и чем объемнее бюджет предприятия, тем больше руководство задумывается о рациональном использовании своих ресурсов. К ресурсам относятся не только станки на предприятии, но и сами работники. Дать нагрузку больше или сократить ваш рабочий день, а вместе с ним и зарплату -- к такому решению может прийти каждое руководство. Затраты на управление персоналом должны быть востребованы, эффективны в материальном плане.

Управление персоналом -- это всегда правильно подобранные подходы в работе. Деятельность в управлении направлена на реализацию всех возможностей сотрудников. Это целенаправленное воздействие на выполнение поставленных задач, целей и планов. Управленческая деятельность руководства основывается на соотношении человека и его обязанностей.

Выделяют три основных подхода к управлению персоналом: экономический, органический и гуманистический:

Экономический подход выражается в самом необходимом для существования каждого из нас. Работодатель стимулирует производительность нашего труда, повышая премии, ставя бонусы на выполнение определенных задач. Например, продавая неходовой товар или совершая рекордное для вас количество сделок, вы получаете обещанный бонус. Здоровая конкуренция в коллективе всегда только подталкивает сотрудников на результат. На выходе получается, что работодатель получил все, чего хотел, а сотрудник имеет премию и желании работать дальше. Хочешь жить, умей вертеться. Хочешь зарабатывать приличные деньги -- работай! Совет для работодателя: используй трудовые ресурсы по максимуму, поощряя и подбадривая своих сотрудников.

Органический подход в своей основе имеет качественную работу команды. Выделяете лидеров и делаете упор на развитии лидерских качеств у других членов команды. Расширяются функции у кадровиков и рекрутеров. Теперь они не только регистрируют и контролируют поток сотрудников, но и активно занимаются поиском, подбором работников. Кадровики планируют карьеру для значимых сотрудников, имеющих перспективу роста. Начальник должен руководить персоналом в соответствии с потребностями самих трудящихся. Он должен уметь различать и видеть, чего конкретно не хватает каждому члену команды для самореализации и просто хорошей работы. Если сотруднику не хватает самоуважения, то его работа должна быть направлена на развитие, становление личности. Самоуважение «проснется» также, если сотрудник поймет свою ответственность в работе. У любого сотрудника есть потребность в общении с коллегами и в возможности обмена опытом.

Гуманистический подход. Каждый человек должен работать с удовольствием и приносить пользу обществу. Кто из нас не хотел найти свое место в жизни и в работе? Управление персоналом, в какой-то степени помогает понять человеку, его ли это работа, этого ли он добивался. У каждой компании есть свои ценности, приоритеты и главные задачи. В жизни каждого человека они тоже есть. Одна компания ставит для себя целью совершенствовать и поощрять постоянных сотрудников, другая -- концентрирует внимание только на успешных сотрудниках, переманивая их в свой коллектив. У нас более развита вторая схема. А в Японии за сотрудником следят еще в университете и предлагают постоянную работу. Под словом «постоянную» они подразумевают на всю рабочую жизнь, до достижения сотрудником пенсионного возраста. Пожизненный найм «роднит» работодателя и сотрудника.

Существуют и другие подходы к управлению персоналом в организации.

Стратегический подход : Этот подход связан с долгосрочной стратегией организации и стратегическим управлением. В основе данного подхода лежит модель процесса стратегического управления (оценка организации в соответствии со SWOT-анализом, определение

стратегических целей и стратегии организации, выполнение стратегии организации, контроль при обязательности обратной связи и повторяемости цикла).

Системный подход. Данный подход рассматривает организацию в качестве системы в рамках внешнего окружения, а управление персоналом должно комбинировать социальные и технологические процессы с целью трансформации всего входящего и исходящего по отношению к среде. Системный подход в то же время определяет управление персоналом как часть, компонент системы управления организации, которая выступает как комплекс взаимодействующих элементов: субъектов и объектов, процессов, отношений, образующих качественно определенную организационную целостность. С другой стороны, управление персоналом организации - самостоятельно функционирующая и должным образом организованная подсистема, в которой функционируют свои объекты и субъекты управления,

складываются свои управленческие отношения, определяются и реализуются конкретные задачи по формированию, развитию и рациональному использованию человеческого ресурса. Одновременно система управления персоналом, будучи компонентом управления всей организации, взаимодействует со всей окружающей ее средой, учитывает и удовлетворяет ее интересы. Она функционирует в рамках общепринятых в окружающей среде принципов, а также принципов и норм, определяющих основы управления персоналом. Управление персоналом также может быть и самостоятельно функционирующей системой кадровой работы, включающей в себя реализацию конкретно- специфических задач, механизмов, технологий.

Комплексный подход. Необходимо учитывать экономические, организационные, психологические аспекты управления в их взаимосвязи и взаимозависимости. Если упускается один из этих аспектов управления, то проблема не может быть разрешена.

Интеграционный подход . Происходит исследование и усиление взаимосвязей между уровнями управления по вертикали и субъектами управления по горизонтали.

Маркетинговый подход . Ориентация на посетителя, потребителя, клиента.

Функциональный подход . Управление персоналом - совокупность функций, которые выполняют отделы руководства человеческими ресурсами, кадровые службы.

Процессный подход . Рассмотрение функций управления персоналом как взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Динамический подход . Выявление причинно-следственных связей, соподчинение в развитии, ретроспективный и перспективный анализ.

Нормативный подход . Установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента.

Административный подход . Регламентация функций, прав, обязанностей в нормативных документах/актах: приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения.

Поведенческий подход . Оказание помощи персоналу в осознании своих возможностей, способностей на основе научных методов управления.

