Профессиограмма не включает в себя. Понятие профессиограммы и ее виды. Профессиограмма имеет два определения

Существует технология по изучению, описанию и проектированию специальностей - профессиография. Исследования такого рода проводятся с учетом социально-экономических и психологических требований. При этом процессе составляется профессиограмма. Это своеобразный результат проведенного исследования. В приведенном ниже тексте вы сможете узнать, что означает этот термин, с какой целью проводят такие изучения, и какие методы используются.

Определение

В существует раздел - профессиография. Этот термин происходит от двух слов. "Графо" в переводе звучит как "пишу", "профессио" - как "постоянная специальность". Какова цель этой области? Чаще всего результат исследований (профессиограмма) - это информация о существующей либо проектируемой специальности. Но в ряде случаев итог изучения включает промежуточные данные о действующем виде деятельности с возможными изменениями. Само исследование и его результат - профессиограмма - это обязательные этапы составления всех научных работ в психологии эргономики, труда и инженерии. Объектом изучения являются все аспекты процесса труда. Каждый желающий может ознакомиться с по работам К. К. Платонова, И. П. Титовой и Е. А. Климова.

Как стали применять понятие?

Профессиограммы появились в 20-х годах XIX века. Тогда советские психотехники интенсивно работали над созданием правил и способов анализа трудовой деятельности. Подведя итоги данных исследований, ученые разработали раздел в психологии труда - профессиографию. Данное определение включает в себя операции по изучению, психологической оценке и проектированию исследуемой специальности. Кроме того, здесь обязательно прорабатываются признаки объектов, которые являются основными составляющими рабочего процесса, а именно: субъект, предмет, задача, орудия и условия труда.

Основным принципом профессиографирования стал разделительный подход к изучению специальностей. Сущность этого термина состоит в том, что процесс исследования зависит от решения определенных задач. К примеру, для профотбора необходимы только те признаки, которые делают возможным дифференцирование испытуемых по их пригодности к той или иной трудовой деятельности. Ведущее значение приобретает характеристика знаний, навыков, умений и рабочих функций. Чтобы определить профессиональное утомление, отбираются признаки, инициирующие данный процесс.

Классификация по видам

Каждая профессиограмма - это документ, имеющий свою цель, время составления, объем. В соответствии с этим, а также по наличию сходных данных, осуществляется систематизация результатов исследования. Кроме того, различают следующую кодификацию:

1. Информационная. Здесь проводятся консультационные работы с людьми, которые еще не определились с выбором профессии. Данная методика заключается в кратком и систематизированном описании необходимых характеристик.

2. Диагностическая. Этот вид исследований применяют в том случае, когда необходимо выяснить причины низкой производительности, выпуска некачественной продукции, высокого уровня аварийности и травматизма и так далее. С этой целью проводят изучение правовых, технических, психологических, а также гигиенических характеристик труда. Как показывает практика, определение этих показателей имеет огромное значение для конечного результата работы.

3. Прогностическая. Этот принцип анализа несет рекомендации по совершенствованию профессиональных навыков и умений с целью улучшения карьерного роста.

Способы создания

Разработаны различные схемы, в соответствии с которыми формируется та или иная профессиограмма. Пример самой простой модели предложил психолог Е. А. Климов. Называется она "формула специальности". Суть метода состоит в том, что все профессии должны подразделяться согласно основным предметам. Кроме того, обязательно учитывается взаимодействие человека с этими объектами. К примеру, "индивид - природа", "субъект - техника", "человек - художественный образ" и так далее. Также здесь выделяются цель труда, применение средств деятельности и наиболее благоприятные производственные условия.

Структура профессиограммы

Для обозначения качеств, которыми должна обладать та или иная специальность, трудовые действия подразделяются на операции. Климов с этой целью рекомендует особо выделить наиболее важные рабочие качества.

В любом случае при правильном составлении профессиограммы необходимо ответить на ряд вопросов. А именно:

1. Какие действия совершает человек? В данном пункте можно использовать или самоанализа.

2. Как он их делает? То есть здесь необходимо подробно представить анализ действий.

3. С какой целью человек совершает эти операции?

4. Какие средства используются в трудовом процессе? В этом пункте следует отразить навыки, которыми должен обладать индивид для соблюдения технологического процесса.

