Сетка для шелкографии своими руками. DIY шелкография. Что потребуется для перевода изображения на поверхность футболки

Предприимчивые американские умы разработали новую технологию изготовления трафарета для шелкографии. По утверждению разработчиков RhinoTech — новая «метода» — позволяет получить трафарет не нанося при этом на рамку эмульсию, без сушки и экспонирования. Есть ли у RhinoTech перспективы?

Теперь подробнее об альтернативной технологии. Разработчики утверждают, что из оборудования нам понадобится только лазерный принтер и термопресс. Первый этап: на лазерном принтере на обычной бумаге нужно распечатать негатив нужного изображения в ч/б цвете.

Далее берем трансферную бумагу и кладем нашу распечатку изображением лицом на нужную сторону трансферной бумаги. Кладем все это в термопресс и держим в нем 20 секунд при температуре 110 градусов. Под действием температуры и давления изображение с распечатки переходит в трансферную бумагу.

Потом, вы удивитесь, мы берем трансферную бумагу с изображением и кладем лицом на рамку и… Кладем все это в термопресс. Держим при температуре 180 градусов 30 секунд. После того, как рамка остыла, снимаем с нее бумагу – на рамке остается жесткое тонкое изображение.

Трафарет готов:

Технология интересная, однако, непонятно, насколько хорошо на рамках держатся такие изображения – не слезут ли они при нанесении краски? И, опять же, такие рамки, видимо, нельзя использовать повторно, как рамки, изготовленные традиционным методом. Посмотреть, как все работает можно на этом англоязычном видео:

Напоследок вкратце напомню, как выглядит традиционная схема изготовления трафарета. На рамку с хорошо натянутой сеткой наносится специальная фотоэмульсия. Далее кладем фотоформу (отпечатанный на принтере негатив изображения) на рамку (на ту ее сторону, которую мы обработали эмульсией). Далее экспонируем: засвечиваем эмульсию с помощью УФ-лампы. Эмульсия с незасвеченных мест (те, которые были закрыты фотоформой) легко смывается водой, а на засвеченных остается тонкая жесткая пленка полимера.

Ваше мнение, коллеги?


Сейчас я расскажу об эксперименте. Заключался он в печати без использования фотоэмульсии. Сразу сообщаю что эксперимент получился удачным лишь на половину, даже на 1/3.
Итак, вместо фотоэмульсии я использовал самоклеящуюся пленку avery 700. Изображение вырезано на режущем плоттере и выбрано из «центра». Нанесена монтажная пленка, а также было распечатано изображение принтером на обычной офисной бумаге, для совмещения изображений.


Одел футболку на столешницу, на неё расположил изображение, напечатанное на принтере (в том месте где будет печать) и закрепил его с помощью молярного скотча. Далее опустил трафаретную рамку, и наклеил в соответствующем месте пленку с изображением короны. Эту же процедуру проделал на другой рамке, с надписью «король детского садика».



Во время печати, краска продавливалась довольно тяжело, приходилось прилагать большое усилие, чтобы продавить краску через сетку. Тем не менее корона получилась на твердую 5. С надписью всё гораздо хуже. В отдельных участках краска попала под самоклеящуюся пленку, и получились «бугры». Сделал 7 отпечатков, на каждом корона была на отлично, а надпись с буграми, в одних и тех же местах.


В заключении хочу сказать, что возможно пленка просто не до конца приклеилась. Да и выждать надо было пару дней пока клей хорошо схватится, а не печатать сразу. А плёнка довольно плотно сидела на раме, когда я пытался её оторвать. В принципе без фотоэмульсии печатать можно, но не известно сколько оттисков выдержит плёнка.

Трафарет при помощи самоклеящейся пленки.

Я решил использовать немного иной путь, но тут нам без фотоэмульсии не обойтись.
Изображение, вырезанное из самоклеящейся пленки, послужит заменой прозрачной пленке, для засвета (экспонирования).
Как и ранее распечатываем изображение на принтере, оно нам нужно для совмещения (чтобы не скривилось изображение при печати). Далее вырезаем корону и надпись на режущем плоттере, но теперь это нужно сделать в зеркальном отображении. Наносим на раму для шелкографии фотоэмульсию и высушиваем. Я воспользовался строительным феном, чтобы ускорить процесс, но не подносите слишком близко, иначе прожжёте сетку.
Одеваем на столешницу (кстати тут можно почитать ) футболку, сверху ровно кладем изображение на принтере и закрепляем его малярным скотчем. Устанавливаем раму в зажим (лапу).


