Менеджмент: вид деятельности и система управления. Функции менеджмента. Смена парадигмы управления на современном этапе. Управляющая и управляемая система, их взаимосвязь Факторы прямого воздействия

Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Объект управления

Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Процесс управления в организации

Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Все процессы управления делятся на две группы:

  1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
  2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

Стадии процесса управления:

  1. постановка конкретной цели;
  2. информационное обеспечение;
  3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
  4. выбор вариантов действий;
  5. реализация решений;
  6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

Механизм менеджмента

Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Составляющие:

  • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
  • органы, принимающие решения;
  • исполнительные органы;
  • выбранная точка воздействия;
  • метод воздействия;
  • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
  • инструменты воздействия;
  • обратные связи;
  • центры ответственности и центры контроля;
  • формы проявления влияния.

Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

  1. внутрифирменное управление;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом.

Внутрифирменное управление :

  • маркетинг;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль и учёт.

Принципы внутрифирменного управления:

  • централизация в управлении;
  • децентрализация в управлении;
  • сочетание централизации и децентрализации;
  • ориентация на долгосрочные цели развития;
  • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

Управление производством :

  • проведение НИОКР;
  • обеспечение развития производства;
  • обеспечение сбыта;
  • выбор оптимальной организационной структуры управления.

Управление персоналом :

  • принципы подбора и расстановки персонала;
  • условия найма и увольнения;
  • обучение и повышение квалификации;
  • оценка персонала и его деятельность;
  • формы оплаты труда;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
  • система мотивации труда работников;
  • организационная культура фирмы.

Методы воздействия в менеджменте

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Методы менеджмента могут быть:

  1. экономические;
  2. организационно-распорядительные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

  • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
  • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
  • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.

Подсистемы в системе управления

Крупные составляющие части сложных систем: организация, человек, сложная техника сами являются системами. Эти части называют подсистемами.

Подсистемы организации : уровни и подразделения управления, сами по себе играют важную роль в ней. Успех организации зависит от деятельности каждого уровня управления и функционального подразделения.

Подсистемы организма человека: кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет действуют только в комплексе, без них невозможно существование самого организма. Они все взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом (пример, проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, из-за этого не может работать вся машина.)

Всякая система представляет собой некоторое целое, состоящее из независимых и взаимодействующих компонентов подсистем и элементов. Первичными компонентами систем служат элементы, которые группируются в субсистемы или вспомогательные подсистемы.

Субсистемы и элементы обладают некоторой определенной внутренней организацией.

Порядок соединения подсистем и элементов.

В каждой системе можно выделить две субсистемы: управляющая - субъект управления и управляемая - объект управления

При параллельном режиме связи подсистем операции и процедуры управления сопутствуют друг другу, то есть действуют одновременно.

При последовательном режиме соединения подсистем - операции и процедуры управления следуют одна за другой, то есть действуют разновременно.

Вход системы - восприятие внешних воздействий.

Выход из системы - влияние системы на внешнюю среду.

Качество субсистемы зависит от четкости дифференциации и интеграции отдельных подсистем, от четкости их взаимодействия. Эффективность любой системы зависит от того, насколько четко она организована и насколько оптимально управление подсистемами.

Связи подсистем элементов.

В теории систем выделяют три вида связей элементов:

  • а) взаимосвязь элементов
  • б) односторонняя зависимость элементов
  • в) элементы не находятся в отношениях друг с другом, но объединены в систему через сравнивающее устройство.

Типы и формы систем

Системы делятся на четыре крупных типа:

  • 1. организационные;
  • 2. технические;
  • 3. социотехнические;
  • 4. информационные.

Организационная - пример, система управления отраслью, подотраслью, объединением, ассоциацией, организацией (предприятием), значительно шире всех других.

Техническая - пример, автоматизированная система обработки данных(АСОД), автоматизированное рабочее место(АРМ) в организации, элемент организационной системы, значительно уже.

