Что такое светская этика? рабочая программа фгос. О модуле «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» консультация по орксэ (3 класс) на тему Сведение о советской этике для детей

Сообщение для родителей учащихся 3 классов.

О выборе модуля «Светская этика» комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Задачи:

  1. Дать информацию о различии понятий «этика» и «этикет».
  2. Ознакомить родителей с целями и задачами модуля «Светская этика».
  3. Кратко познакомить с учебником «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Некоторые путают понятия этика и этикет, воспринимая эти слова как близкие по значению.

Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» - из латыни.

Заглянем в словарь: «этикет» означает форму, манеру поведения , правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.

Этикет расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях.

Этика же – это философская наука , объектом изучения, которой, является мораль, а центральной проблемой – добро и зло.

Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, о нравственных идеалах и ценностях, светских традициях, на понимание их значений в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики» составляют:

  • Рабочие программы Книга для учителя
  • Книга для родителей Учебник «Основы светской этики»

Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Помогает решить задачу нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей.

Учащимся предстоит выяснить, что такое добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, сострадание и милосердие, мужество, терпение, правда, истина, ложь и многое другое.

Светская этика дает знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

На слайдах вы можете видеть содержание учебного модуля «Светская этика»:

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. (1 час)

  • Урок 1. Россия - наша Родина.

Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)

  • Что такое светская этика?
  • Мораль и культура.
  • Особенности морали.
  • Добро и зло.
  • Добродетели и пороки.
  • Свобода и моральный выбор человека.
  • Свобода и ответственность.
  • Моральный долг.
  • Справедливость.
  • Альтруизм и эгоизм.
  • Дружба.
  • Что значит быть моральным?

Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).

  • Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
  • Нравственный поступок.
  • Золотое правило нравственности.
  • Стыд, вина и извинение.
  • Честь и достоинство.
  • Совесть.
  • Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
  • Джентльмен и леди.
  • Этикет.

Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России. (5 часов)

  • Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • Урок 31. Подготовка творческих проектов.
  • Урок 32. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т. д.
  • Урок 33. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка - защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
  • Урок 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.)

Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России , а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений – в данном модуле достигается не в полном объеме.

Но есть и множество положительных результатов освоения модуля «Основы светской этики»

  • Так у детей проявляются таких качества как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям. Дети учатся анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях.
  • Осуществляют информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысливают тексты различных стилей и жанров, учатся слушать собеседника, вести диалог.
  • В ходе занятий закладываются основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Модуль «Основы светской этики» тесно связан с другими школьными предметами.

Так на занятиях и дома, дети пишут сочинения, работают с пословицами, сказками, притчами, былями разных народов, выполняют презентации, делают рисунки, узнают историю своей семьи.

Ответы детей на вопрос «Чему вы учитесь на уроках?» и « Нужен ли данный предмет?» вы можете увидеть на слайде.

«Учусь добру; учусь быть культурным;

Учусь дружить; учусь уважать других;

Учусь честности, справедливости; помогать людям;

быть внимательным и милосердным;

Уважать родителей и старших;

Стараться не совершать плохих поступков, понимать других, не быть эгоистом»

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона. Нас всех объединяет любовь- к своей семье, к близким людям, к своей малой и большой Родине, к нашей России.

  • Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание того, как важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
  • Всячески поддерживайте это в ребенке.

Выбор за Вами, уважаемые родители.


Данные об авторе

Понизова Мария Владимировна

Место работы, должность:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "СОШ с. Аркадьевка"

педагог-организатор

Амурская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса:

Цель урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки

Предмет: ОРКиСЭ 4 класс

Тема урока: Что такое светская этика.

Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

· Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.

· Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Этапы урока

1. Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Изучение нового материала

5. Физкультминутка-игра

6. Первичное осмысление и закрепление материала.

7. Домашнее задание

8. Подведение итогов.

Ход урока

1. Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

2. Актуализация знаний по теме «Россия - наша Родина». Проверка домашнего задания.

Вопросы к учащимся :

О чём беседовали с родными и друзьями?

Что нового узнали для себя?

Что их особенно заинтересовало?

Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

4. Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах?

А как одним словом всё это можно назвать? /этика/

Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?

Этика - это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле.(Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )

Это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Аристотель (IV век до н.э.) - греческий философ, учёный-энциклопедист. История жизни Аристотеля удивительна. Он стал основателем многих отраслей знаний: физики, биологии, психологии, политологии; он создал свою школу, был наставником Александра Македонского. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Физика», «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «История животных». Жил он в Древней Греции, где все науки назывались философией. (Дается определение философии). Аристотель считал, что этика это часть философии.

Работа с иллюстрациями учебника /слайд/

На слайде представлена фреска Рафаэля. «Афинская школа», которая имеет и другое название «философские беседы». На ней художник изобразил великих мыслителей, живших в другое время и в другой стране. Некоторым он придал черты своих современников. Например, в центре фрески мы видим фигуру Платона, который имеет черты великого художника Леонардо да Винчи. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?

Ответ на слайде (стадион, школа, театр - это светские сооружения; все остальные - церковные), светские профессии - учитель, строитель, врач. Т.е.светский (на виду, на свету, публичный, общественный …)? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика - это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок - пожнёшь привычку;

Посей привычку - пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер - пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям - добро или зло? - является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Слово «мораль» возникло в Древнем Риме и означает «привычки», «обычаи», «правила поведения». Слайд №

Всё это можно назвать словом НРАВ, от которого в русском языке произошло слово НРАВСТВЕННОСТЬ. Поэтому слова «мораль» и «нравственность» являются синонимами.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда - безнравственно?