Убираем подложку с самоклеящейся пленки, и размещаем корону к короне. Далее просто опускаем раму, и изображение приклеивается. Проделываем тоже самое с надписью.



Убираем монтажку, и идём засвечивать изображения. После засвета отдираем самоклейку с рамы и смываем не засвеченную область. Ну вот и всё, трафаретная рамка для шелкографии готова.


Король детского садика как напечатать на футболке

Техника шелкографии пришла в графику в 20 веке из китайской и японской печати на тканях. Развиваться это искусство в советских странах начало с 1930-х годов. Шелкография отличается яркостью и декоративной красочностью колорита, позволяет получать рельефные изображения, качественную художественную трафаретную печать.

Мы решили представить технику шелкографии в условиях hand-made. Кому-нибудь это точно будет интересно. Если что-то будет непонятно, задавайте вопросы.

Итак:

ПОДГОТОВКА

Вам потребуется:

1) Сетка (специальный шелк), размер 40-50 см (цена - ориентировочно 12-15 у.е. за погонный метр). Это - редкая сетка, для среднего качества рисунков. Рисунки высокого разрешения (например, фотографии) получаются только на шелке 80 единиц и выше (цена - ориентировочно 20-25 у.е. за 1 пог. метр)

2) Рамки деревянные, лучший размер - 40х50, 40х60 см, желательно с очень выровненными углами (оттого, плоско ли будет натянута сетка, зависит качество трафарета и рисунка), желательно из твердого дерева, которое не будет крутиться от постоянного смачивания водой

3) Cветочувствительная эмульсия (цена ориентировочно 25-45 у.е.)

Существует множество фирм и марок, производящих продукцию для типографий; я пользуюсь последнее время продукцией английской фирмы "Autotype", эмульсия называется Autotype 6000. Вообще они бывают 4 типов, в зависимости от сетки, краски и материала, на котором печатается рисунок, а также оборудования, на котором все делается. Самая удобная в домашних условиях именно фиолетовая эмульсия, которая засвечивается под лампой 500 Вт от 15 до 20 минут.

Autotype 6000 - как раз такого типа. Эмульсии как правило поставляются отдельно с катализатором химической реакции, который нужно замешать в нее непосрдественно перед началом работы. Тут имеется секрет: активизированная катализатором эмульсия портится со временем (в течение примерно полугода), поэтому лучше всего активизировать ее непосредственно перед большим куском работы.

Эмульсия поставляется в объемах не меньше 1 литра (примерно на 50-70 среднего размера трафаретов), поэтому имеет смысл делить ее на части при работе, и активизировать только 1 часть, потом еще одну и т.д. Существуют и безкатализаторные эмульсии, срок годности которых до 2 лет в домашних условиях, но они, как правило в два раза дороже.

Эмульсию нужно хранить в холодном и темном месте (нижний ящик холодильника как раз подойдет) все время, пока вы ей не пользуетесь. Это продлевает срок ее годности.

4) Лампа 500 Вт, с зеркальными отражателями в корпусе (те, что подсвечивают бигборды как раз подойдут), с вилкой на 220 В, разумеется:)

5) Cтекло размером чуть больше самой большой вашей рамки, желательно высокого качества, без непрозрачных полос, толщина 5-8 мм

6) Красная лампа

7) Рисунок на кальке (или промасленной бумаге), хорошего качества, очень черный - это важно!

ПЕЧАТЬ

1) Краска (цена 10 - 25 у.е.)

Для печати по ткани с помощью трафаретов, сделанных методом шелкографии (или просто сеток) есть множество красок, но они все отличаются по своим свойствам, последующей обработке и цене. Некоторые краски просто невозможно использовать в домашних условиях,потому, что, например, для закрепления рисунка вам потребуется специальная очень дорогая инфракрасная обработка, иначе этот рисунок никак не закрепить. Поэтому рекомендую для начала краски для шелкографии на водной основе, типа Манукян, Аргон (они не требуют никакой обработки после печати, легко смываются и быстро высыхают, почему сетку после работы с такой краской нужно мыть после 5-10 прогонов, причем очень тщательно, иначе трафарет забьется краской и испортится).