Социотехнические пример, система управления производством, которая имеет три аспекта: экономический, технический и социальный, так как в системе управления требуется обеспечить согласованность технологии и стимулов для персонала (любая организация является социотехнической системой).

Информационные - элемент организационной системы, но значительно уже ее. Сущность их не понимается однозначно, отправление и получение информации.

Упрощенная схема процесса управления: из объекта управления информация поступает в управляющую систему для выработки команд воздействия, которые затем исполняются. Управляющая и управляемая системы связаны посредством информации. Пример, автоматизированная система управления производством – АСУП.

Системы управления представлены в двух формах: открытые и закрытые.

Открытая система характеризуется параметрами:

  • 1) взаимодействие с внешней средой;
  • 2) способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде;
  • 3) проницаемые границы;
  • 4) не является самообеспечивающейся.

Менеджер занимается, в основном, открытыми системами, так как к ним относятся все организации (предприятия).

Закрытая система предполагает:

    отсутствие связи с внешней средой, обмена материалами, энергией и информацией,

    не зависит от внешней среды,

    имеет жесткие фиксированные границы,

4) самообеспечивающаяся система.

Не изучая внутренней структуры системы, варьируя только данными на входе можно получить достаточно полное представление о системе. Эта система имеет жесткие фиксированные границы. (Пример, электронные часы на батарейках не зависят от внешней среды пока действует батарейка.)

Два типа связей систем управления: замкнутые и разомкнутые .

Замкнутые - команды управления формируются на основании информации о возможных отклонениях управляемого параметра на выходе и его сопоставление с заданными условиями (между ОУ и СУ обязательна обратная связь).

Разомкнутые - информация о состоянии управляемого объекта не содержится, управляющие воздействия изменяются вслед за помехами, пока они не успевают повлиять на значение управляемой системы (обратная связь с ОУ и СУ отсутствует).

Отрицательная обратная связь : определяется цель функционирования объекта, идет управление величиной ошибки, сигналы от цели ограничивают выходы из системы управления. Подобный принцип лежит в основе любой системы управления, любой целенаправленной деятельности.

Пример. Передача производству сигнала о состоянии рынка цен на продукцию.

Положительная обратная связь. В функционировании СУ ОС расценивается как механизм регулирования поведения систем любого уровня.

  • а) система материального стимулирования на производстве, если не вся прибыль организации расходуется на нужды персонала, а часть ее идет на развитие производства;
  • б) обратные связи в системе внутриотраслевого баланса и т.д.

Система управления сочетает линейное, целевое, функциональное и обеспечивающее управление и соответствующие взаимосвя­занные подсистемы управления: общую линейную, целевую, функциональную и обеспечивающую.

В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, ко­торые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность.

Целевые подсистемы : 1 - управления качеством; 2 - управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 - регулирования затрат и управления ресурсами; 4 - управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 - управления социальным развитием коллектива; 6 - управлений охраной окружающей среды.

Комплексные функциональные подсистемы: 1 - производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 - технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 - экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 - руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 - руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 - руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).

Обеспечивающие подсистемы : 1 - оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 - делопроизводства; 3 - организации и ведения нормативного хозяйства; 4 - информационного обеспечения управления; 5 - правового обеспечения; 6 - хозяйственного обслуживания.

Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.

6. Методы управления производством

Методы управления производством - это совокупность способов и приемов управленческой деятельности, направленных на осуществление функций и задач, стоящих перед каждой ячейкой производства. Методы управления составляют основное содержание управленческой деятельности. С их помощью руководитель воздействует на сознание и эмоции людей, добиваясь наибольшей трудовой активности в решении задач, стоящих перед коллективом.

В социалистическом производстве используются методы организационно-административного воздействия, материального и морального стимулирования, социально-психологического воздействия.