Ситуационный подход . Применяемость различных методов управления персоналом определяется конкретной ситуацией. Ситуационно обусловленные трудовые отношения при этом определяются:

  • * структурой деловых качеств личности,
  • * состоянием личности (спектром ее целей, психофизиологическими особенностями духовными качествами),
  • * квалификацией сотрудников в соответствии с требованиями к занимаемой должности,
  • * знанием ситуации и перспектив развития,
  • * оплатой труда, вознаграждением и перспективами дальнейшего роста заработной платы,
  • * структуризацией и разделением труда,
  • * организацией условий труда,
  • * межличностными коммуникациями,
  • * стилем управления,
  • * объективным состоянием условий жизни сотрудников в зависимости от экономической, политической, социальной ситуации в стране.

В каждой организации выбирается свой подход ил комплекс подходов, которые в итоге формируют корпоративную культуру.

Корпоративная культура все чаще становится неотъемлемой частью современной компании. Негласные правила (точнее -- они проговариваются лишь несколько раз) поведения в коллективе, при подписании договора, при обсуждении важных вопросов делает компанию более привлекательной в глазах клиентов и конкурентов.

Как было отмечено выше, основу предприятия (организации) составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами.

Персонал -- это личный состав предприятия (организации), включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Основными характеристиками персонала предприятия являются его численность и структура.

Численность персонала предприятия зависит от характера, сложности, трудоемкости производственных, маркетинговых, управленческих и иных процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации и т.п. Эти факторы определяют ее нормативное (плановое) значение. Число работников, которые официально работают на предприятии в настоящий момент, характеризуется списочной (фактической) численностью персонала.

Структура персонала предприятия -- это совокупность отдельных групп работников, объединенных по ряду признаков и категорий.

Можно выделить следующие категории работников организаций:

1. По участию в производственном процессе. Выделяется промышленно производственный персонал (ППП) -- работники, связанные непосредственно с производством.

В свою очередь в зависимости от характера трудовых функций ППП подразделяется на следующие категории:

  • - рабочие -- работники, непосредственно занятые созданием материальных ценностей или оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных, непосредственно связанных с производством продукции, и вспомогательных, связанных с обслуживанием производства;
  • - специалисты -- ратники, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические, административные и другие функции. К ним относятся: экономисты, инженеры, технологи, юристы, инспекторы по кадрам, бухгалтеры и др.;
  • - служащие (технические исполнители) -- работники, осуществляющие финансово-расчетные функции, подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание и другие функции. К ним относятся секретари, табельщики, кассиры, экспедиторы и др.;
  • - руководители, осуществляющие функции управления предприятием.

Непромышленный персонал (НПП) -- работники, непосредственно не связанные с производством и его обслуживанием, в частности работники, осуществляющие реализацию продукции, а также работники социальной инфраструктуры, находящиеся на балансе предприятия.

  • 2. По профессиям или специальностям. Соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, рабочих определенных специальностей, продавцов и т.д.), обладающих теоретическими и практическими навыками, приобретенными в результате обучения и опыта работы в данной области, отражает профессиональная структура персонала предприятия.
  • 3. По стажу работы. Структура персонала по стажу может рассматриваться по общему трудовому стажу; стажу работы на данном предприятии; стажу работы в особых условиях (в зоне Крайнего Севера и приравненных к нему территориях, в горячих и вредных цехах и т.п.).
  • 4. По степени профессиональной подготовки (уровню квалификации). В Российской Федерации уровень квалификации рабочих определяется разрядом или классом, а для специалистов -- категорией, разрядом или классом. Соотношение работников различного уровня квалификации, необходимого для выполнения определенных трудовых функций, отражается квалификационной структурой персонала организации.
  • 5. В зависимости от возраста и пола работника. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16--17, 18-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60--64, 65 лет и старше. Соотношение соответствующих возрастных групп в общей численности работников представляется в виде возрастной структуры персонала. Половозрастная структура персонала организации помимо возраста учитывает и пол работников.
  • 6. По уровню образования выделяются работники, имеющие высшее, незаконченное высшее, среднее специальное и среднее общее образование.

Кроме представленной выше структура персонала организации может быть рассмотрена и по другим категориям.

  • 7. Организационная структура -- это состав и соподчиненность должностных лиц в соответствии с организационной структурой предприятия. Она отражена в схеме орг-структуры иштатном расписании организации.
  • 8. Функциональная структура отражает функциональное разделение труда в сфере управления предприятием и соотношение отдельных групп персонала в зависимости от выполняемых ими конкретных функций управления (управление персоналом, финансами, ремонтом и т.д.).
  • 9. Социальная структура характеризует трудовой коллектив предприятия как совокупность групп, выделенных по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования, уровню доходов и т.п.
  • 10. Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникативных и поведенческих ролей между отдельными работниками. Творческие роли характерны для организаторов и изобретателей. Коммуникативные роли определяют содержание и участие работников при принятии решений. Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения работников на работе, в быту, в конфликтных ситуациях.

Основные элементы системы управления персоналом организаций

Управление персоналом -- это совокупность принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на персонал, обеспечивающих максимальное использование интеллектуальных и физических способностей работников при выполнении трудовых функций для достижения целей предприятия.

Управление персоналом осуществляет руководящий состав организации, а также руководители и специалисты подразделений системы управления персоналом. В основе управления персоналом лежат соответствующие концепции и стратегии, определенные методы управления персоналом.

