Инструкция для председателя правления по организации деятельности правления товарищества. Организация деятельности правления товарищества. Правление товарищества и порядок принятия им решений Заседание правления товарищества собственников жилья признается


9. Правление Товарищества.
9.1. Правление Товарищества является коллегиальным исполнительным органом и подотчетно Общему собранию (собранию уполномоченных).

Правление Товарищества избирается открытым голосованием из числа его членов на Общем собрании (собрании уполномоченных) на срок два года. Численный состав членов Правления и порядок голосования (открытое, тайное) устанавливается Общим собранием (собранием уполномоченных). Вопрос о досрочном переизбрании членов Правления может быть поставлен на рассмотрение Общего собрания (собрания уполномоченных) по требованию не менее чем одной трети членов Товарищества. В Правление не могут быть избраны родственники председателя Правления.
9.2. Заседания Правления созываются Председателем Правления в сроки, установленные Правлением, а также по мере необходимости. Заседания Правления правомочны, если на них присутствует не менее чем две трети его членов. Решения Правления принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Правления. После каждого заседания, все решения принятые на нем, вывешиваются на информационный стенд СНТ.

Решения Правления обязательны для исполнения всеми членами Товарищества и работниками, находящимися в трудовых отношениях с Товариществом.
9.3.К компетенции Правления Товарищества относятся:

Избрание Председателя Правления и досрочное прекращение его полномочий;

Практическое выполнение решений Общего собрания (собрания уполномоченных);

Оперативное руководство текущей деятельностью Товарищества;

Составление приходно–расходных смет и отчетов, представление их на утверждение Общего собрания (собрания уполномоченных);

Распоряжение материальными и нематериальными активами Товарищества в пределах, необходимых для его текущей деятельности;

Организационно – техническое обеспечение деятельности Товарищества;

Организация учета и отчетности Товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение Общего собрания (собрания уполномоченных);

Организация охраны и страхования имущества Товарищества и имущества его членов;

Организация строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, инженерных сетей, дорог и других объектов общего пользования;

Приобретение по заявкам членов Товарищества и доставка посадочного материала, садового инвентаря, удобрений и ядохимикатов;

Обеспечение делопроизводства и содержание архива Товарищества;

Прием на работу в Товарищество лиц по трудовым договорам (контрактам), их увольнение, поощрение, наложение на них взысканий, ведение учета работников;

Определение сроков и контроль за своевременным внесением вступительных, членских, целевых и дополнительных взносов, взносов по оплате электроэнергии;

Определение сроков и контроль по уплате пеней за несвоевременное внесение членских, целевых и дополнительных взносов, взносов по оплате электроэнергии

Совершение от имени Товарищества сделок, заключение договоров;

Контроль за соблюдением Товариществом законодательства Российской Федерации и настоящего Устава;

Рассмотрение заявлений и жалоб членов Товарищества и других лиц, имеющих земельные участки на территории Товарищества;

Принятие решения о проведении внеочередного Общего собрания членов Товарищества (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении;

Правление вправе принимать решения и по другим вопросам, которые необходимы для достижения целей деятельности Товарищества и обеспечения его нормальной работы, за исключением вопросов, относящихся, согласно Уставу, к компетенции Общего собрания;

Оказание членам Товарищества содействия в безвозмездной передаче сельскохозяйственной продукции детским домам, интернатам для престарелых и инвалидов, дошкольным образовательным учреждениям;
10. Полномочия председателя правления

10.1. Председателя Правления избирается на общем собрании товарищества.сроком на два года, но не более 2 сроков подряд и заключает с ним срочный трудовой договор и действует согласно с Федеральным законом «О садоводческих некоммерческих объединениях граждан», настоящим Уставом, а также срочным трудовым договором с возложением соответствующих функций, заключаемым с Председателем Правления.

Председатель Правления при несогласии с решением Правления вправе обжаловать его Общему собранию (собранию уполномоченных).
10.2. Председатель Правления Товарищества без доверенности представляет интересы Товарищества во всех органах и организациях по всем делам и вопросам, вытекающим из уставной деятельности Товарищества, в том числе:

Председательствует на заседаниях Правления;

Имеет право первой подписи под финансовыми документами, которые в соответствии с настоящим Уставом не подлежат обязательному одобрению Правлением или Общим собранием;

Подписывает другие документы от имени Товарищества и протоколы заседания Правления;

На основании решения Правления заключает сделки и открывает в банках счета Товарищества;

Выдает доверенности;

Выносит на утверждение Общего собрания внутренние регламенты, положения об оплате труда работников, заключивших трудовые договоры;

Представительствует от имени Товарищества в органах государственной власти, местного самоуправления, судах, других организациях;

Рассматривает заявления и жалобы членов Товарищества;

Председатель Правления в соответствии с Уставом исполняет и другие обязанности за исключением тех, которые относятся к непосредственной компетенции Общего собрания и Правления.
10.3. Ответственность Председателя Правления и членов Правления:
10.3.1. Председатель и члены правления товарищества при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно.

Председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества и члены правления несут ответственность перед товариществом за убытки, причиненные товариществу их деятельностью (бездействием). При этом не несут ответственность члены правления, голосовавшие против решения, которое повлекло за собой причиненные товариществ убытки, или не принимавшие участия в голосовании.

Председатель правления и его члены при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков садоводческому некоммерческому товариществу могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством.

Председатель правления садоводческого некоммерческого товарищества обеспечивает выполнение решений общих собраний (собраний уполномоченных), правления, представляет товарищество в отношениях с государственными органами, учреждениями, соседними садоводческими некоммерческими товариществами и организациями. Вправе заключать от имени товарищества договоры в пределах приходно-расходной сметы, выдавать доверенности, открывать текущий счет товарищества в учреждениях соответствующего банка. Выполнять другие обязанности по поручению общего собрания (собрания уполномоченных) и правления.
10.3.2.Председатель правления обязан предоставить необходимые документы по требованию ревизионной комиссии, государственных органов или члена товарищества. За скрытие документов, председатель несёт ответственность в виде штрафа в размере месячного членского взноса.
10.3.3.Председатель правления не может расходовать собранные средства товарищества по своему усмотрению вне зоны действия сметы и оплате юридических услуг для суда с членами товарищества.

11. Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью Товарищества.
11.1. Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью Товарищества, в том числе за деятельностью его Председателя, членов Правления, осуществляет Ревизионная комиссия.
11.2. Члены ревизионной комиссии (ревизор) садоводческого некоммерческого товарищества несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом товарищества.
11.3. Ревизионная комиссия избирается из числа членов Товарищества Общим собранием

(собранием уполномоченных) в составе не менее чем трех человек сроком на два года.

