Проектирование депо по ремонту пассажирских вагонов. Организация деповского ремонта пассажирских вагонов с детальной разработкой акп - дипломная работа Анализ технической оснащенности и организации работ по материалам практики, обзора литературы и типовог

Депо предназначено для ремонта вагонов и комплектовки вагонных узлов, деталей. На базе вагонного депо организована и обеспечивается подготовка вагонов к перевозкам, а также техническое обслуживание пассажирских вагонов. Депо специализировано на ремонте пассажирских вагонов и имеет заданную программу 520 вагонов в год.

Производственная структура вагонного депо определяется составом производственных подразделений, их взаимным расположением, а также нормами технологической взаимосвязи. Тип вагонов, на которых специализировано депо, определяет состав производственных участков и отделений, необходимых для ремонта его узлов и деталей.

Различают основные, вспомогательные и обслуживающие участки и отделения.

На основных участках выполняются операции производственного процесса по ремонту вагона и его частей. К этим участкам относятся: вагоносборочный, ремонта тележек и колесных пар, роликовых подшипников, ремонтно-комплектовочный, участок по ремонту и изготовлению деталей из пиломатериалов, участок ремонта электрооборудования пассажирских вагонов, ремонта холодильных установок и кондиционеров воздуха.

Вагоносборочный участок служит для производства разборочных, ремонтно-сборочных и малярных работ на вагоне. На площади вагоносборочного участка в некоторых депо организуется также ремонт тележек.

Отделение ремонта тележек предназначается для разборки и ремонта тележек.

Колесно-роликовый цех вагонного депо предназначен для ремонта, полного и обыкновенного освидетельствования колёсных пар, поступающих из-под ремонтируемых вагонов, с ПТО и из других депо. На площади цеха расположено отделение по ремонту редукторов от средней части оси.

Тормозное оборудование вагонов ремонтируется в автоконтрольном пункте и на специализированном участке механического отделения заготовительного цеха.

Контрольный пункт автосцепки предназначен для ремонта и комплектовки головок автосцепок с механизмом сцепления и поглощающих аппаратов с тяговым хомутом.

Отделение разборки и подготовки вагонов к ремонту служит для выполнения разборочных и ремонтно-кровельных работ по раме, элементам кузова и других работ. Обычно оно располагается вне основного здания депо.

В цеху по ремонту электрического оборудования производят ремонт электрического и холодильного оборудования, снятого с вагона.

Слесарно-механическое отделение предназначено для обработки отремонтированных деталей вагонов и изделий собственного изготовления, а также для ремонта, сборки и комплектовки отдельных узлов и частей вагона.

Электросварочное отделение служит для сварки и наплавки деталей пассажирских вагонов.

Кузнечнопрессовое отделение предназначено для ремонта пружин, исправление изношенных и поврежденных деталей вагонов для хозяйственных нужд депо.

Участок ремонта и изготовления деталей из пиломатериалов предназначен для ремонта деталей, изготовленных из пиломатериалов.

Малярное отделение служит для окраски вагонов и последующей их сушки.

Вспомогательные участки и отделения изготавливают запасные части, используемые в процессе производства на основных участках, к таким участкам можно отнести:

  • - Ремонтно-механический участок, предназначенный для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования депо. В нем производится также изготовление нестандартной технологической оснастки.
  • - Участок ремонта электросилового оборудования депо обеспечивающий устойчивую и бесперебойную работу оборудования, его техническое облуживание и ремонт.

Обслуживающие участки предназначены для поддержания зданий, сооружений и территории депо в надлежащем состоянии к таким участкам относятся:

  • - Ремонтно-хозяйственный участок, который выполняет текущий ремонт зданий и сооружений, сетей водоснабжения и канализации депо, снабжает его электроэнергией, теплом, водой и сжатым воздухом, осуществляет ремонт и содержание в чистоте спецодежды.
  • - Инструментально-раздаточное отделение служит для хранения, ремонта, учета и выдачи режущего, слесарного, измерительного и другого инструмента, а также для их частичного изготовления и, как правило, входит в состав ремонтно-комплектовочного участка.

Организация деповского ремонта пассажирского вагона

Пояснительная записка к курсовому проекту

Введение

Обществом и государством с давних пор было возложено на железнодорожный транспорт выполнение социальных, политических и специфических функций, которые при отсутствии должной государственной финансовой поддержки ложиться дополнительным бременем на экономику транспорта.

Железнодорожный транспорт создаёт условия для осуществления расширения воспроизводства, способствует рациональному размещению, производственной по экономическим районам страны. Большое значение отводится железнодорожному транспорту в сельском хозяйстве. Железнодорожный транспорт обеспечивает доставку по стране оборудования, строительных материалов, удобрений и сырья для промышленности; удовлетворяет непрерывно возрастающую потребность людей в перемещении, обеспечивает экономические, политические и культурные связи нашей страны с зарубежными государствами. Неоценима роль транспорта в обороноспособности нашей страны.

Парк подвижного состава ж/д. транспорта характеризуется многообразием типов и конструкций вагонов, используемых в перевозочном процессе грузов и пассажиров. Условия эксплуатации вагонов связаны со значительными статическими и динамическими нагрузками, а в отдельных случаях – с воздействием высоких и низких температур перевозимого груза, повышенной влажности, агрессивных сред на конструкцию вагонов. При малой дальности перевозок значительно возрастает интенсивность времени погрузочно-разгрузочных работ, как правило, с использованием различных средств механизации.

Таким образом, многофункциональное и интенсивное использование вагонов ж/д. транспорта требует их качественного технического обслуживания и ремонта квалифицированными специалистами.

Немаловажное место на железнодорожном транспорте занимает вагонное хозяйство. Это достаточно развитая отрасль железнодорожного транспорта, основные фонды которой составляют пятую часть основных фондов всего железнодорожного транспорта. Вагонное хозяйство в первом приближении можно определить как специальным образом территориально распределенную на сети железной дороги совокупность производственных предприятий, на которых, основывалась на единой отраслевой нормативно технической документации, с учетом частных условий осуществляется контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт вагонов пассажирского и грузового парков, а также контейнеров. На долю вагонного хозяйства приходится на 20% эксплуатационных расходов, свыше 15% контингента работников железной дороги, основная часть расхода пиломатериалов, проката и других материалов. Ежегодно на ремонт и техническое обслуживание вагонного парка расходуются миллиарды рублей.

Дальнейшее повышение уровня эксплуатационной работы вагонного хозяйства в условиях рыночной экономики возможно на основании внедрения научной организации труда и производства, повышение качества работы и производственного труда.

Важно не только научиться грамотно распоряжаться фондами для получения максимальной прибыли при их эксплуатации, но и построить эффективную технологию обеспечения безопасности эксплуатации вагонов на приемлемом уровне. Решать эти задачи надо так, чтобы это было одновременно выгодно клиентуре, транспорту в целом, вагонному хозяйству и в том числе работникам линейных предприятий.

Ремонтная индустрия ж/д. транспорта – это сложная постоянно развивающаяся динамическая система с большим количеством предприятий. Номенклатура производства заводов и депо насчитывает несколько тысяч различных изделий.

Повышение эффективности производства на ремонтных предприятиях зависит, прежде всего, от технического перевооружения, совершенствования организации производства и технологии ремонта вагонов, изготовления запасных частей и замены морально устаревшего станочного парка, компьютеризации производственных процессов.

Железнодорожный транспорт является сложным и многогранным хозяйством, требующим хорошей взаимоувязанной работы всех его звеньев.

Особую роль железных дорог России в сфере обращения материальных ресурсов обусловлена геополитическими, природно-климатическими и социальными факторами. Железнодорожным транспортом выполняется более половины транспортной работы по грузовым перевозкам и около 40% пассажирооборота страны.