Концепция управления персоналом включает:

  • - разработку методологии управления персоналом. В основе рассмотрения сущности персонала организации как объекта управления лежит представление о персонале организации как о составной части целостной системы. С этих позиций разрабатываются методы и принципы управления персоналом, формирования поведения индивидов, соответствующего целям организации;
  • - формирование системы управления персоналом. В основе формирования такой системы лежит организация структуры управления персоналом, налаживание вертикальных и горизонтальных связей руководителей и специалистов в процессе выработки целей и задач, принятия и реализации управленческих решений;
  • - разработку технологии управления персоналом. В технологии управления персоналом входят: организация найма, отбора, приема персонала, его деловая оценка, профориентация и адаптация, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивация и организация труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала, взаимодействие с профсоюзами и службами занятости.

К основным принципам управления персоналом -- правилам, основным положениям и нормам, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом, относятся:

  • - научность, демократический централизм, плановость, единство распорядительства;
  • - сочетание единоначалия и коллегиальности, централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого управления;
  • - контроль исполнения решений.

Все принципы управления персоналом реализуются во взаимодействии, комплексно и оперативно.

Методы управления персоналом предприятия подразделяются на три группы:

  • - административные: формирование структуры управления персоналом; налаживание вертикальных и горизонтальных связей между руководителями и специалистами, подбор и отбор персонала и др.;
  • - экономические: материальное стимулирование и установление материальных дотаций; установление экономических норм и нормативов и др.;
  • - социально-психологические: социально-психологический анализ работников коллектива; моральное стимулирование персонала и др.

Регулирование поведения персонала осуществляется применением следующих институтов:

  • - жесткие институты -- это устав, а также внутренние документы, принятые органами управления организацией в надлежащем порядке;
  • - мягкие институты -- это корпоративная культура, мораль, деловая этика; обеспечивающие регулирование поведения в областях, где документально закрепленные нормы не дают человеку ориентиров при принятии решения.

Система управления персоналом

Система управления персоналом -- система, в которой реализуются все функции управления персоналом. Она включает подсистему общего и линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.

Система управления персоналом включает следующие подсистемы:

  • - общего и линейного руководства, осуществляющая управление организацией в целом, управление отдельными функциональными и производственными подразделениями;
  • - планирования и маркетинга, выполняющая разработку кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организацию кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале, организацию рекламы;
  • - управления наймом и учетом персонала. Осуществляет организацию найма персонала, собеседования, оценки, отбора, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводство системы управления персоналом;
  • - управления трудовыми отношениями. Проводит анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами;
  • - обеспечения нормальных условий труда. Выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц;
  • - управления развитием персонала. Осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, адаптацию новых работников, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения;
  • - управления мотивацией поведения персонала. Выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях, форм морального поощрения персонала;
  • - управления социальным развитием. Осуществляет организацию общественного питания, жилищно-бытовое обслуживание, развитие культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, организацию социального страхования;
  • - развития организационной структуры управления;
  • - правового обеспечения;
  • - информационного обеспечения системы управления персоналом.

Процесс работы с персоналом организации включает следующие основные элементы:

  • - формирование кадровой политики;
  • - кадровое планирование;
  • - подбор и отбор персонала;
  • - адаптация персонала;
  • - расстановка кадров;
  • - организация профессионального обучения;
  • - оценка персонала предприятия;
  • - управление конфликтами на предприятии.

Рассмотрим эти функции подробнее:

Формирование кадровой политики

Управление персоналом начинается с выработки кадровой политики, учитывающей стратегические цели фирмы и условия формирования рынка труда. Кадровая политика организации должна быть тесно связана с технической и инвестиционной. В противном случае неизбежны либо неэффективное использование капиталовложений (нет кадров, способных освоить новую технику), либо утрата кадрового потенциала (способные и квалифицированные люди не находят в организации работу, соответствующую их запросам).

Кадровое планирование

Кадровое планирование является элементом общей системы планирования предприятия, в рамках которого решаются задачи обеспечения его рабочей силой необходимой численности и качества, а также совершенствования социальных отношений.

Кадровое планирование позволяет определить: сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы; какие требования предъявляются к тем или иным категориям работников; каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал; как использовать персонал в соответствии с его потенциалом; как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию работников; как обеспечить справедливую оплату труда, мотивацию персонала и решить его социальные проблемы; каких затрат потребуют проводимые мероприятия.

Подбор и отбор персонала

Процесс подбора и отбора персонала реализуется при наличии вакантных рабочих мест, которые необходимо заполнить.

Этот процесс, как правило, состоит из нескольких стадий:

  • - определение требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на вакансию;
  • - подбор кандидатов;
  • - отбор кандидатов;
  • - прием на работу в организацию.

Формализация требований к кандидатам является обязательным условием серьезного отбора. Наиболее распространенной формой такой формализации является подготовка должностной инструкции, т.е. документа, описывающего основные требования и функции сотрудника, занимающего данное рабочее место. На предприятиях должностная инструкция подготавливается управлением персонала совместно с руководителем подразделения, в котором существует вакантная должность.

Определив требования к кандидату, управляющие персоналом могут приступить к следующему этапу -- подбору кандидатов. Для этого предприятие может использовать ряд методов: поиск внутри предприятия; подбор с помощью сотрудников; само проявившиеся кандидаты; объявления в средствах массовой информации (на телевидении, радио, в прессе, в Интернете); выезд в институты и другие учебные заведения; государственные службы занятости; биржи труда; частные рекрутские агентства по подбору персонала.

Оптимального метода подбора кандидатов не существует, поэтому следует использовать их все в зависимости от конкретной задачи.

Подбор кандидатов является основой следующего этапа -- отбора будущих сотрудников предприятия.