Изучению проблемы деятельности в психологии, разработке концепций ее описания и методических подходов по ее изучению посвящено огромное количество работ как среди представителей отечественной психологии (С. Л. Выготский, С. Л. Рубинштейн, A. И. Леонтьев, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Славская, В. И. Мясищев, Б. Ф. Ломов, Г. В. Суходольский, B. П. Зинченко, А. А. Крылов, К. К. Платонов, В. В. Давыдов и др.), так и среди зарубежных коллег (Ф. Герцберг, Б. Мауснер, Б. Шнайдермаи, 1959; Дж. Голоусен, 1972; Л. Розенштайл, 1992; Э. Улич, 2001; С. Роббинс, 2001 и др.).

Психологическое изучение профессиональной деятельности впервые было осуществлено в 20-30-х гг. XX в. отечественными психотехниками (Б. Г. Ананьев, Г. С. Геллерштейн, А. А. Толчинский и др.) для разработки научно обоснованных средств рационального распределения рабочих кадров, решения задач профотбора, профконсультации, профобучения, переутомления, реконструкции и проектирования рабочих мест.

Так, Е. М. Иванова выделяет три основных периода развития профессиографии в отечественной психологии (2003): операционально-технологический (профессия рассматривалась как определенная сумма трудовых актов), операторно-психологический (особенности профессии изучались в системе субъектно-объектных отношений) и субъектно-деятельностный (труд человека рассматривается как функциональная система, а человек как инициатор активности деятельности). Каждый из указанных периодов явился логическим продолжением развития психотехнического направления в отечественной психологии.

Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии.

Без профессиографического анализа деятельности невозможно составить полное представление об особенностях профессиональной деятельности. Как отмечает Б. В. Кулагин, "только в результате профессиографии может быть реализован деятельностный подход, который предполагает соотнесение действий и операций, оцениваемых с помощью тестов, с действиями и операциями, входящими в структуру профессиональной деятельности".

Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы. Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

В самом общем виде профессиограмма определяется как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная но определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессиограмма (от лат. professio - специальность, gramma - запись) представляет собой описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту. Она включает описание производственно-технических, социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

Более того, профессиограмма - это подробное описание психофизиологических, психологических, эргономических, производственных, технических требований к данной специальности, профессии, которое позволяет оценить соответствие работника этим требованиям. Она позволяет системно описать социальные, психологические и иные требования к субъекту определенной профессии и определяет исходя из этих требований необходимые для данного вида деятельности качества личности, составляющие основу профессиональной пригодности людей. Профессиограмма представляет собой обобщенную эталонную модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на "среднем" уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, психологических качествах, требуемых от человека, и на основании сравнения индивидуальных особенностей работника с нормативами, описанными в профессиограмме. можно сделать вывод в соответствии и профессиональной пригодности к данному виду труда.

В то же время профессиограмма - это и документ, включающий описание как содержания работы по определенной профессии (функции, обязанности, задачи, операции), так и требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества).

Профессиограмма - это также и научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества, определять наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если это потребуется для данной профессии. Она отражает:

  • - психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;
  • - профессиональные вредности - конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника;
  • - возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность;
  • - моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие па специалиста;
  • - учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.

При построении профессиограммы необходимо:

  • - четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);
  • - подчеркивать направленность каждого труда в конечном счете на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм), так как все, в том числе технические профессии, должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
  • - выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
  • - показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
  • - показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
  • - иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
  • - описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.

Представителем отечественной школы психологии профессии К. К. Платоновым разработаны следующие принципы профессиографирования (1971), на которые следует обратить внимание при проведении профессиографического анализа деятельности и построения профессиограммы:

  • - целенаправленности (психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы);
  • - личностного подхода (следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими);
  • - допусков (в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении);
  • - надежности (нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий);
  • - дифференциации и типизации (следует учитывать внутрипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии);
  • - перспективности и реальности (рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-историческом аспекте);
  • - этический (важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии);
  • - конкретности (для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям);
  • - целостности (профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика - как сумма относительно самостоятельных психических функций).