Реформы предполагалось провести в три этапа, содержание которых изложено далее:

первый (подготовительный) -2001–2002 гг.;

второй (организационно-правовое разделение видов бизнеса) – 2003–2005 гг.;

третий (открытие основных видов бизнеса для конкуренции) – 2006–2010 гг.

этап (2000–2003 гг.) – реструктуризация кредиторской задолженности предприятия федерального железнодорожного транспорта по платежам в бюджеты всех уровней.

– разработка проектов законодательных и иных нормативных актов необходимых для реализации Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте.

– развитие конкурентного сектора в сфере железнодорожных перевозок.

– создание условий для равноправного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта пользователей услуг.

– инвентаризация имущества предприятия железнодорожного транспорта.

– развитие функций государственного регулирования и хозяйственного управления, создание ОАО «РЖД».

– вывод из структуры федерального железнодорожного транспорта отдельных предприятий, несвязанных с организацией движения.

– формирование в рамках ОАО «РЖД» самостоятельных структурных подразделений для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности.

– разработка механизма финансовой поддержки пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

– подготовка отраслевой подпрограммы федеральной целевой программы «Содействия занятости Российской Федерации на 2002–2005 гг.», в части, касающейся на железнодорожном транспорте.

II этап (2003–2006 гг.)

– реорганизация ОАО «РЖД» путем выделения в дочерние акционерные общества самостоятельных структурных подразделений, осуществляющих

– отдельные виды предпринимательской деятельности на железнодорожном транспорте.

– поэтапное, сокращение перекрестного субсидирования. – создание условий для повышений уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок.

– переход к свободному ценообразованию в конкурентных секторах. Создание условий для приобретения компаниями-операторами магистральных локомотивов.

– привлечение инвестиций для развития железнодорожного транспорта.

Ш этап (2006–2010 гг.)

– оценка целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности.

– развитие инициативы у компании-перевозчиков по приобретению магистральных локомотивов.

– переход большей части (60% и более) парка грузовых вагонов в частную собственность.

– развитие конкуренции в сфере грузовых и дальних пассажирских перевозок.

– продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия.

– оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных кампаний.

1. Общая часть

1.1 Назначение, состав, характеристика проектируемого депо

Одним из основных предприятий вагонного хозяйства является вагонное депо, которое может быть:

а) Ремонтными и эксплуатационными;

б) грузовыми, пассажирскими, рефрижераторными и контейнерными.

Грузовые вагонные депо, как правило, специализируются на ремонте нескольких типов вагонов. Располагаются грузовые вагонные депо на крупных участках и сортировочных станциях; пассажирские – на станциях приписки не менее 500 пассажирских вагонов.

По структуре в состав ремонтных вагонных депо входят 3 основных группы участков:

1. Основные участки, в которых выполняются операции по ремонту основных деталей и узлов вагона; вагоно-сборочный (ВСУ), тележечный, колесный, участок по ремонту тормозного оборудования (АКП); участок по ремонту АС (КПА). В пассажирских ремонтных вагонных депо основными также являются: участок по ремонту электрооборудования; участок по ремонту холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха.

2. Вспомогательные участки – участки на которых изготавливаются запасные части для ремонта основных деталей и узлов вагона: слесарно-механический; деревообрабатывающий; инструментальный и т.д.

3. Обслуживающие участки – участки, обеспечивающие работы основных и вспомогательных: котельная, трансформаторная, компрессорная, бытовые помещения и т.д.

В состав участков могут входить отделения в зависимости от объемов технологического процесса.

1.2 Установление режима работы депо и определение фонда рабочего времени

Для предприятий вагонного хозяйства, как правило, применяются следующие режимы работы:

1. ежедневный 8-ми часовой рабочий день с двумя выходными;

2. двухсменный режим работы с 12-ти часовым рабочим днем по скользящему графику, с оплатой в праздничные дни по соответствующим правилам;

3. четырехсменный режим труда с 12-ти часовым рабочим днем.

Действительный годовой фонд времени работающего на одну смену можно определить по формуле.

,

К основным участкам пассажирского вагонного депо относятся:

Вагоносборочный участок с малярным отделением;

Участок по ремонту тележек;

Участок по ремонту колёсных пар и роликовых подшипников с

демонтажным, ремонтным, комплектовочным и монтажным отделениями;

Участок по ремонту холодильного оборудования и систем кондиционирования воздуха;

Участок ремонта электрооборудования с отделениями ремонта электрических машин, ремонта электроаппаратуры, радиоаппаратуры и контрольно-измерительных приборов, аккумуляторов, ремонта несъёмного электрооборудования.

В вагоносборочном цехе ремонт пассажирских вагонов производится по способу замены неисправных деталей и узлов заранее отремонтированными или новыми. Технологические операции деповского ремонта пассажирских цельнометаллических вагонов выполняются поточным методом на пяти позициях, с фронтом работ на каждой - 2 вагона.

Вне поточной линии предусмотрена подготовительная позиция. На которой выполняются работы по осмотру вагонов, очистки вентиляционных каналов, снятию фильтров, продувки дымоходов, подготовке к дробеструйной обработке кузова вагона. Производят осмотр и составление описи работ.

На позиции выполняют влажную уборку внутри вагона, санитарную обработку туалетов и промывают системы отопления и водоснабжения, а также снятие унитазов. В зимний период на этих позициях производят оттайку вагонов. В состав подготовительной позиций также входит дробеструйная камера, где производится грубая обдирка окрашенных поверхностей вагона. Выполнение работ по деповскому ремонту вагонов на позициях осуществляется в порядке, предусмотренном технологическим процессом, деповского ремонта пассажирских вагонов.

На первой позиции сборочного участка производятся следующие работы:

Снятие вентиляционных решеток, фильтров, вентиляционного агрегата и открытие оконных рам;

Проверка в рабочем режиме электрооборудования и сопротивление изоляции;

Снятие генератора, аккумуляторных батарей, деталей и узлов электрооборудования замков, металлических и деревянных деталей внутреннего оборудования, неисправных узлов системы отопления и водоснабжения, кипятильника;

Влажная уборка.

На второй позиции сборочного участка производятся следующие работы:

Подъемка и выкатка тележек;

Ремонт систем отопления и водоснабжения, электро- и радиооборудования, замков, деревянных и металлических деталей внутреннего оборудования вагона;

Смена автосцепного устройства;

Ремонт приборов арматуры тормаза, буферных приборов, переходных

площадок, рамок суфле;

Электрогазосварочные работы;

Подкатка отремонтированных тележек.

На третьей позиции сборочного участка производятся следующие работы:

Постановка на вагон деревянных и металлических деталей внутреннего оборудования и замков;

Постановка приборов систем отопления и водоснабжения;

Постановка деталей и узлов системы кондиционирования воздуха и холодильного оборудования, вентиляционного агрегата, фильтров;

Постановка радио- и электрооборудования;

Ремонт несъёмного оборудования, систем освещения;

Окраска и сушка аккумуляторных ящиков внутри (по окончанию смены).

На четвертой позиции сборочного участка производятся следующие работы:

Окончательная постановка отремонтированного оборудования;

Регулировка рычажной передачи;

Постановка на вагон аккумуляторных батарей;

Диагностирование и проверка работы отремонтированного вагона.

В период прохождения вагона по позициям на каждой из них производится подготовка поверхностей вагона к окраске.

На пятой позиции молярного участка производятся следующие работы:

Окраска крыши, свесов, дефлекторов, труб титана и котла;

Окраска вагона внутри;

Окраска наружных боковых и торцевых стен, рамы вагона;

Окрашивание оконных рам снаружи; протирка окон; влажная уборка перед лакированием;

Покрытие лаком деталей внутреннего убранства вагона (поверхности внутри вагона, отделанные пластиком, не лакируют);

Окрашивание вагона снаружи второй раз (при необходимости);

Нанесение декоративных полос;

Сушка всех окрашенных поверхностей вагона;

Нанесение знаков и надписей по трафарету;

Окончательная приемка вагона из ремонта.