На этапе отбора обычно происходит:

  • - предварительный отбор кандидатов на основе анализа документов (анкет, резюме, характеристик, рекомендаций) на соответствие будущих сотрудников требованиям предприятия;
  • - проверка претендентов и изучение их психологических и профессиональных качеств. Один из наиболее распространенных способов проверки претендентов -- тестирование. Тесты бывают общие, профессиональные, социально-психологические. С помощью общих тестов можно оценить уровень интеллекта, устойчивость внимания, зрительную память, аналитичность мышления, аккуратность, умение быстро ориентироваться в ситуации и т.д. Профессиональные тесты выявляют знания в области будущей профессии, скорость и точность выполнения работы, владение смежными специальностями, знание иностранных языков, умение пользоваться компьютером и т.д. С помощью социально-психологических тестов оценивают исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные склонности и т.д.;
  • - первичное личное знакомство с претендентами (собеседование). Собеседование обычно проводится сотрудником службы по управлению персоналом. На собеседовании производится предварительная оценка компетенции и личных качеств претендента, его заинтересованности в работе. Претендента информируют о предприятии и содержании работы, условиях, заработной плате и т.д. Именно в процессе собеседования происходит выяснение интересов и ожиданий обеих сторон, их различия и совпадения, возможности компромиссов;
  • - оценка фактических качеств претендентов. На этом этапе происходит сравнение кандидатов на одни должности, сопоставление личных и профессиональных качеств претендентов и требований должности. Обычно сотрудники службы по управлению персоналом выбирают несколько наиболее подходящих кандидатур для дальнейшей проверки;
  • - отбор завершает собеседование с линейным руководителем, будущим непосредственным начальником специалиста, принятого на работу. Линейный руководитель, как правило, проводит индивидуальное собеседование с каждым претендентом из группы отобранных на предварительных этапах;
  • - при согласии сторон заключается трудовой договор и оформляется назначение на должность.

Адаптация персонала

Процесс адаптации в коллективе -- это период приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде организации.

По уровню различают первичную адаптацию -- для лиц, не имеющих никакого опыта работы, и вторичную адаптацию -- для лиц, имеющих опыт работы в других подразделениях организации или на других предприятиях.

По направленности выделяют:

  • - общую адаптацию, в процессе которой происходит ознакомление нового работника с предприятием, его политикой, условиями труда, профсоюзами; выясняются вопросы бытовых проблем, охраны труда и техники безопасности и т.д. Такое ознакомление может осуществляться как с помощью специального курса ориентации, организация которого лежит на службе управления персоналом, так и непосредственным руководителем нового работника;
  • - профессиональную адаптацию, которая заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений и т.д. Процесс профессиональной адаптации может проходить под наблюдением и непосредственным участием прикрепленного к новичку наставника или линейного руководителя;
  • - психофизиологическую адаптацию к условиям труда, режиму работы и отдыха. Такая адаптация крайне необходима, особенно в случаях, когда работник не имеет трудового стажа и навыков работы, а также в случаях, когда условия труда и режим работы на прежнем месте отличались от тех, что приняты в организации. За успехом психофизиологической адаптации к новым условиям труда наблюдают наставник или линейный руководитель, при непосредственном контроле ответственного в подразделении за безопасность труда;
  • - социально психологическую адаптацию к коллективу и его нормам, к руководству и коллегам, другими словами, к социально психологическому климату, который сложился в организации. Этот вид адаптации может быть связан с немалыми трудностями. Вхождение в коллектив зависит и от личностных качеств нового работника, от его жизненного и человеческого опыта и от желания коллектива принять нового коллегу. Нередко социально психологическую адаптацию новый работник проходит сам, без помощи наставников и руководителей.

Современные реалии для эффективного решения целей организации требуют и обратное -- адаптации организации к человеку.

В этот процесс входят:

  • - организация рабочего места нового сотрудника в соответствии с требованиями эргономики;
  • - гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени;
  • - перераспределение обязанностей, трудовых функций и конкретных заданий исходя из личных особенностей и способностей нового работника;
  • - перестройка структуры подразделения или организации в целом;
  • - индивидуальная система материального и нематериального стимулирования.

Очевидно, что чем выше должность, на которую принимается новый работник, чем больше у него обязанностей и выше уровень ответственности, тем в большей степени необходима адаптация организации к его индивидуальным особенностям.

Расстановка кадров

Существенной функцией системы управления персоналом является расстановка кадров. Под этим процессом подразумевается рациональное распределение персонала по подразделениям и рабочим местам с учетом интересов организации и самого работника.

Типовые схемы ротации (перемещений) персонала предусматривают:

  • - вертикальное движение -- перемещение работника на более высокую или более низкую по иерархической лестнице должность;
  • - горизонтальное движение -- перемещение работника как внутри, так и между подразделениями организации с сохранением должности.

Ротация кадров основана на периодической оценке (аттестации) каждого работника, выявлении мотивов и причин текучести кадров, анализе удовлетворенности трудом по категориям персонала и подразделениям. Перемещение работника также может основываться на его личной обоснованной просьбе.

Организация профессионального обучения

Одной из основных функций системы управления персоналом является обучение кадров, которое включает:

  • - подготовку -- первичное обучение и воспитание работников определенных профессий;
  • - переподготовку -- обучение новым и смежным профессиям в связи с изменением условий производства, внесения изменений в законодательство или устав предприятия, изменением трудового потенциала работника (например, в пред декретный или пред пенсионный период, после травмы и т.д.);
  • - повышение квалификации -- совершенствование теоретических и практических знаний, профессиональных навыков по уже освоенной работником профессии или специальности в связи с освоением новой техники, технологии, организации производства, труда и управления.

