Должностная инструкция диспетчера производства. Пример должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта Удостоверение диспетчера автотранспорта

Диспетчер автомобильного транспорта.

1. Должность диспетчера автомобильного транспорта включена в перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 года N 16.

2. К диспетчеру автомобильного транспорта, а также и городского наземного электрического транспорта, в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. N 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

2.1. Диспетчер автомобильного транспорта должен знать:

— основы транспортного и трудового законодательства;

— нормативные акты по вопросам организации оперативного управления движением автомобильного транспорта;

— порядок оформления и обработки путевого листа, учет технико-эксплуатационных показателей;

— схему дорог и их состояние на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— требования завода — изготовителя транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер, по технической эксплуатации автомобилей;

— графики работы водителей на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— тарифы и правила их применения на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— основы экономики, организации труда и производства;

— расстояния перевозок и характер дорожных условий на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— расписания движения и остановочные пункты на маршрутах движения транспортных средств, движение которых организует и контролирует диспетчер;

— маршрутную сеть и условия движения, обеспечивающие безопасность перевозки;

— правила и инструкции по охране труда, противопожарной защиты.

2.2. Диспетчер автомобильного транспорта должен уметь:

— организовывать и контролировать работу водителей и выполнение ими сменного плана и задания по перевозкам;

— принимать необходимые меры по обеспечению безопасности дорожного движения автомобилей (трамваев, троллейбусов);

— инструктировать водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог, особенностям дорожного движения на отдельных участках в конкретных метеорологических условиях;

— обеспечивать взаимодействие со всеми участниками перевозочного процесса с целью его оптимизации;

— принимать меры по ликвидации сверхнормативных простоев транспортных средств;

— заполнять, выдавать и принимать путевые листы и другие документы, отражающие выполненную водителями работу, проверять правильность их оформления. написано про путевые листы, применяемые на автомобильном транспорте;

— рассчитывать в путевых листах соответствующие технико-эксплуатационные показатели;

— выдавать плановые задания, регистрировать задания и заявки на перевозки;

— составлять оперативные сводки и рапорты о работе и происшествиях за смену;

— координировать работу автомобильного и (или) городского наземного электрического транспорта с другими видами транспорта;

— принимать меры по включению резервных автомобилей в дорожное движение на маршруте взамен преждевременно сошедших с маршрута по техническим или другим причинам, оперативному переключению автомобилей с маршрута на маршрут, на другой путь следования в связи с ремонтом дорог;

— проверять правильность оформления документов по выполненным перевозкам, координировать работу транспортных средств сторонних предприятий;

— обеспечивать контроль и учет выполненных перевозок грузов и принимать меры по оперативному устранению сбоев транспортных процессов, сверхнормативных простоев в пунктах погрузки и выгрузки автомобилей, а также по загрузке порожних автомобилей в попутном направлении;

— осуществлять оперативный учет, контроль работы погрузочно-разгрузочных механизмов предприятий и организаций, контролировать состояние подъездных путей, а также соблюдение водителями транспортной дисциплины;

— организовывать в необходимых случаях оказание своевременной технической помощи подвижному составу на линии.

2.3. К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (подгруппа «Организация перевозок и управление на транспорте, код профессии 23.02.01»;

б) наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

3. Профессиональная переподготовка с присвоением квалификации диспетчера автомобильного транспорта производится на основании программы квалификационной подготовки по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации в объеме 82 часов по очной форме обучения. Квалификационную подготовку проходят лица с высшим, средним специальным образованием неавтомобильного профиля.

3.1. Цели обучения: дать слушателям необходимый уровень знаний для осуществления руководства перевозкой грузов и пассажиров автомобильным транспортом, что должно способствовать нормальному функционированию рынка транспортных услуг и защите прав потребителей, обеспечению безопасности движения и соблюдению экологических норм при эксплуатации автомобильного транспорта.

Обучение включает в себя лекционные и практические занятия. Обучение завершается экзаменом на профессиональную квалификацию по всему материалу курса.

3.2. В курс входят следующие дисциплины.

Основы транспортного и гражданского законодательства.

Лицензирование деятельности на автомобильном транспорте.

