Исследовательская работа "Мурзилка - кто он и откуда?". Исследовательский проект на тему " Детский журнал Мурзилка" История журнала мурзилка краткое

«Мурзилка» - популярный детский литературно-художественный журнал.

Издаётся с мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. За 87 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В 2011 году журналу пришёл сертификат из книги рекордов Гиннесса: «Мурзилка» — детский журнал с самым длительным сроком издания.

Назван он по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки. Свое имя Мурзилка получил благодаря озорнику и проказнику - маленькому лесному человечку, существовавшему в популярных книгах для детей конца 19 века. Это был человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Потом образ лесного Мурзилки поменялся на образ обыкновенной маленькой собачки, помогающей всем, кто попал в беду. Но Мурзилка в обличии щенка просуществовал недолго. В 1937 году знаменитый художник Аминадав Каневский создал новый образ Мурзилки. С тех пор в детском издании «Мурзилка» живёт жёлтый герой, в красном берете и шарфе, с перекинутым через плечо фотоаппаратом. И детям он очень нравится.

Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы в журнале работали Агния Барто, Корней Чуковский, C. Маршак, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Сергей Михалков, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, А. Митяев, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов. В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи.

В журнале работали и работают такие художники как Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Аминадав Каневский, Татьяна Маврина, Виктор Чижиков, Николай Устинов, Галина Макавеева, Георгий Юдин, Максим Митрофанов.

«Мурзилка» - зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и детской литературой. Многим детям, живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, которые являются достойным дополнением к углублённому изучению школьных предметов: русского языка («Прогулки со словами»), природоведения (флора и фауна планеты), труда (достижения науки и техники в рубриках), физической культуры («Чемпион»), ОБЖ («Школа безопасности»), изобразительного искусства («Идём в музей», «Художественная галерея», «Галерея искусств Мурзилки»). В каждом номере «Мурзилки» есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и несколько конструкций-самоделок.

В журнале печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Главные его авторы — современные талантливые писатели, художники и классики детской литературы. Часто авторами журнала выступают сами читатели.

Современный «Мурзилка» насыщен интересными, познавательными материалами — история, достижения науки и техники, спорт, важнейшие события сегодняшнего дня. Материалы на такие темы привлекают не только юных читателей, но и их родителей. Разнообразием тем и интересной подачей журнал стремится удовлетворять постоянно растущие запросы своих читателей.

Есть такие темы, которые не исчерпываются публикацией в нескольких номерах, а продолжаются более длительное время. Такова «Галерея искусств Мурзилки». «Галерея» знакомит с репродукциями картин — шедевров отечественной и мировой живописи, с жизнью и творчеством художников. Рассказы о них и репродукции картин печатаются на вкладках, их можно вырезать и собирать свою художественную коллекцию.

Из номера в номер печатаются материалы, дополняющие программу начальной школы, рекомендованные Министерством образования РФ. Это и «Школа безопасности», и веселые уроки математики и русского языка, объединенные в отдельный раздел-приложение «Головоломки, игры, затеи».

Интересны не только детям, но всей семье «Мурзилкины советы», «Приключения Мурзилки», самоделки, конкурсы, викторины, которые дают не только интересную информацию, призывают к творчеству, но и воспитывают полезные навыки.

Публикации раздела Литература

Первые детские журналы

Д етские журналы были настоящим окном в мир для советских школьников: в них публиковались и веселые истории, и серьезная литература, и занимательные задачки, и развивающие конкурсы. Каждый журнал советской эпохи так или иначе выполнял и воспитательную функцию - на их дидактических публикациях росло поколение будущих советских граждан. Вместе с порталом «Культура.РФ» листаем архивные подшивки и знакомимся с главными детскими героями довоенной эпохи.

«Северное сияние» (1919–1920)

Обложка журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Стрница журнала «Северное сияние», № 10-12, 1919 г. Фотография из архива оцифрованных материалов Национальной электронной детской библиотеки.

Максим Горький. Фотография: citaty.mira5.com

Журнал «Северное сияние», детище Максима Горького, был самым первым советским изданием для детей от 9 до 12 лет. Материалы в нем допускались исключительно идеологически верные. Например, «Северное сияние» публиковало очерки о боевых буднях рудокопов в Средней Азии; стихотворение «Завоеванные дворцы» - о дворцах, которые после революции принадлежали не царям, а народу; антирелигиозный рассказ «Яшка» об отчаянном красноармейце, отказавшемся от рая, чтобы вернуться на землю воевать за правое дело. Именно на такой литературе, а не на волшебных сказках, по мнению создателей журнала, должны были воспитываться дети новой страны.