Существует несколько видов обучения:

  • - без отрыва от производства в специализированных учреждениях;
  • - с отрывом от производства в специализированных учреждениях;
  • - через экстернат с аттестацией в специализированных учреждениях;
  • - самообразование без аттестации;
  • - на рабочем месте.

Добавим, что в последнее время большую популярность приобрели обучающие семинары и тренинги продолжительностью от 1--2 дней до нескольких недель.

Разработка программы обучения должна учитывать «багаж» знаний и умений персонала, а также стратегическую необходимость такого обучения для организации. Внутрипроизводственное обучение относится к непосредственным задачам линейного руководителя и составляет неотъемлемую часть стратегии развития потенциала кадров, что требует создания эффективной системы подготовки и переподготовки персонала.

Руководство организации должно решить, какой из видов обучения необходим и наиболее приемлем для той или иной категории работников или отдельного работника. Для каждой категории работников необходимо разработать собственную систему подготовки и переподготовки.

Один из наиболее прогрессивных методов, который широко применяется в последние годы для повышения профессиональной подготовки, -- модульный подход.

Он построен на принципах:

  • - ориентации на конкретные результаты обучения;
  • - гибкости, обеспечивающей возможность регулирования объема и содержания обучения в зависимости от потребностей пользователей;
  • - оптимального соотношения теоретического знания с практическим освоением и формированием навыков;
  • - равных возможностей для обучения с помощью преподавателей и самообучения;
  • - оперативности в развитии и обновлении программ за счет изменения состава и разработки новых модулей;
  • - относительно небольших затрат времени и средств на обучение при высокой стоимости разработки.

В модульном обучении работники организации, в том числе управляющие, получают то, что необходимо, исходя из их личных интересов или потребностей организации, в которых они работают. Внимание акцентируется на активном участии работников организации в процессе обучения путем их вовлечения в решение реальных проблем. Для этого сам процесс обучения делится на сессии, во время проведения которых обучающиеся получают необходимые им знания, полезные для решения проблем организации. Количество модулей зависит от целей программы обучения, ее сложности и содержания.

Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемому, но и организациям, посылающим персонал на учебу. Наиболее успешен модульный подход к обучению специалистов по управлению.

Оценка персонала предприятия

Оценка персонала (аттестация) позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности последнего.

Традиционная аттестация персонала на предприятии проводится в несколько этапов:

1. Определение сроков проведения аттестации с учетом ее периодичности. В соответствии с принятой в РФ практикой аттестация должна проводиться не реже одного раза в три -- пять лет. Конкретные сроки аттестации согласуются с функциональными управляющими, а также с руководителями высшего звена.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

2. Определение состава аттестационной комиссии и подготовка ее участников. В состав аттестационных комиссий включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители профсоюзных организаций (если она имеется). Председателем аттестационной комиссии назначается, как правило, заместитель директора предприятия.

Составы аттестационных комиссий также утверждаются руководителем предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников не позднее, чем за две недели до начала аттестации.

  • 3. Организационная подготовка к проведению аттестации, которая осуществляется службой управления персоналом. Помимо подготовки аттестационной комиссии она также включает: подготовку необходимых документов на аттестуемых; подготовку сотрудников, с которыми проводится разъяснительная работа о целях и порядке проведения аттестации.
  • 4. Представление работника непосредственным руководителем. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее, чем за две недели до начала ее проведения, его линейным руководителем подготавливается представление -- документ, содержащий всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и размеру оплаты его труда; профессиональной компетентности; отношения к работе; выполнения должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период и т.д.

Аттестуемый работник должен быть заранее. Не позднее, чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами.

5. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого.

  • 6. Служба управления персоналом готовит справку и приказ об итогах аттестации, составляет совместно с руководством предприятия план соответствующих мероприятий.
  • 7. Директор предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда.

Обычно в очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие на предприятии менее года, молодые специалисты в течение трех лет после окончания учебного заведения, беременные и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

При неявке аттестуемого на заседание комиссии без уважительных причин аттестация его может проводиться и в его отсутствие (если причина уважительная, аттестация переносится).

Управление конфликтами на предприятии

Умение управлять конфликтами в организации является важной функцией управления персоналом. В системе управления персоналом конфликт -- это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели или средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов и т.д.

Существует много причин возникновения конфликтов. Основные из них:

  • - недостатки в организации производства, управления и труда;
  • - личностные особенности конфликтующего;
  • - неприятие трудовым коллективом работника;
  • - неправильные действия руководителя;
  • - нарушение трудового законодательства и т.д.

По направленности конфликты можно подразделить на:

  • - горизонтальные, в которых не участвуют лица, находящиеся в подчинении друг у друга;
  • - вертикальные, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого;
  • - смешанные, затрагивающие и горизонтальные, и вертикальные связи в организации.

По значению для деятельности организации конфликты делятся на:

  • - конструктивные (созидательные), в результате которых формируются новые факторы, благоприятствующие устойчивой работе организации;
  • - деструктивные (разрушительные), приводящие к сбоям в работе организации.

В зависимости от соблюдения этических норм конфликты могут быть:

  • - в рамках этических норм, когда оппоненты не выходят за рамки уважительных деловых отношений;
  • - с нарушением этических норм, когда оппоненты нарушают нормы поведения, взаимно не учитывают интересы сторон и т.д.

С личностных позиций конфликты могут быть:

  • - деловыми, затрагивающими интересы организации и ее работников с профессиональной точки зрения;
  • - личностными, затрагивающими личные, не относящиеся к работе интересы конфликтующих.

