Электронное судопроизводство в российском гражданском процессе. Электронное правосудие: на бумаге и в жизни Что по плану

В качестве одной из главных целей, сформулированных в Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, говорится о развитии гражданского общества и устойчивой демократии, обеспечивающей права человека, гражданские и политические свободы.

Современное общество нуждается в создании эффективных механизмов электронной демократии, способных установить партнерские отношения и обоюдную ответственность между гражданами и властью.
В связи с этим актуальным посылом является обсуждение проекта Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года (Единый портал электронной демократии).

В законодательных новеллах, направленных на укрепление демократических институтов общества, содержатся меры и по совершенствованию системы правосудия в свете потребностей общества и государства.
Россия делает уверенные шаги в направлении развития и укрепления демократических основ правосудия. Система функционирования электронного государства, и в частности электронного правосудия, в России базируется на следующих принципах: открытости, обеспечения права на доступ к информации о деятельности судов, транспарентности. Механизмы реализации указанных принципов отражены в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2012 годы (далее - Программа до 2012 года), Концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" (далее - Концепция до 2020 года). Принят ряд федеральных законов, например Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В процессе совершенствования системы правосудия учитывается и международный законодательный опыт по соблюдению демократических принципов, применению новых механизмов их реализации. В основу национального законодательства в сфере развития судебной системы России легли и базовые рекомендации (G 46 - G 50) Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров) (Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (Приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров)).

Для решения поставленных задач применяются информационные технологии, уровень развития которых позволил осуществить переход от "традиционного процесса" отправления правосудия к системе электронного правосудия. Так, например, в системе арбитражных судов полностью реализована электронная процедура от подачи заявления в суд, предоставления документов и до решения суда, опубликованного на сайте.

Примечание. Электронное правосудие - это использование ИКТ в реализации правосудия всеми заинтересованными сторонами в юридической сфере с целью повышения эффективности и качества государственных служб, в частности для частных лиц и предприятий. Оно включает в себя электронное общение и обмен данными, а также доступ к информации судебного характера. См.: Рекомендации Комитета министров Совета Европы CM/Rec(2009)1 государствам - участникам Совета Европы по электронной демократии (приняты Комитетом министров 18 февраля 2009 г. на 1049-м собрании заместителей министров). Единый портал электронной демократии.

Раскроем основные преимущества электронного правосудия:
- открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- достоверность информации о и своевременность ее предоставления;
- свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;
- соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации;
- соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;
- невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.
Приведем основные результаты информатизации судебной системы в соответствии с положениями Программы до 2012 года:
- созданы официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- созданы автоматизированные рабочие места, которые интегрированы в информационные системы федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
- в арбитражных судах внедрена система автоматической публикации судебных решений, которые принимались судами. Эти данные доступны на портале "Банк решений арбитражных судов", в структуру которого входят подсистемы: "Календарь судебных заседаний", "Картотека арбитражных дел", "Банк решений арбитражных судов". Заработали модуль "Мобильная картотека арбитражных дел" и сервис "Электронный страж";
- предоставлена возможность подачи заявлений в электронном виде в арбитражные суды;
- оцифрованы и в открытом доступе размещены решения Конституционного Суда Российской Федерации;
- осуществляется создание системы судебных архивов в электронном виде для ознакомления с материалами дел.
Изначально система электронного правосудия имела в своем арсенале лишь необходимый набор механизмов, позволяющих ей работать в тестовом режиме. По мере использования системы происходила отладка отдельных модулей и наблюдалась потребность в создании новых подсистем, сервисов, которые в полной мере могли бы обеспечить процесс отправления правосудия "нового электронного формата". Так, за последнее время были разработаны и внедрены в эксплуатацию следующие сервисы:
- "Интернет-приемная", в которой ведется прием официальных обращений в адрес суда в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- "Гостевая книга председателя", в которой ведется онлайн прием жалоб, отзывов, можно задать вопрос и предложить меры по эффективной работе суда;
- внедрен новый модуль - "видеоприемная" посредством использования программы IP-телефонии Скайп (Skype).
В зданиях судов заработали "Информационные киоски", предоставляющие информацию по делам и жалобам, находящимся в производстве Верховного Суда Российской Федерации. В данных киосках размещена информация о делах, назначенных к слушанию, интегрирован банк судебных документов Верховного Суда Российской Федерации, содержится справочно-правовая информация. Безусловно, данное средство доступа к информации востребовано гражданами, но, по мнению автора статьи, необходимо создавать "универсальные информационные киоски", в которых интегрировалась бы информация в формате открытых данных, и не только судебная информация, но и из иных сфер и отраслей, которые располагались бы в общедоступных местах, так как физический доступ в здание судов ограничен и не все граждане могут использовать данное средство. Более того, часть граждан используют свои собственные "гаджеты", что гораздо удобнее для различных операций в системе электронного правосудия, и не прибегают к "Информационным киоскам". Размещая "универсальные информационные киоски" в общедоступных местах, можно решить проблему цифрового неравенства и обеспечить бесплатный доступ к запрашиваемым открытым данным.
Возможности видеоконференцсвязи также наращиваются. Если раньше эта технология использовалась для обеспечения дистанционного присутствия в зале судебного заседания отдельных участников процесса, то на сегодняшний день применяется при опросе потерпевших по программе защиты свидетелей, а специально разработанное программное обеспечение позволяет изменить голос, скрыть лицо человека.
Акцентируя внимание на совершенствовании демократических институтов и процессов в контексте новых возможностей перехода на "электронную систему правосудия" и вызовах, которые возникают вследствие развития общества, следует по-новому взглянуть на механизмы реализации общепринятых принципов правосудия.
Под демократическими основами (принципами) правосудия следует понимать общие руководящие, закрепленные в законодательных актах положения, которые определяют наиболее значимые стороны данного вида государственной деятельности. Эти положения составляют основу законодательства в сфере отправления правосудия, а также содержат предписания о деятельности соответствующих органов.
Совокупность принципов образует каркас, который является опорой для законодательных предписаний, регулирующих правосудие.
Принципы правосудия в основе своей базируются на демократических столпах Конституции РФ, конституционных и федеральных законах. Базовые положения были закреплены во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в которых отражены положения по вопросам организации и осуществления правосудия, Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и др.
Понятие общепризнанных принципов международного права, общепризнанных норм международного права и разъяснение роли международных договоров России даны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации".