Российское законодательство об основах налоговой системы.

Договора и контракты.

Сертификация на автомобильном транспорте.

Подвижной состав, требования к нему, поддержание его технического состояния.

Эксплуатационные материалы, их применение, хранение, утилизация, пути экономии.

Хранение подвижного состава, запасных частей, эксплуатационных материалов.

Экологические требования на автомобильном транспорте.

Организация работы по обеспечению безопасности движения.

Коммерческая эксплуатация автотранспортных средств.

Организация грузовых автомобильных перевозок.

Погрузочно-разгрузочные работы.

Организация пассажирских автомобильных перевозок.

Основные понятия об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Организация перевозок опасных и особых видов грузов.

Финансы и управление.

Обязательное и добровольное страхование на автомобильном транспорте.

Охрана труда, техника безопасности, противопожарные мероприятия на автомобильном транспорте.

4. Диспетчер автомобильного транспорта должен работать на основании одноименной должностной инструкции, содержащей разделы: квалификационные требования, должен знать, функции, должностные обязанности, права и ответственность. Должностная инструкция утверждается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем. Основой для разработки должностной инструкции служат квалификационные характеристики, содержащиеся в пункте 2 настоящей статьи.

Диспетчер - это сотрудник, который способствует бесперебойной работе предприятия. Он занимается организацией движения материальных ресурсов и незавершённой продукции между различными структурными подразделениями компании с целью максимально эффективного использования ресурсов и завершения выпуска изделий. В ходе своей работы он должен координировать действия различных структурных подразделений для достижения ими согласованности и сокращения потерь от нескоординированности действий.

Общие положения инструкции

Общие положения инструкции диспетчера включают следующие пункты:

  • назначение сотрудника на должность диспетчера осуществляется на основе приказа руководителя компании согласно порядку, установленному трудовым законодательством;
  • диспетчер подчиняется непосредственным образом работнику на определенной должности, которая названа в законе;
  • при отсутствии диспетчера по любой причине в течение определенного периода не его место назначается исполняющий его обязанности сотрудник, это производится путем приказа руководителя;
  • данное лицо, исполняющее обязанности диспетчера на срок исполнения им своих временных функций приобретает все права по данной должности и на него возлагаются все обязанности, также оно несёт всю ответственность в полном объёме;
  • осуществляя свою деятельность, диспетчер руководствуется целым рядом документов, в частности это:
    • нормативные документы, относящиеся к его должности;
    • устав организации;
    • методическими материалами, регулирующими определённый круг вопросов;
    • предписаниями руководства в форме указов и распоряжений;
    • самой денной должностной инструкцией.

Обязанности и задачи

В круг задач диспетчера включены следующие задачи:

В ходе реализации вышеперечисленных задач диспетчер выполняет следующие обязанности:

Важно помнить, что должность диспетчера очень важна для любой организации, ведь именно этот человек координирует работы остальных структур и подразделение. Именно от него зависит насколько эффективно будет происходить взаимодействия.

Требования к специалисту

Требования к специалисту, а также материал, который ему требуется освоить, чтобы устроиться на должность диспетчера, обычно включаются в раздел инструкции «Общие положения». В частности, там может быть указано, что на эту позицию может претендовать:

Также в инструкции перечислены знания, которыми должен обладать соискатель данной позиции. От него требуется знать:

  • нормативно-правовые акты, которыми регулируется сфера планирования производства и оперативной организации процесса, включая законы, приказы, распоряжения, постановления;
  • методические пособия по предмету планирование производство и оперативное управление;
  • мощности компании, включая её структурные подразделения, по выпуску продукции;
  • устройство диспетчирования в компании;
  • производственное планирование;
  • ассортимент изделий, изготавливаемых на предприятии, виды производимых работ (оказываемых услуг);
  • функции структурных отдельных единиц в организации и характер связей между ними;
  • порядок функционирования производственных складов;
  • порядок осуществления работ по погрузке-разгрузке на предприятии;
  • базовые представления о производственных технологиях, применяемых на предприятии;
  • технические стандарты, действующие в отношении изделий, выпускаемых на предприятии;
  • устройство оперативного учёта на производстве и при приёме выпущенных изделий;
  • оргтехнику и устройства, служащие для механизации учёта выпускаемой продукции и управления производственным процессом;
  • начала экономической дисциплины;
  • организацию производства;
  • менеджмент на предприятии;
  • организацию труда;
  • нормы противопожарной безопасности, санитарии производства;
  • технику безопасности и охрану труда.