Журнал выходил в Петрограде совсем недолго, около двух лет. Оформление выпусков было аскетичным и скромным: графические черно-белые иллюстрации разбавляли две колонки текста. Несмотря на это, «Северное сияние» достаточно быстро завоевало свою аудиторию, и в 1920 году журнал выходил тиражом в почти 1500 экземпляров. Однако это не спасло его от закрытия: в период Гражданской войны на постоянный выпуск детского журнала в городе элементарно не хватало бумаги.

«Новый Робинзон» (1923–1925)

Обложка журнала «Новый Робинзон», №12, 1924 г. Фотография: violity.ru

Обложка журнала «Новый Робинзон», №8, 1926 г. Фотография: violity.ru

Страница журнала «Новый Робинзон». Фотография: expositions.nlr.ru

Самуил Маршак. Фотография: polit.ru

Этот легендарный советский журнал первоначально выходил под названием «Воробей», но такое название издатели посчитали слишком легкомысленным. Новое, более серьезное, журнал получил в 1924 году и прославился именно с ним.

«Новый Робинзон» издавался на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак . Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов, которые впоследствии стали классиками детской книги: Виталия Бианки, Бориса Житкова, Евгения Шварца .

Тексты в «Новом Робинзоне» были менее ангажированы, чем в «Северном cиянии». Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки. Давал он слово и самим молодым читателям: публиковал письма «деткоров», то есть «детских корреспондентов» об их жизни и увлечениях, а также отзывы на сам журнал. Смелый дизайн «Нового Робинзона» был под стать эпохе нэпа и складывался под влиянием конструктивизма в живописи: яркие цветовые сочетания, игра форм, шрифтов и эксперименты с композицией.

Журнал закрылся в 1925 году после очередной волны критики со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей за «свободный нрав».

«Ёж» (1928–1935)

Обложка журнала «Еж», №9, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Обложка журнала «Еж», №1, 1928 г. Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: expositions.nlr

Фрагмент журнала «Еж». Фотография: d-harms.ru

Журнал «Ёж» - в расшифровке «ежемесячный журнал» - был еще одним ярким проектом Самуила Маршака и неофициальным наследником «Нового Робинзона». В «Еже» творили поэты-обэриуты, не признававшие традиционные формы литературы, впервые публиковались Даниил Хармс , Александр Введенский, Николай Олейников и Николай Заболоцкий. Оформляли «Ёж» знаменитые советские художники Владимир Лебедев, Юрий Васнецов и Николай Радлов. Несмотря на то что журнал не отличался цветовым многообразием, он был богато иллюстрирован графикой и черно-белыми комиксами, для его оформления использовали разнообразные шрифты, силуэты и даже фотографии.

В первые годы журнал фокусировался не на идеологическом воспитании детей, а на юморе, увлекательных и познавательных текстах, стихотворных забавах. В «Еже» выходили рассказы о животных, о жизни африканских народов, об обычаях разных стран, о путешествиях к Северному и Южному полюсам. Детям предлагали подробные инструкции по созданию луков и рогаток, схемы для моделирования самолетов и дельтапланов. Идея коммунистического просвещения нашла в журнале оригинальное воплощение: вместо конъюнктурных пропагандистских текстов в нем публиковались письма от ребят-пионеров из советских республик и даже зарубежных государств. В них они сами рассказывали о жизни, о себе и о «благах социализма».

Тем не менее такого подхода было недостаточно. В 1935 году журнал закрыли после продолжительной травли в пролетарских изданиях, где его политику в области воспитания называли чуждой советским детям.

«Чиж» (1930–1941)

Обложка журнала «Чиж», №3, 1938 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Фрагмент журнала «Чиж», №3, 1932 г. Фотография: expositions.nlr.ru

Евгений Шварц. Фотография: bel.kp.ru

Николай Олейников. Фотография: polit.ru

«Чрезвычайно интересный журнал» сначала выходил как приложение к «Ежу», но вскоре стал самостоятельным изданием. В первые годы его выпуском занималась команда «Ежа». Николай Олейников и Евгений Шварц, стараясь сохранить политику «Ежа», много внимания уделяли публикации неидеологических стихов, познавательных материалов и игр. Их адаптировали для читателей самого юного возраста. Например, в рубрике «Школа «Чижа» ребят учили аккуратно наливать молоко в стакан, резать хлеб и понимать, сколько времени показывают часы. Для развлечения публиковали ребусы, головоломки и инструкции, как сделать игрушки своими руками из подручных материалов.

