Баба костяная нога. Сказка «Баба-яга — костяная нога. Яга — богиня общеиндоевропейская

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку - тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку - мне рубашку сшить. Та ее и научает:

Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать - ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать - ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать - ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть - ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

Здравствуй, тетушка!

Здравствуй, родимая!

Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку - мне рубашку сшить.

Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, - и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

Вот тебе гребешок и полотенце, - говорит кот, - возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок - сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать - она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться - она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать - она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

Тку, тетка, тку, милая! - отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

Я тебе сколько служу, - говорит кот, - ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась - не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

Где же моя дочка?

Она пошла к тетушке, - говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

Где ты была? - спрашивает отец.

Ах, батюшка! - говорит она. - Так и так - меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой - мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

Как же ты ушла, дочка?

Так и так, - рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Слушать сказку Баба-яга – Костяная нога онлайн:

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

– Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку – тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

– Здравствуй, тетушка!

– Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

– Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку – мне рубашку сшить. Та ее и научает:

– Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать – ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать – ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать – ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть – ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

– Здравствуй, тетушка!

– Здравствуй, родимая!

– Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку – мне рубашку сшить.

– Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

– Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

– Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, – и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

– Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

– Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

– Вот тебе гребешок и полотенце, – говорит кот, – возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце – сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок – сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать – она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться – она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать – она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

– Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

– Тку, тетка, тку, милая! – отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

– Я тебе сколько служу, – говорит кот, – ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

– Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

– Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

– Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

– Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась – не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

– Где же моя дочка?

– Она пошла к тетушке, – говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

– Где ты была? – спрашивает отец.

– Ах, батюшка! – говорит она. – Так и так – меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой – мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

– Как же ты ушла, дочка?

– Так и так, – рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Жили себе дед да баба; дед овдовел и женился на другой жене, а от первой жены осталась у него девочка. Злая мачеха ее не полюбила, била ее и думала, как бы вовсе извести.

Раз отец уехал куда-то, мачеха и говорит девочке:

— Поди к своей тетке, моей сестре, попроси у нее иголочку и ниточку — тебе рубашку сшить.

А тетка эта была баба-яга костяная нога.

Вот девочка не была глупа, да зашла прежде к своей родной тетке.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая! Зачем пришла?

— Матушка послала к своей сестре попросить иголочку и ниточку — мне рубашку сшить. Та ее и научает:

— Там тебя, племянушка, будет березка в глаза стегать — ты ее ленточкой перевяжи; там тебе ворота будут скрипеть и хлопать — ты подлей им под пяточки маслица; там тебя собаки будут рвать — ты им хлебца брось; там тебе кот будет глаза драть — ты ему ветчины дай. Пошла девочка; вот идет, идет и пришла. Стоит хатка, а в ней сидит баба-яга костяная нога и ткет.

— Здравствуй, тетушка!

— Здравствуй, родимая!

— Меня матушка послала попросить у тебя иголочку и ниточку — мне рубашку сшить.

— Хорошо: садись покуда ткать.

Вот девочка села за кросна, а баба-яга вышла и говорит своей работнице:

— Ступай, истопи баню да вымой племянницу, да смотри, хорошенько; я хочу ею позавтракать.

Девочка сидит ни жива ни мертва, вся перепуганная, и просит она работницу:

— Родимая моя! Ты не столько дрова поджигай, сколько водой заливай, решетом воду носи, — и дала ей платочек.

Баба-яга дожидается; подошла она к окну и спрашивает:

— Тку, тетушка, тку, милая!

Баба-яга и отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

— Нельзя ли как-нибудь уйти отсюдова?

— Вот тебе гребешок и полотенце, — говорит кот, — возьми их и убежи; за тобою будет гнаться баба-яга, ты приклони ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце — сделается широкая-широкая река; если ж баба-яга перейдет через реку и станет догонять тебя, ты опять приклони ухо к земле и, как услышишь, что она близко, брось гребешок — сделается дремучий-дремучий лес, сквозь него она уже не проберется!

Девочка взяла полотенце и гребешок и побежала; собаки хотели ее рвать — она бросила им хлебца, и они ее пропустили; ворота хотели захлопнуться — она подлила им под пяточки маслица, и они ее пропустили;

Березка хотела ей глаза выстегать — она ее ленточкой перевязала, и та ее пропустила. А кот сел за кросна и ткет; не столько наткал, сколько напутал. Баба-яга подошла к окну и спрашивает:

— Ткешь ли, племянушка, ткешь ли, милая?

— Тку, тетка, тку, милая! — отвечает грубо кот. Баба-яга бросилась в хатку, увидела, что девочка ушла, и давай бить кота и ругать, зачем не выцарапал девочке глаза.

— Я тебе сколько служу, — говорит кот, — ты мне косточки не дала, а она мне ветчинки дала.

Баба-яга накинулась на собак, на ворота, на березку и на работницу, давай всех ругать и колотить. Собаки говорят ей:

— Мы тебе сколько служим, ты нам горелой корочки не бросила, а она нам хлебца дала. Ворота говорят:

— Мы тебе сколько служим, ты нам водицы под пяточки не подлила, а она нам маслица подлила. Березка говорит:

— Я тебе сколько служу, ты меня ниточкой не перевязала, а она меня ленточкой перевязала. Работница говорит:

— Я тебе сколько служу, ты мне тряпочки не подарила, а она мне платочек подарила.

Баба-яга костяная нога поскорей села на ступу, толкачом погоняет, помелом след заметает и пустилась в погоню за девочкой. Вот девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга гонится, и уж близко, взяла да и бросила полотенце; сделалась река, такая широкая-широкая! Баба-яга приехала к реке и от злости зубами заскрипела; воротилась домой, взяла своих быков и пригнала к реке; быки выпили всю реку. дочиста.

Баба-яга пустилась опять в погоню. Девочка приклонила ухо к земле и слышит, что баба-яга близко, бросила гребешок; сделался лес, такой дремучий да страшный! Баба-яга стала его грызть, но сколько ни старалась — не могла прогрызть и воротилась назад.

А дед уже приехал домой и спрашивает:

— Где же моя дочка?

— Она пошла к тетушке, — говорит мачеха. Немного погодя и девочка прибежала домой.

— Где ты была? — спрашивает отец.

— Ах, батюшка! — говорит она. — Так и так — меня матушка посылала к тетке попросить иголочку с ниточкой — мне рубашку сшить, а тетка, баба-яга, меня съесть хотела.

— Как же ты ушла, дочка?

— Так и так, — рассказывает девочка.

Дед, как узнал все это, рассердился на жену и расстрелял ее; а сам с дочкою стал жить да поживать да добра наживать, и я там был, мед-пиво пил; по усам текло, в рот не попало.

Баба-Яга - один из наиболее загадочных персонажей русского фольклора. Ее образ фактически не поддается трактовке. Ясно, что каким-то образом она связана с силами тьмы, но почему она живет в избушке на курьих ножках, пытается изжарить маленьких детей, одаривает пришлого молодца и летает в ступе? Трудно понять, что хотели сказать народу авторы волшебных сказок с участием Бабы-Яги. Это непонимание приводит порой к самым невероятным предположениям. Например, что эта древняя старуха соорудила некий двигатель с реактивной тягой, ступу, в которой летает выше леса стоячего. Какие смыслы скрываются в образе Бабы-Яги? Разобраться в этом помогут древние знания, изложенные в текстах Ригведы. Почему Ригведы? П. А. Лавровский полагал, что слово «яга» может происходить от санскритского слова «aha», которое означает «идти, двигаться». Более того, в имени ведьмы угадывается общеевропейский корень «аг» («действовать, приводить в движение»). Корень «аг» звучит в имени арийского бога огня Агни, которому посвящено наибольшее количество гимнов Ригведы. Агни имел некое первостепенное по важности значение в мировоззрении ариев.