Ответственность и права

Ответственность для диспетчера предусмотрена в случае:

  • неисполнения обязанностей, определённых для его должности в данной инструкции (либо их ненадлежащего исполнения), пределы такой ответственности регламентируются трудовым кодексом, эта ответственность является дисциплинарной;
  • нанесения материального урона предприятию или третьим лицам, пределы такой ответственности регламентируются гражданским, административным и уголовным кодексом, эта ответственность является материальной;
  • нарушения статей административного или уголовного кодекса в соответствии с этими же кодексами, соответственно в таком случае речь идёт об административной или уголовном ответственности.

Нужно понимать, что это очень ответственная должность. И тут требуются люди с крайне высоким порогом аккуратности и внимательность, ведь в некоторых сферах придется брать на себя ответстенность за жизни людей!

Для диспетчера по должностной инструкции предусмотрены следующие права:

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии диспетчер относятся:

  • стабильный спрос на таких работников на рынке труда, стремящийся устроиться диспетчером, безусловно сможет это сделать;
  • отсутствие требований по обязательности высшего образования;
  • эта должность в равной степени доступна представителям обоих полов.

Среди недостатков этой специальности можно назвать:

  • не слишком высокий заработок;
  • ненормированный рабочий день;
  • высокая вероятность стрессовых ситуаций, так как диспетчеру требуется работать с людьми и постоянно принимать решения.

Для получения более детального представления об этой профессии, чтоб оценить все преимущества и недостатки — посмотрите видео.

Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.

К диспетчеру автомобильного и городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

а) наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта» (подгруппа «Организация перевозок и управление на транспорте, код профессии 23.02.01»;

б) наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом.

Диспетчер находится в непосредственном подчинении начальника гаража, главного инженера и старшего механика.

Основная задача диспетчера транспортной компании – качественная организация работы транспорта и водителей на линии, а также контроль над соблюдением маршрутов и в целом за ходом перевозочных работ. В рамках данной задачи транспортный диспетчер выполняет огромный перечень функций .

1.Осуществляет работу с водителями и взаимодействие с другим персоналом компании или автопарка:

организовывает работу водителей;

— контролирует работу диспетчерских пунктов на линии;

— проводит инструктажи с водителями по вопросам перевозок и особенностях маршрутов.

2. Занимается организацией грузоперевозок:

поддерживает и организовывает связи с клиентами компании по вопросам перевозок и организации маршрутов;

— осуществляет контроль за автовокзалами и автостанциями с целью качественного и оперативного управления маршрутами;

— контролирует и не допускает простоя транспортных средств;

— контролирует графики движения и расписание, при необходимости оперативно перераспределяет транспорт при изменении интенсивности пассажиропотоков;

— осуществляет организацию специальных и дополнительных рейсов;

— оперативно урегулирует конфликты и проблемные ситуации на маршрутах, не допуская сбоя транспортных потоков, а также принимает своевременные и эффективные меры по их устранению;

— ведет учет выполненных перевозок, а также осуществляет своевременный контроль за ходом грузоперевозок;

— контролирует работы по разгрузке и загрузке транспорта, а также за техническим состоянием подъездных дорог;

— контролирует вопросы обеспечения безопасности перевозок;

— информирует руководство о случаях заболеваний водителей и персонала, случаях травматизма и выхода из строя транспортных средств;

— работает с автоматизированными системами и устройствами по контролю грузоперевозок.