Разрешение конфликта представляет собой полное или частичное устранение причин, их породивших, либо изменение целей участников конфликтов.

Для предотвращения конфликтов, сглаживания их остроты и скорейшего выхода из конфликтной ситуации от управляющих персоналом требуются:

  • - постоянная работа по улучшению условий труда, совершенствованию его оплаты, улучшению организации производства;
  • - строгое следование трудовому законодательству; - соблюдение корпоративной этики;
  • - учет ожиданий управляющих и других работников.

Разрешение конфликта зависит и от уровня профессиональной компетенции руководителя, его умения взаимодействовать с людьми, и от созданного внутри организации климата, благоприятствующего работе.

Мотивация и обеспечение трудового потенциала организации

Функционирование организации в современных экономических условиях требует инициативного, высококвалифицированного работника, глубоко вовлеченного в процесс принятия организационных решений, что, способствуя мобилизации творческого потенциала рабочей силы, приведет к росту конкурентоспособности предприятий.

Объективная потребность развития организации -- разработка концепции воспроизводства трудового потенциала, основанной на системе профессионального обучений и повышения квалификации. Компетентные сотрудники являются важнейшим капиталом организации. Даже самая современная техника теряет смысл без профессиональных работников.

В настоящее время существует острая необходимость устранения следующих накопившихся недостатков в сфере обучения и повышения квалификации персонала:

  • - недооценка роли подготовки специалистов для функционирования организации согласно стратегическим задачам ее развития;
  • - отсутствие взаимосвязи между различными уровнями образования;
  • - слабое использование индивидуальных творческих возможностей обучаемых и многое другое.

Если людей рассматривать как капитал предприятия, то обучение есть не что иное, как способ преумножения этого капитала. Таким образом, эффективность организационноуправленческих преобразований по повышению конкурентоспособности предприятий может быть достигнута через совершенствование механизма воспроизводства трудового потенциала, основанного на принципе сочетания активного использования и непрерывного обучения работников.

Трудовой потенциал работника -- это способности и профессионализм, позволяющие воспроизводить и реализовывать знания, умения для адаптации во внешней и внутренней среде.

Трудовой потенциал обеспечивает конкурентоспособность работника при наличии следующих преимуществ:

  • - объективные -- уровень образования и квалификация, профессиональная подготовка, стаж работы. В большинстве своем эти характеристики могут быть подтверждены документально;
  • - субъективные -- степень готовности человека к профессиональной мобильности, к постоянному профессиональному и квалификационному росту и совершенствованию, к творчеству и к инновациям.

Данные характеристики обеспечиваются определенным уровнем развития соответствующих компонентов трудового потенциала: профессионально-квалификационного, креативного, инновационного, мотивационного.

Под механизмом воспроизводства трудового потенциала предлагается понимать последовательность процессов обеспечения, развития, реализации, формирующих цикл и позволяющих наращивать трудовой потенциал работника с конкурентными преимуществами.

Процесс обеспечения предполагает планирование, наем, отбор, прием, адаптацию, высвобождение персонала.

Процесс развития -- обучение, планирование служебной карьеры, обеспечение социальной стабильности, формирование корпоративной культуры и имиджа организации.

Процесс реализации -- организацию труда, координацию трудовой деятельности, мотивацию, контроль, оценку результатов труда. В каждом цикле механизма воспроизводства есть свои, присущие только ему, периоды: адаптационный; период активного освоения производственных процессов; период достижения высокого уровня компетентности.

Мониторинг основных компонентов трудового потенциала работников предприятия оказывает значительную помощь в поиске оптимальных путей его формирования и воспроизводства в условиях трансформации экономических отношений в стране.

Мониторинг трудового потенциала работников

Процесс мониторинга трудового потенциала работников предприятия в различные периоды состоит из ряда взаимосвязанных и последовательных этапов. В зависимости от результатов, полученных на предыдущих этапах, определяется необходимость проведения следующих этапов.

На первом этапе в зависимости от целей и задач исследования анализируются степень соответствия уровня развития компонентов трудового потенциала работников требованиям производства и мера его задействованности, оценивается индивидуальная конкурентоспособность работников.

На втором этапе анализируются факторы, детерминирующие развитие трудового потенциала работников, что может способствовать более эффективному использованию трудового потенциала и достижению более высокого уровня конкурентоспособности персонала предприятия. На данном этапе также рекомендуется проводить интегральную оценку состояния трудового потенциала.

Выделение различных групп работников по уровням конкурентоспособности обусловливает выбор механизма воспроизводства трудового потенциала с определенным циклом, что является логическим завершением второго этапа.

На третьем этапе, который является логическим продолжением второго, предполагается анализ эффективности реализации механизма воспроизводства трудового потенциала. Его рекомендуется производить по росту производительности и рентабельности труда.

Предложенный механизм воспроизводства трудового потенциала позволяет выявлять, развивать и наращивать те его компоненты, которые обеспечивают конкурентоспособность работнику. Это придает ему уверенность в завтрашнем дне, а организации -- достижение намеченных целей.

Функции мотивации в управлении

Эффективное функционирование структуры управления во многом зависит от заинтересованности людей, которые выполняют в ней те или иные задачи.

Мотивация -- это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах.

Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. Нередко руководство детально разрабатывает стратегию и доводит до сведения всех работающих причины, но не детализирует их для каждого работника. Корпоративные планы и заявления высших руководителей о целях нередко остаются пустой риторикой. Исполнители получают заработную плату за достижение краткосрочных целей и выполнение оперативных планов.

Недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях, -- существенный недостаток руководства российских предприятий. Человеческий потенциал для большинства российских предприятий представляет главное и единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество.