5. Физкультминутка-игра.

Теперь попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо - невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо - руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо - руки вверх)

· Поздороваться при встрече …(вежливо)

· Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

· Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

· Перебивать старших…(невежливо)

· Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

· Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

6. Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

«А что ты мне за это дашь?» - спрашивает тот.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:

В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

Какое поведение вы не одобряете?

7. Итог урока. Домашнее задание.

С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?

Рабочая тетрадь задание №3

8. Рефлексия.

Договори предложение:

Мне на уроке было …

Я познакомился с новыми терминами и понятиями ….

Я узнал, что …

Теперь я знаю, что «светская» - это значит …

Вот уже третье десятилетие Россия пребывает в глубочайшем кризисе, не только экономическом, но и духовном. Высокий уровень преступности, распространение алкоголизма и наркомании, разрушение семей, социальная пассивность населения, низкая продолжительность жизни... Духовный кризис коснулся и подрастающего поколения. Среди детей широко распространяются сексуальная и поведенческая распущенность, наркомания, пивной алкоголизм, нравственная деградация, подростковая преступность и самоубийства.

Вполне естественными в таких условиях являются попытки противостоять этим негативным явлениям путём возрождения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей. Одной из этих попыток и было введение в школах многих регионов России курса .

Это удалось сделать в рамках т.н. «регионального» компонента образования. С каждым годом масштабы преподавания ОПК в России росли. К преподаванию в школах ОПК подключались всё новые регионы, увеличивался охват школьников по классам. В школах Белгородской области, например, курс ОПК стал обязательным во всех школах с 1 по 11 классы. Результаты преподавания ОПК уже начали сказываться, но изощрённые попытки ликвидировать этот курс не прекратились. Довольно любопытной в свете этого видится идея ликвидации самого регионального компонента образования, предпринятая, видимо, ради упразднения ОПК.

Название модуля сразу же приводит в недоумение: что это такое за «светская этика»? Со времён Аристотеля, придумавшего термин «этика» (от греческого «этос» - нрав, обычай), про «светскую этику» ничего не было сказано, ничего не было написано. Термин «светская этика» не употреблялся философами. В современных философских книгах можно найти кое-что по «медицинской этике», «профессиональной этике» и «социальной этике», можно прочитать про «этику ценностей» и «этику поступка», можно обнаружить обширные исследования по «христианской этике» и «иудейской этике»... А вот словосочетание «светская этика» почему-то отсутствует в философских и этических словарях. Видимо, оно придумано авторами модуля так же, как придумывались иными авторами в своё время «развитой социализм», «еврокоммунизм» и «перестройка». Ну и какой же смысл вложили авторы модуля в свой термин «светская этика»?

Берём учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» (М.:Просвещение, 2010 г.). В нём можно найти следующее утверждение: «Различают этику религиозную и светскую. Слово «светская» означает «мирская», «гражданская» (стр.7, урок 2). Очевидно, что по мысли авторов модуля «светская этика» есть «этика нерелигиозная». Но утверждение, что слово «светская» является синонимом слова «гражданская», совершенно неверно. Это может характеризовать уровень владения авторами пособия русским языком как недостаточно высокий. Авторы учебника, кстати, анонимны. Указан только автор 1-го и 30-го уроков, некий Данилюк А.Я. Впрочем, это обстоятельство второстепенно. Главное, что видна идея создания курса некой «нерелигиозной» этики, противопоставленной этике религиозной.

И вот здесь возникает следующий вопрос: а какой «нерелигиозной» этики? Дело в том, что в последние сто лет как минимум три нерелигиозные идеи, три нерелигиозные концепции действуют с разным успехом в мире:

Во-первых, знакомая жителям бывшего СССР социалистическо-коммунистическая идея. Её основные принципы:

Жизнь определяется на основе единого, строго рационально разработанного плана, которому все должны подчиняться;

В самом конкретном виде это экономический план страны на несколько лет, а в самом общем - план развития всего человечества; такой глобальный план (построения коммунизма во всём мире, например) является единственно допустимой и обязательной идеологией общества, а экономические планы монопольно определяют его экономику.

Во-вторых, либерально-демократическая идея. В нашем представлении она более связана с Америкой, с Западом. Основные её положения:

Крайний индивидуализм, каждый юридически свободен делать свой выбор, но не имеет оснований рассчитывать на поддержку других;

Полная свобода и даже культ конкуренции, рынок как основной регулятор экономики;

Всеобщее и равное избирательное право; политическая власть как бы делится на миллионы формально одинаковых кусочков, каждый полноправный гражданин получает свой кусочек - голос на выборах; потом они объединяются вокруг партий, воздействующих на общество через СМИ.

В-третьих, национальная идея. Оставим её пока без комментариев.

Эти три нерелигиозные концепции взаимодействуют между собою, иногда причудливо соединяются (например, германский национал-социализм), чаще - враждуют. Но можно утверждать, что у каждой из этих трёх концепций должна быть своя система этики. Что хорошо для американизированного либерала, оказывается плохо для советизированного коммуниста. А у нациста система жизненных ценностей наверняка отличается от вышеназванных господина и товарища. Таким образом, можно предположить существование как минимум трёх нерелигиозных систем этики. Вопрос: они все три изучаются в модуле «Основы светской этики», или только одна, избранная? Зная законодательство Российской Федерации, можно предположить, что нацистская этика изучаться в нашей школе точно не может. Значит, одна «светская этика» сразу отпадает. Остаются ещё две: коммунистическо-социалистическая «светская этика» и «либерально-демократическая «светская этика».