Целевой аудиторией «Чижа» были дошкольники, поэтому журнал был богат на многообразные иллюстрации и малые литературные жанры, а также игровые тексты вроде писем от имени «толстяка-помидора» и «прямой моркови», которые мечтают попасть в суп к детворе. В оформлении художники отдавали предпочтение схематичным карикатурным иллюстрациям, акварельным наброскам и сатирическим зарисовкам. В «Чиже» выходили работы выдающегося книжного иллюстратора Владимира Конашевича, который прославился как автор классического оформления книг Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.

«Чиж» унаследовал дух свободы творчества обэриутов, они общались с детьми не с позиций пролетарского воспитания, а на равных, как с маленькими друзьями. Редакции тем не менее не удалось избежать партийного влияния - поэтому на страницах «Чижа» возникали политизированные материалы вроде сказки о маленьком Володе Ульянове или комикса о том, как Ленин приехал из-за границы и совершил революцию.

Журнал просуществовал до начала Великой Отечественной войны; в разное время в нем, помимо обэриутов, публиковались Георгий Дитрих, Тамара Габбе, Михаил Зощенко, Юрий Герман.

«Пионер» (1924 – по настоящее время)

Обложка журнала «Пионер», №1, 1967 г. Фотография: bibliograph.ru

Фрагмент журнала «Пионер», 1925 г. Фотография: wordpress.com

Корней Чуковский. Фотография: bibliograph.ru

Константин Паустовский. Фотография: paustovskiy.od.ua

Этот журнал был напрямую адресован истинному советскому ребенку - пионеру. «Пионер» появился в середине 1920-х годов и выходил вплоть до начала 1990-х годов. Несмотря на тенденциозность своего названия, ранний «Пионер» был ярким литературным изданием. Для него писали сильнейшие детские авторы эпохи - Корней Чуковский, Самуил Маршак, Константин Паустовский , Лев Кассиль, Вениамин Каверин, Агния Барто. Была в журнале и особая рубрика «Кораблик», в которой уже сами читатели делились своим творчеством.

Издание полностью соответствовало запросам эпохи: редакция отдавала предпочтение соцреалистическим текстам. В «Пионере» впервые были опубликованы повесть «Судьба барабанщика» Аркадия Гайдара, «Стихи о дяде Степе» Сергея Михалкова , «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина и многие другие произведения. Эта тенденция касалась и оформления издания: в журнале не было необычных авангардных иллюстраций - только реалистичные радостные советские пионеры, улыбающиеся дети из стран соцлагеря, героические комсомольцы и участники Гражданской войны.

«Мурзилка» (1924 – по настоящее время)

Обложка журнала «Мурзилка», №6, 1994 г. Фотография из архива Национальной электронной детской библиотеки.

В «Мурзилке» всегда было много занимательных игр, легких инструкций по созданию игрушек и поделок. Как журнал для самых маленьких - тех, кто только учился читать, - «Мурзилка» был щедро иллюстрирован мастерами эпохи: Василием Ватагиным, Борисом Дехтеревым, Николаем Радловым и другими. Их работы отличались уникальностью авторских стилей, поэтому оформление журнала было весьма разнообразным. Рядом с карикатурными иллюстрациями стишков располагались реалистичные изображения растений и животных, игривые наброски хулиганов соседствовали с подробным детскими портретами.

Первые выпуски были насыщены и художественными текстами, соответствующими времени. Например, в первом номере «Мурзилки» был опубликован рассказ «Ванюшкино счастье» о вечно голодном и несчастном мальчике Ване, у которого слишком много работала мама. Помочь Ване решили дети из детского дома: они взяли его к себе, и зажил мальчик счастливо.

Много статей было посвящено советским героям - летчикам и морякам, часть материалов воспевала счастливую жизнь октябрят, которые мечтали поскорее вырасти и стать настоящими коммунистами.

16 мая 1924 года в Советском Союзе вышел первый номер журнала «Мурзилка», предназначенный для детей младшего школьного возраста – от 6 до 12 лет, который очень быстро стал популярным детским литературно-художественным изданием.

Мурзилка ведет свою историю аж с 1879 года, когда канадский художник и поэт Палмер Кокс (Palmer Cox) создал цикл стихов со своими иллюстрациями про маленький народец «брауни» (Brownie) – небольших человечков, родственников домовых, с коричневыми нечесаными волосами (за что и были названы «брауни»). Появившись впервые в журнале «Wide Awake», они начали триумфальное шествие сначала по Америке, а потом и по всему миру. В Россию же они попали, благодаря известной писательнице Анне Хвольсон, которая сделала вольный перевод текстов Кокса, дав персонажам другие имена. Так родилось имя Мурзилка.