Процесс мотивации включает:

  • - установление или оценку неудовлетворенных потребностей;
  • - формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • - определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

В основе процесса мотивации лежит индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или психологическая), удовлетворение которой достигается путем определенного поведения или действий. Поэтому мотивацию определяют еще и как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, управляющие должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.

Современные управляющие внимательно относятся к таким факторам, как:

  • - разнообразие работы по содержанию;
  • - рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
  • - удовлетворение от работы и ее результатов;
  • - повышение ответственности;
  • - условия для проявления инициативы;
  • - осуществление самоконтроля.

Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. Макклеландом и Ф. Герцбергом. Их подробное содержание, достоинства и недостатки описаны достаточно полно в специальной литературе, поэтому для наших целей мы приводим лишь обобщенную характеристику.

А. Маслоу известен как автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне -- это физиологические потребности, на втором -- потребности в безопасности, на третьем -- потребность в социальном признании, на четвертом -- потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком -- потребность в самовыражении. По мере удовлетворения потребностей нижнего уровня человек стремится к удовлетворению потребностей следующего уровня; это непрерывно расширяет его потенциал, поэтому потребность в самовыражении никогда не может быть полностью исчерпана. Это означает, что процесс мотивации поведения через потребности является бесконечным.

Другая теория мотивации, автором которой является Д. Макклеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: потребности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна людям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому считают, что на практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации.

В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга все факторы, влияющие наработу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы -- это размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удовлетворены, у работника не развивается чувства неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выражают мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и её результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. В современных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценностным ориентирам.

Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребностях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.

Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведению, зависят от величины ожидания того, что это поведение приведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграждением и соотношение между усилиями и результатами.

Теория справедливости исходит из того, что работники взвешивают их усилия с вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напряжение, которое является фактором мотивации.

Комплексная процессуальная теория, известная как модель Л. Портера -- Э. Лоулера, рассматривает мотивацию как функцию потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в его получении.

Теоретические положения, развитые в этих теориях, нашли определенное отражение в методах мотивации работников, используемых организациями.

В теории выделяют четыре основных метода мотивации:

  • 1) принуждение -- основано на страхе подвергнуться наказанию, например в виде увольнения, перевода на нижеоплачиваемую работу, штрафа;
  • 2) вознаграждение -- в виде систем материального (заработная плата, премии, участие в прибылях) и нематериального (награда, благодарность) стимулирования хорошего труда;
  • 3) солидарность -- развитие у работников ценностей и целей, совпадающих или близких к ценностям и целям организации, что достигается путем убеждения, воспитания, обучения и создания благоприятного организационного климата;
  • 4) приспособление -- оказание влияния на цели и задачи организации путем частичного приспособления их к целям менеджеров высшего и среднего уровней.

Применение каждого из видов мотивации или их сочетания зависит от конкретных условий, в которых работает организация. Например, в административных системах, основанных на приказах и распоряжениях, корректное применение методов принуждения в отношении дисциплины, порядка работы, соблюдения норм, стандартов и прочих рабочих требований необходимо. В то же время использование методов принуждения в творческих коллективах может нанести огромный вред, так как приводит к затуханию энергии поиска, нередко связанного с отрицательными результатами.

Использование вознаграждения основано на положениях теории потребностей о том, что цели, стремления, ценности и поведение выступают как мотивы, называемые стимулами или потребностями. Поэтому процесс мотивации рассматривается через стимулы, которые в значительной мере предопределяют поведение работников.

Все виды стимулов, используемых организациями, принято подразделять на две группы: материальные и нематериальные.

1. Материальные стимулы в виде заработной платы, премий, надбавок, участия в капитале и прибылях (денежные стимулы), а также различные формы не денежных стимулов (предоставление льготных путевок на отдых и лечение, условия бытового обслуживания на предприятии, организация рабочих мест, санитарно-гигиенические условия).

Значение материальных стимулов возрастает при низком уровне обеспеченности работников предприятий и, наоборот, снижается присущественном превышении его средних значений по стране, региону, отрасли. Чаще всего материальные стимулы связываются с результатами труда отдельного работника, группы или организации в целом. Стимулирование работников за достижение целей организации в целом получило довольно широкое распространение в мировой практике в виде выплат годовых премий всему персоналу. В то же время оплата по результатам труда требует разработки методов его количественной и качественной оценки, что в ряде случаев связано с большими трудностями.

  • 2. Активно разрабатываются нематериальные стимулы, учитывающие следующие виды потребностей:
    • - социальные, отражающие потребности в самоутверждении, определенном социальном статусе и власти; они удовлетворяются путем расширения возможности принятия участия в управлении, в развитии навыков и умений, в продвижении по должностным ступеням;
    • - моральные, отражающие потребности в признании и реализуемые с помощью одобрений, благодарностей и других форм позитивной оценки;
    • - творческие, включающие стимулы, позволяющие не только использовать, но и наращивать потенциал людей. Это создание соответствующей творческой обстановки, открытость в отношениях и информационном обеспечении, применение групповых форм работы, участие в конференциях и семинарах;
    • - социально психологические, отражающие потребности общения и представленные всеми элементами культуры организационных отношений.

Их используют в организациях, которые реально признают роль человеческих ресурсов в достижении эффективной работы.

Солидарности как методу мотивации придается большое значение там, где особенно ценится роль групповой и командной работы и прилагаются усилия к созданию благоприятного климата, объединяющего работников в единый целостный коллектив.

Мотивация персонала является основной частью организационной культуры предприятия. Методы мотивации должны быть направлены на максимальное вовлечение людей, обладающих знаниями, в решение общих задач организации, в процесс принятия решений.