1.3. Технологический процесс работы одного из цехов депо, его структура, планировка цеха, назначение технического оборудования. Расчет параметров колесно-роликового участка.

Колесно-роликовый участок (КРУ) предназначен для выполнения полного и обыкновенного освидетельствований и ремонта колесных пар без смены элементов вагонов, поступающих в деповской и текущий отцепочный ремонты.

КРУ имеет следующие отделения :

колесотокарное отделение - предназначено для восстановления профиля катания изношенных колес посредством механической обработки поверхности катания колеса на специальных колесотокарных станках; в отделении возможно размещение накопительных путей для колесных пар и специализированного пути для проведения промежуточной ревизии роликовых букс при обыкновенном освидетельствовании;

Роликовое отделение - предназначено для подготовки колесных пар с роликовыми буксами к ремонту, диагностики технического состояния элементов колесной пары и ее буксовых узлов, демонтажа роликовых букс с колесной пары, ремонта и подготовки к монтажу корпусов букс и крепительных элементов (крепительных крышек, болтов, шайб и пр.), монтажа роликовых букс на колесную пару, приемки и окраски колесных пар;

Ремонтно-комплектовочное отделение роликовых подшипников– предназначено для контроля, ремонта и комплектовки роликовых подшипников с целью обеспечения их надежной работы в буксах колесных пар.

При поступлении вагонов в деповской ремонт все колесные пары поступают в колесно-роликовый участок депо для освидетельствования или ремонта.

Производственный процесс ремонта колесных пар и их букс организуется по методу предметной специализации на комплексно-механизированных линиях, позволяющий расчленить весь технологический процесс на ряд параллельных технологических процессов с учетом объема выполняемых работ (с полной или промежуточной ревизией буксовых узлов) и комплектующих сборочных единиц.

Рассмотрим технологический процесс ремонта колесной пары с полной ревизией роликовых букс и обточкой колес по профилю катания, как наиболее трудоемкий и с максимальным использованием средств механизации и автоматизации.

Последовательность выполнения основных видов работ (маршрутная технология) при полном освидетельствовании и ремонте роликовых колесных пар без смены элементов показана на рис.2.

5.1
5.2

Рис.2. Структурная схема технологического процесса колесных пар

1 - предварительный осмотр колесных пар; 2- демонтаж роликовых букс; 3-очистка и обмывка кол. пар; 4 - УЗД подступичных частей осей колесных пар; 5 - магнитная дефектоскопия шеек и предподступичных частей (5.1) и средних частей (5.2) осей колесных пар; 6 – технические измерения колесных пар, заполнение натурного листка ф. ВУ-51 "Приход"; 7 - обтачивание профиля поверхностей катания колес; 8 - измерение размеров кол. пар и заполнение листка формы ВУ-51 "Расход"; 9 - зачистка (полирование) шеек кол. пар; 10 - клеймение кол. пар; 11- монтаж роликовых букс; 12- контроль сборки букс и постановка бирки; 13 - окраска и сушка колесных пар.

Трудоемкость работ согласно "Типовым технически обоснованным нормам времени на ремонт и формирование колесных пар" и "Типовых норм времени на ремонт вагонных букс с роликовыми подшипниками с учетом автоматизации и механизации производственных процессов " указана в табл.1.

Таблица 1.Характеристика технологического процесса

ремонта роликовых колесных пар без смены элементов

№ п/п Наименование работ Ед. изме- рения Используемое оборудование Профессия рабочего Раз- ряд рабо- ты Норма времени, чел-мин
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
1. Колесную пару предварительно осмотреть кол. пара Площадка для осмотра Мастер 1,5
2. Демонтаж роликовых букс произвести -«- -»- Буксосъемник,стенд для демонтажа Слесарь 20,58
3. Колесную пару обмыть Моечная машина МСО-010 Оператор
4. Корпус буксы и детали крепления обмыть Моечная уста- новка для кор- пусов букс Оператор 6,0
5. Роликовый подшипник промыть Кол. пара Автомат. уста- новка для про- мывки подш. - 6,0
6. Роликовый подш. отремонтировать -»- Технолог. обор-ие для контроля, ремонта и комплектовки подшип Слесарь 60,0
7. Магнитный контроль и УЗД произвести кол. пара -«- -«- -«- -«- -«- -«- Стенд Р8617 для де- фектоскопиров. и измерени кол.пары Дефекто- скопист 16,7
8. Измерение колесной пары произвести Стенд БВ 9272, шаблоны Мастер - 10,2
9. Колесную пару по кругу катания колес обточить Колесотокарный Станок «Рафамет» Токарь
10. Корпус буксы и детали крепления к монтажу подготовить Слесарный инструмент Слесарь 15,0
11. Монтаж роликовых букс произвести Буксонадеватель, стенд для монтажа букс УДМБ-5 Слесарь 69,0
12. Промежуточную ревизию рол. букс произвести Технологическое оборуд-ие для промежуточной ревизии Слесарь 10,8
13. Окраску и сушку кол.пары произвести Установка УРБХ-1 Маляр 6,5

ВСН 02-91
---------------
МПС

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Железнодорожные пассажирские вагонные депо.

Нормы проектирования

Дата введения 1992-07-01


РАЗРАБОТАНЫ Гипротранстэи МПС

(Руководитель темы Фролов С.Г., ответственный исполнитель Коробов В.С.)

ВНЕСЕНЫ Гипротранстэи МПС

ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Главным пассажирским управлением МПС (Прытков А.П.)

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством путей сообщения 12 апреля 1991 г.

ВЗАМЕН в части пассажирских вагонных депо

ВВЕДЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Настоящие нормы распространяются на разработку проектов на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих депо по плановому деповскому ремонту пассажирских вагонов.

Нормы устанавливают единые строительные и технологические требования по разработке проектов депо для планового деповского ремонта пассажирских вагонов железных дорог МПС и предназначены для инженерно-технических работников проектных, конструкторских и научно-исследовательских организаций, а также работников предприятий пассажирского хозяйства.

Нормы соответствуют требованиям действующих нормативных документов по проектированию и строительству, государственным стандартам, санитарным и противопожарным нормам, правилам техники безопасности и природоохранительным законодательствам.

Нормы разработаны с учетом реализации в проектах достижений науки и техники, передовой технологии, прогрессивного оборудования, экономного расходования сырьевых и энергетических ресурсов, повышения качества готовой продукции и прогрессивных форм организации производства в передовых депо по ремонту пассажирских вагонов.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Нормы содержат основные требования, необходимые для разработки проектов на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение вагонных депо по ремонту пассажирских вагонов железных дорог колеи 1520 мм следующих типов: мягких, купейных, жестких некупейных, межобластных, багажных, вагонов-ресторанов, вагонов с купе-буфетом, а также купейных вагонов длиной 27 м.

1.2. Вагонные депо по ремонту пассажирских вагонов (в дальнейшем вагонные депо) предназначены для планового деповского ремонта пассажирских вагонов с целью восстановления их работоспособности до следующего планового ремонта.