Е. М. Иванова при описании особенностей системной профессиографии предлагает соблюдать следующие основные принципы:

  • - поэтапности изучения профессиональной деятельности;
  • - целенаправленности (исследование профессиональной деятельности должно строиться, исходя из его целей, задач, а также специфических условий трудового процесса);
  • - селективности (заключается в направленности исследования на те особенности трудового процесса, где наиболее ярко проявляется специфика субъектно-объектных взаимосвязей данной профессиональной деятельности);
  • - структурированности (изучение системного объекта необходимо осуществлять на трех его уровнях: параметрическом выделение нормативных признаков объекта, его свойств, характеристик; морфологическом - изучение поэлементного строения объекта, взаимосвязи между его признаками, свойствами, характеристиками; функциональном (объяснение принципов организации, функционирования, развития объекта);
  • - многоуровневость (рассмотрение объекта и субъекта труда необходимо осуществлять с точки зрения их горизонтальных - субъектно-объектных и вертикальных - субъектно-субъектных и объектно-объектных взаимосвязей);
  • - иерархичности познания деятельности (позволяет изучать субъектно-объектные отношения в динамической форме, рассматривая их в процессе становления человека как субъекта трудовой деятельности. Исходным тезисом здесь является то, что каждая деятельность иерархична по своей структуре: система деятельности более низкого порядка встроена в систему деятельности более высокого порядка, что позволяет этапы профессионального становления личности рассматривать как единую, динамическую систему).

Система принципов профессиографии, по В. Бодрову, включает:

  • - специфичность (конкретность) описания определенной деятельности;
  • - поэтапность изучения деятельности (процессуальная последовательность сбора и анализа материала; этапы - информационный, аналитический, синтетический, экспериментальный, результирующий);
  • - направленность описания (соответствие конкретным целям изучения и конкретной практической задаче);
  • - селективность (избирательность) объекта изучения (концентрация на специфике субъектно-объектных взаимосвязей, наиболее сложных задачах трудового процесса);
  • - многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы деятельности;
  • - динамичность изучения с учетом развития субъекта и изменения деятельности;
  • - системность (изучение взаимосвязей и взаимовлияний отдельных компонентов деятельности на всех ее иерархических уровнях);
  • - идентичность методических приемов и программ изучения и описания (для корректного сравнения профессий);
  • - использование качественно-количественных методов изучения (взаимное дополнение содержательной и статистической информации).

В свою очередь Э. Ф. Зеер предлагает дополнить существующую систему принципов профессиографии принципом "дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности", согласно которому профессиограммы подразделяются на несколько видов, в основе которых лежат различные цели использования информации о профессиях.

На сегодняшний день можно выделить следующие методологические принципы разработки профессиограмм:

  • - системность (в профессиограмме должны отражаться специфика и значимость конкретной должности в структуре фирмы, а также возможный профессиональный маршрут работника);
  • - целостность (оценка и анализ профессионально важных качеств деятельности должны быть проведены в психофизиологическом, психическом, информационном и ментальном аспектах личности);
  • - практичность (результаты тестовых исследований должны подаваться в терминах, применяемых в практическом направлении прикладной психофизиологии, а инструментальные методы должны быть максимально апробированы для использования в сфере бизнеса);
  • - научность и современность (методология исследований должна быть разработана с учетом новейших научных концепций, методов и знаний);
  • - эффективность (в результате должно быть предложено практическое решение проблемы работы с персоналом фирмы в условиях конкурентной рыночной борьбы).

Разрабатывать профессиограмму целесообразно по определенной методологической схеме, которую можно представить в виде схемы: профессия -" профессионально значимые требования к работнику профессионально важные качества уровень требований к соответствующим профессии психофизиологическим свойствам (ПФС) -> методы исследования -" ранжирование уровня развитости ПФС -> нормы оценки ПВК -" психограмма -> профессиональный отбор и адаптация работника -> прогнозирование его профессионального маршрута -> виды и формы дополнительной подготовки (переподготовки, повышения квалификации).

При построении профессиограмм А. К. Маркова предлагает анализировать и выделять следующие основные подходы к их содержанию и структуре:

  • - комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.;
  • - аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам;
  • - психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; б) внутренняя картина труда - типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);
  • - "модульный подход" в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову). Сам психологический модуль - это "типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку". Структура модуля: а) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего - измерение объектов без помощи инструментов и приборов - это первая, левая часть модуля); б) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего - объемный и линейный глазомер, точность - вторая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

А. К. Маркова, развивая идеи "модульного подхода", предлагает свой, оригинальный "задачно-личностный модульный подход" к профессиографированию. Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам "модуль профессии" понимается в данном случае как "совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности". В состав модуля входит, таким образом, соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля). При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

Выделяют два вида профессиограмм: профессиокарты и полные профессиограммы.