В состав Ревизионной комиссии не могут быть избраны Председатель и члены Правления и их родственники. Порядок работы Ревизионной комиссии регулируется Положением, утвержденным Общим собранием членов Товарищества, (собранием уполномоченных).
11.4. Ревизионная комиссия подотчетна Общему собранию. Члены Ревизионной комиссии несут ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом и Федеральным законом «О садоводческих, некоммерческих объединениях граждан».

Председатель комиссии избрается на общем собрании (собрании уполномоченных).
11.5. Перевыборы Ревизионной комиссии могут быть проведены досрочно по требованию не менее чем одной четверти общего числа членов Товарищества.
11.6. Ревизионная комиссия осуществляет контроль за финансово – хозяйственной деятельностью Председателя Правления, Правления и его членов. Ревизионная комиссия обязана:

Проверять выполнение Правлением и его Председателем решений Общих собраний, законность гражданско – правовых сделок, совершенных органами управления Товарищества, нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Товарищества, состояние его имущества;

Осуществлять ревизии финансово – хозяйственной деятельности Товарищества не реже чем один раз в год, а также по инициативе членов Ревизионной комиссии, решению Общего собрания либо по требованию одной пятой общего числа членов Товарищества или одной трети общего числа членов Правления;

Отчитываться о результатах ревизии перед Общим собранием с представлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений;

Докладывать Общему собранию (собранию уполномоченных) обо всех выявленных нарушениях в деятельности органов управления Товарищества;

Осуществлять контроль за своевременным рассмотрением Правлением и Председателем заявлений членов Товарищества;

По результатам ревизии при создании угрозы интересам Товарищества и его членам либо при выявлении злоупотреблений Председателя или членов Правления Ревизионная комиссия в пределах своих полномочий вправе созывать внеочередное Общее собрание членов Товарищества;
Принимать и подтверждать объёмы выполненных работ согласно принятой общим собранием приходно - расходной сметы по заказу председателя или правления СНТ, путём визирования одним из членов рев.комиссии Актов выполненных работ. Не проверенные Акты выполненных работ к зачёту Ревизионной комиссией не допускаются
11.7. Общественный контроль за соблюдением законодательства;

Общественная комиссия по контролю за соблюдением законодательства избирается по решению Общего собрания и работает под руководством Правления. Комиссия осуществляет общественный контроль за:

Соблюдением на территории Товарищества мер по предупреждению и ликвидации загрязнения поверхностных и подземных вод, почвы и атмосферного воздуха бытовыми отходами и сточными водами;

Соблюдением санитарных и иных правил содержания земель общего пользования, садовых участков и прилегающих территорий;

Обеспечением выполнения правил пожарной безопасности при эксплуатации печей, электроустановок, электросетей, средств пожаротушения;

Охраной памятников и объектов природы, истории и культуры на территории Товарищества и прилегающих территориях;

Комиссия оказывает консультативную помощь членам Товарищества и обеспечивает выполнение садоводами земельного, лесного, водного, природоохранного законодательств, законодательства о градостроительстве, о пожарной безопасности, о санитарно – эпидемиологическом благополучии населения, составляет акты о нарушениях законодательства и передает их для принятия мер на рассмотрение Правления. Правление вправе представить эти акты в государственные органы для принятия соответствующих мер.
11.8. Члены комиссии товарищества по контролю за соблюдением законодательства в установленном порядке могут быть назначены общественными инспекторами государственных органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, и наделены соответствующими полномочиями.

12. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ, ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО.
12.1.Товарищество ведет бухгалтерский учет. Предоставляет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ, органом статистики и налоговым органом.
12.2.Сведения о составе имущества Товарищества, его расходах, численности и составе их работников, об оплате их труда не могут быть предметом коммерческой тайны.
12.3.Товарищество обязано хранить следующие документы, которые предоставляются члену товарищества по их требованию:

Учредительные документы Товарищества, а также изменения и дополнения, внесенные в настоящий Устав и зарегистрированные в установленном порядке; протокол собрания учредителей Товарищества, содержащий решение о создании Товарищества, а также иные решения, связанные с созданием Товарищества;

Списки членов Товарищества с указанием их фамилий, имен, отчеств, мест жительства;

Документы, подтверждающие государственную регистрацию Товарищества;

Правоустанавливающие документы;

Бухгалтерские и налоговые отчеты, банковскую документацию;

Протоколы общих собраний, собраний уполномоченных;

Протоколы заседаний Правления;

Протоколы Ревизионных комиссий;

Проект планировки и застройки территории с генеральным планом;

Приказы и распоряжения;

Договоры с организациями и трудовые соглашения;

Деловую переписку;

Проекты по строительству электро – и газоснабжения;

Внутренние документы Товарищества;

Документы, подтверждающие права Товарищества на имущество, находящееся на его балансе;

Заключения аудиторов, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

Иные документы, предусмотренные Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Уставом, внутренними документами и решениями Правления Товарищества.

12.4. Ведение делопроизводства в Товариществе организует его

правление. Правление избирает секретаря, отвечающего за хранение,

наличие, правильность содержания и оформления необходимой документации

(документа на право пользования земельным участком Товарищества,

Генерального плана Товарищества со всеми согласованными и входящими

документами, всех редакций Устава Товарищества, страховых полисов, других

документов, предусмотренных законодательством и Уставом). Секретарь

правления ведет список (картотеку) членов Товарищества, а также граждан,

ведущих садоводство на территории Товарищества в индивидуальном порядке,

с указанием номеров участков, личных сведений об их владельцах, домашних

адресов, контактных телефонов, данных о документах на право пользования

землей, а также, по желанию садоводов, состава их семей, номеров личных

транспортных средств и, возможно, других сведений.
12.5. Протоколы общих собраний членов Товарищества подписывают

председатель и секретарь такого собрания; данные протоколы заверяются

печатью Товарищества и хранятся в его делах постоянно.

Протоколы заседаний правления и ревизионной комиссии Товарищества,

комиссии Товарищества по контролю за соблюдением законодательства

подписывает председатель правления или заместитель председателя правления

либо соответственно председатель ревизионной комиссии и председатель

комиссии Товарищества по контролю за соблюдением законодательства; данные

протоколы заверяются печатью Товарищества и хранятся в его делах

постоянно.