Сюжет русской сказки

Персонажи, подобные Бабе-Яге, известны многим народам мира. Подробные сведения о них изложены в книге В.Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Но мы рассмотрим более внимательно, чем замечательна наша русская Баба-Яга. Это - старая слепая безобразная женщина. К ее имени часто прилагается прозвище «Костяная Нога». Иногда ее величают хозяйкой вселенной, иногда - повелительницей зверей и птиц. Она живет в избушке на курьих ножках, в которой нет ни окон, ни дверей. Избушка стоит посреди темного дремучего непроглядного леса. Она окружена частоколом из человеческих костей. На каждом коле - череп с горящими глазницами. Избушка может поворачиваться, т. е. вращаться вокруг собственной оси. В частоколе есть ворота, и от избушки к ним ведет узкая тропинка. Большую часть времени старуха проводит в своем доме, где спит, лежа на полатях. То ли избушка слишком маленькая, то ли старушка такая большая, но она занимает практически все внутреннее пространство, исключая, конечно, то место, где стоит печь. При этом ее нос упирается в потолок, т. е. она не может даже пошевельнуться. Но это не мешает ей иногда вылетать из избы, сидя в ступе, на орле либо на крылатом коне. Когда Баба Яга летит в ступе, она размахивает помелом, а под ступой проносятся буйные ветры. Совместно с бабой Ягой проживают различные животные - змеи, ящерицы, лягушки, сова и кот Баюн. Братья Яги - ветер, месяц и солнце.

К старушке обязательно является добрый молодец. Но она совсем непрочь похитить маленьких детей. Как правило, молодец отправляется в путь в неопределенном направлении с неопределенной целью - куда-то за тридевять земель в тридесятое царство. В этом путешествии ему не миновать избушку. Более того, ему просто необходимо побывать в непрошенных гостях у ее обитательницы. И хотя молодец набредает на жилище Яги случайно, он всегда знает, как себя вести и что говорить. Перво-наперво он дует на избушку и просит, чтобы она повернулась «к лесу задом, а ко мне передом». И избушка ему повинуется. Где перед, там и вход. Появляется дверь, которая открывается на произнесенное слово. Иногда герой кропит дверь водой. Старуха узнает гостя по запаху: «чу, русским духом пахнет», но относится к нему вполне доброжелательно и стремится с ним побеседовать. Но наш герой, видя, что старая женщина подзабыла обряд, напоминает ей: «сначала накорми-напои, баньку истопи, а уж потом и выспрашивай». Яга выполняет все беспрекословно. Сказка заканчивается одним из двух исходов: старуха пытается сжечь молодца в печи, но сгорает в ней сама, или она наделяет его дарами - конем, орлом, ковром-самолетом, гуслями-самогудами, сапогами-скороходами. От нее он получает вдобавок некоторые знания, например научается языку птиц и зверей.

Сюжет сказки короткий, незамысловатый и все-таки непонятный. Тем не менее, все образы даны не случайно, фактически в каждом скрыты смыслы. Их можно раскрыть, если понять, как воспринимали мир арии.

Темный лес и избушка на курьих ножках

Темный лес - олицетворение тьмы вообще. Эта тьма занимает некое ограниченное пространство - бор. Слово «бор» происходит из цепочки слов «пар-пор-пур», где «пар» - расширение пространства, «пор» - его ограничение («пора»), а «пур» - его сужение в линию («пурга», «путь»). Вот почему сочетание «бур» встречается в словах «буря» и «буран» - они отражают свойства линейного перемещения, т. е. свойства ветра. Как известно из русской сказки, ветер - брат Яги, а когда она летит в своей ступе, то поднимает в лесу бурю. Возможно, арии воспринимали свою полуночную страну как ограниченное пространство, заселенное людьми, зверьем и засаженное лесом. Поэтому и страна называлась Бореей.

В этом лесу-бору где-то в неопределенном месте стоит дом-избушка. Где это место, не знает никто. Неопределенность начала в эзотерической литературе характеризуется выражением «ни места, ни объема». В сказке о Бабе-Яге избушка имеет объем, но не имеет определенного места. Добрый молодец выходит на нее случайно («иди туда, не знаю, куда»). В сказке о Мальчике-с-пальчик герой пытается заметить дорогу к этому месту, бросая по пути к нему кусочки хлеба. Но птицы и звери растаскивают хлеб, и направление к дому теряется. Дом не имеет ни окон, ни дверей и похож на каменный ящик-дольмен или на деревянный ящик-домовину, в котором хоронили умерших. Помещение умершего в малое пространство тьмы считалось необходимым условием для его воскресения, т. е. для нового рождения. Действительно, за смертью следует рождение, т. е. рождение непременно является следствием смерти. Зарождение новой жизни происходит во тьме утробы, которое и есть это самое маленькое темное пространство. А смерть - это уход во тьму. Так, во мрак ночного неба уходит луна. Этот период мрака недаром назван новолунием, ведь именно в нем нарождается молодой месяц.

Избушка стоит на курьих ножках. Значит темный ящик - утроба птицы. В русской сказке эта птица - курица, которая не летает и не плавает, т. е. не связана ни с воздухом, ни с водой. Она не может оторваться от земли, курица - земное существо. Согласно более архаичным воззрениям, все новое рождается во тьме вод. Небо воспринималось ариями как водная поверхность, по которой в ладье плывут луна и солнце. Птица сносит яйцо (тоже малое темное потаенное место), в котором спрятан зародыш новой жизни. Мир возникает из яйца водной птицы - гуся, лебедя, утки, цапли и т. д. Однако русская сказка более тесно была связана с представлением о тьме земной. Это означает, что народ, придумавший эту сказку, жил далеко от океана, моря или озера, вокруг был один только дремучий лес («дрема-сон-тьма»).

Избушка стоит в центре круга, окружность которого обозначена частоколом из человеческих костей. Кости, как и деревья в лесу, обладают одним общим свойством - они растут, поэтому в древности кости всегда отождествляли с растениями, деревьями. На кольях нанизаны черепа с горящими глазницами. Арии полагали, что глаза подобны солнцу: они испускают свет, позволяющий видеть окружающие предметы. Способность видеть возникает только с появлением света. В темноте распространяются лишь звуки и запахи. Существование подобного поверья подтверждают материалы раскопок курганов Причерноморья, произведенные украинским археологом Ю. Шиловым. Он обнаружил в раскопах черепа, в глазницы которых были вставлены угли. Избушку от частокола отделяет пространство круга, свет излучает окружность этого круга. От избушки к ободу круга пролегает тоненькая дорожка. Это невидимый луч, который испускает домик, радиус круга, в центре которого стоит избушка. Вдоль этого радиуса круг может расширяться, на что указывают ворота, т. е. брешь в частоколе.