Организационно-административное воздействие заключается в четком определении производственного задания и срока его выполнений, своевременном обеспечении всем необходимым для работы. К числу организационных задач относятся также подбор людей, распределение работы с учетом индивидуальных особенностей каждого, систематическая проверка исполнения. Организационные меры опираются непосредственно на административные права руководителя, распоряжения которого обязательны для подчиненных. Невыполнение этих распоряжений влечет за собой те или иные административные санкции.

Материальное и моральное стимулирование направлено на создание заинтересованности работников в выполнении трудового задания. Стимулировать труд - значит осуществить комплекс мер, благодаря которым и в результате работы, и в самом ее процессе люди удовлетворяют собственные потребности.

Материальное стимулирование достигается прежде всего путем установления строгого соответствия между количеством и качеством труда, с одной стороны, и размером оплаты - с другой. Стимулирующее влияние оплаты тем больше, чем понятнее и нагляднее это соответствие. Четкость задания, ясное понимание системы оплаты обязательны для действенности материального стимулирования.

При бригадной организации труда особенно важно, чтобы размер оплаты работника правильно отражал как общий итог работы коллектива, так и трудовой вклад каждого. Если оплата производится без должного учета индивидуального трудового участия, неизбежны недовольство наиболее квалифицированных членов бригады, уменьшение их трудовой активности, общее снижение заинтересованности в росте квалификации. Однако если значительная часть работников считает, что различия в размере коэффициента трудового участия (КТУ) чрезмерны, то возникает напряженность, падает производительность, растет текучесть кадров.

Моральное стимулирование осуществляется разъяснением общественной значимости выполняемой работы, гласностью социалистического соревнования, награждением победителей.

Добиваться единства материального и морального стимулирования -значит обеспечивать единство критериев материального и морального поощрения, заботиться о моральной обоснованности всех видов поощрений, подкреплять моральные вознаграждения материальными поощрениями.

Решающий фактор социально-психологического воздействия - влияние коллектива. Содействуя росту сплоченности коллектива, умело направляя общественное мнение, руководитель добивается создания здорового нравственно-психологического климата. Нравственные нормы такого коллектива обязательны для всех его членов и совпадают с принципами социалистической морали.

Различные методы управления тесно взаимосвязаны. Хорошая (организация работы, своевременная подготовка производства, бесперебойное обеспечение материалами и инструментом, исправность оборудования, правильная расстановка людей, строгое соблюдение социалистических принципов оплаты по труду, применение коллективных форм оплаты труда по конечному результату способствуют здоровому психологическому климату участка. Вместе с тем сплоченность коллектива значительно облегчает решение проблем организации труда.

Методы руководства нельзя противопоставлять друг другу. Наибольший эффект дает их комплексное использование. Руководитель должен умело сочетать приемы воздействия, правильно определять их пропорцию в зависимости от конкретных условий.


Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое; целое выполняет некоторую функцию.
Здесь существенно то, что элементы должны быть взаимосвязанными или взаимодействующими. Самые разные части могут быть объединены в целое. Любая система может рассматриваться как подсистема некоторой более крупной системы.

Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функций управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми материальными, трудовыми, финансовыми ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих действий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами.

В свою очередь, управляющая подсистема состоит из двух частей: управляющая производством и управляющая процессами дальнейшего совершенствования как производства, так и самой управляющей системы. В управляющей подсистеме выделяют следующие элементы: планирующий, регулирующий, маркетинг, учётный и контрольный элементы. Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. Сюда входят цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений.

Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.

Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.

Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся; она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжать своё функционирование. Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому, что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.

Таблица 1

Организация, как открытая

Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования создаётся добавочная стоимость входов, и в результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как:

Прибыль;

Реализация социальной ответственности;

Реализация удовлетворённости работников.

Определение переменных и их влияния на эффективность организации – основной вклад ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.

Для закрытых систем характерно наличие обратной связи . Это означает, что на входе системы постоянно измеряются значения параметра, выбранного в качестве управляемого, а на выходе системы производятся такие изменения, цель которых состоит в ликвидации возможных ошибок или отклонений от заранее заданной величины. Однако не во всех случаях автоматическая система в состоянии произвести полную коррекцию.