1.3. Вагонное депо следует проектировать на программу ремонта 1000-1500 пассажирских вагонов в год, при этом за расчет следует принимать жесткий некупейный вагон с ременным приводом и лампами накаливания. Для вагонов других типов программу ремонта рассчитывают с применением следующих коэффициентов приведения к жесткому некупейному:

жесткий купейный

жесткий купейный длиной 27 м

мягкий

межобластной

багажный

ресторан

вагон с купе-буфетом

В зависимости от конструктивных особенностей вагонов коэффициент приведения следует увеличивать в следующих размерах: для жестких некупейных и купейных вагонов, оборудованных редукторно-карданным приводом - на 0,05; оборудованных люминесцентным освещением - на 0,05; оборудованных комбинированным отоплением - на 0,05; оборудованных электроотоплением - на 0,05; для жестких купейных, оборудованных кондиционированием воздуха - на 0,07; оборудованных вторым генератором - на 0,1; для мягких, оборудованных установками кондиционирования воздуха - на 0,5; для межобластных, оборудованных централизованным энергоснабжением - на 0,145; оборудованных высоковольтным электроотоплением - на 0,23; для вагонов-ресторанов, оборудованных генератором мощностью 28 кВт - на 0,47; оборудованных генератором мощностью 32 кВт и плитой на жидком топливе - на 0,89.

В зависимости от срока службы вагона коэффициент приведения следует увеличивать в следующих размерах: от 20 до 30 лет - на 20%, от 25 до 30 лет - на 40%, свыше 30 лет - на 60%.

Проектирование следует производить на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещения вагонных депо.

1.4. Ремонт вагонов в депо должен производиться поточным методом.

1.5. Режим работы производственных участков и отделений вагонных депо следует принимать двухсменный с пятидневной рабочей неделей, продолжительностью рабочего времени 40 час.

1.6. Объекты вспомогательного производственного значения и санитарно-бытовые помещения (компрессорная, трансформаторная, котельная, прачечная, химчистка и др.) следует предусматривать в кооперации с имеющимися в железнодорожном узле или в городе. При невозможности кооперации их необходимо предусматривать в депо.

2. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕПО

2.1. Генеральный план вагонного депо следует разрабатывать как комплекс, включающий в себя площадочные объекты, расположенные на деповской территории: основное здание депо с мастерскими, прочие здания, сооружения и устройства, деповские и подъездные железнодорожные пути и автомобильные дороги.

2.2. Площадку для строительства вагонного депо и связанных с ним обслуживающих и вспомогательных объектов необходимо выбирать в соответствии с имеющимся проектом (схемой) районной планировки и с учетом местных условий: рельефа местности, климата, окружающей застройки. При выборе площадки для строительства необходимо стремиться к максимальному приближению ее к существующим источникам и сетям энерго-, водо- и теплоснабжения. Одновременно должен производиться выбор мест расположения водозабора, площадки под очистные сооружения, площадок для размещения растительного и избыточного грунта.

2.3. Площадь территории вагонного депо, размеры вспомогательных зданий и сооружений, количество и длина железнодорожных путей определяются проектом с учетом специализации депо и местных условий (кооперация производства ремонтных работ, тепло- и водоснабжение, энергоснабжение, воздухоснабжение, стирка, химчистка, ремонт спецодежды и обуви и пр.).

Архитектурно-планировочные требования

2.4. На территории вагонного депо генпланом должно быть предусмотрено размещение следующих объектов:

производственный корпус;

служебно-бытовой корпус;

склад запасных частей и материалов;

парк колесных пар;

автоматическая насосная станция противопожарного водоснабжения с резервуаром для запаса воды;

очистные сооружения;

инженерно-технические сооружения ГО, сооружаемые по требованию задания на проектирование.

2.5. Парк колесных пар оборудуется сдвоенной рельсовой колеей и мостовым (козловым) краном грузоподъемностью 3,2 т. Площадь парка определяется в зависимости от производственной программы депо по ремонту вагонов. В парке должно размещаться не менее пятисуточной программы ремонта колесных пар. Расчетная длина пути, приходящаяся на одну колесную пару при размещении ее на сдвоенной рельсовой колее, составляет 0,66 м.

Расчетная ширина с учетом проходов между рядами колесных пар - 2,4 м.

2.6. Площадку для стоянки личного транспорта следует размещать за пределами ограды или условной границы предприятия в соответствии с п.3.12 СНиП II-89-80 .

2.7. Размещение обустройств вагонного депо и путевое развитие приведено на рис.1.

Рис.1. Размещение обустройств вагонного депо и путевое развитие

1 - производственный корпус, 2 - корпус бытовых и административных помещений, 3 - склад запасных частей и материалов, 4 - склад ГCM, 5 - склад баллонов, 6 - площадка для металлолома, 7 - площадка для мусора в контейнерах, 8 - склад пиломатериалов, 9 - парк колесных пар, 10 - склад угля, 11 - резервуар противопожарный для воды, 12 - автоматическая насосная станция противопожарного водоснабжения, 13 - спортивная площадка, 14 - площадка для отдыха, 15 - проходная, 16 - гараж, 17 - очистные сооружения, 18, 19 - погрузочно-выгрузочные тупики, 20 - ходовой путь, 21-22 - отстойные пути, 23 - приемочные пути, 24 - отправочные пути с экипировкой водой и топливом, 25 - ремонтные пути

2.8. При разработке генерального плана вагонного депо, кроме требований общих при проектировании, должно быть учтено:

примыкание железнодорожных путей проектируемого депо и железнодорожной станции без пересечения главных путей и создания угловых потоков при поступлении вагонов в ремонт и выдаче их после ремонта;

взаимное расположение зданий и сооружений, обеспечивающее ремонт вагонов, как правило, по принципу сквозного потока;

возможность дальнейшего расширения (удлинения) зданий, особенно производственного назначения.

2.9. Размещение зданий, сооружений и устройств на территории депо должно определяться наиболее благоприятными и безопасными условиями для труда и производственного процесса, рациональным использованием земельного участка, обеспечивающим наибольшую эффективность капитальных вложений.

2.10. Производственные здания должны быть отделены от жилых застроек санитарно-защитной зоной размером не менее 100 м. Санитарно-защитная зона не может рассматриваться как резервная территория депо.

2.11. Территория вагонного депо по периметру должна иметь ограждение и охранное освещение в соответствии с "Указанием по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений", СН 441-72 *, табл.1.

2.12. Главный вход на территорию необходимо предусматривать со стороны основного подхода и подъезда работников депо. Вагонное депо, площадка территории которых более 5 га, должны иметь не менее двух въездов.

При размере стороны площадки вагонного депо более 1000 м на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.

2.13. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м.

2.14. Внутриплощадочные проезды, тротуары, пешеходные дорожки должны иметь твердое покрытие из асфальтобетонных смесей или плиточное. На внутриплощадочных проездах с малой интенсивностью движения (пожарные проезды, подъезд к очистным сооружениям, трансформаторным подстанциям) следует применять покрытия из щебня, гравия, шлака.

2.15. Площадки у административно-бытового корпуса, участки между железнодорожными путями рекомендуется предусматривать с покрытием из материалов, заменяющих травяной газон, таких как галька, цветной шлак и керамзит.

2.16. Планируемые поверхности и откосы необходимо оформлять газоном.

2.17. Площадки для отдыха следует размещать в пределах ветровой тени у зданий, не выделяющих токсичных производственных выбросов.

2.18. Вводы в основное здание ремонтных путей должны иметь отметку головки рельсов в одном уровне с отметкой пола здания.

Основные требования для разработки строительной части

2.19. Объемно-планировочные и конструктивные решения одноэтажных служебно-технических зданий, их параметры и габаритные схемы определяются по ГОСТ 23838-89 и ГОСТ 23837-79 .

При проектировании следует также руководствоваться СНиП 2.01.04-85, СНиП 2.09.02-85 *, и ВНТП-05-89** /МПС СССР. Основные координационные размеры производственных и вспомогательных многоэтажных зданий должны соответствовать ГОСТ 24336-80 (СТ СЭВ 1404-78, СЭВ М08-78).
______________
* На территории Российской Федерации действуют СНиП 31-03-01

** Заменены на ВНТП 05-97 . Здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.

2.20. Проектирование зданий и сооружений должно предусматривать меры защиты от коррозии строительных конструкций в соответствии со СНиП 2.03.11-85 . Проектирование бытовых зданий и помещений; административных зданий и помещений; отопление, вентиляцию и кондиционирования воздуха необходимо вести согласно СНиП 2.09.04-87 .