Светящаяся окружность позволяет предположить, что круг, обозначенный в темноте леса, подобен луне, а сам лес - ночному небу. В диске луны незаметна его центральная точка - луна имеет светящуюся поверхность, но ее внутренность темна. Луна испускает холодный свет. Она самопроизвольно делится на два полукруга - полумесяца. Значит, внутри диска проведена незримая вертикальная линия, о наличии которой можно только догадываться. Вертикальная линия делит круг на две половинки - левую и правую. Диск луны можно разделить еще на две равные противоположные части - верх и низ. Таким образом, круг делится пополам также горизонтальной линией. Выделяются четыре направления в плоском пространстве. Вертикальная и горизонтальная линии являются осью зеркальной и поворотной симметрии, вместе они образуют крест. Линии позволяют «увидеть» в круге невидимую центральную точку, они разбивают его на четыре равные части. При этом более наглядно проступает поворотная (радиальная) симметрия. Через центральную точку проходит незримая ось вращения, которая обозначает еще два противоположный направления в пространстве, круг становится колесом, но 6 направлений дают представление о сфере. Вот почему избушка поворачивается вокруг себя на своих куриных ножках. Куриные ножки означают сам факт движения (нога=движение). Но луна также является символом представления о точке (избушка), которая расширяется в круг. Символ расширения здесь - кость (удлиняющийся радиус и окружность), символ движения - нога. Таким образом, в центре круга, в избушке, находится источник движения. Круг имеет предел расширения - окружность. Область круга - тьма, но окружность излучает свет.

Крест позволяет увидеть незримое - центральную точку, источник движения. Проявление невидимого с помощью креста гораздо позднее было введено в ритуальный обиход христианства. Осенение крестом означает изгнание «нечистой силы», когда скрывавшаяся дотоле темная сила становится видимой. Именование «нечистая сила» получили те невидимые компоненты круга, которые присутствуют в нем, скрытые от света (сам свет - порождение тьмы), да и вообще все «обитатели» тьмы. Узнать об их существовании можно не видением, а ведением, т. е. знанием, полученным не от органов чувств, а размышлением. Скрытое от глаз знание и есть то самое тайное знание, которое было доступно лишь посвященным. Обретение тайного знания было возможно путем погружения во тьму. Это погружение во тьму подобно смерти, а неофит - заново рожденному. Старушка, обитавшая в избушке на курьих ножках, знала что-то такое, за чем и отправился удалой добрый молодец в темный лес. Чтобы получить знание, ему необходимо было погрузиться в утробу. Молодец отправился в путь за неким высшим знанием, так как он достиг центра круга. А избушка - утроба, в которой рождается вселенная (расширяющийся круг). Молодцу, по-видимому, надо было получить знание о рождении вселенной.

Мудрая старушка

Баба Яга - старая женщина. Женский пол указывает на то, что Яга потенциально способна произвести новую жизнь. Она обладает темной утробой, в которую закладывается семя, дающее начало жизни. Но детородная потенция не реализуется, этому мешает преклонный возраст. Рождение в данном случае подразумевает получение тайного знания. В более далекие времена обряд посвящения в тайну требовал, чтобы неофит некоторое время провел в утробе рыбы или другого морского животного, например кита («чудо-юдо рыба-кит»), т. е. был связан с водой. Рыбий желудок - аналог избушки и женской утробы, а водная пучина сродни темному бору. Материнская утроба, или шире - женское начало всегда ассоциировалось с тьмой. Само слово «тьма» (знаки «Т», «М», «А») есть «мать» (знаки «М», «А», «Т»). Если избушка, стоящая посреди освещенного круга, символизирует невидимую точку, скрытую в диске луны, то и сама Яга может быть древнейшим символом луны. Действительно, ее брат - месяц, а месяц и луна составляют пару «мужское-женское». Месяц разбрасывает по небу семя-звезды («мес-сем»), а луна их собирает в свое лоно («луна=лоно»). Яга - слепая. Не потому, что при жизни во тьме зрение атрофируется, а потому, что оно вообще появляется только на свету, при освещении предмета. Предмет в темноте не имеет образа. Вот почему Яга - безобразная, т. е. лишенная образа (без образа). Баба Яга - ведьма. Слово «ведьма» - производное от слова «ведунья», т. е. обладающая вeденьем. А вeденье - это способность видеть незримыми очами, то есть познавать не только то, что сокрыто от света, но и то, что вообще недоступно восприятию органами чувств, в том числе слухом, обонянием, осязанием.

Число Бабы Яги - четыре. Ровно на столько равных частей крест делит круг. Он же обозначает в круге ось вращения - перекрестье. Вместе, четыре части и ось вращения, образуют число пять, но старушка не приемлет его. В европейской сказке о пряничном домике, аналогичной по многим смыслам русской сказке о Бабе-Яге, одним из основных является эпизод с мизинцем маленького мальчика, которого ведьма посадила в клетку. Мальчик ест и пьет и время от времени по приказу хозяйки дома дает ей пощупать свой мизинчик, по которому она определяет «готовность» жертвы, предназначенной для сжигания в печи. Мизинчик - пятый палец на руке, он «лишний». В других подобных сюжетах мизинчик вовсе отрубается. Часто на отрубленный палец надето кольцо - это и есть прообраз круга, через центр которого проходит ось вращения. Баба-Яга связана с центром круга, ее избушка вращается-поворачивается, но сама ось вращения, которая становится «мировой осью», к образу Яги не имеет отношения: у нее другие смыслы. Ось вращения - кол, который преобразует плоское пространство в объемное (двумерное в трехмерное). Баба-Яга связана только с понятием о расширении пространства, но не с его преобразованиями.

Большую часть времени Баба-Яга спит, занимая собой все свободное внутреннее пространство избушки. Согласно представлениям ариев, спящий отличается от бодрствующего тем, что он не говорит, а от умершего тем, что дышит и сохраняет тепло. Значит, Яга дышит, ее тело теплое, а когда она пробуждается, то может и поговорить. Дыхание - это колебательное движение, при котором утроба попеременно то наполняется воздухом, то опорожняется. Оно похоже на легкое движение ветра «туда-сюда», или на «вдох-выдох» («ход-дох»). Моделью колебательного движения является маятник, которое можно графически изобразить в виде отрезка. В отрезке колебания происходят возле неподвижной срединной точки. Если отрезок - диаметр, то срединная точка - центр круга. В этом центре и спит Баба-Яга, производя своим дыханием слабое колебательное движение. Когда она пробуждается, то вылетает из избы в ступе-самоходке. Центробежное движение начинается при пробуждении Яги. Ею движет «третья сила», которая представляет собой равнодействующую двух противоположных сил, вызывающих движение маятника. Эта третья сила подобна лучу, исходящему из центра, и обозначается в виде тропинки, идущей от избушки к периферии круга. Подобное представление о троичности, или «третьей силе», нашло отражение в традиционной прическе русских женщин. Голова - это круг, темечко - центральная точка, волосы, расчесанные на прямой пробор, - два противоположных направления (две силы), коса - третья сила. Коса плелась из двух или трех плетей, отражая смыслы двоичности и троичности. На Руси волосы считались сакральными. Яга летит в ступе, размахивая метлой. Метла - символ зимних ветров, заметающих следы. На Руси сохранился обычая вылепленным из снега бабам (снеговикам) давать в «руки» метлу. Метла указывает на происхождение Бабы-Яги - северный зимний лес-бор. Таким образом, пропадают заметки, разбрасываемые на пути к избушке, заметаются следы, ведущие от нее. Так скрывается местонахождение точки, из которой возникает вселенная. При максимальном расширении круга точка, действительно, пропадает вместе со знанием о ней. И все же, в каком бы направлении ни шел добрый молодец, войдя в область круга-бора, он непременно очутится возле избушки.