Отметим сразу один факт: в вышеназванных нерелигиозных концепциях этика никогда не занимала такое важное место, как в религиозных учениях. И в социалистической идее, и в либеральной на более значимых местах находятся экономика и политика. Этические ценности в этих концепциях не постоянны. Они могут меняться на противоположные в зависимости от политической или экономической ситуации. Например, Маркс утверждал общность жен, а коммунисты 60-х годов строго наказывали товарищей по партии за аморальное поведение. Если в 30-х годах вместе с «врагом народа» по ошибке расстреливали десяток совсем уж невинных людей, то говорили: «Лес рубят - щепки летят!» А в годы «застоя» стали говорить о «величайшей ценности человеческой жизни». В 20-е годы рушили храмы и убивали священников, а сегодня сам Зюганов может приехать в Сергиев Посад. Изменчивость «светской этики» социализма-коммунизма откровенно декларировал Ленин в «Задачах Союза молодёжи»: «...В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений Бога... Всякую такую нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем. Мы говорим, что это обман, что это надувательство и забивание умов рабочих и крестьян в интересах помещиков и капиталистов. Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата». В этих словах вся суть изменчивости социалистической «светской этики», которая может кардинально меняться из-за смены формы классовой борьбы на современном этапе. Либеральная «светская этика» тоже не постоянна. Вероятно, даже более непостоянна, чем коммунистическо-социалистическая. Это неудивительно. В любой религиозной этике главным авторитетом является Бог. Заповеди Божии установлены навечно. Выбор для человека невелик: или живёшь по заповедям Бога, или грешишь. В социалистической «светской этике» высший авторитет - партия. Курс партии может время от времени меняться. В либеральной «светской этике» высшим авторитетом является сам человек. А люди - разные. Но сейчас не будем об этом более рассуждать. Попробуем определить: какой же нерелигиозной концепции будут учить российских школьников на «Основах светской этики»?

Анонимные авторы на 2-й странице так определяют предназначение своего пособия в смысле образовательных целей и задач: «Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше».

Многообещающе. Но, вот мы и посмотрим, чему конкретно учит школьников «Светская этика» в этих ключевых вопросах. Итак, по порядку. Как «Светская этика» определяет понятие «добро»? А вот как:

«Добро - это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними» (стр.12. урок 5).

Непонятный, ни к чему не обязывающий набор слов. Впрочем, на следующей странице можно найти что-то более содержательное:

«Итак, добро - это:

Поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствуют утверждению гуманности (человеколюбия, взаимопонимания и взаимоуважения);

Поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим его людям» (стр.13. урок 5).

Туманно как-то. Неконкретно, неопределённо. Хотя ключевые установки видны: преодолевать разобщённость между людьми, утверждать гуманизм, развиваться самому и помогать развиваться другим. Неплохо, но как-то ограничено. Чего-то не хватает. Посмотрим, как учебник по «Светской этике» определяет «зло»:

«Зло - это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить. Зло может существовать в разных поступках людей. Приведём наиболее распространённые примеры проявления зла: сознательное унижение других людей, которое чаще всего проявляется в неуважении и нетерпимости к ним; обман, из-за которого те, кого обманули, совершают неправильные поступки; насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» (стр.13, урок 5).

После туманного определения «добра» следует туманное определение «зла», как противоположности туманного добра. Когда же дело доходит до конкретных примеров зла, перечень их снова оказывается очень скудным. Подозрительным видится то обстоятельство, что анонимные авторы пособия по «Светской этике» учат, что злом является не обман сам по себе, а только такой обман, после которого обманутые люди совершают «неправильные поступки». В подобной «светской этике» и взрослому трудно разобраться. Например, обманули какие-либо мошенники наивного человека, допустим, на 100 000 рублей. А он на мошенников в суд подал. Подать в суд - это «правильный поступок» или «неправильный»? Зло совершили мошенники, или не зло? Вывод из всего этого можно сделать довольно интересный: обманывать можно, но лучше обманывать так, чтобы обманутый человек об этом не догадался. А если догадается - чтобы не совершил «неправильного поступка». А если обманутый совершит «правильный поступок», то обман злом не считается.

Другой пример зла - «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым». Насилие, причиняющее вред здоровью человека, анонимные авторы за зло, очевидно, не считают. А насилие, угрожающее жизни человека? Между прочим, «насилие, которое подавляет свободу человека, лишая его способности к самостоятельности, или делает его недобрым» - это же тюремное заключение, довольно распространённая современная форма наказания преступников! Вывод: правоохранительные органы, суды, прокуратура, система исполнения наказаний - вот это для анонимных авторов пособия по «светской этике» априори является злом, а вовсе не насилие преступников, угрожающее здоровью человека!

Любопытно, что все наши рассуждения для анонимных авторов пособия по «светской этике» будут абсолютно безразличны. У них свои жизненные установки, и наших доводов они просто не услышат. Они хотят и российских школьников научить следующему:

«Светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло» (стр.7 урок 2).

Очевидно, что анонимные авторы в этом убеждены. Налицо проповедь крайнего индивидуализма, важнейший атрибут либерально-демократической идеи. Таким образом, мы убедились, что модуль «Светская этика» работает на формирование у школьников нравственных установок гипертрофированного индивидуализма, на воспитание будущих последователей нерелигиозной либеральной концепции. Не социалистическо-коммунистической, не национальной, а именно либеральной. Дальнейший анализ содержания учебника только подтверждает этот вывод.

«Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность... образцом для подражания могут быть родителя, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетёры, рыцари)» (стр.17. урок 6).

Анонимные авторы предлагают конкретный перечень личностей, как образцов для подражания. Но можно ли априори считать артиста или спортсмена нравственной личностью, стремление быть похожим на которую является добродетелью? Например, быть похожей на Ксению Собчак или иных актёров из «Дома-2»? В рамках либеральной «светской этики» это оказывается возможным, так как человек САМ определяет, что такое добро. В рамках «светской этики» подражание Ксении Собчак вполне может быть добродетелью. А что в таком случае учебник называет пороком?

«Действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям, называется пороками» (стр.17, урок 6).

Если учесть, что «светская этика предполагает, что человек САМ может определять, что такое добро, а что такое зло», то и понятие порока оказывается очень индивидуальным. Человек САМ определяет, что является или не является пороком. Блуд перестаёт быть пороком, если не видеть в нём зла. Порнография перестаёт быть пороком. Гомосексуализм в либеральной концепции пороком также может не являться, если всё делается по «любви», по согласию. Даже педофилия не будет пороком в подобном случае, если ребёнок «полюбит» взрослого дядю. Перечень можно продолжить... Но, посмотрим, чему ещё учат анонимные авторы школьников:

«Стыд - это тяжёлое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после обсуждения его поведения окружающими людьми» (стр.44, урок 21).

Что можно сказать? По мысли учебника, если окружающие люди не будут обсуждать твоё поведение, то и стыд не появится. А так как стыд связан с некомфортным состоянием, то лучше бы эти люди не обсуждали плохие поступки, а ещё лучше, чтобы вовсе не знали о них. И можно жить спокойно и весело, без стыда.

В чём особенности «светской» морали?

«Моральные нормы (правила) нигде не записаны... Моральные нормы не имеют документального оформления, т.е. нет единого свода (списка) моральных норм» (стр.10-11, урок 4).

Удивляться этой установке анонимных авторов уже не приходится. Ведь «человек САМ определяет, что такое добро, а что такое зло». Такова либеральная «светская этика»: моральные нормы устанавливаю для себя сам. Кстати, в коммунистическо-социалистической «светской этике» моральные нормы получили документальное оформление, например, в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Тем более моральные нормы были документально оформлены в религиозных системах этики. Но эти очевидные факты анонимные авторы игнорируют: коммунисты со своим кодексом оказались за бортом «светской этики».

«Альтруист хочет, чтобы всем было хорошо... Альтруизму противостоит эгоизм... Другое дело - разумный эгоизм. Разумный эгоизм - способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу» (стр.30-31, урок 13).

Для либеральной идеи с её установкой на крайний индивидуализм воспитание эгоиста разумного, конечно, естественно и органично. Можно «поздравить» российскую школу, которой предстоит выполнение столь важной задачи: вырастить из ребёнка разумного эгоиста! Впрочем, либеральная «светская этика» и саму российскую школу сделает не совсем российской. Анонимные авторы, например, в качестве нравственных идеалов для подражания предлагают ученикам типажи явно нероссийские: «джентельмен» (стр.52-53, урок 25), «леди» (стр.53, урок 25). Анонимные авторы учат стесняться своей национальности: «Не принято спрашивать у человека, какой он национальности» (стр.57, урок 27).

Некоторые перлы «Основ светской этики», конечно, относительно безобидны и даже забавны:

«Щедрость - это середина между расточительностью и скупостью» (стр.20, урок 8);

«Мужество - середина между трусостью и безрассудной, бездумной отвагой» (стр.20, урок 8).

Дети впоследствии смогут использовать эти идеи где-нибудь на школьном КВН, но воспитанию из них реально щедрых и мужественных людей модуль «Основы светской этики» никак не поможет. Видимо, такой цели либеральная концепция с её разумным эгоизмом и индивидуализмом просто не ставит.

Что тут можно сказать в заключение?

Внедрение либерально-демократической концепции привело за последние двадцать лет Россию к тому трагическому состоянию, которое всем хорошо известно. Именно насаждение стереотипа, что каждый индивидуум самостоятельно определяет для себя содержание понятий «добро» и «зло», «порок» и «добродетель», сам устанавливает для себя моральные нормы без учёта общественных интересов и традиционных нравственных ценностей, привело к духовному и экономическому кризису нашу страну. Разгул преступности, коррупция чиновников, обесценивание человеческой жизни, катастрофический уровень алкоголизма и наркомании, миллионы абортов ежегодно, распад семей...

Сделаны попытки противостоять этому кризису, угрожающему самому существованию страны, путём возрождения традиционных духовно-нравственных ценностей. Конкретно это выразилось, например, в попытке преподавания в школах «Основ Православной культуры», «Основ ислама», «Основ иудаизма», «Основ буддизма»... Но бес не дремлет. В рамках комплексного учебного курса ОРК и СЭ в виде модуля «Основы светской этики» внедрили обучение всё той же либерально-демократической концепции. Пожар предлагается заливать керосином. Quo vadis, scholae?

Даже невозможно сосчитать разнообразие ситуаций, которые случаются в жизни. И не всегда понятно, как поступить правильно, чтобы и себя не ущемить, и других не обидеть. В этом вопросе помогут разобраться уроки светской этики, которые учат детей принимать решения согласно представлениям о добре и зле.

Светская этика в школе

Итак, что такое светская этика? Это предмет, изучающий нормы поведения в обществе. Его базовыми основами являются представления о добре и зле. То есть светская этика учит, как правильно поступать в той или иной ситуации, не нарушая при этом правил хорошего поведения, знакомит с нормами морали, о которых должен знать каждый человек, рассматривает такие понятия как патриотизм, вежливость, лояльность и приемлемость.