2.21. Производственные и вспомогательные здания, склады следует блокировать во всех случаях, когда такое объединение экономически обосновано и допустимо по производственным, строительным, санитарно-гигиеническим, противопожарным и взрывобезопасным требованиям, а также по условиям техники безопасности.

Здания должны иметь наиболее простую форму в плане и по фасадам и решаться в однотипных объемно-планировочных параметрах и конструкциях. При строительстве комплекса зданий различного назначения на одной площадке следует предусматривать минимально возможное количество унифицированных пролетов и высот помещений.

2.22. При проектировании зданий вагонных депо необходимо принимать пролеты 12,0; 18,0 или 24,0 м с шагом колонн 6 и 12 м. Бытовые здания и помещения и административные здания и помещения принимаются, как правило, по однопролетной (6 и 12 м) или двухпролетной (6+6 м) схемам.

2.23. Внутренние стены и перегородки следует предусматривать для выделения только тех цехов, участков, отделений, которые должны быть изолированы согласно санитарным, противопожарным или технологическим требованиям.

2.24. Ширина внутрицеховых производственных проездов для безрельсового транспорта и размеры проемов ворот (дверей) должны приниматься в зависимости от габарита транспортных средств и перевозимых грузов. Высоты внутрицеховых производственных проездов от уровня пола до выступающих элементов конструкций галерей и площадок, пересекающих проезды, или до наиболее низкой точки грузов, транспортируемых подъемно-транспортными устройствами, пересекающими переезды, должны быть не менее 3,6 м.

2.25. В производственных зданиях депо в зависимости от особенности рабочих мест следует применять зенитные фонари.

2.26. При отделке помещений необходимо руководствоваться требованиями "Указаний по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий" СН 181-70 с последующими дополнениями Госстроя СССР (бывшего).

2.27. Покрытие полов производственных участков следует производить мозаичными плитками на бетонном основании.

2.28. Пол в аккумуляторном отделении должен быть выложен кислотоупорной плиткой с промежутками между ними 5-8 мм, залитыми горячей мастикой, или из материалов, устойчивых к воздействию агрессивных веществ и легко поддающихся влажной уборке (ожелезненный бетон или метлахская плитка). Полы должны иметь уклон и трапы для отвода и стока воды.

2.29. Стены производственных помещений следует облицовывать плиткой светлых тонов на высоту до 1,8 м, остальная часть стен должна быть оштукатурена и окрашена в светлые тона.

2.30. Внутреннюю отделку помещений производить в соответствии с "Перечнем полимерных материалов и изделий", разрешенных к применению в строительстве приказом Минздрава СССР N 410 от 04.05.77 г., и дополнением к перечню, утвержденному заместителем главного государственного санитарного врача СССР N 2182-80 от 20.11.80 г.

Путевое развитие

2.31. На территории депо следует предусматривать следующие железнодорожные пути: погрузочно-выгрузочные тупики; ходовой путь; отстойные пути; приемочные пути; отправочные пути с экипировкой водой и топливом; ремонтные пути.

На деповских путях следует предусматривать укладку старогодных рельс типа не ниже Р43; число шпал на 1 км пути - 1440 шт.; балласт однослойный асбестовый, гравийный, гравийно-песчаный или песчаный; в обоснованных случаях допускается применение балласта из мелкого щебня фракции 5-25 мм на песчаной подушке; толщина балластного слоя из асбеста при железобетонных шпалах - 30 см, при деревянных шпалах - 25 см, для остальных видов балласта - 25 см независимо от материала шпал; стрелочные переводы должны иметь марку крестовины не круче 1/9, симметричные - не круче 1/6.

Все обустройства переездов должны соответствовать требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза СССР, типовым проектам, Правилам дорожного движения , СНиП "Автомобильные дороги", инструкции по устройству и обслуживанию переездов.

2.32. Суммарная длина путей для размещения вагонов, ожидающих постановки в ремонт, рассчитывается на размещение не менее двухсуточной производственной программы депо, а для размещения вагонов, ожидающих отправки после ремонта, - не менее суточной программы.

3. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕПОВСКОГО РЕМОНТА ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

3.1. При проектировании вагонных депо следует предусматривать применение прогрессивных технологических процессов, средств диагностики, комплексной механизации и автоматизации производства, АСУП депо, поточных и агрегатных методов ремонта вагонов и их узлов, максимальной кооперации по ремонту узлов и деталей вагонов (колесных пар с роликовыми подшипниками, автосцепного устройства, тормозного оборудования, рессорного подвешивания, радио- и телефонной аппаратуры и др.), а также централизованное снабжение запасными частями, узлами и материалами.

3.2. Деповской ремонт вагонов-ресторанов и вагонов с кондиционированием воздуха следует предусматривать в специализированных депо, в которых при необходимости можно ремонтировать вагоны и других типов.

3.3. Для перемещения вагонов по ремонтным позициям поточные линии следует оборудовать конвейерами.

3.4. Позиции наружной окраски вагонов следует располагать на продолжении конвейерных линий по ремонту вагонов. Они должны отделяться от ремонтно-сборочных позиций тамбур-шлюзом глубиной не менее 6 м.

3.5. Подсобно-заготовительные отделения по ремонту узлов и деталей следует располагать в непосредственной близости от ремонтных позиций вагоносборочного участка.

3.6. Набор технологического оборудования должен производиться по действующим каталогам, разработанным ПКБ ЦВ и другими организациями с учетом возможности применения средств технической диагностики.

3.7. Расстановка технологического оборудования должна обеспечивать безопасные условия труда, пожаро- и взрывобезопасность и соответствовать установленным нормам и правилам.

3.8. Ширина проходов, проездов и расстояния между металлорежущими станками должны быть не менее размеров, указанных в действующих нормативах. Транспортные проезды и проходы должны выполняться по кратчайшим технически обоснованным маршрутам.

3.9. Требуемое количество технологического оборудования рассчитывается в соответствии с трудозатратами на годовую программу ремонта, а для отдельных ремонтных участков и отделений определяется по количеству рабочих соответствующих профессий. С достаточной для проектных целей точностью количество основного оборудования следует определять по установленному на ремонт одного вагона расходу станко- и агрегато-часов, приведенному в табл.1.

Таблица 1

Наименование оборудования

Норма станко- и агрегато-часов на пассажирский цельнометаллический вагон

Жеский некупей- ный

Жесткий купейный _без К.В.
с К.В

Мягкий без К.В.
с К.В

Межоб- ластной

Багажный

Ресторан без К.В
с К.В

Вагон с купе- буфетом

Токарные станки

13,2
14,2

13,2
14,2

13,8
14,8

Вертикально-сверлильные станки

2,1
2,2

2,1
2,2

2,2
2,8

Поперечно-строгальные станки

2,1
2,2

2,1
2,2

2,2
2,4

Фрезерные станки

1,6
1,7

1,4
1,5

1,7
1,8

Колесно-токарные станки

Токарно-накатные станки

0,8
0,9

1,1
1,2

0,9
1,0

Электрогазосварочные агрегаты

12,6
13,5

12,6
13,5

13,1
14,0

Кузнечные молоты

11,1
11,9

11,3
12,1

11,6
12,4

Столярные станки

1,3
1,4

0,4
0,5

1,4
1,5

Болторезные и гайконарезные станки

1,6
1,7

1,8
1,9

1,7
1,8

3.10. Схемы автоматизации технологических процессов должны предусматривать:

контроль параметров, характеризующих технологический процесс;

автоматическое регулирование параметров в характерных точках процессов;

регистрацию параметров, необходимых для отчетности и анализа работы технологических узлов и отдельных агрегатов;

автоматическую защиту технологического оборудования в аварийных ситуациях;

автоматический ввод резервных агрегатов (АВР) при выходе из строя рабочих агрегатов в случаях, когда прекращение работы агрегата может привести к возникновению аварийной ситуации;

световую и звуковую сигнализацию (предупредительную и аварийную) отклонения основных технологических параметров от заданных значений.