В 1913 году в России вышла книга Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков», где главным героем был Мурзилка – человечек во фраке, с тросточкой и моноклем. Эти сказки были очень популярны, но после революции 1917 года книжку больше не издавали, и об этом герое все забыли.

Вновь о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал, и это название понравилось всем. Но не помещать же на обложку советского журнала домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Но такой Мурзилка просуществовал недолго, и в 1937 году появился новый Мурзилка – некое пушистое существо желтого цвета, которое, претерпев некоторые изменения, дожило до настоящего времени. С тех пор символом детского издания «Мурзилка» является желтый пушистый персонаж, в красном берете и шарфе. И детям он очень нравится.

В советское время это был детский ежемесячный журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. Он был рассчитан на октябрят, младших школьников, воспитанников старших групп детских садов. Основной задачей «Мурзилки» было коммунистическое воспитание детей в духе советского патриотизма, уважения к труду, коллективизма и товарищества. Журнал публиковал рассказы, стихи, сказки, очерки и картинки о созидательном труде советских людей, героическом прошлом Родины. В живой, занимательной и доступной форме рассказывал детям об истории СССР, труде, природе, жизни школы, делах октябрят и т.д. В создании и работе журнала участвовали известные деятели литературы и искусства советского периода. На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Елена Благинина, Николай Носов, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов и другие.

Журнал «Мурзилка» издается до сих пор. В 2011 году он был занесен в Книгу рекордов Гиннеса как «журнал для детей с самым длительным сроком издания». За многолетнюю историю существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу.

  • Выбери журнал, о котором ты хотел бы рассказать. Например, детский журнал "Мурзилка".
  • Найди информацию о создании журнала, о его названии.
  • Какими источниками информации ты воспользуешься? Запиши.

Журнал "Мурзилка", Интернет.

  • Сделай конспект (кратко запиши то, что ты узнал).
  • Журнал был создан в 1924 г. Издаётся с 16 мая 1924 г.
    Назван по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки.
    Образ поменялся в 1937 г., благодаря художнику Аминадаву Каневскому.
    Мурзилка пушистый волшебный герой, жёлтенький, как одуванчик, в красном берете и шарфике, с фотоаппаратом через плечо.
  • Какой раздел в журнале показался тебе интересным? Почему?

Мне нравится раздел "Галерея искусств Мурзилки", потому что в нём рассказывается о современных мастерах книжной иллюстрации, а также представлены сами иллюстрации художников. Мне это очень интересно, потому что я сам рисую иллюстрации к книгам, которые я читаю и люблю.

  • Какое произведение в разделе тебе понравилось? Кто его автор? Как оно называется?

Мне очень понравился рассказ И. Антоновой "Эксперимент" (журнал "Мурзилка", № 2, 1999 г.)

  • Запиши названия произведений, которые вызвали у тебя улыбку, смех.

И. Антонова "Эксперимент", Я. Аким. "В нашем классе ученица", Л. Пантелеев "Буква"ты".

Я люблю читать журнал "Мурзилка" потому, что «Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и писателями. Многим детям, живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и самоделка.

Итак, МОЁ СООБЩЕНИЕ КЛАССУ:

«Мурзилка» – популярный детский литературно-художественный журнал.
Издаётся с 16 мая 1924 года и адресован детям младшего школьного возраста. За 90 лет существования всеми любимого детского журнала его выпуск не прерывался ни разу. В 2012 году журнал занесён в книгу рекордов ГиннессаTM: «Мурзилка» - детский журнал с самым длительным сроком издания.
Назван он по имени сказочного существа жёлтого и пушистого Мурзилки.
Главным отличием журнала для детей «Мурзилка» является качественная детская литература. В разные годы в журнале работали Агния Барто, Корней Чуковский, C. Маршак, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Валентин Берестов, Юрий Коринец, Сергей Михалков, Ирина Токмакова, Эдуард Успенский, А. Митяев, Андрей Усачёв, Марина Москвина, Виктор Лунин, Леонид Яхнин, Михаил Яснов. В настоящее время в журнале также публикуются произведения современных детских писателей. В «Мурзилке» печатаются детские сказки, сказочные повести, детские рассказы, пьесы, детские стихи.
В журнале работали и работают такие художники как Евгений Чарушин, Юрий Васнецов, Аминадав Каневский, Татьяна Маврина, Виктор Чижиков, Николай Устинов, Галина Макавеева, Георгий Юдин, Максим Митрофанов.
«Мурзилка» – зеркало нашей детской литературы. Он является связующим звеном между читателями и писателями. Многим детям, живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе. Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и самоделка.