В избушке вместе с Ягой живут звери определенных видов. Они - атрибуты Бабы-Яги, т. е. отражают присущие ей свойства. Так, сова - птица, которая видит в темноте. А так как видеть во тьме невозможно, то сова - ведунья, или символ тайного знания, мудрости. Символика Кота Баюна многозначна. Во-первых, примечательны глаза кота. Они меняют свою форму - то круг, то вертикальная линия. Вертикальная линия, разделяющая круг луны, невидима. Значит, коту ведомы тайные знаки. Во-вторых, кот разговаривает («баить=говорить»), ему доступна речь, он способен производить модифицированные звуки. В-третьих, мурлыканье кота оказывает гипнотическое действие, навевая сон. В темноте сна человеку являются незримые образы-тени, т. е. опять проявляет себя тайна тьмы.

Удалой добрый молодец

Молодец отправляется неизвестно зачем в тридевятое царство (3х3х3) в тридесятое государство (3х10). Такое количество троек в присказке может указывать на цель путешествия - он хочет познать, что такое есть третья сила. Для обретения тайного знания ему надо погрузиться во тьму. Для этого он и заходит в лес. Блуждая в лесной тьме, он случайно набредает на избушку. Но избушка вместе с ее жительницей не является неожиданностью для молодца: он явно подготовлен для встречи с ними. Тому, что делать и что говорить, научила его маменька. Женское начало всегда ассоциировалось с тьмой и тайным знанием. Причина этого - все та же женская утроба, порождающая новую жизнь. Традиционно женщина на Руси считалась хранительницей знаний, которые она передавала детям. В точном соответствии с данными ему указаниями молодец дует на избушку, инициируя ее движение, и требует от нее повернуться к нему передом. И избушка поворачивается. Чтобы невидимая во тьме дверь приняла образ и открылась, надо произнести ее имя - слово. Когда вещь называется, она проявляется, так как каждой вещи соответствует свое имя - нет имени, нет вещи. Дверь всегда что-то скрывает, у нее такая функция. При именовании двери определяется и ее функция, поэтому дверь открывается. Слово, таким образом, становится ключом («ключевое слово»), раскрывающим то тайное, что было скрыто. Иногда дополнительно дверь окропляется водой. В данном случае такой обычай является рудиментом, так как изначально утробой считалась тьма вод. Но добрый молодец знаком и с преданиями старины.

Молодец входит в избу. Баба Яга довольно радушно встречает непрошенного гостя, она узнает о его присутствии по запаху. Ей не терпится расспросить его о том-о сем. Однако наш герой строго соблюдает обычай. Он напоминает старушке, что его надо сначала накормить, напоить, в баньке помыть, а уж потом вести беседу. Желудок - тоже темная утроба. В него «закладывается» пища, которая сгорает в нем, производя тепло, дыхание и речь. Смерть - это голод, или отсутствие пищи. Звуки речи выходят из утробы по трубе-гортани («гор - горячий») вместе с выдохом. В качестве питья гостю предлагается мед-пиво, или хмельной напиток - медовуха. Хмель позволяет забыть об осторожности и выболтать тайное («что у трезвого на уме, у пьяного на языке»), осветить темные закоулки души. К пьяному на Руси относились сочувственно. Считалось, что человек, лишенный сознания под наркотическим действием спиртного, приобщается к тайному. Омовение тела водой необходимо не только для того, чтобы смыть «русский дух» и стать «невидимым» для ведьмы. Вода приобщает к тайне, давая новое знание - новое рождение, новую жизнь. Считалось, что вода имеет свойство разъединять («мертвая вода») и соединять («живая вода»), т. е. в ней осуществляются переходы «горячее-холодное». Разъединение тела горячей водой - варево, соединение студеной водой - появление формы, например льда. Обряд посвящения, понимаемого как новое рождение, мог сопровождаться разрубанием тела, куски которого потом срастались при окроплении водой.

Когда неофит был полностью подготовлен, ведунья должна была обучить его языку зверей и птиц. Недаром она была их повелительницей. Баба-Яга владела этим языком так же, как она владела звуком вообще. В славянских сказках слов «яга» звучит как «еджи», «ези», что очень напоминает слово «язык». Язык как орган речи способствует производству согласных звуков, т. е. он модифицирует звуковую волну, исходящую из гортани. В результате появляется многообразие звуков. Язык - наиболее подвижная часть речевого аппарата. А Баба-Яга, как мы попытались показать выше, очень тесно связана со всякого рода движением. Поэтому она и получила прозвище «Костяная Нога» - кость растет, а нога ходит. Ведунья одаривает гостя, чем может. Что же это за дары? Конь - самое быстроходное животное. Скорость его бега сравнивалась со скоростью движения мысли. Поэтому дочь арийского бога-творца Тваштара, Саранью, олицетворявшая мысль, изображалась лошадью. Для придания большей скорости коню прилагались крылья. Сапоги-скороходы говорят сами за себя. К сапогам тоже могли быть прикреплены крылья. Греческий бог Гермес, носивший крылатые сандалии, покровительствовал купцам и путешественникам. Ковер-самолет вместе со ступой Яги пополняет список самодвижущихся предметов. Наконец, гусли-самогуды, т. е. музыкальный инструмент, самостоятельно издающий звук. В гуслях звук модифицируется струной. Наличие в числе даров гуслей подтверждает связь Бабы Яги со звуком и речью.

Баба- Яга и Агни

Баба-Яга и бог Агни схожи в том, что оба они связаны с движением. Больше того, они и есть движение как таковое, во всех его видах. Агни - «пуп всего: движущегося и твердостоящего», записано в десятой мандале Ригведы. В нем проявляются противоположности «покой-движение». Покой Агни не абсолютен, он напоминает сон, так как не прекращается колебательное движение «туда-сюда», подобное дыханию. Благодаря дыханию бог становится бессмертным, он не умирает, а переходит от состояния сна к состоянию бодрствования. Так же и Яга. Она спит в своей избушке, а, пробуждаясь, вылетает из нее, сопровождаемая ветром, ее вечным спутником. Движение - это не только перемещение на большие расстояния, но также рост предмета, например растения или тела животного («твердостоящее»), вообще всякое созидание, собирание. Но движение бывает и разрушительным, когда целое разъединяется. Поэтому Агни одновременно и созидатель, и разрушитель, его природа двоична. Другая ипостась Агни - Рудра, которому приписывали разрушительные свойства. Разрушительные силы - зло, созидательные - добро. Зло коварно и неожиданно, оно ассоциируется с силами тьмы, а Яга живет во тьме. Поэтому образ Яги был впоследствии демонизирован, тогда как изначально он имел такую же двойственную природу, что и образ Агни. Двоичная природа Агни означает, что он - «перворожденный закона». Закон - это детерминированность, которая проявляется как чередование противоположностей, например ночь-день, добро-зло, созидание-разрушение и т. д. Две противоположности - два рога, соединенные общим источником движения - головой-точкой, вместе они образуют угол. Рост означает прибавление вещества, а всякое движение можно рассматривать как увеличение числа элементов, например углов. Соединенные в линию углы напоминают волну, а если обозначить начало волны-зигзага, то получим конец хвоста змеи. Змеи, ящерицы и лягушки населяют избушку Яги. Змеи подобны волне и ассоциированы с водой, ящерица имеет ноги и передвигается по земле, лягушка как земноводное животное соединяет воду и сушу. В русском фольклоре Яга уже не связана с водой, она жительница леса, а ее избушка имеет ножки совершенно земной птицы.