3.11. Управление основными технологическими процессами в вагонном депо рекомендуется осуществлять из центрального пункта управления.

Внутренний водопровод, канализация, отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

3.12. Системы внутреннего водопровода в зависимости от назначения зданий подразделяются на:

хозяйственно-питьевую;

производственную, противопожарную.

При разработке проектов водоснабжения следует предусматривать повторное использование воды и создание локальных замкнутых систем производственного водоснабжения.

Системы оборотного водоснабжения подразделяются на:

систему оборотного водоснабжения нефтесодержащих стоков от промывки вагонных тележек и колесных пар, букс и пр.;

систему оборотного водоснабжения охлаждающей воды.

Для восполнения потерь воды в оборотных системах должны быть использованы, как правило, очищенные воды производственно-дождевой системы канализации. Недостающее количество должно восполняться свежей водой.

3.13. Системы канализации подразделяются на:

бытовую - для отвода сточных вод от санитарно-технических приборов, которая включает в себя производственные сточные воды вагонного депо;

объединенную - для отведения бытовых и производственных вод при условии возможности их совместного транспортирования и очистки;

внутренние водостоки - для отведения дождевых и талых вод с кровли зданий.

3.14. Проектирование систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха вагонного депо следует производить в соответствии с СНиП 2.04.05-76 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха" и требований отраслевых документов.

3.15. Отопление помещений вагонного депо следует проектировать водяным, воздушным, совмещенным с приточной вентиляцией, или паровым.

3.16. Ворота в производственный корпус следует оборудовать воздушно-тепловыми завесами.

3.17. Проектирование печного отопления в зданиях вагонного депо не допускается.

Устройства связи и сигнализации

3.18. Проектирование сигнализации, централизации, блокировки и связи в вагонном депо следует выполнять в соответствии с требованием ПТЭ 1986 г. и глав 17 и 18 СНиП II-39-76* "Железные дороги колеи 1520 мм" .
__________________
* Заменены на СНиП 32-01-95 . - Примечание изготовителя базы данных.

3.19. Для хозяйственного и оперативного руководства работой и технологическими процессами вагонного депо, взаимодействия технических служб и административно-хозяйственного аппарата, выполнения требований техники безопасности и пожарной безопасности необходимо предусматривать следующий комплекс устройств связи и сигнализации:

оперативную внутрипроизводственную связь;

прямую телефонную связь оператора вагонного депо с маневровым диспетчером;

двустороннюю громкоговорящую связь оператора;

электрочасофикацию;

радиотрансляционную сеть в служебно-технических помещениях;

автоматическую охранно-пожарную сигнализацию;

промышленное телевидение.

Производственные участки вагонного депо, связанные с передвижением вагонов, оборудуются звуковой и световой сигнализацией, предупреждающей производственный персонал о предстоящих маневрах.

4. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ И ПОДСОБНО-ЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ОТДЕЛЕНИЯ

4.1. Состав производственных участков и отделений депо по ремонту пассажирских вагонов и их площади приведены в табл.2.

Таблица 2

Наименование производственных участков и отделений

Площадь, м

Программа ремонта

Вагоносборочный участок

по расчету

Отделения:

малярное

по расчету

тележечное

колесно-роликовое

редукторно-карданное

слесарно-комплектовочное

рессорно-пружинное

кузнечное

сварочное

ремонта гидравлических гасителей колебаний

механическое

ремонта устройств отопления, водоснабжения и вентиляции

ремонта фильтров

ремонта унитазов

ремонта кипятильников

гальванических покрытий

столярно-обойное

полимерных изделий

краскозаготовительное

инструментальное

ремонта тормозного оборудования (АКП)

ремонта автосцепки (КПА)

ремонта и обслуживания технологического оборудования депо

слесарно-замочное

ремонта электрических машин

то же аппаратов низкого напряжения

аккумуляторное

ремонта высоковольтного электрооборудования

то же холодильного оборудования

контрольно-измерительных приборов (КИП)

зарядки огнетушителей

компрессорное

ремонта и зарядки электрокар и электропогрузчиков

склад запасных частей и материалов

кладовая огнеопасных материалов

склад лесоматериалов с сушильной камерой

по расчету

Кровельное отделение

4.2. Размеры площадей производственных участков и отделений зависят от производственной программы, фонда рабочего времени, метода ремонта, продолжительности технологических операций и габаритных размеров применяемого оборудования.

4.3. Производственная программа участков и отделений по ремонту вагонов, а также их узлов и деталей с учетом потребностей прикрепленных пунктов технического обслуживания и кооперации для других депо устанавливается заданием на проектирование.

4.4. Длина и ширина вагоносборочного участка и малярного отделения рассчитываются по параметрам, приведенным в табл.3 по формулам:

Длина *

Ширина
________________
* Формула соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Таблица 3

Показатели

Значения параметров депо

реконструируемых

1. Количество ремонтных позиций на поточной линии для вагонов без кондиционирования воздуха, , шт.

2. То же для вагонов с кондиционированием воздуха, , шт.

в т.ч. в малярном отделении, , шт.

3. Количество вагонов на одной позиции, , шт.

4. Длина ремонтного места вагона без выкатки тележек, , м

То же с выкаткой и подкаткой тележек с одного конца вагона, , м

То же с выкаткой и подкаткой тележек с разных концов, , м

5. Расстояние от выступающих частей торцовой стены здания до ремонтного места, , м

6. Ширина поперечного транспортного проезда, , м

7. Глубина тамбура-шлюза между вагоноремонтным участком и малярным отделением, , м

по условиям

8. Расстояние от торцевой стены малярного отделения до оборудования, , м

9. Длина оборудования для окраски или сушки вагонов, , м

10. Интервал между оборудованием и ремонтным местом, , м

11. Количество поточных линий, шт.

12. Ритм поточной линии,

13. Расстояние между осями смежных ремонтных путей, , м

при двухпутном депо

не менее 6,0

при трехпутном депо

не менее.....,0**

14. Расстояние от продольной стены до оси крайнего пути,, м

не менее 4,5

________________
* Числитель для депо с программой ремонта 1000 вагонов в год, знаменатель - 1500 вагонов в год.

** Брак оригинала. - Примечание изготовителя базы данных.

4.5. Схема расстановки вагонов и обязательного технологического оборудования вагоносборочного участка и малярного отделения вагонных депо по ремонту пассажирских вагонов без кондиционирования воздуха на программу 1000 вагонов в год для новых депо приведена на рис.2; то же - вагонов с кондиционированием воздуха на рис.3, то же для вагонных депо по ремонту вагонов без кондиционирования и с кондиционированием воздуха на рис.4.