Диспетчер для четкого исполнения своих обязанностей должен вести следующую документацию :

— путевые листы;

— расчеты технико-эксплуатационных характеристик;

— журнал регистрации заявок и заданий по грузоперевозкам;

— журнал происшествий, а также составляет рапорта и оперативные сводки и произошедших аварий, происшествий, произошедших в течение смены;

— проверяет правильность оформления маршрутных листов, а также документов по исполненным перевозкам;

— журнал дежурств;

— журнал учета и движения путевых листов;

— журнал работ специального транспорта;

— журналы инструктажей с водителями;

— журнал учета выхода транспорта на линию и возвращения;

— составляет и передает руководству отчетную документацию;

— контролирует правильность оформления сопроводительной документации на грузы.

Кроме того, диспетчер должен знать :

— основные положения транспортного и трудового законодательства;

— нормативные документы по вопросам организации управления движением автотранспорта;

— схему дорог и адреса организаций в районе обслуживания;

— основы правил дорожного движения;

— правила перевозок;

— расстояния и маршруты перевозок, состояние дорожного полотна по пути следования.

Диспетчер очень важная должность для любого предприятия, где она предусмотрена. Ведь от правильности и четкости действий этого человека зависит, придет ли груз вовремя, выйдет ли машина на линию, будет ли правильно функционировать оборудование и т.д.

Из-за ошибок может встать все производство или случиться простои техники, что влечет убытки для предприятия.

Поэтому диспетчера можно привлечь к ответственности за следующее:

  1. За неисполнение своих обязанностей (в том числе и ненадлежащее исполнение) расписанных в должностной инструкции.
  2. Если в процессе своей работы он допустил правонарушения (нарушение техники безопасности), ответственность за которые предусмотрена административным, гражданским и уголовным законодательством.
  3. Если диспетчер нанес имущественный ущерб своей организации.

Все санкции регулируются гражданским и трудовым законодательством. А вот если в результате действий диспетчера пострадали люди, то в дело уже вступает уголовное законодательство.

Диспетчер кроме ответственности имеет и права. К правам диспетчера относят:

участие в обсуждении вопросов, которые непосредственно касаются его обязанностей. Он участвует в совещаниях, где рассматриваются вопросы улучшения работы предприятия. Может предлагать свои идеи по этому направлению;

— диспетчер вправе потребовать и получить всю необходимую информацию и документы, которые будут ему необходимы по работе;

— давать указания и инструктировать водителей перед рейсом, распределять среди водителей задания по перевозке грузов;

— проверять качество выполнения розданных ранее указаний.

В ходе исполнения функциональных обязанностей транспортный диспетчер должен руководствоваться следующими нормативно-правовыми актами:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ

Письмо ФНС РФ от 29.03.2006 N ГИ-6-17-337 «О нормах расхода топлива (вместе с Письмом Минтранса РФ от 21.03.2006 N 4050-208)»

Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте»

Постановление Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»

Постановление Минтруда РФ от 12.05.2003 N 28 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте»

Приказ Минфина РФ от 16.01.1998 N 2н «О размере страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта»

Приказ Минавтотранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 «О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах»

Приказ Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 N 200 «Об утверждении Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте»

Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»

Приказ Минтранса РФ от 22.06.1998 N 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.07.1998 N 1563)

Приказ Минтранса РФ, Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11(ред. от 11.05.2000) «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.04.1994 N 548)

Типовая инструкция N 1 по охране труда водителя на перевозке людей грузовым автотранспортом (утв. Минтрансом РФ 11.03.1993)

Типовая инструкция N 19 по охране труда при буксировке, сцепке и расцепке автомобилей или автомобиля и прицепа ТОИ Р-200-19-95 (от 27.02.1996 N 16)

Типовая инструкция N 20 по охране труда при передвижении по территории и производственным помещениям АТП. ТОИ Р-200-20-95 (от 27.02.1996 N 16)

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»

Приказ Минтранса РФ от 08.08.1995 N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом»

Приказ Минтрнаса РФ от 08.01.1997 №2 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами»

Должностная инструкция диспетчера автомобильного транспорта

I. Общие положения:

  1. Назначается, перемещается и освобождается от занимаемой должности приказом руководителя предприятия по представлению главного инженера.
  2. Должностной оклад диспетчера устанавливается согласно штатного расписания.
  3. Диспетчер непосредственно подчиняется механику гаража.
  4. Диспетчер должен соблюдать личную осторожность и осмотрительность при передвижении по всей территории речного порта, в здании административного корпуса и других производственных и служебных помещениях.
  5. В своей работе руководствуется:

Правилами по охране труда и технике безопасности в речных портах;

Нормативно-правовыми актами, а также инструкциями и методическими рекомендациями, регламентирующими деятельность диспетчера автомобильного транспорта;

Приказами и распоряжениями руководителя ОАО «____»;

Уставом предприятия;

Настоящей должностной инструкцией.