К принципам правосудия следует отнести: принцип законности; принцип осуществления правосудия только судом; принцип равенства граждан перед законом и судом; принцип независимости судебной власти; принцип независимости судов и судей; принцип презумпции невиновности; принцип обеспечения беспристрастного и компетентного суда; принцип состязательности и равноправия сторон; принцип открытости и гласности судопроизводства; принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина; принцип обязательности судебных решений; принцип недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением закона; принцип государственного или национального языка в судах; принцип свидетельского иммунитета; принцип диспозитивности судопроизводства; принцип государственного языка судопроизводства; принцип защищенности и неприкосновенности частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; принцип обеспечения потерпевшим права на доступ к правосудию и возмещения причиненного преступлением вреда; принцип участия граждан в отправлении правосудия; принцип обеспечения права на обжалование действий и решений государственных органов и должностных лиц, на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, права просить о помиловании или смягчении наказания.
Проанализируем демократическую природу отдельных принципов правосудия.
Например, принцип состязательности является важным показателем демократичности правосудия, предусматривающим возможность эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов. Принцип состязательности закреплен в положениях гражданского, уголовно-процессуального, арбитражного процессуального законодательства. Так, в ст. 15 УПК РФ отражены следующие положения.
1. Уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон.
2. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
3. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.
4. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.

Или, скажем, суть презумпции невиновности, изложенная в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: "Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Данное положение также подчеркивает демократические начала отправления правосудия.

Рассматривая основные положения принципа законности, закрепленного в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы", следует подчеркнуть предоставленную законодателем возможность суда не всегда безоговорочно следовать предписаниям законов и указов (в случае, если они, например, противоречат Конституции РФ).
С признанием особой роли в отечественной правовой системе общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ: "...если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора") понятие законности как правового принципа проявляет свою демократическую природу. Так, согласно положению Международного пакта о гражданских и политических правах, у судов появилась возможность приема жалоб граждан на незаконное задержание по подозрению в совершении преступления, а ранее действовавшее законодательство не предусматривало возможности данных действий.

Примечание. Подобные положения закреплены в ст. 6 Конституции США, в ст. 25 Конституции Германии, в ст. 96 Конституции Испании (см.: Конституции зарубежных государств. М., 1997. С. 28 - 29, 165, 323).

Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия наглядно отображает картину демократизации современного российского общества. Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина - ценности, которые в первую очередь должны соблюдаться при отправлении правосудия. В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

Несмотря на законодательное закрепление демократических основ правосудия, сложившиеся механизмы (правовые, организационные, технические), которые закладывались столетия, дают существенные трещины и не отвечают уже современным потребностям общества и государства. Возможности же системы "Электронного правосудия" практически в полной мере обеспечивают соблюдение гарантий демократической составляющей принципов правосудия. Например, если обратиться к ч. 4 ст. 7 УПК РФ, законодатель отмечает, что "определение суда, постановление судьи, прокурора, следователя, дознавателя должны быть законными, обоснованными и мотивированными". Через систему "Электронного правосудия" участники судопроизводства, общественность смогут дать оценку процессуальным решениям, действиям участников процесса и обжаловать их в случае нарушения закона.

Активно набирающий обороты процесс информатизации правосудия, который, по данным мониторинга, безусловно делает данную систему более эффективной, порождает и ряд сопутствующих проблем. В частности, угрозы информационной безопасности автоматизированных информационно-телекоммуникационных систем, используемых в судах; установление правового режима информационных ресурсов; возникает необходимость совершенствования механизма размещения информации о деятельности судов на официальных сайтах, в том числе и в формате "открытых данных". Так, возникают вопросы соблюдения паритета между предоставлением доступа к информации об участниках процесса, их процессуального статуса, действиях, иной информации и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, т.е., с одной стороны, речь идет об обезличивании персональных данных, а с другой - правоохранительные органы предоставляют информацию СМИ о лицах, попавших в сферу судопроизводства. Следует определиться и с понятийным аппаратом, ибо многие термины, пришедшие из информационной сферы, не закреплены законодательно или наблюдаются разночтения в их трактовке в различных нормативных правовых актах (например, под понятием "электронное правосудие" достаточно долгое время понимали информатизацию деятельности арбитражных судов). Необходимо также преодолеть цифровое неравенство с целью обеспечения доступа к информации о деятельности судов и др.
В статье рассмотрены новые электронные механизмы реализации демократических основ (принципов) российской системы правосудия в соответствии с потребностями современного общества. Таким образом, дальнейшее развитие системы правосудия осуществляется через призму новых информационных технологий, обеспечивающих открытость, транспарентность и доступность для граждан.

А.А.Алексеев

В статье анализируются современные нормативные и концептуальные основы электронной гражданской процессуальной формы, существующие в российском праве. Выделяются основные проблемы теории и практики ее применения, а также предлагаются способы их решения. В целом развитие электронного судопроизводства рассматривается как положительное явление в гражданском процессе России, которое выступает при этом одним из основных направлений реформирования ее судебной системы.

Ключевые слова: электронное судопроизводство, электронный документ, электронная гражданская процессуальная форма, судебная реформа.