Не так давно учебный предмет «Основы светской этики» Министерством образования и науки Российской Федерации был включен в школьную программу. Предназначен для изучения в последней четверти 4-го и первой четверти 5-го классов. Изначально программу «Основы светской этики» ввели в 19 регионах России в качестве эксперимента. Это произошло в апреле 2010 года.

Курс светской этики

Курс этого предмета состоит из четырех блоков, причем первый и последний обязательны для всех учеников, из блоков 2 и 3 некоторые уроки можно объединять в один.

Что представляет собой светская этика для 4 класса? Первый блок посвящен нравственным идеалам в жизни человека и общества. Состоит из одного урока о патриотизме - «Россия - наша Родина».

Блок №2 включает информацию об основах религиозных культур и светской этики. Состоит из 16 уроков:

  1. Мораль и культура. Значение этики в жизни человека.
  2. Семья - исток нравственных отношений.
  3. Семейные ценности и ценности родства.
  4. Семейные праздники - форма исторической памяти.
  5. Нравственность в культурах народов мира.
  6. Русский богатырь - образец нравственности.
  7. Кодекс чести дворянина.
  8. Леди и джентльмен.
  9. Государство и мораль гражданина.
  10. Примеры нравственности в культуре Отечества.
  11. Моральный кодекс защитника Отечества.
  12. Интеллигентность.
  13. Трудовая нравственность. Традиции предпринимательства.
  14. Нравственность в наше время.
  15. Творческие задания для учеников.
  16. Подведение итогов.

Именно таким образом выглядит программа «Светская этика» в 4 классе. Вторая половина курса начинается уже в 5-м, основная часть уроков рассматривает проблемы многонациональных меньшинств и патриотизма. Также здесь уделяется внимание понятиям добра и зла, ценностям, религии, морали и этикету.

Вторая половина курса

Третий блок также посвящен основам религиозных культур и светской этики. Состоит из 12 уроков:

  1. Понятие добра и зла.
  2. Что такое долг и совесть?
  3. Достоинство и честь в современном мире.
  4. Что такое счастье и в чем заключается смысл жизни?
  5. Высшие нравственные ценности.
  6. Идеалы
  7. Моральные принципы.
  8. Как создается моральный кодекс в школе.
  9. Этикет и моральные нормы.
  10. Диалог: «Школьная форма - за и против». Этикет соответствующих нарядов.
  11. Является ли образование нравственной нормой?
  12. Методы нравственного самосовершенствования.

Заключительный этап курса

Четвертый блок изучает духовные традиции многонациональных народов России.

Здесь рассматриваются темы патриотизма, ученики готовят творческие проекты на темы:

  • «Что такое православие и как я его понимаю?».
  • «Как я понимаю ислам/буддизм/иудаизм?» (на выбор).
  • «Что такое светская этика?».
  • «В чем состоит значение религии для человека и общества?».
  • «Памятники духовной культуры в моем городе/селе».
  • «Мое отношение к миру/людям/России» (на выбор).
  • «Герои России».
  • «Какой вклад сделала моя семья в процветание государства».

Заканчивается курс презентацией творческих проектов по темам, что были изучены ранее или тем, которые предложил учитель.

Проблема

В последнем блоке наиболее ярко рассматривается соотношение религиозной культуры и светской этики. В свое время этот вопрос получил широкую огласку. Приспешники религиозных концепций, в частности служители церкви, были против светской этики, так как она рассматривала религию как феномен социума и не обращала внимание на ее священную, духовную составляющую.

В свою очередь, родители учеников верят, что светская этика поможет подрастающему поколению поступать нравственно. Стоит отметить, что там и там изучают вопросы нравственности, и если человек далек от Бога, он должен иметь хотя бы базовые представления о том, как правильно взаимодействовать с окружающим миром. Вопрос о том, нужна светская этика в школе или нет, будет подниматься неоднократно. В частности, это вызвано нежеланием поступаться своими принципами или простым незнанием того, на чем построены основы этического учения и что такое светская этика вообще.

С 90-х до сегодня

Впервые о культуре светской этики заговорили в 90-е годы. Тогда этот предмет обучал нормам морали и нравственности исключительно в контексте общественного поведения. То есть, на уроках невозможно было услышать слова «православный» или "религиозный".

Сегодня, как показано в программе курса, вопрос религиозности рассматривается на уроках может не так глубоко и широко, как того хотелось, но его не обходят стороной. Хотя некоторые родители уверены, что совершенно неправильно отбирать у детей драгоценные часы математики и русского языка ради «неизвестной мути».

Хотя если рассмотреть этот вопрос с точки зрения педагогики и психологии, то изучать этику также необходимо, как и математику. Это помогает ребенку полноценно развиваться, правильно вести себя в обществе и с малых лет понимать - что можно, а что нельзя.

Этика

Курс светской этики начинается с понятия, что такое этика в целом. Это наука, рассматривающая поступки и отношения между людьми, основываясь на добре и зле. Этика передает из поколения в поколение устоявшиеся представления о том, что такое хорошо и плохо. Зная это, можно оценить, поступил человек правильно или нет. Основал эту науку древнегреческий философ Аристотель, считая этику частью философского учения.

Как философская дисциплина этика имеет несколько особенностей, что представлены тремя основными константами:

  1. В качестве объекта исследования выступает мораль.
  2. Этику описывают и теоретически осмысливают в социокультурном контексте.
  3. Этика - это основная парадигма философствования.