II. Задачи и обязанности:

  1. Получает и регистрирует бланки путевых листов. Заполняет, выдает и принимает путевые листы.
  2. Оформляет путевые листы на каждый рабочий день. В случае транспортного обслуживания в междугороднем сообщении, возможна выдача путевого листа на несколько суток, что должно подтверждаться приказом по предприятию.
  3. Проверяет правильность их оформления, наличие всех реквизитов.
  4. Осуществляет регистрацию путевой документации. Ведёт диспетчерский журнал, куда вносит данные из основных реквизитов путевых листов.
  5. Контролирует правильность записей показаний спидометра, получения и остатков горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  6. Выявляет в путевых листах записи о допущенных водителями нарушениях правил дорожного движения и докладывает о них руководству.
  7. Сопоставляет полученные данные о работе транспортных средств со сменно-суточными заданиями, выявляет отклонения и причины их возникновения.
  8. Каждый день сдаёт путевые листы, за предыдущий день, в бухгалтерию.
  9. Ежемесячно, до 10 числа месяца следующего за отчётным, подаёт в бухгалтерию ведомость с ежедневными данными по расходу топлива и учёту пробега по каждому автомобилю.
  1. Заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения любых работ или во время пребывания их на территории предприятия.
  2. Выполняет требования нормативно – правовых актов по охране труда.
  3. Проходит в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры.

III. Должен знать

  1. Правила трудового распорядка предприятия.
  2. Положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы, касающиеся деятельности диспетчера автомобильного транспорта.
  3. Порядок оформления и обработки путевых листов.
  4. Правила дорожного движения.
  5. Основы трудового законодательства.
  6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.

IV. Права:

Диспетчер автомобильного транспорта имеет право:

  1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.
  2. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по улучшению организации и совершенствованию методов выполняемой им работы.
  3. Требовать от водителей прохождения ежесменных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
  4. Докладывать руководителю подразделения о выявленных признаках наявности алкогольного или наркотического опьянения, или ухудшения состояния здоровья водителей.

V. Ответственность:

Диспетчер автомобильного транспорта несет личную ответственность за:

  1. Несоответствие принятых им решений действующему законодательству Украины.
  2. Ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.
  3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством
  4. Дачу недостоверной информации о состоянии выполняемой работы.
  5. Нарушения требований законов и других правовых актов по охране труда.

VI. Взаимоотношения:

По всем вопросам связанных с исполнением своих должностных обязанностей обращается к своему непосредственному руководителю.

VII. Квалификационные требования:

Диспетчер автомобильного транспорта должен иметь среднее образование, без предъявления требований к стажу работы.

Руководитель структурного подразделения _____________ __ __________ г.

(подпись, ФИО)

СОГЛАСОВАНО:

Главный инженер _____________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Юрисконсульт _____________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Инженер по охране труда ____________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

С инструкцией ознакомлен:___________________________ __ __________ г.

(подпись, Ф.И.О.)

Я хочу вас познакомить с работой диспетчера в транспортной организации, рассказать о всех тонкостях данной должности, о сложностях, с которыми можно столкнуться в процессе, а также о степени ответственности.

Сама я познакомилась с транспортной сферой год назад, и пришла я в мир «больших» машин и грузов абсолютно без навыков и знаний в этой области. Но засучив рукава стала вникать, и уже через месяц могла самостоятельно решать возникающие в ходе работы проблемы. В моем представлении работа диспетчера заключалась в выдаче, а потом и в обработке путевых листов, но на деле это лишь тысячная часть моих обязанностей.