Потом можно использовать и пластизолевые краски, дающие очень качественные и прочные отпечатки, допускающие печать больше 100 экземпляров за 1 раз, смывающиеся только растворителями, но требующие последующей тепловой обработки (можно утюгом), температура и продолжительность зависят от каждого конкретного вида краски (цена зависит от производителя и цветности краски, белая и черная как правило самые дешевые у каждого производителя, цветные - подороже). Можно также использовать акриловые краски, они легки в употреблении,правда дают неяркий и не очень прочный отпечаток, и также обрабатываются температурой в течении 5 минут после нанесения на ткань. Такой акрил должен быть в пасте (потому что жидкий, в большинстве своем представленный на нашем рынке, будет растекаться по трафарету, он подходит только для рисования рукой). Его можно было купить в Польше в любом магазине с арт-принадлежностями. Есть ли в Беларуси аналоги неизвестно, в магазинах "Все для художника" ничего подобного нет. Цена в Польше - 8-10 у.е. за 1 кг

2) Ракель - специальная толстая и эластичная резинка, с помощью которой наносится краска (также продается вместе с материалами для типографий). Цена - 10-12 у.е. за 1 пог. метр, вам потребуется около 30 см. Ракель лучше прибить к деревянной ручке, удобнее будет работать, вполне возможно, что они продаются в готовом виде тоже

3) Материал или майка

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ТРАФАРЕТА

Трафарет изготавливается в темной комнате при свете красной лампы. Сетку (шелк) нужно натянуть на рамку, сильно оттягивая от центров к углам. Сетка должна быть натянута очень сильно, так, чтобы нельзя было продавить пальцем. сетку можно закрепить на деревянной рамке степлером или кнопками. В темной комнате (обязательно отсутствие прямого света), при свете красной лампы на рамку с сеткой наносится предварительно активированная эмульсия. Нанести нужно с обоих сторон сетки.

Лучший инструмент для нанесения эмульсии - крышка от кассеткой коробки, которой эмульсию можно просто зачерпывать из банки.

Важно! нужно стараться, чтобы эмульсия была равномерно распределена тонким слоем, покрывала всю рабочую поверхность сита (до внутренних сторон деревянной рамки) без пробелов и дырок с обеих сторон. Лишнюю эмульсию нужно снять, затем эмульсию на сетке нужно просушить с помощью фена с обоих сторон.

Под рамку положить что-нибудь черное (майку или кусок материала), затем уложить ее стороной с сеткой вверх, на нее положить рисунок (на кальке или промасленной бумаге), рисунок прижать стеклом. На расстоянии 45-50 см над сеткой закрепляется 500-ваттная лампа (лучше всего подготовить все заранее). Лампа включается на 16-20 минут - трафарет засвечивается. Эмульсия Autotype 6000 засвечивается за 16-19 минут. Каждую новую эмульсию лучше всего предварительно попробовать засветить, засечь точное время. По истечении времени засвечивания трафарет нужно быстро промыть душем, с сильным напором воды, желательно холодной, можно слегка теплой до полного проявления рисунка на сетке.

Трафарет готов, но печатать им лучше всего на следующий день (эмульсию еще можно нарушить, могут образоваться дырочки и неровности на рисунке), тогда он полностью закрепляется.

ПЕЧАТЬ

Трафарет кладется на материал сеткой вниз. Краску накладывают на трафарет по всей ширине рисунка с запасом (здесь краски не жалейте, лишнюю можно снять потом). Трафарет нужно прижать к рабочему столу как можно сильнее (в идеале печатать лучше вдвоем: один держит рамку, второй возится с краской). Ракелем резким и сильным движеним краска протягивается через весь рисунок так, чтобы равномерно и толстым слоем ее проложить в область рисунка. Когда краска распределена на всю область рисунка, обратной стороной ракеля (она без краски) нужно с нажимом провести назад, чтобы убрать излишки краски. Потом рамка аккуратно поднимается, материал откладывается в сторону для просушки.