Часть информационных потоков, имеющих место в системе управления организациями, имеет вид замкнутого контура. Это утверждение станет понятным, если согласиться с тем, что любая система, которая стремится к заранее заданной цели, должна в любой момент времени располагать показателем меры достижения этой цели. Вообще каждая замкнутая система имеет внутри себя замкнутые цепи управления, т.е. обратную связь.

Управление с обратной связью применяется в тех системах, где можно ожидать возникновения ошибок и которые поэтому нуждаются в корректирующем воздействии. Цель таких систем состоит в том, чтобы сделать ошибку настолько малой, насколько это практически осуществимо.

Открытые и закрытые системы управления можно классифицировать в зависимости от характера управляющего воздействия или чувствительного элемента, или того и другого вместе . Например, функция датчика может выполняться не одним, а несколькими чувствительными элементами или несколькими лицами.

Для увеличения надежности работы системы поток информации может распространяться не по одному, а по нескольким каналам обратной связи. Аналогично управляющее воздействие может поступать от одного или от нескольких источников. В системе «человек - человек» на управление оказывают влияние как формальные, так и неформальные взаимоотношения.

В ряде случаев входные данные от многих источников (чувствительных элементов) поступают в какой-то центр. По некоторым из этих связей передаются количественные, объективные данные, но существуют также системы, в которых большая часть информации субъективна, она создает картину состояния системы, зависящую от личных впечатлений или предубеждений человека или предубеждений человека, готовившего информацию. Корректировать работу системы можно прямым или косвенным воздействием, путем «неформального» давления, принуждения. Например, руководители часто полагаются на взаимодействие членов группы, когда необходимо побудить рабочих увеличить выпуск продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость.

Можно также классифицировать процессы управления в зависимости от того, в какой точке системы вырабатывается управляющее воздействие. На одном полюсе такой классификации находятся системы, имеющие либо устройства типа «черного ящика», либо людей, которые способны непосредственно в месте возникновения первичной информации воспринимать ее, сравнивать с эталонами и корректировать отклонения; на другом – системы, где все управление сосредоточено в центре. При этом информация по каналам обратной связи поступает от периферийных точек в центр. Из центра, когда это необходимо, к месту выполнения операции передается корректирующее воздействие. В системе, включающей людей, управление может быть децентрализовано только в том случае, если цели ее периферийных элементов согласованы с целями всей организации . Это означает, что лица, принимающие участие в управлении, должны усвоить цели и задачи системы