Двоичная природа Агни отражена в его эпитетах - он «бык и корова», т. е. двурогое животное. Бык возрос в лоне вод, «от вод пошли его искать и нашли на голове коровы». Но корова - луна, а бык - солнце, сын луны. С Агни связан миф о «золотом зародыше». Он порождается двумя половинками вселенной, небом и землей, которым соответствует скорлупа яйца. Огонь спрятан в яйце и ассоциирован с желтком. Яйцо и вода связаны вместе в символике водоплавающей птицы. Яйцо находится в утробе птицы. Агни спрятан в глубинах тьмы. Избушка Яги напоминает утробу птицы, а печь - спрятанный в утробе огонь. Агни «возник как золотой зародыш, родившись, он стал единственным господином вселенной», «он создал три мира - небо, землю и воздушное пространство». Баба-Яга ведь тоже хозяйка вселенной - расширяющегося круга. В своих действиях, например в сотворении вселенной двоичный Агни проявляется как троичность, он обладает третьей силой. Его ипостась - Трита Аптья, «третий водяной».

Агни рождается «для силы действия». Но прежде, чем зародыш родится, «две половинки вселенной, закутавшись в покрывало, подкреплялись жиром, медовыми яствами». Жир - пища для огня, он горюч. Мед имеет золотистый цвет, цвет солнечного огня. К тому же мед выделывает пчела, ее второй продукт - воск, который при горении выделяет жар, подобно жиру. Мед придает силу. Возможно, таинственный напиток сома представлял собой разновидность гоголя-моголя. Помимо сока растений, он содержал яйцо, мед и молоко. Злая натура Яги проявляется в ее желании кого-нибудь изжарить или съесть, т. е. дать пищу огню, ведь огонь «растет от пищи». Ведьма, обитающая в пряничном домике, откармливает детей и проверяет на ощупь, достаточно ли жирен мизинчик мальчика. Тепло связано с движением непосредственно. При таянии льда его неподвижная глыба превращается в текучую воду. Ветер возникает при соприкосновении двух фронтов - горячего и холодного воздуха. Холодная луна возгорается в жаркое солнце. Вот почему солнце - третий брат Бабы-Яги.

Движение присуще мысли и речи («речь-река-течь»). Жрецы взывают к Агни: «Вдохни в нас счастливую мысль», так как он - «возбудитель мыслей», «языком Агни приносит вдохновение». Языки пламени разнообразны как звуки речи. Недаром языки пламени и языки речи называются одним и тем же словом. Агни живет во мраке, но его существование определяется тем, что он имеет имя: «его высшее имя в тайне, находится в третьем царстве». Похоже, это и есть ответ на вопрос, зачем отправился добрый молодец в тридесятое царство. Его цель - узнать высшее имя бога. Как награду за усердие Яга-Агни одаряет молодца дарами. «Агни раздает сокровища. Создай нам долю, полную добра».

В центральном мифе Ригведы Индра раскалывает гору на две части, небо и землю, высвобождая спрятанный в ней огонь. Образы горы и «золотого зародыша» тождественны. С горой связаны такие дары Бабы-Яги, как конь и орел. Орел летает высоко, достигая неба и вершины горы Меру. Крылатый конь возносится на гору Парнас, а так как лошадь ассоциирована с мыслью, то и конь Пегас - с поэтическим вдохновением. Баба-Яга дарит молодцу огнедышащего коня. Так напрямую показана ее связь с огнем. Дым, восходящий от пламени костра, достигает небес, а Яга на своих летающих предметах стремится подняться выше леса стоячего. А из-за леса восходит пылающий шар солнца.

Е.В. Терешина, Баба-Яга костяная нога // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15431, 26.07.2009


Спас однажды ведун Ярослав лесную лань от злой Бабы Яги, озлилась карга и наслала чары колдовские на дочку Ярослава и самого тоской неодолимой опутала. Кто спасёт от зла Бабы Яги, кто приструнит каргу старую?!Сборник сказок, написанных на основе русского фольклора: "Баба Яга костяная нога", "Настенька и Леший", "Кот Баюн", "Меч – Сто голов с плеч!", "Иван-царевич и Медведь", "Машенька, Волк и Лиса", а также бонус: забавные стихотворения для ребятишек и о них.Книга интересна и детям, и взрослым.

«Баба Яга костяная нога».


У края огромного леса жил в маленькой избушке Ярослав-ведун. Звали его так люди, потому что знал он о травах и кореньях столько, сколько ни один из знаменитых учёных лекарей Лесной страны царя Мирона. Не раз люди обращались за помощью к Ярославу – то царь занедужит, то хворь какая на народ нападёт, и всё им Ярослав помогал, не требуя за труды свои награды. Добрым он был стариком. Немало повидал на своём веку, да вот беда – не было у него ни жены, ни детей, не кому было передать знания свои.

Так и жил он, ожидая скорой кончины в уединении, как однажды ночью застучал кто-то сильно– сильно в крепкую дубовую дверь его домика. На улице гремел гром, сверкала молния, лил сильный дождь.

–Спаси меня, Ярослав! Умоляю! – послышался слабый голосок.

Ярослав отворил дверь, и увидел на пороге раненную лань.

–Спаси меня, Ярослав! Злая Баба Яга погубит меня! – простонала лань и упала без сил.

–Бедная лань! – сокрушённо покачал головой Ярослав.

Внёс он её в дом, накрепко закрыл дверь, и стал смазывать рану целебной мазью.

Но прошло несколько мгновений, как вновь раздался сильный стук.

–Отвори, Ярослав! Не узнаёшь меня? Это я – Баба Яга! – загремел хриплый голос.

Ярослав отложил мазь.

–А, это ты, гадкая колдунья! Чего тебе надобно в такую пору?

–Отдай лань! Она моя добыча! – Баба Яга заглянула в окошко. – Отдай, Ярослав, а не то пожалеешь!

–Не тебе пугать меня, – спокойно отвечал Ярослав.

–Ну, смотри же! – погрозила ему пальцем страшная старуха и пропала тут же.

–Спасибо тебе, Ярослав, что не отдал меня Бабе Яге, – заговорила лань. – Я ведь не просто лань, а фея леса. Ты вылечил мою рану, проси теперь, чего пожелаешь! Хоть серебра, хоть золота – всем могу одарить!

Поклонился ей Ярослав, и отвечает:

–Ни золота мне не надо, ни серебра. А вот нет у меня ни жены, ни детей. Скоро срок моей жизни выйдет, а похоронить меня будет некому. Пошли мне дочку– красавицу, утешь старость мою.

Задумалась лань.

–Что ж, Ярослав, выполнить твою просьбу – выполню, но смотри – береги дочь пуще глаз своих. Три дня и три ночи не выпускай её из дому, а иначе Баба-Яга своё слово злое сдержит.

На том и порешили они, а поутру ушла лань обратно в лес, Ярослав же увидел в своей горнице девицу, да красивую, что глаз отвести нельзя.

–Кто ты, красавица? – спросил девицу Ярослав.

А она ему отвечает:

–Дочка я твоя, батюшка, а зовут меня Катенька.

Обрадовался тут Ярослав, к дочке бросился, стал её обнимать, да в радости и забыл о словах лани: «Три дня и три ночи не выпускай из дому!».

А тем временем в самой чащобе леса Баба Яга варила в огромном котле настой бузины, и места себе не находила, думая, как посильнее досадить Ярославу.

–Эй вы, филины мои, совы серые, все сюда летите, все ко мне спешите! – замахала она руками.

Слетелись к её заросшей мхом избушке совы и филины со всего леса. И было их не счесть.

–Летите к дому Ярослава, и следите за ним, глаз не спускайте, обо всем мне тут же докладывайте! Погублю я его – больно храбрым стал, заносчивым!

Улетели совы и филины, а Баба Яга согнала с неба на землю тучу чёрную, и обмакнула её в котёл с кипящим соком бузины.

–Погублю тебя, Ярослав! Будут люди меня бояться пуще прежнего! – радовалась она.

Прилетел к избушке филин мохнатый.

–Появилась, – говорит. – дочь у Ярослава, краса– девица.