Вместе со всем перечисленным этику могут рассматривать как теорию добродетелей, основная цель которой - обосновать модель достойной жизни человека, где основой выступают базовые идеалы человечности. В современных научных традициях этика является областью знания, а мораль - ее предметом, хотя это разделение еще не укоренилось в обыденном применении.

И все же логично задаться вопросом, почему «светская»? И что такое светская этика? Ее основы берут свое начало из экспериментов и логических аргументов. Здесь хорошим считается то, что есть рациональным и обдуманным. Светская этика - это объективные законы природы, которые действуют в обществе. Но ко всему прочему «светский» означает «нерелигиозный» (собственно, вот почему люди, приближенные к церкви, отрицают ее существование). Хотя «светский» не значит «атеист» или «нерелигиозное образование».

Вопрос нравственности

Светская этика обучает нравственности, а это одна из производных религии. Светская этика тесно связана с религией, но не дополняет ее, а, скорее, оттеняет. Как гениально выразился Федор Достоевский: «если Бога нет, то все дозволено». Естественно, в нашем обществе истинно верующих людей, которые соблюдают религиозную мораль, очень мало. Для остальных Бога нет - соответственно, можно делать все, что угодно. А если человеку разрешить делать все, что он захочет, то в мире наступит настоящая анархия. Именно поэтому и создана светская этика, чтобы обосновать человеческую вседозволенность и выразить ее в приемлемых, цивилизованных свойствах.

Для морали не всегда нужна религия. Можно ходить в церковь и совершать поступки, не принятые ни в одном в обществе. Можно не знать о существовании разных религий, но поступать как настоящий человек. Именно для того, чтобы человек понимал, как действовать правильно, какой этот мир и каким он может быть, существует светская этика.

Первый этап очень важного педагогического начинания по преподаванию в 4-5 классах школ некоторых регионов Российской Федерации комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» близится к завершению.

По официальным данным многие родители выбрали для своих детей-школьников «Основы православной культуры». Но получается так, что большая часть родителей выбрали «Основы светской этики». Но был ли этот выбор, а если был, то был ли он осознанным?

В самом начале апробации комплексного курса, состоящего из шести модулей-предметов, было чётко сформулировано условие: сторонники того, или иного модуля не должны критиковать содержание другого модуля. Однако идеологи так называемой «светской этики» сами же нарушают этот принцип, систематически противопоставляя верующую часть населения атеистам. Они доказывают, что «духовно-нравственная культура не равняется и не является синонимом религиозной культуры» (член-корр. РАО Н.Ф.Виноградова. «Учительская газета» № 44, 1.11.2011 г.), подчеркивают, что религиозное мировоззрение противоречит науке и «может обладать деструк­тивным потенциалом» («Книга для учителя», изд. «Просвещение», 2010. С. 3, 8). А сторонников «Основ православной культуры» при этом постоянно призывают к толерантности. Приход православного священника в школу называют прямым нарушением Конституции («Книга для родителей», изд. «Просвещение», 2010. С.5), как будто мы живём по Конституции РСФСР 1918 г. (23 и 65 статьи этой Конституции, как известно, поражали в правах «монахов и духовных служителей церквей и религиозных культов»). Между тем даже со времен «сталинской» Конституции 1936 года священнослужителей нельзя считать деклассированным элементом, а уж тем более теперь их нельзя считать людьми «второго сорта», которым запрещен вход в светские школы.

Поскольку, к сожалению, продолжается идеологическая война атеистов-секуляристов со сторонниками духовно-нравственного воспитания своих детей на основе традиционного для России культурно-исторического и духовно-нравственного наследия, то необходимо сказать правдивое слово о так называемой «светской этике», предлагаемой, а иногда прямо навязываемой родителям при выборе модуля-предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В январе 2010 года на XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предупредил родителей, что «светская этика» - это предмет по сути своей атеистический: «Многие, не вполне осознавая значение термина «светская этика», склонны полагать, что речь идет о светском этикете, о правилах приличия. Наши сограждане должны знать, что светская этика - это нерелигиозная, то есть атеистическая мораль».

Святейший Патриарх также сказал: «Сегодня всё ещё приходится слышать критику со стороны сторонников агрессивного секуляризма по поводу преподавания «Основ православной культуры». Зачастую делаются необоснованные утверждения о нарушении Конституции, декларирующей светскость Российского государства, что якобы должно исключать всякую возможность преподавания основ религиозной культуры в общеобразовательной школе. При этом односторонне перетолковывается само понятие светскости, в результате чего оно фактически отождествляется с атеизмом. Вместе с тем практически отсутствует критика в адрес преподавания светской этики - по сути нерелигиозной этики».

На XIX Международных Рождественских Образовательных Чтениях (24 января 2011 г.), Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Не следует ставить знак равенства между светскостью и нерелигиозностью. Смешение этих понятий ошибочно и опасно, ибо влечет за собой игнорирование прав и свобод многих миллионов сограждан, относящих себя к той или иной религиозной традиции. Российская Федерация, как и другие страны Русского мира, является светским государством, но это ни в коей мере не означает возможности ограничения прав и свобод верующих. Верующие люди - такие же граждане своей страны, как и неверующие, и приходят в школу как равноправные участники образовательного процесса».

Поэтому при выборе модуля-предмета по ОРКСЭ или смене модуля родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» - это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно - и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию.