Первый вид - профессиокарты, выполняющие функцию самой общей ориентировки в профессии. Это краткое описание характера деятельности работника, результатов его труда и их значения для людей. В структуру профессиокарты входит официальное современное название описываемой профессии; описание результатов труда и их значения для людей; описание трудовых действий и основных личностных качеств, требуемых для профессии; описание предметных и социальных условий труда; указание на возможные пути обучения, виды учебных заведений.

Второй вид - полные профессиограммы с описанием производственно-технических, социально-экономических, медико-гигиенических условий трудовой деятельности и психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку. В полной профессиограмме указывают функции данной профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства. Она включает в себя психограмму - портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психологическая профессиограмма получается в ходе психологического анализа профессиональной деятельности.

Существует целый ряд классификаций видов профессиографического исследования. Так, М. А. Дмитриева отмечает, что их структура и содержание зависят от теоретического фундамента исследования, особенностей профессии и целей ее изучения.

Е. М. Иванова предлагает рассматривать виды профессиографирования с точки зрения двух основных направлений -практического и научно-методического. К типу практического профессиографирования она относит: информационное профессиографирование, ориентировочно-диагностическое, конструктивное, прогностическое и диагностическое, к научно-методическому направлению - методическое профессиографирование и формирующее профессиографирование. Как отдельный вид методического профессиографировании Е. М. Ивановой в целях наиболее полного описания операторной структуры труда была разработана аналитическая профессиограмма, основанная па методологических принципах системного анализа деятельности, деятельностного и субъектно-деятельностного подходов. Дополняя классификацию Ивановой, Э. Ф. Зеер к практическому виду профессиографирования относит еще проспектированное профессиографирование (иногда объединяется с диагностическим).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм:

  • 1) информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);
  • 2) ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми - эффективными - образцами организации трудовой деятельности);
  • 3) конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала);
  • 4) методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;
  • 5) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и "бюрократическом" уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

А. К. Маркова предлагает еще одну форму профессиографического исследования - задачно-личностную, в основе которой лежит особое понимание профессиональной компетентности человека. Профессиональную деятельность, с се точки зрения, необходимо описывать, исходя из того уровня профессиональной зрелости, которой обладает человек, и опираясь на соотношение операционной и мотивационной сферы его труда. Профессионализм здесь определяется как "интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда" (К. А. Абульханова).

В настоящее время наблюдается тенденция к появлению "смешанных" видов профессиографирования. Т. С. Кабаченко выделяет такой вид профессиографирования, как комплексное профессиографирование. Основной ее целью является максимальный сбор информации об объекте и субъекте трудовой деятельности. Она отмечает, что в современной практике оно получило наиболее широкое распространение. В более поздней работе, посвященной описанию методов профессиографирования в целях решения профориентационных задач, Е. М. Иванова также выделяет некоторые виды "смешанного" профессиографирования: информационное профессиографирование, информационно-консультативное и консультационно-диагностическое профессиографирование. В основе последнего лежит метод аналитического профессиографирования, разработанный и описанный Е. М. Ивановой ранее.

1. Что такое профессия и что такое классификация?

2. В чем заключается главное назначение психологической классификации профессий?

3. Какие из психологических классификаций получили наибольшее распространение в современной России?

4. В чем сущность теории Дж. Холланда?

5. Кратко охарактеризуйте психологическую классификацию профессий Климова.

6. Какие классификации профессий известны вам еще?

Тема 5.Основы дифференцированного профессиографирования

1.Сущность, назначение и структура профессиограммы.

2. Методы и цели профессиографических исследований.

3. Виды профессиограмм.

4. Изучение и анализ профессиональной деятельности.

5. Построение профессиограммы.

1. Сущность, назначение и структура профессиограммы

В самом общем виде профессиограмма – это совокупность сведений о профессии и о системе требований профессии к человеку. Другими словами, профессиограмма – это описание труда в профессии (объекта труда) и качеств человека (субъекта труда), необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.

Назначение профессиограммы состоит не в сортировке и селекции работников (за исключением профессий, где требуется абсолютная пригодность и жесткий перечень ПВК), а в определении путей тренировки, компенсации, формирования необходимых в соответствии с требованиями профессии качеств и мотивации самого работника.