Копии протокола общих собраний членов Товарищества, заседаний

правления, ревизионной комиссии Товарищества, комиссии Товарищества по

контролю за соблюдением законодательства, заверенные выписки из данных

протоколов представляются для ознакомления членам Товарищества по их

требованию, а также органу местного самоуправления, на территории

которого находится такое объединение, органам государственной власти

Ленинградской области, судебным и правоохранительным органам, организациям в

соответствии с их запросами в письменной форме.
12.6. Учет в Товариществе, подготовка отчетности, учет работников,

текущее делопроизводство, ведение кассовых и банковских документов

организуется правлением Товарищества и возлагается на бухгалтера-кассира,

принимаемого на работу в Товарищество по трудовому договору или договору

гражданско-правового характера.

12.7. Бухгалтер-кассир садоводческого некоммерческого товарищества обеспечивает согласно договору - контракту с правлением садоводческого некоммерческого товарищества выполнение решений государственных органов, общего собрания (собрания уполномоченных) товарищества и правления по всем финансовым вопросам. Представляет товарищество в отношениях с государственными финансовыми органами.

Основными обязанностями являются:

Составление сметы, готового отчета и баланса, характеризующих в денежном выражении результаты финансово-хозяйственной деятельности товарищества и состояние его средств на конец года (по источникам поступлений и использования);

Своевременный сбор (прием) земельного налога, верительных, членских, целевых и других взносов;

Строгий учет денежных средств;

Оплата государственных налогов в установленные сроки, труда членов правления, сторожей, штатных работников, а также трудовых соглашений, договоров, утвержденных общим собранием (собранием уполномоченных) товарищества;

Представление необходимой документации по требованию ревизионной комиссии.
12.8. Бухгалтер или кассир имеет право подписывать расходные документы на выдачу денег СНТ, только согласно статьям и суммам утверждённых общим собранием сметой доходов и расходов. Перераспределение средств между статьями не допускается, кроме статьи непредвиденных расходов.
13. ИМУЩЕСТВО ТОВАРИЩЕСТВА.

13.1.Товарищество может иметь в собственности здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, инвентарь, денежные средства и любое другое имущество, не изъятое из гражданского оборота.
13.2.Товарищество вправе иметь в собственности или в бессрочном пользовании земельные участки, земли общего пользования, также владеть ими на других основаниях, допускаемых законодательством.
13.3. Имущество общего пользования, приобретенное или созданное Товариществом на взносы его членов и доходы от предпринимательской деятельности является собственностью Товарищества как юридического лица.
13.4. Товарищество, осуществляя правомочия собственника своего имущества, вправе по своему усмотрению в соответствии с уставными целями совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые, действия не противоречащие законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
13.5. Для покрытия непредвиденных расходов, потерь и убытков, ликвидации ситуаций Товарищество формирует резервный фонд, который образуется ежегодно путем отчислений в размере 10 % от суммы взносов.
13.6. Стоимость основных фондов и оборотных средств отражается в самостоятельном балансе Товарищества.

13.7. Прибыль, полученная Товариществом от предпринимательской деятельности не подлежит разделу между членами Товарищества и направляется на цели, определенные Общим собранием членов Товарищества (собранием уполномоченных).

14 . Средства, фонды и имущество Товарищества

14.2. Средства Товарищества образуются из взносов членов Товарищества,

средств, поступающих в оплату договоров о пользовании имуществом общего

пользования, пеней и компенсаций за неучастие в коллективных работах,

поступлений от его хозяйственной деятельности, средств, предоставляемых

организациями, предприятиями и государственными органами Товариществу для

поддержки садоводов в соответствии со статьями 35, 36 и 38 Федерального

закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих

объединениях граждан" N 66-ФЗ, добровольных взносов и пожертвований

граждан, процентов по вкладам в банки, прочих поступлений.

Денежные средства Товарищества хранятся на счете Товарищества в

банке и в кассе Товарищества (с соблюдением требований порядка ведения

кассовых операций).
14.3. С целью приобретения или создания (строительства, изготовления,

капитального ремонта, модернизации, реконструкции) объектов общего

пользования Товарищество по решению общего собрания его членов формирует

целевые фонды. Правление готовит и представляет общему собранию

предложения о приобретении или создании конкретного объекта, рассчитанный

на основе его стоимости необходимый размер целевого фонда и сумму

целевого взноса, приходящуюся на каждого садовода, а также срок внесения

такого взноса.

В случае, если общее собрание принимает решение о приобретении или

создании объекта общего пользования, оно не вправе уменьшить размеры

формируемого целевого фонда и целевого взноса, предложенные правлением.

При возникновении сомнений в обоснованности представленных правлением

расчетов общее собрание вправе отложить принятое решение и поручить

выбранным собранием лицам произвести проверку расчетов. Решение в этом

случае может быть принято позднее заочным голосованием (опросным путем).

Поступления целевых взносов в целевые фонды, образованные по решению

общего собрания, и расходы из таких фондов учитываются раздельно по

каждому целевому фонду. По решению правления для хранения и накопления

средств целевого фонда может быть открыт отдельный счет в банке, в том

числе депозитный.

Суммы целевого взноса, приходящиеся на каждого садовода, должны быть

равными. Не допускается предоставление каких-либо льгот любым категориям

садоводов, за исключением рассрочки до предельного срока внесения взноса,

утвержденного общим собранием, а также изменения сроков уплаты взносов и

освобождения от уплаты пеней малообеспеченных членов Товарищества (по

решению общего собрания).
14.4. По решению общего собрания Товарищество образует специальный

фонд. Специальный фонд составляют вступительные и членские взносы членов

Товарищества, уплачиваемые ими пени и компенсации, проценты по вкладам в

банках, в том числе со счетов, открытых для хранения целевых фондов,

доходы от хозяйственной деятельности, а также средства, предоставленные

Товариществу для поддержки садоводов, прочие поступления. За счет этих же

средств формируется фонд оплаты труда работников, заключивших трудовые

договора с Товариществом, утверждаемый в составе приходно-расходной сметы

Товарищества общим собранием его членов.

Средства специального фонда расходуются на цели, соответствующие

предусмотренным Уставом Товарищества задачам, в том числе на приобретение

и создание имущества общего пользования и текущие расходы по его

работников, заключивших трудовые договора с Товариществом, и уплату

налогов и других обязательных платежей с их заработной платы.