Главной задачей учебного предмета «Основы православной культуры» является духовно-нравственное воспитание школьников, основанное на родной православной культуре, к которой принадлежит ребенок и его родители; воспитание российских школьников в любви к своей Родине, к Отечественной истории, к сокровищам тысячелетней православной культуры России. Недаром же действующее законодательство гласит, что Православие имеет особую роль в истории России, в становлении её духовности и культуры (Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.).

Что же является основой «Основ светской этики»?

Термин «этика» используется в русской философии лишь со второй половины XIX века, а термин «светская этика» вообще не имеет традиции в русской философской мысли. В европейской традиции теория морали, начиная с Аристотеля, всегда именовалась этикой (философией морали), но никогда - светской этикой. В школах Германии, например, имеется предмет «Этика», однако нет предмета «Светская этика». Потому он и не противопоставляется основам религиозной культуры и религиозному воспитанию.

Нелепое внедрение так называемой «светской этики» в одном ряду с основами религиозных культур - это не что иное, как попытка идеологов атеизма представить свою секулярную «светскость» как неорелигию. Тогда атеисты получают возможность продолжать воспитывать школьников в безбожии. При этом они всё время подчеркивают, что «Основы православной культуры» должны иметь только информативно-культурологический характер и не ставить задачи религиозного воспитания.

На самом деле «светская этика» не может и не должна быть альтернативой основам религиозной культуры, поскольку любая культура, и религиозная прежде всего, не исчерпывается этическим содержанием. Дети должны иметь возможность изучать основы православной культуры, а не основы православной этики (или основы иных религиозных этик). Если безбожники ратовали бы за некую отвлеченную «светскость» (без атеистического содержания), то им тогда следовало бы предложить модуль «Основы светской культуры». Однако они назвали свой модуль «Основы светской этики», так как хотят сохранить монополию на атеистическое воспитание школьников. И в этом им усердно помогают солидарные с ними средства массовой информации.

Никакой «светской этики» как целостного и дисциплинарно внятного учебного предмета не существует. Если Русская Православная Церковь в «Основах социальной концепции» (2000 г.) смогла чётко сформулировать этические нормы (веками оправданные!), то в современном секулярном обществе нет никаких четких конвенциональных норм и ценностей. Нет их не столько в силу собственной исторической ситуации России, сколько в силу общих нравственных и социальных проблем мирового сообщества.

Так называемая «светская этика» при её изучении превращается в «универсальную этику», «глобальную этику» или «индивидуальную этику» (см. «Книгу для учителя» по ОРКСЭ), то есть полностью теряет смысл сама этика, как учение, отличающееся от вседозволенности. Постепенно «светская этика» превращается в этику одного человека. Согласно учению Ницше, человек сам «может стать источником своих собственных ценностей и проверять эти ценности своим "собственным огнем"». Так и в учебном пособии для учащихся «Основы светской этики» содержится учение, вполне согласное с Ницше: «Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что такое зло». (Изд. «Просвещение», 2010. С.7)

Поскольку само представление о добре в «истории светской этики» эволюционирует, то и призыв к нему становится не только безосновательным, но и бессмысленным. Возникает вопрос - что же на самом деле существует: «Основы светской этики» или «этика отсутствующих основ»? ...

В «Рабочей тетради для учителя» содержатся такие вопросы (для учащихся), что их задавать-то детям нельзя, если учитель не желает сам подтолкнуть школьника на путь оправдания зла.

Существует ещё одна сторона проблемы.

Мало того, что многим родителям без достаточного разъяснения была рекомендована «светская этика», и не раскрыты цель и задачи «Основ православной культуры». В модуль-предмет «Основы православной культуры» (как и в модули по другим религиозным культурам) усиленно внедрялась так называемая толерантность.

Что такое толерантность?

Если открыть словарь медицинских терминов, то в нем найдем следующее определение: Толерантность (tolerance) - снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое-либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. Например, толерантность к лекарственному веществу (drug tolerance) может развиться в результате длительного приема какого-либо лекарства. Для достижения эффекта больному приходится постоянно увеличивать дозу принимаемого препарата. Некоторые лекарственные вещества, вызывающие у человека то­лерантность, также могут приводить и к развитию зависимости от них (Большой толковый медицинский словарь. 2001).

Следовательно, толерантность - это уступчивость живого организма к инфекции, потеря способности защищаться. Внедрение этого слова в современную культуру и жизнь - это насмешка над теми, кто его употребляет, не догадываясь о его сути. Следуя исходному значению термина, современный человек должен терпимо относиться к любой социальной заразе.

Не всякий выбор - очевидно нравственный выбор. Поступок человека определяется по направлению - положительному или отрицательному. А если критерия нравственности нет, если объявляется, что человек - сам себе критерий, то мы, безусловно, придём (если не пришли) к индивидуально понимаемой нравственности, то есть к нравственному плюрализму.

Академик Д.С. Лихачев составил такую заповедь: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое».

Воспитание, основанное на религиозной традиции и культуре, даёт вполне определённый ответ на вопрос: «Как надо жить?». - Надо стремиться к свету, к добру.

Светская этика, утверждая самодостаточность человека, прежде всякого вопрошания отвечает: «Живи как хочешь!» И это звучит очень привлекательно. Однако плоды такой «светcкости» и такого «просвещения» очень горькие: это показывает и социальная статистика, и в целом окружающая нас действительность, и всё возрастающие проблемы воспитания детей и молодёжи.

Непонимание очевидностей - один из признаков нашего времени. «Общечеловеческие ценности» и «мультиконфессионализм» - это миражи. Чем ближе человек старается приблизиться к ним, тем сомнительнее их очертания. А мирное жительство представителей разных национальностей и вероисповеданий обуславливается не так называемой «светской этикой» и пресловутой «толерантностью», а освоением родной религиозной традиции и культуры. Знающий и любящий свою родную историю и культуру человек будет уважать и доброжелательно относиться к другим людям, независимо от их национальности или верования. Непомнящий родства своего рискует превратиться в человека крайних взглядов.