Будучи отражением требований профессии к человеку, любая профессиограмма состоит из двух частей: в первой описываются характеристики профессиональной деятельности (объекта труда), во второй – характеристики качеств человека (субъекта труда), необходимые для успешного выполнения профессиональной деятельности. Первая часть, или собственно профессиограмма, обычно включает в себя описание: предмета труда; целей, задач, условий и ситуаций; способов и средств профессиональной деятельности; необходимых знаний, профессиональных умений и навыков; результата (продукта) труда; а также противопоказаний к овладению и выполнению данной деятельности.

Вторую часть профессиограммы, описывающую группу психических функций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности, принято называть психограммой. Особое внимание в ней уделяется психологическим противопоказаниям. К пиъсихограмме относятся:

– особенности мотивационной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы субъекта труда;

– его социально-психологические способности , умение сотрудничать с другими людьми и стили межличностных отношений;

психофизиологические особенности , в том числе темперамент, характер, особенности работы анализаторов, в совокупности определяющие активность, работоспособность и обучаемость труженика;

– опыт, запас профессиональных знаний, умений и навыков.

2. Методы и цели профессиографических исследований

Профессиография предполагает научный анализ как внешней картины труда (профессиональной деятельности, самого процесса труда), так и внутренней (психических процессов и состояний субъекта труда). Поэтому в профессиографии используются самые разнообразные методы:

    Социологические – анкеты, опросы, наблюдение.

    Психологические – наблюдение, беседа, эксперимент и др.

    Физиологические - ЭКГ, ЭЭГ, ЭМГ, КГР, антропометрия и др.

    Описание технологических процессов и т.д.

При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Например:

Для проведения исследований в инженерно-психологических целях в центре внимания будут:

а) оценка габаритов рабочего места, б) организация рабочей зоны – СОИ и ОУ, в) структура информационной модели, г) вопросы эксплуатации и ремонта техники, г) типичные отказы техники, д) внештатные и аварийные ситуации и т.д.

При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования.

Исследование в целях профилактики переутомления и монотонии предполагает изучение условий и режима труда, диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят санитарно-гигиенические, медицинские, психологические и физиологические методики.

Подбирая методики в соответствии с выбранной целью, следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования, считает Э.Ф.Зеер , помогает использование схемы профессиограммы , отражаюшей следующие основные направления профессиографического исследования:

    Общее знакомство с производственным процессом.

    Описание рабочего места, ПАД на данном рабочем месте.

    Психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений.

    Пооперационный анализ трудовой деятельности.

    Фотография рабочего дня, хронометраж.

    Изучение индивидуального стиля деятельности.

    Анализ ошибочных действий. Оценка санитарно-гигиенических условий труда.

    Динамика работоспособности за смену, неделю и более длительный период.

Конечная цель построения профессиограммы заключается в том, чтобы повысить эффективность функционирования человека как субъекта труда и обеспечить развитие его личности в ходе выполнения профессиональной деятельности.

Для оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека. Для этой цели часто используют схему выбора карьеры по личности Дж. Голланда.

По концепции Голланда один из типов всегда доминирует, однако человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Типология личностей Дж. Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова , все виды деятельности разделены по предметам труда:

  • Тип П — человек-природа;
  • Тип Т — человек-техника;
  • Тип Ч — человек-человек;
  • Тип 3 — человек-знак (условные знаки, коды, языки);
  • Тип X — человек-художественный образ.
См.также:

Менеджер по персоналу, как правило, сталкивается с уже сформировавшимся профессионалом, но бывает важно знать, как человек сделал свой выбор. Можно выделить следующие основные ситуации выбора профессии:

  1. традиция — в силу обычаев, традиции;
  2. случай — случайно, в силу некоторых событий;
  3. долг — представление о долге, миссии;
  4. целевой выбор — сознательное определение целей профессиональной деятельности, исходя из анализа реальных проблем и путей их решения.

Формула профессии. Профессиограмма

Отбор и развитие специалистов в рамках любой требует предварительного ее анализа и четкого стандартизированного описания.

Этим целям служит формула профессии — сокращенное описание основных характеристик профессии.