Порядок формирования специального фонда, размеры вступительных и

членских взносов, размер пеней и компенсаций за неучастие в коллективных

работах, размер фонда оплаты труда и оклады работников определяются

решениями общего собрания по представлению правления Товарищества при

утверждении приходно-расходной сметы на очередной год. При изменении

условий деятельности Товарищества в течение года, на который общим

собранием была утверждена такая смета, правление вправе представить

внеочередному собранию скорректированную смету и иные размеры платежей.

Независимо от того, что размеры садовых земельных участков из-за

неравномерного рельефа территории Товарищества имеют разные размеры,

общее собрание вправе определять размер членских взносов только в

одинаковых размерах независимо от площадей садовых земельных участков,

находящихся во владении садоводов.
14.5. В кассу или на счет Товарищества могут поступать от садоводов

платежи за коммунальные услуги, предоставляемые при посредничестве

Товарищества, суммы налогов, сборов и других обязательных платежей

садоводов, перечисление которых в соответствующие бюджеты и внебюджетные

фонды осуществляет Товарищество. Такие поступления не включаются в

средства Товарищества и используются на уплату коммунальных и других

платежей за садоводов либо на возмещение Товариществу таких платежей,

заранее уплаченных им за садоводов. Цена коммунальной услуги, взимаемая с

садовода, должна совпадать с ценой такой услуги, предоставляемой

Товариществу соответствующей службой. При оплате садоводом коммунальных

услуг позднее, чем за один день до срока, установленного службой,

предоставляющей эти услуги, с садовода взимаются пени в размере,

установленном такой службой. Сумма пеней включается в специальный фонд.

При просрочке платежа указанной службе по вине Товарищества сумма пеней

уплачивается за счет собственных средств Товарищества и может быть

взыскана с должностного лица Товарищества, по вине которого допущена

просрочка.

Отдельные виды коммунальных услуг могут оплачиваться Товариществом

за счет средств специального фонда, если это предусмотрено утвержденной

общим собранием приходно-расходной сметой.
14.6. Имущество Товарищества включает земли общего пользования

(дороги, проезды, пожарные водоемы, площадки и участки объектов общего

пользования, включая их санитарно-защитные зоны), недвижимые объекты

общего пользования (сторожка, сооружения инженерных сетей, помещения для

хранения имущества Товарищества и работы персонала Товарищества) и

движимое имущество общего пользования (инвентарь, инструменты,

оборудование, транспортные средства и т.п.).

Имущество общего пользования, приобретенное или созданное

Товариществом за счет средств специального фонда, образованного по

решению общего собрания членов Товарищества, является собственностью

Товарищества как юридического лица. Имущество общего пользования,

приобретенное или созданное Товариществом за счет целевых взносов,

является общей совместной собственностью его членов.
14.7. При выходе из членов Товарищества по любым основаниям садовод

имеет право на долю имущества, являющегося общей совместной

собственностью членов Товарищества в размере уплаченных им целевых

взносов с учетом износа указанного имущества. Износ имущества может быть

определен (за счет садовода) по соответствующим правилам бухгалтерского

учета (учета амортизации) либо учтен путем ограничения стоимости доли

садовода в общей собственности, суммой уплаченных им целевых взносов за

предшествующие два года.

Решение о выплате доли в имуществе утверждается общим собранием по

представлению правления одновременно с принятием решения о выходе

садовода из Товарищества. Доля в имуществе определяется в денежном

выражении и выплачивается из средств специального фонда Товарищества либо

по взаимному согласию сторон может быть выдана движимым имуществом

соответствующей стоимости.

Член Товарищества при отчуждении садового земельного участка вправе

одновременно отчуждать приобретателю свою долю в общем имуществе.

Независимо от того, упомянуто это или нет в договоре между отчуждателем и

получателем земельного участка, уступка доли в общем имуществе

подразумевается, если отчуждатель не обратился в правление Товарищества с

заявлением о выплате ему такой доли. В том случае, если отчуждателю

участка при выходе из членов Товарищества выплачена его доля в общем

имуществе, новый владелец этого участка, желающий вступить в

Товарищество, обязан внести такую же сумму в качестве целевых взносов за

прошлые периоды. Указанная сумма направляется в специальный фонд на

покрытие затрат на выплату доли выбывшего члена Товарищества.

Если после выплаты доли от нового владельца не поступило возмещение,

Правление ТСЖ является коллективным исполнительным органом управления товариществом, подотчетным общему собранию членов ТСЖ (ст.144, ч.4 ст.147 ЖК РФ).

Правление осуществляет руководство деятельностью товарищества (ч.1 ст.147 ЖК РФ). Такое руководство предполагает принятие решений по достаточно большому кругу вопросов, связанных с оперативным управлением текущей деятельностью. Если функции общего собрания членов ТСЖ, как высшего органа управления товариществом, ограничивается формированием воли товарищества по основополагающим вопросам его деятельности, то правление призвано обеспечивать организацию выполнения принятых собранием решений.

Компетенции:

Правление обладает так называемой остаточной компетенцией , т.е. может решать только те вопросы руководства текущей деятельностью товарищества, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или компетенции общего собрания членов ТСЖ (ч.1. ст.147 ЖК РФ).

Ст. 148 ЖК РФ позволяет частично конкретизировать содержание остаточной компетенции правления, так как перечисляет вопросы, относящиеся к обязанностям правления товарищества:

— соблюдение ТСЖ законодательства и требований устава;

— контроль за своевременным внесением членами ТСЖ установленных обязательных платежей и взносов;

— составление сметы доходов и расходов на соответствующий год ТСЖ и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их Общему собранию членов ТСЖ для утверждения;

— управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

— наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

— заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

— ведение списка членов ТСЖ, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

— созыв и проведение Общего собрания членов ТСЖ.

Список полномочий правления товарищества является открытым (п.9 ст.148 ЖК РФ). Поэтому на Правление ТСЖ может быть возложено выполнение и иных обязанностей, вытекающих из устава ТСЖ. Согласно статье 138 ЖК РФ такими обязанностями могут быть:

— обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме;

— обеспечение выполнения всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество;

— обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью;

— принятие мер, необходимых для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому;

— представление законных интересы собственников помещений в многоквартирном доме (членов ТСЖ), в том числе в отношениях с третьими лицами.

Коллегиальность правления товарищества предполагает, что между членами правления должны быть распределены обязанности по обеспечению функционирования того или иного объекта общего имущества в многоквартирном доме.

Пределы осуществления членом правления товарищества прав и обязанностей обусловливаются целями функционирования правления, его компетенцией. При этом члены правления должны действовать в интересах товарищества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). В целом успешность деятельности правления товарищества во многом зависит от инициативности и компетентности лиц, избранных в его состав.