1.2 Эволюция систем управления
В прошлом, как отмечает Ансофф И. (1989), системы управления изобретались самыми передовыми фирмами. Если они оказывались удачными, то принимались большинством. В 80-х годах нынешнего века в создании новых систем принимают участие профессиональные консультанты по вопросам управления, а также ученые. По мере возникновения каждая новая система объявлялась окончательным и полным разрешением всех проблем фирмы, лучшим, чем все предыдущие. Пользуясь тем, что у нас есть историческая ретроспектива, мы видим, что эти системы нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения какой-то определенной задачи и является вспомогательной для решения остальных задач. С течением времени управленческая практика выработала ряд методов организации деятельности фирмы в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности внешней среды. Чем сложнее и неожиданнее становилось будущее, тем соответственно больше усложнялись системы, причем каждая последующая дополняла предыдущую . Сменявшие друг друга системы рассчитывались на растущий уровень нестабильности внешней среды, и в особенности на все большую непривычность событий и все меньшую предсказуемость будущего. Можно выделить четыре этапа в эволюции систем управления : · управление на основе контроля за исполнением (постфактум); · управление на основе экстраполяции когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлого; · управление на основе предвидения изменений возникло тогда, когда начали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них. · управление на основе гибких экстренных решений, которое складывается в настоящее время, в условиях, когда многие важные задачи возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Системы раннего происхождения, включая долгосрочное планирование, сейчас широко применяются в управленческой практике. Стратегическое планирование внедрялось медленно и трудно в течение 20 лет, но теперь и оно все шире входит в практику фирм. Периодически стратегическим планированием начинают интересоваться фирмы, которые сталкиваются с трудностями в осуществлении принципиально новых стратегий. Управление на основе ранжирования стратегических задач имеет своих сторонников в Японии и США. Управление по слабым сигналам еще только складывается (Ансофф И., 1989). Ретроспективный анализ развития управления , как считает Ансофф И. (1989), позволяет сделать два вывода : · развитие систем управления подчиняется логике, которую диктует меняющийся характер задач, стоящих перед управлением; · каждая последующая система, как правило, не просто заменяла предыдущую систему. Она вбирала в себя ее достижения, расширяла и обогащала их. Эти выводы позволяют нам рассматривать накопленный опыт не как совокупность разрозненных методик решения различных проблем, а как методологический массив.
1.3. Место и роль системы управления в организации
Система управления является неотъемлемой частью организации и в то же время относительно самостоятельной системой в совокупности систем, составляющих (актуализирующих) организацию.Управленческая деятельность – это динамика или процесс управления, осуществляемый системой управления . Исходя из этого определения целесообразно управление организацией рассматривать в статике и динамике . В статике рассматриваются отдельно субъект и объект управления как относительно самостоятельные системы. Субъект управления – это собственно и есть система управления. А объект управления – это сама организация или элементы, ее составляющие. Но объект управления не равен ни системе управления, ни самой организации. В динамике субъект и объект управления рассматриваются в совокупности их связей и взаимодействий в процессе управления (это не является предметом настоящего курса). Вероятно, этим объясняется разнообразие вариантов структуризации систем управления, которые мы рассмотрим ниже. Существует несколько подходов к определению роли и места системы управления в организации. Виханский О.С. и Наумов А.И. (1994) рассматривают это как процесс. Фатхутдинов Р.А. (1997) предпочитает рассматривать систему управления с учетом ее взаимодействия с внешней средой, называя это производственным менеджментом. Рассмотрим эти подходы подробнее

1.4 Основы системного подхода в управлении

Системный подход пытается рассмотреть организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как целое.

Фирма рассматривается как сеть решающих центров, связанных между собой с внешним миром коммуникативными каналами. Организация при таком подходе ориентирована на процесс принятия решений, мотивацию и контроль

В последние годы слово «система» стало нарицательным и утратило своё значение. Появился новый термин «системный подход». Чем шире границы проблемы, тем шире изучаемая система, и тем больше переменных, которые необходимо учесть. Например, проблема дискриминации при приёме на работу может восприниматься как один из аспектов более крупной проблемы, требующей принятия мер в области законодательства, образования, жилищного строительства и т.д. Если ресурсы недостаточны то основная цель разбивается на подцели, что облегчает подход к решению основной задачи.

1.5. Производство как система «ресурсы - продукция»

С точки зрения теории систем, любое идеальное образование представляет собой организационную систему по преобразованию ресурсов с целью получения на выходе продукции (услуги) для конечного непроизводственного потребителя.

Бригада, цех, участок, функциональное подразделение – это организованные системы типа «ресурсы – продукция». Через службу снабжения, функции которой различны для разных систем (закупа, взаимоотношение с поставщиками, получение товаров и услуг, контроль качества) на вход системы «ресурсы – продукция» поступают различные виды ресурсов: энергия, финансы, материал, труд, информация по цене за единицу. Эти виды ресурсов преобразовываются в процессе производства (в «чёрном ящике») в продукцию – товары и услуги. Продукция – суть те же виды ресурсов, поступившие на вход системы, но в преобразованной форме.
Эта продукция через службу сбыта распределяется, продаётся, поставляется по цене за единицу, которая устанавливается службой сбыта. Цена определяется стоимостью затрат и добавленной стоимостью преобразования.