Выделяют 4 основные характеристики профессии

1. Предмет труда (с чем или кем специалист работает):
  • Человек -Ч;
  • Природа -П
  • Художественный образ -Х
  • Знаковые системы -З
  • Техника -Т
2. Цель труда (что человек делает с предметом труда):
  • Гностические (познавательные) — Г;
  • Преобразовательные — П
  • Изыскательские — И
3. (чем человек воздействует на предмет труда):
  • Ручные -Р
  • Механические -М
  • Автоматические -А
  • Электронные — Э
  • Функциональные (возможности и функции организма, например голос) — Ф.
  • Теоретические (интеллектуальные) — Т
4. :
  • Бытовой микроклимат -Б
  • Открытый воздух — О
  • Необычные — Н
  • Экстремальные — Э

При помощи этой формулы можно так описать профессию кассира -операциониста: Ч/З — П — Э — Б

Профессиограмма — описательно-технологическая характеристика профессии, сделанная по определенной схеме и для решения определенного типа задач. В теории и практике профессиографирования существует множество типов профессиограмм, используемых в зависимости от решаемых задач. Схемы составления профессиограмм тоже разняться.

В обобщенном виде профессиограмма включает в себя описании следующих характеристик: объекта и предмета труда, условий, средств и результатов труда, процесса труда и основных характеристик субъекта труда, т.е требований к профессиональным и личностным компетенциям человека работающего в данной профессии, его физическим данным, здоровью, способностям, уровню образования и т.п.

По мере развития социальных и производственных отношений в обществе возникают все большее число профессий. Предприятия народного хозяйства нуждаются в специалистах из самых разных сфер. По мере их углубления, меняются и функциональные обязанности профессионалов. Тем не менее на протяжении многих десятилетий сохраняются основные критерии, предъявляемые и к профессиям, и к отдельным индивидуумам, реализующимся в той или иной деятельности.

Что обозначает данный термин

Профессиограмма - это перечень обобщенных представлений, отражающих специфику какой-либо профессии, а также критерии, предъявляемые к специалисту.

Описательно-техническая характеристика видов узкоспециальной деятельности, выполненная в рамках какой-либо схемы, помогает решать разнообразные административные и кадровые задачи. По сути, профессиограмма являет собою список унифицированных требований, которым должен соответствовать специалист и на которые он же обязан ориентироваться.

Типы профессиограмм выделяются в зависимости от профессиональных задач, для решения которых они требуются. В настоящее время существует несколько видов профессиограмм.

Они выделяются в зависимости от того, какие сведения о профессии содержит профессиограмма.

Виды профессиограмм:

Содержание и структура профессиограммы

Самой распространенной является комплексная профессиограмма, которая включает в себя целый спектр технических, гигиенических, социальных и экономических критериев. Она же определяет способы и цели оценки результатов в рамках какой-либо профессиональной деятельности.

Психологически ориентированная профессиограмма описывает суть выполнения трудовой функции. Она отражает характерные реакции отдельных индивидуумов на какие-либо ситуации, возникающие в профессии.

В рамках данного термина рассматриваются разнообразные психические состояния сотрудников:

  • анализируются эмоциональные процессы;
  • подвергаются детальному рассмотрению волевые и эмоциональные проявления;
  • определяются особенности психомоторики при решении интеллектуальных задач.

Кроме того, психологически ориентированная психограмма включает в себя описание разнообразных вариантов трудового поведения. С ее помощью можно проанализировать динамику производственной активности и наиболее часто встречающихся ошибок.

Аналитическая профессиограмма ориентирована не на частные свойства компонентов той или иной профессии. Ее задачей является выявление унифицированных показателей.

Поскольку профессиограмма является кратким описанием какой-либо профессии, пропущенным через призму предполагаемых психологических особенностей сотрудников, то ее часто называют эталонной моделью идеального специалиста в какой-то конкретной области.

Практическое назначение профессиограмм

Практическое назначение профессиограмм - служить трафаретом, согласно которому можно максимально объективно отобрать сотрудника для выполнения той или иной производственной задачи.

Типичным примером является ситуация со специалистом, имеющим высшее столичное образование, но отличающимся чрезмерно вспыльчивыми реакциями. Такого человека нельзя использовать в работе с клиентами, несмотря на его красный диплом.

Другим распространенным примером является отказ в работе водителю, который проявил себя как знаток всех видов двигателей без вредных привычек, но с крайне медленной реакцией на экстремальные ситуации на дороге.