В транспортной компании диспетчер помимо выдачи путевок, работает с заявками: собирает их по организациям, ведет каждую поездку, решая любые возникающие вопросы в пути транспорта, а после обрабатывает путевки, составляет отчетную документацию и при необходимости доказывает каждый километр перед фирмой заказчиком.

Сложность заключается в сжатых сроках каждого действия: как правило у меня самое напряженное время это утро, потому что за короткий временной промежуток (обычно менее часа) нужно распределить весь транспорт по заявкам. Но обо всем по порядку.

Диспетчер транспортной компании. Рабочий день

Не смотря на то, что официально мой рабочий день начинается в 8 утра, я должна выпустить весь транспортный ряд на линию до 8 (а это более 30 единиц техники), поэтому работать я начинаю с 7.30.

В моем подчинении помимо автотранспорта, есть и спецтехника, которая работает ежедневно в пределах нашей базы. Для них я обычно готовлю путевые листы заранее, чтобы утром не терять драгоценное время. А вот на весь автотранспорт путевки выписываются только утром. Так как у нас большое количество компаний, с которыми мы работаем постоянно, и, примерно, такое же количество разовых перевозок. Поэтому с утра из всех заявок нужно выбрать приоритетные, рассмотреть варианты доставки попутного груза и выстроить водителю маршрут.

Теперь рассмотрим подробнее как выявляются приоритеты и выстраиваются двойные, а то и тройные рейсы. Если с фирмой мы работаем весь год (это максимальный срок действия договора, по истечению которого заключается новый договор, но эта работа вышестоящего начальства), то заявки поступают напрямую диспетчеру от фирмы заказчика. Эти заявки могут быть с различными пунктами доставки, или грузами, поэтому с ответственным лицом заказчика, я обговариваю первоочередность той или иной заявки.

Перед намеченным днем доставки или поездки нужно созвониться с пунктом назначения, предупредить о том, что такого-то числа к ним прибудет транспорт, и если на том конце провода дают добро, то планируется рейс. В случае, когда фирма пользуется нашими услугами впервые, то заявка ко мне поступает от коммерческого отдела, а вместе с заявкой приходят и четкие сроки выполнения, и маршруты. Если в день нужно выполнить несколько заявок, то для одного водителя рассматриваются варианты, где пункты доставки находятся в одном направлении и не очень далеко друг от друга, а груза подходят под определенный транспорт.

После того, как водитель получил свое задание, нужно вести всю поездку, для этого можно использовать программу «Глонасс», к которой подключен весь автотранспорт, а также делать контрольные звонки водителю. Если у водителя случаются какие-то проблемы, то он в первую очередь звонит мне, а я уже дальше должна довести информацию до начальства, либо решить вопрос самостоятельно, если это в моей компетенции.

Какие же проблемы могут возникнуть в поездке?

Во-первых, остановка машины инспекторами ДПС. Тут нужно чтобы бумаги были в порядке: права, страховка, карточка тахогрофа, имелись разрешения на перевозку разногабаритных грузов, а также, при необходимости, оплаченные маршрутные листы для платных дорог. Все вышеперечисленные документы готовит главный механик, но я обязана следить за тем, чтобы у них не прошли сроки, так как вся ответственность за просрочку ляжет на мои плечи.

Во — вторых, трудности могут возникнуть с пропуском на месторождение, эти документы готовлю я, отправляя данные на машину и водителя в фирму заказчика.

И, в-третьих, заказчик может задержать загрузку-выгрузку, поэтому нужно торопить его, напоминая, о том, что за простой транспорта придется платить.

Резюме

В целом работа бумажно-телефонная, но очень интересная, для себя можно почерпнуть много новой информации, я, например, стала разбираться в грузовых машинах и прицепах, могу запросто различить прицепы и распределить их под определенный груз. Но и ответственности не мало и перед заказчиками, и перед водителями. Если неправильно обработать путевку, то можно наделать ошибок в отчетности по автотранспортным услугам, а это уже убытки для организации. Поэтому работу нужно выполнять без спешки, подходя к своим обязанностям со всей серьезностью и ответственностью.

Из моих личных достижений могу похвастаться следующим — за год я доросла до старшего диспетчера, а это не только бонус к зарплате, но и уважение среди коллег и руководства.