Соотношение между объёмами поступавших на входе ресурсов и полученной на выходе продукции определяет результаты функционирования производственной системы.

Каждая конкретная система обладает специфическими особенностями: сочетание видов ресурсов и затратами на них; сочетанием процессов преобразования; сочетанием видов продукции; видами воздействия окружающей среди и т.д. Здесь важно уяснить, что любой производственно – хозяйственной системе присущи все названные элементы и взаимосвязь между ними.

Каждая социально-экономическая система состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством и включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. В управляющей подсистеме выделяются следующие элементы:

Планирующий – определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства;

Регулирующий – направлен на поддержание и совершенствование установленного режима работы предприятия;

Учетный и контрольный – направлены на получение информации о состоянии управляющей системы.

Управляющая подсистема (субъект управления) на основе информации, поступающей из окружающей систему среды и от внутренних подсистем и элементов сисетмы вырабатывает цель или набор целей, которую следует достичь и осуществляет соответствующее воздействие на управляющую подсистему.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства и состоит из участков в составе определенных групп рабочих мест, цехов в составе основных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, функционирование которых взаимосвязано и взаимообусловлено.

Управляемая подсистема (объект управления) воспринимает управляющее воздействие (сигнал команды управления), поступающее от субъекта управления, выполняет их и сообщает управляющей подсистеме о своих действиях, своем состоянии и состоянии среды.

Объект управления - комплекс деятельности людей, выделенный из общественно-экономической среды либо в качестве звена социально-экономической системы, либо в виде особой функции, требующей специального механизма.

Выделяют 3 вида объектов управления:

· Производственные объекты управления (ПОУ) - звенья организации производства.

· Структурные объекты управления (СОУ) - звенья системы управления.

· Функциональные объекты управления (ФОУ) - воздействие на определенную функцию.

По функциональному признаку управляемая подсистема делится на:

1. Техническую, представляющую собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, с помощью которых могут решаться конкретные задачи. Непосредственно на предприятии технической подсистемой являются производственные мощности, при этом подвижность данной подсистемы определяется физическим и моральным износом оборудования, техническим прогрессом и финансовыми средствами, выделяемыми на обновление производства.

2. Технологическую, представляющую ряд последовательно протекающих по определенным нормам и правилам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической данная подсистема под воздействием НТП изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, площади и труд людей.

3. Организационную, заключающуюся в единстве технических и экономических процессов и выражающуюся в их упорядочении. Целью организации является обеспечение максимального производственного эффекта с минимальными затратами труда.

4. Экономическую, в которую входят природные, трудовые, материально-вещественные и информационные ресурсы. Данная подсистема создается по сложной иерархической структуре, которая предусматривает сочетание централизованного управления с самостоятельностью отдельных элементов и наличие вертикальных связей по иерархии и горизонтальных между элементами одного уровня.

Система управления должна отвечать ряду требований. Во первых , между элементами существуют причинно-следственные связи, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы реагируют на изменения, возникающие в одной из них, что возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму. Во-вторых, система управления является динамичной, т.е. обладает способностью изменять качественное состояние. В–третьих , управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, в случае воздействия на который, можно изменить течение процесса.

Система управления строится на трех основных принципах:

1. Принцип иерархичности – рассматривает большие и сложные системы как многоуровневые, которые требуют деления всей системы на элементы. Каждая ступень управляет нижестоящей и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

2. Принцип необходимого разнообразия заключается в том, что управляющая система должна обладать не меньшей сложностью, чем управляемая. Т.е. невозможно спроектировать простую систему управления для сложной системы производства.

3. Принцип обратной связи состоит в том, что управление может осуществляться только тогда, когда управляющая система будет получать информацию об эффекте достигнутом тем или иным действием управляемой системы о достижении или не достижении запланированного результата.