Избрание:

Правление избирается общим собранием членов товарищества из своего состава (ч.2. ст 147 ЖК РФ). Это означает, что членом правления товарищества собственников жилья может быть только являющийся членом товарищества собственник помещения в многоквартирном доме (поселке). Если собственником помещения является юридическое лицо, то его уполномоченный представитель имеет право быть избранным в состав правления товарищества. При этом избрание членов правления отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества (п.3 ч.2 ст.145 ЖК РФ). Избранными в состав правления будут считаться кандидаты, за которых проголосовали члены товарищества, которым принадлежит простое большинство голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества (ч.4 ст.146 ЖК РФ).

ЖК РФ не устанавливает требования к количественному составу правления, в связи с чем можно сделать вывод, что вопрос о конкретном числе членов правления вправе решить общее собрание членов товарищества по своему усмотрению. При этом достаточно очевидно, что правление товарищества должно состоять не менее чем из трех человек (это вытекает из необходимости избрания председателя правления (ч.3 ст 147 ЖК РФ), а также для соблюдения требования о правомочности заседаний правления (ч.6 ст 147 ЖК РФ). Однако с учетом сложности решаемых уставных целей и задач члены товарищества вправе установить и иную численность коллегиального органа управления, например пять, семь или более человек. В любом случае количество членов правления товарищества должно быть нечетным.

Члены правления избираются на срок не более чем два года (ч.2 ст.147 ЖК РФ). Это предполагает необходимость рассмотрения общим собранием членов товарищества вопроса о переизбрании правления товарищества не реже чем каждые два года. При этом ЖК РФ не исключает ситуации, когда один и тот же член товарищества может быть переизбран в состав правления товарищества на новый срок.

ЖК РФ не регулирует вопросы, связанные с порядком выдвижения кандидатов в члены правления товарищества, и не содержит указаний относительно требований к кандидатам, претендующим на членство в составе правления товарищества. Данные вопросы могут получить свое развитие в уставе товарищества или в специальном положении о работе правления.

ЖК РФ не урегулировал вопросы, связанные с возможностью досрочного прекращения полномочий членов правления, к примеру, по решению общего собрания членов товарищества. Учитывая, что в соответствии с ч. 3 ст. 145 ЖК РФ дополнительная компетенция общего собрания членов товарищества может быть установлена уставом товарищества, указанные вопросы могут найти свое решение в данном уставе.

Так, например, общее собрание членов ТСЖ в любой момент вправе прекратить деятельность любого члена правления или всего состава правления и избрать новый состав правления. В случае досрочного выбытия члена (членов) правления вопрос о довыборах в правление ТСЖ должен быть вынесен на общее собрание членов товарищества. Избранный (или временно назначенный правлением, если до отчетно-выборного собрания осталось немного времени) таким образом член правления остается в должности до истечения срока того члена правления, на смену которому он пришел. В случае досрочного выбытия всех членов правления из состава правления, правление в полном составе переизбирается общим собранием членов ТСЖ на новый срок.

Деятельность:

Правлением избирает из своего состава председателя правления товарищества (п.3. ст.147 ЖК). Следует обратить также внимание на то, что, наряду с председателем правления товарищества, ЖК выделяет также лицо, являющееся заместителем председателя правления товарищества (ч.5 ст.146 ЖК РФ). При этом ЖК не определяет порядок избрания либо назначения такого лица. Представляется, что данное лицо должно избираться правлением в том же порядке, как и председатель правления товарищества. Вместе с тем окончательное свое разрешение данный вопрос должен получить в уставе товарищества либо во внутренних документах товарищества, утверждаемых общим собранием членов товарищества.

Заседания правления товарищества созывает председатель правления в установленные уставом товарищества сроки (п.5 ст.147 ЖК РФ). При этом уставом товарищества может быть предусмотрено проведение регулярных заседаний правления по графику, утверждаемому правлением товарищества. Заседание правления товарищества считается правомочным, если в нем участвует большинство членов правления (п.6 ст.147 ЖК РФ).

Решения правления товарищества могут приниматься простым большинством голосов присутствующих членов правления товарищества при помощи поименного голосования или поднятия рук. Член правления товарищества в случае несогласия с решением правления должен иметь право зафиксировать свое особое мнение в протоколе заседания правления и довести его до сведения общего собрания членов товарищества в установленном уставом товарищества порядке. Порядок управления деятельностью юридического лица определяется в учредительных документах юридического лица (п.2 ст.52 ГК РФ).

Заседание правления товарищества должно проводиться с обязательным ведением протокола. Протокол заседания правления товарищества может вестись в произвольной форме. При этом представляется, что в нем должны содержаться информация, из которой следуют ответы на основные вопросы, касающиеся обсуждаемых на заседании проблем, а также сведения о порядке голосования. В протоколе должны быть отражены принятые на заседании правления товарищества решения (п.6 ст.147 ЖК РФ).

Порядок работы коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья удобнее всего закрепить в положения о правлении ТСЖ , которое утверждается общим собранием членов товарищества.

Эффективность:

Основными составляющими работы члена правления ТСЖ, курирующего конкретную сферу деятельности, могут стать два направления: организация необходимых мер и контроль за их исполнением.

Что такое «организовать»?

— Сформулировать цель (определить место и значимость планируемых мер в рамках общей концепции развития ТСЖ);

— Обозначить приоритеты и ограничения с точки зрения реальных потребностей и финансовых возможностей ТСЖ (действуя совместно с другими членами правления, ответственными за смежные сферы деятельности);

— Разработать проект решения правления (подготовить необходимые материалы для членов правления, непосредственно не занимающихся данной сферой деятельности);

— При необходимости участвовать в управлении процессом (помогая исполнителю оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства: информируя членов правления о новых возможностях или возникающих ограничениях, готовя промежуточные корректирующие решения правления).

Что такое «контролировать»?

— Оценивать эффективность осуществляемых мер с точки зрения достижения поставленной цели (для их своевременной необходимой корректировки);

— Следить за величиной осуществляемых затрат (с целью своевременного отказа от заведомо убыточного решения или своевременного дополнительного финансирования новых возможностей);

— Собирать и обобщать всю информацию о предпринятых мерах для ее последующего анализа и передачи членам правления, ревизионной комиссии, общему собранию.