Чтобы научиться ровно печатать, потребуется какое-то время, поэтому не нервничайте, если не получится сразу.

Печатать можно сразу большие тиражи (если краска не будет сильно забивать рисунок). Последующая обработка материала с рисунком - в зависимости от типа краски. Вне зависимости от типа краски советую сразу же после окончания печати тщательно промыть рамку с сеткой (если краска останется в сетке, в последующем рисунок может пропечатываться хуже, а если она там затвердеет, то саму рамку можно потом выбросить). Рамку с сеткой можно использовать несколько раз.

Эмульсия смывается специальной смывкой (цена 12-15 у.е. за 1 л.), и если сама сетка осталась в полном порядке (нет разрывов, оставшейся краски и т.д.) на этой сетке вы можете сделать новый трафарет.

Вот вроде и все! Удачи!

текст подготовила Sazska la Contra


Здравствуйте, сейчас я на наглядном примере покажу как натянуть сетку для шелкографии на раму своими руками. Для этого понадобится , я писал в одной из статей как его изготовить в домашних условиях. Вы можете купить готовое оборудование для натяжки трафаретной сетки, но цена сильно кусается. Если у вас такой же станок для натяжки сеток как у меня, то ниже написанное вам может пригодиться. Я расскажу на примере небольших рамок под печать а4.
Подвижную часть станка для натяжки разводим на таком расстоянии, чтобы туда могла войти рамка. Сетку я отрезаю за ранее 50 х 50 см, можно и меньше, но тогда у меня остаётся полоса сетки в 10 см, которая всё равно не нужна.


Кладём сверху сетку и закрепляем угол на планке, обозначенной у меня 1, малярным скотчем (можно обычным), другую сторону слегка натягиваем и тоже закрепляем малярным скотчем. На планке обозначенной цифрой 2, также слегка делая слегка натяжку, закрепляем угол.


На планку 1 кладём сверху соответствующую по размеру планку, совмещая отверстия. Пробиваем сетку гвоздём в двух крайних отверстиях, проталкиваем туда болты, накручиваем гайки и «как следует» затягиваем. Далее делаем тоже самое с остальными отверстиями и со второй планкой.



Переходим к подвижной части, на планке под номером 3 слегка натягивая сетку закрепляем последний угол. Кстати такая «ручная» натяжка сетки, нужна для того чтобы избежать появления «волн», а также для равномерной натяжки сетки трафаретной сетки на раму. Закрепляем планку точно также, как и две предыдущие.


Теперь внимание, чтобы получилось более равномерное натяжение 4ю планку пока не устанавливаем, а сразу начинеам натяжку сетки. Тянем планку под номером 3, вращая поочерёдно гайки ключом на 17. Натяжку делаем больше средней, и только теперь устанавливаем 4ю планку, продолжая натяжку с двух сторон, медленно, поочередно вращая гайки.
Для проверки натяжения сетки желательно использовать специальный прибор тензометр, но у меня его нет, и некогда не было. Я всегда определяю натяжение сетки на глаз, а точней на ощупь. Важно чтобы натяжение на всей поверхности было одинаковое, если нет, то о полноцветной печати можно даже не думать, не будет совмещения цветов.

После того как сетка натянута под станок кладём рамку, я кладу 2 (одну на другую), так как рамка узкая и не достаёт до сетки. Далее я кладу в цент газету, и приклеиваю её малярным скотчем. Это нужно для того чтобы во время приклеивания сетки к раме, случайно не капнуть клеем на сетку.


Далее кладём груз на станок, обеспечивая максимальное и ровное прилегание сетки к раме. Также кладём груз в центр, на сетку, по той же причине.


Теперь нужно подготовить клей, для этого я использую специальный двухкомпонентный клей для сеток. Я разбавляю его небольшими частями, что бы он весь не засох. Для этого использую 2 шприца.


Первым набираю 12 кубиков красной «жижи», вторым 3 кубика отвердителя (разбавителя). Хорошо перемешиваю деревянной ложечкой из комплекта, и кисточкой наношу клей на сетку, приклеивая её к раме. Далее выждав, когда клей слегка подсохнет, 5-10 минут, разбавляю ещё 8 к 2 кубикам и наношу второй слой.