На сегодняшний день одной из основ российского гражданского процесса является принцип сочетания устных и письменных начал судопроизводства. Последнее проявляется в том, что основная часть процессуальных действий, как правило, имеет не только устное выражение, но и письменное закрепление: исковое заявление подается в письменной форме, но его содержание оглашается судом при начале судебного заседания и истцом при даче объяснений; письменные доказательства оглашаются судом в ходе судебного заседания; устные показания свидетеля заносятся в протокол судебного заседания и т.д.

Вместе с тем законодатель в ряде случаев допускает отсутствие устной гражданской процессуальной формы, тогда как несоблюдение письменной ее составляющей законом не предусмотрено. В частности, при применении упрощенных форм рассмотрения гражданских дел в гражданском и арбитражном процессах итоговый судебный акт выносится без вызова сторон и заслушивания их объяснений (ч. 2 ст. 126 ГПК РФ, ч. 2 ст. 226 АПК РФ). Более того, в п. 24.1 Концепции единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014 предлагается ввести упрощенное производство, в рамках которого позиции и доказательства обеих сторон представляются только в письменном виде, в связи с чем его предлагается именовать не иначе как «письменное производство».

Подобное положение вещей позволяет говорить о том, что основная роль все же отведена письменной гражданской процессуальной форме, значение которой отмечается и в теории гражданского процесса. В частности, С.К. Загайнова подчеркивает, что правила оформления судебных актов являются неотъемлемой частью процессуальной формы, несоблюдение которой может стать основанием для их отмены или изменения вышестоящим судом. Более того, степень проработанности подобных правил отражает уровень развития всей гражданской процессуальной формы <1>.

———————————

<1> Загайнова С.К. Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. С. 22.

Вместе с тем, учитывая современный уровень развития техники, можно говорить и об «электронных» началах гражданского процесса, которые активно применяются в зарубежных странах (Англия, Германия, Италия, Канада, Латвия, Литва, США и др.) <2>. Кроме того, в последние годы можно отметить значительное повышение интереса к различным аспектам рассматриваемого явления и в отечественном праве.

———————————

<2> См.: Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 4.

В частности, вопросам правовой природы документов, предоставляемых в суд в электронном варианте, посвящены работы А.Т. Боннера <3> и О.С. Смолиной <4>, которые рассматривали их как вещественные или письменные доказательства соответственно.

———————————

<4> Смолина О.С. Электронные документы как доказательства в арбитражном процессе // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 117.

С.П. Ворожбит исследовала вопросы применения электронных доказательств, в том числе полученных при помощи сети Интернет, а также особенности их обеспечения <5>.

———————————

<5> Ворожбит С.П. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011. С. 7 — 10.

С.К. Загайнова говорила об использовании в деятельности суда электронной почты для извещения участников процесса <6>.

———————————

И наконец, Ю.Н. Зипунникова предложила объединить все имеющиеся нормативные предписания и теоретические разработки в едином понятии «электронная процессуальная форма», которая должна была охватить процессы передачи (трансляции) и фиксации полученной информации <7>.

———————————

<7> Зипунникова Ю.Н. Некоторые вопросы классификации цивилистической процессуальной формы // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 8. С. 54.

Учитывая сказанное, основной целью настоящей статьи является анализ и обобщение имеющихся теоретических и нормативных основ электронного правосудия в российском гражданском процессе.

На сегодняшний день в современном гражданском процессе уже активно применяется ряд новшеств: системы видеоконференц-связи (ст. 155.1 ГПК РФ); аудио- и видеозаписи, в том числе на электронном носителе (ст. 77 ГПК РФ); возможность использования электронной формы судебного приказа (ст. 130 ГПК РФ); СМС-уведомления для вызова участников процесса (п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»); размещение информации о движении дела в сети Интернет и т.д. Кроме того, в ближайшее время в гражданский процесс будет введена возможность предоставления в суд в электронном варианте заявлений и документов, прилагаемых к ним (п. 12.1 Концепции единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014). Попробуем проанализировать некоторые из указанных выше процессуальных действий.

В данный момент исковое заявление в электронном виде может быть подано только в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ч. 1 ст. 125 АПК РФ), а прилагаемые к нему документы могут быть представлены в электронном виде (ч. 1 ст. 126 АПК РФ). Подобные нововведения привели ученых к вопросу о правовой природе документов, представленных в электронном виде, которые было предложено рассматривать как особый вид вещественных доказательств <8> или как письменное доказательство <9>. Так, к письменным доказательствам, помимо прочего, относятся документы, выполненные в форме цифровой, графической записи (ч. 1 ст. 75 АПК РФ, ч. 1 ст. 71 ГПК РФ). К вещественным же доказательствам относятся предметы, которые по своим признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела (ч. 1 ст. 76 АПК РФ, ст. 73 ГПК РФ). Таким образом, документы, представленные в электронном виде, могут рассматриваться как письменное доказательство, если они исследуются с точки зрения их содержания, или как вещественное доказательство, когда исследуется его носитель, в том числе в связи с наличием в нем следов подлога.

———————————

<8> Боннер А.Т. Указ. соч. С. 8.

<9> Смолина О.С. Указ. соч. С. 117.

Несколько иной подход был использован в Германии, где электронные документы, имеющие квалифицированную электронную подпись, расцениваются как письменные доказательства, а документы, не имеющие таковой, как вещественные доказательства <10>.

———————————

<10> Брановицкий К.Л. Указ. соч. С. 7 — 8.

Помимо теоретических споров относительно правовой природы электронных документов, их использование вызывает множество практических вопросов у участников гражданского процесса. Так, техническая сторона вопроса заключается в том, что для полноценного использования электронного документооборота необходимо создание специального программного обеспечения, которое сейчас достаточно успешно применяется лишь в арбитражных судах. Так, в рамках автоматизированной системы «Банк решений арбитражных судов» была собрана информация более чем по девяти миллионам судебных дел, а в ее состав вошли такие подсистемы, как «Картотека арбитражных дел», «Календарь судебных заседаний». Кроме того, были созданы «Мобильная картотека арбитражных дел», информационный сервис «Электронный страж», а также сервис подачи в арбитражные суды лицами, участвующими в деле, заявлений и документов в электронном виде. Аналогичные нововведения согласно Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 — 2020 годы» в ближайшее время ожидаются и в судах общей юрисдикции.