В числе прочего реализация предлагаемого подхода позволит:

— Освободить председателя правления ТСЖ от необходимости замыкать на себя все информационные потоки и оптимально распределить нагрузку между всеми членами правления , что существенно ускорит процесс принятия и реализации управленческих решений;

— Не допускать принятия необдуманных или запоздалых решений и, как следствие, минимизировать финансовые и правовые риски;

— Повысить компетентность всех членов правления в вопросах, связанных с жилищно-коммунальной сферой;

— Внедрить системный подход к долгосрочному и среднесрочному планированию бюджетных расходов.

Предлагаемый подход может быть реализован при условии построения система эффективного взаимодействия членов правления.

Член правления ТСЖ может в любой момент выйти из его состава, подав заявление. Но принять нового члена в правление можно только на основании общего решения членов товарищества.

Вопрос: Просим дать ссылку на закон о ТСЖ, где прописана следующая ситуация: Один из членов правления ТСЖ добровольно вышел из состава правления, написав заявление по собственному желанию. Может ли правление на его место до окончания срока действия полномочий правления по заявлению принять другого члена товарищества?

Ответ: Член правления ТСЖ может в любой момент выйти из его состава, подав заявление. Но принять нового члена в правление можно только на основании общего решения членов товарищества (п.2 ст. 147 Жилищного Кодекса РФ).

Обоснование

Комментарий к Жилищному кодексу РФ

Статья 147. Правление товарищества собственников жилья

1. Руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества. Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.

2. Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

3. Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества.

31. Членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.

4. Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

5. Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

6. Правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества.

________________________

1. Комментируемая статья содержит нормы, определяющие некоторые функции правления товарищества собственников жилья и устанавливающие порядок его формирования.

Правление товарищества является исполнительным органом управления товариществом, подотчетным общему собранию его членов. Правление должно обладать так называемой «остаточной компетенцией», поскольку призвано решать большинство вопросов хозяйственной деятельности товарищества за исключением тех, которые вправе решать лишь общее собрание собственников помещений и общее собрание членов товарищества. Выражение «отнесенных к исключительной компетенции общего собрания», содержащееся во втором предложении ч. 1 коммент. ст. следует рассматривать как техническую ошибку, поскольку по смыслу ч. 2 ст. 44 коммент. закона компетенция общего собрания собственников определена как неисключительная.

2. Количественный и персональный состав правления утверждается решением общего собрания членов товарищества, принятым простым большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Срок полномочий правления не должен превышать двух лет, считая с даты избрания. В состав членов правления могут быть избраны только члены данного товарищества собственников жилья.

Возможность продления полномочий избранного в установленном порядке правления коммент. законом не предусмотрена.

3. Из числа членов правления избирается председатель товарищества, именуемый также председателем правления товарищества (см. ст. 149 коммент. закона). Его избрание происходит на заседании правления, если решение вопроса об избрании не отнесено уставом товарищества к компетенции общего собрания. Порядок голосования (тайный, открытый) и количество голосов членов правления, необходимых для избрания председателя, должны быть определены в уставе товарищества во избежание последующих споров.

Действующей редакцией коммент. ст. вводится новое правило, налагающее запрет на членство в правлении товарищества ряда лиц, а также запрет на совмещение деятельности членов правления и возложения их обязанностей на других лиц.

4. В частях 5 и 6 коммент. ст. установлены правила созыва и проведения заседания правления. Эти правила являются новыми (см. ст. 36 ФЗ «О товариществах собственников жилья») и призваны упорядочить работу исполнительного органа товарищества собственников жилья.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Статья 18. Правление товарищества

1. Правление товарищества подотчетно общему собранию членов товарищества.

2. Председатель товарищества является членом правления товарищества и его председателем.

3. Количество членов правления товарищества не может быть менее трех человек и должно составлять не более пяти процентов от общего числа членов товарищества.

4. Заседания правления товарищества созываются председателем товарищества по мере необходимости в сроки, установленные уставом товарищества.

5. Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов.

6. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

К полномочиям правления товарищества относятся:

1) выполнение решений общего собрания членов товарищества;

2) принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;

3) принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования;

4) руководство текущей деятельностью товарищества;

5) принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества;

6) принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;

7) обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключенным товариществом;

8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом;

9) составление приходно-расходных смет и отчетов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества;

10) ведение учета и отчетности товарищества, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества;

11) обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе;

12) контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке;

13) рассмотрение заявлений членов товарищества;

14) разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом;

15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.

8. Правление товарищества в соответствии с его уставом имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности товарищества, за исключением решений, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом товарищества к полномочиям иных органов товарищества.

9. Приходно-расходная смета товарищества, составляемая правлением товарищества, должна содержать указание на размер предполагаемых доходов и расходов товарищества, перечень предполагаемых мероприятий и ответственных за их обеспечение должностных лиц товарищества.

10. Приходно-расходная смета может составляться на календарный год или на иной срок, во время которого предполагается осуществление мероприятий, требующих расходов товарищества.

В соответствии со ст. 144 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.

В настоящей статье допущена серьезная неточность. Коллегиальный исполнительный орган юридического лица, каким является правление согласно ст. 147 ЖК РФ, не может осуществлять свои функции без единоличного исполнительного органа. Особенности управленческой деятельности диктуют, что от имени юридического лица необходимо осуществлять формальные действия (подписывать договоры, банковские и бухгалтерские документы и др.), которые более присущи одному физическому лицу, чем группе лиц.

Во избежание сложностей в разделении компетенции и в целях защиты прав и интересов третьих лиц законодательная практика регулирования юридических лиц, создаваемых в разных организационно-правовых формах, устанавливает либо единоличный исполнительный орган, либо одновременно коллегиальный и единоличный исполнительные органы. В ст. 149 ЖК РФ также предусмотрено избрание единоличного исполнительного органа - председателя правления, а в числе органов управления, названных в ст. 144 ЖК РФ, этот орган почему-то отсутствует. Иначе, чем оплошностью, это объяснить вряд ли возможно.

Органами управления товарищества собственников жилья являются: общее собрание членов товарищества, правление и председатель правления товарищества. В товариществах собственников жилья действуют два исполнительных органа: коллегиальный и единоличный, что требует четко разделить полномочия между этими органами в уставе товарищества.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.

Высший орган управления товарищества собственников жилья состоит из членов товарищества. Квалифицирующим признаком члена товарищества является наличие у него на праве собственности жилого помещения в том доме или в одном из домов, в котором создано товарищество. Устав товарищества является его единственным учредительным документом, поэтому все важные для деятельности общего собрания отношения должны быть урегулированы в этом документе. Общее собрание как высший орган товарищества вправе рассмотреть любой вопрос, касающийся деятельности товарищества, в сроки и в порядке, установленные в уставе товарищества.