–Вот и чудненько! – запрыгала карга старая. – Дочь его сгублю, а он сам от тоски помрёт. Нету трав таких, чтобы от тоски лечили! Будут люди знать, как я гневаюсь!

И отправила она тучу чёрную с соком бузины к краю леса, туда, где Ярослав жил.

А Ярослав не мог нарадоваться дочке своей и про старость свою забыл, сердцем помолодел. Катенька и воды принесёт, и ягод нарвёт, и лечебные снадобья сделать поможет. А прошёл всего только второй день.

Пошла Катенька из дому за водой, да налетела тут туча чёрная. Потемнело в глазах Ярослава – вспомнил он наказ лани: «Три дня и три ночи не выпускай дочь из дому!». Бросился он на улицу, да поздно – рыжий дождь уже пролился. Нет нигде Катеньки, только стоит у окна берёзка белая, сама стройная, листочки тоньше воздуха. Понял тут Ярослав, что случилось, и упал в горе на землю, зарыдал.

–Что же ты, Ярослав, моих слов не послушался? – подошла к Ярославу лань. – Дочку не сберёг.

–Видно, доля моя такая, – глухо отвечал Ярослав, слёз своих не вытирая.

–Есть средство дочь спасти. Спрятала Баба Яга источник с живой водой. Вот если найти его, да окропить той водой берёзку– Катеньку, стала бы она снова девицей.

–Стар я, не по силам мне, – горестно отвечал Ярослав.

И ушла лань, а он слёг, и уже не вставал…

Разлютовалась Баба Яга – наслала по сто порчей, по тысяче болезней на сёла и города Лесной страны, стали люди болеть. И никто не мог те болезни лечить. Все шли к Ярославу. Посольство за посольством: «Помоги, Ярослав, гибнем от порчей!». Но молчал Ярослав, совсем в тень превратился от охватившей тоски. Смерть свою со дня на день ждал.

И ушли посольства. Спустилась на города и сёла ночь погибели.

Дошил вести страшные и до столицы Мироновой. Созвал царь всех воинов и богатырей, речь завёл скорбную:

–Гибнет земля родная, и нет нигде спасения от порчей, что наслала на нас Баба Яга. Кто из вас отважится поехать на поиски карги старой, чтобы сразить её, окаянную?

Но молчали богатыри и воины – знали все, что не совладать с Бабой Ягой мечом да пикою.

Трижды взывал царь, и трижды отвечали ему молчанием. Загрустил тогда Мирон и уже собрался уходить, как вдруг вышел из толпы вперёд воин Семён.

–Я пойду с Бабой Ягой биться, царь батюшка, и спасу землю нашу от разорения и погибели!

Закричали тут все в радости. А на следующее утро Семён в путь отправился.

Долго ездил он из села в село, людей расспрашивал:

–Как добраться до карги старой, до Яги нечистой?

Но никто не знал… А в одном селе ему посоветовали: езжай к краю леса, там лежит при смерти старец ведун-Ярослав в своей избушке, знает он к Бабе Яге дорогу.

Поехал Семён к краю леса. Видит – стоит завалившаяся на бок избушка с прогнившей крышей и затворёнными ставнями. И растёт перед избушкой берёзка, до того белая и красивая, что сердце тоска опутывает.

Слез Семён с коня, вошел внутрь избушки.

–Что тебе надобно, добрый молодец? – услышал он голос старческий.

Видит – лежит в углу старец седой, пошевелиться не может.

Склонился над ним Семён, поднёс воды напиться.

–Я Семён, ищу Бабу Ягу! Наслала она порчу на сёла и города, хочет народ сгубить. Покажи дорогу к её логову, старец Ярослав.

–Я бы показал, да сил нет моих. Горе уложило меня, тоска замучила. Заколдовала Баба Яга дочку мою Катеньку, превратила её в берёзку белую. Может её спасти лишь живая вода, а вода та у Бабы Яги. Сорви листок с берёзки, и брось его. Он тебя к Бабе Яге приведет. Дальше сам поймёшь, что делать, – сказал это Ярослав и затих. Не было уже больше мочи говорить дальше.

Поклонился ему Семён, вышел из избушки, сорвал листочек с берёзки, бросил его по ветру, и поехал вслед за ним.

Долго ли, коротко, а выехал он на дорогу, ведущую в городок Берестов. И была та дорога завалена вся стволами деревьев, корягами. Конному не проехать. А листочек дальше зовёт. Жаль стало Семёну коня оставлять, решил он дорогу расчистить. Но лишь поднял одно дерево, взвились тут тучи воронов и, громко каркая, полетели в город Берестов.

«Знать беда в Берестове!», – понял Семён.

А в городке Берестове шёл пир горой – Баба Яга, ведьма старая, потчевала гостя своего, родственника дальнего – Упыря Болотного, угощала лягушками да пьянящей водой из луж. Они разорили покинутые людьми дома, и похвалялись теперь своим могуществом друг перед другом.

–А я могу! – кричал Упырь. – Я могу сделать, чтобы с неба не град, а камни падали!

Повёл рукой Упырь, и полетели с неба камни– булыжники.

Худо Семёну стало – больно камни бьют, некуда укрыться. Да видит – вокруг листочка только место чистое. Спрятался он под листочек со своим конём, и почудилось ему, что видит он девицу красоты неописуемой. Влюбился Семён в неё без памяти. Только где она? Уж не дочь ли это старца Ярослава?

«Сил не пожалею, освобожу Катеньку от злых чар карги проклятой!», – решил Семён, вышел из под листочка, и под камнями стал дорогу чистить, чтобы быстрее добраться к городу Берестову.

А тем временем в городе Берестове Баба Яга свою силу показывала Упырю.

–Я могу сделать так, – кричала она, – что с неба ни камни, а дождь огненный на землю обрушится, и всё выгорит!

Повела Баба Яга рукой, и обрушился на землю дождь огненный. Только Семён не стал прятаться, ещё быстрее начал деревья и коряги с дороги отбрасывать, не боясь огня. И расчистил путь…

–Баба Яга! Баба Яга! – услышала старуха глухое карканье. Опустила она руку, и видит – летит ворон один единственный, остальных камни побили, да огонь пожёг.

–Баба Яга, воин Семён к городку Берёзову приближается! Хочет тебя сгубить, а дочку Ярослава Катеньку от злых чар твоих освободить! – закаркал ворон.

–Ах, так, – разозлилась Баба Яга. – Эй, Упырь Болотный, родственник мой дальний, я полечу к Змею Горынычу за подмогой, а ты здесь оставайся, заморочь Семёну голову.

И с этими словами исчезла, словно её и не было.

Подъехал Семён к воротам Берестова, толкнул их, они и свалились с петель. Увидел он картину горькую – дома все разорены, разграблены, по улицам жабы болотные скачут, да мыши серые бегают.

Видит Семён, стоит посреди базарной площади стол пустой дощатый, а за столом человек толстенький, с глазками хитренькими сидит.

–Здравствуй, добрый человек, – поздоровался с ним Семён.

–Здравствуй, здравствуй, –отвечает толстячок, да только пахнет от него болотом, как от жабы негодной.

–Присаживайся, – говорит он Семёну. – Отдохни с дороги, выпей вина крепкого, поешь хлеба с куропаткою жареной.

Повёл толстячок рукой, и всё в раз на столе появилось. Семён удивился, но за стол сел – одолевали его голод и жажда сильная. Взялся он за чашу с вином, а голос тихий, приветливый, шепчет на ухо:

–Не пей вина одурманенного.