Кроме того, стремительное развитие цифровых технологий требует от суда и других участников процесса не только регулярного технического переоснащения, но и постоянного повышения уровня их знаний в указанной области. Как справедливо отмечают некоторые авторы, при использовании электронных документов значение будет иметь не только их содержание, но и «служебная информация», которая включает в себя сведения о дате создания или изменения файла; о программе, при помощи которой он был создан; об устройстве, на котором он был создан, и т.д. <11>. Другими словами, без специальных знаний и техники оценить степень вмешательства в содержание электронного документа гораздо сложнее, чем в его письменный аналог, что все чаще требует привлечения в процесс специалистов и экспертов.

———————————

<11> Смолина О.С. Указ. соч. С. 117 — 118.

В связи с последними изменениями законодательства участники процесса при невозможности их реального присутствия в судебном заседании получили возможность участвовать в нем путем использования систем видеоконференц-связи (ст. 153.1 АПК РФ, ст. 155.1 ГПК РФ). При этом все требования к доказательствам, предоставляемым подобным образом (объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей и т.д.), а также порядок их исследования остаются прежними. Например, свидетель по-прежнему будет обязан честно сообщать всю известную ему информацию, будет предупреждаться об уголовной ответственности, его показания будут протоколироваться и т.д. Другими словами, несмотря на способ предоставления доказательств (в традиционном или электронном виде), они все равно будут подчиняться общим требованиям письменной или устной гражданской процессуальной формы, что отмечается и некоторыми современными авторами <12>.

———————————

<12> Ворожбит С.П. Указ. соч. С. 7 — 8.

Следует отдельно отметить, что в судах общей юрисдикции с недавних пор стало использоваться извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания при помощи СМС-извещений, которое предусмотрено п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству». При этом, на наш взгляд, подобный способ извещения является не вполне приемлемым. Так, с одной стороны, соответствующий участник гражданского процесса в письменной форме выражает согласие на получение уведомлений от суда при помощи СМС-извещений, направляемых на определенный номер телефона. То есть обязанность суда по надлежащему извещению участника процесса о времени и месте судебного заседания считается исполненной после отправления сообщения на указанный номер телефона, а риск его неполучения берет на себя сам участник.

Вместе с тем подобное положение вещей не соответствует требованиям ст. 113 ГПК РФ, где говорится о том, что уведомление должно происходить любым способом, обеспечивающим фиксирование не только самого факта судебного извещения, но и факта его вручения адресату. Последнее обусловлено тем, что зафиксировать факт вручения СМС-сообщения конкретному лицу (адресату) невозможно, в отличие, например, от вручения расписки или заказного письма, где проверяется и фиксируется личность получателя.

По аналогичным причинам вызывает сомнения возможность использования электронной почты и соответствующих сайтов судов в сети Интернет для направления судебных извещений и вызовов. Так, на официальном сайте одного из судов общей юрисдикции г. Челябинска в течение нескольких недель отсутствовала информация о назначенных судебных заседаниях, что объективно препятствовало получению данной информации заинтересованными лицами.

Таким образом, достаточно узкая область применения и неразработанность электронной процессуальной формы в гражданском процессе не позволяет в настоящее время выделять ее как полноценный отдельный вид. Вместе с тем в теории все чаще встречаются работы, посвященные ее отдельным элементам, в частности разрабатывается порядок обеспечения электронных доказательств, процедура признания общеизвестных фактов, сведения о которых получены судом из общедоступного и надежного источника, в том числе веб-сайта; особенности применения электронной цифровой подписи <13>; обязательная рассылка судебных актов по электронной почте <14> и т.д. Более того, Концепция единого гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 08.12.2014 уже сейчас содержит значительное количество элементов, которые можно отнести к электронной процессуальной форме (создание в судах общей юрисдикции электронной канцелярии, подача заявления через Интернет, представление доказательств в электронном виде, перевод в электронный вид поступивших письменных доказательств и т.д.), в связи с чем ее актуальность постоянно возрастает.

———————————

<13> Ворожбит С.П. Указ. соч. С. 8 — 10.

<14> Загайнова С.К. Указ. соч. С. 10.

При этом активное введение цифровых технологий в процесс рассмотрения гражданских дел имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, возникает целый ряд теоретических и практических проблем, связанных с недостаточной проработкой нормативной основы их применения, необходимостью дополнительного технического оснащения судов, отсутствием необходимых технических знаний у отдельных участников процесса, в том числе у самих судей, и т.д. С другой стороны, электронный документооборот и использование систем видеоконференц-связи позволяет повысить уровень доступности правосудия (личная явка в суд в некоторых случаях является затруднительной, поскольку один суд может обслуживать большую территорию) и значительно сократить сроки рассмотрения дел (почтовые отправления могут задерживаться или вообще не доходить до адресата).

Литература

  1. Боннер А.Т. Доказательственное значение информации, полученной из Интернета // Закон. 2007. N 12. С. 85 — 98.
  2. Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. 28 с.
  3. Ворожбит С.П. Электронные средства доказывания в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2011. 25 с.
  4. Загайнова С.К. Судебные акты в гражданском и арбитражном процессе: теоретические и прикладные проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2008. 50 с.
  5. Зипунникова Ю.Н. Некоторые вопросы классификации цивилистической процессуальной формы // Арбитражный и гражданский процесс. 2013. N 8. С. 53 — 57.

6. Смолина О.С. Электронные документы как доказательства в арбитражном процессе // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 116 — 124.