К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

1) внесение изменений в устав товарищества;

2) принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества;

3) избрание правления и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

5) образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования;

6) принятие решения о получении заемных средств, в том числе банковских кредитов;

7) определение направлений использования дохода от хозяйственной деятельности товарищества;

8) утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана;

9) рассмотрение жалоб на действия правления товарищества, председателя правления товарищества и ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;

10) принятие и изменение по представлению председателя правления товарищества правил внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положения об оплате их труда;

11) определение размера вознаграждения членов правления товарищества;

12) принятие решений о сдаче в аренду или передаче иных прав на общее имущество в многоквартирном доме;

13) другие вопросы, предусмотренные настоящим Жилищным кодексом РФ или иными федеральными законами.

Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных выше также может быть отнесено решение иных вопросов.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья имеет право решать вопросы, которые отнесены к компетенции правления товарищества.

Безусловно, перечисленные в ст. 145 ЖК РФ полномочия общего собрания товарищества не исчерпывают его компетенции. Вопросы о порядке приема и процедуре выхода из товарищества также должны быть предусмотрены уставом. Принятие решений по этим вопросам может быть отнесено к компетенции общего собрания.

Некоторые вопросы общее собрание должно решать только совместно со всеми собственниками жилых помещений, не являющимися членами товарищества. К ним относятся, в частности, вопросы, касающиеся ремонта, перестройки общих помещений дома, надстройки и реконструкции дома, приобретения в собственность собственниками дома прилежащих земельных участков, ведение на них различных видов строительства и др. Все действия, затрагивающие общее имущество в доме, его инженерные коммуникации и оборудование, прилежащие земельные участки должны быть согласованы со всеми собственниками жилых помещений дома, не являющимися членами товарищества, так как все они несут бремя содержания имущества дома и имеют законные права на это имущество. Согласно , долевые собственники пользуются и распоряжаются совместным имуществом по согласию всех собственников.

Определенные вопросы должны рассматриваться только один раз в год, но ежегодно. Это предполагает обязательное проведение общего собрания членов товарищества как минимум один раз в год. К таким вопросам относятся: утверждение годовой бухгалтерской отчетности, отчетов ревизионной комиссии (ст. 150 ЖК РФ), правления товарищества (ст. 147 ЖК РФ), принятие решений об использовании доходов, полученных товариществом за год, и др.

Согласно ч. 1 ст. 146 ЖК РФ уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья направляется в письменной форме лицом, по инициативе которого созывается общее собрание, и вручается каждому члену товарищества под расписку или посредством почтового отправления (заказным письмом). Уведомление направляется не позднее, чем за десять дней до даты проведения общего собрания.

Подготовка, созыв и проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья относится к компетенции правления товарищества (ст. 149 ЖК РФ). Однако созвать общее собрание вправе как любой член правления по своей инициативе, если того требуют обстоятельства, так и председатель правления, председатель ревизионной комиссии, поскольку полномочия ревизионной комиссии как контрольного органа ей это позволяют. Созвать и предварительно подготовить общее собрание вправе также члены товарищества, если правление не делает этого по их настоятельной просьбе. При этом в уставе должно быть установлено, какое количество членов товарищества вправе требовать созыва общего собрания.

Часть 1 ст. 146 ЖК РФ весьма неопределенно устанавливает субъектный состав лиц, наделенных правом требовать созыва и проведения общего собрания членов товарищества, поэтому более детально указанные вопросы должны быть разрешены в уставе товарищества.

Помимо обязательных способов уведомления, названных в ч. 1 ст. 146 ЖК РФ, возможны и другие (дополнительные), например размещение объявления о проведении общего собрания на видном месте в доме.

В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья указываются сведения о лице, по инициативе которого созывается общее собрание, место и время проведения собрания, повестка дня общего собрания. Общее собрание членов товарищества собственников жилья не вправе выносить на обсуждение вопросы, которые не были включены в повестку дня (ч. 2 ст. 146 ЖК РФ).

Кроме перечисленных в ч. 2 сведений, которые должны быть указаны в уведомлении о проведении общего собрания, каждый член товарищества обязательно извещается о порядке ознакомления с материалами, которые будут обсуждаться на собрании (см. ст. 45 ЖК РФ).

Правомочия общего собрания членов товарищества собственников жилья устанавливаются в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса РФ и уставом товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья правомочно, если на нем присутствуют более половины членов товарищества или их представителей.

Кворум общего собрания определяется от количества голосов членов товарищества (их представителей), а не от количества голосов присутствующих на собрании. Это отличает такое собрание от общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (см. ст. 45 ЖК РФ).

Решения общего собрания членов товарищества собственников жилья по вопросам, отнесенным ЖК РФ к компетенции общего собрания в соответствии с пунктами 2, 6, 7, 12 части 2 статьи 145 ЖК РФ, принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа голосов членов товарищества. Решения по остальным вопросам принимаются большинством голосов от общего числа голосов присутствующих на общем собрании членов товарищества или их представителей. Иными словами, наиболее важные для деятельности товарищества вопросы решаются квалифицированным большинством голосов от числа голосов всех членов товарищества. В уставе может быть установлен такой же порядок решения других вопросов, не указанных в законе, но предусмотренных уставом.

Общее собрание членов товарищества собственников жилья ведет председатель правления товарищества или его заместитель. В случае их отсутствия общее собрание ведет один из членов правления товарищества.

Уставом товарищества собственников жилья может быть предусмотрено голосование посредством опроса в письменной форме или голосование по группам членов товарищества в зависимости от вида (жилое или нежилое) принадлежащих им помещений в многоквартирном доме и решаемых вопросов.

Во избежание нарушения прав членов товарищества устав должен содержать точно определенный круг вопросов, решение которых возможно путем проведения заочного голосования. Общее годовое собрание членов товарищества должно проводиться только в очной форме. Лишь промежуточные и внеочередные общие собрания и по определенным уставом вопросам могут проводиться путем заочного голосования, если в уставе товарищества предусмотрена такая форма проведения общих собраний. Если устав дозволяет проведение общих собраний членов товарищества посредством письменного опроса, то в нем необходимо четко разработать порядок поведения таких собраний.

Согласно ч. 1 ст. 147 ЖК РФ руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества . Правление товарищества собственников жилья вправе принимать решения по всем вопросам деятельности товарищества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья. Поскольку общее собрание членов товарищества имеет неограниченную компетенцию и вправе рассматривать любые вопросы, касающиеся деятельности товарищества, компетенция правления является остаточной. Вместе с тем, чтобы избежать совмещения компетенции двух органов, в уставе следует определить обстоятельства, в силу которых тот или иной вопрос, входящий в компетенцию исполнительного органа, разрешается высшим органом управления.