Рис.2. Схема расстановки вагонов и обязательного технологического оборудования вагоносборочного участка и малярного отделения вагонных депо по ремонту пассажирских вагонов без кондиционирования воздуха на программу 1000 вагонов в год

I - вагоносборочный участок, II - малярное отделение, III - тамбур-шлюз, 1 - позиция подготовительная, 2 - позиция подъемки вагонов, 3 - позиция демонтажа, 4 - позиция ремонта и сборки, 5 - позиция окраски и сушки кузова вагона, 6 - домкраты, 7 - установки для подготовки поверхностей под окраску, 8 - машина для окрашивания, 9 - машина для сушки окрашенных поверхностей

Рис.3. Схема расстановки вагонов и обязательного технологического оборудования вагоносборочного участка и малярного отделения вагонных депо по ремонту пассажирских вагонов с кондиционированием воздуха на программу 1000 вагонов в год

I - вагоносборочный участок, II - малярное отделение, III - тамбур-шлюз, 1 - позиция подготовительная, 2 - позиция подъемки вагонов, 3 - позиция демонтажа, 4 - позиция ремонта и сборки, 5 - позиция испытания эл. оборудования, 6 - позиция испытания холодильных агрегатов и кондиционирования воздуха, 7 - позиция окраски и сушки кузова вагона, 8 - домкраты, 9 - установки для подготовки поверхностей под окраску, 10 - высоковольтные колонки, 11 - машина для окрашивания, 12 - машина для сушки окрашенных поверхностей

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

План главного производственного корпуса депо для ремонта пассажирских вагонов приведен на рис. Х.П. Основные принципы размещения участков и отделений депо для ремонтов пассажирс­ких вагонов те же, что и для грузового вагонного депо. В соответ­ствии с особенностями конструкции пассажирских вагонов депо имеет ряд дополнительных производственных участков и отделе­ний и несколько иное оборудование. Перед постановкой в ремонт вагоны внутри и снаружи обмывают и дезинфецируют.

Для механизации работ, связанных с ремонтом тележек пас­сажирских вагонов, применяется технологическая оснастка (рис. Х.12). Оснастка рассчитана на ремонт 2000 тележек в год, занимает площадь 360 м 2 , а конвейерная линия имеет длину 36 м. Тележки, выкаченные из-под вагона на вагоносборочном участке, машиной для их ремонта захватываются и перевозятся в теле-жечное отделение. Здесь с помощью гайковертов, установленных на ремонтной машине, отвинчивают гайки шпинтонов и опускают колесные пары, которые направляют в отделение для их ремонта. Тележки перевозят машиной на поточную линию и опускают на технологические тележки на первую позицию конвейера. Затем тележку перемещают конвейером в моечную машину, которая рас­положена на второй позиции. Обмывка осуществляется горячей водой при давлении 1,98 МПа путем перемещения подвижных со­пел вокруг тележки. После обмывки тележку перемещают кон­вейером на третью позицию. Механически связанные тележки кон­вейера имеют ход 6 м, равный расстоянию между позициями. Позиции конвейера снабжены подъемниками. Для возврата кон­вейера в исходное положение вагонные тележки поднимают на всех позициях, и освободившиеся технологические тележки кон­вейера возвращают в исходное положение. После этого вагонные тележки вновь опускают на технологические тележки конвейера, и ремонт продолжается. Время, затрачиваемое на перемещение и воз­вращение конвейера в исходное положение, составляет 3 мин. На третьей позиции тележки разбирают с помощью пресса, кантовате­ля и крана, снимают рычажную передачу. С помощью пресса сжи­мают центральное подвешивание и разбирают. Затем кантовате­лем раму тележки поворачивают. В таком положении контролиру­ют расстояние между шпинтонами и осматривают нижнюю часть тележки. Далее раму разобранной тележки перемещают на четвер­тую позицию для сборки тележки. На пятой позиции устанавлива­ют мелкие детали и выполняют окончательную сборку. С шестой


Рис. Х.11. План главного производственного корпуса депо для ремонта пассажирских вагонов: / - вагоносборочный участок с малярным отделением; // - отделение ремонта автосцепки; /// - участок ремонта электрообо­рудования вагонов; IV - участок ремонта холодильного оборудования; V - отделение для ремонта приборов отопления и водоснаб­жения; VI - кровельно-жестяницкое отделение; VII - отделение ремонта автотормозов; VIII - столярное отделение; IX - сте­кол ьно-обойное отделение; X - электросварочное отделение; XI - елесарно-механическое отделение; XII - служебно-бытовые по­мещения; XIII - ремонт генератора; XIV. - кладовая; XV - инструментальное отделение; XVI - отделение ремонта и изготов­ления деталей из полимеров; XVII - отделение для ремонта замков и фильтров; XVIII - кузнечно-пружинное отделение; XIX -

участок ремонта роликовых подшипников; XX - тележечно-колесный участок; XXI - парк тележек и колесных пар


позиции тележку поднимают. На поднятую тележку с помощью машины устанавливают колесные пары и завинчивают гайки шпин-тонов. Затем тележку перемещают на вагоносборочный участок для подкатки под вагон.

Программа отделения определяется количеством тележек, по­ступающих от вагоносборочного участка (100%), и тележек, вы­катываемых из-под вагонов, отправляемых в текущий отцепочный ремонт (15-20 %).

Участок по ремонту электрооборудования пассажирских ЦМВ предназначен для выполнения деповского и текущего ремонтов, технических осмотров и ревизии электрического оборудования пассажирских вагонов. Узлы электрооборудования ремонтируют обезличенным способом, т. е. заменяют неисправные узлы новыми или заранее отремонтированными. Готовую продукцию направля­ют в кладовую, откуда выдают для монтажа на вагон.

Элементы и узлы электрооборудования, требующие после ре­монта наладки и регулирования на стенде, выдают на вагон только в запломбированном виде. Отсутствие или нарушение пломб рас­ценивается как неисправность.

На участке имеются следующие отделения: для ремонта элек­трических машин, ремонта электроаппаратуры, радиоаппаратуры и контрольно-измерительных приборов, аккумуляторов, ремонта несъемного электрооборудования, проведения технических осмот­ров и ревизий, ремонта редукторно-карданных приводов. Пере­чень отделений может измениться в зависимости от особенностей конструкции приписанных к депо пассажрских вагонов.

Участок для ремонта холодильных установок, пассажирских вагонов (рис. Х.13) предназначен для выполнения деповского и текущего ремонтов, технических осмотров и ревизии холодильного оборудования пассажирских вагонов.


Ремонт холодильного оборудования выполняется по принципу замены неисправных узлов и деталей заранее отремонтированны-


Рис. Х.13. План участка ремонта холодильных установок пассажирских вагонов:

/ - отделение разрядки холодильных агрегатов от хладона и масла и их зарядки; // - отделение демонтажа, очистки и обмывки; /// - отделение ремонта и испытания конт­рольно-измерительных приборов, автоматики и запорной арматуры; /V -■ отделение разбор­ки, сборки и испытания холодильных агрегатов и компрессоров; V - отделение ремонта компрессоров; VI - отделение ремонта теплообменных аппаратов, аккумуляционных плит и фильтров осушителей; VII - малярное отделение

ми или новыми. Ремонтные и профилактические работы, обеспечи­вающие исправное состояние холодильного оборудования пасса­жирских вагонов выполняют на специальном участке.

Ремонтно-комплектовочный участок пассажирского депо (кроме отделений для ремонта автосцепки, слесарно-механического, элект­росварочного, рессорно-пружинного и автотормозного, рассмот­ренных при описании грузового депо) включает дополнительно следующие отделения.

Отделение по ремонту гидравлических гасителей колебаний тележек пассажирских вагонов размещается в трех отдельных по­мещениях: очистки гасителей колебаний; ремонта и ревизии, ок­раски, хранения и регенерации рабочей жидкости.

В отделении применяется следующее оборудование: стол сухой очистки, испытательный динамический стенд, моечная машина де­талей гасителей колебаний, стенды для разборки и ремонта, сбо­рочный стенд, баки для сбора рабочей жидкости при разборке, регенерационная установка, баки для хранения новой и регенери­рованной рабочей жидкости, дозатор, из которого гаситель при его сборке на стенде заполняется строго определенным объемом жидкости, окрасочная камера, стеллажи для неисправных гасите­лей и их деталей, а также стеллажи для восстановленных деталей и отремонтированных гасителей колебаний и др.