Арбитражный и гражданский процесс №2 — 2016

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. № 3 (48). С. 137-141.

ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

AVAILABILITY OF JUSTICE AS A CONDITION FOR THE EFFECTIVENESS OF THE SYSTEM OF ELECTRONIC LEGAL PROCEEDINGS

Ю. А. КОНДЮРИНА (U. A. KONDYURINA)

Анализируется влияние внедрения современных информационных технологий в гражданское и арбитражное судопроизводство на обеспечение доступности правосудия.

Ключевые слова: арбитражный процесс; гражданский процесс; электронное правосудие; доступность правосудия; принципы судопроизводства; информационные технологии.

In the article the author analyzes the impact of the introduction of modern information technologies in civil and arbitration proceedings to ensure access to justice.

Key words: arbitration trial; civil proceedings; electronic justice; access to justice; principles of justice; information technology.

Широкое применение информационных технологий во всех сферах общественных отношений является следствием того, что информатизация коснулась арбитражного и гражданского судопроизводства.

Совершенствование средств социальной коммуникации, приведшее к беспрецедентному в истории человечества ускорению обмена информацией, не могло не изменить характера взаимодействия «человек - общество - государство». Это не могло не отразиться на гражданском судопроизводстве, представляющем собой одну из важнейших форм такого взаимодействия .

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, что коренным образом меняет судебную систему, позволяет говорить о формировании электронного правосудия .

Процесс информатизации судопроизводства для каждой страны индивидуален как по характеру проводимых мероприятий, так и по времени применения. Во всех странах внедрение информационных технологий в

судах сопровождалось принятием нормативных правовых актов, регламентирующих электронный документооборот, и разработкой специального программного обеспечения. В России работы по информатизации судов проводятся достаточно давно. Применение информационных технологий в Российской Федерации актуально по многим причинам. Это, прежде всего, большая территория страны, инстанционность судебной деятельности и иные обстоятельства. Результатом информатизации судов стала концепция электронного правосудия.

Мир сегодня развивается в парадигме информационных технологий и движется в сторону формирования «сетевого» общества, живущего в режиме онлайн. Интернет и предоставленные им возможности прочно заняли место в жизни большинства населения, поэтому очень логично, что широкое распространение получает «электронное правосудие», причём этот термин имеет неодинаковое содержание и трактовку для различных стран . Среди основных целей электронного правосудия зарубежные комментаторы выделяют следующие: сделать судебные учреждения более доступными, улучшить

© Кондюрина Ю. А., 2016

управление «бумажными» процедурами, сократить рабочее время работников судов .

Электронное правосудие представляет собой систему, состоящую из элементов, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов, и систем автоматизации судопроизводства. Электронное правосудие является собирательным термином, поскольку в данном понятии отображаются признаки совокупности однородных элементов, представляющих собой единое целое, содержание такого понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, только ко всей совокупности в целом.

Электронное правосудие представляется лишь инструментом, технологией, позволяющей на новом этапе развития общества сделать рассмотрение дел в судах более эффективным, оптимизировать рассмотрение дел .

Проанализировав действующее процессуальное законодательство, можно выделить следующие основные элементы системы электронного правосудия:

1. Подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет».

2. Формирование состава суда, обеспечиваемое автоматизированной информационной системой (АИС) «Судопроизводство».

3. Размещение информации о движении дела на сайте судов. Получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж». Получение судебных извещений в электронной форме.

4. Электронные доказательства.

5. Аудиопротоколирование судебных заседаний.

6. Применение системы видеоконфе-ренц-связи.

7. Размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами. Размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие».

Использование в арбитражном и гражданском процессе электронных инструментов призвано обеспечить абсолютную открытость и доступность судов, улучшить качест-

во судейской работы, сократить издержки и создать максимальное удобство для участников процесса. Система электронного правосудия позволяет наиболее эффективно и рационально выстраивать организационно-процессуальные отношения между судами и внутри судов, а также между судами и лицами, участвующими в деле.

Применение современных информационных технологий является наиболее эффективным в арбитражном и гражданском процессе при условии обеспечения реализации принципа доступности правосудия.

В юридической литературе принцип доступности правосудия понимают как обеспеченную законом возможность беспрепятственно обратиться в суд за защитой своих прав и получить судебную защиту .

Содержание принципа доступности правосудия не раскрывается в АПК РФ и ГПК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г., а затем присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Согласно Федеральному закону от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» Российская Федерация в соответствии со ст. 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.

Действие Конвенции о защите прав человека и основных свобод повлекло внедрение в гражданское и арбитражное судопроизводство Российской Федерации принципов, напрямую не закрепленных в российском законодательстве. К таким принципам относится и принцип доступности правосудия.

В ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод («Право на справедли-

вое судебное разбирательство») указано, что каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних, для защиты частной жизни сторон или, в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

Принцип доступности правосудия предполагает, что каждый гражданин должен иметь реальную, практическую возможность осуществить защиту своих прав в судебном порядке. Доступность правосудия проявляется также в отсутствии чрезмерных препятствий на пути обращения в суд и рассмотрения дела в суде, в адекватном размере государственной пошлины.

Основными критериями оценки доступности правосудия являются:

1) информированность о судах, их структуре и порядке работы;

2) информированность о порядке и условиях подачи заявлений;

3) размер судебных расходов;

4) возможность пользоваться услугами представителей.

Использование в гражданском и арбитражном судопроизводстве современных технологий вносит соответствующие изменения в практическую реализацию принципа доступности правосудия.

Два первых критерия отражают общую организацию судебной деятельности. Помимо размещения соответствующей информации на стендах, в брошюрах и т. п., находящихся непосредственно в специальном (для посетителей) помещении суда, для обеспечения доступности правосудия необходимо, чтобы данная информация размещалась на сайтах судов.

№ 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» принцип доступности правосудия эффективно реализуются по первым двум критериям.

Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в ст. 6 предусматривает, что одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности судов является размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно ст. 10 данного Закона суды для размещения информации о деятельности судов используют сеть «Интернет», в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. Также Закон предусматривает, что в целях обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации в местах, доступных для пользователей информацией (в помещениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных библиотек, других доступных для посещения местах), могут создаваться пункты подключения к сети «Интернет».

Статья 14 указанного Закона содержит перечень основной информации о деятельно -сти судов, размещаемой в сети «Интернет»:

1) общая информация о суде (наименование суда, наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; организационная структура суда, а также структурные подразделения аппарата суда; полномочия суда; перечень законов, регламентирующих деятельность суда; регламент суда, инструкция по делопроизводству в суде и иные акты, регулирующие вопросы внутренней деятельности суда);

2) информация, связанная с рассмотрением дел в суде (требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд, и (или) образцы этих документов, порядок представления указанных документов в суд; сведения о размере и порядке уплаты государственной по-

шлины по категориям дел, подлежащих рассмотрению в суде; сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заключено мировое соглашение, заявление оставлено без рассмотрения, иное с учётом особенностей соответствующего судопроизводства);

3) тексты судебных актов, размещаемые с учётом требований Федерального закона, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования, а при опубликовании судебных актов - сведения об источниках их опубликования; порядок обжалования судебных актов;

4) разъяснения, обобщения и обзоры по вопросам судебной практики рассмотрения судами дел;

5) порядок ознакомления с материалами дела лиц, участвующих в деле;

6) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;

7) информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по делам, находящимся в их производстве, либо председателю суда, его заместителю, председателю судебного состава или председателю судебной коллегии по делам, находящимся в производстве суда, включая содержание вне-процессуальных обращений и сведения об их субъектах;

8) данные судебной статистики;

9) информация о кадровом обеспечении суда и прочее.

Размещение указанной информации на сайтах судов значительно облегчает доступ к правосудию для различных субъектов общественных отношений. Данная информация должна размещаться в сроки, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов (ч. 7 ст. 14).

Кроме того, возможности реализации принципа доступности правосудия с учётом

первых двух критериев повышаются в значительной степени с учётом применения и развития таких элементов системы электронного правосудия, как размещение в автоматизированной информационной системе (АИС) «Судопроизводство» и в картотеке арбитражных дел на сайте суда судебных актов по всем делам, рассмотренным арбитражными судами, размещение судебных актов в государственной автоматизированной системе российской Федерации (ГАС) «Правосудие», подача процессуальных документов в электронной форме через официальный сайт арбитражного суда в сети «Интернет», размещение информации о движении дела, получение автоматических уведомлений о движении дела через систему «Электронный страж», получение судебных извещений в электронной форме.

Одним из основных элементов системы электронного правосудия является использование в судах видеоконференц-связи. Применение видеоконференц-связи в арбитражном и гражданском процессе обеспечивает лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса возможность при содействии суда по месту их фактического нахождения принять непосредственное участие в судебном заседании. Участие лиц в судебном процессе через видеоконференц-связь влияет на третий критерий принципа доступности правосудия (размер судебных расходов), так как позволяет снизить размер судебных расходов в связи с тем, что такие лица не несут расходы по проезду к месту рассмотрения дела и расходы на проживание, а также экономят свое время.

Что касается четвёртого критерия (возможность пользоваться услугами представителей), то возможности системы электронного правосудия позволяют упростить доступ к правосудию, правосудие становится доступным даже без представителей. Размещение на сайтах судов образцов заявлений, обращений, жалоб, предоставление специальных компьютерных программ по расчёту го -сударственной пошлины, определению сроков, подведомственности и подсудности дел создают широкие возможности участия в судопроизводстве для лиц, не имеющих специального юридического образования и не желающих по каким-либо причинам воспользоваться услугами представителей.

С одной стороны, новые технологии упрощают доступ к правосудию, с другой - могут ограничить его. Речь идёт о такой категории лиц, участвующих в деле, которые не владеют навыками работы с современными информационными технологиями или не имеют соответствующего оборудования, программного обеспечения, возможности использования сети «Интернет». Такие лица будут вынуждены обращаться за помощью к профессиональным юристам, что значительно сужает их право на доступ к правосудию, а при отсутствии достаточных финансовых возможностей получить профессиональную юридическую помощь такое право невозможно будет реализовать. С учётом данного фактора установление электронной судебной коммуникации как единственной формы общения участников гражданского и арбитражного процесса, когда право использования электронных технологий переходит в обязанность, будет создавать чрезмерные препятствия на пути обращения в суд и ограничивать доступность правосудия как возможность свободной реализации гражданами права на судебную защиту.

В данном случае интересен опыт Израиля, где было принято одно из приемлемых решений: обеспечить возможность электронной подачи документов в суд бесплатно в специальных клиниках, а также в общественных центрах, где поданные в письменной форме документы сканируются и заносятся в информационную систему работниками аппарата таких организаций. Заслуживают внимания и другие варианты решения проблемы, например создание похожих систем в зданиях судов .

Таким образом, условием эффективно -сти применения современных информационных технологий в арбитражном и гражданском процессе выступает обеспечение доступности правосудия. В то же время новые технологии вносят изменения в реализацию принципа доступности правосудия. Посред-

ством электронных технологий доступ к правосудию упрощается. Основной проблемой, связанной с принципом доступности правосудия, является вопрос императивности электронной формы процесса. Представляется, что такая обязательность будет несовместима с принципом доступности правосудия, так как право доступа к правосудию и право быть услышанным стороной, не имеющей технического оборудования или доступа в сеть «Интернет», будет нарушено, если не будет найдено оптимальное решение, которое позволит обеспечить возможность участия в судопроизводстве для указанной категории участников арбитражного и гражданского процесса.