Чтобы практика не расходилась с теорией, предлагаем обзор основных терминов по HR-менеджменту. Характеризуем подходы к управлению персоналом, раскрываем виды и формы управления персоналом.

Из этой статьи вы узнаете:

  • что такое виды управления персоналом;
  • в чем заключается компетентностный подход в управлении персоналом;
  • какие существуют формы управления персоналом.

Виды управления персоналом

Управление персоналом – это сфера знаний (теория) и область практической деятельности, имеющие своей целью обеспечить организацию эффективным персоналом. Когда в речи используется термин «виды управления персоналом», то имеется в виду стиль управления персоналом. Это совокупность разнообразных методов, технологий, объединенных определенной идеей и подходом к управлению персонала. Далее перечислим основные виды управления персоналом и раскроем современные подходы к управлению персоналом.

Основные подходы к управлению персоналом: административный стиль

Иные названия данного стиля управления – организационный, авторитарный. Предполагает жесткую регламентацию деятельности работников, исполнение ими установленных инструкций и правил. Подобный стиль управления персоналом встречается в государственных организациях. Он основан на непререкаемом авторитете руководителя организации, который присущ ему в силу наделенных полномочий и особенностей госсектора.

О том, как понять, насколько ценят своего начальника подчиненные, можно из нашей статьи « ».

Особенности административного стиля:

  • управление персоналом идет сверху вниз (в виде нисходящих приказов, распоряжений);
  • система обязательного ознакомления с документами, регламентами;
  • жесткий контроль за исполнением приказаний.

О недостатках данного стиля управления можно прочитать в материале « ».

Основные подходы к управлению персоналом: управление кадрами через экономические и иные стимулы

Данный стиль управления основан на стимулировании работников результативно трудиться. Для этого используют разнообразные элементы системы мотивации персонала: систему оплаты труда, социальный и компенсационный пакеты. Стимулирование как стиль руководства применим в коммерческих компаниях. Основной вопрос звучит так: «Как с минимальными затратами создать такую систему мотивации персонала, чтобы работники были заинтересованы в своей эффективности на рабочем месте?»

Особенности экономического стиля:

  • заинтересованность сотрудников в своей результативности;
  • поиск, отбор и наем высококвалифицированных работников;
  • создание системы управления кадровым резервом в компании.

Социальная направленность HR-менеджмента: подходы к управлению персоналом

В некоторых крупных компаниях руководство не ставит на первый план экономическое стимулирование персонала. Поэтому главную роль приобретает индивидуальная работа по мотивации сотрудников. Это возможно лишь при демократическом стиле управления работниками.

Особенности социального стиля:

  • мониторинг социальных процессов в компании;
  • регулярное тестирование и анкетирование сотрудников по различным вопросам;
  • применение психологических приемов в практике управления персоналом;
  • обеспечение условий для комфортной работы сотрудников.

Подходы к управлению персоналом: в чем они проявляются?

По мнению Тахира БАЗАРОВА , теоретика и практика в сфере HR-менеджмента, существуют три основным подхода к управлению персоналом:

  • экономический подход, реализующий концепцию использования человеческих ресурсов;
  • органический подход, воплощенный в концепциях управления персоналом и управления человеческими ресурсами;
  • гуманистический подход, основанный на концепции управления человеком.

Кроме широкого толкования смысла подходов, есть и узкое. Например, компетентностный подход в управлении персоналом. Что это такое? Компетентностный подход в управлении персоналом, основоположником которого является Д. МАККЛЕЛАНД , предполагает:

  • разработку модели компетенций как стандарта делового поведения сотрудника;
  • оценку компетенций работников с использованием разных методов, например, Центра оценки;
  • принятие соответствующего кадрового решения относительно карьеры и работы специалиста, компетенции которого оценивались.

Типы управления персоналом: разбираемся с понятиями

Типы управления персоналом характеризуют то, как принимаются (формы) и реализуются (рычаги управления) управленческие решения. В зависимости от того, как принимаются решения, выделяют формы управления персоналом :

  • коллективистская (авторитарная) – все основано на решениях лидера, он обладает авторитетом, подчиненные – послушные исполнители в рамках семейной организационной культуры компании;
  • рыночная – лидер обеспечивает денежное вознаграждение сотрудников, в компании предпринимательская организационная культура;
  • бюрократическая – приказы лидера строго выполняются, решение остается за ним; подчиненные – дисциплинированные работники, действующие в рамках регламентов;
  • демократическая – все сотрудники – профессионалы, стремящиеся к достижению общего результата, а также заботящиеся о своем профессиональном развитии и действующие с соблюдением установленных правил (законов).

Виды систем управления персоналом

Поговорим о содержании практической деятельности по управлению кадрами в организации. В широком смысле, система управления персоналом – это методы, способы, технологии работы с сотрудниками. Классификация управления персоналом:

  • планирование численности персонала в организации, определение организационной, штатной структуры предприятия;
  • разработка и реализация кадровой стратегии организации;
  • подбор, отбор и наем персонала;
  • адаптация новичков в компании, отслеживание показателей эффективности в период испытательного срока;
  • обучение сотрудников эффективным методам работы;
  • планирование карьеры, ротация;
  • аттестация и оценка личностных и деловых качеств, профессионализма, определения степени соответствия занимаемой должности;
  • мотивация и оплата труда, системы материального и нематериального стимулирования персонала;
  • нормирование труда и определение показателей эффективности;
  • кадровое делопроизводство.

Направления деятельности управления персоналом можно представить также в виде подсистем:

  • общего и линейного менеджмента при работе с кадрами;