При этом критерии, рассматриваемые внутри той или иной профессиограммы, со временем могут меняться. Например, еще совсем недавно в профессиограмме бухгалтера указывалось, что на данную должность не рекомендуется брать лиц с аллергическими реакциями. Это объяснялось тем, что специфика работы бухгалтера предписывала ему много времени проводить среди конторских книг и архивных документов.

Бумажная пыль и специфический запах, сопровождающий скопление бумажных документов, вызывает у аллергиков выраженные раздраженные реакции. Но в настоящее время это требование не актуально, поскольку большинство компаний и предприятий переходят от бумажного документооборота к цифровому.

Профессиограмма отражает комплексное описание психологических характеристик, подходящих для представителей профессиональных групп, их уместно применять при выработке антикризисной кадровой политики.

Унифицированность требований упрощает работу специалиста по кадрам. В то же время применение профессиограмм - это гарантия рациональных и грамотных решений.

Методы составления профессиограммы

При изучении профессиональной деятельности в разных областях трудности вызывают выделение максимально подробной и в то же время максимально компактной системы требований, предъявляемых к изучению профессии. Специалистам из этой области приходится разбираться в том, какие критерии действительно актуальны для выполнения профессиональных задач, а какие второстепенны.

Кроме того, при изучении профессиональной деятельности специалиста приходится вычленять разнообразные стили трудовой деятельности, а также проводить сравнительные анализы специальностей с ориентиром на специфику производственных процессов в каждом отдельном случае. При этом сопоставление профессий должно также ориентироваться на традиции региона и традиции конкретных организаций.

Для оптимизации изучения профессиональной деятельности используются следующие методы составления профессиограммы:

Цель организационных методов - структурирование исследовательской деятельности. Их главная задача - планирование, согласно которому исследование принимает структурированный вид.

Метод сбора эмпирических данных включает в себя аналитическое наблюдение за работниками и изучение документации по профессии.

Метод обработки эмпирических данных ставит целью выработать экспертную оценку собранных сведений. Его цель - сравнительный анализ различных процедур и трудовых процессов.

В рамках интерпретационного метода можно осмыслить собранные результаты. Это надо для того, чтобы появилась возможность сформулировать закономерности профессиональной деятельности. Подвидом интерпретационного метода является структурно-системный анализ. Именно он дает возможность построить гипотетическую модель оптимальной трудовой деятельности.

В рамках метода анализа документов предполагается не просто изучение инструкций и актов, выпускаемых на производстве, но проведение их сравнительного анализа. В результате чего можно сделать вывод о том, какие инструкции или приказы неактуальны для производства, а благодаря которым, наоборот, производительность труда увеличивается.

Довольно эффективным является метод опроса . Он дает возможность проводить разнообразные формы интервью - от групповых до индивидуальных. Опросы также включают периодическое проведение анкет, к которым сотрудники относятся лояльно и с удовольствием проигрывают гипотетические ролевые ситуации. Однако конечным итогом метода опроса должна стать экспертная оценка полученных сведений.

Метод наблюдения не есть метод дисциплинарного контроля над выполнением обязательств персонала. Но выполняя регистрацию разных этапов трудовой деятельности (в том числе - с использованием технических средств), можно вычленить определенные закономерности поведения работников. Возможно, руководству этот метод поможет оптимизировать подбор персонала и улучшить организацию трудового процесса в целом.

В рамках метода самонаблюдения предполагается самоотчет профессионала.

Метод анализа деятельности

Наконец, самым действенным является метод анализа деятельности. Именно он позволяет увидеть и проанализировать ошибки, допускаемые как персоналом, так и администрацией. Метод анализа деятельности - это верный путь к вычленению причин чрезвычайных происшествий и техногенных катастроф.

Целью изучения профессиональной деятельности в каких-либо экстремальных ситуациях является минимизация их последствий в дальнейшем. На базе установленных поведенческих моментов руководство сможет выработать рекомендации по совокупности действий в нештатных ситуациях.

Кроме того, в рамках метода анализа деятельности инспектируется рабочее место и способы использования инструментария с точки зрения эргономики. Этот метод дает возможность организовать рабочие места персонала так, чтобы работникам были созданы условия для максимальной профессиональной отдачи.

На базе всего вышеперечисленного составляются профессиограммы различных профессий.