1. Курочкин С. А. Гражданский процесс в системе социального управления // Арбитражный и гражданский процесс. - 2010. - № 7. -С. 39.

2. Решетняк В. И. Электронное правосудие в гражданском процессе Сингапура // Российский юридический журнал. - 2012. - № 2. -Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Кудрявцева Е. В. Тенденции развития английского гражданского процессуального права после принятия Правил гражданского судопроизводства // Вестник гражданского процесса. - 2012. - № 2. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кудрявцева Е. В. Внедрение информационных технологий в гражданское судопроизводство // Закон. - 2011. - № 2. - С. 51.

5. Терехова Л. А. Электронное правосудие: учебное пособие. - Омск, 2013. - С. 11.

6. Сидоренко В. М. Принцип доступности правосудия и проблемы его реализации в гражданском и арбитражном процессе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2002. - С. 7.

7. Малешин Д. Я., Филатова М. А., Ярков В. В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник ВАС РФ. - 2008. -№ 11. - С. 97.

28 октября 2015 г. 11:10

Карина Кассис, Synerdocs

Что по плану?

В целях развития ИТ в Верховном суде РФ и в судах общей юрисдикции Программа предлагает:

· создать комплекс сканирования и хранения электронных образов судебных документов, а также перевести судебные архивы в электронный вид;

· создать условия для электронного судопроизводства: упростить процедуру подачи исковых заявлений, жалоб путем их перевода в электронный вид;

· оснастить суды программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения ЭДО с применением ЭП и т.п.

В целях развития ИТ в арбитражных судах Программа предусматривает:

· создание «облачной» системы для использования специализированного ПО в целях автоматизации делопроизводства в судах;

· развитие электронного правосудия и интеграция с информационными системами органов государственной власти;

· сканирование всех поступающих в арбитражные суды документов и формирование электронных дел и т.п.

Интересно, что количество арбитражных судов, использующих систему электронного правосудия, должно увеличиться с 1-го до 113 единиц к 2020-му году:

Также Программа предлагает ряд мероприятий по информатизации Конституционного суда РФ, исполнительного производства, повышение уровня оперативности проведения судебных экспертиз.

Так выглядит развитие электронного правосудия в России на бумаге. Давайте посмотрим, что на деле.

А что по факту?

Февраль

Март

Президент России подписал Федеральный закон N 41-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» , который направлен на совершенствование вопросов использования электронных документов в уголовном, гражданском и арбитражном процессах. В частности:

· «Исполнительный лист вместе с копией приговора может направляться судом для исполнения судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью…».

· «Постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено и направлено для исполнения в форме электронного документа».

Июнь

Президент РФ подписал Федеральный конституционный закон N 5-ФКЗ «О внесении изменений в ФКЗ «О конституционном суде РФ». С 1 августа 2015 года обращения и прилагаемые к ним документы можно подать в Конституционный суд в электронном виде. Для этого достаточно воспользоваться специальной формой на сайте суда или отправить документы по электронной почте. Во втором случае потребуется квалифицированная электронная подпись.

Октябрь

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев сообщил, что российские суды в следующем году будут максимально задействовать систему электронного правосудия. Лебедев считает, что электронные технологии позволят ускорить правосудие и сделают его максимально открытым для общества.

«Создан информационный центр, задача которого – замкнуть всю правовую информацию, которая исходит не только от судов, но и от других правоохранительных органов, чтобы все судьи могли получить всю информацию, а также и работники правоохранительных органов могли быстро найти информацию о правовой позиции Верховного суда», – добавил председатель Верховного суда.

Интересно, что в октябре кассация разъяснила, как все-таки работать с электронными оригиналами в арбитражном суде, обязательно ли их печатать. В соответствии с абз. 12 п. 12 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах РФ материалами судебного разбирательства могут быть электронные документы или электронные образы документов. Согласно п. 3.3.6 этой же Инструкции изучение электронных документов осуществляется судьями с помощью технических средств суда, если такие имеются. По требованию судьи электронные оригиналы могут быть распечатаны специалистами суда.

Важно понимать, что отсутствие в деле бумажных копий электронных документов не говорит о процессуальных нарушениях.

***

Хочется отметить, что на протяжении всего года каждый месяц появлялись новости, связанные с развитием электронного правосудия. Есть Программа развития, появляются поправки в нормативные акты, громкие заявления о том, что электронное правосудие заработает уже с 2016 года, но так ли это на практике? Узнаем еще больше новостей и выясним, работают ли нововведения в жизни, в ходе онлайн-семинара 29 октября 2015 г. в 11:00 (мск) . Не пропустите!

Актуальные проблемы применения электронного правосудия в России

Электронное правосудие является новацией современного российского права. Действительно, в настоящее время во многих сферах и областях деятельности человека широко используются современные информационные и коммуникационные технологии. Этот процесс также охватывает и судопроизводство, а именно идет активное использование и правовое закрепление применения новейших информационных технологий. Так что же понимается под термином электронное правосудие, и какие возможности оно нам предоставляет?

Электронное правосудие - это способ осуществления правосудия, основанный на использовании информационных технологий. Оно включает в себя целый ряд систем, обеспечивающих доступ к информации о деятельности судов и систем автоматизации судопроизводства. Электронные инструменты обеспечивают абсолютную открытость и доступность судов, улучшение качества судейской работы, сокращение издержек и максимальное удобство для участников спорных правоотношений.

Электронное правосудие предоставляет участникам судебного процесса различные возможности: подача обращений и отправка необходимых документов в суд в электронной форме; отслеживание движения дела в суде в электронном виде через сеть Интернет; получение уведомлений о решении суда с помощью электронных средств связи, проведение судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи, транслирование заседаний в режиме онлайн в сети интернет и ряд других возможностей.