Всякий раз, когда речь заходит о модуле «Основы светской этики», невольно возникает вопрос: «От имени кого преподается этот новый для Российской Школы предмет и чьё учение он предлагает?» Ответа нет. Автор (или авторы) учебного пособия «Основы светской этики» почему-то скрыл своё имя (или свои имена) ...Кто или что скрывается за этой анонимностью? Скрывается воинствующий секуляризм, который, продолжая борьбу с религией, верующих людей призывает к толерантности.

На XVIII Международных Рождественских Образовательных Чтениях Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Поскольку русская религиозная традиция является неотторжимой частью как национального культурного наследия, так и Отечественной истории, курс Основ православной культуры призван донести до юного гражданина нашей страны понимание того, насколько тесно переплетены и нераздельны понятия «Россия» и «Православие».

«Это принципиально важный шаг на пути долгожданного воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения. Тем самым закладывается краеугольный камень в систему преемственной передачи подрастающим поколениям ключевых представлений о нашей национальной идентичности», - говорил Святейший Патриарх.

Целостным, духовно-нравственным, социально-ориентированным мировоззрением школьник будет обладать в том случае, если получит возможность свободно изучать и осваивать родную религиозную культуру. Так называемая «светская этика» не имеет ни внятной концепции, ни научно-педагогической основы, ни исторического опыта. А горькие плоды плюралистического «просвещения» и воспитания очевидны.

Если в школе нормально изучать предмет «Этика», то в него непременно надо включать прежде всего христианскую этику, как это делается во многих европейских странах. Потому что в основе европейской культуры лежит христианская вера. А так называемая «светская этика» прививает ницшеанский, то есть антихристианский взгляд на человека, на судьбы человечества. Вот что скрывается от родителей, когда им предлагают выбрать модуль «светской этики». А ведь зачастую никакого выбора и нет! Школами оформляется «липовая» документация о якобы проведенных собраниях с родителями, либо эти собрания проводятся, но родителей ставят перед фактом о том, что «в нашей школе будет преподаваться только "светская этика" так как условий/педагога/учебного времени и т.д. для "основ православной культуры" нет».

Но этот «выбор без выбора» является профанацией самой идеи курса ОРКСЭ!

Родители учащихся всех классов должны иметь полноценную информацию о цели и задачах учебного предмета «Основы православной культуры».

Родители учащихся должны иметь реальные представления и о так называемой «светской этике», благодаря которой атеисты хотят сохранить атеистическое содержание всего общего образования.

Родители учащихся должны иметь реальный выбор предмета-модуля комплексного курса ОРКСЭ.

В настоящее время подводятся итоги первого этапа апробации курса ОРКСЭ. И в связи с этим необходимо напомнить, что противникам «Основ православной культуры» пока не удалось вытеснить из комплексного курса ОРКСЭ учебный предмет «Основы православной культуры». Хотя на протяжении двух лет они настаивали на том, чтобы оставить только два модуля: «Основы светской этики» и «Основы мировых религий». Особенно старался Общественный совет при Министерстве образования и науки, состоящий по большей части из противников «Основ православной культуры».

Теперь ими же предпринимается попытка внедрить в каждый из четырех модулей курса ОРКСЭ еще по пять или более общих уроков (по 4 четыре общих урока в программу и учебные пособия они уже внедрили на первом этапе апробации). Получится уже 9 или более общих уроков (треть учебного курса). «Не мытьём, так катаньем» секуляристы хотят нивелировать духовно-нравственное воспитательное значение «Основ православной культуры». Всё это не что иное как новая попытка из «Основ православной культуры» (буддийской, исламской, иудейской) фактически сформировать учебный курс «Основы мировых религий».

Поэтому в настоящее время, когда готовится расширение преподавания основ религиозной культуры в школе (в новых субъектах РФ, в разных классах, не только в 4-м и 5-м), важно знать и понимать - какие огромные усилия предпринимаются пропагандистами так называемой «светской этики» и апологетами светского (в их понимании внерелигиозного) преподавания основ религиозной культуры чтобы:

1) не позволить большему числу родителей и учащихся свободно выбирать «Основы православной культуры»;

2) сам предмет-модуль «Основы православной культуры» так разбавить мультиконфессиональностью, чтобы совершенно выхолостить из него традиционное православное духовно-нравственное воспитание.

В связи с этим всем православным родителям нужно хорошо знать свои права: они имеют полное право на образование и воспитание своих детей в соответствии с собственными православными убеждениями .

Протокол №1 от 1 ноября 1998 года к Конвенции Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» (ст. 2 «Право на образование») гласит: «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечить такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям».

Президентская инициатива по введению основ религиозной культуры в школе достигнет цели только в том случае, если не будут продолжаться попытки под прикрытием борьбы за светский характер образования навязывать учащимся материалистическое мировоззрение. Говоря об имеющихся трудностях апробации «Основ православной культуры», Святейший Патриарх Кирилл сказал:

«Очевидно, в данном случае мы имеем дело с попытками идеологизировать школьное образование, под прикрытием борьбы за светский характер школы навязать учащимся материалистическое мировоззрение. Следует прямо сказать, что значение президентской инициативы состоит как раз в том, что она удовлетворяет все присутствующие в обществе запросы, предполагая уважение к свободе выбора каждого человека».