Отставил Семён чашу, взял в руки куропатку жареную, а голос вновь ему:

–Не ешь куропатки отравленной.

–Ты прости меня, добрый человек, да ни есть, ни пить мне не хочется, – так сказал Семён, и встал из-за стола.

А толстячок к нему кинулся, стал опять Семёна усаживать.

–Пить не хочешь, есть не хочешь, так возьми тогда в жёны мою дочь единственную, – и показывает девицу черноокую, темноволосую.

Посмотрел на неё Семён, а сердце сжалося – вспомнил он образ Катеньки. И увидел он тут же, что стоит перед ним никакой не толстячок– добрячок, а Упырь Болотный, жаба мерзкая.

–Ах ты, нечисть болотная, дурманом меня опутываешь! – вскричал Семён, выхватил меч из ножен, замахнулся…

–Подожди, Семён, не руби ему голову! – услышал Семён знакомый голос, тот, что предупреждал его об опасности. Оглянулся он и увидел перед собой лань лесную.

–Не руби ему голову. Упырь тебе поможет найти живую воду в тайниках Бабы Яги, – сказала лань.

Поблагодарил Семён лань, связал Упыря, спрятал его в суму походную, что у седла крепится, сел на коня и поехал дальше, куда листочек вёл.

День скакал Семён, ночь скакал, потом ещё день и ещё ночь, и выехал он из леса в местность гористую, где облака были низкие, а сосны огромные. Оставил он здесь коня своего верного, взвалил на плечи суму с Упырём, и полез по горам вслед за листочком. А листочек звал всё вперёд и вперёд.

Добрался Семён до самой высокой вершины, а на вершине была дыра глубокая. Упал листочек в ту дыру и исчез из виду. Прыгнул Семён следом, и очутился вдруг в глухой чаще леса. Увидел он, что листочек лежит на земле, и понял, что добрался до логова карги старой.

А Баба Яга в это время уговаривала Змея Горыныча трёхголового.

–Ну слетай, слетай, Змеюшка! Разомни крылышки. Тебе Семёна сгубить, раз пыхнуть жаром на него!

–А что ты сама его не сгубишь? – спрашивал Змей Горыныч. Он только что пообедал, заглотив двадцать быков и сорок баранов, и хотел спать.

–Чувствую, не хватит моей силы против него, – вздохнула Баба Яга. – Бережёт его кто-то. Он сквозь камни и огонь прошёл, а остался цел– невредим. Ты-то посильнее меня будешь, Змеюшка!

–Нет, – Змей Горыныч покачал всеми своими головами. – Ты мне что обещала подарить на день рождения? Золота сундук. А где этот сундук? Не подарила. Вот и не полечу теперь Семёна губить!

Пришлось Бабе Яге самой идти на Семёна.

А Семён уже дошёл до избушки на курьих ножках, и приговаривает:

–Эй, избушка, избушка! Встань ко мне передом, к лесу задом!

Заскрипела избушка, развернулась. Вошёл Семён в избу – никого, только в котле вода закипает, видно Баба Яга обед варить собирается. Положил он сумку с Упырём на пол, сел на лавку отдохнуть. И стал его сон морить – уж столько он шёл, притомился, не было мочи терпеть. Уснул Семён.

Появилась у избушки карга. Понюхала воздух.

«Ага, русским духом пахнет. Пришёл Семён», – поняла она, и потихоньку прокралась в избу. Увидела, что Семён спит, и решила его сонного погубить. Да вот беда – снадобье отравленное на высокой полке над котлом у неё спрятано. Огляделась Баба Яга, увидела суму Семёна.

«Дай», – думает, – «на суму встану, снадобье достану, и погублю Семёна!».

Подтащила суму к котлу, влезла на неё. А Упырю Болотному невмоготу стало, вот он и заворочался. Не удержалась Баба Яга, упала в котёл с закипающей водой, закричала, что есть силы:

–Ой, спасите! Горячо мне!

Проснулся тут Семён, вскочил, закрыл котёл крышкой.

Баба Яга взмолилась из котла:

–Семён, пожалей меня! Погаси огонь, а то закипит вода – сварюсь я!

–Говори, где воду живую прячешь? – приказал Семён.

–Там она, в долине источников! Погаси же огонь! Я хорошей стану! Доброй! – кричала Баба Яга.

Пожалел её Семён, погасил огонь.

–Не бойся, Семён, я не убегу! Не по силам мне такую тяжелую крышку поднять. А ты спеши за живой водой. Спеши! – заголосила хитрая Баба Яга из котла.

–А где долина источников? – спросил Семён.

–Иди на восток, – ответила карга.

Семён схватил суму с Упырём, выбежал из избушки, и заспешил на восток.

Как только его шаги затихли, Баба Яга легко отодвинула крышку и вылезла из котла.

–Глупый Семён. Не добыть тебе живой воды! В долине источников тысяча ручьёв. Не узнать тебе какой из них с водой живой, – радостно потирая руки, прошептала Баба-Яга.

А всё-таки сильный Семён очень испугал её. Бабе Яге даже золота теперь было не жалко, лишь бы уговорить Змея Горыныча извести Семёна. Откопала она свой сундук с золотом, и полетела в ступе к пещере Змея.

Семён же пришёл в долину источников, а как увидел, сколько здесь ручьёв, тут же закручинился, понял, что Яга его обманула. Да пришли ему в голову слова лани лесной: «Упырь тебе поможет найти живую воду». Только как он поможет? И понял Семён – Упырь чистой воды не терпит, он ведь болотный. А живая вода – она самая чистая.

Вытащил он Упыря из своей сумы, и давай его окунать из ручья в ручей. Упырь всё морщился, да отплёвывался, а как мокнул его Семён в родник, текущий из-под камня, тут и испарился. Вот она – вода живая!

Обрадовался Семён, набрал воды, и уже собирался в обратный путь, как вдруг услышал со всех сторон шум и грохот. Небо почернело, затянулось тучами. Семён посмотрел вдаль, и увидел – из-за гор летит огромный трёхголовый Змей Горыныч. Тогда Семён отпил из родника живой воды, стал от этого сильнее прежнего.

Змей понял, что не победить ему Семёна, покружил, покружил, и улетел ни с чем.

А Семён вернулся к домику Ярослава, полил берёзку живой водой, и предстала перед ним краса– девица Катенька. Полюбили они друг друга, и решили вскоре свадьбу сыграть. Ярослав же выздоровел, а потом весь люд вылечил…

А Баба Яга затаилась до времени, но то уже другая история!



«Настенька и Леший»


Жила в дремучем лесу сварливая карга Баба Яга. Не любила она ни света, ни тепла, ни зелёной травы. Превратила она лес в тайгу непролазную, серую и тёмную – только совы жили теперь здесь да змеи ядовитые. Карга занималась колдовством, иногда насылала порчи на людей, живущих в сёлах за рекой. Так шло время…

Только случилась однажды с Бабой Ягой беда – летала она в ступе над деревьями, нечаянно зацепилась за макушки и упала на землю, сильно расшиблась. Еле-еле доползла она до своей избушки, легла на полати, лежит, стонет:

–Эй, филин мохнатый, лети скорее, плохо мне.

Словно тень появился мохнатый Филин. Глаза его горели в темноте.

–Всё, филин, кончилась моя жизнь злодейская. Умираю, – прохрипела карга.

–Есть средство для твоего спасения, – заухал филин. – Станешь ты снова здоровой и, в добавок, молодой, если добудешь из соседней деревни маленькую девочку, испечёшь её в печи и съешь!

Обрадовалась Баба Яга, приподнялась, да боль её охватила, и упала она обратно обессиленная.