Опыт применения информационных технологий в судебном процессе давно применяется в зарубежных странах. Так, США начали внедрение информационных систем в суды еще в 80-е годы прошлого столетия. В Российской Федерации же активное становление и использование системы электронного правосудия началось после принятия основных концепций и программ в данной сфере, таких как федеральная целевая программа «Электронная Россия»2002 года , федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России»2002 года и концепция региональной информатизации до 2010 года.

Но даже за этот период времени можно выявить положительные аспекты применения средств электронного правосудия. Во-первых, на наш взгляд необходимо отметить - это экономия средств не только граждан, но и государства в целом. Так, используя электронные ресурсы для подачи искового заявления в суд, гражданин затрачивает меньшее количество денежных средств, чем подавая его непосредственно в суд (лично или через представителя) или же почтовым отправлением с объявленной ценностью. Ведь по сути дела, заполняя электронную форму на сайте соответствующего суда, гражданин платит только за выход в интернет; отправляя же исковое заявление и пакет необходимых документов по почте, ему приходится платить определенный сбор, который будет зависеть и от веса, и от объявленной стоимости пересылаемых материалов; направляясь же в суд самостоятельно, гражданин затрачивает средства на проезд, а так как место нахождения ответчика, может находиться на довольно далеком расстоянии от места проживания истца (что особенно характерно для арбитражного процесса), то здесь, на наш взгляд, расходы будут максимальными. Также заметно экономит денежные средства такой элемент электронного правосудия, как видеоконференцсвязь. Ведь при использовании данного вида связи нет необходимости затрачивать средства из соответствующего бюджета на перевозку одного или нескольких лиц, находящихся в следственных изоляторах в здание суда, особенно это актуально при подаче кассационной жалобы. Кроме того, это и очень удобный формат для участников экономических споров, ведущих, например, свою деятельность на территории разных субъектов РФ. Например, если одна из сторон по арбитражному делу находится, скажем, во Владивостоке, - нет необходимости ехать для участия в процессе в Москву. Достаточно прийти во Владивостоке в арбитражный суд, в котором судьей будут удостоверены полномочия, составлен протокол заседания, и представитель этой стороны, находясь там, будет участвовать в судебном заседании, проходящем в Москве. Очевидна экономия, как денежных средств, так и сил.

Также необходимо отметить такой важный показатель как экономия времени как работников суда и судей, так и участников судебных разбирательств, при использовании электронного правосудия. У сотрудников аппарата сокращается время на обслуживание посетителей, а участники процесса могут, не выходя из дома (офиса), подавать заявления, отслеживать движение дел в суде, оперативно получать уведомления суда, участвовать в заседаниях в режиме онлайн.

Однако существует ряд проблем, тормозящих использование возможностей электронного правосудия. И первое, на что следует обратить особое внимание - это недостаточная развитость законодательства. Наиболее актуальной является проблема защиты информации, хранимой в системах электронного правосудия или передаваемой с помощью них. Для повышения уровня безопасности выделяются огромное количество финансовых и трудовых ресурсов, так как нарушение хотя бы одного из аспектов безопасности данных (целостности, конфиденциальности, доступности) может принести огромный ущерб, как судам, так и участникам процесса, но, несмотря на это указанная проблема остается не решенной.

Кроме того, в России стоит больше внимания уделять совершенствованию процессуального законодательства, так как создание многих возможностей невозможно без соответствующих изменений в текущем законодательстве. Что касается судов общей юрисдикции, стоит отметить необходимость создания единых банков судебных дел и актов, а также разработки систем доступа к ним. На практике не решенной остается проблема подробного закрепления в процессуальном законодательстве порядка проведения судебного заседания с использованием видеоконференцсвязи. Ведь действительно, возможность ее использования закреплена, но не конкретизирована, в связи, с чем возникает ряд нерешенных вопросов, например, не закреплен обязательный порядок немедленного ознакомления с документами, представленными другой стороной в качестве доказательств. Также суд зачастую ссылается на отсутствие технической возможности их немедленного предоставления (например, отсутствие факсимильной связи). В свою очередь тот, кто не видит представленного документа, лишается права высказать по этому поводу свое соображение. Однако, этот документ может оказаться решающим. В результате при вынесении решения суд может допустить ошибку. В дальнейшем, если сторона сможет доказать, что документы, с которыми не удалось ознакомиться, хотя бы в косвенной форме свидетельствовали об отсутствии того или иного события или порочности того или иного доказательства, решение суда может быть отменено вышестоящими инстанциями по причине не исследования всей полноты доказательств.

Стоит отметить и различный уровень информационно-технического оснащения судов различных регионов. К сожалению, не во всех регионах существует техническая возможность применения всех элементов электронного правосудия. Эта проблема связанна, как с недостаточным финансированием со стороны государства, так и с нехваткой профессиональных кадров в сфере применения информационных технологий.

И последнее, на чем хотелось бы заострить особое внимание - это недостаточный уровень образованности и информированности в рассматриваемой сфере жителей страны, а зачастую, и сотрудников судов. Граждане не осведомлены о возможностях использования новых информационных технологий. На наш взгляд, необходимо проведение различных программ и мероприятий, направленных на повышение грамотности граждан и их осведомленности об имеющихся возможностях. Данные программы должны проводиться не только на федеральном уровне, как это имеет место быть на сегодняшний день, но и на региональном.

Таким образом, стоит сделать вывод о том, что электронное правосудие в России и в мире развивается, причем достаточно быстро, так как опыт его применения является исключительно положительным. В связи с этим считаем необходимым уделять достаточное внимание проблемам электронного правосудия, так как именно оно обеспечивает прозрачность и доступность судебного делопроизводства.


Электронное правосудие: итоги и перспективы//интернет-интервью с Председателем Арбитражного суда Калужской области Сергеем Юрьевичем Шараевым, 2011 URL: http://www. garant.ru/action/regional/271319/

Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (ред. от 09.06.2010) «О федеральной целевой