Слесарно-замочное отделение выполняет ремонт дверных зам­ков, ручек, петель, гарнитуры окон, дверей и мебели. В этом от-


делении осуществляют слесарно-пригоночные и сборочные рабо­ты, а также изготовляют детали замков, ручек и петель. В отде­лении установлены верстаки, настольный сверлильный станок, ножницы для резки листовой стали, заточной станок. Рабочие места оснащены электрическим и пневматическим ручным инстру­ментом.

Отделение по ремонту устройств отопления, водоснабжения и вентиляции предназначено для промывки, осмотра и ремонта воз­духонагревателей, расширителей, труб отопления и водоснабже­ния, кранов, баков, рабочих и запасных фильтров, насосов и дру­гих узлов и деталей системы отопления и вентиляции. Отделение оборудовано стеллажами для укладки труб и арматуры, посту­пивших в ремонт; ванной, в которой производится промывка дета­лей, очистка от ржавчины и грязи; верстаками для осмотра и оп­ределения объема ремонта; приспособлениями для нарезки резьбы на трубах, обрезки и гибки труб; верстаками для ремонта венти­лей, кранов и различной арматуры, оборудованных тисками и приспособлениями для притирки пробковых кранов; столом и стендом для ремонта и испытания баков, расширителей и возду­хонагревателей, стеллажами для отремонтированных узлов и де­талей. Промывают, ремонтируют и пропитывают фильтры обычно в отдельном помещении, в котором имеются стеллажи для хране­ния неисправных и отремонтированных фильтров, двухкамерная моечная машина для промывки фильтров, ванна для пропитки их маслом, центрифуга для удаления излишнего масла. Здесь же пропитывают паронитовые прокладки глицерином, подогретым до температуры 50-60 °С. Пропитывают их в специальной ванне в течение 4-5 ч.

Отделение для ремонта кипятильников оснащено стеллажами, верстаками для разборки, ванной для удаления грязи и старой краски, стендом для очистки от накипи, ванной для промывки внутренней поверхности содовым раствором и проточной водой, стендом для лужения внутренней поверхности, стендом для ремонта обгоревших отражателей огневой коробки, неисправных люков топки и зольника кипятильника, верстаком для ремонта армату­ры, стендом для испытания арматуры, стендом для окраски кипя­тильников, камерой для их сушки, стендом для испытания кипя­тильников.

Вместо лужения можно производить металлизацию поверхности алюминием. В этом случае после промывки кипятильники направ­ляют в отделение металлизации, где их очищают в дробеструйной камере и металлизируют. После металлизации кипятильники воз­вращают в отделение для общей сборки.

Кипятильники, имеющие неисправности в системе электричес­кого обогрева, направляют после ремонта корпуса и арматуры на участок по ремонту электрооборудования вагонов.


Слесарно-комплектовочное отделение предназначено для ре­монта и комплектовки узлов тележек: тормозных траверс, рычаж­ной передачи, башмаков с подвесками, деталей центрального подвешивания, вкладышей скользунов и поводков, надбуксовых фрикционных гасителей колебаний тележек К.ВЗ-5 и КВЗ-ЦНИИ и шпинтонов.

Детали тележек поступают в отделение в кассете и подаются на стол для осмотра, контроля и определения объема работ. Тра­версы и подлюлечные балки подаются на стол-накопитель поточ­но-конвейерной линии. На первой позиции производят наплавку изношенных ушков отверстий траверс, замену негодных ушков. На второй позиции производят наплавку цапф траверс и шеек балок. Наплавленные траверсы и подлюлечные балки поступают на нч-копитель, с которого укладываются в кассеты для транспортиров­ки в механическое отделение для обработки. После механической обработки указанные детали проходят контроль на инспекторской площадке, а затем подаются в кассетах на третью позицию, где производится сверловка отверстий в ушках траверс под валики или втулки, а при необходимости отверстий под шплинты - в цап­фах на специальном приспособлении. На четвертой позиции снима­ют изношенные и напрессовывают новые втулки на цапфы, а так­же запрессовывают втулки в отверстия ушков. Позиция оборудо­вана прессами для запрессовки втулок и испытания траверс.

Для ремонта деталей рычажной передачи в отделении имеются стол-накопитель, на котором рычажную передачу осматривают, разбирают и определяют объем ремонта; сварочная кабина, куда поступают вертикальные рычаги, затяжки, подвески и другие де­тали, требующие сварки (затем они направляются в механическое отделение для обработки); стол для ремонта и комплектовки дета­лей рычажной передачи; пресс для замены изношенных втулок. Здесь же ремонтируют тормозные тяги, для испытания которых имеется специальный стенд.

Ремонт и комплектовка башмаков с подвесками, деталей цент­рального подвешивания и буксового узла производятся на специ­альных столах. Детали, требующие наплавки, направляются в сварочное отделение, затем в механическое отделение для обра­ботки, после чего они поступают на комплектовку.

Отделение полимерных изделий и ремонта резиновых деталей предназначено для ремонта изделий из резины и пластмасс и на­пыления полимерных материалов на поверхность металлических деталей вагонов. В отделении имеются машина для литья под дав­лением деталей из капрона, установка для термообработки дета­лей в масле и в воде и печи для подогрева металлических деталей перед началом и после напыления, ванна для напыления полимера на деталь в псевдосжиженном слое, пресс для извлечения деталей из пресс-формы.


Для ремонта резиновых деталей имеется стол-верстак, пресс для прессования с одновременной вулканизацией уплотнений в пресс-форме и приклеивания вулканизацией готовых уплотнений к технической резине в специальном приспособлении, пресс для склеивания резиновых суфле, автоклав и др.

Столярно-обойное отделение предназначено для ремонта внут­ренних дверей, диванов, столиков, оконных рам и других деревян­ных изделий внутреннего оборудования вагонов и имеет три от­дельных помещения: для производства столярно-сборочных работ; станочное; для производства обойных работ.

Отделение имеет следующее оборудование: циркульную и лен­точную пилы, заточной, строгально-фуговочный, фрезерный, ком­бинированный и токарный станки, столярные верстаки и швейную машину для ремонта и изготовления драпировок, чехлов и др.

Отделение металлизации предназначено для покрытия деталей систем водоснабжения и отопления слоем металла методом напы­ления для защиты от коррозии. В отделении имеется два помеще­ния: дробеструйной подготовки деталей и напыления покрытий. В отделении размещены стеллажи для деталей, требующих дро­беструйной обработки; дробеструйная камера с аппаратом; стол; шкафы для инструмента; стеллажи для деталей, подлежащих ме­таллизации; верстак; стеллажи для готовой продукции.

Отделение гальванических покрытий предназначено для нане­сения защитно-декоративного покрытия на детали вагонов и поли­ровки алюминиевых деталей. В отделении имеются помещения: шлифовально-полировочное, нанесения покрытий, генераторное и вентиляционная камера. В помещении шлифовально-полироваль-ных работ размещены шлифовально-полировальный станок, уста­новка для накатки наждачного порошка на войлочные круги, стеллажи для материалов, инструмента и деталей, клееварка. В помещении нанесения покрытий установлены гальванические ванны, каждая из которых снабжена щитком, на котором смонти­рованы вольтметр, амперметр, разъединитель для включения в сеть и реостат. Кроме ванн, устанавливают монтажно-демонтаж-ные столы, стеллажи, сушильные шкафы, а также набор подвесок и другое вспомогательное оборудование. В генераторном помеще­нии размещены низковольтные генераторы, а в вентиляционной камере - вентиляторы среднего давления для отсоса вредных га­зов от гальванических ванн.