–Не в силах я выкрасть девочку из деревни. Помоги мне, филин мохнатый, а я уж тебя отблагодарю!

–Так и быть! Добуду тебе девочку, – заухал Филин и исчез неслышно.

Долетел он до края тёмного леса, видит, не сможет он дальше лететь – свет впереди, день ясный. И полетел Филин обратно.

«Скажу-ка я Лешему про девочку. Пусть он её выкрадет и отнесёт колдунье», – подумал Филин.

Долетел он до шалаша, в котором Леший жил, и заухал:

–Ух! Уф! Проснись, Леший! Дело к тебе есть.

Проснулся Леший, вышел из шалаша.

–Чего тебе, филин мохнатый?

Леший не любил филина за его коварство, поэтому говорил с ним грубо.

Видит Филин, если правду Лешему рассказать, не пойдёт тот в деревню за девочкой, и обманул он Лешего:

–Сходи, друг Леший, в деревню за реку! Приболела карга Баба-Яга. Некому ей обед сварить, некому избу прибрать. Возьми в деревне девочку и отнеси колдунье. А как карга поправится, отнесёшь девочку обратно домой.

Поверил Леший коварному филину и согласился.

На следующее утро, чуть только поднялось солнце, переплыл Леший реку, прокрался в деревню и спрятался в дровах. Видит – взрослые собрались и пошли на луга траву косить, остались в деревне только дети да старики. Вылез Леший из дров, заглядывает во дворы – девочку ищёт. Осмотрел он пять дворов, а в шестом и заметил – сидит на крылечке девочка, самовар начищает. Приглянулась она Лешему.

«Какая красавица, да умница, наверное. Вон, и работящая. Её возьму!», – подумал Леший. Перелез он через забор, только к девочке, а на него собаки бросились. Но Леший не сробел, враз всех усыпил, схватил девочку и побежал прочь. Девочка кричит, вырывается, но Леший крепко её держит. Переплыл он реку, тут её и выпустил.

–Теперь не убежать тебе, – говорит Леший, а сам улыбается. – Да ты меня не бойся, я добрый.

–А почему лохматый? – спрашивает девочка.

–Потому, что я – Леший. Я леса хозяин! А тебя как зовут?

–Настенька.

–Какое красивое имя. Ну, пойдём, Настенька, – взял Леший Настеньку за руку, только хотел идти, а она как закричит:

–Не пойду с тобой, Леший! Злой ты! Ты меня от матушки с батюшкой унёс! Домой хочу!

–Глупая, – улыбается Леший. – Я же тебя обратно верну. Тут старуха одна у нас заболела, а помочь ей некому. Помоги ей пока, Настенька, а поправится она – тут и домой вернёшься.

Делать нечего, согласилась Настенька. Вот идут они с Лешим по лесу тёмному, Настенька и спрашивает:

–Что за старушка такая?

–Карга, – отвечает Леший. – Но ты её не бойся. Она в молодости была злющая и вредная, а сейчас злости в ней поубавилось. Не тронет она тебя.

Пришли они к избушке Бабы-Яги, а их уже филин встречает:

–Пришли, родимые! Пришли!

Замахал филин крыльями, говорит Лешему:

–Подождите здесь, пока, я карге скажу, что привёл ты девочку! – и влетел через окно в избушку.

Леший стоит, гладит Настеньку по головке светловолосой, а сам слышит из окна голос филина:

–Привёл глупый Леший девочку! Сейчас печь растопим и изжарим её! Ты, карга, съешь девочку, станешь здоровой и молодой. Да и мне помолодеть не мешает.

«Ах, вы, нечестии! Чего удумали!», – подумал Леший. – «Не отдам вам Настеньку!».

Схватил он девочку на руки, и бросился бежать в лес густой, гуще нет которого.

–Куда бежишь ты, Лёший? – спрашивает Настенька, а сама за него крепко ручонками держится.

–Обманула меня карга – погубить тебя, Настенька, хочет! Но ты не бойся, не отдам я тебя карге, отнесу к матушке с батюшкой! А пока в тёмной чащобе схоронимся.

Забрались они в непролазную чащу. Леший построил из веток укрытие, уложил Настеньку на мягкую подстилку отдыхать, а сам пошёл к избушке Бабы-Яги разведать, что там происходит.

А тем временем в лесу стоял переполох – филин мохнатый поднял тревогу, наслал на окрестности сов да змей. Змеи реку заполонили, а совы все уголки обшарили и у шалаша Лешего засаду устроили.

–Не схорониться им от нас! Совы да змеи не позволят Лешему девочку домой отнести! – ухал Филин, сидя у карги в избушке. – Изловим и обоих изжарим!

–Поскорее бы, а то умру, – шептала Баба Яга.

А Леший тихонько прокрался к своему шалашу, где он жил, чтобы прихватить для Настеньки что-нибудь из еды, но видит – совы кругом, зорко смотрят, злобно ухают: «Ух! Уф!». Пришлось Лешему ни с чем уйти.

«Домой Настеньку мне не вернуть – змеи ядовитые в реке, из шалаша еды, питья не взять – совы хищные его караулят» , – загоревал Леший, но делать нечего, пошёл в другой лес, где власть Бабы Яги была не такой сильной, чтобы набрать для Настеньки грибов и ягод.

А Настенька проснулась – нет никого, испугалась, и бросилась бежать, куда глаза глядят. Увидели её совы дозорные, схватили, принесли в избушку Бабы Яги.

–Попалась! – радостно закричала карга. – А ну, совы, открывайте крышку у печи, да суйте туда девчонку в жар– огонь, пусть испечётся, изжарится!

Открыли совы крышку у печи, да оттуда как пахнуло жаром, что им все крылья обожгло. Не могут они двинуться.

–Ну, филин, ты затолкай девчонку в печь! – рассердилась карга.

Но филин был не только злой и коварный, но ещё и хитрый. Видит он, что из печи жар нестерпимый идёт, совам крылья обожгло, он и говорит:

–Не в силах я поднять её! Стар уже стал. Змея прикажи, карга!

Рассердилась Баба Яга пуще прежнего, змей ядовитых зовёт, чтобы Настеньку в печь затолкали. Да не могут змеи к жаркой печи подползти – испекаются. Царица змей, серая гадюка, видит, что гибнут её слуги, а сделать ничего не может – боится Бабе Яге перечить. Уползла она потихоньку из избушки в кусты и как зашипит:

–Ш-ш-ш! Леший! Леший! Леса хозяин! Схватила карга девочку, хочет погубить её – змеям моим приказала её в печи испечь, а они перечить карге не смеют и сами изжариваются! Спеши сюда! Помоги нам! Помоги девочке!

Как услышал Леший зов змеи– гадюки (он ведь леса хозяин, все языки понимает и далеко слышит), побросал ягоды, грибы, бросился бежать изо всех сил к избушке и успел во время – жар в печи ослаб и Настеньку уже совсем близко к огню подтащили.

Выхватил он девочку, и ушёл прочь из избушки. Как ни кричала карга, чтобы в погоню за Лешим слуги её (совы да змеи) кинулись, никто с места не двинулся. У сов крылья обожженные, они летать не могут, змеи поизжарились все, а какие остались, те крепко на Бабу Ягу обиделись и в норы попрятались. Филин мохнатый хотел в погоню пуститься, да побоялся Лешего.

Так карга ни с чем осталась, потеряла свои силы окончательно. Филин же мохнатый в глухую чащобу улетел. А Леший вернул Настеньку домой, к батюшке с матушкой, те и не узнали, что их дочку чуть колдунья злая не погубила.

Конец ознакомительного фрагмента.