После этого нужно выждать пока сетка не склеиться с рамкой. Тут по времени я подсказать не могу, так как я клеил по 1 сетки в день. То есть ждал почти 24 часа, но думаю 3-4 часа будет более чем достаточно.


Осталось снять скотч с газетой, и срезать сетку. Рамка для трафаретной печати натянута и готова к работе.

Кстати, при натяжке, одна из сеток у меня порвалась, но произошло это не из-за чрезмерного натяжения. Порвалась в углу, но я смог более-менее натянуть её. В этом углу натяжение было слабее чем в остальных, но я всё же решил наклеить эту сетку на раму. Использовать я её буду для так называемых "плашек", типа надписей, и простых одноцветных отпечатков.

Для этого нам понадобится:
Желатин где-то 2 куб.см. Бихромат аммония (NH4)2Cr2O7 в простонародье "хромпик" Ярко оранжевый порошок. Раньше можно было найти в фотосалонах, или школах в хим. кабинете. Еще нужна вода. Желатин в гранулах, берем что покрупнее и потемнее, кладем в стеклянный 200 гр.стакан и наливаем холодной воды, наполовину. Теперь оставим стакан в покое на пару часов. Желатин за это время должен разбухнуть.
А в это время приготовим "соус": "Хромпик" растворим в стакане с водой (50 гр.) до получения насыщенного раствора. Следующий этап: нужно полностью растворить желатин в воде. Для этого мы сделаем водяную баню. В кастрюлю нальем воду, и поместим в нее же стакан с нашим желатином. И начнем подогревать все время помешивая. Желатин растворяется и у нас получается густой кисель. Теперь полученное варево и наш ярко оранжевый "соус" необходимо тщательно перемешать. Только делать это нужно уже в темном помещении при красной лампе (наше зелье чувствительно к свету).
Готовую эмульсию хранить в темноте не более недели. А лучше использовать сразу.
Наносим зелье на рамку, как и обычную эмульсию - ракель кюветой. Только в темноте при красной лампе. Процесс засветки такой же.
Например, время засветки для галогенновой лампы мощностью в 1 Квт будет 3 минуты. Расстояние от лампы до рамки 45 см.
Вымывается матрица слабо теплой водой.
После печати, чтобы смыть ненужную матрицу и отчистить сито для следующей применяют раствор каустической соды.

"навороченный" рецепт,
эмульсия может хранится более долгое время
Желатин 50 г.
Бихромат аммония (NH4)2CR2O7 в простонародье "хромпик" 6 г.
Амиак 10% 20мл
Лимонная кислота 3 г.
Вода 80-100 г.
Для увеличения срока службы желатиновой матрицы, можно ее задубить водным раствором формалина.
Для начинающих можно в рекомендациях добавить, что матрицы должны сохнуть естественным образом. Принудительная сушка недопустима, особенно когда несколько цветов (может перекосить изображение так, что потом не удастся добиться совмещения)
Для увеличения срока годности желатиновой эмульсии можно добавить спирт примерно грамм 30-50 на литр воды (кол-во воды при замачивании желатина уменьшить).
Спирт также разбивает пузырьки воздуха которые иногда образуются в эмульсии.
Эмульсия во влажном состоянии довольно хорошо переносит свет, поэтому можно работы по нанесению эмульсии, ее приготовлению и прочих делах производить при нормальном освещении, после сушки только при спец. освещении.
Следует помнить, что не полностью вымытый хромпик при проявке матрицы может значительно снизить срок ее службы, наблюдается эффект растрескивания эмульсии (земля в пустыне), то есть при полностью вымытом хромпике эмульсия более эластичная.
При работе с мелкими деталями мы добавляли в эмульсию немного цинковых белил, это делало эмульсию менее прозрачной, что позволяло более качественно вести визуальный контроль промывки матрицы.
Эмульсию можно наносить ракель-кюветой, а можно и одежной щеткой из натуральной щетины, наноситься в три захода (наружный, внутренний, наружный) каждый раз полностью высушивается.
После нанесения эмульсии щетку нужно тщательно отмыть, а то задубиться от света и станет "колом".