Правление товарищества собственников жилья избирается из числа членов товарищества общим собранием членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на два года.

Порядок избрания членов правления определяется уставом так же, как срок и порядок прекращения деятельности членов правления. Общее собрание в любой момент вправе прекратить деятельность члена правления или всего состава правления (это должно быть предусмотрено уставом) и избрать новый состав правления. Количественный состав правления также устанавливается уставом и должен зависеть от числа членов товарищества.

Правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества (ч. 3 ст. 147 ЖК РФ).

Данное положение противоречат общему порядку формирования исполнительных органов. Один исполнительный орган не вправе создавать другой исполнительный орган, тем более что оба контролируют деятельность друг друга. Председатель правления является единоличным исполнительным органом, а не сменяемым председателем, наделенным чисто организационными функциями, связанными с созывом и ведением заседаний правления. Как исполнительный орган, председатель отвечает перед общим собранием за свою деятельность, что обусловливает и его избрание собранием, а не правлением (формирование исполнительных органов относится к компетенции высшего органа управления товарищества - см. ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Правление товарищества собственников жилья является исполнительным органом товарищества, подотчетным общему собранию членов товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья созывается председателем в сроки, установленные уставом товарищества.

Заседание правления товарищества собственников жилья признается правомочным, если в таком заседании принимает участие большинство членов правления товарищества. Решение правления товарищества собственников жилья оформляется протоколом.

Порядок работы коллегиального исполнительного органа товарищества собственников жилья удобнее всего закрепить в положении о правлении, которое утверждается общим собранием членов товарищества. Все решения правления оформляются письменно и подписываются председателем и секретарем или тем лицом, которое вправе вести заседание правления в отсутствие председателя. В решении указывается, кто и как голосовал по каждому вопросу. Все протоколы заседаний и решения правления хранятся товариществом, пока оно существует.

В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение списка членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Хотелось бы отметить, что статья 148 ЖК РФ имеет некорректное название: фактически в ней речь идет о компетенции правления товарищества. Все вопросы, отнесенные к компетенции того или иного органа, подлежат решению законными способами тем органом, на который возложено исполнение определенных функций. Выполнение возложенных функций осуществляется через реализацию предоставленных полномочий и исполнение обязанностей. Сочетание прав и обязанностей юридического лица дает ему возможность исполнять свои функции.

Среди перечисленных в ст. 148 ЖК РФ обязанностей правления следует выделить те, которые правление как коллегиальный орган просто не в состоянии решить (п. 3, 5, 6, 7). Эти обязанности входят в компетенцию председателя правления. Что касается договоров, то их условия могут быть предметом обсуждения членами правления, если речь идет о крупных сделках, но подписывать от имени товарищества любой договор вправе только председатель правления или лицо, которому председатель выдал на это доверенность.

К сожалению, Жилищный кодекс РФ не разграничивает компетенцию двух исполнительных органов - правления и председателя правления, но этот недостаток закона легко можно исправить в положениях устава.

Председатель правления товарищества собственников жилья избирается на срок, установленный уставом товарищества. Председатель правления товарищества обеспечивает выполнение решений правления, имеет право давать указания и распоряжения всем должностным лицам товарищества, исполнение которых для указанных лиц обязательно (ч. 1 ст. 149 ЖК РФ).

Председатель правления как единоличный исполнительный орган должен иметь компетенцию, разграниченную с компетенцией правления товарищества. Положения ч. 1 ст. 149 ЖК РФ носят слишком общий и декларативный характер и требуют детализации в уставе товарищества.

Председатель правления товарищества собственников жилья действует без доверенности от имени товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством, уставом товарищества не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда.

Некоторые полномочия председателя правления товарищества перечислены в ч. 2 ст. 149 ЖК РФ, но они также должны быть конкретизированы. Председатель правления заключает сделки от имени товарищества, но пределы его полномочий в этой сфере ЖК РФ не определил, оставив это на усмотрение товарищества собственников жилья. Ограничения по сумме сделки и ряда взаимосвязанных сделок, скорее всего, будут зависеть от стоимости имущества товарищества и масштабов его предпринимательской деятельности.

В статье 149 ЖК РФ перечислены некоторые полномочия председателя правления и ничего не сказано об ответственности председателя и правления за убытки, причиненные товариществу, как неэффективным управлением, так и нанесением вреда имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам жилья, не являющимся членами товарищества. Между тем отсутствие в Жилищном кодексе РФ положений об ответственности исполнительных органов не исключает этой ответственности. В уставе товарищества следует четко определить условия и размер такой ответственности, а также порядок взыскания убытков, причиненных товариществу деятельностью исполнительных органов.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья избирается общим собранием членов товарищества не более чем на два года. В состав ревизионной комиссии товарищества собственников жилья не могут входить члены правления товарищества (ч. 1 ст. 150 ЖК РФ).

Ревизионная комиссия (ревизор) как контрольный орган в товариществе собственников жилья формируется обязательно. Численный состав товарищества влияет и на количество членов ревизионной комиссии. Членами ревизионной комиссии, как следует из содержания ч. 1 ст. 150 ЖК РФ, могут быть избраны любые физические лица, кроме членов правления товарищества и председателя правления. Значит, в правление могут входить и лица, не являющиеся членами товарищества собственников жилья.

Ревизионная комиссия товарищества собственников жилья из своего состава избирает председателя ревизионной комиссии. Председатель ревизионной комиссии не имеет самостоятельной компетенции: его полномочия являются чисто организационными.

Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья:

1) проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;

2) представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;

3) отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.

Задача ревизионной комиссии - оценивать эффективность и законность деятельности органов управления. Ревизионная комиссия формируется общим собранием членов товарищества и подотчетна только этому органу. При проведении проверок ревизионная комиссия вправе привлекать экспертов (сами члены комиссии могут и не обладать необходимыми знаниями).

Для привлечения экспертов и надлежащего исполнения своих функций ревизионная комиссия нуждается в собственных средствах. Поэтому целесообразно на общем собрании утверждать смету затрат на деятельность ревизионной комиссии. Это обеспечит ей финансовую независимость от исполнительных органов. Акты проверок ревизионной комиссии также подлежат хранению в товариществе до тех пор, пока оно существует.

Предыдущая